Входные светофоры | Маршрутные светофоры | Выходные светофоры | Проходные светофоры | |
разрешающие или запрещающие поезду следовать с перегона на станцию | разрешающие или запрещающие поезду проследовать из одного района станции в другой | разрешающие или запрещающие поезду отправиться со станции на перегон | разрешающие или запрещающие поезду проследовать с одного блок-участка (межпостового перегона) на другой | |
Один зелёный огонь | ||||
Разрешается поезду следовать на станцию по главному пути с установленной скоростью; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт | Разрешается движение с установленной скоростью; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт | Разрешается поезду отправиться со станции и следовать с установленной скоростью; впереди свободны два или более блок-участков | Разрешается движение с установленной скоростью; впереди | |
Один жёлтый мигающий огонь | ||||
Разрешается поезду следовать на станцию по главному пути с установленной скоростью; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью | Разрешается проследование светофора с установленной скоростью; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его с | сигнал недопустим | Разрешается движение с установленной скоростью; входной светофор открыт и требует его прохождения с уменьшенной скоростью; поезд принимается на боковой путь | |
Один зелёный мигающий огонь | ||||
Разрешается поезду следовать на станцию по главному пути с установленной скоростью; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует | сигнал недопустим | сигнал недопустим | Разрешается движение с установленной скоростью; входной светофор открыт и требует его проследования его со скоростью не более 80 км/ч; поезд принимается на боковой путь | |
Один жёлтый огонь | ||||
Разрешается поезду следовать на станцию по главному пути с (маршрутный или выходной) закрыт | Разрешается движение с готовностью остановиться; следующий светофор (маршрутный или выходной) закрыт | Разрешается поезду отправиться со станции и следовать с готовностью остановиться; следующий светофор закрыт | Разрешается движение с готовностью остановиться; следующий светофор закрыт | |
Два жёлтых огня, из них верхний – мигающий | ||||
Разрешается поезду следовать на станцию с уменьшенной скоростью на боковой путь; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт | Разрешается проследование светофора с уменьшенной скоростью; поезд следует на боковой путь; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт | Разрешается поезду отправиться со станции и следовать с уменьшенной скоростью; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; следующий светофор открыт | сигнал недопустим | |
Разрешается поезду следовать на станцию с уменьшенной скоростью на боковой путь с готовностью остановиться; следующий светофор (маршрутный или выходной) закрыт | Разрешается проследование светофора с уменьшенной скоростью и готовностью остановиться на станции; поезд следует на боковой путь; следующий светофор (маршрутный или выходной) закрыт | Разрешается поезду отправиться со станции и следовать с уменьшенной скоростью; поезд следует с светофор закрыт | сигнал недопустим | |
Один зелёный мигающий и один жёлтый огни и одна зелёная светящаяся полоса | ||||
Разрешается поезду следовать на станцию со скоростью не более 80 км/ч на боковой путь; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его со скоростью не более 80 км/ч | недопустим | Разрешается поезду отправиться со станции со скоростью не более 80 км/ч; поезд следуетс с отклонением по стрелочному переводу; следующий светофор открыт | сигнал недопустим | |
Два жёлтых огня, из них верхний – мигающий и одна зелёная светящаяся полоса | ||||
Разрешается поезду следовать на станцию со скоростью не более 80 км/ч на боковой путь; следующий светофор проследования его с уменьшенной скоростью | сигнал недопустим | сигнал недопустим | сигнал недопустим | |
Два жёлтых огня и одна зелёная светящаяся полоса | ||||
Разрешается поезду следовать на станцию со скоростью не более 60 км/ч на боковой путь и готовностью остановиться; следующий светофор (маршрутный или | сигнал недопустим | Разрешается поезду отправиться со станции со скоростью не более 60 км/ч; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; следующий светофор открыт | сигнал недопустим | |
Один красный огонь | ||||
Стой! Запрещается проезжать сигнал! | Стой! Запрещается проезжать сигнал! | Запрещается проезжать сигнал! | Стой! Запрещается проезжать сигнал! | |
Один красный и один лунно-белый огонь, либо один лунно-белый огонь | ||||
Разрешается движение до следующего светофора (или до предельного столбика при приёме на путь без выходного светофора) со скоростью не более 20 км/ч с особой бдительностью и готовностью немедленно остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения | сигнал недопустим | Разрешается поезду отправиться со станции по правильному пути двупутного перегона, оборудованного автоблокировкой, со скоростью не более 20 км/ч с особой бдительностью и готовностью немедленно остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения | сигнал недопустим | |
Один жёлтый и один лунно-белый огонь | ||||
сигнал недопустим | сигнал недопустим | Разрешается поезду отправиться со станции со скоростью не более 40 км/ч и далее следовать по неправильному пути по показаниям локомотивного светофора | сигнал недопустим | |
Недействующие светофоры должны быть закрещены двумя планками, а сигнальные огни на них погашены. |
Железнодорожная сигнализация в России — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Сигналы на железной дороге служат для обеспечения безопасности движения и чёткой организации поездной и маневровой работы. По способу восприятия сигналы подразделяются на видимые и звуковые. Для подачи видимых сигналов используются светофоры, диски, щиты, фонари, флаги, сигнальные указатели, сигнальные знаки. Для подачи звуковых сигналов используются свистки локомотивов, ручные свистки, духовые рожки, сирены, гудки и петарды.
- Диск желтого цвета — разрешается движение с уменьшением скорости и готовностью проследовать опасное место, ограждённое знаками «Начало опасного места» и «Конец опасного места», со скоростью, указанной в приказе начальника железной дороги.
- Диск зелёного цвета — разрешает поезду набирать скорость.
Сигнальные знаки «Начало опасного места» и «Конец опасного места»
Сигнальный знак «С»
- Знаки «Начало опасного места» и «Конец опасного места» ограждают опасное место. Знак «Конец опасного места» размещается на обратной стороне знака «Начало опасного места».
- Знак «С» — подача звукового сигнала.
- Прямоугольный щит красного цвета, красный флаг на шесте днём; красный огонь фонаря на шесте ночью. Стой! Запрещается проезжать сигнал.
- Квадратный щит желтого цвета. На перегоне — разрешается движение с уменьшением скорости, впереди опасное место, требующее остановки или проследования с уменьшенной скоростью; на главном пути станции — разрешается движение с уменьшением скорости, впереди опасное место, требующее проследования с уменьшенной скоростью; на остальных станционных путях — разрешается проследование со скоростью, указанной в предупреждении, а при его отсутствии — со скоростью не более 25 км/ч.
- Квадратный щит зелёного цвета — разрешается повысить скорость до установленной после проследования опасного места всем составом. Располагается на обратной стороне щита желтого цвета.
Петарды. Взрыв петарды требует немедленной остановки.
- Красный развёрнутый флаг, Движение по кругу желтого флага, руки или какого-либо предмета днём; Красный огонь ручного фонаря, Движение по кругу фонаря с огнём любого цвета ночью. Стой! Движение запрещено.
- Желтый развёрнутый флаг днём; Желтый огонь ручного фонаря (только в пределах станций), Медленное движение вверх и вниз ручного фонаря с прозрачно-белым огнём — разрешается движение со скоростью, указанной в предупреждении или в приказе начальника дороги, а при отсутствии этих указаний — со скоростью не более 25 км/ч.
- Поднятая вертикально рука днём, Поднятый ручной фонарь с прозрачно-белым огнём ночью — требование машинисту произвести пробное торможение.
- Движение руки перед собой по горизонтальной линии днём, Движение ручного фонаря с прозрачно-белым огнём по горизонтальной линии ночью — требование машинисту отпустить тормоза.
- Дежурный по станции должен встречать и провожать поезда (где это вменено ему в обязанность) в головном уборе с верхом красного цвета.
- Поднятый вертикально в вытянутой руке ручной диск, окрашенный в белый цвет с чёрным окаймлением, свёрнутый желтый флаг днём; поднятый фонарь с зелёным огнём ночью — поезд может отправиться со станции или двигаться безостановочно со скоростью, установленной для прохода по станции.
- Ручной красный диск, развёрнутый красный флаг днём; красный огонь ручного фонаря ночью — остановка поезда, не имеющего её по расписанию.
- Развёрнутый желтый флаг днём; желтый огонь ручного фонаря ночью, на станциях, где рабочее место дежурного по станции вынесено на стрелочный пост — приём поезда на боковой путь или с остановкой на станции.
- Сигналисты и дежурные стрелочных постов встречают поезда:
- со свёрнутым желтым флагом днём; с прозрачно-белым огнём ручного фонаря ночью — в случае пропуска по главному пути без остановки;
- с развёрнутым желтым флагом днём; с желтым огнём ручного фонаря ночью — в случае приёма поезда на боковой путь или с остановкой на станции.
- Сигналисты и дежурные стрелочных постов провожают поезда со свёрнутым желтым флагом днём; с прозрачно-белым огнём ручного фонаря ночью.
- При отправлении пассажирского поезда со станции проводники штабного и хвостового вагонов должны показывать в сторону пассажирской платформы свёрнутый желтый флаг днём; ручной фонарь с прозрачно белым огнём ночью при благополучном следовании поезда.
- Сигнал остановки с поезда, подаётся машинисту локомотива — развёрнутый красный флаг днём, красный огонь ручного фонаря ночью.
- На перегонах обходчики пути и искусственных сооружений и дежурные по переездам, при свободности пути, встречают поезда со свёрнутым желтым флагом днём; с прозрачно-белым огнём ручного фонаря ночью. В местах, ограждённых сигналами уменьшения скорости или остановки, они встречают поезда с сигналами, соответствующими установленным на пути.
- Маршрутные указатели.
- Световые указатели направления белого цвета (цифровые, буквенные или положения) указывают путь приёма или направление следования поезда или маневрового состава. Помещаются на мачтах светофоров или отдельной мачте.
- Световые указатели зелёного цвета устанавливаются на групповых выходных и маршрутных светофорах и указывают номер пути, с которого разрешено движение поезду. Эти указатели могут разрешать движение маневрового состава при наличии на выходном или маршрутном светофоре лунно-белого огня.
- Стрелочные указатели.
- Освещаемые стрелочные указатели показывают:
- белый прямоугольник днём, молочно-белый огонь ночью — стрелка установлена по прямому пути;
- широкая сторона указателя днём, желтый огонь ночью — стрелка установлена на боковой путь.
- Неосвещаемые стрелочные указатели показывают:
- стреловидный указатель направлен ребром вдоль пути — стрелка установлена по прямому пути;
- стреловидный указатель направлен в сторону бокового пути — стрелка установлена на боковой путь.
- Освещаемые стрелочные указатели показывают:
- Указатели устройств сбрасывания и путевого заграждения показывают:
- белый круг с горизонтальной чёрной полосой днём, молочно-белый огонь с горизонтальной чёрной полосой ночью — путь заграждён;
- белый круг или прямоугольник с вертикальной чёрной полосой днём, молочно-белый огонь с вертикальной чёрной полосой ночью — путь свободен.
- Указатели гидравлических колонок.
- Видна поворачивающаяся часть колонки окрашенная в красный цвет днём, красный огонь фонаря в обе стороны ночью — поворачивающаяся часть колонки установлена поперёк пути. Стой!
- прозрачно-белый огонь ночью — поворачивающаяся часть колонки установлена вдоль пути.
Световой указатель «Неисправные вагоны в составе поезда»
- Светящиеся полосы прозрачно-белого цвета на световом указателе наличия неисправных вагонов в поездах — сигнализируют о наличии неисправных вагонов в составе поезда. Могут также применяться речевые информаторы.
- Сигнальные знаки со светоотражателями и цифровыми литерными табличками показывают границу блок-участков на участках железных дорог с АЛСО.
- Токораздел
Световой указатель «Опустить токоприёмник»
- Мигающая светящаяся полоса прозрачно-белого цвета на указателе «Опустить токоприёмник» — обязывает машиниста немедленно принять меры к проследованию ограждаемого воздушного промежутка с опущенными токоприёмниками.
- Перед указателем «Опустить токоприёмник» устанавливается постоянный сигнальный знак с отражателями «Внимание! Токораздел».
- За воздушным промежутком устанавливается постоянный сигнальный знак с отражателями «Поднять токоприёмник».
- Опоры контактной сети, ограничивающие воздушные промежутки, имеют отличительный знак — чередующиеся четыре чёрные и три белые горизонтальные полосы. Первая по направлению движения поезда опора дополнительно обозначается вертикальной чёрной полосой.
- Предупредительные сигнальные знаки с отражателями, устанавливаемые на электрифицированных участках:
Сигнальный знак «Отключить ток»
- «Отключить ток» — перед нейтральной вставкой;
Сигнальный знак «Включить ток»
- «Включить ток на электровозе», «Включить ток на электропоезде» — за нейтральной вставкой;
- «Конец контактного провода» — в местах, где кончается рабочая зона контактного провода.
- В местах, не допускающих проследования электроподвижного состава с поднятыми токоприёмниками (при неисправностях контактной сети, производстве ремонтных и строительных работ) устанавливают временные сигнальные знаки с отражателями «Подготовиться к опусканию токоприёмника», «Опустить токоприёмник», «Поднять токоприёмник». При обнаружении повреждения контактной сети работник дистанции электроснабжения подаёт сигнал «Опустить токоприёмник» днём — повторными движениями правой руки перед собой по горизонтальной линии при поднятой вертикально левой руке, ночью — повторными вертикальными и горизонтальными движениями фонаря с прозрачно-белым огнём.
Сигнальные знаки «Газ», «Нефть», «Начало карстоопасного участка», «Конец карстоопасного участка»
- Постоянные сигнальные знаки «Нефть» и «Газ» указывают на необходимость следования с повышенной бдительностью к месту пересечения железнодорожных путей с нефтегазопродуктопроводами.
- Постоянные сигнальные знаки «Начало карстоопасного участка» и «Конец карстоопасного участка» указывают на необходимость проследования ограждённого участка с повышенной бдительностью.
Сигнальные знаки «Начало торможения», «Конец торможения»
- Постоянные сигнальные знаки «Начало торможения» и «Конец торможения» указывают места проверки автотормозов в пути следования.
- Предельные столбики указывают место, далее которого нельзя устанавливать подвижной состав в направлении стрелочного перевода или глухого пересечения. Предельные столбики у главных и приёмо-отправочных путей имеют отличительную окраску.
- Знак «Граница станции» указывает границу станции на двухпутных и многопутных участках. Надпись на знаке делается с обеих сторон.
Сигнальные знаки «Поднять нож, закрыть крылья», «Опустить нож, открыть крылья», «Приготовиться к поднятию ножа и закрытию крыльев»
- На участках, где работают снегоочистители, устанавливаются знаки:
- «Поднять нож, закрыть крылья» — перед препятствием;
- «Опустить нож, открыть крылья» — после препятствия;
- «Приготовиться к поднятию ножа и закрытию крыльев» — на участках, где работают скоростные снегоочистители перед знаком «Поднять нож, закрыть крылья».
- При двух близко расположенных препятствиях, когда работа снегоочистителя между ними невозможна, помещают два знака «Поднять нож, закрыть крылья» один над другим.
Сигналы, применяемые при маневровой работе[править | править код]
- Маневровыми светофорами подаются сигналы:
- один лунно-белый огонь — разрешается производить манёвры;
- один синий огонь — запрещается производить манёвры;
- два лунно белых огня — разрешается производить манёвры, путь, ограждаемый этим светофором, свободен.
- Горочными светофорами подаются сигналы:
- один зелёный огонь — разрешается роспуск вагонов с установленной скоростью;
- один желтый огонь — разрешается роспуск вагонов с уменьшенной скоростью;
- один желтый и один зелёный огонь — разрешается роспуск вагонов со скоростью, промежуточной между установленной и уменьшенной;
- один красный огонь — стой, роспуск запрещён;
- Буква «Н» белого цвета на световом указателе, горящая одновременно с красным огнём — осадить вагоны с горки на пути парка приёма или вытяжной путь.
- Движение поднятой вверх руки с развёрнутым желтым флагом днём, движение поднятого вверх ручного фонаря с прозрачно-белым огнём ночью, один длинный звук — разрешается локомотиву следовать управлением вперёд.
- Движение опущенной вниз руки с развёрнутым желтым флагом днём, движение опущенного вниз ручного фонаря с прозрачно-белым огнём ночью, два длинных звука — разрешается локомотиву следовать управлением назад
- Медленные движения вверх и вниз развёрнутого желтого флага днём, медленные движения вверх и вниз ручного фонаря с прозрачно-белым огнём ночью, два коротких звука — тише.
- Движение по кругу развёрнутого красного или желтого флага днём, движение по кругу ручного фонаря с любым огнём ночью, три коротких звука — стой!
Сигналы, применяемые для обозначения поездов, локомотивов и других подвижных единиц[править | править код]
- Голова поезда при движении на однопутных и по правильному пути на двухпутных участках днём сигналами не обозначается, ночью обозначается двумя прозрачно-белыми огнями фонарей у буферного бруса.
- Голова поезда при движении по неправильному пути обозначается днём и ночью красным огнём фонаря с левой стороны, прозрачно-белым огнём фонаря с правой стороны.
- Локомотив, следующий в голове поезда или без вагонов, ночью дополнительно обозначается прозрачно-белым огнём прожектора. Голова моторвагонного поезда ночью может обозначаться одним прозрачно-белым огнём прожектора.
- Голова грузового поезда при движении вагонами вперёд на однопутных и по правильному пути на двухпутных участках днём сигналами не обозначается, ночью обозначается прозрачно-белым огнём фонаря у буферного бруса.
- Голова грузового поезда при движении вагонами вперёд по неправильному пути обозначается днём развёрнутым красным флагом, показываемым с левой стороны, ночью — прозрачно-белым огнём у буферного бруса и красным огнём ручного фонаря.
- Хвост поезда обозначается:
- грузового и грузо-пассажирского — красным диском со светоотражателем у буферного бруса.
- пассажирского и почтово-багажного — тремя красными огнями.
- Локомотив, находящийся в хвосте грузового поезда и локомотив, следующий без вагонов днём и ночью сзади обозначается красным огнём фонаря у буферного бруса с правой стороны.
- В случае разрыва на перегоне грузового поезда, хвост части поезда обозначается днём развёрнутым желтым флагом у буферного бруса с правой стороны, ночью — желтым огнём фонаря. Последняя убираемая часть поезда обозначается так же, как хвост грузового поезда.
- Снегоочистители обозначаются:
- при движении на однопутных и по правильному пути на двухпутных участках — двумя желтыми флагами на боковых крюках днём, двумя желтыми огнями боковых фонарей ночью;
- при движении по неправильному пути — двумя желтыми флагами и красным под желтым слева на боковых крюках днём, двумя желтыми и одним красным огнями боковых фонарей ночью.
- Локомотив при маневровых передвижениях обозначается одним прозрачно-белым огнём спереди и сзади со стороны основного пульта управления.
Сигнал | Значение | Кто подаёт |
---|---|---|
Три коротких · · · | Остановиться поезду | Локомотивная бригада, главный кондуктор, станционные и другие работники |
Один длинный − | Отправиться поезду | Дежурный по станции, дежурный по парку, сигналист, дежурный стрелочного поста, главный кондуктор. Отвечает машинист ведущего локомотива, повторяет машинист второго локомотива. При отправлении с пути, имеющего выходной светофор, сигнал подаёт машинист ведущего локомотива, повторяет машинист второго локомотива. |
Три длинных и один короткий − − − · | Прибытие на станцию не в полном составе | Машинист ведущего локомотива |
Три длинных и два коротких − − − · · | Вызов к локомотиву помощника машиниста, главного кондуктора, начальника поезда, руководителя работ хозяйственного поезда | Машинист локомотива остановившегося на перегоне поезда |
Три длинных − − − | Тормозить | Машинист ведущего локомотива, повторяет машинист второго локомотива. |
Два длинных − − | Отпустить тормоза | |
Один короткий · | Уменьшить тягу | Машинист ведущего локомотива, повторяет машинист второго локомотива. |
Два коротких · · | Увеличить тягу | |
Два длинных и два коротких − − · · | Опустить токоприёмник | |
Два коротких · · | Начать подталкивание | Машинист ведущего локомотива, повторяет машинист подталкивающего локомотива. |
Один короткий, один длинный и один короткий · − · | Прекратить подталкивание, но не отставать от поезда | |
Четыре длинных − − − − | Прекратить подталкивание и возвратиться обратно | |
Один длинный − | Оповестительный сигнал | Машинист локомотива. |
Один длинный, один короткий и один длинный − · − | Оповестительный сигнал при следовании по неправильному пути | |
Один короткий и один длинный · − | Сигнал бдительности | Машинист локомотива. |
Один длинный − | Приближение нечётного поезда | Обходчик железнодорожных путей, дежурный по переезду, руководитель работ, сигналисты, дежурные входных стрелочных постов. |
Два длинных − − | Приближение чётного поезда |
Сигнал | Значение |
---|---|
Группы из одного длинного и трёх коротких звуков − · · · | Общая тревога |
Группы из одного длинного и двух коротких звуков − · · | Пожарная тревога |
Протяжное звучание сирен, ряд коротких звуков · · · · · · · | Воздушная тревога |
Группы из одного длинного и одного короткого звуков − · | Радиационная опасность, химическая тревога |
Прожекторный светофор — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 декабря 2016; проверки требуют 7 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 декабря 2016; проверки требуют 7 правок. Предупредительный прожекторный светофор.Прожекторный светофор (англ. searchlight signal) — световой сигнальный прибор, предназначенный для передачи машинисту локомотива (или другой подвижной единицы) информации о занятости пути и разрешения на движение. От линзового светофора отличается тем, что один оптический комплект способен давать показание одного из нескольких различных цветов (обычно двух,трёх, реже четырёх).
В прожекторных светофорах используется прожекторная оптическая система с зеркалом и набором выпуклых сферических или реже ступенчатых линз, а также подвижная (как правило, поворотная) рамка со светофильтрами требуемых цветов. Светофоры прожекторного типа производства СССР обладают оригинальной конструкцией — в их сигнальном механизме применена одна лампа мощностью 10 ватт на напряжение 10 вольт и рамка со светофильтрами на три, реже четыре показания. В ЦНИИ МПС по предложению инженера Пушкарёва был разработан опытный прожекторный светофор ПС-ЦНИИ-48 на четыре показания — красный, желтый, зелёный и лунно-белый.
Показаны линзы, светофильтры и ход луча светаПереключение сигналов в прожекторном светофоре осуществляется путем отклонения рамки со светофильтрами внутри сигнального механизма с помощью поляризованного реле.
Когда на поляризованное реле подается около 3V. в зависимости от полярности рамка отклоняется или влево, или вправо.
Общий вид корпуса и сигнального механизмаНа этом видео показан сигнальный механизм и переключение сигналов.
Впервые в нашей стране светофоры прожекторного типа были применены в конце 1930-х годов на участке Лобня — Москва — Дмитров. Светофоры, использованные на этом участке, были отечественными, но сделанными на основе американских аналогов. Система сигнализации с прожекторными светофорами на данном участке показала свою работоспособность и один из перегонов ввели в постоянную эксплуатацию.
В 1940-х годах по ленд-лизу в СССР стала поступать аппаратура СЦБ, произведённая в США фирмами Union Swich and Signal Co и General Railway Signal Co. Светофоры американского производства в 1944—1945 годах применялись на участках Скуратово — Орел — Курск — Харьков — Лозовая — Иловайск, Москва — Домодедово, Москва — Голицыно, Муром — Дружинино. После войны стал серийно выпускаться отечественный прожекторный светофор типа ПС-45, который получил широкое распространение на железных дорогах СССР. К 1960-му году светофорами ПС-45 было оборудовано множество участков по всей сети дорог СССР.
В настоящее время на территории бывшего СССР прожекторных светофоров осталось очень мало, хотя раньше (например, в 1950-е годы) их было значительно больше. В работе прожекторные светофоры ещё можно встретить на малодеятельных участках, например, Ромны — Бахмач ЮЖН ЖД.
Маневровый карликовый прожекторный светофор.Отечественный прожекторный светофор носил название ПС-45. Выпускались мачтовые и карликовые варианты.
Производство сигнальных механизмов было налажено на Лосиноостровском электромеханическом заводе. Корпуса сигнальных головок, мачты и другие детали изготавливали на Нижнеднепровском заводе «Светофор».
Сигнальный механизм идентичен американскому механизму General Railway Signal Co, но, в отличие от GRS, имел более низкое качество. Например, в GRS применялись детали разного металла, отсутствовал реостат регулировки мощности лампы, светофильтры в ПС-45 были обычными цветными, в то время как у GRS желтый светофильтр был матовым (это делалось для того что бы луч света не был ослепляющим), зелёный разделен на две части (чтобы предупредить раскол стекла), также в американских Union Swich and Signal Co и General Railway Signal Co. использовался металлический хромированный рефлектор, а в ПС-45 -стеклянный с серебряным покрытием.
- Достоинством прожекторных светофоров является их сравнительно малое энергопотребление — использование светового потока обычно более 70 %, а мощность ламп — 5 или 10 Вт, при видимости светофора, не уступающей линзовому.
- В одной светофорной головке может находиться от 2 до 3 (реже 4) сигнала.
- Невозможна ложная засветка(смешение показаний в линзовых светофорах) при попадании луча прожектора локомотива.
- Сейчас эти светофоры считаются ненадежными так как сменой огней управляет технически сложный сигнальный аппарат, требующий регулярного технического обслуживания. Так же иногда отмечались случаи замерзания сигнальной рамки в зимнее время, что приводило к ложному включению разрешающего показания.
- Наличие в головке светофора подвижных механических элементов снижает надежность (особенно в сложных климатических условиях).
- Сложность конструкции по сравнению с линзовым светофором.
Обзор сигнальных механизмов прожекторных светофоров.
Сигнальный механизм прожекторных светофоров
Сигнал | Светофоры | Значение |
---|---|---|
Один зеленый огонь | Входные | Разрешается поезду следовать на станцию по главному пути с установленной скоростью; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт |
Выходные | Разрешается поезду отправиться со станции и следовать с установленной скоростью; впереди свободны два или более блок-участка;[1] или перегон до следующей станции (путевого поста) свободен[2] | |
Маршрутные | Разрешается движение с установленной скоростью, следующий светофор (маршрутный или выходной), открыт | |
Один желтый мигающий огонь | Входные | Разрешается поезду следовать на станцию по главному пути с установленной скоростью; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследование его с уменьшенной скоростью |
Маршрутные | Разрешается проследование светофора с установленной скоростью, следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью | |
Один желтый огонь | Входные | Разрешается поезду следовать на станцию по главному пути с готовностью остановиться, следующий светофор (маршрутный или выходной) закрыт |
Выходные[1] | Разрешается поезду отправиться со станции и следовать с готовностью остановиться, следующий светофор закрыт | |
Маршрутные | Разрешается движение с готовностью остановиться; следующий светофор (маршрутный или выходной) закрыт | |
Два желтых огня, из них верхний — мигающий | Входные | Разрешается поезду следовать на станцию с уменьшенной скоростью на боковой путь, следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт |
Выходные | Разрешается поезду отправиться со станции с уменьшенной скоростью; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; следующий светофор открыт;[1] или перегон до следующей станции (путевого поста) свободен, входной светофор следующей станции открыт, предупредительного светофора к входному нет[2] | |
Маршрутные | Разрешается проследование светофора с уменьшенной скоростью, поезд следует на боковой путь, следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт | |
Два желтых огня | Входные | Разрешается поезду следовать на станцию с уменьшенной скоростью на боковой путь с готовностью остановиться, следующий светофор закрыт |
Выходные | Разрешается поезду отправиться со станции с уменьшенной скоростью; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу, следующий светофор закрыт;[1] или перегон до следующей станции (путевого поста) свободен[2] | |
Маршрутные | Разрешается проследование светофора с уменьшенной скоростью и готовностью остановиться на станции, поезд следует на боковой путь, следующий светофор закрыт | |
Один красный огонь | Входные | Стой! Запрещается проезжать сигнал |
Выходные | ||
Маршрутные | ||
Один зеленый мигающий и один желтый огни и одна зеленая светящаяся полоса | Входные | Разрешается поезду следовать на станцию со скоростью не более 80 км/ч на боковой путь; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его со скоростью не более 80 км/ч |
Выходные[1] | Разрешается поезду отправиться со станции со скоростью не более 80 км/ч, поезд следует с отклонением по стрелочному переводу, следующий светофор открыт | |
Маршрутные[3] | Разрешается проследование светофора со скоростью не более 80 км/ч на боковой путь; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его со скоростью не более 80 км/ч | |
Два желтых огня, из них верхний мигающий, и одна зеленая светящаяся полоса | Входные | Разрешается поезду следовать на станцию со скоростью не больше 80 км/ч на боковой путь; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью |
Два желтых огня и одна зеленая светящаяся полоса | Входные | Разрешается поезду следовать на станцию со скоростью не больше 60 км/ч на боковой путь с готовностью остановиться, следующий светофор закрыт |
Выходные[1] | Разрешается поезду отправиться со станции со скоростью не более 60 км/ч, поезд следует с отклонением по стрелочному переводу, следующий светофор закрыт | |
Один зеленый мигающий огонь | Входные | Разрешается поезду следовать на станцию по главному пути с установленной скоростью. Следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт, поезд следует с отклонением по стрелочному переводу с крестовиной пологой марки |
Три желтых огня | Входные | Разрешается моторвагонному поезду, одиночному локомотиву, мотовозу, дрезине несъемного типа следовать на свободный участок пути с особой осторожностью и со скоростью не более 20 км/ч до маршрутного светофора с красным огнем[4] |
Один лунно-белый мигающий огонь | Входные | Пригласительный сигнал — разрешает поезду проследовать светофор с красным огнем (или погасшим) и продолжать движение до следующего светофора (или до предельного столбика при приеме на путь без выходного светофора) со скоростью не более 20 км/ч с особой бдительностью и готовностью немедленно остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения |
Выходные | ||
Маршрутные | ||
Один зеленый и один лунно-белый огни | Выходные | Разрешается поезду отправиться со станции; впереди свободны три или более блок-участка[5] |
Один желтый и один лунно-белый огонь | Выходные | Разрешается поезду отправиться со станции, впереди свободен один или два блок-участка[5] |
Два желтые и один лунно-белый огонь | Выходные[3] | Разрешается поезду отправиться со станции с уменьшенной скоростью; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу, впереди свободны один или два блок-участка[5] |
Два желтых огня, из них верхний мигающий, и один лунно-белый огонь | Выходные[3] | Разрешается поезду отправиться со станции с уменьшенной скоростью; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу, впереди свободны три или больше блок-участков[5] |
Два желтые огня, из них верхний мигающий | Выходные[3] | Разрешается поезду отправиться со станции с уменьшенной скоростью; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу, перегон до следующей станции (путевого поста) свободен[5] |
Два зеленых огня | Выходные | Разрешается поезду отправиться на ответвление, или по одному из путей многопутного участка, или по неправильному пути при двусторонней автоблокировке, впереди свободно не менее двух блок-участков;[1] или перегон до следующей станции (путевого поста)[2] |
Один желтый мигающий и один лунно-белый огни | Выходные | Разрешается поезду отправиться со станции с уменьшенной скоростью не более 40 км/ч и далее следовать по неправильному пути по показаниям локомотивного светофора |
Один лунно-белый огонь | Выходные | Поезд отправляется на ответвление с выдачей машинисту жезла или путевой записки |
Сигнал | Значение | |
Зеленый огонь | Разрешается движение; на путевом светофоре, к которому приближается поезд, горит зеленый огонь, либо же: один желтый мигающий огонь, один зеленый мигающий огонь, два зеленых огня, один желтый и один зеленый огни[8] | |
Разрешается движение с установленной скоростью, впереди свободные три или более блок-участка[5] | ||
Желтый огонь | Разрешается движение; на путевом светофоре, к которому приближается поезд, горят один или два желтых огня, либо же: два желтых огня, из них верхний — мигающий, а также другие огни, которые указывают на следование с отклонением по стрелочному переводу, и на участках с четырехзначной сигнализацией — желтый мигающий огонь на светофоре, который ограждает участок пути меньше тормозного пути для снижения с максимальной установленной скорости до скорости следования на боковой путь[8] | |
Разрешается движение с уменьшенной скоростью, впереди свободен один или два блок-участка[5] | ||
Желтый огонь с красным | Разрешается движение с готовностью остановиться; на путевом светофоре, к которому приближается поезд, горит красный огонь[8] | |
Разрешается движение с готовностью остановиться перед сигнальным знаком «Граница блок-участка», следующий блок-участок занят[5] | ||
красный огонь | Проезд путевого светофора с красным огнем[8] | |
Вступление поезда на занятый блок-участок[5] | ||
Белый огонь | Локомотивные устройства включены, но показания путевых светофоров на локомотивный светофор не передаются, машинист должен руководствоваться только показаниями путевых светофоров[8] | |
Локомотивные устройства включены, сигналы с пути на локомотив не передаются[5] |