Принцип работы системы GPS ГЛОНАСС
6 Марта 2018Как работает система ГЛОНАСС мониторинга
Используя ГЛОНАСС/GPS оборудование, мы можем узнать местоположение и скорость транспорта. Сегодня термины ГЛОНАСС и GPS известны практически каждому. Используя ГЛОНАСС/GPS оборудование, мы можем в любой конкретный момент узнать о координатах контролируемого объекта, определить его скорость и направление движения. Но откуда берутся все эти данные? Каков принцип работы GPS ГЛОНАСC – подробнее в нашей статье.
Сегодня термины ГЛОНАСС и GPS известны практически каждому. Используя ГЛОНАСС/GPS оборудование, мы можем в любой конкретный момент узнать о координатах контролируемого объекта, определить его скорость и направление движения. Но откуда берутся все эти данные? Каков принцип работы GPS ГЛОНАСC?
Как работают системы GPS ГЛОНАСС
ГЛОНАСС/GPS системы состоят из трех элементов – космического, управляющего и пользовательского. Это:
· спутники, расположенные на околоземной орбите;
· управляющие станции и наземные антенны;
· устройства со встроенными приемниками ГЛОНАСС/GPS сигналов.
Кратко принцип работы GPS ГЛОНАСС можно описать так:
· Спутники поддерживают связь между собой и с наземной станцией, определяя свои координаты в пространстве и времени;
· Каждый спутник постоянно отправляет на землю радиосигналы, содержащие информацию о своих координатах и времени передачи сигнала;
· ГЛОНАСС/GPS приемник принимает сигналы с ближайших спутников, записывает время приемки каждого сигнала и его содержание, рассчитывает расстояние до спутников и на основании этих данных определяет свое местоположение по трем координатам – долготе, широте и высоте над уровнем моря. Для определения координат приёмник должен принимать сигнал как минимум четырёх спутников и вычислить расстояния до них.
Точность показаний совмещенных чипов ГЛОНАСС + GPS обычно не превышает 2-5 метров.
Как работает GPS ГЛОНАСС слежение за транспортом
Для отслеживания координат транспорта используются автомобильные трекеры, которые настраиваются на автоматическое получение сигналов от максимально-возможного количества ближайших спутников системы ГЛОНАСС и/или GPS.
Для обработки, хранения и анализа полученных данных трекеры подключается к системе спутникового мониторинга транспорта.
Принцип работы ГЛОНАСС GPS на автомобиле заключается в следующем:
- Трекер отслеживает и записывает во встроенную память изменяющиеся координаты спутников, выходит в интернет через сим-карту и отправляет информацию на телематический сервер;
- Сервер принимает полученные данные и сохраняет их в базе данных;
- Клиентский интерфейс системы позволяет обрабатывать сохраненную на сервере информацию, формировать маршруты на карте, строить различные отчеты о работе транспортных средств, вести рейтинг водителей по управлению транспортным средством.
В зависимости от потребностей бизнеса к трекеру можно подключить дополнительное оборудование: датчики уровня топлива, датчики температуры, датчики работы механизмов, маяки, закладки, подключаться к CAN шине (бортовому компьютеру) и т.п.
Чтобы узнать больше о принципах и возможностях работы ГЛОНАСС/GPS на транспорте – позвоните или напишите нам. Мы оценим потребности вашей компании и порекомендуем оптимальное оборудование. Кроме того, с удовольствием расскажем, как оптимизировать и другие задачи управления транспортом – автоматизировать планирование перевозок, выписку путевых листов, работу водителей и экспедиторов, управление имуществом автопарка.
Поделиться:
Просмотров: 4236
Для чего нужна и как работает система ГЛОНАСС на авто
Система ГЛОНАСС на автомобиль помогает решать целый ряд важных задач. К ним относятся эффективность эксплуатации транспортного средства, безопасность в пути, навигация, предотвращение правонарушений. Изначально она предназначалась для использования в силовых структурах, однако с каждым годом все больше востребована в бизнесе. Более того, ГЛОНАСС на авто устанавливают владельцы личного транспорта.
Одно из преимуществ данного оборудования — его универсальность. Оно может устанавливаться на легковые автомобили, грузовые транспортные средства, микроавтобусы и автобусы, сельскохозяйственную и строительную спецтехнику.
В чем заключается работа системы ГЛОНАСС в автомобиле
На сегодняшний день на три околопланетные орбиты выведено по восемь спутников — итого 24 аппарата. Покрытие ГЛОНАСС распространяется на всю территорию нашей страны и около двух третей земного шара. Грамотно построенное взаимодействие спутниковых аппаратов, специализированного наземного оборудования, устройств приема-передачи сигналов позволяет достигать достаточно высокой точности данных.
Принцип действия оборудования несложный. Вот как работает система ГЛОНАСС на авто:
- навигационные устройства посылают запросы на спутники, расположенные на околопланетных орбитах;
- спутниковые аппараты дают ответ. Чем большее количество спутников откликнется, тем более точным получается позиционирование в пространстве;
- получение данных о месторасположении и времени поступления ответного сигнала со спутников;
- анализ полученной информации принимающим устройством;
- обработка информации, расчет координат точки нахождения принимающего устройства, а соответственно — объекта;
- повторение указанных выше действий, что позволяет определить точку в пространстве, а также вектор движения и скоростной режим транспортного средства.
Знания того, как работает на авто система ГЛОНАСС, мало. Водители и диспетчеры должны учитывать факторы, влияющие на корректность работы системы. Например, чем выше скоростной режим, тем ниже точность координатного позиционирования. При движении автомобиля в тоннеле связь со спутниковыми устройствами пропадает. Во время езды в пасмурную погоду или в городском пространстве с высотками сигнал может отражаться от различных объектов. Если ответный сигнал послали спутниковые аппараты, расположенные только в одном направлении, погрешность может увеличиваться.
Для чего нужна система ГЛОНАСС в вашем автомобиле
- ориентирование на местности. С помощью навигационных приборов вы можете построить оптимальный маршрут с учетом загруженности автомагистрали и других факторов, а также получить пошаговый инструктаж по удобному перемещению. Электронные карты постоянно обновляются, поэтому информация всегда актуальная;
- мониторинг работы каждой единицы транспорта компанией. Это позволяет избежать потерь топлива, оптимизировать маршруты, избежать простоев, предотвратить недобросовестные действия водителей и сторонних лиц;
- определение точного места нахождения транспортного средства в случае его угона. Поскольку оборудование устанавливается в потайных местах и работает в многочастотном режиме, обмануть его злоумышленник не сможет;
- оперативное реагирование в случае внештатных ситуаций, в том числе вызов представителей правоохранительных органов, спасательных и медицинских служб.
Система совместима с англоязычным оборудованием, а потому ее можно использовать и за рубежом.
Как пользоваться системой ЭРА ГЛОНАСС в автомобиле
Одним из ключевых аспектов дорожного движения является безопасность. Ее повышению в значительной степени способствует система ГЛОНАСС на авто. Система мгновенного реагирования ЭРА-ГЛОНАСС включает такие компоненты:
- устройство для передачи данных соответствующим службам;
- мобильное устройство с сим-картой», настроенной на связь со всеми операторами;
- антенна — для усиления сигнала при нахождении объекта на сложных участках;
- принимающее устройство ГЛОНАСС;
- специальные сенсоры, реагирующие на удары, перевороты;
- микрофон и динамик — для общения с диспетчерской службой;
- тревожная кнопка для экстренного сигнала оперативным службам.
Рассмотрим, как пользоваться ГЛОНАСС в автомобиле, на примере аварийной ситуации:
- после срабатывания сенсоров или при нажатии кнопки на диспетчерский пункт единого центра мгновенного реагирования приходит соответствующий сигнал;
- диспетчер выходит на связь с лицом, управляющим транспортным средством или передает данные в службы быстрого реагирования;
- выезд спасательных бригад на место аварии. Подтверждение не требуется — службы получают оперативную информацию о точном месте, где произошло происшествие.
Как известно, большинство трагических последствий ДТП наступают в результате опоздания помощи пострадавшим. Зная, как пользоваться ГЛОНАСС в автомобильном транспорте, можно избежать серьезных последствий.
Нужно ли устанавливать систему ГЛОНАСС в своем автомобиле и для чего
Большинство владельцев транспорта уже знают, для чего система ГЛОНАСС в автомобиле, и насколько она помогает в сложных ситуациях. На сегодняшний день установка данного оборудования является добровольной — до конца 2019 года еще сохраняется право продажи автотранспорта без данного оборудования. Однако действует закон, согласно которому с 2018 года оборудованием ГЛОНАСС оснащаются все новые транспортные средства (как отечественного, так и зарубежного производства), продаваемые на территории нашей страны. Помимо этого, в обязательном порядке необходимо оснастить ГЛОНАСС:
- новые авто, приобретенные в зарубежной стране и привезенные на территорию РФ;
- транспортные средства, выпущенные не более трех десятилетий назад, которые были приобретены за границей и привезены в нашу страну;
- коммерческие машины;
- автомобили, перевозящие грузы;
- транспорт для пассажирских перевозок.
Установка оборудования должна выполняться специализированной службой, имеющей разрешительный документ на осуществление данной деятельности.
После установки необходимо ее протестировать в специализированной лаборатории. Добровольный монтаж возможен на подержанный автотранспорт. Однако следует учесть, что в данном случае оборудование не будет срабатывать в автоматическом режиме.
В случае аварийной ситуации работа ГЛОНАСС в автомобиле прошлых лет выпуска будет активироваться только после нажатия кнопки «СОС».
Система ГЛОНАСС – что это такое, поддержка ГЛОНАСС
Нет сегодня человека, который бы не слышал названия ГЛОНАСС. Однако не все до конца понимают, что это такое, по каким принципам функционирует, в каких сферах применяется. А ведь эта разработка очень полезна для безопасности на дороге, контроля бизнеса, связанного с перевозками, да и в жизни многие уже не могут без нее. Раньше использовалась американская система навигации, однако ГЛОНАСС понемногу завоевывает свое место на рынке.
Что такое ГЛОНАСС?
Под системой GLONASS понимают навигационный комплекс, позволяющий мониторить и отслеживать географическое положение объектов и высчитывать скорость их движения. Данной системой сейчас оборудуют гражданские и военные воздушные суда, корабли, баллистические ракеты, общественный транспорт, автомобили служб быстрого реагирования. Возможно, вскоре будет принят закон о необходимости устанавливать данный комплекс в автомобили, эксплуатируемые в России. В 2013 году власти уже обязали весь коммерческий и грузовой транспорт, передвигающийся по территории РФ, оснащать GLONASS.
Это российская система позиционирования, разработку которой начали еще в 1982 году в СССР, практически одновременно с американцами, разрабатывающими GPS. Все это время система ГЛОНАСС дорабатывалась и совершенствовалась. Первоначально ее применяли военные для специализированных задач. Тогда в комплекс входило всего 12 спутников. Однако, когда их число выросло до 24, они охватили уже всю планету.
Период 90-х годов негативно отразился на космической отрасли страны. Правительство урезало финансирование. К 2002 году в систему входило всего 7 космических аппаратов, которые могли обеспечить территорию РФ сигналами с минимальной доступностью. О земном шаре и вовсе речи идти не могло. Точностные характеристики комплекса были хуже некуда.
Все изменилось в 2002 году, когда президент и правительство наконец утвердили комплекс мероприятий, направленных на восстановление GLONASS. Мероприятия по улучшению, возрождению системы должны были длиться вплоть до 2012 года. Разработанная программа по реконструкции системы была рассчитана на 10 лет, которых хватило, чтобы восстановить и улучшить то, что было практически потеряно в 90-е.
В 2012 году запустили новую программу, направленную уже не на восстановление, а на улучшение, расширение, поддержание и активное внедрение системы в различные отрасли помимо военной. Сейчас в систему входят 29 спутниковых аппаратов, 24 из которых используются по прямому назначению, 1 проходит испытания, а 3 остаются в резерве. Помимо космического комплекса в GLONASS включены:
- Система, отвечающая за улучшение характеристик: точности, доступности, надежности.
- Наземная система, выполняющая радиоконтроль орбит спутников.
- Элементы, помогающие определять всемирное время, координаты X и Y, отслеживать процессии и колебания, длительность суток, а также модуль скорости вращения планеты.
- Аппаратура пользователей, состоящая из приемников и аппаратов обработки, необходимых для улавливания сигналов спутников системы и вычисления параметров.
Работы по улучшению технического обеспечения и инфраструктуры позволили внедрить систему в гражданскую жизнь общества. Даже сейчас деятельность по улучшению системы не прекращается: ученые делают ее более доступной, чтобы большее количество людей могло применять ее в жизни.
Знаменательные даты развития системы ГЛОНАСС:
Дата | Событие |
1957 | Научные изыскания в области спутниковой навигации |
1967 | Первый навигационный спутник «Космос-192» |
1972 | Начало разработки системы GLONASS |
1982 | Запуск первого космического аппарата из системы GLONASS |
1993 | Опытная эксплуатация GLONASS для военных |
1995 | Штатная эксплуатация GLONASS для гражданских пользователей |
Если говорить о точности, то система ГЛОНАСС позволяет определить местонахождение объекта в диапазоне 3–5 м при хорошей погоде. Однако ученые работают над тем, чтобы увеличить точность до нескольких сантиметров.
С помощью данной системы можно:
- управлять транспортными потоками;
- контролировать перемещение ценных и опасных грузов;
- контролировать вылов рыбы;
- проводить организационные, технические мероприятия, направленные на обнаружение и установление географического положения людей, потерпевших бедствие в море, горах;
- проводить геодезические изыскания при проведении строительных работ, прокладке нефте- и газопроводов, установке ЛЭП.
Полный перечень возможностей применения GLONASS:
Местоопределение | |
Сферы деятельности, связанные с данными о местоположении | Мониторинг |
Целевая реклама | Отслеживание местоположения людей, животных, имущества |
Пространственно-ориентированный доступ к информационным ресурсам | Координация автотранспорта экстренных служб |
Геопространственные информационные системы | Отслеживание перемещения ценных грузов |
Совокупная информация об окружающем пространстве | Мониторинг состояния ж/д путей |
Геодезия и картография | Строительство |
Геодезические изыскания, съемки | Автоматизированное управление строительной техникой |
Кадастровые работы, межевание земли | Строительство и ремонт дорог |
Обновление и актуализация карт, планов | Прокладка коммуникаций |
Поддержка проведения инженерных работ | Строительство и ремонт ж/д путей |
Навигация | |
Досуг и отдых | Наземный транспорт |
Пеший туризм | Построение маршрутов |
Рыбалка | Интеллектуальные транспортные системы |
Лодочный спорт | Мониторинг состояния автодорог, мостов, ж/д путей |
Построение маршрутов путешествий | |
Сельское хозяйство | Авиация |
Оптимизация процесса посадки, полива и сбора урожая | Заход и посадка по категории ИКАО |
Улучшение эффективности опыления посевов | Маршрутная навигация |
Обслуживание сельхозтехники | Повышение безопасности движения вертолетов |
Навигация беспилотных летательных аппаратов | |
Космос | Водный транспорт |
Наблюдение за средствами выведения | Подход и маневрирование в портах |
Точное определение орбит космических аппаратов | Навигация на внутренних водных путях |
Определение местоположения космических аппаратов относительно солнца | Наблюдение и учет флота |
Научные исследования и синхронизация | |
Окружающая среда | Связь и синхронизация |
Мониторинг деформации Земли | Синхронизация работы ЛЭП |
Мониторинг параметров вращения планеты | Синхронизация средств связи и телекоммуникаций |
Наблюдение за составом и состоянием тропо- и ионосферы | Всемирное скоординированное время |
Мониторинг водных и лесных ресурсов | |
Добыча полезных ископаемых |
Поддержка ГЛОНАСС: что это такое и как работает?
Учитывая все вышесказанное, получается, что, используя ГЛОНАСС, любой человек получает возможность в нужный момент узнать о географическом положении наблюдаемого объекта: в какую сторону он движется и с какой скоростью. Оборудование ГЛОНАСС может быть установлено не только в воздушный, наземный и морской транспорт. Его можно устанавливать в современные гаджеты: смартфоны, планшеты, другую мобильную технику.
Теперь разберемся, как работают приборы, поддерживаемые ГЛОНАСС: откуда берутся данные, как они анализируются и в каком виде поступают пользователю.
В систему включено 3 элемента:
- космический, в который входят спутники, находящиеся на околоземной орбите;
- управляющий, включающий координирующие станции и наземные антенны;
- клиентский, вобравший в себя оборудование для приема сигналов.
Космические летательные аппараты связаны друг с другом и со станциями на земле. Они беспрерывно определяют свое положение, отправляя закодированные сигналы на приемники, которые, собрав данные с ближайших летательных аппаратов, фиксируют время их получения. Рассчитывается расстояние до искусственных спутников, определяется положение с помощью координат. Чтобы точно определить свое положение, оборудование ГЛОНАСС должно поймать закодированные импульсы минимум от 4 спутников.
Поддержка на транспорте
Для контроля движения транспортных средств применяют специальные трекеры, настраиваемые на улавливание сигналов от максимального количества летательных аппаратов ГЛОНАСС, расположенных ближе всего.
Чтобы хранить, анализировать, обрабатывать полученную информацию, такие трекеры удаленно соединяются со спутниковой системой наблюдения за автотранспортом.
Принцип работы системы на авто выглядит так:
- Трекер следит и фиксирует постоянно меняющиеся координаты искусственных спутников системы в своей внутренней памяти.
- Далее трекер выходит в Сеть через встроенную сим-карту и пересылает все собранные данные на сервер, который в свою очередь сохраняет их в базу данных.
- Пользовательский интерфейс настроен таким образом, чтобы можно было анализировать сохраненные на сервере данные, выстраивать маршруты. Также он формирует отчеты о работе автомобилей, контролирует и проводит оценку деятельности водителей.
Исходя из потребностей и задач, требующих решения, к трекеру можно присоединять вспомогательное оборудование. Оно позволит удаленно подключаться к маршрутному компьютеру авто, следить за уровнем топлива, работой механизмов. Также можно установить датчики, реагирующие на сильные удары и перевороты авто. Эта опция предусматривает автоматический вызов экстренных служб при возникновении аварийной ситуации.
Поддержка системы в мобильных устройствах
Впервые смартфон, поддерживающий ГЛОНАСС, был выпущен компанией МТС в 2011 году. Хотя гаджет не смог завоевать рынок, сама идея приема сигналов, посылаемых отечественными спутниками, стала реализовываться другими производителями девайсов.
Первым, кто сделал это после мобильного оператора, стала компания Apple, а уже ее примеру последовали «Нокиа» и «Самсунг». Для пользователей внедрение российской системы в гаджеты прошло почти незаметно, так как в основном смартфоны не имеют отдельной кнопки, сигнализирующей о возможности использования ГЛОНАСС. Запуск и настройка модуля осуществляется через пункт меню «Геоданные», хотя ранее этот пункт назывался GPS, так как это была единственная подобная разработка.
Теперь же благодаря использованию GPS и ГЛОНАСС навигационные приложения, установленные на мобильных устройствах, обнаруживают больше искусственных спутников. Это значительно повышает точность определения местоположения на карте.
Принцип работы ГЛОНАСС в мобильных гаджетах такой же, как в автомобилях. Пользователю достаточно запустить поддержку спутниковой системы на своем устройстве, открыть приложение с картами и начать работу. Пользователь ставит на карте точку, где он находится, и задает точку, куда нужно отправиться. Приложение автоматически выстраивает подходящие маршруты и определяет расстояние, используя сигналы спутников.
Сравнение ГЛОНАСС и GPS
Данные системы имеют одинаковые цели, и принципы их работы очень схожи. Однако есть в системах и различия, например в расстановке и передвижении космических аппаратов. В российском комплексе они двигаются по 3 плоскостям, по 8 спутниковых аппаратов на каждой. В GPS по 4 спутника движутся на 6 плоскостях. Благодаря этому отечественный комплекс обеспечивает больший охват территории.
Российская разработка ГЛОНАСС по тем или иным причинам пока не полностью использует своего потенциала. А разработка американцев отличается избыточным количеством спутников, которые позволяют достигать высокой точности определения положения объекта.
Также в системах предусмотрены разные методы кодирования. В ГЛОНАСС коды более сложные, что подразумевает высокое энергопотребление оборудования, а это сказывается на его габаритах.
Сравнивать два комплекса сложно, ведь они давно работают в симбиозе. В российское оборудование ГЛОНАСС часто встраивают GPS и наоборот. Это позволяет в разы улучшить точность и скорость определения географического положения объектов. Например, некоторые смартфоны и планшеты используют сразу два комплекса.
Альтернативные системы
Россия и США разработали крупные навигационные комплексы, работающие сегодня, чем существенно повысили планку для остальных стран. Проекты, схожие с ними по масштабам, разрабатывают Евросоюз, Индия и Китай. Европейцы планируют внедрить систему «Галилео», в которую войдет 30 спутников. Если такой план будет реализован, то европейская разработка будет отличаться высокой точностью.
В Индии в скором времени планируется запуск спутниковой системы, состоящей из 7 аппаратов, которые будут использоваться для решения внутригосударственных задач.
Китайцы разрабатывают систему, состоящую из 2 сегментов. Первый включит 5 космических аппаратов, второй – 30. Авторы проекта предполагают, что такой комплекс будет использоваться как внутри страны, так и в мире.
Система ГЛОНАСС: что это такое и как работает
Рейтинг 5/5 (1 голосов)GPS/Глонасс навигация: спутниковые навигаторы
Спутниковой навигацией пользуются водители, велосипедисты, туристы – даже любители утренних пробежек отслеживают собственный маршрут при помощи спутников. Вместо того чтобы расспрашивать прохожих, как найти нужный дом, большинство предпочитают достать смартфон и задать этот вопрос ГЛОНАСС или GPS. Несмотря на то, что модули спутниковой навигации установлены в каждом смартфоне и в большинстве спортивных часов, только один человек из десяти понимает, как работает эта система и как в море девайсов с функциями GPS/ГЛОНАСС найти подходящий.
Как устроена спутниковая навигационная система
Аббревиатура GPS расшифровывается как Global Positioning System: «система глобального позиционирования», если переводить дословно. Идея использовать спутники на околоземной орбите для определения координат наземных объектов появилась в 1950-е, сразу после того, как Советский Союз запустил первый искусственный спутник. Американские ученые отслеживали спутниковый сигнал и обнаружили, что его частота меняется, когда спутник приближается или отдаляется. Поэтому, зная свои точные координаты на Земле, можно вычислить и точное расположение спутника. Это наблюдение и дало толчок для разработки глобальной системы расчета координат.
Первоначально открытием заинтересовался флот – разработку начала военно-морская лаборатория, но со временем было решено создать единую систему для всех вооруженных сил. Первый спутник GPS вывели на орбиту 1978-м. Сейчас сигналы передают около тридцати спутников. Когда навигационная система заработала, военные ведомства США сделали подарок всем жителям планеты – открыли свободный доступ к спутникам, так что каждый может пользоваться Global Positioning System бесплатно, был бы приемник.
Вслед за американцами Роскосмос создал свою систему: первый спутник ГЛОНАСС вышел на орбиту в 1982 году. ГЛОНАСС – Глобальная навигационная спутниковая система, работающая по тому же принципу, что и американская. Сейчас на орбите находятся 24 российских спутника, которые обеспечивают координирование.
Чтобы воспользоваться одной из систем, а лучше двумя одновременно, нужен приемник, который будет получать сигналы от спутников, а также компьютер для расшифровки этих сигналов: местоположение объекта вычисляется, исходя из интервалов между полученными сигналами. Точность вычислений – плюс-минус 5 м.
Чем больше спутников «видит» устройство, тем больше информации может предоставить. Для определения координат навигатору достаточно увидеть всего два спутника, но если он запеленгует хотя бы четыре спутника, девайс сможет сообщить, например, скорость передвижения объекта. Поэтому современные навигационные устройства считывают все больше параметров:
- Географические координаты объекта.
- Скорость его передвижения.
- Высоту над уровнем моря.
Какие могут возникнуть погрешности в работе GPS/ГЛОНАСС
Спутниковая навигация хороша тем, что доступна круглосуточно из любой точки планеты. Где бы вы ни находились, если у вас есть приемник – вы сможете определить координаты и построить маршрут. Однако на практике сигнал спутников могут глушить физические препятствия или погодные катаклизмы: если вы проезжаете подземный туннель, а сверху к тому же бушует шторм, сигнал может не «добить» до приемника.
Эту проблему решили за счет технологии A-GPS: она предполагает, что приемник обращается через альтернативные каналы связи к серверу. Тот, в свою очередь, использует данные, полученные от спутников. Благодаря этому можно пользоваться навигационной системой в помещениях, туннелях, в непогоду. Технология A-GPS рассчитана на смартфоны и прочие персональные устройства, поэтому, выбирая навигатор или смартфон, уточняйте, поддерживает ли он этот стандарт. Так вы сможете быть уверенными, что устройство не подведет в ответственный момент.
Владельцы смартфонов иногда жалуются, что навигатор работает не точно или периодически «отключается», не определяет координаты. Как правило, это связано с тем, что в большинстве смартфонов функция GPS/ГЛОНАСС по умолчанию отключена. Для расчетов координат устройство использует сотовые вышки или беспроводной интернет. Проблема решается настройкой смартфона, активацией нужного способа определения координат. Также может потребоваться калибровка компаса или сброс настроек навигатора.
Виды навигаторов
- Автомобильные. Навигационные система, завязанная на спутниках ГЛОНАСС или их американских аналогах, может быть частью бортового компьютера авто, но чаще покупают отдельные устройства. Они не только определяют координаты машины и позволяют без проблем добраться из пункта А в пункт Б, но также защищают от угона. Даже если злоумышленники угонят машину, ее можно будет отследить по маячку. Плюс специальных устройств для авто еще и в том, что они предусматривают установку антенны – за счет антенны можно усилить ГЛОНАСС-сигнал.
- Туристические. Если в автомобильный навигатор можно установить специальный набор карт, то к туристическим устройствам предъявляются более строгие требования: современные модели допускают использование расширенного набора карт. Однако самый простой туристический девайс – это только приемник сигнала с простейшим компьютером. Он может даже не отмечать координаты на карте, и тогда потребуется бумажная карта с навигационной сеткой. Впрочем, сейчас такие устройства покупают только из соображений экономии.
- Смартфоны, планшеты с GPS/ГЛОНАСС-приемником. Смартфоны также позволяют загрузить расширенный набор карт. Их можно использовать, как автомобильные и туристические навигаторы, главное – установить приложение и загрузить необходимые карты. Многие из полезных навигационных программ – бесплатные, но за некоторые нужно заплатить небольшую сумму.
Навигационные программы для смартфонов
Одна из самых простых программ, рассчитанных на тех, кто не хочет вникать в функционал: MapsWithMe. Она позволяет загрузить из сети карту нужного региона, чтобы затем пользоваться ею, даже если соединения с интернетом не будет. Программа покажет местоположение на карте, отыщет отмеченные на этой карте объекты – их можно сохранять в закладки и пользоваться потом быстрым поиском. На этом функционал исчерпывается. Программа использует только векторные карты – другие форматы загрузить нельзя.
Владельцы устройств на Android могут воспользоваться программой OsmAnd. Она подходит водителям и пешеходным туристам, поскольку позволяет автоматически проложить маршрут по автодорогам или горным тропинкам. ГЛОНАСС-навигатор будет вести вас по маршруту голосовыми командами. Кроме векторных карт, можно использовать растровые, а также отмечать путевые точки и записывать треки.
Ближайшая альтернатива OsmAnd – приложение Locus Map. Оно подойдет для пешеходных туристов, поскольку напоминает классическое навигационное устройство для туристов, какие были в ходу до появления смартфонов. Использует и векторные, и растровые карты.
Туристические устройства
Смартфоны и планшеты могут заменить специальное GPS/ГЛОНАСС-устройство для туризма, но у такого решения есть свои недостатки. С одной стороны, если есть смартфон, не нужно покупать никаких дополнительных девайсов. На большом ярком экране легко работать с картой, выбор приложений широкийо – мы указали всего несколько программ, охватить все предложения невозможно. Но у смартфона есть и недостатки:
- Быстро разряжается. В среднем устройство работает сутки, а в режиме постоянного поиска координат – и того меньше.
- Требует бережного обращения. Конечно, существуют защищенные смартфоны, но кроме того, что они дорогие, надежность такого смартфона все равно не сравнится со специальным туристическим ГЛОНАСС-устройством. Оно может быть полностью водонепроницаемым.
Для многодневных походов по дикой местности разработаны специализированные устройства, во влагозащищенных корпусах и с мощными аккумуляторами. Однако при выборе такого прибора важно уточнять, чтобы он поддерживал и векторные, и растровые карты. Растровая карта – это изображение, привязанное к координатам. Вы можете взять бумажную карту, отсканировать ее, связать с координатами ГЛОНАСС – и получится растровая карта. Векторные карты – не картинка, но набор объектов, которые программа размещает на изображении. Система позволяет запустить поиск по объектам, но самостоятельно создать подобную схему сложно.
Что такое система ГЛОНАСС и для чего она предназначена? | Вечные вопросы | Вопрос-Ответ
Последнее обновление: 10.10.2014
Первые испытания системы «ГЛОНАСС» начались 12 октября 1982 года запуском на орбиту спутника «Ураган».
Что такое система ГЛОНАСС?
Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС) — советская и российская спутниковая система навигации, разработана по заказу Министерства обороны СССР. Разработка ГЛОНАСС началась в СССР в 1976 году.
Изначально система создавалась для военных нужд, но затем нашла гражданское применение. Её используют для управления транспортными потоками на всех видах транспорта, для контроля перевозок ценных и опасных грузов, для контроля рыболовства в территориальных водах, во время поисково-спасательных операций, для проведения геодезических съёмок, при прокладке нефте- и газопроводов, линий электропередач, в строительстве и т. д.
Где используют приёмники ГЛОНАСС?
ГЛОНАСС оснащают гражданские и военные суда и самолёты, а также баллистические ракеты. Система в обязательном порядке устанавливается на общественном транспорте и в автомобилях экстренных служб, а в скором времени может быть принят закон, обязывающий оснащать ей все автомобили в стране. С 1 января 2013 года коммерческий и грузовой автотранспорт, эксплуатируемый на территории России, должен быть оснащён системами ГЛОНАСС.
Для чего предназначена система ГЛОНАСС?
Основная цель ГЛОНАСС — определение местоположения (координат), скорости движения (составляющих вектора скорости), а также определение местоположения воздушных, наземных, морских объектов с точностью до одного метра.
То есть любой объект (корабль, самолёт, автомобиль или просто пешеход) в любом месте в любой момент времени способен всего за несколько секунд определить параметры своего движения.
Сигналы ГЛОНАСС принимают не только GPS-приёмники, бортовые навигаторы, но и мобильные телефоны. Информация о положении, скорости и направлении движения через сеть GSM-оператора отправляется на сервер сбора данных.
Данная система обеспечивает глобальное и непрерывное навигационное обслуживание всех категорий потребителей круглогодично, в любое время суток, вне зависимости от метеорологических условий. В любой точке земного шара потребители имеют доступ к сигналам ГЛОНАСС на безвозмездной основе и без ограничений.
Сколько спутников имеет ГЛОНАСС?
Гражданское применение системы ГЛОНАСС началось в 1993 году, к 1995 году на орбиту было запущено 24 спутника.
К 2001 году число спутников из-за недостатка финансирования и выхода части из них из строя сократилось до шести.
В 2010 году число спутников ГЛОНАСС увеличили до 26, основными являются 24, остальные резервные.
В настоящий момент в системе ГЛОНАСС насчитывается 29 космических аппаратов, из которых 24 используются по целевому назначению, один — на этапе лётных испытаний, один — на этапе ввода в систему, три — в орбитальном резерве.
Какое количество спутниковых навигационных систем существует в мире?
На сегодняшний день существует две системы глобальной спутниковой навигации. Кроме российской, есть ещё американская система навигации NAVSTAR GPS.
Отличие двух систем в том, что спутники ГЛОНАСС в своём орбитальном движении не имеют синхронности с вращением Земли. Благодаря этому они более стабильны, и, соответственно, им не требуется дополнительной корректировки, но при этом срок их службы заметно короче.
Спутники ГЛОНАСС вращаются на высоте 19 100 километров над Землёй. Приёмники ГЛОНАСС позволяют определить:
- горизонтальные координаты с точностью 50–70 м (вероятность 99,7 %),
- вертикальные координаты с точностью 70 м (вероятность 99,7 %),
- вектор скорости с точностью 15 см/с (вероятность 99,7 %),
- точное время с точностью 0,7 мкс (вероятность 99,7 %).
Каждый спутник передаёт сигналы двух видов: открытые с обычной точностью и защищённые с повышенной точностью. Первый вид сигнала доступен любому приёмнику ГЛОНАСС, второй — только авторизованной аппаратуре Вооружённых сил РФ.
Кто курирует проект ГЛОНАСС?
Развитием проекта ГЛОНАСС занимается Федеральное космическое агентство (Роскосмос) и ОАО «Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем» («Российские космические системы»).
Смотрите также:
Орбитальная группировка системы ГЛОНАСС несет технические потери — еще один спутник выведен на ТО
Космический аппарат (КА) «Глонасс-М» №742 российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, запущенный в октябре 2011 года, выведен 26 августа 2019 года на внеплановое техническое обслуживание, о котором заранее не говорилось. Дата окончания техобслуживания не сообщается.
По данным информационно-аналитического центра ГЛОНАСС, в настоящее время 22 КА используются по целевому назначению, а два КА временно выведены на техобслуживание.
Более половины КА системы ГЛОНАСС работают за пределами гарантийного срока. Ранее, 1 августа 2019 года старейший КА ГЛОНАСС («Глонасс-М» № 717) был также выведен на незапланированное техобслуживание. Работы с этим КА продлятся до начала сентября.
Для покрытия территории всей Земли ГЛОНАСС необходима активная работа 24 КА, тогда как для покрытия всей России достаточно 18 активных КА.
Продолжение этой новостной публикации на Хабре:»У половины спутников системы ГЛОНАСС закончилась заводская гарантия».
ГЛОНАСС — это российская спутниковая система навигации, аналог американской GPS. Основная ее задача — предоставление точного времени и координат потребителям на территории страны и за ее пределами.
Ранее сообщалось о выводе 1 августа 2019 года на внеплановое техобслуживание спутника «Глонасс-М» номер 717. Планируется, что он не будет работать по целевому назначению до 1 сентября.
На сайте информационно-аналитического центра ГЛОНАСС говорится, что спутник номер 742 выведен на техобслуживание 26 августа. Дата окончания техобслуживания не сообщается.
Кроме того, как отмечается на сайте информационно-аналитического центра ГЛОНАСС, у спутника «Глонасс-М» номер 730 «зафиксированы нарушения в приеме сигнала».
В настоящее время орбитальная группировка российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС включает 27 космических аппаратов (25 «Глонасс-М» и два «Глонасс-К»), из которых 22 работают по целевому назначению, два находятся в орбитальном резерве, один — на этапе летных испытаний и два — на техническом обслуживании, время окончания одного не определено, а второго в начале сентября.
Сейчас обновление орбитальной группировки ГЛОНАСС происходит только по необходимости, когда на замену старому запускают новый аппарат.
На хранении у предприятия-изготовителя находится четыре готовых к запуску спутника «Глонасс-М», а в производстве находятся еще несколько новых аппаратов «Глонасс-К».
Для гарантированного глобального покрытия Земли навигационными сигналами системы нужно 24 работающих спутника, таким образом, сейчас система ГЛОНАСС не является мировой по покрытию.
Мгновенная доступность. Значения позиционного геометрического фактора PDOP на текущий момент времени по земной поверхности (угол места ≥ 5°). По целевому назначению используются 22 КА (1,2,3,.5,6,7,8,9,.11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,23,24)
Интегральная доступность навигации наземного потребителя по системе ГЛОНАСС (PDOP<=6) на суточном интервале: угол места не менее 5 градусов. Дата: 28.08.2019г. По целевому назначению используются 22 КА (1,2,3,.5,6,7,8,9,.11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,23,24)
Интегральная доступность глобально: 99.6%.
Интегральная доступность по России: 100.0%.
Примечания:
1. Белым цветом отмечены территории со 100%-ой доступностью навигации по системе ГЛОНАСС в течение текущих суток.
2. Доступность рассчитывается на основе текущего альманаха для суточного интервала как процент времени, в течение которого выполняется условие PDOP<=6 при углах места КА >=5 градусов, где PDOP — позиционный (трехмерный) геометрический фактор. Дискретность расчета: по времени — 4 минуты и по поверхности — 1 градус.
Результаты контроля состояния КА ГЛОНАСС за последние 24 часа на основе обработки измерений глобальной сети станций:
Текущие значения ошибок кодовых измерений КА ГЛОНАСС (URE).
Для сравнения значения ошибок кодовых измерений КА ГЛОНАСС (URE) на 20.08.2019.
Санкции и проблемы
В апреле 2018 года гендиректор ИСС (предприятия-производителя спутников, компании «Информационные спутниковые системы» имени Решетнева) Николай Тестоедов рассказал, что космические аппараты ГЛОНАСС почти на 40 процентов состоят из зарубежных комплектующих.
В июне 2018 года в заключении Счетной палаты РФ по проекту поправок к федеральному бюджету на 2019 год указывалось, что санкции стран Запада, введенные в отношении электроники военного и двойного назначений, привели к сокращению финансирования ГЛОНАСС.
В апреле 2019 года замгендиректора «Роскосмоса» Юрий Урличич заявил, что точность ГЛОНАСС к 2025 году повысится на четверть. В том же месяце источники сообщали, что завершение эксплуатации тяжелых ракет «Протон-М» и неготовность создаваемых им на замену носителей «Ангара-А5» привели к необходимости уменьшения массы спутников ГЛОНАСС.
В начале августа 2019 года руководитель Института космической политики Иван Моисеев пояснил, что если космические аппараты системы ГЛОНАСС начнут массово выходить из строя из-за устаревания, то в первую очередь могут пострадать основные потребители системы — военные, а гражданские потребители могут даже не заметить произошедшего.
«Для рядовых потребителей проблем вообще не будет, потому что все гражданские чипы работают на ГЛОНАСС параллельно с GPS», — заявил Иван Моисеев.
По словам Моисеева, как только спутник переходит границу срока службы, его теоретическая надежность резко понижается.
При этом потеря нескольких спутников на работоспособности всей системы сильно не скажется, но оператору системы ГЛОНАСС требуется постоянно следить за орбитальной группировкой, не доводя ее состояние до критического.
ГЛОНАСС и BeiDou
Компания «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» (входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») принимает участие в заседании Российско-Китайского комитета по стратегически важным проектам в области спутниковой навигации.
Заседание Российско-Китайского комитета по спутниковой навигации, которое проходит в г. Казани с 28 по 30 августа, организовано Госкорпорацией «Роскосмос». В его рамках работают четыре тематические группы, посвящённые различным аспектам взаимодействия двух глобальных навигационных спутниковых систем — российской ГЛОНАСС, действующей на базе космических аппаратов производства «ИСС», и китайской BeiDou.
Работа группы по обеспечению совместимости и взаимодополняемости ГЛОНАСС и BeiDou проводится под сопредседательством заместителя генерального директора «ИСС» Сергея Ревнивых. Ее участники представили итоги анализа, который показал радиочастотную совместимость сигналов ГЛОНАСС и BeiDou. Сигналы обеих навигационных систем могут использоваться потребителями, не создавая помех друг другу. Стороны также подтвердили совместимость орбитальных группировок ГЛОНАСС и BeiDou, исключив опасность столкновения космических аппаратов на орбите.
Помимо этого, на заседании обсуждаются вопросы взаимодополняемости системных шкал времени. Сторонами разработан проект соответствующего Соглашения о сотрудничестве между Государственной корпорацией «Роскосмос» и Китайского комитета по спутниковой навигации.
Ещё одна задача, стоящая перед участниками заседания, заключается в обеспечении совмещения систем координат ГЛОНАСС и BeiDou с международной геоцентрической системой координат.
все плюсы и минусы — журнал За рулем
С 1 января 2017 года автопроизводители обязаны оснащать все вновь выходящие на российский рынок автомобили системой ЭРА-ГЛОНАСС. Как это изменит нашу жизнь и отразится ли на цене новых машин?
К очень нужной системе ЭРА-ГЛОНАСС необходимо приложить хорошо оснащенные экстренные службы.К очень нужной системе ЭРА-ГЛОНАСС необходимо приложить хорошо оснащенные экстренные службы.
Материалы по теме
ЭРА-ГЛОНАСС работает уже больше года, однако принцип ее действия, назначение и перспективы развития многим автолюбителям непонятны. Пока только две массовые модели успели примерить эту систему — Лада Веста и Лада XRAY. Хотя и остальные понемногу подтягиваются.
Набор спасателя
Комплекс экстренного реагирования при авариях (отсюда аббревиатура ЭРА) работает на базе российской глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС), аналога американской GPS. Набор оборудования для автомобиля, по сути, идентичен тому, что вы увидите, разобрав современный смартфон. Это навигационный модуль ГЛОНАСС/GPS, антенна, модем, микрофон, динамик, управляющий контроллер, аналог SIM-карты и резервный источник питания на случай обесточивания бортовой сети машины. Из органов управления — лишь кнопка экстренного вызова с надписью SOS, расположенная обычно в блоке у салонного зеркала заднего вида.
Коммунальную технику, общественный транспорт и машины спецслужб начали оснащать навигацией ГЛОНАСС раньше, чем появилась система ЭРА-ГЛОНАСС. Это сделали для слежения за казенными автомобилями.Коммунальную технику, общественный транспорт и машины спецслужб начали оснащать навигацией ГЛОНАСС раньше, чем появилась система ЭРА-ГЛОНАСС. Это сделали для слежения за казенными автомобилями.
Материалы по теме
Элементы системы размещают не в одном месте, а в соответствии с требованиями функционала и с учетом компоновки машины. В частности, необходимо обеспечить работоспособность системы даже после сильного удара. Поэтому выбирают наиболее безопасные места, а некоторые устройства иногда дублируют. Например, Nissan Murano имеет дополнительный динамик под сиденьем водителя.
Кроме того, некоторые элементы системы ЭРА-ГЛОНАСС дублируют функции других систем автомобиля. Напри