Замена диафрагмы ускорительного насоса Солекс
На карбюраторах 2108, 21081, 21083 Солекс, устанавливаемых на двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификации ускорительный насос имеет диафрагму. С ее помощью топливо нагнетается в распылитель ускорительного насоса.
Если двигатель автомобиля вдруг перестал резво реагировать на нажатие педали «газа», появились провалы и рывки, одной из причин может быть протертая диафрагма в корпусе ускорительного насоса.
Заменить ее можно не снимая карбюратор с двигателя автомобиля.
Подготовительные работы
— Снимаем корпус воздушного фильтра двигателя
Замена диафрагмы ускорительного насоса карбюратора Солекс
1. Шлицевой или крестовой отверткой отворачиваем 4 винта крепления крышки корпуса ускорительного насоса.
2. Снимаем крышку, диафрагму с толкателем и возвратную пружину, находящуюся между диафрагмой и полостью корпуса насоса.
Проверяем подвижность толкателя на диафрагме и целостность возвратной пружины.
составные части корпуса ускорительного насоса карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс
3. Устанавливаем новую диафрагму.
Ее толкатель при этом должен входить в крышку корпуса ускорительного насоса. Возвратную пружину устанавливаем узким концом на выступ в корпусе ускорительного насоса и прижимаем крышкой со вставленной в нее диафрагмой.
Примечания и дополнения
— После замены диафрагмы ускорительного насоса карбюратора 2108, 2081, 21083 Солекс следует произвести насколько нажатий на педаль «газа» и проверить, нет ли подтекания топлива вокруг крышки насоса, и правильно ли бьют струи топлива из его распылителей.
При обнаружении подтекания стоит попытаться исправить ситуацию более сильной затяжкой винтов крышки корпуса УН, либо ее шлифовкой для устранения деформации.
Пристрелку струй топлива следует производить на снятом с двигателя карбюраторе. См. статью «Как пристрелять струи топлива из распылителя ускорительного насоса карбюраторов 2108, 21081, 21083 Солекс».
Еще пять статей на сайте по ремонту и обслуживанию карбюраторов Солекс
— Проверка и ремонт ускорительного насоса карбюратора 2108, 2081, 21083 Солекс
— Проверка и ремонт экономайзера мощностных режимов карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс
— Проверка и ремонт системы ЭПХХ карбюраторов 2108, 21081, 21083 Солекс
— Проверка исправности (герметичности) игольчатого клапана карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс
— Прочистка системы холостого хода карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс
Ускорительный насос (УН) карбюратора 21073 Солекс
Ускорительный насос карбюратора Солекс 21073 – это встроенная в карбюратор механическая система (насос), предназначенная для кратковременного принудительного обогащения топливной смеси при резком нажатии на педаль газа (ускорении, разгоне).
Расположение ускорительного насоса карбюратора 21073 Солекс
Ускорительный насос встроен в корпус карбюратора. Далее показаны видимые элементы ускорительного насоса. См. фото в начале статье и ниже.
Устройство ускорительного насоса карбюратора 21073 Солекс
Ускорительный насос карбюратора Солекс 21073 механический, диафрагменного типа, с приводом от оси дроссельной заслонки первой камеры. Он состоит из корпуса диафрагменного механизма (внутри диафрагма, возвратная пружина и подпружиненный толкатель), привода (кулачок № 4 на оси дроссельной заслонки первой камеры и рычаг в крышке диафрагменного механизма), распылителя (с одним носиком, выведенным в полость первой камеры и шариковым выпускным клапаном), и каналов в поплавковую камеру (с впускным клапаном), и к распылителю.
Принцип действия ускорительного насоса карбюратора 21073 Солекс
При нажатии на педаль «газа» бензин, находящийся в корпусе УН вытесняется оттуда диафрагмой и впрыскивается через распылитель, в первую камеру карбюратора обогащая топливную смесь. При отпускании педали газа топливо, наоборот, втягивается из поплавковой камеры в корпус ускорительного насоса под диафрагму. Циклы впрыск-втягивание повторяются постоянно при нажатии-отпускании педали газа.
Подробнее и нагляднее на схемах: «Принцип действия ускорительного насоса карбюратора Солекс 21073».
Неисправности ускорительного насоса карбюратора Солекс
— Основная и наиболее распространенная – разрыв диафрагмы (вследствие износа или низкого качества изготовления). Ускорительный насос практически перестает работать (струя из носика слабая, кривая или отсутствует вовсе), на его корпусе появляются потеки бензина. Диафрагму можно заменить либо на снятом карбюраторе, либо, не снимая его с двигателя.
— Засорение распылителя ускорительного насоса
При наличии отложений в корпусе распылителя нарушается подвижность шарика его выпускного клапана и снижается проходимость носика. Потрясем снятый распылитель – должен быть стук шарика в корпусе. Если его нет, то засорен. Замачиваем распылитель в ацетоне на пару часов, продуваем сжатым воздухом, прочищаем тонкой медной проволокой. Если не помогло, заменяем новым.
— Износ резинового уплотнительного кольца на корпусе распылителя
При нажатии на педаль газа топливо будет вытекать не только из носика распылителя, но и под негерметичное резиновое кольцо. Эффективность работы УН снижается, так количество топлива, проходящего через него, уменьшается. Заменяем кольцо новым.
К числу реже встречающихся неисправностей можно отнести поломку возвратной пружины диафрагмы, ее подпружиненного толкателя, засорение каналов УН и впускного клапана, износ кулачка привода. В любом случае эффективность работы УН снижается, либо он вообще отказывается работать (появляются «провалы» при резком нажатии на педаль газа, снижается приемистость двигателя).
Подробнее: «Не работает ускорительный насос карбюратора Солекс».
Проверка и ремонт ускорительного насоса карбюратора Солекс 21073
Рукой резко нажимаем на привод ускорительного насоса (либо на педаль газа в салоне) и визуально оцениваем состояние струи выходящей из носика распылителя УН. У исправного УН струя должна быть толстая, сильная, непрерывная, продолжительностью 2-3 секунды. Падает в зазор между открывшейся дроссельной заслонкой и стенкой первой камеры.
Можно оценить состояние ускорительного насоса карбюратора 21073 Солекс проведя проверку его производительности.
Подробнее: «Проверка производительности ускорительного насоса карбюраторов Солекс и Озон».
Параметры и тарировочные данные ускорительного насоса карбюратора 21073 Солекс
Подробнее: «Параметры и тарировочные данные карбюратора 21073-1107010 Солекс».
Примечания и дополнения
— Особенностью и отличительной чертой карбюратора 21073 Солекс от карбюраторов Солекс 2108, 21081, 21083 является распылитель повышенной производительности с одним носиком, направленным в первую камеру карбюратора. Это связано с тем, что для автомобиль «Нива», являющегося внедорожником, на двигателе которого он установлен, эксплуатируемого на небольших скоростях, в условиях плохой проходимости, необходимо повышенное обогащение топливной смеси именно при работе первой камеры карбюратора и активном дросселировании (режимы: разгон с места, пробуксовка, раскачка). Для движения на повышенных скоростях, когда в работу вступает вторая камера, этот автомобиль не предназначен. Значит и излишне обогащать смесь во второй камере не обязательно.
— Величина и продолжительность впрыска топлива через ускорительный насос зависит от профиля рабочей поверхности его кулачка. Для кулачка №4 УН Солекс 21073 это впрыск практически всего топлива с первых секунд работы насоса (обеспечение мощного подхвата с низов). Что достигается небольшим выступом на кулачке. При дожимании педали газа до упора впрыск небольшой.
Еще статьи по устройству карбюратора 21073 Солекс
— Система холостого хода карбюратора 21073 Солекс, схема
— Схема экономайзера мощностных режимов карбюратора Солекс 21073
— Схема пускового устройства карбюратора 21073 Солекс
— Главные дозирующие системы (ГДС) карбюратора 21073 Солекс, схема
— Регулировочные винты карбюратора 21073 Солекс
Сравнительный тест-ремонт
— Ускорительный насос карбюратора Солекс 2108, 21081, 21083
— Ускорительный насос карбюратора 2105, 2107 Озон
Не работает ускорительный насос карбюратора Озон
Рассмотрим какие неисправности могут случиться с ускорительным насосом их признаки и причины. А так же попробуем самостоятельно диагностировать и устранить проблемы, приводящие к тому, что ускорительный насос не работает вовсе или работает недостаточно эффективно.
Признаки неисправности ускорительного насоса карбюратора Озон
— Провалы и рывки в работе двигателя после резкого нажатия на педаль газа (при старте с места и во время движения)
— Снижение мощности и приемистости двигателя автомобиля
— Повышенный расход топлива
— Запах бензина под капотом и (или) в салоне автомобиля
Причины неисправности ускорительного насоса карбюратора Озон
Все неисправности в работе ускорительного насоса связаны либо с недостаточной подачи топлива в двигатель через УН (бедная топливная смесь), либо, наоборот, черезмерная подача топлива, вызывающая переобогащение топливной смеси.
— Повреждена диафрагма ускорительного насоса
Так как УН Озон диафрагменного типа (мембранный), то его основная рабочая деталь — это диафрагма, которая перемещается вперед-назад при каждом нажатии на педаль газа. Таких перемещений за все время эксплуатации автомобиля миллионы. В результате рано или поздно происходит ее разрыв и (или) растрескивание. Топливо перестает эффективно и в достаточном объеме выдавливаться в систему ускорительного насоса и впрыскиваться в цилиндры двигателя через распылитель.
Водитель при этом ощущает провал в работе двигателя после нажатия на педаль газа и отсутствие ожидаемого ускорения автомобиля. Бензин начинает просачиваться по крышке ускорительного насоса. Под капотом и в салоне появляется запах бензина, на карбюраторе видны потеки топлива (на ранних стадиях возникновения неисправности могут быть и не видны, так как бензин испаряется при нагреве двигателя). См. фото диафрагмы в начале статьи.
— Повреждена или «осела» возвратная пружина диафрагмы
Неисправность пружины чаще всего встречается на автомобилях с длительным сроком эксплуатации. «Осадка» или повреждение пружины приводит к снижению давления топлива в системе ускорительного насоса и соответственно к снижению эффективности его работы. См. фото в начале статьи.
— Засорены каналы и клапаны ускорительного насоса Озон, либо его распылитель
Ускорительный насос карбюратора Озон имеет канал забора топлива из поплавковой камеры, канал сброса лишнего топлива обратно в поплавковую камеру и распылитель в первую камеру. В каналах имеются перепускной жиклер и впускной (всасывающий) шариковый клапан. В распылителе установлен выпускной (нагнетательный) клапан, блокирующий возврат топлива обратно в поплавковую камеру.
Устройство распылителя ускорительного насоса карбюратора ОзонВ случае засорения этих элементов (отложениями, нагаром из впускного коллектора и т.п.) количество топлива, необходимого для резкого ускорения проходящего через УН резко снижается, топливная смесь обедняется, наступает провал. Так же вносит свою лепту нарушение траектории падения и мощности струи из носика распылителя в случае его засорения.
— Неисправен привод ускорительного насоса карбюратора Солекс
Со временем нажимной кулачок УН стирается, так же может выйти из строя пружинный толкатель на диафрагме. В результате механических повреждений или какого-либо тюнинга деформируется нажимной рычаг насоса. В результате ускорительный насос карбюратора Озон не работает так как нарушается топливоподача.
— Засорен жиклер перепускного канала УН
В результате лишнее топливо не отбрасывается обратно в поплавковую камеру, а впрыскивается через распылитель в цилиндры двигателя. Тем самым топливная смесь переобогащается «заливая» свечи зажигания и вызывая перерасход бензина.
Аналогичная ситуация возникает после доработки (тюнинга) винта перепускного жиклера ускорительного насоса. Его специально надращивают чтобы перекрыть жиклер перепускного канала, тем самым увеличив объем впрыскиваемого топлива и соответственно приемистость двигателя автомобиля при старте и разгоне.
Что делать если не работает ускорительный насос карбюратора Озон?
В первую очередь проверяем насколько сильно бьет струя из носика УН нажав на рычаг его привода и заглянув в карбюратор сверху. Она должна быть продолжительной (2-3 сек) и непрерывной.
Во вторую проверяем целостность диафрагмы ускорительного насоса и подвижность толкателя на ней. Потеки бензина на корпусе УН свидетельствуют, что он проникает за диафрагму по причине ее повреждения. Чтобы убедиться в том повреждена диафрагма или нет ее придется снять с карбюратора.
Попутно проверяем целостность возвратной пружины.
Каналы карбюратора можно прочистить жидкостью для очистки карбюратора, залив ее на некоторое время под винт перепускного жиклера и в отверстия каналов под крышкой насоса.
Подробнее: «Проверка и ремонт ускорительного насоса карбюратора Озон».
Примечания и дополнения
Приведенная информация по признакам и причинам неисправности: не работает ускорительный насос действительна для карбюраторов Озон различных модификаций как первого поколения 2101, так и второго 2105, 2107.
Ускорительный насос карбюратора Озон может не работать так же по причине слишком низкого уровня топлива в поплавковой камере.
Еще статьи по неисправностям карбюратора Озон
Проверка и ремонт ЭПХХ карбюратора Озон 2105, 2107 Сборка нижней части – блока дроссельных заслонок карбюратора Озон 2105, 2107 Особенности прочистки топливных и воздушных жиклеров главных дозирующих систем (ГДС) карбюратора Озон Прочищаем топливный фильтр карбюратора Озон 2105, 2107Проверка производительности ускорительного насоса карбюраторов Солекс и Озон
Ускорительный насос карбюраторов Солекс и Озон отвечают за приемистость двигателя автомобиля при нажатии на педаль «газа». Он принудительно обогащает топливную смесь, поступающую в цилиндры двигателя автомобиля. Появление рывков и провалов при нажатии на педаль «газа», снижение приемистости двигателя, «вялый» разгон – неисправности причиной которых чаще всего является вышедший из строя ускорительный насос карбюратора.
Проверка ускорительного насоса
Самой распространенной проверкой является наблюдение за струями топлива, выходящими из носика распылителя при принудительном нажатии на рычаг ускорительного насоса. См. «Проверка и ремонт ускорительного насоса карбюратора Солекс», «Проверка и ремонт ускорительного насоса карбюратора Озон». Но данная проверка позволяет лишь визуально оценить работу ускорительного насоса. В дополнение к ней стоит провести проверку производительности ускорительного насоса, показывающую какой объем топлива выдает ускорительный насос за определенный промежуток своей работы.
Проверка производительности ускорительного насоса карбюраторов Солекс и Озон
Закачиваем в поплавковую камеру карбюратора топливо, нажав несколько раз на рычаг бензонасоса. Снимаем карбюратор с двигателя автомобиля. Ставим под него широкую емкость. Десять раз нажимаем на рычаг ускорительного насоса. Причем нажимать на рычаг нужно резко, до упора с задержкой на пару секунд в нажатом положении. И плавно отпускать для заполнения полости насоса топливом из поплавковой камеры. Полученный объем топлива следует измерить (например, 10-ти кубовым шприцем или мерным стаканом) и сравнить полученный результат с приведенными ниже данными.
проверка производительности ускорительного насоса карбюратора Солекспроверка производительности ускорительного насоса карбюратора ОзонПодача ускорительного насоса карбюратора за 10 циклов (нажатий на рычаг)
Карбюраторы Озон 2101, 2101-02, 2101-03, 2103-01, 2106, 2105-10, 2105, 2105-20, 2105-90, 2107-10, 2107, 2107-20, 2141 — 7±1,75 см³
Карбюраторы Озон 21011, 2101-20, 2103 — 9±2,5 см³
Карбюраторы Солекс 2108, 21081, 21083 – 11,5±1,7 см³
Карбюратор Солекс 21051-30 — 14,0±2,1 см³
Карбюратор Солекс 21051, 21053, 21053-20, 21073 – 14,5 см³
Если полученная цифра ниже нормы – ускорительный насос неисправен. Причины снижения его производительности могут быть следующие:
— повреждение диафрагмы (мембраны) в корпусе УН;
— нарушение герметичности клапанов ускорительного наоса;
— нарушение кинематики его привода;
— засорение калиброванных отверстий в носиках распылителя (Солекс), распылителя (Озон).
Примечания и дополнения
— Ускорительный насос можно доработать (доработка УН Солекс, доработка УН Озон) с целью увеличения его производительности и соответственно приемистости двигателя автомобиля.
— Измерять объем топлива полученного в результате проверки производительности УН следует как можно быстрее, пока оно не испарилось тем самым, нарушив точность показаний.
— Если подача топлива ускорительным насосом выше нормы – причина кроется, скорее всего, в нарушении геометрии нажимного кулачка УН или изменении величины нажимного рычага.
Еще статьи по карбюраторам Солекс и Озон
— Ускорительный насос карбюратора Солекс
— Ускорительный насос карбюратора Озон
— Очистка и прочистка карбюраторов Солекс и Озон
— Замена диафрагмы ускорительного насоса карбюратора Озон
— Замена диафрагмы ускорительного насоса карбюратора Солекс
Проверка и ремонт ускорительного насоса карбюратора Озон
По причине неисправности ускорительного насоса возможен провал в работе двигателя автомобиля при резком нажатии на педаль привода дроссельной заслонки («газа») на разных режимах его работы (от холостого хода до динамичного разгона).
Разберем как провести проверку и последующий ремонт ускорительного насоса карбюратора 2105, 2107 Озон.
Подготовительные работы
— Подкачиваем рычагом ручной подкачки топлива на бензонасосе топливо в поплавковую камеру .
— Снимаем корпус воздушного фильтра.
— При необходимости снимаем верхнюю часть (крышку) карбюратора.
Проверка работы ускорительного насоса карбюратора 2105, 2107 Озон
Резко нажимаем рукой на рычаг привода дроссельной заслонки первой камеры карбюратора, повернув его до упора, против часовой стрелки и удерживаем в нажатом положении несколько секунд.
рычаг привода дроссельной заслонки первой камеры карбюратора 2105, 2107 ОзонОдновременно смотрим за исходящей из носика распылителя струей топлива. Она должна быть ровной, толщиной около миллиметра не задевать за диффузор, стенки первой камеры, ось дроссельной заслонки. Длительность впрыска 1 — 2 секунды.
— Если струя маломощная, кривая — засорен распылитель, каналы, жиклеры, клапана ускорительного насоса .
— Если струя впрыскивается не 1 — 2 секунды, а более — засорен перепускной канал с жиклером, служащий для удаления лишнего топлива от распылителя.
— При наличии потеков топлива на корпусе насоса следует провести замену диафрагмы насоса или подтянуть винты крепления крышки.
Проверка распылителя ускорительного насоса карбюратора 2105, 2107 Озон
Снимаем крышку карбюратора, выворачиваем корпус распылителя. Нажимаем на рычаг привода дроссельной заслонки первой камеры. Из отверстия, куда был вкручен распылитель, должна выходить мощная струя топлива. Если она есть, значит засорен носик распылителя или нагнетательный клапан.
отверстие под корпус распылителя УН ОзонНосик прочищаем тонкой проволокой, а нагнетательный клапан, находящийся в корпусе распылителя (винт-держатель), промываем ацетоном и продуваем сжатым воздухом. Исправный клапан, если потрясти распылитель, побрякивает шариком, расположенным внутри него.
На разрезанной модели распылителя ускорительного насоса можно увидеть этот шарик (шарик нагнетательного клапана).
модель распылителя ускорительного насоса карбюратора 2105, 2107 Озон
Проверка подводящих каналов УН
Если при нажатии на рычаг привода дроссельной заслонки из отверстия, куда был ввернут корпус распылителя струя топлива не выходит, то можно предположить, что засорены подводящие каналы ускорительного насоса. В этом случае снимаем крышку корпуса ускорительного насоса, извлекаем диафрагму и через открывшиеся отверстия чистим каналы проволокой. Промываем их ацетоном и продуваем сжатым воздухом.
отверстия подводящих каналов карбюратора 2105, 2107 Озон
Проверка перепускного канала и жиклера УН
Нажимаем на рычаг привода дроссельной заслонки первой камеры и смотрим в поплавковую камеру карбюратора. Из отверстия перепускного канала в стенке поплавковой камеры должна выходить хорошо различимая струя топлива и наблюдаться некоторое бурление топлива. При отсутствии этих признаков чистим канал через это отверстие, а также выворачиваем винт-заглушку в стенке поплавковой камеры и добираемся до перепускного жиклера. Можно промыть все ацетоном и продуть сжатым воздухом.
выходное отверстие перепускного канала ускорительного насоса карбюратора 2105, 2107 ОзонПримечания и дополнения
— Ускорительный насос карбюратора Озон можно немного доработать с целью обеспечения быстрого ускорения при старте с места или при нажатии на педаль «газа» вообще. «Статья про доработку Доработка ускорительного насоса карбюратора Озон».
— Дополнительно можно провести проверку провести проверку производительности ускорительного насоса что бы оценить его работоспособность в полной мере.
Еще статьи по карбюратору 2105, 2107 Озон
— Проверка и ремонт системы ЭПХХ карбюраторов 2105, 2107 Озон
— Снятие карбюратора 2105, 2107 Озон с двигателя автомобиля
— Разборка карбюратора 2105, 2107 Озон
— Прочистка системы холостого хода карбюраторов 2105, 2107 Озон
— Ускорительный насос карбюраторов 2105, 2107 Озон