Ваз 2109 стартер схема: ВАЗ 2108 / 2109. Схема подключения стартера. – 403 — Доступ запрещён

Содержание

Как работает на автомобиле ВАЗ 2109 стартер. Ремонт и замена :: SYL.ru

В статье вы узнаете, из чего состоит на автомобиле ВАЗ 2109 стартер, его особенности, принцип работы, способы ремонта и замены. От того, в каком состоянии находится этот узел, зависит удобство пользования автомобилем. Если имеются какие-нибудь неполадки, то стартер будет плохо прокручиваться, следовательно двигатель сложно окажется завести. Поэтому необходимо поддерживать в нормальном состоянии всю конструкцию, проводить своевременное обслуживание и замену изношенных элементов.

Из чего состоит стартер?

ВАЗ 2109 стартер

По сути, это электрический двигатель постоянного тока, который приводится в движение лишь в момент запуска ДВС. Получает питание стартер ВАЗ 2109 напрямую от аккумуляторной батареи. И это вполне разумно, так как при нормальной работе он потребляет около 70 ампер электроэнергии. Стоит также отметить, что во время короткого замыкания (например, при попытке провернуть коленвал заклинившего ДВС) потребление возрастает до нескольких сотен ампер (600-700).

Отсюда вывод: не рекомендуется допускать, чтобы электродвигатель вращался под увеличенной нагрузкой. Исход окажется печальным. Но коленвал проворачивается не постоянно, для соединения шестерни стартера с ним необходим один несложный механизм – втягивающее реле. С его помощью производится подача питания на статорную обмотку электродвигателя и механическое соединение шестерни с венцом маховика. Как и остальные электрические двигатели, стартер состоит из ротора и статора. На них имеются обмотки, которые необходимы для осуществления вращения.

Поломки стартера

стартер ВАЗ 2109

К сожалению, ломается на автомобиле ВАЗ 2109 стартер довольно часто. И причины бывают самыми разными. Но вот список наиболее популярных поломок:

  1. Разрушение зубьев венца маховика.
  2. Разрушение обгонной муфты бендикса.
  3. Нагар на контактах реле, обрыв обмотки.
  4. Стирание щеток.
  5. Разрушение бронзовых втулок.
  6. Обрыв роторной или статорной обмотки.

Следовательно, во время проведения обслуживания необходимо внимательно осматривать все элементы, приведенные в списке. Также учтите, что при разрушении зубьев на венце маховика потребуется снимать коробку передач. Новый венец ставить нет необходимости, можно сбить старый. После этого установить его, перевернув другой стороной. Потребуется только прогреть его до температуры 70-80 градусов.

Снятие и ремонт

реле стартера ВАЗ 2109

Крепится стартер ВАЗ 2109 тремя гайками. Их можно без труда выкрутить ключом на 13 (лучше всего торцовым или накидным). Выполнять работу удобнее снизу, необязательно иметь для этого подъемник или яму. Но перед началом работ обязательно отключите аккумулятор, иначе короткого замыкания не избежать. Выкрутите гайку с корпуса втягивающего реле стартера ВАЗ 2109 и извлеките штекер, служащий для питания обмотки.

После демонтажа можно разобрать всю конструкцию. Для этого снимите заднюю крышку. Затем выкрутите две гайки, которыми стянут корпус. Вполне возможно, что они выйдут вместе со шпильками. Затем с ротора снимите кольцо. Вот и все, можно произвести разъединение всех частей. Чтобы снять бендикс, потребуется извлечь кольцо на роторе и вынуть из крышки небольшой штифт. Теперь можно начинать менять все элементы.

Сборка и установка

втулка стартера ВАЗ 2109

Но стоит поговорить о том, что такое втулка стартера ВАЗ 2109. Ее вы можете увидеть в задней крышке. Она изготовлена из бронзы и необходима для осуществления питания ротора. Кроме того, она выполняет функции подшипника. Но не стоит забывать, что имеется еще одна втулка. Находится она в блоке двигателя. И ее тоже необходимо менять своевременно. В противном случае ротор будет иметь осевое биение, контакт окажется плохим. Следовательно, проворачиваться коленвал будет медленно.

Собирать на автомобиле ВАЗ 2109 стартер необходимо в обратной последовательности. И только лишь после подключения всех силовых проводов устанавливать аккумуляторную батарею на место. Обратите внимание на то, что некоторые модели «одноразовые» (они стоят намного дешевле, нежели стоковые). Провода щеток в них не откручиваются, поэтому приходится их обрезать и припаивать новые. Качество пайки, конечно, не всегда на высоте. А если учесть тот факт, что происходит нагрев во время прокрутки, можно сделать вывод: лучше не жалеть средств и приобрести стартер той модели, которая поставляется на конвейер. Вы его хотя бы отремонтировать сможете.

Заключение

Много «сюрпризов» может принести на автомобиле ВАЗ 2109 стартер. Но отчаиваться не нужно. Если есть возможность, то заведите с буксира двигателя. Но откладывать проведение ремонта не стоит. В некоторых случаях, правда, выгоднее оказывается не восстановить старый, а приобрести новый. Это намного эффективнее, да и ресурс у нового окажется выше, нежели восстановленного. Конечно, если имеется необходимость в замене одних лишь щеток, не стоит бежать в магазин за новым стартером. Провести такой ремонт можно буквально за 10-15 минут, причем подручными средствами.

Ремонт и замена стартера на ВАЗ 2109 своими руками

Проблемы с запуском двигателя обычно связаны с неисправностью стартера. Замена стартера ВАЗ 2109 своими руками процедура несложная и в большинстве случаев помогает устранить проблему с запуском двигателя. В руководстве по ремонту как произвести ремонт стартера самому, указаны возможные неисправности деталей стартера и как их заменить.

Стартер Eldix ST 2108Стартер фирмы Eldix на автомобиль ВАЗ 2109.

Перед снятием и разборкой стартера Lada 2109 нужно выяснить причину неисправности. В случае обрыва электрической цепи или нарушении контакта снятие не потребуется. Устранение поломки ограничится ремонтом электропроводки стартера.

Снимать стартер нужно только после проверки исправности проводки и аккумулятора

Неисправности стартера

Ремонт стартера Лада 2109 значительно упростится, если диагностировать неисправность заранее без снятия узла.

Для диагностики поломки стартера необходимо проводок от клеммы подсоединить напрямую к «плюсу» :

  • двигатель завёлся — неисправность реле включения;
  • двигатель не завёлся — требуется замена щёток.

Возможно щётки отработали свой ресурс либо имеет место перекос щёток. Чтобы выявить причину неисправности щёток требуется демонтаж стартера.

Схематическое изображение стартераСхема устройства стартера.

Где находится стартер

На девятке стартер расположен в передней части двигательного отсека, слева от силового агрегата.

Как снять стартер

Перед демонтажем стартера необходимо снять провод с минусовой клеммы аккумулятора — обезопасит от замыкания в стартере.

Пошаговая инструкция снятия стартера

  1. Открутить ключом на 13 мм гайку крепления клеммы от контактного вывода. Она находится на втягивающем реле стартера.
  2. Снять колодку проводов.
  3. Достать красный провод (плюсовой).
  4. Открутить болты крепления и снять защиту картера.
  5. Открутить две гайки крепления стартера. Они находятся в нижней части моторного отсека.
  6. Открутить верхнюю гайку крепления стартера.
  7. Снять стартер со шпилек.

Установка стартера проходит в обратной последовательности.

Разобранный стартер
Теперь попробуем все это собрать и установить на место.

Как ремонтировать стартер

Не всегда требуется полная замена стартера на новый. Устройство стартера предполагает наличие отдельных деталей, подверженных износу. При замене изношенных и неисправных деталей не потребуется замена узла целиком. Это сохранит значительную часть средств и повысит рентабельность ремонта.

Замена втулок стартера

Зачастую неисправность стартера связана с непригодностью втулок. Конструктивной особенностью Жигулей 2109 является расположение втулок. Одна втулка стартера запрессована в картер коробки передач, вторая находится в задней крышке стартера.

Сперва необходимо осмотреть втулку стартера в картере коробки передач. При наличии задиров, раковин требуется замена втулки.

При замене втулки в задней крышке стартера нужно обратить внимание на саму крышку со стороны коллектора и промежуточную опору. При наличии трещин — заменить детали.

Замена щёток

Замена щёток производится на снятом стартере.

  1. Отсоединить провод от клеммы пускателя.
  2. Снять винты крепления крышки вала и коллектора.
  3. Достать уплотнительное кольцо и снять крышку.
  4. Снять кольцевой зажим и второе уплотнительное кольцо.
  5. Отвернуть гайки со стяжных шпилек.
  6. Снять заднюю крышку стартера.
  7. Демонтировать щёткодержатели.

Пружины вытолкнут щётки из конструкции. Щётки будут висеть на проводах.





Ремонтируем автомобиль ВАЗ 2109 самостоятельно:

Где находится стартер ВАЗ 2109 карбюратор, инжектор

Стартер ВАЗ 2109, как и любого другого автомобиля, является одним из важных элементов. Он находится внизу слева (по ходу движения) на картере сцепления в передний части двигателя между его блоком и радиатором.

Снизу это выглядит так.

Где находится стартер ВАЗ 2109?

Такое место расположение свойственно как карбюраторным, так и инжекторным ВАЗ 2109.

Но, чтобы найти стартер на карбюраторном авто, достаточно будет заглянуть за радиатор вниз.

Где находится стартер ВАЗ 2109?

Что касается инжекторных машин, то обзору будет мешать воздушный фильтр, который придется снять, чтобы добраться до узла.

Где находится стартер ВАЗ 2109?Где находится стартер ВАЗ 2109?

Что касается реле, то есть втягивающее, которое находится непосредственно на стартере, а есть реле включения.

Где находится стартер ВАЗ 2109?

Второе расположено на кузове ВАЗ 2109 сразу за двигателем, но выглядеть оно может по-разному.

Где находится стартер ВАЗ 2109?Где находится стартер ВАЗ 2109?Где находится стартер ВАЗ 2109?Где находится стартер ВАЗ 2109?

Втягивающее реле находится непосредственно на стартере.

Оцените статью

Устройство стартера ВАЗ 2109 (бендикс, втулка, щетки), какой узел лучше: редукторный или обычный?

Успешный пуск двигателя как с карбюратором, так с инжектором, во многом зависит от пускового агрегата, который установлен на автомобиль. Что собой представляет стартер ВАЗ 2109, какое стартовое устройство лучше выбрать – об этом рассказывается в статье. Прилагаются также фото и видеоматериалы.

Содержание

[ Раскрыть]

[ Скрыть]

Характеристика стартера ВАЗ девятой модели

Каждый водитель знает, что если не заводится машина, причина может быть в неисправном стартере. Для того чтобы выполнить диагностику и ремонт механизма, нужно знать его устройство.

Место расположения и предназначение

Основное назначение стартера – раскрутка коленчатого вала, благодаря которому заводится двигатель. Естественно, он расположен недалеко от мотора. Обычно он находится в моторном отсеке со водительской стороны под силовым агрегатом. В зависимости от места расположения при демонтаже узла потребуется снять либо защиту двигателя, либо воздушный фильтр. Найти стартер несложно. Он имеет форму цилиндра, а к нему подключены провода, которые крепятся с помощью гайки.

Устройство и принцип работы узла

Данный узел представляет собой небольшой электродвигатель. Его конструкция состоит из бендикса с щетками, двух обмоток и подвижного ротора. На двух обмотках – стартерной и роторной создаются магнитные поля противоположного значения. На механизм подается напряжение, которое передается ротору с помощью графитных щеток. Благодаря бендиксу вращательные движения передаются маховику.

Устройство включает в себя:

  •  втулку, которая соединяется с втягивающим реле;
  • обгонную муфту, которая обеспечивает движение только в одну сторону;
  • шестерни.

Со временем детали бендикса стираются и он начинает пробуксовывать. В этом случае нужна его замена. Причиной неисправности является загрязнение механизма, но чистка не помогает восстановить работоспособность. Детали механизма изнашиваются неравномерно, после промывки они не могут полноценно выполнять свои функции.

Принцип работы стартерного механизма заключается в преобразовании электрической энергии, которую он получает от аккумуляторной батареи, во вращательное движение шестерни привода. На полюса электродвигателя электрический ток полается с помощью щеточного узла. При этом выдвигается муфта и происходит соединение венца маховика с шестерней. Стартер обеспечивает вращение коленчатого вала и, тем самым, способствует запуску двигателя. Когда мотор запущен, муфта занимает исходное положение (автор видео — Михаил Нестеров).

Редукторный vs обычный: какому стартеру отдать предпочтение?

В обычном стартере отсутствует редуктор, вращательное движение передается непосредственно коленчатому валу. Поэтому его конструкция несложная и позволяет выполнить ремонт в домашних условиях. Благодаря тому, что электрический ток, поступающий на устройство, моментально вводит в зацепление венец маховика и шестерню, двигатель заводится, что называется «вполоборота». Классические узлы благодаря своей простой конструкции – надежные устройства, которые выдерживают электрические воздействия, но могут выйти из строя под воздействием низких температур.

Принцип работы редукторного устройства такой же, как у классического узла, – преобразование электрической энергии в механическую.

Отличие в конструкции — включен редуктор, который расположен между якорем и бендиксом. Кроме того, обмотки оснащены постоянными магнитами, что повысило надежность механизма. Редукторные устройства все больше завоевывают авторынок. Для того, чтобы разобраться, какой из стартеров лучше, следует выяснить, преимущества и недостатки каждого из них.

Преимущества классического варианта:

  • простота конструкции;
  • высокая ремонтопригодность;
  • доступность запчастей;
  • низкая стоимость.

Из недостатков можно назвать следующие:

  • необходимость в высоком стартовом токе;
  • быстрый износ деталей;
  • неустойчивая работа при низких температурах;
  • большой вес и габариты.

В общем, обычный узел можно оценить, как надежное устройство при правильной эксплуатации.

Редукторный узел имеет следующие плюсы:

  • малый вес и небольшие размеры;
  • может работать в широком диапазоне температур;
  • долгий срок службы;
  • экономное потребление электроэнергии (на 40% меньше обычного).

Благодаря наличию редуктора повысилась надежность пуска при низких температурах. Так как для запуска силового агрегата требуется небольшой ток, в зимнее время увеличивается вероятность успешного запуска.

Минусы можно назвать следующие:

  • отсутствие запчастей;
  • сложный ремонт;
  • низкое качество редуктора.

Надежность устройства зависит от качества его составляющих. Поэтому механизм с высококачественными комплектующими прослужит долгий срок без ремонта.

Фотогалерея

Загрузка ...Загрузка ... Загрузка …

Видео «Замена классического механизма на устройство с редуктором»

В этом ролике рассказывается о замене обычного стартера на редукторный (автор видео — Auto overhaul).

Ремонт стартера на ВАЗ 2109 своими силами

Стартер представлен в виде простого электрического двигателя, дающего постоянный ток. Он обладает четырьмя полюсами и аналогичным количеством щеток, привод же в свою очередь подсоединяется к зубчатому венцу маховика. В некоторых случаях может потребоваться ремонт стартера и в данном случае, прежде всего, необходимо знать его структуру.

Особенности стартеров модели ВАЗ 2109

На автомобилях модели ВАЗ 2109 устанавливаются стартеры 5712.3708, 29.3708 или же 423.3708. Все три модели стартеров являются электродвигателями постоянного тока с электромагнитным двухобмоточным тяговым реле и смешанным возбуждением. Они также обладают одинаковыми установочными размерами стартеров и различия могут быть лишь в особенностях устройства привода или же коллекторного узла.

Стартер 29.3708 обладает коллектором торцевого типа, а модель 423.3708 цилиндрическим, в остальном они почти одинаковые. Стартер 5712.3708 обладает планетарным редуктором в приводе. Основное отличие между перечисленными стартерами и моделями, которые используются на других машинах, заключается в отсутствии опоры конца вала в крышке возле привода. Втулка используется в качестве опоры конца вала, она запрессовывается в картер сцепления.

Непосредственно в корпусе стартера находится четыре зафиксированных полюса. Все обладают обмотками возбуждения. Три из них выпускаются серийно, последняя же шунтовая. Рекомендуется присмотреться к крышкам и корпусу. Их стягивают две шпильки, а якорь обладает цилиндрическим коллектором. В металлокерамической втулке происходит вращение заднего конца якорного вала. Втулка, в свою очередь, запрессована в крышку. Передний же конец помещается в запрессованную в картере сцепления втулку. Настоятельно рекомендуется запомнить схему соединения стартера, поскольку подобный план будет вам необходим, если вы решите сделать ремонт стартера на ВАЗ 2109 своими руками.

На рассматриваемой модели стартер начинает свое функционирование через тяговое реле. Этот элемент крепится на картере сцепления и обладает специальным щитком, который способен предотвратить контакты с выхлопной трубой. Масса и размеры стартера относительно небольшие, а его практическое предназначение заключается во вращении массивного маховика, следовательно, он приводит в движение всю кривошипно-поршневую систему двигателя. Учитывая значительные нагрузки, которые воздействуют на устройство, стартер на рассматриваемой модели авто способен работать исправно на протяжении максимум шести лет.

Чтобы эксплуатация стартера была максимально длительной, включайте его во время запуска машины не дольше чем на десять секунд. Включите стартер еще раз, если машина не успела запуститься за это время. Учтите, что перерыв между этими попытками — не меньше тридцати секунд, чтобы работоспособность аккумулятора восстановилась. В противном случае аккумулятор может быть разряжен несвоевременно.

Если у вас не работает стартер на ВАЗ 2109, возможно вы недостаточно времени уделяли профилактике и неполадки могут застать вас врасплох в любое время.

Причины, которые могут повлиять на поломку стартера:

  • Муфта свободного хода проскальзывает. Для определения рассматриваемой неисправности необходимо использовать диагностический стенд для проверки стартера. Рассматриваемая процедура может быть осуществлена лишь в специальной автомобильной мастерской. Если были обнаружены неисправности, муфту необходимо заменить.
  • Выпадает ось рычага или он не функционирует при включении муфты. В данном случае необходимо будет провести процедуру восстановления положения оси. Зачастую она не может выпасть без причины и скорее всего просто выработан ресурс рычага. Следовательно, его нужно заменить.
  • Неисправность поводкового кольца муфты или буферной пружины свидетельствует о необходимости замены муфты.

Если вы успели своевременно проверить стартер и обнаружить проблему, необходимо осуществить ремонт. Это может быть замена бендикса на стартере или прочее.

Поэтапная процедура ремонта стартера на ВАЗ 2109

  1. Снимите щиток.
  2. Открутите болт, который его закрепляет, из воздухозаборника вытащите шланг и снимите его с родного места.
  3. Чтобы снять стартер на ВАЗ 2109 осуществите следующие процедуры.
  4. На рассматриваемой модели авто стартер принято устанавливать слева от двигателя на картере сцепления. Чтобы его снять, прежде всего, необходимо отсоединить от клеммы аккумуляторной батареи провод.
  5. Далее отсоедините от клеммы тягового реле стартера разъем с проводом.
  6. Снимите провод с контактного болта тягового реле, предварительно отвернув гайку крепления.
  7. Освободите картер двигателя от защиты, отвернув болты крепления.
  8. Внизу от моторного отсека расположены гайки крепления стартера, которые следует отвернуть.
  9. Сверху моторного отсека располагается третья гайка, которую также необходимо отвернуть.
  10. Далее из картера сцепления следует вынуть стартер. Теперь стартер снят, и можно начинать его ремонт.
  11. Проверьте реле и замените его при необходимости. Выпустите на вывод реле напряжение в 12 В, не стоит забывать про минус, который должен подаваться на корпус. Параллельно к контактным болтам присоедините омметр. Муфта должна немного отодвигаться в отверстие, если реле работает в нормальном режиме. Болты при этом должны замкнуться. Показатели устройства легко помогут вам вычислить эти данные. Если же скачки напряжения не отображаются на измерителе, в любом случае придется заменить реле.
  12. Следующим вашим шагом будет проверка состояния щеток. Для этого снимите крышку со стартера и отверните винт, закрепляющий все провода. Сожмите пружину и аккуратно вытащите щетку. Минимальная высота должна составлять двенадцать миллиметров, замена необходима в том случае, когда показатель ниже.
  13. Проверьте обмотку стартера, для чего воспользуйтесь омметром, чтобы проверить замыкание на металлический корпус и между витками.
  14. Осмотрите обмотки и коллектор. Аккуратно снимите стопорное кольцо, вытащите из оси шайбу, выкрутите несколько стяжных болтов, разъедините оболочку стартера и вытащите трубки для изоляции стяжных болтов. Визуально осмотрите обмотку вместе с коллектором. Допустимы лишь небольшие следы нагара. Если же вы обнаружили больше нагара или прибой, воспользуйтесь наждачной бумагой, чтобы протереть проблемные места.
  15. Проверьте обмотку якоря. Найдите на обмотке якоре место возникновения КЗ с помощью омметра.
  16. Осмотрите шестерни муфты, для чего снимите шайбу с оси якоря, а якорь вместе с приводом вытащите в сборе, аккуратно достаньте рычаг привода муфты и начните вращать шестерню. Шестерня должна беспрепятственно крутиться в одну сторону, а при попытке вращения в противоположную – стопориться. На ней не должно быть зазубрин или сколов. В противном случае устройство подлежит замене.
  17. Тщательно проверьте оболочку стартера перед последующей сборкой. Пластмассовые детали в любом случае обработайте литолом, даже если их состояние отличное. Смажьте моторным маслом все трущиеся между собой детали. В некоторых случаях необходима также замена втулки стартера.
  18. На завершающем этапе вы должны установить стартер на место согласно первым десяти пунктам инструкции, но в обратном порядке.

Процедура замены стартера, так же как и замена тормозных колодок не сложна, если располагать соответствующей поэтапной инструкцией и хотя бы поверхностными знаниями в сфере автомобильных ремонтных работ.

Видео советы — «Ремонт стартера»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*