Роль присадок в производстве современных топлив — Нефтехимия
К топливам для двигателей внутреннего сгорания предъявляются всё более жёсткие требования. С одной стороны они обусловлены прогрессом техники, с другой — строгими экологическими нормами. Поэтому технологию топлив приходится постоянно совершенствовать. Часто непременным элементом технологии являются присадки, без которых производство качественных продуктов оказывается невозможным или слишком дорогим. Что сегодня предлагает рынку отечественная и зарубежная наука?
К топливам для двигателей внутреннего сгорания предъявляются всё более жёсткие требования. С одной стороны они обусловлены прогрессом техники, с другой — строги-ми экологическими нормами. Поэтому технологию топлив приходится постоянно со-вершенствовать. Часто непременным элементом технологии являются присадки, без которых производство качественных продуктов оказывается невозможным или слиш-ком дорогим. Что сегодня предлагает рынку отечественная и зарубежная наука?
Фантазия разработчиков привела к созданию более 50 типов присадок к топливам. Из них на практике используется чуть меньше половины. Более-менее постоянное применение находят около 10 типов присадок, а наиболее важными оказываются только некоторые из них. Для бензинов это антидетонационные присадки, для дизельных топлив — противоизносные и депрессорно-диспергирующие присадки, а также промоторы воспламенения.
Антидетонаторы были первыми присадками к топливам. Они появились почти сто лет назад и предназначались для авиационных бензинов, в которые добавляли около 2% экстралина — технического монометиланилина (ММА). Вскоре в лаборатории фирмы General Motors Res. Corp были обнаружены уникальные свойства тетраэтилсвинца (ТЭС). Это соединение оказалось чрезвычайно ядовитым, но после непродолжительной борьбы с Министерством здравохранения США победил бизнес, и ТЭС начал триумфальное шествие по миру.
Только в 1990-е годы в связи с установкой на автомобилях каталитических дожигателей отработавших газов, несовместимых со свинцом, присадки на его основе были запрещены. Россия полностью перешла на выпуск неэтилированных бензинов в 2003 году. Отсутствие ТЭС надо было чем-то компенсировать. Были исследованы тысячи вариантов. Не осталось ни одного химического элемента, который не был бы проверен на пригодность в качестве заменителя свинца. Так появились присадки на основе металлоорганических соединений железа и марганца. На них возлагались большие надежды, но, вследствие существенных недостатков, широкого распространения они не получили.
Однако проблема оставалась, и было найдено два пути её решения: организация многотоннажного производства высокооктановых компонентов и возврат к хорошо забытому экстралину. Технологи предпочитают первый путь: организовать смешение потоков бензиновых фракций легче, чем иметь дело с присадками — продуктами, завозимыми со стороны, для которых требуются складские помещения, специальные узлы ввода в топливо, особые правила техники безопасности и т.д.
Среди высокооктановых компонентов большой интерес представляют оксигенаты — спирты и их эфиры, наиболее известным из которых является МТБЭ — метил-трет-бутиловый эфир. Впрочем, сырьевой баланс позволяет (или требует) работать и с другими эфирами: ДИПЭ — диизопропиловым эфиром, ЭТБЭ — этил-трет-бутиловым эфиром, ТАМЭ — метил-трет-амиловым эфиром, ЭТАЭ — этил-трет-амиловым эфиром.
В России вырабатывается и используется преимущественно МТБЭ. В 2010 г. объём его выработки составил 915 тыс. т, причём около 600 тыс. т. было использовано при производстве автобензинов. Как компонент бензина МТБЭ имеет ряд недостатков. Он кипит при 55 оС и в жаркое время года улетучивается из бензина, унося с собой часть октанового числа. Теплота сгорания у него меньше, чем у нефтяного топлива. При невысоких концентрациях это не особенно заметно, но всё же содержание МТБЭ в бензине приходится ограничивать. Впрочем, это касается всех оксигенатов. Ограничение вводится на максимальное содержание кислорода в бензине, которое не должно превышать 2,7%. Для МТБЭ это означает примерно 15% об. Такое количество может повысить октановое число бензина на 2-4 ед, этого вполне достаточно, если в бензине содержатся фракции каталитического крекинга, изомеризат, алкилаты и другие высокооктановые компоненты. Если же таких фракций мало, приходится использовать ММА.
При таком балансе можно обеспечить выработку бензинов типа А-92, а бензины АИ-95 и АИ-98 вырабатываться уже не могут. Разумеется, это средние цифры, не отражающие ситуацию на отдельном заводе. Тем не менее, в России на 18 НПЗ при производстве автомобильных бензинов используют ММА.
И у МТБЭ, и у ММА имеются свои сторонники и противники. Отрицательное отношение к МТБЭ наблюдается, прежде всего, в США, где в течение нескольких лет продолжалась компания по запрету МТБЭ. Не вдаваясь в подоплёку этой компании, отметим, что она увенчалась успехом, и теперь США, а вслед за ними и некоторые другие страны при производстве бензинов МТБЭ не используют или планирует отказаться от него в ближайшее время. Компенсация потери октанового числа в США осуществляется путём использования этанола, в Европе начинают присматриваться к ММА.
Не исключено, что в России, напротив, ММА вскоре окажется под запретом. Причиной является его токсичность и плохие органолептические свойства. С технической стороны передозировка ММА (выше 1,3% об.) приводит к образованию отложений на деталях двигателя и топливной аппаратуры, нарушая нормальный режим процесса. Однако не всё так однозначно. Выработка высокооктановых бензинов в России быстро растёт (Рис. 1). Поэтому оба продукта — и МТБЭ, и ММА неизбежно найдут применение. Можно предложить компромиссную дозировку этих соединений в бензине: 10% МТБЭ и 1% ММА. При этом при их смешении наблюдается даже некоторое взаимное усиление их действия (рис. 2).
Противоизносные присадки для выработки малосернистых дизельных топлив. Чуть ли не основной показатель, характеризующий качество современных дизельных топлив — содержание серы, образующей при сгорании агрессивные оксиды. Поэтому практически все страны переходят на выпуск малосернистых (содержание серы не более 350 ppm) и ультрамалосернистых (содержание серы не более 10 ppm) дизельных топлив. В России их выработка также быстро растёт (рис. 3). Однако обессеренные топлива характеризуются неудовлетворительными смазывающими свойствами, что приводит к сокращению ресурса двигателя и топливной аппаратуры.
На рис. 4 представлены обобщённые данные по результатам пробегов топливных насосов на топливе, содержащем разные количества серы. Проблема решается путём добавки в топливо специальных противоизносных присадок. Принцип действия такой присадки заключается в том, что она образует прочный адсорбционный слой на трущейся поверхности, защищая тем самым её от износа. Пригодных для этого соединений много. На практике используют наиболее доступные и дешёвые. Это жирные кислоты, выделяемые из талловых масел, их аналоги или эфиры (например, моноолеат глицерина). Для улучшения физико-химических свойств к ним добавляют растворитель и деэмульгирующую добавку.
Рабочие концентрации противоизносных присадок колеблются в диапазоне 0,005-0,030 % и зависят от содержания серы в топливе и наличия присадок других типов. Присадки, содержащие поверхностно-активные вещества, вступают с ними в конкуренцию за поверхность, затрудняя им доступ и снижая их эффективность. К таким конкурентам относятся, прежде всего, промоторы воспламенения и депрессорно-диспергирующие присадки. С учётом этого ближайшая потребность в противоизносных присадках нами оценивается в 6 тыс. т/год. В перспективе она вырастет в 2-3 раза с ростом выработки малосернистых топлив.
Сначала потребность российских НПЗ в противоизносных присадках удовлетворялась закупками по импорту, так как соответствующих отечественных разработок не было. Открывшуюся нишу быстро заполнили компании Clariant, Lubrizol, BASF, Infineum. Всего за эти годы допущено к применению 8 присадок западных фирм. Однако вскоре были разработаны отечественные присадки, не уступающие по эффективности зарубежным аналогам, но более дешёвые. Вообще практика показывает, что цена противоизносных присадок в большей степени зависит от конъюнктуры, нежели от их себестоимости. Во всяком случае, с появлением на рынке отечественных разработок импортные присадки подешевели буквально в разы. Сейчас цена таких присадок колеблется вокруг отметки 100 тыс. руб/т.
Промоторы воспламенения. Цетановые числа дизельных топлив должны соответствовать требованиям использующей их техники. Отклонения в большую или меньшую сторону равно нежелательны. В соответствии со структурой дизельного парка страны требуемое цетановое число должно составлять не менее 45 ед. В перспективе цетановые числа должны вырасти до 51, как это требует Технический регламент «О требованиях к автомобильному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». Цетановое число дизельных топлив, вырабатываемых сейчас на большинстве отечественных НПЗ России, составляет в среднем 48-50 ед. Поэтому традиционно промоторы воспламенения в России, почти не используются.
В СССР на территории России исключение составляли два завода: Комсомольский и Менделеевский (Ярославль), перерабатывающие нефти нафтенового основания и вынужденные добавлять в топлива изопропилнитрат. За рубежом промоторы воспламенения были более востребованы. Во-первых, требования к цетановым числам топлив для быстроходных дизелей в большинстве стран выше. Сейчас Европа переходит на нормы Евро-5, по которым дизельное топливо должно иметь цетановое число не ниже 55 ед. Во-вторых, дизельные фракции в странах с высокой глубиной нефтепереработки характеризуются недостаточной воспламеняемостью, так как содержат большое количество низкоцетановых дистиллятов вторичных процессов.
Воспламеняемость топлив зависит от их группового углеводородного состава, а также от наличия в нём соединений, легко распадающихся на радикалы. Углеводороды по возрастанию склонности к воспламенению могут быть расположены в ряд: ароматические > нафтеновые > олефиновые > н-парафиновые, при этом цетановое число парафинов по мере разветвления молекулы снижается. Если в топливо добавить небольшое количество легко распадающихся на радикалы соединений — промоторов воспламенения — то цетановое числа топлива существенно вырастет. Специально вводимые в топливо промоторы воспламенения должны отличаться лёгким термическим распадом молекул на радикалы. Таких соединений достаточно много. К ним, например, относятся азосоединения, алкилнитраты, пероксиды, нитроалканы.
Энергии термического распада промоторов воспламенения в сравнении с углеводородами приведены в табл. 3. К сожалению, все они имеют те или иные недостатки: взрывоопасность, токсичность, высокую окислительную активность и т.д. В результате приемлемый выбор свёлся к соединениям двух типов: алкилнитратам и алкилпероксидам. Так как последние слишком дороги, на практике используются почти исключительно алкилнитраты — многотоннажные сравнительно недорогие и безопасные продукты. Их получают нитрованием алифатических спиртов, преимущественно, 2-этилгексанола. Но алкилнитраты имеют и недостатки: они токсичны, коррозионно агрессивны, способствуют окислению топлива при хранении. Поэтому продолжаются поиски альтернативных продуктов.
Хотя алкилнитраты при условии выработки в достаточно больших количествах сравнительно дёшевы, с целью их дальнейшего удешевления рассматриваются варианты нитрования спиртсодержащих отходов химии и нефтехимии: кубовых остатков бутиловых спиртов, отходов сахарной и спиртовой промышленности и т.д. Получены интересные результаты, которые до внедрения пока не доведены.
Потребность в промоторах воспламенения при переходе российских НПЗ на выработку топлив с цетановым числом не ниже 51, может оказаться большой. При расчёте требуемой концентрации (для доведения ЦЧ топлива от исходного значения до 51 ед.) в первом приближении можно пользоваться зависимостью, представленной на рис. 5.
Можно считать, что при исходном значении ЦЧ, равном 48-49, достаточно 0,05% присадки. К 2020 г. потребность страны в дизельном топливе может составить около 60 млн. т/год (рис. 6). Трудно сказать, какое потребуется количество топлива с цетановым числом 51. Если справедлив прогноз, согласно которому к 2020 г. в структуре парка грузовых автомобилей 75 % составят машины класса Евро-3, 4 и 5 (рис. 7), то можно предположить, что присадок этого типа потребуется 20-25 тыс. т/год. Сейчас на российском рынке есть как импортные так и отечественные присадки. В России алкилнитраты могут вырабатываться на нескольких предприятиях, имеющих соответствующие технологические возможности. Вероятно, основным изготовителем будет ФКП «Завод имени Я.М.Свердлова», Дзержинск, располагающий установкой мощностью несколько тысяч тонн 2-этилгексилнитрата в год.
Депрессорно-диспергирующие присадки.
С применением депрессоров в топливах связаны две проблемы. Первая заключается в снижении температуры застывания топлива и улучшении его прокачиваемости. Её начали решать в 1950-е годы после того, как депрессорные присадки стали с успехом применяться в смазочных маслах. К сожалению, все попытки приспособить их для дизельных топлив успеха не имели. Распространилось мнение, что для топлив депрессоры в принципе непригодны. Лишь после нескольких лет упорных поисков было обнаружено, что большую роль играет масса и геометрия молекулы присадки. Это, практически важное открытие способствовало созданию огромного ассортимента присадок этого назначения.
Вторая проблема заключается в расслоении топлива с депрессорной присадкой при холодном хранении. Депрессорные присадки препятствуют слипанию кристаллов парафинов с образованием малоподвижной структуры, но не могут предотвратить начало самой кристаллизации. Поэтому топлива с такими присадками при длительном холодном хранении разделяются на два слоя: нижний, обогащённый кристаллами парафинов и верхний светлый. Оба слоя сохраняют подвижность, но различаются составом и, следовательно, теплофизическими характеристиками.
Этот недостаток устраняется путём введения в топливо наряду с депрессором ещё одной присадки, получившей название диспергатора парафинов. И депрессор, и диспергатор могут подбираться для топлива по-отдельности, но могут использоваться в виде бифункционального пакета. В настоящее время предпочтение отдаётся именно таким пакетам. Некоторая иллюстрация сказанному выше представлена на рис. 8.
Основные технические решения по составу и производству депрессорных присадок сохраняются уже в течение нескольких десятилетий. Собственно, речь идёт о двух технологиях. Первая заключается в сополимеризации этилена с винилацетатом при высоких (до 150 МПа) давлении и температуре (100-150 оС) с получением ЭВА-сополимера. Вторая — в получении сополимера на основе олефинов и алкилметакрилатов. Эта технология требует более мягких условий, но не позволяет получить присадку, эффективно улучшающую все низкотемпературные показатели топлив, включая предельную температуру фильтруемости. Поэтому предпочтение отдаётся ЭВА-сополимерам, хотя интерес к полиалкилметакрилатам время от времени возникает снова и снова. Впрочем, для печных и котельных топлив эти присадки вполне пригодны.
Рынок депрессорно-диспергирующих присадок имеет особенности, объясняемые спецификой действия депрессоров и связанными с ней конъюнктурными причинами. В отличие от противоизносных присадок и промоторов воспламенения, депрессоры не имеют универсального характера. К каждому топливу необходимо подбирать присадку с определёнными физико-химическими характеристиками. Таким образом, в общем случае требуется достаточно обширный набор присадок. В ассортименте поставщика депрессоров должно быть 20-30 марок депрессоров, из которых для каждого конкретного случая подбирается оптимальный вариант. На российский рынок депрессорных и депрессорно-диспергирующих присадок европейские фирмы вышли в 1991 г., заключая контракты на поставки присадок партиями по 50-100 тонн.
Исходя из сравнительно небольших объёмов выработки депрессоров при широком ассортименте, а также довольно сложной технологии, создавать в России собственное производство депрессоров для дизельных топлив на первый взгляд невыгодно. Но следует учесть, что депрессоры требуются также и для мазутов, и для сырой нефти. При несложных изменениях режима они могут изготавливаться на одной и той же установке. В результате рентабельность производства заметно увеличится. Эти вопросы в комплексе своих проблем окончательно не решены.
В России Ангарский завод катализаторов и органического синтеза по технологии ВНИИ НП освоил производство присадки ВЭС-410 Д, сравнимый по эффективности с зарубежными образцами. Здесь же вырабатывается присадка ВЭС-408 для остаточных топлив. Что касается диспергаторов парафинов, сейчас ведётся разработка отечественных продуктов, которую предполагается завершить в ближайшие годы. Необходимое техническое решение найдено. Однако, требуется набор достаточного количества статических данных, чтобы заявить, что диспергатор парафинов разработан.
Александр Данилов
Как выбрать присадки в бензин
О пользе и эффективности автомобильных присадок можно спорить бесконечно долго. При этом уже мало у кого остаются сомнения в том, что топливные присадки действительно работают и приносят определённую пользу по мере своих возможностей.
Hi-Gear Oktan Plus
Спрос на присадки обусловлен низким качеством топлива на многих автозаправочных станциях. Чтобы хоть как-то компенсировать этот недостаток, в топливный бак частенько заливают определённое количество специальной автохимии. Она направлена на решение разных задач, включая повышение октанового числа.
Открытым остаётся вопрос о том, какие именно присадки использовать, зачем они вообще нужны и на что обращать особое внимание при покупке подобной автохимии, дабы не нанести автомобилю дополнительный вред.
Зачем в топливо добавляют присадки
Достаточно актуальный и справедливый вопрос, ответ на который многие автомобилисты до сих пор получить не могут. Не все до конца понимают, для каких именно целей в бензин добавляют ещё какие-то жидкости. Многие опасаются нанести вред топливной системе и самому мотору. Другие же с уверенностью покупают небольшие флаконы и перед посещением АЗС заливают в бак их содержимое.
По своей сути бензин стоит рассматривать как смесь из углеводородов, которую получают путём переработки газовых конденсатов и нефти. Но этого мало для обеспечения желаемой работоспособности и эффективности горючего. Поэтому дополнительно в состав включают специальные присадки. Причём их идёт достаточно обширный список.
С помощью присадок или дополнительных химических компонентов топливо становится более устойчивым к детонации, снижается его испаряемость и пр. То есть действие добавок направлено на улучшение технических и физико-химических характеристик.
Но при этом крайне важно, чтобы присадки соответствовали некоторым требованиям и условиям. А именно:
- не способствовали появлению вредных отложений внутри системы топливоподачи;
- снижали интенсивность образования нагара в камере сгорания;
- не способствовали сильному нагарообразованию в выпускных каналах;
- повышали экологичность и безопасность продуктов сгорания, то есть выхлопных газов.
Каждый производитель топлива номинально сам вносит определённый пакет присадок, который регламентируется нормативными документами. Основным из них считается действующий ГОСТ.
SGA Suprotek
Если бы все компании строго следовали правилам, потребности в использовании присадок не было. Но зачастую заливаемое на АЗС топливо не соответствует тем требованиям, которые прописаны в государственных стандартах.
Причины тому бывают разные, начиная от умышленной экономии и использования более дешёвых добавок, заканчивая нарушениями правил хранения горючего уже непосредственно в местах его продажи, то есть на автозаправочных станциях.
Можно выделить несколько основных причин, из-за которых автомобилисты порой вынуждены использовать дополнительные комплекты присадок, собранные в виде одного небольшого флакона со специальной жидкостью.
- Слишком низкое октановое число бензина на АЗС. Чем ниже этот показатель, тем хуже детонационная стойкость. При лучших раскладах снижение октанового числа ведёт к падению мощности двигателя. В худшем случае можно столкнуться с прогоранием поршней и клапанов. В итоге это обернётся дорогостоящими ремонтно-восстановительными работами.
- Наличие в составе смол и других вредных компонентов. Про последствия все прекрасно понимают. Здесь речь идёт о загрязнении топливопровода, снижения эффективности горения топливовоздушной смеси, а также об ускоренном износе катализаторов в автомобилях. В скором времени придётся обязательно чистить топливную систему. И чем хуже будет топливо, тем чаще проводится такая процедура.
- Попадание воды в бак. Если в топливном баке окажется много влаги, это приводит к таким последствиям как дёрганье двигателя, проблемы с пуском, плавающие холостые обороты и пр. При сильных заморозках топливо вовсе может замёрзнуть или спровоцировать обмерзание топливопровода. Плюс извечная проблема воды и металла в виде коррозии.
Фактически можно сказать, что присадка повышает свойства и качество топлива, увеличивает моющий эффект и помогает избавиться от старого нагара.
Виды присадок и их особенности
Теперь следует разобраться в том, какие именно присадки добавляют в бензин и к чему приводит их использование. Добавки отличаются по своему составу и характеристикам, а также по технологиям производства.
Поэтому понятие топливных присадок для бензина достаточно общее и скорее условное, поскольку они делятся на соответствующие подкатегории с характерными сильными и слабыми сторонами.
Фактически все существующие присадки в топливо, которые автомобилисты добавляют в бензин, можно разбить на 4 категории:
- очищающие топливные присадки;
- присадки-осушители;
- катализаторы топлива;
- универсальные присадки для горючего.
Каждую категорию стоит рассмотреть отдельно, чтобы лучше понять, какие преимущества и дополнительные возможности способны дать те или иные виды добавок.
Очищающая группа
Довольно часто автомобилистов интересует специальная присадка, предназначенная для очистки засорившейся топливной системы. Её, как и большинство других, просто заливают в бензин до или после посещения АЗС.
Подобная автохимия служит для того, чтобы удалять образовавшийся нагар и избавляться от смол, которые оседают на поверхностях элементов топливной системы. Поэтому моющие присадки совершенно справедливо и оправданно заливают в бензин, чтобы очистить инжектор, промыть форсунки и пр. Не стоит полагаться на то, что заправка проверенным горючим к подобным последствиям не приведёт. Это актуально для всех автомобилей и любых топливных систем. Чем качественнее топливо, тем дольше вы не будете сталкиваться с проблемами нагарообразования. Вот и всё.
Повышенная дымность выхлопа часто обусловлена именно сильным засорением топливной системы и инжектора, либо карбюратора. И чтобы автомобильный двигатель не дымил, часто в ход идёт соответствующая присадка в бензин с якобы великолепным противодымным эффектом. Встречаются и иные ситуации, когда соответствующие специализированные присадки в бензин добавляются для раскоксовки поршневых колец.
Castrol TBE
Любые присадки-очистители направлены в первую очередь на профилактику, но никак не на устранение серьёзных засорений, сильного нагара и большого количества смол. Если машина проехала уже более 100 тысяч километров, ни разу до этого не применяя даже профилактические присадки, топливная система наверняка будет нуждаться в серьёзной чистке. И простая заливка автохимии не поможет. Иногда она приводит к обратному эффекту. Сбитые присадкой частицы сажи и нагара могут попасть в топливо, забить фильтр, спровоцировать выход из строя форсунок и пр.
Стоимость присадок довольно низкая. Особенно при сравнении с процедурой профессиональной чистки двигателя. Поэтому многие автомобилисты хотят сэкономить, решив проблему нагара путём использования химии.
Если и использовать присадку, то только в профилактических целях и для борьбы с загрязнениями на ранних этапах. С помощью качественных составов можно существенно продлить срок службы инжектора без чистки. Но такой эффект удастся получить лишь при условии регулярного использования высококачественных составов.
Что же касается специализированных чистящих и моющих присадок, которые якобы созданы специально для раскоксовки колец или очистки инжекторов, то это больше маркетинговый ход. Все очищающие добавки имеют похожий состав и одинаковый принцип действия.
Как профилактические средства, моющие добавки показывают себя хорошо. Если же загрязнение серьёзное, слой нагара внушительный, сначала проводится профессиональная чистка, а уже после заливаются присадки, дабы ситуация не повторилась.
Lavr Oktane Plus
Группа осушающих средств
Довольно часто для экономии или просто по причине нарушения технологии хранения в топливе оказывается вода. И тут разработчики автохимии начинают предлагать свои присадки, предназначенные для осушения бензина.
Суть добавок заключается в том, чтобы удалить лишнюю влагу из состава горючего. Туда она попадает в виде конденсата, при заправке на плохих АЗС, а также из-за естественных процессов и повышенного уровня влажности зимой.
Вряд ли стоит напоминать о том, что в топливе воды быть не должно, и она потенциально очень опасна. Это прямая угроза для целостности двигателя. Если воды много и она замёрзнет, тогда есть риск повреждения фильтров и топливопроводной системы.
Использовать осушители — это довольно спорное мероприятия. И сейчас поймёте, почему. Подавляющее большинство таких добавок включают в свой состав до 90% спирта, а также немного абсорбирующих и прочих компонентов. В отличие от очищающих средств, которые доказали свою эффективность, от осушителей толку практически нет. Их эффективность на крайне низком уровне.
Зачастую присадка способна удалить не более чем несколько процентов влаги. От них не будет вреда, если использовать периодически в профилактических целях и в умеренном количестве. Но полагаться на осушители как на панацею при условии сильного заводнения бензина не стоит. Намного правильнее в такой ситуации просто слить плохое топливо и заехать на хорошую АЗС. Нельзя исключать вероятность гидроудара, который может окончательно вывести мотор из строя.
Группа катализаторных присадок
Зачастую автомобилистов интересует именно увеличение октанового числа, когда приобретаются присадки, добавляемые в бензин. Они позиционируются как средства для повышения качества горючего. Их ещё называют октан-корректорами.
Если отталкиваться от описаний товара и рекомендаций производителя, то всё выглядит крайне перспективно и многообещающе. Но на этот счёт можно поспорить.
Но водителям следует знать, так ли выгодно покупать присадки, добавляемые в бензин, предназначенные для повышения октанового числа. Изготовитель указывает, что их добавки снижают уровень потребления топлива и ещё параллельно повышают мощность силового агрегата.
Если взглянуть на состав, то большинство таких присадок будут состоять из одноатомного спирта, аллотропа углерода и различных эфиров. Это те же самые компоненты, которые входят в реализуемое на АЗС топливо наиболее популярных марок 92 и 95.
Поэтому возникает закономерный вопрос касательно того, стоит ли покупать присадки для бензина, которые предназначены для увеличения его качества. Тут нужно взглянуть на некоторые условные цифры.
Injection Reineger Light
Один флакон присадки предназначен обычно на улучшение характеристик 100-200 литров горючего, то есть на 2-4 полных бака. Но добавка стоит не так мало, из-за чего расходы автомобилиста повышаются. Само топливо стоит дешевле. Испытания и тесты доказывают, что вместо обещанного повышения на 5-7 единиц октанового числа, по факту мы получаем около 2-3. Из-за этого покупка большинства октан-корректоров оказывается нецелесообразной с финансовой точки зрения. Чем заправляться на сомнительных АЗС и компенсировать низкое качество добавлением присадок, лучше изначально заехать на хорошую заправку.
Использовать катализаторы топлива рационально только в ситуациях, когда в топливный бак было залито плохое горючее, а заменить его или долить другое в ближайшее время не получится. Хотя в идеале стоит слить плохую горючку и заправиться на хорошей АЗС. Перед этим рекомендуется дополнительно очистить топливную систему.
Хотя нельзя исключать некоторые действительно качественные и эффективные решения. Их на рынке не так много, но они есть.
Группа универсальных присадок
Тут уже речь идёт сугубо о маркетинговом ходе, который успешно применяют производители автомобильной химии. Причём уважающие себя компании никогда не будут предлагать присадки, которые якобы могут одним флаконом решить все проблемы.
По заверениям изготовителей, универсальные добавки предназначены для одновременной очистки топливной системы, повышения октанового числа, удаления влаги и пр.
Покупать их или нет, дело лично каждого. Но вряд ли стоит рассчитывать на то, что в одном флаконе собраны эталонные компоненты, способные на такой эффект. Это при том, что нет высокоэффективных присадок специального назначения. Что уж говорить про универсальные разработки.
Dry Fuel Petrol
Рейтинг эффективных топливных присадок
Учитывая тот факт, что ассортимент на полках автомагазинов огромен, но далеко не все присадки соответствуют своим обещаниям в плане эффективности и пользы, автомобилистам приходится очень тщательно подходить к вопросу их выбора.
Чтобы упростить задачу по покупке качественного и эффективного средства, был составлен соответствующий рейтинг. Он охватывает сравнительно небольшой перечень присадок. Но именно они получили самые высокие потребительские оценки и положительные отзывы.
- Supremium от Wynns. Как ни странно, но в рейтинг даже попало универсальное средство. Это один из немногих производителей, который предлагает действительно качественные добавки. Может средство действует не так эффективно, как заявляет производитель, но польза есть. Особенно это касается увеличения ресурса мотора и снижения токсичности выхлопного газа.
- Fuel Dryer производства Sintec. Неплохой осушитель с доказанной эффективностью. При этом стоит довольно дёшево. Служит строго для удаления лишней влаги. Производитель ничего другого не обещает.
- Dry Fuel Petrol. Снова осушитель, но уже отечественного производства фирмы Lavr. Достойно нейтрализует воду в горючем. Работает хорошо, стоит дёшево. Но подходит сугубо как профилактическое средство.
- SGA Супротек. Многофункциональная добавка очищающего типа, ориентированная на бензиновые моторы. Защищает от износа форсунки и инжекторы, обладает антикоррозийными свойствами. Рекомендуется к применению как профилактическая присадка.
- TBE от Castrol. Это препарат для антикоррозийной защиты, средство для предотвращения обледенения, устранитель вредных отложений на форсунках и пр. Присадка не повышает октановое число, хотя некоторые продавца заявляют об обратном.
- Injection Reineger Light. Производителем выступает ведущий изготовить автохимии Liqui Moly. Присадка очищающего типа. Производитель советует применять для профилактики.
- Oktane Plus от Lavr. Присадка для повышения качества топлива и увеличения октанового числа. Реальный прирост составляет не более 5-6 единиц. Эффективность доказана на практике.
- УМТ от компании Тотек. Здесь речь идёт об усилителе моторного топлива. Отечественная разработка в виде катализатора горючего. Пользователи отмечают, что после применения добавки увеличивается качество сжигания топлива, падает температура мотора, из бака уходит лишняя влага.
- Octane Plus от Liqui Moly. Из названия понятно, что это октан-корректор. Хорошо проявляет себя в ситуациях, когда в бак попало низкокачественное топливо.
- Октан плюс производства Hi-Gear. Наиболее популярная добавка среди отечественных автомобилистов, которая выпускается в США и выступает в качестве очистителя. Реальные тесты доказали способность снижать расход горючего на 5-7%. Также повышается октановое число.
Доверять этим присадкам или нет, дело лично каждого автомобилиста. Но ставить на своей машиной эксперименты, заливая в топливный бак все добавки подряд, точно не стоит.
Присадки, даже если они используются сугубо для профилактики, нужно применять по мере необходимости, в соответствии с инструкциями производителя. Иначе вместо положительного эффекта можно столкнуться с негативными последствиями.
Wynns Supremium
Опасные и вредные компоненты присадок
Существуют такие присадки и их отдельные компоненты, которые способны нанести больше вреда, нежели принести пользы. Поэтому при покупке автохимии внимательно читайте состав и обращайте внимание на наличие веществ, которые будут перечислены ниже.
- Для начала стоит исключить этил или же тетраэтилсвинец. Такое вещество способствует уменьшению дымности мотора и повышает его мощность. Также влияет на качество горючего, снижая его детонацию. Но это и опасный яд для организма. Поэтому его попадание даже на кожу может привести к крайне печальным последствиям.
- Не менее вредным считается этанол или просто спирт. Его добавление в горючее способствует повышению октанового числа и КПД мотора в общем. Но если злоупотреблять спиртом, прокладки быстро разрушится. Превышение дозировки даёт обратный эффект в виде падения октанового числа. Дополнительно застучат клапана, и начнётся детонация.
- Не рекомендуется использовать нафталин, который в основном служит как компонент для повышения октанового числа. Но он же провоцирует развития онкозаболеваний. Плюс повышает объём вредного выхлопа, способствует активному образованию нагара. Активное применение приведёт к забитым фильтрам и закупоренным шлангам.
- Ацетон или же более сложное название метилбутиловый эфир. Из положительного можно отметить способность повышать октановое число при соблюдении правильной дозировки. Но этот компонент изначально входит в состав производимого заводами топлива. Добавив ещё, можно спровоцировать обратный эффект падения октанового числа, а также привести к образованию огромного количества вредных органических соединений.
- Внимательнее относитесь к такому веществу как марганец. Да, он может поднять октановое число. Но если использовать долго и неправильно, придётся вскоре менять нейтрализатор, покупать новые свечи зажигания, решать проблему падения мощности и густого серого дыма их выхлопной трубы.
- Ещё к числу вредных веществ относят ферроцен. Опять же используется с целью увеличения октанового числа. Но именно из-за него на свечах и на поверхностях цилиндров появляется внушительный слой красного нагара. Приводит к общему снижению ресурса силового агрегата.
- Также стоит исключить разные ароматические углеводы, в числе которых такие вещества как толуол и бензол, которые якобы могут поднять октановое число сразу на 10 единиц. Но эти компоненты характеризуются убийственность растворимой способностью. Поэтому вскоре придётся попрощаться со всеми эластичными уплотнителями, резинками, прокладками и пр. Параллельно вещества выступают катализаторами коррозии.
Как вы видите, множество присадок, которые имеют высокие способности к повышению октанового числа, на практике сопровождаются серьёзными недостатками.
Prisadka Totek UMT
И если смириться с некоторыми вредными воздействиями на мотор или топливную систему ещё можно, то допускать использования присадок, вредных и опасных для жизни человека категорически нельзя.
Применение топливных присадок является индивидуальным делом каждого автовладельца. Кто хочет, тот может смело заливать разные жидкости в топливный бак. Если вы считаете их вредными и опасными, никто не будет заставлять вас поменять своё мнение и отношение к присадкам.
Но те водители, которые хотят получить достойный эффект от заливки пакета присадок в виде небольшого флакона, должны сначала убедиться в их качестве, назначении и необходимости применительно к сложившейся ситуации. Если топливная система загрязнена, форсунки забиты достаточно сильно, намного правильнее и логичнее сначала провести профессиональную чистку на специальном оборудовании. А уже в дальнейшем можно заливать строго регламентированное количество присадок, дабы не повторить ситуацию либо просто увеличить срок, когда потребуется следующая профессиональная промывка.
Что же касается октан-корректоров, то на их счёт сомнений куда больше. Достойной и порой финансово более выгодной альтернативой станет посещение проверенных АЗС, реализующих качественный бензин. Но флакон с присадкой можно кинуть в бардачок, чтобы в экстренном случае, когда придётся заправиться некачественным горючим, можно было хоть немного откорректировать состав.
Нужно ли использовать присадки в бензин? Давайте разберемся.
Производители хорошо поработали, над тем, чтобы у автовладельцев кружилась голова от такого огромного выбора всевозможных присадок для автомобильного топлива. Весь лагерь водителей условно делится на две части. Одни, наслушавшись советов мнимых экспертов, льют чудо присадки в бензин чуть ли не при каждой заправке, другие относятся к присадкам в бензин нейтрально, или даже скептически, считая, что «сколько машине положено, столько она и отходит».
Давайте попытаемся расставить все по своим местам и понять в конечном итоге, есть ли смысл использовать присадки и для каких целей.
Сразу отметим, что бензина без присадок не бывает. На заводе, уже на этапе производства, в бензин добавляется огромное количество специальных присадок, они помогают получить от бензина именно те свойства, которые необходимы (воспламенение при определенной компрессии, догорание топлива при определенной температуре и т.д.).
Поэтому подчас, добавляя присадки, многие автолюбители превышают концентрации определенных химических веществ в топливе, а это может нанести вред не только автомобилю, но и здоровью автовладельца.
В связи с этим, перед тем как использовать присадку, внимательно изучите руководство по применению, и не позволяете себе превышать положенные нормы. А чтобы не ошибаться в процентных отношениях, лучше смешивать бензин с присадкой не в баке автомобиля, а в гараже в канистре.
Топливные присадки в бензин можно разделить на четыре большие группы:
Очищающие присадки.
Для инжекторных или карбюраторных автомобилей. Способны очистить топливную систему, и также камеру сгорания, впускные/выпускные клапана, поршневые кольца. Концентрированные очистители имеют высокую активность, поэтому применять их для очистки системы автомобилей с большим пробегом крайне нежелательно.
Может сложиться ситуация, что у вас образуется «тромб» в системе, который будет сложно диагностировать своими силами без поездки в автосервис.
Концентрированные присадки.
Применяются для новых автомобилей. Производители очищающих присадок рекомендуют применять их регулярно, для предотвращения загрязнений. Для стареньких автомашин с большим пробегом можно использовать так называемые мягкие очистители. Они удаляют твердый осадок медленно, позволяя дожигать его в камере сгорания.
Сами понимаете, что в таком случае очистка системы займет у вас больше времени. Длительность очистки зависит как от загрязненности системы, так и от эффективности действия присадки.
Присадки, позволяющее увеличить октановое число топлива.
Это специальные химические соединения, подчас крайне вредные для здоровья людей и животных, предназначенные для увеличения октанового числа топлива и уменьшения явления свободной детонации. Например, добавки на основе нафталина, позволяют увеличить октановое число топлива на 4 ед., превратив 92 бензин в 95.
При этом такие добавки имеют и свои минусы: нагар на свечах и клапанах, нафталин кристаллизуется и выпадает осадком на шлангах и фильтрах топливной системы.
Осушителя для топлива.
Такие присадки позволяют избавиться от лишней влаги в топливе и конденсата в баке. Применяют для таких целей изопропиловый спирт, он полностью нейтрализует воду в системе и хорошо догорает вместе с бензином.
В завершении статьи хотелось бы сказать, что топливные присадки в бензин лучше использовать под решение конкретных целей для конкретного автомобиля. Используйте только те присадки в бензин, которые рекомендованы заводом-производителем вашего авто, тогда и проблем будет меньше и эффект достигнут быстрее.
Моющие присадки в автомобильное топливо. Виды и классификация.
Очищающие и октаноповышающие присадки для улучшения сгорания бензина
Основные эксплуатационно-качественные показатели бензина: показатели его испаряемости, детонационную стойкость и склонность к нагарообразованию.
Первый показатель определяет пусковые свойства бензина и его физическую стабильность. Детонационная стойкость бензина отражает его способность противостоять произвольному воспламенению при сжатии. Высокая детонационная стойкость бензина обеспечивает его нормальное сгорание на всех режимах эксплуатации двигателя. Показателем детонационной стойкости автомобильных бензинов является октановое число. При заправке автомобиля топливом с более низким показателем октанового числа, чем у того, которое было предписано заводом-изготовителем, увеличивается вероятность возникновения детонационного сгорания топлива, что приводит к перегреву и повышенному износу автомобильного двигателя, а в отдельных случаях и к его локальным разрушениям.
Для повышения октанового числа бензина в России разрешены к использованию органические соединения марганца, железа и ароматические амины, также на наших заправочных станциях можно встретить и высокооктановые сорта бензина, включающего добавки метил-третбутилового эфира.
Наличие в бензине железосодержащих присадок приводит к образованию отложений оксидов марганца и железа на стенках камеры сгорания, тарелках клапанов и свечах зажигания. Это приводит к коррозии выпускных клапанов, калильному воспламенению бензовоздушной смеси, ускоренному выходу из строя свечей зажигания. Ярким примером применение таких присадок служит красный налет на свечах зажигания.
Антидетонаторы на основе ароматических соединений (экстралин, ксилидин и др.) малотоксичны, стабильны и обладают хорошей эффективностью, в концентрации до 1% они в состоянии повысить октановое число бензина на 9–12 единиц, но в то же время их присутствие в бензине приводит к повышенному осмолению последнего при длительном хранении, неправильной транспортировке, а при его использовании происходит образование смолянисто-коксовых, устойчивых к растворению отложений на стержнях клапанов и топливных форсунок, а также засорению топливной аппаратуры и всей топливной системы автомобиля в целом. Все это самым негативным образом отражается на процессе подачи топлива в цилиндр, а в результате и на качестве образующейся бензовоздушной смеси. Что оборачивается потерей мощности, «провалами» и неустойчивой работой автомобильного двигателя, а также повышенным расходом топлива.
Также для поднятия октанового числа бензина может быть использован метил-третбутиловый эфир, его 10–15% добавка увеличивает октановое число бензина на 9–12 единиц. Метил-третбутиловый эфир в составе бензина способен к вступлению в активную реакцию с содержащейся в атмосфере влагой, в результате которой происходит насыщение бензина водой. Вода, попадая в топливную систему автомобиля, в зависимости от времени года и разновидности топливной системы питания может привести к выходу из строя фильтрующих элементов и топливоподающей аппаратуры, одновременно она провоцирует появление коррозии в топливных баках, топливопроводе и на «зеркале» цилиндров автомобильного двигателя.
Как видно, использование практически любого бензина чревато теми или иными неприятностями для топливной системы питания автомобиля и его двигателя. При этом, как показывает практика, первые доступные для обозрения невооруженным глазом отложения на топливных форсунках инжекторных двигателей появляются уже после первых полутора тысяч (1500 км) километров пробега автомобиля.
В данном случае для автовладельца существуют различные варианты поведения. Если взять крайний случай, то можно не обращать никакого внимания на появление отдельных затруднений при работе двигателя и ездить до «победного конца» (с ударением на последнем слове). Или если автовладелец все-таки предпочитает выстраивать свои отношения с «железным другом» (и в этой фразе тоже будет правильнее сместить акцент на второе слово) в несколько ином ключе, можно посоветовать обратить внимание на моющие топливные присадки.
Всю существующую палитру топливных присадок можно классифицировать по их назначению: очистители деталей топливной системы, очистители деталей камеры сгорания, присадки, изменяющие характеристики топлива. По способу их воздействия различают: комплексные концентрированные очистители топливной системы, «мягкие очистители» топливной системы, и в последнее время некоторые производители в отдельный класс начали выделять препараты направленного действия. Столь подробная градация препаратов, входящих в данную группу автомобильной химии, продиктована необходимостью дифференцированного подхода к очистке топливной системы автомобиля, с учетом его пробега, условий эксплуатации и конструкционных особенностей установленной на него топливной системы питания.
Комплексные очистители топливной системы автомобиля
Комплексные очистители топливной системы предназначены для очистки сразу всей топливной системы автомобиля начиная от топливного бака и заканчивая соплом форсунок, включая удаление отложений со стенок камеры сгорания, стержней и тарелок клапанов. Препараты данной группы можно безбоязненно применять только для очистки топливных систем автомобилей с небольшим пробегом и тех систем, что проходят регулярное профилактическое обслуживание. В противном случае желание хозяина автомобиля с большим пробегом воспользоваться данным препаратом скорее всего обернется тем, что слишком активная формула комплексного очистителя «отъест» с поверхности бака и трубопроводов всю скопившуюся за время эксплуатации автомобиля грязь, включая твердые отложения. В результате появляется опасность, что вся эта грязь отправится вместе с топливом в путешествие по топливной системе автомобиля, попутно засоряя шторки фильтрующего элемента и выводя из строя топливную аппаратуру (инжектора, бензонасос) и топливные фильтры.
«Мягкие» очистители топливной системы автомобиля
Следующая группа «мягких» очистителей служит для удаления из топливной системы лаковых и мазеобразных отложений, не затрагивая при этом твердого осадка. Благодаря настроенной таким образом активной формуле «мягких» очистителей их можно смело заливать в бак старых автомобилей и автомобилей с большим пробегом. Но практикуя подобный — «мягкий» — подход к очистке топливной системы, хозяин автомобиля не вправе рассчитывать на получение быстрого результата, так как это во многом будет зависеть от степени загрязнения системы и эффективности каждого, отдельно взятого препарата в пересчете на пробег протяженностью в несколько тысяч километров. В отличие от производства концентрированных комплексных препаратов процесс производства «мягких» очистителей гораздо сложнее: в ходе него кроме проведения научно-исследовательских работ необходимо всестороннее тестирование полученного продукта. Выполнение всех этих условий под силу только серьезным производителям. Как правило, исходя непосредственно из названия такого препарата, нельзя выяснить, к какому типу очистителей он относится — «мягкому» или «комплексному концентрированному», так как в официальной классификации таких определений для топливных присадок не существует. Поэтому определить тип очистителя можно, только ознакомившись с описанием воздействия присадки на углеводородные отложения.
Присадки направленного действия
К числу химических средств направленного действия относят препараты, в которых заложена возможность регулировки времени начала их работы. После смешивания с бензином ни в баке автомобиля, ни в трубопроводе такая присадка не проявляет своего действия, и лишь на подходе к зоне высоких рабочих температур (как правило, порог таких температур составляет около +80 С) активные компоненты присадки направленного действия начинают работать. Благодаря такому механизму препараты направленного действия способны эффективно справляться с углеводородными, лаковыми и другими видами загрязнений, образующихся на поверхности камеры сгорания, впускных клапанов, топливных распылителей и форсунок.
Наши моющие топливные присадки действуют именно по такому принципу, но помимо этого они также воздействуют и на само топливо. Вступая во взаимодействие с бензином или дизельным топливом происходит расщепление длинных молекул топлива на более легкие фракции, что приводит к лучшему окислению и обеспечивает полное сгорание бензина или дизтоплива в камере сгорания, а не в выхлопной трубе (как в ракетном топливе сгорание увеличивается в сопле Лаваля, а не за его пределами). Все это эффективно очищает топливную аппаратуру, камеру сгорания инжекторных и карбюраторных двигателей.
Очищающие присадки для дизтоплива
Цетановое число — определяющий показатель дизельного топлива, оказывающий существенное влияние на режимы работы двигателя. Оно влияет на мощность, экономичность, жесткость рабочего процесса, легкость пуска двигателя, расход топлива, дымность отработанных газов. Современные высокооборотные дизельные двигатели, рассчитанные на дизельное топливо с цетановым числом 51-53 единицы, на практике не могут выдавать заявленные мощностные показатели при работе на низкоцетановом топливе. Чем выше цетановое число дизельного топлива, тем меньше период задержки воспламенения и соответственно выше скорость его воспламенения. Кроме того, чем выше цетановое число, тем легче осуществляется пуск дизельного двигателя, особенно в зимний период.
Цетановое число дизельного топлива производства российских НПЗ, как правило, составляет 45-48 единиц. Поэтому появляется необходимость увеличивать цетановое число специальными присадками, но это может оказывать побочное воздействие на другие показатели дизельного топлива.
В дизельное топливо ЭКТО, изготавливаемое ЛУКОЙЛом, входит, наряду с противоизносной, цетаноповыщающей и депресорно-диспергирующей присадкой, также моющая присадка. Однако введение этих присадок в топливо приводит к загрязнению отложениями камеры сгорания. Моющая присадка отмывает впускной клапан, но увеличивает нагары на поршне и в камере сгорания, что в свою очередь со временем приводит к ухудшению выбросов и эксплуатационных параметров, повышению износа двигателя.
Малейшее загрязнение, приводит к изменению качества работы распылителей, а это неизбежно сказывается на работе двигателя – потеря мощности, перерасход топлива. Кроме того, возникающие со временем отложения на поршневых кольцах приводят к падению компрессии, что так же неблагоприятно сказывается на работе дизельного двигателя. Регулярная очистка топливной системы, поршневых колец, камер сгорания буквально дает двигателю второе дыхание, не говоря уже о том, что продлевает его жизнь. Причем, учитывая специфику дизелей, в теплое время года хозяин машины может не заметить тревожных сигналов к тому, что время провести очистку. Зато с наступлением холодов есть риск столкнуться с серьезными проблемами работы двигателя. Чтобы избежать осложнений, разумно позаботиться о своей машине заранее.
Производимая нами присадка для дизельных топлив — присадка направленного действия. Ее принцип действия аналогичен нашей топливной присадки для бензина. Активация происходит при температуре свыше 80 градусов, что позволяет эффективно бороться с углеродистыми образованиями в топливной аппаратуре и нагарообразованием на деталях камеры сгорания. Регулярное использование наших качественных моющих присадок для дизельного топлива препятствует образованию нагара на свечах накаливания, поршнях и стенках камеры сгорания, закоксовыванию форсунок и поршневых колец. В зависимости от своего назначения активная формула дизельных моющих присадок способна вытеснять попавшую в топливо воду, препятствует его загустеванию и повышению цетанового числа, обладает смазывающим эффектом.