Устройство светофора дорожного: Светофор — Википедия – Назначение и устройство светофора. Справка

Правила применения дорожных светофоров

ВЫДЕРЖКА ИЗ ГОСТ Р 52289-2004

7.1 Общие требования
7.1.1 Группы, типы, исполнения дорожных светофоров (далее — светофоры) должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52282, приложение Д. В процессе эксплуатации техническое состояние светофоров должно отвечать требованиям ГОСТ Р 50597.
7.1.2 Светофоры применяют для регулирования очередности пропуска транспортных средств и пешеходов, а также для обозначения опасных участков дорог.
7.2 Условия применения светофоров
7.2.1 Светофоры Т.1 и Т.1.г применяют на перекрестках в случае одновременного пропуска транспортных средств во всех разрешенных направлениях с данного подхода к перекрестку и на регулируемых пешеходных переходах, расположенных между перекрестками.
Допускается применение этих светофоров перед железнодорожными переездами в населенных пунктах (по согласованию с организациями, содержащими железнодорожные переезды), пересечениями дороги с трамвайными линиями, перед пересечениями велосипедной дорожки с проезжей частью, в местах сужения проезжей части для попеременного пропуска встречных потоков транспортных средств.

7.2.2 Светофоры Т.1.п, Т.1.л и Т1.пл применяют для раздельного пропуска транспортных средств в определенных направлениях с данного подхода к перекрестку в случаях, если по техническим или экономическим соображениям невозможно применение светофоров Т.2.
7.2.3 Светофоры Т.2 применяют для регулирования движения в определенных направлениях в случаях, когда движущийся по их разрешающему сигналу транспортный поток не имеет пересечений (слияний) в пределах перекрестка с транспортными потоками других направлений движения, а также пересечений с пешеходными потоками (бесконфликтное регулирование). В этом случае каждому направлению движения транспортных средств должен соответствовать свой светофор.
Светофоры Т.2 допускается оборудовать табличкой белого цвета размером 400х400 мм с изображением черной стрелки(ок), указывающей(их) направления движения, которые регулируются данным светофором (рисунок В.23).
7.2.4 Светофоры Т.1 любых исполнений и Т.2 с рассеивателями диаметром 300 мм устанавливают:
— на дорогах вне населенных пунктов;
— на магистральных дорогах скоростного и регулируемого движения и улицах общегородского значения по СНиП 2.07.01 [2] и площадях;
— на городских улицах и дорогах прочих категорий с допустимой скоростью движения транспортных средств более 60 км/ч.
Светофоры Т.1 любых исполнений и Т.2 с рассеивателями диаметром 300 мм (красный сигнал) и 200 мм (желтый и зеленый сигналы) устанавливают на второстепенных дорогах и улицах перед пересечениями с перечисленными дорогами и улицами.
Светофоры Т.1 любых исполнений и Т.2 с рассеивателями диаметром 200 мм устанавливают во всех остальных случаях.
7.2.5 Совместная установка светофоров Т.1 любых исполнений и Т.2 на одном подходе к перекрестку допускается, когда транспортные потоки, регулируемые светофорами Т.1, отделены приподнятыми направляющими островками, островками безопасности или разделительными полосами от потоков, регулируемых светофорами Т.2.
7.2.6 Светофоры Т.3 любых исполнений допускается применять в качестве повторителей сигналов светофоров Т.1 таких же исполнений, если их видимость для водителя транспортного средства, остановившегося у стоп-линии на крайней полосе проезжей части данного направления, затруднена. Светофоры Т.3 любых исполнений устанавливают на одной стойке со светофорами Т.1 таких же исполнений.
Допускается применять светофор Т.3 (вместо светофора Т.9) для регулирования движения велосипедистов в местах пересечения велосипедной дорожки с проезжей частью дороги или регулируемым пешеходным переходом. В этом случае светофор должен быть снабжен табличкой белого цвета размером 200х200 мм с изображенным на ней велосипедом черного цвета.
7.2.7 Светофоры Т.4 любых исполнений применяют для регулирования движения на отдельных полосах проезжей части при организации реверсивного движения.
Въезды в тоннели с искусственным освещением оборудуют этими светофорами, если тоннель имеет длину более 300 м или расположен на горизонтальной кривой, а также по условиям безопасности движения.
7.2.8 Светофоры Т.5 применяют только для бесконфликтного регулирования движения трамваев, а также маршрутных автобусов и троллейбусов, движущихся по специально выделенной полосе.
7.2.9 Светофоры Т.6 любых исполнений и светофоры Т.10 применяют для регулирования движения через железнодорожные переезды. Необходимость и порядок их размещения определяются соответствующими нормативно-техническими документами.
Светофоры Т.6 любых исполнений, кроме того, применяют для регулирования движения через разводные мосты и на причалах паромных переправ. Допускается применять их в местах выезда на дорогу транспортных средств оперативных служб.
7.2.10 Светофоры Т.7 применяют для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов.
7.2.11 Светофоры Т.8 допускается применять для регулирования движения на внутренних территориях предприятий, организаций, а также при временном сужении проезжей части для организации реверсивного движения по одной полосе.
7.2.12 Светофоры Т.9 применяют для регулирования движения велосипедистов в местах пересечения велосипедной дорожки с проезжей частью дороги или регулируемым пешеходным переходом.
7.2.13 Светофоры П.1 и П.2 применяют для регулирования движения пешеходов через дорогу на регулируемых перекрестках и пешеходных переходах вне перекрестков.
Светофоры с рассеивателями диаметром 300 мм (размером 300х300 мм) устанавливают на дорогах, имеющих четыре и более полос для движения в данном направлении, светофоры с рассеивателями диаметром 200 мм (размером 200х200 мм) — на дорогах с меньшим числом полос.
7.2.14 Светофоры Т.1 любых исполнений, Т.2, П.1 и П.2 применяют для регулирования движения на перекрестках и в иных местах, где пересекаются в одном уровне транспортные потоки, а также транспортные и пешеходные потоки. Указанные светофоры применяют при наличии хотя бы одного из следующих четырех условий:
Условие 1. Интенсивность движения транспортных средств пересекающихся направлений в течение каждого из любых 8 ч рабочего дня недели не менее значений, указанных в таблице 10.

Таблица 10 — Интенсивность движения транспортных потоков пересекающихся направлений
 

 

Число полос движения в одном направлении

 

Интенсивность движения транспортных средств, ед./ч

 

Главная дорога

 

Второстепенная дорога

 

по главной дороге

в двух направлениях

 

по второстепенной дороге в одном, наиболее загруженном, направлении

 

1

 

1

 

750

 

75

 

 

 

 

 

670

 

100

 

 

 

 

 

580

 

125

 

 

 

500

 

150

 

 

 

 

 

410

 

175

 

 

 

 

 

380

 

190

 

2 и более

 

1

 

900

 

75

 

 

 

 

 

800

 

100

 

 

 

 

 

700

 

125

 

 

 

600

 

150

 

 

 

 

 

500

 

175

 

 

 

 

 

400

 

200

 

2 или более

 

2 или более

 

900

 

100

 

 

 

 

 

825

 

125

 

 

 

 

 

750

 

150

 

 

 

675

 

175

 

 

 

 

 

600

 

200

 

 

 

 

 

525

 

225

 

 

 

 

 

480

 

240

 

 


Условие 2. Интенсивность движения транспортных средств по дороге составляет не менее 600 ед./ч (для дорог с разделительной полосой — 1000 ед./ч) в обоих направлениях в течение каждого из любых 8 ч рабочего дня недели. Интенсивность движения пешеходов, пересекающих проезжую часть этой дороги в одном, наиболее загруженном, направлении в то же время составляет не менее 150 пеш./ч.
В населенных пунктах с числом жителей менее 10000 чел. значения интенсивности движения транспортных средств и пешеходов по условиям 1 и 2 составляют 70% от указанных.
Условие 3. Значения интенсивности движения транспортных средств и пешеходов по условиям 1 и 2 одновременно составляют 80% или более от указанных.
Условие 4. На перекрестке совершено не менее трех дорожно-транспортных происшествий за последние 12 мес, которые могли быть предотвращены при наличии светофорной сигнализации. При этом условия 1 или 2 должны выполняться на 80% или более.
7.2.15 Необходимость введения светофорного регулирования в местах пересечения дороги с велосипедной дорожкой должна рассматриваться в случае, если интенсивность велосипедного движения превышает 50 вел./ч.
7.2.16 Светофоры Т.1 любых исполнений, Т.2, Т.9 (или Т.3 любых исполнений), П.1 и П.2 также допускается применять в случаях, не предусмотренных 7.2.14 и 7.2.15, в частности, если расстояние между соседними регулируемыми перекрестками, включенными в систему координированного управления движением, превышает 800 м.
7.2.17 Реверсивное регулирование с применением светофоров Т.4 любых исполнений вводится на дорогах с тремя и более полосами для движения в обоих направлениях при соответствующем технико-экономическом обосновании.
7.2.18 Светофоры Т.7 применяют, если интенсивность движения транспортных средств и пешеходов составляет не менее половины от норм для условий 1 и 2 по 7.2.14 или не обеспечена видимость для остановки транспортного средства, движущегося со скоростью, разрешенной на предыдущем участке дороги перед перекрестком или пешеходным переходом.
7.2.19 На участках сужения дорог светофоры Т.8 применяют, если имеется только одна полоса для движения в обоих направлениях и движение из-за ограниченной видимости не может быть организовано с помощью знаков 2.6 и 2.7 по 5.3.10.
7.2.20 Перед мостовыми сооружениями светофоры Т.8 устанавливают, если несущая способность этих сооружений не позволяет осуществлять одновременный пропуск потоков транспортных средств встречных направлений.
7.3 Порядок установки светофоров
7.3.1 При установке транспортных светофоров (кроме Т.3 любых исполнений, Т.9, П1 и П2) должна быть обеспечена видимость их сигналов с расстояния не менее 100 м с любой полосы движения, на которую распространяется их действие. Если данное условие выполнить невозможно, устанавливают знак 1.8 «Светофорное регулирование» по 5.2.11.
Сигналы дополнительной секции светофоров Т.1п, Т.1л, Т.1пл и сигнал светофора Т.9 должны распознаваться на расстоянии не менее 50 м.
Для улучшения видимости дополнительной секции светофоры Т.1.п, Т.1.л и Т.1.пл оборудуют экранами белого цвета прямоугольной формы с закругленными углами, выступающими за габариты светофора на 120 мм. Допускается форма экрана, повторяющая контуры светофора.
7.3.2 При установке светофоров Т.3 любых исполнений должна быть обеспечена видимость их сигналов для водителя транспортного средства, остановившегося перед знаком 6.16 «Стоп-линия» или разметкой 1.12 «Стоп-линия» на крайней полосе, ближайшей к этому светофору.
7.3.3 Светофоры Т.4 любых исполнений устанавливают перед въездом на полосу и на протяжении всего участка дороги над каждой полосой с реверсивным регулированием. При этом с места установки каждого светофора должна быть обеспечена видимость сигналов следующего по ходу движения светофора.
В случае применения в тоннелях светофоров Т.4 их устанавливают в начале тоннеля над каждой полосой движения.
7.3.4 Светофоры П.1 и П.2 устанавливают на тротуарах с обеих сторон проезжей части, а при наличии разделительной полосы или приподнятого островка безопасности — и на них, если число полос движения в одном направлении более двух (рисунок В.24а).
При установке пешеходных светофоров должна быть обеспечена видимость их сигналов пешеходами с противоположной стороны проезжей части дороги.
Пешеходными светофорами оборудуют все пешеходные переходы, расположенные на регулируемом перекрестке.
7.3.5 Высота установки светофоров от нижнего края корпуса до поверхности проезжей части (рисунок В.23) составляет:
1) для транспортных светофоров (кроме Т.3 всех исполнений, Т.5 и Т.9):
— при установке над проезжей частью — от 5 до 6 м. Допускается устанавливать светофоры над проезжей частью на высоте от 6 до 8 м для соблюдения требований 6.2.14;
— при установке сбоку от проезжей части — от 2 до 3 м;
2) для светофоров Т.3 любых исполнений, Т.9 — от 1,5 до 2,0 м;
3) для светофоров Т.5 — от 2 до 4 м;
4) для пешеходных светофоров — от 2,0 до 2,5 м.
Светофоры различных типов, устанавливаемые на одной опоре и обращенные к участникам движения одного направления, размещают относительно друг друга по вертикали в последовательности (снизу вверх): Т.3 любых исполнений, П.1 (П.2), Т.1 (Т.1.п, Т.1.л, Т.1.пл) или Т.2, Т.5 
7.3.6 Опорные конструкции, используемые для крепления светофоров, устанавливают вне проезжей части дороги, их элементы, находящиеся над проезжей частью, не должны быть ниже края корпуса светофора, размещаемого над проезжей частью по 7.3.5.
7.3.7 Расстояние от края проезжей части до светофора, установленного сбоку от проезжей части, должно составлять от 0,5 до 2,0 м.
Расстояние от ближнего края проезжей части до светофора, установленного над проезжей частью, должно быть не менее 4 м 
При обеспеченной видимости сигналов пешеходного светофора допускается его устанавливать на расстоянии до 5 м от края проезжей части.
7.3.8 Расстояние от пешеходных светофоров до ближайшей границы пешеходного перехода должно быть не более 1 м 
На протяжении одной дороги высота установки транспортных светофоров и их удаление от проезжей части должны быть по возможности одинаковы.
7.3.9 Светофоры устанавливают на расстоянии не менее 1 м от контактных проводов трамвая или троллейбуса до любой точки корпуса светофора.
7.3.10 Транспортные светофоры (кроме Т.1.г) устанавливают сбоку от проезжей части перед перекрестком или над проезжей частью (кроме Т.3, Т.6, Т.10). Светофор Т.1.г устанавливают только над проезжей частью.
Справа от проезжей части данного направления устанавливают светофоры Т.1, Т.1.п, Т.1.пл, Т.2 со стрелками «прямо», «направо», «прямо и направо», Т.3, Т.3.п, Т.6, Т.7, Т.8, Т.9 и Т.10. Светофоры Т.1.л, Т.2 со стрелками «налево» или «прямо и налево» и Т.3.л устанавливают слева на разделительной полосе, направляющем островке или островке безопасности, при одностороннем движении — слева от дороги.
На дорогах с двусторонним движением при отсутствии перед перекрестком разделительной полосы, направляющих островков или островков безопасности допускается установка светофора Т.1.л справа, если число полос в данном направлении в населенных пунктах не более трех (вне населенных пунктов — не более двух), в противном случае Т.1.л размещают над проезжей частью. Светофоры Т.2 со стрелками «налево», «прямо» или «прямо и налево» в этих случаях устанавливают над проезжей частью.
Если режим работы светофорного объекта предусматривает различную длительность и (или) последовательность светофорных сигналов для каждой из полос движения, то светофоры Т.2 устанавливают над соответствующими полосами движения.
Светофор Т.5 устанавливают справа или над специально выделенной полосой для маршрутных транспортных средств. При регулировании движения трамваев допускается установка светофоров Т.5 между путями.
Допускается устанавливать светофоры Т.7 на приподнятом центральном островке, островке безопасности или над центром перекрестка.
7.3.11 Светофоры Т.1 любых исполнений и Т.2, установленные сбоку от проезжей части, дублируют.
Дублирующий светофор устанавливают на перекрестке или непосредственно за ним с учетом наилучшей видимости сигнала светофора водителем.
При наличии разделительных полос, направляющих островков или островков безопасности дублирующие светофоры (кроме Т.1.п, Т.2 со стрелкой «направо») устанавливают на перекрестке, за ним между проезжими частями или слева от перекрестка. При этом установка дублирующего светофора слева за перекрестком допускается, если проезжая часть во встречном направлении имеет не более трех полос движения, а интенсивность движения по каждой полосе составляет не более 500 ед./ч.
Светофоры Т.1.п и Т.2 (со стрелкой «направо») дублируют, если поворот направо осуществляется в два ряда и более. Дублирующие светофоры устанавливают на перекрестке или непосредственно за ним между проезжими частями или справа. При установке светофора справа число полос в попутном направлении должно быть не более трех, а интенсивность движения по каждой полосе составляет не более 500 ед./ч.
При отсутствии разделительных полос, приподнятых направляющих островков или приподнятых островков безопасности дублирующие светофоры устанавливают непосредственно за перекрестком: Т.1.п или Т.2 (со стрелкой «направо») — справа, остальные — слева в случае, если число полос в данном направлении не превышает трех, а интенсивность движения по каждой полосе составляет не более 500 ед./ч (рисунок В.23а).
7.3.12 При несоблюдении условий, перечисленных в 7.3.11, светофоры (кроме Т.3 любых исполнений) устанавливают над проезжей частью (рисунок В.23б).
Светофоры, расположенные над проезжей частью, допускается не дублировать.
7.4 Режимы работы светофоров
7.4.1 Все светофоры, установленные на одном светофорном объекте (кроме светофоров Т.4 любых исполнений), должны работать во взаимосогласованных режимах.
Любой светофорный объект, входящий в систему координированного управления движением, должен иметь возможность работать в индивидуальном (резервном) автоматическом режиме, независимо от работы других светофорных объектов.
7.4.2 Для светофоров Т.1, Т.3 любых исполнений, Т.2 и Т.9 соблюдают последовательность включения сигналов: красный — красный с желтым — зеленый — желтый — красный… При этом длительность сигнала «красный с желтым» должна быть не более 2 с, длительность желтого сигнала во всех случаях должна быть 3 с. Если расчетная длительность промежуточного такта превышает указанные значения, то длительность красного сигнала увеличивают на время превышения. Это требование не распространяется на находящиеся в эксплуатации контроллеры, не способные делить промежуточный такт.
Допускается последовательность включения сигналов: красный — зеленый — желтый — красный+ если светофорный объект не включен в систему координированного управления движением.
7.4.3 Режим работы светофорной сигнализации с использованием светофоров Т.1, Т.3 (любых исполнений), Т.2, Т.8 и Т.9 может предусматривать мигание зеленого сигнала в течение 3 с непосредственно перед его выключением с частотой 1 миг./с (допускается отклонение от указанной частоты ±10%), для светофоров П.1 и П.2 такой режим является обязательным.
Для информирования водителей и пешеходов о времени, оставшемся до окончания горения зеленого сигнала, допускается применение цифрового табло.
На пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слепые и слабовидящие пешеходы, дополнительно к светофорной сигнализации применяют звуковую сигнализацию, работающую в согласованном режиме с пешеходными светофорами.
7.4.4 В период снижения интенсивности движения до значений менее 50% для условий 1 и 2 по 7.2.14 светофоры Т.1 и Т.3 (любых исполнений), Т.2 и Т.9 переводят на режим мигания желтого сигнала с частотой, указанной в 7.4.3 для зеленого сигнала.
По условиям обеспечения безопасности движения допускается оставлять эти светофоры в режиме трехцветной сигнализации в течение суток.
7.4.5 Последовательность включения сигналов светофоров Т.4, Т.8 — поочередное включение красного и зеленого сигналов, а для светофора Т.4.ж — красного, зеленого и желтого сигналов в соответствии с режимом регулирования.
Последовательность включения сигналов светофоров Т.5 определяется схемой организации движения.
Светофоры Т.6, Т.6.д, Т.7 и Т.10 должны обеспечивать попеременное включение двух сигналов или мигание одного сигнала с частотой, указанной в 7.4.3 для зеленого сигнала.
Последовательность включения сигналов пешеходных светофоров: красный — зеленый — красный+ в соответствии с рабочим режимом светофорного объекта.
7.4.6 При регулировании движения светофорами Т.1.п, Т.1.л и Т.1.пл недопустимо постоянное действие какой-либо комбинации сигналов (например, красный сигнал с сигналом дополнительной секции).

ГОСТ Р 52289-2004 Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.

Выдержки из ГОСТ Р 52289-2004 Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих.

   7 Правила применения дорожных светофоров

7.1 Общие требования
   7.1.1 Группы, типы, исполнения дорожных светофоров (далее - светофоры) должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52282, приложение Д. В процессе эксплуатации техническое состояние светофоров должно отвечать требованиям ГОСТ Р 50597.

7.1.2 Светофоры применяют для регулирования очередности пропуска транспортных средств и пешеходов, а также для обозначения опасных участков дорог.

 7.2 Условия применения светофоров
   7.2.1 Светофоры Т.1 и Т.1.г применяют на перекрестках в случае одновременного пропуска транспортных средств во всех разрешенных направлениях с данного подхода к перекрестку и на регулируемых пешеходных переходах, расположенных между перекрестками.

 Допускается применение этих светофоров перед железнодорожными переездами в населенных пунктах (по согласованию с организациями, содержащими железнодорожные переезды), пересечениями дороги с трамвайными линиями, перед пересечениями велосипедной дорожки с проезжей частью, в местах сужения проезжей части для попеременного пропуска встречных потоков транспортных средств.

7.2.2 Светофоры Т.1.п, Т.1.л и Т1.пл применяют для раздельного пропуска транспортных средств в определенных направлениях с данного подхода к перекрестку в случаях, если по техническим или экономическим соображениям невозможно применение светофоров Т.2.

7.2.3 Светофоры Т.2 применяют для регулирования движения в определенных направлениях в случаях, когда движущийся по их разрешающему сигналу транспортный поток не имеет пересечений (слияний) в пределах перекрестка с транспортными потоками других направлений движения, а также пересечений с пешеходными потоками (бесконфликтное регулирование). В этом случае каждому направлению движения транспортных средств должен соответствовать свой светофор.

Светофоры Т.2 допускается оборудовать табличкой белого цвета размером 400х400 мм с изображением черной стрелки(ок), указывающей(их) направления движения, которые регулируются данным светофором (рисунок В.23).

7.2.4 Светофоры Т.1 любых исполнений и Т.2 с рассеивателями диаметром 300 мм устанавливают:

— на дорогах вне населенных пунктов;

— на магистральных дорогах скоростного и регулируемого движения и улицах общегородского значения по СНиП 2.07.01 [2] и площадях;

— на городских улицах и дорогах прочих категорий с допустимой скоростью движения транспортных средств более 60 км/ч.

Светофоры Т.1 любых исполнений и Т.2 с рассеивателями диаметром 300 мм (красный сигнал) и 200 мм (желтый и зеленый сигналы) устанавливают на второстепенных дорогах и улицах перед пересечениями с перечисленными дорогами и улицами.

Светофоры Т.1 любых исполнений и Т.2 с рассеивателями диаметром 200 мм устанавливают во всех остальных случаях.

7.2.5 Совместная установка светофоров Т.1 любых исполнений и Т.2 на одном подходе к перекрестку допускается, когда транспортные потоки, регулируемые светофорами Т.1, отделены приподнятыми направляющими островками, островками безопасности или разделительными полосами от потоков, регулируемых светофорами Т.2.

7.2.6 Светофоры Т.3 любых исполнений допускается применять в качестве повторителей сигналов светофоров Т.1 таких же исполнений, если их видимость для водителя транспортного средства, остановившегося у стоп-линии на крайней полосе проезжей части данного направления, затруднена. Светофоры Т.3 любых исполнений устанавливают на одной стойке со светофорами Т.1 таких же исполнений.

Допускается применять светофор Т.3 (вместо светофора Т.9) для регулирования движения велосипедистов в местах пересечения велосипедной дорожки с проезжей частью дороги или регулируемым пешеходным переходом. В этом случае светофор должен быть снабжен табличкой белого цвета размером 200х200 мм с изображенным на ней велосипедом черного цвета.

7.2.7 Светофоры Т.4 любых исполнений применяют для регулирования движения на отдельных полосах проезжей части при организации реверсивного движения.

Въезды в тоннели с искусственным освещением оборудуют этими светофорами, если тоннель имеет длину более 300 м или расположен на горизонтальной кривой, а также по условиям безопасности движения.

7.2.8 Светофоры Т.5 применяют только для бесконфликтного регулирования движения трамваев, а также маршрутных автобусов и троллейбусов, движущихся по специально выделенной полосе.

7.2.9 Светофоры Т.6 любых исполнений и светофоры Т.10 применяют для регулирования движения через железнодорожные переезды. Необходимость и порядок их размещения определяются соответствующими нормативно-техническими документами.

Светофоры Т.6 любых исполнений, кроме того, применяют для регулирования движения через разводные мосты и на причалах паромных переправ. Допускается применять их в местах выезда на дорогу транспортных средств оперативных служб.

7.2.10 Светофоры Т.7 применяют для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов.

7.2.11 Светофоры Т.8 допускается применять для регулирования движения на внутренних территориях предприятий, организаций, а также при временном сужении проезжей части для организации реверсивного движения по одной полосе.

7.2.12 Светофоры Т.9 применяют для регулирования движения велосипедистов в местах пересечения велосипедной дорожки с проезжей частью дороги или регулируемым пешеходным переходом.

7.2.13 Светофоры П.1 и П.2 применяют для регулирования движения пешеходов через дорогу на регулируемых перекрестках и пешеходных переходах вне перекрестков.

Светофоры с рассеивателями диаметром 300 мм (размером 300х300 мм) устанавливают на дорогах, имеющих четыре и более полос для движения в данном направлении, светофоры с рассеивателями диаметром 200 мм (размером 200х200 мм) — на дорогах с меньшим числом полос.

7.2.14 Светофоры Т.1 любых исполнений, Т.2, П.1 и П.2 применяют для регулирования движения на перекрестках и в иных местах, где пересекаются в одном уровне транспортные потоки, а также транспортные и пешеходные потоки. Указанные светофоры применяют при наличии хотя бы одного из следующих четырех условий:

Условие 1. Интенсивность движения транспортных средств пересекающихся направлений в течение каждого из любых 8 ч рабочего дня недели не менее значений, указанных в таблице 10.

 

Условие 2. Интенсивность движения транспортных средств по дороге составляет не менее 600 ед./ч (для дорог с разделительной полосой — 1000 ед./ч) в обоих направлениях в течение каждого из любых 8 ч рабочего дня недели. Интенсивность движения пешеходов, пересекающих проезжую часть этой дороги в одном, наиболее загруженном, направлении в то же время составляет не менее 150 пеш./ч.

В населенных пунктах с числом жителей менее 10000 чел. значения интенсивности движения транспортных средств и пешеходов по условиям 1 и 2 составляют 70% от указанных.

Условие 3. Значения интенсивности движения транспортных средств и пешеходов по условиям 1 и 2 одновременно составляют 80% или более от указанных.

Условие 4. На перекрестке совершено не менее трех дорожно-транспортных происшествий за последние 12 мес, которые могли быть предотвращены при наличии светофорной сигнализации. При этом условия 1 или 2 должны выполняться на 80% или более.

7.2.15 Необходимость введения светофорного регулирования в местах пересечения дороги с велосипедной дорожкой должна рассматриваться в случае, если интенсивность велосипедного движения превышает 50 вел./ч.

7.2.16 Светофоры Т.1 любых исполнений, Т.2, Т.9 (или Т.3 любых исполнений), П.1 и П.2 также допускается применять в случаях, не предусмотренных 7.2.14 и 7.2.15, в частности, если расстояние между соседними регулируемыми перекрестками, включенными в систему координированного управления движением, превышает 800 м.

7.2.17 Реверсивное регулирование с применением светофоров Т.4 любых исполнений вводится на дорогах с тремя и более полосами для движения в обоих направлениях при соответствующем технико-экономическом обосновании.

7.2.18 Светофоры Т.7 применяют, если интенсивность движения транспортных средств и пешеходов составляет не менее половины от норм для условий 1 и 2 по 7.2.14 или не обеспечена видимость для остановки транспортного средства, движущегося со скоростью, разрешенной на предыдущем участке дороги перед перекрестком или пешеходным переходом.

7.2.19 На участках сужения дорог светофоры Т.8 применяют, если имеется только одна полоса для движения в обоих направлениях и движение из-за ограниченной видимости не может быть организовано с помощью знаков 2.6 и 2.7 по 5.3.10.

7.2.20 Перед мостовыми сооружениями светофоры Т.8 устанавливают, если несущая способность этих сооружений не позволяет осуществлять одновременный пропуск потоков транспортных средств встречных направлений.

7.3 Порядок установки светофоров

7.3.1 При установке транспортных светофоров (кроме Т.3 любых исполнений, Т.9, П1 и П2) должна быть обеспечена видимость их сигналов с расстояния не менее 100 м с любой полосы движения, на которую распространяется их действие. Если данное условие выполнить невозможно, устанавливают знак 1.8 «Светофорное регулирование» по 5.2.11.

Сигналы дополнительной секции светофоров Т.1п, Т.1л, Т.1пл и сигнал светофора Т.9 должны распознаваться на расстоянии не менее 50 м.

Для улучшения видимости дополнительной секции светофоры Т.1.п, Т.1.л и Т.1.пл оборудуют экранами белого цвета прямоугольной формы с закругленными углами, выступающими за габариты светофора на 120 мм. Допускается форма экрана, повторяющая контуры светофора.

7.3.2 При установке светофоров Т.3 любых исполнений должна быть обеспечена видимость их сигналов для водителя транспортного средства, остановившегося перед знаком 6.16 «Стоп-линия» или разметкой 1.12 «Стоп-линия» на крайней полосе, ближайшей к этому светофору.

7.3.3 Светофоры Т.4 любых исполнений устанавливают перед въездом на полосу и на протяжении всего участка дороги над каждой полосой с реверсивным регулированием. При этом с места установки каждого светофора должна быть обеспечена видимость сигналов следующего по ходу движения светофора.

В случае применения в тоннелях светофоров Т.4 их устанавливают в начале тоннеля над каждой полосой движения.

7.3.4 Светофоры П.1 и П.2 устанавливают на тротуарах с обеих сторон проезжей части, а при наличии разделительной полосы или приподнятого островка безопасности — и на них, если число полос движения в одном направлении более двух (рисунок В.24а).

При установке пешеходных светофоров должна быть обеспечена видимость их сигналов пешеходами с противоположной стороны проезжей части дороги.

Пешеходными светофорами оборудуют все пешеходные переходы, расположенные на регулируемом перекрестке.

7.3.5 Высота установки светофоров от нижнего края корпуса до поверхности проезжей части (рисунок В.23) составляет:

1) для транспортных светофоров (кроме Т.3 всех исполнений, Т.5 и Т.9):

— при установке над проезжей частью — от 5 до 6 м. Допускается устанавливать светофоры над проезжей частью на высоте от 6 до 8 м для соблюдения требований 6.2.14;

— при установке сбоку от проезжей части — от 2 до 3 м;

2) для светофоров Т.3 любых исполнений, Т.9 — от 1,5 до 2,0 м;

3) для светофоров Т.5 — от 2 до 4 м;

4) для пешеходных светофоров — от 2,0 до 2,5 м.

Светофоры различных типов, устанавливаемые на одной опоре и обращенные к участникам движения одного направления, размещают относительно друг друга по вертикали в последовательности (снизу вверх): Т.3 любых исполнений, П.1 (П.2), Т.1 (Т.1.п, Т.1.л, Т.1.пл) или Т.2, Т.5 (рисунок В.23).

7.3.6 Опорные конструкции, используемые для крепления светофоров, устанавливают вне проезжей части дороги, их элементы, находящиеся над проезжей частью, не должны быть ниже края корпуса светофора, размещаемого над проезжей частью по 7.3.5.

7.3.7 Расстояние от края проезжей части до светофора, установленного сбоку от проезжей части, должно составлять от 0,5 до 2,0 м.

7.3.7 Расстояние от края проезжей части до светофора, установленного сбоку от проезжей части, должно составлять от 0,5 до 2,0 м.

Расстояние от ближнего края проезжей части до светофора, установленного над проезжей частью, должно быть не менее 4 м (рисунок В.23).

При обеспеченной видимости сигналов пешеходного светофора допускается его устанавливать на расстоянии до 5 м от края проезжей части.

7.3.8 Расстояние от пешеходных светофоров до ближайшей границы пешеходного перехода должно быть не более 1 м (рисунок В.18).

На протяжении одной дороги высота установки транспортных светофоров и их удаление от проезжей части должны быть по возможности одинаковы.

7.3.9 Светофоры устанавливают на расстоянии не менее 1 м от контактных проводов трамвая или троллейбуса до любой точки корпуса светофора.

7.3.10 Транспортные светофоры (кроме Т.1.г) устанавливают сбоку от проезжей части перед перекрестком или над проезжей частью (кроме Т.3, Т.6, Т.10). Светофор Т.1.г устанавливают только над проезжей частью.

Справа от проезжей части данного направления устанавливают светофоры Т.1, Т.1.п, Т.1.пл, Т.2 со стрелками «прямо», «направо», «прямо и направо», Т.3, Т.3.п, Т.6, Т.7, Т.8, Т.9 и Т.10. Светофоры Т.1.л, Т.2 со стрелками «налево» или «прямо и налево» и Т.3.л устанавливают слева на разделительной полосе, направляющем островке или островке безопасности, при одностороннем движении — слева от дороги.

На дорогах с двусторонним движением при отсутствии перед перекрестком разделительной полосы, направляющих островков или островков безопасности допускается установка светофора Т.1.л справа, если число полос в данном направлении в населенных пунктах не более трех (вне населенных пунктов - не более двух), в противном случае Т.1.л размещают над проезжей частью. Светофоры Т.2 со стрелками «налево», «прямо» или «прямо и налево» в этих случаях устанавливают над проезжей частью.

Если режим работы светофорного объекта предусматривает различную длительность и (или) последовательность светофорных сигналов для каждой из полос движения, то светофоры Т.2 устанавливают над соответствующими полосами движения.

Светофор Т.5 устанавливают справа или над специально выделенной полосой для маршрутных транспортных средств. При регулировании движения трамваев допускается установка светофоров Т.5 между путями.

Допускается устанавливать светофоры Т.7 на приподнятом центральном островке, островке безопасности или над центром перекрестка.

7.3.11 Светофоры Т.1 любых исполнений и Т.2, установленные сбоку от проезжей части, дублируют.

Дублирующий светофор устанавливают на перекрестке или непосредственно за ним с учетом наилучшей видимости сигнала светофора водителем.

При наличии разделительных полос, направляющих островков или островков безопасности дублирующие светофоры (кроме Т.1.п, Т.2 со стрелкой «направо») устанавливают на перекрестке, за ним между проезжими частями или слева от перекрестка. При этом установка дублирующего светофора слева за перекрестком допускается, если проезжая часть во встречном направлении имеет не более трех полос движения, а интенсивность движения по каждой полосе составляет не более 500 ед./ч.

 Светофоры Т.1.п и Т.2 (со стрелкой «направо») дублируют, если поворот направо осуществляется в два ряда и более. Дублирующие светофоры устанавливают на перекрестке или непосредственно за ним между проезжими частями или справа. При установке светофора справа число полос в попутном направлении должно быть не более трех, а интенсивность движения по каждой полосе составляет не более 500 ед./ч.

 При отсутствии разделительных полос, приподнятых направляющих островков или приподнятых островков безопасности дублирующие светофоры устанавливают непосредственно за перекрестком: Т.1.п или Т.2 (со стрелкой «направо») — справа, остальные — слева в случае, если число полос в данном направлении не превышает трех, а интенсивность движения по каждой полосе составляет не более 500 ед./ч (рисунок В.23а).

 7.3.12 При несоблюдении условий, перечисленных в 7.3.11, светофоры (кроме Т.3 любых исполнений) устанавливают над проезжей частью (рисунок В.23б).

 Светофоры, расположенные над проезжей частью, допускается не дублировать.

 

7.4 Режимы работы светофоров

 7.4.1 Все светофоры, установленные на одном светофорном объекте (кроме светофоров Т.4 любых исполнений), должны работать во взаимосогласованных режимах.

 Любой светофорный объект, входящий в систему координированного управления движением, должен иметь возможность работать в индивидуальном (резервном) автоматическом режиме, независимо от работы других светофорных объектов.

 7.4.2 Для светофоров Т.1, Т.3 любых исполнений, Т.2 и Т.9 соблюдают последовательность включения сигналов: красный — красный с желтым - зеленый — желтый — красный… При этом длительность сигнала «красный с желтым» должна быть не более 2 с, длительность желтого сигнала во всех случаях должна быть 3 с. Если расчетная длительность промежуточного такта превышает указанные значения, то длительность красного сигнала увеличивают на время превышения. Это требование не распространяется на находящиеся в эксплуатации контроллеры, не способные делить промежуточный такт.

 Допускается последовательность включения сигналов: красный — зеленый — желтый — красный+ если светофорный объект не включен в систему координированного управления движением.

 7.4.3 Режим работы светофорной сигнализации с использованием светофоров Т.1, Т.3 (любых исполнений), Т.2, Т.8 и Т.9 может предусматривать мигание зеленого сигнала в течение 3 с непосредственно перед его выключением с частотой 1 миг./с (допускается отклонение от указанной частоты ±10%), для светофоров П.1 и П.2 такой режим является обязательным.

Для информирования водителей и пешеходов о времени, оставшемся до окончания горения зеленого сигнала, допускается применение цифрового табло.

На пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слепые и слабовидящие пешеходы, дополнительно к светофорной сигнализации применяют звуковую сигнализацию, работающую в согласованном режиме с пешеходными светофорами.

7.4.4 В период снижения интенсивности движения до значений менее 50% для условий 1 и 2 по 7.2.14 светофоры Т.1 и Т.3 (любых исполнений), Т.2 и Т.9 переводят на режим мигания желтого сигнала с частотой, указанной в 7.4.3 для зеленого сигнала.

По условиям обеспечения безопасности движения допускается оставлять эти светофоры в режиме трехцветной сигнализации в течение суток.

7.4.5 Последовательность включения сигналов светофоров Т.4, Т.8 — поочередное включение красного и зеленого сигналов, а для светофора Т.4.ж — красного, зеленого и желтого сигналов в соответствии с режимом регулирования.

Последовательность включения сигналов светофоров Т.5 определяется схемой организации движения.

Светофоры Т.6, Т.6.д, Т.7 и Т.10 должны обеспечивать попеременное включение двух сигналов или мигание одного сигнала с частотой, указанной в 7.4.3 для зеленого сигнала.

Последовательность включения сигналов пешеходных светофоров: красный — зеленый — красный+ в соответствии с рабочим режимом светофорного объекта.

7.4.6 При регулировании движения светофорами Т.1.п, Т.1.л и Т.1.пл недопустимо постоянное действие какой-либо комбинации сигналов (например, красный сигнал с сигналом дополнительной секции).

Приложение А (справочное) Условные обозначения технических средств организации дорожного движения

 



 

Конструкция светофора и принципы организации светофорной сигнализации

Светофор – это стационарный сигнальный прибор, подающий сигналы огнями своих фонарей в условиях любой видимости.

На ж. д. транспорте РФ используется 3-и основных сигнальных цвета: зеленый, желтый, красный. Эти цвета выбраны для сигнализации, так как по отношению друг к другу они достаточно контрастны и без ошибок воспринимаются человеком. Также используются и дополнительными цвета, к ним относятся: синий, этот сигнал запрещает маневровые передвижения, и лунно-белый, который как раз наоборот разрешает маневровые передвижения.

Сигнальные огни на светофорах бывают нормально горящие, нормально негорящие, немигающие и мигающие.

Светофор — это постоянный сигнал и устанавливается для ограждения пунктов, требующих этого ограждения.

По своему назначению светофоры делятся на основные и предупредительные.

Предупредительные — это те светофоры, которые заблаговременно указывают на показания основных светофоров.

Основные светофоры подразделяют на станционные и перегонные.

К станционным светофорам относят:

Входной светофор – разрешает поезду или запрещает проследовать на станцию с перегона.

Выходной светофор – разрешает проследовать поезду или запрещает со станции на перегон.

Маршрутный – разрешает проследовать поезду из одного района станции в другой район или запрещает.

Маневровый светофор – разрешает производить маневры на станции или запрещает.

Горочный – разрешает производить роспуск вагонов с сортировочной горки или запрещает.

Повторительный – светофор, который оповещает о показаниях маршрутного, выходного или горочного, когда не обеспечивается видимость основного светофора.

К перегонным светофорам относятся:

Проходные светофоры — это светофоры, которые делят перегон на блок участки и своими сигналами они разрешают (запрещают) следовать поезду с одного блок-участка на другой.

Светофорами прикрытия ограждают места, где есть пересечения в одном уровне железнодорожных линий, либо железнодорожной линии с трамвайными путями, троллейбусными линиями, разводных мостов. А также эти светофоры устанавливаются на участках, проходимых с проводником.

Заградительные светофоры устанавливаются на переездах, обвальных местах, крупных искусственных сооружениях и требуют обязательной остановки поезда при возникшей опасности, а также используются при ограждении составов для проведения осмотра и ремонта вагонов на станционных путях.

Предупредительные светофоры — их задача заключается в заблаговременном предупреждении о показаниях заградительного, проходного и входного или светофора прикрытия.

В зависимости от того, как крепится сигнальная головка, светофоры делятся на: карликовые, консольные, мостиковые и мачтовые.

Светофор, у которого сигнальная головка крепится на верху мачты, называется мачтовым. У карликового светофора сигнальная головка крепится на бетонном основании в нижней части габарита приближения строения, а у мостикового и консольного светофоров – соответственно на кронштейнах мостика и консоли.

Еще светофоры можно разделить по типу светофорной головки на: прожекторные и линзовые. На участках с (АБ) и релейной централизацией в настоящее время применяют только линзовые светофоры. Головки линзовых светофоров поставляются заводами-изготовителями с одним, двумя и тремя линзовыми комплектами.

Основными частями головки светофора являются линзовые комплекты, которые крепятся к корпусу головки, и козырьки, предохраняющие линзовые комплекты от попадания в них солнечных лучей и лучей прожектора локомотива.

Линзовый комплект состоит из:

1 – отклоняющая бесцветная вставка;

2 – чугунный корпус с вентиляционными отверстиями, предохраняющими линзы от запотевания;

3 – наружная бесцветная линза;

4 – козырек;

5 – внутренняя цветная линза;

6 – ламподержатель;

7 – электрическая лампа мощностью 15, 25 или 35 Вт, напряжением 12 В.

Линзы изготавливают ступенчатыми для уменьшения массы и потерь световой энергии. Наружные бесцветные линзы выполняются со ступенями на внутренней поверхности, внутренние цветные линзы изготавливаются со ступенями на наружной поверхности. Назначение отдельных элементов линзового комплекта следующее:

— внутренняя линза окрашивает луч в необходимый сигнальный цвет и производит первое усиление, наружная линза производит второе усиление луча.

— отклоняющая бесцветная вставка в виде круглого бесцветного стекла обеспечивает видимость сигнального луча на близком расстоянии от светофора, отклоняя часть светового потока под углом 30 градусов.

Если светофор установлен на кривых участках пути, то его оптическая система дополнятся наружным рассеивателем.

Светофорная сигнализация

Современная система сигнализации строится по скоростному принципу, в основу которого положен принцип указания машинисту скорости, с которой он должен вести поезд.

Значения сигнальных огней независимо от места установки светофоров и их условное обозначение приведены в таблице

Принципы работы светофора | Вождение плюс

Светофор пришел на смену регулировщику, заменив жесты на световые сигналы: движение разрешено — зеленый сигнал, движение запрещено — красный и между ними промежуточный — желтый, предупреждающий о смене сигналов.

По мере усложнения условий движения появились различные типы светофоров.

Светофор представляет собой светотехническое устройство, предназначенное для последовательного включения на заданное время определенных сигналов.

Работой светофора управляет контроллер либо вычислительное устройство. Предусмотрена возможность управления светофором вручную со специального пульта. Однако опыт показывает, что регулировщик может без надобности в силу чисто психологических причин увеличивать время действия тех или иных сигналов, что приводит к задержке транспортных средств.

Рис. 1. Принципиальная схема устройства контроллера электромеханического типа. Внизу — профилированный диск.

При автоматической работе светофора переключение сигналов производится контроллером, представляющим собой электромеханическое или электронное устройство. Простейшим контроллером является электромеханический с одной программой (рис. 1).

Он работает следующим образом.

Однофазный синхронный электродвигатель 1 вращает редуктор 2, передаточное отношение которого выбирается с учетом характеристик двигателя и длительности цикла. На специальной оси укреплены профилированные диски 3. Диски при вращении поочередно замыкают и размыкают контакты 4 через которые к обмотке поляризованного реле 6 подводится постоянный ток различной полярности. При срабатывании реле контактами 7 и 5 включается один из трех сигналов светофора. На схеме показано положение, когда контакт 7 включил желтый сигнал. При дальнейшем вращении кулачка замыкается другая группа контактов 4, посылая в реле 6 ток обратной полярности. В результате контакт 7 притягивается, а контакт 5 перебрасывается в положение, показанное пунктиром, при этом включается красный сигнал светофора 8. Продолжительность красного сигнала равна времени скольжения контакта по той части профилированного диска, которая соответствует красной фазе. После красного сигнала включается желтый, зеленый, желтый и опять красный. Автомат может управлять одновременно несколькими светофорами.

Однако набор дисков в одном контроллере обеспечивает управление светофором на перекрестке только по одной заранее составленной программе, т. е. в полном соответствии с конфигурацией дисков и их взаимным размещением. Между тем интенсивность движения весьма существенно изменяется в течение суток и поэтому программа работы светофора (рассчитанная на какую-то определенную интенсивность) не может обеспечить оптимальное регулирование в течение всех 24 часов.

Для оптимизации процесса регулирования применяются контроллеры с несколькими программами. Обычно бывает достаточно трех программ: одна для часов пик, другая работает в дневное время, а третья — ночью. Такие контроллеры, как правило, выполняются на электронной базе и не имеют набора профилированных дисков и переключающих реле.

Системы вызывного действия

В местах пересечения магистралей с местными проездами иногда устанавливаются вызывные устройства, которые предназначены для перекрытия движения по магистрали на время проезда единичных транспортных средств по второстепенной дороге.

Принцип действия вызывного устройства заключается в следующем. Со стороны второстепенной улицы перед перекрестком устанавливают транспортный детектор — чувствительный элемент, реагирующий на движение транспортных средств. Наибольшее применение получили индуктивные и ультразвуковые детекторы. На главной магистрали постоянно включен зеленый сигнал, а со стороны второстепенного направления — красный. Если по второстепенной улице к магистрали приблизится автомобиль, то транспортный детектор пошлет сигнал в контроллер, который через заданный промежуток времени для второстепенного направления включит сначала желтый, а затем зеленый сигналы, обеспечивающие выезд автомобиля на главную магистраль. После проезда автомобиля восстанавливается обычное положение — зеленый сигнал на основной магистрали, красный — на второстепенной.

Устройства вызывного действия могут применяться и для пешеходов в местах, где их движение носит эпизодический характер (например, на пешеходных переходах, расположенных возле школ, детских учреждений и т. п.). На таких пешеходных переходах устанавливают кнопочный датчик, с помощью которого сами пешеходы включают для себя зеленый, а для транспортных средств — красный сигнал. Применение пешеходных вызывных устройств существенно повышает безопасность движения пешеходов и способствует сокращению задержек транспортных средств.

Рис. 2. Гибкая система управления светофорной сигнализацией на перекрестке. 1 — контроллер со счетно-решающим устройством, 2 — транспортные детекторы индуктивного типа, 3 — светофоры, 4 — управляемый знак со сменным изображением.
Гибкие системы управления светофорной сигнализацией для отдельного перекрестка

Автоматы, работающие по заранее заданным программам, не имеют обратной связи от объекта управления, то есть от транспортного потока. Последовательность сигналов и их длительность остаются постоянными независимо от наличия или отсутствия транспортных средств на подходах к перекрестку. Чтобы повысить эффективность регулирования, на сложных транспортных узлах используются более совершенные контроллеры, снабженные счетно-решающими устройствами. Принцип работы такого контроллера заключается в следующем (рис. 2). На всех подходах к перекрестку устанавливаются детекторы 2, собирающие информацию о наличии и количестве прибывающих с различных направлений транспортных средств, которая по каналу связи поступает в счетно-решающее устройство 1. Контроллер включает зеленый сигнал для того направления, с которого раньше появились автомобили.

Одновременно собирается информация о прибывающих к перекрестку автомобилях с других направлений. Если по истечении установленного времени горения зеленого сигнала в данном направлении больше не прибывают автомобили, то контроллер автоматически переключает зеленый сигнал на то направление, по которому к перекрестку раньше прибыла группа транспортных средств. Если поток транспорта не закончился, то действие зеленого сигнала продлевается на определенную величину. Таким образом, переключение сигналов светофоров 3 осуществляется с учетом загрузки каждого направления и очередности пребывания автомобилей к перекрестку.

Система может управлять знаками 4, на которых счетно-решающим устройством выбирается то изображение, которое требуется в конкретной ситуации (например, ограничение скорости, запрещение поворотов). Контроллеры со счетно-решающим устройством для гибкого регулирования на сложных перекрестках выпускаются отечественными предприятиями и успешно функционируют во многих городах нашей страны.


Устройство и технические данные дорожных светофоров — Мегаобучалка

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тамбовский государственный технический университет»
(ФГБОУ ВПО «ТГТУ»)

 

Утверждено

На заседании кафедры «Организация

перевозок и безопасность дорожного

движения»

протокол № 7 от 24. 06 . 2014 г.

Заведующий кафедрой

__ Н.В. Пеньшин

 

Вводится в действие с

« 01 » сентября 20 14 г.

Лабораторные работы

Учебной дисциплины

Технические средства организации дорожного движения

(наименование дисциплины в соответствии с утвержденным учебным планом подготовки)

 

Для студентов, обучающихся по направлению:

190700.62 – «Технология транспортных процессов»

(шифр и наименование образовательной программы)

Профиль подготовки:

Безопасность дорожного движения

(наименование специализации)

Форма обучения:

Очная

Составитель:

Доцент Молодцов Виктор Анатольевич

(должность, фамилия, имя, отчество составителя)

 

Тамбов 2014

 

 

Введение

Рост числа автомобилей, находящихся как в личном пользовании, так и числящихся на балансе тех или иных предприятий, приводит к перенасыщению дорожных магистралей. Результатом этого являются загазованность воздушного бассейна, увеличение задержек транспортных средств, образование заторов и т.д. Снижение отрицательного влияния автомобилизации можно достичь путем грамотного вмешательства в процессы, происходящие с транспортными и пешеходными потоками. Осуществить целенаправленное воздействие на участников дорожного движения можно при помощи комплекса технических средств организации дорожного движения.

Данные методические указания предназначены для студентов направлений 23.03.01 (190700) «Технология транспортных процессов», для выполнения ими лабораторных работ по дисциплине «Технические средства организации дорожного движения».

Выполнение лабораторных работ представленных в данных методических рекомендациях является одним из важнейших этапов развития и формирования у студентов следующих компетенций, предусмотренных федеральным образовательным стандартом: ПК-4 — готов применять новейшие технологии управления движением транспортных средств; ПК-35 — способен к работе в составе коллектива исполнителей в осуществлении контроля и управления системами организации движения.



В результате выполнения комплекса лабораторных работ студент приобретает следующие навыки: расчет режимы работы светофорной сигнализации; расчет программы коордированного управления дорожным движением; составление дислокации дорожных знаков и схем разметки дорог и дорожных сооружений; составление задания на проектирование светофорных объектов и систем управления дорожным движением.

Данные методические указания содержат задания для лабораторных работ с методическими рекомендациями по их выполнению. Целью лабораторных работ является закрепление теоретических основ лекционного курса «Технические средства организации дорожного движения».

 

 

Общие требования к выполнению лабораторных работ

Предусмотрено выполнение следующих работ:

1. Устройство и технические данные дорожных светофоров.

2. Определение потоков насыщения.

3. Размещение светофорных объектов на перекрестке.

4. Установка режима светофорной сигнализации на контроллерах жесткого управления.

Перед выполнением каждой работы студент должен внимательно изучить теоретический материал. Работы оформляются следующим образом:

— для студентов дневной формы обучения – чертежи в графических программных средах (AutoCAD, Компас), расчеты, исходные данные и теоретические основы – в тетради;

— для студентов заочной формы обучения – чертежи в графических программных средах (AutoCAD, Компас), расчеты, исходные данные и теоретические основы – на листах формата А4.

Студент должен изложить название работы, ее цель, исходные данные и теоретические основы выполнения. После этого выполняется работа, приводятся расчеты и в конце формируются соответствующие выводы.

 

Лабораторная работа №1

Устройство и технические данные дорожных светофоров

 

Цель работы – изучение устройства светофоров, различного конструктивного исполнения.

 

Оборудование:

— транспортные и пешеходные светофоры нескольких типов.

— источники света: светодиод, галогенная лампа, лампа накаливания, газоразрядная трубка.

 

Требуется:

1. Изучить конструкция представленных образцов светофоров.

2. Выполнить сборочный чертеж светофора.

3. Заполнить сводную таблицу данных.

 

Основные теоретические положения.

Устройство.

Светофор состоит из отдельных секций, каж­дая из которых предназначена для определенного сигнала. В зави­симости от типа светофора секции могут иметь различные конст­руктивные особенности (форма и размеры сигнала, особенности символа, источника света, светофильтра и т.д.). Общим для всех секций является наличие оптического устройства.

Секции светофора соединены между собой резьбовыми пусто­телыми втулками, через которые пропущены провода. Секция представляет собой корпус с крышкой и противосолнечным козырьком из листовой стали или ударопрочной пласт­массы (например, полистирола). Имеется опыт изготовления кор­пуса из легких сплавов. В крышке смонтировано оптическое устройство, состоящее из отража­теля, цветного светофильтра, резинового кольца-уплот­нителя и подвижного стака­на с электролампой. При перемещении стакана нить лампы устанавливается в фо­кусе отражателя. Оптическое устройство крепится к крышке четырьмя лапками. В закры­том положении крышка удер­живается двумя пружинными замками. В нижней секции ус­тановлена распределительная колодка для подключения питания и электромонтажа внутри светофора. Отражатели должны иметь заземление.

В качестве источников света применяют лампы накаливания общего и специального назначения, газосветные трубки или излучающие диоды.

Светофильтры.

Применяются светофильтры-рассеиватели и све­тофильтры-линзы. Первые обеспечивают необходимое перерас­пределение светового потока в пространстве. Для этих целей на их внутренней стороне формируется узорчатый, ромбический, приз­матический или каплевидный рисунок. Важной характеристикой является угол светорассеяния — наибольший угол, в пределах кото­рого сила света уменьшается вдвое по сравнению с ее осевым зна­чением. Для современных светофильтров этот угол находится в пределах 5— 15°, что обеспечивает нормативную дальность видимо­сти сигнала на многополосных дорогах 100 м.

Светофильтры-линзы.

Способствуют концентрации светового потока. Их использование позволяет отказаться от отражателя и уменьшить диаметр сигнала до 100 мм (транспортные светофоры типов 3 и 5). Светофоры с такими светофильтрами применяют, когда видимость сигнала должна быть обеспечена в достаточно уз­ких пределах — на одной-двух полосах движения.

В последние годы все большее распространение получают пластмассовые светофильтры. Их преимущества перед стеклянны­ми заключаются в простоте изготовления, более высокой прочнос­ти при воздействии ударных и вибрационных нагрузок, а также в меньшем весе (примерно в 3 раза). В большинстве случаев матери­алом для производства служит поликарбонат, обладающий необхо­димой прозрачностью (светопропускание 90 %) и долговечностью.

Отражатели.

Конструкция отражателя характеризуется двумя основными внутренними поверхностями: параболоидной , обеспечивающей концентрацию светового потока, и конической (или цилиндрической), предназна­ченной для увеличения глубины отра­жателя и тем самым уменьшения выго­рания красителя светофильтра. При ко­ротком фокусном расстоянии появля­ется опасность возникновения ложного сигнала светофора (фантомный эф­фект), когда луч от постороннего источ­ника света, попадая на отражатель, вновь возвращается к наблюдателю. Уменьшение расстояния от линзы до фокуса за счет ликвидации коничес­кой части отражателя способствует сни­жению фантомного эффекта, но требует применения специальных малогабарит­ных ламп, например галогенных.

Антифантомные устройства.

В известной мере роль антифантом­ного устройства выполняет противосолнечный козырек. Однако при низком положении солнца (в направлениях восток—запад, за­пад—восток) может возникнуть одновременно свечение всех сиг­налов светофора. Известно несколько методов, позволяющих уст­ранить фантомный эффект и получивших распространение в практике регулирования. Как правило, они связаны с некоторыми изменениями конструкции отражателя или светофильтра.

Отражатель с так называемым антифантомным крестом (рис. 1.2, а) представляет собой взаимно перпендикулярные сегментные пластины с прорезями для размещения галогенной лампы. Луч света, попадающий от постороннего источника на отражатель, от­клоняется и поглощается зачерненными поверхностями пластин. В то же время пластины практически полностью пропускают лучи от лампы светофора.

Другим решением (рис. 1.1, б) является установка перед светофильтром-рассеивателем специальной антифантомной линзы, состоящей из двух частей, каждая из которых имеет пилообразный профиль. Луч солнца, попадая на наклонную поверхность, отбрасывается на горизонтальную зачерненную ступеньку и поглощается.

а б

Рисунок 1.1. Устройства, устраняющие фантомный эффект:

а — антифантомный крест; б— линза, поглощающая солнечные лучи

 

Таблица 1.1 Варианты источников света

 

Таблица 1.2 Сводные данные

кол-во секций тип светофильтра антифонтомное устройство источник света тип светофора
         

 

 

Транспортные и пешеходные светодиодные светофоры и светофорные объекты

Наша компания занимается производством и поставкой светофорного оборудования — светодиодные светофоры, пульты программирования, табло обратного отсчета времени, которые вместе образуют умные системы для обеспечения безопасности дорожного движения.

Светодиодные светофоры делятся на следующие типы — транспортные и пешеходные, предназначены они для автономного размещения на регулируемых перекрестках и пешеходных переходах, они оснащаются программируемыми контроллерами для настройки режимов работы и управления светофорными объектами.

Вот краткий перечень услуг предоставляемых ГК Спецтехника:

  • Строительство
  • Проектирование
  • Продажа
  • Установка
  • Обслуживание
  • Монтаж
  • Ремонт

Мы создаем современные проекты светофорных объектов согласно всем ГОСТам, согласуем сметы, определяем необходимое устройство и комплектацию, осуществляем монтаж и эксплуатацию светофоров. Любое светофорное оборудование, которое можно купить у нас, имеет паспорт и сертификат.

СОСТАВ  КОМПЛЕКТА для управления светофоров Т1 и Т8 с помощью пульта ДУ.

— приемно-коммутационный блок 1 шт.;

— антенна 1 шт.;

— брелок-радиопередатчик 1 шт.;

— клеммная коробка 1 шт.

Подробнее: Радиоуправление светофорами

Светофор представляет собой монолитный пыле-влагозащищенный корпус, состоящий из трех секций: красного круга, зеленого круга и желтого круга с совмещенным 2-х позиционным индикатором обратного отсчета, выполненного белым цветом (по требованию, цвет цифр может быть изменен).

Подробнее: Светофор транспортный T1.II МИ

Табло обратного отсчета времени (ТООВ) красного и зеленого сигнала, предназначено для индикации оставшегося времени свечения зеленого и красного сигналов светофора для повышения безопасности дорожного движения, за счет передачи дополнительной информации о разрешающем и запрещающем сигнале транспортного светофора.

Подробнее: Табло обратного отсчёта времени

Подробнее: Автономный мобильный светофорный объект АМСО-2

Светофор Т.4 предназначен для регулирования движения транспортных средств по отдельным полосам проезжей части с поочередным предоставлением права на движение в противоположном направлении посредством световых сигналов.

Подробнее: Светофор реверсивный Т.4

Светофоры пешеходные П1.1 и П1.2 с табло обратного отсчета времени (ТООВ) и устройством звукового сопровождения для слабослышащих пешеходов (УЗС) предназначены для обеспечения безопасного перехода пешеходами проезжей части, что обеспечивается индикацией времени ожидания перехода и звуковым сопровождением разрешающего сигнала светофора.

Подробнее: Светофоры пешеходные светодиодные П1.1(200мм), П1.2(300мм) с ТООВ и УЗС

Наряду с обычными светофорами без обратного отсчета времени, светофоры с ТООВ широко применяются на оживленных дорогах, улицах городов и автомагистралях.

Подробнее: Светофоры транспортные светодиодные Т1.1(200мм), Т1.2(300мм) с обратным отсчетом времени зеленого…

Светофоры трехсекционные горизонтальные/вертикальные. Предназначены для регулирования транспортных потоков на управляемых перекрестках городов и населенных пунктов.

Подробнее: Светофоры транспортные светодиодные Т1.1(200мм), Т1.2(300мм)

Пульт инженерный ПИ предназначен для программирования светофоров совмещенных с ТООВ и УЗСП.

Подробнее: Пульт программирования (переноса настроек) для пешеходного программируемого светофора П.1.1 и П.1.2

Светофор пешеходный анимированный со встроенными табло обратного отсчета времени и устройством звукового сопровождения перехода предназначен для регулирования движения пешеходов с индикацией оставшегося времени свечения зеленого и красного сигналов светофора.

Подробнее: Светофор пешеходный П 2.2 (O300/300) анимированный с ТООВ

Светофор пешеходный анимированный со встроенными табло обратного отсчета времени и устройством звукового сопровождения перехода предназначен для регулирования движения пешеходов с индикацией оставшегося времени свечения зеленого и красного сигналов светофора.

Подробнее: Светофор пешеходный П 2.1 (O200/200) анимированный с ТООВ

Светодиодный транспортный светофор совместим с любым дорожным контроллером, соответствующим требованиям ГОСТ 34.401-90.

Подробнее: Светофор пешеходный П 2.1 (O 200/200)

Светодиодный транспортный светофор совмещенный с таблом обратного отсчета времени красного и зеленого сигнала, предназначенным для отображения желтого сигнала светофора, а так же индикации оставшегося времени свечения зеленого и красного сигналов светофора для повышения безопасности дорожного движения, за счет передачи дополнительной информации о разрешающем и запрещающем сигнале транспортного светофора.

Подробнее: Светофор транспортный Т 1.2 (O300/300/300) с ТООВ

Светодиодный транспортный светофор совместим с любым дорожным контроллером, соответствующим требованиям ГОСТ 34.401-90. Имеет встроенное табло обратного отсчета времени (ТООВ) в желтой секции светофора. ТООВ отображает оставшееся время действия зеленого и красного сигналов светофора соответственно цвету (Зеленые и красные цифры).

Подробнее: Светофор транспортный Т 1.2 (O300/300/300)

Высота и правила установки светофора по ГОСТу в 2020 году


Светофор – сигнализирующее устройство, которым регулируется движение всех видов транспорта. Первое устройство, упорядочивающее автодорожное движение, в СССР появилось в 1930 году.

Только через 30 лет, в целях безопасности переходящих через дороги людей, стали устанавливаться и пешеходные варианты, которые за прошедшие годы кое в чем изменились. Они имеют внешние отличия и определенную высоту установки по ГОСТу.

Транспортный светофор Трёхцветный транспортный светофор Вернуться к оглавлению

Содержание материала

Тип светофора имеет значение

Установка устройств, регулирующих дорожные потоки, регламентируется требованиями стандарта. Выбор места и высота подвеса зависит от назначения.

Монтаж регулятора движенияУстановка нового регулятора движения

На улице есть две группы участников движения – на колёсах и «безлошадные». Перемещение и тех, и других должно быть упорядоченным, поэтому и создано 2 варианта светофоров: для транспорта обозначают литерой Т, для пешеходов – П.

Внутри каждой группы есть типы и виды исполнения. Каждому присвоена маркировка: после буквы принадлежности к группе идёт индекс, в котором зашифрован тип устройства, вариант его исполнения и конструкция.

Разновидности световых регуляторов движения

Помимо высоты установки светофора по ГОСТу есть и другая разница между приборами:

Тип светового устройства и его назначение Внешний вид Вариант исполнения
Т*1

Основной вид для регулирования движения на пересечениях улиц.

Т*1

Т*1

Традиционный вертикальный корпус.
Т*1*п

Т*1*п

L-образный (поворот направо).
Т*1*л

Т*1*л

С левым ответвлением.
Т*1*пл

Т*1*пл

Т-образный, с правым и левым указателем.
Т*1*г

Т*1*г

Корпуса, при котором сигналы располагаются не сверху вниз, а по горизонтали.
Т*2

Ставят для обозначения направления в то или иное ответвление дороги.

Используются и в качестве регуляторов многополосного движения.

Т*2

Т*2

Могут иметь дополнительные секции или горизонтальную конструкцию.
Т*3

Дублёр для сигналов, подаваемых главным светофором. Внешне они похожи, но и общие габариты и размеры сигналов у повторителя скромнее.

Установка светофоров дублирующего типа идет под главным электронным регулировщиком на высоте 2 м.

Делается это, когда для водителей, находящихся у границы стоп-линии, видимость высоко подвешенного основного прибора затруднена.

Т*3

Т*3

Может иметь дополнительные секции.
Т*4

Предназначен для входной установки на отдельные дорожные полосы. Символы – зелёная, показывающая вниз, стрелка и красный крест.

Когда разделение на полосы предусмотрено не по всей ширине дороги, такие указатели могут соседствовать с основными. Каждый из них отвечает за свой сектор проезжей части.

Т*4

Т*4

Может иметь вариант Т*4*ж, с дополнительной жёлтой стрелкой.
Т*5

Предназначен для упорядочивания движения на обособленных транспортных полосах. Имеет меньший размер.

Для рельсового транспорта так же применяется Т.10, отличающийся почти белым сигналом.

Т*5

Т*5

Устанавливаются на трамвайных линиях, могут иметь конфигурацию буквы Т или Г.
Т*6

Имеет один или два горизонтально расположенных, попеременно мигающих красных сигнала. Когда движение разрешено, сигналы выключаются. Ставят в основном перед ж/д переездами или мостами.

Т*6

Т*6

Такой же прибор, только одинарный и с жёлтым сигналом, тип Т*7 (маневровый), ставят на самых сложных участках дороги, и они постоянно мигают, предупреждая о приближении состава.

Т*8

Имеет не три, а всего два цветовых сигнала. Монтируют не на перекрёстках, а на участках сужающейся трассы, при необходимости организации попеременного движения.

Т*8

Т*8

Всегда вертикальный.

Может использоваться для урегулирования неинтенсивного движения внутри территорий промышленных предприятий.

Т*9

Специализированный тип, использующийся для регулирования велосипедного движения.

Т*9

Т*9

Только вертикальный.
П*1 и П*2

Но есть и пешеходные, обозначаемые литерой П, которые устанавливают на регулируемых пешеходных переходах.

Регулирование пешеходных потоков

Регулирование пешеходных потоков

Имеют всего два типа: с круглым световым табло (п*1) и с квадратным (п*2). Верхний сигнал красного цвета, в виде стоящего человечка, внизу зелёный, символизирующий идущего пешехода.
Вернуться к оглавлению

Особенности размещения

Место установки и высоту светофора подбирают расчётом, чтобы сигнал хорошо просматривался со 100 метров — независимо от полосы, в пределах которой он нивелирует движение.

Сигналы, подаваемые боковыми секциями, должно быть видно минимум с полусотни метров.

Для чёткой видимости с определённого расстояния, само устройство и его вспомогательные секции оборудуют белыми, выступающими за их габариты минимум на 12 см, экранами.

Сигнальное устройствоСигнальное устройство, оборудованное светоотражающим экраном

Если, несмотря на все принятые меры, сигнал издалека не просматривается, рядом с перекрёстком ставят такой знак «Светофорное регулирование». 

Знак «Светофорное регулирование»Знак предупредит, что на перекрёстке есть светофор

Это касается световых устройств, регулирующих потоки транспорта, кроме повторителей сигнала и велосипедных. Для последних видимость должна быть обеспечена при нахождении водителя на линии «Стоп» или перед соответствующим знаком.

При передвижении по реверсивно регулируемым полосам дороги, оснащаемым светофорами типа Т*4, сигнал должен просматриваться вплоть до следующей точки регулировки.

В случае с прохождением трассы через тоннель, светофоры вешают на въезде в него.

Въезд в туннель Светофоры-указатели на въезде в туннель

Пешеходные сигнализаторы ставят по обе стороны улицы между бровкой дороги и тротуаром.

Когда на дороге есть разделяющая полоса или приподнятый над её плоскостью островок, дополнительные светофоры предусматривают и на них.

Регулирующие приборыУстановка регулирующих приборов на пересечении улиц с двухполосным движением

На регулируемых перекрёстках светофорами оборудуют все, предназначенные для перемещения людей переходы.

Сигналы пешеходных приборов должны хорошо просматриваться не только с места нахождения человека, но и с противоположной стороны.

Островок безопасностиМеждупутье (островок безопасности)

Уровень подвеса

Высота светофорного устройства измеряется от нижней кромки, до уровня дорожного покрытия:

  1. При установке поверху от земли до прибора предусматривается разрыв 5-6 м. Но, если этого недостаточно для хорошего обзора, допускается и 8 метров.
  2. Когда сигнализирующее устройство сбоку от дороги, его высота на мачте 2-3 метра. Повторяющее сигнал устройство располагается на полметра ниже основного.
  3. На трамвайных путях и других полосах для специального транспорта, светофоры подвешивают в пределах 2-4 метра от земли.
  4. Приборы, устанавливаемые для пешеходов, выше 2,5 метров не поднимают.
  5. Если для участников одного транспортного потока в одной точке устанавливается несколько типов регулирующих устройств, их располагают на мачтовой опоре в такой последовательности (снизу вверх): сначала повторители сигнала, потом пешеходные, за ними основные транспортные.

    Установленные светофоры Пешеходный светофор ниже транспортного

  6. Светофор для регуляции пешеходного потока может быть удалён от бровки дорожного полотна на 5 м, но только если обеспечена хорошая видимость сигнала.
  7. От поверхности проезжей части до навешенного поверху светофорного устройства не должно быть меньше 4-х метров.
  8. При его установке на обочине расстояние от сигнализатора до края дороги минимум 50 см, максимум 200 см.

Стандарт рекомендует соблюдать одинаковые расстояния установки на всём протяжении дороги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*