Закрытого типа сабвуфер: 403 — Доступ запрещён – Сабвуферы закрытого типа

Содержание

домашние активные и пассивные сабвуферы для кинотеатра. Как выбрать домой лучшую модель? Настройка

Сабвуферы для дома – активные и пассивные для кинотеатра, саунд-системы, принято приобретать, если хочется получить действительно глубокое и красивое звучание. Этот компонент необходим для проигрывания самых низких частот, без него невозможно добиться того объемного эффекта при работе акустики, который так ценят настоящие меломаны и поклонники кинематографа.

Что нужно узнать перед тем, как выбрать домой лучшую модель, какая настройка потребуется девайсу для корректной работы, в чем заключаются секреты выбора – во всем этом стоит разобраться более подробно.

Основные характеристики

Сабвуфер – это устройство, работающее на самых низких частотах. С его помощью можно добиться «эффекта присутствия», полного погружения в атмосферу происходящих на экране событий. Для домашнего кинотеатра этот компонент особенно важен, ведь без него звук будет «плоским». Музыкальный центр или акустика с сабвуфером тоже начинает звучать совершенно по-другому, проявляя всю глубину и силу басовых партий. Для его подключения необязательно нужен провод – современные модели устройств вполне успешно обходятся без него, формируя соединение через Bluetooth.

Сабвуфер для дома представляет собой компактную акустическую систему, способную воспроизводить звуки в частотном диапазоне от 15 до 180 Гц, но человеческое ухо воспринимает их до достижения 20 Гц, так что искать самые низкие показатели не стоит.

По типу оформления головки все модели делятся на полосовые, закрытые и фазоинверторные.

К основным характеристикам изделия относится мощность. Ее определяют, исходя из аналогичных показателей остальных компонентов системы. В среднем, пропорция должна быть следующей: на 1 Вт фронтальной колонки 1,5 Вт сабвуфера. Правильное соотношение помогает получить хорошие динамические характеристики звучания.

У пассивных сабвуферов среди характеристик можно встретить рекомендуемую мощность. У активных моделей вместо этого параметра будет просто обозначение RMS/DIN. Не менее важна частота разделения – она определяет, с какого момент звук будет воспроизводиться сабвуфером. Например, при показателе в 120 Гц все более низкие сигналы возьмет на себя сабвуфер. Чувствительность – эта характеристика определяет громкость звучания. Чем она выше, тем лучше будет коэффициент эффективности усилителя. При низкой чувствительности даже мощные колонки звучат не слишком громко. Аудиосистемы, в которых уже есть сабвуфер, обозначаются как 2.1, 5.1, 7.1, где 1 после точки и свидетельствует о наличии устройства для воспроизведения низких частот.

Обзор видов

Все сабвуферы для домашнего кинотеатра или музыкальной акустики имеют разные типы конструкции корпуса, отличаются наличием или отсутствием встроенного усилителя. От акустического оформления во многом зависит качество звучания.

Все сабвуферы по своему исполнению можно разделить на несколько типов.

  • Закрытые. Самые простые по исполнению, без звуковых утечек со стороны излучающей поверхности. Сабвуферы этого типа имеют способность воспроизводить насыщенные, глубокие басы, но звуковое давление на диффузор головки из-за их конструктивных особенностей тоже возрастает. Производителям приходится искать компромисс – делать корпус более громоздким или терять в качестве и объемности звука.
  • Фазоинверторные. В таких сабвуферах есть фазоинвертор – округлое отверстие, расположенное сбоку, с тыла или на фронтальной панели. Такая конструкция увеличивает диапазон хода диффузора, появляется возможность воспроизводить еще более низкие басы. А также ее отличительной чертой является повышенная чувствительность к искажениям звука, устройству требуется тонкая и точная настройка.
  • Полосовые. Эти варианты считаются своего рода разновидностью фильтров с аналогичными функциями. Корпус такого сабвуфера разделен на 2 части – полностью закрытую и фазоинверторную, с отверстием. Система получает меньший диапазон, но громкость существенно возрастает. У полосовых сабвуферов-фильтров присутствует возможность тонкой настройки, они объединяют достоинства других типов конструкции.

По стоимости самыми доступными считаются фазоинверторные модели. Закрытые сабвуферы и полосовые варианты обходятся значительно дороже.

Активные

Сабвуферы этого типа имеют встроенный усилитель, при помощи которого происходит обработка поступающего звука. Такие модели могут иметь проводное или беспроводное соединение с другими компонентами акустической системы, подключаются к ней напрямую. Такие сабвуферы стоят дороже пассивных. Монолитная акустика всегда более компактна, но несколько теряет в качестве звука из-за необходимости помещать в корпус все компоненты сразу.

Среди очевидных преимуществ активных сабвуферов можно отметить существенное снижение нагрузки на ресивер домашнего кинотеатра. Фазоинверторные модели такого типа рассчитаны на установку в большом пространстве, где для колебания доступен значительный объем воздушных масс. В условиях ограниченной площади, например, в багажнике автомобиля, они будут резонировать. К недостаткам можно отнести нагрев воздуха в корпусе, отсутствие дополнительных фильтров от помех.

Пассивные

Такой сабвуфер оснащается одной или несколькими низкочастотными головками, подключается к усилителю через кабель. Он неплохо подходит для того, чтобы включаться в систему домашнего кинотеатра. В этом случае к ресиверу подключается именно внешний усилитель. У таких устройств нет ограничений по форме и размеру корпуса, их часто изготавливают в необычной конфигурации.

Иногда пассивные сабвуферы подсоединяют через разделительный фильтр частот. Такая комбинация дает возможность углубить звучание басов. Кроме того, диапазон поддерживаемых частот заметно увеличивается. Из недостатков пассивных моделей можно отметить ухудшение звучания на высокой громкости – их используют преимущественно на среднем уровне.

Рейтинг лучших моделей

Сабвуферы принято выбирать по качеству звучания, соответствию технических характеристик поставленным перед устройством задачам. Рассмотрим подробнее топ лучших и наиболее актуальных моделей.

  • JBL LSR310S. Оптимальный вариант по соотношению цены и качества. Корпус изготовлен из деревянных панелей, на его задней панели скрыты 2 балансных входа, позволяющие подключать оборудование для концертного и студийного использования. Сабвуфер имеет мощность 200 Вт, легко покрывает звучанием площадь до 45 м².
  • Polk Audio PSW111. Этот сабвуфер разработан в США, собирается в Китае. Модель рассчитана на помещения площадью до 30 м², сама занимает не более 1 м². Техника оснащена встроенным усилителем, композитным диффузором и басовым драйвером. Корпус изготовлен из МДФ, внутри есть ребра и демпферы для погашения возникающих резонансов. Сабвуфер весит 9 кг.
  • Onkyo SKW-770. Бюджетная фазоинверторная модель от известного японского производителя. Ее отличает наличие функции Standby, диапазон рабочих частот от 25 до 200 Гц, компактный размер, удобный для настольного и напольного размещения. Мощности в 120 Вт хватает для помещений площадью не более 30 м².
  • Pioneer S-51W. Активный сабвуфер от японского бренда, известного своей автоакустикой. В домашнем исполнении представлен вариант для помещений средней площадью – до 20–25 м². У модели широкий диапазон рабочих частот – от 26 до 900 Гц, драйвер с диагональю 20 см работает в комплекте с усилителем на 150 Вт.

Сабвуфер отличается элегантным дизайном, хорошо вписывается практически в любой интерьер.

  • Yamaha YST-FSW100. Бюджетный сабвуфер закрытого типа, рассчитанный на помещения площадью до 20 м². Оптимальный выбор для домашнего использования – техника собирается в Индонезии, имеет мощность 130 Вт. Звучание монополярное, направленное, регулировать чувствительность и громкость можно не только программными способами, но и путем изменения позиции устройства в пространстве.
  • MJ Acoustics Reference 100 MKII. Самый технологичный сабвуфер, что выпускается в Англии. Он имеет весьма интересный набор функций. Модель относится к сабвуферам закрытого типа, басы звучат чисто и без посторонних искажений. Мощности в 120 Вт хватает на помещение в 30 м², техника укомплектована дополнительной парой (громкоговоритель/усилитель в общем корпусе). Этот сабвуфер воспроизводит даже частоты на уровне инфразвука – до 13 Гц, есть регулировка частоты кроссовера и защита от перегрузок. Управление осуществляется с фирменного пульта.

Как выбрать?

Выбирая сабвуфер домой, стоит обращать внимание на целый ряд моментов, определяющих удобство его эксплуатации. Имеет значение как субъективное ощущение от его звучания, например, оценка сочности, яркости, громкости, так и объективное рассмотрение технических характеристик. Стоит отметить несколько наиболее значимых параметров.

  • Диапазон рабочих частот. Для частного использования подходят модели сабвуферов с диапазоном от 20 до 80 Гц (глубокий и средний). Более высокие показатели в системе домашнего кинотеатра или полноценной акустике обычно имеют сателлиты – колонки. Соответственно, диапазон возможностей сабвуфера свыше 80 Гц не будет раскрыт в полной мере.
  • Чувствительность. Она определяется показателями SPL – звукового давления. Чем они выше, тем меньшая мощность усилителя потребуется для обеспечения хорошей громкости.
  • Размеры и вес. Для небольшого помещения лучше выбирать более компактные фазоинверторные модели. За счет особенностей конструкции они помещаются в самых компактных корпусах. Все остальные сабвуферы имеют размер и вес, пропорциональные их мощности. Самые большие и тяжелые модели рассчитаны на концертные залы.
  • Качество звучания. Оно напрямую зависит от типа акустического оформления изделия. Мощный сабвуфер закрытой конструкции дает наименьшие акустические искажения. Он идеальный для прослушивания музыки, но он наиболее большой по габаритам и громоздкий по исполнению. Альтернативой ему может стать модель от Yamaha. У этого бренда есть сабвуферы с излучателями пассивного типа и акустическими лабиринтами, позволяющими уменьшить размеры корпуса без потери качества звучания.
  • Наличие усилителя. Для домашнего использования оптимальным выбором станет сабвуфер с уже встроенным модулем. Комплект из низкочастотного устройства с усилителем в корпусе позволит напрямую подключаться к системе домашнего кинотеатра, компьютеру. Имеет значение и мощность усиления – 40–50 Вт хватит для того, чтобы обеспечить нормальную работу сабвуфера с чувствительностью около 85 дБ.
  • Размеры и исполнение динамиков. Здесь есть довольно четкое разделение. Например, модель с маленьким бумажным басовиком на 8 дюймов считается хорошим дополнением к настольной аудиосистеме. Для домашнего кинотеатра диффузоры должны быть на 2–4 дюйма больше в диаметре, изготавливаться из карбона или металла.

Эти параметры можно назвать базовыми. Нужно обратить внимание на то, что для домашней акустики также важен дизайн и общее соответствие используемой системе звука. Оптимально, если домашний кинотеатр и сабвуфер будут выпущены одним брендом.

Выбор устройства другого производителя потребует более сложного и точного учета всех параметров.

Подключение и настройка

Установка сабвуфера требует серьезного подхода, ведь от правильного выбора места для тумбы устройства зависит, насколько хорошо он будет справляться со своими задачами. Стоит учесть, что в обычной комнате, вне зависимости от площади, звук отражается от стен, низкие частоты теряют свою глубину. Если хочется получить максимально сочные басы, стоит позаботиться о тщательной подготовке помещения, с изолированием поверхностей звукорассеивающими материалами. Выбор места обычно осуществляется опытным путем. Сабвуфер включается, запускается тестовая запись, а затем его переставляют, прослушивая один и тот же фрагмент. Там, где НЧ будут звучать наиболее ярко и громко, нужно устанавливать технику на постоянной основе.

Необходимость настроить сабвуфер после подключения к кроссоверу возникает в тех случаях, когда требуется изменить частоту среза – уровень, на котором звук с колонок будет переводиться на него.

Если стандартные параметры не подходят, придется регулировать их вручную. Усредненным настроечным уровнем считается 80 Гц. При увеличении этого показателя возрастет и диапазон частот сабвуфера.

Подключить устройство к ресиверу домашнего кинотеатра или акустической системы можно напрямую, через RCA кабель. Этот способ работает для активных сабвуферов, уже оснащенных встроенным усилителем. Достаточно соединить все компоненты проводным способом, и система будет работать. Если нужно подключить пассивный сабвуфер, в некоторых системах уже есть для этого модуль НЧ-усиления. Когда его нет, придется использовать стереоусилитель в качестве элемента общей цепи, соединяя его со стереопарой и входом устройства.

О том, как выбрать бюджетный сабвуфер с коробом, смотрите в следующем видео.

Основные виды сабвуферов и их правильный выбор

Практически каждый из автолюбителей хоть единожды, но задавался вопросом установки в свою машину качественной звуковой системы, позволяющей максимально раскрыть потенциал хорошей магнитолы. При этом чаще всего, именно подбор сабвуфера оказывался довольно трудоемкой задачей, для решения которой необходимо вникнуть в немалое количество технических нюансов. Ситуация также усложняется за счет обширного разнообразия моделей современной акустики, представленной на рынке аудиотехники различными брендами, специализирующимися в соответствующем направлении.

распределение звука в автомобиле

Виды автомобильных сабвуферов

По своему конструктивному решению любая звуковая техника делится на два основных типа – активный и пассивный. Каждый из данных двух типов имеет свои достоинства и недостатки, присущие конкретному типу изделия и определяющиеся применяемыми технологическими решениями. Так как в машину с одинаковым успехом можно устанавливать любой из этих типов сабвуферов, то стоит подробнее рассмотреть все плюсы и минусы, которыми их наделили разработчики.

Активный сабвуфер

Главное отличие от пассивной системы вытекает из самого названия – активный. Это означает, что данная конструкция оснащена встроенным звукоусиливающим трактом и, часто, функцией регулирования частотного баланса. Проще говоря – эквалайзером. Благодаря наличию встроенного усилителя такая техника не нуждается в особо выдающихся мощностных характеристиках штатной магнитолы и в состоянии самостоятельно раскачать свои динамики до номинального значения.

Также, на соответствующем уровне, находится и показатель эксплуатационной надежности, что достигается за счет заводской компоновки и предварительного инженерного расчета конечного изделия. Поэтому, если приоритетным критерием выбора выступает долговечная и беспроблемная эксплуатация сабвуфера, то активная система для этого подходит как нельзя лучше – купил, поставил и пользуешься без каких-либо заморочек.

Теперь о недостатках, а их, по большому счету, только два:

  1. Поставляется звуковая систему уже в готовом и собранном виде, что может доставить определенные трудности при монтаже в салоне авто. Особенно актуальна данная проблема после приобретения устройства, отличающегося большой степенью универсальности корпуса – подходит много куда, но с некоторыми неудобствами все же придется столкнуться.
  2. Не особо впечатляющее качество выдаваемого звука, что автоматически вытекает из первого пункта. Разработчики стремятся добиться оптимальных габаритов, подходящих для большого числа салонов в ущерб максимальной эффективности. Да и материалы, из которых изготавливается корпус, далеко не всегда качественные.

Сабвуфер в микроавтобусе

Пассивный сабвуфер

От активного отличается отсутствием встроенного тракта звукоусиления и коррекции частотного диапазона, то есть в комплекте поставки зачастую пользователь найдет только низкочастотный динамик и, опционально, корпус. Правда корпус, опять-таки, будет характеризоваться не слишком качественными материалами так, что им вполне можно пренебречь для экономии денежных средств. Лучше купить динамик более высокого качества.

Отсутствие встроенных органов управления может послужить плюсом для некоторых аудиофилов – подстройка звуковых параметров посредством магнитолы позволит добиться более точных результатов благодаря отсутствию искажений, вносимых дополнительной электроникой.

Активный или пассивный сабвуфер – какой лучше?

Так как это два различных устройства со своими преимуществами и недостатками, то посоветовать что-либо одно довольно сложно:

  • Техника активного типа более мобильна и универсальна, что позволяет с одинаковым успехом применять ее вкупе с любым источником звука. Да хоть с мобильным телефоном, главное, чтобы был источник звукового сигнала. Противовесом же выступает сложность правильного ее размещения внутри машины, так как придется пожертвовать некоторым количеством и без того малого свободного объема. Плюс посредственное качество звучания.
  • Пассивные динамики отличного качества можно подобрать за довольно скромную сумму, но для того, чтобы они полностью раскрыли свой потенциал, нужно обзавестись хорошей магнитолой. При этом желательно с мощным оконечным каскадом, позволяющим раскачать сабвуфер до его номинала, а такая техника по определению не может стоить дешево. Но затраты будут обязательно скомпенсированы идеальным балансом источника звука и излучающих элементов.

Конструкции сабвуферов

По способу конструктивного исполнения в данное время существует два типа сабвуферов:

  • Открытый. Характерной чертой данного типа является необходимость встраивания в элементы отделки салона машины.
  • Закрытый. Представляет собой простой, на первый взгляд, ящик, внутри которого располагается низкочастотный динамик.

Рассмотрев подробнее каждый из этих двух видов можно будет определить коренные различия в характеристиках, обеспечиваемых той или иной конструкцией.

Открытые сабвуферы

Как уже было рассмотрено ранее, представляют собой низкочастотный громкоговоритель, который встраивается в салон автомобиля. Во время этой процедуры возможно возникновение необходимости некоторой перепланировки внутреннего убранства для более гармоничного размещения нового элемента.

Громоздко торчащий в неподходящем месте саб не должен нарушать эстетическое удовлетворение от проделанной модернизации.

Данная технология, при всей своей привлекательности, обладает одним существенным минусом, благо его влияние могут заметить только уж слишком искушенные и требовательные слушатели. Так как распространение звуковых волн — это целая наука, то для достижения наилучшего результата объем резонатора должен быть тщательно просчитан и подобран. Также не последнюю роль играют материалы, которыми окружается область активного резонанса. Внедрение же громкоговорителя в те объемы, которыми располагает обшивка, негативно повлияет на амплитудно-частотную характеристику, что повлечет за собой завал частот в областях ниже 100 Гц.

сабвуфер в багажнике

Корпусные сабвуферы

Иначе называемые закрытыми – выглядят как ящик, наполненный демпферным материалом, в котором установлен низкочастотный излучатель. Проектирование самого ящика требует научного подхода и специальных формул, по которым высчитывается оптимальный внутренний объем, подбирается материал демпфера и прочие параметры. В свою очередь подразделяются на несколько типов:

  1. Фазоинвертор. Способен выдавать звук приемлемого качества и обладает относительно линейной АЧХ в низкочастотном диапазоне.
  2. Бандпасс. Самая сложная, дорогая и массивная конструкция которая, тем не менее полностью оправдывает затраченные средства. Но вручную изготовить качественный бандпасс под силу далеко не каждому автолюбителю. Да и не любой инженер возьмется за просчет подобного изделия.
  3. Герметичный корпус. Характеризуется самым простым конструктивом, низкой стоимостью и весьма посредственным КПД.

корпусной сабвуфер

Производители и стоимость сабвуферов

Цена на более-менее нормальный пассивный сабвуфер приличного качества звучания начинается от 100 долларов, поэтому не стоит ориентироваться на дешевые изделия «ноунейм» производителей. В лучшем случае они будут просто неудовлетворительно звучать. В худшем же – сгорят от перегрузки по причине завышенных показателей мощности, которые предоставили недобросовестные продавцы. Зачастую таким образом грешат следующие бренды – Mystery, Supra и им подобные «производители широкого профиля».

Как выбрать хороший сабвуфер в автомобиль

Несколько советов, которые могут оказать помощь при выборе сабвуфера:

  1. Никогда не ориентироваться на мощность, указанную огромным шрифтом. Чаще всего под этим параметром производитель скрывает так называемую музыкальную мощность, которая никак не взаимосвязана с привычной нам номинальной. Данную нагрузку колонки могут выдержать в течение не более одной-двух секунд, после чего наступит их разрушение или деградация.
  2. Если приобретается пассивный саб, то его номинальная мощность должна быть процентов на десять выше максимальной мощности усилителя или магнитолы. Это необходимо, если по случайности или сознательно регулятор громкости будет вывернут на максимум, а музыкальная дорожка будет иметь избыточный звуковой уровень.


Сравнительное описание активных и пассивных автомобильных сабвуферов оптимального ценового сегмента. Чем примечательны каждая из технологий постройки низкочастотных звуковых автосистем.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

Мой мир

Фазоинвертор или закрытый ящик: сравнение и что лучше

Качество акустического звучания напрямую зависит от передачи низкочастотной составляющей звука. В сабвуферах закрытого типа сложно получить низкую граничную рабочую частоту. Повышение общей упругости системы уменьшает показатели звукового давления на низких частотах. В целях усовершенствования работы музыкальных динамиков, специалисты заручились поддержкой дополнительных устройств таких, как фазоинвертор и закрытый ящик.

Особенности фазоинвертора

Фазоинвертор – музыкальное устройство, представляющее собой щель или трубу. Вспомогательный элемент располагается во внутренней части корпуса звуковой системы. Задача фазоинвертора – преобразить один входной сигнал в два. Акустический резонатор инверсирует, то есть постепенно переворачивает звуковые волны, зарожденные на тыльной части диффузора. Перевернутая звонкая волна соединяется со звуками фронтальной поверхности диффузорной конструкции. Таким образом, повышается степень звукового давления. На свет появляется низкочастотный звук.

Фазоинвертор в разрезе

Размер и вид порта изделия определяет частоту резонанса и объем воздуха. Специалисты выпускают кольцевые и щелевые по форме устройства. Кольцевой вид – классический вариант туннеля фазоинвертора. Щелевые каналы мастерят с целью увеличения внутренней площади фазоинверторного порта. В продаже отсутствуют цилиндрические по форме туннели. Цилиндрический порт снижает уровень шума и значительно уменьшает его длину. В таком случае представленное устройство не сможет качественно справиться с поставленной задачей.

Новый Фазоинвертор

Выбор профессионалов и музыкальных любителей в пользу фазоинвертора объясняют следующие преимущества доступного оборудования:

  • Высокое КПД корпуса.
  • Широкое использование. 90% современных акустических систем успешно функционируют благодаря таким устройствам.
  • Равные значения между КПД и нижней границей частоты значительно уменьшают габариты используемой системы.
  • С помощью современного ФИ можно установить необходимую звуковую частоту.

В то же время в арсенале музыкального агрегата имеются свои слабые стороны. Среди них выделяют низкий уровень качества звука, а также невысокие переходные характеристики. Длительность нарастания и затухания сигнала полностью зависит от состояния здоровья фазоинвертора. Могут возникать определенные трудности в процессе согласования взаимодействия усилителя с акустической системой.

Минусы фазоинвертора побуждают новичков и опытных меломанов пользоваться закрытыми ящиками.

Все о закрытом ящике

Закрытый ящик – один из популярных видов акустического оформления. Простой сабвуфер имеет вид герметичного короба. Устройство с относительно ровными амплитудно-частотными характеристиками отлично взаимодействует с разными музыкальными направлениями. ЗЯ предназначен для инструментальной, джазовой, клубной и классической музыки. Отличная находка для поклонников ровного баса.

Закрытый ящик

И все же закрытый ящик подходит не для всех видов музыкального динамика. Определить совместимость помогут параметры Тиля-Смола указанные в специальной документации, прилагаемой к звуковому устройству. В случае отсутствия рекомендаций от производителя, проверить совместимость можно самостоятельно, с помощью некоторых подсчетов. Значение резонансной частоты динамической головки необходимо поделить на значение плотной добротности, то есть Fs/Qts. Если полученная цифра в результате математический действий окажется ниже 80 ГЦ, значит приобретенный закрытый ящик подходит для выбранного динамика. В противном случае, следует подыскать другое акустическое оформление.

Основными достоинствами закрытого ящика называют небольшие габариты конструкции, а также качественное звучание. По объему корпус такого сабвуфера идеально подходит для разных видов низкочастотных динамиков. Простое в использовании музыкальное устройство обладает ровным АЧХ. Закрытый ящик придется по душе почитателям разных музыкальных жанров.

Тем не менее, в ходе проведенных исследований, специалисты выявили слабые стороны ЗЯ. У звукового помощника низкий уровень КПД. Иногда для смягчения звучания требуется поместить в короб специальный наполнитель. Например, шерсть или синтепон.

Сравнение музыкальных устройств и особенности применения

Фазоинвертор и закрытый ящик – схожие и одновременно такие разные музыкальные помощники. У представленных видов акустического оформления единая цель существования – повышение уровня звукового давления и улучшение качества низкочастотного звука. Оба вида сабвуфера привлекают меломанов своими небольшими габаритами. И закрытый ящик, и фазоинвертор можно собрать самостоятельно или приобрести в специальных магазинах (даже через интернет).

И все же представленные варианты акустического оформления во многом отличаются друг от друга. Покупка фазоинвертора обойдется дешевле, нежели приобретение герметичного короба. При этом изготовить закрытый ящик своими руками намного проще, чем создать ФИ. Первый вид сабвуфера славится высоким уровнем КПД, тогда как вторая акустическая система лучше взаимодействует с разными музыкальными направлениями. Обсуждаемые конструкции отличает уровень качества звука. У закрытого ящика звук качественнее, чем у его оппонента.

Выбор и использование сабвуфера зависит от финансовых возможностей и личных предпочтений меломана. Для подчеркивания и установки определенной частоты лучше приобретать фазоинвертор, так как подобные возможности имеются в его настройках. В погоне за качественным звучанием рекомендуют остановиться на ЗЯ. Желающим самостоятельно изготовить акустическую систему приглянется закрытый ящик. С помощью этого сабвуфера меломаны наслаждаются мелодиями разных музыкальных направлений.

Сабвуферы

Сабвуферы знакомы и любимы многими меломанами. И уж конечно невозможно представить сцену, на которой бы не был установлен саб. В данной статье постараемся разобраться, зачем нужен сабвуфер, какой именно, как его правильно установить.

jbl_gt5_1204br_169407_5.jpg

Слово «сабвуфер» дословно означает «ниже низкочастотного динамика», поэтому данным термином может быть описана любая система, выполненная в отдельном корпусе и имеющая низкочастотную головку. Определим сразу, что сабвуфер представляет собой громкоговоритель, способный воспроизводить самые низкие частоты, которые может воспринимать человеческое ухо, но которые не входят в частотный диапазон широкополосных акустических систем.

Зачем нужен сабвуфер?

Спектр большинства фонограмм наиболее ярко проявляется в низких частотах слышимого диапазона, которые так важны для восприятия звука. Поэтому, если вы привыкли слушать качественные записи и предпочитаете «полноценный» звук, то сабвуфер вам просто необходим. Сабвуфер является важнейшей частью акустического оформления домашнего кинотеатра, необходим во время выступлений на сцене и особо почитаем многими любителями автомобильной акустики.

sub.jpg

Особенности конструкции

«Официальный» диапазон слышимости для человека 20 Гц — 20 кГц, но с возрастом границы сдвигаются, и диапазон становится уже, что особо заметно в верхних частотах. Длина волны верхних частот мала, поэтому диффузоры имеют малые размеры, в связи с чем воспроизвести эти самые высокие частоты несложно и любая акустическая система легко справится с этой задачей. Конструкции среднечастотных и высокочастотных составляющих акустических систем давно и успешно отработаны, выйдя на качественный уровень воспроизведения.

Сложнее обстоит дело с достоверным воспроизведением частот в диапазоне 20 — 400 Гц, что связано с необходимостью использовать большие и тяжелые диффузоры, размер которых определяет высокую механическую жесткость, позволяющую избежать изгиба при колебаниях. Использование диффузоров больших размеров позволяет увеличить сопротивление и сжимаемость воздуха и при этом требует использования мощной катушки индуктивности, которая располагается в зазоре огромного магнита специальной формы.

Мощность, подводимая к катушке, может достигать сотен ватт, поэтому необходимо своевременно и эффективно отводить тепло от усилителя и звуковой катушки. Источник питания для такого усилителя требуется качественный и, как следствие, дорогой. Довольно остро стоят проблемы резонансов и интерференции (наложения прямых и отраженных волн), что также связано с большой длиной волны, которая сопоставима с размерами корпуса и помещения.

Таким образом, для низких частот предпочтительно разместить акустическую систему в отдельном корпусе. При этом конструкция сабвуфера довольно проста: крупный кубический (редко округлый) корпус, низкочастотная головка и мощный усилитель, способный воспроизводить частоты 20 — 500 Гц.

В отношении сабвуфера смело можно сказать: чем больше диффузор, тем мощнее бас вы получите. Диффузор располагается внутри корпуса сабвуфера, который, соответственно, тоже будет иметь внушительные размеры.

Глобально сабвуферы можно разделить на активные и пассивные. В активных имеются встроенные разделительный фильтр, усилитель мощности и низкочастотный динамик, пассивные же требую подключения отдельного усилителя.

   1.jpg

Конструкция сабвуферов, как и технология воспроизведения, кардинально не изменялись уже более 70 лет.

Основные характеристики

1. Частотный диапазон (Гц). Одна из важнейших характеристик сабвуфера. Частотный диапазон можно разделить на несколько октав:

  • глубокие басы 20-40 Гц,

  • средние басы 40-80 Гц,

  • высокие басы 80-160 Гц.

Большинство моделей могут похвастать диапазоном 40-200 Гц, воспроизвести частоты от 20 Гц способны единичные топовые модели.

2. Частота разделения кроссовера — это частота, на которой происходит разделение спектра кроссовером. Что это означает? Например, если саб имеет частоту разделения 80 Гц, все составляющие сигнала с частотами выше этого значения будут ослаблены и поданы на основные акустические системы.

3. Максимальное звуковое давление – это максимальная громкость сабвуфера, если говорить в двух словах.

4. Чувствительность (дБ).  Чем выше чувствительность динамика, тем меньше нагружен усилитель и тем большее звуковое давление при равной мощности.

5. Диаметр НЧ-динамика. 

Конструкция корпуса сабвуфера существенно влияет на его акустические свойства. Существует три основных вида акустического оформления низкочастотной динамической головки сабвуфера, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки: закрытый, фазоинверторный и полосовой.

Закрытые сабвуферы имеют самую простую и эффективную конструкцию.

Достоинства:

  • Не дают утечки звука со стороны излучающей поверхности.

  • Обеспечивают глубокий бас

  • Имеют ровную АЧХ и малую задержку сигнала.

  • Не искажают звук.

Недостатки:

3.jpg

Сабвуферы фазоинверторного типа имеют отверстие, располагающееся обычно с тыльной стороны. В усилении низких частот главную роль играет акустический резонанс со своей резонансной частотой, на которой ноты звучат существенно громче остальных. Иногда это может стать проблемой, когда резонансная частота рассчитана неверно. Существует правило хорошего сабвуфера с фазоинвертором:  частота резонанса фазоинвертора должна быть не более чем на 33% ниже резонанса динамика в том же корпусе с закрытым фазоинвертором.

Достоинства:

  • Выдают более низкие басы (т.к. увеличен ход диффузора).

  • Обладают высокой громкостью, поэтому отлично подходят для больших помещений.

  • Сравнительно высокий КПД.

Недостатки:

2.jpg

Сабвуфер с полосовым фильтром совмещает в себе свойства закрытого и фазоинверторного типа и, соответственно, их достоинства и недостатки. Его корпус разделен на две части, одна из которых — закрытый ящик, а друга — фазоинвертор. Таким образом, повышается звуковое давление, но при этом уменьшается диапазон частот.

348dad4995f232c8c165eae092f8904b.jpg

Менее распространенным, если не сказать редким, является вид акустического оформления сабвуфера под названием «Лабиринт», который также основан на принципе акустического резонанса. Сабвуферы такого типа имеют сложную конструкцию, что удорожает их производство.

Достоинства:

  • КПД сравним с фазоинверторным типом, выше чем у закрытого.

  • Меньшие искажения по сравнению с фазоинверторным сабом.

Недостаток: высокая стоимость.

59d8d9e2f185.jpg

Сабвуфер с пассивным излучателем – довольно оригинальный тип акустического оформления, имеющий в своей конструкции второй излучатель, который не подключен, а работает в качестве пассивного резонатора.

Достоинства:

  • Меньшие размеры по сравнению с закрытым типом.

  • Отсутствуют резонаторные и другие посторонние звуки, как у фазоинверторных сабов.

Недостатки:

  • Большие потери мощности.

  • Низкая чувствительность.

  • Большая масса пассивного излучателя негативно сказывается на передаточной характеристике.

img_big2_0.jpg

Расположение сабвуферов на концертной площадке

Традиционно сабвуферы располагают на полу перед сценой или даже под ней.

12780_12237_7649.jpg

Такое расположение позволяет сэкономить на количестве сабвуфером, но при этом имеет существенные недостатки, рассмотренные ниже.

  • «Обрезая» нижнюю часть акустического пространства для распространении звуковой энергии, вы увеличиваете звуковое давление на передние ряды, что покажется не совсем комфортным для слушателей, сидящих близко к сцене.

  • Разница в звуковом давлении между первыми и последними рядами может достигать 26 дБ, что особо ощутимо на открытых площадках.

Stage.png
  • Появляется задержка (в небольшом диапазоне частот в общем спектре вблизи частоты раздела кроссовера) между сигналами, идущими от линейного массива, расположенного над сценой, и сабвуферами, расположенными под сценой. Необходимо их синхронизировать и компенсировать временную разницу между ними. Однако проблема в том, что задержка для передних и задних рядов снова будет существенно отличаться. Так на кого же ориентироваться, производя настройку?
6.4.png
  • Такой задержки иногда оказывается достаточно, чтобы вызвать серьезные аномалии и искажения в общей АЧХ системы, что связано с фазовыми сдвигами в сигнале.

00005036.jpg

Поэтому, руководствуясь физическими законами, логичнее расположить сабвуферы на одной высоте с линейными массивами. К сожалению, эффективность работы сабвуферов уменьшится, поэтому их количество придется увеличить, но такая конфигурация позволит предотвратить временные задержки и частотные искажения, что приведет к более гладкой АЧХ без принятия компромиссного решения относительно каких рядов слушателей настраивать всю систему. Как результат: однородная звуковая картина в области частоты среза на всей площади концертного помещения или площадки.

Выбираем сабвуфер

При выборе сабвуфера постарайтесь руководствоваться следующими факторами:

  1. Финансовые возможности. Принцип «чем дороже – тем лучше» работает, так как средства, вложенные производителем в материалы и технологии, окупятся хорошим звуком.

  2. Площадь помещения и место установки. От этих фактор можно выбирать мощность сабвуфера: чем она выше, тем лучше будет передаваться звук.

  3. Диапазон выдаваемых частот. Можно руководствоваться следующим правилом: чем ниже граница частотного диапазона и чем уже сам диапазон, тем более качественные басы можно получить. На верхнюю границу можно не обращать внимание, только при подсчете ширины диапазона.

  4. Наличие регуляторов. К основным и необходимым относятся: Уровень (Level), Частота среза (Frequence) и Фаза (Phase).

xy-218hs-launch.jpg

Несмотря на стандартность конструкции сабвуфера и предельно четкие задачи, выбрать его не так-то просто. В первую очередь, необходимо определиться с требованиями к сабвуферу, с типом, характеристиками и заглянуть в кошелек. Даже если увиденное вас не особо порадует, то и за небольшие деньги можно найти подходящую под ваши запросы модель.

Типы акустического оформления сабвуфера

Любой сабвуферный НЧ-динамик обязательно требует акустического оформления. Оформление может быть корпусным, или бескорпусным – в зависимости от характеристик динамика. За редчайшим исключением, все современные автомобильные НЧ-динамики ориентированы на корпусное оформление. И если в параметрах самого облюбованного НЧ-динамика можно быть уверенным – за это ручается добросовестная компания-изготовитель, то исполнение корпуса остается предметом фантазии и навыков того, кто за это берется, будь то профессиональные инсталляторы, или любители делать все своими руками. Попробуем выяснить, как влияют разные типы корпусов на поведение НЧ-динамика, и как добиться от него наилучшего результата.

Акустическое оформление само по себе
НЧ-динамик попросту не будет издавать баса, если подать на него аудиосигнал, но не обеспечить акустического оформления. Причина в том, что область повышенного давления, образующаяся спереди по ходу движения диффузора, и область пониженного давления сзади по ходу движения, оказываются ничем не разделены и взаимно компенсируют друг друга – поток воздуха просто перетекает в направлении пониженного давления. Грубо говоря, акустическое оформление как раз выполняет роль такого “разделителя”, изолируя объем с тыльной стороны динамика от объема с фронтальной стороны.

Типов акустического оформления великое множество, но абсолютное большинство из них принадлежит к корпусным типам – проще говоря, когда динамик ставится в ящик той или иной внутренней конфигурации. Типов корпусного оформления тоже множество, а в рамках каждого типа можно обнаружить разные вариации исполнения, отличающиеся прежде всего выбранным объемом и настройкой отдельных элементов конструкции на определенные частоты. Для того, чтобы сделать все правильно, необходимо понимать, какой тип оформления наилучшим образом подходит выбранному НЧ-динамику. Бывает так, что один и тот же динамик можно установить в разные типы корпусов, а бывает – что он пригоден только для одного строго определенного типа.

Наиболее востребованные на практике, составляющие 99 % процентов всего автомобильного сабвуферного парка типы акустического оформления: это бесконечный акустический экран (free air), закрытый ящик, корпус с фазоинвертором и корпус с пассивным излучателем. А среди них тотально доминируют закрытые ящики и корпуса с фазоинвертором. Причина такой популярности не только в выгодных акустических характеристиках, но и в простоте технической реализации, когда изготовление посильно практически в “домашних” условиях, не требует дорогостоящего оборудования, а процесс “подгонки” готового корпуса не слишком хлопотный.

Free air
Оформление типа “бесконечный акустический экран” или попросту “free air” исключительно привлекательно тем, что корпуса не требуется вовсе. Точнее, роль своеобразного “бесконечно большого” корпуса в данном случае выполняет изолированное задней полкой багажное отделение автомобиля. Технически правильно называть такой вариант все-таки достаточно большим “конечным” или “свернутым” экраном, но это неважно в данном случае, поскольку исходный англоязычный термин “infinite baffle” применим и к тому, и к другому случаю. Также неважно, большой багажник или маленький. Начиная с определенной цифры, которой удовлетворяет уже любой маленький багажник, рост объема уже никак не сказывается на поведении динамика. Плюсы в том, что не требуются расходы на изготовление корпуса, не страдает полезный объем багажника. Теоретические минусы тоже есть: это невысокая отдача и малая глубина баса. Но есть и практический минус: для установки в условиях free air пригодны только сабвуферы со строго определенным, довольно специфическим сочетанием основных электроакустических параметров, ориентированные специально на free air.
Практика показывает, что если для free air выбрать НЧ-динамик, не специализированный для такого оформления, а только более-менее подходящий, то можно добиться нужной глубины баса и уровня громкости, но про четкость и структуру баса можно просто забыть – вместо них будет маловразумительный низкочастотный гул. Как это ни печально, исключений здесь не бывает.
Та же практика показывает, что отсутствие корпуса не снижает трудозатраты при установке сабвуфера free air. Ничуть не меньшие силы уходят на “доведение до ума” герметично изолированной основательно усиленной задней полки. Так что единственная реальная выгода от free air – только сохранение объема багажника.

Закрытый ящик
Закрытый ящик – простейшее корпусное оформление для НЧ-головки. Как следует из названия, корпус полностью герметичен, объем воздуха в нем изолирован от внешней среды. К счастью, простота такого варианта сочетается с весомыми достоинствами. Прежде всего – закрытый ящик, как правило, представляет собой самое компактное по объему решение среди всех корпусных. Он очень прост не только в расчете, но также в изготовлении и окончательной доводке. Но главное достоинство закрытого ящика – отменное качество звучания. Этому есть теоретические предпосылки, хорошо знакомые сведущим в основах акустики, достаточно посмотреть на такой параметр любого корпусного сабвуфера, как “групповое время задержки”. Музыкальные преимущества закрытого ящика убедительно подтверждаются на практике. Добиться от корпуса с фазоинвертором такой же четкости и проработанности баса, какую имеют закрытые ящики – возможно, но сложно и встречается редко. Многие самые требовательные ценители точного баса придерживаются мнения, что только в закрытом корпусе можно добиться по-настоящему чистого, точного и собранного баса.
Главным недостатком закрытого ящика выступает не столь большая глубина баса, как у корпуса с фазоинвертором. Также у него не самая высокая отдача среди возможных типов акустического оформления, поэтому он непопопулярен в ориентированных на громкое звучание системах. Если параметры НЧ-динамика позволяют устанавливать его как в закрытый ящик, так и в корпус с фазоинвертором, то во втором случае можно получить выигрыш в глубине от 10 Гц до нескольких десятков Гц. Эта разница зависит от множества факторов, но в любом случае для басовой области она существенна.
Но есть немаловажный нюанс с учетом автомобильной специфики. У закрытого ящика спад на нижней границе АЧХ начинается на более высокой частоте (т.е. глубина баса меньше), но идет полого, с крутизной -12 дБ/окт. У корпуса с фазоинвертором спад начинается на пониженной частоте (т.е. бас глубже), но идет круче, составляя -24 дБ/окт. В то же время в закрытом салоне автомобиля неизменно присутствует эффект естественного усиления низких частот, теоретически составляющий как раз +12 дБ/окт (на практике несколько меньше и вид весьма далек от наклонной прямой линии). Получается, что при удачном совпадении характеристик сабвуфера в закрытом корпусе и автомобильного салона, результирующая АЧХ в басовой области будет иметь вид, близкий к ровной “полке” вплоть до единиц герц. Это теоретически, а на практике может оказаться по-разному, в том числе – когда нехватка глубины баса все-таки дает о себе знать. Исходя из соображений точности и “скорострельности” баса, в таком случае можно выбрать НЧ-динамик на размер больше, чем изначально предполагалось, скажем – 12-дюмовый вместо 10-дюмового, но все-таки предпочесть закрытый корпус фазоинверторному исполнению.
К преимуществам закрытого корпуса относится также отсутствие возможных “лишних” призвуков от элементов конструкции (к примеру, порта фазоинвертора), когда единственной излучающей поверхностью выступает сам диффузор. Также закрытый корпус очень легко настраивать, используя жесткий (снижение объема корпуса) или мягкий (виртуальное увеличение объема корпуса) заполнитель. Также если у работающего с сабвуфером усилителя отсутствует фильтр инфранизких частот (ФИНЧ, subsonic) – а с включенным в мостовом режиме 2-канальным усилителем мощности, скорее всего, так и будет, — и предполагается частая работа на высокой мощности, то вероятность выхода динамика из строя в закрытом корпусе намного меньше, чем в фазоинверторном исполнении.

Корпус с фазоинвертором
Корпус с фазоинвертором (ФИ) делит с закрытым ящиком пальму первенства по популярности среди всех возможных типов акустического оформления. Он также очень прост в изготовлении, отличаясь от закрытого лишь наличием ФИ, состоящего из трубы (форма сечения трубы может сколь угодно отличаться от круглой) и порта. Наличие ФИ настроенного на определенную низкую частоту, позволяет получить ощутимую “бесплатную” прибавку в глубине баса, а часто – также в отдаче. Частота настройки ФИ в рамках заданного объема корпуса определяется длиной ФИ и площадью сечения ФИ. Если НЧ-динамик допускает оба варианта акустического оформления: закрытый и фазоинверторный, то во втором случае, как правило, потребуется корпус несколько большего объема. Величина этого прироста в габаритах зависит от характеристик динамика: встречающиеся на практике варианты укладываются в рамки от нулевого прироста (такой же объем, как у закрытого) до двукратного увеличения.
Увеличение требуемого объема корпуса при переходе к фазоинверторному исполнению вместо закрытого редко доставляет хлопот на практике, за исключением особо стесненных случаев установки. Преимущества корпуса с ФИ оказываются гораздо весомее, особенно для ориентированных на громкое звучание аудиосистем. Однако при ориентации на максимальную достоверность звучания приходится учесть, что добиться от фазоинверторного исполнения нужной точности, плотности и собранности звучания, сравнимой с закрытым вариантом, куда как сложнее. Чаще всего бас в корпусе с ФИ оказывается рыхлым, неплотным, “затянутым”. Приятные исключения бывают, но они редки. Кроме того, процесс доводки “по результату” уже готового корпуса с ФИ заметно сложнее, чем с закрытым, поскольку приходится оперировать замысловатым сочетанием уже нескольких переменных: объема корпуса, его заполнения, длиной трубы фазоинвертора и ее сечением. Что скрывать – нередко наилучший вариант так и остается ненайденным просто потому, что после N-й попытки его уже надоело искать.
При использовании корпуса с ФИ очень желателен усилитель, оснащенный фильтром инфранизких частот (ФИНЧ, subsonic), особенно если предполагается время от времени “поддать жару” аудиосистеме, выкрутив громкость в максимум. Одной из особенностей такого оформления является резкий рост амплитуды колебаний диффузора при снижении частоты ниже определенного порогового значения. В худшем случае амплитуда может даже превысить конструктивный предел динамика Xmech.
Наличие выходящего из порта фазоинвертора потока воздуха может послужить причиной посторонних призвуков в звучании, характерных “похрюкиваний”, хорошо заметных при работе на высокой громкости. Это встречается до обидного часто, даже с заводскими корпусными моделями от недобросовестных производителей, не говоря уже про самодельные конструкции. Причина в неграмотном исполнении порта ФИ и самой трубы ФИ. В основательно проработанных готовых корпусных активных и пассивных сабвуферах от компаний-производителей с высокой репутацией всегда можно обнаружить специальные меры для устранения подобной неприятности: сечение и форма трубы исключают слишком высокую скорость выходящего потока воздуха и образование завихрений, последней цели служит также профиль раструба порта.

Band pass
Довольно громоздкое название “корпус типа полосовой фильтр 4-го порядка”, который часто упрощенно (хоть и технически неверно) называют “полосовой корпус”, а еще проще без перевода (и технически верно) – band pass, принадлежит третьему по популярности типу акустического оформления автомобильного НЧ-динамика. Отличие band pass от закрытого ящика и корпуса с ФИ в том, что он состоит из двух камер: одна из них закрытая, а вторая открывается наружу портом ФИ. Динамик устанавливается на разделительной стенке между двумя камерами и снаружи не виден, единственным излучателем баса наружу выступает порт ФИ. Соответственно, большинство сабвуферов band pass выглядят как безликие черные коробки, но часто зрелищности ради фронтальную стенку выполняют прозрачной – это не очень хорошо для сохранения жесткости корпуса, особенно когда стенка выполнена из плексигласа (поликарбонат предпочтительнее), но “красота требует жертв”.
Такая комбинация закрытого и портированного корпусов в рамках одной конструкции приводит к тому, что как на нижней, так и на заданной верхней границе корпус band pass обеспечивает спад ФЧХ с одинаковой крутизной -12 дБ/окт – откуда он и получил свое название. Четвертый порядок в названии означает 12 (спад АЧХ снизу) + 12 (спад АЧХ сверху) дБ/окт, поскольку в фильтрах первый порядок – это 6 дБ/окт. Ширина пропускаемого диапазона частот зависит от объемов каждой из камер (каждый из них выбирается самостоятельно) и частоты настройки ФИ. Можно очень эффективно изменять характеристики звучания и формы АЧХ сабвуфера band pass, в том числе добиваясь очень хорошей, выигрышной по сравнению с другими вариантами акустического оформления, отдачи за счет сужения воспроизводимой полосы частот.
Высокая отдача, гибкость настройки рабочего диапазона частот и другие преимущества band pass омрачаются серьезным практическим недостатков – он сложен в постройке и чрезвычайно капризен в настройке уже готового корпуса. Очень часто многообещающий по расчетам корпус такого типа после аккуратного изготовления демонстрирует явные огрехи, которых вроде бы не должно быть – но они есть. Процесс практической доводки корпуса для достижения требуемого качества звучания путем варьирования объемов корпуса, длины и сечения ФИ, заполнения камер мягким материалом, у band pass сложнее, требует разборки корпуса для доступа к обеим камерам, и может затянуться надолго. Часто проблемой становятся ярко выраженные резонансные “всплески” на АЧХ на частотах гораздо выше рабочей области сабвуфера, вызванные неграмотно просчитанным портом ФИ. Если излучение порта идет не напрямую в салон, а в багажник, то band pass ведет себя капризно в автомобиле, заметно изменяя характер звучания в зависимости от места расположения и ориентации. Поэтому приступать к постройке корпуса такого типа имеет смысл только тогда, когда накоплен достаточный опыт обращения с более простыми видами акустического оформления, для начальных экспериментов band pass вряд ли подходит.
Но если все сделано грамотно, тем более в заводских условиях, то band pass способен демонстрировать отличные результаты как по качеству звучания, так и по отдаче и другим характеристикам, в том числе оставаясь достаточно компактным, несмотря на наличие двух камер.
При усложнении конструкции, к примеру, наличии двух оснащенных фазоинвертором камер, меняется порядок фильтров корпуса band pass, можно получить дополнительный выигрыш в характеристиках и гибкости настройки, но сложность расчета и доводки возрастает драматически. Подобными чаще всего неблагодатными по результатам экспериментами мало кто увлекается даже среди опытных профессионалов. К чему осложнять себе жизнь, если отличного результата можно добиться более традиционными простейшими в исполнении способами?

Корпус с пассивным излучателем
Корпус с пассивным излучателем можно рассмотреть как вариацию на тему корпуса с фазоинвертором – в которой место ФИ занял выполняющий ту же роль пассивный излучатель. Пассивный излучатель – по сути тот же динамик с диффузором, только лишенный звуковой катушки и магнитной системы, к нему не подводится аудиосигнал. Будучи настроенным на определенную низкую частоту, такой корпус дает очень хороший выигрыш в улучшении глубины баса и отдаче. При грамотном исполнении пассивный излучатель работает эффективнее, чем ФИ, поскольку у него больше площадь. Кроме того, в виду отсутствия проходящего сквозь трубу и порт потока воздуха пассивный излучатель лишен посторонних призвуков.
Однако при всех преимуществах такого типа оформления, оно чрезвычайно редко встречается среди изготавливаемых в инсталляционных студиях или в домашних условиях корпусов. Теоретические преимущества пассивного излучателя на практике оборачиваются большими сложностями в нахождении соответствующего требованиям излучателя среди доступного ассортимента комплектующих на рынке, а также крайним неудобством в настройке. Если для фазоинвертора достаточно запастись набором труб ФИ – как правило, уже оснащенных портом, разного сечения и регулировать их характеристики путем изменения длины, то у пассивного излучателя придется регулировать массу подвижной системы, а это уже весьма хлопотно. Другое дело – заводские условия, там производитель имеет все ресурсы для изготовления нужного пассивного излучателя и всех необходимых с ним экспериментов. Среди готовых серийных корпусных моделей с пассивными излучателями встречаются отличные по звучанию и характеристикам модели.

Другие типы корпусов
Вариантов акустического оформления множество, причем список все продолжает пополняться. Рассмотренные здесь типы относятся к самым практически употребимым, позволяющим быстро добиться нужного результата. Интересующимся остальными версиями можно обратиться к специальной литературе по акустике. Но нельзя забывать про поговорку “гладко было на бумаге…” – всякие экзотические варианты оформления с многообещающими характеристиками могут оказаться чрезвычайно трудоемкими в практической реализации, а процесс их доводки до нужного состояния способен затянуться до бесконечности. Иными словами, эта тема скорее исследовательская, чем представляющая практический интерес для тех, кто всего лишь хочет озвучить свой автомобиль с максимальным качеством передачи музыки.


Полезные темы:

Рейтинг лучших сабвуферов для дома 2020: какой выбрать

 

Я обожаю слушать музыку. И обожаю врубать любимые песни на всю округу. Но реально хорошее музыкальное оборудование найти довольно трудно. Профессиональное оснащение — да, пожалуйста: идите в специализированный салон, и там вам подберут дорогущую сценическую аппаратуру. Но мы-то рок-концерты устраиваем только дома, значит и сабвуфер нам нужен для бытовых условий. Я, наверное, месяц находился в поиске стоящего устройства и теперь готов поведать вам о том, что узнал. Кстати, теперь у меня в квартире есть отличная аудиосистема, в том числе и благодаря сабвуферу.

РейтингНаименованиеХарактеристикиЦена
1Ultimate TR100WA WalnutЛучшая бюджетный домашний сабвуфер8 395 Р
2Ultimate SYM5Лучшая модель с усилителем7 590 Р
3Vector HX180Лучшие мощный сабвуферы11 685 Р
4Samsung SWA-W700Модель с мощностью свыше 200 ВТ12 990 Р
5Canton Sub 8.4 WhiteЛучшая модель с пассивным отражателем36 990 Р

Мировые производители сабвуферов для дома

Ниша производителей такого товара на рынке давно занята реальными гигантами. К современным и популярным мировым производителям я бы отнес следующие марки:

  • Yamaha;
  • JBL;
  • Bowers & Wilkins;
  • Pioneer;
  • Jamo Sub;
  • DALI;
  • Samsung;
  • MJ Acoustics Reference;
  • Vector и др.

Какой сабвуфер лучше для дома

Сабвуферов существует огромное количество разновидностей и не все подходят для той или иной квартиры или дома. Где-то распространению звука и частотам мешает площадь, где-то — неправильно расставленная мебель. Конкретную модель подбирать можно, только учитывая все эти факторы. Единственное, что я могу — дать ряд советов по выбору надежного аппарата для дома.

Выбирайте только качественно изготовленные устройства. Откажитесь от пластика, особенно если собираетесь устраивать домашний кинотеатр, иначе вся система будет вибрировать. Самое оптимальное решение в этом случае — выбрать более прочный корпус из МДФ. Но и с ним могут возникать проблемы в виде искажений: система закрытого типа при мощном звуке заставит стенки дребезжать. Лучше всего купить модель, которая имеет деревянный тяжелый корпус на прочных ножках.

Обращайте внимание на цену сабвуфера. Системы закрытого типа характеризуются повышенной стоимость за каждый ватт мощности. Такие устройства обладают сочным и приятным звуком. Фазоинверторные модели, где динамик ничем не защищен, не имеют должной динамики. Да, у такого аппарата может быть приемлемый звук и низкая стоимость, но не будет того резкого «броска» громкости, которым может похвастать закрытый сабвуфер.

Перед покупкой следует определиться с мощностью. Если помещение небольшое, то нет смысла приобретать слишком мощный сабвуфер: вы не добьетесь положительного эффекта. Достаточный показатель: от 5 до 8 ватт на квадратный метр.

Не последнюю роль при выборе сабвуфера играет диапазон воспроизводимых частот. Глубокие басы — это частоты в 20-40 Гц, средние — 40-80 Гц, высокие — от 80 до 160 Гц. Большинство сабвуферов, не смотря на заявления разработчиков, работают в диапазоне от 40 до 200 Гц, то есть выдают средние и высокие басы. Оптимальный же частотный диапазон для домашнего сабвуфера составляет 30-60 Гц.

Наконец, при покупке сабвуфера стоит обратить внимание на:

  • реалистичность и глубину звучания;
  • удобство управления;
  • доступные настройки;
  • и только в последнюю очередь — прочие особенности и опции.

Рассмотрим несколько наиболее интересных сабвуферов на конкретных моделях.

Рейтинг лучших сабвуферов — ТОП товаров

Рейтинг разделен по типу домашних сабвуферов.

Лучшие бюджетные домашние сабвуферы

Ultimate TR100WA Walnut

Сабвуфер Ultimate TR100WA Walnut: фотоСабвуфер Ultimate TR100WA Walnut: фото

Фазоинверторная конструкция. Автоматически включается вместе с акустической системой. Легко добиться оптимального баланса громкости. Есть встроенный усилитель, создающий активные басы: можно спокойно использовать сабвуфер с другими источниками звука любой мощности. Поддерживает ручную настройку уровня среза высоких частот. Защитный экран из высокопрочного МДФ препятствует появлению помех на корпусных элементах. Частотный диапазон — от 45 до 180 Гц.  В комплекте есть ножки и шипы в качестве дополнительной опции. К сожалению, неприкрытый динамик можно легко повредить.

Цена: ₽ 8 395

 

Ultimate SYM5

Сабвуфер Ultimate SYM5: фотоСабвуфер Ultimate SYM5: фото

Фазоинвертор активного типа со встроенным усилителем. Лаконичный дизайн отлично впишется в любой интерьер. Изготовлен из МДФ и винила. Встроенный усилитель и активный тип сабвуфера. Частота — 36-150 Гц. Плавная регулировка фазы и частоты среза ВЧ. Включается автоматически. Хорошее качество звука за свои деньги. Бас мягкий и четкий. К сожалению, аппарат весьма громоздкий и может иногда дребезжать.

Цена: ₽ 7 590

 

Лучшие сабвуферы для дома с мощностью до 200 ВТ

Vector HX180

Сабвуфер Vector HX180: фотоСабвуфер Vector HX180: фото

Активный сабвуфер. Приличные мощность — 185 Вт и частотный диапазон — от 25 до 180 Гц. Обучен автоматическому включению и выключению. Корпус из МДФ с отделкой из винила и ткани для защитной решетки. Есть регулировка громкости и фазы. Фазоинвертор направлен в пол, что создает широкий звуковой поток. Басы глубокие и работают нормально. Но настраивать нужно исключительно на свой слух, страх и риск. Через какое-то время может начать издавать лишние звуки и помехи. Пластиковые ножки, которые не внушают особого доверия, скорее всего, нужно будет укреплять. Вполне достойный аппарат в своем сегменте.

Цена: ₽ 11 685

 

JBL Sub 250 PBK/230

Сабвуфер JBL Sub 250 PBK 230: фотоСабвуфер JBL Sub 250 PBK 230: фото

Может похвастать мощностью в 200 Вт и диапазоном частот от 32 до 150 Гц. Регулировка фазы ступенчатая. Можно настраивать громкость. Автоматическое включение. Устройство собрано из прочного МДФ чёрного цвета, с использованием шпона и ткани — дизайн интересный и приятный. Довольно массивный аппарат: весит 15 кг. Встроенный стерео кроссовер. На средней громкости способен разбудить полдома. Отлично подходит для квартиры примерной площадью в 40 кв.м. Басы глубокие, мощные и чистые. Фирма-производитель не зря очень популярна среди ценителей качественного звука. Только кабель в комплекте не очень добротный: иногда при выключенном ресивере это вызывает сильный гул. Поэтому лучше всего купить новый шнур.

Цена: ₽ 14 390

 

Лучшие сабвуферы для дома с мощностью свыше 200 ВТ

Samsung SWA-W700

Сабвуфер Samsung SWA W700: фотоСабвуфер Samsung SWA W700: фото

Милый компактный сабвуфер без каких-либо лишних деталей в дизайне. Беспроводное подключение. Высокий показатель мощности — 350 Вт и частотного диапазона — от 27 до 120 Гц. Акустический тип закрытый. Включается автоматически. Корпус покрыт лаком и выполнен из прочного черного МДФ с добавлением винила. Сабвуфер даёт качественные басы и в целом отличный звук. Каких-либо существенных минусов у него не заметил. Реально хороший и стильный аппарат для своих целей.  Отлично работает с другими динамиками. Есть фирменная технология компенсации искажения звука, которая заранее находит потенциальные помехи и избавляется от них. Ножки в комплекте.

Цена: ₽ 26 990

 

Canton Sub 8.4 White

Сабвуфер Canton Sub 8.4 White: фотоСабвуфер Canton Sub 8.4 White: фото

Изготовлена немецкая модель в белом цвете, уже стандартно: из МДФ, ткани и винила. Максимальная мощность — 280 Вт, диапазон — 25-200 Гц. Акустическое оформление закрытого типа с нижним пассивным отражателем. В комплекте есть ножки. Весит аппарат около 12 кг. Регулируется фаза и частота среза, а также громкость. Светодиодный индикатор на передней панели сообщает о режиме работы. В наличии съёмный сетевой кабель. Недостатков, честно говоря, не заметил. Достойный образец хорошего звука.

Цена: ₽ 36 990

 

Сравнительная таблица лучших сабвуферов

Название

Основные характеристики

Цена

Ultimate TR100WA Walnut

Ultimate TR100WA Walnut min: фотоUltimate TR100WA Walnut min: фото

Есть встроенный усилитель, поддерживает ручную настройку уровня среза высоких частот., частотный диапазон — от 45 до 180 Гц. 

₽ 8 395

button rusbutton rus

Ultimate SYM5

Ultimate SYM5 min: фотоUltimate SYM5 min: фото

Изготовлен из МДФ и винила, частота — 36-150 Гц.

₽ 7 590

button rusbutton rus

Vector HX180

Vector HX180 min: фотоVector HX180 min: фото

Мощность — 185 Вт, частотный диапазон — от 25 до 180 Гц.

₽ 11 685

button rusbutton rus

JBL Sub 250 PBK/230

JBL Sub 250 PBK 230 min: фотоJBL Sub 250 PBK 230 min: фото

Мощность — 200 Вт, диапазон частот от 32 до 150 Гц., вес — 15 кг.

₽ 14 390

button rusbutton rus

Samsung SWA-W700

Samsung SWA W700 min: фотоSamsung SWA W700 min: фото

Мощность — 350 Вт, частотный диапазон — от 27 до 120 Гц.

₽ 26 990

button rusbutton rus

Canton Sub 8.4 White

Canton Sub 8.4 White min: фотоCanton Sub 8.4 White min: фото

Мощность — 280 Вт, диапазон — 25-200 Гц., вес — 12 кг.

₽ 36 990

button rusbutton rus

FAQ

Какой мощности должен быть сабвуфер для дома?
Зависит, конечно, от площади помещения и от иных факторов, но в обычных случаях подойдет где-то 150-200 Вт мощности. Нужно учитывать также материал корпуса, тип акустики и т.п. Но лучше всего ориентироваться на свой вкус. Включать и пробовать тот или иной сабвуфер нужно непосредственно в магазине.

В чем разница автосабвуфера и домашнего сабвуфера?
Как понятно из названий: один предназначен для автомобиля, другой для домашнего использования. Различаются они по мощностям, требуемым объемам помещений и т.п. К тому же автосабвуфер, в отличие от бытового, питается от автомобильного генератора и аккумулятора.

Читайте также:

Лучшие активные и пассивные сабвуферы для автомобиля

 

Несколько слов о сабвуферах и том, почему они подойдут почти всем

Сабвуферы давно и плотно вошли в жизнь современных меломанов. Но существует великое множество предубеждений, в отношении тех или иных конструкций сабвуферов, их необходимого количества, частотного диапазона и вообще в полезности этого изобретения для человечества.

Знатоки, эксперты и просто “очень знающие люди” часто считают предпочтительнее использование или неиспользование тех или иных технологий, иные вообще принципиально не хотят использовать отдельную НЧ-акустику, ибо не кошерно не соответствует представлениям о т.н. тру АС. Также есть люди, которые убеждены, что сабвуферов должно быть 2 (или более по количеству каналов воспроизведения), для них даже выпускают соответствующие продукты.

В этом материале я постараюсь отделить «мух» от «котлет», мифы от реальности, домыслы от существующих физических явлений, чтобы помочь нашим читателям сделать наиболее подходящий выбор. Я постараюсь обстоятельно рассказать о том, почему сабвуферы подходят почти всем, а также коснусь вопросов акустического оформления и частотного диапазона.

Каналов много — сабвуфер один


Нередко мне приходится слышать о том, что системы оснащенные сабвуферами — это “устройства для дилетантов” и ”эти жуткие бубнелки”, так как сабвуфер, как правило, один, а каналов несколько, соответственно, разделение каналов на низких частотах не происходит, что, якобы, вредит верности воспроизведения. Такие люди в большинстве своем приобретают классическую двухполосную акустику с НЧ-секциями в каждой колонке.

Естественно, разделение каналов происходит в системах с конфигурацией 2.1, 5.1, 7.1 и пр. только на средних и высоких частотах. При этом, существует ли смысл в разделении каналов в НЧ-спектре, сторонники низкочастотной многоканальности либо не знают, либо умалчивают.

Первыми, для кого не имеют смысла НЧ в стерео, должны стать любители винила. Дело в том, что технология грамзаписи в принципе не предполагает многоканальный НЧ-звук, все виниловые басы пишутся в моно, и для винила вполне естественным было бы использование одного сабвуфера и двух сателлитов. Поэтому для меня остаётся не понятным, зачем в некоторых хайэнд системах, которые позиционируются как якобы идеально адаптированные для винила, используются 2 мощных сабвуфера вместо одного.

Кроме того, психоакустические исследования демонстрируют крайне низкую восприимчивость к локализации источников на низких частотах. При частотах ниже 300 Гц, чувствительность слуха к локализации источника существенно снижается. Подавляющее большинство людей не способны определить направление с частотой ниже 150 Гц. Следовательно, для большинства стерео в НЧ практически бесполезно.


Зависимости разности интенсивности звука от угла его прихода для разных частот

Безусловно, для удовлетворения тех немногих, кто способен различать направление звука в низкочастотном спектре, созданы системы с двумя и более сабвуферами (НЧ-секциями), но таких людей крайне мало.

Совершенно логичным будет звучать вопрос, а почему при фактической невосприимчивости слуха человека к локализации низкочастотного источника 2.0 системы не потеряли актуальности. Дело в том, что многие из них (чаще полочные) строятся по двухполосной схеме и имеют НЧ/СЧ-секции, которые воспроизводят как низкие, так и средние частоты (в диапазоне значительно выше и 150 Гц и 300 Гц). Кроме того, наличие второго НЧ-драйвера увеличивает звуковое давление на НЧ, что также может оказаться полезным.

Частотный диапазон


Для классических АС, чем шире частотный диапазон, тем лучше, но это правило не действует для сабвуферов, для них лучше применить более специфический термин «оптимальный частотный диапазон». В идеале такой диапазон должен начинаться от т.н. “глубоких” 20 — 30 Гц и заканчиваться пороговой частотой, выше которой мы можем локализовать источник, т.е. 150 Гц.

Такими характеристиками обладают не все сабвуферы, среди бюджетных образцов нередко встречаются сабы с диапазоном от 80-90 до 300 Гц и выше. Более широкий диапазон говорит о том, что устройство рассчитано на более приземленного пользователя, который не будет вслушиваться в детали и заморачиваться по нюансам стереопанорамирования в НЧ-спектре.

Для астрономически дорогой хайэнд техники иногда создают сабвуферы, способные воспроизводить частоты ниже 20 Гц, которые не слышны, но можно ощутить кожей и внутренними органами, в качестве вибраций волн давления (акустический резонанс). Такие частоты практически не используются в музыке, поэтому мне неизвестно, зачем это нужно.

Акустическое оформление


От акустического оформления сабвуфера зависит большинство его свойств, таких как громкость, габариты, АЧХ и ряд особенностей в звучании. Сегодня принято использовать такие конструкции как закрытый ящик, фазоинвертор, саб с пассивным излучателем и акустический лабиринт.

Фазоинвертор
Этот тип самый распространённый, при этом с ним часто возникают проблемы. Фазоинверторный тип полюбился производителям за сравнительно высокий КПД, что также нередко подкупает пользователей. Но технически грамотные меломаны часто пишут о том, что такие сабвуферы могут вносить существенные искажения.

Не секрет, что низкие частоты в сабвуфере усиливаются за счет акустического резонанса. Саб с ФИ как раз и представляет собой вариацию на тему классического резонатора Гельмгольца. Совершенно естественно, что у резонатора существует резонансная частота. В неправильно рассчитанных, как правило, бюджетных сабвуферах эта частота может представлять собой большую проблему, так как ноты на частоте резонанса звучат значительно громче прочих. Существует правило для хорошего саба с ФИ, гласящее, что:

“Частота резонанса ФИ должна быть не более чем на 33% ниже резонанса динамика в том же корпусе с закрытым ФИ”

Правильно рассчитанный сабвуфер с фазоинвертором

Также некоторые проблемы с такими сабвуферами возникают в связи с турбулентными процессами в трубе фазоинверов. В качественных сабах эти проблемы решают при помощи специальных ухищрений, таких как конические рассекатели от Polk и нарезки в трубе фазоинвертора, устраняющей турбулентные потоки у Monitor Audio.

Как и в прочих вариантах акустического оформления для ФИ-саба важно оптимальное демпфирование

Таким образом, наиболее приемлемыми сферами применения ФИ-сабов являются кино и цирк игры.

Подробнее о распространенных ошибках при создании ФИ-сабвуферов в одной крайне полезной статье.

Закрытый ящик
Один из самых простых и самых эффективных типов акустического оформления для сабвуфера. Лишен практически всех недостатков фазоинверторного типа, равно как и его достоинств. Обладает сравнительно низким КПД, ровной АЧХ, большими габаритами и массой. Не слишком сильно искажает звук. Этот тип один из наиболее распространенных среди компаний, специализирующихся на выпуске сабвуферов. Как правило, закрытые ящики пользуются популярностью у критичных и притязательных аудиофилов.

Лабиринт
Сравнительно редкий вид акустического оформления сабвуферов, основанный на принципе резонанса. КПД — выше, чем у закрытого ящика, и сравним с фазоинверторным типом. При этом искажений значительно меньше. В связи с тем, что конструкция такого корпуса сложна при проектировании и производстве, стоимость лабиринтных сабвуферов не бывает низкой.
Подробнее о лабиринтах можно узнать здесь и здесь.


Акустический лабиринт

Пассивный излучатель
Оригинальный тип акустического оформления, где установлен второй не подключенный излучатель, который работает в качестве пассивного резонатора. Такой тип оформления позволяет уменьшить габаритные размеры по сравнению с закрытым ящиком, работающим с теми же частотами. Также очевидным плюсом является отсутствие резонансных и других паразитных призвуков от фазоинвертора.


Схема работы пассивного излучателя

К недостаткам можно отнести достаточно большие потери, соответственно, более низкую чувствительность, а также то, что большая масса пассивного излучателя негативно сказывается на передаточной характеристике.

Итог


Я ничего не имею против классических 2.0 стерео АС, но применение сабвуфера, мне (как человеку с ушами не локализующими источники в НЧ-спектре) кажется значительно более рациональным. Искренне надеюсь, что материал окажется полезным, даст необходимые представления о некоторых критериях выбора сабвуфера. Если тема заинтересует читателей, можно будет продолжить тему сабов и особенности коммутации оных, мощность и чувствительность, особенности акустического оформления помещений, где планируется установка мощных НЧ-колонок.

Буду признателен за вашу активность в комментариях и участие в размещенном ниже опросе.

Джинса
В нашем каталоге , представлен широкий ассортимент сабвуферов с высокой верностью воспроизведения.

В материале использованы изображения из следующих источников:
baseacoustica.ru
samlib.ru/m/makeew_l_a/1808.shtml
www.youtube.com/channel/UCjKTr6I0jb5-yQcJRTDtsGg
www.ixbt.com
www.drive2.ru
forum.cxem.net

audiogeek.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*