Проверка шатунных шеек и шатунных подшипников
Шатунная шейка
Рис. 2.145. Измерение овальности и конусности шатунной шейки микрометром |
Проверьте шатунные шейки на наличие признаков неравномерного износа или повреждений. Измерьте овальность и конусность шатунной шейки микрометром. Если шатунная шейка имеет повреждения или ее овальность или конусность превышают предельные значения, замените коленчатый вал или прошлифуйте шатунную шейку с уменьшением ее диаметра до ближайшего ремонтного размера и используйте вкладыши уменьшенного размера.
Предельные значения по овальности и конусности 0,01 мм.
Шатунный подшипник и шатунная шейка
Шатунный болт
Рис. 2.146. Схема проверки шатунного болта |
Деформация шатунного болта (болт с затяжкой в зоне пластической деформации).
Измерьте диаметр резьбы шатунного 1 болта 2 в точках «A» и «B» микрометром 3. Вычислите разность диаметров («A» – «B»). Если разность превышает предельное значение, замените шатун.
Схема измерения шатунного болта «a»: 32 мм, «b»: 40 мм.
Предельное значение разности диаметров шатунного болта («A» – «B»): 0,1 мм.
Общие сведения о шатунных подшипниках (вкладышах)
Для ремонта поставляются шатунные подшипники номинального размера и подшипники увеличенной (под шейки коленчатого вала уменьшенного диаметра) на 0,25 мм толщины, подшипники номинального размера разбиты на 5 видов, отличающихся по допуску.
|
Рис. 2.147. Шатунный вкладыш: 1 – красная краска |
Для идентификации подшипника увеличенной толщины, используется маркировка красного цвета, которая нанесена, как показано на рисунке 2.147, толщина подшипника увеличенной толщины составляет 1,605–1,615 мм в центральной части.
Осмотр шатунного подшипника
Проверьте вкладыши подшипника на наличие признаков оплавления, точечной коррозии, прожога или расслаивания, также осмотрите отпечаток пятна контакта. Дефектные вкладыши подшипников должны быть заменены.
Зазор между вкладышами и шатунными шейками коленчатого вала
Перед проверкой зазора в подшипнике очистите подшипники и шатунные шейки.
Установить вкладыши в шатун и крышку шатуна.
Положите отрезок калиброванной пластмассовой проволоки 1 на поверхность шатунной шейки (параллельно коленчатому валу) так, чтобы он не закрывал масляный канал.
Рис. 2.148. Укладка отрезка калибровочной проволоки |
Установите крышку шатуна 1 на шатун.
Рис. 2.149. Установка крышки шатуна |
При установке крышки следите за тем, чтобы метка в виде стрелки 2 на крышке была обращена в сторону шкива коленчатого вала, как показано на рисунке 2.149. Смажьте моторным маслом шатунные болты, постепенно затяните глухие гайки 3 следующим образом.
а. Затяните все гайки моментом 15 Н·м.
b. Повторно доверните их на 45°
c. Повторите операцию b) еще раз.
Момент затяжки
Глухая гайка шатунного подшипника (a): затяните моментом 15 Н·м, доверните на 45° и 45°
Снимите крышку и определите величину зазора по сплющиванию калиброванной пластмассовой проволоки 2 в самом широком месте, используя шкалу 1 на упаковке калиброванной пластмассовой проволоки.
Если зазор превышает предельное значение, используйте новый подшипник номинального размера. После подбора нового подшипника снова проверьте зазор.
Зазор в шатунном подшипнике
Номинальное значение: 0,029–0,047 мм.
Предельное значение: 0,065 мм.
Если зазор не может быть приведен в норму установкой нового подшипника номинального размера, прошлифуйте шатунную шейку до ближайшего ремонтного размера и используйте подшипник увеличенной на 0,25 мм толщины.
ПРИМЕЧАНИЕ После проверки зазора в шатунном подшипнике проверьте деформацию шатунных болтов. |
Подбор шатунных подшипников
Рис. 2.151. Маркировка на шатуне и его крышке: A – № внутреннего диаметра нижней головки шатуна; B – метка указания веса |
Проверьте № на шатуне и его крышке, как показано на рисунке 2.151.
ПРИМЕЧАНИЕ Если подшипник находится в неудовлетворительном состоянии или зазор в подшипнике – отличается от нормы, подберите и установите новый подшипник номинального размера следующим образом. При замене по любой причине коленчатого вала или шатуна с подшипником, подберите новые подшипники номинального размера по номерам, выбитым на шатуне и его крышке и/или буквам, выбитым на щеке коленчатого вала возле 3-го цилиндра. |
Три № («1», «2» и «3») соответствуют следующим внутренним диаметрам нижней головки шатуна.
Например, № «1» указывает, что внутренний диаметр нижней головки шатуна составляет 45,000–45,006 мм.
Внутренний диаметр нижней головки шатуна
Затем проверьте диаметр шатунной шейки коленчатого вала. На щеке коленчатого вала №3 выбито четыре буквы, как показано на рисунке. Три буквы («A», «B» и «C») соответствуют следующим диаметрам шатунных шеек коленчатого вала. Например, буква «A» указывает, что соответствующий диаметр шатунной шейки коленчатого вала составляет 41,994–42,000 мм
Наружный диаметр шатунной шейки коленчатого вала
|
Рис. 2.152. Маркировка наружного диаметра шатунных шеек коленчатого вала: A – диаметр шатунной шейки коленчатого вала цилиндра №1; B – диаметр шатунной шейки коленчатого вала цилиндра №2; C – диаметр шатунной шейки коленчатого вала цилиндра №3; D – диаметр шатунной шейки коленчатого вала цилиндра №4 |
Рис. 2.153. Цветовая маркировка вкладышей шатунных подшипников: 1 – цветовая маркировка |
Существует пять видов подшипников номинального размера, отличающиеся по толщине. Для различия они имеют идентификационные метки следующих цветов в местах, показанных на рисунке 2.153.
Каждый цвет соответствует определенной толщине центральной части подшипника.
Толщины шатунных подшипников номинального размера
Таблица подбора шатунных подшипников номинального размера
Рис. 2.150. Измерение сплющенного отрезка калибровочной проволоки |
Используя шкалу 1 на упаковке с калиброванной пластмассовой проволокой 2, проверьте зазор в подшипнике для подобранного подшипника номинального размера (рис. 2.150). Если величина зазора все еще превышает предельное значение, установите подшипник увеличенной толщины и снова проверьте зазор.
3.2.2.10.2. Установка и проверка зазоров в шатунных подшипниках
3.2.2.10.2. Установка и проверка зазоров в шатунных подшипниках
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Предупреждение
Описание касается только шатунных подшипников стандартного размера. Ремонтные шатунные вкладыши на размерные группы не подразделяются.
Новые шатунные подшипники подбираются по кодам размерной группы, нанесенным на коленвале.
Коды размерных групп наносятся или на щеке коленвала рядом с шейкой 1-го цилиндра (со стороны цепи привода распредвалов), или на щеке рядом с шейкой 4-го цилиндра (со стороны маховика или ведущего диска гидротрансформатора). Код из четырех цифр указывает на размерные группы шатунных шеек коленвала, первая цифра относится к шейке 1-го цилиндра, а четвертая — к шейке 4-го цилиндра. Код из пяти цифр относится к размерным группам коренных шеек коленвала (см. подраздел 3.2.2.8.2).
Чтобы подобрать вкладыши шатунных подшипников, надо узнать размерную группу шатунной шейки коленвала для данного цилиндра, а затем по прилагаемой таблице определить нужный вкладыш, ориентируясь по цветовой маркировке, которая в виде точки наносится на боковую поверхность вкладыша.
Код на коленвале |
Цветовая маркировка размерной группы вкладыша |
0 |
черная |
1 |
коричневая |
2 |
зеленая |
Проверка зазора в шатунных подшипниках
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||||||||||||||||||||||||||
|
Установка шатунно-поршневой группы
Дальнейшее описание ведется в том предположении, что сборка будет выполняться после того как установлен коленвал в сборе со всеми коренными подшипниками и с крышками (с каркасом крышек).
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||||||||||||||||||||||
|
Проверка зазоров коленчатого вала и шатунов | Общие данные
Проверка зазоров коленчатого вала и шатунов Ford Sierra
Общие сведенияВкладыши первого коренного подшипника (со стороны привода системы газораспределения) имеют больший размер, чем вкладыши остальных подшипников, и оба имеют масляную канавку. В остальных подшипниках вкладыши со стороны блока цилиндров имеют масляную канавку, а со стороны крышки имеют гладкую поверхность. |
Проверка радиальных зазоров
Радиальный зазор в коренных и шатунных подшипниках коленчатого вала измеряется при помощи специальных измерительных стержней Plastigage из искусственного материала. Измерительный стержень, уложенный вдоль шейки (коренной или шатунной) и зажатый в подшипнике подвергается сплющиванию. Радиальный зазор в подшипнике может быть определен (на основе соответствующей шкалы на упаковке измерительных стержней) в зависимости от ширины деформированного стержня.
Условия измерения при помощи измерительных стержней Plastigage:
– шейки и вкладыши должны быть сухими и тщательно обезжирены;
– коленчатый вал не должен изменять своего положения в процессе установки и извлечения измерительных стержней;
– измерительный стержень должен быть уложен в половине вкладыша, на большем расстоянии от масляного отверстия во вкладыше или шейке вала;
– крышки подшипников должны устанавливаться вручную, а их болты должны затягиваться соответствующим моментом; нельзя наносить удары по крышкам;
– следует затягивать только крышку подшипника, в котором измеряется радиальный зазор; нельзя одновременно измерять зазоры во всех коренных подшипниках.
Порядок выполнения | ||||||||||||
|
Проврка осевого зазора
Порядок выполнения | ||||||
|
Проверка поршневых колец и зазора поршня в цилиндре
Порядок выполнения | |||
|
Видео про «Проверка зазоров коленчатого вала и шатунов» для Ford Sierra
Обзор и замеры коленвала Ford Sierra 2.0 OHC
Замер зазоров на вкладышах коленвала.Plastigauge
ПРОВЕРКА ЗАЗОРОВ ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШЕЙ
3.1.2.9.3. Монтаж и проверка зазоров в коренных подшипниках
3.1.2.9.3. Монтаж и проверка зазоров в коренных подшипниках
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Подбор вкладышей новых коренных подшипников
Предупреждение
Описание касается только коренных подшипников стандартного размера. Ремонтные вкладыши на размерные группы не подразделяются.
Новые коренные подшипники подбираются в соответствии с кодами идентификации, нанесенными на коленвал и на блок цилиндров.
На коленвале коды нанесены на щеке шейки 1-го цилиндра (со стороны крышки цепи). Код из пяти цифр относится к диаметрам коренных подшипников, — первая цифра означает код для 1-й коренной шейки коленвала, а пятая — код для 5-й шейки. |
Предупреждение
В некоторых двигателях на щеке коленвала также нанесены коды из четырех цифр, которые указывают на размерную группу шатунных подшипников (см. подраздел 3.2.2.10.2).
На блоке цилиндров размерные коды выбиты в основании со стороны маховика. |
Чтобы подобрать вкладыши коренных подшипников надо узнать размерную группу для расточки под вкладыш, выбитый на блоке цилиндров, и код размерной группы соответствующей коренной шейки, который нанесен на коленвале, а затем по прилагаемой таблице определить нужный вкладыш, ориентируясь по цветовой маркировке, которая в виде точки наносится на его боковую поверхность.
Код на коленвале |
Код на блоке цилиндров |
Маркировка коренного вкладыша |
0 |
0 |
черная |
0 |
1 |
коричневая |
0 |
2 |
зеленая |
1 |
0 |
коричневая |
1 |
1 |
зеленая |
1 |
2 |
желтая |
2 |
0 |
зеленая |
2 |
1 |
желтая |
2 |
2 |
синяя |
Проверка зазоров в коренных подшипниках
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Окончательная установка коленвала
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ВАЗ 2108 | Зазор между вкладышами шатунных подшипников и коленчатым валом
Измерение зазора между шатунной шейкой и вкладышем с помощью калиброванной проволоки
1 – калибоованная проволока; 2 – вкладыш; 3 – крышка шатуна; 4 – шкала для калиброванной проволоки |
Зазор между вкладышами и шейкой коленчатого вала можно проверять расчетом (измерив
детали) или калиброванной пластмассовой проволокой.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||
|
Номинальный монтажный зазор между вкладышами и шейками 0,036–0,086 мм. Если зазор не больше предельно допустимого при износе 0,1 мм, то можно установить эти вкладыши, не изменяя диаметр шатунных шеек.
При зазоре больше предельно допустимого при износе 0,1 мм следует заменить вкладыши ремонтными (табл. Комплекты вкладышей подшипников ремонтных размеров и ремонтные размеры шеек коленчатого вала) и прошлифовать шатунные шейки согласно данным на ремонтные размеры коленчатого вала (см. подраздел 4.8.5.3).
Если на рабочей поверхности вкладышей глубокие риски или они слишком изношены, следует заменить вкладыши новыми.
Заменять вкладыши шатунных подшипников рекомендуется одновременно с заменой
поршневых колец. Это позволит избежать повторного ремонта, а главное – улучшит
условия работы шатунных шеек коленчатого вала и значительно увеличит срок их
службы. Вкладыши коренных подшипников обычно заменяют после значительного пробега
автомобиля, двигатель которого подвергался ранее одному или двум текущим ремонтам.
Вкладыши заменяют без каких-либо подгоночных операций и только попарно, замена
одного вкладыша из пары недопустима. При установке вкладышей нужно следить,
чтобы фиксирующие выступы на стыках плотно входили в соответствующие пазы блока
цилиндра, крышек коренных подшипников, шатунов и их крышек. После замены вкладышей
шатунных или коренных подшипников в течение 1000 км пробега скорость автомобиля
не должна превышать 60 км/ч.
Зазор шеек коленвала и подшипников Рено Меган / Renault Megane 2
|
Удалите остатки масла с коренных шеек и опор блока цилиндров. |
Установите коленчатый вал и упорные полукольца коленчатого вала на 3-й опоре (канавками к щекам коленчатого вала). |
Нарежьте несколько кусочков калиброванной проволоки. |
Положите проволоку по оси коренных шеек коленчатого вала (вне зоны расположения отверстий для смазки опор). |
Установите крышки коренных подшипников коленчатого вала, расположив крышку 1 со стороны маховика. |
|
Затяните в указанном порядке требуемым моментом (25 Н·м + 47°±5°) и доверните на требуемый угол болты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала (см. Рисунок 2.149). |
Снимите крышки коренных подшипников и коленчатый вал. |
По сплющиванию калиброванной проволоки определите зазор между вкладышами и коренными шейками с помощью шкалы, нанесенной на упаковке. |
Проверьте величину зазора, которая должна составлять 0,027–0,054 мм. |
Очистите коленчатый вал и вкладыши коренных подшипников от остатков калиброванной проволоки. |
|
ФОТОРЯД — Измерение зазора в коренном подшипнике
Ил. 32.1. Для измерения масляного зазора в подшипнике необходимы следующие инструменты: динамометрический ключ, соответствующие торцовые головки и измерительная проволока Plastigage
Ил. 32.2. Измерение начинается с тщательной очистки коренной шейки вала
Ил. 32.3. На коренную шейку накладывается кусочек проволоки Plastigage
Ил. 32.4. Крышка гнезда коренного подшипника аккуратно ставится на место и болты крепления затягиваются с моментом затяжки, соответствующим техническим тпеборанмям
Ил. 32.5. Полностью затянув в соответствии с техническими требованиями изготовителя болты крепления крышки подшипника, их откручивают и аккуратно снимают крышку
Ил. 32.6. С помощью шкалы, нанесенной на упаковку Plastigage, определяется масляный зазор в коренном подшипнике путем сравнения ширины сплющенного участка проволоки Plastigage со шкалой. В показанном примере она почти равна ширине зеленой полоски шкалы, соответствующей зазору 0,001 дюйма. Чем шире сплющенный участок полоски Plastigage, тем меньше масляный зазор
Ил. 32.7. После сравнения ширины сплющенного участка проволоки Plastigage со шкалой необходимо тщательно очистить поверхность шейки вала, полностью удалив налипший на нее материал Plastigage. Для полного удаления остатков Plastigage часто приходится соскребать его ногтями
Ил. 32.8. После измерения масляных зазоров во всех подшипниках крышки коренных подшипников ставятся на место. На этот раз перед их установкой на поверхность шеек коленчатого вала наносится специальная смазка, применяемая при сборке подшипников
Ил. 32.9. После установки крышек коренных подшипников на место болты крепления затягиваются с моментом затяжки, соответствующим техническим требованиям
Влияние величины зазора подшипника на работу двигателя
Зазор подшипника определяется как разность между наружным диаметром коленчатого вала и внутренним диаметром установленного подшипника.
Зазор подшипника определяется как разность между наружным диаметром коленчатого вала и внутренним диаметром установленного подшипника (Рисунок 1).
[Рис. 1] |
ЗАЗОР : C = Di + ΔD — 2w — dw
ДОПУСК : Доп. C = Доп. Di + 2 x Доп. w + Доп. dw
Факторы, влияющие на зазор подшипника
Зазор подшипника зависит от трех факторов: размерного допуска компонента, износа подшипника за время эксплуатации и свойств материалов, из которых изготовлен компонент.
Материалы, из которых изготавливают коленчатый вал, подшипники и картер имеют разные коэффициенты теплового расширения, что может значительно сказаться на зазоре подшипника при высоких и низких температурах. Обычно тугая посадка подшипника приводит к незначительному расширению посадочного гнезда.
Размер и допуски зазора подшипника
Допуск зазора подшипника определяется суммой допусков отдельных частей. Типичные значения допусков в случае с двигателем легкового автомобиля составляют 19 микрон для посадочного гнезда, 19 микрон для диаметра коленчатого вала и 10 микрон для толщины стенки подшипника. На легковых автомобилях также допускается минимальный зазор в 20 микрон для шатунного подшипника и в 25 микрон для коренного подшипника.
Таким образом, получаем зазор от 20 до 78 микрон для шатунного подшипника и от 25 до 83 микрон для коренного подшипника. На Рисунке 2 приведено сравнение минимального зазора шатунного подшипника легкового автомобиля с человеческим волосом. Это подтверждает тот факт, что даже мельчайшие частицы грязи, попавшие в подшипник двигателя, могут вызвать его повреждение.
[Рис. 2] |
Влияние зазора подшипника на работу двигателя
Величина зазора подшипника довольно сильно влияет на работу двигателя. Минимальный зазор обеспечивает хорошую прилегаемость между подшипником и шейкой коленчатого вала. Такая прилегаемость является результатом износа материала в некоторых частях подшипника порядка нескольких микрон. Этот процесс приводит к снижению локального напряжения на слое скольжения, лучшей амортизации ударных нагрузок и снижению износа. Меньший зазор также снижает шумы двигателя. Недостаток маленького зазора заключается в том, что через меньший смазочный зазор проходит меньшее количество масла, т.е. подшипник охлаждается хуже, чем при большем зазоре.
Для улучшения охлаждения подшипников применяется больший зазор. В качестве примера можно привести двигатели спортивных автомобилей, использование большего зазора на которых значительно сокращает срок их эксплуатации. Не стоит и говорить о том, что после каждой гонки двигатели спортивных автомобилей перебирают полностью.
Влияние температуры масла на зазор подшипника
Если картер двигателя и вал изготовлены из одного и того же материала, то по мере роста температуры масла компоненты расширяются равномерно. В этом случае при повышении температуры масла зазор подшипника остается неизменным.
Однако в том случае, если картер изготовлен из алюминия, а вал из стали, ситуация меняется (Рисунок 3). При повышении температуры алюминий расширяется больше стали, поэтому в данном случае с ростом температуры зазор увеличивается. Более того, снижается и тугая посадка. Такое явление можно компенсировать за счет увеличения припуска на длину вкладыша, который необходимо учитывать еще на этапе разработки двигателя.
При крайне низких температурах зазор может уменьшиться даже до нуля, что сделает невозможным запуск двигателя.
[Рис. 3] |
По материалам компании Federal-Mogul