Росстандарт опубликовал список АЗС с некачественным топливом :: Экономика :: РБК
Всего в перечень АЗС с некачественным топливом попало 157 заправок. Больше всего таких станций в Центральном и Сибирском федеральных округах
Фото: Евгений Одиноков / РИА Новости
Росстандарт опубликовал список более чем из 150 АЗС в России, на которых власти установили факт «реализации фальсифицированного топлива». Об этом говорится в сообщении, размещенном на сайте ведомства.
Речь идет о заправочных станциях, на которых за весь 2019 год во время государственного надзора и исследований в аккредитованных лабораториях было найдено некачественное топливо. Проверки проводились в том числе в Дагестане, Крыму и Севастополе.
Из документа (*.doc), опубликованного на сайте ведомства, следует, что в Центральном федерального округе фальсифицированное топливо нашли более чем на 30 АЗС — во Владимирской, Воронежской, Костромской, Липецкой, Рязанской, Смоленской и Ярославской областях. Около 30 АЗС с некачественным топливом власти нашли в Южном и Северо-Кавказском, а также Сибирском федеральных округах. В Уральском — более 20, в Дальневосточном — менее 20. В Северо-Западном округе фальсифицированное топливо нашли только на четырех заправках. АЗС в Москве и Московской области, а также в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в предс
Учет топлива на АЗС
Отпуск топлива, отслеживание его расхода и остатков на крупных сетевых АЗС уже давно отслеживается специализированными автоматизированными программно-аппаратными системами. Однако, на некоторых маленьких частных станциях, которые пока не могут использовать сверхсовременное оборудование, учет топлива все еще ведется вручную. Для этого используются специализированные инструкции и регламенты.
Особенности процесса
Все основные аспекты отслеживания движения реализуемой продукции ложатся на плечи самого владельца автозаправочной станции или ответственного смены. В случае ручного ведения статистики, он обязан руководствоваться общей официальной Инструкцией о порядке поступления, хранения, учета и отпуска нефтепродуктов на АЗС.
Несмотря на то, что документ содержит полный перечень основных этапов, процесс осложняется одной важной особенностью ведения бизнеса: поставщики топлива на АЗС осуществляют оптовую продажу по весу, то есть в заявке указывается необходимое количество тонн продукции. В то же время розничные покупатели привыкли отсчитывать заливаемый в бак бензин в литрах – по объему. Отсюда возникает сложность, вызванная физическими особенностями среды: при разной температуре и давлении окружающей среды объем топлива меняется, но его масса при этом остается неизменной. Поэтому крайне желательно отслеживать основные показатели одновременно в двух системах расчетов.
Согласно вышеуказанной Инструкции, масса нефтепродуктов высчитывается как произведение его плотности на объем. Метод расчета называется, соответственно, объемно-массовым.
Для его применения необходимо определить количество продукции:
- в трубопроводах,
- в резервуарах (для каждого отдельно),
- суммарно по маркам,
- количество отпущенного продукта.
Приемка топлива
Основа правильного учета – качественная приемка партии с транспорта поставщика. Она производится на двух основаниях:
- Информации о марке, температуре, плотности, объеме и весе, указанной в накладной.
- Значениях, полученных при измерениях, произведенных непосредственно во время приемки. Чтобы можно было однозначно определить нехватку, измерения должны производиться при тех же условиях окружающей среды, что и загрузка транспорта на нефтебазе.
Обнаруженные расхождения между исходными и полученными данными фиксируются в актах недостачи. Они составляются в трех экземплярах: один отправляется вместе с водителем к поставщику, а два других остаются на станции – для хранения и прикрепления к отчету при закрытии смены.
Продажа
Продажа бензина на автозаправочной станции может производиться исключительно через ТРК, оборудованные приборами учета. Соответственно, расход запасов продукции каждого вида и марки высчитывается исходя из их показаний по вышеупомянутому объемно-массовому методу.
Проверки при сдаче смены
Основной персонал, ответственный за продажу бензина и ДТ, работает посменно, поэтому в момент сдачи обязанностей обязательно должна осуществляться дополнительная проверка всех основных показателей.
В отчете о проверке сдающим и принимающим фиксируются следующие моменты:
- показатели приборов,
- объем, реализованный за смену,
- масса оставшихся нефтепродуктов в каждом резервуаре,
- наличие погрешности в приборах для каждого ТРК и ее величина,
- факт излишков или недостачи каждой марки бензина и ДТ, выявленный при сверке значений ТРК и собственных замеров.
Вышеперечисленные данные накопительно фиксируются в бухгалтерской ведомости. Ее итог подводится при очередной инвентаризации.
Порядок проведения инвентаризации
Согласно Инструкции инвентаризация должна производиться 1 раз в месяц, чаще всего, первого числа.
Во время проведения инвентаризации сотрудниками измеряется объем остатков каждой марки бензина. На основании их и данных о плотности и температуре высчитывается масса. Полученные результаты сравниваются с накопительной ведомостью.
Излишки и недостачи фиксируются в специальной счислительной ведомости. Так как недостача свидетельствует об убытках, руководство может принять решение об их компенсации. Она может производиться двумя способами:
- При объеме меньшем установленной нормы – убытки распределяются между собственниками.
- При превышении нормы – взимаются равными долями со всех материально-ответственных лиц.
Важная особенность плотности нефтепродуктов
Средняя плотность – не что иное, как среднее арифметическое от измерений, полученных в результате всех проверок, включая ежедневную сдачу и приемку смены. Так как объем горючего зависит от температуры, полученное усредненное значение с помощью таблиц соответствий приводят к температуре +20 градусов.
Фактически все расчеты, произведенные на основании усредненной плотности, не являются достаточно верными для ведения бухгалтерии, так как расхождения с истинными значениями влияют на расчетное количество продукции, которое всегда будет расходиться с реальным. Таким образом, усредненную плотность можно рассчитывать исключительно для быстрого получения ориентировочных цифр.
Автоматизация
Ручные измерения достаточно сложны и неспособны дать высокой точности, поэтому современные АЗС используют автоматизированные программно-аппаратные средства.
На рынке доступно сразу несколько решений универсальных систем. За исключением разницы в интерфейсе и ряде незначительных дополнительных функций, все они предлагают следующие возможности:
- отслеживание всех основных этапов: от поставок до реализации,
- получение точных данных об остатках,
- автоматизированное построение графиков наличия и расхода,
- получение информации о количестве проданных товаров и предоставленных услуг,
- изменение цен по времени,
- получение актуальных показателей с ТРК,
- отслеживание суммы в кассовом аппарате,
- экспорт в 1С и аналоги,
- автоматическое формирование отчетных документов,
- ведение приходной и расходной документации.
Оснащение автозаправочной станции подобным оборудованием позволяет существенно упростить процесс учета и повысить точность получаемых данных. Кроме того, все современные системы предоставляют возможность дистанционного доступа к статистике работы, что позволяет объединить разрозненные точки продаж одного бренда в современную централизованную сеть с удобным контролем всех аспектов ее работы из офиса.
Именно поэтому крупные игроки рынка давно отошли от ручных проверок и пользуются исключительно автоматизированными решениями, позволяющими осуществлять контроль не только работы АЗС, но и нефтебаз и складов нефтепродуктов, а также транспорта, на котором они доставляются.
Проверяем качество бензина на АЗС — журнал За рулем
С начала этого года Росстандарт и прокуратура РФ проверили 2587 АЗС и практически на каждой второй нашли грубые нарушения — либо топливо некачественное продают, либо недоливают его. В один из таких рейдов по Ярославской области отправился с фотоаппаратом Максим Приходько.
IMG_7544
Материалы по теме
Материалы по теме
ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
После того как ГОСТы на автомобильное топливо отменили, качество бензина и солярки регулируется техрегламентом Таможенного союза (ТР ТС 013/2011), в котором перечисляется то, чего не должно быть в горючем: это металлосодержащие присадки на основе железа, марганца и свинца и присадки на основе метанола.
К числу самых страшных врагов относятся монометиланилин (ММА) и метилтретбутиловый эфир (МТБЭ). Использование этих присадок при изготовлении бензина допускается, но при строгой дозировке. МТБЭ в повышенных дозах (более 15%) приводит к падению мощности мотора и разъедает уплотнения в топливной системе. ММА на территории России разрешен для топлива четвертого класса (не более 1%), причем выпуск такого бензина должны прекратить с 1 января 2016 года. В бензинах пятого класса наличие ММА вообще недопустимо.
А недоливают топливо повсеместно. По оценке специалистов Росстандарта, АЗС недодают в среднем около 300 мл на каждые 10 литров. Если заправка ежесуточно продает 4–5 тонн топлива, то суммарный недолив может доходить до 140 литров, а это 5000 рубликов. В месяц — 150 тысяч!
IMG_7421
ВЕЧНЫЙ БОЙ
Вот и первая на нашем пути АЗС. Принадлежит ООО «ЭКОН». Вертикальная стела с прейскурантом на топливо, несколько колонок, операторская будочка для приема денег с выцветшими копиями документов. Глава Росстандарта, эксперты, работники ярославской прокуратуры, полиция и пресса взяли в кольцо маленькое окошечко с перепуганной операторшей: «Предъявите паспорта качества и ТТН на топливо, это проверка!».
ТТН — товарно-транспортная накладная, говорящая о том, с какого завода или нефтебазы прибыло топливо и какого оно класса. Обязательно должен быть и паспорт качества, снабженный уникальным личным кодом, таким же, как у ТТН. Для чего — понятно. Можно один раз купить хорошее топливо с настоящими документами, а потом под эту марку продавать что угодно. Помните ММА и МТБЭ? Они обходятся в сущие копейки по сравнению с той прибылью, которую приносят: до 200% чистого навара! А с помощью этой химии любой низкооктановый бензин можно превратить в дорогие АИ‑95 и АИ‑98.
Поскольку АЗС является объектом частной собственности, мы даже в присутствии прокуроров не смогли взять пробы из хранилищ без полномочного представителя заправки. Стали ждать хозяина с теми самыми ТТН. Стратегия бури и натиска дала сбой.
IMG_7456
Спустя десять минут после нашего приезда появлялись таблички.Спустя десять минут после нашего приезда появлялись таблички.
Спустя десять минут после нашего приезда появлялись таблички.
Материалы по теме
Перечень АЗС
– заправляться топливом и приобретать товары и услуги в Республике Беларусь и за ее пределами (показать АЗС на карте).
СтBYR = ЦенаBYR * Кол * (1 + Ктр/100),
ЦенаBYR при приобретении нефтепродуктов на территории Российской Федерации определяется по формуле:
ЦенаBYR = Цена АЗСRUB * Курс НБ РБRUB,
ЦенаBYR при приобретении нефтепродуктов на территории Республики Польша определяется по формуле (полный расчет возможен по окончании месяца, в котором были приобретены нефтепродукты):
ЦенаBYR = Цена АЗСPLN * Курс ЦБ РФPLN * Курс НБ РБRUB,
ЦенаBYR при приобретении нефтепродуктов на территории Украины определяется по формуле:
ЦенаBYR = Цена АЗСUAH / Курс НБУEUR * Курс НБ РБEUR,
где: СтBYR – стоимость приобретенного нефтепродукта в белорусских рублях,
ЦенаBYR – цена приобретенного нефтепродукта в белорусских рублях,
Кол – количество приобретенного нефтепродукта в литрах,
Ктр – комиссия за оказание услуг по организации транзитной реализации в процентах (с 01.12.2018 – 1%),
Цена АЗСRUB, Цена АЗСPLN и Цена АЗСUAH — цена 1 литра нефтепродукта, установленная на АЗС на момент приобретения, соответственно, в российских рублях, польских злотых и украинских гривнах,
Курс НБ РБRUB – курс российского рубля, установленный Национальным банком Республики Беларусь на дату приобретения нефтепродукта,
Курс ЦБ РФPLN – курс польского злотого, установленный Центральным банком Российской Федерации на последний календарный день месяца, в котором произведено приобретение нефтепродукта,
Курс НБУEUR – курс Национального банка Украины гривны по отношению к евро на дату приобретения нефтепродукта,
Курс НБ РБEUR– курс евро, установленный Национальным банком Республики Беларусь на дату приобретения нефтепродукта.