Определение качества дизельного топлива: Определение качества дизельного топлива – Лабораторная работа № 2 Определение качества дизельного топлива

Определение качества дизельного топлива | Всё о дизтопливе

Анализ качества дизельного топлива

Проверку качества дизельного топлива начинают с определения цетанового числа моторным, как правило, методом. Для анализа используют особые лабораторные установки, каждая из которых является одноцилиндровым дизелем, сконструированным  так, что допускается изменение геометрической степени сжатия топлива в ходе работы.

Для определения качества дизтоплива готовят несколько эталонных топлив с известным содержанием цетана и путем изменения объема камеры сгорания испытательной установки добиваются совпадения вспышек опытного и эталонного горючего. Сравнивая, как себя ведут образцы и эталоны топлива, выводят соответствующий показатель, который обозначается как ЦЧ/СВ – «цетановое число, определенное методом совпадения вспышек». Подобные испытания регулирует ГОСТ Р 52709-2007 «Топливо дизельное. Определение цетанового числа».

Анализ дизельного топлива

Также проводятся исследования фракционного состава дизтоплива в соответствии с ГОСТ Р 3405-2007 «Нефтепродукты. Метод определения фракционного состава при атмосферном давлении», европейским аналогом которого является EN ISO 3405:2000. Согласно общепринятой практике все топлива разделены по фракционному составу на 5 групп, для каждой из которых названы параметры перегонки, в соответствии с которыми проводят выпаривание образцов для анализа. Выявление объема сконденсировавшихся при заданной температуре нагревателя и холодильника фракций позволяет отнести испытываемый образец к определенной группе топлива. При вычислениях обязательно учитывается и поправка на атмосферное давление.

РЕКЛАМА

Испытания на вязкость в РФ регламентирует ГОСТ 33-2000 «Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости». Различают два типа вязкости – динамическую и кинематическую. Кинематическая вязкость дизтоплива определяет противодействие жидкости перемещению ее по каналу известной формы и сечения под воздействием внешней силы, которой является, как правило, сила гравитации. Кинематическая вязкость измеряется  специальным прибором – вискозиметром, который содержит емкость определенного объема с калиброванным каналом, по  которому истекает заданное время испытуемая жидкость. Но кинематическая вязкость образца еще не дает полного представления о свойствах жидкости. Для этого требуется определить еще и степень противодействия жидкости  деформации и, следовательно, величину создаваемого противодавления в топливной системе – например, перед фильтрами. Проще всего для этого соотнести кинематическую вязкость и удельный вес топлива, что и достигается перемножением названных показателей.

Еще одна очень важная характеристика дизтоплива – его смазывающая способность, от которой зависит моторесурс и максимальная мощность, которую может обеспечить дизель в течение длительного отрезка времени, и его межремонтный период. Метод определения противоизносных характеристик очень прост: стальной шарик заданного диаметра и твердости с точно заданным усилием и скоростью перемещают по пластинке, обладающей известными характеристиками и смоченной испытуемым топливом. По окончании заданного периода шарик обмеривается, по степени истирания его поверхности высчитывается искомый параметр.

Основные показатели качества дизельного топлива


ТОП 10:

⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 35Следующая ⇒
Показатели Величина показателя
Л З А
Цетановое число, не менее
Фракционный состав: -50% перегоняются при температуре 0С, не выше; -96 % перегоняют при температуре (конец перегонки), 0С не выше                  
Кинематическая вязкость при 20 0С, мм2/с (сСт) 3,0-6,0 1,8-5,0 1,5-4,0
Температура застывания, 0С, не выше для климатической зоны: -умеренной -холодной     — 10 -     -35 -45     - -55
Температура помутнения,
0
С, не выше, для климатической зоны: -умеренной -холодной
    -5 -     -25 -35     - -
Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, 0С не ниже: -для ДВС лесных машин; -для тепловозных и судовых ДВС            
Массовая доля серы %, не более, в топливе: -вид I -вид II   0,2 0,5   0,2 0,5   0,2 0,4
Массовая доля меркаптановой серы, % не более 0,01 0,01 0,01
Концентрация фактических смол, мг на 100 см3
в топливе, не более
Кислотность мг КОН на 100 см3 топлива, не более
Йодное число г йода на 100 г топлива, не более
Зольность, % , не более 0,01 0,01 0,01
Коксуемость 10 % остатка, %, не более 0,20 0,30 0,30
Коэффициент фильтруемости, не более
Плотность при 20 0С, кг/м3 не более
Предел фильтрации (CFPP), максимальный, 0С, по EN 590-2000 +5 -20 -
Содержание механических примесей и воды нет нет нет

 

В настоящее время действует новый стандарт ГОСТ 305-01, который по своему изложению и технической сути соответствует европейскому стандарту EN 590-99 и предусматривает выпуск дизельного топлива, как без депрессорных присадок, так и с депрессорными присадками.

Стандарт устанавливает три вида дизельного топлива по содержанию серы: 0,05; 0,10; 0,20 % по массовой доле. Установлена новая норма на цетановое число летнего дизельного топлива — не менее 49 единиц, табл. 7.

Для производства зимнего дизельного топлива с депрессорными присадками в ГОСТ 305-01 установлены отдельные требования к его качеству, табл. 8.

Таблица 7

 

Показатели качества летнего дизельного топлива

По ГОСТ 305-01 и по EN590-99

 

Показатели ГОСТ 305-01 EN590-99
Массовая доля серы, % не более 0,20 0,035
Цетановое число
Плотность при 15 0С, кг/м3 не более 820-845
Кинематическая вязкость, мм2 3…6, при t=20 0С 2…4, при t=15 0С
Содержание ароматических углеводородов, % не более

 

 

Таблица 8

 

Показатели зимнего дизельного топлива с депрессорными

присадками по ГОСТ 305-01

 

Показатели Маркировка
3п минус 15 3п минус 25 3 п минус 35 А п
Кинематическая вязкость, мм2/с, при 20 0С 3,0…6,0 1,6…6,0 1,5…6,0 1,5…6,0
Температура застывания, 0С, не выше -30 -35 -45 -55
Предельная температура фильтруемости (CFPP) -15 -25 -35 -45
Температура помутнения, 0С не выше -5 -15 -25 -35

 

Примечание: Все указанные марки дизельного топлива в табл. 8 – вырабатываются нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ) России.

 

Эксплуатационные свойства и использование

Дизельного топлива

К эксплуатационным свойствам дизельного топлива относятся: нагарообразование, корродирование и т.д.

Нагарообразующие свойства дизельного топлива. На процесс нагарообразования в камере сгорания дизельного двигателя оказывают влияние: неполнота сгорания топлива из-за тяжелого фракционного состава; наличие в топливе высокомолекулярных смолисто-асфальтовых соединений, непредельных углеводородов, сернистых соединений, механических примесей; зольность.

Массовая доля серы в дизельном топливе находится в пределах 0,2…0,5 % (см. табл. 6), а в арктическом не более 0,4 %.

Для оценки склонности топлива к нагарообразованию используется показатель коксуемости. Его удобно применять для сравнительной оценки различных партий дизельного топлива.

Коксование дизельного топлива — это его разложение при высокой температуре с образованием летучих веществ и твердого остатка – кокса [6].

По стандарту коксуемость дизельного топлива допускается не более 0,05 % массовой доли. Коксуемость 10 % остатка дизельного топлива при фракционной отгонки 90 % его, допускается не более 0,3 % массовой доли [см. табл. 6].

Косвенно показатель коксуемости оценивается по содержанию смол в дизельном топливе, допускается 30…40мг на 100 см

3 топлива [см. табл. 6].

К лако- и нагарообразованию склонны непредельные углеводороды, их содержание можно оценить по йодному числу. Это число равно количеству йода, выраженному в граммах, которое вступает в реакцию со 100 граммами дизельного топлива. Йодное число не должно превышать 6 г на 100 грамм дизельного топлива [см. табл. 6].

Коррозионные свойства дизельного топлива.

Основным фактором, обуславливающим коррозию, является содержание в дизельном топливе водорастворимых кислот и щелочей.

В соответствии с ГОСТ 305-82 в дизельном топливе содержание водорастворимых кислот, щелочей и воды не допускается. Органические кислоты оказывают слабое коррозионное действие на детали целиндропоршневой группы и материалы емкостей для хранения и перекачивания дизельного топлива. Содержание их оценивается по показанию кислотности, кислотность дизельного топлива должна быть не более 5 мл КОН на 100 см

3 дизельного топлива[см. табл. 6].

Сильное влияние на повышение коррозионных износов оказывают содержащиеся в топливе сернистые соединения. В зоне высоких температур, где конденсация влаги отсутствует, преобладает газовая коррозия от воздействия сернистых или серных ангидридов. В области пониженных температур в дизельном двигателе, где возможность конденсации влаги и образование сернистой и серной кислот, преобладает кислотная коррозия. Отрицательное воздействие сернистых соединений в еще большей степени проявляется в условиях пониженных температур. Для снижения коррозионного воздействия сернистых соединений дизельного топлива на детали цилиндропоршневой группы двигателя, используют антикоррозионные покрытия на верхних компрессионных кольцах и верхней части гильз цилиндров, что значительно снижает их износ.

 

Смазочные масла

 

Для лесных машин применяются следующие виды смазочных масел: моторные и трансмиссионные.

Основными функциями смазочных масел являются уменьшение износа деталей, снижение потерь энергии на трение, защита металлических поверхностей от коррозии, герметизация узлов трения, отвод тепла, промывка трущихся поверхностей, очистка их от продуктов износа.

В соответствии с назначением смазочные масла должны иметь хорошие смазочные свойства, достаточную вязкость при рабочей температуре и низкую температуру застывания; физическую и химическую стабильность, т.е. неизменность свойств в процессе транспортирования и хранения; защитные и противокоррозионные свойства. Масла не должны содержать абразивных механических примесей и воды, и не должны вызывать нагаров и осадков [3, 10,15].

Все смазочные масла изготавливаются путем смешивания базового масла и присадок для формирования определенной смазки.

 




Основные характеристики дизельного топлива

Дизельное топливо – это продукт, получаемый при перегонке нефти. Он предназначен для заправки дизельных двигателей. Они, в свою очередь, используются для приведения в движение крупногабаритного тяжелого транспорта: сельскохозяйственной техники, кораблей и барж, военной техники, грузовых автомобилей. Помимо этого, дизельное топливо применяется для заправки электрогенераторов и в легковых машинах с дизельным двигателем.

Качество дизельного топлива зависит от качества нефти, из которой оно производится, а так же от способов ее переработки и фильтрации. Чем выше показатели качества, тем, конечно же, выше и цена. При этом более качественное топливо способствует длительному сроку службы двигателя, к которому оно применяется.

Характеристики дизтоплива:

  1. Вязкость дизельного топлива – это важный показатель его качества, он представляет собой способность жидкости оказывать сопротивление при перемещении слоев. Чем выше плотность, тем выше вязкость и качество топлива.
  2. Цетановое число определяется временем между тем, как топливо попадает в цилиндр, и началом его горения. Чем меньше этот промежуток, тем выше данный показатель, а, следовательно, и качество топлива.
  3. Содержание серы в дизельном топливе зависит от качества нефти, а также степени ее очистки. Кислотные соединения являются сильным окислителем и способствуют быстрому изнашиванию двигателя, поэтому, в отличие от вышеперечисленных характеристик, показатель серы у высококачественного топлива должен быть минимальным.
  4. Содержание воды и других примесей ухудшает качество топлива, поэтому стоит использовать дизтопливо, которое прошло фильтрацию.
  5. Углеродный нагар – это одно из неприятных последствий процесса сгорания топлива. Он оседает на стенках камеры сгорания двигателя, тем самым засоряя ее, ухудшая работу и сокращая срок службы двигателя. Количество выделения углеродного нагара зависит от качества топлива.
  6. Плотность топлива это очень важный показатель, помимо того, что от него зависит не только вязкость, но и количество энергии, которое вырабатывается при сгорании топлива. От этого так же зависит количество расхода дизтоплива.
  7. Температура помутнения – это показатель того, при какой температуре топливо начинает менять свою структуру и происходит процесс кристаллизации парафина, входящего в состав топлива.
  8. Точка закупоривания – это показатель минусовой температуры, при которой топливо полностью теряет свои свойства, потому что становится вязким и не может пройти в канал. В зависимости от точки закупоривания и температуры помутнения, топливо делится на летнее, межсезонное, зимнее и арктическое.
  9. Несгораемые шлаки – это, как и вода, далеко не лучшие составляющие дизельного топлива, но полностью их исключить не удается ни одному производителю. Их количество определяется стандартом ISO 6245.
  10. Смазывающие способности дизельного топлива определяют время изнашивания двигателя, в котором оно применяется. Чем выше данная характеристика, тем меньше происходит трение частей двигателя при работе, и дольше происходит процесс изнашивания.

Разные марки нефти имеют свои показатели характеристик, от чего это зависит, мы уже говорили выше, но существует так же и установленный ГОСТ для основных характеристик дизельного топлива.

Нормативные показатели дизельного топлива регулируются Российским ГОСТ 305-2013.

При покупке дизельного топлива с доставкой все необходимые данные можно уточнить в паспорте качества.

Источник: koneks-oil.ru

Последствия использования некачественного дизельного топлива

Дизельные двигатели внутреннего сгорания заправляются дизтопливом, в простонародье называемого «соляркой». Основная задача этого горючего – это получение энергии от сгорания, но кроме этого топливо еще смазывает и охлаждает топливную систему.

Если заправляться на АЗС, довольно-таки проблематично определить качество солярки.

Спустя некоторое время использование некачественного дизтоплива отразится на работоспособности автотранспорта. Существует три вида дизельного горючего – летнее, зимнее и арктическое. Основные отличия не только в максимальной точке замерзания, плотности, температуре возгорания, но еще и в цене. Важно подобрать топливо, которое будет соответствовать сезону, использование неподходящего вида дизельного топлива может привести к поломке двигателя.

Некачественным топливом может быть признано по таким признакам:

  • Нетипичный для горючего цвет и запах. Подделка обычно темнее оригинала, и в ней присутствует запах мазута;
  • Внешний вид. Стоит обращать внимание на дно емкости, в котором находится топливо, и если там присутствует вода или песчинки – это подделка. Также зимой при низких температурах солярка не должна быть густая и в ней не должно быть белых хлопьев;
  • Можно определить и «на ощупь», если солярка водянистая – скорее всего она разбавлена бензином.

Влияние некачественного дизельного топлива на работу двигателя

Солярка низкого качества влияет на появление большого количества углеродного нагара, который выделяется при сгорании. Он остается на внутренних стенках камеры сгорания. Если вовремя не проводить профилактические работы, то со временем мощность двигателя снижается.

Недостаточная плотность топлива, не соответствующего стандарту ISO 3675 отразится на запуске двигателя, а при различии в температуре помутнения топливные фильтры закупориваются.

Чрезмерное содержание серы в подделках приводит к коррозии деталей движка, либо сокращает срок системы смазки.

Дизельные моторы гораздо «чувствительнее» бензиновых, поэтому из-за добавок и присадок быстрее разрушаются свечи зажигания. Смолы и примеси, содержащиеся в подделках, загрязняют поршни и кольца.

Использование некачественного продукта в течение долгого времени отразится на двигателе. На нем образуется налет, который проводит ток. В дальнейшем он выведет из строя электрическое оборудование автомобиля.

Выбор качественного топлива

Хорошее топливо можно определить самостоятельно. Цвет настоящей солярки более темный, по сравнению с цветом подсолнечного масла. Его запах обладает приятным маслянистым оттенком. При любых температурах, даже при минусовых, дизтопливо остается жидким. На ощупь качественное топливо будет маслянистым и достаточно жирным.

Если покупать топливо на АЗС, следует найти специальный лист, на котором будут написаны последние результаты анализа топлива. Эта информация должна находиться рядом с каждой кассой. Также, не стоит выбирать места для заправки, где цены слишком занижены. Экономия на дизтопливе может привести к поломкам, настоящее горючее стоить слишком дешево не будет.

Чтобы не огорчаться раз за разом, находясь в очередях в СТО из-за некачественной солярки, стоит делать закупки дизельного топлива оптом в проверенных местах. Компания «Конекс Oil» продает дизельное топливо оптом, дешево. Доставка дизтоплива осуществляется на любой объект в Москве и Московской области. Преимущество заказа солярки оптом еще и в том, что в больших партиях качественного топлива не может быть брака.

Покупать стоит солярку у оптовиков, у которых в наличии будет паспорт качества дизельного топлива. Согласно постановлению РФ № 118, такой паспорт должен быть в наличие у каждой партии поставляемого топлива с оригинальным штампом изготовителя. В нем содержится наименование и марка продукции, информация о продавце и все значения характеристик топлива. При заказе дизельного топлива с доставкой от 500 л у компании «Конекс Oil» вы получите на руке всю необходимую документацию.

Источник: koneks-oil.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о