Все о ксеноне | Пособие автомобилиста
Цветовая температура — температура абсолютно черного тела, при которой оно испускает излучение с той же хроматичностью (с той же цветностью), что и рассматриваемое излучение.
Цветовая температура характеризует:
— спектральный состав излучения источника света; а также
— объективное впечатление от цвета источника света.
Температура — физическая величина, характеризующая среднюю кинетическую энергию частиц макроскопической системы, находящейся в состоянии термодинамического равновесия. В равновесном состоянии температура имеет одинаковое значение для всех макроскопических частей системы.
Разные люди воспринимают один и тот же цвет по-разному. Образно говоря, понятие того или иного цвета — это всего лишь результат неписанного соглашения между людьми называть определённое ощущение зрительного нерва конкретным цветом, к примеру, «красным». Более того, в книге Ч.Пэдхема и Дж.Сондерса «Восприятие света и цвета» упомянуто, что «имеются сведения о различиях в пигментации хрусталика у различных рас, что может приводить к различиям в цветовом зрении». Также известно, что с возрастом
хрусталик желтеет, что приводит к нарушениям в идентификации цветов. То есть можно сказать, что адекватное цветовое восприятие — это результат скорее психологического процесса, чем физического. Как видите, науке пришлось немало повозиться, что бы систематизировать и строго научно определить характеристики различных цветов спектра!
Если цвет поверхности ненагретого неизлучающего предмета, то есть одну из его отражательных (а значит и фильтрующих) характеристик, можно описать длиной волны или обратной ей величиной — частотой, то с нагретыми и излучающими телами мы поступим по-другому. Представим себе абсолютно чёрное тело, то есть тело, которое не отражает никакие световые лучи. Для примитивного эксперимента пусть это будет спираль из вольфрама в электрической лампочке. Соединим эту несчастную лампочку с электрической цепью через реостат (изменяемое сопротивление), выгоним всех из ванной комнаты, выключим освещение, подадим ток и будем наблюдать за цветом спирали, постепенно понижая сопротивление реостата.
В один прекрасный момент наше абсолютно чёрное тело начнёт светиться еле заметным красным цветом. Если замерить в этот момент его температуру, то окажется, что она будет примерно равна 900 градусам по Цельсию. Поскольку все излучения происходят от скорости движения электронов, которая равна нулю при нуле градусов Кельвина (-273С), то в дальнейшем забудем про шкалу Цельсия, и будем пользоваться шкалой Кельвина. Таким образом, начало видимого излучения абсолютно чёрного тела наблюдается уже при 1200К, и соответствует красной границе спектра. То есть, попросту говоря, красному цвету соответствует цветовая температура 1200К. Продолжая нагревать нашу спираль, замеряя при этом температуру, мы увидим, что при 2000К её цвет станет оранжевым, а затем, при 3000К — жёлтым. При 3500К наша спираль перегорит, так как будет достигнута температура плавления вольфрама. Однако если бы этого не произошло, то мы увидели бы, что при достижении температуры 5500К цвет излучения был бы белым, становясь при 6000К голубоватым, и при д
альнейшем нагревании вплоть до 18000К всё более голубым, что соответствует фиолетовой границе спектра.
Эти цифры и назвали «цветовой температурой» излучения. Каждому цвету соответствует его цветовая температура. Психологически трудно привыкнуть к тому, что цветовая температура пламени свечи (1200К) в десять раз ниже (холоднее) цветовой температуры морозного зимнего неба (12000К). Тем не менее это так, цветовая температура отличается от обычной температуры.
800 К — начало темно-красного свечения раскаленных тел
2000 К — свет пламени свечи,
2360 К — лампа накаливания вакуумная,
2800—2854 К — газонаполненные (газополные) лампы накаливания с вольфрамовой спиралью,
3200—3250 К — типичные киносъемочные лампы,
5500 К — дневной свет, прямой солнечный,
6500 К — стандартный источник дневного белого света, он близок к среднедневному солнечному свету,
7500 К — дневной свет, с большой долей рассеянного от неба,
100000 К — цвет источника с «бесконечной температурой»
Ксеноновые лампы имеют температуру от 4050К и выше. Максимальная яркость дистигается только на температуре 4300К и с ростом или уменьшением температуры яркость падет. Однако 4300К многим не нравится из-за цвета — это яркий бело-желтый свет.
Поэтому большинство предпочитает температуру 6000К яркий холодный белый свет. Яркость ниже незначительно зато красиво.
Температура выше 6000К уже мало пригодна для практического применения так как голубой(7000К) и синий(8000К) цвет по яркости не намного лучше обычных галогеновых ламп.
Соответствие температуры и цвета ксеноновых ламп:
3500К желтый подходит для противотуманок как основное освещение не пригоден
4300К бело-желтый самый яркий свет, именно эта температура ставится на заводские машины в оригинале
5000К белый
6000К холодный белый с легким голубым, этот свет выбирают 90% покупателей
7000К голубой, яркость значительно ниже ездить с таким светом тяжело
8000К синий легкий фиолетовый, яркость еще хуже.
Источник
Все о ксеноне
4 (80%) 1 голос[а]Все о ксеноне | AutoLex.Net
Немного истории и введение в ксенон
Собственно
с появления идеи освещения дороги перед мчащимся автомобилем, несколько
типов источников освещения сменяли друг друга. Сначала автомобили были
оснащены газовыми, а именно пропановыми лампами. Вскоре, на смену им
пришли вакуумные лампы накаливания, затем галогеновые лампы. Теперь
настали времена ксеноновых ламп. Первая газоразрядная ксеноновая лампа
для автомобиля была разработана не кем-нибудь, а фирмой Philips, носила
она аскетичное имя D2S (R). HID-лампы (High Intensity Discharge или
в простонародье «ксеноновая лампа») стали применяться в автомобильных
осветительных приборах с 1992 года. Цель, которую преследовала фирма
Philips — увеличение яркости света. Ксеноновый световой поток высокой
интенсивности получается за счет свечения газа, инициированного дуговым
разрядом между двумя электродами. Электроды лампы находятся в колбе,
заполненной ксеноном и солями металлов под большим давлением.
Ксеноновая лампа имеет цветовую температуру около 4.300 градусов по
Кельвину (на примере Philips (Osram) D2S). Для примера, — галогеновая
лампа имеет цветовую температуру свечения порядка 2.800 градусов по
Кельвину. Чтобы стало совсем понятно, — цветовая температура свечения
имеет ключевое значение при освещении. Так, Солнце имеет цветовую
температуру порядка 5.000 — 6.000 градусов по Кельвину. Ксеноновая
лампа обладает максимально приблеженным к солнечному свету спектр
излучения, обеспечивая наиболее естественное освещение.
Какая потребляемая мощность у HID ламп (ксеноновых ламп)?
В
среднем 35W потребляет ксеноновая лампа. 55W и более — обычная.
Световой поток, обеспечиваемый ксеноном — 3.000 люменов против 1.550
у стандартной галогеновой лампы мощностью 55Вт.
Каков средний срок службы ксеноновых ламп?
Средний
срок службы ксеноновых ламп D2S (R), например, составляет порядка 2.800
– 4.000 часов. Гарантированный срок службы галогеновых 100 — 500 часов.
Как переносят ксеноновые фары русские дороги?
Высокая вибростойкость обеспечивается отсутствием нити накаливания. Мораль такова — нет нити — нечему обрываться.
Действительно ли обзорность лучше при ксеноновом освещении?
Да,
лучше. Все мы знаем, как важна обзорность в темное время суток,
дождливую, туманную или снежную погоду. Свет, излучаемый ксеноновой
лампой, имея по сравнению с обычным в 2,5 раза большую интенсивность,
значительно помогают водителю улучшить видимость дороги. Геометрия
освещенного участка дороги также улучшается, поскольку пучёк света
фары, оснащенной ксеноновой лампой, шире. Немаловажным также является
то, что «ксеноновый» свет в силу особенности своего спектрального
состава позволяет водителю увидеть объекты, находящиеся на проезжей
части и обочинах дороги (включая дорожные знаки) на значительно большем
расстоянии.
Не слепит ли отраженный от снега и дождя яркий ксеноновый свет?
Даже
в дождь и туман ксеноновые фары не создают перед Вашими глазами
«световую стену». Лучи ксенонового света легко «пробивают» туман
и освещают не капли дождя или тумана,а именно полотно дороги.
Сильно ли греется ксеноновая лампа?
Ксеноновая
лампа греется намного меньше чем галогенная. Так при потребляемой
мощности в 35 Вт у ксенона в тепло уходит порядка 7% энергии, в то
время, как у галогеновой лампы при потреблении минимум 55 Вт в тепло
уходит около 40% энергии.
Все нахваливают ксеноновые фары, а есть ли у них недостатки?
Недостатки ксеноновых фар относительны. Можно выделить два очевидных недостатка:
1.
Дороговизна. Помимо большой стоимости лампы надо иметь ввиду следующее:
в случае замены ксеноновых ламп лучше менять их в паре, поскольку со
временем (все лампы белеют примерно через 200 часов наработки), спектр
излучения ксеноновой лампы изменяется.
2. Необходимость
в специальном блоке управления (Сначала необходимо подать на лампу
напряжение около 25.000 вольт, а далее поддерживать 80 вольт с частотой
300 Гц, для этого используются устройства, которые называют «блоками
поджига» или «балластными блоками»).
Слышал, что бывает поддельные ксеноновые фары, как отличить их от настоящих? Действительно ли они хуже оригинальных?
Да,
существуют целый ряд ламп, которые называют «псевдоксеноном». Дело
в том, что многих автолюбителей чарует голубоватый свет ксеноновых фар.
Производители, зная о таком положении вещей, начали выпуск обычных
галогенных ламп накаливания, создающих именно такое голубоватое, или
просто более яркое, белое свечение. Достигается это благодаря покрытию
колбы голубоватыми красителями, увеличением потребляемой мощности.
В первом случае освещенность дороги в ночное время еще хуже чем при
использовании простой лампы, а во втором фара сильно нагревается, при
попадании воды часто лопается ее стекло. Попытки приблизить спектр
излучения галогенных ламп к газоразрядным (ксеноновым) производятся не
только безымянными фирмами из Китая и Кореи, но и именитыми фирмами
вроде Philips с их Blue Vision, Osram, PIAA и т.д. Достичь таких же
показателей спектрального состава и светового потока на основе нити
накаливания не получается. Однако, такие галогенные лампы разрешены
к использованию, и в отличие от ламп фантомных производителей, служат
дольше.
Смогу ли я снять ксенон и поставить штатные лампы в фары при продаже машины?
Да, это делается без проблем.
Кто основные производители ксеноновых ламп и блоков поджига?
Основные производители блоков поджига: Osram, Philips, Hella, PIAA, Bosch, Matsushita.
Первые
три брэнда принадлежат германским производителям. Правда Hella на самом
деле делает Philips, а Hella впоследствии лишь продает эти блоки под
торговой маркой Hella. Блоки Osram по своим характеристикам идентичны
Philips и Hella.
Отличия в совместимости разных блоков с разными лампами
Балластные
блоки Bosch и Matsushita (именно эта компания владеет торговой маркой
Panasonic) кроме всего прочего объединяет схемотехника (от основного
блока идет провод на котором есть маленький блочок, основной деталью
которого является поджигающий трансформатор, таким образом,
высоковольтная часть вынесена за пределы основного блока),благодаря
которой эти блоки не так требовательны к длине проводов от блока до
лампы. Балластные блоки PIAA дороже других.
Теперь поговорим
о лампах. Изначально, ксеноновые лампы первыми начали выпускать немцы.
И так было чуть ли не до 2000 года, когда кроме немецких концернов
Osram и Philips производством автомобильных источников света
с использованием ксеноновых технологий занялись корейцы. Практически
все корейские производители (например, Eagleye) сегодня используют за
основу изделия двух немецких гигантов Philips и Osram. Однако, при этом
лампы D2R Philips самые желтые (4.150 К), за ними идут D2S (4.250 К)
того же производителя. Практически не отличаются от них лампы Osram
(4.200 K и 4.300 K соответственно). Зато корейские лампы бывают 5.200
К, 5.400 К, 6.000 К, и даже 7.000 К. К тому же немцы делают только два
вида ламп (D2S и D2R), а вот в Корее к этому вопросу подошли шире
и освоили выпуск ксеноновых ламп с цоколями D2S, h2, h4, h5 (HB2), H7,
9004 (HB1), 9005 (HB3), 9006 (HB4), 9007(HB5). Вскоре и биксенон под Н4
появился.
Есть еще и другие производители ксеноновых ламп
с готовым цоколем. Там ситуация немного отличается от вариантов
с Eagleye. Например, — лампы Galaxy (6.000 и 8.000 К) светят немного не
так, как Eagleye и зажигаются с любым блоком поджига. Есть еще и блоки
так называемой четвертой генерации. Например корейцы начали делать блок
внешне очень похожий на всем известную Хеллу, а Хелла сняла
с производства свои блоки третьего поколения, и, теперь выпускает
совершенно другие блоки (сам блок и поджигатель разнесены в разные
корпуса, блок тоньше в два раза по сравнению со старым блоком).
Остается лишь добавить, что на самом деле не Хелла выпускает блоки,
а непосредственно Филипс, но почему-то у нас в стране все считают
«Хелловские» блоки «родными». Хотя Hella лишь продает под своей
торговой маркой продукцию Philips.
Что такое световая температура и почему этот показатель так важен?
Световая
температура — это температура на поверхности источника излучения света.
Для примера у Солнца она где-то 5.000 — 6.000 градусов по шкале
Кельвина, у галогеновой лампы эта температура около 2.800 К. Если же
рассматривать газоразрядные лампы (в народе ксеноновые), то у них
световая температура от 4.000 K и выше.
На конвейер, как
правило, идут лампы с 5.200 К (D2S Osram), хотя на часть автомобилей на
заводах ставят лампы Philips (которые не бывают выше 4.250 K). Но
в связи с большой разницей в цене, лампы с температурой свыше 5.000 К,
именно от немецких производителей, в нашей стране большого
распространения не получили. Зато ассортимент корейских ламп
с температурами вплоть до 15.000 К полностью представлен.
С
увеличением световой температуры свет лампы становится все более ярким,
белым, а его оттенки смещаются от желтовато-красных у ламп
с температурой 4.000 K до синеватых у ламп с температурой 7.000 K.
У меня на машине стоят лампы h5. Какие ксеноновые лампы мне выбрать?
Чаще всего ставят:
1. Корейские лампы с готовым цоколем Н4 и шторкой.
2. D2S (R) через переходник.
3.
Биксенон — режимы ближнего и дальнего света работают либо за счет
движения шторки (вариант хуже), либо за счет передвижения самой колбы
(лучше, чем при варианте со шторкой).
В первых двух случаях
приходится жертвовать дальним (реже — ближним) светом. В третьем случае
остаются и дальний и ближний свет. У обычной лампы h5 торец колбы
закрашен непрозрачной краской, чтобы через торец не проникал свет.
Лучше найти для покупки ксеноновую лампу в которой колпачок для
прикрытия торца лампы присутствует.Остается упомянуть, что корейские
лампы бывают с прозрачной или голубой колбой и с температурами 5.200 К,
6.000 К, 6.500 К, 7.000 К и 8.000 К, вплоть до 15.000 К.
Биксенон под h5 реализованный за счет движения колбы. Кто производит?
Eagleye, Polar, Catz, Xenotex и Pro.Light.
В чем отличие D2S от D2R?
D2S
для линзованой оптики, а D2R для рефлекторной. Cправедливо только для
фар, специально разработанных под ксенон. У D2S ярче свечение, выше
световая температура, спектр света белее.
TRON.ru
Хочу поставить ксенон в обычную фару — так можно? — журнал За рулем
Многие автовладельцы хотели бы заменить обычные галогенки на более эффективный ксенон. Как поступить, спрашивает читатель, заменить только модуль внутри фары или фару целиком, и как легализовать такие переделки? Наш эксперт готов помочь.
Материалы по теме
Здравствуйте.
В вашей статье про установку ксенона в Ладу Гранту сказано, что по ГОСТ Р 51709–2001 наличие автоматического корректора не требуется.
На моем Nissan Qashqai +2 установлены галогенные фары. Хочу заменить галогеновый модуль ближнего света с линзой на аналогичный модуль с линзой, но ксеноновый. Будет ли это считаться внесением изменения в конструкцию автомобиля (с учетом маркировки фар)? Можно ли установить такой модуль (D5S/D8S) и не устанавливать автокорректор?
На корпусе фары есть наклейка с обозначениями HC HR H7 PY21W W5W. Рядом нанесены обозначения HR DC. Артикул фары 1EL 010 335–12. Омыватель фар установлен изготовителем автомобиля.
Другой вариант: установить ксеноновые фары целиком от соответствующей комплектации Кашкая. Требуется ли одобрение таких изменений?
Андрей (г. Щелково)
Алексей Ревин, эксперт «За рулем»:
— В последнее время любители тюнинга приободрились. Дело в том, что 25.06 2019 года было опубликовано постановление Пленума Верховного суда РФ №20. В нем, в числе прочих, содержатся разъяснения по поводу наказаний за неправильное использование световых приборов. Очень кратко напомню, что суровая мера в виде лишения прав (по части 3 статьи 12.5 КоАП РФ) полагается водителям, управляющим автомобилем, на котором «установлены световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации». Именно совокупность цвета огней и режима их работы позволя
О ксеноне «колхозном» и правильном
Разговоры про так называемый «колхозный» ксенон как-то сами по себе приутихли. Зато фары не затухают. И весной, когда на стеклах влага, разводы грязи, кристаллы соли от дорожных реагентов, все это великолепие не только слепит, но и по-разному бликует, искажая отражающую дорожную обстановку картинку. А меж тем лишение прав за «левый» ксенон так никто и не отменял.
Но сначала скажу буквально пару слов о самом ксеноне. Ксеноновая фара — это газоразрядная колба, наполненная смесью инертных газов, включающих ксенон и питаемая специальным блоком управления (его еще называют блоком поджига). В такой лампе отсутствует нить накаливания — электрическая дуга возникает между двумя электродами за счет высоковольтного импульса. В результате электрического разряда, ксенон, находящийся внутри фары преобразуется в так называемую плазму и излучение света происходит за счет газового разряда. Словом «биксенон» называют фару, где газоразрядными являются лампы и ближнего, и дальнего света.
Плюсы ксеноновых фар таковы: они дают ярко-белый свет, похожий на дневной, световая полоса ксеноновых фар ярче и шире. При этом энергии потребляют на 35% меньше. И служат в разы дольше. Минус один – высокая цена. Поэтому штатно такие фары ставятся в виде опции на самые дорогие комплектации автомобилей, либо на машины люксовых марок. И здесь все законно.
Нарушение правил – это установка ксеноновых ламп вместо обычных галогеновых. Именно такой ксенон называют «левым», «колхозным», «китайским» и т. д. Именно он слепит, особенно на трассе. И запрет на его использование был принят еще в 2005 году. Если водителя поймают с «левым» ксеноном, то, согласно части 3 статьи 12.5 Кодекса об административных правонарушениях прав он лишится на срок от 6 до 12 месяцев. При этом с машины знаки снимут и «левые» лампочки конфискуют. Что важно: проверять лампы имеют право не только техники на пунктах техосмотра, но и гаишники на дорогах, но только при совместном патрулировании с государственными инспекторами технического надзора.
И все же вариант законно поставить ксенон взамен обычных фар существует: можно установить целиком ксеноновую блок-фару, рекомендованную заводом-изготовителем. В этом случае ксеноновый свет тоже будет соответствовать требованиям техрегламента.
А теперь немного о дневных ходовых огнях. Люди иногда путают их с ксеноновыми фонарями, но это разные вещи. Дневные ходовые огни – это обычно светодиодные фонари. Они тоже светят белым светом, но вовсе не слепят. При этом также потребляют мало электроэнергии. Напомню, в России сейчас обязательно включать при движении как за городом, так и в городе фары ближнего света. Либо противотуманные фары. Или те самые дневные ходовые огни, если они, конечно, имеются. А вот ставить вместо последних модные сейчас стробоскопы, то есть самодельные мигающие светодиодные фонарики, да еще куда-нибудь под радиаторную решетку – это снова нарушение. По той же статье 12.5 КоАП. Со всеми вытекающими.