Российский Топливный Союз — Пора заправиться: как современные топливные карты сокращают риски мошенничества
, 11.07.2017
Зачем нужны топливные карты, будем ли мы ими пользоваться и почему перестанем выходить из машины на заправке
Топливные карты появились еще в начале прошлого века в США. Первую такую карту, получившую массовое распространение, выпустила в 1928 году бостонская компания Farrington Manufacturing. Тогда она представляла собой металлическую пластину с выдавленными данными о клиенте и ей можно было заплатить за топливо на заправочных станциях. К концу шестидесятых годов прошлого века топливные карты в США были широко представлены в привычной для нас пластиковой форме. В то время они не несли никакой электронной информации, на них наносилось имя владельца и логотип топливной компании. Обработка и верификация таких карточек осуществлялась вручную сотрудниками заправочных станций.
Прообразом топливных карт в нашей стране, в некотором смысле, можно считать талоны на бензин, которые наверняка ещё помнят водители государственного автотранспорта, чей трудовой стаж начинался в СССР. Определенное количество таких талонов, каждый из которых был номинирован в литрах, выдавалось водителю на предприятии, и он затем обменивал их при заправке на требуемое количество топлива на АЗС.
Топливная карта сегодня
Бурное развитие компьютерных технологий, начавшееся в середине восьмидесятых, не замедлило отразиться и на топливных картах, которые, наподобие банковских, стали изготавливаться с магнитной полосой. Такая полоса позволила на определенном этапе усилить защиту карт. Их стало несколько сложнее подделать и, что важнее, это помогло значительно снизить количество ошибок, допускаемых людьми при ручной обработке транзакций. Дальнейшее технологическое развитие привело к тому, что магнитные полосы на топливных картах были заменены чипами.
Современные топливные карты оборудованы электронным микрочипом, хранящим необходимую для заправки на АЗС информацию: в нем зашифрован индивидуальный идентификатор пользователя. Кроме того, на карточку может быть записан уникальный кодовый серийный номер, название организации-владельца, государственный номер автомобиля и любая другая информация.
Пластиковые карты, отвечающие стандарту EMV, практически не подделываются, компании-разработчики и поставляемые ими процессинговые системы сертифицированы на соответствие международным стандартам безопасности PSI DSS и PA DSS, поэтому решение очень неплохо защищено. Такой подход, хоть и требует вложений, позволяет свести к минимуму количество мошеннических операций.
Сегодня топливные карты выпускаются крупными топливными организациями и сервисными (процессинговыми) компаниями, у которых нет собственных сетей АЗС. По данным консалтинговой компании Radiant Insight, рынок топливных карт пяти крупнейших экономик Европы (Германия, Франция, Италия, Испания и Великобритания), вырастет в период с 2016 по 2021 год на 11,3% за счёт перехода небольших локальных перевозчиков к расчетам с использованием топливных карт. Крупнейшими игроками на мировом рынке считаются Royal Dutch Shell, ExxonMobil, BP, FleetCor, Wex, Oilibya, Puma Energy, Engen. Текущий объем мирового рынка топливных карт (по разным источникам) оценивается Radiant Insight приблизительно в 16-20 млрд долл.
В нашей стране представлены карты, эмитированные процессинговыми центрами крупных нефтяных компаний («Лукойл», «Газпром нефть», «Роснефть» и другими), а также карты межрегиональных сервисных компаний.
Банковские VS топливные. Сходства и различия
Несмотря на то, что топливные карты, на первый взгляд, практически не отличаются от банковских ни по исполнению и используемым технологиям, ни по сути, представляя собой идентификатор клиента, необходимый для проведения той или иной транзакции, между ними существуют различия.
Основной объект операций с банковской картой — только и исключительно денежные средства счета клиента. Топливная карта, имея в качестве обеспечения клиентские платежи, оперирует с товарными позициями, отличающимися, к тому же, более широким набором изменяемых параметров: это и разрешённые типы топлива, и допустимые лимиты заправки, которые, в свою очередь, могут задаваться, исходя из различных критериев, вплоть до определенного времени суток, а также дополнительные ограничения, или, напротив, полномочия. К примеру, водителю может быть разрешена оплата определенных товаров и услуг, которые могут экстренно потребоваться в рейсе: мойка, шиномонтаж, приобретение масла или шин. Пользователи некоторых топливных карт могут оплачивать сборы, взимаемые с грузовиков, имеющих максимальную массу свыше 12 тонн (система «Платон»), в своём личном кабинете.
Процессинговые системы на основании операций, проведенных с топливными картами, предоставляют возможности формирования разнообразных отчётов. Они предназначены для владельцев транспортных предприятий и менеджеров. Отчеты позволяют отслеживать любые показатели, включая эксплуатационные расходы каждого отдельного рейса и помогают снизить риск возникновения ошибок, связанных с человеческим фактором. Дополнительно к проверкам по банковским картам добавляется контроль по справочникам, по разрешённым товарам. Ведь для одних водителей предусмотрен широкий спектр покупок, а другим доступен лишь конкретный вид топлива, например, дизель, и они не смогут расплатиться за 95-ый бензин для личного автомобиля и т. д. Данные, которые получают клиенты в рамках своих проектов, могут использоваться для аналитических и учётных целей.
Топливо онлайн
Сегодня в России около 70% топливных карт функционирует в режиме реального времени (еще четыре года назад этот показатель был на порядок ниже). Сейчас у ведущих топливных компаний есть личный кабинет на сайте, есть мобильное приложение и, вне зависимости от канала доступа, клиенту стараются предоставить актуальные данные. Соответственно, менеджер, осуществляющий мониторинг, может в режиме онлайн вносить блокировки, увеличивать или уменьшать лимиты и т.д. Ранее на всякий случай водители возили с собой наличные средства или должны были решать вопрос, связываясь с диспетчерами, что требовало дополнительного времени и вело к вынужденным простоям.
Онлайн-процессинг позволяет более точно контролировать расходы. Несколько лет назад организация, заключившая договор с ВИНКом (вертикально-интегрированной нефтяной компанией) на поставку топлива по топливным картам, должна была вносить денежный депозит заблаговременно. Сейчас большинство контрактов также предполагает внесение средств на счет, но клиент может выбирать средства до нуля, а также «пополнять» счет в удобное время неограниченное количество раз, а не замораживать солидные суммы на длительный период. Кроме того, в отдельных случаях крупные и VIP-клиенты могут рассчитывать на кредитную линию или овердрафт. Масштабные транспортные компании России и государственные предприятия («Деловые линии», «ПЭК», «Мосгортранс» и т.д.) при выборе топливного партнера часто указывают требование онлайн-обработки транзакций в качестве обязательного.
Крупные игроки данного сегмента рынка стараются подхватывать «на лету» технологические новинки, чтобы обеспечить себе конкурентные преимущества. Поэтому современные ИТ-решения внедряются по возможности оперативно. Сегодня организации, предлагающие услуги процессинга по топливным картам, не только поддерживают работу в режиме реального времени, но и продвигают в качестве отдельного инструмента интеграцию своих IT-решений с существующими ИТ-системами клиента (ERP, CRM и пр.), предоставляя возможность на стороне клиента гибко настраивать параметры договора по топливным картам и параметры самих карт.
Такая интеграция оказывается интересной для крупных компаний, в которых зачастую невозможно без автоматизированного взаимодействия организовать управление большим количеством карт. Например, в «Газпром нефти» функциональность IT-систем позволяет управлять договором, остатком средств на счете, картами и их лимитами, получать данные по транзакциям через такую интеграцию.
Интеграция для удобства пользователей
Большие компании и те средние по размеру организации, которые хотят работать с крупными, готовы вкладываться в построение сети взаимного приёма карт. После подключения к онлайн-процессингу ВИНКам стало проще работать с мелкими независимыми игроками топливного рынка: риски несёт компания-эмитент, факт платежа зафиксирован, споров и разбирательств вокруг незаконных транзакций стало на порядок меньше.
Что касается сотрудничества топливных компаний с банками, самый простой пример — это слияние топливного и банковского приложений на одной карте лояльности: это уже не топливная карта для юридических лиц, а карта лояльности для физических лиц, которая позволяет водителю одним касанием оплатить заправку и моментально получить бонусные баллы. Такая интеграция выгодна всем участникам. Кроме того, расширенный функционал может привлечь внимание частных лиц к данному направлению.
Дело в том, что физические лица пока не до конца осознают выгоду от использования топливных карт. Если расширить функционал решения, сделать его более «универсальным», наверняка это покажется интересным обычным пользователям. Например, многих интересует, можно ли топливной картой расплатиться в обычном магазине. Пока эта возможность в России реализуется нечасто. В основном, топливные карты к оплате принимают специализированные магазины, в которых можно заказать услуги ремонта и мойки машины или приобрести шины. Также возможна оплата гостиниц на пути следования водителей большегрузных автомобилей.
При трансгосударственных рейсах по одной и той же топливной карте можно расплатиться в разных странах на АЗС, входящих в партнёрскую сеть.
Уход от пластика
Как и банки, топливные компании уже готовы использовать технологии виртуализации, то есть карточка как носитель непосредственной информации о клиенте и как точка доступа уходит на второй план. Многие участники рынка задумываются о том, чтобы использовать технологии HCE или более простые варианты, связанные со считыванием QR-кодов для того, чтобы уйти от пластика. Карта с чипом стоит серьёзных денег, а её виртуальный аналог обходится в копейки. Почти каждый водитель сегодня имеет в распоряжении смартфон, и это предоставляет дополнительные возможности для распространения новых технологий.
В настоящее время наработки в области мобильных приложений для топливных карт по аналогии с Apple Pay и Samsung Pay уже есть.
Компании, предлагающие топливо по картам, не сомневаются, что пользователям покажется привлекательным сценарий, предполагающий оплату топлива посредством мобильного приложения, интегрированного с топливной картой. Это работает так: человек, подъехав к заправке, не выходя из машины с помощью приложения определяет своё местоположение, выбирает номер ТРК, вид топлива, количество литров и нажимает кнопку «оплатить» (по аналогии с системами парковки). Такая система уже разработана Екатеринбургской компанией и работает на ряде АЗС России.
Конечно, о полном отказе от пластика и переходе к технологиям виртуализации говорить пока преждевременно. Как и о том, что топливные карты получат в ближайшее время широкое распространение среди массовых пользователей. Пока соотношение корпоративных клиентов к «обычным» примерно 1:10 в масштабах всей страны. Однако, цены на бензин продолжают расти, а люди учатся экономить. И возможность получать скидки и предоплачивать топливо по выгодной цене может заинтересовать массового покупателя. Клиенты становятся все более требовательными, и игрокам рынка не остается иного пути, как постоянно меняться, внедряя новые технологии и создавая привлекательные предложения. А потому сценарий «бесконтактной заправки» может из красивой фантазии с точечной реализацией превратиться в рабочую модель в отдельных регионах.
Топливный рынок в нашей стране разнообразен. Кроме крупных компаний, которые могут себе позволить перейти на новые технологии, приобретая современные процессинговые онлайн-платформы, существует большой пласт средних и более мелких организаций, которые до сих пор живут на системах предыдущего поколения. К сожалению, некоторые из этих систем архитектурно не предназначены для онлайн-обработки транзакций и/или межхостовых соединений с партнерами. Для обеспечения возможности 100% кросс-приема карт необходимо провести существенный объем работ по модернизации существующих систем, а иногда и полной их замене. Это повлечет за собой финансовые затраты. Кроме того, сроки завершения работ по таким проектам сложно спрогнозировать.
Вполне возможно, что рынок подойдет к созданию сервисных компаний, которые будут предоставлять услуги онлайн-процессинга топливных карт для третьих организаций на основе современных процессинговых решений, вне зависимости от объема их бизнеса — хоть от одной АЗС. В таком случае, проникновение новых технологий произойдет существенно быстрее. Сегодня у российского топливного рынка есть шансы стать заметным в мировых масштабах.
- Подробности
- Автор: РТС
- Категория: Новости
- Опубликовано: 11 Июль 2017
- Создано: 11 Июль 2017
Российский Топливный Союз — О процессинговой системе НТПК on-line
«Отечественная процессинговая система – проект национального масштаба» (интервью президента Российского топливного союза Аркуши Е.А. журналу «Современная АЗС»)
В соответствии с решением Совета директоров Российского топливного союза о необходимости выхода из кризисной ситуации на рынке розничной реализации нефтепродуктов в сегменте безналичных расчетов ООО «Национальная Топливная Процессинговая Компания» (далее НТПК) выполнило задание по разработке процессинговой системы, работающей в режиме online, альтернативной системе PetrolPlus.
На текущий момент тестовая эксплуатация системы НТПК on-line завершена, система принята в коммерческую эксплуатацию.
Соблюдая принципы, сформировавшиеся за время существования проекта НТПК, выполняются следующие работы.
- Установка POS-терминалов на АЗС на безвозмездной основе;
- Внедрение системы у участников рынка, ранее не эксплуатирующих аналогичные системы;
- Внедрение системы у эмитентов топливных карт, эксплуатирующих программное обеспечение Petrol Plus или иного программного продукта, и плановая миграция в систему НТПК on-line;
- Организация схем межэмитентного обмена между участниками рынка;
- Оказание услуг по технической поддержке;
- Поставка топливных карт.
Данная система построена на основе передовых IT-разработок и удовлетворяет всем бизнес-требованиям работы Компании с клиентом, будь то юридическое лицо (безналичный расчет) или физическое лицо (наличный расчет с использованием программы лояльности или карт международных платежных систем), и позволяет решить следующие задачи.
1. Организовать корпоративную систему безналичных расчетов в рамках взаимодействия «свой клиент – своя АЗС» и, при необходимости, «свой клиент – своя АЗС и свой клиент – чужая АЗС».
2. Выполнить миграцию с системы PetrolPlus или иной процессинговой системы на систему НТПК on-line.
3. Реализовать любую дисконтную программу лояльности для своих клиентов-физических лиц.
4. Реализовать программу лояльности в кооперации с объектами, расположенными рядом с АЗС (магазины автозапчастей, гостиницы, кафе, автомойки, СТО и т.д.) по накоплению и реализации бонусов.
5. Реализовать кобрендинговую программу лояльности с неконкурирующими предприятиями.
6. Осуществлять розничные продажи на АЗС не только нефтепродуктов, а также сопутствующих товаров и сопутствующих услуг в формате безналичных или дисконтных продаж.
7. Формировать бухгалтерские и аналитические отчеты.
Руководитель процессингового центра — Хасанов Юрий.
Контактный телефон: +7 (985) 290-24-54.
Информация о процессинговой системе НТПК on-line (документ .pdf)
- Подробности
- Автор: РТС
- Категория: Новости
- Опубликовано: 26 Декабрь 2014
- Создано: 26 Декабрь 2014
№ п/п |
Наименование организации |
Тел. |
Почтовый адрес |
1 |
Московская топливная ассоциация |
(499) 251-81-23 |
123056, г. Москва, ул. Красина, д.27, стр. 2 |
2 |
Московский межрегиональный нефтяной союз |
(499) 530-50-13 |
121087, г. Москва, Барклая ул., 6к25, БЦ «Бастион», оф. 4-6 |
3 |
Некоммерческое партнерство «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга» |
(812) 336-52-57 |
194044, Санкт-Петербург, Большой Сампсониевский пр., д.60 |
4 |
Ленинградский областной топливный союз |
(812) 334-94-70 |
197198, г. Санкт-Петербург, ул. Красного Курсанта, д.5/11 |
5 |
Одинцовская региональная топливная компания |
(495) 591-32-80 |
143000, М.О., г. Одинцово, Можайское ш., 78 |
6 |
Рязанская топливная ассоциация |
390000, Рязанская область, г. Рязань, ул. Радищева, д. 42, офис 206 |
|
7 |
Владимирская областная топливная ассоциация |
(4922) 36-64-35 |
600021, г. Владимир-21, а/я 8, ул. Красноармейская, д.31 |
8 |
Костромская топливная ассоциация |
(4942) 33-33-61 |
156011, г. Кострома, ул. Магистральная, д. 8 |
9 |
Воронежская топливная ассоциация |
|
394006, г. Воронеж, ул. Платонова, 4 |
10 |
Липецкая топливная ассоциация |
(4742) 77-15-75 |
398600, ГСП, г. Липецк, ул. Советская, 4 |
11 |
Саратовская топливная ассоциация |
410048, г.Саратов, Ново-Астраханское ш., д.117 |
|
12 |
Нижегородский топливный союз |
603155, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Бол.Печерская, д. 33, пом. 1 |
|
13 |
Ассоциация предприятий нефтегазового обеспечения по Чувашской Республике |
428008, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Ивана Франко, д. 7, пом. 3 |
|
14 |
Ассоциация предприятий нефтепродуктообеспечения Республики Татарстан |
(843) 295-23-23 |
420503, г. Казань, ул. Пушкина, д.18 |
15 |
Топливный союз Республики Башкортостан |
(347) 226-77-55 |
450022, РБ, г. Уфа, ул. Менделеева. д. 9 |
16 |
Тюменский топливный союз |
(3452) 21-21-58 |
625014, г. Тюмень, Ялуторовский тракт, 11 км, а/я 184 |
17 |
Ассоциация независимых нефтетрейдеров “ГСМ-Сибирь” (Новосибирская область) |
(3832) 12-58-77 |
630132, г. Новосибирск, ул. Красноярская, д.35 |
18 |
Алтайский топливный союз |
(3852) 68-07-46 |
656049, г. Барнаул, ул. Гоголя, 85в, офис 12 |
19 |
Ассоциация независимых АЗС Восточной Сибири |
(3952) 62-09-79 |
670013, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Жердева, д. 10 |
20 |
Амурский топливный союз |
(4162) 343-040 |
675002, Амурская область, |
21 |
Приморский топливный союз |
692527, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Чичерина, 141а |
|
22 |
Некоммерческое партнёрство “Владельцев автозаправочных станций Камчатки» |
(4152) 41-13-08 |
683003, г. Петропавловск-Камчатский, Вилюйская ул., д.77 |
Российский Топливный Союз — История и направления деятельности
Некоммерческая организация «Российский топливный союз (РТС)» учреждена в октябре 1998 года в г. Москве.
Членами РТС являются некоммерческие организации (союзы и ассоциации), созданные участниками рынка нефтепродуктов различных регионов Российской Федерации, осуществляющих свою деятельность в сфере добычи, хранения, транспортировки и реализации нефти, газа и нефтепродуктов, строительства и эксплуатации автозаправочных комплексов, хранилищ различных видов топлива или иным образом проявляющих свою деловую заинтересованность в развитии топливно-энергетического комплекса Российской Федерации.
Создание РТС поддержали исполнительные органы власти ряда субъектов Российской Федерации, комитеты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: по энергетике, транспорту и связи; по бюджету и налогам; по обороне; по экономической политике и предпринимательству, а также Министерство энергетики Российской Федерации.
Российский топливный союз рассматривается его участниками как организационный механизм, способный последовательно проводить политику по созданию и совершенствованию условий, необходимых для продуктивной работы предприятий, занятых в сфере реализации, хранения и транспортировки нефти, нефтепродуктов и газа.
Основными направлениями деятельности РТС являются:
— развитие межрегиональных связей и координация деятельности участников топливного рынка
— выработка принципов сотрудничества на топливном рынке представителей малого и среднего бизнеса с нефтяными компаниями и крупными операторами
— устранение избыточного административного давления государственных регулирующих органов на деятельность субъектов топливного рынка
— представительство интересов топливных операторов в органах власти и управления
— участие в подготовительных и согласительных процедурах законотворческого процесса
— разъяснение позиции членов Союза в условиях изменения конъюнктуры цен на нефтяное сырье и реализуемые нефтепродукты
Представители Российского топливного союза непосредственно участвуют в качестве экспертов в согласительных комиссиях, комитетах Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, межведомственных комиссиях представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам функционирования и совершенствования топливно-энергетического комплекса.
- Подробности
- Автор: РТС
- Категория: О союзе
- Опубликовано: 27 Май 2014
- Создано: 27 Май 2014
Российский топливный союз попросил Владимира Путина навести порядок в ценообразовании на рынке топлива
Российский топливный союз (РТС) обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой «навести порядок» в ценообразовании на рынке моторного топлива.
СМИ: Цены на бензин застынут на одном уровне до Нового года ТопливоСМИ: Цены на бензин застынут на одном уровне до Нового года
«Уважаемый Владимир Владимирович, просим Вас дать поручение навести порядок в ценообразовании на оптовом рынке моторного топлива вплоть до введения на них контроля роста цен, аналогичного существующему в розничном сегменте», — говорится в обращении РТС к президенту.
Розничные продавцы топлива пожаловались президенту, что на протяжении последних 6-7 лет ценообразование на розничном и оптовом рынках моторного топлива носит разный характер, тогда как «конкурентный розничный рынок, на котором сосредоточено внимание общественности и государственных контролирующих органов, отличается плавным изменением цен, и рост цен не превышает уровень инфляции».
В отсутствие достаточной конкуренции и жесткого контроля ценообразования вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК), как уверяет РТС, влияют на биржевые ценовые индикаторы, используя рычаги снижения объемов производства, поставок на внутренний рынок и биржевых продаж, добиваясь необходимого для безубыточной работы роста оптовых цен, держа рынок «на голодном пайке».
В результате этого оптовые цены на топливо порой превышают розничные. В качестве примера авторы письма приводят цены на дизельное топливо.
«По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, оптовые цены во второй декаде октября этого года по отношению к аналогичному периоду прошлого года выросли по летнему дизельному топливу на 24%, по межсезонному — на 25%, по зимнему — на 21,5%, притом что розничные цены за этот же период выросли всего на 7,5%», — заявили в РТС.
Таким образом, ВИНК, сдерживая цены на своих АЗС и неся убытки в розничном звене, «переносят центр прибыли в оптовое звено», заявили в РТС. Там отметили, что в этих условиях сети АЗС, не входящие в ВИНК, «оказываются на грани выживания».
РТС предлагает привлечь к регулированию цен, помимо ФАС, другие ведомства и добиться «консолидации усилий всех регуляторов», в том числе и Минэнерго.
Федеральная антимонопольная служба еще летом заявила, что собирается изучить ситуацию с завышением цен на дизельное топливо и аэрокеросин в России. В ведомстве называли ненормальной ситуацию, когда внутренний рынок России более премиальный, но снижения экспорта не происходит.
В сентябре правительство одобрило повышение акцизов на бензин и дизельное топливо в России. Повышение планируется проводить в два этапа, увеличив налог на 1 рубль за литр.
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter