Чем смазать кулер компьютера, если он шумит или заклинил?
Повышенный шум и перегрев системного блока – симптомы неисправности вентиляторов охлаждения. Внутри ПК они есть на радиаторах процессора, видеокарты, внутри БП и на стенках корпуса компьютера.
Нагрев и шум возникает из-за износа подшипников. Смазка, образующая специальную маслянистую плёнку, загрязняется или испаряется, трение между шариками увеличивается. В этой статье я расскажу, чем смазать кулер компьютера и как его разобрать.
Как выбрать смазку для кулера?
Для кулеров необходимо использовать инертную кремний-органику, то есть силиконовую смазку или смесь силикон + тефлон.
Самый оптимальный вариант – использовать силиконовую смазку от производителя. Она служит около 4-5 лет, а потом высыхает.
Фирменная смазка MX-4 в шприце
Если такой смазки в наличии нет, подойдёт Литол-24. Это тугоплавкая смазка, которая не боится нагрева.
Третий вариант – солидол. Принцип действий, тот же.
Синтетическое или полусинтетическое машинное масло при любой температуре создаёт поверхностную плёнку. В результате и шума меньше и износа почти нет. Обычно у автомобилистов в гараже есть остатки в канистрах. Но использовать её лучше всего вместе с Литолом-24.
WD-40, хорошо подойдёт для смазывания неразборных кулеров. Трубочку, присоединённую к баллончику удобно вводить в зазор между корпусом и крыльчаткой. Придерживайтесь следующих правил:
- Вводите трубочку как можно глубже, чтобы смазка (хотя бы частично) проникла в подшипники, а не распылилась бы вся в зазоре.
- При вводе через зазор между крыльчаткой и корпусом не прикладывайте больших усилий, чтобы не повредить детали.
- Если после указанной процедуры проблемы останутся (шум, «клин»), повторите процесс.
Чем смазывать нельзя?
Не применяйте масло животного или растительного происхождения: оливковое, подсолнечное, конопляное и др. Оно застывает и накапливает грязь, что приводит к поломке вентилятора.
Нежелательно также использовать графитовую смазку. Это абразив, частички которого будут вызывать трение при работе и приведут к стиранию бронзовую обойму подшипника скольжения и выходу из строя вентилятора. Также графит может проводить электричество и произойдёт короткое замыкание.
Не используйте растительные масла и графитовую смазку
Виды подшипников
Прежде чем приступать к разборке и смазке, желательно знать тип подшипника, который используется в вашем кулере. Это влияет на выбор масла и способ смазывания.
В вентиляторах бытовой и компьютерной техники используются подшипники:
- Скольжения (sleeve bearing) — наиболее распространенный и самый простой вид, который состоит из втулки с вращающимся валом. Втулка покрыта антифрикционным материалом. Для их смазки годится WD-40.
- Скольжения с винтовой нарезкой (rifle bearing, Z-Axis bearing) — имеет специфические нарезки на втулке оси, которые осуществляют рециркуляцию смазки.
- Гидродинамические (FDB bearing) — модернизированный подшипник скольжения, где вращение вала осуществляется в слое жидкого вещества, которая удерживается внутри втулки за счёт создающейся при работе разницы в давлении
- Качения (ball bearing, ceramic bearing) состоит из двух колец (шариков), тел качения и сепаратора. В качестве материала, может использоваться керамика. Для подшипников качения применяется консистентная смазка (силиконовая).
- Масляного давления (SSO) — улучшенный гидродинамический подшипник. Отличительной особенностью является большое количество жидкости (смазки) Для уменьшения износа вал центрируется установленным в основание постоянным магнитом
- Самосмазывающийся подшипник скольжения (LDP) — улучшенный подшипник скольжения. Есть защита от пыли, соответствующая IP6X, и специальный слот для восстановленного масла, которые увеличивают срок службы вентилятора.
- Подшипник с полиоксиметиленом (POM Bearing) — модернизированный подшипник скольжения. Для увеличения срока эксплуатации, вал покрыт полиоксиметиленом, обладающим небольшим коэффициентом трения скольжения.
В статье будет рассмотрена смазка кулеров с подшипниками первого и четвёртого типа: скольжения и качения.
Как снять вентилятор?
При снятии процессорного кулера соблюдайте аккуратность, чтобы не повредить чип и окружающие элементы. Вентиляторы крепятся двумя способами: при помощи замков либо на болтах. Также существуют несъёмные.
Если кулер закреплён к радиатору защёлками, просто отогните из и вытащите из замков. Затем отсоедините питание от материнской платы. С болтами аналогично – открутите их отвёрткой и снимите вентилятор.
При несъёмной конструкции можно провести только поверхностную очистку.
Чтобы снять вентилятор с блока питания, открутите БП от корпуса, отсоедините все провода. Затем открутите крышку и извлеките кулер. Запомните, как стоит вентилятор, чтобы по окончании процедуры поставить его в исходное положение.
На блоке питания бывают вентиляторы размером 120 и 80 мм, шумят обычно маленькие
Для того, чтобы снять кулер с видеокарты, извлеките её из слота материнской платы. Затем тонкой отвёрткой открутите болты системы охлаждения. В зависимости от модели видеокарты, кулер может быть встроен в радиатор или крепиться на отдельные болты. Вам нужен только сам вентилятор.
Пошаговый алгоритм отсоединения кулера видеокарты
Как разобрать кулер?
Проделав эти не сложные действия, приступайте непосредственно к разборке самого вентилятора:
- Со стороны, где находятся провода отклейте этикетку.
- Острым предметом подденьте резиновую пробку и снимите её.
- Снимите стопорное кольцо, с прорезью на одной из сторон. Для этого кончик ножа или тонкой отвёртки, вставьте в прорезь и поверните на 90° чтобы оно раздвинулось и приподнимите кольцо.
- Уберите уплотнительное резиновое кольцо, обрамляющее стержень.
- Отсоедините крыльчатку от рамки вентилятора.
- Дальше можно чистить и смазывать.
Снимаем наклейку и вытаскиваем стопорное кольцо
Следом за стопорным кольцом вытаскиваем уплотнительное резиновое и разъединяем части кулера
Как смазать кулер?
Для начала удалите грязь и старую смазку салфеткой или ватными палочками. Предварительно смочите их в спирте или любом растворителе. Тонким слоем нанесите новую смазку на трущиеся части подшипника.
Сверху — удаление грязи, снизу — смазка
Подшипник качения на корпусе обозначается словом BALL. Такой подшипник можно разобрать тонкой иглой. На нём также есть стопорное кольцо, которое фиксирует крышку, закрывающую шарики. Открыв эту крышку осматриваем состояние смазки и при необходимости добавляем её.
Без разборки
Чтобы смазать кулер без разборки, снимите его с компьютера, отклейте верхнюю наклейку и вытащите защитную накладку. Потом аккуратно оттяните вверх лопасти и в образовавшийся зазор капните из пипетки или шприца пару капель масла. Затем повращайте руками лопасти, чтобы смазка разошлась, и повторите операцию.
Смазка своими руками
Возьмите Литол-24 на кончик чего-то тонкого, ножа или отвёртки. Вдавите его в смазочное отверстие, сверху добавьте 2-3 капли масла для швейных машин, и заполните отверстие тем же Литолом-24. Швейное масло придаёт текучесть и образует масляную плёнку. Такой состав выдержит около 3-4 лет работы, по 12-15 часов в день и не уступит силиконовой смазке. При повторной смазке, после использования Литола, придётся удалить его затвердевшие остатки, разобрав кулер более основательно со снятием оси.
Для тех, кто лучше воспринимает видео, есть подробный обучающий ролик техно-кота:
Советы
- Перед разборкой и смазкой кулера, продуйте его и почистите от пыли.
- Запоминайте последовательность шагов, чтобы не было проблем при сборке. Фотографируйте каждый этап. Оставляйте пометки маркером.
- Выбирая смазку, учитывайте её тугоплавкость и способность создавать масляную плёнку. Сравните характеристики нескольких смазок и выберите лучшую. Почитайте свежие отзывы на профильных форумах. Производитель может менять характеристики обновляя ассортимент.
- Регулярно очищайте и смазывайте вентилятор, иначе он выйдет из строя и потребует замены.
Если вы дочитали статью до конца и у вас остались сомнения по поводу необходимости этой процедуры, возможно они обоснованы. Мытья и переборки достойны только хорошие дорогие кулера. Иногда лучше купить новый вентилятор, если он стоит дешевле, чем ваше время.
Рейтинг автора
Автор статьи
Закончил ВМРК по специальности техник-механик, работал в компании DEXP, занимаюсь фотографией и диагностикой компьютерной и бытовой техники.
Написано статей
Сервиcные помощники
Помните, как в известной мультяшной сказке «Волшебное кольцо» на пенек выскакивали три миниатюрных удалых грибкамолодца и бодро кричали: «Что, новый (старый) хозяин, надо?» Они беспрекословно выполняли любые желания, начиная от мелких прихотей вроде возвращения «пинжака с карманами», и вплоть до решения сложнейших производственных задач, например, телепортации хрустального моста «инженерной работы» в Париж и обратно. Вот такие универсальные молодцы на фактически любой вид работ есть и в автосервисном деле. Причем каждый мастер просто должен их держать всегда под рукой, если не в волшебном кольце, то, как минимум, на рабочем столе. В этой статье мы в тестовых условиях представляем портрет незаменимых помощников для СТО – различные виды смазок и другие подручные средства от известной немецкой компании LIQUI MOLY.
Есть еще одно общее со старой доброй сказкой – как и в мультике, эти волшебные помощники, смазки в частности, очень похожи друг на друга по функциям. Более того, во многих узлах они взаимозаменяемы, ведь их основная миссия – снижение трения и защита от окружающей среды. Но есть и существенная разница – в определенных узлах и сопряжении различных материалов или деталей нужны разные свойства и качества той или иной смазки. Поэтому в гамме LIQUI MOLY их не три одинаковых удальца, а огромный выбор. Мы выбрали шесть самых основных средств, широту применения которых сложно переоценить, ведь они могут быть полезными в самых различных узлах автомобиля.
WartungS-Spray Weiss («белая» смазка)
Белая смазка известна уже достаточно давно. Ее основная функция – смазка механических частей. Свое простое название она получила от основного компонента — органического загустителя бентонита (это ее главное отличие от других видов смазок). Благодаря своим свойствам, белая смазка меньше притягивает пыль, чем другие. Поэтому она по праву считается грязеотталкивающей смазкой. На нее меньше садится пыль, соответственно, на деталях она не привлекает дополнительной грязи. Отсюда и среда применения белой смазки — это те места, которые находятся снаружи автомобиля и наиболее подвержены попаданию влаги и грязи. Очень многие производители предписывают смазывать ею петли и замки дверей, капота, багажника и т.д. Кроме того, она применяется для смазки подвижных частей валов, петель, шарниров, пальцев, гибких тяг, направляющих планок, цепей, пружин, клиновых замков и т.д. Конечно, белую смазку выпускают и другие производители автохимии, но смазка LIQUI MOLY может гарантировать качество и заложенные свойства, благодаря своему знаменитому имени. Например, белая смазка LIQUI MOLY обладает работоспособностью в огромном диапазоне температур: от -30С до +250С, что говорит само о себе. А исполнение в виде спрея упрощает пользование и расширяет применение.
Silicon-Fett (силиконовая смазка)
Ту же высокую термическую устойчивость до +200С гарантирует и силиконовая смазка LIQUI MOLY. Одним из ее основных предназначений, которое часто предписывается заводом-производителем для обслуживания авто, стали направляющие люков и сидений. Т.к. смазка является водоотталкивающей, то такие характеристики для люка крыши становятся крайне важными. Некоторые производители предписывают смазывать ею те же замки и петли. В частности, европейские автопроизводители больше предпочитают для этих узлов белую смазку, а корейские и японские – силиконовую. А вот одно из самых популярных мест использования силиконовой смазки, известно не только мастерам, но и продвинутым автомобилистам – резиновые уплотнители дверей. Так как силикон очень хорошо впитывается в резину (ведь сама резина изготавливается с применением силикона), то на зимний период, чтобы двери не примерзали после перепада температур или мойки, именно такой незаменимой смазкой натираются резинки дверей даже при предпродажной подготовке. Силикон восстанавливает эластичность резиновых уплотнителей и не дает влаге замерзнуть между дверьми. Иногда смазку на основе силикона применяют и не совсем обычно, например, при сварочных работах, что-бы жирным слоем защитить поверхности от попадания капелек сварки, дабы они не приварились. В этом случае их смазывают силиконом. После этого гораздо легче смыть последствия близкой сварки с фактически любых поверхностей. Для этих целей, безусловно, есть свои средства, но для мелких и скоротечных сварочных работ можно воспользоваться помощью и силиконовой смазки. Кроме того, силикон не агрессивен к лакокрасочному покрытию. И хотя белая и силиконовая смазки, как правило, используются в закрытых узлах далеко от внешнего оперения машины, этот факт можно также отнести к позитивным качествам.
А еще силиконовая смазка повсеместно используется для устранения скрипа пластика в автомобиле. Проблема современных, особенно бюджетных машин, — в удешевлении производства пластмасс. При разборке карт дверей и торпедо повсеместно рекомендуется применять силикон, т.к. он прекрасно работает в любых парах трения: пластик-пластик, резина-металл и пластик-металл. Этот вид смазок очень нейтрален к пластмассе и резине как таковым, а также имеет хорошие смазывающие и водоотталкивающие свойства. Причем это применение силиконовой смазки выходит на второе место по применимости для многих СТО. В какой-то степени ее можно сравнить с широтой использования вазелина в медицине.
Игорь Дробот, мастер производства СТО ООО АВТО Интернешнл Метрополис: — Если смазывать петли и замки иными средствами, то их металлические компоненты быстрее врабатываются, а значит — чаще требуется их регулировать. Белую смазку применяют даже сами производители автомобилей (в том числе и наших марок), и машины с завода к нам приходят обработанные именно этим средством. Однако после года смазка вымывается. Поэтому после любого ТО необходимость в ее повторном применении актуализируется. Мы пользуемся аналогами, но они не имеют таких характеристик, как LIQUI MOLY, поэтому мы с удовольствием будем использовать такую именно белую смазку, как наиболее эффективную. Силиконовый спрей именно сейчас перед зимой будет крайне актуален для смазывания всех уплотнителей, как оконных, так и дверных. Но это не только сезонная смазка, она применяется у нас как хорошее антискрипное средство для салона. После каждой мойки автомобиля ее использование трудно переоценить. Силиконовая смазка применима постоянно и в больших количествах, особенно в осенне-зимний период ее потребление на СТО удваивается. |
Однако не стоит забывать, что жирный силикон притягивает пыль, поэтому со временем в старых машинах скрипы демпфирующих пластиков могут возвращаться именно за счет абразива частиц пыли между ними. Поэтому в очень пыльных условиях силиконовая смазка не решает полностью антискрипных проблем, однако для таких мест и условий есть следующее средство, которое начисто (в прямом смысле слова «чисто») устраняет подобные недостатки.
Ptfe-Pulver-Spray (птфэ (тефлон)-спрей)
Это тефлоновая смазка для демпфирующих частей, способная увеличить их скольжение. Она используется для любых пар трения: полозьев, салазок, направляющих сидений и др. Ее главное отличие и достоинство в том, что тефлоновая смазка — сухая. Тефлон сам по себе очень скользкий, и в сопряжении металл-металл или пластик-пластик тефлон не боится не только воды, но даже кислот, соли и других едких примесей, он абсолютно химически нейтрален. Достаточно чистой поверхности, к которой тефлон должен прилипнуть. И в отличие от всех жирных смазок он совершенно не притягивает грязь и пыль. Может применяться в высокооборотистых механизмах, например, для смазки зубчатых передач, роликов, цепей, ведь такая смазка не разбрызгивается. Даже в перечисленных ранее таких узлах, как петли замков, его применение и значение трудно переоценить, ведь тефлон не притягивает не только пыль и песок, но и воду, а такие узлы постоянно подвержены влаге. Изначально тефлоновая смазка жидкая, но после нанесения она высыхает, что значительно уменьшает трение сопряженных деталей. Опять же такая смазка используется и для люков, и пластика салонов, ведь она может эффективно работать даже в особо пыльных условиях. После обезжиривания и обработки тефлоновой смазкой, на нее можно наносить другие жирные смазки, если в них возникнет дополнительная необходимость. В этом случае основа тефлоновой смазки не повредит и не умалит достоинств и действий своих жирных собратьев по ратному труду, а скорее дополнит их сверхсвойствами.
Haftschmier-Spray (компо-нентная смазка)
В противовес силиконовым и белой смазкам в ассортименте LIQUI MOLY есть еще одно средство. Это высококачественная, термически стабильная, обладающая экстремально выраженной цепкостью и устойчивостью к разбрызгиванию подвижных деталей компонентная смазка. Такую смазку практически не реально смыть ни водой, ни химическими смывками, она очень липкая и трудно вымываемая. Отсюда ее применение и уникальные свойства. На СТО Haftschmier-Spray применяют в узлах подвески, которые потом тяжело выкрутить. Ее рекомендуется использовать для резьбовых соединений, а также сайлетблоков, подрамников и т.д. Компонентная смазка разработана на синтетической основе, смесь полимеров и делают ее такой густой. Но в отличие от лития, обладающего подобными свойствами, но быстро смываемого, в этой смазке консистенция такова, что она тянется как паутинки. Имея такую высокую тягучесть и цепкость, компонентная смазка обладает очень высокими антикоррозионными свойствами. Причем антикоррозионная защита допускает не менее пяти циклов с конденсацией влаги, согласно общим правилам испытаний, принятых в ЕС. Она защищает любые металлы от ржавления на очень долгий период. Эта смазка останется выдержит даже несколько лет, в течение которых остальные другие средства давно вымоются.
Очень часто ее используют не только в автомобиле, но и смазывают узлы высокооборотистых инструментов, например, зубчатых передач. Благодаря своей тягучести она не разбрызгивается и даже высокие центробежные силы не заставят такую смазку улетучиться с зубьев. Обладая очень высокой адгезией (липкостью), вполне можно применять смазку Haftschmier-Spray и в уже знакомых по вышеперечисленным смазкам узлам – в тех же петлях, замках, причем не только автомобильных, но и бытовых, например, в петлях ворот гаражей, боксов, дверей наружных зданий. Но в любом случае в тех же петлях ее нужно применять с умом и в разумных количествах, а лишнюю смазку лучше вытереть, чтобы на нее не садилась пыль, ведь мы помним – эта смазка очень липкая.
Единственное противопоказание, исходя из названных свойств и достоинств компонентной смазки – ее не стоит применять в местах, где много пыли и грязи, например, в замках, ведь это может повлечь дискомфорт. Однако в тех же скобах, шарнирах, тягах, штангах, где более важна защита, чем напыление – свойство такой тягучей смазки сложно переоценить. Кроме того, Haftschmier-Spray имеет достаточно высокий диапазон рабочей температуры, при которых она не теряет своих свойств. Верхняя планка ее температурного режима достигает 150С.
Игорь Дробот: — Тефлоновая смазка очень хороша для применения в ограничителях дверей. Для таких устройств подобное средство незаменимо. Жирные смазки могут негативно сказываться на работе таких механизмов. Мы еще не пользовались тефлоновой смазкой в качестве антискрипа для пластиковых панелей салона, но обязательно попробуем и это применение данного средства. У компонентной смазки другие достоинства. Если изначально обработать петли и другие открытые узлы такой петлевой высоко адгезионной смазкой, и аккуратно убрать остатки, то действие смазки с подобными характеристиками будет аналогично работе сальника. Поэтому такой подвид смазки достаточно актуален. Пока мы еще мало применяли это средство, но для определенных видов работ, например, для предпродажной подготовки, такая смазка необходима. Особенно, учитывая качество наших зимних дорог, узлам, открытым всем ветрам и влаге, свойство подобного средства будет точно не лишним. |
Schrauben-Sicherung (средство для фиксации узлов)
Как мы знаем, в любых механизмах тенденция к самооткручиванию болтов и гаек. Для борьбы с этим явлением механики и инженеры придумали контргайки и шплинты. Однако для того, чтобы облегчить конструкцию, а также в случаях, когда некуда закурить контргайку, химиками были разработаны специальные средства для фиксации. В автомобиле более чем остаточно таких элементов, где применение механических средств для борьбы с явлением самовольного откручивания соединений неэффективно или невозможно. И большинство автопроизводителей настаивают на применении герметиков в нужных узах по своим картам ремонта.
Второе название химических фиксаторов – анаэробный (т.е. безвоздушный) герметик, он затвердевает в аре между двумя металлами. Обычно ни бывают двух типов – средней и ильной фиксации – в зависимости от требований, прописанных в картах облуживания автомобилей. И в ассортименте LIQUI MOLY их также два типа. Интересно, что средство средней фиксации используется для больших болтов и гаек до М30, а вот сильной фиксации, наоборот, маленьких до 10. Возможно, на первый взгляд это окажется странным, однако ларчик просто открывается: чем мельче резьба, тем меньше сопряжение деталей по площади. А чем больше болт и гайка, ем их совместная «любовь», т.е. шаг и размеры резьбы, больше. Стало быть, обладая намного большей «жилплощадью», расстаться им сложнее. Вот и получается обратный парадокс – для больших размеров крепежа нужны средние виды фиксации, а вот для малых и юных, напротив, – более крепкие. Так и рассчитаны фиксаторы LIQUI MOLY.
Полное застывание фиксатора достигается в течение 6-8 часов, однако начало стабилизации происходит уже через 10-15 минут. Достаточно через час после ремонта уехать на машине, на которой произведена такая работа, и процесс фиксации уже полноценен, но полная кристаллизация достигнет своего максимума через несколько часов. Это вполне удобно для СТО, с учетом традиционного регламента работы с клиентурой.
Все рассчитано инженерами и моменты натяжения в первую очередь. Грамотно продуман и момент усилия в 28-56 Нм, а усиление на разрыв составляет 25 Н/мм2 для варианта сильной фиксации. Благодаря таким данным, тщательно выверенными инженерами компании LIQUI MOLY, средство фиксации не доставляет хлопот при демонтаже и срывается обычным ключом. Но без такого средства момент оттяжки был бы в 2 раза меньше. Ведь толковым мастерам известно, что мелкую резьбу перетягивать нельзя, это приведет к срыву и сильному напряжению металла. Однако и слабо затягивать крепеж небезопасно, т.к. вибрация сделает свое подлое дело. Вот для этого момента истины и применяются такие фиксаторы, чтобы и волки особо не напрягались, да и овцы не разбегались. В итоге герметик на 20-30% повысит усилие при срыве, но не глобально, поэтому такая защита не скажется на демонтажных процессах. Крепеж будет крутиться туго, но свободно, однако в незапланированную «самоволку» гайки с болтами не пойдут. Более того, это не просто лекарство для прихоти или удобства. Болты и гайки, нуждающиеся в такой дополнительной заботе по сохранению их законной связи, четко прописываются в картах ремонта каждого автомобиля. Но все-таки профессиональные мастера должны сами знать по опыту, какие крепежи и в каких узлах подвержены вибрациям и имеют склонность с самораскручиванию. Со-ответственно, в зависимости от размеров соединений необходимо лишь выбрать между двумя вариантами средней либо сильной фиксации.
Sekunden-kleber (секундный клей)
И, наконец, одно из самых распространенных и известных каждому человеку средств, которое должно быть под рукой у мастера – это секундный клей. Всевозможных фиксаторов, пластиковых панелей в машине предостаточно. Понятно, что пластик хрупкий и имеет свойство ломаться. Ясно и то, что иногда деталь необходимо заменить целиком, но в случаях мелких поломок существует простое средство — секундный клей на основе цианокрилата. Он общего пользования и широкого применения для склеивания абсолютно любых деталей из всевозможных материалов: металла, резины, пластмассы, керамики и их сочетания. Время отвердевания у клея LIQUI MOLY, как и у многих аналогов, очень короткое — до 20 сек. Но интересна упаковка LIQUI MOLY, в ней разработчиком продуман специальный закрывающийся механизм, блокирующий высыхание. В отличие от других, секундный клей LIQUI MOLY не засыхает и не отвердевает. В такой упаковке клей может хранится полу использованным до года, и всегда можно продолжить его использование. Если аккуратно герметично закрывать тюбик, то можно им пользоваться многократно. А ведь чаще всего для моментальных работ нужна всего лишь капля клея. Инструмент знаком и распространен, но можно купить подобный клей непонятного производства, а можно приобрести продукт известного немецкого бренда. Под своим именем LIQUI MOLY просто гарантирует быстрое, качественное восстановление деталей и поверхностей. Так что выбор есть всегда.
Игорь Дробот: — Средство фиксации у нас применяют только для тех болтов и гаек, которые собираются повторно, не меняя крепежа. Но как дополнительное лекарство в процессе эксплуатации оно необходимо. Такое средство должно быть в арсенале мастера однозначно. Узлов, где применим крепежный герметик, в автомобиле может и не так много, но там где необходима именно химическая фиксация, оно остается фактически единственным средством, которое может спасти крепеж от самораскручивания. Секундный клей у нас есть у каждого мастера. Ежедневно у клиентов возникают мелкие проблемы, а у наших мастеров — необходимость использования быстрого клея. В современном автомобиле огромное количество пластмассовых мелких и крупных деталей. И все они нуждаются в регулярном уходе или мелком обслуживании простыми средствами. Подобный клей на СТО используется постоянно, и чем больше автомобили становятся насыщенными пластиковым декором и крепежом, тем больше в нем необходимости, причем ежедневной и безостановочной. Причем в каждом мелком случае его нужно минимальное количество, поэтому надежная герметичная «долгоиграющая» тара, как у LIQUI MOLY также весьма полезна и экономна. |
Все протестированные средства LIQUI MOLY имеют срок хранения. Как и для всех масел, он ограничен – от 2 до 5 лет. Возможно, после этого срока при правильном хранении продукты и дальше будут работать, однако по стандартам ЕС на продукции должны быть указаны гарантированные и лабораторно проверенные сроки использования. Ведь если на какой-то химии пишут, что она вечная, то ей можно сразу не доверять – вечного в мире нет ничего. Однако именитые производители, хранящие свою репутацию, всегда указывают минимально гарантированный их брендом срок использования. Вроде бы мелочь, но это еще один показатель высокого качества и гарантий продукции LIQUI MOLY.
У начинающих мастеров может возникнуть вопрос: если многие виды смазок схожи по действию, в частности, почти все применимы к тем же петлям, то зачем необходимо такое количество и разнообразие? Но в том-то и дело, что LIQUI MOLY предлагает самый широкий выбор всех видов смазок, от сухих тефлоновых, до очень специфических с высокой липкостью именно для профессионалов. Широта гаммы обслуживающих смазок — это как набор хороших инструментов, которых много не бывает. Профессионал, хорошо зная устройство и проблемы того или иного узла, может выбрать самую подходящую и эффективную смазку для каждого конкретного случая. Безусловно, применимость многих таких инструментов и средств пересекается в определенных узлах, и они частично взаимозаменяемы, но в необходимом случае нужно выбрать самую подходящую по характеристикам и действию. Ведь отвертки тоже бывают самыми разными, хотя функции и результаты их использования всегда одинаковы. В наличие большего выбора инструментов для каждого подвида работ и есть отличие профессиональных средств от бытовых. Именно для профессионалов автосервиса LIQUI MOLY предлагает фактически все возможные варианты средств, в зависимости от условий и специфики производственных процессов. Рабочий стол мастера должен пестреть всем разнообразием нструментария, чтобы он мог выполнить свою миссию быстро и максимально качественно. Вот для таких СТО и их мастеров очень нужны, представленные в статье, химические помощники в самом их широком диапазоне.
Как и чем смазать кулер компьютера, чтобы он не шумел
Жаркие предновогодние дни 2020-го – самое подходящее время заняться вопросами охлаждения наших маленьких железных «питомцев». Ведь праздники и последующие каникулы – отдых только для нас. А им предстоит пахать день и ночь ради нашего удовольствия и комфорта. Выдержат ли они такую нагрузку или взвоют от перегрева?
Чтобы компьютер хорошо охлаждался и не шумел, вентиляторы внутри него должны быть как следует смазаны. Эффекта фабричной смазки хватает на несколько лет, а дальше вопрос, чем смазать кулер, может встать для вас ребром очень неожиданно.
Хорошая смазка для кулера – какая она?
Литол? Солидол? Машинное масло? А подсолнечным тоже можно? А сливочным? А вазелином? Погуляв по интернетам и почитав советы бывалых, вы, скорее всего, запутаетесь еще больше, поскольку информации на эту тему много и она противоречивая.
На самом же деле хорошая смазка для кулера ПК – это средство с набором определенных свойств. Итак, она должна быть:
- В меру жидкой и в меру вязкой, чтобы образовывать между трущимися поверхностями масляный клин, который будет препятствовать их контакту. Вентиляторы ПК вращаются на высоких оборотах, поэтому им не подойдет ни слишком жидкая, ни слишком густая смазка. Первая не обеспечит достаточного разделения трущихся деталей, вторая будет оказывать сопротивление вращению, а вследствие него – нагреваться, окисляться и терять рабочие свойства.
- Способной к сохранению консистенции при температуре от 0°C до 80-200°C, не испаряться, не разделяться на фракции, не густеть, не разжижаться, не пениться.
- Способной к проникновению и заполнению самых узких зазоров и полостей внутри вентилятора. С учетом того, что среди кулеров современных ноутбуков встречаются очень компактные модели.
- Химически инертной, чтобы не вызывать коррозии и деформации пластмассовых, металлических и резиновых деталей.
- С хорошими пластическими и адгезивными свойствами, чтобы обволакивать поверхности и не вытекать из вентилятора, если он негерметичен.
- Способной к образованию устойчивой пленки в месте нанесения, которая обеспечивает антифрикционную защиту трущихся элементов во время набора скорости вентилятора, пока не сформировался масляный клин, а также при остановке.
- Устойчивой к образованию комочков при попадании в нее твердых взвешенных частиц из воздуха.
- Расфасованной во флаконы с застроенным носиком или шприцы. Такие емкости обеспечивают аккуратное введение смазки в вентилятор.
Кроме того, выбор смазки для компьютерного вентилятора зависит от типа его подшипника. 90% кулеров ПК оборудованы подшипниками скольжения, качения или тем и другим вместе (комбинированный подшипник). Подшипники гидродинамического типа (усовершенствованные подшипники скольжения), которые можно встретить в отдельных моделях дорогостоящих кулеров, герметичны и в смазывании не нуждаются, поэтому их рассматривать не будем.
Подшипник качения (первый на рисунке выше) состоит из двух колец различного диаметра, вставленных одно в другое. Между кольцами размещены тела качения, например, шарики, цилиндры или ролики, и сепаратор – элемент, который разделяет и удерживает тела качения на месте. Во внутреннее кольцо плотно вставляется вал крыльчатки вентилятора – эти две детали вращаются вместе. Смазка заполняет полости между телами качения, сепаратором и поверхностью колец.
Зазор между трущимися деталями в подшипнике качения имеет неравномерную ширину. В местах самого плотного контакта он равен нескольким микронам, поэтому масляный клин в нем не образуется. Для кулеров на подшипниках этого типа нужна смазка с высокими проникающими и пластическими свойствами, чтобы масляная пленка сохраняла устойчивость.
Подшипник скольжения (второй на рисунке выше) представляет собой полый цилиндр, куда помещается вал крыльчатки вентилятора. Между валом и стенками цилиндра, покрытого материалом с антифрикционными (препятствующими трению) свойствами, находится зазор, который заполняется смазкой.
К сожалению, ни моторные, ни тем более пищевые масла, ни вазелин, ни литол, ни солидол не обладают полным набором перечисленных свойств, а поэтому для смазывания вентиляторов ПК не годятся. Для таких узлов выпускаются смазки на основе силикона и синтетических масел, лучшие из которых мы рассмотрим ниже.
Лучшие смазочные материалы для компьютерных кулеров
Смазки Molykote
Molykote Omnigliss – дисперсия твердых смазок в минеральном масле с антифрикционными добавками и ингибиторами коррозии. Это продукт с превосходными проникающими свойствами, способный заполнять мельчайшие зазоры между деталями с образованием тонкой и очень скользкой масляной пленки. Он оптимально подходит для вентиляторов ПК на подшипниках скольжения.
Смазка Molykote Omnigliss работает в диапазоне температур от -30°C до 80°C, не боится влаги и пыли. Входящие в ее состав стабилизаторы препятствуют склеиванию твердых частиц (пылинок) и образованию сгустков.
Molykote G-4700 – синтетическая пластичная смазка для скоростных высоконагруженных соединений с высокими антикоррозионными свойствами. Хорошо подходит для вентиляторов на подшипниках качения и скольжения.
Продукт имеет расширенный диапазон рабочих температур – от -40°C до 177°C, сохраняет консистенцию во влажной и запыленной среде и препятствует образованию пылевых сгустков. Разового смазывания вентилятора ПК маслом Molykote G-4700 хватает на несколько лет активного использования.
Molykote G-4500 FM – синтетическая пластичная смазка для высокоскоростных вращающихся деталей, включая подшипники скольжения и качения. Продукт очень близок по характеристикам к Molykote G-4700 и отличается от него лишь возможностью использования в узлах, контактирующих с пищевыми продуктами. Хотя для пользователей ПК это не имеет значения.
Смазки EFELE
EFELE SG-391 – синтетическая пластичная смазка с высокими антикоррозионными свойствами, совместимая с различными видами пластмасс, эластомеров и металлов. Продукт сохраняет рабочие качества в диапазоне температур от -40°C до 160°C и пригоден для использования во влажной и запыленной среде.
Смазка EFELE SG-391 подходит для подшипников как скольжения, так и качения и рассчитана на долговременное использование. Вентилятор компьютера, смазанный EFELE SG-391, не потребует повторной обработки несколько лет.
EFELE SG-394 – термостойкая синтетическая пластичная смазка с высокими антикоррозионными свойствами, предназначенная для высоконагруженных скоростных соединений. Средство пригодно для смазывания подшипников скольжения и качения, работает в условиях агрессивных химических сред, не боится пыли и влаги.
Продукт рассчитан на длительное применение. Кулер, обработанный EFELE SG-394, избавит вас от шума на 1-3 года.
Смазки Steel CGC SPO
Steel CGC SPO-1 – химически инертное синтетическое масло, предназначенное для смазывания компьютерных вентиляторов. Диапазон его рабочих температур – от -20°C до 200°C. Масло имеет хорошие антикоррозионные свойства, пригодно к использованию в запыленной среде и совместимо с подшипниками любого типа.
Steel CGC SPO-1, как и другие продукты этой линейки, продается в 2-граммовых шприцах. Поэтому, в отличие от смазок EFELE SG и Molykote, расфасованных в 200-граммовые аэрозольные баллоны, обходится покупателям очень недорого.
Steel CGC SPO-2 – текучая силиконовая смазка для компьютерных вентиляторов на подшипниках скольжения и качения. Она образует в месте нанесения исключительно гладкую и устойчивую пленку толщиной несколько микрон, поэтому подходит для смазывания деталей, прилегающих друг к другу очень плотно.
Продукт химически инертен и не теряет своих свойств при сильном нагреве. Диапазон его рабочих температур составляет от -30°C до 300°C.
Steel CGC SPO-3 – восстанавливающая композитная смазка на основе синтетического масла. Предназначена для смазывания вентиляторов на подшипниках скольжения и качения. За счет того, что в ее состав входят твердые алмазные частицы (искусственные наноалмазы), она, по заявлению производителя, способна восстанавливать поврежденные трением элементы деталей и продлять срок эксплуатации вентиляторов.
Смазка Steel CGC SPO-3 сохраняет свои качества при температурах от -30°C до 300°C и может использоваться в сильно запыленной среде.
Как смазать кулер
Как понять, что вентилятор нуждается в смазывании
Как бы качественно ни был смазан вентилятор на фабрике, если он негерметичен, то рано или поздно эту процедуру придется повторить, иначе он будет шуметь и очень быстро выйдет из строя. Особенно если это вентилятор на подшипнике скольжения, которыми оборудуют бюджетные процессорные кулеры. А среди корпусных вертушек к этому типу относятся практически все, кроме самых дорогих.
Вентилятор, нуждающийся в смазке, начинает шуметь не сразу. Дешевые модели на подшипниках скольжения зачастую заявляют о себе шумом, когда масляный голод уже привел к механическому повреждению или деформации трущихся деталей. Исправить подобный дефект невозможно, смазка может лишь компенсировать его на короткое время, но долго такое устройство уже не прослужит.
Смазывать шумящий вентилятор зачастую бесполезно. Проще и дешевле его заменить.
Подшипники качения условно делятся на те, которые допускают смазывание и те, которые не допускают (герметичные). Вентиляторы на их основе стоят недешево, но и служат в несколько раз дольше, чем собранные на подшипниках скольжения.
Определить на глаз, что кулер нуждается в смазывании, возможно не всегда. Поэтому правильнее это делать не тогда, когда он начал завывать, а примерно 1 раз в год-полтора через 2-3 года с начала эксплуатации. Например, при чистке компьютера от пыли.
Порядок работы
Смазывание вентилятора – дело 10-ти минут. Для этого вам понадобится:
- Отвертка для демонтажа устройства, если оно крепится на винтах.
- Салфетка и кисть для удаления остатков пыли с вентилятора. Хотя при сильном загрязнении лучше промыть крыльчатку под краном при помощи щетки и моющего средства.
- Плотная салфетка для защиты стола.
- Салфетки, ватные палочки или зубочистки с намотанной ватой для удаления старой смазки, изопропиловый спирт.
- Флакон или шприц со свежей смазкой.
- Пинцет или узкая лопатка и игла.
Сняв вентилятор, убедитесь, что он обслуживаемый, то есть разборный. Попытки смазать неразборный девайс обычно приводят к его окончательной поломке.
Далее очистите вентилятор от пыли и расположите на столе нижней стороной вверх, где находится защитная наклейка.
Используя лопатку или пинцет, приподнимите край наклейки. В центре под ней находится резиновая заглушка, которая препятствует вытеканию смазки. Помогая себе пинцетом, снимите заглушку и с помощью иглы удалите фиксирующее резиновое кольцо, надетое на ось крыльчатки.
Извлеките крыльчатку из корпуса и тщательно удалите остатки старой смазки на обеих деталях с помощью салфеток и ватных палочек, смоченных спиртом. Еще раз очистите вентилятор от остатков пыли.
После очистки установите крыльчатку на место и нанесите на ее ось 1-2 капли свежей смазки. Следите за тем, чтобы масло не попало на липкую сторону наклейки, иначе она не будет держаться. Соберите устройство в обратном порядке.
Если смазка пролилась на наружные части вентилятора или вытекла из-под резиновой пробки, тщательно ототрите ее, иначе на это место будет налипать пыль.
Установите вентилятор в корпус ПК или ноутбука и включайте. Все готово!
Если при разборке вентилятора вы заметили какие-либо дефекты, например, то, что втулка подшипника имеет овальную форму, а крыльчатка покачивается в ней из стороны в сторону, то такой девайс стоит выбросить. Особенно если это часть процессорного кулера. От шума его не избавит даже самая лучшая смазка, а дальнейшая эксплуатация может привести к тому, что вам придется покупать еще и новый процессор.
Удачного ремонта!
Смазка необслуживаемого компьютерного кулера
У старых компьютеров шумность работы возрастает, что связано со скрежетом подшипника кулера. Это элементарная проблема, которая решается без его замены обычной смазкой – что я и сделаю.
Требуемый инвентарь
Для работы потребуется:
- силиконовая смазка;
- крестовая отвертка;
- сверло 1 мм;
- медицинский шприц с иголкой.
Что касается силиконовой смазки для компьютерных вентиляторов, то обычно она продается в маленьких бутылочках, таких как капли от насморка. Если не заниматься ремонтом техники профессионально, то лучше ее покупать в менее объемной таре. В магазинах, где продаются компьютерные запчасти, зачастую смазку можно приобрести прямо в шприце.
Если специализированная силиконовая смазка — это слишком дорого или ее просто негде достать, можно применять обыкновенное масло для швейных машин и замочных скважин. Его нужно добавлять всего каплю.
Как смазывать кулер
Кулер нужно снять из системного блока. Из инструмента потребуется только отвертка. Помимо смазки параллельно лучше очистить радиатор чипсета, и желательно поменять на нем термопасту.
Что касается непосредственно самого кулера, то на его тыльной части, где диффузор захватывает воздух, имеется круглая наклейка. Если ее снять, то в большинстве моделей можно увидеть ревизионное отверстие для ручной смазки. В моем случае его нет.
Проще всего попробовать выдвинуть крыльчатку кулера и помазать подшипник с обратной стороны. Иногда она легко снимается, но это у меня не получилось, все держится очень крепко. Если приложить чрезмерные усилия, то пластик просто сломается.
В этом случае нужны крайние меры. Я беру обыкновенное сверло по металлу диаметром 1 мм. Для удобства соорудил простейший зажим, поскольку у меня нет миниатюрной цанги, которой пользуются моделисты при сборке копий кораблей и самолетов. Сверлом прорезаю миниатюрное отверстие прямо по центру крышки, где была наклейка. Нужно работать аккуратно, чтобы стружка не попала внутрь.
Далее просто заливаю несколько капель силиконовой смазки в отверстие и прокручиваю крыльчатку, для равномерной смазки подшипника.
Чтобы масло не разливалась наклейку нужно приклеить обратно, закрыв отверстие. Если она больше не клеится, вместо нее можно применить изоленту или скотч.
Сделав все правильно, если при сверлении отверстия внутрь не попала стружка или крупинки пыли, то шум уйдет, как и разогрев электромотора кулера, поскольку уменьшится трение и сопротивление. После этого о скрежете можно забыть, как минимум на несколько лет.