из чего делают, где производят , технологии производства
Производство бензина — одна из отраслей целой нефтеперерабатывающей промышленности. Бензин используют на производствах для заправки разного оборудования, в промышленности и рядовом потреблении для генераторов электроэнергии. Главное назначение — заправка грузовых и легковых автомобилей.
Оглавление:
- Немного сухой статистики
- Кто производит бензин в России
- Из чего делают бензин
- Технология производства бензина
- Памятка автомобилисту: как определить качество топлива
Согласно данным Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса, в Российской Федерации в 2011 году производители в общем выпустили 36 400 000 тонн бензинового топлива. Последующие года, по
данным того же ГП «ЦДУ ТЭК», не отличались кардинальными изменениями объема выпуска — показатели медленно и упорно росли.
Несмотря на то, что в последние 5 лет страна не испытывает дефицита бензинового топлива, цены на него постоянно поднимаются. В период с 10 по 16 июля 2017 года Росстат зафиксировал рост стоимости в разных регионах в среднем на 0,1%. Это кажется незначительным, но за полгода повышение обогнало инфляцию. А агентство «Прайм», ссылаясь на исследование Vygon Consulting, подсчитало, что рост стоимости топлива за 2017 год превысит инфляцию в среднем на 8%.
По данным ГП «ЦДУ ТЭК», 95.3% рынка производства бензина в России принадлежит ВИНК. Аббревиатура расшифровывается как «вертикально интегрированные нефтяные компании». В их числе — всем известные бренды.
ОАО «НК «Роснефть». Фирма занимает первое место по мощностям переработки. Основной пакет акций — у АО «Роснефтегаз». В 2013 году фирма «Роснефть» стала крупнейшим на земле производителем нефти. Сейчас ОАО принадлежит 9 предприятий — рекордный показатель в Российской Федерации. В их числе — 7 НПЗ: Куйбышевский, Саратовский, Ачинский, Комсомольский, Сызранский, Новокуйбышевский, Туапсинский. Также в составе предприятия Ангарская НХК и Рязанская нефтеперерабатывающая компания.
ОАО «Лукойл». Компания заняла второе место в стране по мощностям переработки нефтепродуктов и также же второе место по выручке после «Газпрома», если оценивать статистику за 2014 год. Ее торговая марка вошла в рейтинг 100 крупнейших торговых марок в мире, составленный еще в 2007 году газетой Financial Times из Британии. Сама компания была создана еще в 1991 году — образована из трех крупных фирм. Сегодня в ее составе четыре предприятия: заводы «Лукойл-НОРСИ», «Лукойл-ПНОС», Волгоградский и Ухтинкский нефтеперерабатывающие заводы.
Эти три компании-гиганта занимают большую часть рынка. Остальную долю в 95.3% занимают известные бренды ОАО «НГК «Славнефть», ОАО АНК «Башнефть», ТНК-ВР и ОАО «Сургутнефтегаз». Менее 5% занимают мелкие производственные компании/, не оказывающие особо важного влияния на рынок производства и потребления бензина в России.
Топливную жидкость производят из нефти. Нефть — природная маслянистая жидкость с ярко выраженным специфическим запахом. Цвет продукта обычно темно-черный. Он относится к ископаемым видам топлива. Оно образуется из органического вещества осадочных пород, извлекается на поверхность с помощью специального нефтедобывающего оборудования и позднее перерабатывается.
Нефть не имеет постоянного точного химического состава. Это — многокомпонентная коллоидная система с асфальтенами, карабенами, мицеллами, углистыми и минеральными частицами и водой. Поэтому из-за сложных химических реакций производство бензина из нефти — сложный химический процесс, занимающий не меньше недели только на предприятии.
Для повышения октанового числа или основных технических характеристик жидкого топлива в него добавляют различные присадки или задействуют дополнительные этапы производства. Иногда с НПЗ отгружают моторное топливо с низким октановым числом, а оптовые поставщики сами повышают бензин с помощью специальных средств. Чтобы повысить качество бензина или его октановое число, можно использовать:
- свинцовые соединения, но с ними работать опасно — они вредны для двигателей и человека;
- топливные присадки, которые не допускают быстрого осмоления и загрязнения деталей топливной системы;
- снижение содержания в химическом составе ароматических углеводородов и серы;
- процесс, приводящий в норму концентрацию фактических смол;
- деление топлива по фракционному составу и давлению насыщенных паров.
Вне зависимости от характеристик, состава, октанового числа топлива его производят из обычной нефти. Сегодня существует 6 разновидностей моторного топлива — от Нормаль-80 до ЭКТО-100. Октановое число последнего определяется по исследовательскому методу и не может быть меньше 100.
Основные этапы производства бензина из нефти схожи на всех производственных предприятиях. Различия между производственными мероприятиями заключены лишь в используемом оборудовании: кто-то применяет несколько устаревшие, но эффективные методы, кто-то устанавливает современное высокотехнологичное оборудование.
Рассмотрим производство бензина и других продуктов из нефти на примере процессов на Московском нефтеперерабатывающем заводе. Весь процесс делится на девять этапов:
Транспортировка исходного сырья. Нефть доставляют на завод по трубопроводу, железнодорожным или морским транспортом, в зависимости от отдаленности региона поставок.
Хранение. В нескольких больших резервуарах нефть, поступившая по разным нефтепроводам, смешивается и отстаивается. Это нужно для того, чтобы у исходного продукта был одинаковый химический состав — из разных сортов нефти получается топливо с разными техническими характеристиками.
Первичная обработка. Нефть попадает в большой специально оборудованный резервуар, куда добавляют воду. Затем на продукт воздействуют разрядами электрического тока. Благодаря этому соли оседают на стены и дно емкости, нефть очищается. Из нее уходит лишняя вода.
Атмосферно-вакуумная перегонка. Ее называют первичной. Под высоким атмосферным давлением в вакууме, созданном специальным промышленным оборудованием, исходный продукт подогревается, разделяется на несколько видов. Остатки от обработки поступают в отдельную емкость — вакуумный блок. Нужные вещества — газы, бензин, дизель и другие компоненты — поступают на следующий этап производства через множество трубчатых элементов с узкими ячейками.
Переработка отходов в вакуумном блоке. Здесь отходы от первичной прогонки нефти снова нагревают. Из отходов выходят светлые нефтепродукты. Позже их используют для производства дизельного топлива.
Вторичная переработка. В процессе обработки тяжелая нефть расщепляется, поэтому ковалентные связи разрываются, и выделяются газообразные фракции бензина и дизтоплива.
Крекинг и риформинг. Во время крекинга нефть очищается от серы, поэтому ее характеристики улучшаются. В процессе риформинга бензиновое топливо получает определенное октановое число. Что интересно, Московский НПЗ выпускает только АИ-92 и АИ-95.
Заключительный этап. В заключительном процессе производства бензина смешиваются разные виды фракций продукта и несколько дополнительных компонентов. По времени стандартный процесс занимает около 6 часов, а, если учитывать все проверки, проходят сутки. В результате получается готовый к употреблению продукт.
Проверка. На Московском НПЗ, как и на большинстве других заводов, есть собственная лаборатория. В ней обязательно проводят контроль качества готового продукта — бензин проверяют и анализируют, выписывают сертификат качества и только потом отправляют на продажу. Проверки проходят также перед производством — в лаборатории оценивают качество исходного сырья — и на каждом этапе изготовления. Поэтому процесс занимает много времени.
Что интересно, из всей переработанной нефти продается только часть — 72%. Оставшиеся 28% — отходы нефтеперерабатывающего предприятия, которые называются мазутом. Готовые переработанные вещества — это целых четыре категории продуктов: газ, авиационное топливо, бензин, дизтопливо. Причем доля бензина от нефти составляет 24%. Например, при переработке 150 тонн исходного продукта получается всего 36 тонн бензина.
На производстве бензина могут использовать два способа перегонки нефти при первичной и вторичной обработке.
Первый способ основан на принципе фракционного испарения. Исходный продукт постепенно нагревают, но не превышают температуру 350 градусов Цельсия, благодаря чему из него отделяются сначала легкие, потом тяжелые фракции.
Второй способ основан на принципе фракционной конденсации. Продукт быстро нагревают до температуры кипения тяжелых фракций, потом конденсируют в специальных ректификационных колоннах.
Точно определить качество бензина, произведенного в РФ и в любой другой стране, можно только в специальной лаборатории. Но есть косвенные признаки, по которым отличают качественное топливо от некачественного. Обращайте внимание на:
Цвет. Оттенок хорошего бензинового топлива — прозрачный, почти белый, иногда немного желтоватый. Осмотрите топливо: в нормальном бензине не должно быть посторонних примесей, осадков, видимых частиц другого цвета. Его структура должна быть однородного оттенка.
Запах. Запах настоящего качественного бензина сложно описать словами и перепутать с другим ароматом. Если производитель использовал большое количество масел и присадок, запах продукта становится резким, с оттенками аромата бытовой химии и жженой резины.
Стоимость. Хорошее бензиновое топливо не может стоить слишком дешево, поэтому не стоит реагировать на небывалые акционные предложения. Скорее всего, такой бензин негативно скажется на работе двигателя.
Предложим небольшой тест. Капните бензином на лист белой бумаги и дождитесь испарения жидкости. Если после испарения лист остался белым, топливо не содержит посторонних присадок. Кислотные пятна говорят о посторонних добавках, жирное пятно — о повышенном содержании масла.
Чтобы не беспокоиться о качестве бензина, покупайте его у нас. ООО «Компания «Нипетойл» продает сертифицированный бензин по оптовым ценам. Доставляем продукт на своих бензовозах по Москве, области, иногда в другие города и регионы. Позвоните нам и узнайте подробнее об условиях доставки, оплаты, покупки бензина.
Кто и как производит бензин и дизельное топливо в России?
Отметим, что самый распространенный тип присадок для бензина — это маркетинговая присадка: яркое название плюс два рубля к стоимости и готово. Конечного потребителя, по сути, волнует один вопрос: что он заливает в бак и как это отразится на двигателе? Бизнесу приходится решать сразу несколько задач.
Адаптироваться под новые стандарты и запреты, искать более эффективные присадки для топлива. В итоге все хотят знать, какова «справедливая цена» бензина и дизеля?
В этом цикле статей мы постараемся ответить на вопросы, связанные с производством моторного топлива с использованием присадок и расскажем о химии, технологии и экономике присадок как таковых — как с точки зрения рядового потребителя, так и с позиции бизнеса. Что такое «настоящий» бензин и где его найти? Какие бывают топливные присадки и как они влияют на качество бензина и солярки? Что изменится после запрета ММА? За что вы платите, покупая топливо с приставкой G-Drive и Ultra?
Национальное достояние
Для того чтобы понять, кто и как производит бензин и дизельное топливо в России, нужно начать с азов. Бензин готовят из нефти. Нефть — наше все. Мы регулярно гадаем на нефтяных ценах, многие мечтают заполучить работу поближе к трубе. Это — основа нашей геополитики. Однако, в вопросах использования нефти и получения добавленной стоимости мы зачастую ведем себя, как купеческий отпрыск, проматывающий состояние отца. Потому что уверены, что на наш век этого добра хватит, хотя мы до сих пор фактически сжигаем чистую нефть. Хотя и помним предупреждение Дмитрия Менделеева, что использовать нефть как топливо — все равно, что топить печь ассигнациями.
В 1891 году вышла статья Менделеева, которую сегодня бы назвали программной, «Где строить нефтяные заводы». За несколько лет его усилия помогли российской нефтяной промышленности опередить американскую. Но вскоре инвестиции прекратились, и все встало на свои места. Свое знаменитое высказывание он изрек в ответ на предложение Нобеля о нефтяном отоплении. Он же тщательно изучил новые варианты переработки нефти, сконструировал специальное оборудование для непрерывной перегонки.
Не вдаваясь в подробности, в переработке нефти есть ряд базовых процессов. Для начала нефть «из трубы» проходит процесс базовой подготовки: удаление газа, примесей и солей, обезвоживание. На данном этапе главная проблема — выведение серы. Практически вся российская нефть, добываемая западнее Урала (ХМАО, Поволжье, Татарстан, Башкирия) под маркой Urals, является высокосернистой. В среднем серы в ней 1,3%. Западно-Сибирская, а в особенности Восточно-Сибирская нефть, которую, к слову, будут забирать с хорошим дисконтом китайцы в рамках проекта ВСТО, идет с приемлемым содержанием серы (0,6%) и по сути, ничем не отличается от сортов Brent и WTI (хоть и торгуется с традиционной скидкой 1.5−2 доллара от цены Brent).
Десятки и сотни тысяч тонн серы с месторождений нефти и газа вывозят в отвалы
В итоге содержание серы в нефти снижается 1−2% до десятых долей процента. Побочным продуктом сероочистки является элементарная сера — хорошо знакомый садоводам желтый порошок. До сих пор десятки и сотни тысяч тонн этой серы с месторождений нефти и газа регулярно вывозят в отвалы. Терриконы серы расположены на берегах Волги (в районе Астрахани и Оренбурга) и по большому счету никто не знает, что с ней делать. Пару лет назад Газпром планировал запустить проект, чтобы модифицировать серой в бетон. Технологию, как утверждают в компании, изобретал заново «Газпром ВНИИГАЗ». В Советском Союзе все эти рецепты были, все эти технологии есть и сейчас, но, почему-то, не востребованы.
Итак, сырую нефть подготовили до нужной кондиции. Опять же с применением импортных катализаторов сероочистки. При наличии отечественных разработок и возможностей производить их самостоятельно. Далее производят физическое разделение сырья на фракции. В колонне идет атмосферная перегонка и дистилляция.
Основные принципы переработки нефтепродуктов
Вверху колонны получаем пропано-бутановую фракцию. При более высокой температуре (около 40 °С) извлекают легкую бензиновую фракцию в виде паров. Это так называемый прямогонный бензин. В других частях установки (при более высоких температурах) получают нафту, керосиновую и дизельную фракции. Из нижней части («куба») колонны забирают мазут. При дистилляции мазута получают гудрон — сырье для битумов.
Мы прошли пока только три этапа переработки. Для получения высококачественных нефтепродуктов в дальнейшем используют процессы углубленной переработки нефти. Это риформинг, изомеризация и крекинг. В результате изменения структуры и химического состава дистиллятов производят топлива с повышенным октановым (или цетановым) числом.
Товарный вид
Почему мы фактически сжигаем чистую нефть? Ответ прост: даже по данным Росстата глубина переработки нефти в России не дотягивает до 75%. В среднем этот показатель крепко сидит на уровне 70%. Для сравнения, в США глубина переработки составляет 95%, в Европе — 90%. Автомобильного бензина напрямую из нефти мы в среднем производим 15%, дизельного топлива 32%. В Соединенных Штатах — 43% и 32% соответственно. Почти треть всего объема нефтепродуктов у нас составляет мазут.
Типичные корзины нефтепродуктов НПЗ в США, Европе и России. Источник: vseonefti.ru
С позиции потребления, мазут — это относительно дешевое топливо для котлов и судовых дизелей. Но на деле мы закладываем с ним в печь пачки денег. До недавнего времени рачительные немцы, финны и голландцы, к примеру, загружали в терминалах под Санкт-Петербургом дешевым мазутом и везли его на танкерах к себе. Дальше они его дополнительно перегоняют и подвергают тем самым процессам вакуумной перегонки, крекинга, риформина и т. п. Напомним, что в Европе глубина переработки нефти составляет 90% и более (для мазута, который уже перегнан). Это значит, что с одной тонны мазута они способны выгнать до 800 кг пригодного к употреблению бензина.
Несмотря на то, что вывозная пошлина на мазут выше, чем пошлина на бензин ($ 78 против $ 38 за тонну), разница в экспортных ценах выгодна для европейских переработчиков. Экспортная цена бензина АИ-92 составлят 0.4−0.5 евро/кг, прямогонного бензина — 0.3−0.36 евро/кг, мазута — 0.08−0.1 евро/кг.
Мы подходим к самому интересному. Товарных продуктов после перегонки нефти у нас получилось мало. Кондиционированный керосин уходит как компонент ракетного и авиационного топлива. Часть мазута перепродали соседям, часть ушла в качестве топлива. Кубовой остаток — битум — годится в строительство. Итак, дизельное топливо и бензин составили меньше половины объема переработанной нефти.
В какой пропорции использовать те или иные присадки — на совести каждого отдельного производителя
Прямогонный бензин обладает октановым числом 55−60. В современные двигатели такой бензин не годится. Он нуждается в дополнительной переработке. Высококачественный бензин по ГОСТу и без модифицирующих добавок производят только крупные нефтяные компании и НПЗ, поскольку эта операция становится выгодной лишь при больших объемах. В их число можно включить Газпром, Лукойл и Роснефть. Рентабельные установки риформинга, то есть превращения углеводородов нормального линейного строения с низким октановым числом в разветвленные углеводороды с высоким октановым числом, должны производить более 1 млн. тонн продуктов в год. Зная это, каждый может самостоятельно подсчитать, сколько в России производят в год «настоящего», ГОСТовского бензина.
Весь остальной бензин доводят до товарного продукта, который можно продавать на заправках,исключительно с помощью присадок. Это не означает автоматически, что весь остальной бензин «ненастоящий» или низкого качества. Что делать средним и мелким НПЗ?
У нас для вас есть хорошая и плохая новость. Присадки могут быть относительно «честными», повышающими октановое число, а могут быть инертными (грубо говоря, это потомки Василия Алибабаевича разбавляют бензин, чтобы снизить его себестоимость).
В какой пропорции использовать те или иные присадки, включая упомянутую в начале нашей статьи самую выгодную — маркетинговую — на совести каждого отдельного производителя. В следующей статье мы поговорим о химии процесса получения товарного бензина, можно ли отличить «настоящий» бензин от «ненастоящего». Выясним, какие бывают присадки к топливу, что еще добавляют в бензин, и зачем отечественный рынок «подсаживают» на евростандарты.
Больше статей в нашем полезном блоге о реальном секторе экономики и о науке.
Вся правда о Российском бензине.
Вся правда, о Российском бензине.
Изначально бензин производят относительного качества, затем в него добавляют удивительные присадки, смешивают и разбавляют на глаз, то, что получается невозможно проверить, а если сломался двигатель Вы не найдете виновного и никто не вернет Вам материальный ущерб.
Как это все происходит?
По производству нефти Россия занимает 2 место после Саудовской Аравии (9,5 млн. баррелей в день), 2 место – по экспорту (6,4 млн. баррелей в день), и 2 место после Украины — по стоимости, хочу заметить некачественного бензина (учитывая прожиточный min).
Что интересно, США занимает по добыче нефти 3 место (8,2 млн. баррелей в день), и совсем её не экспортирует, а еще и закупает……
Производство бензина в России:
10 — 20% — хорошего бензина дает первая атмосферно-вакуумная перегонка нефти — их отправляют на экспорт.
До 70% — увеличивают получение бензина путем вторичной переработки -Риформинга и
Крекинга — бензина.
Крекинг — когда более тяжелые и высококипящие фракции нагревают с целью разрыва больших молекул до размеров молекул, входящих в состав бензина. Прямое использование крекинг – бензинов во многих странах законодательно ограничивается, так как они содержат большое количество олефинов, которые являются одной из главных причин образования смога.
Реформинг – процесс преобразования линейных и нециклических углеводородов в бензолоподобные ароматические молекулы. При каталитическом риформинге повышается октановое число бензина, а так же ядовитые ароматические углеводороды, которые способствуют образованию злокачественных опухолей.
До 85% — доводят суммарный выход бензина (при норме в 10-20%) путем — пиролиза – это крекинг при температурах 700 — 800 0С – Кстати, такой бензин приводит к сильному износу цилиндров и поршневой группы.
Сегодня в России одновременно действуют несколько ГОСТов на автомобильные бензины, и самый последний более экологичный и качественный не отменяет первоначальные уже устаревшие.
А теперь ВНИМАНИЕ!!!
ГОСТ 2084-77 «Бензины автомобильные» А-72, А-76, А-80 АИ-91, АИ-93, АИ-95. Немного поясню буква «А» (А-72, А-76, А-80) — обозначает, что октановое число определено механическим способом (т.е. Ориентировочно). Буквы «АИ» (АИ-91, АИ-93, АИ-95) — исследовательским способом (Химический анализ), цифры соответственно обозначают – октановое число.
ГОСТ Р 51105-97 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Бензин неэтилированный», согласно которому введены марки бензинов «Нормаль-80», «Регуляр-91», «Регуляр-92», «Премиум-95», «Супер-98».
ГОСТ Р 51313-99 «Бензины автомобильные. Общие технические требования», согласно которому установлены четыре типа бензинов (I, II, III, IV) с октановыми числами соответственно ОЧИ 80, 91,95 и 98.
ГОСТ Р 51866-2002 «Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия».
В марках бензинов появился термин «Евро»: «Регуляр Евро-92», «Премиум Евро-95», «Супер Евро-98». Считается, что это бензины с улучшенными экологическими характеристиками, практически приближенными к нормам «Евро 3».
С 01.01.2013 г. Россия официально перешла на «Евро 4» вот только бензин производим по старым ГОСТам, которые и до «Евро 3» — не дотягивают. Для информации в Европе уже с 2009 г. разрешен только стандарт «Евро-5».
Кроме ГОСТов в нашей стране параллельно действуют еще с десяток ТУ (Технические Условия) — это когда производитель не вписывается по каким-то параметрам в ГОСТ, то создается, например ТУ 38.001 165 — 97 и смело можно продавать АИ-92, которого нет в ГОСТе. Такой бензин не соответствует качеству, а это ведет к тому, что он не полностью сгорает в двигателе, а догорает в катализаторе и выхлопной системе автомобиля.
Бензин — один из немногих товаров, подлежащих обязательной сертификации.
Цена постоянно растет, а качество падает — прогнозы по России смотри здесь
Вот некоторые Факты: Кто и как зарабатывает на «паленом» Бензине?
Поэтому каждая его партия должна иметь паспорт качества, подтверждающий соответствие его основных физико-химических свойств. И мы как потребители, в праве, потребовать сертификат и паспорт качества бензина на любой АЗС.
Ужасает объем продаж некачественного автомобильного топлива в России, по разным оценкам он составляет от 30% в городах до 70% в регионах от всего объема продаж.
Все нефтеперерабатывающие заводы делают анализ полученного бензина и проверяют качество, (оно должно соответствовать хотя бы одному из ГОСТов), но по дороге или уже на АЗС качество сильно меняется.
Разделим некачественный бензин на три основных вида:
1 вид — Получаемый при смешивании высокооктанового бензина с низкооктановым или даже с суррогатами – это наиболее распространенный и, можно сказать, даже традиционный способ фальсификации. Так, под видом бензина марки АИ-95 можно запросто купить бензин с октановым числом 92 и менее.
Выявление этой фальсификации вроде бы является стандартной задачей и сводится и измерению значения октанового числа. Но самое интересное начинается позже, когда начинаем выяснять, кто в России контролирует качество бензина?
Оказывается процесс производства, транспортировки, хранение и выдачу бензина конечному покупателю должно контролировать «Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (РОССТАНДАРТ)».
Как только Вы оплатили бензин и заправили его в бак автомобиля, на арену выходит «Федеральное агентство по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)». Интересно, как эти два, совершенно разные ведомства, между собой взаимодействуют?
(ответ — ни как, не взаимодействуют, можете проверить…)
Например, мы приходим на заправку, там написано 95-ый, а реально в емкости 92-ой. Это введение в заблуждение (обман с целью получения большей выгоды) обращаемся в «Федеральную Антимонопольную Службу (ФАС)», но они ничего взыскать в рамках их полномочий не могут это задача Роспотребнадзора. Если кто-то с ценами балуется — тут антимонопольное законодательство работает.
МВД будет разбираться, если причина не в заправке, а где-то в цепочке поставки, включая завод. И так понятно, что виновного трудно найти, но когда еще и не понятно кто должен искать ……….
2 вид — Произведенный с нарушениями технологии производства. В основном такой бензин имеет нарушения фракционного и химического состава. В нем повышенное содержание ароматических соединений, например – бензола.
Выявление фальсификации 2-го вида еще сложнее и возможно только при проведении анализа фракционного и химического состава бензина. И если фракционный состав периодически все же Госстандартом контролируется, то контроль химического состава у нас в стране практически отсутствует.
Причина проста – нет приборов.
3 вид — полученный с применением различных стандартных и нестандартных антидетонационных присадок или высокооктановых добавок, которые приносят больше вреда, чем пользы. Такие бензины выпускаются по различным ТУ, но потребителя никогда не информируют о наличие в бензине таких компонентов. Необходимость их применения весьма сомнительна и более похожа на узаконенную фальсификацию.
С этим видом возникают самые сложные проблемы. Он получает все большее распространение и, что страшно, такая фальсификация способна нанести наибольший вред и самим транспортным средствам и экологии.
В последнее время появилась масса различных присадок и добавок к бензину, существенно меняющих его характеристики. Российский ГОСТ не предусматривает проведения серьезного химического анализа бензина и, естественно, все эти многочисленные присадки и добавки не могут быть обнаружены при проведении полных стандартных испытаний.
Когда Вы заправляетесь и такой бензин гробит машину постепенно – это не так наглядно, но есть случаи когда машина и не одна вышли из строя через 2 часа после заправки на одной АЗС, но доказать и вернуть материальный ущерб невозможно.
Если, все — таки, АЗС признает вину (когда в один день 600 автомобилей сломались в г. Казань, ссылка http://youtu.be/yit7ejJXhX4), то в срочном порядке становится банкротом, если компания покрупней то, к сожалению, Вас ждут бесконечные судебные процессы.
«Профессионалы» дают «советы» как не попасть на бодяжный бензин.
1. Выбрать методом проб и ошибок одну заправку, и на ней все время заправляться (она должна работать не по франшизе, то есть в чеке должно быть тоже название, что и на самой заправке).
2. Заправляться желательно в больших городах и на заправках с известными брендами внимательно изучите бренды — одна буковка и это уже другая фирма, и это тоже не гарантия. Исследования показали, что у одной компании в одном городе, но на разных АЗС бензин очень отличается.
3. И самое интересное заправляйтесь в рабочие дни, кроме пятницы, потому что в выходные дни бензин бодяжат сильнее.
С бензином ситуация просто безнадежная, и кажется выхода из сложившейся ситуации нет, но……
Выход всегда есть — наука не стоит на месте, постоянно изобретаются и внедряются, новые уникальные технологии, на сегодня ВЫХОД НАЙДЕН.
В следующих публикациях Вы узнаете:
Статья №2 — «Как выхлопные газы Вас убивают«. Человек может прожить без пищи — до месяца, без воды — до 7 дней, но без воздуха мы с вами не проживем и более 5 минут.
Статья №3 — «Узнай сегодня, как некачественное топливо портит двигатель, катализатор, выхлопную систему автомобиля, и будешь защищен«.
Решение всех вышеперечисленных задач ЗДЕСЬ.
Пожалуйста, если Вам материал был полезен, поделитесь с друзьями в соц.сетях и оставьте ваше мнение в комментариях, с Уважением Сергей.
Производство автомобильных бензинов в России – Основные средства
Снижение выбросов СО2 – основная задача в области экологии автотранспорта в Европе, поэтому за рубежом интенсивно ведутся работы по снижению расхода топлива и возможности работы на альтернативных видах топлива, особенно из возобновляемого растительного сырья – на биоэтаноле, биодизеле.
В России проблема экологии не ставится так остро, поскольку большая территория, значительно ниже плотность транспортных средств и др. Ассортимент и объемы производства автомобильных бензинов в России определяются структурой автомобильного парка страны, техническими возможностями отечественной нефтепереработки и требованиями технического регламента.
- В соответствии с принятыми специальными техническими регламентами «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ» и «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» отечественный автопром должен организовать производство двигателей, отвечающих по токсичности выбросов с отработавшими газами (ОГ) требованиям Euro 3 с 2008 г., Euro 4 с 2010 г. и Euro 5 с 2014 г. (по срокам введения в России Euro 4 и Euro 5 сведения предварительные, возможны корректировки. – Прим. ред.), а сроки производства (выпуск в оборот) бензина автомобильного для экологических классов автомобильной и иной техники ограничиваются:
- класса 2 – до 31 декабря 2010 г.;
- класса 3 – до 31 декабря 2011 г.;
- класса 4 – до 31 декабря 2014 г.;
- класса 5 – срок не ограничен.
Эти требования за некоторым исключением соответствуют требованиям Евросоюза и отражены в действующих национальных стандартах.
В настоящее время разрабатывается технический регламент Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) «Требования к безопасности автомобильного бензина, дизельного топлива и мазута». В проекте этого регламента марка бензина АИ-92 сохраняется до класса 5, максимальная доля метанола в бензине – до 1%. Остальные показатели – как в принятом в России регламенте.
Основная масса автомобильных бензинов в стране вырабатывается по ГОСТ Р 51105–97, их применение обеспечивает нормальную эксплуатацию автомобилей с нормами по токсичности отработавших газов Euro 2. На ряде НПЗ производят бензины по ГОСТ Р 51866–2002, который является аутентичным переводом нормали Евросоюза EN-228 и устанавливает нормы на показатели качества бензинов, соответствующие классам 3 и 4.
На графике представлена динамика производства автомобильных бензинов в России в 2002–2008 гг.: рост выработки бензинов АИ-92 и АИ-95 и снижение доли автобензина АИ-80 с 50 до 23%.
Сегодня перед нефтяными компаниями поставлена задача с 2011 г. перейти на производство только автомобильных марок бензина АИ-95 и выше. Однако осуществить полный переход на их производство к 2011 г. отечественная нефтепереработка не сможет из-за отсутствия технических возможностей, да и необходимости в этом нет. Нереально вывести из эксплуатации к этому сроку все автомобили с нормами выбросов до класса 3, а это более половины автомобильного парка, и если остается техника, то необходим для нее и соответствующий бензин. Применять на старых автомобилях более высокооктановый и высококачественный бензин нецелесообразно из-за его более высокой цены и негативного влияния на работу двигателя.
Для улучшения эксплуатационных свойств марок автомобильного бензина на нефтеперерабатывающих предприятиях и нефтебазах в состав товарных марок бензина вводят многофункциональные присадки. Так, рекомендована к производству и применению продукция производства Рязанской НПК, Уфанефтехим, Московского, Хабаровского, Куйбышевского, Новокуйбышевского, Сызранского, Ново-Уфимского НПЗ, Ангарской НХК, Киришинефтеоргсинтеза, Орскнефтеоргсинтеза с зарубежными присадками Keropur 3430 N, Keropur 3458 N, HITEK 6430.
В 2006 г. на топливный рынок страны поступили автобензины марок Ultimate компании ТНК-ВР и «Экто» компании «Лукойл». Ultimate – неэтилированный бензин класса «премиум» с октановыми числами 95 и 98, впервые предложенный автомобилистам Великобритании в 2003 г., соответствует нормам Euro 4 и содержит очищающие присадки. «Экто» – фирменный бензин стандарта Euro 3 с октановыми числами 92 и 95, отличается от стандартного бензина Euro 3 наличием добавляемых на нефтебазе моющих и антикоррозионных присадок.
С 2006 г. организовано производство бензинов для автомобилей c двигателями, соответствующими нормам Euro 3 и Euro 4, в Ярославнефтеоргсинтезе, Рязанской нефтеперерабатывающей компании, Лукойл-Волгограднефтепереработке, Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтезе, на Ново-Уфимском, Московском НПЗ, Киришинефтеоргсинтезе, Орскнефтеоргсинтезе и Салаватнефтеоргсинтезе. В 2008 г. к этим предприятиям присоединились Уфимский, Ачинский, Омский, Куйбышевский НПЗ, Уфанефтехим, Лукойл-Пермьнефтеоргсинтез и ТАИФ-НК.
Таким образом, 16 из 27 нефтеперерабатывающих заводов страны вырабатывают бензин для автомобилей с нормами выбросов Euro 3 и Euro 4.
Параметр | Нормы для автомобильного бензина | |||
---|---|---|---|---|
класса 2 | класса 3 | класса 4 | класса 5 | |
Октановое число по исследовательскому методу, не менее | 92 | 95 | 95 | 95 |
То же по моторному методу | 83 | 85 | 85 | 85 |
Массовая доля серы, мг/кг, не более | 500 | 150 | 50 | 10 |
Объемная доля бензола, %, не более | 5,0 | 1,0 | 13,0 | 1,0 |
Концентрация свинца, мг/дм3, не более | Отсутствует | Отсутствует | Отсутствует | Отсутствует |
Концентрация железа, мг/дм3, не более | Отсутствует | Отсутствует | Отсутствует | Отсутствует |
Концентрация марганца, мг/дм3, не более | Отсутствует | Отсутствует | Отсутствует | Отсутствует |
Массовая доля кислорода, %, не более | – | 2,7 | 2,7 | 2,7 |
Объемная доля ароматических углеводородов, %, не более | – | 42 | 35 | 35 |
Объемная доля олефиновых углеводоров, %, не более | – | 18 | 18 | 18 |
Объемная доля метанола, %, не более | – | Отсутствует | Отсутствует | Отсутствует |
В России растет производство бензина Аи-100
«Татнефть» стала очередной российской компанией, приступившей к выпуску автомобильного бензина с октановым числом 100. Компания запустила производство Аи-100 на НПЗ «Танеко» в Нижнекамске и планирует реализацию через собственную сеть АЗС. Как отмечает Argus, бензин Аи-100 предназначен в первую очередь для спортивных автомобилей. Помимо высокого октанового числа такое топливо обладает повышенной детонационной стойкостью, содержит низкое содержание смол и олефиновых углеводородов.
Согласно оценкам информационного агентства, в январе-феврале 2019 г. объем производства Аи-100 в России составил 26,1 тыс. т. ЛУКОЙЛ стала первой компанией, наладившей в РФ производство автомобильного бензина с октановым числом 100. Нижегородский НПЗ ВИНК выпускает такое топливо с апреля 2017 г. В январе-феврале текущего года на компанию пришлось 14,4 тыс. т Аи-100. На Омский НПЗ «Газпром нефти» — 6,5 тыс. т, а на Рязанский НПЗ «Роснефти» — 5,2 тыс. т. Последняя начала продажи бензина с октановым числом 100 под маркой Pulsar-100 в августе 2018 г. Хабаровский НПЗ, входящий в состав «Нефтегазхолдинга», может начать в этом году промышленный выпуск бензина марки Аи-101.
По информации Argus, ОНПЗ производит бензин с октановым числом 100, под маркой G-Drive 100, с сентября 2017 г. Однако за рубежом «Газпром нефть» продает эту марку с октября 2015 г. Выпускает бензин G-Drive 100 на НПЗ в Панчево сербская компания NIS, в которой «Газпром нефти» принадлежит 56,15%. Продается это топливо в основном на АЗС в восточноевропейских странах.
Агентство сообщает о возобновлении в апреле производства на НПЗ сербской компании, подконтрольной «Газпром нефти». В ходе плановой остановки на заводе в Панчево проведена модернизация — завершено строительство комплекса глубокой переработки. Компания рассчитывает в сентябре-октябре 2019 г. ввести на НПЗ установку замедленного коксования мощностью 700 тыс. т. В результате глубина переработки здесь вырастет до 99%, выпуск мазута сократится до нуля, а производство светлых нефтепродуктов увеличится.
В результате модернизации, согласно оценкам Argus, НПЗ в Панчево сможет перерабатывать больше нефти тяжелых сортов: снизит объемы потребления легкой нефти Новопортовского месторождения, транспортируемой на завод из Арктики, и продолжит наращивать объемы поставок дешевой нефти из Иракского Курдистана. Это позволит оптимизировать логистику поступающего на завод сырья и получить большую маржу. Так, согласно планам компании, доля иракского сорта Киркук в объемах переработки на НПЗ превысит 65%. Кроме нефти Новопорта предполагается минимизировать закупки и основного российского сорта Юралс, который проигрывает Киркуку в цене.
Мария Кутузова
Комментариев:Из чего делают бензин? Технология производства бензина. Нефтеперерабатывающий завод
Если рассматривать вопрос о том, из чего делают бензин, то, конечно, многие сразу могут сказать, что из нефти. Это утверждение верно, однако это лишь верхушка айсберга, а реальный процесс производства топлива гораздо сложнее.
Бензин на нефтезаводах
Итак, сразу стоит сказать, что процесс производства бензинового топлива — это длительный, требующий терпения и знания химии процесс.
Производством бензина в России занимаются 32 нефтеперерабатывающих завода. Такое количество промышленных мощностей позволяет Российской Федерации поддерживать высокую марку топлива. Из чего делают бензин? Конечно же, начальным сырьем для производства этого горючего топлива является сырая нефть. Для примера можно взять 1 баррель нефти. Чтобы было понятнее, 1 баррель — это 159 литров. Также важно отметить, что при переработке сырой нефти ее объем постоянно увеличивается и достигает 168 литров. В итоге из этого объема можно получить следующее количество топлива:
- 102 литра обычного бензина.
- 30 литров дизельного топлива.
- 25 литров топлива, используемого авиацией.
- 11 литров нефтезаводского газа, который получается путем перегонки нефти.
- 10 литров вторичного продукта — нефтяного кокса.
Как делают бензин
Для того чтобы получить топливо, необходимо провести некоторое количество операций с сырой нефтью. Все дело в том, что начальный продукт состоит из смеси различных углеводородов. Также важно понимать, что каждая молекула этого вещества содержит различное количество именно атомов углерода. Если объяснять просто, то каждая из этих молекул имеет свой рост и вес.
Чтобы получить молекулы бензина, которые являются наиболее простыми и легкими, необходимо нагревать сырую нефть до тех пор, пока более сложные и тяжелые частицы не разорвутся до более простых — бензиновых. Другими словами, если отвечать на вопрос о том, как делают бензин, можно сказать, что его получают путем термообработки сырой нефти. Однако к этому процессу стоит добавить еще некоторые более мелкие процессы, вроде очистки и переработки.
Процесс производства
Если ответить на вопрос о том, из чего делают бензин, простым ответом — из нефти, то это не совсем верное утверждение, так как в этом топливе имеются и некоторые примеси, однако об этом позже.
Для получения топлива в первичном виде необходимо подвергнуть сырье первичной обработке. Под этой обработкой понимают очистку нефти от солей, а также примеси воды. Эти процессы осуществляются под воздействием электрического поля. Результатом этой процедуры является отделение воды от нефти, а также обессоливание до необходимого показателя. После окончания этой процедуры переходят к термической обработке нефти. Именно после таких процедур получаются такое топливо — бензин, газ, дизель.
Далее следует процедура каталитического риформинга. В течение именно этой процедуры полученный бензин после первичной обработки превращают в топливо, характеризующееся высоким октановым числом. Однако такие марки бензина, как 92-й или 95-й, получают путем смешивания разных компонентов, которые были получены в результате разных процессов переработки сырой нефти.
Октановое число
Если с вопрос о том, из чего делают бензин, стало все более-менее понятно, то, что такое октановое число знают совсем немногие. Всем известно, что название каждой марки бензина содержит буквенное, а также цифровое обозначение. Такие буквы, как А или же АИ, и указывают на метод определения октанового числа. А — моторный процесс, АИ — исследовательский. А вот цифры, которые идут после, и показывают на количественное содержание октанового числа в топливе.
Всем известно, что и нефть, и бензин — взрывоопасные вещества. Так как бензин из нефти получается путем ее переработки, то это свойство никуда не девается. Октановое число указывает на стойкость топлива к детонации. Другими словами, чем оно выше, тем выше безопасность марки топлива. Однако стоит понимать, что показатель этот относительный, и любая искра все равно станет причиной взрыва.
Основные свойства бензина
К основным свойствам бензина можно отнести такие его характеристики, как химический состав, а также способности к испарению, горению, воспламенению. Кроме этого можно еще выделить стойкость к детонации и активность коррозии.
Важно знать, что все физические и химические свойства бензинового топлива будут изменяться в зависимости от того, какое количество углеводородов и каких именно углеводородов в нем содержится. Для более наглядного примера можно взять за основу температуру замерзания для бензина. При обычной обработке показатель замерзания этой жидкости составляет -60 градусов по Цельсию. Однако при использовании дополнительных компонентов, эта цифра может достигать -71 градуса по Цельсию. Температура же испарения бензина — это 30 градусов. Чем выше поднимается этот показатель, тем быстрее будет происходить испарение. Также важно отметить, что количество паров топлива от 74 граммов до 123 граммов и более на один кубический метр уже будут образовывать взрывоопасную смесь.
Химические свойства
Для того чтобы рассматривать химические свойства и их стабильность у бензина, необходимо основываться на важнейшем показателе — времени, которое эти свойства остаются неизменными. Этот показатель является наиболее важным, так как при длительном хранении топлива наиболее легкие углеводороды начинают испаряться, что сильно снижает эксплуатационные характеристики жидкости в целом. По государственным стандартам Российской Федерации следует, что химический состав любой марки бензина от 92-й до 98-й оставался без изменений в течение пяти лет. Данный срок прописан с учетом хранения взрывоопасного топлива по всем правилам.
Мини-НПЗ
В настоящее время вопрос с производством и покупкой топливо стоит достаточно остро, так как ресурсы истощаются, а из-за этого цена на этот продукт все время увеличивается. В свете этих событий возникает вопрос, что же выгоднее покупать — бензин и другое топливо — или производить его самостоятельно. Важно понимать, что для большинства предприятий и компаний и расходы на топливо являются наиболее обширными. Именно в такой ситуации многие и приходят к рассмотрению идеи о мини-НПЗ. Этот вариант не кажется таким уж плохим, особенно если учитывать стоимость топлива и стоимость мини-НПЗ. Приобрести такой мини-завод может практический каждый крупный предприниматель, что уже говорить о, допустим, регионе целой страны.
Виды НПЗ
В настоящее время на рынке можно приобрести мини-завод по переработке нефти практически любого типа. Это является наиболее важным критерием, так как эксплуатировать эти промышленные мощности приходится в самых различных климатических условиях. По этой причине рынок насыщен самыми разными видами НПЗ. Присутствуют любые экземпляры, начиная от жаровыносливых и коррозионностойких, до «арктических» установок. Большой выбор среди мини-НПЗ позволяет осуществлять переработку сырого продукта практически в любых условиях.
Стоит отметить, что сами по себе нефтеперерабатывающие заводы также могут работать на разном топливе. Для их функционирования можно использовать природный или сжиженный газ, дизельное топливо, мазут, сырую нефть. Такой выбор топлива для работы самой фабрики предоставляет широкий спектр возможностей для эксплуатации объекта, а также позволяет удовлетворить какие-либо индивидуальные предпочтения по выбору рабочего горючего продукта.