Что такое автомобиль хэтчбек: Что такое хэтчбек? Типы кузовов автомобилей: седан, хетчбэк, универсал, внедорожник. – Что это такое и что лучше хэтчбек, седан или универсал

Содержание

Что такое хэтчбек? Типы кузовов автомобилей: седан, хетчбэк, универсал, внедорожник.

Белаз (кузов:самосвал)

Добрый день, уважаемые читатели. Как многие из Вас, наверное, уже догадались, сегодня я хочу поговорить о типах кузовов легковых автомобилей.

Помню времена, когда услышанное слово хэтчбек вызывало у меня недоумение. Думаю, что и среди читателей, найдутся люди с похожей проблемой. В данной статье я попытаюсь эту проблему решить.

Чтобы не вводить Вас в заблуждение, поясняю, что на картинке слева изображен не хетчбек, а самосвал. Да Вы и сами, наверное, догадались.

Теперь подробнее непосредственно о кузовах легковых автомобилей. К самым распространенным и популярным кузовам относятся: седан, хетчбэк и универсал. Существуют и другие виды кузовов, такие как купе, кабриолет, лимузин, вагон. Они сегодня менее популярны.

Седан

Лада Приора (кузов: седан)

Данный вид кузова отличается классическим багажником. Да и сам кузов является классическим. Еще 15-20 лет назад большинство автомобилей выпускались именно с кузовом типа седан.

Седан отличается относительно небольшой вместимостью багажника (по сравнению с хетчбэком и универсалом), обычно имеет 4 двери.

Хэтчбек

Лада-самара (кузов: хетчбэк)

Данный тип кузова скорее современный, чем классический. На мой взгляд, сейчас автомобили с кузовом хетчбек постепенно вытесняют классические седаны. И у этого есть основания. При том, что длина хетчбека в большинстве случаев меньше (хетчбэк имеет более короткий задний свес), чем у седана, первый обладает значительно большей вместимостью.

Хетчбэк в разных исполнениях может иметь 3 или 5 дверей. 3-х дверный хетчбэк не подарок для большой семьи. В таком автомобиле посадка на заднее сиденье не вызывает удовольствия.

Универсал

Лада Калина (кузов-универсал)

Автомобили с данным типом кузова, обладают повышенной вместимостью. Также как и хетчбэк универсал имеет 5 дверей. Но длина универсала значительно больше. Обычно задняя дверь универсала расположена почти перпендикулярно земле. Задние сиденья универсала можно сложить и это позволяет значительно увеличить багажное отделение (можно небольшого бычка возить).

Универсал, благодаря своей вместимости, как нельзя лучше подходит для большой семьи. Но вот габариты такого автомобиля могут доставлять неудобство при движении в городском потоке.

Хотел уже закончить статью, но вспомнил про еще один очень распространенный тип кузова. Конечно же, это джип.

Кроссовер (внедорожник)

Hundai Tucson (кузов: кроссовер)

Кроссоверами (или джипами) называют автомобили повышенной проходимости. Они больше остальных легковых автомобилей, ездить в них комфортнее. Кроссоверы может иметь багажник или пятую дверь т.е. существуют джип-универсал, джип-хетчбэк и джип-седан.

Сегодня кроссовер — достаточно распространенное явление и используется не только для езды по бездорожью, но и для комфортного времяпровождения в городских пробках.

Каждый водитель выбирает тип кузова в соответствии с собственными потребностями. Исторически в России были наиболее популярны автомобили в кузове седан, однако за последние несколько лет их постепенно вытесняют кроссоверы.

А какой Вы предпочитаете тип кузова у автомобиля?

Что это такое и что лучше хэтчбек, седан или универсал

История создания

Хэтчбек – это довольно популярный в наше время тип кузова, который уже давно является серьезным конкурентом седана. Слово «хэтчбек» образовано от двух английских слов «hatch» – люк и «back» – сзади. Свою историю кузов начал еще в довоенные годы. В далекие 40-е годы ХХ века первые автомобили с широким люком сзади начала выпускать фирма Citroёn, позже эстафету подхватила американская фирма «Кайзер Моторс», выпустив в мир два образца: Frazer Vagabond и Kaiser Traveler. Широкую популярность хэтчбеки приобрели благодаря усилиям японцев. В Европе мода на эти кузова началась после выхода французского Renault 16.

Как выглядит хэтчбек

Хэтчбек представляет собой 3- или 5-дверный кузов, имеет один или два ряда сидений, а также короткий задний свес, к тому же у него есть дверца в задней стенке. Длина хэтчбека часто меньше, чем у седана, что дает ему ряд преимуществ в городских условиях. Как правило, хэтчбек имеет покатую крышу, которая плавно, без ступенек переходит в крышку багажника. Также данный кузов может быть и трехобъемным, но даже в этом случае нижний свес остается укороченным.

Что лучше выбрать хэтчбек или седан?

Для того чтобы Вам легче было определиться с выбором кузова будущего автомобиля, мы приводим список преимуществ и недостатков седана и хэтчбека. Ознакомившись с ним, Вы получите полезную информацию, которая поможет Вам с выбором.

Хэтчбек. Преимущества

  • Довольно компактные размеры, при этом не обременены «хвостом», что позволяет им отлично маневрировать на улицах города.
  • Широкий проем багажного отделения, который позволяет загружать габаритные предметы (телевизоры, стиральные машины и т. п.)
  • Привлекательный внешний вид, имеющий некоторое сходство со спортивными автомобилями (пользуется спросом у молодежи). 
 
Также у хэтчбеков имеется несколько недостатков
 
  • Отсутствие перегородки и звукоизоляции между салоном и багажным отделением приводит к тому, что во время движения Вы будете слышать и чувствовать все звуки и запахи, которые доносятся из багажника.
  • Также из-за того, что объем салона увеличивается за счет багажника, в зимний период затруднен прогрев автомобиля.
  • Размер багажника становится больше, чем багажник седана, лишь в случае демонтажа или складывания заднего ряда сидений.
 
Седан. Преимущества
 
  • Седан имеет более презентабельный вид, чем хэтчбек. Это делает его фаворитом у автолюбителей постарше.
  • Изолированный багажник. Черта, которая является минусом у конкурента, отсутствует у седана. Никаких посторонних шумов из багажника при езде вы не услышите.
 
Из недостатков отметим:
 
  • Самым неприятным недостатком для седанов является багажник небольшого размера, а также малый объем пространства в салоне.
  • Если сравнивать с хэтчбеками, седаны более габаритные, что усложняет вождение в городских пробках.

Хэтчбек и универсал. Чем отличаются?

Если анализировать эти два кузова, то в можно отметить сразу несколько отличий:
 
  1. Цена. Как банально не звучит, но это так. Универсалы стоят на порядок дороже хэтчбеков.
  2. Размер багажного отделения. У универсалов багажное отделение заметно больше, чем у хэтчбеков.
  3. Дизайн. Элегантные формы хэтчбеков, выглядят намного привлекательнее строгих линий универсала.
 
Пора подвести итог
 
Хэтчбеки – отличные машины для небольшой семьи. В них сочетаются комфорт, практичность и привлекательный дизайн. Хэтчбек идеально подходит для выездов на природу, в его багажник поместятся все необходимые на отдыхе вещи. А в пределах города маневренность и малогабаритность данного автомобиля помогут быстрее преодолеть пробку. Мечтаете о хэтчбеке? Перейдите в каталог легковых автомобилей, который поможет сориентироваться в ценах.
 
Популярные хэтчбеки, которые заслуживают Вашего внимания

• KIA Сee’d, бестселлер родом из Кореи. Надежный и практичный, с длинным списком опций в котором есть все, чего обычно ждут от современных автомобилей C-класса.

• Renault Sandero, доступный хэтчбек французской марки. Симпатичный городской компакт, с просторным салоном и вместительным багажником. Стойко переносит тяготы российских дорог и погоды.

• Ford Focus хэтчбек, образец соотношения цены к уровню оснащения. Постоянно высокое качество сборки, настроенные под наши дороги рули и подвеска, надежные моторы — все в пользу этой модели.

• Peugeot 308, само воплощение стиля. Последняя генерация модели и внутри, и снаружи стала самой эффектной в классе. Приятные на ощупь материалы и смелые линии кузова влюбляют в себя.


Что такое хэтчбек? Особенности и 5 преимуществ кузова

Содержание статьи

Особая крышка багажника ещё не делает из автомобиля хетчбек. Основное отличие относится именно к длине заднего свеса относительно базы модели в кузове седан. Если свес не укорочен, такой автомобиль может быть назван скорее универсалом. Как и универсалы, хетчбеки обладают смежным с салоном багажником, что усложняет прогрев автомобиля и не препятствует проникновению посторонних запахов в салон. Эти свойства будут скорее недостатком, чем преимуществом, однако популярность модели из-за этого не уменьшается.

История создания кузова

История создания кузова

История создания кузова

В связи с параллельными наработками многих популярных производителей в данном направлении определить первую компанию, которая предложила упомянутую конструкцию кузова не так и просто. Однако точкой отсчёта многие считают 40-е года, когда был выпущен специфический модельный ряд «Ситроен».

Несмотря на то, что легковые автомобили данной серии внешне почти не отличались от традиционных в то время седанов, конструкция предусматривала наличия люка сзади. Представленный шаг производителя не сразу был оценён водителями, и только благодаря автоконцерну «Кайзер» началась популяризация представленного решения в конструкции авто. Покупка Кайзером у Ситроена прав на выпуск моделей представленной конструкции позволила запустить конвейерное производство «Фрэзер Вагабонд» и «Кайзер Трэвелер».

На азиатский рынок первые транспортные средства в таком дизайне начала поставлять Япония, а для европейской зоны популярность хетчбеков связывают с выпуском модели «Renault 16» в 1965 году, что пользовалась спросом среди любителей авто вплоть до 1980 года. Данный агрегат также всерьёз был рассмотрен руководством советского автопрома в качестве альтернативы «Fiat 124». Однако модель была отвергнута, что связано с устаревшей конструкцией силового модуля.

Как выглядит тип кузова хэтчбэк и в чем его отличия от других модификаций авто

Кузов хэтчбек

Кузов хэтчбек

Хэтчбек является типом кузова, характеризующимся наличием задней двери, а также двух или четырёхместного салона с уменьшенным задним свесом. Основное преимущество представленной модели легкового авто над седаном — наличие 5-й двери. Подобная конструкция существенно отразилась на грузоподъемности и габаритах. Универсал с укороченным кузовом не стоит путать с лифтбеком, у которого длина заднего свеса меньше, однако такая часть имеет ступенчатую форму. Не стоит упускать из внимания дискуссии относительно фастбэка, форма которого похожа на хэтчбек, но отличается плавной задней  частью кузова.

Отделить тип кузова хэтчбек от другого несложно. Конструкционные особенности машины предусматривают наличие двух отсеков. Если речь идет о багажнике, то он отделён с помощью одной только спинки дивана. Кресла сзади при такой конструкции трансформируются, в связи с чем, существенно увеличивается багажный литраж.

Тип кузова лифтбэк

Автомобили с лифтбэком

Автомобили с лифтбэком

Лифтбек стоит отнести к разновидностям хэтчбека: крышка в багажнике также объединена с задним стеклом и играет роль пятой двери. Однако внешние признаки сбоку являются причиной того, что такую разновидность кузова зачастую путают с седаном, у которого задний выступ напоминает багажный отсек.

Существуют разновидности хетчбека, у которых пятая дверь имеет вертикальное расположение. Такой параметр делает модель похожей на минивен, однако у него высота существенно больше. Улучшенная аеродинамичность лифтбека, управляемость и небольшой вес, привлекают многих современных автопроизводителей. Поэтому, они создают скоростные модели транспортных средств именно на базе представленной конструкции.

Преимущества и недостатки кузова

Тип кузова хэтчбек отлично подходит для семьи, потребности которой выходят далеко за рамки  грузоподъемности обычного седана, однако желания или возможности обзавестись громоздким универсалом нет. Выбор в пользу представленного авто оправдан в тех случаях, когда объёмный багаж нужно транспортировать не часто. Достоинства и недостатки транспортного средства поданы в следующей таблице.

Положительные особенностиЗатруднения в эксплуатации
  •  улучшенная маневренность, особенно для города, что связано с наличием укороченного заднего свеса;
  • хороший обзор сзади, обеспечивающийся большим остеклённым участком;
  • повышенная грузоподъёмность, что больше чем у седана, у которого нет пятой двери и увеличенного объёма багажного отсека;
  • в хэтчбек намного проще помещать крупногабаритные грузы, как и извлекать их.
  • затруднение прогрева салона зимой и кондиционирования в летнюю пору, что связано с расширением пространства за счет багажника;
  • отсутствие перегородки способствует проникновению запаха с багажного отделения, что понижает уровень комфорта внутри авто;
  • когда диван не сложен объём багажного отделения почти не отличается от такого параметра в седане;
  • снижение удобств для пассажиров за счёт расширения багажника, что приводит к тому, что они не могут нормально выпрямить ноги.

Примеры отечественных автомобилей хетчбеков

Примеры отечественных автомобилей

Примеры отечественных автомобилей

Многие автолюбители, предпочитающие транспортные средства отечественного производства, привыкли к седанам и универсалам. Однако не менее актуальным видом кузова, который в последнее время набирает популярности, является хэтчбек. Первыми отечественными моделями, которые стоит отнести к данной категории, являются «Девятки» и «Восьмёрки» ВАЗ.

Относительно кузова популярного в далёком прошлом автомобиля «Москвич Иж Комби» специалисты склоняются к тому, что его более корректно было бы отнести к лифтбекам. Производитель ВАЗ недавно вновь вернулся к популяризации данной конструкции кузова, представив покупателю модель «Лада Грант». Однако она не является единственной, поскольку подобное решение уже внедрялось в Калине и Приоре.

Примеры зарубежных автомобилей

Пользующиеся популярностью модели с кузовом хетчбек: «Hyundai Getz», «Daewoo Matiz», «Toyota Yaris». Выпуск данных транспортных средств предусмотрен только  в представленной модификации. Это связано с тем, что на российском рынке не принято использовать термин «лифтбек». В качестве примера поучивших популярность авто, которые позиционируются, как хетчбеки, можно рассмотреть следующие.

Киа Рио

Примеры зарубежных автомобилей

Примеры зарубежных автомобилей

Популярным легковым авто импортного происхождения является «Киа Рио» — хэтчбек со старой формой кузова. Недавно представленная модель была подвергнута рестайлингу. Если рассматривать экстерьер, то по внешним признакам данное авто в варианте хэтчбек больше похоже на маленький кроссовер. Подобный параметр только положительно отражается на владельцах транспортного средства.

Производитель хорошо потрудился для того, чтобы сделать кузов блестящим и имеющим мягкие переливающиеся формы. При этом были четко и гармонично рассчитаны размеры. Однако существуют и явные недостатки: слишком близкое расположение заднего сидения к переднему. Всё это создает немного неуютную обстановку для пассажиров.

Пежо 206

Примеры зарубежных автомобилей

Примеры зарубежных автомобилей

Еще одной популярной моделью среди иномарок с представленным типом кузова является Пежо 206. Транспортное средство может быть выполнено в трёх и пяти-дверном вариантах. Последний рестайлинг модели был осуществлён в 2009 году, после чего автомобиль получил следующее изменение внешнего вида: оригинальный капот и передний бампер, на котором был установлен гигантский воздухозаборник. Одним из преимуществ «француза» стоит считать бюджетную стоимость, в связи с которой его покупку может позволить практически каждый.

Итоги

Тип кузова хэтчбэк — популярное решение для многих производителей транспортных средств. Благодаря своей маневренности и дополнительным параметрам салона, автомобиль получил одобрение, как на отечественном, так и иностранном рынке. В связи с этим, в перспективе можно ожидать рестайлинг, связанный с изменением внешнего вида авто со стороны многих мировых производителей.

Пожалуйста, оцените этот материал!

Примеры зарубежных автомобилей Загрузка…

Если Вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями!

«Универсальный горячий парень»: как хэтчбек стал одним из самых популярных типов кузова

Трудно представить, что многие из нас еще помнят времена, когда автомир не знал машин с кузовом хэтчбек. Как получилось, что сегодня эти два слова – практически синонимы? 

Примелькавшийся, совершенно будничный для нас хэтч на самом деле оказался эпохальным кузовом. К моменту, когда автомобиль стал достаточно беспроблемным с технической точки зрения и широкодоступным как товар, ему потребовался максимально универсальный кузов. К середине ХХ века время кароссери индивидуального покроя уже прошло, а владения двумя-тремя разнофункциональными авто – еще не пришло (и не факт, что в некоторые страны вообще придет когда-либо). Потребовался кузов, подходящий сразу максимально возможному числу потребителей.

Требования к такой машине были несложными:

  • удобный для 4-5 пассажиров салон;
  • наличие небольшого багажника для типичного ежедневного набора поклажи;
  • возможность трансформации полезного пространства для перевозки объемных грузов;
  • общая компактность;
  • простое шасси с низкими затратами на содержание.

И эволюция привела цивилизацию к рождению хэтчбека – пассажирского автомобиля ежедневного пользования с возможностью трансформации внутреннего пространства кузова и большим люком для багажа.

Экономия «квадратов»

2R4_1_v_sst.jpg

На фото: Renault 4L


Получить такие данные можно было с кузовом, обитаемое пространство которого стало бы единым для пассажиров и груза. В принципе, такая двухобъемная концепция к 1950-м годам уже была обкатана на универсалах – машинах, полученных из седанов путем увеличения багажника до высоты крыши и его объединения с салоном за счет удаления жесткой перегородки. Но из-за длинной кормы и большого багажного отсека они были громоздкими и дорогими, в то время как массовому автомобилю требовалась компактность и дешевизна. И конструкторы решили сэкономить на «жилплощади», отведя одну и ту же территорию и пассажирам, и грузам – но для использования ее поочередно.

Согласно концепции, основное время автомобиль должен оставаться пассажирским – и большую часть пространства под крышей машины занимают сиденья, а багажнику отведено совсем немного. Но если вдруг понадобится перевезти что-то крупное, «лишние» сиденья можно сложить или убрать вовсе. Авторы идеи имели в виду, что подобная необходимость будет возникать нечасто.

Такой автомобиль поставили на конвейер в 1961 году, и назывался он Renault 4L (или просто Renault 4 – не путать с Renault 4 CV!). В коробчатой формы кузове стояли два ряда сидений на легком трубчатом каркасе, которые можно было сложить или убрать, чтобы освободить место для большого багажа. Низкий пол и пятая дверь, занимавшая весь задний торец кузова сверху донизу, позволяли грузить внутрь самые громоздкие вещи.


1R4_3_v_sst.jpg

На фото: Renault 4L


Под стать было и простое шасси: несущее днище, маленький 0,7-литровый моторчик, передовой на ту пору передний привод, рулевая рейка и простенькая торсионная подвеска. Машина получилась в самом деле универсальной: дешевой, легкой (665 кг), удобной для четырех человек, но с возможностью перевозки крупногабаритного груза.

Позднее оказалось, что так был создан один из самых массовых «французов» – с 1961 по 1994 год выпустили более 8,1 миллиона единиц Renault 4L.

Но сами реношники почему-то считают первым в мире хэтчбеком свой Renault 16 (1965–1980 годы) – возможно, потому, что над ним уже потрудились дизайнеры, и он вышел не утилитарной крытой тележкой, а по-настоящему стильной легковушкой. С неменьшей долей практичности, следует заметить. Именно сильно наклоненная задняя стенка кузова Renault 16 на долгие годы стала признаком типичного хэтчбека.


13.jpeg

На фото: Renault 16


Классификация

Так началось победное шествие хэтчбеков по Старому Свету, с появлением VW Golf в 1974-м превратившееся в настоящую экспансию. Меж тем уже тогда существовали и Autobianchi A112 (1969 год), и трехдверный Fiat 127 (1972 год), и наш Иж-Комби (1973 год)… Впрочем, тут есть тема для дискуссий.


На фото: VW Golf, Autobianchi A112, Fiat 127

Нюанс в том, что большинство современных классификаторов определяют хэтчбек как легковой автомобиль с грузовой дверью в заднем торце кузова и задним свесом, укороченным по сравнению с одноплатформенным седаном и универсалом. При этом немалая часть трех- и пятидверных моделей с наклоненной задней стенкой (то есть не универсалов) имеет полноразмерный задний свес, адекватный седановскому – Skoda Rapid, Skoda Octavia, Seat Toledo, ЗАЗ-1103 Славута, Иж-Комби… У большинства из них на длинной корме имеется также уступ, имитирующий третий объем седана – его выступающий багажник-ступеньку. Этот тип «длинных» хэтчбеков именуется лифтбеками, и на наш взгляд, их логичнее всего считать подвидом хэтчей.


На фото: Skoda Rapid, ЗАЗ-1103 Славута, Skoda Octavia


Также к уважаемой когорте хэтчбеков относятся компактные коротыши с почти вертикальной задней дверью (третьей или пятой) – подобные ВАЗ Ока, Daewoo Matiz, Renault Twingo, Mitsubishi Colt, Peugeot 107 и Ford Ka. С большой натяжкой их можно было бы считать микровэнами, но для этого они слишком низкие и короткие.


На фото: Peugeot 107, Daewoo Matiz, Renault Twingo, ВАЗ Ока, Ford Ka, Mitsubishi Colt


Тема дверей

Но путаница с именами родственных кузовов – это мелочи в сравнении с чехардой, которую устраивают сами кузова, претендующие на членство в клубе хэтчбеков. В первую очередь дело в дверях. Классическим считается трех- или пятидверный хэтчбек, и в лучшие для мирового автопрома годы многие массовые модели выпускались сразу в обеих версиях. И это не считая варианта с кузовом универсал и седан, причем оба последних могли иметь как по две, так и по четыре боковых двери. Например, так было с Opel Corsa и Opel Kadett в 1980–90-е годы. И в такой широкой кузовной гамме базовым (и самым массовым) обычно оставался хэтчбек.


6autowp.ru_opel_kadett_5-door_2.jpg 6autowp.ru_opel_corsa_3-door_29.jpg

На фото: Opel Corsa и Opel Kadett


В более высоком классе хэтчбеки приживались не сразу. Так, тот же Volkswagen еще в 1978 году действовал достаточно робко, выпуская Passat B1 с чисто хэтчбековским задком, но с двумя вариантами крышки багажника на выбор – открывающейся вместе со стеклом и без него – «по-седанному».


6volkswagen_passat_5-door_466667777.jpg

На фото: Volkswagen Passat B1


По мере распространения хэтчбеков, уже в поздние 1990-е годы, появилась мода делать трех- и пятидверные версии одной и той же модели с существенными стилистическими отличиями – начиная от выразительной разницы в пластике боковин у Daewoo Lanos 3-door и 5-door (1998 год) и заканчивая Citroen C4 (2004 год), трехдверка которого вообще позиционируется производителем как купе. Mitsubishi Colt последней на сегодня генерации (2002–2012 годы) также имеет разительно отличающуюся трехдверную модификацию. Получившая собственное имя Colt CZ3, она вышла короче, с низкой крышей, заваленным лобовым стеклом, иной отделкой салона, собственным задком и жесткой подвеской. По такой же схеме строила свои популярные модели и другая японская компания – Mazda. Ее С-класс Mazda 323 в четвертом и пятом поколениях был представлен внешне практически разными автомобилями 323С и 323F – соответственно с тремя и пятью дверями. Даже интерьеры у хэтчей были разными.


На фото: Citroen C4, Mitsubishi Colt, Daewoo Lanos, Mazda 323


Не смогли остаться в стороне от хэтчбековой лихорадки и американцы, хотя их автопрому всегда была чужда практичность и экономичность. Компактный по заокеанским понятиям AMC Pacer (1975–1980 годы) был создан в ответ на топливный кризис начала 1970-х. Эпатажный с виду трехдверный «малыш» (4364 х 1963 х 1341 мм) прятал под широченным капотом рядную «шестерку» или V8 объемом 3,8 – 5,0 л. Но нам интересно другое: его правая дверь была на 10 сантиметров шире левой. Непривычно, но иначе заставить американцев залезть на заднее сиденье было невозможно.


8autowp.ru_amc_pacer_wagon_1.jpg

На фото: AMC Pacer


Прошло каких-то три десятка лет, и стало понятно, что разновеликие двери на легковушке – это в общем-то мелочи, потому что корейцы пошли по стопам купе Mazda RX-8 и поставили на поток свой Hyundai Veloster (2011 год), у которого слева одна дверь, а по правому борту – две. Четырехдверный хэтчбек позиционируется как яркая машина для молодежи, которая, по мнению корейцев, вопросами симметрии интересуется не особо.


На фото: Hyundai Veloster


Кстати, несимметричность у хэтчбеков проявлялась не только в дверях. Уже упоминавшиеся выше основоположники жанра Renault 4L и Renault 16 из-за упрощенной задней подвески на торсионах имели разную колесную базу с левого и правого бортов машины (у Renault 16 – 2650/2720 мм соответственно). Вообще-то, подобное смещение осей было характерно для советских танков того периода (Т-44, Т-54), но французов гонка вооружений всерьез не беспокоила.

Еще одно дверное «извращение» – целиком стеклянная дверь багажного отсека, как, например, у Citroen C1 или Volvo C30. Понятно, что с функциональностью тут будет не все в порядке, и такую крышку можно считать лишь люком для небольшой сумки и пары пакетов – но зато как стильно!


На фото: Citroen C1 и Volvo C30

Хэтч-успехи

Пока одни изощрялись по поводу количества и размеров дверей, другие взялись завоевывать новые сегменты. Поскольку хэтчбек создавался как универсальный и недорогой транспорт, первоначально он занимал ключевые позиции лишь в классах В и С. Но очень скоро господство пошло развиваться вширь и вглубь. О мелких машинках А-сегмента можно даже не говорить – такие хэтчбеки мировые автокорпорации выпускают целыми сериями-близнецами (достаточно вспомнить Citroen C1, Peugeot 107 и Toyota Aygo). Поскольку подобные «малыши» часто адресуются прекрасному полу, производители стараются делать эти «косметички» яркими и выразительными внешне.


11autowp.ru_toyota_aygo_5-door_9.jpg

На фото: Toyota Aygo


Двинулись хэтчбеки и в престижные верхние классы: Ford Mondeo, Mazda 6, Renault Laguna, Opel Insignia, Skoda Superb… И «внизу», и «вверху» уже давно «нарисовался» свой пятидверный премиум: Fiat 500, Mini, Audi A7 Sportback и A5 Sportback, BMW 3 Series GT и BMW 5 Series GT… И даже один из самых продвинутых автомобилей мира – электрический люкс-кар Tesla Model S – имеет кузов лифтбек, причем не без собственной компоновочной фишки – третьего ряда сидений в багажнике. Отдельный разговор – о когорте внедорожников, которые порой тоже не брезгуют кузовом с наклонной задней стенкой…


На фото: Tesla Model S, BMW 3 Series GT, BMW 5 Series GT, Audi A5 Sportback и A7 Sportback


Что ждет нас завтра

Пожалуй, ни один автомобильный кузов сегодня не чувствует себя так уверенно, как хэтчбек. Присутствуя во всех классах и сегментах рынка, в нескольких он к тому же является базовым. Однако невооруженным глазом видно, как от принадлежащего хэтчам внушительного куска пирога все смелее откусывают свои немалые доли внедорожники и компактвэны. Хэтчбеки защищаются, перенимая «вэновские» фишки в виде высоких потолков, сдвижных задних диванов (Mitsubishi Colt, Kia Venza) и стеклянных крыш (Peugeot 308, Skoda Rapid Spaceback). За счет низкого силуэта, агрессивного дизайна и драйверских настроек некоторые трех- и пятидверки уже в базе позиционируются как «горячие хэтчбеки» (Ford Fiesta, Seat Ibiza, Seat Leon, Mazda 2, Mazda 3) – и такой расчет на молодого покупателя пока оправдывается. Тем более, что этот сегмент для хэтчей освободил кузов купе, не сумевший защитить себя как «класс романтиков и мажоров», и практически исчезнувший из модельных линеек целых автокорпораций. Что ж, посмотрим, как долго продержится гегемония хэтчбеков. И заодно узнаем, сколько еще автомиром будет править прижимистость и практичность.


Читайте также:


Чем отличается седан от хэтчбека, в чем разница между седаном и хэтчбеком

Кузов современного легкового автомобиля является конструкцией, несущей на себе его основные узлы. Также он задает основную концепцию всего транспортного средства: пассажирский, грузопассажирский или авто с повышенной проходимостью. Все кузова легковушек делятся на типы, и два основных из них носят наименования седан и хэтчбек. Обладая рядом общих свойств, они являются антиподами по распределению полезного пространства. В этом материале мы расскажем о том, чем отличается седан от хетчбека, а также какие особенности и преимущества каждого из них.

Что такое седан

Основная идея уже заложена в названии: в переводе с английского sedan chair означает крытые носилки или переносное закрытое кресло. На территории современной Франции есть город Седан, названный, вероятно, благодаря известной в XVIII–XIX веках фабрике по выпуску карет.

как выглядит седан

Как выглядит седан

Кузов седан по устройству схож с каретой: в нем размещаются только несколько кресел для пассажиров, а багажный отсек вынесен наружу. Конструктивно он отделен от салона задним сиденьем с перегородкой, а попасть в багажный отсек можно только через отдельную крышку.

Седан – наиболее популярный тип несущего кузова – это классика автомобилестроения. Он имеет две или четыре двери, заднее остекление схоже по площади и углу установки с передним. Из отечественных авто к таким типам относятся кузова ВАЗ 2101, 2103, 2105, 2107 или Газ – 2410, 3110.

Данный тип кузова является идеальным примером другой важной классификации – по числу отсеков или объемов. Сильно выступающий и закрытый моторный отсек, изолированный багажник и сам салон образуют единую несущую, не равнопрочную, с дифференцированной жесткостью конструкцию – трехобъемный кузов.

Что такое хэтчбек

Основное отличия седана от хэтчбека кроется в числе его отсеков – это двухобъемный кузов. У хэтчбека багажник объединен с пассажирским салоном в единое пространство. Существует визуальное разделение в виде спинки заднего сиденья и натянутой тканевой сетки, но эта граница легко убирается – задний диван в хэтчбеке обычно складывается, создавая тем самым большой багажный отсек.

Если у седана вход в багажник осуществляется через горизонтальную крышку, то в хэтчбеке для этого предусмотрена отдельная дверь с остеклением. Само слово хэтчбек с английского и переводится как люк, дверь сзади.

как выглядит хэтчбек

Как выглядит хэтчбек

Другой важной характеристикой является задний свес или его угол. Наиболее просто описать этот параметр как расстояние от заднего колеса до окончания заднего бампера. Существует и передний свес, измеряемый аналогично: у хэтчбека он обязательно длиннее заднего. В последнее время появился новый тип кузова с равными скосами – лифтбек (внешне схож с седаном, но заднее стекло и крышка багажника конструктивно объединены).

Выбирая для себя хэтчбек, стоит знать его отличие от универсала. Несмотря на кажущее сходство, именно разная длина задних свесов и создает два данных типа. Укороченный зад у хэтчбека отличается от более длинного у универсала. ВАЗ-2104, который является модификацией седана 2105, хорошо иллюстрирует что такое универсал: длина заднего и переднего крыла кузова примерно одинакова. 

Преимущества и недостатки седана и хэтчбека

Поняв, чем отличается седан от хэтчбека технически, стоит узнать в чем эти различия проявляются на практике. В нашей стране любовь к седанам осталась как наследие советского времени: массово выпускался именно этот тип кузова. Также считалось, что изолированный от пассажиров багажник седана более безопасен и комфортен для перевозки огнеопасных веществ (бензин, керосин), обладающих неприятным запахом.

Достоинства и приписываемые кузовам недостатки отражаются в следующем:

  • Длина автомобиля – хэтчбек более короткий за счет уменьшенного заднего свода. Это придает ему маневренность, облегчает парковку.
  • Двухобъемный хэтчбек обладает увеличенным, в сравнении с седаном, салоном. Это требует в зимнее время более интенсивной работы отопителя и большего времени на прогрев всего салона.
  • Развесовка по осям: седан находится в более выигрышном положении за счет равномерно распределенной весовой нагрузки на колеса.
  • В трансформации внутреннего убранства седан проигрывает хэтчбеку: сделать из седана грузопассажирский кузов можно с большими ограничениями по габаритам груза. При этом рабочие объемы примерно одинаковы, но перевезти, например, ТВ в седане часто просто невозможно.
  • Из-за попадания грязи с мокрой дороги хэтчбек нуждается в заднем стеклоочистителе с омывателем. Седан от загрязнения защищен длинным багажником.

Начинающие водители отметят также у седана более широкий задний обзор. Он достигается за счет большого по площади заднего стекла и укороченного салона. В хэтчбеке расстояние до заднего стекла больше, а площадь остекления меньше, что создает туннельный эффект зрения или меньший угол обзора.

Похожие статьи

Что такое хэтчбек: особенности и 5 преимуществ перед другими типами кузовов автомобилей

Хэтчбеком принято считать вид легкового транспорта, отличающегося типом своего кузова. Разработка таких моделей стала серьезной заявкой против распространённых ранее седанов. Стремительная популярность подобных транспортных средств была связана с рядом преимуществ. Заключаются они в том, что производителям легковых автомобилей в кузове типа хэтчбэк удалось более грамотно распределить пространство внутри кузова, сделав его компактнее.

Что такое хэтчбек: особенности и 5 преимуществ перед другими типами кузовов автомобилей

Особая крышка багажника ещё не делает из автомобиля хетчбек. Основное отличие относится именно к длине заднего свеса относительно базы модели в кузове седан. Если свес не укорочен, такой автомобиль может быть назван скорее универсалом. Как и универсалы, хетчбеки обладают смежным с салоном багажником, что усложняет прогрев автомобиля и не препятствует проникновению посторонних запахов в салон. Эти свойства будут скорее недостатком, чем преимуществом, однако популярность модели из-за этого не уменьшается.

Содержание статьи

История создания кузова

Что такое хэтчбек: особенности и 5 преимуществ перед другими типами кузовов автомобилей

В связи с параллельными наработками многих популярных производителей в данном направлении определить первую компанию, которая предложила упомянутую конструкцию кузова не так и просто. Однако точкой отсчёта многие считают 40-е года, когда был выпущен специфический модельный ряд «Ситроен».

Несмотря на то, что легковые автомобили данной серии внешне почти не отличались от традиционных в то время седанов, конструкция предусматривала наличия люка сзади. Представленный шаг производителя не сразу был оценён водителями, и только благодаря автоконцерну «Кайзер» началась популяризация представленного решения в конструкции авто. Покупка Кайзером у Ситроена прав на выпуск моделей представленной конструкции позволила запустить конвейерное производство «Фрэзер Вагабонд» и «Кайзер Трэвелер».

На азиатский рынок первые транспортные средства в таком дизайне начала поставлять Япония, а для европейской зоны популярность хетчбеков связывают с выпуском модели «Renault 16» в 1965 году, что пользовалась спросом среди любителей авто вплоть до 1980 года. Данный агрегат также всерьёз был рассмотрен руководством советского автопрома в качестве альтернативы «Fiat 124». Однако модель была отвергнута, что связано с устаревшей конструкцией силового модуля.

Как выглядит тип кузова хэтчбэк и в чем его отличия от других модификаций авто

Что такое хэтчбек: особенности и 5 преимуществ перед другими типами кузовов автомобилей

Хэтчбек является типом кузова, характеризующимся наличием задней двери, а также двух или четырёхместного салона с уменьшенным задним свесом. Основное преимущество представленной модели легкового авто над седаном — наличие 5-й двери. Подобная конструкция существенно отразилась на грузоподъемности и габаритах. Универсал с укороченным кузовом не стоит путать с лифтбеком, у которого длина заднего свеса меньше, однако такая часть имеет ступенчатую форму. Не стоит упускать из внимания дискуссии относительно фастбэка, форма которого похожа на хэтчбек, но отличается плавной задней  частью кузова.

Отделить тип кузова хэтчбек от другого несложно. Конструкционные особенности машины предусматривают наличие двух отсеков. Если речь идет о багажнике, то он отделён с помощью одной только спинки дивана. Кресла сзади при такой конструкции трансформируются, в связи с чем, существенно увеличивается багажный литраж.

Тип кузова лифтбэк

Что такое хэтчбек: особенности и 5 преимуществ перед другими типами кузовов автомобилей

Лифтбек стоит отнести к разновидностям хэтчбека: крышка в багажнике также объединена с задним стеклом и играет роль пятой двери. Однако внешние признаки сбоку являются причиной того, что такую разновидность кузова зачастую путают с седаном, у которого задний выступ напоминает багажный отсек.

Существуют разновидности хетчбека, у которых пятая дверь имеет вертикальное расположение. Такой параметр делает модель похожей на минивен, однако у него высота существенно больше. Улучшенная аеродинамичность лифтбека, управляемость и небольшой вес, привлекают многих современных автопроизводителей. Поэтому, они создают скоростные модели транспортных средств именно на базе представленной конструкции.

Преимущества и недостатки кузова

Тип кузова хэтчбек отлично подходит для семьи, потребности которой выходят далеко за рамки  грузоподъемности обычного седана, однако желания или возможности обзавестись громоздким универсалом нет. Выбор в пользу представленного авто оправдан в тех случаях, когда объёмный багаж нужно транспортировать не часто. Достоинства и недостатки транспортного средства поданы в следующей таблице.

Положительные особенностиЗатруднения в эксплуатации
  •  улучшенная маневренность, особенно для города, что связано с наличием укороченного заднего свеса;
  • хороший обзор сзади, обеспечивающийся большим остеклённым участком;
  • повышенная грузоподъёмность, что больше чем у седана, у которого нет пятой двери и увеличенного объёма багажного отсека;
  • в хэтчбек намного проще помещать крупногабаритные грузы, как и извлекать их.
  • затруднение прогрева салона зимой и кондиционирования в летнюю пору, что связано с расширением пространства за счет багажника;
  • отсутствие перегородки способствует проникновению запаха с багажного отделения, что понижает уровень комфорта внутри авто;
  • когда диван не сложен объём багажного отделения почти не отличается от такого параметра в седане;
  • снижение удобств для пассажиров за счёт расширения багажника, что приводит к тому, что они не могут нормально выпрямить ноги.

Примеры отечественных автомобилей хетчбеков

Что такое хэтчбек: особенности и 5 преимуществ перед другими типами кузовов автомобилей

Многие автолюбители, предпочитающие транспортные средства отечественного производства, привыкли к седанам и универсалам. Однако не менее актуальным видом кузова, который в последнее время набирает популярности, является хэтчбек. Первыми отечественными моделями, которые стоит отнести к данной категории, являются «Девятки» и «Восьмёрки» ВАЗ.

Относительно кузова популярного в далёком прошлом автомобиля «Москвич Иж Комби» специалисты склоняются к тому, что его более корректно было бы отнести к лифтбекам. Производитель ВАЗ недавно вновь вернулся к популяризации данной конструкции кузова, представив покупателю модель «Лада Грант». Однако она не является единственной, поскольку подобное решение уже внедрялось в Калине и Приоре.

Примеры зарубежных автомобилей

Пользующиеся популярностью модели с кузовом хетчбек: «Hyundai Getz», «Daewoo Matiz», «Toyota Yaris». Выпуск данных транспортных средств предусмотрен только  в представленной модификации. Это связано с тем, что на российском рынке не принято использовать термин «лифтбек». В качестве примера поучивших популярность авто, которые позиционируются, как хетчбеки, можно рассмотреть следующие.

Киа Рио

Что такое хэтчбек: особенности и 5 преимуществ перед другими типами кузовов автомобилей

Популярным легковым авто импортного происхождения является «Киа Рио» — хэтчбек со старой формой кузова. Недавно представленная модель была подвергнута рестайлингу. Если рассматривать экстерьер, то по внешним признакам данное авто в варианте хэтчбек больше похоже на маленький кроссовер. Подобный параметр только положительно отражается на владельцах транспортного средства.

Производитель хорошо потрудился для того, чтобы сделать кузов блестящим и имеющим мягкие переливающиеся формы. При этом были четко и гармонично рассчитаны размеры. Однако существуют и явные недостатки: слишком близкое расположение заднего сидения к переднему. Всё это создает немного неуютную обстановку для пассажиров.

Пежо 206

Что такое хэтчбек: особенности и 5 преимуществ перед другими типами кузовов автомобилей

Еще одной популярной моделью среди иномарок с представленным типом кузова является Пежо 206. Транспортное средство может быть выполнено в трёх и пяти-дверном вариантах. Последний рестайлинг модели был осуществлён в 2009 году, после чего автомобиль получил следующее изменение внешнего вида: оригинальный капот и передний бампер, на котором был установлен гигантский воздухозаборник. Одним из преимуществ «француза» стоит считать бюджетную стоимость, в связи с которой его покупку может позволить практически каждый.

Итоги

Тип кузова хэтчбэк — популярное решение для многих производителей транспортных средств. Благодаря своей маневренности и дополнительным параметрам салона, автомобиль получил одобрение, как на отечественном, так и иностранном рынке. В связи с этим, в перспективе можно ожидать рестайлинг, связанный с изменением внешнего вида авто со стороны многих мировых производителей.

Хэтчбек – это какой тип кузова автомобиля?

Каждая модель автомобиля выпускается заводом-производителем в определённом кузове, а иногда даже в нескольких. Например, Ford Focus и Hyundai Solaris бывают и седанами, и хэтчбеками. Это названия типов кузова, различать которые может не каждый автолюбитель, не говоря уже о тех людях, у которых нет собственного транспортного средства. Что же представляет собой хэтчбек? Имеет ли он особенности, которые позволяют легко отличить его от других типов кузова при визуальном осмотре автомобиля?

Хэтчбек – это что такое?

Термин образуют два слова английского происхождения: hatch («люк») и back («задняя часть»). Дословно hatchback переводится как «люк сзади». Следовательно, данный тип характеризуется наличием задней двери, укомплектованной окном. Конструктивно кузов делится на 2 части: первую занимает моторный отсек, вторую – салон и багажное отделение, разделённые спинкой задних пассажирских сидений.

Хэтчбек - это...

Хэтчбек бывает трёх- и пятидверным. Данный тип кузова является комфортным для водителя и пассажиров, вместительным, но компактным. Многие автомобильные производители на базе хэтчбека выпускают скоростные или экономичные модели, так как он отличается хорошей аэродинамикой, лёгок в управлении и обладает сравнительно небольшой массой.

Как понять, что это кузов хэтчбек, а не какой-либо другой?

Чтобы научиться отличать типы кузовов, нужно ознакомиться с основными их видами. Имея представление о каждом из них, будет проще обнаружить отличия.

  • Седан. Спутать его с хэтчбеком будет очень сложно, так как они в значительной степени отличаются: первый вариант имеет полноценную заднюю дверь в багажном отсеке, а второй – крышку багажника. Также седан характеризуется обтекаемой формой кузова.
  • Универсал. Наиболее часто хэтчбек путают именно с ним. Хотя, если внимательно присмотреться, разница колоссальная. Хэтчбек как будто «обрублен» сзади, универсал же гораздо длиннее. Именно задний свес и является основным отличием.
Кузов хэтчбек - что это?
  • Внедорожники. Это достаточно крупные автомобили, к примеру, Jeep Grand Cherokee, Ford Explorer или Infiniti QX. Благодаря большому размеру внедорожника спутать его с хэтчбеком невозможно.
  • Кроссоверы немного меньше, чем внедорожники. К ним относятся такие модели, как Lada X-RAY, Hyundai Tucson, Nissan Qashqai. По сути, и внедорожники, и кроссоверы за счёт длины багажного отсека можно отнести к универсалам. Но из-за размеров кузова и особенностей во внешности они были сгруппированы в отдельные классы. Кроссовер – это хэтчбек, только у него крупнее колёса и больше дорожный просвет. В остальном отличий между данными типами нет. На это и нужно ориентироваться.

Лифтбек как разновидность хэтчбека

Отдельного внимания заслуживает лифтбек. Данный тип кузова является разновидностью хэтчбека. Наиболее популярными моделями в кузове лифтбек являются Ford Mondeo и Skoda Superb. Визуально такой кузов очень похож на седан. Но различить их несложно – определяющим фактором является длина заднего свеса. Опять же, лифтбек имеет дверь с окном, а седан оборудован крышкой багажника. Так как лифтбек – это хэтчбек, важнее разобрать разницу между ними. Наиболее хорошо отличия заметны при сравнении фотографий кузовов, представленных в статье. Лифтбек сочетает в себе классический внешний вид седана с обтекаемой формой и универсальность хэтчбека. То есть задняя часть не «обрублена», а, как у седана, плавная.

Преимущества и недостатки хэтчбека

Такой тип кузова имеет как положительные, так и отрицательные качества. Из плюсов хэтчбека можно выделить его способность перевозить большее количество груза, чем седан. Благодаря полноценной задней двери пользоваться багажным отсеком удобнее, а также можно вместить крупные предметы, чего не скажешь о седане. Ещё одна положительная особенность – хорошая манёвренность хэтчбека. Это значит, что он отлично подходит для пользования в городских условиях, где нередки пробки и часто требуется перестраиваться из одной полосы в другую.

Седан, хэтчбек, универсал - это...

Минусы хэтчбека связаны с объединением салона и багажного отсека. Из-за этого в салон проникают посторонние запахи, а также он дольше и хуже прогревается. При перевозке больших грузов будет необходим демонтаж задних сидений. В качестве небольшого грузового авто хэтчбек не подходит так хорошо, как, например, универсалы Lada Largus или Lada Kalina. Такой тип кузова больше позиционируется как спортивный или семейный.

Выводы о хэтчбеке

Сегодня данный тип кузова является наиболее популярным на автомобильном рынке, постепенно вытесняя с лидирующих позиций вечную классику в лице седана. Хэтчбек можно назвать современным представителем автомобилестроения, благодаря своим преимуществам идеально подходящим для использования в наши дни. Если изучить рейтинги, можно сделать вывод, что многие люди предпочитают вместо кроссоверов, седанов, универсалов хэтчбеки. Это главный показатель многофункциональности данного кузова, его удобства и безопасности.

Хэтчбек - что это значит?

Так как хэтчбеки бывают трёх- и пятидверными, можно выбрать тот вариант, который наилучшим образом подойдёт для пользования в повседневной жизни. Например, трёхдверные модели являются больше спортивными версиями, благодаря облегчённому крепкому кузову. Пятидверные варианты станут идеальным решением для семей. Просторная задняя часть салона и большой багажный отсек делают такие автомобили максимально комфортными и удобными. Конечно, в плане вместительности пассажиров и багажа хэтчбек внедорожнику, кроссоверу и универсалу несколько уступает, зато им гораздо проще управлять. Кстати, благодаря отличной аэродинамике и повышенной манёвренности, многие автолюбители рекомендуют новичкам выбирать в качестве первого авто модели в этом кузове.

Фавориты среди хэтчбеков и лифтбеков: рейтинг лучших

Данный класс автомобилей является относительно молодым, но уже успел достаточно плотно обосноваться в модельном ряде многих производителей. Ниже представлен рейтинг хэтчбеков, составленный на основании оценки владельцев машин.

Хэтчбек, внедорожник

Итак, ТОП-20 моделей, которыми довольны автолюбители:

  1. Audi A5;
  2. Audi A7;
  3. Honda Civic Type R;
  4. Porsche Panamera;
  5. Opel Insignia;
  6. Skoda Superb;
  7. Subaru Impreza WRX STI;
  8. Audi S5;
  9. Toyota Aqua;
  10. Lexus CT200h;
  11. Hyundai Veloster;
  12. Audi A1;
  13. Honda Accord;
  14. Honda Crosstour;
  15. Honda Freed Spike;
  16. Nissan Leaf;
  17. BMW 5-Series Gran Turismo;
  18. Citroen DS4;
  19. Volvo C30;
  20. Mini Hatch.

Хэтчбек – это повышенный уровень безопасности, оригинальный дизайн, удобство в управлении и эстетическая привлекательность, благодаря чему тип кузова и является столь популярным в условиях современного города для выполнения повседневных задач.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*