какая подвеска лучше? — журнал За рулем
Каждый из трех типов подвески имеет свои преимущества и недостатки. «Гидра» и «пневма» порой весьма дорого обходятся владельцу, и это следует учитывать при выборе машины.
Материалы по теме
По большому счету вопроса выбора подвески как таковой для одной модели машины возникает крайне редко. На подавляющее большинство ставится один тип ходовой. А если и есть альтернатива, то она обычно зависит от уровня оснащения: в упакованной комплектации и подвеска окажется продвинутой.
Впрочем, если вы выбираете из нескольких моделей, вид конструкции может иметь решающее значение. Особенно если речь идет о подержанном автомобиле, ремонт которого может быть по стоимости сопоставим с его ценой.
Пружинная подвеска
Самая простая «железная» подвеска применяется на абсолютном большинстве моделей. Обилие конструктивных вариантов позволяет ставить ее и на городские субкомпакты, и на серьезные внедорожники, и на спортивные модели.
Конструкция отработана десятилетиями, из чего вытекают два главных плюса. При должном уровне инженерной проработки пружины, рычаги и амортизаторы совместными усилиями обеспечивают машине идеально подходящее ее классу и ареалу обитания поведение. А обилие производителей оборачивается дешевизной в ремонте: вариантов на рынке запасных частей масса.
Фольксвагеновская платформа MQB — один из лучших и самых распространенных представителей пружинной схемы.Фольксвагеновская платформа MQB — один из лучших и самых распространенных представителей пружинной схемы.
Несмотря на относительную простоту, в пружинной подвеске можно добиться изменяемых характеристик. Для этого применяются пружины разной формы и с переменным шагом навивки. Порой их дополняют адаптивные амортизаторы с электронным управлением, меняющие степень жесткости по желанию водителя. Поведение автомобиля варьируется в сравнительно небольших пределах, однако разницу почувствовать можно, и такие опции производителями активно применяются. Даже на сравнительно доступных моделях.
В минусы можно записать сложность реализации на одной машине одновременно мягкости для разбитых дорог и выверенной управляемости для хорошего асфальта. Хотя исключения иногда случаются. А еще многорычажные схемы бывают достаточно громоздкими, что накладывает ограничения на конструкторов.
Пневматическая подвеска
Материалы по теме
С начала 2000-х годов пневмоподвеска стала нормой сначала на представительских седанах, затем добралась до больших внедорожников. На машинах бизнес-класса встречается реже, а в качестве исключения бывает даже на моделях среднего сегмента. Так, «пневма» есть в списке опций Mercedes C-Class. Народные бренды не применяют ее вовсе, разве что на топовых моделях линейки вроде Volkswagen Touareg и Phaeton.
Пружины и амортизаторы тут заменены на герметичную камеру с воздухом внутри. За счет игры давлением подвеска меняет жесткость и высоту дорожного просвета. Причем в диапазоне десятков миллиметров, адаптируясь и к автобану, и к бездорожью. За это пневматику и ценят в первую очередь.
Пневматические стойки могут применяться либо только в задней подвеске, для поддержания уровня кузова при нагрузке, либо «по кругу». Последний вариант встречается чаще, первый в 2000-х любили использовать в BMW.Пневматические стойки могут применяться либо только в задней подвеске, для поддержания уровня кузова п
как это работает? — журнал За рулем
Пневматическая подвеска роднит дорогие вcедорожники и седаны с грузовиками и автобусами. Автор описал ее устройство, принцип работы и преимущества.
«Ситроен» уже почти 60 лет совмещает пневматику с гидравликой. Именно жидкость играет у «шевронов» главную роль, а воздух лишь помогает.
«Ситроен» уже почти 60 лет совмещает пневматику с гидравликой. Именно жидкость играет у «шевронов» главную роль, а воздух лишь помогает.«Ситроен» уже почти 60 лет совмещает пневматику с гидравликой. Именно жидкость играет у «шевронов» главную роль, а воздух лишь помогает.
Ключевое отличие пневмоподвески — в упругом элементе. Вместо пружин и рессор здесь герметичная камера, наполняемая воздухом. Ее устанавливают на амортизатор сверху или рядом с ним. Характеристики от выбранного решения не зависят, основное внимание уделяется компоновке. Например, на «Ауди-А6» с передним приводом применялись разнесенные амортизаторы и подушки, а на той же машине с шильдиками quattro — единая пневмостойка.
Схема пневмоподвески
Пневмоподвеску применяют в двух случаях: для повышения комфорта и при большой разнице между снаряженной и максимальной массами автомобиля. У грузовиков она встроена в сложную схему пневматики наряду с тормозами (ЗР, 2012, № 7). У легковых в систему входят датчики уровня кузова, баллонресивер для хранения подготовленного воздуха, компрессор с осушителем и датчиком температуры, электронный блок управления, блоки электромагнитных клапанов, а также сами пневматические упругие элементы. Схема движения воздуха незатейлива. Компрессор засасывает его из атмосферы и, прогнав через осушитель, наполняет им ресивер емкостью 5–10 л. Здесь он хранится под давлением, доходящим в процессе работы до 20–23 бар. Для избавления от влаги используют абсорбирующие гранулы.
Помимо стандартного положения, часто предусмотрены еще два — повыше и пониже. Выбирает водитель, но окончательное слово за электроникой. При достижении определенной скорости (обычно 35–40 км/ч) машина автоматически опустится до нормального уровня. Продвинутые модели сами играют клиренсом в зависимости от скорости и рельефа дороги, не информируя водителя. На магистрали кузов приближается к дорожному полотну еще на 20–25 мм.
Пневматическая подвеска — достоинства и недостатки
В данный момент в большинстве автомобилей в качестве подвески встречаются мощные пружины или же амортизаторы гидравлического типа, которые имеют телескопический механизм. О пневматических подвесках знают еще не все владельцы личного транспорта, чаще всего они встречаются на машинах премиального класса, на коммерческом транспорте.
Рассматривая вариант установки пневматической подвески в автомобиль, сперва следует познакомиться с ее преимуществами и недостатками. Одним из достоинств такой подвески являются ее способности выдерживать заданную высоту при нагрузках, даже в том случае, если нагрузки распределены неравномерно. Одним из важных показателей является дорожный просвет. В случае с автомобилями, на которых установлена Пневмоподвеска Газон Некст, этот показатель можно изменять, что особенно полезно в тех случаях, когда приходится часто передвигаться по некачественным дорогам, а то и вовсе по бездорожью.
Пневматическая подвеска обеспечивает более удобную и комфортную езду, что ощущают как водитель, так и его пассажиры. В ходе движения у такого автомобиля не возникает никаких рывков, все его движения остаются плавными. Крен машины при вхождении в поворот оказывается минимальным, кузов автомобиля не раскачивается, а это в свою очередь не приводит к снижению показателей управляемости машины.
Большим достоинством пневматической подвески является увеличение ресурса пробега автомобиля. Если владелец транспортного средства придерживаться всех рекомендаций, которые были составлены изготовителем, то его транспорт может пройти расстояние до 1 миллиона километров.
Есть у пневматических подвесок и существенные недостатки, которые не позволяют им пока стать распространенными. Главным таким недостатком является стоимость пневмоподвески. Нередко сама она дополняется вспомогательными функциями, от чего ее цена только увеличивается. Именно по этой причине такие подвески ставятся в данный момент по большей части на автомобили бизнес-класса, а также на грузовой транспорт.
Следить за пневматической подвеской будет непросто, но делать нужно это в обязательном порядке, так как не допустимы здесь песок, пыль и грязь. В отличие от классических подвесок, пневматический вариант практически невозможно отремонтировать, а потому придется тратиться на полную его замену. Зимой функциональность пневматической подвески ограничена, и не получится насладиться всеми ее преимуществами, к тому же при частой езде по дорогам, которые обрабатываются разнообразными реагентами, срок службы такого элемента будет существенно уменьшаться.
Удобство использования пневмоподвески: особенности пневмы
Пневмоподвеска стала неотъемлемой опцией лимузинов и внедорожников. Пользуются спросом пневматические пружины и у ценителей автотюнинга. Рассмотрим главные особенности пневмоподвески и представим несколько советов, которые помогут увеличить срок эксплуатации этой недешевой конструкции.
Первый опыт применения упругих пневмоэлементов был опробован в начале XX века. Тогда конструкцию устанавливали на междугородние автобусы, а уже в середине прошлого столетия они стали использоваться как аналог привычных пружин и рессор на легковушках.
При этом необходимо понимать, что не только пневма способна поднимать конструкции. К примеру, регулировка и фиксация дорожного просвета в заданном положении были впервые опробованы на совершенно иной подвеске, установленной на ставшим легендой Citroen DS19. По сравнению с пневматикой, здесь положение кузова определяла сложнейшая гидравлическая система, параллельно отвечавшая за состояние других систем транспортного средства: гидроусилителя, тормозов, привода сцепления.
При этом пневмосферы были заполнены азотом, играя роль своеобразных пружин. Сложность конструкции и большие издержки отпугивали других производителей от повторения этого эксперимента. Хотя французы остаются верными своему детищу и до сих пор оснащают данной подвеской некоторые модели, например С5. Тем не менее, традиционная пневмоподвеска имеет куда большее распространение. Какова же причина подобной популярности?
Преимущества пневмоподвески
Одно из главных достоинств пневморессор — удобство при транспортировке груза. Неслучайно изначально их устанавливали только в заднюю подвеску. В результате автомобиль сохранял горизонтальное положение и не терял приемлемые ходовые качества. Но и впереди пневморессоры также оказались к месту — при движении на большой скорости уменьшение клиренса способствует снижению центра тяжести, повышая устойчивость и управляемость транспортного средства.
Кроме представительских седанов, пневмоподвеска прекрасно прижилась в среде внедорожников, ведь увеличение дорожного просвета серьезно улучшает проходимость по бездорожью. Если еще вспомнить об адаптивных амортизаторах с изменяемой жесткостью отбоя и сжатия, то получается просто идеальная подвеска.
Еще одним преимуществом подобных систем является их практичность — они не требуют создания особого типа подвески, позволяя с успехом использовать готовую конструкцию. Благодаря этому открылись новые возможности для различного тюнинга. К примеру, серийный «Форд Фокус» получил адаптивные амортизаторы, жесткость которых можно изменять, не выходя из машины.
Появление пневмоподвески ознаменовало собой распространение новых направлений автомобильной субкультуры. Так, в Соединенных Штатах большую популярность приобрел «лоурайдинг», ставящий во главу угла привлекательность экстерьера машины, в том числе за счет низкого клиренса. В то же время в России нередко пневмоподвеску устанавливают при подготовке автомобиля к передвижению по бездорожью.
Недостатки пневмосистем
Однако в процессе эксплуатации пневмоподвески начинают заявлять о себе некоторые ее недостатки. В зависимости от модели машины устанавливаются пневморессоры открытого или закрытого типа. Они конструктивно почти одинаковы, но всерьез отличаются сроком эксплуатации. Пневмоподвеска с открытой резино-кордовой оболочкой (РКО) быстрее выходит из строя. Это объясняется постоянным попаданием абразивных элементов — пыли и грязи на резиновый рукав. В результате ресурс пневмостоек сокращается до 30-50 тыс. км, вместо положенных 100 тыс. км.
Можно отметить еще один странный парадокс. Пневмоэлементы внедорожного автомобиля M-класса (W164), чья главная задача беспрепятственно форсировать бездорожье, напрочь лишены защитного кожуха. Зато на его фирменных собратьях S- и E-класса он установлен. Владельцам «обиженных» джипов можно посоветовать во время каждого посещения автомойки поднимать машину в самое высокое положение и скрупулезно смывать скопившуюся грязь и пыль с пневмобаллонов. Закрытые пневморессоры не требуют столь пристального внимания, поэтому будет достаточно просто осмотреть деталь на предмет отсутствия повреждений.
Если вы заметили, что машина стала «приседать» на одно колесо нужно срочно ехать в сервис, иначе постоянно работающий компрессор может окончательно добить недешевую деталь. Эта неисправность может быть вызвана ослаблением креплений штуцеров или перетиранием резинового рукава. Ремонт также требует грамотного подхода, поэтому лучше доверять его специализированным автосервисам.
Несмотря на кажущуюся простоту замены пневмобаллона, эта процедура имеет немало подводных камней. Так, если во время установки допустить даже незначительный перекос пневмоэлемента, он может выйти из строя уже в ближайшее время.