13. Затяните в определенной последовательности (см. рис. Порядок затягивания болтов головки цилиндров) в два приема болты крепления:
|
Сборка двигателя на ВАЗ 2101
После выполнения ремонта двигателя ваз 21011, можно приступать к его сборке. Порядок выполнения следующий:
1. Вымытый и чистый блок цилиндров устанавливаем на стенде и заворачиваем отсутствующие шпильки.
2. Укладываем вкладыши без выточки на внутренней поверхности в гнездо среднего подшипника, а также в его крышку, в остальные же гнезда и соответствующие крышки укладываем вкладыши с выточкой (с 1987 года нижние вкладыши коренных подшипников монтируются без выточки на внутренней поверхности).
Примечание. Перед установкой цилиндры двигателя вместе с поршнями и сальниками, вкладышами подшипников и упорными полукольцами коленвала нужно смазать моторным маслом.
3. Далее укладываем коленвал в коренные подшипники и вставляем в гнезда задней опоры 2 упорных и подходящих по размеру полукольца.
4. В соответствии с метками устанавливаем крышки коренных подшипников.
Внимание! Крышки коренных подшипников нужно устанавливать в прежний блок, для чего блок цилиндров и соответствующие крышки помечены одинаковым условным (черная стрелка на рисунке) номером (см. рисунок выше и ниже). Упорные полукольца к упорным поверхностям коленвала надо устанавливать выемками, причем с задней стороны задней опоры ставим металлокерамическое (желтого цвета) полукольцо, а с передней стороны ставим сталеалюминиевое.
Красные стрелки показывают маркировку размерной группы цилиндров на блоке цилиндров.
5. Затем надеваем прокладку держателя сальника на фланец коленвала, а в гнезда держателя вкладываем крепежные болты передней крышки картера сцепления. Потом надеваем держатель с сальником на оправку 41.7853.4011, передвигаем его с оправки на фланец коленвала и прикрепляем к блоку цилиндров (стрелками показаны выступы для центрирования держателя относительно фланца коленвала).
6. Устанавливаем переднюю крышку картера сцепления по двум центрирующим втулкам.
7. Дальше на коленвал устанавливаем маховик так, чтобы метка (в виде конусообразной лунки) рядом с ободом была расположена против оси шатунной шейки четвертого цилиндра, блокируем маховик с помощью фиксатора А.60330/R и прикрепляем его болтами к фланцу коленвала.
8. Используя втулку из набора А.60604, вставляем поршни с шатунами в цилиндры. В наборе должны быть втулки ремонтных и номинального размеров поршней. Поэтому подбираем втулку, подходящую для этого размера устанавливаемого поршня. Также можно использовать регулируемую втулку 67.7854.9517.
Важно! На поршне отверстие для пальца смещено на 2 мм, следовательно, устанавливая поршни в цилиндры, метка «П» на поршнях должна быть обращена к передней части мотора.
9. Затем устанавливаем вкладыши в шатуны и их крышки. Соединяем шатуны с шейками коленвала, устанавливаем крышки и затягиваем болты шатунов.
10. Устанавливаем звездочку на коленвал, потом устанавливаем приводной валик масляного насоса и фиксируем упорным фланцем.
11. Далее устанавливаем головку цилиндров в сборе с прокладкой, а также впускным трубопроводом и выпускным коллектором по двум центрирующим втулкам на блоке.
12. Крепежные болты затягиваем в определенной последовательности в два захода:
- сначала болты 1–10 моментом 33,3– 41,16 Н·м;
- окончательно болты 1–10 моментом 95,94–118,38 Н·м, а болт 11 моментом 31,36–39,1 Н·м.
13. Поворачиваем маховик таким образом, чтобы метка на звездочке коленвала совпадала с меткой на блоке цилиндров.
Метки показаны стрелками на рисунке.
14. Затем устанавливаем звездочку на распредвал, собранный с корпусом подшипников, потом поворачиваем вал так, чтобы метка №1 на звездочке располагалась против метки №2 на корпусе подшипников.
15. Снимаем звездочку и, стараясь не изменить положение вала, устанавливаем на головку цилиндров корпус подшипников, после чего закрепляем, затягивая гайки в следующей последовательности:
16. После этого устанавливаем успокоитель цепи на головке цилиндров.
17. Следующим шагом ваз 2101 ремонта своими руками
идет установка цепи привода распредвала. Для этого:
— надеваем цепь на звездочку распредвала и вводим в полость привода, устанавливая звездочку таким образом, чтобы метка на ней совпадала с меткой на корпусе подшипников. Не нужно до упора затягивать болт звездочки;
— устанавливаем звездочку на приводной валик масляного насоса, тоже не затягивая полностью крепежный болт;
— устанавливаем башмак натяжителя цепи и натяжитель, при этом не затягивая колпачковую гайку, дабы у пружины натяжителя была возможность прижать башмак; заворачиваем ограничительный палец цепи в блок цилиндров;
— поворачиваем коленвал на 2 оборота в направлении вращения для обеспечения требуемого натяжения цепи; проверяем совпадение меток на звездочках с соответствующими метками на блоке цилиндров, а также на корпусе подшипников;
— если метки не совмещены, нужно повторить процедуру установки цепи, а если метки совмещены, тогда блокируем маховик с помощью фиксатора А.60330/R и окончательно затягиваем болты звездочек с колпачковой гайкой натяжителя цепи и отгибаем стопорные шайбы болтов звездочек.
18. Далее регулируем зазор между рычагами привода клапанов и кулачками распредвала.
19. Устанавливаем на блоке цилиндров крышку привода распредвала вместе с прокладкой и сальником, не затягивая полностью крепежные болты с гайками. Затем следует отцентрировать положение крышки по отношению к концу коленвала с помощью оправки 41.7853.4010 и затянуть полностью крепежные гайки с болтами (на рисунке стрелками указаны выступы для центрирования).
20. После этого устанавливаем шкив коленвала и заворачиваем храповик.
21. Смазываем уплотнительное кольцо масляного фильтра маслом и устанавливаем фильтр, вручную прикрутив его к штуцеру на блоке цилиндров. Устанавливаем маслоотделитель вентиляции картера с крышкой сапуна и закрепляем фиксатор сливной трубки маслоотделителя.
22. Затем устанавливаем масляный насос и масляный картер в сборе с прокладкой.
23. Устанавливаем подводящую трубку радиатора отопителя вместе с выпускным патрубком на головке цилиндров. Прикрепляем отводящую трубку радиатора отопителя к насосу охлаждающей жидкости и выпускному коллектору.
24. Дальше устанавливаем датчики контрольных приборов.
25. Устанавливаем приводную шестерню масляного насоса и распределителя зажигания. Устанавливаем распределитель зажигания и регулируем момент зажигания. Потом закручиваем свечи зажигания, устанавливаем на них ключ 67.7812.9515 и затягиваем динамометрическим ключом.
26. После этого устанавливаем топливный насос.
27. Следом устанавливаем карбюратор, присоединяем к нему шланги и закрываем его технологической заглушкой.
28. Устанавливаем крышку головки цилиндров вместе с прокладкой и кронштейном топливопровода.
29. Под конец в горловину на крышке головки цилиндров заливаем масло.
После ремонта двигателя ВАЗ его можно установить на автомобиль.
Инструменты:
- динамометрический ключ,
- набор ключей и головок,
- отвертка,
- оправка 41.7853.4011,
- фиксатор А.60330/R,
- втулка 67.7854.9517,
- ключ 67.7812.9515.
(Visited 456 times, 1 visits today)
Похожие статьи:
Замена коленвала lada 2101 (ваз 2101)
Симптомы: пониженное давление в системе смазки, глухие металлические стуки в двигателе.
Возможная причина: поврежден коленчатый вал или его вкладыши.
Инструменты: набор гаечных ключей, набор отверток, микрометр.
1. Установите автомобиль на смотровую яму или эстакаду, после чего снимите минусовой провод с клеммы АКБ.
2. Демонтируйте с автомобиля поддон картера двигателя.
3. С блока цилиндров демонтируйте держатель заднего сальника коленвала.
4. Демонтируйте крышку привода распределительного вала вместе с уплотнительной прокладкой, после чего снимите цепь со звездочки-шкива коленчатого вала.
5. Пометьте взаимоположение шатунов и их крышек, а также взаимоположение крышек коренных подшипников относительно блока цилиндров двигателя.
6. Используя торцевой ключ «на 14», открутите две гайки, крепящие крышку шатуна.
7. Демонтируйте крышку шатуна вместе с вкладышем.
8. Отделите от коленвала остальные шатуны, а затем сдвиньте их по направлению вверх. После этого извлеките вкладыши из шатунов и из их крышек.
9. Используя торцевой ключ «на 17», ослабьте затяжку болтов, которые крепят крышки коренных подшипников коленчатого вала двигателя.
10. Открутите два крепежных болта, а затем снимите крышку заднего коренного подшипника коленвала. Обратите внимание, что в проточках, выполненных в задней опоре коленчатого вала, установлены два упорных полукольца. Переднее кольцо (обозначено «А» на прилагающемся фото) изготовлено из сталеалюминия, а заднее (обозначено «Б») — из металлокерамики. Данные кольца можно извлечь, для чего необходимо нажать на их концы с помощью тонкой отвертки.
11. Открутите болты остальных крышек коренных подшипников, одновременно придерживая коленчатый вал двигателя от падения. Далее поочередно демонтируйте крышки и извлеките коленчатый вал из картера. Обратите внимание, что все вкладыши крышек, кроме третьей, установлены в постелях коренных подшипников вала и имеют проточку.
Также следует помнить, что на крышках подшипников выполнены метки, обозначающие их порядковые номера (отсчет начинается от носка коленвала; метки обращены к левой стороне блока цилиндров двигателя). Пятая крышка имеет две метки, которые разнесены по краям.
12. Для того чтобы заменить вкладыши, выньте сначала вкладыши из шатуна, а затем из блока цилиндров извлеките коренные вкладыши.
13. Осмотрите коленчатый вал: на шейках и на щеках не должны присутствовать повреждения. При выявлении дефектов коленвал подлежит срочной замене.
14. С помощью микрометра произведите измерения диаметров коренных и шатунных крышек, а затем сравните полученные величины с данными, приведенными в таблице на прилагающейся фотографии. В случае, когда износ или же овальность более 0,03 миллиметра, шейки необходимо подвергнуть шлифовке в мастерской, располагающей специальным оборудованием и инструментом. После шлифовки коленчатого вала вновь измерьте диаметры шеек, чтобы определить ремонтный размер вкладышей.
15. Промойте коленвал с применением керосина, а затем продуйте его внутренние полости сжатым воздухом. Произведите установку новых вкладышей коренных подшипников коленчатого вала номинального или же ремонтного размера.
Примечание. На наружной цилиндрической поверхности вкладышей выполнены цифры, которые указывают ремонтный размер: 0,25 является первым ремонтным, идущим под шейку коленвала, которая уменьшена по диаметру на 0,25 миллиметра. Соответственно второй, третий, четвертый ремонтные размеры будут характеризовать цифры 0,5, 0,75, 1 миллиметр.
Не перепутайте шатунные и коренные вкладыши. На внутренних коренных вкладышах, за исключением среднего, выполнены кольцевые канавки. Помимо того, вкладыши средней опоры характеризуются отличной от других (большей) шириной.
Шатунные же вкладыши взаимозаменяемы, так как имеют одинаковый размер. Шатунные вкладыши меньше коренных по диаметру. Также шатунные вкладыши не имеют кольцевых канавок.
16. Вмонтируйте в проточки постели пятого коренного подшипника упорные полукольца, сориентировав канавками к коленчатому валу. Полукольца изготавливаются:
— номинальной толщины — 2,310–2,360 миллиметра;
— увеличенной толщины — 2,437–2,487 миллиметра.
17. Произведите проверку осевого зазора между упорными полукольцами и упорными поверхностями коленчатого вала. Данный зазор должен быть в пределах 0,06–0,26 миллиметра. В случае, когда зазор превышает 0,35 миллиметра (максимально допустимый), замените упорные полукольца номинальной толщины новыми увеличенной толщины (толщина больше прежних на 0,127 миллиметра).
18. Смажьте шатунные и коренные шейки коленвала моторным маслом, а затем установите вал в блок.
19. Ориентируясь по меткам, произведите установку крышек коренных подшипников, а затем затяните их крепежные болты моментом 68,4–84,3 Н∙м. После этого убедитесь, что коленчатый вал вращается без заеданий и осложнений.
20. Установите на коленвал шатуны вместе с вкладышами и крышками, а затем затяните крепежные гайки моментом 43,4–53,5 Н∙м.
21. Произведите монтаж поддона масляного картера двигателя.
22. Произведите монтаж держателя вместе с задним сальником коленчатого вала на блок цилиндров.
23. Дальнейшую сборку произведите в обратной последовательности.
24. Произведите регулировку натяжения приводной цепи ГРМ.
25. Произведите регулировку приводного ремня генератора.
26. Произведите регулировку момента зажигания, если необходимо.
Еще статьи по ремонту этого автомобиля:
Другие виды ремонта этого автомобиля:
Замена переднего сальника коленвала
Если при осмотре вы обнаружили что, передняя часть двигателя загрязнена маслом, это говорит о том, что пришёл в негодность, и требует замены, передний сальник коленвала. Сам по себе процесс, связанный с заменой деталей уплотнения двигателя не сложный, но зачастую из-за труднодоступности необходимо разобрать пол двигателя, чтобы заменить один сальник. Поэтому к работе стоит отнестись со всей серьёзностью, особенно к выбору заменяемой детали, дабы в дальнейшем не переделывать всё заново. Но прежде чем приступить к замене сальника, необходимо проверить, и убедится что, не засорена система вентиляции картера, так как это вызывает повышенное давление картерных газов, и как следствие выдавливание масла через манжету.
Вам потребуется следующий инструмент: Отвёртка, Монтажная лопатка, Молоток, Бородок, ключи на 10 ,и на 36.
Так как малое расстояние между двигателем и радиатором, не позволит установить манжету без перекосов, рекомендуется снять крышку цепи распредвала.
Далее используя выколотку в виде металлического стержня или болта диаметром6-8мм, и длинной 7-10 см, с внутренней стороны крышки, несильными ударами молотка, выбейте сальник коленвала
Пред тем как установить новый передний сальник коленвала, внимательно осмотрите её на предмет дефектов. Манжета не должна быть сильно жесткой (дубовой), так же не должна иметь внешних повреждений, должна присутствовать пружина на рабочей кромке.
Новую манжету необходимо смазать моторным маслом, после чего установите манжету рабочей кромкой вовнутрь, в сторону центрирующих выступов.
При помощи молотка и оправки несильными ударами забейте манжету до упора. В качестве оправки можно использовать небольшой, подходящий по диаметру манжеты деревянный брусок.
Внимательно осмотрите прокладку, если не ней есть надрывы или она сильно выжата, установите новую прокладку. Рекомендуется на прокладку с обеих сторон тонким слоем нанести силиконовый герметик, затем приклеить её к крышке. Это в дальнейшем обеспечит лучшую герметичность, и предотвратит течь масла из-под крышки.
При установки крышки необходимо отцентровать её относительно вала, поэтому установив крышку вместе с прокладкой и наживив болты крепления, не обтягивайте их. Далее используя специальную оправку отцентруйте крышку относительно вала, после чего установите шкив. Крест- накрест обтяните крышку, и болты крепления поддона картера. В порядке обратном разборке соберите все узлы и детали.
Двигатель ВАЗ. Коленвал
Коленчатый вал отлит из высокопрочного чугуна и насчитывает пять опорных (коренных) шеек и четыре шатунных. Поверхности шеек закалены токами высокой частоты на глубину 2-3 мм. В заднем конце коленчатого вала выполнено гнездо для установки подшипника ведущего вала коробки передач.
Шатунные и коренные шейки коленчатого вала соединяются каналами, по которым подводится масло для смазки шатунных подшипников. Технологические выходы каналов закрыты колпачковыми заглушками, которые запрессованы и для надежности зачеканены в трех точках.
Осевое перемещение коленчатого вала ограничено двумя упорными полукольцами, установленными в блоке цилиндров по обе стороны заднего коренного подшипника. С передней стороны подшипника ставится сталеалюминиевое полукольцо, а с задней — металлокерамическое (желтого цвета). Обе разновидности полуколец имеют одинаковые размеры и изготавливаются толщиной 2,31-2,36 мм и 2,437-2,487 мм (ремонтные). При сборке двигателя полукольца подбираются по толщине, чтобы осевой свободный ход (люфт) коленчатого вала находился в пределах 0,06-0,26 мм.
Для продления срока службы коленчатого вала предусмотрена возможность перешлифовки шеек коленчатого вала при износе или повреждении их поверхностей. Шлифованием диаметры коренных шеек уменьшают на 0,25; 0,5; 0,75 и 1,00 мм. При этом диаметры коренных шеек после перешлифовки должны быть соответственно равны 50,545-0,02; 50,295-о,ог; 50,045-о,02; 49,795-0,02 мм, а диаметры шатунных шеек — 47,584-0,02; 47,334-0,02; 47,084-о,о2; 46,834-о,02 мм.
Коленчатые валы двигателей 2103 и 2106 отличаются от коленчатых валов двигателей 2101 и 21011 увеличенным на 7 мм радиусом кривошипа. Поэтому у коленчатых валов двигателей 2103 и 2106 для отличия на одной из щек средней коренной шейки имеется маркировка «2103».
Коленчатый вал балансируется отдельно от маховика, благодаря чему эти детали взаимозаменяемы по отдельности.
Вкладыши коренных и шатунных подшипников.
Вкладыши тонкостенные, биметаллические, сталеалюминиевые. Вкладыши 1-, 2-, 4- и 5-го коренных подшипников имеют на внутренней поверхности канавку (с 1987 г. нижние вкладыши этих подшипников устанавливаются без канавки). Вкладыши центрального (3-го) коренного подшипника отличаются от остальных вкладышей большей шириной и отсутствием канавки на внутренней поверхности. Все вкладыши шатунных подшипников без канавок, одинаковые и взаимозаменяемые.
Вкладыши каждого подшипника состоят из двух одинаковых половинок. От провертывания они удерживаются выступами, входящими в соответствующие пазы шатунного или коренного подшипника.
Номинальная толщина вкладышей коренных подшипников равна 1,831-0,007 мм, а шатунных подшипников 1,730-0,007 мм. Вкладыши ремонтных размеров поставляются под шейки коленчатого вала, уменьшенные по диаметру на 0,25; 0,50; 0,75; 1,00 мм. Толщина ре-монтных вкладышей шатунных подшипников равна 1,855-о,оо7; 1,980-0,007; 2,105-о,оо7; 2,230-о,оо7 мм, а коренных 1,956-о,оо7; 2,081-о,оо7; 2,206-о,оо7; 2,331-о,оо7 мм.
Маховик. Отливается из чугуна и снабжен стальным зубчатым венцом для пуска двигателя стартером. Венец напрессовывается на маховик в горячем состоянии. Зубья венца для увеличения износостойкости и прочности закаливают токами высокой частоты.
Маховик крепится к фланцу коленчатого вала шестью самоконтрящимися болтами, под которые подкладывается одна общая шайба. Заменять эти болты какими-либо другими недопустимо. Расположение болтов таково, что маховик можно прикрепить к валу только в двух положениях. Его необходимо устанавливать так, чтобы метка — конусообразная лунка — находилась против шатунной шейки 4-го цилиндра. Метка служит для определения ВМТ в 1- и 4-м цилиндрах. Центрируется маховик с коленчатым валом передним подшипником ведущего вала коробки передач.
В начало страницы
Источники
ВАЗ 2101 | Замена вкладышей
2.39. Замена вкладышей
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Измерение зазора коренного подшипника
|
Монтаж упорных подшипников коленчатого вала
1. УПОРНЫЕ БУРТИКИ СРЕДНЕГО КОРЕННОГО ПОДШИПНИКА |
Измерение осевого зазора коленчатого вала
|
Измерение боковых зазоров шатунов
|
В зависимости от технического состояния шеек коленчатого вала замена вкладышей может быть произведена как без демонтажа двигателя, так и после снятия двигателя с автомобиля. Если двигатель снят с автомобиля, замену вкладышей следует производить в соответствии с приведенными ниже инструкциями и с учетом особенностей конкретного типа двигателя. Перед заменой надо проверить состояние коренных подшипников. На снятом с автомобиля и перевернутом двигателе коленчатый вал лежит на верхних опорах. Замерить зазоры в коренных подшипниках между нижними опорами и шейками вала. Если зазоры определяются на двигателе без его демонтажа с автомобиля, необходимо приподнять коленчатый вал вверх, чтобы выбрать зазоры между валом и верхними коренными опорами, и измерить зазоры между шейками и нижними вкладышами.
Замена вкладышей с демонтажом коленчатого вала
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||
|
Замена вкладышей без демонтажа коленчатого вала
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||||
|
Проверить
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||||
|
Измерить
Для того чтобы правильно определить размер вкладышей, нужно тщательно измерить зазоры в подшипниках. Можно использовать любой из описанных ниже способов измерения. Однако способ А предпочтительнее, так как обеспечивает более надежные результаты.
Предупреждение
В методе А измерения используются для расчетного определения зазора. Метод В предполагает непосредственное измерение зазора. Кроме того, метод В отличается тем, что не позволяет определить биение подшипника.
Не допускается установка вкладышей различного номинального размера в один коренной подшипник.
МЕТОД А
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||
|
МЕТОД В
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||||||||
|
Установить или присоединить
Предупреждение
Вкладыши коренных подшипников
не должны иметь царапин, рисок от напильника и должны устанавли ваться в постели
без дополнительных прокладок. Не следует браться руками за поверхности трения
вкладышей, иначе жировые выделения пальцев могут оставить следы на покрытии
вкладыша.
Следует убедиться в
чистоте отверстий крышек и сопрягаемых поверхностей крышек и опор блока. Описание
монтажа уплотнения в крышке заднего коренного подшипника приведено ниже.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||||||||
|
Проверить
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |
|
Измерить
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||
|
Сборка двигателя » Ремонт ваз 2101 | ваз2101 чорная | ваз 2101 установка вкладышей | метки на двигателе ваз 2101 | замена полуколец ваз 2101 | vaz 2101 сальник блок задние | замена передней крышки двигателя ваз 2101 | вкладыши коренные замена жигули | заменна полуколец коленвала ваз2101 | замена полуколец коленвала на 2106
Порядок выполнения
1. Вымытый и очищенный блок цилиндров установите на стенде и заверните отсутствующие шпильки.
2. Уложите в гнездо среднего подшипника и в его крышку вкладыши без выточки на внутренней поверхности, а в остальные гнезда и соответствующие крышки – вкладыши с выточкой (с 1987 г. нижние вкладыши коренных подшипников устанавливаются без выточки на внутренней поверхности).
ВНИМАНИЕ: Цилиндры двигателя, а также поршни и сальники, вкладыши подшипников и упорные полукольца коленчатого вала перед установкой смажьте моторным маслом.
3. Уложите в коренные подшипники коленчатый вал и вставьте в гнезда задней опоры два упорных полукольца, подобранные по толщине согласно указаниям «Проверка осевого зазора коленчатого вала»
4. Установите крышки коренных подшипников в соответствии с метками
Метки на крышках коренных подшипников и условный номер блока цилиндров
Cчет опор ведется от передней части двигателя.
ВНИМАНИЕ: Крышки коренных подшипников устанавливайте в прежний блок. Для этого блок цилиндров и принадлежащие ему крышки помечены одинаковым условным номером (см. рис. Метки на крышках коренных подшипников и условный номер блока цилиндров [выше] и рис. Маркировка размерной группы цилиндров на блоке и условного номера блока цилиндров [ниже] ). Упорные полукольца устанавливайте выемками к упорным поверхностям коленчатого вала, причем с передней стороны задней опоры ставьте сталеалюминиевое полукольцо, а с задней стороны – металлокерамическое (желтого цвета).
Маркировка размерной группы цилиндров на блоке и условного номера блока цилиндров
Красные стрелки – маркировка размерной группы цилиндров на блоке цилиндров. Черная стрелка – маркировка условного номера блока цилиндров.
5. Наденьте на фланец коленчатого вала прокладку держателя сальника, а в гнезда держателя вложите болты крепления передней крышки картера сцепления. Наденьте держатель с сальником на оправку 41.7853.4011 и, передвинув его с оправки на фланец коленчатого вала, прикрепите к блоку цилиндров (cтрелками указаны выступы для центрирования держателя относительно фланца коленчатого вала).
6. Установите по двум центрирующим втулкам переднюю крышку 6 (см. рис. Снятие маховика) картера сцепления.
7. Установите маховик на коленчатый вал так, чтобы метка (конусообразная лунка) около обода находилась против оси шатунной шейки четвертого цилиндра, заблокируйте фиксатором А.60330/R маховик и прикрепите его болтами к фланцу коленчатого вала.
8. С помощью втулки из набора А.60604 вставьте в цилиндры поршни с шатунами. В наборе имеются втулки номинального и ремонтных размеров поршней. Поэтому необходимо подобрать втулку, пригодную для данного размера устанавливаемого поршня. Можно применять также регулируемую втулку 67.7854.9517.
ВНИМАНИЕ: Отверстие для пальца на поршне смещено на 2 мм, поэтому при установке поршней в цилиндры метка «П» на поршнях должна быть обращена к передней части двигателя.
9. Установите вкладыши в шатуны и крышки шатунов. Соедините шатуны с шейками коленчатого вала, установите крышки и затяните шатунные болты.
10. Установите на коленчатый вал звездочку. Установите валик привода масляного насоса и закрепите упорным фланцем.
11. Установите по двум центрирующим втулкам на блоке головку цилиндров с прокладкой, с выпускным коллекто-ром и впускным трубопроводом.
12. Затяните в определенной последовательности (см. рис. Порядок затягивания болтов головки цилиндров) в два приема болты крепления:
предварительно моментом 33,3– 41,16 Н·м (3,4–4,2 кгс·м) болты 1–10;
окончательно моментом 95,94–118,38 Н·м (9,79–12,08 кгс·м) болты 1–10 и моментом 31,36–39,1 Н·м (3,2–3,99 кгс·м) болт 11.
Порядок затягивания болтов головки цилиндров
13. Поверните маховик так, чтобы метка на звездочке коленчатого вала совпала с меткой на блоке цилиндров (cм. рис. Проверка совпадения установочной метки на звездочке коленчатого вала с меткой на блоке цилиндров).
Проверка совпадения установочной метки на звездочке коленчатого вала с меткой на блоке цилиндров
Метки указаны стрелками.
14. Установите звездочку на распределительный вал, собранный с корпусом подшипников, и поверните вал так, чтобы метка 1 на звездочке находилась против метки 2 на корпусе подшипников (см. рис. Проверка совпадения установочной метки на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников).
Проверка совпадения установочной метки на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников
1 – метка на звездочке; 2 – метка на корпусе подшипников
15. Снимите звездочку и, не изменяя положения вала, установите корпус подшипников на головку цилиндров и закрепите, затягивая гайки в определенной последовательности (см. рис. Порядок затягивания гаек корпуса подшипников распределительного вала).
Порядок затягивания гаек корпуса подшипников распределительного вала
16. Установите на головке цилиндров успокоитель цепи.
17. Установите цепь привода распределительного вала:
наденьте цепь на звездочку распределительного вала и введите в полость привода, устанавливая звездочку так, чтобы метка на ней совпала с меткой на корпусе подшипников (см. рис. Проверка совпадения установочной метки на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников). Болт звездочки не затягивайте до упора;
установите звездочку на валик привода масляного насоса, также не затягивая окончательно болт крепления;
установите башмак натяжителя цепи и натяжитель, не затягивая колпачковую гайку, чтобы пружина натяжителя могла прижать башмак; заверните в блок цилиндров ограничительный палец цепи;
поверните коленчатый вал на два оборота в направлении вращения, чтобы обеспечить нужное натяжение цепи; проверьте совпадение меток на звездочках с метками на блоке цилиндров (cм. рис. Проверка совпадения установочной метки на звездочке коленчатого вала с меткой на блоке цилиндров) и на корпусе подшипников (см. рис. Проверка совпадения установочной метки на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников).;
если метки совпадают, то, заблокировав маховик фиксатором А.60330/R (см. рис. Снятие маховика), окончательно затяните болты звездочек, колпачковую гайку натяжителя цепи и отогните стопорные шайбы болтов звездочек; если метки не совпадают, то повторите операцию по установке цепи.
18. Отрегулируйте зазор между кулачками распределительного вала и рычагами привода клапанов.
19. Установите крышку привода распределительного вала с прокладкой и сальником на блоке цилиндров, не затягивая окончательно болты и гайки крепления. Оправкой 41.7853.4010 отцентрируйте положение крышки относительно конца коленчатого вала и затяните окончательно гайки и болты ее крепления (стрелками показаны выступы для центрирования крышки относительно ступицы шкива коленчатого вала).
20. Установите шкив коленчатого вала и заверните храповик.
21. Смажьте маслом уплотнительное кольцо масляного фильтра и установите фильтр, вручную привернув его к штуцеру на блоке цилиндров. Установите маслоотделитель вентиляции картера, крышку сапуна и закрепите фиксатор сливной трубки маслоотделителя.
22. Установите масляный насос и масляный картер с прокладкой.
23. Установите на головке цилиндров подводящую трубку радиатора отопителя и выпускной патрубок. Прикрепите к насосу охлаждающей жидкости и выпускному коллектору отводящую трубку радиатора отопителя.
24. Установите датчики контрольных приборов.
25. Установите шестерню привода масляного насоса и распределителя зажигания. Установите распределитель зажигания и отрегулируйте момент зажигания. Заверните свечи зажигания, установите на них ключ 67.7812.9515 и затяните динамометрическим ключом.
26. Установите топливный насос (см. подраздел ).
27. Установите карбюратор, присоедините к нему шланги и закройте его технологической заглушкой.
28. Установите крышку головки цилиндров с прокладкой и кронштейном топливопровода.
29. Залейте масло в горловину на крышке головки цилиндров.
1. Вымытый и очищенный блок цилиндров установите на стенде и заверните отсутствующие шпильки. | |
2. Вымытый и очищенный блок цилиндров установите на стенде и заверните отсутствующие шпильки. | |
3. Уложите в гнездо среднего подшипника и в его крышку вкладыши без выточки на внутренней поверхности, а в остальные гнезда и соответствующие крышки – вкладыши с выточкой (с 1987 г. нижние вкладыши коренных подшипников устанавливаются без выточки на внутренней поверхности). | |
Предупреждение Цилиндры двигателя, а также поршни и сальники, вкладыши подшипников и упорные полукольца коленчатого вала перед установкой смажьте моторным маслом. | |
4. Уложите в коренные подшипники коленчатый вал и вставьте в гнезда задней опоры два упорных полукольца, подобранные по толщине согласно указаниям подраздела 3.10.6. | |
5. Установите крышки коренных подшипников в соответствии с метками (см. рис. Метки на крышках коренных подшипников и условный номер блока цилиндров). | |
Предупреждение Крышки коренных подшипников устанавливайте в прежний блок. Для этого блок цилиндров и принадлежащие ему крышки помечены одинаковым условным номером (см. рис. Метки на крышках коренных подшипников и условный номер блока цилиндров и рис. Маркировка размерной группы цилиндров на блоке и условного номера блока цилиндров). Упорные полукольца устанавливайте выемками к упорным поверхностям коленчатого вала, причем с передней стороны задней опоры ставьте сталеалюминиевое полукольцо, а с задней стороны – металлокерамическое (желтого цвета). | |
6. Наденьте на фланец коленчатого вала прокладку держателя сальника, а в гнезда держателя вложите болты крепления передней крышки картера сцепления. Наденьте держатель с сальником на оправку 41.7853.4011 и, передвинув его с оправки на фланец коленчатого вала, прикрепите к блоку цилиндров (cтрелками указаны выступы для центрирования держателя относительно фланца коленчатого вала). | |
7. Установите по двум центрирующим втулкам переднюю крышку 6 (см. рис. Снятие маховика) картера сцепления. | |
8. Установите маховик на коленчатый вал так, чтобы метка (конусообразная лунка) около обода находилась против оси шатунной шейки четвертого цилиндра, заблокируйте фиксатором А.60330/R маховик и прикрепите его болтами к фланцу коленчатого вала. | |
9. С помощью втулки из набора А.60604 вставьте в цилиндры поршни с шатунами. В наборе имеются втулки номинального и ремонтных размеров поршней. Поэтому необходимо подобрать втулку, пригодную для данного размера устанавливаемого поршня. Можно применять также регулируемую втулку 67.7854.9517. | |
Предупреждение Отверстие для пальца на поршне смещено на 2 мм, поэтому при установке поршней в цилиндры метка «П» на поршнях должна быть обращена к передней части двигателя. | |
10. Установите вкладыши в шатуны и крышки шатунов. Соедините шатуны с шейками коленчатого вала, установите крышки и затяните шатунные болты. | |
11. Установите на коленчатый вал звездочку. Установите валик привода масляного насоса и закрепите упорным фланцем. | |
12. Установите по двум центрирующим втулкам на блоке головку цилиндров с прокладкой, с выпускным коллекто-ром и впускным трубопроводом. | |
13. Затяните в определенной последовательности (см. рис. Порядок затягивания болтов головки цилиндров) в два приема болты крепления: – предварительно моментом 33,3– 41,16 Н·м (3,4–4,2 кгс·м) болты 1–10; – окончательно моментом 95,94–118,38 Н·м (9,79–12,08 кгс·м) болты 1–10 и моментом 31,36–39,1 Н·м (3,2–3,99 кгс·м) болт 11. | |
14. Поверните маховик так, чтобы метка на звездочке коленчатого вала совпала с меткой на блоке цилиндров (cм. рис. Проверка совпадения установочной метки на звездочке коленчатого вала с меткой на блоке цилиндров). | |
15. Установите звездочку на распределительный вал, собранный с корпусом подшипников, и поверните вал так, чтобы метка 1 на звездочке находилась против метки 2 на корпусе подшипников (см. рис. Проверка совпадения установочной метки на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников). | |
16. Снимите звездочку и, не изменяя положения вала, установите корпус подшипников на головку цилиндров и закрепите, затягивая гайки в определенной последовательности (см. рис. Порядок затягивания гаек корпуса подшипников распределительного вала). | |
17. Установите на головке цилиндров успокоитель цепи. | |
18. Установите цепь привода распределительного вала: – наденьте цепь на звездочку распределительного вала и введите в полость привода, устанавливая звездочку так, чтобы метка на ней совпала с меткой на корпусе подшипников (см. рис. Проверка совпадения установочной метки на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников). Болт звездочки не затягивайте до упора; – установите звездочку на валик привода масляного насоса, также не затягивая окончательно болт крепления; – установите башмак натяжителя цепи и натяжитель, не затягивая колпачковую гайку, чтобы пружина натяжителя могла прижать башмак; заверните в блок цилиндров ограничительный палец цепи; – поверните коленчатый вал на два оборота в направлении вращения, чтобы обеспечить нужное натяжение цепи; проверьте совпадение меток на звездочках с метками на блоке цилиндров (cм. рис. Проверка совпадения установочной метки на звездочке коленчатого вала с меткой на блоке цилиндров) и на корпусе подшипников (см. рис. Проверка совпадения установочной метки на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников).; – если метки совпадают, то, заблокировав маховик фиксатором А.60330/R (см. рис. Снятие маховика), окончательно затяните болты звездочек, колпачковую гайку натяжителя цепи и отогните стопорные шайбы болтов звездочек; если метки не совпадают, то повторите операцию по установке цепи. | |
19. Отрегулируйте зазор между кулачками распределительного вала и рычагами привода клапанов. | |
20. Установите крышку привода распределительного вала с прокладкой и сальником на блоке цилиндров, не затягивая окончательно болты и гайки крепления. Оправкой 41.7853.4010 отцентрируйте положение крышки относительно конца коленчатого вала и затяните окончательно гайки и болты ее крепления (стрелками показаны выступы для центрирования крышки относительно ступицы шкива коленчатого вала). | |
21. Установите шкив коленчатого вала и заверните храповик. | |
22. Смажьте маслом уплотнительное кольцо масляного фильтра и установите фильтр, вручную привернув его к штуцеру на блоке цилиндров. Установите маслоотделитель вентиляции картера, крышку сапуна и закрепите фиксатор сливной трубки маслоотделителя. | |
23. Установите масляный насос и масляный картер с прокладкой. | |
Установите насос охлаждения жидкости, кронштейн генератора и генератор. Наденьте ремень на шкивы и отрегулируйте его натяжение. | |
24. Установите на головке цилиндров подводящую трубку радиатора отопителя и выпускной патрубок. Прикрепите к насосу охлаждающей жидкости и выпускному коллектору отводящую трубку радиатора отопителя. | |
25. Установите датчики контрольных приборов. | |
26. Установите шестерню привода масляного насоса и распределителя зажигания. Установите распределитель зажигания и отрегулируйте момент зажигания. Заверните свечи зажигания, установите на них ключ 67.7812.9515 и затяните динамометрическим ключом. | |
27. Установите топливный насос (см. подраздел 4.1.3). | |
28. Установите карбюратор, присоедините к нему шланги и закройте его технологической заглушкой. | |
29. Установите крышку головки цилиндров с прокладкой и кронштейном топливопровода. | |
30. Залейте масло в горловину на крышке головки цилиндров. |
1. Вымытый и очищенный блок цилиндров установите на стенде и заверните отсутствующие шпильки. | |
2. Вымытый и очищенный блок цилиндров установите на стенде и заверните отсутствующие шпильки. | |
3. Уложите в гнездо среднего подшипника и в его крышку вкладыши без выточки на внутренней поверхности, а в остальные гнезда и соответствующие крышки – вкладыши с выточкой (с 1987 г. нижние вкладыши коренных подшипников устанавливаются без выточки на внутренней поверхности). | |
Предупреждение
Цилиндры двигателя, а также поршни и сальники, вкладыши подшипников и упорные полукольца коленчатого вала перед установкой смажьте моторным маслом. |
|
4. Уложите в коренные подшипники коленчатый вал и вставьте в гнезда задней опоры два упорных полукольца, подобранные по толщине согласно указаниям подраздела 3.10.6. | |
5. Установите крышки коренных подшипников в соответствии с метками (см. рис. Метки на крышках коренных подшипников и условный номер блока цилиндров). | |
Предупреждение
Крышки коренных подшипников устанавливайте в прежний блок. Для этого блок цилиндров и принадлежащие ему крышки помечены одинаковым условным номером (см. рис. Метки на крышках коренных подшипников и условный номер блока цилиндров и рис. Маркировка размерной группы цилиндров на блоке и условного номера блока цилиндров). Упорные полукольца устанавливайте выемками к упорным поверхностям коленчатого вала, причем с передней стороны задней опоры ставьте сталеалюминиевое полукольцо, а с задней стороны – металлокерамическое (желтого цвета). |
|
6. Наденьте на фланец коленчатого вала прокладку держателя сальника, а в гнезда держателя вложите болты крепления передней крышки картера сцепления. Наденьте держатель с сальником на оправку 41.7853.4011 и, передвинув его с оправки на фланец коленчатого вала, прикрепите к блоку цилиндров (cтрелками указаны выступы для центрирования держателя относительно фланца коленчатого вала). | |
7. Установите по двум центрирующим втулкам переднюю крышку 6 (см. рис. Снятие маховика) картера сцепления. | |
8. Установите маховик на коленчатый вал так, чтобы метка (конусообразная лунка) около обода находилась против оси шатунной шейки четвертого цилиндра, заблокируйте фиксатором А.60330/R маховик и прикрепите его болтами к фланцу коленчатого вала. | |
9. С помощью втулки из набора А.60604 вставьте в цилиндры поршни с шатунами. В наборе имеются втулки номинального и ремонтных размеров поршней. Поэтому необходимо подобрать втулку, пригодную для данного размера устанавливаемого поршня. Можно применять также регулируемую втулку 67.7854.9517. | |
Предупреждение
Отверстие для пальца на поршне смещено на 2 мм, поэтому при установке поршней в цилиндры метка «П» на поршнях должна быть обращена к передней части двигателя. |
|
10. Установите вкладыши в шатуны и крышки шатунов. Соедините шатуны с шейками коленчатого вала, установите крышки и затяните шатунные болты. | |
11. Установите на коленчатый вал звездочку. Установите валик привода масляного насоса и закрепите упорным фланцем. | |
12. Установите по двум центрирующим втулкам на блоке головку цилиндров с прокладкой, с выпускным коллекто-ром и впускным трубопроводом. | |
13. Затяните в определенной последовательности
(см. рис. Порядок затягивания болтов головки
цилиндров) в два приема болты крепления: – предварительно моментом 33,3– 41,16 Н·м (3,4–4,2 кгс·м) болты 1–10; – окончательно моментом 95,94–118,38 Н·м (9,79–12,08 кгс·м) болты 1–10 и моментом 31,36–39,1 Н·м (3,2–3,99 кгс·м) болт 11. |
|
14. Поверните маховик так, чтобы метка на звездочке коленчатого вала совпала с меткой на блоке цилиндров (cм. рис. Проверка совпадения установочной метки на звездочке коленчатого вала с меткой на блоке цилиндров). | |
15. Установите звездочку на распределительный вал, собранный с корпусом подшипников, и поверните вал так, чтобы метка 1 на звездочке находилась против метки 2 на корпусе подшипников (см. рис. Проверка совпадения установочной метки на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников). | |
16. Снимите звездочку и, не изменяя положения вала, установите корпус подшипников на головку цилиндров и закрепите, затягивая гайки в определенной последовательности (см. рис. Порядок затягивания гаек корпуса подшипников распределительного вала). | |
17. Установите на головке цилиндров успокоитель цепи. | |
18. Установите цепь привода распределительного
вала: – наденьте цепь на звездочку распределительного вала и введите в полость привода, устанавливая звездочку так, чтобы метка на ней совпала с меткой на корпусе подшипников (см. рис. Проверка совпадения установочной метки на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников). Болт звездочки не затягивайте до упора; – установите звездочку на валик привода масляного насоса, также не затягивая окончательно болт крепления; – установите башмак натяжителя цепи и натяжитель, не затягивая колпачковую гайку, чтобы пружина натяжителя могла прижать башмак; заверните в блок цилиндров ограничительный палец цепи; – поверните коленчатый вал на два оборота в направлении вращения, чтобы обеспечить нужное натяжение цепи; проверьте совпадение меток на звездочках с метками на блоке цилиндров (cм. рис. Проверка совпадения установочной метки на звездочке коленчатого вала с меткой на блоке цилиндров) и на корпусе подшипников (см. рис. Проверка совпадения установочной метки на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников).; – если метки совпадают, то, заблокировав маховик фиксатором А.60330/R (см. рис. Снятие маховика), окончательно затяните болты звездочек, колпачковую гайку натяжителя цепи и отогните стопорные шайбы болтов звездочек; если метки не совпадают, то повторите операцию по установке цепи. |
|
19. Отрегулируйте зазор между кулачками распределительного вала и рычагами привода клапанов. | |
20. Установите крышку привода распределительного вала с прокладкой и сальником на блоке цилиндров, не затягивая окончательно болты и гайки крепления. Оправкой 41.7853.4010 отцентрируйте положение крышки относительно конца коленчатого вала и затяните окончательно гайки и болты ее крепления (стрелками показаны выступы для центрирования крышки относительно ступицы шкива коленчатого вала). | |
21. Установите шкив коленчатого вала и заверните храповик. | |
22. Смажьте маслом уплотнительное кольцо масляного фильтра и установите фильтр, вручную привернув его к штуцеру на блоке цилиндров. Установите маслоотделитель вентиляции картера, крышку сапуна и закрепите фиксатор сливной трубки маслоотделителя. | |
23. Установите масляный насос и масляный картер с прокладкой. | |
Установите насос охлаждения жидкости, кронштейн генератора и генератор. Наденьте ремень на шкивы и отрегулируйте его натяжение. | |
24. Установите на головке цилиндров подводящую трубку радиатора отопителя и выпускной патрубок. Прикрепите к насосу охлаждающей жидкости и выпускному коллектору отводящую трубку радиатора отопителя. | |
25. Установите датчики контрольных приборов. | |
26. Установите шестерню привода масляного насоса и распределителя зажигания. Установите распределитель зажигания и отрегулируйте момент зажигания. Заверните свечи зажигания, установите на них ключ 67.7812.9515 и затяните динамометрическим ключом. | |
27. Установите топливный насос (см. подраздел 4.1.3). | |
28. Установите карбюратор, присоедините к нему шланги и закройте его технологической заглушкой. | |
29. Установите крышку головки цилиндров с прокладкой и кронштейном топливопровода. | |
30. Залейте масло в горловину на крышке головки цилиндров. |