значение в ПДД, сигналы светофора и его виды
На сегодняшний день очень сложно представить себе ПДД без главного инструмента упорядочивания движения, коим является светофор. Он предназначен для регулировки и облегчения как автомобильного, так и пешеходного движения. Различают разные сигналы светофора, в зависимости от их функций. Хотя они и похожи между собой, но имеют определённые нюансы, которые необходимо запомнить.
Светофор: определение
Светофором называется оптическое сигнализирующее устройство, которое предназначено для регулирования движения автомобилей, велосипедов и других транспортных средств, а также пешеходов. Применяется во всех мировых государствах без исключения.
Интересно! Ранее в Японии не было зелёного света в светофорах. Его заменял синий. Но учёные доказали, что зелёный более приемлем для человеческих глаз.
Виды светофоров
Самыми распространёнными являются трёхцветные светофоры с круглыми сигналами: красным, жёлтым и зелёным. ПДД некоторых стран предполагают использование оранжевых сигналов светофора вместо жёлтых. Сигналы могут располагаться как вертикально, так и горизонтально. Если не предусмотрены другие специальные светофоры или дополнительные секции, тогда они регулируют движение всех видов транспорта, а также пешеходов. Далее мы рассмотрим различные виды светофоров, от повседневно встречающихся до специальных.
Классический трёхсекционный светофор
Интересный факт! Первый трёхсекционный светофор был установлен в Детройте в 1920 году.
Двухсекционный
Светофоры с двумя секциями применяются для регулирования потока движения на территориях индустриальных предприятий и организаций, а также на время сужения проезжей части для организации однополосного реверсивного транспортного потока.
Светофор односекционный с желтым светом
Светофоры с дополнительной секцией
Светофоры могут оборудоваться и дополнительными секционными отделами со стрелками или контурами стрелок. Они регулируют движение дорожного потока в том или ином направлении. Работают такие светофоры, согласно ПДД, следующим образом: контуры стрелок на всех сигналах обычного трёхцветного светофора означают, что его действие распространяется только в одном указанном направлении.
Светофоры для регулирования движения в определенных направлениях
Такие светофоры устанавливаются в тех местах, где необходима организация бесконфликтного транспортного движения на перекрёстках. Если на одном из таких светофоров загорается зелёный свет, то, пересекая перекрёсток, можно не уступать дорогу. Чтобы не возникало аварийных ситуаций, над каждой полосой размещаются персональные светофоры, которые показывают направление движения, которое разрешено с конкретной полосы.
Реверсивные светофоры
Чтобы регулировать движение по полосам проезжей части, применяются реверсивные светофоры. Это специальные регуляторы контроля полос. На таких светофорах могут быть размещены от двух до трёх сигналов: красный сигнал в виде буквы «Х» запрещает движение по конкретной полосе. Стрелка зелёного цвета, которая направлена вниз, наоборот, разрешает движение. Диагональная стрелка жёлтого цвета сигнализирует о том, что режим движения по полосе изменён, и показывает, в каком направлении нужно с неё съехать.
Светофоры для регулирования движения через пешеходный переезд
Обычно такие светофоры имеют лишь два вида сигналов: первый – разрешает, второй – запрещает. Как правило, им соответствуют зелёный и красный цвета. Сами сигналы могут быть разной формы. Зачастую они изображаются в виде стилизованного силуэта человека: стоящего красного и идущего зелёного. Например, в Америке запрещающий сигнал выполняется в виде красной поднятой ладони, означающей «стоп». Порой используются надписи: красная «stop» и зелёная «walk». В других странах, соответственно, на других языках.
На магистралях с оживлённым движением устанавливаются светофоры с автоматическим переключением. Но бывают случаи, когда можно переключать светофор по нажатию специальной кнопки, что позволяет переходить дорогу в течение определённого времени. Современные светофоры для удобства оснащаются цифровым табло обратного отсчёта времени. Для невидящих людей в светофоры монтируют звуковые устройства.
Для регулирования движения трамваев
Светофор для трамвая, как правило, ставится перед участками с ограниченным обзором, длительными подъёмами и спусками, при трамвайном депо и перед стрелками. Сигналы светофора для трамвая бывают двух видов: зелёного и красного. Они устанавливаются либо справа от путей, либо вешаются по центру над контактным проводом. В основном такие светофоры оповещают водителей трамваев о том, занят ли путь далее или нет. Они не регулируют движения других транспортных средств и являются сугубо индивидуальными. Их работа выстроена автоматически.
Сигналы светофоров: правила проезда
Далее мы рассмотрим, какие бывают цвета сигналов светофора и какое их значение.
Круглые световые сигналы означают следующее:
Интересный факт! Жители больших городов в целом тратят около полугода жизни на ожидание разрешающего сигнала светофора.
Что означает жёлтый сигнал светофора? Он предупреждает о том, что запрещающий сигнал заменится разрешающим или наоборот, и на время своего действия запрещает движение. Мигание желтого сигнала светофора означает, что участок дороги, на котором находится этот светофор, не регулируется. Если же он расположен на перекрёстке и работает в таком режиме, то перекрёсток является нерегулируемым. Водители руководствуются теми статьями ПДД, в которых оговаривается проезд нерегулируемых перекрёстков. Статичный и мигающий красный сигнал запрещает движение в любом направлении.
Горящие одновременно красный и жёлтый сигналы светофора гласят о том, что далее двигаться запрещено, и скоро загорится зелёный свет. Бело-лунный сигнал светофора информирует о том, что сигнализация исправна, и можно продолжать движение. Такие светофоры устанавливаются на трамвайных и железнодорожных путях.
Аналогичное значение имеет и зелёная стрелка дополнительной секции. Если этот сигнал выключен, или горит красный контур, значит, движение в данном направлении запрещено. Если основной зелёный сигнал имеет чёрную контурную стрелку, то это означает, что есть другие направления движения, кроме тех, которые указывает дополнительная секция.
Что главнее: знак, светофор или разметка?
Правила дорожного движения подразумевают следующий приоритет:
В столице Германии есть светофор с тринадцатью сигналами. В его показаниях сразу разобраться не так уж и просто.
Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.
Тема 6.1. Сигналы светофора. — Автошколадома | Автошкола онлайн | Водительские курсы ПДД | ПДД учебник онлайн
Классический трёхсекционный транспортный светофор.
Любой из нас с самого детства знает, что красный сигнал светофора запрещает движение, и сейчас оба водителя обязаны остановиться у стоп-линии.
Но далеко не каждый знает, как работает современный «продвинутый» транспортный светофор, какие у него могут быть сигналы и как именно они чередуются.
К красному сигналу добавился жёлтый. Через пару секунд они оба одновременно погаснут, и включится зелёный.
На экзамене в ГИБДД вас будут спрашивать:
Что означает сочетание красного и желтого сигналов светофора?
Ответ не должен вызывать у вас сомнений – кратковременное сочетание красного и жёлтого сигналов информирует водителей о том, что скоро включится зелёный сигнал.
Красный с жёлтым погасли, включился зелёный, и можно двигаться во всех направлениях (если, конечно, знаками или разметкой не дано иных указаний).
Но не торопитесь начинать движение. Сколько бед и трагедий видел автор этих строк, когда соседи по дороге слепо ориентировались на зелёный сигнал. И это не просто совет, это требование Правил.
Правила. Раздел 13. Пункт 13.8. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.
То есть прежде, чем начать движение нужно убедиться, остановились ли те, кому сейчас загорелся красный. Кто-то может просто не успеть остановиться, а кто-то так спешит, что готов проскочить перекрёсток рискуя жизнью (ладно бы только своей, но ведь и чужой тоже).
Ну, вот, наконец, водители на пересекаемой дороге остановились у своих стоп-линий, и теперь можно начинать движение. Нам всё ещё горит зелёный.
Зелёный погорел, погорел и замигал.
И опять-таки на экзамене в ГИБДД кому-то обязательно достанется этот вопрос:
Что означает мигание зелёного сигнала светофора?
И снова ответ очевиден – мигание зелёного сигнала информирует водителей о том, что время его действия истекает и скоро включиться жёлтый.
А можно ли двигаться на зелёный мигающий? Не сомневайтесь, можно. Время действия его истекает, но ещё не истекло!
Другое дело, что мигать зелёный будет недолго – всего три раза мигнёт, а потом погаснет.
Зелёный погаснет, но следом загорится жёлтый. И вот что про одинокий жёлтый сигнал сказано в Правилах, в пункте 6.2:
«Жёлтый сигнал запрещает движение и предупреждает о предстоящей смене сигналов».
И вот тут водителю важно понимать! – Если горит одинокий жёлтый, значит, следующим будет красный! То есть точно надо будет останавливаться!
А теперь представьте, что жёлтый включился, когда до стоп-линии осталось 5 – 10 метров. При скорости 60 км/час, удержать машину можно только, применив экстренное торможение! Да и то, останавливаться придётся уже на перекрёстке (переехав стоп-линию и рискуя получить удар сзади). Начинающие водители частенько так и делают (резко тормозят на жёлтый), и если сзади ехал агрессивный «опытный водитель», то удар сзади новичку в этой ситуации гарантирован.
А между тем Правила запрещают резкое торможение везде и всюду (за исключением случаев, когда надо предотвратить ДТП):
Правила. Раздел 10. Пункт 10.5. Водителю запрещается резко тормозить, если это не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.
То есть если сейчас водитель коричневого автомобиля резко затормозит, он нарушит требование пункта 10.5 Правил. И в случае ДТП виноваты будут оба – водитель красного автомобиля виноват потому, что не соблюдал безопасную дистанцию, а водитель коричневого автомобиля – потому, что неоправданно резко затормозил.
К данной ситуации Правила отнеслись с пониманием и разрешили движение на жёлтый сигнал светофора (если плавно остановиться перед стоп-линией уже невозможно):
Правила. Раздел 6. Пункт 6.14. Водителям, которые при включении жёлтого сигнала не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению, разрешается продолжить дальнейшее движение.
И об этом на экзамене вас тоже могут спросить: «Разрешается ли Вам продолжить движение, если при включении жёлтого сигнала светофора после зелёного Вы можете остановиться перед перекрёстком, только применив экстренное торможение?».
И здесь ответ вам должен быть абсолютно понятен – разрешается. Просто разрешается, в любом нужном вам направлении.
Одинокий жёлтый будет гореть недолго – буквально через пару секунд он сменится на красный, и цикл начнётся сначала. А вот уже на красный сигнал водители точно должны остановиться у стоп-линии.
Включение зелёного сигнала открывает движение во всех направлениях. Но при этом общий принцип безопасности никто не отменял: – прямо можно со всех полос; – направо – с правой полосы; – налево и на разворот – с левой полосы.
В каких направлениях может продолжить движение водитель коричневого автомобиля?
1. Во всех. 2. Только прямо или направо.
В каких направлениях может продолжить движение водитель красного автомобиля?
1. Во всех. 2. Только прямо, налево или в обратном направлении. |
А вот сейчас знаками даны особые указания. И мы помним, что знаки (или разметка), разрешающие поворот налево, разрешают и разворот. Но разворот всегда должен выполняться только с крайней левой полосы!
В каких направлениях может продолжить движение водитель коричневого автомобиля?
1. Только прямо или налево. 2. Прямо, налево или в обратном направлении.
В каких направлениях может продолжить движение водитель красного автомобиля?
1. Только налево. 2. Налево или в обратном направлении. |
И это ещё не всё про сигналы светофора. Если движение неинтенсивное, тогда нерационально держать водителей у стоп-линий, и светофор могут перевести в так называемый режим жёлтого мигающего сигнала.
То есть красный и зелёный не включаются вообще, а всё время включен только жёлтый. Причём он не просто горит, а именно мигает с частотой раз в секунду. Вот как об этом сигнале сказано в Правилах:
Правила. Раздел 6. Пункт 6.2. Жёлтый мигающий сигнал разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода.
В данной ситуации водители должны самостоятельно устанавливать очерёдность проезда, руководствуясь общим принципом «помехи справа».
В сборнике ГИБДД есть задачка (показана ниже), решая которую вы частенько ошибаетесь. Некоторые из вас почему-то выбирают третий ответ. Скорее всего, потому, что невнимательно читают вопрос. А в вопросе сказано «при жёлтом мигающем сигнале светофора»! И, следовательно, этот перекрёсток стал нерегулируемым. И, следовательно, надо руководствоваться знаками приоритета.
Вы намерены продолжить движение прямо. Каковы Ваши действия при жёлтом мигающем сигнале светофора?
1. Уступите дорогу только трамваю.
2. Уступите дорогу только автомобилю.
3. Дождётесь включения зелёного сигнала светофора и продолжите движение.
На главной дороге Вы и легковой автомобиль, и он для Вас помеха справа – надо уступать ему дорогу. А трамвай на второстепенной дороге, он проедет перекрёсток последним. |
Светофоры с дополнительной секцией (или с двумя дополнительными секциями).
Классический трёхсекционный светофор могут оснастить дополнительной секцией (справа или слева) или двумя дополнительными секциями (справа и слева).
Такая «рационализация» даёт возможность существенно увеличить пропускную способность перекрёстка, важно только, чтобы водители правильно понимали сигналы такого светофора.
И, прежде всего, необходимо понимать, что движение в направлении стрелки разрешено только тогда, когда дополнительная секция включена.
Например, сейчас движение направо открыто.
Причём только направо и больше никуда!
Все кому нужно в других направлениях, должны стоять и дожидаться включения основного зелёного сигнала.
Основной зелёный включился, и обратите внимание – на основном зелёном сигнале нанесены чёрные контурные стрелки.
На трёхсекционном светофоре такого не было, а для светофора с дополнительной секцией наличие контурных стрелок на основном зелёном – это обязательная принадлежность!
Сейчас движение разрешено только в направлениях, указанных контурными стрелками.
А вот сейчас движение открыто во всех направлениях.
О чём информирует водителей контурная стрелка на зелёном сигнале светофора?
1. На этом перекрёстке движение всегда разрешено только прямо.
2. На этом перекрёстке движение направо и налево регулируется дополнительными секциями светофора. |
В каких направлениях может продолжить движение водитель коричневого автомобиля?
1. Прямо или налево. 2. Только прямо.
А что он должен делать, если ему нужно направо?
1. Придётся ехать до следующего перекрёстка. 2. Нужно стоять у стоп-линии и дожидаться, когда включиться стрелка направо.
Сейчас светофор разрешает поворачивать налево и разворачиваться. Но это могут делать только те, кто в левом ряду. Водителю коричневого автомобиля при таких сигналах светофора можно только прямо. |
Светофоры, предназначенные для регулирования движения в определённых направлениях.
Творческая мысль не стоит на месте, и организаторы дорожного движения не успокоились на том, что предложили добавлять к традиционному светофору дополнительные секции. При необходимости можно наделить классический трёхсекционный светофор дополнительными функциями, не оснащая его дополнительными секциями.
Вы подъезжаете к перекрёстку и видите вместо одного светофора целых три (по числу полос в вашем направлении).
Следует предположить, что действие каждого светофора распространяется только на ту полосу, над которой он висит. А раз везде включен красный сигнал, значит движение со всех полос запрещено.
Ученики. Но почему вместо привычного круглого сигнала горят красные стрелы?
Учитель. Это сделано для того, чтобы водители, подъезжая к перекрёстку, могли заранее перестроиться на нужную им полосу.
И на желтом сигнале будут гореть те же стрелы, информирующие водителей о том, в каких направлениях им будет разрешено движение с данной полосы, когда включится зелёный сигнал.
Вот теперь движение разрешено со всех полос.
НО!
Необходимо придерживаться тех указаний, которые продиктованы стрелами на сигналах светофоров.
В каких направлениях может продолжить движение водитель коричневого автомобиля? 1. Только налево. 2. Налево или в обратном направлении.
В каких направлениях может продолжить движение водитель синего автомобиля? 1. Прямо или налево. 2. Прямо, налево или в обратном направлении.
В каких направлениях может продолжить движение водитель красного автомобиля? 1. Только направо. 2. Водитель красного автомобиля обязан остановиться у стоп-линии и дождаться зеленого сигнала. |
Светофор с мигающим сигналом жёлтого цвета.
Наиболее опасные пересечения на пути движения водителя – это нерегулируемый пешеходный переход и нерегулируемый перекрёсток. На этих пересечениях водители должны самостоятельно определять очерёдность проезда, руководствуясь соответствующими требованиями Правил.
Безопасность движения можно существенно повысить, если установить на таких пересечениях простейшие светофоры с одним жёлтым мигающим сигналом. Беспрерывное мигание жёлтого сигнала заранее информирует водителя о приближении к нерегулируемому перекрёстку или пешеходному переходу.
На этом перекрёстке не было никакого светофора. Это мы его сюда повесили с помощью графического редактора Photoshop.
Но будь он здесь на самом деле, это ДТП, скорее всего, не случилось.
И эти двусторонние светофоры с желтым мигающим сигналом совсем даже не лишние на нерегулируемом пешеходном переходе.
Реверсивные светофоры.
До недавнего времени дороги с реверсивным движением у нас были, чуть ли не экзотикой (хотя в Правилах они были всегда).
А сегодня нередко уже можно увидеть вот такое предупреждение.
И вот он – участок дороги с реверсивным движением.
На проезжей части соответствующая разметка (сдвоенные прерывистые линии с длинными штрихами), а над полосами, выделенными для реверсивного движения, висят реверсивные светофоры.
Сейчас на всех светофорах нам включены зелёные стрелы, и пока они горят, эти три полосы отданы для движения в нашем направлении.
На этом участке дороги для реверсивного движения выделена только одна полоса. И сейчас на реверсивном светофоре нам горит красный крест. И, следовательно, сейчас реверсивная полоса отдана водителям встречного направления.
В нашей стране принято правостороннее движение транспорта и, в принципе, каждому понятно, что, освобождая реверсивную полосу, перестраиваться нужно вправо.
Тем не менее, Правила предусмотрели и трёхсекционный реверсивный светофор – жёлтая стрела, во-первых, информирует о предстоящей смене сигнала, а, во-вторых, показывает водителям, куда надо перестраиваться, освобождая реверсивную полосу.
Сейчас водителю синего джипа пора включать правые указатели поворота и незамедлительно перестраиваться вправо. На следующем по ходу реверсивном светофоре уже будет гореть красный крест.
Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды.
Для регулирования движения транспорта через железнодорожные переезды Правила предусмотрели целых три типа светофоров.
Это может быть либо один красный сигнал, мигающий с частотой раз в секунду.
Либо два попеременно мигающих красных сигнала.
Либо вместе с двумя красными сигналами может быть установлен ещё сигнал бело-лунного цвета, который, если включен, то тоже мигает с частотой раз в секунду.
А теперь посмотрим, что по этому поводу сказано в Правилах:
Правила. Раздел 6. Пункт 6.9. Круглый бело-лунный мигающий сигнал, расположенный на железнодорожном переезде, разрешает движение транспортных средств через переезд. При выключенных мигающих бело-лунном и красном сигналах движение разрешается при отсутствии в пределах видимости приближающегося к переезду поезда (локомотива, дрезины).
То есть если мигает один красный сигнал или попеременно мигают два красных сигнала, движение через переезд запрещено.
Если мигает бело-лунный сигнал, движение через переезд разрешено.
Если ничего не мигает, движение через переезд тоже разрешено. НО! Не просто разрешено. Сначала водитель обязан убедиться в отсутствии (в пределах видимости!) приближающегося поезда. А если таковой имеется, то движение через переезд запрещено.
В завершении отметим, что ГОСТ допускает применение на железнодорожном переезде и обычных транспортных светофоров.
Четырёхсекционный светофор с сигналами бело-лунного цвета.
Применение таких светофоров даёт возможность организовать бесконфликтное движение маршрутных транспортных средств на перекрёстках. Речь идёт о трамваях, а также об автобусах и троллейбусах, если они двигаются по специально выделенной для них полосе.
Сейчас на светофоре включены все четыре бело-лунных сигнала и, следовательно, трамвай (автобус, троллейбус) могут двигаться во всех направлениях.
Если включены нижний сигнал и левый верхний, трамваю (автобусу, троллейбусу) разрешено движение налево.
Если включены нижний сигнал и средний верхний, трамваю (автобусу, троллейбусу) разрешено движение прямо.
Если включены нижний сигнал и правый верхний, трамваю (автобусу, троллейбусу) разрешено движение направо.
Если нижний сигнал не горит, тогда трамваю (автобусу, троллейбусу) включен «кирпич» – въезд на перекрёсток запрещен.
Сейчас трамваю разрешено прямо или налево, а нам – прямо или направо.
Действительно, бесконфликтное движение.
Сейчас трамваю разрешено прямо или направо, а мы будем стоять у стоп-линии.
И снова никакого конфликта.
А вот сейчас трамвай будет стоять, а нам можно во всех направлениях.
И опять никакого конфликта.
В каком случае такой светофор могут применить для регулирования движения автобусов и троллейбусов?
1. Во всех случаях, если это маршрутные автобусы и троллейбусы.
2. В случае если это маршрутные автобусы и троллейбусы и они двигаются по специально выделенной для них полосе. |
ПДД 6.8 — Трамвайный светофор
Для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной для них полосе, могут применяться светофоры одноцветной сигнализации с четырьмя круглыми сигналами бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы «Т».
Движение разрешается только при включении одновременно нижнего сигнала и одного или нескольких верхних, из которых левый разрешает движение налево, средний — прямо, правый — направо. Если включены только три верхних сигнала, то движение запрещено.
Вы намерены повернуть налево. Ваши действия?
1. | Уступите дорогу трамваю. | |
2. | Проедете перекресток первым. | |
3. | Дождетесь разрешающего сигнала специального светофора и только после этого повернете. |
Зеленый сигнал светофора разрешает Вам поворот налево. Движение трамвая на данном перекрестке регулируется светофором одноцветной сигнализации в виде буквы «Т» . Учитывая, что при таком сигнале движение трамваю запрещено, Вы можете проехать перекресток первым.
На какие транспортные средства распространяются сигналы такого светофора?
1. | На все маршрутные транспортные средства. | |
2. | Только на трамваи. | |
3. | На трамваи, а также другие маршрутные транспортные средства, движущиеся по выделенной для них полосе. |
Светофор в виде буквы «Т» с четырьмя сигналами бело-лунного цвета применяется для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных ТС в случае, когда их движение осуществляется по специально выделенной для них полосе. На все остальные ТС действие этого светофора не распространяется.
Вы намерены проехать перекресток в прямом направлении. Ваши действия?
1. | Уступите дорогу трамваю. | |
2. | Проедете перекресток первым. |
Включенный указатель поворота трамвая информирует о том, что пути движения вашего автомобиля и трамвая пересекаются на перекрестке. Учитывая, что зеленый сигнал светофора разрешает движение прямо, а специальный светофор в виде буквы «Т» запрещает трамваю поворот направо, вы можете проехать перекресток первым.
цвета по порядку, описание и значение
Сегодня каждый человек понимает, что такое светофор. Цвета: красный, желтый и зеленый — знакомы даже ребенку.
Однако было время, когда этих оптических устройств не было, и перейти улицу было не очень просто. Особенно в больших городах прохожим приходилось долгое время пропускать нескончаемые конные повозки.
На перекрестных улицах возникала неразбериха и нескончаемые споры.
Небольшой экскурс в историю
Изначально светофор придумали англичане. Был он поставлен в Лондоне в конце 68 года 19-го века. Управлял им человек. Механизм имел две стрелки. Когда они были в горизонтальном положении, движение было запрещено, а когда опущены – проезд разрешался. Ночью включали газовую горелку, с помощью которой подавали красный и зеленый сигнал. Это оказалось небезопасно. Газ взорвался, ранил полицейского, светофор убрали.
Лишь в начале двадцатого века в Америке был запатентован автоматический светофор. Цвета в нем не использовались, заменяли их надписи.
А вот первый светофор, который похож на современный, был разработан в 1914 году в той же Америке. В Кливленде был установлен первый светящийся светофор, цвета было только два: красный и зеленый. А в 1920 году к этим двум цветам добавили еще и третий — желтый.
В Советском Союзе первый светофор был установлен в Ленинграде в 1930 году, а чуть позже — в Москве, однако расположенность цветов была обратная. Вверху был зеленый, а внизу – красный. Только в 1959 году в нашей стране светофоры стали выглядеть как во всем мире. Так они выглядят по сей день.
Сегодня в любом городе светофоры – это обычное явление, без которого движение не представляется возможным.
Принципы работы современных светофоров
Светофор предназначен для регулировки движения транспортных средств и представляет собой светотехнический прибор, установленный в определенном месте с последовательным переключением световых сигналов определенных цветов.
Управляет светофором специально разработанная автоматизированная программа. В городах эти программы являются глобальными. Они тщательно разработаны. Управляют такие программы сразу несколькими светофорами, причем для оптимизации движения ПО разрабатывается для каждого времени суток отдельно.
Где обычно ставят светофоры
Во всех густонаселенных городах на сегодняшний день регулировщиком движения является светофор. Цвета по порядку переключаются и тем самым регулируют движение.
Обязательно их устанавливают на перекрестках равнозначных дорог, у пешеходных переходов с большим скоплением людей, возле учебных заведений и в прочих местах, в которых необходимо дополнительное регулирование.
В больших мегаполисах светофоры устанавливают практически на любой магистрали на остановках автобусов и трамваев, у станций метро.
Красный цвет светофора
Всем известно, что красный – это цвет агрессивный, возбуждающий, кричащий. Означает он опасность. В светофоре красный цвет является запрещающим. Еще в детском саду детей учат: «Красный цвет – движенья нет».
Участникам дорожного движения красный сигнал светофора говорит о том, что движение за линию стопа запрещено. Все без исключения автомобили должны беспрекословно придерживаться этого правила. За проезд перекрестка на запрещающий сигнал светофора правила дорожного движения предусматривают штрафные санкции. Эти штрафы довольно большие и заслуженные, ведь проезд на красный цвет может быть очень опасным. Именно из-за несознательных водителей на светофорах и перекрестках порой возникают самые страшные аварии.
Красный цвет очень хорошо виден в любую погоду: когда ярко светит солнышко, идет дождь, или стоит туман. С физической точки зрения красный цвет имеет максимальную длину волны. Наверное, поэтому его и выбрали в качестве запретного. Во всем мире значение красного цвета одинаково.
Зеленый цвет светофора
Другим сигналом на светофоре является зеленый. Это цвет спокойствия, умиротворения. Он оказывает расслабляющее действие на человеческий мозг. Зеленый сигнал светофора разрешает движение. Видно его достаточно далеко, любой водитель задолго до проезда светофора видит этот цвет и спокойно, не тормозя, преодолевает перекресток.
Однако, как говорится, существует негласное правило, согласно которому при проезде опасного перекрестка притормаживать все-таки стоит, даже когда сигнал светофора показывает зеленый. Это действие часто помогает избежать серьезных аварий.
Желтый – обрати внимание
Желтый цвет светофора является промежуточным. Он несет в себе предупреждающую функцию и призывает участников движения обратить внимание. Говорят, что желтый цвет символизирует ум, интуицию и сообразительность. Зажигается он обычно после красного, призывая водителей подготовиться к движению. Как показывает практика, желтый сигнал светофора многие водители воспринимают как разрешающий и начинают движение. Это неправильно, хотя и не наказывается штрафными санкциями. Когда загорается желтый цвет, нужно выжать сцепление, подготовиться, а вот для начала движения лучше дождаться зеленого, тем более что ждать-то всего пару секунд.
В обратном порядке: зеленый, желтый, красный — светофор не работает. В современных устройствах после зеленого сразу загорается красный цвет, при этом на последних минутах зеленый начинает мигать.
Также иногда можно увидеть непрерывно мигающий желтый сигнал светофора. Это говорит о том, что светофор отключен или поломан. Чаще всего мигают желтым цветом светофоры в ночное время.
Пешеходный светофор
Для регулирования движения пешеходов также существует светофор. Какие цвета в нем используются? Красный и зеленый – однозначно, а вот желтый отсутствует за ненадобностью. Особой подготовки для перехода дороги человеку не требуется.
Изображены обычно на пешеходных светофорах идущие человечки. Для удобства пешеходов в последнее время используется счетчик времени. Специальный секундомер отсчитывает, сколько секунд осталось до включения противоположного сигнала.
Как и в обычных светофорах, красный цвет запрещает движение, а зеленый говорит о том, что проход открыт.
Проезжая перекресток, водители должны знать, что пешеходы пользуются преимуществом. Так, например, на перекрестке автомобиль поворачивает направо на зеленый сигнал светофора, при этом пешеходам, переходившим перпендикулярную дорогу, тоже горит зеленый цвет. В таком случае автомобилист обязан пропустить всех пешеходов и лишь потом продолжить движение.
Что такое «зеленая волна»
В больших мегаполисах движение по автомагистралям сопровождается большим количеством светофоров, которые регулируют движение. Светофор, цвета которого всем известны, переключает их с определенной периодичностью. Эта периодичность регулируется автоматически и обеспечивает безопасность движения транспортных средств.
«Зелёная волна» привязана к скорости движения автомобиля. Предполагается, что, двигаясь с определенной средней скоростью, водитель, попав на зеленый сигнал светофора, по всей длине магистрали будет также попадать на зеленый цвет. Три цвета светофора переключаются с определенной периодичностью, а между рядом светофоров существует согласованность. На всех перекрёстках трассы, согласованных по этому принципу, существует одинаковая цикличность.
«Зеленая волна» была разработана для удобства проезда перекрестков, технически осуществить это не представляет особой трудности. Как правило, на таких магистралях дополнительно устанавливаются знаки с рекомендуемой скоростью, которая обеспечит безостановочный проезд перекрестков.
Помощником водителя и пешехода является трехглазый светофор. Цвета по порядку переключаются и регулируют ход, обеспечивая безопасность всех участников дорожного движения. Соблюдая правила проезда перекрестков добросовестно, можно избежать серьезных аварий и неприятных ситуаций на дорогах.
Тема 6.1. Сигналы светофора и регулировщика. Сигналы светофора — Учебник
Парадоксально, но светофоры придумали еще до создания автомобиля. Первый был установлен в Лондоне в середине XIX столетия и делал переход пешеходов через улицу, где активно разъезжали конные повозки, более безопасным.
Впрочем, устройство просуществовало недолго – через несколько месяцев оно взорвалось, ранив полицейского, и идея регулирования движения канула в Лету аж на полвека!
В XX столетии светофоры стали больше напоминать современные устройства: они были оснащены фонарями красного и зеленого цвета. И лишь спустя несколько лет туда добавили желтый предупреждающий сигнал.
С историей появления светофоров познакомились, перейдем к современности.
Классический светофор имеет вертикальное расположение сигналов – красный, желтый, зеленый.
Для всеобщего удобства располагается он, как правило, с правой стороны дороги перед перекрестком.
Но если дорога многополосная или же с участками с ограниченной видимостью, водителю в левом ряду бывает довольно сложно заметить светофор, расположенный на обочине (например, за движущейся по правой полосе фурой).
В таких случаях иногда применяют светофор с горизонтально расположенными сигналами. Устройство вывешивают над центральной частью дороги, и тут уж никому не отвертеться: мол, не увидел.
Кстати, сигналы светофоров бывают не только круглые. Иногда на них наносят изображения в виде стрелок, силуэтов пешехода или велосипеда (нетрудно догадаться, зачем).
Стрелочки на зеленом сигнале светофора говорят о том, что на таком устройстве есть дополнительная секция. А может и не одна.
Дополнительные секции с сигналами в виде стрелки устанавливают на уровне зеленого сигнала. Они могут быть слева, справа, а могут быть с обеих сторон одновременно.
А в некоторых местах встречаются Х-образные светофоры, регулирующие реверсивное движение.
Движение трамваев, а также других маршрутных транспортных средств, движущихся по «выделенке», регулируется особым типом светофора. Сигналы на нем не привычного красного или зеленого цвета, а все – бело-лунные.
А перед железнодорожными переездами размещают светофоры, мигающие красным или бело-лунным.
Перейдем к сигналам светофора.
Зеленый – разрешает движение. А значит, ехать можно.
Только и в этом случае существует вероятность попасть в ДТП. И даже стать его виновником. Например, если вы не уступили дорогу «Скорой помощи» с включенными спецсигналами, пешеходу или другому автомобилю, движущемуся на красный свет, но (!) завершающему маневр. Подробнее эти ситуации разберем чуть ниже.
Мигающий зеленый все еще разрешает продолжать движение, но указывает на то, что остались буквально считанные секунды до запрещающего сигнала.
Иногда рядом со светофором устанавливают световое табло, информирующее, сколько времени осталось до переключения сигнала. Водитель сможет сориентироваться, успевает он проехать или ему пора притормозить.
Желтый сигнал появился ровно сто лет назад, когда количество транспортных средств на дорогах значительно увеличилось. Ведь если на многополосном перекрестке с интенсивным потоком машин в один миг переключить одно направление движение на перпендикулярное, то возникнет хаос. Именно поэтому нужен некий временной буфер для остановки одного потока и подготовки другого к движению. Желтый сигнал как раз и является таким буфером.
Желтый сигнал запрещает движение. Однако если водитель въехал на перекресток при разрешающем сигнале, и желтый застал его в процессе, то он обязан закончить свой маневр. А другие водители обязаны пропустить его даже, если у них загорелся разрешающий сигнал.
Кроме того, п. 6.14 ПДД разрешает проехать на желтый сигнал светофора, если вы успеваете затормозить, только применив экстренное торможение. Видимо потому некоторые жмут на газ, а не на тормоз, когда загорается желтый. Но не забывайте, что на пересекающемся направлении может стоять такой же водитель-торопыга, который стартанет, не убедившись, что перекресток пустой. И вот уже и спешить никуда не надо…
Наш совет категоричен: никогда не надо выгадывать эти секунды на перекрестке. Себе дороже. Как говорится, тише едешь – дальше будешь!
Желтый мигающий сигнал светофора означает отнюдь не перебои с электричеством или поломку устройства. Это особой режим, говорящий водителям о том, что перекресток стал нерегулируемым. Включают его обычно вечером, когда движение на дорогах становится малоинтенсивным. Таким образом предотвращается соблазн водителей проехать на красный, когда машин или пешеходов в поперечном направлении нет. Ехать на мигающий желтый можно, но с осторожностью, как и на любом другом нерегулируемом перекрестке. О правилах проезда мы поговорим в последующих главах.
А вот ждать, пока загорится зеленый на перекрестке с мигающим желтым светофором, не стоит – так и до утра можно простоять.
Красный свет – проезда нет. Это знают даже дети. Но что делать, если красный попеременно мигает (на переезде)? Подобная ситуация ставила в ступор ни одного водителя, поэтому даже в экзаменационные вопросы ее включили.
Что означают красный мигающий сигнал или два попеременно мигающих красных сигнала светофора, установленного на железнодорожном переезде?
1. Движение разрешается с особой осторожностью.
2. Движение запрещено.
3. Светофорная сигнализация неисправна.
Первый вариант, видимо из серии, черного юмора… Запомните: на красный ехать нельзя никогда! Разве что в Рио-де-Жанейро, где в темное время суток власти официально разрешили нарушать подобный запрет, дабы не попасть в засаду на перекрестке. Но мы не в Бразилии, а значит, верный ответ на эту задачу – 2.
По требованию запрещающего сигнала светофора водитель должен остановиться на линии «Стоп» или перед табличкой «Стоп», а если их нет, то непосредственно перед пересекаемой проезжей частью.
Ну и наконец, сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении разрешающего сигнала. Так что на экзамене в ГИБДД (да и в жизни) трогаться кроме как на зеленый не рекомендуем. Иначе либо прав не дождетесь, либо на штраф нарветесь.
Теперь поговорим о дополнительных секциях.
Как мы уже отмечали выше, светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне зеленого круглого сигнала.
Если на светофоре есть дополнительная секция справа, то поворот направо можно делать исключительно при разрешающем сигнале этой секции.
То же самое и с отдельной секцией слева. Но с одним лишь дополнением: если стрелка разрешает поворот налево, то она разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком, и вы находитесь в крайней левой полосе.
Если же стрелка на дополнительной секции не включена, то ехать в данном направлении запрещено. Даже если основной светофор горит зеленым.
А если наоборот?
Допустим, дополнительная секция направо дает разрешающий сигнал. А сигнал основного светофора – красный. Движение направо разрешено. Но здесь возникает неувязочка. Если для водителя с зеленой стрелкой горит красный основного светофора, то для поперечного направления горит зеленый основной. И вот поперечный поток мчится в ту же сторону, что и вы. Кто же должен уступить? Распространяется ли здесь правило «помехи справа»? Нет.
Согласно ПДД, если водитель едет на «зеленую стрелку» при красном сигнале основного светофора, он уступает всем.
Рассмотрим задачу.
Обязаны ли Вы при повороте направо уступить дорогу автомобилю, выполняющему разворот?
1. Обязаны.
2. Не обязаны.
У вас горит зеленая стрелка, но основной сигнал светофора – красный. Это значит, что придется уступить остальным участникам дорожного движения. Правильный ответ – 1.
В светлое время, когда дополнительные секции видны, особых проблем с чтением сигналов светофора у водителей не возникает. Другое дело – ночью. Основной сигнал светофора может гореть зеленым. А вот есть ли дополнительная секция? И можно ли в этом случае делать поворот?..
Дорожники вышли из ситуации, нанеся на основные сигналы светофора конкурные стрелки.
Если нанесена только одна стрелочка прямо, то дополнительные секции расположены и слева, и справа. И даже, если основной сигнал светофора разрешает движение, поворот налево или направо совершать нельзя – ждем, когда загорится сигнал соответствующей стрелки.
Если на основные сигналы светофора нанесены стрелки прямо и направо, то это говорит о том, что у светофора есть дополнительная секция только слева. Поэтому поворот налево и разворот можно делать только при разрешающем сигнале этой допсекции.
Аналогично и с допсекцией справа. В этом случае на основной сигнал светофора нанесут стрелки прямо и налево.
Однако на наших дорогах встречаются светофоры с дополнительной секцией, на основной сигнал которых не нанесена контурная стрелка.
Если водитель не заметил дополнительную секцию (скажем, из-за ограниченной видимости ночью), а его привлекают по ч. 1 ст. 12.12 КоАП «Проезд на запрещающий сигнал светофора», он может опираться на ГОСТ 52282-2004 и апеллировать, что дорожные службы недостаточно информативно оборудовали сигналы светофора на данном перекрестке. Но придется доказать, что дело тут не в невнимательности водителя. Если же водитель видел допсекцию, но просто ее проигнорировал, то это нарушение. И ему придется за него отвечать.
Для трамваев и маршрутных транспортных средств, движущихся по «выделенке», чиновники придумали особенные светофоры.
Они представляют собой четыре круглых сигнала бело-лунного цвета, расположенные в виде буквы «Т».
Резонный вопрос: зачем обычным водителям знать про этот светофор, если он предназначен исключительно для трамваев и другого общественного транспорта.
Все просто! Трамвай, как вы помните, при равных условиях всегда имеет преимущество.
Если ему горит разрешающий сигнал, то водитель обязан уступить. Если запрещающий, но при этом классических светофор разрешает движение, то нам можно ехать.
Поэтому давайте разберемся с сигналами этого светофора.
Сигналы этого светофора похожи на стрелки, и ехать трамвай может только, когда горит нижняя секция. Левая секция (одновременно с нижней) разрешает движение налево, а правая, как ни странно, – направо, средняя секция означает, что трамвай может ехать только прямо.
Если включены сразу несколько верхних сигналов, то движение разрешено в нескольких направлениях, кроме разворота. Ведь для этого ему необходимо специальное разворотное кольцо, расположенное на конечных станциях маршрута.
Поэтому, если у трамвая горят только вертикальные сигналы и включен «поворотник» направо, как на иллюстрации слева, то он будет стоять и ждать разрешающего сигнала направо. Напротив, водителю легкового автомобиля ждать не обязательно – ведь у него-то горит зеленый, а значит, можно проехать.
Или другой пример. У трамвая на его светофоре горят только горизонтальные сигналы, что означает запрет дальнейшего движения. А у автомобилистов – свой светофор. И он горит зеленым. Значит, трамвай стоит, а «легковушка» едет, даже если ее траектория движения пересекает траекторию трамвая.
Для регулирования движения по реверсивным полосам, где движение меняется туда-сюда по несколько раз за день, придумали реверсивные светофоры.
Если горит зеленый сигнал, движение по реверсивным полосам разрешено.
Если загорелась желтая стрелка, необходимо перестроиться на другую полосу в направлении стрелки.
Если включился красный сигнал, движение запрещено.
Если же реверсивный светофор выключен, это вовсе не означает, что по реверсивной полосе можно ехать в любую сторону. Въезд на полосу в этот момент запрещен. В том числе и для обгона. Иначе может так случиться, что обгонять в этой жизни уже больше не потребуется.
Имейте в виду, что реверсивный светофор действует исключительно на полосу, над которой он установлен, а не на всю проезжую часть.
Круглый бело-лунный мигающий сигнал устанавливают перед железнодорожным переездом.
Ранее у него были зеленый и красный сигналы. Сейчас же разрешающий сигнал вместо зеленого в соответствии с международным обозначением назван романтично «бело-лунный». Днем он не очень хорошо заметен, поэтому его сделали мигающим.
Мигающий бело-лунный сигнал разрешает движение.
Красных сигналов на этом светофоре два. Они загораются попеременно. Некоторым водителям одного мало. Именно для таких и сделали два. Чтобы понятнее было: движение запрещено. Да еще и звуковой сигнал добавили для «слепых». Ведь с поездами шутки плохи.
Движение пешеходом и велосипедистов регулируют специальные светофоры.
На них нанесены силуэты человечка и велосипеда. Только, кажется, не все пешеходы в курсе, что этот светофор предназначен именно для них…
Для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения проезжей части световые сигналы светофора могут быть дополнены звуковым сигналом.
Ну и напоследок важное сообщение.
Сигналы светофора отменяют знаки приоритета.
Вы намерены повернуть налево. Кому Вы должны уступить дорогу?
1. Только пешеходам.
2. Только автобусу.
3. Автобусу и пешеходам.
На перекрестке работает светофор, а значит знаки приоритета «не работают». Поворачивая налево, автобус окажется вашей помехой справа, поэтому ему придется уступить. Так же, как и пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую вы поворачиваете. Верный ответ – 3.
Урок на тему «Назначение сигналов светофора»
Цель урока: формирование навыков безопасного пересечения дороги пешеходами.
Задачи урока:
1. Изучить назначение сигналов светофора, научиться распознавать светофоры для водителей и пешеходов.
2. Сформировать навыки безопасного участия в дорожно-транспортном процессе.
3. Развить навыки самоконтроля, умения сосредотачиваться, быть внимательным, уметь переходить улицу по зеленому сигналу светофора.
Оборудование:
- Учебно-методический комплект “Дорога и Я” (разработанный специалистами компании RENAUT (“Рено”) совместно с педагогами и сотрудниками служб безопасности дорожного движения в рамках международной образовательной программе “Безопасность на дороге для всех”.Комплект включает следующие средства обучения: методическое руководство, рабочие тетради, плакат “Дорожные знаки”, набор наклеек).
- Комплект моделей светофоров: трехсекционный-транспортный, пешеходный с двумя сигналами.
- Раздаточные карточки, набор “Комплект дорожных знаков”, плакаты по пропаганде ПДД, загадки, вопросы, магнитофон, цветные карандаши, ручки.
Ход занятия
1. Орг. момент, приветствие
Приветствие обучающихся, проверка посещаемости, постановка целей и задач.
2. Повторение изученного материала
На прошлом занятии мы познакомились с основными группами дорожных знаков, узнали, для чего придуманы и разработаны правила дорожного движения и дорожные знаки. Давайте вспомним основные группы знаков и их назначение.
(Работа с плакатами. Ребята называют основные группы знаков и их назначение).
Вспомните, пожалуйста, какие из дорожных знаков предназначены для пешеходов? (Педагог показывает знак, дети называют его название значение, педагог помогает в случае затруднения:
Подземный и наземный пешеходный переход – информационно-указательные знаки, информируют о расположении этих переходов; пешеходный переход – информационно-указательный знак, информирует о расположении пешеходного перехода, движение пешеходов запрещено – запрещающий знак, запрещает движение пешеходов; пешеходный переход – предупреждающий знак, предупреждает о приближении у пешеходному переходу; пешеходная дорожка – предписывающий знак, разрешает движение пешеходов)
3. Изучение нового материала
Молодцы, вы хорошо освоили дорожные знаки. Но для того, чтобы чувствовать себя безопасно при переходе улицы, знания одних дорожных знаков недостаточно. Необходимо знать назначение сигналов светофора, правила движения для пешеходов.
Внимание на экран ( Демонстрация презентации, Приложение №1)
Слайд №1
Отгадайте загадку:
Зорко смотрит постовойЗа широкой мостовой.
Как посмотрит глазом красным –
Остановятся все сразу.
Ответ: Светофор
Слайд №2
Поэтесса Лариса Рубальская написала такое шуточное стихотворение послушайте:
Кто придумал светофор?
Это было, между прочим,
Очень много лет назад.
Самолет придумал летчик,
Садовод придумал сад,
Изобрел турист дорогу,
Футболист придумал мяч.
Но осталось очень много
Нерешаемых задач.
Неизвестно до сих пор,
Кто придумал светофор?
Кто придумал светофор? –
Неизвестно до сих пор.
Каждый делает, что хочет,
Все, что в голову взбредет.
И однажды, между прочим,
Что-нибудь изобретет.
К стенке гвоздь, к варенью чайник,
Черный хлеб для кислых щей,
В жизни много не случайно
Замечательных вещей.
Слайд №3
Как вы думаете, когда впервые были предприняты попытки регулирования движения с помощью технических средств? (Варианты детей)
Первые попытки применения технических средств для регулирования движения конных экипажей (автомобилей в то время ещё не было) относятся к 1868 году, то есть к 19 веку. Перед зданием парламента в Лондоне был установлен семафор железнодорожного типа, приводимый вручную специально приставленным к нему слугой. Впоследствии установка была модернизирована путём оборудования её газовыми фонарями, излучающими красный и жёлтый свет.
Слайд №4
Первые электрические светофоры
В 1914 г. В городе Кливленде (США) появился первый электрический светофор. Он имел два сигнала красный и зеленый и управлялся в ручную. Но уже в 1918 г. На улицах Нью– Йорка начали работать трехцветные электрические светофоры. Сначала зеленый сигнал в светофорах располагался сверху, затем было решено, что для лучшей видимости красный сигнал должен размещаться сверху, как наиболее важный. Теперь во всех странах принята единая система расположения сигналов в светофоре: Красный, желтый, зеленый.
Слайд №5
России первый светофор заработал 15 января 1930 года на углу Невского и Литейного проспектов в Ленинграде, а 30 декабря того же года – на углу Петровки и Кузнецкого моста в Москве.
Слайд №6
Позже, в 1932 году, такой же светофор установили на пересечении улиц Кузнецкий мост и Неглинная. Установка обоих этих светофоров носила экспериментальный характер. И только к концу 1933 года, когда эксперимент был признан удачным, было установлено около ста светофоров по всей Москве.
Слайд №7
Слово “светофор” построено из сочетания русского и греческого слов и означает “носитель света”.
Слайд №8
А сейчас послушайте стихотворение шутку:
Бежать нельзя на красный свет
Сказал медведь ежу.
– Я знаю, – буркнул ёж в ответ,
Но очень я спешу.
– Куда же ёж спешишь ты так?
– А я спешу в больницу.
– Тогда беги, и красный свет
Тебе вполне сгодится.
Как вы думаете, можно ли переходить дорогу на красный сигнал светофора?
(Варианты ответов детей)
Слайд №9
Сейчас с помощью изображений и макетов двух видов светофоров — транспортного и пешеходного — мы будем учиться переходить дорогу, согласно сигналам светофора.
(Демонстрация типов светофоров, работа со стендами).
Сколько секторов у этих светофоров?
(У транспортного 3 секции, у пешеходного — 2 секции).
Молодцы.
А сейчас внимание на компьютер, мы с вами
посмотрим учебный мультфильм. (ролик
“Светофор” – студия “Лукоморье-пикчерз” по
заказу ГИБДД Екатеринбурга и Ханты – Мансийска.
О правилах дорожного движения детям, Приложение
№2)
(транспортный)
Возможно, Баба Яга даже не догадывается, что для пешеходов существуют специальные светофоры. Но суть передана верно — просто в пешеходных светофорах нет желтого сигнала.
Слайд №10
Итак, давайте рассмотрим, что обозначают сигналы светофоров для пешеходов и транспорта (работа с информационными стендами).
Светофор для пешеходов:
Его действие распространяется только на пешеходов.
Зелёный – разрешает движение;
Красный – запрещает движение.
Светофор для транспортных средств:
Зелёный – разрешает движение;
Зелёный мигающий – разрешает движение и информирует, что его действие истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал;
Жёлтый – запрещает движение;
Жёлтый мигающий – разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрёстка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности;
Красный – в том числе мигающий, запрещает движение;
Сочетание красного и жёлтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зелёного сигнала.
Физкультминутка
Слайд №11.
На дорогах транспортные и пешеходные светофоры обычно расположены рядом друг с другом. Есть ли связь между сигналами транспортного и пешеходного светофоров, или они зажигают сигналы независимо друг от друга?
(Варианты ответов детей)
Действительно, светофоры работают “в команде”. Разбор ситуационного минимума (педагог рисует ситуации на доске, учащиеся — в рабочей тетради)
Вывод: когда для машина транспортном светофоре горит красный сигнал светофора, для пешеходов на пешеходном светофоре горит зелёный сигнал. Когда для машин горит жёлтый или зелёный сигнал, для пешеходов будет гореть красный!
4. Закрепление изученного материала.
Слайд №12. Давайте повторим: дорогу можно переходить только на?:
– красный мигающий сигнал светофора
– зеленый сигнал
– желтый сигнал светофора
Слайд №13. Когда загорелся зеленый сигнал светофора, что ты будешь делать?
– пропустишь всех старушек и даму с собачкой
– побежишь со всех ног
– останешься стоять на месте
– убедишься, что все транспортные средства
остановились и перейдешь дорогу.
Молодцы.
А сейчас, дежурный, раздай, пожалуйста, тематические тетради. Выполним тематические упражнения.
1) Прочитайте задание к упражнению 1 на странице 14. (Задание: отметить, какой сигнал пешеходного светофора соответствует сигналу транспортного светофора)
Задание понятно? Выполните это упражнение. (Работа в тетрадях “Я и дорога”. Во время выполнения идёт обсуждение задания)
2) Прочитайте задание к упражнению 2 на стр. 14 (ситуация — на рис. Ребенок переходит дорогу на красный сигнал светофора по пешеходному переходу), представьте себя на месте водителя автомобиля. Как должен вести себя пешеход, чтобы облегчить задачу водителю? (Ребята объясняют, что пешеход, переходящий дорогу, нарушает правила, подвергает себя и водителя опасности. Пешеход является лишь одним из многих объектов внимания водителя).
3) Прослушайте стихотворение О. Бедарева “Азбука юного пешехода”. Сколько правил поведения на улице вы найдёте?
Асфальтом улицы мостятся, автомобили быстро мчатся.
Бурлит в движении мостовая – бегут авто, спешат трамваи.
Все будьте правилу верны – держитесь правой стороны. *
Где улицу надо тебе перейти, о правиле помни простом –
С вниманием налево сперва погляди, направо взгляни потом. *
Должен помнить пешеход, перекресток – переход.
Есть сигналы светофора, подчиняйся им без спора. *
Желтый свет – предупреждение, жди сигнала для движенья.
Зеленый свет открыл дорогу: переходить ребята могут.
И теперь смелей иди – свет зеленый впереди.
Красный свет нам говорит: Стой! Опасно! Путь закрыт! *
Нужно слушаться без спора указаний светофора.
Эти правила движенья – очень важного значения.
Юные граждане, Тани и Пети,
Твердо запомните правила эти!
2) Прочитайте стихотворение о сигналах светофора, и вместо звездочек вставьте пропущенные слова (детям раздаются распечатки стихотворения).
Сигналы светофора
Ребятам надо знать.
И правила движения
Конечно, соблюдать!
*** свет – ты подожди.
*** свет – ты приготовься,
А *** – поспеши
И переходить не бойся!
5. Обобщение, вывод
Молодцы, вы хорошо поработали на сегодняшнем занятии.
Что вы узнали сегодня нового? (Ответы детей)
Слайд №14
Давайте обобщим, какими правилами должен руководствоваться пешеход при переходе улицы:
1. Перед тем, как переходить улицу с двухсторонним движением (по наземному пешеходному переходу), надо посмотреть налево, потом направо, затем опять налево, потому что машины будут приближаться с левой стороны от вас. Дойдя до середины дороги, остановитесь, посмотрите ещё раз направо, и если дорога свободна, продолжайте путь.
2. Если у перехода есть светофор для пешеходов, дождитесь зелёного сигнала, затем убедитесь, что все машины остановились, после чего переходите улицу.
Слайд №15
3. Если вы дошли до середины дороги, и вдруг загорелся красный свет, машины поехали, не бегите! Спокойно стойте на разделительной линии, когда загорится зелёный свет для пешеходов.
4. Никогда не перебегайте улицу. Спокойно переходите быстрым шагом.
5. Переходите дорогу по белым линиям пешеходного перехода, под прямым углом к дороге, а не по диагонали.
Итак, вы узнали назначение сигналов светофора, познакомились некоторыми правилами движения для пешеходов. Полученные знания помогут вам уверенно чувствовать себя на дороге, правильно оценивать быстро меняющуюся обстановку на дороге, точно выполнять правила дорожного движения, быть внимательными на улице.
6. Домашнее задание
Найдите стихотворения, загадки о правилах дорожного движения, о назначении сигналов светофора, о дорожных знаках. Можно стихотворения сочинить самим.
До свидания.
Слайд №16
Физкультминутка:
Ребята, давайте поиграем в регулировщиков движения. Если сломался светофор, то, как вы знаете, на помощь участникам дорожного движения приходят постовые-регулировщики. Давайте условимся, что сигналы мы будем изображать так:
Красный — стоим на месте, руки опущены вниз.
Желтый — хлопаем в ладоши,
Зеленый — шагаем на месте.
Я говорю, какие сигналы сейчас должны быть на светофорах.
А вы их изображаете. Правила понятны? Начали! (игра)
Приложение 1 (презентация)
Приложение 2 (видео))
Светофор и его сигналы
краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Камчатский центр детского и юношеского технического творчества»
Конспект занятия
на тему: «Светофор и его сигналы»
Объединение «Умная дорога»
(для обучающихся второго года обучения 7-9 лет)
Материал подготовила:
Педагог дополнительного образования
Каржевина Марина Павловна
г. Петропавловск- Камчатский
2014г.
Тема. Светофор и его сигналы.
Цель: Расширить знание детей о видах и светофора и его сигналов, учить их быть внимательными при переходе улицы.
Задачи:
Формирование знаний о дороге, правилах перехода проезжей части по пешеходному переходу со светофором и без него.
Развитие способности ориентировки на улице, различение формы, цвета, понимание необходимости порядка на улице и дороге. Обогащение словарного запаса.
Воспитание уважения к правилам дорожного движения при переходе проезжей части.
Оборудование: таблицы, плакаты, учебное пособие, детские словарики, раздаточный материал.
Методы и средства обучения:
словесные — объяснение, рассказ, опрос.
наглядные — показ плакатов, иллюстрированных пособий видеопродукции, зарисовок на доске;
практические — выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации.
Формы работы: индивидуальная, в парах, коллективная.
Формы работы: индивидуальная, в парах, коллективная.
План занятия:
минут
1. Организационный момент (фронтальный опрос по понятиям) – 5 мин.
2. Сообщение темы и цели занятия. — 5 мин.
Теоретическая часть (путешествие в историю) «Светофор и его сигналы» — 10 мин.
3. «Викторина с мячом» — 20 мин.
4. Физкульт минутка – 5 мин.
10 минут
Перерыв
минут
5. Практическая часть: Карандашное задание — 15 мин.
6. Вопросы для закрепления- 5 мин.
7. Игра «Огни светофора» — 20 мин.
8. Домашнее задание (творческое) — 5 мин.
Ход проведения
Организационный момент.
Педагог:
Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть всех вас на занятие. Я вижу у вас замечательное настроение, которое нам сегодня понадобиться.
В начале занятия давайте вспомним с вами кто такие «Пешеход», «Пассажир», «Водитель (дети открывают словарики.)
Ответы детей: «Пешеход», «Пассажир», «Водитель» — это участники дорожного движения.
Педагог: Правильно!» На какие части делится дорога?
Ответы детей: Дорога делится на проезжую часть, по которой едут автомобили и тротуар по которому ходят пешеходы.
Педагог: Молодцы! Все верно.
Сообщение темы и цели занятия.
Педагог:
Сегодня мы продолжим занятия по правилам дорожного движения. Чтобы узнать тему сегодняшнего занятия, вы должны разгадать загадки, а потом угадать все слово. (Буквы в слове по горизонтали открываются по мере отгадывания загадок.) Итак, слушаем вопросы.
1.Звук, издаваемый машиной для привлечения внимания пешеходов и водителей.
Ответы детей:
— Сигнал
Педагог:
2.Человек, управляющий каким- либо транспортным средством.
Ответы детей:
—Водитель.
Педагог:
3.(Эту букву пока пропускаем, вернемся к ней позднее, когда отгадаем всё слово.)
Педагог:
4.Резкая остановка транспорта.
Ответы детей:
—Тормоза.
Педагог:
5.Преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут.
Ответы детей:
—Остановка.
Педагог:
6.Фонарь на автомобиле.
Ответы детей:
— Фары.
Педагог:
7.Этот знак запрета круглый с красным ободком: две машины рядом мчатся, запрещает он…..
Ответы детей:
-Обгон.
Педагог:
8.Штурвал автомобиля.
Ответы детей:
Руль.
Педагог:
Какое слово получилось по горизонтали?
Ответы детей: СВЕТОФОР
Педагог:
-Какая безударная гласная пропущена в слове «светофор»?
Ответы детей: «Е»
Педагог:
-Как проверить эту гласную?
Ответы детей:
— От слова- СВЕТ
Педагог:
Это и будет темой нашего сегодняшнего занятия «Светофор и его сигналы».
Педагог:
— А где вы видели светофор?
Ответы детей:
—На дороге, у пешеходного перехода.
Педагог: 3наешь ли ты, что:
Первый светофор появился в Лондоне более ста лет назад. Он стоял в центре города на столбе высотой 6 метров, имел два цвета: красный и зеленый. Специально поставленный человек поднимал кружок нужного цвета с помощью веревки.
Первый светофор в России был установлен в 1929 году в Москве. Он был в форме круга из трех равных частей: красной, желтой и зеленой. Регулировщик поворачивал стрелку на нужный цвет. Потом появились электрические светофоры. Первый пешеходный светофор появился в Ленинграде в 1937 году. В переводе с греческого «светофор» означает «носитель света» — он регулирует движение с помощью красного, желтого и зеленого световых сигналов.
Педагог:
-Что такое светофор? (идет объяснение.)
Светофор – техническое устройство, регулирующее движение транспорта и пешеходов; друг и помощник водителей и пешеходов. Он разрешает или запрещает ехать или идти. Все обязаны подчиняться его сигналам.
Педагог:
-Зачем он нужен?
Ответы детей:
—Чтобы избежать несчастных случаев и правильно организовать движение транспорта и пешеходов.
Педагог:
-Сколько у него сигналов?
Ответы детей: Три сигнала: красный, желтый, зеленый.
Педагог:
-Какие бывают светофоры?
Ответы детей:
Светофоры бывают транспортные и пешеходные.
Педагог: (идет объяснение.)
На перекрестках, пешеходных переходах могут быть двухсекционные пешеходные светофоры. В них используется два цвета. Светофор для пешеходов с изображением на них красным цветом стоящего пешехода (запрещающий сигнал) и зеленым цветом идущего пешехода (разрешающий сигнал.) Пешеходные светофоры размещают на тротуарах с обеих сторон проезжей части дороги. Светофор подает световые и (или) звуковые сигналы, комплектуются таймерами, и регулирует движение на дороге. Транспортный светофор может быть трехсекционным и иметь дополнительные секции со стрелками зеленого цвета, указывающие направления движения транспортных средств. В транспортных светофорах используются три цвета.
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно
Далее педагог объясняет, почему красный сигнал запрещающий. Красный свет — всегда сигнал опасности, и не только в светофоре. Красные лампочки загораются: в местах, где ремонтируют дороги; позади машины, которая тормозит; на железнодорожном переезде с приближением поезда; в опасных местах устанавливают красные флажки или ленточки; красной каймой обведены «Предупреждающие» и «Запрещающие» сигналы. Красный свет далеко виден водителям и пешеходам.
Педагог:
-Какие машины-помощницы человека окрашены в красный цвет?
Ответы детей:
Пожарная машина.
Педагог:
Желтый свет предупрежденье,
Жди сигнала для движения,
-Какие машины-помощницы человека окрашены в желтый цвет?
Ответы детей:
Машины МЧС, могут быть и транспортные средства общего пользования — маршрутное такси.
Педагог:
-А зеленый говорит
Проходите, путь открыт «ВЫЗОВ» ЗЕЛЕНОГО СИГНАЛА
Далее педагог объясняет:
Что скоро светофоры станут удобными и для пешеходов, и для водителей. Пешеходы смогут «вызывать» зеленый сигнал в любое время. А водителям не придется останавливаться на «красный», который обычно загорается, даже когда нет переходящих дорогу пешеходов, для этого светофоры оборудуют кнопкой вызова зеленого сигнала.
Подошел к проезжей части, нажал на зеленую кнопку на столбике — и дорога тебе открыта, пожалуйста, можешь переходить дорогу.
Далее педагог предлагает воспитанникам Викторину с мячом.
Ход игры.
Педагог кидает учащемуся мяч и задает вопрос. Учащийся отвечает на вопрос и возвращает мяч педагогу.
Педагог:
-Что надо делать, если загорелся желтый свет, а вы дошли только до середины улицы?
Ответы детей:
Стоять и дождаться, когда загорится зеленый сигнал светофора.
Педагог:
-Кому даёт команды пешеходный светофор?
Ответы детей:
Пешеходам.
Педагог:
-Когда надо начинать переходить улицу?
Ответы детей:
Когда загорится зеленый свет.
Педагог:
-Сколько сигналов у светофора?
Ответы детей:
Три для транспортных средств, два для пешеходов.
Педагог:
-Что означает красный сигнал?
Ответы детей:
Стоять.
Педагог:
-Каким машинам надо уступать дорогу даже тогда, когда для пешеходов горит зеленый свет?
Ответы детей:
«Скорой помощи», «Пожарной машине» и «Полиции».
Педагог:
-Назови игры, которые становятся очень опасными, если играть в них на улице, а не во дворе?
Ответы детей:
Игры с мячом вблизи проезжей части дороги.
Педагог:
-Как называется пересечение дорог?
Ответы детей:
Перекресток.
Педагог:
-Что следует сделать, прежде чем начать переходить улицу?
Ответы детей:
Посмотреть, какой сигнал горит на светофоре.
Педагог:
Итак, в процессе игры с мячом мы изучили светофор и его сигналы. А теперь вопросы для закрепления.
Какие бывают светофоры?
Ответы детей:
Светофор для пешеходов и для водителей.
Педагог:
Как они выглядят?
Ответы детей:
Светофор для пешеходов состоит из двух секций, красный — стой, зеленый — иди.
Транспортный светофор состоит из трех секций красный — стой, желтый — жди, зеленый — иди.
Педагог:
Молодцы! Вы дали правильные ответы и немного устали. Пришло время отдохнуть. Предлагаю физкультминутку.
РАЗ — подняться, потянуться,
ДВА — согнуться, разогнуться,
ТРИ — в ладоши три хлопка,
НА ЧЕТЫРЕ — руки шире,
ПЯТЬ — руками помахать,
и на место тихо встать.
Объявляем перерыв.
Педагог:
Отдохнули. Набрались сил. Приступаем к практической части нашего занятия.
(Дети выполняют задание в тетради по ПДД).
Задание №1. Закрась светофоры в зависимости от ситуации.
Задание № 2. Закрасить секции пешеходного светофора в соответствии с приведенной на рисунке схемой, а рядом самостоятельно нарисуй пешеходный светофор.
Красный свет горит «стой», а зеленый – «иди».
(После того как задание было выполнено педагог задает вопрос детям).
Вопросы для закрепления.
Педагог: Что мы узнали?
Ответы детей: Движением пешеходов и машин управляют транспортный и пешеходный светофоры. Сигналы двухсекционного пешеходного светофора — только для пешеходов. Бывают светофоры с вызывным устройством (зеленого сигнала).
Педагог: Молодцы! Правильно.
Запомните очень простые правила, предлагаю вам эти правила закрепить на практике. (Для сценки подготовьте небольшое оформление зала. Сделайте бордюры, обозначьте проезжую часть пешеходным переходом устанавливается электронный макет светофора, вызываются несколько воспитанников, чтобы продемонстрировать эти правила на практике, все остальные смотрят и запоминают).
Педагог: (называет Правила дорожного движения).
1. Переходи дорогу на зеленый сигнал!
(воспитанник смотрит на макет светофора, загорается зеленый сигнал, переходит дорогу, все остальные за ним наблюдают).
Педагог: Молодец!
2.Переходи дорогу по пешеходному переходу («зебре»)!
(на полу лежит нарисованная зебра, воспитанники по очереди переходят дорогу)
Педагог: Вы все правильно сделали, дорогу нужно переходить строго по пешеходному переходу («зебре»).
3.Прежде чем переходить дорогу, посмотри в обе стороны!
(следующий воспитанник останавливается перед «зеброй», смотрит в обе стороны, затем переходит дорогу).
Педагог: Молодец! Не забыл, что надо посмотреть в обе стороны.
4.Переходи дорогу только со взрослыми за руки!
(педагог берет воспитанника за руку и переходит с ним дорогу).
Педагог: Молодцы, правила вижу, вы усвоили, предлагаю игру «Огни
светофора». В этой игре все дети — пешеходы. Регулировщик (педагог) показывает на «светофоре»
Желтый сигнал — все дети выстраиваются и готовятся к движению. Когда зажигается Зеленый сигнал — можно ходить, бегать, прыгать по всему залу.
При красном сигнале все замирают на месте.
Тот, кто ошибся, выбывает из игры.
Педагог: Молодцы! Мне понравилось, как вы играли, были внимательными и активными, четко выполняли команды регулировщика (педагога).
Педагог подводит итог и вместе с детьми читает стихотворение «Огни светофора».
На светофоре — красный свет!
Опасен путь — прохода нет!
А если желтый свет горит —
Он «приготовься» говорит.
Зеленый вспыхнул впереди —
Свободен путь — переходи.
Педагог: Домашнее задание (творческое)
1.Нарисовать трехсекционный (транспортный) и двухсекционный (пешеходный) светофоры, раскрасить их сигналы.
2.Расскажите (или зачитайте) свою сказку о поведении пешеходов и водителей машин на перекрестке.
Пример:
Когда я был маленьким, мы с папой ходили гулять. На дороге я увидел много машин и большой фонарь с тремя разноцветными лампочками. Я спросил у папы:
— Что это?
Папа ответил:
— Светофор. И объяснил мне, какой цвет что обозначает. Красный цвет — стой, идти нельзя. Желтый цвет говорит: скоро загорится зеленый свет, и можно будет идти. Зеленый — путь открыт, можно идти.
Вот так я узнал, что такое светофор. И когда я перехожу дорогу, смотрю на светофор.
Педагог:
Мне понравилось, как вы работали замечательно рисовали, давала правильные ответы,
были активными участниками и т.д. Наше занятие закончилось. Всем до свидания.
С хорошим настроением жду вас на наши занятия по ПДД.
Список литературы: Для педагогов:
1.Елжова Н.В. ПДД в начальной школе: конспекты занятий по ознакомлению учащихся с ПДД; перспективное планирование по профилактике ДДТТ; работа с родителями — Ростов н/Д: Феникс, 2013.
2.Ижевский П.В. Обучение правилам дорожного движения: 1-4 кл.: метод. пособие / [В.Я. Сюньков, П.В. Ижевский, Б.О. Хренников, И.В. Александрова, М.В. Маслов; под ред. П.В. Ижевского]. — М.:Просвещение, 2009.
3.Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу: 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2009.
4.Рыбин А.Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: 5-9 кл.: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / [А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под редакцией А.Т. Смирнова]. — М.: Просвещение, 2008.
5.Тошева Л.И. Основы безопасности дорожного движения: 1-4 классы.-М.: ВАКО, 2011
6. Мой друг светофорик: 2 класс: учебное пособие / под. ред. Р.П. Бабина. – 3-е изд. – М.: Мнемозина, 2008.
Для обучающихся:
Извекова Н. А. Правила дорожного движения. Учебное пособие для 2 класса. -М.: Просвещение, 1979.
Мой друг светофорик: 2 класс: учебное пособие / под. ред. Р.П. Бабина. – 3-е изд. – М.: Мнемозина, 2008
Мой друг светофорик: 2 класс: рабочая тетрадь / под. ред. Р.П. Бабина. – М.: Мнемозина, 2005.