Самодельные подиумы для динамиков
Установка автомобильной акустики требует творческого подхода. Качество звучания в значительной мере зависит от того, где и как расположены динамики. Подиумы для них — элементы акустического оформления. Элементы полезные, а в некоторых случаях необходимые. Что важно, сделать такие подиумы можно своими руками.
Зачем устанавливать динамики на подиумы
Первое и очевидное обоснование необходимости использования подиумов — с их помощью можно выдвинуть динамическую головку из штатного посадочного места, если она туда не входит по глубине. Однако это не единственная причина.
Чтобы любой динамик зазвучал, ему необходимо правильно рассчитанное акустическое оформление и жёсткое основание, призванное гасить паразитные вибрации.
В домашних и сценических системах используют тяжёлые, жёсткие корпуса, выполняющие сразу обе функции. Для автомобильных систем подобным образом изготавливают сабвуферы.
Акустическое оформление среднечастотных динамиков и «мидбасов» образуют элементы конструкции автомобиля.
Во время работы автомобильная акустика испытывает значительные вибрационные нагрузки. Если их не гасить, они передаются на панели обшивки и другие конструктивные элементы, выполненные, как правило, из довольно тонких материалов. Эти колебания искажают звук.
Задача подиумов — принять вибрации на себя и погасить их. Не допустить распространения паразитных колебаний.
Каким должен быть подиум
Как следует из изложенного выше, подиум для среднечастотника или мидбаса не простой декоративный элемент, а необходимый компонент аудиосистемы, влияющий на качество звучания. Чтобы эффективно выполнять возложенную на него задачу — гашение ненужных вибраций — подиум должен быть тяжёлым.
Чтобы деталь была тяжёлой, её следует изготовить из соответствующего материала. Но на практике чаще всего используют фанеру, так как её несложно обрабатывать в домашних условиях.
Известно ли вам, что первый археологический артефакт из напоминающего современную фанеру материала археологи обнаружили на территории Древнего Египта. Фанерный ларец датируют XV—XVI веком до н. э.
Фанера — относительно лёгкий материал. Для увеличения веса подиумы делают по возможности большими. Конечно, учитывая особенности салона автомобиля.
Определяя размеры, ориентируются не только на качество звука, но и следят, чтобы дополнительный элемент не препятствовал работе основных устройств. Например, установленный в дверь динамик не должен мешать использованию ручек.
Подиум для динамика не следует крепить к обшивке, только к жёстким металлическим элементам. Во-первых, слабое основание не способствует гашению вибраций. Во-вторых, тяжёлый подиум с динамиком оно не выдержит.
Внутренний подиум
Различают внутренние и наружные подиумы. Первые устанавливают, когда хотят сохранить заводской внешний вид без изменения. Например, когда меняют штатный динамик на близкий по диаметру диффузора.
Внутренний подиум целиком скрыт во внутренней полости двери или потолка под обшивкой, которая должна плотно прилегать к динамику.
Внешняя обшивка должна плотно прилегать к динамику, установленному на внутренний подиум
Таблица: достоинства и недостатки внутренних подиумов
Достоинства | Недостатки |
|
|
Внешний подиум
Наружный или внешний подиум позволяет установить любой динамик больше или меньше штатного. Кроме того, головку можно разместить как параллельно плоскости двери, так и под наклоном, направив в сторону слушателя. Дополнительный плюс внешнего подиума — он плотно прижимает обшивку, уменьшая вибрацию.
Таблица: достоинства и недостатки внешних подиумов
Достоинства | Недостатки |
|
|
Внешний подиум не просто подставка, а единая конструкция. Его составные части необходимо подгонять и крепить плотно, без зазоров и щелей. Это обеспечивает максимальную жёсткость конструкции и предотвращает «уход» звука под обшивку.
Компоненты подиума должны быть подогнаны без щелей и зазоров
Элементы акустического оформления, в том числе подиум, не должны препятствовать свободному движению воздуха через окна корзины динамика. Помехи могут ухудшить воспроизведение низких частот.
Компоненты подиума не должны создавать препятствий движению воздуха через окна корзины динамика
Когда динамик сильно утоплен в подиум, диффузор работает через тоннель, что заметно влияет на качество звука при глубине всего 1 см.
Детали подиума не должны образовывать туннель перед диффузором
Ухудшает качество звука и слишком длинный тоннель со стороны магнита динамика. Лучше избегать подобной конструкции, но если она необходима, проём делают как можно шире.
Тоннель с тыльной стороны динамика ухудшает качество звука
Особенность внешних подиумов — необходимость декоративной отделки. Если внутренний спрятан под обшивкой, то наружный всегда на глазах. Он не должен портить внешний вид.
Эту проблему обычно решают обтяжкой и оклейкой готового подиума натуральной или искусственной кожей. В некоторых случаях, когда подиум довольно высокий, перед обтяжкой приходится сшивать чехол по форме основания, так как материал допускает натяжение лишь в определённых пределах.
Ещё один способ декоративной отделки — окраска в подходящий цвет после шпаклёвки и тщательной зачистки поверхности.
Твиттеры не развивают большой мощности и в меньшей степени подвержены вибрациям. Поэтому подиумы для них в большей степени декоративные подставки, чем элементы акустического оформления. Их изготавливают в виде накладок на боковые стойки либо встраивают в панели обшивки стоек, ориентируя по субъективным ощущениям слушателей примерно в центр салона.
Подиумы-переходники с круглых посадочных мест на овальные динамики принципиально не отличаются от обычных внешних.
Как сделать и установить своими руками
Для самостоятельного изготовления любого подиума понадобятся следующие материалы:
- фанера или другой аналогичный материал для вырезки кольцевых деталей;
- вибропоглощающий листовой материал для обработки элементов автомобильного кузова в местах установки подиумов;
- стекломат (стеклоткань) для изготовления деталей сложной формы;
- эпоксидная смола с отвердителем;
- капрон или другая аналогичная синтетическая ткань для изготовления деталей по «чулочной технологии»;
- искусственная (натуральная) кожа или краска для декоративной отделки внешнего подиума;
- акустическая ткань для отделки решётки динамика;
- эластичный клей;
- шпаклёвка;
- монтажная лента;
- наждачная бумага;
- монтажная пена;
- метизы.
Для работы необходим инструмент:
Изготовление и монтаж внутреннего подиума в дверь
- Снимите обивку (карту) двери. Определите оптимальное место установки подиума.
Выбор места для подиума
Оклейка двери вибропоглощающим материалом
Фанерная заготовка для подиума
Примерка к посадочному месту заготовки для подиума
Крепление подиума к двери
Установка динамика в подиум
Примерка обшивки двери после установки динамика в подиум
Разметка отверстия в панели обшивки двери под динамик
Расширенное по размеру динамика отверстие в карте двери
Решетка динамика с расширенными отверстиями
Декорированная акустической тканью решетка динамика
Дверь в сборе с установленным на подиум динамиком
Видео: подиум из стекломата
Изготовление и установка в стойку внешних подиумов для твиттеров
- Продумайте место установки твиттеров.
- Вырежьте из фанеры кольца по размеру динамиков.
Фанерные кольца для подиумов под твиттеры
Кольца для подиумов, закреплённые на деталях обшивки стоек
Панели обшивки стоек, подготовленные к нанесению эпоксидной смолы
Заготовки, пропитанные эпоксидной смолой
Нанесение на заготовки эпоксидной шпаклёвки со стекловолокном
Заготовки, обработанные наждачной бумагой
Заполненные монтажной пеной заготовки
Стойка с установленным на подиум твиттером
Галерея: оклейка подиума искусственной кожей
Видео: изготовление подиума для твиттера
Изготовление и установка подиума в потолок
Малая высота потолка легкового автомобиля — главная помеха для установки подиумов и динамиков. Обычно их монтируют в двери, полки и стойки. Если места достаточно, подиумы устанавливают в потолок, соблюдая изложенные выше общие рекомендации.
- Снимите обшивку потолка. Определите оптимальное место установки подиумов. Продумайте трассу прокладки акустических проводов для подключения динамиков.
- Определите размеры подиумов, учитывая рекомендации, наличие свободного места и высоту креплений обшивки потолка.
- Выпилите из фанеры подходящей толщины заготовки, вырежьте в них отверстия под динамики.
- Оклейте потолок вблизи места установки подиумов вибропоглощающим материалом.
Оклейка потолка вокруг подиумов вибропоглощающим материалом уменьшает искажения и улучшает звук
Для крепления подиумов используют болты с шайбами и контргайками
Отверстия под динамики вырезают в обшивке после установки подиумов и примерки
Динамики устанавливают в подиум плотно и без щелей
Видео: установка тыловой акустики под потолок
Аккуратные подиумы для автомобильных динамиков не только улучшают качество звука в салоне, но и хорошо смотрятся. Самостоятельное изготовление их дело хотя и хлопотное, но вполне посильное аккуратному энтузиасту «с руками». Затраченные усилия стоят полученного результата.
Многие автолюбители предпочитают во время езды слушать радио или любимые треки. При этом особое внимание уделяется качеству акустики в салоне автомобиля. Не всегда штатная акустическая система позволяет качественным образом воплотить все тонкости вашей любимой композиции. Поэтому в некоторых случаях, чтобы улучшить качество звука, автолюбители прибегают к самому простому способу — пытаются сделать подиумы для динамиков своими руками.
Современная мода на автоакустику
Сегодня большинство современных транспортных средств оснащено стандартными динамиками. Однако любителей громкой музыки в авто часто не устраивает их звучание, поэтому они покупают динамики большего размера. В этом случае возникает проблема иного рода — как установить крупногабаритное оборудование в салоне, чтобы, с одной стороны, не помешать пассажирам, а с другой — создать действительно чистое звучание?
Одним из распространённых способов решения проблемы считается изготовление подиумов для динамиков. Они не только способны улучшить качество звука, но и вывести работу акустической системы на совершенно новый уровень.
Акустическая полка, сделанная своими руками, позволяет монтировать динамики разных размеров и форм
Что такое подиумы
Акустический подиум — это база для динамика, благодаря которой он фиксируется в нужном положении. Подиум выполняет роль крепежа динамика, например, в двери или стойке автомобиля.
Те динамики, которые вмонтированы в подиумы, дают совершенно иное звучание: более насыщенное и глубокое, с ясно различимыми высокими и низкими частотами.
Для чего используют полки для динамиков
Можно сказать, что подиум выполняет в салоне авто сразу несколько функций:
- разнообразие внешнего вида подиумов помогает скрыть малопривлекательную акустическую систему или подчеркнуть сильные стороны дизайна салона;
- расширяет акустические возможности динамиков в салоне;
- подиумы можно изготовить из различных материалов и украсить их кожей, деревом, велюром и прочими видами отделочных тканей для создания уникального интерьера;
- в подиумах сложной формы легко разместить нестандартные и крупногабаритные динамики, например, рупор.
Какие бывают подиумы
Подиумы подразделяются всего на два вида: внешние и внутренние.
Внешними можно считать подиумы, которые монтируются непосредственно в салоне автомобиля — например, на задней полке. Однако чаще всего автолюбители используют внутренние подиумы в дверях авто для более качественной фиксации динамика и улучшения характера звука.
Традиционно в большинстве автомобилей уже имеются штатные динамики или же отверстия под них. Обычно их размеры зависят от марки автомобиля. Для машин отечественного производства характерны динамики с диаметром 130 мм. Иномарки могут иметь встроенные подиумы более крупных размеров — 160, 200 и даже 250 мм.
Динамики на автомобильных дверях обычно имеют круглую или овальную форму. В зависимости от модели машины подиумы должны учитывать эту особенность. В целом же форма подиума может быть совершенно любой, так как главное назначение этого элемента — надёжная фиксация динамика с целью придания объёмности и чистоты звучания.
Круглые динамики разных размеров можно устанавливать в двери любых автомобилей
Как сделать универсальные подиумы для динамиков
В большинстве случаев можно обойтись без вложений в покупку заводских подиумов, а изготовить элемент самостоятельно. Это не так трудно, как может показаться на первый взгляд.
Для успешного изготовления подиума вам потребуются следующие материалы:
- фанера толщиной 6–8 мм;
- обезжириватель;
- картон;
- монтажная пена;
- шпаклёвка;
- клей;
- эпоксидный клей;
- капроновые колготки;
- краска;
- ткани или кожа для обтяжки.
Чтобы без особых трудностей реализовать свой замысел на практике, лучше всего заранее подготовить необходимые инструменты:
- ножницы;
- ножовку/лобзик;
- карандаш;
- канцелярский нож /лезвие;
- наждачную бумагу;
- шпатель.
Практически все инструменты и материалы для изготовления подиумов есть в хозяйстве опытного мастера
Размеры и форма акустического подиума
Описанная ниже технология подразумевает изготовление подиумов для динамиков, располагающихся в передних или задних дверях автомобиля. Чаще всего в двери находится один динамик диаметром 13 сантиметров. Однако независимо от его размера, технология изготовления подиума будет одной и той же:
- Для начала нужно придумать, какая именно форма подиума подойдёт для салона вашего автомобиля.
- Необходимо измерить как размеры имеющегося динамика, так и размеры его защитной сетки.
- Диаметр кольца динамика будет соответствовать диаметру посадочного места для него в подиуме. А внешний диаметр кольца будет равен диаметру защитной сетки.
- После того как вы утвердили форму, необходимо нарисовать её на листе картона.
- Полученный шаблон нужно аккуратно вырезать ножницами.
- Далее шаблон прикладываем к куску фанеры и обводим его карандашом.
- Для двух дверей нам потребуется две заготовки из фанеры, которые можно выпилить ножовкой или лобзиком.
- Необходимо максимально точно выпилить отверстие в подиуме, так как если нарушить пропорции, то динамик в кармане не будет надёжно зафиксирован.
Фото: правильный порядок изготовления полки в двери авто
На этом процесс создания подиумов для динамиков не завершается. Заготовка должна пройти ещё несколько этапов оформления.
Для того чтобы придать фанерному подиуму привлекательный внешний вид, обычно используется монтажная пена. Она наносится на поверхность фанеры. Затем необходимо сделать следующее:
- когда пена полностью застынет, нужно поработать над формой с помощью канцелярского ножика или лезвия — можно придать заготовке абсолютно любую форму;
- после первичной обработки потребуется нанести один или два слоя шпаклёвки на изделие. После её высыхания потребуется придать подиуму максимально гладкую и рельефную форму, обработав его наждачной бумагой мелкой зернистости;
- полученное изделие можно покрасить в любой цвет, при этом целесообразно проводить окрашивание в три слоя для глубокой насыщенности цвета;
- в качестве другого варианта оформления допускается и перетяжка — то есть использование для оформления подиумов эластичных тканей, которые можно крепить с помощью клеевых составов. Можно обтянуть заготовки подиума практически любыми видами тканей или искусственной кожей, но следует учитывать практичность материала и его долговечность.
Перетяжка искусственной кожей — один из самых трудоёмких этапов в оформлении
Видео: как изготовить подиум в двери автомобиля своими руками
Процесс создания подиумов — от придумывания формы до срезания пены и шлифовки заготовки — для творческих людей превращается в настоящее искусство. Каждый автолюбитель может почувствовать себя скульптором, который создаёт шедевр!
Самодельный подиум в двери авто» w >
Выполненный из фанеры и обработанный монтажной пеной, такой подиум ничем не отличается от заводского
Изготовление подиума в стойках машины
Вариант размещения полки в стойках более сложен засчет того, что потребуется их демонтаж. Однако аккуратному автолюбителю вполне доступно самостоятельное изготовление подиумов на стойках.
Итак, работа заключается в выполнении следующих этапов:
- Демонтаж стоек.
- Следует хорошо рассчитать положение динамиков и их высоту на стойке, чтобы они не стали препятствовать обзору для водителя.
- В нужном месте потребуется прикрутить саморезами чашку динамика.
- После этого для придания стойке нужной формы можно использовать капрон.
- Далее изделие обрабатывается эпоксидным клеем для придания ему большей прочности.
- Чтобы стойка выглядела гладкой и ровной, можно слегка отшлифовать ее поверхность наждачной бумагой, после чего еще раз нанести эпоксидный клей.
- Затем наносится слой шпатлевки, а после его высыхания производится конечная шлифовка стойки.
Далее по желанию автолюбителя можно как покрасить стойку, так и выполнить ее перетяжку.
Фото: основные этапы изготовления полки в стойках
В целом процесс изготовления подиума в стойках схож с технологией обработки подиумов для дверей автомобиля.
Видео: как самостоятельно изготовить полку в стойках для твитеров и пищалок
Алгоритм изготовления подиума на потолок автомобиля
Подиум на потолке авто характеризуется большими габаритами, так как обычно в этом месте размещаются самые крупные колонки.
Несмотря на это, изготовить подиум на потолке может любой автовладелец — достаточно просто очень аккуратно проводить монтаж конструкции:
- Потребуется демонтировать обивку потолка, чтобы не повредить её во время работы.
- Форма и внешний вид подиума подбираются, исходя из размеров динамика.
- Обычно так же используется фанера и монтажная пена.
Очевидно, что процедура изготовления потолочных подиумов схожа с аналогичным процессом в производстве дверных подиумов.
Примечательно, что данные схемы для изготовления и дальнейшего оформления подиумов подходят для любых типов динамиков — как круглых, так и овальных. Независимо от имеющихся габаритов динамика (13, 16, 20 и 25-ые, а также овальные 6*9) подиум будет выполнять своё основное назначение — улучшать качество звука акустики в салоне и надежно фиксировать динамик в нужном положении.
Фото: пошаговое изготовление полки из фанеры
Установка и крепление подиума в автомобиле
Традиционный метод надежно закрепить самодельный подиум — это прикрутить его саморезами с внутренней стороны обшивки. Это, с одной стороны, обеспечит качество крепления, а с другой — не испортит внешний вид всей конструкции.
Для проведения этой процедуры понадобятся всего два инструмента: отвёртка и шумоизоляционные материалы.
Основные этапы процедуры
Процесс установки и фиксации любого подиума в любой части автомобиля заключается в следующем:
- Берётся готовый подиум с вмонтированным в него динамиком.
- С внутренней стороны обшивки подиум прикручивается саморезами.
- Однако чтобы добиться действительно чистого звучания, потребуется поэксперементировать с установкой — какие-то саморезы будут закручены до конца, а какие-то — нет. То есть нужно придать подиуму такое положение, чтобы динамик мог по максимуму раскрыть своё звучание.
- Рекомендуется провести шумоизоляцию дверей и потолка (в этом случае можно добиться ещё более чистого звука).
- После завершения всех работ собрать обратно потолок, стойки или двери (в зависимости от того, где именно монтировался подиум).
Видео: как своими руками установить подиум в салоне
Чтобы наслаждаться в автомобиле чистым и мощным звуком, нет необходимости переплачивать за дорогостоящие колонки и подиумные элементы заводского производства. В силах большинства автолюбителей собрать подиум под динамики в машине самостоятельно из имеющихся подручных средств.
Во многих отечественных автомобилях однажды наступает момент, когда качество звука аудиосистемы начинает снижаться. Владельцы транспортных средств всеми способами пытаются исправить появившиеся неполадки. Однако если обойти стороной переделку салона, то решить данную проблему просто невозможно.
В этой статье показано и рассказано, как своими руками сделать специальные подиумы, с помощью которых можно установить динамики на двери автомобиля. Подиум можно сделать под любой динамик и для любого автомобиля. Создание данных подиумов рассмотрено на примере ВАЗ 2106.
Создание основания для будущего подиума.
Прежде чем изготовить основание для подиума, нужно определиться с его формой. От формы подиума многое зависит, ведь это основа всего устройства. Подиум не должен мешать ручке, которая открывает деверь, и ручке стеклоподъемника. Также важно, чтобы подиум не мешал плотно закрывать двери. В первую очередь, выбранную форму для основания, рисуем на картоне и вырезаем.
Картонный шаблон для основания.
Далее переносим картонный шаблон на фанеру и выпиливаем две детали. Толщина фанеры должна быть от шести до восьми миллиметров.
Площадка под динамик.
Для динамика необходима основа в форме кольца. Прежде чем ее делать, нужно измерить размеры самого динамика, а также его защитной сетки. Обычно внутренний диаметр посадочного места кольца равен внутреннему диаметру самого кольца, а внешний диаметр защитной сетки равен внешнему диаметру кольца. Стоит также учесть, что к внешнему кольцу нужно прибавить пять-семь миллиметров для получения в дальнейшем декоративного кольца. С помощью декоративного кольца динамик будет немного углублен, что придаст более красивый и эстетичный вид конструкции.
схема кольца под динамик и декоративного кольца.
Следующий шаг – вырезание шаблона и перенос его на фанеру. Фанера должна быть такой же толщины, как и для основания, то есть шесть-восемь миллиметров. Перенеся шаблон на фанеру, нужно вырезать две детали. Промазанное клеем декоративное кольцо плотно приклеиваем к основанию, для перестраховки можно приколотить его на маленькие гвоздики.
полученные заготовки
Прикрепление кольца к основанию.
Для того чтобы прикрепить кольцо к основанию, необходимо изготовить проставки. Для изготовления проставок подойдет любой материал, главное – чтобы он обеспечивал жесткость крепления. В этом случае была выбрана обычная рейка нужной длины. Все проставки, их четыре штуки, должны быть разного размера. Их размер зависит от того, как сильно наклонено кольцо относительно основания и насколько сильно оно выдается вперед. Лучше всего направить динамик на рычаг кпп. Для закрепления проставок используются саморезы.
схема крепления проставок с помощью саморезов.
Придание формы подиуму с помощью монтажной пены и каркаса. Монтажная пена – самый лучший вариант для придания формы, ведь ее можно легко обработать, сделать красивые закругленные углы. Наносится пена аккуратно, ровными слоями, начиная от кольца и заканчивая углами. В отверстие (кольцо) для динамика вставляется любая подходящая по размерам труба. Это нужно для того чтобы не тратить пену впустую, ведь кольцо все равно придется вырезать.
В завершение следует проверить, правильно ли нанесена пена на декоративное кольцо, она не должна быть ниже него. Если она все-таки ниже кольца, следует нанести еще некоторое количество пены до того как она высохнет.
нанесение пены.
Придание формы основанию или почувствуй себя скульптором.
Как только пена высохнет, можно начинать ее срезать и придавать нужную форму своему будущему подиуму. Это весьма интересное и необыкновенное занятие, в ходе которого можно почувствовать себя творцом и великим скульптором. Излишки пены убираются канцелярским ножом, он должен быть достаточно острым. Вначале от излишков очищается основание, затем верх. И только после этого можно приступать к выведению формы.
После того, как основание подиума приобрело четкую форму, нужно привести его в наилучшее состояние. Лучше всего отшлифовать основание крупной шкуркой.
практически готовая конструкция.
Выравнивание поверхности.
Поверхность подиума необходимо выровнять. Для этой цели приготавливается смесь шпаклевки и клея пва, которая затем наносится на поверхность подиума. Наносить нужно тонкими слоями, потом хорошо просушить.
подиум с нанесенной шпаклевкой.
После того, как конструкция полностью просохла, можно приступать к обработке наждачной бумагой.
Создание защитного слоя с помощью эпоксидной смолы и стеклоткани.
Стеклоткань нужно как следует пропитать эпоксидной смолой, для того чтобы она сполна могла выполнять свои защитные функции. Эпоксидную смолу нужно нанести на подиум, затем обернуть его стеклотканью. Сверху на стеклоткань снова нанести смолу.
После того как основание подиума просохло, можно обрезать лишние куски стеклоткани и с помощью шкурки убрать остатки клея.
Дизайн подиума.
Для придания подиуму «серьезного» вида, можно обтянуть его искусственной кожей. Цвет кожи необходимо подбирать под цвет дверной обшивки. На фотографии с помощью стрелок показана очередность, с которой лучше всего натягивать кожу на подиум.
У кольца кожа натягивается в самую последнюю очередь, потом закрепляется при помощи степлера. Излишки кожи удаляются. В результате после многих часов кропотливой и трудоемкой работы, получается такая конструкция:
Установка подиума.
В основание подиума, с другой стороны обшивки вкручиваются несколько саморезов. С помощью их нужно будет прикрепить подиум к дверной обшивке. После того как подиум был прикреплен к обшивке, можно ставить ее на место. Затем можно прикрутить дверные ручки и все остальные элементы.
Есть также возможность притянуть основание подиума к двери вплотную. Это можно сделать за счет небольших выступов, которые были предусмотрены в основании подиума.
Подиум, установленный на свое место.
Впечатления.
Эффект от использования данных конструкций просто потрясающий. Весь звук будет находиться впереди, будет передаваться сильными громкими басами. Однако если сделать шумоизоляцию дверей и заделать технологические окна, эффект будет сильнее во много раз!
Подиумы в автомобиль своими руками
Современные автолюбители уделяют важное внимание акустики в автомобиле. Как известно хороший акустическая система включает в себя несколько составляющих. Для того чтобы добиться хорошего звучания звука в салоне транспортного средства, стоит уделить особое внимание установке акустической системы. Немаловажным компонентом акустической системы являются динамики на дверях автомобиля. В зависимости от особенностей автомобиля в дверях предусматривается разъём под определенные динамики. Большинство современных автомобилей оснащается штатными динамиками в дверях, размером в 13 см.Нередко, в погоне за лучшим звучанием автомобилисты приобретают динамики большего размера, с более качественным звуком. В данном случае возникают некоторые вопросы при установке акустической системы.Для того чтобы самостоятельно установить динамик большего размера в дверь автомобиля и добиться качественного звука, необходимо самостоятельно изготовить подиум под устанавливаемые колонки.
В связи с этим возникает вопрос, как правильно изготовить подиумы своими руками, которые позволит добиться хорошего звука и будут гармонично смотреться в интерьере автомобиля.Технология изготовления автомобильных подиумов довольно проста, но при этом имеет свои характерные особенности. Поэтому рассмотрим основные особенности изготовления подиумов своими руками.
Оптимальным материалом для изготовления корпуса акустических подиумов является фанерная доска. Первым этапом изготовления подиумов, будет выпиливание кругов из указанного материала. Для получения ровные окружности, лучше всего использовать электрический лобзик. Если данного инструмента не оказалось подруг ой можно воспользоваться дрелью. Круг необходимо вырезать согласно диаметру динамиков. Поэтому перед началом работ необходимо сделать соответствующие замеры.
Существует несколько наиболее подходящих материалов, которые позволяют придать акустическим подиумом желаемую форму. Среди них: строительная пена, эпоксидка, пластичный материал, который после застывания повторяет структуру пластика.
Выбор материала для изготовления подиумов, личное дело каждого автомобилиста. Каждый состав имеет свои характерные отличия, в связи с этим в ходе проведения работ необходимо руководствоваться инструкции производителя.
Выполнение корпуса акустических подиумов.
Как уже было сказано, для изготовления каркаса лучше всего использовать фанеру. Оптимальная толщина фанеры около 5 мм. Такой материал наиболее просто в изготовлении и весьма практичен в эксплуатации. Используя электрический лобзик необходимо вырезать окружности таким образом, чтобы, динамик надёжно фиксировался в корпусе. Используя дерево или аналогичный материал изготавливаем корпус изделия в котором будет располагаться компонент акустической системы. Для того чтобы динамик надёжно держался в подиуме, необходимо изготовить дополнительные подставки. В качестве рабочего материала используем дерево и саморезы. После изготовления подставок, необходимо зафиксировать их на поверхности изделия с помощью саморезов. При этом важно соблюдать определённую силу при фиксации саморезами. Избыточное напряжения может повредить хрупкую конструкцию подиума. Для того чтобы подиум был максимально ровный, необходимо изготавливать подставки одинаковой высоты.
В зависимости от предпочтений автолюбителя на переднюю дверь автомобиля может устанавливаться несколько динамиков. Соответственно каждому из них необходимо изготовить подходящий подиум.
Для того чтобы каждый подиум плотно прилегал к поверхности двери необходимо изготовить соответствующие конструкции повторяющие габариты подиума. Изготовленные конструкции крепятся на дверь с помощью саморезов.
Варианты исполнения формы подиумов.
Следующим шагом необходимо придать подиуму желаемую форму.
1. Наиболее простым и практичным материалом для придания элементу необходимой формы, является строительная пена. Процесс изменения формы подиума достаточно прост. Для этого необходимо нанести монтажную пену на поверхность и дождаться полного её высыхания.Период высыхания состава можно узнать из комплектующие инструкции производителя. После засыхания состава, подобно скульптору придаём желаемую форму при помощи канцелярского ножа или острова лезвия.
Дальнейшим этапом обработки, будет нанесение слова шпаклевки на полученную форму. После того как шпаклёвкой полностью высохла, необходимо зачистить её с помощью наждачной бумаги небольшой зернистости.
На этом самостоятельное изготовление подиумов из фанеры и строительной пены завершено. Перед установкой в автомобиль изготовлена элементы предварительно окрашиваются в цвет двери или по желанию автолюбителя.
2. Рассмотрим второй способ изготовления подиумов для акустики, который подразумевает использование эпоксидки.
Для этого, необходимо также изготовить каркас элемента с использованием фанеры.После того как мы изготовили карманы для динамиков необходимо тщательно зачистить края с помощью наждачной бумаги.
Изготавливаем подставочное кольца и закрепляем их на корпусе с помощью саморезов.
На изготовленное изделие, натягивается эластичный материал, который в дальнейшем покрывается эпоксидной смолой.В качестве рабочего материал можно использовать капрон.
Далее, необходимо развести состав согласно комплектующей инструкции. Состав наносится на получившуюся форму в три слоя. Между нанесением последующего слоя необходимо выдержать интервал в 12 часов. После этого необходимо дождаться полного высыхания клея.
Внутреннюю полость получившегося элемента можно заполнить строительной пеной. После заполнения также дожидаемся полного высыхания состава.
Изготовленные подиуму можно покрыть антигравийным составом. Внутренняя поверхность колец и стенки, изготовленные из строительной пены легко обрабатываются обычной краской при помощи распылителя.
Окрашиваем изготовленные подставки в понравившийся цвет и ждём полного высыхания поверхности.
После этого монтируем корпус изделия на дверь автомобиля с помощью саморезов и устанавливаем новые акустические динамики. Наиболее качественного звука поможет добиться дополнительная шумоизоляция дверей автомобиля.Поэтому если вы всерьез озадачились качеством звучания музыки в авто, в обязательном порядке произведите шумоизоляцию дверей.
3. Менее распространённым, но все же применяемым на практике вариантом изготовления акустических подиумов, является выполнение из композитного пластилина. Данный материал отлично подходит для большинства модернизаций интерьера авто, поскольку обладают рядом положительных характеристик и хорошо повторяет структуру пластика.
Как правило, комплект композитного пластика включает в себя два слепка: тёмный и светлый. Для придания необходимой формы изготовленным подиумам необходимо смешать пластилин в равных пропорциях. Следующим шагом лепим необходимую форму и устанавливаемый её на поверхность, после чего дожидаемся высыхания. После высыхания композитного пластика необходимо произвести грунтовка поверхности. После высыхания грунта остается заключительный этап оформления подиумов.
Для придания элементам необходимого образа, можно воспользоваться одним из представленных вариантов.
1. Первым вариантом оформление подиумов является покраска. В ходе проведения обработки лучше всего использовать разваленную краску. Окрашиваем элемент в три слоя, с промежутками между нанесением. После высыхания краски необходимо нанести слой лака для придания поверхности блеска.
2.Альтернативный вариант оформления подиумов, является перетяжка. В данном случае лучше всего использовать эластичный материал, который легко принимает необходимую форму. Для фиксации перетяжки на корпусе изделия, можно использовать жидкий клей или аэрозоль.
Удачной модернизации интерьера и качественного звука в салоне автомобиля!
Делаем своими руками акустический подиум ваз 2107
Акустический подиум Аламар для Ваз 2107
Как известно, акустический подиум в автомобиле – это всегда красиво. Многие, наверное, видели эти самые декоративные элементы, рассчитанные на установку больших динамиков, но не все знают, как их правильно подбирать или сделать своими руками.
Сегодня мы узнаем, как изготовить акустический подиум Ваз 2107 самостоятельно, используя лишь подручные материалы и инструменты. Подиум акустический Ваз 2107 полностью преобразит внешний вид салона автомобиля.
Кроме того, в статье имеется общая информация про виды и типы различных подиумов.
Эта удивительная конструкция под названием подиум
Акустический подиум на Ваз 2107
Слово «Podium», как известно, английское, и означает оно «возвышенность». В акустике подиумом называют специальное место под динамики и бывают они, как внешние, так и внутренние.
Предназначение подиумов
Итак:
- Если в автомобиле, таком как Ваз 2107 заводом не предусмотрено штатного места под динамик, только установка подиума позволит поставить акустическую колонку.
- Подиум можно вмонтировать в автомобиле для того чтобы установить динамик любого размера, даже намного большего, чем предусмотрено производителем.
- Подиум даст возможность правильно направить звук динамика, который часто пропадает или слабеет ввиду множества факторов.
- Подиум придает всей конструкции, на которую крепится колонка, жесткость и прочность.
Акустический подиум в Ваз 2107
Динамики для автомагнитолы в большинстве случаев нужно бывает установить в такие места, где, по мнению конструкторов, их быть не должно. К примеру, это могут быть не сами динамики, а пищалки или среднечастотники.
Что касается наших отечественных конструкторов, то они вообще не предусмотрели никаких особых штатных мест для колонок, довольствуясь дверями или панелью. А туда можно бывает вставить лишь небольшие по размеру коаксиальные динамики.
Примечание. При установке компонентной акустики в Ваз 2107 владельцу придется либо покупать подиум, либо лепить его самостоятельно. В этом случае и колонки встанут, как надо и смотреться все будет гораздо симпатичнее, вписываясь в общий дизайн интерьера.
Итак:
- В дверях Ваз 2107 производителем или вообще не предусмотрено штатного места для динамиков, или же туда входит колонка размеров 13 см, но никак не больше. Этот размер, как известно, знатокам хорошего звука, не даст объема,а вот 16 см или 20 см, как раз то, что нужно.
- Для динамиков 16 см можно будет вылепить как внешний, так и внутренний подиум.
Акустические подиумы
Примечание. Если с внешним подиумом все ясно, то внутренний представляет собой кольцо из толстой фанеры или ДСП, жестко прикрепленный к каркасу двери. Ставится внутренний подиум таким образом, чтобы заводская обшивка вставала на место без проблем.
- Любой динамик имеет неравномерность излучения, то есть его можно слушать непосредственно перед колонкой и тогда будет определенное качество звука, и слушать при повороте динамика в сторону, что даст совершенно иное звучание. Сказать, как наиболее правильней располагать динамики нельзя однозначно, пока звучание само не приобретет нужный характер и только после этого подиум доделывается (по крайней мере, так советуют профессионалы).
- Динамик по своей конструкции представляет собой поршень. В нем движется диффузор и таким образом, уплотняет воздух перед собой, создавая звуковые волны.
Если с этим все понятно, то следует еще знать то, что динамик вдобавок является и реактивной системой, на которую действует третий закон Ньютона. Это означает, что если крепление динамика будет недостаточным, колонка будет колебаться на опоре, а звук будет выходить вялым и неприятным.
Примечание. Установка подиума решает данную проблему, так как усиливает жесткость всей конструкции, куда крепится динамик. Сама дверь «семерки» сделана из очень мягкого металла, который легко гнется. Ставить динамик сюда без подиума настоящее преступление.
В продаже сегодня можно встретить разные подиумы для акустики, но чаще из тонкой фанеры, к которой ориентировочные кольца из того же материала крепко прикручены.
Подиумы акустические
Все пустоты на заводских подиумах залиты монтажной пеной, но на таких подиумах, даже самая крутая акустика будет играть не очень. Это из-за того, что не обеспечена достаточная жесткость.
Монтажная пена – это не дело. Она, конечно, придаст изделию нужную форму, но только когда готов жесткий корпус. Поэтому только самодельные подиумы можно рассматривать, как наиболее ценный вариант.
Как сделать подиум самому
Акустика в Ваз 2107 подразумевает наличие подиума и как было сказано выше, он желательно должен быть изготовлен самостоятельно. Узнаем, как же его сделать?
Обычная фанера – это самый подходящий материал для изготовления подиума. Процесс начинается с того, что выпиливаются лобзиком овалы или круги из фанеры.
Придание формы подиуму можно осуществить при помощи:
- Пены, но как мы узнали, она не обеспечит должной жесткости.
- Эпоксидной смолы.
- Компопласта.
Алгоритм процесса изготовления каркаса акустического подиума
Итак:
- Берем фанеру толщиной 5-6 мм.
- Подготавливаем каркас для подиума.
Каркас для подиума своими руками
- Электролобзиком вырезаем кольца так, чтобы динамик плотно садился в отверстие.
- Создаем подходящий каркас при помощи саморезов или проставок из дерева.
Примечание. Если использовать проставки разной высоты, то можно добиться наклона подиума.
- Всю конструкцию фиксируем саморезами, но аккуратно, чтобы фанера не треснула.
Примечание. В зависимости от индивидуальной фантазии, можно соорудить не один, а два или более подиумов.
Совет. Чтобы подиум плотно прилегал к обшивке, рекомендуется ставить специальные проставки из ДСП, которые затем прикручивать плотно к двери.
Придание формы подиуму:
- Если устраивает обычный подиум, схожий по конструкции с магазинным, то можно использовать для придания формы и обычную пену. Запениваем внутренности каркаса и ждем, пока высохнет.
Лишние части вырезаем острым ножом или лезвием. На пену следует в конце нанести слой шпаклевки и все зашкурить. - Если хотим изготовить настоящий подиум, который давал бы мощный профессиональный звук, то используем эпоксидную смолу. На готовую заготовку натягиваем обычные капроновые колготки, но так, чтобы они нигде не провисали.
Баксу разводим и заливаем форму. Проделываем 3 раза, через каждые 12 часов.
После последнего третьего слоя ждем 24 часа, пока не высохнет. После этого оставшиеся открытые части внутри формы можно опять залить пеной. Но это уже будет укрепленный каркас.
Примечание. После высыхания подиум покрывают анти-гравием, а кольца и пенные стенки черной аэрозольной краской. Не забываем в конце повесить обшивку, закрепить родными саморезами, поставить динамики и наслаждаться качественным звуком.
Инструкция, представленная выше, подразумевает работу своими руками с использованием фото и видео – материалов, которые можно посмотреть в сети Интернет. Их там много.
Цена на хороший подиум достаточно высокая, а если сделать его самостоятельно, то можно сэкономить средства.
Акустические подиумы своими руками в Перми
Акустические стойки под высокочастотные и среднечастотные динамики являются лицом любой автомобильной аудиосистемы. По их исполнению можно определить степень квалификации установщика, его аккуратность, и компетентность в области установки авто звука.
В личной почте меня часто спрашивают о процессе изготовления стоек, как сделать акустические подиумы своими руками, такие же как делаю я. Поэтому я решил показать вам процесс изготовления акустических стоек на примере народного серийного автомобиля среднего класса VW Touareg .
В качестве динамиков были выбраны также среднестатистические динамики с отличными характеристиками качества звучания и высоким соотношением цена/качество – Трёх-полосная система Audison Voce, в состав которой входят :
Низкочастотный динамик Audison Voce AV 6.5
Среднечастотный динамик Audison Voce AV 3.0
Высокочастотный динамик Audison Voce AV 1.1
Для более точной настройки всех динамиков нужен процессор, позволяющий грамотно организовать управление всеми полосами, а также усилитель, с помощью которого можно было бы реализовать идею поканального усиления. Обычно такие устройства физически находятся в разных корпусах, но, исходя из эстетических соображений и соображений компактности, выбор пал на девятиканальный звуковой процессор со встроенным восьмиканальным усилителем мощности
Audison Prima 8.9 bit
В качестве НЧ Динамика был выбран прямой родственник фронтальной акустики — Audison Voce AV 10 и усилитель Alpine mrp-m1000.
Проектирование акустических стоек начинается с выставления динамиков – для этого мы вырезаем лобзиком опорные колечки из фанеры (8-10мм) и далее работаем с ними.
Вырезаем колечкиЗдесь избыточная аккуратность диктуется исключительно степенью перфекционизма и, по большому счету, не столь критична: важно, чтоб динамик не проваливался в кольцо и при этом кольцо сильно не торчало. Крайне желательно чтобы наружный диаметр совпадал с диаметром динамика. Для изготовления кольца я использовал электролобзик с тонкой пилкой.
После того, как 4 колечка вырезаны – начинаем выставлять.
Это один из самых ответственных моментов. В туареге мы решили установить обе полосы в накладки стоек лобового стекла, хотя есть еще варианты установки среднечастотников или твиттеров в уголки на дверях, чтобы разгрузить конструкцию, и повлиять на геометрические параметры сцены. Однако, в туареге СЧ динамику было бы тесно, трудно набрать объём, поэтому выставляем в стойки:
Выставляем правую сторонуИтак. Куда выставлять? Куда направлять? Наверняка это самые частые вопросы, волнующие начинающего любителя, желающего самостоятельно изготовить подиумы. Ответ одновременно прост и сложен: чтобы понять, как разместить динамик, необходимо понять рамки технических ограничений, диктуемые конструктивными особенностями и, исходя из них, выбрать оптимальное расположение динамикок, основываясь на ряде критериев, о которых мы сейчас и поговорим.
Первое, что нужно уяснить – это место расположения. Рассмотрим вариант, предложенный на фото. СЧ-динамик приподнимаем от панели на несколько сантиметров и, поскольку нам нужно больше места под объём, плоскость установки динамика можно практически не утапливать. С высокочастотным динамиком дела обстоят иначе: его необходимо расположить как можно выше (в рамках разумного), шире и глубже. Итого у нас определилось три вектора, исходя из которых необходимо выбрать оптимальную точку, не игнорируя к тому же как играющую далеко не последнюю роль эстетику, так и возможность последующей обтяжки.
Если установить твитер слишком высоко – он расположится близко к нам и слишком далеко от СЧ-динамика. Такое расположение даст большие осложнения в настройке, ближний твитер будет иметь сильную привязку на себя, будет крайне сложно сделать правильную стыковку с СЧ-динамиком. Такие ошибки лучше пресечь на корню!
С другой стороны, если твитер установить очень глубоко, он расположится очень низко. Обтягивать такую конструкция будет не легко. Хотя, варианты «мониторного» расположения вполне приемлемые по звуку, но кмк, они громоздки и менее эстетичны чем тоn вариант, что представлен на фото…)
Для того чтобы установить твитеры максимально широко нужно просто вырезать пластик стойки и прислонить колечко к металлу — это и будет самое широкое место… лишний пластик потом срежется, чтоб не загораживать твитер, и образуется эстетичная канавка.
Второй важный вопрос: «Куда направлять?». Правило, которого я придерживаюсь, по сути одно – нужно чтобы ОБА динамика смотрели на слушателя под одинаковым углом! Характеристики динамика не линейны, и дисперсия, особенно что касается высоких частот, очень сильно меняется в зависимости от частоты. То есть, если мы направим правый динамик на себя, а левый на пассажира, то правый будет излучать верхние частоты без завала, (если он это может) а левый будет сильно завален (смотреть даташит динамика на иллюстарции, график АЧХ на оси и под углом). Эквалайзером такую ошибку практически не исправить – корректировки зачастую только усугубляют ситуацию.
График АЧХ и импеданса Audison VoceАЧХ Красная линия – на оси излучения, зеленая под углом 45*
Таким образом, у нас остаётся два варианта: направить оба динамика на себя, но это не симметрично, а, значит, теряется так важная нам эстетика, либо отклонить каждый динамик от себя на одинаковый градус: левый вправо на 15*, правый влево. Умники скажут: «так бы и говорил: на пересечение в центре салона». Но, если разобраться, на центр они будут направлены в любом случае, если они симметричны.
Важно! Следите чтобы дальний динамик не был направлен на вас, когда вы принимаете позицию прослушивания, откинувшись на подголовник. ( примерно такая позиция будет у судьи на судействе)
Ок. Выставив на 1 стойку 2 колечка, снимаем стойку, и на столе выставляем симметрично вторую, используя линейки, отвесы, транспортиры, Коляна – в общем всё что вам принесет пользу.
Вторая стойкаНамечаем маркером , чтобы отверстия были такие же как на первой стойке.
Разметка второй стойкиВырезаем пластик ножом, лобзиком — чем не страшно…
Режем вторую стойкуВыставляем колечко под второй твиттер:
Выставляем второй твиттерВыставляем колечко под второй среднечастотник:
Выставляем второй среднечастотникСадимся в салон автомобиля – меряем, проверяем, смотрим, сидим на месте водителя, потом на месте пассажира…
Примеряем вторую стойкуЗапениваем обильным количеством полиуретановой пены. Запенивать необходимо с обеих сторон!
ЗапениваемПосле высыхания подрезаем пену:
Снаружи всё просто . отрезаем перпендикулярно краю кольца. Ровно вниз.
Подрезаем пенуИзнутри должно быть много пены, чтобы стойку не увело, когда от заводского пластика уже мало что останется.
ПенаВырезаем пластик, делаем подобия углубления, вырезаем всё, что будет впоследствии мешаться.
Вырезаем пластикНаносим алюминиевый скотч в качестве разделителя для полиэфирной смолы, чтобы она не съела пену и чтобы после всех операций пену можно было легко удалить. Алюминиевый скотч можно дополнительно смазать воском, солидолом, любым маслом.
Заматываем скотчемГотовим полиэфирную смолу и стекломат (стеклоткань).
Готовим стеклотканьНаносим стекломат (стеклоткань) и пропитываем смолой – готово. Ждём 15 минут.
Наносим стеклопластикПодрезаем острые края ножиком, пока они окончательно не затвердели чтобы не поймать занозу (крайне неприятно)
Подрезаем стеклопастикЗашкуриваем стеклопластик для лучшей адгезии шпатлевки (проще говоря, чтоб она хорошо прилипла и не отпадала).
Шкурим стеклопластикСейчас поднимаем бортики для того чтобы утопить динамик. Заматываем любую болванку с диаметром как у твитера и СЧ. Если не боитесь – можно замотать и сами компоненты в толстый слой скотча (важно: учитывайте, что нужен зазор под обтяжку около 1…1.5мм (+2…3мм к диаметру), в зависимости от материала). Главное — вовремя достать!
Поднимаем бортыЗакидываем стеклопластиком. И снова главное правило: вовремя достать!
ДостаёмС обратной стороны стойки убираем скотч и зашкуриваем поверхность стеклопластика и пластика.
Шкурим с обратной стороныЗакидываем стеклопластиком, чтобы укрепить конструкцию. После этого в конструкции не появится никаких трещин в процессе дальнейшей подготовки.
Закидываем с обратной стороныТеперь наносим полиэфирную шпатлёвку на основе стекловолокна.
ШпатлюемПодрезаем ножом, пока не встала: потом убрать лишнее будет несравнимо сложнее
Подрезаем шпатлюШкурим крупной шкуркой с зернистостью P80. при подготовке стоек используется только такая зернистость.
ШкуримЗапениваем объёмы, заблаговременно хотя бы примерно рассчитав необходимый СЧ-динамику объём. Если уложиться в заветные цифры не получается, то проблему частично можно решить заполнением объема материалами типа синтепона, изготовлением ПАС или повышением частоты ФВЧ на кроссовере. Но, конечно, лучше достичь расчетного объема.
Пеним объёмЗакидываем объёмы: слой необходимо сделать потолще так как поверхность получается достаточно плоской, отчего возможны появления резонансов корпуса, что будет придавать окрас средним частотам, изрядно добавляющий проблем в общую картину. Если по каким-то причинам вы не хотите утолщать стенки, необходимо сделать дополнительные ребра жесткости и проклеить стенки мастичной виброй, для снижения резонансной частоты за пределы воспроизводимого среднечастотным динамиком диапазона.
Закидываем объёмВклеиваем объёмы на полиуретановый герметик:
Вклеиваем объёмНаносим клей на стойку и на алькантару.
Наносим клейОбтягиваем.
А дальше фотосессия, установка и настройка:
Красота!Левая стойка в машинеПравая стойка в машинефото на фонеВсем удачных инсталлов! Надеюсь моя статья поможет сделать вам акустические подиумы своими руками, в противном случае вы всегда можете обратиться ко мне за советом, вопросом, изготовлением, и конечно настройкой.
С уважением, Автор статьи и стоек: Дробышевский Артём.
Благодарность за помощь в редакции текста Константину Неживенко
Вопросы по доработке статьи задавайте мне в личную почту, буду рад ответить на вопросы, и приклеить их сюда
Пермь, 2015
возможные варианты создания и установка динамиков
Инсталляция автомобильной акустики — занятие непростое. Неправильно смонтированные динамики сведут на нет преимущество звучания дорогой системы. Напротив, установка колонок на акустические подиумы, позволит проявиться полному спектру звуковых частот.
Зачем нужен подиум
Многие автомобилисты, устанавливающие колонки в штатные места, не подозревают, насколько сильно страдает при этом качество звука. В машине предусмотрено несколько мест для установки колонок: в обшивках передних дверей, на полках багажного отделения, внутри приборной панели.
Однако эти места не годятся. Дело в том, что динамики хорошо работают, когда они закреплены жестко. В этом случае мембраны работают с полной амплитудой. Именно поэтому колонки домашних акустических систем выполнены из твердых материалов. В автомобилях пластик достаточно мягкий и тонкий, чтобы обеспечить полную неподвижность динамика. Кроме того, движение автомобиля создает вибрацию обшивок, и колонки подвергаются дополнительной тряске. Акустические подиумы призваны свести к минимуму нежелательное вибрирование.
Другая причина установки подиумов заключается в выдвижении динамиков в открытое пространство салона. Если они стоят вровень с обшивкой двери, то звук частично уходит под обшивку.
Местоположение подиума
Для того чтобы акустический подиум выполнял свою функцию, он должен быть сделан из плотного материала, на котором корпус колонки не будет вибрировать. Чаще всего применяется фанера. Это самый дешевый и легкий в обработке материал. Хотя, не самый лучший. Твердые разновидности пластика, такие как текстолит, капролон, полиамид дадут лучший результат, но изготовление обойдется дороже.
Когда определяются с формой и размерами, то учитывают диаметр динамиков, и место, где они будут установлены. Подиумы, находящиеся в дверях, не должны мешать работе дверных замков и стеклоподъемников.
Правильно монтировать не на обшивку, а на металлическое основание. Тогда тяжелый подиум не оторвется от пластмассы во время движения, а мембрана динамика будет работать с полной амплитудой.
Внутренний подиум
Для установки динамика в двери предусматривается два варианта: внутренний и наружный. Каждый из них имеет как достоинства, так и недостатки. К плюсам внутренней установки (под дверную обшивку) можно отнести следующие:
- Динамик устанавливается внутрь, поэтому внешний вид подиума не имеет значения.
- Интерьер автомобиля не меняет своего вида
Минусы подобной установки:
- Невозможно изменить угол динамика относительно двери. Для того чтобы ухо водителя воспринимало весь спектр частот, динамик, расположенный внизу двери, должен быть направлен под углом и смотреть на рукоятку переключения скоростей.
- Сложность в установке динамиков больших размеров. В этом случае возникает необходимость резать каркас двери, что вызывает проблемы с размещением.
Наружный подиум
Эта разновидность устанавливается чаще благодаря тому, что можно устанавливать большие динамики. Это достигается тем, что колонки выносятся за пределы каркаса двери. Также их можно разместить мембраной вверх, чтобы звук был направлен в сторону головы водителя. Кроме того, подобный вариант позволяет придать стереосистеме уникальный дизайн.
Основным недостатком этого способа установки является сложность изготовления акустического подиума. Ведь он должен не только улучшать звук, но и гармонировать с интерьером автомобиля.
Материалы и инструменты
Для самостоятельного изготовления потребуются определенные материалы и инструменты:
- Фанера. Чем толще, тем лучше. Минимум — 10 мм. Если толщина будет недостаточная, то можно будет ее увеличить путем склейки листов.
- Клей ПВА или эпоксидная смола.
- Полиэфирная шпатлевка со стекловолоконным наполнителем. Такая разновидность позволяет заполнять большие пустоты.
- Искусственная кожа или карпет.
- Саморезы, болты с гайками.
- Лобзик, дрель, канцелярский нож.
- Наждачная бумага.
- Монтажная пена.
Как сделать своими руками акустический подиум для ВАЗа
Для разных моделей принцип изготовления будет один и тот же. Разберем в качестве примера создание акустических подиумов на ВАЗ 2114. Как говорилось ранее, есть два варианта: установить динамик под дверной обшивкой или снаружи. Наружный подиум делается из пластикового кармана, который крепится на трех саморезах внизу обшивки.
Выполняется работа в следующем порядке:
- Нужно определить размер экрана, на котором будет закреплена колонка. Для этого берут динамик, замеряют диаметр крепежной рамки. Размер отверстия экрана должен быть немного меньше. С учетом того, чтобы задняя часть динамика проходила свободно, но сам крепеж упирался в фанеру.
- Вырезают лобзиком кольцо. Чем оно массивнее, тем лучше звук. Поэтому внешний диаметр ограничен лишь шириной пластикового кармана.
- Через деревянные или фанерные бруски экран закрепляют на передней части кармана. Крепеж делается при помощи саморезов. Большие брать не нужно, потому что основная фиксация будет за счет монтажной пены. Бруски надо подобрать таким образом, чтобы ось динамика была направлена под углом к горизонту и смотрела на рукоятку скоростей.
- Запенивание пространства между экраном и обшивкой. Монтажную пену лучше применять с низким коэффициентом расширения. Она обладает более высокой плотностью после застывания, что лучше скажется на звуке.
- Застывшую пену нужно обрезать по краям фанерного кольца, а также проделать отверстие под динамик. Для этих целей используется канцелярский нож.
- Получившиеся подиумы не идеальны. В таком состоянии их нельзя обтягивать дерматином. Поэтому все неровности нужно устранить при помощи шпатлевки. Она наносится мягким резиновым шпателем, повторяющим контур. После застывания ее шлифуют наждачной бумагой зернистостью P60 — P80. Если неровности не были устранены с первого раза, то шпатлевание нужно повторить.
- Перетягивание акустических подиумов 2114. Для этих целей хорошо подходит дерматин, который тянется, например, винилискожа. На пластиковый карман наносят тонким слоем клей, а сверху натягивают дерматин. Далее вырезают отверстие под динамик, а края винилискожи подворачивают внутрь.
Последнее, что нужно сделать, — установить динамик, прорезать отверстия для кнопок управления стеклоподъемником и поставить блок управления.
После этого монтируют карман с акустическим подиумом. Он устанавливается на обшивку стандартно, то есть при помощи трех шурупов.
Практичное руководство по изготовлению подиума для автомобильных динамиков
Для обеспечения качественного звучания аудиосистемы автомобилисты используют не только хорошие автомагнитолы, но и сабвуферы, а также усилители. Тем не менее, не каждому в голову приходит мысль обустроить подиумы для автомобильных динамиков. Подробнее о назначении, а также изготовлении этих элементов, вы можете прочитать ниже.
Содержание
[ Раскрыть]
[ Скрыть]
Что такое подиум для динамиков?
Если вы решили обустроить свой автомобиль подиумами, то наверняка знаете, для чего они нужны. Во-первых, эти элементы позволяют обеспечить более четкое звучание трека, при этом избавив его от призвуков. Во-вторых, благодаря им улучшится прозрачность звучания и добавятся низкие частоты. В-третьих, если вы приобретаете хорошую акустику, то колонки, как правило, имеют нестандартные разъемы, соответственно, подиумы под динамики 16 дюймов или других размеров позволят решить эту проблему. В целом благодаря этим элементам обеспечивается более объемное звучание, что не может не радовать меломанов (автор видео — канал Romanautoreview).
Инструкция по изготовлению и установке
Перед тем, как сделать подиумы в домашних условиях, нужно учесть несколько моментов. В первую очередь учтите, что эти устройства должны быть выполнены из дерева, поскольку именно этот материал хорошо сочетается в акустическом плане с железным кузовом авто. Если у вас имеется полка под магнитолу, в нее также можно установить деревянные подиумы.
Форма подиума
Форма элементов может быть абсолютно любой — в этом случае все зависит от фантазии автомобилиста. Но выбирая форму необходимо все рассчитать, в частности, чтобы подиумы для динамиков не мешали открытию дверей. Когда вы определитесь с формой, необходимо будет взять лист картона и нарисовать ее на нем, после чего вырезать.
Площадка под динамик
Конструкции с площадкой под динамик- Произведите замер колонок для магнитолы, а также защитной сетки. Нарисуйте на картоне соответствующее кольцом с учетом того, что его внутренний диаметр должен соответствовать размеру места для установки колонки. Внешний диаметр должен соответствовать размеру защитной сетки.
- Полученный макет следует перенести на фанеру и обвести маркером или карандашом. Толщина материала, из которого делаются подиумы, должна составлять около 7 мм.
- Далее, выпиливаются две формы устройства, аналогичным образом поступаем с кольцами — декоративную часть необходимо приклеить к основанию, для более надежной фиксации ее можно закрепить гвоздиками.
Сборка конструкции
Для сборки кольца необходимо хорошо закрепить, для этого можно использовать проставки. Сами проставки могут быть выполнены из любого материала, обычно используется дерево. Как и в предыдущем случае, для большей фиксации можно дополнительно использовать саморезы.
Наполнение подиума
Наполнение конструкции монтажной пенойУдобнее всего работать с монтажной пеной, но этот вариант не особо прочный, как вариант, можно использовать эпоксидную смолу:
- Заранее в кольцо установите пакет (он понадобится для того, чтобы не использовать лишнюю пену).
- Пена наносится ровными слоями от основания кольца. Когда она высохнет, все ненужные участки надо отрезать. С помощью наждачной бумаги необходимо произвести шлифовку подиума.
- Далее, на конструкцию можно нанести шпаклевку, смешанную с клеем ПВХ, это позволит предотвратить осыпание. Сама шпаклевка наносится в несколько тонких слоев, причем каждому из них необходимо дать высохнуть. Когда материал высохнет, конструкцию опять надо будет обработать наждачкой.
Особенности обтягивания самодельного подиума
Сделанный подиум можно обтянуть искусственной кожей, этот вариант сегодня очень популярный, поскольку по своим свойствам и визуальному виду она похожа на обшивку дверей. Как правило, натягивание осуществляется от кольца к концам изделия, причем каждая сторона для более лучшей фиксации должна быть перетянута несколько раз. Для большего удобства можно использовать строительный фен, а когда обтяжка будет окончена, для фиксации можно использовать степлер. Лишняя часть обивочного материала должна быть отрезана.
Завершающий штрих
После того, как конструкция будет готова, можно произвести ее монтаж в дверь или полку авто. Как правило, устройство фиксируется при помощи саморезов. Разумеется, перед этим необходимо полностью снять дверную обшивку и динамики. После того, как подиум будет установлен, необходимо проверить качество звучания колонок — только когда вы поймете, что вас все устраивает, конструкцию можно надежно зафиксировать и собрать дверь.
Если вы хотите добиться наилучшего звука, то не лишним будет шумоизолировать ваш автомобиль — для этого используются специальные шумопоглощающие материалы. Также добиться качественного звучания можно путем настройки акустики.
Цена вопроса
Что касается цены, то здесь все зависит от производителя, материала, из которого изготовлены подиумы, а также качества обивочного материала. В среднем цены на подиумы следующие.
Видео «Наглядное пособие по изготовлению подиумов»
Как своими руками соорудить подиумы в домашних условиях и какие нюансы следует учесть — более наглядная инструкция представлена на видео ниже (автор ролика — канал AVTO CLASS).
Загрузка …Изготовление подиумов своими руками | Блог сибирского автомеханика
Наконец-то пришел комплект автозвука, и возникла проблема его установки. Имеем, компонентную акустики DLS R6A. Динамики достаточно большие, как по диаметру (16 см), там и по высоте. Просто поставить в дверь королообразных не получиться, магнит будет мешать стеклу, поэтому было решено изготовить на передние двери акустические подиумы.
В сети куча информации как изготовить подиумы своими руками, поэтому потратив пару часиков стало все предельно ясно, проверим на практике… Для начала нужно определиться с материалом! Для более насыщенного и качественного звучания рекомендуется использовать березовую фанеру. Благо у меня как раз лежали обрезки 2-х сантиметровой березовой фанеры. Кому то может показаться что она слишком толстая для подобных работ, но в данном случае мне нужно будет поднять динамик где-то на 5 см, поэтому сложив вдвое (слой платформы + кольцо) будет что-то около этого:) Хотя, конечно, лучше было бы взять сантиметровую или еще более тонкую фанеру, а на нее положить пару колец 2-х сантиметровой фанеры, тогда бы вес подиума был ниже, но у меня небыло тонкой фанеры, да и вес готового подиума не такой уж и большой.
Изначально планировалось изготовление подиума с учетом направленности волн звука, т.е. левый динамик направлен на водителя, правый на пассажира (машина праворульная), таким образом звук был бы более объемным и детальным. Сделать сделал, загрунтовал, примерил и понял, что такой подиум не пойдет… Фото ниже:
Подиум получился очень большим. Выходя с машины сложно не пнуть ногой по динамику))) Поэтому конструкцию подиумов было решено изменить, в результате чего она стала проще.
Итак, начинаем! Набросал эскиз на фанере, просверлил дырки, чтобы вставить полотно лобзика и вырезать отверстие. Спросите для чего столько дырок просверлил? Да это так… баловство)))
Потом вырезал кольцо на котором будет лежать динамик и еще одно кольцо-окантовка. Сеточка очень высокая, когда делал первый подиум, понял, что сетка будет смотреться как-то нелепо, вот и решил немного притопить.
Теперь все промазываем клеем (я использовал ПВА) и для прочности скрутил шурупами, получилась вот такая конструкция:
Далее запениваем наш подиум. Кстати, для того, чтобы пена лучше приставала к дереву (да и вообще к любому материалу), необходимо деталь предварительно побрызгать водой!
После того как пена высохла, берем острое лезвие и начинаем придавать форму нашему подиуму.
получился вот такой вот симпатичный акустический подиум.
Когда я делал первый подиум, то решил забить на оклейку, поверх пены положил шпаклевку, в результате во-первых, потратил кучу времени на вывод обтекаемых форм, во-вторых, так как слой шпаклевки небольшой, а пена мягкая, то шпаклевка постоянно ломалась еще на стадии шлифовки… Поэтому нужно упрочнять наш подиум. Для этого обычно используют стекловолокно (стекловолокно пропитывают эпоксидным клеем и ложат на поверхность подиума), у меня небыло стекловолокна, поэтому я использовал обычную ткань (лучше, наверное, использовать марлю). Бакситка очень густая, так просто ткань ей не пропитать, поэтому я сначала обмазал подиум бакситкой, потом ложил ткань, и сверху опять обмазал бакситкой.
Когда делал последний подиум, решил попробовать оклеить уже не тканью, а газетой, ничего хорошего не получилось..:) Газета не тянется, поэтому не прилегает плотно к пене, оторвал. Кстати советую использовать степлер, тогда можно растянуть ткань так как нужно и она никуда не денется в процессе высыхания!
Эпоксидный клей высох. Убираем скобки, отрезаем лишнюю ткань. Теперь берем наждачку, зашлифовываем всю деталь (матуем), обезжириваем и начинаем выравнивать поверхность подиума шпаклевкой. Когда форма уже готова, не забываем обезжирить и начинаем грунтовать подиум. Грунтовка высохла, если все нормально, то обезжириваем, и наконец, красим.
Кому интересно, сделал фото обратной стороны подиума.
В итоге у меня получился вот такой подиум.
Думаю смысл понятен, форма и размеры подиума зависят только от вашей фантазии, ну и заранее продумайте как подиум будет крепиться к двери, так как прикручивать его к обшивке смысла нет! Нужно, чтобы подиум был жестко прикручен к самой двери.