Какой клапан смонтирован в расточке корпуса насоса и для чего он нужен – Методические указания для организации самостоятельной работы Рабочая тетрадь МДК 01.02. «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей»

21. Устройство составных частей смазочной системы

Масляный насос. Шестеренчатый насос создает циркуляцию масла в смазочной системе двигателя. Он установлен обычно на блок — картере или на крышке коренного подшипника коленчатого вала.

Насосы смазочной системы выполняют двухсекционными (рис. 41, а) и односекционными (рис.41, б). Двухсекционный насос имеет две секции:

Рис. 41(36). Масляный насос: а — двухсекционный, б — односекционный, в — предпусковой; 1 — ведущая шестерня радиаторной секции, 2 — проставка, 3 — ведущий вал, 4 — ведущая шестерня основной секции, 5 — ведомая шестерня основной секции, 6 — корпус, 7 — нагнетательный канал, 8 — сетка, 9 — маслоприемник, 10 — редукционный клапан, 11 — регулировочный винт, 12 — выходное отверстие, 13 — впускное отверстие, 14 — крышка, 15 — корпус, 16 — шестерня привода насоса

основную и радиаторную. Секции разделены между собой проставкой 2. Каждая секция работает независимо от другой как односекционный насос.

Односекционный насос состоит из маслоприемника 9, корпуса 6, крышки и

двух шестерен. В корпусе насоса выполнены два цилиндрических колодца для установки шестерен. Ведущая шестерня 4 насоса крепится шпонкой на валу, который опирается на втулки, запрессованные в корпусе и крышке насоса. Ведомая шестерня 5, находясь в зацеплении с ведущей, свободно вращается на пальце, запрессованном в корпусе. Вращаясь в разные стороны, шестерни зубьями перегоняют масло от входного канала корпуса к нагнетательному 7.

В корпусе насоса есть прилив, в расточке которого смонтирован редукционный клапан 10. Последний предотвращает чрезмерное повышение давления, которое создается масляным насосом при пуске холодного двигателя, т. е. когда масло имеет большую вязкость. С помощью регулировочного винта 11 можно изменить силу давления пружины клапана.

Привод масляного насоса осуществляется у тракторных двигателей от коленчатого вала через приводную шестерню, а у автомобильных — от шестерни, выполненной заодно с распределительным валом.

Для подачи масла в смазочную систему во время запуска пускового двигателя некоторые тракторные двигатели имеют предпусковой насос (рис. 41, в). Шестерня 16 привода предпускового насоса находится в постоянном зацеплении с шестерней пускового двигателя. Поэтому после его запуска шестерни предпускового насоса забирают масло через заборную трубку из поддона картера и подают через обратный клапан в масляную магистраль. После запуска основного двигателя давление в масляной магистрали повышается и срабатывает обратный клапан, перекрывая поступление масла из блок — картера в предпусковой насос.

Масляный радиатор охлаждает масло в летнее время. Он представляет собой неразборный узел, состоящий из ряда стальных трубок овального сечения и двух бачков: нижнего и верхнего. Для увеличения поверхности охлаждения на каждой трубке навита спираль из тонкой стальной ленты. У масляных радиаторов некоторых двигателей трубки радиатора проходят через охлаждающие пластины, бачки разделены перегородками. К бачкам приварены штуцера, к которым монтируют маслоподводящую и маслоотводящую трубки и ушки для крепления радиатора. Масляный радиатор установлен впереди водяного радиатора. У двигателей с воздушным охлаждением масляный радиатор выполнен из единой многократно изогнутой трубки с навитой на нее ленточной спиралью. Масло, двигаясь по трубкам радиатора, обдуваемого снаружи воздухом, охлаждается при полностью открытых жалюзи или шторки на 10 — 12°С.

Масляный фильтр. Для очистки от механических примесей масла, циркулирующего в системе двигателя, служит масляный фильтр. У большинства современных автотракторных двигателей в качестве фильтра применяют центробежный очиститель (реактивную центрифугу).

В центрифугах (рис. 42, а) масло очищается под действием центробежных сил, возникающих при вращении ротора.

Основные части центрифуги — ротор 1 и ось 3, которая нижней частью ввернута в корпус фильтра. Масло в центрифуге очищается следующим образом. Из масляного насоса оно под давлением поступает через продольное и радиальное отверстия оси и центрирующей колонки внутрь ротора 1. Из ротора масло подходит через трубки к калиброванным отверстиям — жиклерам (форсункам) 6 и вытекает из них с большой скоростью. Отталкивающее действие (реакция) вытекающих струй масла вызывает вращение ротора в обратную сторону. Масло, вытекающее из ротора в корпус фильтра, сливается в картер двигателя.

При нормальном давлении масла ротор вращается с частотой около 630 рад/с (6000 об/мин). При быстром вращении ротора тяжелые примеси, содержащиеся в масле, под действием центробежной силы отбрасываются к стенкам ротора и оседают на них в виде плотного смолистого слоя.

На двигателях последних выпусков применяется полнопоточная масляная центрифуга. Особенность ее состоит в том, что все масло очищается в роторе

Рис. 42(37). Схема работы центрифуги: а — реактивной, б — полнопоточной активно — реактивной; 1 — ротор, 2 — механические примеси, 3 — ось, 4 — маслозаборная трубка, 5 — малоподводящий канал, 6 — жиклер (форсунка), 7 — корпус ротора, 8 — насадок, 9 — пустотелая ось, 10 — маслоотводящая трубка, 11 — корпус фильтра; А, Б — каналы, В — кольцевая полость

реактивной центрифуги. В отличие от рассмотренной центрифуги в пустотелую ось 9 ротора вставлена маслоотводящая трубка 10, имеющая выход к масляной магистрали.

Во время работы двигателя масло от насоса поступает через каналы корпуса фильтра в кольцевой зазор между осью и трубкой, попадая затем через радиальные отверстия оси и корпуса внутрь ротора. В нем поток очищенного масла разделяется. Часть масла (около 20%) идет на привод ротора во вращение и стекает через жиклеры 6 в картер. Основная же часть масла по верхнему ряду радиальных отверстий в корпусе ротора и его оси поступает в маслоотводящую трубку 10 и далее в масляную магистраль.

В роторе полнопоточной центрифуги маслозаборные трубки отсутствуют.

В некоторых двигателях применена активно-реактивная центрифуга. В отличие от реактивной активно-реактивная центрифуга не имеет жиклеров (форсунок). Струи масла, под действием которых вращается ротор, не сливаются в поддон, а поступают для смазывания трущихся деталей двигателя. К оси 9 неподвижно прикреплен насадок 8, имеющий каналы А, касательные к его окружности. В верхней части корпуса 7 ротора выполнены касательно расположенные каналы Б.

Неочищенное масло под давлением 0,6 — 0,7 МПа от масляного насоса поступает через кольцевую полость В (между осью и трубкой) в каналы А. Вытекая из этих каналов под давлением, струи масла, направленные касательно к стенкам колонки ротора, образуют активный момент, который заставляет ротор вращаться в направлении движения струи, как показано на рис. 42 стрелкой. Механические примеси, содержащиеся в масле, под действием центробежных сил отлагаются на внутренних стенках вращающегося ротора в виде смолистого слоя.

Очищенное масло с большой скоростью выбрасывается через тангенциально расположенные каналы Б в верхней части ротора и через радиальные отверстия поступает в канал неподвижной оси и далее в масляную магистраль. При этом возникает реактивная сила, которая тоже вращает ротор. Таким образом, вращение ротора центрифуги происходит за счет суммарной энергии двух потоков масла: активного действия струй при поступлении в ротор по каналам А и реактивного действия — при выходе из ротора по каналам Б.

В центробежных масляных фильтрах (рис. 43) ротор состоит из корпуса 16 и стакана 17. Площадь верхнего днища ротора больше площади нижнего, поскольку диаметр верхней шейки оси меньше диаметра нижней. Общая сила давления масла, направленная вверх, больше силы, действующей на нижнее днище ротора. Вследствие этого при работе двигателя ротор всплывает и разгружает опорный торец. При увеличении давления в роторе больше нормального он перемещается еще выше. От перемещения вверх ротор удерживается упорной шайбой 18, а от перемещения вниз — буртом оси 13. Осевой разбег 0,3—1,5 мм.

В корпусе фильтра установлены три клапана: перепускной 12, сливной 8 и радиаторный 4.

Перепускной клапан поддерживает давление масла в роторе. Если давление масла при входе в ротор повышается до 0,65 МПа (при густом масле или загрязненном роторе), клапан открывается, и неочищенное масло стекает в картер двигателя. У некоторых двигателей перепускной клапан при открытии пропускает масло в масляную магистраль, минуя центрифугу. Перепускной клапан регулируют на давление 0,65—0,70 МПа регулировочным винтом 10.

Радиаторный клапан служит для перепуска холодного масла, которое, минуя масляный радиатор, поступает в масляные каналы двигателя. Открытие клапана должно происходить при разности давлений 0,06—0,07 МПа. Радиаторный клапан не регулируют.

Сливной клапан 8 предназначен для слива излишков очищенного масла в картер при повышении давления в масляных каналах двигателя. Клапан регулируют регулировочным винтом 10 до нормального давления масла в смазочной системе.

Рис. 43(38). Полнопоточный масляный фильтр: 1 — маслоотводящая трубка, 2 — трубка охлажденного в радиаторе масла, 3 — трубка отвода горячего масла, 4 — радиаторный клапан, 5, 6 — клапаны отвода очищенного неохлажденного и охлажденного масла в магистраль, 7 — канал подвода неочищенного масла в фильтр, 8 — сливной клапан, 9 — полость слива масла в картер двигателя, 10 — регулировочные винты клапанов, 11 — корпус фильтра, 12 — перепускной клапан, 13 — пустотелая ось, 14 — крышка, 15 — насадок (завихритель масла), 16 — корпус ротора, 17 — стакан, 18 — упорная шайба, 19 — колпак

Масляные фильтры некоторых двигателей снабжены вместо радиаторного клапана краном-переключателем, с помощью которого масляный радиатор в зимнее время отключают.

Самостоятельная работа «Система смазки двигателя»

Самостоятельная работа 10

Тема: Система смазки двигателя

  1. Для чего необходима смазочная система двигателя? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Какая система смазки будет называться «комбинированная»? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. Перечислите детали двигателя, которые будут смазываться:

Под давлением ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Разбрызгиванием

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Перечислите основные узлы системы смазки двигателя

hello_html_m50885fd8.jpg

1.________________________________________________________________________

2.________________________________________________________________________

3.________________________________________________________________________

4.________________________________________________________________________

5.________________________________________________________________________

  1. Куда удаляются картерные газы при закрытой вентиляции картера? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Напишите схему работы системы смазки ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. Как называется узел системы смазки, указанный на рисунке? Напишите его назначение и устройство.

hello_html_5906ceb5.png

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какой клапан смонтирован в расточке корпуса насоса и для чего он нужен? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Для чего нужен перепускной клапан в насосе и на какое давление он отрегулирован? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. Как называется узел системы смазки, указанный на рисунке? Напишите его назначение и устройство.

hello_html_m4e63a417.png

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Из каких основных частей состоит фильтр со сменным фильтрующим элементом?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечислите функции моторного масла: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Решение ситуационного задания по теме система смазки двигателя

После остановки двигателя масляная центрифуга системы смазки двигателя КамАз-740 вращается 50 секунд. Назовите причины и способы устранения данной неисправности.

Ответ:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Решить тестовое задание

1. Когда рекомендуется проверять уровень масла в картере двигателя?

а) сразу после пуска двигателя

б) при работе двигателя под нагрузкой

в) через несколько минут после остановки двигателя

2. Может ли в системе смазки устанавливаться радиатор?

а) нет, устанавливается только в системе охлаждения

б) может, на автомобилях, работающих в тяжелых условиях

в) устанавливается на всех автомобильных двигателях

3. Какие из указанных причин приводят к понижению давления масла в системе смазки?

а) увеличение зазоров в подшипниках коленвала

б) увеличение зазоров между гильзой и поршнем

в) не герметичность клапанов ГРМ

4. Как проверяется работоспособность центробежного фильтра очистки масла в условиях эксплуатации?

a) По количеству отложений в колпаке ротора

б) сигнализатором аварийного давления масла

в) по шуму ротора после остановки двигателя

5. Какие из перечисленных деталей на современных двигателях смазываются под давлением?

а) коренные и шатунные подшипники коленвала, гильзы цилиндров

б) подшипники распределительного вала, оси коромысел, зубья распределительных шестерен

в) коренные и шатунные подшипники коленвала, подшипники распредвала, оси коромысел

6. Как ограничивается максимальное давление масла в системе смазки?

а) изменением числа оборотов шестерен насоса

б) редукционным клапаном

в) изменением уровня масла в поддоне

7. Как приводится в действие масляный центробежный очиститель(центрифуга)?

а) реактивными силами струи масла из сопла ротора

б) клиноременной передачей

в) шестеренчатым приводом

8. Какая система обеспечивает удаление из поддона двигателя паров топлива, конденсата, и отработавших газов?

а) декомпрессионная система

б) система вентиляции картера

в) система грязеуловителей

Эталон ответа

1

2

3

4

5

6

7

8

Ответ

в

в

а

в

в

б

а

б

Решете ситуационное задания .

После остановки двигателя масляная центрифуга системы смазки двигателя КамАз-740 вращается 50 секунд. Назовите причины и способы устранения данной неисправности.

Ответ:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Расшифруйте марки масел

10W40____________________________________________________________

5W30_____________________________________________________________

М-8В1_______________________________________________________________________________________________

М-10ДМ___________________________________________________________

Ответить на вопросы.

Какие детали двигателя смазываются под давлением?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Назовите составные части смазочной системы?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Объясните назначения паровоздушного клапана?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кривошипно- шатунный механизм — Мегаобучалка

1.Вставьте пропушенные слова:

Кривошипно- шатунный механизм преобразует возвратно-поступательное движение ________________ во вращение _____________.

2.Перечислите подвижные детали КШМ: ____________________________

Неподвижные детали КШМ : ____________________________

 

3. К каким деталям КШМ относятся эти детали и подпишите название каждой

 

Эти детали КШМ относятся к __________________________ ________________группе.

4. Сколько головок цилиндров устанавливается на автомобиле ЗИЛ-508?___________

5. Какую вентиляцию картера имеют большинство автомобильных двигателей?

_______

6. Какие гильзы называют «мокрыми»? ____________________________

7. Как называется эта деталь КШМ, напишите его назначение и устройство.

______________

8. Для чего в днище поршня дизельного двигателя делают выемку? ____________________________

9. Что изображено на рисунке, где они устанавливаются и как называются

____________________________

 

10. Как называется эта деталь КШМ, напишите ее устройство и назначение

 

__________

11. Сколько шатунов устанавливается на шатунной шейке V- образного двигателя? ______________

12. Напишите назначение и устройство коленчатого вала

_______________

13. Для чего к шейкам коленчатого вала прикрепляются противовесы? ____________________________

14. В виде чего изготавливаются коренные и шатунные подшипники и из какого материала они изготовлены? ________________________

15. Вставьте пропущенные слова:

Маховик служит для равномерного вращения _

и преодоления двигателем___________________ нагрузок при трогании с места и во время работы. Маховик представляет собой _ .

16. Зачем на ободе маховика напрессован стальной зубчатый венец? __________

 

 

Газораспределительный механизм

1.Напишите назначение газораспределительного механизма ____________

2.Что такое фаза газораспределения? _

3.Перечислите устройство ГРМ

4. Напишите передаточные детали ГРМ двигателя ЗМЗ-53 _

5. Закончите предложение:

Распределительный вал предназначен для своевременного__________________.

6. Какие детали изготовлены заодно с распредвалом? ______________________

7. Где устанавливается приводная шестерня распредвала и из какого материала она изготавливается?_____________________________



8. Почему диаметр распределительной шестерни коленчатого вала меньше шестерни распредвала? _

Система охлаждения

1. Для чего служит система охлаждения? ________

2. Система охлаждения бывает двух видов:

1.______

2.______

3. Какая должна быть температура охлаждающей жидкости для нормальной работы

двигателя?_____________________________

4.Какие узлы и агрегаты включает в себя жидкостная система охлаждения? ____________

5. По какому кругу циркулирует жидкость на этом рисунке?

__

6.Какой узел системы охлаждения служит для ускорения прогрева холодного двигателя и автоматического регулирования его теплового режима в заданных пределах? __________________________

7. Что изображено на рисунке? Напишите назначение и устройство этого узла.

________________________

8.Напишите назначение и устройство радиатора системы охлаждения ________________________

9. Из какого материала изготовлены баки и сердцевина радиатора? ___________

10. Как называется этот узел системы охлаждения? Напишите его устройство и работу.

.

11. Для чего в крышке радиатора устанавливают паровоздушный клапан? _______________________________

12. Где устанавливаются датчики указателя температуры охлаждающей жидкости? _____________________

13. Для чего на некоторых автомобилях устанавливают предпусковые подогреватели? _____________________

14. Какие три положения имеет переключатель предпускового подогревателя? ___________________\

15. Опишите схему работы предпускового подогревателя

________________________

Смазочная система

1. Для чего необходима смазочная система двигателя? ____________

2. Какая система смазки будет называться «комбинированная»? _______________________________

3. Перечислите детали двигателя, которые будут смазываться:

под давлением ____________

разбрызгиванием

_________________________

4. Перечислите основные узлы системы смазки двигателя

 

1.________

2.________

3.________

4.________

5.________

5.Куда удаляются картерные газы при закрытой вентиляции картера? ________________________

6.Напишите схему работы системы смазки ____________________

7.Как называется узел системы смазки, указанный на рисунке? Напишите его назначение и устройство.

______

8.Какой клапан смонтирован в расточке корпуса насоса и для чего он нужен? ________________________

9.Для чего нужен перепускной клапан в насосе и на какое давление он отрегулирован? ________________________

10.Как называется узел системы смазки, указанный на рисунке? Напишите его назначение и устройство.

________________

Из каких основных частей состоит фильтр со сменным фильтрующим элементом?_____________

Перечислите функции моторного масла: __________

 

Кривошипно- шатунный механизм

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 5Следующая ⇒

1.Вставьте пропушенные слова:

Кривошипно- шатунный механизм преобразует возвратно-поступательное движение ________________ во вращение _____________________________________________.

2.Перечислите подвижные детали КШМ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Неподвижные детали КШМ : ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. К каким деталям КШМ относятся эти детали и подпишите название каждой

 

Эти детали КШМ относятся к __________________________ ________________группе.

4. Сколько головок цилиндров устанавливается на автомобиле ЗИЛ-508?___________

5. Какую вентиляцию картера имеют большинство автомобильных двигателей?

_______________________________________________________________________

6. Какие гильзы называют «мокрыми»? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Как называется эта деталь КШМ, напишите его назначение и устройство.

______________________________________________________________________________

8. Для чего в днище поршня дизельного двигателя делают выемку? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Что изображено на рисунке, где они устанавливаются и как называются

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

10. Как называется эта деталь КШМ, напишите ее устройство и назначение

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Сколько шатунов устанавливается на шатунной шейке V- образного двигателя? ______________________________________________________________________________

12. Напишите назначение и устройство коленчатого вала

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Для чего к шейкам коленчатого вала прикрепляются противовесы? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. В виде чего изготавливаются коренные и шатунные подшипники и из какого материала они изготовлены? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Вставьте пропущенные слова:

Маховик служит для равномерного вращения _________________________________

и преодоления двигателем___________________ нагрузок при трогании с места и во время работы. Маховик представляет собой _________________________________ .

16. Зачем на ободе маховика напрессован стальной зубчатый венец? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Газораспределительный механизм

1.Напишите назначение газораспределительного механизма ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Что такое фаза газораспределения? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Перечислите устройство ГРМ

4. Напишите передаточные детали ГРМ двигателя ЗМЗ-53 _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Закончите предложение:

Распределительный вал предназначен для своевременного__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

6. Какие детали изготовлены заодно с распредвалом? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Где устанавливается приводная шестерня распредвала и из какого материала она изготавливается?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Почему диаметр распределительной шестерни коленчатого вала меньше шестерни распредвала? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Система охлаждения

1. Для чего служит система охлаждения? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Система охлаждения бывает двух видов:

1.______________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________

3. Какая должна быть температура охлаждающей жидкости для нормальной работы

двигателя?_____________________________________________________________

4.Какие узлы и агрегаты включает в себя жидкостная система охлаждения? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. По какому кругу циркулирует жидкость на этом рисунке?

__________________________________________________________________

6.Какой узел системы охлаждения служит для ускорения прогрева холодного двигателя и автоматического регулирования его теплового режима в заданных пределах? __________________________________________________________

7. Что изображено на рисунке? Напишите назначение и устройство этого узла.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Напишите назначение и устройство радиатора системы охлаждения ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Из какого материала изготовлены баки и сердцевина радиатора? ___________________________________________________________________________

10. Как называется этот узел системы охлаждения? Напишите его устройство и работу.

.

11. Для чего в крышке радиатора устанавливают паровоздушный клапан? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Где устанавливаются датчики указателя температуры охлаждающей жидкости? _____________________________________________________________________________________

13. Для чего на некоторых автомобилях устанавливают предпусковые подогреватели? _____________________________________________________________________________________

14. Какие три положения имеет переключатель предпускового подогревателя? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________\

15. Опишите схему работы предпускового подогревателя

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Смазочная система

1. Для чего необходима смазочная система двигателя? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какая система смазки будет называться «комбинированная»? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Перечислите детали двигателя, которые будут смазываться:

под давлением ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

разбрызгиванием

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Перечислите основные узлы системы смазки двигателя

 

1.________________________________________________________________________

2.________________________________________________________________________

3.________________________________________________________________________

4.________________________________________________________________________

5.________________________________________________________________________

5.Куда удаляются картерные газы при закрытой вентиляции картера? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Напишите схему работы системы смазки ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Как называется узел системы смазки, указанный на рисунке? Напишите его назначение и устройство.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Какой клапан смонтирован в расточке корпуса насоса и для чего он нужен? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.Для чего нужен перепускной клапан в насосе и на какое давление он отрегулирован? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10.Как называется узел системы смазки, указанный на рисунке? Напишите его назначение и устройство.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Из каких основных частей состоит фильтр со сменным фильтрующим элементом?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Перечислите функции моторного масла: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 




Назначение, устройство и работа приборов системы смазки

Маслоприемник 11 предназначен для забора масла из поддона двигателя. Он имеет металлическую сетку, которая задерживает крупные частицы металла, нагара и других примесей. Маслоприемник размещен в поддоне так, что он забирает наименее загрязненное масло из верхних слоев (частицы металла, нагара и другие примеси находятся в нижних слоях масла и осаждаются на дне поддона). С этой же целью в некоторых двигателях маслоприемник делается плавающим.

Рис. Схема работы шестеренчатого масляного насоса: 1 — корпус насоса; 2 — нагнетательная полость; 3 — ведомая шестерня; 4 — ведущая шестерня; 5 — редукционный клапан; 6 — пружина клапана; 7 — впускная полость

Масляный насос служит для подачи масла к трущимся деталям двигателя под давлением. В автомобильных двигателях обычно применяются шестеренчатые масляные насосы, принцип действия которых состоит в следующем. Шестерни насоса, вращаясь в противоположные стороны, своими зубьями захватывают масло из впускной полости 7, сообщенной с маслоприемником. Заключенное между впадинами зубьев и корпусом масло переносится в нагнетательную полость 2. Когда зубья входят в зацепление, масло выдавливается из впадин и накапливается в нагнетательной полости, создавая в ней давление, под действием которого масло поступает к трущимся деталям двигателя.

В чугунном корпусе 4 масляного насоса размещены ведущая 2 и ведомая 3 шестерни.

Ведущая шестерня жестко связана с валом 5. На противоположном конце вала закреплена шестерня 6 привода насоса.

Ведомая шестерня насоса свободно вращается на оси 8, установленной в корпусе. Обе шестерни плотно прилегают к стенкам корпуса насоса.

Масляный насос приводится в действие распределительным или коленчатым валом.

Рис. Масляный насос: 1 — крышка насоса; 2 — ведущая шестерня; 3 — ведомая шестерня; 4 — корпус насоса; 5 — вал привода насоса; 6 — шестерня привода насоса; 7 и 9 — прокладки; 9 — ось ведомой шестерни; 10 — редукционный клапан; 11 — пружина клапана; 12 — регулировочная пробка

Давление в системе смазки зависит от количества масла, подаваемого насосом в магистраль, вязкости масла и изношенности деталей двигателя. При малом давлении в системе смазки количество подаваемого масла к трущимся деталям будет недостаточно. Инструкциями по эксплуатации автомобилей особо оговаривается минимально допустимое давление масла, при котором двигатель может нормально работать.

Чрезмерное давление может вызвать повреждение приборов системы смазки. Для предупреждения чрезмерного давления служит редукционный клапан, который ограничивает давление в системе смазки.

Редукционный клапан устанавливается в корпусе масляного насоса или в масляной магистрали. Работает он следующим образом. При нормальном давлении в системе смазки клапан (шарик) 5 под действием пружины 6 закрывает перепускное отверстие, соединяющее нагнетательную 2 и впускную 7 полости масляного насоса. Натяжение пружины клапана регулируется пробкой 12.

Рис. Фильтр грубой очистки масла: 1 — пробка сливного отверстия; 2 — отстойник; 3 — стержень очистительных пластин; 4 — корпус фильтра; 5 — перепускной клапан; 6 — пружина; 7 — корпус клапана; в — гайка; 9 — центральный стержень; 10 — гайка сальника; 11 — сальник; 12 — рукоятка; 13 — фильтрующая стальная пластина; 14 — промежуточная звездочка; 15 — очистительная пластина; 16 — прокладка; 17— стержень

Если давление в масляной магистрали повысилось и стало выше нормального, клапан .под действием давления, образовавшегося в нагнетательной полости 2, смещается влево, сжимая пружину, и открывает (перепускное отверстие. При этом в магистраль поступает только часть масла, а остальное масло по соединительному каналу перетекает из нагнетательной полости во впускную. Как только давление в масляной магистрали станет нормальным, клапан под действием пружины перекроет перепускное отверстие.

Масляные фильтры служат для тщательной очистки масла от механических примесей, не задержанных сеткой маслоприемника насоса.

На двигателях устанавливаются два масляных фильтра: фильтр грубой очистки, который присоединяется к системе смазки последовательно (через него проходит все масло, нагнетаемое насосом), и фильтр тонкой очистки, который присоединяется к системе смазки параллельно (через него проходит только небольшая часть масла).

Фильтр грубой очистки состоит из корпуса, колпака (отстойника) с пробкой и фильтрующего элемента. Фильтрующие элементы бывают пластинчатого или сетчатого типа.

Фильтрующий пластинчатый элемент состоит из стальных пластин 13 и промежуточных звездочек 14, собранных на центральном стержне 9. Между пластинами, разделенными звездочками, образуются зазоры (щели), через которые проходит масло.

Рис. Масляный фильтр грубой очистки двигателя ЯАЗ-М-206Б: 1 — прокладка стержня колпака; 2 — стержень колпака; 3 — колпак; 4 — наружный фильтрующий элемент; 5 — внутренний фильтрующий элемент; 6 — резиновое уплотнительное кольцо; 7 — корпус фильтра; 8 — прокладка болта корпуса; 9 — болт корпуса; 10 — пробка сливного отверстия

Все частицы, размер которых больше зазора между пластинами, задерживаются в зазорах между пластинами или остаются на наружной поверхности фильтрующего элемента и оседают в отстойнике, откуда они периодически удаляются через сливное отверстие. Фильтр очищается поворотом рукоятки 12. При этом поворачивается центральный стержень, а вместе. с ним и фильтрующий элемент. Очистительные пластины 15, входящие в зазоры между пластинами 13, неподвижны и при повороте фильтрующего элемента очищают наружную его поверхность и зазоры между пластинами 13.

Устройство фильтра с сетчатыми фильтрующими элементами показано на рисунке.

Масло входит через верхний канал в корпус 7 фильтра и затем под давлением проходит через очень мелкую сетку фильтрующих элементов 4 и 5. Очищенное масло через канал в центральной части корпуса уходит в масляную магистраль, как показано на рисунке стрелками.

Рис. Фильтр тонкой очистки: 1 — крышка корпуса фильтра; 2 — калиброванное отверстие; 3 — корпус фильтра; 4 — центральная трубка; 5 — прокладка; 6 — картонная пластина; 7 — перепускное отверстие; 8 — пробка сливного отверстия; 9 — втулка; 10 — пружина; 11 — грязевой отсек

Примеси, размер частиц которых больше ячеек сетки, задерживаются сеткой и оседают в колпаке 3, откуда они удаляются через отверстие, закрываемое пробкой 10. Часть примесей осаждается на поверхности фильтрующих элементов, вследствие чего сетки со временем засоряются и фильтр перестает работать. Поэтому фильтры такого типа должны периодически разбираться для очистки и промывки фильтрующих элементов.

В системе смазки предусмотрен перепускной клапан 5, который при засорении фильтра грубой очистки позволяет непрофильтрованному маслу проходить в магистраль, минуя фильтр.

Фильтр тонкой очистки состоит из корпуса 3, крышки 1 корпуса и фильтрующего элемента, который помещен на центральной трубке 4.

Фильтрующий элемент собран из картонных пластин 6 и прокладок 5. В прокладках сделаны грязевые отсеки 11, а в перемычках между отсеками — радиальные каналы.

На пластинах 6 сделано по наружной окружности пять вырезов, глубина которых немного больше ширины кольцевой поверхности прокладок 5. Образующиеся таким образом между прокладками и пластинами узкие щели служат для прохода масла в грязевые отсеки.

Фильтрующий элемент с обеих сторон закрыт стальными крышками и стянут скобами.

Фильтрация масла происходит следующим образом. Масло из главной магистрали поступает в фильтр через входную трубку и заполняет его корпус. Часть примесей, находящихся в масле, осаждается при этом на дно корпуса.

Находясь под давлением, масло через щели, образованные вырезами в пластинах 6, проходит в грязевые отсеки, а из отсеков через зазоры между пластинами и прокладками — в радиальные каналы в перемычках. Так как зазоры между пластинами и перемычками прокладок очень малы, то почти все примеси остаются в грязевых отсеках и в радиальные каналы поступает очищенное масло. Из радиальных каналов масло проходит в кольцевой зазор между элементом и центральной трубкой и затем через отверстие 2 и трубку стекает в картер. Фильтрующие элементы со временем засоряются и их необходимо периодически заменять.

Рис. Фильтр тонкой очистки двигателя ЯАЗ-М-206Б: 1 — пробка сливного отверстия; 2 — центральная трубка; 3 — калиброванное отверстие; 4 — крышка; 5 — пружина; 6 — гайка крышки; 7 — прокладка; 8 — фильтрующий элемент; 9 — корпус

На рисунке изображен фильтр, фильтрующий элемент 8 которого сформован из минеральной шерсти на стальном каркасе. Элемент устанавливается в корпус 9 и прижимается пружиной 5 к буртику центральной трубки 2.

Масло из главной магистрали поступает через входной штуцер во внутреннюю полость корпуса фильтра. Находясь под давлением, масло проходит через фильтрующий элемент.

Очищенное масло попадает через калиброванное отверстие 3 в центральную трубку 2 и стекает в картер.

В случае засорения фильтрующий элемент заменяется новым.

В последнее время в отечественной автомобильной промышленности стали широко применяться вместо фильтра тонкой очистки более совершенные фильтры центробежной очистки масла.

Фильтр центробежной очистки масла состоит из ротора 6, который, опираясь на шарикоподшипник 14, может свободно вращаться на оси 1, закрепленной в корпусе 15 фильтра. На ротор фильтра надет и закреплен фасонной гайкой 11 колпак 7.

Соединения колпака и ротора уплотнены резиновыми уплотнителем 5 и прокладкой 10. Снаружи все детали фильтра закрыты съемным кожухом 8.

Работает фильтр следующим образом. Масло из магистрали двигателя проходит, как показано на рисунке стрелками, через сверления в оси ротора и самом роторе, заполняет полость колпака и через фильтрующую сетку 9 и вертикальные каналы ротора поступает к двум жиклерам 2, через которые оно с силой выбрасывается в полость корпуса фильтра и по его стенкам стекает в картер двигателя.

Под действием реактивного момента струй масла, выбрасываемого под давлением из жиклеров, ротор вместе с колпаком и сопряженными с ним деталями приводится во вращение со скоростью порядка 5000—6000 об/мин.

Рис. Фильтр центробежной очистки масла двигателя автомобиля Урал-375: 1 — ось ротора: 2 — жиклер; 3 — поддон: 4 и 10 — прокладки; 5 — уплотнитель; 6 — ротор; 7 — колпак; 8 — кожух; 9 — фильтрующая сетка; 11 — гайка крепления колпака; 12 — гайка крепления ротора; 13 — барашек; 14 — шарикоподшипник; 15 — корпус фильтра

Под действием центробежных сил находящиеся во вращающемся вместе с ротором и колпаком масле механические примеси как более тяжелые, чем масло, отбрасываются к стенкам колпака 7, на которых и оседают, образуя плотный осадок. Очищенное таким образом масло далее выбрасывается через жиклеры ротора фильтра, освобождая место в полости колпака для поступления следующей порции неочищенного масла. Следует отметить, что процесс очистки масла в таком фильтре идет при работающем двигателе непрерывно и характеризуется очень высокой степенью очистки масла.

Накапливающийся на внутренних стенках колпака 7 осадок из механических примесей периодически удаляется при промывке колпака и фильтрующей сетки в бензине при техническом обслуживании автомобиля.

Масляный радиатор. Во время работы двигателя масло нагревается, становится менее вязким и легче выжимается из зазоров между трущимися поверхностями. Чтобы не допустить возникновения полусухого трения, необходимо охлаждать масло, поддерживая его температуру в определенных пределах. Масло частично охлаждается в поддоне двигателя, однако для современных многооборотных двигателей естественное охлаждение масла в поддоне недостаточно, приходится применять специальные масляные радиаторы.

Рис. Установка масляного радиатора на автомобиле ГАЗ-63: 1 — масляный радиатор; 2 — радиатор системы охлаждения двигателя; 3 — кран включения масляного радиатора

Обычно применяются трубчатые масляные радиаторы, которые устанавливаются перед водяным радиатором. Масляный радиатор 1 подключается к масляной магистрали параллельно, поэтому через него проходит только часть масла, нагнетаемого насосом в магистраль. Включается масляный радиатор краном 3 при работе автомобиля в тяжелых дорожных условиях и летом при температуре окружающего воздуха выше 20° С.

На рисунке показан масляный радиатор двигателя ЯАЗ-М-206Б, включенный в систему охлаждения.

Радиатор состоит из корпуса 6, секций 2, омываемых охлаждающей жидкостью системы охлаждения двигателя, и крышки 1. Масло, проходя внутри секций, охлаждается или нагревается в зависимости от температуры охлаждающей жидкости системы охлаждения.

Контрольные приборы системы смазки служат для контроля за уровнем и давлением масла.

Переполнение поддона картера маслом приводит к чрезмерному нагарообразованию в камерах сжатия цилиндров, недостаток масла — к нарушению смазки трущихся деталей двигателя. Уровень масла проверяется маслоизмерительным стержнем, вставляемым в картер через специальное отверстие. На нижнем конце стержня нанесены метки верхнего, нижнего и промежуточных уровней масла. Нормальный уровень масла должен находиться около верхней метки. Если уровень масла находится ниже нижней метки, запускать двигатель нельзя.

Рис. Масляный радиатор двигателя ЯАЗ-М-206В: 1 — крышка; 2 — секция; 3 — выходное водяное отверстие; 4 — паронитовые прокладки; 5 — входной масляный канал; 6 — корпус; 7 — выходной масляный канал; 8 — входное водяное отверстие

Давление масла в системе смазки двигателя контролируется по манометру или по электрическому указателю давления, расположенным на щитке приборов. Стрелки этих приборов указывают давление масла в кг/см2.

На двигателе ЯАЗ-М-206Б для контроля за давлением масла, кроме манометра, используется также сигнальная лампочка, которая загорается, если давление в системе смазки падает ниже допустимого.

Для чего нужен и как монтируется обратный клапан для насоса?

Обратный клапан для воды для насоса – устройство, которое необходимо для того, чтобы не выпускать назад ту жидкость, которая уже закачана в систему.

Технические характеристики

Чтобы выбрать обратный клапан для погружного насоса, нужно разобраться в технических характеристиках самого устройства. Все они приведены в соответствующей документации. Например:

Технические характеристики

Технические характеристики.

  1. Пропускная способность в гидравлическом расчете для клапана. Обозначается буквами Kvs. Показатель отображает, сколько воды (с температурой среды +20 °С) может пройти через устройство при условии, что он максимально открыт, до того момента, пока давление на него не снизится на 1 бар.
  2. Номинальный диаметр конструкции (обозначается как Ду или DN). Этот показатель измеряется в миллиметрах. Он введен для унификации размеров фитингов с диаметром трубопровода. Они регламентированы ГОСТами, но в проектной документации должны быть отражены требуемые параметры.
  3. Показатель номинального давления PN. Его необходимо знать, чтобы понять, при каких условиях будет работать устройство.

Кроме перечисленных параметров, важную роль играют показатель пробного давления (он отражает тот уровень, для которого произведены соответствующие испытания для данной модели), а также показатель рабочего давления. Последний отражает уровень, при котором запорная аппаратура будет работать с максимальной надежностью.

Независимо от показателей, обратный клапан как элемент запорной аппаратуры должен справляться со всеми возложенными на него задачами, включая регулирование расхода воды, обеспечение заданного давления, контроль уровня потока жидкости.

Исполнение

Обратные клапаны делают из разных материалов – в традиционных вариантах это чугун, бронза, никелевый или стальной сплав, а также используются каучук, тефлон, графит и т.д. Устройства бывают с резьбовым или фланцевым типом соединения, хотя для них допускается и сварочный способ. Такая запорная арматура может различаться и размерами.

Принцип работы

Обратные элементы используются в разных сферах. Но принцип работы будет одинаковым, так же, как и особенности конструкции, которая всегда включает такие элементы, как корпус, оснащенный затвором или заслонкой, шток (его называют шпинделем), седло, крышку, головку, маховик.

Принцип работы

Принцип работы.

Клапаны стандартно оснащены автоматическим или механическим блоком для перемещения штока. Поток жидкости (или газа) попадает со стороны всасывающего устройства в корпус, после чего шток, оснащенный уплотнительной головкой, установленной на сальнике, перемещает заслонку в закрытое положение. Входное отверстие перекрывается.

Виды и классификация

Все имеющиеся на рынке элементы можно разделить на несколько групп. Например, в зависимости от того, где будут ставить обратный клапан, выделяют следующие виды:

  1. Донные приборы, которые предотвращают обратное движение закачанной из источника воды при условии, что насосное оборудование выключено. Это позволяет создать условия для работы насосной станции без необходимости постоянного наполнения водой насосного оборудования перед каждым запуском.
  2. Трубопроводные, которые подразделяются на створчатые и осевые. Они выполняют 1 задачу – позволяют избежать падения рабочего давления в системе.

Существуют и другие классификации подобных элементов для водяного насоса. Например, донные типы бывают пружинными и створчатыми. В 1 случае запирающий механизм представляет собой диск, который может смещаться вдоль корпуса при сокращении пружины (происходит под напором воды). Во 2 случае клапаны оснащаются поперечными створками, которые под напором воды раскрываются.

Обзор обратных клапанов для насосов

Когда устанавливается насос в колодец или скважину, обратный клапан является незаменимым элементом. Он подбирается к необходимой модели насоса (например, для “Водолея” или Grundfos).

Но важна не только его совместимость, но и особенности конструкции. Наибольшей популярностью пользуются пружинные обратные клапаны, полностью или частично выполненные из латуни. Они прочны и долговечны.

Обратные клапаны для насосов

Обратные клапаны для насосов.

Часто владельцы участков, которые самостоятельно монтируют систему водоснабжения, хотят знать, в чем заключается отличие дренажных элементов от пружинных. Такие модели позволяют упростить монтажные работы и дальнейшее техобслуживание системы, повысить ее надежность.

Внешнее отличие таких устройств состоит в наличии на корпусе 2 патрубков, 1 из которых и играет роль дренирующего элемента.

Существуют и пружинные клапаны с корпусом из полипропилена. Их стандартно устанавливают на трубы, тоже изготовленные из полипропилена, но по своим эксплуатационным характеристикам они немного уступают латунным.

Обратный клапан для погружного насоса

Обратные клапаны для погружных насосов выполняют ту же функцию, что и для поверхностных, то есть предотвращение тока воды в трубопроводе в обратном направлении.

Они бывают разных видов – например, с откидным механизмом, где затвор на шарнирах крепят над седлом, или с подъемным механизмом, когда заслонка поднимается вверх под давлением водяного потока. Заслонки делают из металла или полимеров.

Установка обратного клапана

В большинстве случаев монтаж такого устройства можно выполнить самостоятельно. Для этого нужно только следовать руководству и технической документации насосной станции. Там будет описан и сам алгоритм установки, и указаны оптимальные места. Главное перед началом монтажных работ убедиться в том, что на устройстве нет сколов.

Нюансы монтажа обратного клапана

Запорная арматура должна устанавливаться вертикально, в зависимости от условий. Например, при небольшой глубине бурения скважины до 8 м арматура устанавливается сверху, иначе контролировать сток воды будет тяжело.

Монтаж обратного клапана

Монтаж обратного клапана.

Если речь идет об относительно неглубокой скважине и расстояние до дома невелико, то достаточно установить 1 обратный клапан.

При большом расстоянии их часто монтируют несколько. 1 – на выходе из насоса, 2 – там, где устраивают вход системы в дом или у гидроаккумулятора либо блока автоматики.

Самодельный обратный клапан

Теоретически обратный клапан можно собрать своими руками. Для этого придется приобрести целый ряд деталей, включая муфту (важно, чтобы резьбовое соединение было наружным), тройник (у него должно быть внутреннее соединение соответствующей резьбы), пружину такого размера, чтобы она в тройник входила свободно. Дополнительно понадобится металлический шарик, диаметр которого на 2-3 мм меньше внутреннего размера тройника.

Последний можно брать стандартный, изготовленный из стального или латунного сплава. Этот тройник играет роль корпуса клапана, на него устанавливают муфту, а с 2 стороны – упомянутый шарик и пружину, а затем заглушку. Для этого необходимо приобрести пробку с резьбой и ФУМ-ленту.

Важно, чтобы степень сжатия пружины была правильно отрегулирована и не мешала свободному току воды, а при снижении напора обеспечивала закрытие выхода.

Гидромоторы. Распределительные устройства

Опубликовано admin Сен 4, 2012 в Доводочные станки

Гидромоторы. Гидромоторы служат для создания вращательного движения за счет энергии масла, подаваемого под определенным давлением. В доводочных станках чаще всего используют шестеренные и лопастные гидромоторы. Они отличаются от аналогичных насосов более тщательным изготовлением деталей, уменьшением зазоров в подшипниковых узлах и специальными разгрузочными канавками (у первых) и подпружиненными лопатками (у вторых). При работе насоса электроэнергия затрачивается на повышение потенциальной энергии рабочей жидкости, а при работе гидромотора эта энергия расходуется на вращение его вала и связанного и ним механизма.

Регулирующая аппаратура. Назначение данной аппаратуры — поддерживать определенное давление в системе, предохранять ее от перегрузок, отводить лишнее количество масла, регулировать расход и т п.

Одним из элементов гидроаппаратуры является напорный клапан. В расточке корпуса установлен золотник, Пружиной он прижимается к крышке и занимает такое положение, при котором камеры разобщены. Масло поступает в камеру, откуда через отверстия в камеру. Рабочая площадь золотника со стороны камеры больше, чем рядом с камерой, поэтому давлением масла золотник перемещается вверх до уравновешивания силы пружиной. При возрастании давления в системе золотник поднимается вверх до соединения полости с полостью, откуда часть масла поступает на слив, что снижает давление в системе до заданной величины.

При больших расходах и высоких давлениях масла применяют предохранительные клапаны с переливным золотником. В расточке корпуса установлен золотник, над которым расположен шариковый предохранительный клапан. Шарик пружиной прижимается к седлу. Масло подводится в камеру и через отверстие в камеру, далее через отверстия в камеру и через отверстия в камеру. Золотник, прижимается вниз пружиной. При повышении давления в камере шарик поднимается, и масло из камеры через каналы поступает на слив. В результате давление в камере резко падает. Так как отверстие малого диаметра создает значительное гидравлическое сопротивление, давление в камере ниже, чем в камерах, а поэтому золотник поднимается вверх, соединяя камеры и открывая путь маслу на слив. Таким образом, на пиковые перегрузки реагирует шариковый клапан, а излишки масла сбрасывает золотник. После снижения давления пружина возвращает золотник, а пружиной шарик закрывает отверстие из камеры.

Если при определенном давлении масла в общей системе, какой-то механизм должен работать при пониженном давлении, его подключение выполняют через редукционный клапан. Таким образом подключается, например, механизм разжима брусков хона в вертикально-хонинговальном станке мод. ЗН84. Профиль кромки золотника здесь выполнен таким, что при перемещении золотника вверх, плавно меняет проходное кольцевое сечение между полостями. При этом, чем меньше площадь проходного сечения, тем больше падение давления масла при прохождении его из полости в полость. Через отверстия масло подается под кольцевой и нижний торцы золотника, а через отверстие в камеру. При повышении давления масла в камере оно увеличивается и в камерах. Шарик отжимается, давление в камере понижается, а золотник поднимается вверх, уменьшая проходное сечение и снижая тем самым давление масла в полости. Редукционный клапан поддерживает постоянное давление на выходе при повышении и понижении давления на входе.

Если при достижении определенного давления требуется отключить какой-либо механизм (например, электродвигатель насоса), применяют реле давления. В корпусе на оси установлен рычаг. Пружина, упирающаяся в торец винта, через шайбу прижимает рычаг к опорной шайбе, которая опирается на резиновую мембрану, закрепленную в крышке. Если давление масла в полости превысит величину, определенную настройкой силы пружины, то мембрана прогнется и, сжав пружину, повернет рычаг. При этом конец винта действует на микропереключатель и размыкает контакт. Реле давления монтируют в корпусе с крышкой.

Для изменения скорости движения исполнительных механизмов требуется менять количество подаваемого масла, для чего применяют дроссели. Их устанавливают на нагнетательных трубопроводах перед цилиндром. По конструкции различают щелевые, игольчатые, диафрагмные и другие дроссели. В расточке корпуса смонтирована пробка, имеющая щель. Масло из отверстия проходит через поперечные отверстия во внутреннюю полость дросселя и через щель выходит в отверстие и затем через отверстие на выход. Увеличение или уменьшение проходного сечения щели достигается поворотом пробки, который отмечается лимбом.

Дроссели различного конструктивного исполнения широко применяют в суперфинишных, хонинговальных и ряде других видов станков для отделочной обработки поверхностей.

Распределительная аппаратура. Распределительная аппаратура предназначена для направления потоков масла в различные участки гидросистемы. Одним из простых устройств для пропуска масла только в одном направлении является обратный клапан. В расточке корпуса смонтирован клапан, прижимаемый к седлу пружиной. Масло из отверстия, преодолев усилие пружины, поступает в отверстие. Движение масла в обратном на­правлении невозможно, так как оно своим давлением прижимает дополнительно клапан к седлу.

Более сложное распределение потоков масла осуществляется с помощью многопозиционных распределителей с ручным» механическим, гидравлическим или электрическим управлением.

Распределитель с ручным управлением. В корпусе выполнено сквозное отверстие с кольцевыми расточками и каналами для перемещения масла. Золотник устанавливают в определенное положение рукояткой, которая с ним соединена шарнирно с помощью ушка, а с корпусом распределителя — серьгой. В передней крышке установлено манжетное уплотнение, предотвращающее утечку масла по золотнику. В задней крышке размещен шариковый фиксатор. Подача масла под давлением осуществляется через канал, слив — через канал. Масло из полости фиксатора сливается через канал. Ручные распределители широко применяются в системах управления гидроприводом доводочных станков.

Аналогичные функции выполняет и распределитель с электромагнитным управлением. Расположенный в корпусе золотник закрыт с двух сторон крышками со специальными фланцами, на которых закреплены электромагниты. Нейтральное (среднее) положение золотник занимает (при выключенных электромагнитах) под воздействием пружин. Уплотнение осуществляется манжетами. Такие распределители позволяют осуществлять дистанционное управление гидроприводом.

Распределительные устройства с гидравлическим управлением выполняют чаще всего в виде гидропанелей, объединяющих функции управления с распределением.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о