Как пользоваться шайбовым тахографом: Таходиск (тахошайба) в аналоговом тахографе? Как с ними правильно работать? — ООО «СТАВИНТЕХ» – Как правильно заполнить шайбу тахографа вручную

Содержание

Как пользоваться Аналоговым тахографом — Тахограф EFAS официальный сайт дистрибьютора в России

Аналоговый тахограф, бортовой самописец производящий запись параметров движения ТС и режимов труда и отдыха водителей на Диаграммный Диск (Тахошайба). 

Для начала пользования Аналоговым тахографом необходимо изучить инструкцию по эксплуатации тахографа.

 

Аналоговые тахографы формата «спидометр» имеют одинаковый функционал, различия могут быть лишь во внешнем виде прибора, обусловленные зависимостью размера и формы от приборной панели конкретного транспортного средства. От круглых тахографов, до квадратных.

 

  

Ознакомимся с каждой функцией отдельно.

Для начала изучим наглядно, ниже представлено изображение передней панели аналогового тахографа на котором хорошо видно расположение индикаций и функций управления аналогового тахографа.

  • Шкала скорости, отвечает за скоростные показатели транспортного средства и является его индикатором скорости.
  • Часы текущего времени, время относительно которого ведется запись на Тахошайбу. Смещение времени влияет на правильность записи данных на Тахошайбе, будьте внимательны следите за правильностью показываемого времени.
  • Индикация наличия Диаграммного диска (Тахошайбы), показывает наличие или отсутствие, либо неисправность диаграммного диска. Индикатор загорается, в случае если шайба не установлена, отсутствует либо испорчена.
  • Индикация превышения скоростного режима, индикатор загорается при превышении транспортным средством установленного, при настройке тахографа, ограничения скорости, так же при превышении скорости запись видеться и на Тахошайбу. Что может быть выявлено при провидении проверки инспектором ДПС.
  • Индикация режимов работы водителей, графические пиктограммы, служащие изображением различных режимов труда и отдыха водителей, для переключения на данные режимы тахографа
  • Переключатель режимов работы, данный переключатель предназначен водителям ТС, для переключения в определенный момент соответствующих режимов их деятельности.
  • Одометр, общий пробег транспортного средства, необходимые показания, в том числе для заполнения тахошайбы, в начале и конце рабочей смены.

Описание графических индикаторов режимов работы водителя:

  • Режим отдых
  • Режим Работа
  • Режим Вождение
  • Режим другая работа(режим нахождения на рабочем месте, в кабине для второго водителя).

Порядок действий при пользовании Аналоговым тахографом.

1) В начале рабочей смены, водитель ОБЯЗАН заполнить Диаграммный диск (Тахошайбу) правила заполнения

2) После чего тахошайба вставляется в тахограф, Для вставления шайбы в тахограф необходимо открыть крышку лицевой части панели аналогового тахографа и вложить тахошайбу согласно пазам, далее закрыть крышку панели.

3) Выставляется Режим работа «пиктограмма Два молоточка» (начало трудовой деятельности)

4) Начинается движение ТС, тахограф автоматически переключается в Режим вождение  «пиктограмма Руль»  (начало вождения), обратите внимание ручка переключения режимов остается в режиме работа   при движении переключения не допустимы.

5) Останавливаясь на отдых, водитель должен в ручную переключить ручку с режима работа   в режим отдых   «пиктограмма Кроватка» начало отдыха, после чего выходит из транспортного средства для осуществления отдыха.

6) Вернувшись, водитель переключает ручку положения режимов, с режима отдых   в режим работа  и начинает движение.

В случае если управление ТС осуществляют два водителя:

Вставляется вторая тахошайба в тахограф (тахошайба второго водителя). Ручка положения режимов второго водителя, не управляющего ТС в данный момент, должна быть переключена в положение режима другая работа  (нахождение на рабочем месте) «пиктограмма Квадратик, перечеркнутый по диагонали» (нахождения на рабочем месте).

При смене управления ТС, водители должны в обязательном порядке сменить расположение тахошайб в тахографе, переключив ручки положения режимов, в соответствующие режимы.

Как заполнять тахо шайбу ( Видео инструкция )

При работе Аналогового тахографа используются соответствующие Диаграммные диски, так называемые Тахошайбы.

Информация отображаемая на поверхности данного диска, является характеристикой движения транспортного средства, скорость ТС, пройденный путь, периоды остановки и движения ТС.

     

Внимание автовладельцам!!! Правильное заполнение и хранение тахошайбы является обязательным условием эксплуатации аналогового тахографа.

Заполнение диаграмного диска тахографа (тахошайбы)

  1. Указание фамилии водителя управлявшего ТС
  2. Указание начального пункта выезда ТС
  3. Указание конечного пункта приезда ТС (заполняется в конце рабочей смены)
  4. Указание дат, начало и конец рабочей смены.
  5. Указание государственного номера регистрации ТС
  6. Указание конечного значения пробега ТС 
  7. Указание  начального значения пробега ТС
  8. Указания разности пробегов, пройденного пути

Порядок заполнения

  • Заполнение делится на два этапа, заполнение в начале рабочей смены
  • Завершение заполнения в конце рабочей смены.

Этап №1 Водитель в начале рабочей смены перед тем как вставить Диаграмный диск в тахограф заполняет поля:

  • ФИО:  Егоров В.А.
  • Место отправления транспортного средства:  Москва
  • Дата начала рабочей смены:  03.06.2013
  • Гос. Номер транспортного средства:  М307ВУ199
  • Показания одометра на начало рабочей смены: 10520, обратите внимание показания вписываются в среднее поле. Это сделано для удобства вычисления общего пройденного пути в конце рабочей смены.

Далее Водитель начинает движение согласно графику режима труда и отдыха водителя.

Этап №2 После окончания рабочей смены Водитель извлекает Диаграмный диск из тахографа и заполняет оставшиеся поля:

  • Место прибытия транспортного средства:  Владимир
  • Дата конца рабочей смены:  03.06.2013
  • Показания одометра на конец рабочей смены: 10706
  • Общий пройденный путь за рабочую смену: 186

Заполненная шайба должна хранится в кабине водителя 28 дней.

Хранение Диаграмных дисков (Тахошайб)

Внимание: хранение в кабине ТС, у водителя, на протяжении 28 календарных дней используемых диаграммных дисков и предоставление инспекционным органам, согласно действующего законодательства, обязательно, включая 29 диск находящийся в тахографе.

По истечению 28-ми календарных дней, диаграммные диски необходимо хранить на предприятии либо индивидуальным предпринимателем, владельца ТС.

Срок хранения диаграммных дисков составляет 3 года, по истечению которых, диски могут быть утилизированы.

Несоблюдения указанных действий влечет наложения денежных штрафов, в соответствии с действующим законодательством, в части статьи о предоставлении данных о работе тахографа.

Проверка на маршруте сотрудниками инспекционных органов

При проверке транспортного средства инспектор в праве потребовать от водителя диск тахографа находящегося в тахографе, а так же диски за последние 28 дней. После проверки инспектор обязан поставить свой личный штамп на дисках тахографа.

В случае отсутствия у инспектора штампа, водитель вправе отказать инспектору в предоставлении 29-го диска, находящегося в тахографе т.к. любое изъятие диска на маршруте является грубейшим нарушением и приравнивается к манипуляции. 

Правила езды по тахографу — как правильно пользоваться цифровым тахографом

Практически каждый водитель знает, как пользоваться тахографом. Бортовой самописец выполняет ряд полезных функций, включая запись параметров движения транспорта, а так же фиксацию соблюдения режимов труда и отдыха водителей.

Полученные данные записываются на карту водителя и в память цифрового тахографа. В 2013 году вступил в силу закон по которому все транспортные средства массой свыше 3,5 тонн, осуществляющие коммерческие перевозки должны быть оснащены устройствами по контролю режима труда и отдыха водителей, а для невозможности корректировки данных в состав такого устройства необходим блок криптографической защиты информации СКЗИ.

Назначение и функционал

 

Тахограф с блоком СКЗИ Атол Drive 5

 

Езда по тахографу является средством защиты участников дорожного движения от возможных ДТП с участием грузового транспорта. Устройство контролирует средние и максимальные скорости, а так же время, когда водитель должен быть сменен.

Поэтому использование тахографов в России получило такое распространение, особенно на коммерческих машинах, перевозящих габаритные и опасные грузы. Работа водителя по тахографу может быть проверена. Данные техники имеют высокий уровень защиты, они не поддаются корректировке, благодаря наличию блока СКЗИ.

Движение по тахографу решает следующие задачи:

 

  • существенное повышение безопасности;
  • увеличение ресурсов шин, двигателя, тормозных систем;
  • возможность несанкционированной поездки полностью исключается;
  • возможность объективно оценить профессиональные качества водителя;
  • свободные перевозки в зарубежные страны;
  • правовая защита водителя.

Правила езды по тахографу - как правильно пользоваться цифровым тахографом

Режим работы дальнобойщика по тахографу полностью себя оправдывает.

Статистика за 10 лет приводит следующие факты:

 

  • транспорт с тахографом попадает в ДТП на 24% реже;
  • ДТП с летальным исходом снизились на 58%;
  • межаварийный интервал увеличился в 3 раза.

Принцип работы:

 

Внешний вид устройства напоминает обычную магнитолу. В основе каждой модели лежат:

 

  1. печатающее устройство;
  2. экран;
  3. приёмник карт для тахографа.

 

 

устройство цифрового тахографа

 

В зависимости от технических характеристик тахографа, его составляющие могут дополняться. Основной поток информации устройство берет из закодированного датчика, который находится на коробке передач. Дополнительным источником получения данных о скорости движения является ГЛОНАСС/GPS приемник. Если транспортное средство движется, основными сведениями будет скорость и пробег. Все данные передаются на карту водителя и в память цифрового тахографа.

 

Калибровка – что это и когда она нужна?

 

Правила использования тахографа подразумевает периодическую (1 раз в 2 года) калибровку устройства . Основной целью процедуры является выставление коэффициентов таким образом, чтобы данные со спидометра соответствовали информации на экране тахографа.

Калибровка цифрового тахографа

В каких случаях проводится калибровка цифрового тахографа:

 

  1. во время первой установки устройства в автомобиль;
  2. при отображении на часах транспорта погрешности измерения;
  3. при выполнении ремонтных работ и замены комплекта резины;
  4. при повреждении пломбы техники;
  5. спустя 3 года после последней калибровки.

 

 

Тахограф: режим труда и отдыха

 

режим труда и отдыха тахограф

 

Трудовые режимы тахографа не должны превышать 9 часов работы водителя. Время вождения может быть увеличено два раза за неделю до 10 часов. Общее количество рабочих часов за 2 недели не должно быть более 90 часов.

После того, как водитель управляет автомобилем 4,5 часа ему необходимо сделать перерыв на 45 минут. Водитель может устраивать несколько перерывов на протяжении 4, 5 часов работы, однако их совокупное время не должно превышать 45 минут.

Водитель, знающий как пользоваться тахографом, должен соблюдать режим сна не менее 11 часов в сутки. Водитель может сократить время сна до 9 часов трижды в неделю при условии, что ему будет оказана соответствующая компенсация.

Периодическое обязательное техническое обслуживание и регламентные работы

режим труда и отдыха тахограф

 

Как выгрузить данные с тахографа?

 

режим труда и отдыха тахограф

Пользование устройством – инструкция:

 

 

  1. в устройство вставляется индивидуальная карта водителя;
  2. после установки карты заполняется графа о том, в каком режиме только что находился водитель;
  3. начало движения транспортного средства;
  4. в случае остановки транспорта, водителю необходимо проверить текущий режим устройства;
  5. после того, как смена водителя подошла к концу, он должен быть подменён напарником.

 

Для печати данных водителю необходимо зайти в главное меню кнопкой «Ок». Функция «Печать» расположена в вверху списка. Далее нужно выбрать по каким данным осуществлять печать: по данным авто или по карте водителя. Более детальная информация о том, как пользоваться тахографом, представлена на видео


Вконтакте

Facebook

Twitter

Как пользоваться тахографом: инструкция, видео

Многие водители уже знают как пользоваться тахографом, но, относительно недавно введенное новшество вызывает у новичков некоторые вопросы относительно функций этого устройства. Объясним ряд возможностей бортового самописца.

Тахограф записывает все параметры во время движения транспортного средства, режим труда, отдыха и фиксирует их на чип-карту, а по прибытию на предприятие оператор считывает эту информацию. Полученные данные с карточки фиксируются также и в цифровой памяти прибора.

В начале 2013 года утвержден закон об использовании тахографов на предприятиях при осуществлении коммерческих перевозок на автомобилях и автобусах массой более 3,5 т.

Чтобы исключить самовольную корректировку показаний, тахограф должен быть оснащен блоком криптографической защиты электронной информации СКЗИ.

Функционал тахографов

Прибор состоит и трех основных блоков:

  • приемника карт
  • печатающего устройства
  • экрана (или дисплея).

Кроме того, устройство может дополнятся и другими составляющими в зависимости от его технических характеристик. Основной диапазон информации поступает на карту устройства от закодированного датчика, установленного на коробке передач. Поступают также и данные о скорости движения ТС; роль датчика здесь выполняет приемник ГЛОНАСС/GPS. Записывается на карточку также информация скорость/пробег.

Инструкция при работе с тахографом:

Обратим внимание: чтобы знать как правильно пользоваться цифровым тахографом, а также аналоговым, руководство предприятия проводит минимальный ликбез и выдает водителю инструкцию. Для этого достаточно знать ключевые правила. Приступая к работе и в ее процессе водитель выполняет следующие действия:

  • вставляет личную карту (именную) в слот прибора чипом вверх, обязательно до щелчка
  • вводит PIN-код, после чего на экране высвечивается приветствие, а затем имя и фамилия водителя
  • напарник вставляет свою карту во второй слот и делает такие же действия
  • устанавливают дату и время
  • вводит пункт отправки и название предприятия.

На электронном дисплее тахографа может появиться сообщение-вопрос с соответствующими иконками — чем был занят водитель с момента извлечения карты. В этом случае водителю нужно выбрать «Ремонтные работы» или «Отдых».

При начале движения начинается фиксация данных, обозначенная пиктограммой «Руль». Это происходит автоматически в приборе с шайбой и включенным режимом. Если водитель остановился, тогда, также в автоматическом режиме, отображается значок «Остановка», при выключении зажигания видна пиктограмма «Кровать», что означает отдых.

Инспектор может проверить транспорт и справиться о режиме работы и отдыха. Водитель предъявляет ему табличку с параметрами настроек: это шильдик в виде наклейки. Для удобства ее прикрепляют к боковому водительскому стеклу.

На табличке указаны:

  • VIN-код
  • типоразмер шин
  • адрес мастерской.

Инспектор может проверить пломбы и распечатку показаний. Чтобы не задерживать рейс, он может также сбросить данные себе на внешний накопитель. Для определения корректности работы прибора, водитель предоставляет инспектору распечатку по запросу «Ошибки и происшествия».

Режим труда водителя

Каждый отдельный трудовой режим тахографа должен быть не более 9 ч. т.е одной смены водителя. При необходимости, два раза в неделю, время нахождения водителя за рулем может быть увеличено до 10 ч. За период 2 недели общее количество рабочего времени не должно превышать 90 ч.

После 4,5 часов управления автомобилем необходим перерыв на протяжении 45 минут. Можно делать несколько перерывов в течение 4,5 часов, которые в совокупности составят 45 минут.

Должен соблюдаться режим сна не менее одиннадцати часов в течение суток. Допускается сокращение времени сна до 9 ч. три раза в неделю с условием, что водителю будет предоставлена соответствующая компенсация от предприятия.

Такой режим работы полностью себя оправдал. Вот факты, взятые из официальной статистики за 10 лет:

  • автомобили, оборудованные тахографом, реже попадают в ДТП на 24%
  • происшествия с летальным исходом уменьшились на 58%
  • интервал между ДТП повысился в три раза.

Выгода довольно существенна и в других аспектах при использовании тахографа:

  • исключены несанкционированное использование транспортного средства
  • объективность оценки профессиональных качеств водителя
  • перевозки за рубеж стали более свободными
  • обеспечена правовая защита водителя

Применяя тахограф водитель тем самым продлевает ресурс ходовых качеств своего автомобиля (шин, двигателя, тормозной системы). А правильное его использование повышает производительность труда и безопасность.

Для получения подробной информации смотрите другие разделы сайта или задайте вопрос на форуме.


Как пользоваться аналоговым и цифровым тахографами

Главная » Статьи » Как пользоваться аналоговым и цифровым тахографами?

Законодательные акты, которые обязывали всех водителей коммерческих большегрузов устанавливать бортовые самописцы на свои транспортные средства, менялись регулярно и постепенно пришли к тому виду, который мы имеем сейчас.

  • 1 апреля 2014 года постановлено, что данное устройство обязано быть на автомобилях, которые занимаются перевозками опасных грузов.

  • 1 июля было добавлено, что машины, которые перевозят пассажиров обязаны установить бортовой самописец.

  • 1 сентября этим требованиям должны были подчиниться большегрузы от 12 до 15 тонн.

  • А через год после первого постановления – 1 апреля 2015 года было принято заключительное решение по тахографам. Отныне все автомобили весом от 3,5 тонн, которые занимаются коммерческими перевозками грузов или пассажиров (при условии, что их маршрут составляет более 50 км), обязаны быть оснащены прибором, который  контролирует режим работы водителя, передвижение автомашины и помогает предотвращать аварийные ситуации на дороге.

Как правильно пользоваться водителю цифровым тахографом с блоком СКЗИ

Если вы зайдете на сайт Росавтотранса, то увидите весь список моделей устройств, которые можно установить на автомобили по закону. Заметим, что особых различий между ними нет, какой бы прибор не был вмонтирован в ваше авто, от других он отличается только аппаратной частью – GPS, ГЛОНАСС, СКЗИ.

Первые инструкции, о том как пользоваться тахографом, водители получают еще перед началом эксплуатации самописца, их им дают сотрудники фирм-производителей.

 

Как пользоваться аналоговым тахографом с шайбой?

Сначала следует вставить специальную пластиковую карту в первый слот, в появившееся поле вбить секретный ПИН-код. Затем надо ввести свои ФИО, на дисплее появится приветствие. Если водителей несколько, то напарник, как правило, вставляет свою карту во второй слот. Последней вводится текущая дата и название места назначения.

Устройство может попытаться узнать, что делал водитель с того момента, когда извлек карточку. В этом случае придется выбрать одну из иконок – ремонт или режим отдыха. Как только двигатель заведется, то на экране появится значок в виде руля – это означает, что автомобиль находится в движении, и тахограф это фиксирует.

Помните, что все действия необходимо отмечать походу, если в пути сделали остановку, то устройство автоматически переведет вас в режим «Остановка», если вы погасите двигатель, то войдете в режим «Отдых». После рабочей смены карту необходимо извлечь, сделать это можно, если нажать на клавишу Eject.

Если водители часто меняются местами, то необходимо проделать это и с их картами.

Обратите внимание, что один работник может провести за рулем не более 9 часов, однако всего 2 дня в неделю допускает увеличение рабочего дня на 60 минут. Через каждые 4,5 часа нужно останавливаться и делать перерыв не короче 45 мин.

 

Перед тем как начать работу, он обязан заполнить бумажный диск от руки и вписать туда следующее:

  • свои ФИО;

  • дату, когда он приступил к работе;

  • текущее место назначения;

  • государственные номера автомобиля;

  • зафиксированный километраж на специальном приборе.

А после того как рабочий день подошел к концу, ему будет необходимо заполнить данную информацию:

  • название конечного пункта;

  • количество пройденные километров;

  • дата и время, когда он извлек карту и закончил рабочий день.

Помните, на каждый новый рабочий день необходимо обязательно устанавливать новый диск.

Точно так же как и в цифровых моделях, здесь применимы пиктограммы, а переключатели устанавливаются с двух сторон от циферблата для обоих водителей.

Приведем некоторые из них:

  • знак «руль» – рабочий режим, когда авто находится в движении;

  • знак «кровать» – время отдыха;

  • знак «молоточки» – говорит о том что устройство находится в работе;

  • знак «перечеркнутый квадратик» – 2 водителя и один из них сейчас ведет автомобиль.

Заметим, что когда водители меняются местами, то обязательно заменять и тахошайбы.

 

Кто может проверить, правильно ли используется тахограф?

 

Только инспекторы ГАИ, которые имеют специальные карты, могут осуществлять контроль данных на бортовом самописце. Обычно они останавливают ТС и проверяют, действительно ли водителем был соблюден режим работы и отдыха.

Ему следует показать специальную табличку, на которой отображены основные настройки прибора, продемонстрировать сам тахограф, чтобы инспектор удостоверился в целостности  пломбы. Помимо этого, сотрудник ГАИ имеет полное право вставить свою карту в слот и импортировать данные себе на накопитель, проконтролировать наличие у водителя дополнительного рулона термобумаги, т.к. по закону каждый шофер обязан возить с собой несколько таких рулонов на случай, если термобумага в устройстве закончится.

Инспектор вправе запросить отдельные данные о соблюдении скоростного режима. В таком случае ему понадобится распечатка, которая отобразит все изменения. Она позволяет понять, работает ли устройство в штатном режиме или есть неполадки с прибором.

Водитель обязан уметь распечатывать любые данные. Для этого ему понадобится выбрать определенную дату на экране, затем нажать на кнопочку с надписью «Печать» и подтвердить своё действие.

Кто может заниматься ремонтом уже установленного тахографа?

Обрате внимание, что обслуживать такие устройства имеют право только специализированные автомастерские, у которых имеется разрешение. А каждый мастер данного сервиса имеет карту, позволяющую производить ремонт самописца или же калибровать его.

Узнать про тахографы еще больше:

Как пользоваться тахографом в 2020 году

Узнать, как правильно пользоваться тахографом, можно ознакомившись со статьей ниже. В ней описывается порядок использования не только цифрового, но и аналогового тахографа, поскольку использование последнего в 2020 году еще не до конца исключено.

Главные аспекты

Тахографы — аппараты для фиксации целого ряда существенных параметров движения транспортного средства. Их установка является обязательной для определенных категорий автомобилей.

Первоначальные данные

Тахограф Это бортовой аппарат для автомобилей. Его назначение состоит в том, чтобы определять ряд существенных параметров, относящихся к его движению. Это устройство служит для запоминания дистанции, которую проехало транспортное средство и времени, которую оно на это потратило. Помимо этого тахограф определяет максимальную скорость авто. Таким образом этот прибор рассчитан на то, чтобы определять, какое количество времени в течение смены ушло у водителя на работу и отдых. Это устройство отслеживает соблюдение им режима работы. По этой причине обязательна установка тахографа только на транспортные средства, которыми управляют водители, работающие в компаниях по найму, на других ТС они не обязательны. Также установлено, что данный прибор требуется только на грузовых автомобилях, которые весят свыше 3,5 тонн и на автобусах, в которых имеется с восемь и более посадочных мест для пассажиров
Аналоговый тахограф Устройство более раннего образца, которое выдает зафиксированную им информацию о поездках на диск или шайбу
Цифровой тахограф Устройство более нового образца, работающее с помощью карты, которое распечатывает информацию из памяти на бумажную ленту определенного образца
Тахограф СКЗИ Цифровой тахограф, разработанный в России и снабженный блоком защиты информации СКЗИ. Эти устройства ставятся на транспортные средства, выполняющие поездки только в пределах России, поскольку выезд ТС с тахографом СКЗИ за границу запрещен, это ограничение действует и для стран-участниц-таможенного союза
Тахограф ЕСТР Цифровой тахограф, который соответствует стандартам, принятым в Европе. Данное устройство предназначено для установки на транспортные средства, которым требуется выезжать за рубеж
Карта тахографа Карточка установленного формата, которая перед началом смены помещается в разъем цифрового тахографа, что дает этому устройству возможность опознать водителя, которому она принадлежит. Далее в ходе поездки все получаемые сведения фиксируются как на запоминающее устройство самого тахографа, так и на карту
Диаграммный диск тахографа Носитель информации, с которым работает аналоговый тахограф

Что необходимо для его работы

Для работы тахографа требуется присутствие в его составе следующих элементов:

Непосредственно бортовое устройство Которое размещается в разъеме автомагнитолы, в него помещается карта, именно через него осуществляется настройка тахографа, также оно запоминает информацию, у тахографов с блоком СКЗИ такой блок расположен именно в данном модуле
Сенсоры движения Их может быть несколько, один размещается на трансмиссии автомобиля на ее выходном валу, другие — и иных местах
Антенны навигационных систем Включая отечественную ГЛОНАСС и общемировую GPS
Проводка Посредством которой осуществляется питание различных модулей тахографа

Законодательная база

Законодательная база по использованию тахографов включает:

Правила использования тахографа в России

Основное правило использования тахографа состоит в том, что он должен быть на тех устройствах, для которых это предусмотрено законом.

При его отсутствии как водитель, так и компания, в которой он работает по найму, несут административную ответственность. При этом к отсутствию тахографа приравнивается и его ненадлежащее состояние.

Какие-либо действия по отношению к тахографу может осуществлять только мастерская, которая имеет полномочия на их совершение. Иным субъектам запрещено вносить коррективы в работу тахографа.

Этот запрет относится как к водителям, так и сотрудникам компании, эксплуатирующей транспортное средство, так и к другим мастерским помимо уполномоченных.

Не допускается использование прибора, у которого истек срок эксплуатации. Тахограф должен быть снабжен расходным материалом — бумагой для распечатки.

Указывается, что водитель должен установить один рулон внутрь принтера устройства и располагать двумя резервными в салоне.

Установлено правило, согласно которому водитель обязан предоставлять доступ к прибору сотрудникам ГИБДД, которым дается право его проверять. Он обязан выполнить для них распечатку с тахографа.

Водитель должен установить карту в начале смены, не извлекать ее на маршруте и извлечь по завершении смены. Не допускается использование карты, получившей повреждения, либо запачканной.

Что представляет собой карта водителя

Карта водителя для тахографа представляет собой пластиковую карточку. Эта карточка служит и как элемент, запускающий его работу, и как носитель информации, на который она заносится самим тахографом.

Карта тахографа для водителя строго индивидуальна. Пользоваться ею может только владелец, другому лицу ездить по карте данного лица запрещено.

Карты тахографа для тахографов ЕСТР (европейских) и СКЗИ (российских) имеют один и тот же размер (и длину, и ширину).

Отличие карт водителя СКЗИ и ЕСТР

Фото: отличие карт водителя СКЗИ и ЕСТР

В то же время установка карты одного образца в слот тахографа другого образца запрещена. Причина этого в том, что чипы двух этих носителей имеют различные принципы кодирования информации. Более того, помещение одной карты в разъем другого типа может привести к ее необратимой порче.

Наряду с картой водителя существуют аналогичные изделия, предназначенные для предприятия и мастерской.

Определенному сотруднику компании, владеющей транспортными средствами, требуется знать, как пользоваться картой предприятия для тахографа, поскольку в этом случае он сможет настроить все требуемые параметры.

Принцип пошаговой работы

Работа с тахографом, которым оснащено транспортное средство, осуществляется так, как это описано далее в двух последующих разделах.

Тахограф имеет три режима, а именно Вождение (непосредственно поездка), Работа (любые действия, которые водитель выполняет при стоящем автомобиле, данное время включено во время его труда) и Отдых (когда водитель отдыхает, продолжительность отдыха не может быть менее установленной по ТК).

В устройствах различного типа может присутствовать или отсутствовать необходимость указывать на определенный режим. Так, режим Вождение обычно определяется тахографом самостоятельно.

В то же время режим Отдых в некоторых моделях тахографов нужно обозначать самому водителю, а в других прибор также определяет его самостоятельно.

Цифровое устройство

Цифровые тахографы — это аппараты, которые в 2020 году должны быть по общему требованию установлены на транспортных средствах.

Работа с цифровым устройством начинается с того, что перед началом смены водитель помещает карту для тахографа в разъем прибора.

Если он едет с соводителем, то последний также обязан установить свою карточку во второй разъем, которые рассчитан именно на носитель сменного водителя.

Требуется убедиться, что карта действительно вставлена в разъем. Устройство может выбросить карту либо же она может остаться внутри, но не быть вставленной должным образом.

Сигналом, что она оказалась в требуемом месте, станет хорошо слышный щелчок. После этого карту для цифрового тахографа запускают в действие, набирая корректный PIN-код.

Если несколько раз указать его неточно, то результатом станет необходимость указать уже PUK-код.

При верно введенном PIN-коде на дисплее тахографа появляется приветствие с именем и фамилией данного водителя. Это указывает, что устройство его опознало.

Следом водитель заносит в память устройства сведения о том, что он делал до помещения карты в тахограф. После этого при запуске им зажигания прибор автоматически определяет режим вождение.

Затем в процессе поездки тахограф заносит как в собственную память, так и на карту всю информацию, которая имеет отношение к этом рейсу, включая не только скорость, время и расстояние, но и любые чрезвычайные события.

На этом этапе работы устройства водителю не надо ничего делать, поскольку режим фиксации данных автоматический.

Основные виды цифровых тахографов

Фото: основные виды цифровых тахографов

После того, как транспортное средство прекращает движение, и водитель выключает зажигание, возможны два варианта перехода прибора в режим Отдых.

Существуют как тахографы, у которых нужно указывать этот режим самостоятельно, так и устройства, у которых он возникает автоматически при выключении зажигания.

Далее при возобновлении движения тахограф снова переходит в режим Вождение. Если смена водителя завершена, ему требуется вынуть карту из разъема.

Если после этого вести машину должен сменный водитель, то соответственно их карты просто меняются разъемами. После использования карту необходимо хранить в течение 28 дней.

При необходимости тахограф настраивают. Эта процедура осуществляется после перехода в подменю Настройки в Главном меню.

Далее указывают нужные опции, определяет местное время, промежуток, после которого происходит автоматическое выключение дисплея, уровень подсветки, сигнал звуком и язык тахографа.

Также, установив определенный тахограф СКЗИ, как пользоваться устройством именно данной модели можно прочесть в идущей в комплекте инструкции.

К популярным цифровым моделям относятся тахографы VDO, которые могут быть снабжены блоками ЕСТР либо выполнены по стандартам СКЗИ. Также весьма распространены тахографы Штрих-М.

Аналоговое

Аналоговые тахографы в настоящее время в основном не используются. Обязанность их замены в 2020 году стала безусловной, поскольку в 2020 с ними уже нельзя ездить.

Единственное исключение — это когда автомобиль оснащен тахографом аналогового типа по стандартам ЕСТР.

Такие устройства еще разрешены, если водитель также может предъявить карточку международного автоперевозчика.

Иначе говоря, на практике абсолютный запрет действует только для аналоговых тахографов любых отечественных образцов.

Аналоговый тахограф работает с использованием диаграммных дисков (также именуемых шайбами). По этой причине работа с этим устройством требует заполнения середины этого диска в начале смены.

Основные виды аналоговых тахографов

Фото: основные виды аналоговых тахографов

В этом пространстве нанесены поля, где требуется указать определенную информацию, а именно:

  • имя и фамилию водителя;
  • населенный пункт, в котором он в настоящее время находится;
  • текущую дату и точное время начала смены;
  • регистрационный номер автомобиля;
  • начальный показатель пробега транспортного средства.

Далее диск помещается в разъем аналогового тахографа. Если в транспортном средстве наряду с водителем присутствует и соводитель, то его диск помещается в предназначенный для него разъем.

Вслед за этим настраивается само устройство, которое по виду может напоминать спидометр. Внизу этого прибора по обеим сторонам от одометра предусмотрены переключатели режимов.

Это ручки, каждая из которых служит для настройки режима одного из двух водителей. Носики этих ручек указывают на пиктограмму с одним из целого ряда режимов.

Ручка одного из водителей, того, который не собирается вести машину, должна быть повернута в направлении перечеркнутого квадрата. Это обозначает, что для него действует режим «Другая работа».

В свою очередь ручка, относящаяся к водителю, который будет управлять транспортным средством в течение следующей смены, должна перед ее началом быть направлена на скрещенные молоточки (режим Работа).

Далее при запуске транспортного средства тахограф сам переходит на фиксацию режима вождение, водителю не требуется его настраивать.

Равным образом в продолжение поездки ему не нужно осуществлять какие-либо действия по отношению к прибору.

Если же водитель, управляющий авто, выполняет остановку, то он переводит носик своей настроечной ручки в направлении пиктограммы кровати, обозначающей режим «Отдых».

Если водитель уступает место за рулем соводителю, то ручка положения режимов, относящаяся к первому водителю, перемещается так, чтобы указывать на перечеркнутый квадрат.

В то же время ручка его сменщика ставится по направлению к скрещенным молоточкам. После завершения суточной смены шайбу или шайбы извлекают из разъемов и вставляют новые.

При этом водитель должен записать в центре этого носителя данные по итогам смены, а именно:

  • пункт прибытия, где завершилась смена, и диск был извлечен из устройства;
  • время завершения смены;
  • конечный показатель пробега транспортного средства;
  • разность между начальным и конечным пробегами.

При этом для водителей, пользующихся аналоговыми тахографами, предусмотрена обязанность держать у себя сведения о поездке в течение 28 дней.

Это означает, что на руках у сотрудника должно быть в общем сложности 28 дисков и еще один, двадцать девятый, должен находиться в самом тахографе.

Видео: работа с тахографом — видеоинструкция для водителей

Алгоритм действий при распечатке

Предварительное требование для выполнения данной процедуры — присутствие термобумаги внутри самого прибора.

При распечатке информации с цифрового тахографа следует действовать нижеуказанным образом:

Войти в основное меню В большинстве моделей это делается посредством кнопок «ОК» либо Ввод
Выйти в пункт основного меню с названием «Печать» У большинства приборов этот пункт располагается ближе к верху данного меню
Внутри меню печать выбрать требуемый пункт Либо Водитель, либо Автомобиль, в первом случае тахографа распечатает сведения, относящиеся к действиям определенного водителя, во втором — сведения за определенный период
Далее указать категорию запрашиваемых сведений Среди наиболее частых следует упомянуть:
  • технические данные транспортного средства;
  • работа, выбор этой категории запускает распечатку сведений
  • соблюдении данным сотрудником нормативов труда и отдыха;
  • события и ошибки, выбор данной категории запускает распечатку особых происшествие в течение поездки, включая несоблюдение длительности смены, вождение в отсутствие карты в тахографе и отключение прибора от питания;
  • тахограмма, то есть распечатка информации о скорости
Следом водителю Нужно запустить непосредственно процесс распечатки

Оговаривается, что водитель должен иметь представление, как настроить печать той или иной нужной информации посредством выхода в соответствующий пункт меню. Ему требуется уметь заправлять в принтер рулон термобумаги.

Преимущества и нюансы приборов

Так как цифровые тахографы более современные, нежели аналоговые, а последние в 2020 в основном вытеснены из использования, речь пойдет именно о преимуществах цифровых устройств:

Данные аппараты Обладают улучшенной защитой хранящихся в них сведений от манипуляций
Они отличаются повышенной стойкостью к вибрациям Которые они способны выдерживать на протяжении сравнительно длительного времени
Они меньше страдают от механических повреждений
Кроме того, приборы показывают скорость с меньшим отклонением Нежели спидометры, вследствие этого водитель ТС, оснащенного тахометром, при попадании в ДТП может ссылаться на данные этого устройства, которые помогут ему удостоверить его невиновность

Таким образом, в 2020 году водителям в основном приходится пользоваться цифровыми тахографами.

Эти устройства считаются более современными, поэтому они вытеснили аналоговые модели, если вести речь об отечественных приборах.

В то же время водитель имеет право пользоваться и аналоговым тахографом в том случае, когда это устройство имеет сертификат ЕСТР и когда им оснащается транспортное средство, предназначенное для поездок за рубеж.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Как правильно пользоваться тахографом?

Как правильно пользоваться тахографом – вопрос актуальный для владельцев и водителей автомобилей, оборудованных данным прибором. На сегодняшний день тахограф становится обязательной составляющей любого коммерческого транспорта.

Неотъемлемой частью контрольного прибора являются:

  • Карта водителя.
  • Термолента для распечатывания данных
  • Инструкция по применению. При общем принципе работы тахографы имеют некоторые отличия, о которых следует знать.
  • Калибровочная табличка
  • Сертификат о метрологической поверке (либо штамп в паспорте устройства)

Карта водителя идентифицирует водителя при старте работы с транспортным средством. Бумага для тахографа потребуется для подведения итогов рабочей смены или распечатки данных с прибора по запросу сотрудника Госавтоинспекции. Инструкция в любой момент «подскажет» правильный набор клавиш. Калибровочная табличка визуально проинформирует о своевременности калибровки тахографа, сроке последующей. Метрологический сертификат говорит о том, что прибор является средством измерения и его данные корректны и могут учитываться при контроле режима труда и отдыха водителя.

Правила пользования тахографом

В начале смены в тахограф нужно вставить карту водителя чипированной поверхностью сверху. Затем набрать PIN-код (только для карт СКЗИ) (как в случае с любой банковской или sim-картой, предусмотрены три попытки его некорректного ввода, после чего карта блокируется). Восстановить ее может только правильный набор PUK-кода, но лучше для разблокировки обратиться в организацию, где получали карту. Такие меры уменьшают риск мошеннического использования карты в случае ее кражи или утери.

Если код введен правильно, на экране тахографа появятся приветствие и личные данные водителя. Если этого не произошло, нужно проверить карту и тахограф на неисправности. Еще одной причиной может стать неправильное размещение карты (чипом вниз).

После распознавания устройством карты водитель устанавливает режим деятельности. Большинство устройств определяют его автоматически, но следует проверить корректность разделения тахографом периода работы и отдыха. Если все настройки введены правильно, водитель может начинать смену.

Следует помнить, что работающий двигатель всегда будет значить для тахографа рабочий режим. Если водитель не выключает во время перерыва мотор, он должен самостоятельно установить на устройстве период отдыха. На экране всегда отображаются текущие настройки.

Тахограф содержит два слота для карт. Если на машине работают два водителя, у каждого из них есть своя карта, которую нужно вставить и активировать введением PIN-кода (только для карт СКЗИ). Если транспортное средство управляется одним водителем, карта вставляется в слот №1, если в машине экипаж из двух водителей, то в левый слот (№1) вставляется карта того, кто за рулем, в правый слот – того, кто едет рядом. При смене водителей для управления автомобилем карты тоже меняются местами, при этом у того, кто управляет, тахограф фиксирует режим вождения, а у второго водителя – прочие работы.

После работы карта вытаскивается. Для этого потребуется нажатие одной клавиши или нескольких в зависимости от модели тахографа.

Пренебрежение правилами использования тахографа

Правилам нужно следовать всегда, а при наличии «бортового самописца» тем более не допускать никаких вольностей на дороге. В случае аварии или нарушения ПДД сотрудник Госавтоинспекции вправе запросить данные с тахографа, на которые будут опираться при рассмотрении дела в суде.

Соблюдение режима труда и отдыха также повышает безопасность управления транспортным средством, поскольку водитель чередует периоды повышенной внимательности с расслаблением. Попытки «обмануть» тахограф приводят к тому, что водитель из-за усталости рискует попасть в аварийную ситуацию. Тахограф является незаменимым помощником в безопасных поездках по длительным маршрутам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*