Система зажигания на ВАЗ 2109: схема, принцип действия, виды
Содержание:
Виды СЗ
Схема СЗ
Отличия между системами зажигания с инжекторным и карбюраторным двигателем на ВАЗ 2109 достаточно существенные.
На карбюраторных версиях за распределение зажигания отвечает катушка и распределитель. На инжекторах эта роль отводится специальному модулю зажигания. Он включает в себя пару катушек и управляющую электронику.
Как устроена СЗ
Еще одно важное отличие между карбюраторной и инжекторной системой зажигания (СЗ) — это отсутствие необходимости настроек на электронном типе, установки опережения зажигания, регулировки зазоров. Датчики отвечают за распределение зажигания по цилиндрам.
Виды СЗ
Система зажигания служит для воспламенения в необходимый момент топливовоздушной смеси, находящейся в цилиндрах двигателя.
Применяемые СЗ можно разделить на три основных типа:
- Контактные;
- Бесконтактные;
- Контактно-транзисторные.
Первый и третий тип особого интереса для нас не представляют, поскольку на ВАЗ 2109 используется бесконтактная или бесконтактно-транзисторная система.
Применять такие схемы начали еще в середине 80-х годов прошлого века. С течением времени инженерам удалось повысить эффективность, работоспособность и надежность.
В БСЗ вместо прерывателя начали использовать бесконтактные датчики, которые позволяют за мгновение определить частоту вращения коленчатого вала и угол его положения.
Принцип действия
Принцип действия системы зажигания, установленной на ВАЗ 2109, выглядит следующим образом:
- Датчик положения коленвала выполняет свои основные задачи, посылает сигнал на контроллеры;
- Контроллер обрабатывает полученную информацию и проводит расчет последовательности включения в работу катушек зажигания;
- Катушка создает две искры — воспламеняющую и холостую.
Метод холостой искры подразумевает создание искр одновременно в двух свечах зажигания. Одна воспламеняющая, а вторая холостая, поскольку бьет в такт выпуска отработанных газов на другой свечке. Таким образом, цилиндры, где одновременно образуются искры, создают пары — 1 и 4 цилиндры и 2 и 3 цилиндры.
Катушка
Основные преимущества
Используемая система зажигания для девяток отличается неплохими показателями надежности, хотя вырабатывает энергию до 50 кДж, а напряжение пробоя порой может достигать отметки 30 кВ и больше. БСЗ ценят за высокий КПД.
Можно выделить несколько главных преимуществ, которыми характеризуются бесконтактные системы зажигания.
Преимущества | Особенности |
СЗ работает с датчиком Холла | Из-за этого на параметры энергии искры не влияют напряжение в электросети, частота работы двигателя. Это обусловлено тем, что период времени концентрации энергии в катушке зажигания всегда неизменный. Так обеспечивается высокий КПД схемы |
Отсутствует механическое взаимодействие между контактами | Это способствует отсутствию загрязненности, обгорания контактов, потому чистить их не приходится |
Не нужно регулировать положение контактов | Это объясняется просто — их нет в СЗ ВАЗ 2109 |
Минимальные механические взаимодействия деталей | Такой фактор способствует отсутствию вибраций ротора, резонанса, неравномерного распределения искры по свечам зажигания |
Энергия в свечи постоянно повышенная | Она может достигать 50 Дж, что позволяет избегать сбоев при воспламенении топливовоздушной смеси в цилиндрах. Особенно хорошо это видно при разгоне автомобиля |
Экономичность и экологичность | Применение новой СЗ позволило улучшить экономию топлива примерно на 5 процентов, а также на 20 процентов снизить количество выбросов СО |
Стабильный запуск холодного двигателя | Даже если АКБ разрядится до 6В, запустить мотор все равно можно будет без проблем. Этим БСЗ существенно отличается от других систем зажигания, которые не могут похвастаться такой стабильностью. |
Схема
Схема СЗ
Используемая на ВАЗ 2109 система зажигания включает в себя следующие компоненты:
- Коммутатор;
- Свечи;
- Датчик распределителя;
- Катушки зажигания;
- Выключатель;
- Блокирующее устройство. Оно не позволяет включаться стартеру до тех пор, пока полностью не выключится зажигание;
- Запорно-противоугонное устройство;
- Датчик Холла;
- Валик датчика-распределителя, который располагается горизонтально и получает вращательный момент от распределительного вала;
- Система самопроизвольного отключения зажигания, которая срабатывает через 2-8 секунд;
- Система выравнивания коммутируемого тока, которая требуется при изменении напряжения в сети в пределах 6-18В;
- Встроенная в коммутатор система, которая регулирует время накопления энергии в катушке, ограничивает силу тока при небольшой частоте работы мотора.
Система зажигания работает с напряжением до 26 кВольт, искровой заряд имеет длительность 1,6-2,0 миллисекунд, а выделяемая за это время энергия составляет 35-50 МДж.
Обслуживание
Если не следить за состоянием системы и упускать из виду наличие неисправностей, нарушений в работе, это может привести к определенным последствиям. А именно:
- Снижение надежности работы СЗ, появление сбоев;
- Снижение технических характеристик двигателя, таких как динамика разгона, максимальная скорость;
- Резкое увеличение количества потребляемого топлива;
- Поломка элементов СЗ или всей системы.
Прежде чем самостоятельно проводить техническое обслуживание СЗ, примите во внимание несколько важных рекомендаций.
- Не прикасайтесь руками к катушке зажигания при работающем двигателе. Это касается проводов, коммутатора и прочих компонентов.
- Не проверяйте СЗ на работоспособность методом «на искру», поскольку это может привести к травмам и дорогостоящему ремонту всего автомобиля;
- Ни в коем случае не заводите двигатель искровым зазором между центральной клеммой датчика-распределителя и высоковольтником.
Техобслуживание
Обслуживание данной системы включает в себя следующие операции:
- Зачистка свечей от образовавшегося нагара или замена элементов;
- Проверка проводов на предмет изоляции, качества контактов и крепления;
- Контроль момента зажигания, установка момента;
- Очистка крышки ротора и датчика распределителя при образовании загрязнений;
- Зачистка пластины ротора, электродов боковых клемм СЗ;
- Проверка качества фиксации на посадочных местах всех элементов системы;
- Проверка креплений проводов.
Система зажигания на отечественном автомобиле ВАЗ 2109 устроена достаточно сложно, хотя принцип ее работы даже у новичков не вызывает серьезных сложностей.
Профилактика, ремонт СЗ подразумевает работы с электрической составляющей автомобиля, потому обязательно соблюдайте все установленные правила безопасности, опирайтесь на рекомендации, указанные в руководстве по эксплуатации авто.
Как работает зажигание Ваз 2109
Схему зажигания Ваз 2109 должен знать каждый его владелец. Не зная этой схему, Вы не сможете завести автомобиль в случае проблем с зажиганием. Тем более, что схем эта элементарно простая.
На девятке установлена бесконтактная система зажигания. Состоит он из следующих узлов: коммутатор, катушка зажигания, трамблер, датчик Холла, высоковольтные провода и свечи. Задача системы зажигания — своевременная, циклическая подача искры в цилиндры двигателя.
Рассмотрим подробно как работает схема:
Подача питания на систему зажигания осуществляется через реле. Пока ключ не будет в положении зажигания, реле не включится и не подаст питание на схему. Как только ключ повернут система зажигания запитывается. Питание +12В с аккумулятора подается на контакт Б катушки зажигания, 4-й контакт коммутатора. Датчик Холла запитывает сам коммутатор.
Обратите внимание, что реле зажигания питается через монтажный блок, и если будет плохой контакт в разъемах Ш1,Ш8 или по какой-то причине окиснет или сгорит дорожка, система зажигания не будет запитана и машина не будет заводиться.
Чтобы искра начала формироваться необходимо провернуть коленчатый вал двигателя. Вместе с ним провернется и распределительный вал и датчик Холла подаст импульс на коммутатор. Коммутатор в свою очередь соединит контакт К катушки зажигания с массой, в результате чего на центральном проводе появится искра. Когда бегунок трамблера соединит центральный провод и провод ведущий на конкретный цилиндр двигателя искра проскочит на свече, воспламеняя горючую смесь. Двигатель заведется.
Когда необходимо заглушить двигатель, водитель с помощью поворота ключа в замке зажигания выключает реле, которое в свою очередь разбирает питание системы. Коммутатор, катушка зажигания становятся обесточены и перестают работать.
Наиболее частые неисправности системы зажигания:
1) Выход из строя коммутатора.
2) Выход из строя датчика Холла.
3) Плохой контакт бегунка в трамблере.
4) Отсутствие питания системы зажигания.
Cхемы на инжекторный и карбюраторный ваз 2109
Часто бывает необходимо своими руками починить поломки в электрике вашего ваз 2109. Но чтобы знать что именно требуется позванивать и куда этот огромный пучочек проводов идет, вам потребуются схемы различных узлов проводки. Также вам необходимо приобрести или взять у друзей мультиметр.
Для того чтобы прозвонить любую цепь, вам потребуется взять схему на тот узел цепи который по вашему мнению вышел из строя и последовательно прозванивать каждый провод, поставив мультиметр в режим прозвонки .Если говорить кратко, то прикладываем один щуп к началу провода и в конце провода прикладываем второй щуп, если провод не имеет не каких повреждений раздастса характерный звук.
Вот неплохое видео как прозвонить провода:
Содержание статьи
Электросхема на ваз 2109
Многим владельцам на ваз 2109 часто требуется полная схема электрики и схема проводки на ваз 2109 карбюратор перед глазами. Здесь вы можете найти полную электросхему на ваз 2109 размером 5000 на 2900 пикселей, то есть она огромная .
Полная версия схемы Загрузить схему
Числовые обозначения на схеме
1. Блок-фара. | 2. Электродвигатели очистителей фар*. | 3. Выключатель лампы под капотом. |
4. Звуковой сигнал. | 5. Электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя. | 6. Датчик включения электродвигателя вентилятора. |
7. Генератор. | 8. Электромагнитный клапан включения омыва фар*. | 9. Электромагнитный клапан включения омыва заднего стекла*. |
10. Электромагнитный клапан включения омывателя ветрового стекла. | 11. Свечи зажигания. | 12. Датчик-распределтель зажигания. |
13. Катушка зажигания. | 14. Выключатель света заднего хода. | 15. Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости. |
16. Стартер. | 17. Аккумуляторная батарея. | 18. Датчик уровня тормозной жидкости. |
19. Коммутатор. | 20. Датчик верхней мертвой точки 1-го цилиндра. | 21. Колодка диагностики. |
22. Блок управления электромагнитным клапаном карбюратора. | 23. Реле включения стартера. | 24. Концевой выключатель карбюратора. |
25. Электромагнитный клапан карбюратора. | 26. Датчик контрольной лампы давления масла. | 27. Электродвигатель омывателя стекол. |
28. Электродвигатель вентилятора отопителя. | 29. Дополнительный резистор электродвигателя отопителя. | 30. Переключатель вентилятора отопителя. |
31. Электродвигатель очистителя ветрового стекла. | 32. Прикуриватель. | 33. Лампа подсветки рычагов отопителя. |
34. Штепсельная розетка для переносной лампы. | 35. Подкапотная лампа. | 36. Лампа освещения вещевого ящика. |
37. Монтажный блок. | 38. Выключатель освещения приборов. | 39. Выключатель контрольной лампы стояночного тормоза. |
40. Выключатель стоп-сигнала. | 41. Подрулевой переключатель. | 42. Выключатель наружного освещения. |
43. Выключатель аварийной сигнализации. | 44. Выключатель заднего противотуманного света. | 45. Предохранитель цепи противотуманного света. |
46. Выключатель обогрева заднего стекла. | 47. Боковые указатели поворота. | 48. Плафон. |
49. Разъем для подключения к плафону индивидуального освещения. | 50. Выключатели плафона на стойках дверей. | 51. Реле зажигания. |
52. Выключатель зажигания. | 53. Комбинация приборов. | 54. Выключатель контрольной лампы воздушной заслонки карбюратора. |
55. Задние фонари. | 56. Датчик указателя уровня и резерва топлива. | 57. Элемент обогрева заднего стекла. |
58. Электродвигатель очистителя заднего стекла. | 59. Фонари освещения номерного знака. |
Порядок нумерации штекеров в колодках :
- А – выключателя зажигания;
- Б – электродвигателя очистителя ветрового стекла.
* – Устанавливается на части выпускаемых автомобилей.
Схема зажигания ваз 2109 карбюратор
Начало барахлить зажигание? Тогда рекомендую взять эту схему и вооружившись мультиметром прозвонить все элементы цепи.
Полная версия схемы Загрузить схему
Числовые обозначения на схеме зажигания
1. Аккумуляторная батарея. | 2. Генератор. | 3. Катушка зажигания. |
4. Монтажный блок. | 5. Коммутатор. | 6. Замок зажигания. |
7. Трамблёр. | 8. Свечи зажигания. |
Схема предохранителей ваз 2109
Опять перегорел предохранитель? Потому, что зарядил в свой ваз 2109 мощный свет или поставил саб на который не рассчитана и проводка и блок предохранителей? Тогда эта схема предохранителей будет как раз кстати!
№ | Ампер | Назначение |
1 | 8 | Правая противотуманная фара |
2 | 8 | Левая противотуманная фара |
3 | 8 | Очистители фар (в момент включения) Реле включения очистителей фар (контакты) Клапан включения омывателя фар |
4 | 16 | Электродвигатель очистителя фар Реле очистителя фар (обмотка) Электродвигатель отопителя Электродвигатель омыва стекол Электродвигатель очистителя заднего стекла Реле времени омыва заднего стекла Клапан включения омыва ветрового и заднего стекол Обмотка реле включения электровентилятора системы охлаждения Обмотка реле включения обогрева заднего стекла Контрольная лампа обогрева заднего стекла Лампа освещения вещевого ящика |
5 | 8 | Указатели поворота в режиме указания поворота и соответствующая контрольная лампа Задние фонари (лампы света заднего хода) Контрольная лампа резерва топлива, давления масла, стояночного тормоза, уровня тормозной жидкости, воздушной заслонки карбюратора Вольтметр и контрольная лампа зарядки аккумуляторной батареи Моторедуктор и реле включения очистителя ветрового стекла Обмотка возбуждения генератора (при пуске) Лампа светового табло “STOP” Указатели температуры охлаждающей жидкости и уровня топлива |
6 | 8 | Задние фонари (лампы стоп-сигнала) Плафон внутреннего освещения кузова Электростеклоподъемники и реле включения электростеклоподъемников |
7 | 8 | Фонари освещения номерного знака Подкапотная лампа Контрольная лампа включения габаритного освещения Лампа освещения приборов и лампа освещения прикуривателя Табло подсветки рычагов отопителя |
8 | 16 | Электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя и реле его включения (контакты) Звуковой сигнал и реле его включения |
9 | 8 | Левая фара (габаритный свет) Левый задний фонарь (габаритный свет) |
10 | 8 | Правая фара (габаритный свет) Правый задний фонарь (габаритный свет) |
11 | 8 | Указатели поворота и реле-прерыватель аварийной сигнализации (в режиме аварийной сигнализации) Контрольная лампа аварийной сигнализации |
12 | 16 | Элемент обогрева заднего стекла и реле включения обогрева Прикуриватель Штепсельная розетка для переносной лампы |
13 | 8 | Правая фара (дальний свет) |
14 | 8 | Левая фара (дальний свет) Контрольная лампа включения дальнего света фар |
15 | 8 | Левая фара (ближний свет) |
16 | 8 | Правая фара (ближний свет) |
Реле | ||
К1 | Реле времени омыва заднего стекла (451.3747 / 2108-3747110, 2108-3747110-06) | |
К2 | Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации (493.3747 / 2108-3747010-02) | |
К3 | Реле-прерыватель стеклоочистителя (522.3747 / 2108-3747710) | |
К4 | Контактные перемычки на месте реле контроля исправности ламп Реле контроля целостности ламп (4402.3747 / 21083-3747410, 21083-3747410-06) | |
К5 | Реле включения дальнего света фар (113.3747 / 2105-3747210-10, 2105-3747210-12) | |
К6 | Реле очистителя фар (112.3747 / 2105-3747210, 2105-3747210-02) | |
К7 | Реле стеклоподъемников (13.3747 / 2105-3747210-10, 2105-3747210-12) | |
К8 | Реле включения звуковых сигналов (13.3747 / 2105-3747210-10, 2105-3747210-12) | |
К9 | Реле включения электровентилятора охлаждения (13.3747 / 2105-3747210-10, 2105-3747210-12) | |
К10 | Реле включения обогрева заднего стекла (13.3747 / 2105-3747210-10, 2105-3747210-12) | |
К11 | Реле включения ближнего света фар (13.3747 / 2105-3747210-10, 2105-3747210-12) |
Схема подключения стеклоподъёмников на ваз 2109
Надоело поднимать стекла обычными “веслами”? Тогда поставьте уже электрические стеклоподъесники воспользовавшись схемой подключения электростеклоподъемников на ваз 2109.
Полная версия схемы Загрузить схему
Числовые обозначения на схеме
1. Монтажный блок. | 2. Реле зажигания. | 3. Замок зажигания. |
4. Моторедуктор электростеклоподъемника правой двери. | 5. Моторедуктор электростеклоподъемника левой двери. | 6. Переключатель электростеклоподъемника правой двери. |
7. Переключатель электростеклоподъемника левой двери. | К7. Реле питания электростеклоподъемников. | А. К выводу «30» генератора. |
Б. К колодке жгута проводов, подключаемой к табло подсветки рычагов отопителя. |
Схема генератора ваз 2109
Если у вас пропала зарядка, это чаще всего связано с выходом из строя генератора, и чаще всего это щетки генератора, но бывает что происходят обрывы обмотки и КЗ в схеме или же обрыв цепи. В так случае рекомендую ознакомиться с этой схемой генератора на ваз 2109.
Полная версия схемы Загрузить схему
Числовые обозначения на схеме
1. Генератор. | 2. Отрицательный вентиль. | 3. Дополнительный диод. |
4. Положительный вентиль. | 5. Контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи. | 6. Комбинация приборов. |
7. Вольтметр. | 8. Монтажный блок. | 9. Дополнительные резисторы по 100 Ом., 2 Вт. |
10. Реле зажигания. | 11. Выключатель зажигания. | 12. Аккумуляторная батарея. |
13. Конденсатор. | 14. Обмотка ротора. | 15. Регулятор напряжения. |
Схема поворотников на ваз 2109
Не мигают? Тогда пройдитесь по схеме мультиметром и выясните причину неисправности поворотников.
Полная версия схемы Загрузить схему
Числовые обозначения на схеме поворотников
1. Блок-фара. | 2. Повторители указателей поворота. | 3. Монтажный блок предохранителей. |
4. Реле зажигания. | 5. Замок зажигания. | 6. Контрольные лампы на комбинации приборов. |
7. Задние фонари. | 8. Выключатель аварийной сигнализации. | 9. Выключатель указателей поворотов. |
К2. Реле указателей поворотов и аварийной сигнализации. |
Схема дворников на ваз 2109
Если у вас перестали работать дворники или омыватель стекол, тогда рекомендую проверить все цепи и узлы схемы при помощи мультиметра и этой схемы.
Загрузить схему
Схема подключения замка зажигания на ваз 2109
Числовые обозначения на схеме
1. Реле зажигания | 2. Штекерный разъем выключателя зажигания | 3. Выключатель зажигания. |
Провода катушки зажигания ВАЗ 2108, 2109, 21099
К катушке зажигания бесконтактной системы зажигания присоединены несколько проводов электрических цепей высокого и низкого напряжения.
Рассмотрим, что это за провода, к каким выводам катушки присоединены, какого они цвета, их назначение.
Выводы катушки зажигания
Катушка зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 имеет два вывода. Один — вывод «Б» (совмещенный вывод первичной и вторичной обмоток катушки), другой — вывод «К» (вывод первичной обмотки катушки). На катушках зажигания разных производителей выводы могут иметь иную маркировку, либо может быть промаркирован всего один вывод «Б».
Провода вывода «Б» катушки зажигания
На вывод «Б» катушки зажигания присоединены два сине-красных провода (на автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099 с модификациями монтажного блока 2114 один провод). По одному на обмотки катушки подается «плюс» с замка зажигания. Другой идет на коммутатор (вывод 4 коммутатора).
Провода катушки зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 с монтажным блоком 17.3722Провода вывода «К» катушки зажигания
К выводу «К» присоединяется красно-коричневый провод идущий от коммутатора. Это «плюсовой» провод в котором при срабатывании датчика Холла и коммутатора прерывается электрический ток заставляя обмотки катушки катушки генерировать ток высокого напряжения.
Провода катушки зажигания автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 с монтажным блоком 2114На автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099 с «высокой» панелью красно-коричневый провод на вывод «К» катушки помимо коммутатора идет к тахометру в комбинации приборов.
Центральная клемма
Это вывод стального сердечника катушки на высоковольтный провод соединяющий катушку и центральный вывод крышки распределителя зажигания (трамблера). По нему на трамблер поступает ток высокого напряжения, генерируемый катушкой.
Примечания и дополнения
При ремонте автомобиля, отсоединяя провода от катушки зажигания, рекомендуется записать или сфотографировать какого цвета провода присоединены к какому выводу.
Катушка зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций имеет стальной сердечник соединенный с центральным выводом и намотанные вокруг него вторичную и первичную обмотки.
Еще статьи по системе зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Схема ближнего и дальнего света ВАЗ 2108, 2109, 21099
Представляем две схемы электрических соединений включения ближнего и дальнего света фар автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 с «низкой» и «высокой» панелью приборов.
Схемы
Еще статьи по электрике ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Не горит ближний или дальний свет фар на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Схема включения габаритных огней автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Схема включения указателей поворота автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Схема включения стоп-сигналов автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Схема включения света заднего хода автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Автор MechanikОпубликовано Рубрики Схемы, Электрооборудование ВАЗ 2108, 2109, 21099Метки ближний, ВАЗ, включения, дальний, свет, схема, электрическая 40 474 views