Гусеничная лента — Википедия
Гу́сеничная ле́нта, «гу́сеница» — замкнутая сплошная лента или цепь из шарнирно-соединённых звеньев (траков), применяемая в гусеничном движителе. На внутренней поверхности гусеницы имеются впадины или выступы, с которыми взаимодействуют ведущие колёса, опорные и поддерживающие катки машины. Внешняя поверхность гусеницы снабжена выступами («грунтозацепами»), которые обеспечивают сцепление с грунтом. Для увеличения сцепления гусеницы на грунтах с низкой несущей способностью используются дополнительные съёмные «шпоры».
Гусеницы могут быть металлическими, резино-металлическими и резиновыми. На тяжёлых транспортных средствах наибольшее распространение получили металлические гусеницы с разборными или неразборными звеньями. Для повышения износостойкости и срока службы гусениц их звенья, а также соединительные элементы (пальцы, втулки) изготовляют из специальной высокомарганцовистой стали и подвергают термической обработке, а также используют резино-металлические шарниры, шарниры с игольчатым подшипником и др.
На снегоходах и лёгких вездеходах применяют преимущественно резино-металлические или резиновые гусеницы.
Изобретателем гусеницы в России считается русский крестьянин Фёдор Абрамович Блинов. В 1877 году он изобретает вагон на гусеничном ходу. В нижней части рамы крепились на рессорах две тележки, которые могли поворачиваться в горизонтальной плоскости вместе с осями опорных колёс. Бесконечные рельсы вагона представляли собой замкнутые железные ленты, состоящие из отдельных звеньев. Вагон имел четыре опорных колеса и четыре ведущие звёздочки. В 1878 году купец Канунников, рассчитывая на прибыли от внедрения гусеничного хода, вошёл с ходатайством в Департамент торговли и мануфактур с прошением о выдаче Блинову привилегии, каковая за № 2245 и была получена год спустя. Вводная часть гласила:
В США изобретателями гусеничного хода считаются Бэст и Хольт, которые создали трактор с навешенным на него бульдозерным оборудованием — он и стал прообразом современного бульдозера. Caterpillar — название компании, основанной этими изобретателями, в переводе означает «гусеница».
Во Франции прообраз современного гусеничного движителя впервые был создан в 1713 году д’Эрманом; проект, получивший положительный отзыв французской академии, представлял собой тележку для тяжёлых грузов, перекатывающуюся на бесконечных лентах из деревянных катков, концы которых шарнирно соединены планками. Годом создания гусеничного движителя можно считать 1818-й, когда француз Дюбоше получил привилегию на способ устройства экипажей с подвижными рельсовыми путями.
Помимо гусеницы как части гусеничного движителя для автотранспортной техники и задолго до изобретения гусеничных амфибий гусеница также применялась в качестве движителя для водного транспорта. Такая гусеница представляла собой конвейер с веслами. Она была изобретена в 1782 году изобретателем по имени Десбланкс. В США она была запатентована в 1839 году Уильямом Левенуорфом.
- По материалу изготовления:
- металлическая.
- резино-металлическая.
- резиновые.
- По типу используемого шарнира:
- с параллельным шарниром.
- с последовательным шарниром.
- По типу смазки шарнира:
- сухая (или с открытым металлическим шарниром). Достоинствами конструкции является простота и надёжность в эксплуатации. Необходимый ресурс обеспечивается высокими механическими свойствами деталей шарнира.
- закрытая. Оригинальное уплотнение в шарнире «звено-втулка» обеспечивает сохранность смазки между трущимися поверхностями пальца и втулки в течение всего срока службы гусеницы.
- с жидкой смазкой. Оригинальное уплотнение из армированного полиуретана и резины обеспечивает полную герметичность шарнира, чем достигается наибольший срок службы гусеницы.
- с резино-металлическим шарниром. Между пальцем шарнира и звеном используется резиновая втулка, изгиб гусеницы в местах сочленения траков происходит за счёт смещения слоев резины, благодаря чему исключается трение сталь по стали и значительно повышается ресурс пальцев и звеньев гусеницы.
- с игольчато-подшипниковым шарниром. В качестве втулки используется игольчатый подшипник. Ресурс гусеницы возрастает, но значительно усложнена её конструкция.
- По типу звеньев:
- литые.
- штампованные.
- сварные.
На гусеничную технику могут устанавливаться различные типы гусениц.
Наиболее распространенными являются гусеницы с открытым шарниром (ОШ), резино-металлическим шарниром (РМШ) и цельнолитые армированные резиновые гусеницы.
Также гусеницы разделяются на асфальтоходные и не асфальтоходные.
К асфальтоходным относятся гусеницы с резиновыми (полиуретановыми и т. п.) башмаками, исключающими соприкосновение металлических частей звеньев о дорожное покрытие, а также цельнолитые резиновые гусеницы.
Асфальтоходные гусеницы с РМШ[править | править код]
Рис.1 Асфальтоходные гусеницы с РМШНа легкие снегоболотоходы (например ГАЗ-3409 «Бобр») могут быть установлены гусеницы с резинометаллическим шарниром, обрезиненными беговыми дорожками и резиновыми башмаками. Гусеницы мелкозвенчатые, цевочного зацепления. Каждая гусеница состоит из звеньев 4 (рис. 1), соединённых шарнирно одно с другим пальцами 5, резиновых башмаков 6 и деталей крепления: болтов 2 и пружинных шайб 3. Пальцы запрессованы в проушины так, что сплошная сторона резиновых втулок обращена к наружной стороне проушин. Пальцы удерживаются в проушинах за счёт натяга резины и дополнительного стопорения не требуют. Башмак 6 представляет собой резинокордную конструкцию. Закреплён башмак подкладками 7 с помощью двух болтов 2 и пружинных шайб 3.
Болты затягиваются динамометрическим ключом. Гусеницы монтируются на ходовую часть таким образом, чтобы звенья располагались на грунте тремя проушинами вперёд, а двумя назад. Гусеницы с лёгкими тонкостенными звеньями и резиновыми башмаками рассчитаны на преимущественную эксплуатацию снегоболотохода по мягким грунтам (снежная целина, болото и т. п.), вызывая минимальные повреждения растительного покрова. Следует ограничивать эксплуатацию техники на дорогах с твёрдым покрытием (каменистые дороги, просеки и т. п.), так как это вызывает максимальный износ и повреждение башмаков гусениц. При эксплуатации гусеницы ослабевают, поэтому рекомендуется периодически их проверять и, при необходимости, подтягивать. Движение с чрезмерно ослабленными гусеницами может привести к спаданию гусениц и повреждению при этом резиновой ошиновки опорных катков, а также обрезиненной беговой дорожки. При чрезмерном натяжении гусениц возрастают потери мощности на их перематывание, снижаются динамические качества техники и возрастает износ зубьев ведущих колёс и цевок гусениц. Когда натянуть гусеницы механизмом натяжения не удаётся, следует удалить из каждой гусеницы по одному звену и снова их натянуть.
Гусеницы РМШ[править | править код]
Рис.2 Резино-металлический шарнир (РМШ)Каждая гусеница состоит из N звеньев 1 (рис.2), соединённых одно с другим пальцами 2. Правая и левая гусеницы взаимозаменяемы. При замене палец запрессовывается в проушины так, чтобы сплошная сторона резиновых втулок была обращена к наружной стороне проушин. Пальцы удерживаются в проушинах за счёт натяга резины. Гусеницы монтируются на ходовую часть таким образом, чтобы звенья располагались на грунте двумя проушинами вперёд, а тремя назад.
Гусеницы рассчитаны на преимущественную эксплуатацию техники по мягкому грунту (снежная целина, заболоченная местность, грунтовые дороги и т. п.). Развитые грунтозацепы звеньев создают хорошее сцепление гусениц с грунтом, обеспечивая высокую проходимость снегоболотохода по снегу и болотам. При износе грунтозацепов сцепные качества гусениц падают. Аналогичные гусеницы устанавливаются на снегоболотоходы ГАЗ-34039 «Ирбис», ТТМ и т. п.
Гусеницы ОШ[править | править код]
Каждая гусеница состоит из N-количества штампованных звеньев(траков) (рис. 3), соединённых шарнирно друг с другом при помощи пальцев.
Гусеницы надеваются на ходовую часть так, чтобы звенья располагались на земле тремя проушинами вперёди двумя назад. Пальцы ставятся головками наружу, а стопорными кольцами внутрь к корпусу снегоболотохода. Таким образом, по положению пальцев различаются правая и левая гусеницы. Данный тип гусениц также применяется на снегоболотоходах ГАЗ-34039. По мере износа пальцев и проушин звеньев гусеницы удлиняются, и натяжение их ослабевает. Движение с чрезмерно ослабленными гусеницами приводит к разрушению резиновой ошиновки направляющих колёс, а также к спаданию гусеницы на ходу и повреждению при этом шин опорных катков. Поэтому необходимо периодически проверять и подтягивать гусеницы, не допуская их излишнего провисания. Следует помнить, что чрезмерное натяжение гусеницы увеличивает её износ и ухудшает разгон техники. При натяжении гусениц учитывать, что во время движения техники талый снег и липкая грязь набиваются на беговую дорожку гусеницы, увеличивая её натяжение, по этому для движения в этих условиях гусеницы можно натягивать слабее. Систематически при выезде и в пути необходимо следить за состоянием пальцев гусениц, чтобы не допустить их выпадания из-за спадания стопорного кольца. Выпадание пальца приводит к разъединению гусеницы на ходу. Установка новых стопорных колец производится при помощи специальной оправки, имеющейся в комплекте инструмента водителя.
Асфальтоходные резиновые армированные гусеницы[править | править код]
Рис.4 Резиновая гусеница рис.5 Сечение резиновой гусеницыГусеницы состоят из одного резинового элемента, упрочнены в поперечном направлении стальными поперечинами, а в продольном направлении — полосами текстильного корда.
На гусенице имеются грунтозацепы для увеличения сцепления при передвижении по пересечённой местности (например по глубокому снегу). Стрелки по краям гусениц показывают направление движения. Тяговое усилие передаётся гусенице через зубья ведущих колес в зацеплении с поперечинами гусениц (рис. 4, 5). Данные гусеницы применяются на снегоболотоходах ГАЗ-3351.
- Как и у колеса, в отсутствие буксования скорость относительно земли верхней части гусеницы вдвое выше скорости самого транспорта, а соприкасающейся с землей части гусеницы — равна нулю[1].
- Стержни, скреплявшие гребенчатые звенья гусениц танка Т-34, не имели фиксатора. Для того, чтобы стержень не выпадал при движении, на броневом корпусе были сделаны специальные выступы, которые забивали его обратно в гусеницу. Этот факт был особо отмечен в отчёте Абердинского полигона как «гениальный».
- ↑ Сергеев Л.В. Теория танка. — М., 1973. — С. 191. В качестве задачи (№ 28.6) для частного случая скорости трактора 5 м/с этот факт также упоминается в 1 томе «Элементарного учебника физики» под ред. Г.С.Ландсберга (ответ — 10 м/с и нуль соответственно приведён в конце тома).
Советские траки (каталог-определитель) | SmolBattle
Дополняйте тему фото советских траков от любой гусеничной техники.Пожалуй начну:
Танк Т34
Ранний «гладкий» штампованный трак с приваренным гребнем
Трак «со стрелкой»
«Вафельный» трак, ширина 500мм
Трак выпуска 1941 года
Сборный «половинчатый трак»
Разновидности грунтозацепов (шпор) танка Т-34. Видна «Одноболтовая» шпора, шпоры под 500-мм и 550-мм траки и «универсальная» шпора позднего варианта как под 500-мм трак, так и под 550-мм
Траки танков КВ
Всего на танки линейки КВ было 5 видов:
— 700мм ранние
— 610 мм для КВ-1с
— челябинские 650мм с составными траками с укороченными гребнями хаотично через 5-7 траков
— челябинские 650мм с составными траками с полностью срезанными гребнями хаотично через 5-7 траков
— 650мм поздние для КВ-85. Применялись на предсерийных и ранних ИС-1
Ранние траки 700 мм
Ещё фото
трак КВ-1С — 610мм
Танки БТ-2, 5, 7 (с цилиндрической башней)
Гусеничная цепь состояла из 46 звеньев (траков), 23 плоские и 23 с гребнями
Шаг звена — 255 мм, ширина — 260 мм. Каждое звено имели 13 ушков (7 с одной стороны, 6 с другой). 6 ушков траков с гребнями соединялось с 7 шками траков без гребней. Наружняя поверхность звена была гладкая.
Танки БТ-7 (с конической башней)
Гусеничная цепь состояла из 70 звеньев (траков). 35 плоские и 35 с гребнями
Шаг звена — 167 мм, ширина — 260 мм. Каждое звено имели 7 ушков (3 с одной стороны, 4 с другой). 3 ушка траков с гребнями соединялось с 4 ушками траков без гребней. Наружняя поверхность звена на месте шарнирных соединений имеет выступы, возвышающиеся над опорной поверхностью (грунтозацепы)
Плавающие танки Т-37, Т-38; тягач Т-20 «Комсомолец»
Траки от Т-30, Т-40, Т-60, Т-70
т-70
Траки от Т-26
Трак от тяжёлого тягача «Ворошиловец»
Трак от трактора Сталинец
СТЗ-5
СХТЗ-НАТИ
203-мм гаубица образца 1931 года (Б-4)
Траки с доп. грунтозацепом. СУ-76
Трактор КД-35
Трак от полугусеничного грузовика ЗИС-33
Траки от тягача «КОМИНТЕРН»
Трелевщик Т40
Трактор ДТ54
Болотные траки к трактору ДТ54
Экскаватор Э-156
Ещё Экскаватор
Трак ДТ-75
1. АТ-Л
2. МТ-ЛБ
1.
2.
Бульдозер на базе трактора ДТ-75Б
Трак от Т-44М, потом широко использовался на семействе тягачей АТ-Т и машин на их базе
траки трелёвщика ТДТ-55
Трак от дальнейшей модификации ИСа — Т-10М
Определитель советский гусеничных траков — Амуниция и снаряжение
Изначально подборка делалась для себя, для облегчения определения найденных траков, присутствуют самые часто встречающиеся траки.
Танк Т34:
Ранний «гладкий» штампованный трак с приваренным клыком:
Трак «со стрелкой»:
«Вафельный» трак, ширина 500мм:
Трак выпуска 1941 года:
Сборный «половинчатый трак»:
Разновидности грунтозацепов (шпор) танка Т-34. Видна «Одноболтовая» шпора, шпоры под 500-мм и 550-мм траки и «универсальная» шпора позднего варианта как под 500-мм трак, так и под 550-мм:
Подробная статья о разновидностях траков танка Т-34 на сайте TopWar (ссылка откроется в новом окне)
Траки танков КВ:
Всего на танки линейки КВ было 5 видов:
— 700мм ранние
— 608мм для КВ-1с
— челябинские 650мм с составными траками с укороченными гребнями хаотично через 5-7 траков
— челябинские 650мм с составными траками с полностью срезанными гребнями хаотично через 5-7 траков
— 650мм поздние для КВ-85. Применялись на предсерийных и ранних ИС-1.
Ранние траки 700мм:
СУ-76:
Валентайн(Valentine):
Ходовая часть каждого борта состояла из шести обрезиненных опорных катков, сблокированных по три в две балансирные тележки со специальными пружинами и гидравлическими амортизаторами; ведущего колеса со съемным зубчатым венцом и двумя резиновыми шинами; направляющего колеса с натяжным механизмом и трех обрезиненных поддерживающих роликов. В гусеничной цепи было 103 трака, а их зацепление — цевочным, посередине гусеницы.
Танки БТ-2, 5, 7 (с цилиндрической башней):
Гусеничная цепь состояла из 46 звеньев (траков), 23 плоские и 23 с гребнями
Шаг звена — 255 мм, ширина — 260 мм. Каждое звено имели 13 ушков (7 с одной стороны, 6 с другой). 6 ушков траков с гребнями соединялось с 7 шками траков без гребней. Наружняя поверхность звена была гладкая.
Танки БТ-7 (с конической башней)
Гусеничная цепь состояла из 70 звеньев (траков). 35 плоские и 35 с гребнями
Шаг звена — 167 мм, ширина — 260 мм. Каждое звено имели 7 ушков (3 с одной стороны, 4 с другой). 3 ушка траков с гребнями соединялось с 4 ушками траков без гребней. Наружняя поверхность звена на месте шарнирных соединений имеет выступы, возвышающиеся над опорной поверхностью (грунтозацепы).
Легкий танк Т-70:
Плавающие танки Т-37, Т-38; тягач Т-20 «Комсомолец»:
Сам Т-38:
Тягач СТЗ-5:
Тягач «Коминтерн»:
Танкетка Т27:
Выпускалась в 1931—1933 годах.
Бронетранспортер Bren Carrier:
Прочие:
M3 Lee:
Трактора и экскаваторы:
Трелевщик Т40:
Трактор ДТ54:
Болотные траки к трактору ДТ54:
КД-35:
Высота трака 20см, ширина 27см.
Экскаватор Э-156:
Экскаватор:
Траки для немецких танков, САУ и гусеничных машин
Sd.Kfz. 141 PzKpfw III:Sd.Kfz. 161 PzKpfw IV:
а также:
Sd.Kfz.142 StuG III ausf A:
«Ранний» тип.
Ширина трака — 360 мм
======================================================================
Sd.Kfz. 141 PzKpfw III
Sd.Kfz. 161 PzKpfw IV
и машины на их базе:
Sd.Kfz. 142 StuG III:
Sd.Kfz. 161/3 Flakpanzer IV «Mobelwagen»:
Sd Kfz. 162 Jagdpanzer IV/48:
Sd Kfz. 162 Jagdpanzer IV/70:
Sd.Kfz. 164 «Hornisse» («Nashorn»):
Sd.Kfz. 165 «Hummel»:
Sd.Kfz. 166 Sturmpanzer IV «Brummbar»
Sd.Kfz. 167 StuG IV:
Flakpanzerkampfwagen IV «Wirbelwind»:
Стандартный «средний» тип.
Ширина трака — 380 мм
======================================================================
Sd.Kfz. 141 PzKpfw III
Sd.Kfz. 161 PzKpfw IV
«Поздние» версии.
Sd.Kfz. 167 StuG IV на поздних гусеницах
Ширина трака — 380 мм
======================================================================
======================================================================
Для улучшения сцепления c обледенелыми дорогами в траки вставлялись дополнительные центральные гребни.
======================================================================
Winterketten, «зимние» гусеницы, разработанные в 1942 году для Восточного фронта:
Ostketten, введённые с весны 1944 года. В отличие от Winterketten, позволяли не снимать боковые экраны:
Сравнение: Winterketten — вверху ,Ostketten — внизу.
Гусеничный вездеход «Тандем Трак»
Гусеничный вездеход «Тандем Трак», созданный Юрием Ржеуцким из города Жодино в Белоруссии, отличается от остальных вездеходов.Юрий про эти отличия пишет на форуме сайта «Луноходов.Нет» под ником «tandem».
Прекрасный вид гусеничного вездехода.
Видео про вездеход «Тандем Трак».
Тактико- технические характеристики:
Двигатель 75 л.с. бензиновый.
Механическая коробка перемены передач 5-ступенчатая.
Постоянная блокировка двух бортов при прямолинейном движении транспорта.
Управление поворотами -рулевое.
Внутренний радиус поворота нулевой.
Независимая подвеска на рычагах балансиров.
Ведущий мост состоит из трех главных передач. В средней главной передаче дифференциал заварен. Постоянная блокировка при прямолинейном движении достигается путем постоянного торможения хвостовика двух крайних главных передач. Редуктора взяты от Мерседес S500w300 передаточное число 2,82. Задняя крышка редуктора имеет ребра охлаждения. Шлицы на полуосях имеют большую длину. Для торможения применен четырехпоршневой суппорт BREMBO на каждый хвостовик. Тормозные диски увеличенного диаметра вентилируемые.Вал карданный соединен с двигателем через механическую коробку перемены передач и муфту сцепления.
Один редуктор весит 35 кг. 35х3=105 кг.
Диски тормозные вместе с суппортами 2х14=28 кг.
Итого 133 кг на весь механизм.
В редукторы залито вот такое масло.
Точно такие же суппорты установлены на ступицах ведущих звездочек.
Траки изготовлены. Траки гусениц соединены звеньями, которые сделаны из профильной трубы 50×25×2 мм длиной 125 мм. Концы заварены. Внутри запрессован кампозидный материал,состоящий из трёх природных материалов, термически обработан.
Гусеница собирается на транспортерную ленту.
Поворот гусеничника на месте.
Пробег гусеничного вездехода на данный момент не очень большой, поэтому может быть никаких поломок и порывов гусениц не было.
Всё видео про вездеход «Тандем Трак» можно посмотреть здесь.
Пожелаем успехов Юрию в деле вездеходостроения.
Источник Доставка новых самоделок на почту
Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!
*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.