Новый бензин – Где деньги, бензин? Что происходит с ценами на топливо: показывают собкоры «Новой»

Новый бензин, который увеличивает пробег, очищает двигатель и сокращает выбросы

Крупнейшая российская нефтегазовая компания «Роснефть» несколько лет назад запустила масштабную программу модернизации производства. Новые технические возможности позволили повысить потребительские свойства производимой продукции.

Не так давно компания вывела на рынок высокооктановый бензин Pulsar-100 — топливо для высокофорсированных двигателей. По своему составу и рецептуре этот бензин существенно отличается от того же АИ-98. В нем больше высококачественных компонентов, которые предотвращают образование в двигателе отложений, а многофункциональная присадка чистит топливную систему.

Такое топливо успешно используется в российском чемпионате кольцевых гонок, в том числе автомобилями иностранного и российского производства. В команде Lada Sport Rosneft пояснили, что высокооктановый бензин из фирменных желтых бочек имеет стабильный состав, из-за чего не требуется постоянно менять настройки в двигателе.

Новый бензин уже успели оценить и рядовые автомобилисты, которые являются клиентами сети АЗС «Роснефть».

Корреспондент «Комсомольской правды» побывал на производстве высокотехнологичных видов бензина на одном из крупнейших НПЗ России.

ЗАВОД НОМЕР ОДИН

С чем у большинства россиян ассоциируется Рязань? Ее, разумеется, знают как малую родину Сергея Есенина. Многие вспомнят присказку про грибы, которые с глазами. Но в наше время Рязань — это прежде всего Рязанская нефтеперерабатывающая компания, подразделение «Роснефти». Сегодня РНПК обеспечивает топливом всю Центральную Россию. По объемам переработки (18,8 миллиона тонн нефти) это завод номер один в Центральном федеральном округе.

Огромная территория Рязанской нефтеперерабатывающей компании выглядит фантастическим хай-тек-ландшафтом. Космическая геометрия: вертикальные и горизонтальные линии труб, огромные эллипсы газгольдеров, многотысячные цилиндры-резервуары.

Нефть сюда поступает из Западной Сибири по магистральному нефтепроводу. А уже на РНПК начинается ее многоступенчатое превращение в топливо, на котором ездят автомобили, летают самолеты и ходят суда.

— Мы сейчас поэтапно реализуем масштабную инвестиционную программу по модернизации производства, — рассказывает главный инженер АО «РНПК» Кирилл Язев. — Благодаря этому мы начали выпускать бензин для высокофорсированных двигателей АИ-100, который является базой для фирменного Pulsar-100 (100 — это октановое число по исследовательскому методу. — Авт.).

В новом Едином лабораторном комплексе РНПК делают около 300 различных методов исследований. Фото: Алексей БУЛАТОВ

В новом Едином лабораторном комплексе РНПК делают около 300 различных методов исследований.Фото: Алексей БУЛАТОВ

КАТАЛИЗАТОР. ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

Короткий экскурс в научно-популярную химию. Нефть, разумеется, не сразу становится бензином. Чтобы получить топливо, сырье проходит несколько этапов обработки. В общей сложности для производства разных марок бензина используют от 10 до 15 компонентов. Одни из самых важных участников процесса — катализаторы. Они поднимают октановое число, в результате чего и получается высокооктановый бензин. Раньше катализаторы приходилось закупать за рубежом. А сейчас РНПК перешла на катализаторы российского производства, которые ни в чем не уступают западным аналогам. Их производят на Ангарском заводе катализаторов и органического синтеза — это тоже дочернее предприятие «Роснефти».

Мы стоим у одной из пяти заводских установок каталитического риформинга. Именно здесь «облагораживают» бензин, после очистки его от серы повышают октановое число.

— В сырьевых фракциях октановое число — всего 60 — 65. В таком виде это не может использоваться как топливо, — объясняет заместитель главного инженера РНПК Игорь Кулаков

. — Благодаря современным катализаторам мы можем ускорить процесс обработки. Реакция, которая могла идти 5 — 7 часов, с катализатором происходит за доли секунды. Следовательно, возрастает эффективность производства. Мы экономим время, ресурсы, энергию, сокращаем выбросы.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Рязанский нефтеперерабатывающий завод активно цифровизируют. Раньше в «Центре управления полетами» установок каталитического риформинга операторам приходилось тратить много времени на сбор данных, сверяя показания сотни различных датчиков. А теперь все в компьютере, человек следит за всеми процессами онлайн.

Новые технологии применяются даже на стадии погрузки готового бензина в 60-тонные цистерны. Большая часть готового товарного топлива разъезжается по регионам по железной дороге, а на территорию РНПК заходит сразу несколько ж/д веток для грузовых перевозок.

— У нас две эстакады для погрузки, — рассказывает зам. главного инженера завода Родион Ефремов. — Каждые сутки мы на каждой из них можем отгружать до 200 вагон-цистерн. На каждую затрачивается около 10 минут. Причем оператор в режиме реального времени видит, сколько уже залито в цистерну.

Модернизированные нефтеперерабатывающие предприятия «Роснефти» работают без остановок 24 часа в сутки. Фото: Пресс-служба ПАО «НК «РОСНЕФТЬ»

Модернизированные нефтеперерабатывающие предприятия «Роснефти» работают без остановок 24 часа в сутки. Фото: Пресс-служба ПАО «НК «РОСНЕФТЬ»

САМАЯ СОВРЕМЕННАЯ ЛАБОРАТОРИЯ РОССИИ

Особая гордость РНПК — новейший Единый лабораторный комплекс. Это первый в России подобный объект, в котором применен новый принцип организации работы и исследований. Сегодня здесь трудится более 200 человек.

— Раньше на территории предприятия было несколько разрозненных лабораторий, каждая отвечала за проверку одного вида топлива, — говорит менеджер Департамента нефтепереработки компании «Роснефть» Евгений Лопатин. — Но мировой опыт доказал, что это нерационально. Поэтому теперь все наши лаборатории находятся в одном месте и каждая из них занимается конкретным типом испытаний.

По словам начальника испытательной лаборатории РНПК Заремы Асуловой, сейчас в ЕЛК можно проводить испытания по трем сотням различных методов:

— Наша лаборатория определяет и качество нефти, поступающей на предприятие, и всех полупродуктов на стадии производства, и готовой продукции. В том числе Pulsar-100, конечно же. Для нас важно, чтобы качество топлива всегда строго соответствовало государственным стандартам.

В одной из секций сейчас идет лабораторный анализ уже готового новейшего автомобильного бензина Евро-6, в котором снижено содержание серы, бензола и олефиновых углеводородов, что способствует уменьшению токсичности выхлопных газов. Это еще одна инновационная разработка предприятий «Роснефти». В настоящее время бензин Евро-6 кроме РНПК выпускают еще «Башнефть-Новойл» и Саратовский НПЗ.

Лаборант химического анализа Анастасия Савостина помещает в прибор два образца из одной и той же партии — так положено для двойного контроля качества.

— У нас образцы из резервуара 745, — поясняет девушка, выбивая данные на дисплее. — Мы проверяем их на содержание серы.

Прибор начинает тихонько урчать. А через несколько минут готовы результаты.

— Топливо соответствует самым высоким стандартам. Сера отличная. Готовим к выпуску.

КОНКРЕТНО

Что нужно знать о новом бензине

Pulsar-100 не зря называют топливом нового поколения. Специалисты компании BASF устраивали ему тест-драйв на двигателе BMW — он проработал 100 часов (это как если бы машина проехала 6000 км). По итогам испытания эксперты сделали заключение: этот бензин позволяет избежать закоксовывания форсунок и сокращает время впрыска бензина в цилиндр.

Таким образом, бензин АИ-100:

— увеличивает пробег;

— очищает двигатель;

— экономит топливо.

Октан «за гранью»: каким авто подойдет новый бензин АИ-100

Выпущенный «Роснефтью» бензин АИ-100 будет иметь ограниченное применение, так как предназначен лишь для высокофорсированных двигателей. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал старший научный сотрудник Института экономики РАН, доцент Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ

Иван Капитонов.

«Разработанный «Роснефтью» новый бензин можно применять очень ограниченно из-за его специфики. Как правило, подобная продукция востребована только для гоночных автомобилей и нигде больше. Стандартные бензиновые двигатели автомобилей для повседневного производства рассчитаны на горючее с максимальным октановым числом 98, все что выше в бак заливать категорически не рекомендуется.

Использование топлива с повышенными октановыми характеристиками в не предназначенных для этого двигателей обычно не приводит ни к чему хорошему. Во-первых, такой бензин – слишком дорогое удовольствие, во-вторых, он нанесет вред мотору – вплоть до прогорания клапанов или последствий посерьезнее. Впрочем, в массовой продаже высокооктановые виды топлива и не появляются из-за ограниченной востребованности», — отмечает специалист.

«Роснефть» сегодня рассказала, что ее подразделение «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» выпустило первую партию бензина АИ-100. Топливо будет поставлено для гоночной команды LADA Sport Rosneft. «АИ-100 предназначен для высокофорсированных двигателей. Его высокие детонационные свойства позволяют в полной мере раскрыть потенциал современных двигателей и повысить эффективность работы моторов спортивных автомобилей», — отметили в компании.

«Аналогичные виды горючего производят Shell, «Лукойл» и несколько других компаний топливного рынка. У всех применение также ограничено высокофорсированными двигателями – то есть автомобилями, специально произведенными для ралли и автогонок. Вероятнее всего, «Роснефть» сейчас задействует маркетинговые рычаги для продвижения своей продукции на рынок, чтобы встать в один ряд с конкурентами.

При производстве бензина с октановым числом выше 98 применяются высокие технологии. Использование «авторского» горючего в международных гонках, безусловно, положительно повлияет на имидж «Роснефти». Конечно, такой бензин делается в первую очередь для собственной команды, и этому есть серьезные причины», — подчеркивает эксперт.

Жесткая конкуренция

Высокооктановый бензин из-за особых смазывающих компонентов способен «крутить» мотор на скорости до 20 000 оборотов в минуту, что для обычного автомобиля просто не требуется. На гоночных авто такое горючее устойчивую и стабильную работу двигателя, обеспечивает ему прирост мощности, делает педаль газа более чувствительной, и помогает отчищать топливную систему.

«Роснефть» отчиталась: созданный ею автомобильный бензин АИ-100 обладает повышенными экологическими показателями. Новый продукт прошел все квалификационные и стендовые испытания на соответствие качества требованиям техрегламента для бензинов экологического класса К5 – то есть отвечает наивысшим на сегодняшний день требованиям экобезопасности.

«Конкуренция на рынке «спортивного» бензина очень высока, и в теории появление нового продукта должно «на ура» встречаться потребителями, коих немало. Но реалии жизни немного иные – новых игроков на этот рынок зачастую просто не пускают. Все гонки давно «поделены», конкуренция между топливозаправщиками давно поделена.

Отчасти это объясняется вопросами безопасности – каждая команда заинтересована, чтобы ее авто получило высококачественное топливо. Диверсия с подменой бензина перед соревнованиями чревата поражением, а значит, огромными убытками и падением рейтингов клуба. И «проверенные» компании берут на себя ответственность не только за надежность поставок, но и за высокое качество горючего.

Потому «Роснефть», вероятнее всего, будет использовать разработанное ею топливо лишь для собственной гоночной команды. Во всяком случае, в первое время», — заключает Иван Капитонов.

Исследователи выяснили, какие новые автомобили потребляют бензин АИ-92

Большинство людей перед покупкой автомобиля интересуются количеством расходуемого топлива. Кроме того, немаловажным фактором является то, какой именно бензин употребляет автомобиль. С этой целью эксперты провели исследование и выяснили, какие новые машины способны ездить на бензине АИ-92.

Американские модели Ford, такие как Kuga, Explorer, Fiesta и EcoSport способны благополучно ездить, согласно инструкции, на 92 бензине. То же касается и модели седана Mondeo. Такая возможность есть у кроссоверов Honda CR-V и Pilot. Причем это возможно на двигателях объемом 2,4 и 2 литра.

Исследователи выяснили, какие новые автомобили потребляют бензин АИ-92

 

Компания Mitsubishi может похвастать в этом плане только одной моделью – это легендарный внедорожник Pajero. Хотя новые модели Outlander и Pajero Sport уже будут против употребления бензина марки АИ-92. В компании Nissan также имеется только одна модель, которая готова к езде на этом топливе. Это недорогой автомобиль Almera.

Более сложной ситуация выглядит у Toyota. Здесь диапазон применяемого топлива может отличаться на одной модели в зависимости от используемого двигателя. Например, Corolla с мотором объемом 1,8 литра может использовать бензин, начиная от АИ-91. Но та же модель, но с меньшим в объеме двигателем уже готова только к АИ-95.

Что касается южнокорейского бренда KIA, то здесь можно заливать 92-ой бензин только в Rio. Для прочих моделей, как и у Hyundai, есть возможность использовать то же топливо, но за пределами Европы.

Говоря об отечественных машинах, то здесь можно отметить две модели, которые рекомендуется заправлять АИ-92 – это Xray и Vesta. Также можно залить это топливо в Largus, но с двигателем с восемью клапанами. Отдельной графой стоит продукция «УАЗ». Каждый автомобиль можно «питать» вышеупомянутым бензином.

Поделиться:

Бензин переходит на новый стандарт

С 30 декабря в России прекращается выпуск бензина стандарта «Евро-3». С этого момента наши нефтеперерабатывающие предприятия будут производить более качественный бензин класса не ниже «Евро-4».

Основное отличие этих сортов бензина в содержании серы (в «Евро-3» её вдвое больше, чем в «Евро-4»). Применение же более чистого топлива позволяет увеличить срок эксплуатации двигателя, а, следовательно, и всей машины. В более экологичном «Евро-4» ниже количество других вредных примесей, выбросы автомобилей при его применении становятся чище, что особенно важно для крупных мегаполисов.

Напомним, что «Евро-3» — экологический стандарт, регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах транспортных средств с дизельными и бензиновыми двигателями, был введён в Евросоюзе в 1999 году. В 2005 году он был заменён стандартом «Евро-4». Все транспортные средства, произведённые в России или ввезённые в Россию, начиная с 1 января 2008 года, должны были соответствовать требованиям именно стандарта «Евро-3».

«Евро-4» пришел ему на смену в Евросоюзе в 2005 году. Гораздо более строгий стандарт «Евро-5» был принят в Европе в 2009 году. Россия должна отказаться от «Евро-4» и полностью перейти на «Евро-5» с января 2016 года.

Процессы перехода на новые экологические стандарты в России происходят достаточно тяжело. Например, срок действия техрегламента по обороту бензина «Евро-3», а потом и «Евро-4» несколько раз переносилось. Это происходило главным образом потому, что нефтеперерабатывающие заводы были не готовы к производству нового класса бензина.

Минэнерго даже пришлось несколько лет назад настаивать на подписании со всеми крупными НК протокола, в соответствии с которым нефтяники возьмут на себя обязательства по модернизации производств для обеспечения внутреннего рынка необходимым количеством топлива класса 3 и выше. Кроме того, НК совместно с министерством должны были взять на себя обязательства по обеспечению ежегодного аудита выполнения компаниями обязательств по выработке нефтепродуктов, использованию мощностей вторичных процессов и выполнению инвестпрограмм.

Впрочем, все это осталось позади. Эксперты положительно оценивают переход на новый сорт бензина. Правда, исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко выказывает опасение, что топливо может вырасти в цене, если новым бензином не удастся полностью заместить выпадающие объемы выпуска третьего класса.

Но, как обещал заместитель министра энергетики Кирилл Молодцов, дефицита высококачественного топлива в России не будет. По словам чиновника, в 2013 году на нефтеперерабатывающих заводах страны было усовершенствованно 13 установок по перегонке нефти, в 2014 году работы продолжились. Также заключено соглашение с Беларусью, которое предполагает, что НПЗ Республики не будут останавливаться для профилактики параллельно с российскими. Это позволит приобрести топливо у соседей в случае резкого роста спроса на бензин и солярку.

В свою очередь содиректор аналитического отдела Инвесткафе Григорий Бирг полагает, что плюсов перехода на новый стандарт достаточно, — это более высокое качества топлива, забота об экологии. «Да, затраты компаний на производство более качественного топлива повысились. Но развивать переработку сегодня очень важно. Потом это компенсируется более высокой ценой на бензин», — заявил Григорий Бирг «Актуальным комментариям».

Впрочем, Кирилл Мордовин считает, что цена на топливо вряд ли вырастет выше уровня инфляции.

Марина Соколовская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*