Зарядка гелевых аккумуляторов своими руками — Auto-Self.ru
На сегодняшний день на отечественном рынке все большей популярностью пользуются гелевые аккумуляторные батареи. Попробуем разобраться, что это такое, как их применять, как осуществляется зарядка гелевых аккумуляторов, и можно ли самостоятельно собрать зарядное устройство для них.
Что это такое — гелевый аккумулятор
Устройство гелевых аккумуляторов
GEL-батарея представляет собой шесть банок с пластинами-электродами, но вместо жидкого электролита они заполнены гелем, который образуется под действием стабилизирующего вещества все из той же серной кислоты и дистиллированной воды. Гель не вытекает, батарею можно устанавливать боком. Не испаряется, в результате чего, можно использовать даже внутри салона автомобиля, например, для подключения акустической системы, или в доме в качестве резервного электронакопителя. При изломе корпуса н вытечет наружу.
Особенности использования гелевого аккумулятора
- Пластины аккумуляторной батареи не осыпаются, за счет плотности геля.
- Срок службы как минимум вдвое больше, чем у простых свинцово-кислотных батарей.
- Не страшен глубокий разряд. Можно заряжать до пятисот раз, при этом емкость АКБ практически не теряется.
- Не теряют мощность в состоянии покоя (разряд за год, примерно, 20 процентов).
- Очень плохо сказывается перезаряд, нужно постоянно следить за напряжением, попадающим на клеммы аккумулятора, так как напряжение выше 14,4 В может его повредить.
Исходя из всего вышеперечисленного, и принимая во внимание не низкую цену, GEL-аккумуляторные батареи стоит практиковать в тяжелых условиях, где требуются цикличные режимы с глубокой разрядкой, и при минусовых температурах.
Как правильно заряжать гелевый аккумулятор
Как правильно заряжать гелевый аккумулятор
Многие задаются вопросом: можно ли заряжать гелевый аккумулятор? Не можно, а нужно. Зарядку и обслуживание гелевого аккумулятора советуют проводить, по возможности, два раза в год. При этом надо следить за тем, чтобы АКБ заряжалась до полной зарядки, т.к. неполная зарядка приводит к потере емкости батареи.
Для зарядки GEL-аккумуляторных батарей в гаражных условиях стоит выбирать зарядные устройства с постоянным напряжением. Оптимальным является то устройство, которое обеспечивает зарядку АКБ в два шага. Оно не разрушает саму батарею и максимально быстро заряжает ее.
Первый шаг – зарядка происходит при постоянном токе и растущем напряжении. Так до того момента, пока напряжение не станет равным 13-14 В.
Второй шаг – заряжаем при постоянном напряжении до полного набора мощности.
Рассмотрим, каким током заряжать гелевый аккумулятор
Для того чтобы не нанести ущерб источнику питания, надо выбрать максимальный ток заряда гелевого аккумулятора, который рассчитывается как 1/10 от установленной емкости батареи, то есть это значит, если вы заряжаете 60-ти амперную батарею, нужно установить ток, равным 6 А. Если зарядка происходит меньшим током, то это никак не навредит ей, просто потребуется значительно больше времени для ее полной зарядки.
Вариант зарядного устройства для гелевых аккумуляторов на российском рынке
Сейчас можно приобрести множество видов зарядных устройств для гелевых аккумуляторов. Они, в основном, отличаются максимальной силой тока, на некоторых имеется датчик температуры. Для зарядки в походных условиях существуют адаптированные автоматические зарядные устройства.
Если же у вас имеется обычное зарядное устройство, поговорим о том, как зарядить гелевый аккумулятор с помощью него. Для этого потребуется все лишь переходник. В качестве него можно использовать простой свинцово-кислотный АКБ. Подключите «зарядник» к обычной батарее, а от нее подведите провода к GEL-батарее. При такой последовательности не стоит опасаться за повреждение своей новой АКБ, но оставлять процесс без присмотра все же не рекомендуется. Нужно периодически трогать оба аккумулятора, во избежание перегрева, а также проверять GEL-АКБ амперметром. Следить, чтобы зарядка данным способом длилась не более 2-3-х часов.
Самодельное зарядное устройство для гелевого аккумулятора
Можно собрать зарядное устройство для гелевого аккумулятора и своими руками. Для этого вам понадобится микросхема L200С, которую необходимо установить на радиатор, чтобы избежать перегрева при работе.
Схема зарядного устройства для гелевых аккумуляторов
Далее все просто монтируется на подложку. Заметим, что сопротивление резисторов не должно быть меньше, указанного на схеме. Резистором R7 устанавливается выходное напряжение в пределах 14,5 В, диоды используются в металлическом корпусе. На выходе получается самодельное устройство для гелевых аккумуляторов, через которое можно без труда зарядить GEL-батарею.
Еще скажем, что перед тем, как заряжать гелевый аккумулятор зарядным автомобильным устройством или самодельным, необходимо проверить целостность корпуса аккумулятора. В том случае, если обнаружена трещина, вздутие пластика на АКБ, его необходимо утилизировать. Подлежит утилизации и гелевый аккумулятор, который не берет зарядку.
В окончание добавим, что гелевые аккумуляторные батареи, несмотря на свою стоимость, упорно завоевывают место на отечественном рынке. Не стоит их бояться. Обслуживать GEL-батареи не сложнее аналога с жидким наполнителем, а прослужат они минимум в два раза дольше, и вполне окупятся за время эксплуатации.
Поделитесь с друзьями в соц.сетях:
Google+
Telegram
Vkontakte
Как сделать зарядное устройство для гелевого аккумулятора своими руками
В продаже можно встретить множество зарядных устройств для аккумуляторных батарей, в том числе и для того, чтобы зарядить гелевый аккумулятор. Однако настоящие любители электроники, для которых самое главное в жизни — это проведение собственных интересных экспериментов, могут смастерить зарядное устройство для гелевого аккумулятора своими руками. Сделать это вполне реально, о чем свидетельствуют многочисленные положительные опыты, которыми пользователи с удовольствием делятся, выкладывая тематические видео в Интернет.
Содержание статьи
Микросхема L200C
На первый взгляд может показаться, что смастерить самому устройство, которое бы соответствовало «требованиям» капризных гелевых батарей, трудно. Однако благодаря существованию популярных в народе «посылок из Китая» есть прекрасная возможность заказать эту схему на AliExpress, что значительно упростит изготовление и сборку зарядного устройства.
Схема зарядного устройства L200C не только регулирует напряжение, но еще и ограничивает ток в нужном направлении. Это ограничение идеально подходит для того, чтобы правильно зарядить именно гелевый аккумулятор. Ведь такая батарея чувствительна к перезарядам и возможным перепадам напряжения в сети. Микросхема снабжена защитой от короткого замыкания и от перегрева. Кроме этого, она генерирует и малый «ток покоя».
Собираем прибор
Собрать зарядник можно, сделав корпус из прочной фанеры и обработав его шпатлевкой и краской. Перед этим необходимо провести грунтовку
Спереди корпуса устанавливается аналоговый амперметр, а также цифровой вольтметр. Вольтметр рекомендуется устанавливать именно цифровой, потому что на нем будет хорошо видна разница зарядки батареи. Внизу корпуса, слева и справа, можно прикрутить
Сзади зарядного устройства обязательно понадобится вентилятор. Рекомендуется использовать любой вентилятор с напряжением в 12 вольт, можно приобрести компьютерный. Провод питания тоже выводится сзади, для максимального удобства в использовании.
По обоим бокам корпуса должны быть сделаны специальные отверстия для циркуляции воздуха во время вентиляции и охлаждения. В качестве решетки можно использовать крышку от старого компьютерного корпуса: в ней находятся отверстия, прекрасно подходящие для этого случая. Из крышки вырезается перфорированная сетка ножницами по металлу и приклеивается изнутри к корпусу специальным клеем.
Низ корпуса можно облагородить, прикрутив ножки из той же фанеры с помощью саморезов. Для того чтобы ножки были устойчивыми, а саморезы не выпячивались из фанерной основы, их рекомендуется слегка обработать болгаркой, сровняв с поверхностью ножек. Кроме ножек, внизу для фиксации крышек нужно прикрутить стрип-петлю.
Что находится внутри самодельного ЗУ?
Внутри устройства находятся:
- Два магнита — один в крышке, а другой в самом корпусе. Сила притяжения этих магнитов друг к другу необходима для того, чтобы крышка надежно фиксировалась при закрывании, не оставляя в устройстве щелей. Петля, о которой уже говорилось раньше, поддерживает крышку снизу при открывании, и она никуда не денется.
- Пайка схемы может быть проведена навесным монтажом. Все проводки крепятся на кусочки фанеры так, чтобы вся внутренняя начинка устройства могла «выезжать» из корпуса для чистки, либо в целях починки при выходе из строя какого-либо элемента.
- Четыре выпрямительных диода.
- Конденсатор (кстати, если где-нибудь у вас есть конденсаторы советского образца, они идеально подойдут для самодельного зарядника).
- Трансформатор в 25 ватт (можно использовать любой небольшой трансформатор — например, из старого музыкального центра 90-х годов).
- Саму микросхему можно установить на радиатор, взятый из LT— монитора. Во время работы радиатор разогревает микросхему до 40-45°С. Такой нагрев устройство выдержит, ничего страшного в этом нет.
Суть схемы зарядного устройства
Налаживание самой схемы сводится к установке резисторов. Первым производится настройка тока, показатель которого всегда должен быть 10% от емкости заряжаемого аккумулятора. Вторым настраивается напряжение: показатель его должен соответствовать цифре, указанной на корпусе вашей АКБ. Обычно, это английское обозначение Cycle use 14,5-14,9 V.
Что касается обозначений «плюс» и «минус» на самодельном зарядном устройстве, можно нарисовать значки маркером, либо использовать яркие цветные наклейки. Конечно, если зарядник для гелевых аккумуляторов изготавливается своими руками, автор сам будет знать о том, где у него располагаются «полюса». Но для того, чтобы их случайно не перепутать, лучше обозначить сразу.
При большом желании и наличии под рукой предметов, которые могут пригодиться при сборке, смастерить зарядное устройство для гелевых аккумуляторов своими руками вполне возможно, а для того, чтобы собрать все правильно, воспользуйтесь схемой L200C.
Тем, кто не уверен в своих силах, стоит изучить наш рейтинг зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов.
Заряд гелевых аккумуляторных батарей. Заряжаем гелевый аккумулятор правильно. Самодельное зарядное устройство для гелевого аккумулятора
Качественный автомобильный аккумулятор имеет срок жизни от 6 до 9 лет. Некоторые батареи могут жить несколько дольше, но уже не показывают былую надежность и высокое качество работы. Если вы проводили три-четыре полноценные зарядки аккумуляторной батареи, придется приобрести новый элемент питания, поскольку в дальнейшем аккумулятор будет разряжаться сильно быстро. Но проблема с зарядкой может возникнуть в том случае, если на вашем автомобиле установлена необслуживаемая батарея. Это значит, что АКБ невозможно разобрать, нет доступа к кислотному содержанию пластикового корпуса. Такой аккумулятор довольно сложно зарядить, но умельцы находят способы восстановления любой батареи.
Насколько прочным является гелевая батарея?
Долговечность гелевых батарей тесно связана с циклами загрузки, использованием батарей и температурой работы и хранения. В нормальных условиях средняя продолжительность вашей работы составляет около 2 лет. По истечении этого времени производительность батареи начнет распадаться.
Вряд ли используйте гарантию на этот продукт. Однако у продукта есть 6-месячная гарантия, которая немедленно включает замену в случае отказа фабрики. Тонкий слой стекловолокна, сжатый с появлением войлока, который обеспечивает проблемы с возможными разливами кислоты в случае поломки. Они представляют собой гораздо более безопасные батареи перед вибрациями и возможными поломками, и по этой причине обычно выбираются в транспортных средствах соревнований.
Определенное распространение в обществе автомобилистов получили гелевые аккумуляторы. Это батареи, внутреннее пространство которых полностью заполнено гелеобразным содержимым, а пластины не могут соприкасаться в таких условиях. Выглядит технология вполне разумно, но все гелевые аккумуляторы являются необслуживаемыми. Это значит, что ни разобрать, ни зарядить АКБ у вас не получится. Так, по крайней мере, считают производители. На деле есть определенные способы зарядки любой автомобильной батареи, и сегодня мы рассмотрим, как можно выполнить зарядку гелевого элемента.
Как обслуживать гелевый аккумулятор для скутера?
Каждый сосуд может быть изготовлен из прямоугольной формы или прокатан в цилиндрической форме. Они также хорошо работают даже при низких температурах, которые оцениваются зимой, и обеспечивают снижение саморазряда. На лодках особенно важно использовать все усилители, хранящиеся в батареях, перед их перезарядкой.
Когда аккумулятор полностью заряжен, подаваемый ток заряда теряется при производстве водорода электролизом, и именно по этой причине батареи могут взорваться. С 49º по Цельсию мы должны остановить заряд батареи. Свинцовые батареи будущего. Его отличная производительность и низкая стоимость производства позволили этой огромной популярности.
Можно ли вообще заряжать гелевый аккумулятор, и стоит ли это делать?
Зарядка аккумулятора — привычный процесс для многих автомобилистов. Часто особенно в зимнее время батарее сложно совладать с нагрузками, заряд снижается, работа АКБ становится нестабильной. Генератор не успевает восполнять потенциал аккумулятора, что приводит к сложностям в запуске двигателя. Поэтому заряжают аккумуляторы иногда несколько раз за один зимний сезон. Когда же автомобилист обнаруживает, что установленный под капотом аккумулятор зарядить просто невозможно, он несколько смущается и начинает искать информацию, которая не отвечает на вопрос однозначно. На самом деле, стоит осознать такие истины:
Это связано с коррозией, которая появляется в сетке, которая действует как положительный полюс. Несмотря на все, на данный момент они почти в 3 раза дороже обычных, что делает их совершенно нежизнеспособными. Полимерная матрица содержит тонкие слои свинцового сплава на его внешних поверхностях.
Это интересный гибрид между кислотно-свинцовой батареей и суперконденсатором. Положительный полюс образован стандартной структурой диоксида свинца и отрицательного углеродного полюса. Он предлагает очень быстрое время перезарядки и увеличение количества жизненных циклов при глубоких разрядах. Идеально подходит для гибридных автомобилей, в которых энергия, накопленная при торможении, используется быстро после этого.
- зарядка гелевого аккумулятора в теории возможна, но для этого нужно обеспечить определенные условия;
- при простом подключении к клеммам аккумулятора зарядного устройства гель внутри батареи расплавиться и превратиться в жидкий электролит;
- после такого происшествия гелевая батарея не сможет выполнять свои функции, пластины прикоснутся друг к другу;
- даже если батарея будет выполнять определенные функции, она будет чрезмерно нагреваться;
- при таких режимах работы присутствует риск потери жидкости и окончательного выхода из строя аккумулятора.
В каждой ячейке этого типа батареи сочетаются ультраконденсатор и свинцовый аккумулятор. Конденсатор увеличивает мощность и срок службы батареи, выступая в качестве буфера во время зарядки и разрядки, продлевая срок службы батареи в 4 раза, предлагая более 50% токов. Производитель утверждает, что эта батарея на 70% дешевле производить, чем батареи, используемые в гибридных автомобилях. Его ультраконденсатор полностью подходит для повторяющихся циклов запуска и остановки новых гибридных автомобилей.
Компания предлагает информацию с пипетками, которые много говорят в специализированных СМИ. Ответ зависит от местоположения и сезона, так как если вам нужно загружать их на 100% зимой, вы должны дать больше наклонностей, и вам нужно солнечное поле больше, чем летом. Кроме того, у вас нет той же радиации на востоке или юге, чем в сельской местности, без зданий, которые затенены, что в горной местности, что на севере, что в долине и т.д. если вы дадите нам приблизительное местоположение, ориентацию и т.д. Мы можем сообщить вам лучше.
Поэтому производители пошли простым путем, порекомендовав автомобилистам избавиться от идеи обслуживания гелевого аккумулятора. Но стоимость этого элемента питания достаточно велика. Зимой батарея показывает себя с лучшей стороны, электролит всегда остается в одном состоянии. Но вот летом при жаре такая технология не является лучшей. Гель подтаивает и уже никогда не сможет приобрести прежнюю форму. И все же способы восполнения заряда гелевой батареи существуют. Впрочем, полностью обновить заряд и получить особенности работы аккумулятора, как после покупки в магазине, точно не получится.
На уровне ориентации, за 1 день автономии. Мы можем предложить вам панель из 25. На сайте мы гарантируем гелевые батареи без обслуживания и лития в течение двух лет с даты продажи. Что гарантирует закон? Также стоит упомянуть о низком внутреннем сопротивлении.
Чтобы попытаться рассчитать объяснение понятным образом, батарея свинцово-кислотной кислоты похожа на отложение 10 литров бензина, из которых по своей конструкции они могут использовать только те же 3, в отличие от литиевой батареи, это отложение 3 литра, которые могут быть полностью использованы.
Процесс зарядки гелевого аккумулятора — выполняйте инструкцию
Чтобы приступить к процессу восстановления заряда гелевого аккумулятора, необходимо обзавестись очками для защиты глаз, история знает самые неприятные случаи разбрызгивания кислотных элементов. Также для зарядки батареи с гелевым наполнителем вам понадобится другой аккумулятор, возможно, кислотный или любой другой. Главным условием будет наличие потенциального заряда мощностью не менее 12 Вольт. Т
Сборка зарядного устройства для гелевых АКБ
Зарядное устройство для гелеевого аккумулятора можно сделать на базе микросхемы ОУ LM 358. Эта плата считается достаточно распространенной и не дорогой по стоимости. В работе использованы smd-детали для небольших корпусов. Перед началом работу нужно тщательно изучить электросхему:
Светодиод НL1 используется в качестве индикатора окончания заряда. Он начнет гореть при значениях напряжения близких к 7 В. Если напряжение достигнет 7,2 B, яркость свечения увеличится. Это сделано для того, чтобы не допустить перезарядки аккумулятора. С помощью резистора R2 возможна точная настройка зарядного тока 0,45 А. Максимального значения напряжения можно достичь с помощью резистора R7.
Схема на рисунке немного доработана, появился светодиод и индикатор питания с постоянным свечением. Допустимо заменить стабилитрон КС 133 Г (VD1) на любой другой из серии ВZХ 55 с напряжением от 3,3 до 3,9 В.
У резистора R8 уменьшают сопротивление до 0,5 Ом, соединяя параллельно два резистора на 1 Ом с мощностью каждого в 0,125 Вт. Затем на резисторе R5 нужно выставить значение 22 Ом, для R2 и R3 устанавливают 4,7 кОм и 470 Ом соответственно. С помощью таких манипуляций можно добиться того, что светодиод будет загораться при 7 В, а не при 6,8 В.
Если поставить на зарядку сильно разряженный аккумулятор, то силовой транзистор может нагреться. Необходимо установить компактный теплоотвод. Для решения этой задачи подойдет стабилитрон до 0,5 Вт. Не рекомендуют брать более мощный, так как у него может быть выше минимальный ток стабилизации. Можно купить КС 133 Г, который рассчитан на 0,125 Вт. Светодиод выбирают любой, так как проходящий через него ток будет ограничен 15 мА.
Печатную плату можно немного доделать: пятачки smd-элементов заменяют на контактные кружки стандартных деталей. Несколько вариантов микросхем можно найти в архиве.
Скачать АРХИВ
В результате должна получится небольшая плата, которая хорошо помещается в корпусе.
Микрочип LМ 358 можно найти в мастерских по ремонту компьютеров. Как правило, такая плата установлена на материнках и прочих деталях. Тут же можно найти и другие полезные комплектующие, к примеру, полевички.
Готовое зарядное устройство для гелеевых АКБ представлено на следующей фотографии:
При правильной сборке всех деталей гаджет должен заработать стразу. Если этого не произошло, то нужно проверить всю конструкцию досконально. Также можно попробовать заменить светодиоды.
Автор:
Зарядное устройство для гелевых аккумуляторов малой емкости — Меандр — занимательная электроника
В радиолюбительской практике в быту и на работе иногда возникает необходимость в резервировании питания различных устройств. Речь не идет об источниках бесперебойного питания (НРБ), а об аварийном освещении, устройствах охранной сигнализации, любительских метеостанциях, рекламных щитах, радиолюбительских репитерах, туристических палатках, т.е. в устройствах и системах, где в качестве резервного или основного питания применяется аккумулятор без преобразования напряжения. Для таких целей обычно применяют аккумуляторы малой емкости с гелевым электролитом. Они более безопасны в эксплуатации, чем обычные кислотные аккумуляторы, но имеют некоторые особенности зарядки. В данной статье рассмотрено несложное зарядное устройство для таких аккумуляторов.
Для аварийного питания ряда устройств автор использует гелевую аккумуляторную батарею (АКБ) типа ТР 7-12 (фото 1) емкостью 7 А·ч с рабочим напряжением 12 В. Для ее заряда и поддержания в заряженном состоянии было разработано рассмотренное в статье устройство.В сети Интернет можно найти достаточно много схем различных устройств для заряда гелиевых аккумуляторов. В основном они имеют одинаковые схемотехнические решения и выполнены, обычно, на микросхемах LM317 и L200С. Иногда для управления режимом работы зарядного устройства применяется микроконтроллер (МК). Примером подобного ЗУ может служить конструкция, описанная в [1]. Применение МК позволяет более качественно контролировать процесс зарядки, управлять им автоматически, что продлевает срок службы аккумуляторной батареи.
Разработанное автором зарядное устройство является, собственно, приставкой к заводскому блоку питания с выходным напряжением 20 В. Это ЗУ также имеет в своем составе микроконтроллер IC5 типа РIС12F675 (см. схему рис.1). МК автоматизирует процесс зарядки АКБ.Наличие МК позволяет, при необходимости, изменить алгоритм работы зарядного устройства доработкой программного обеспечения. Микроконтроллер IC5 тактируется внутренним тактовым генератором 4 МГц. Назначение выводов МК IC5 РIС12F675, с учетом записанной в него программы, приведено в таблице.
Регулирующим элементом устройства служит регулируемый стабилизатор IC2 типа LM317Т. Его отечественный аналог — КР142ЕН12.
Рассматриваемое зарядное устройство отличается от подобных и от рассмотренного в [1] также тем, что по окончанию основного заряда большим током, равным приблизительно 0,1С (где С — емкость АКБ), ЗУ не отключается, а продолжает подзарядку малым током до максимально допустимого значения напряжения на АКБ (около 14,8… 15 В). Только после этого зарядка полностью отключится. При понижении напряжения ниже этого уровня снова включится подзарядка аккумулятора. Ток подзарядки выбирают на уровне тока саморазряда аккумулятора, он составляет около 0,01 С. Это необходимо при использовании аккумуляторной батареи для обеспечения резервного питания устройств, поддерживая АКБ всегда в заряженном состоянии.
Транзистор Q3 — это ключ отключения режимов зарядки и подзарядки, а Q2 — ключ включения режима подзарядки. Для соответствующей индикации режима используются два светодиода НL1 и НL2.
Когда оба светодиода погашены, напряжение на выходе IС2 и ток заряда АКБ максимальны. Они задаются делителем напряжения R2R5.
Когда светодиод НL1 погашен, а НL2 светится, напряжение на выходе 1С2 и ток заряда уменьшаются, подзаряжая АКБ (режим подзаряда малым током), так как транзистор Q2, открывшись, подключит резистор R4 параллельно R5.
Зарядка и подзарядка осуществляются в импульсном (прерывистом) режиме с периодом 2 с. Причем по мере заряда АКБ длительность импульсов напряжения на выходе IС2 уменьшается, а длительность паузы между ними растет. Это осуществляется программно. МК использует для анализа часть напряжения на АКБ, которое поступает на вход АЦП МК (вывод 7 IС5) через делитель R6RV1R9.
К выводу 6 МК IС1 подключен цифровой датчик температуры IC4 типа DS18B20, обеспечивающий дополнительную автоматизацию и контроль. Его можно использовать для управления режимом работы вентилятора обдува. В этом случае обеспечивается дополнительное охлаждение, поэтому можно уменьшить площадь радиатора микросхемы IC2 LM317. Можно установить также этот датчик непосредственно на аккумуляторе, а ЗУ подключить через реле. В этом случае нормально замкнутая контактная группа реле RL1 включается в разрыв питания MC IC2 LM317T. При аварийной ситуации, когда аккумулятор будет перегреваться и его температура достигнет 50°С, зарядное устройство отключится. Включение-выключение реле RL1 осуществляется транзисторным ключом Q1 по команде с вывода 5 МК (IC5).
Замечу, что программа для МК составлена так, что датчик температуры можно и не подключать. Контроллер сам анализирует отсутствие или наличие этого датчика и корректирует алгоритм работы ЗУ. Когда датчика температуры нет, не будет включаться исполнительное реле RL1, которое управляет включением вентилятора или отключением зарядки АКБ.
Зарядный ток аккумулятора регулируется подбором сопротивления R1 (2 Вт) и выбирается из расчета 0,1 емкости аккумулятора. Например, аккумулятор емкостью 7 А·ч заряжается током 700 мА, а емкостью 8,5 А·ч заряжается током 850 мА. Следует помнить, что максимальный допустимый ток для LM317T равен 1500 мА.
Ток подзарядки (0,01С) регулируется подбором сопротивления резистора R4.
В ЗУ можно использовать блоки питания заводского изготовления типов RS-24-25 или RS-15-25. Они имеют небольшие размеры и достаточно стабильны в работе. Внешний вид этих блоков показан на фото 2.
При использовании блока RS-24-25 выходное напряжение следует уменьшить до 20 В, а при использовании блока RS-15-25 увеличить, что осуществляется встроенными в эти блоки подстроечными резисторами. Можно применять и другие блоки питания, подходящие по параметрам.
В качестве реле RL1 автор использовал в экспериментах реле типа OVI-CH-112L. К транзисторам Q1-Q3 особые требования не предъявляются. Вместо ВС548, указанных на схеме, можно использовать даже КТ315.
Заметим также, что при использовании ЗУ для заряда АКБ емкостью более 5 А·ч (ток зарядки >500 мА) микросхему LM317T нужно устанавливать на радиатор, а в случае использования заземленного радиатора корпус этой MC должен быть изолирован от радиатора прокладкой.
Работа с устройством
Для включения устройства нажимаем и удерживаем нажатой кнопку S1 около двух секунд. В качестве подтверждения загорится и погаснет светодиод «Зарядка выкл.». Далее происходит процесс измерения напряжения на клеммах аккумулятора, и, в зависимости от результатов, автоматически устанавливается определенный режим работы.
Если напряжение аккумулятора менее 6,0 В, оба светодиода будут мерцать приблизительно 1 раз в 2 с. Если напряжение аккумуляторной батареи меньше 14,4 В, но больше 6 В, включится основной режим работы, светодиод «Статус» будет мерцать 1 раз в 2 с. Ток зарядки аккумулятора будет около 750 мА (зависит от сопротивления R4).
Если напряжение аккумулятора в пределах 14,4… 14,8 В включится режим подзарядки малым током. Светодиод «Зарядка выкл.» будет мерцать 1 раз в 2 с, а «Статус» будет гореть постоянно.
Если напряжение аккумулятора более 14,8 В, зарядка АКБ полностью отключится. Светодиоды «Зарядка выкл.» и «Статус» будут гореть постоянно.
Выключение устройства производится также удержанием кнопки управления устройством S1 около двух секунд. В качестве подтверждения зажжется светодиод «Зарядка выкл.» и погаснет светодиод «Статус».
Настройка зарядного устройства
Настройка устройства сводится к подбору сопротивлений R1 и R4, устанавливающих зарядный ток аккумулятора и ток подзарядки соответственно.
Кроме того, потенциометром RV1 устанавливают напряжение срабатывания схемы при окончании зарядки и переход ЗУ в режим подзарядки. Для этого предварительно необходимо установить напряжение на выходе ЗУ (без аккумулятора) равным 14,4 В, а затем установить движок потенциометра RV1 в такое положение, при котором светодиоды «Зарядка выкл.» и «Статус» будут поочередно моргать 1 раз в 2 с.
На этом настройка зарядного устройства закончена, и оно готово к работе.
Файл прошивки (НЕХ-файл) и проект в формате программы Proteus (скачать)
Ссылки:
1. Носов Т. Автоматическое зарядное устройство для герметичных кислотных аккумуляторов. Режим доступа: http://labkit.ru/html/power_supply_ shm?id=236.
Автор: Николай Викторов, г. Рыбинск
Источник: Радиоаматор №11/12, 2014