Технические характеристики автомобилей2108 — Энциклопедия журнала «За рулем»
Пространства имён
Материал из Энциклопедия журнала «За рулем»
Технические характеристики автомобилей
Параметры | ВАЗ-2108 | ВАЗ-21081 | ВАЗ-21083 | ВАЗ-21083-20 | ВАЗ-2109 | ВАЗ-21091 | ВАЗ-21093 | ВАЗ-21093-20 | ВАЗ-21099 | ВАЗ-21099-20 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Тип кузова | хэтчбек | седан | ||||||||
Число дверей | 3 | 3 | 3 | 3 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 |
Снаряженная масса, кг | 920 | 920 | 920 | 920 | 945 | 945 | 945 | 945 | 970 | 970 |
Полезная масса, кг | 450 | 450 | 450 | 450 | 425 | 425 | 425 | 425 | 425 | 425 |
Полная масса, кг | 1370 | 1370 | 1370 | 1370 | 1370 | 1370 | 1370 | 1370 | 1395 | 1395 |
Дорожный просвет автомобиля с полной нагрузкой при статическом радиусе шин 260 мм, не менее: | ||||||||||
до картера сцепления | 160 | 160 | 160 | 160 | 160 | 160 | 160 | 160 | 160 | 160 |
до поддона картера двигателя | 170 | 170 | 170 | 170 | 170 | 170 | 170 | 170 | 170 | 170 |
до нейтрализатора1 | 150 | 150 | 150 | 150 | 150 | 150 | 150 | 150 | 150 | 150 |
Полная масса буксируемого прицепа, кг: | ||||||||||
не оборудованного тормозами | 300 | 300 | 300 | 300 | 300 | 300 | 300 | 300 | 300 | 300 |
оборудованного тормозами | 750 | 750 | 750 | 750 | 750 | 750 | 750 | 750 | 750 | |
Максимальная скорость2, км/ч | 148 | 140 | 156 | 156 | 148 | 140 | 156 | 156 | 154 | 154 |
Время разгона2 с места до скорости 100 км/ч, с: | ||||||||||
с полной массой | 19 | 22 | 15 | 14.5 | 19 | 22 | 15 | 14.5 | 15 | 14.5 |
с одним пассажиром | 16 | 20 | 13 | 12.5 | 16 | 20 | 13 | 12.5 | 13.5 | 13 |
Тормозной путь автомобиля при экстренном торможении с разрешенной полной массой со скорости 80 км/ч на горизонтальном участке ровного асфальтированного шоссе, м, не более: | ||||||||||
при использовании рабочей системы | 38 | 38 | 38 | 38 | 38 | 38 | 38 | 38 | 38 | 38 |
при использовании одного из контуров рабочей системы | 85 | 85 | 85 | 85 | 85 | 85 | 85 | 85 | 85 | 85 |
Расход топлива на 100 км пути (с пятиступенчатой коробкой передач), л, не более: | ||||||||||
на шоссе при скорости 90 км/ч на пятой передаче | 5.7 | — | 5.9 | 5.7 | 5.7 | — | 5.9 | 5.7 | 5.9 | 5.7 |
на шоссе при скорости 120 км/ч на пятой передаче | 7.8 | — | 8.0 | 7.7 | 7.8 | — | 8.0 | 7.7 | 8.0 | 7.8 |
в городском цикле | 8.6 | — | 8.6 | 8.0 | 8.6 | — | 8.6 | 8.0 | 8.8 | 8.6 |
Расход топлива на 100 км пути (с четырехступенчатой коробкой передач), л, не более: | ||||||||||
на шоссе при скорости 90 км/ч на четвертой передаче | 6.1 | 5.7 | — | — | 5.9 | — | — | — | — | — |
на шоссе при скорости 120 км/ч на четвертой передаче | 8.2 | 7.9 | — | — | 8.4 | — | — | — | — | — |
в городском цикле | 8.6 | 8.2 | — | — | 7.5 | — | — | — | — | — |
- 1Комплектуется часть автомобилей.
- 2Замеряется по специальной методике.
ДВИГАТЕЛЬ | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Обозначение двигателя | ВАЗ-2108 | ВАЗ-21081 | ВАЗ-21083 | ВАЗ-2111-803 | ВАЗ-2108 | ВАЗ-21081 | ВАЗ-21083 | ВАЗ-2111-80 3 | ВАЗ-21083 | ВАЗ-2108-2111-80 3 |
Тип | Бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндровый, рядный, восьмиклапанный | |||||||||
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм | 76×71 | 76×60,6 | 82×71 | 82×71 | 76×71 | 76×60,6 | 82×71 | 82×71 | 82×71 | 82×71 |
Рабочий объем, см3 | 1288 | 1099 | 1499 | 1499 | 1288 | 1099 | 1499 | 1499 | 1499 | 1499 |
Степень сжатия | 9,9 | 9,0 | 9,9 | 9,9 | 9,9 | 9,0 | 9,9 | 9,9 | 9,9 | 9,9 |
Номинальная мощность по ГОСТ 14845-89 (нетто), кВт (л.с.) | 47,0 (63,7) | 39,7(53,9) | 51,5 (70) | 51,5 (70) | 47,0 (63,7) | 39,7 (53,9) | 51,5 (70) | 51,5 (70) | 51,5 (70) | 51,5 (70) |
Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности, мин-1 | 5600 | 5600 | 5600 | 5400 | 5600 | 5600 | 5600 | 5400 | 5600 | 5400 |
Максимальный крутящий момент, Н.м (кгс.м) по ГОСТ 14846-81 (нетто) | 94,8 (9,66) | 77,9 (7,94) | 106,4 (10,85) | 115,7 (11,80) | 94,8 (9,66) | 77,9 (7,94) | 106,4 (10,85) | 115,7 (11,80) | 106, 4 (10,85) | 115, 7 (11,80) |
Частота вращения коленчатого вала при максимальном крутящем моменте, мин-1 | 3400 | 3600 | 3400 | 2800–3000 | 3400 | 3600 | 3400 | 2800–3000 | 3400 | 2800–3000 |
Минимальная частота вращения коленчатого вала на режиме холостого хода, мин | 750–800 | 750–800 | 750–800 | 800–900 | 750–800 | 750–800 | 750–800 | 800–900 | 750–800 | 800–900 |
Система питания | Карбюратор | Впрыск | Карбюратор | Впрыск | Карбюратор | Впрыск | ||||
Топливо (октановое число) | Бензин (91-95) | Неэтилированный бензин (91-95) | Бензин (91-95) | Неэтилированный бензин (91-95) | Бензин (91-95) | Неэтилированный бензин (91-95) | ||||
Система зажигания | Бесконтактная или микропроцессорная | Бесконтактная | Бесконтактная или микропроцессорная | Объединена с системой впрыска топлива | Бесконтактная или микропроцессорная | Бесконтактная | Бесконтактная или микропроцессорная | Объединена с системой впрыска топлива | Бесконтактная или микропроцессорная | Объединена с системой впрыска топлива |
- 3С внедрением новых модификаций двигателя характеристики (например, мощности и крутящего момента) могут несколько отличаться от указанных.
ТРАНСМИССИЯ | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Обозначение двигателя | ВАЗ-2108 | ВАЗ-21081 | ВАЗ-21083 | ВАЗ-2111-80 3 | ВАЗ-2108 | ВАЗ-21081 | ВАЗ-21083 | ВАЗ-2111-80 3 | ВАЗ-21083 | ВАЗ-2108-2111-80 3 |
Сцепление | Однодисковое, сухое, с диафрагменной нажимной пружиной | |||||||||
Привод выключения сцепления | Тросовый | |||||||||
Коробка передач | Механическая, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода | |||||||||
Число передач переднего хода | 4 или 5 | 4 | 5 | 5 | 4 или 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Передаточные числа коробки передач 4 : | ||||||||||
I передача | ||||||||||
II передача | 1.95 | |||||||||
III передача | 1.357 | |||||||||
IV передача | 0.941 | |||||||||
V передача | 0.784 | |||||||||
задний ход | 3.53 | |||||||||
Главная передача | Цилиндрическая, конструктивно выполнена в одном блоке с коробкой передач. Дифференциал — конический, двухсателлитный | |||||||||
Передаточное число главной передачи | 3,9 | 4,1 или 3,9 | 3,7 или 3,9 | 3,7 | 3,9 | 4,1 или 3,9 | 3,7 или 3,9 | 3,7 или 3,9 | 3,7 или 3,9 | 3,7 |
Привод колес | Валами с шарнирами равных угловых скоростей шарикового типа |
- 4Передаточные числа четырехступенчатой коробки передач такие же как на пятиступенчатой, но отсутствует пятая передача.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | |
---|---|
Передняя подвеска | Независимая, с телескопическими амортизаторными стойками, винтовыми цилиндрическими пружинами, нижними поперечными рычагами с растяжками и стабилизатором поперечной устойчивости |
Задняя подвеска | С винтовыми цилиндрическими пружинами, телескопическими гидравлическими амортизаторами и продольными рычагами, соединенными поперечной балкой |
Подшипники ступиц | Шариковые, радиально-упорные, двухрядные |
Колеса | Дисковые, штампованные |
Размер обода | 5J-13h3, 5,5J-13h3, 4,5J-13, 5J-14h3, 5,5J-14h3, 6J-14h3 |
Шины | Радиальные, низкопрофильные, бескамерные |
Размер шины | 165/70R13, 175/70R13, 155/80R13, 175/65R14, 185/60R14 |
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ | |
---|---|
Рулевой механизм | Шестерня-рейка |
Рулевой привод | Две тяги с резинометаллическими шарнирами со стороны рулевого механизма и шаровыми шарнирами со стороны поворотных рычагов |
ТОРМОЗА | |
---|---|
Рабочая тормозная система | Передние тормозные механизмы — дисковые, с подвижным суппортом и автоматической регулировкой зазора между диском и колодками; Задние тормозные механизмы — барабанные, с самоустанавливающимися колодками и автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном; Привод — гидравлический, двухконтурный с диагональным разделением контуров, вакуумным усилителем и регулятором давления в тормозных механизмах задних колес |
Стояночный тормоз | Ручной, с тросовым приводом на колодки тормозных механизмов задних колес |
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ | |
---|---|
Схема электрооборудования | Однопроводная, отрицательный вывод источника питания соединен с «массой» (кузовом и основными агрегатами) автомобиля |
Номинальное напряжение | 12 Вольт |
Аккумуляторная батарея | 6СТ-55А, емкостью 55 А*ч |
Генератор | Переменного тока, со встроенным выпрямительным блоком и электронным регулятором напряжения. Генератором мод. 37.3701 (ток отдачи 55 А при 5000 мин –1 ) комплектуются карбюраторные двигатели, мод. 9402.3701 (ток отдачи 80 А при 6000 мин –1 ) — двигатели с впрыском топлива |
Стартер | Мод. 29.3708 (номинальная мощность 1,3 кВт) или 5712.3701 (номинальная мощность 1,55 кВт) с дистанционным управлением и обгонной муфтой |
Если Вы обнаружили ошибку или хотите дополнить статью, выделите ту часть текста статьи, которая нуждается в редакции, и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте простой инструкции.
Коробка передач на автомобили ВАЗ 2108, 2109, 21099
На автомобилях ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099 устанавливаются четырех и пяти-ступенчатые коробки передач. Они различаются передаточным числом главной передачи.
Применяемость коробок передач на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
Для отличия коробок передач по передаточным числам главной передачи они маркируются краской. Маркировка наносится на верхней части картера коробки передач. Поэтому применяемость коробок на автомобили ВАЗ 2108, 2109, 21099 выглядит следующим образом.
Четырехступенчатая коробка
01 – для передаточного числа главной пары 3,9 (ВАЗ 2108, 21083, 2109, 21093, 21099)
02 – для передаточного числа 4,1 (автомобили ВАЗ 21081, 21091)
03 – для передаточного числа 3,7 (автомобили ВАЗ 21083, 21093, 21099)
Пятиступенчатая коробка
00 – для передаточного числа 4,1 пятиступенчатой коробки передач (автомобили ВАЗ 21083, 21093, 21099)
Различия пятиступенчатой и четырехступенчатой коробок передач
Пятиступенчатая коробка передач изготовлена на основе четырехступенчатой. Она имеет несколько отличий.
— Более глубокая задняя крышка коробки
— Более длинные первичный и вторичный валы (для размещения на них шестеренки пятой передачи — на первичном валу и ее синхронизатора — на вторичном)
— Шариковые подшипники первичного и вторичного валов фиксируются в гнездах картера при помощи пластины, крепящейся четырьмя винтами к стенке картера
— Синхронизатор пятой передачи имеет блокирующее кольцо, так как включает только одну передачу
Примечания и дополнения
— Что такое передаточное число? Передаточное число — это отношения числа зубьев ведущей и ведомой шестерен. Например, 20 зубьев у ведомой и 10 и ведущей. Делим 20 на 10, получаем передаточное число два.
Еще статьи по коробке передач автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Главная передача с измененным передаточным числом ВАЗ-2109
Страница 1 из 6
Изменить ездовые характеристики автомобиля в зависимости от предъявляемых к нему требований без увеличения мощности (форсировки) двигателя можно за счет изменения количества передач и передаточных чисел (главной передачи и валов) коробки передач
В настоящее время владельцам «десяток», желающим изменить динамику своего автомобиля, предлагается несколько вариантов «рядов» валов коробки передач с разными передаточными числами.
Выбор «ряда» валов зависит от требований, предъявляемых к автомобилю в зависимости от того, какой стиль езды вам нужен: спортивный или экономичный.
При выборе «ряда» следует помнить, что улучшение одних эксплуатационных характеристик может происходить на фоне ухудшения других.
Замена главной передачи (главной пары) коробки передач с передаточным числом 3,7 на 3,9 или 4,1 позволит существенно улучшить динамику автомобиля, ускорит выход двигателя на максимальные обороты, будет способствовать появлению «подхвата» на всех передачах, позволит реже переключать передачи при спортивном стиле езды.
При этом расход топлива увеличится в среднем на 3–5%.
Выбор главной пары остается за вами, а мы лишь покажем, как ее заменить.
Для установки тюнинговой главной пары демонтируем коробку передач.
Ключом «на 17» отворачиваем болт крепления кронштейна подвески силового агрегата
Головкой «на 13» отворачиваем шесть гаек крепления задней крышки картера
Снимаем кронштейн
Для удобства разборки выворачиваем шпильку крепления коробки передач к картеру двигателя
Для удобства разборки выворачиваем шпильку крепления коробки передач к картеру двигателя, снимаем ее и уплотнительную прокладку со шпилек
Дослав до упора шток выбора передач, включаем третью передачу или, вытянув шток до упора, включаем четвертую
Ключом «на 10» отворачиваем болт крепления вилки пятой передачи
Через выколотку из мягкого металла наносим удар по вилке вниз, включая пятую передачу
Бородком выправляем закерненные участки гаек первичного и вторичного валов
Головкой на 32 с мощным воротком отворачиваем гайки валов.
Поддев двумя отвертками шестерню пятой передачи
снимаем узел пятой передачи в сборе
Особенности автомобиля ВАЗ 2109 и его модификаций
Автомобиль ВАЗ 2109 — переднеприводной легковой автомобиль с поперечным расположением двигателя.
Модификации (в зависимости от объема двигателя) ВАЗ 2109, 21091, 21093.
Кузов
Цельнометаллический, несущий, однообъемный, четырехдверный.
Габариты: длина – 4006 см, ширина – 1650 см, высота – 1402 см.
Количество мест – 5.
Снаряженная масса 920 кг, полезная – 450 кг.
Масса перевозимого груза при трех пассажирах в салоне – 50 кг, при одном – 275 кг.
Максимальная скорость – 148 км/ч – 2109, 140 км/ч – 21091, 156 км/ч – 21093.
Время разгона автомобиля с водителем и одним пассажиром до 100 км/ч: 16 сек – 2109, 20 сек – 21091, 13 сек — 21093.
Дорожный просвет – 160 мм.
Радиус поворота – 5.2 м.
Тормозной путь с 80 км/ч полностью загруженного автомобиля на сухом горизонтальном участке – 38 м.
Тормозной путь при неработающем одном контуре тормозной системы – 85 м.
Расход топлива ВАЗ 2109 c четырехступенчатой коробкой передач:
90 км/ч – 5.9 л/100 км;
120 км/ч – 8,4/100 км;
городской цикл – 7.5 /100 км.
Расход топлива ВАЗ 2109 c пятиступенчатой коробкой передач:
90 км/ч – 5.7 л/100 км;
120 км/ч – 7,8/100 км;
городской цикл – 8.6 /100 км.
Расход топлива ВАЗ 21091 с четырехступенчатой коробкой передач:
90 км/ч – 5.9 л/100 км;
120 км/ч – 8,0/100 км;
городской цикл – 8.6 /100 км.
Расход топлива ВАЗ 21093 с пятиступенчатой коробкой передач:
90 км/ч – 5.9 л/100 км;
120 км/ч – 8,0/100 км;
городской цикл – 8.6 /100 км.
Двигатель на 2109
2108
Бензиновый, четырехтактный, рядный (4 цилиндра), карбюраторный, объемом 1.3 литра (47.0 кВт / 63.7 л.с).
Степень сжатия – 9.9.
Диаметр цилиндра – 76 мм.
Ход поршня – 71 мм.
21081 на 21091
Бензиновый, четырехтактный, рядный (4 цилиндра), карбюраторный, объемом 1.1 литра (39.7 кВт / 53.9 л.с).
Степень сжатия – 9.0.
Диаметр цилиндра – 76 мм.
Ход поршня – 60.6 мм.
21083 на 21093
Бензиновый, четырехтактный, рядный (4 цилиндра), карбюраторный, объемом 1.5 литра (51.5 кВт / 70.0 л.с).
Степень сжатия – 9.9.
Диаметр цилиндра – 82 мм.
Ход поршня – 71 мм.
Порядок работы цилиндров 1 – 3 – 4 – 2.
Количество распредвалов – 1.
Количество клапанов на цилиндр – 2.
Обороты холостого хода – 750 – 800 об/мин.
Максимальный крутящий момент двигателя: 2108 – 94.8 Н.м/9.66 кгс.с при 3400 об/мин, 21081 – 77.9 Н.м/7.94 кгс.с при 3600 об/мин, 21083 — 106.4 Н.м / 10.85 кгс.с при 3400 об/мин.
Система охлаждения жидкостная с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.
Система смазки комбинированная (под давлением и разбрызгивание).
Система питания с механическим бензонасосом и карбюратором 2108–1107010 Солекс на ВАЗ 2109, 21081-1107010 Солекс на ВАЗ 21091, 21083-1107010 Солекс на ВАЗ 21093.
Система зажигания электронная бесконтактная, с электронным коммутатором.
Трансмиссия
На автомобиле применяется двухвальная четырехступенчатая коробка передач. Все передачи переднего хода синхронизированы.
Сцепление однодисковое с диафрагменной нажимной пружиной.
Передаточные числа коробки передач:
1 – 3.64, 2 – 1.96, 3 – 1.36, 4 – 0.94, 5 – 0.78, передача заднего хода – 3.53.
Передаточное число главной пары – 4.3.
Подвеска
Передняя – «макферсон», независимая с амортизационными телескопическими стойками с винтовыми цилиндрическими пружинами, нижними поперечными рычагами с растяжками и стабилизатором поперечной устойчивости.
Задняя – торсионно-рычажная, с винтовыми цилиндрическими пружинами, амортизаторами двустороннего действия.
Колеса
Размер обода 4.5J-13, 4.5J-13h3, 5J-13h3, 5.5J-14h3, 6J-14h3.
Шины
Радиальные камерные или бескамерные.
Размерность – 165/70 R13, 165/70S R13, 175/70 R13, 155/80 R13, 175/65 R14, 185/60 R14.
Рулевое управление
Рулевой механизм – шестерня-рейка.
Рулевой привод – две тяги с резинометаллическими шарнирами и шаровыми шарнирами на поворотных рычагах.
Тормозная система
Двухконтурная, диагональная.
Тормозной привод гидравлический с вакуумным усилителем тормозов и регулятором давления.
Передние тормоза дисковые с подвижным суппортом и автоматически устанавливающимся зазором между диском и колодками, задние барабанные с самоустанавливающимися колодками и автоматической регулировкой зазора между колодкой и барабаном.
Стояночный тормоз – механический, ручной с тросовым приводом на колодки задних колес.
Электрооборудование
Аккумуляторная батарея 6СТ-55А.ч
Схема электрооборудования
Однопроводная, отрицательный вывод соединен с «массой» (кузовом и основными агрегатами автомобиля).
Генератор
Переменного тока, со встроенным выпрямительным блоком и электронным регулятором напряжения. Модель 37.3701 – ток отдачи 55 А при 5000 об/мин для карбюраторных двигателей.
Еще пять статей на сайте по автомобилям ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Уменьшение расхода топлива двигателя автомобиля с карбюратором 2108, 21081, 21083 Солекс
— Увеличение мощности двигателя автомобиля с карбюратором 2108, 21081, 21083 Солекс
— Двигатели автомобилей ВАЗ
— Применяемость и модификации карбюраторов Солекс
— Расход топлива автомобилями ВАЗ 2108, 2109, 21099 с карбюраторными двигателями
Все о КПП переднеприводных ВАЗов
Первые восьмерки сошли с конвеера в далеком 1984 году. На этих машинах были установлены двухвальные КПП объединенные в одном корпусе с дифференциалом. С тех пор КПП неоднократно подвергались модернизации, тем не менее на всех переднеприводных ВАЗах установлена в принципе все та же восьмерочная коробка. Но в связи с некоторыми изменениями конструкции они не полностью взаимозаменяемы. Поэтому давайте рассмотрим все то многообразие что было выпущено за 30 с небольшим лет и что куда можно поставить. Первые ВАЗ 2108 и ВАЗ 2109 комплектовались 4-х и 5-и ступенчатыми КПП без щупа. Сейчас таких коробок почти не осталось. В 4-х ступках устанавливались главные пары 4,1 и 3,9. В пятиступках 3,9 и 3,7. Хочу предупредить, если кто надумает по дешевке купить такого типа 5-и ступку с разборки будьте осторожны — нормальных практически нет. Как правило изношены до предела, и почти во всех гудящие 5-е передачи. В 90-е на смену этим КПП пришла пятиступенчатая КПП со щупом. И с тех пор выпускаются исключительно 5-и ступенчатые со щупом. За исключением совсем новых «тросовых» в которых нет щупа. Разнообразием выбора на автовазе решили не баловать и стали применять главную пару только одну — 3,7. Ну а передаточные числа самой коробки как были так и остаются по сей день только одни для всех машин. КПП ВАЗ 2109 со щупом и КПП ВАЗ 2108 без, по установке на машину полностью идентичны, отличия только в самом корпусе. Детали корпуса не взаимозаменяемы, а вот внутринние детали одинаковые. Эти КПП устанавливаются на автомобили ВАЗ 2108, 2109, 2113, 2114, 2115 до 2010 года выпуска. Обратите внимание на крепление стартера: на 3 шпильки с передним подшипником стартера в картере сцепления (колоколе). На остальные модели ВАЗа они не подходят, потому что не налезают на увеличенный маховик. Кроме того на ВАЗ 2110 самых первых годов выпуска устанавливались КПП внешне такие же. Отличие было в механизме выбора передач, вилке сцепления и кронштейнов. На те десятки можно без проблем ставить эти коробки, только нужно поменять вилку, кронштейны, все это снаружи и меняется за несколько минут. А вот наоборот такие десятые КП ставить на ВАЗ 2109-15 нельзя, если поставить первая передача будет путаться с задней, потому что в механизме выбора нет фиксатора. На более поздние десятки стали устанавливать маховики увеличенного диаметра, поэтому эти коробки не подходят, для них выпустили КПП с немного увеличенным внутренним диаметром колокола.
Следующая модель вазовской КПП устанавливалась на ВАЗ 2110 и их модификации, изменения претерпели колокол, он стал чуть шире и стартер крепится на две более толстые шпильки. Кроме этого добавилось крепление для кронштейна реактивной штанги. Внутри применили вторичный вал полый со съемной ведущей шестерней. Механизм выбора силуминовый без блокировки заднего хода. Эти КПП не рекомендуется ставить на ВАЗ 2113 -2115 даже если на них установлен увеличенный маховик, из за отсутствия блокировки заднего хода. При включении первая будет путаться с задней. На такие автомобили с 10 года устанавливали эти коробки со стальным девяточным механизмом выбора передач. Если поменять механизм выбора и стартер, то на девятку можно ставить, наоборот естественно нельзя. Эти коробки устанавливаются на все автомобили десятого семейства. С 2010 года на ВАЗ 2113-15 устанавливают десяточные коробки (стартер на две шпильки), но у них в отличии от десятки установлен механизм выбора передач от ВАЗ 21083 (с блокировкой заднего хода). Поэтому на такие машины десяточные коробки можно ставить только после замены механизма выбора.
Далее появилась у нас Приора с Калиной. На всех перечисленных выше коробках привод спидометра осуществлялся с помощью пластиковых шестеренок установленных в коробке. На автомобилях Приора ВАЗ 2170 был применен электронный привод спидометра и установлен калиновский колокол, в котором крепление реактивной штанги осуществляется более толстыми болтами. Эти колоколы взаимозаменяемы с десяточными (если КПП предпологается ставить на десятку или Приору). Для Калины нужен только калиновский колокол, в нем три резьбовых отверстия для крепления задней опоры. Электронные датчики спидометра могут быть двух типов: черные калиновские и серые приоровские. Они в работе абсолютно одинаковые, вот только правильно работают если к черному кольцу на дифференциале устанавливают черный датчик, и соответственно также с серым. То есть при замене, датчик меняется на такой же. Иногда я встречал, десяточные коробки ставят на Приоры. При этом переделывают контактную колодку датчика спидометра. Родную приоровскую отрезают, присоединяют от десятки. Нужно только согласовать провода.
На автомобилях Приора после 2010 года стали применять КПП после очередной модернизации. На них изменили форму колокола, применили крепление стартера на трех маленьких шпильках, только в отличии от ВАЗ 2108 уже без втулки подшипника стартера в колоколе. Внутри появились вторичные валы новой конструкции, тоже полые как и на ВАЗ 2110, только цельные с ведущей шестерней. Десяточные часто ломались именно по проточке под стопорное кольцо для фиксации ведущей шестерни. Так же на некоторых коробках стали устанавливать двухконусные синхронизаторы второй передачи (но далеко не на всех).
Ну и осталась у нас Калина. На Калинах устанавливаются только оригинальные калиновские кпп, никакие другие на нее не поставить. Самое главное, на калиновских КПП к колоколу крепится на трех болтах силуминовый кронштейн крепления силового агрегата. И вторая особенность соленоид блокировки включения заднего хода. КПП могут быть всех трех типов (по конструкции колокола). На три шпильки как у девятки, на две, как у десятки и на три без втулки в колоколе.
Да, еще, на Грантах устанавливают КПП, этакую помесь Приоры с Калиной. Обычная приоровская кпп на три шпильки, только к ней прикручивается силуминовый кронштейн крепления агрегата, типа калиновского, кронштейн вилки сцепления и датчик включения заднего хода тоже калиновский (точнее девяточный).
С конца 12 года Автоваз наладил выпуск нескольких новых коробок передач которые устанавливают на часть автомобилей Лада Гранта, Лада Калина, Приора 2, те самые которые часто называют тросовые или тросиковые. Еще часто их называют по марке автомобиля: ВАЗ 2190, 2192 и т. д., что вообще то не очень правильно. Эти коробки имеют индекс ВАЗ 2180, 2181, 21816. По сути это одна коробка с незначительными изменениями. Заводчане о них много писали хвалебных отзывов, и коробка действительно получше прежних. Но как у нас обычно бывает, многие слабые узлы так и перекочевали в новую кпп без изменений. На мой взгляд кардинальное улучшение это новый механизм выбора. И все. Все остальные изменения не существенны. Посмотрите фото:
Щупа теперь нет, для проверки масла нужно лезть под машину и выкручивать пробку как в первых восьмерочных кпп. А конструкция осталась таже, чуть уровень понизился пятая передача умрет первой. Причем вилки применили силуминовые с пластиковыми накладками на лапки. Теперь не только 5-ю передачу в сборе на выброс, а и вилку. Пластик от перегрева мгновенно слазит. (К слову, вилка дороже прежней раза в три). А что там за валы? Да, да, старый знакомый, полый десяточный, тот самый который так любит лопаться по канавке под стопорное кольцо. Первичный вал восьмерочный (точнее он имеет индекс 2110, но они одинаковые). Справедливости ради отмечу, на часть этих коробок ставят валы 21120, они понадежней будут. Первая и вторая передача действительно немного легче включается за счет новых муфт со ступицами и двухконусных синхронизаторов. А вот ресурс второй передачи ничуть не вырос. Так же как и на старых кпп вторая очень не долговечная. Подшипники валов старые, задние 305 очень слабенькие, часто заводских хватает тысяч на 50-70. Дифференциал все тот же восьмерочный. Если раньше на карбюраторных машинах он надежно служил, с ростом мощности двигателя превратился в головную боль. Лопаются сателлиты, срезает ось, все это сопровождается разрывом картера кпп. Уже пошли эти новые коробки с пробитыми картерами. Правда, на старых пробивало дыру снизу, теперь на этих новых пробивает сверху. Конечно очень много зависит от стиля езды. Если очень аккуратно, спокойно ездить как «папик» то прослужит довольно долго. А гоцать не долго получится.
ВАЗ 2109 | Коробки передач
6.1. Механическая четырехступенчатая коробка передач
6.1.1. Технические характеристики
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Механическая коробка передач типа А
Картер механической коробки передач типа А и В
1 – передняя часть картера, 2 – задняя часть картера, 3 – направляющая втулка выжимного подшипника сцепления, |
4 – крышка, 5 – прокладка крышки |
Коробка передач имеет три вала, классическую конструкцию с четырьмя синхронизированными
передачами вперед и не синхронизированную передачу заднего хода. Рычаг переключения
передач находится на полу.
В автомобилях могут быть использованы три версии механической четырехступенчатой
коробки передач:
– коробка передач типа А, в которой картер сцепления образует одно целое
с картером коробки передач;
– коробка передач типа В, в которой картер сцепления образует одно целое
или привинчен к картеру коробки передач;
– коробка передач типа С, в которой картер сцепления привинчен к картеру
коробки передач.
Использование
Двигатель |
1,3 дм3 |
1,6 дм3 |
1,6 дм3 |
2,0 дм3 |
Коробка передач типа А |
Х |
Х | ||
Коробка передач типа В |
D |
Х | ||
Коробка передач типс С |
Х |
Х |
Х |
Х – стандартное оснащение;
D – дополнительное оснащение автомобиля с кузовом типа комби.
Идентификация
Под одним из болтов крепления заднего картера коробки передач находится табличка, на которой выбито обозначение версии коробки передач.
Регулировочные данные
Осевой люфт подшипника вторичного вала в заднем картере коробки передач должен
быть нулевым; он регулируется толщиной упорной шайбы.
Коробки передач типа А и В
Толщина упорных шайб подшипника в заднем картере коробки передач:
0,0679 – 0,0689 мм
0,0691 – 0,0701 мм
0,0703 – 0,0713 мм
0,0715 – 0,0724 мм
0,0725 – 0,0736 мм
0,0738 – 0,0748 мм
0,0750 – 0,0760 мм
Толщина упорных шайб подшипника на вторичном валу:
0,059 – 0,061 мм
0,061 – 0,062 мм
0,062 – 0,064 мм
0,064 – 0,065 мм
0,065 – 0,067 мм
Толщина упорных шайб подшипника на первичном валу:
0,0504 – 0,0524 мм
0,0528 – 0,0548 мм
0,0552 – 0,0571 мм
0,0575 – 0,0591 мм
Коробка передач типа С
Толщина упорных шайб подшипника на вторичном валу в задней части коробки передач:
0,0726 – 0,0736 мм
0,0715 – 0,0725 мм
0,0703 – 0,0713 мм
0,0691 – 0,0701 мм
0,0676 – 0,0690 мм
0,0667 – 0,0675 мм
0,0655 – 0,0665 мм
Толщина упорных шайб подшипника вторичного вала на вторичном валу:
0,0702 – 0,0712 мм
0,0714 – 0,0724 мм
0,0726 – 0,0736 мм
0,0738 – 0,0748 мм
0,0750 – 0,0760 мм
0,0762 – 0,0772 мм
0,0774 – 0,0784 мм
0,0786 – 0,0796 мм
Передаточные числа
Передача |
Передаточное число передачи |
Передаточное число главной передачи |
Полное передаточное число |
Коробка передач типа А1 | |||
1 |
3,66 |
3,77 |
13,80 |
2 |
2,18 |
8,22 | |
3 |
1,43 |
5,35 | |
4 |
1,00 |
3,77 | |
Задний ход |
4,24 |
15,95 | |
Коробка передач типа А2 | |||
1 |
3,34 |
3,62 |
12,09 |
2 |
1,99 |
7,20 | |
3 |
1,42 |
5,14 | |
4 |
1,00 |
3,62 | |
Задний ход |
3,87 |
14,01 | |
Коробка передач типа В | |||
1 |
3,65 |
3,38 |
12,34 |
2 |
1,97 |
6,66 | |
3 |
1,37 |
4,63 | |
4 |
1,00 |
3,38 | |
Задний ход |
3,66 |
12,37 |
Коробка передач типа С
Передача |
Передаточное число передачи |
Полное передаточное число | |||
При передаточном числе главной передачи | |||||
3,14 |
3,62 |
3,77 |
3,92 | ||
1 |
3,58 |
11,24 |
12,96 |
13,50 |
14,03 |
2 |
2,01 |
6,31 |
7,28 |
7,58 |
7,88 |
3 |
1,40 |
4,40 |
5,07 |
5,28 |
5,49 |
4 |
1,00 |
3,14 |
3,62 |
3,77 |
3,92 |
Задний ход |
3,32 |
10,42 |
12,02 |
12,52 |
13,01 |
Смазка
Количество масла | |
– коробка передач типа А |
0,98 дм |
– коробка передач типа В |
1,46 дм3 |
– коробка передач типа С |
1,25 дм3 |
Тип |
масло для передач SAE 80 Ford SQM 2 C 9008 A |
Моменты затягивания
Картер сцепления к блоку цилиндров двигателя |
40 – 51 Нм |
Картер сцепления к передней части картера коробки передач |
70 – 90 Нм |
Карданный вал к вторичному валу коробки передач |
57 – 67 Нм |
Металло-резиновый соединитель к поперечине подвески коробки передач |
16 – 20 Нм |
Металло-резиновый соединитель к картеру коробки передач |
50 – 57 Нм |
Поперечина к кузову |
20 – 25 Нм |
Задняя часть к передней части картера коробки передач |
45 – 49 Нм |
Крышка к передней части картера коробки передач | |
– коробки передач типа А и В |
9 – 11 Нм |
– коробка передач типа С |
21 – 25 Нм |
Коробка передач ВАЗ-2109 и её тюнинг
Коробка передач ВАЗ-2109 – это сложный технический механизм, без которого машина не может продвинуться и метра. На данный момент существует множество так называемых «тюнингованных» КПП, которые имеют изменённую начинку и разные значения передаточных чисел. Однако не каждая трансмиссия сможет подойти водителю под его конкретный стиль езды. Поэтому многие умельцы самостоятельно дорабатывают эту деталь при помощи специальных инструментов. В данной статье мы рассмотрим, каким способом дорабатывается коробка передач на ВАЗ-2109.
Почему нужно увеличивать обороты?
Главная цель нашей доработки – это увеличенная динамика разгона. А для того чтобы ВАЗ летал по дорогам, нужно по крайней мере увеличить обороты ДВС, то есть сделать так, чтобы стрелка тахометра находилась в предельно максимальных значениях. В принципе, улучшить динамические характеристики нетрудно – достаточно просто доработать передаточные числа трансмиссии (как это делается, мы рассмотрим чуть ниже). Лучше всего сделать так, чтобы разница между ними была предельно мала. Тогда при переключении ступеней с пониженной на повышенную коробка передач ВАЗ-2109 не будет сильно ущемлять обороты двигателя – они останутся практически на том же уровне. Благодаря этому, мотор снова будет иметь оптимальный крутящий момент, который, в свою очередь, способствует быстрому разгону машины.
Конечно, сами разработчики «девятки» учитывали эти все моменты при конструировании КПП, но всё же с конвейера сходили не очень идеальные агрегаты. Такая коробка передач ВАЗ-2109 имела большие проскоки между соседними передачами. Самый главный дефект, который отмечали автомобилисты, — это увеличенный износ синхронизатора 2 ступени.
Причиной этому было то самое передаточное число. Вообще, стандартное значение данных показателей варьируется в пределах от 3.7 на первой передаче и до 4.1 на пятой. Для того чтобы доработать такую трансмиссию и сделать автомобиль динамичным, достаточно просто установить в картер КПП тюнингованные «пары» со следующими значениями:- Первая передача – 4.33.
- Вторая – 4.5.
- Третья ступень – 4.7.
- Четвёртая – до 5.0.
- И пятая может достигать отметки до 5.125.
При этом не стоит забывать, что «девятка» является переднеприводным автомобилем, и её дифференциал находится в самой трансмиссии. Такое расположение детали способствует уменьшенному износу покрышек и наиболее лучшим показателям маневренности. А если вы установите такие «пары» в коробку, не будет ни того, ни другого. Поэтому, дабы избежать неприятных последствий, следует заменить дифференциал со стандартного на самоблокирующийся. Тогда машина будет не только мощной, но и манёвренной, а про ремонт коробки передач ВАЗ-2109 можно забыть на ближайшие несколько лет.
Что мы получим в итоге?
После доработки передаточных чисел можно получить быстрый автомобиль, который может эксплуатироваться не только на трассе, но и в городской черте. Пожалуй, единственный недостаток такого тюнинга — это то, что коробка передач ВАЗ-2109 не будет развивать машину до паспортной «максималки». Хотя многие автовладельцы довольствуются таким изменением передаточных чисел, так как разгон ВАЗа сравним с каким-либо спорткаром. А это уже серьёзный показатель.