Отмена нормативов рабочего времени для автомобилей медицинской помощи с 19 ноября 2019 года
Добрый день, уважаемый читатель.
С 19 ноября 2019 года обновлено положение «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей». Напомню, что данный документ устанавливает различные нормативы времени, в соответствии с которыми должен быть организован рабочий день водителя.
Нововведения от 19 ноября 2019 года позволяют более гибко составлять рабочие графики для некоторых категорий водителей:
Автомобили для оказания медицинской помощи
Первое изменение внесено в пункт 2 положения:
2. Настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (далее — водители).
2. Настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе эвакуации пострадавших при чрезвычайных ситуациях, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (далее — водители).
Суть его заключается в том, что перечень водителей-исключений, которые могут не соблюдать нормативы труда и отдыха, уточнен. Теперь в документе прямо говорится, что в исключения попадают автомобили для оказания медицинской помощи гражданам и автомобили, предназначенные для эвакуации пострадавших при чрезвычайных ситуациях.
Однако у организаций могут возникнуть вопросы по поводу того, что именно может быть отнесено к группе аварийно-спасательных автомобилей. К сожалению, ответ на этот вопрос в документе не дается. Если у Вас есть какие-то мысли по данному поводу (как провести грань между медицинскими аварийно-спасательными и другими медицинскими автомобилями), то напишите об этом в комментариях к статье.
Служебные легковые автомобили органов государственной власти
Второе нововведение связано с тем, что вводится возможность разделения рабочего дня на несколько частей для водителей легковых автомобилей органов государственной власти:
13.1. Водителям, осуществляющим перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании должностных лиц федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации с персональным закреплением за этими лицами таких автомобилей с экипажем, с их согласия рабочий день (смена) может быть разделен на две и более частей. В случае получения согласия водителя на разделение рабочего дня (смены), такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии — с иным представительным органом работников.
Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через пять часов после начала работы.
При разделении рабочего дня (смены) на две и более частей один из перерывов должен быть не менее двух часов, а суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать 5 часов.
Перерыв между частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения или графиком работы и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.
Время перерыва между частями смены в рабочее время не включается.
При применении норм настоящего пункта при регулировании режима труда и отдыха водителей условия оплаты труда водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании должностных лиц федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не могут быть ухудшены.
Рассмотрим особенности нового пункта по частям:
1. Нововведение распространяется на водителей, работающих только в федеральных или региональных (субъекты РФ) органах власти.
Например, рабочий день водителя в администрации Владимирской области (региональный орган власти) может быть организован по новым правилам.
Если же водитель работает в администрации города Владимира (местный орган власти), то по новым правилам рабочий день организован быть не может.
2. Водитель должен работать на служебном легковом автомобиле и перевозить только одного сотрудника органа госусадрственной власти. То есть речь идет о работе личным водителем.
Например, если водитель не «привязан» к одному пассажиру и может перевозить любого из сотрудников, которому нужно ехать в данный момент, то к такому водителю новые правила организации рабочего дня не применяются.
3. Рабочий день может быть разделен только с согласия водителя.
4. Рабочий день водителя может быть разделен на несколько частей. Напомню, что до 19 ноября 2019 года мог быть разделен только рабочий день водителей автобусов и только на 2 части. У водителей легковых автомобилей рабочий день может быть разделен на сколько угодно частей.
5. Суммарное время всех перерывов не может превышать 5 часов (при этом хотя бы один перерыв должен быть длиннее, чем 2 часа).
Напомню, что пункт 12 Положения разрешает увеличить продолжительность рабочего времени водителя органа государственной власти до 12 часов. Если добавить к этому числу обед длиной 2 часа и перерыв между частями рабочей смены длиной 5 часов, то получится, что время между началом и концом рабочей смены составит 19 часов.
С одной стороны, это дает возможность гибко составлять графики работы водителей. С другой стороны, будем надеяться, что водителям не будут навязывать 19-часовые смены.
6. При разделении рабочей смены на части перерывы должны предоставляться таким образом, чтобы водитель мог использовать время по своему усмотрению.
7. Кроме всего сказанного выше нужно учитывать, что разделение времени не должно приводить к ухудшению условий оплаты труда (уменьшению заработной платы).
Рассмотрим пример, который показывает, в каких ситуациях можно использовать новый вариант разделения рабочего дня:
Предположим, водитель перевозит губернатора Тверской области. Он работает по стандартному 8-часовому рабочему дню.
В понедельник губернатора нужно отвезти в командировку в Москву. Время в пути в одну сторону — 3,5 часа. В Москве губернатор посетит совещание, длительность которого 4 часа. То есть при стандартной схеме расчета (без перерыва) не получается организовать 8 часовой рабочий день без нарушения (3,5 + 4 + 3,5 = 11 часов).
По новым правилам рабочий день водителя можно организовать так:
6:45 | Предрейсовый медицинский осмотр |
7:00 | Дорога из Твери в Москву |
10:30 | Перерыв для отдыха и питания (обед) Совещание |
11:30 | Перерыв между частями рабочего дня Совещание |
14:30 | Дорога из Москвы в Тверь |
16:30 | Специальный перерыв для отдыха |
16:45 | Дорога из Москвы в Тверь |
18:15 | Конец рабочего дня |
Хочу обратить внимание на еще один абзац пункта 13.1, который выше в этой статье не разбирался:
Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через пять часов после начала работы.
Формулировка этого абзаца не вполне понятна. Если рабочий день состоит всего из двух частей, то все в порядке — единственный перерыв между частями должен начинаться не позже, чем через 5 часов после начала работы.
А что делать, если рабочий день разделен на большее количество частей? Например, на 3. В этом случае не понятно, относится ли ограничение про 5 часов только к первому перерыву или одновременно ко всем перерывам.
Если бы в данном абзаце было написано «первый перерыв» или «каждый перерыв», то никаких проблем с пониманием не было бы.
Примечание. Можно предположить, что разработчики документа просто скопировали данный абзац из соседнего пункта 13 (там есть точно такой же абзац) и не доработали его под вариант с несколькими перерывами.
Работа в промежутке между частями рабочего дня
Еще одно дополнение внесено в пункт 23:
При привлечении водителя, осуществляющего перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании должностных лиц федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в связи с производственной необходимостью к выполнению работ в период перерыва между частями рабочего дня с учетом максимальной продолжительности, данная работа (осуществляемая за пределами рабочего времени) является сверхурочной.
Суть этого пункта сводится к тому, что если по каким-то причинам водителю пришлось работать в промежутке между частями рабочего дня, то такая работа является сверхурочной.
То есть должны соблюдаться все требования, относящиеся к сверхурочным работам. Например, в течение двух дней подряд не может быть больше 4-х часов сверхурочных работ, а в течение года не может быть больше 120 часов.
В заключение предлагаю Вам самостоятельно изучить обновленный текст рассматриваемого нормативного документа:
Удачи на дорогах!
Режим труда и отдыха водителей автобуса в 2019г
В этой статье речь пойдет о режиме труда и отдыха водителей, регламентированном законодательством. Дело в том, что уже несколько лет на территории России можно получить не только штраф за отсутствие тахографа (устройства, контролирующего режим работы водителя), но и штраф за нарушение режима труда и отдыха.
Режим труда и отдыха водителей автобуса в 2019 году регламентируется положениями приказа Минтранса № 15. Данный нормативный документ утверждает положение о требованиях к режиму работы водителей различных видов транспорта, включая автобусы. Конкретные правила в данном вопросе зависят от следующих факторов:
- • характер автобусного маршрута — внутригородской или междугородный;
- • дальность автобусного маршрута;
- • режим учета рабочего времени, применяемый на предприятии;
- • другие факторы.
В большинстве случаев водители автобусов трудятся в режиме нормальной рабочей недели, которая предполагает пять восьмичасовых смен общей продолжительностью 40 часов. Для видов работ, которые невозможно уложить в указанный график, может быть установлен суммированный учет рабочего времени. Максимальная продолжительность учетного периода составляет шесть месяцев — она устанавливается для курортных территорий с выраженной сезонностью. При суммированном учете продолжительность одной смены может достигать десяти часов, а в исключительных случаях — 12 часов.
Водители автобусов – это рабочие, труд которых имеет свои специфические особенности. Дополнительное напряжение связано с тем, что водитель управляет транспортным средством, несущим потенциальную опасность. Водитель постоянно страдает от воздействия окружающей среды. Самый опасный фактор – напряжение, как физическое, так и ментальное.
Руководитель отвечает за составление соответствующего графика. Документ составляется ежемесячно, отдельно для каждой из созданных смен. Иногда требуется отдельное оформление дней. Работодатель отвечает в данном случае за установку:
• момента, когда выполнение обязанностей начинается ;
• конечного пункта и времени;
• смены в зависимости от ее длительности;
• перерыва, когда водители просто отдыхают, питаются;
• отдыха за каждый день и каждую неделю.
Составляя графики, надо учитывать, в каком режиме работает организация в целом. В качестве основы берут учет времени по ежедневной либо суммированной схеме. Отдельное задание формируется для тех, кого отправляют в дальние рейсы.
О РАБОЧЕМ ВРЕМЕНИ ВОДИТЕЛЕЙ
Главное, чтобы режим соответствовал нормам, установленным в законодательстве. Министерство Транспорта выпустило отдельное положение в 2004 году, которое отвечает за регулирование большинства вопросов данной сферы. Данное положение действует по отношению к любым водителям.
В тексте Положения дается определение рабочему времени – это отрезок дня, на протяжении которого водители справляются со своими прямыми обязанностями, указанными в исходном трудовом договоре. Кроме того, отдельные пункты по должности можно описать в графике работы и внутреннем распорядке, принятом в той или иной организации. В Положении есть описание не только основного времени, но и других режимов, особенностей:
1. Присутствие в автобусе, но не управление им. Обычно это происходит, когда в смену или рейс отправляют сразу двоих людей.
2. Охраны груза и пассажиров во время продолжительных стоянок.
3. Проведение работ, связанных с устранением неисправностей, возникших в настоящее время, и с регулировкой. В учет идут только моменты, когда не требуется полностью разбирать какой-либо механизм.
4. Простои, в которых водитель лично не виноват.
5. Остановки там, где происходит посадка пассажиров или высадка.
6. Осмотры медиками, когда путешествие начинается или заканчивается.
7. Дополнительная работа, либо на протяжении поездки, либо после окончания.
8. Перерывы на отдых, как в конечных пунктах, так и по ходу движения.
Максимально допустимая нормальная продолжительность рабочего времени – 40 часов еженедельно. Каждый день человек может управлять автомобилем непрерывно не более 9 часов. Смена сокращается лишь в том случае, если везут что-то крупногабаритное или опасное.
Время может учитываться суммировано, если конкретная категория водителей не допускает применения общих и стандартных правил. В этом случае 30 дней – оптимальная продолжительность периода отчетности. При этом допустимо увеличение смен каждый день до 10 часов. Но это можно делать не чаще, чем два раза в неделю. Главное, чтобы в сумме водитель непрерывно управлял автомобилем не более 90 часов.
12-часовые смены могут быть законно введены для тех, кто работает на пригородных и городских маршрутах, отправляемых регулярно. Такое решение работодателя будет законным. Руководитель и сам должен учитывать данные особенности, составляя документ. Для каждого водителя обязательно посменное либо дневное оформление документов. До сведения самих работников документы доводятся максимум за месяц до того, как они вступят в силу.
Допустимо также проведение водителями, так называемой, сверхурочной работы. Но учет суммированного типа предполагает введение смен не больше 12 часов за исключением случаев, на которые прямо указывает законодательство:
• Выполнение обязанностей, с которыми нельзя справиться раньше обозначенного времени по тем или иным причинам, и если отказ от работы может привести к порче имущества, либо нанесению других видов вреда.
• Если необходимо продолжить делать то, что должен был решить другой работник, не явившийся на свою смену.
Но руководитель должен сделать все возможное, чтобы сменные сотрудники все равно менялись настолько часто, насколько это возможно.
О ВРЕМЕНИ ОТДЫХА
За всю рабочую неделю перерыв должен составлять не менее 42 часов. Но в каждом конкретном случае условия назначаются индивидуально, с учетом мнения представителей профсоюза. При этом руководитель и работник должны прийти к соглашению друг с другом.
Статья 11 ТК РФ говорит о том, что каждый работник имеет право на получение выходного. Если неделя пятидневная, то выходных дня будет два. При шестидневной обязательно наличие хотя бы одного выходного. Если же применяется суммированный учет, то время отдыха устанавливается индивидуально. Главное, чтобы выходных было не меньше, чем полных недель в месяце. Чтобы привлечь водителя к работе в выходной, необходимо оформить отдельный приказ, и получить отдельное согласие от второй стороны.
Не стоит оставлять в стороне отпуск каждый год, оплачиваемый руководством. В таком случае опираются на общие законодательные нормы, и дают стандартные 18 дней на отдых, не меньше. Условия работы многих водителей вредны и опасны, что способствует появлению права на дополнительное время отдыха.
О НЕНОРМИРОВАННЫХ РАБОЧИХ ДНЯХ
40-часовая рабочая неделя является нормой в большинстве профессий. Это касается любых категорий сотрудников, в том числе тех, кто управляет автобусами.
Пятидневная неделя предполагает использование восьмичасовых смен, а шестидневная – семичасовых. Но в любом правиле есть исключения. Ненормированные рабочие дни тоже возможны при крайней необходимости. Режим устанавливается на основе данных о нормальной продолжительности рабочей недели. Отдых за каждую неделю оформляется при опоре на общие положения.
Часто в ненормированном режиме трудятся личные водители. Их руководители забывают о том, что такое поведение возможно, но без систематичности, и решения подобного вида принимаются только время от времени. Кроме того, важно наличие серьезных причин, обусловленных производственными условиями.
Условие по ненормированному дню может содержаться в самом трудовом договоре. Локальный нормативный акт организации вообще отдельно должен перечислять тех, для кого такие дни возможны.
К дополнительным обязанностям водителей с ненормированным графиком можно привлекать как до начала работы, так и после ее окончания. В данном режиме согласия от второй стороны не требуется. Такие сотрудники появляются на своем месте в то же время, что и остальные, и покидают место не раньше момента окончания выполнения обязанностей. На них распространяются отдельные правила, указанные в локальных актах.
Если ненормированные рабочие дни стали систематическими, то проверяющие органы могут рассматривать их в качестве сверхурочной работы. За что положены дополнительные виды компенсаций. Такие работники могут рассчитывать и на получение дополнительного оплачиваемого отпуска каждый год.
О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ СУММИРОВАННОГО УЧЕТА
Правила внутреннего трудового распорядка регулируют саму организацию суммированного учета времени на том или ином предприятии. Эти правила устанавливаются лично руководителем. Это делается при утверждении коллективного трудового соглашения, либо с обязательным учетом мнения представителей профсоюзного органа. Во внутреннем распорядке надо обязательно написать о причине, по которой организован именно суммированный учет времени.
Обязательно сообщить о том, какова длительность учетного периода. Учетные периоды могут составлять до полугода, если речь идет о работах, выполняемых сезонно.
Сотрудников надо обязательно ознакомить с внутренними правилами, когда их принимают на предприятие, работающее по суммированному учету. Иногда суммированный учет становится индивидуальным. Это значит, что он действует не для всех, а для определенных категорий сотрудников.
О ДРУГИХ ОСОБЕННОСТЯХ ОФОРМЛЕНИЯ СУММИРОВАННОГО УЧЕТА
Приказ руководителя нужен для того, чтобы отдельно установить график сменности. Недопустимо, когда рабочий день по продолжительности нарушает норму, установленную в том или ином направлении. При этом недопустима ситуация, когда один и тот же работник трудится на протяжении двух смен подряд.
График сменности формируется с использованием формы, которая применяется для табеля учета рабочего времени. Речь идет об унифицированных формах Т-12 или Т-13.
В этих документах есть графы, которые обозначаются цифрами с 1 до 6. К ним в случае с водителями надо добавить еще одну, в которой каждый сотрудник подписывается. Так они будут подтверждать, что ознакомлены с правилами и с самими документами.
Если режим сменный, то время отдыха чаще представляется с так называемым скользящим графиком. Предполагается установка следующих параметров при использовании суммированного учета:
1. График работы.
2. Норма рабочих часов в учетном периоде.
3. Продолжительность учетного периода.
Когда учет проводится именно суммировано, сверхурочную работу определяют в зависимости от часов, которые выходят за пределы периода отчетности. Если же режим обычный, считается, что сверхурочное время – это выполнение дополнительных обязанностей за пределами обычного графика по инициативе руководителя.
О ЕЖЕДНЕВНОМ УЧЕТЕ И РАЗДЕЛЕНИИ
Такая схема предполагает, что водитель работает стандартное время, равное 40 часам за одну неделю. Правила стандартные, и выше уже не раз описывались. Оформление проводится с использованием унифицированных форм.
Некоторые водители имеют рабочее время, разделенное по двум частям. При этом должно пройти не более пяти часов после начала обычного выполнения обязанностей, до назначения отдыха. Максимум перерыв может длиться три часа. Отдых и питание в этот срок не входят.
Законодательство говорит, что при работе, связанной с управлением транспортными средствами, совместительство становится недопустимой схемой. Зато некоторым водителям можно устанавливать ненормированные рабочие дни. Обязательно учитывать мнение тех, кто представляет профсоюзный выборный орган. Работодатели должны только обеспечивать безопасные условия труда, которые не оказывают дополнительного негативного влияния на жизнь и здоровье подчиненных.
Соблюдение режима труда и отдыха водителей. Положение о рабочем времени водителя
Положение, касающееся режима труда и отдыха водителей – это очень важный аспект трудовой деятельности людей, которые связаны с транспортными средствами. О нем сказано многое. Каждый водитель имеет свой индивидуальный график работы. И он обязательно определяется специальным регламентом. Что ж, тема важная и интересная, так что её обязательно следует рассмотреть более подробно.
Учет рабочего времени
Итак, первое, что касается режима труда и отдыха водителей – это учет рабочего времени. Существует всего два вида. Первый – это ежедневный учет. То есть высчитывается длительность каждого дня. И она должна находиться в пределах, которые установлены законодательством.
А второй – суммированный. Здесь всё немного иначе. Длительность дней, которые отрабатывает водитель, может отличаться. Бывают и длинные смены, которые в нормативы просто не могут уложиться. Однако, несмотря на это, количество отработанных за месяц часов норму превышать не должно ни в коем случае.
Рабочее время водителя
Оно состоит из нескольких так называемых периодов. Первый – это время, в течение которого человек управляет транспортным средством. Второй – количество часов, которые отводятся на специальные перерывы, предназначенные для передышки. Нет ничего важнее режима труда и отдыха водителей. Это тот аспект, который действительно нужно соблюдать. Передышки необходимо делать во время пути и обязательно на конечных пунктах.
Ещё выделяется так называемое подготовительно-заключительное время, которое необходимо для выполнения работ перед выездом и после возвращения. Медицинский осмотр – еще один важный момент. Водитель должен находиться в нормальном состоянии перед тем, как осуществить рейс.
Время стоянки, процесс погрузки грузов и её разгрузки, посадка и высадка пассажиров – это также часть работы. Простои – неприятное явление, отнимающее отнюдь не лишние минуты (а порой даже часы), но оно тоже нередко входит в рабочий день водителя. Порой по пути в автомобиле возникают какие-то неисправности. В обязанности водителя входит процесс по их устранению, или хотя бы осуществление шагов, которые могли бы поспособствовать этому.
Охрана груза и непосредственно автомобиля – также часть работы человека, занимающегося перевозками и транспортировками. Более того, он обязан находиться на своем рабочем месте (то есть в или рядом с транспортным средством) даже в тот момент, когда ТС не находится в движении. В общем, как можно видеть, список довольно внушительный. Да и работа не из легких и не из безопасных. Потому водителю очень важно вовремя делать перерывы и поддерживать бодрое состояние.
То, что нужно знать
Кое-что стоит уточнить, обсуждая особенности режима труда и отдыха водителей. К примеру, если у человека рабочий день длится 8 часов, то в это время должно войти всё вышеперечисленное. То есть медицинские осмотры (перед и после рейса), перерывы и т.д. Бывает, что организации предлагают водителю отдыхать за счет сокращения времени, отведенного на обед. Так быть не должно – это не правильно.
Еще важно знать, что время, уходящее на охрану груза, не всегда засчитывается полностью. Но необходимо, чтобы водителю заплатили как минимум за 30%. Допустим, у водителя рабочий день длится 8 часов. Из них он три часа охраняет груз, находясь на стоянке. Фирма засчитывает время как полностью, так и на 30%. Если будет сделано так, как описано в последнем примере, то из 3 часов охраны в рабочий день включится лишь один. Таким образом общая продолжительность рабочего времени составит десять часов.
Подробнее о ежедневном и суммированном учете
Эту тему стоит обсудить более подробно. Итак, если фирма ведет ежедневный учет, то водитель автомобиля в неделю отрабатывает стандартные сорок часов. И если он выходит на смену 5 раз за неделю, то длительность каждого дня не может составить более 8 ч. Когда водитель работает по шестидневке, то каждая его смена составляет максимум семь часов.
Суммированный учет считается намного более мудреной схемой. В этом случае фирма рассчитывает отработанное водителем время за целый месяц, а не за отдельный день. А иногда – и вовсе за сезон! Это в тех случаях, если по условиям работы ежедневная норма просто не может быть выполнена. Ярким примером может считаться летне-осенний период. Обычно вышеописанная ситуация складывается в связи с обслуживанием сезонных работ. Так что водитель автомобиля может попасть даже под 6-месячный учетный период.
Продолжительность
Это ещё один немаловажный нюанс, касающийся такой темы, как режим труда и отдыха водителей. Продолжительность времени, проводимого человеком за рулем, не должна превышать установленной нормы.
К примеру, на протяжении календарного месяца, который состоит из 31 дня, водитель работает 23. В таком случае он не должен проводить за рулем больше 184 часов. Причем в это время включается отдых, медосмотры, охрана грузов, высадка и посадка пассажиров и т.д.
Исключения
Бывают и отдельные ситуации. В некоторых случаях длительность рабочего дня можно увеличить до 12 часов. Это – ситуации, когда водитель-дальнобойщик осуществляет междугородную перевозку. Тогда он вынужден двигаться дальше – чтобы добраться до места, в котором у него получится отдохнуть.
Еще такие исключения действуют для тех автомобилистов, которые работают на пригородных или же городских маршрутах. Также такое рабочее время может быть установлено водителям, которые выполняют перевозки для организаций коммунальных служб, например, для больниц, клиник и лечебниц, для аварийных служб, телеграфной и почтовой связи и т.д. Это допускается еще тогда, когда человек осуществляет транспортировку груза особой важности (для органов местного самоуправления, например). Подобные условия могут быть предоставлены перевозчикам, работающим на аварийно-спасательных, пожарных и инкассаторских ТС.
Разделение рабочего времени
Водитель-дальнобойщик также имеет право на разделение рабочего времени. Такая возможность предоставляется тем людям, которые осуществляют регулярные городские, пригородные и междугородные автобусные маршруты. Перерыв в данных случаях назначается не позднее, чем спустя 5 часов после того, как началось рабочее время. Отдых, в свою очередь, длится максимум три часа. В данный перерыв не включаются часы, отведенные на питание. Так выглядит режим работы водителя по тахографу: четыре часа – на управление автобусом, два – на перерыв, столько же – на обед, и снова четыре на то, чтобы проехать маршрут. Что же получается? Реальное рабочее время в данном случае составит 8 часов. По факту – 12.
Про ненормированный график
А ещё бывает ненормированное рабочее время. Оно доступно тем людям, которые управляют легковыми машинами (за исключением такси). Также на таких условиях имеют возможность работать водители, занятые транспортировкой ученых на экспедиции. Изыскательная и топографо-геодезическая деятельность также разрешает работать по ненормированному графику. А решение касательно того, каким будет трудовой день водителя, принимает непосредственно работодатель. Только он должен принимать во внимание еще и мнение работников фирмы, компании или его организации. Они также должны быть согласны с ненормированным графиком. Здесь есть своя особенность. Дело в том, что ненормированный рабочий день может быть любой длительности. Но общее количество часов в неделю никогда не превышает отметки в 40. Допустим, если водитель провел в пути 20 часов (допустим, осуществлял длительный междугородний рейс), то ему можно осуществить ещё раз этот рейс и всё – остальные дни недели отводятся на выходные.
Как долго можно находиться за рулем
Продолжительность смены устанавливается (в обязательном порядке), исходя из того, сколько обычно длится рабочая неделя. Дни еженедельного отдыха обязательно предоставляются человеку. Таковы общие основания и положения. Это – законный отдых водителя.
Что ж, но даже при ненормированном графике количество часов, которые человек может провести за рулем, не должно превышать девяти. Более того, если профессионал работает в тяжелых условиях (допустим, везет людей по горной местности, перевозит тяжелые, крупногабаритные грузы или же осуществляет транспортировку на автобусе, длина которого более 9,5 метров), то он может находиться у баранки только 8 часов.
Случаи с увеличением времени
Есть еще две особенные ситуации. Только в них время, напротив, можно увеличить. До десяти часов, например. Но только в том случае, если за две недели у человека будет не больше 90 ч, проведенных за рулем.
Итак, исходя из всего вышесказанного, можно было понять, что самый тяжелый график водителей у тех специалистов, которые управляют пригородными и городскими автобусами. Для них верхний предел, касающийся количества часов, проведенных за рулем, не установлен. Иногда даже бывает так, что при рабочем дне, который длится половину суток, человек находится в движении целых 11 часов.
Важно знать, что если водитель осуществляет длительный рейс (допустим, из города Сочи до Севастополя – время поездки занимает приблизительно 17-20 часов), то у него обязательно должен быть сменщик. Он также находится в автобусе и, когда приходит время, заменяет напарника.
Специальные перерывы
Каждый водитель (кат. С, В, D и т.д.) имеет право на так называемые особые перерывы. Они хороши тем, что включаются в рабочее время человека. Такие перерывы предоставляют всем автомобилистам, работающим на междугородних маршрутах. Эти перевозки требуют особой выдержки, терпения, так что водителей поощряют 15-минутными перерывами. Первый такой кратковременный отдых можно совершить спустя четыре часа поездки. А затем – каждые два.
В общем, то, как выглядит режим рабочего времени водителя, понятно, но что же со временем на отдых? Это – отдельная тема. Оно состоит тоже из нескольких “периодов”. Первый – это обед (перерыв, уходящий на отдых и питание). Второй – ежедневный. Так называемый “отдых между сменами”. И, наконец, еженедельный. Его именуют еще непрерывным. Иными словами говоря – традиционный выходной. Только длится он у водителей дольше, поскольку работа требует слишком много сил и терпения.
Нормативы отдыха
Время, уходящее на расслабление водителя, также нормируется. Итак, на питание закон выделяет как минимум полчаса и как максимум – два часа. В случае если длительность рабочего времени составляет более 8 ч, то тогда человеку предоставляется 2 перерыва на питание. Но суммарная длительность остается прежней – максимум 2 ч.
Что касательно междусменного отдыха? Здесь все просто – он длится в два раза больше, чем непосредственно смена. К примеру, человек работает с восьми утра и до 17:00 (включен перерыв на обед в 1 ч). Тогда между сменами водитель отдыхает 15 часов. Таким образом, его следующий рабочий день будет начинаться в 8 утра, как минимум.
Но бывают и исключения, в которых междусменный отдых сокращается. Например, 9 часов водителю дается в том случае, если он работает на пригородном или городском маршруте. Но когда он закончит вторую смену, то обязательно должен получить как минимум двое суток отдыха.
11 часов перерыва дается автомобилисту, если он работает на междугородном маршруте.
Безопасность водителя и личные качества профессионала
Это очень важные аспекты. Автомобиль, который является для водителя рабочим местом, должен соответствовать всем требованиям безопасности. Подушки безопасности, ремни, приборы освещения, датчики сближения, зеркала заднего вида – транспортное средство должно быть оборудовано всем необходимым. Поскольку от того, насколько высок уровень безопасности для водителя, зависит и то, насколько хороша будет его связь с дорогой и, соответственно, сохранность пассажиров и груза. Автомобилист должен находиться в комфорте и безопасности – это главное условие.
Стоит отметить, что не каждый человек способен стать водителем. И речь сейчас идет не столько о наличии прав определенной категории, сколько о личностных качествах человека. Водитель – это в первую очередь физически и морально выносливая личность. Пробки, простои, не всегда доброжелательные попутчики (иногда очень надоедливые и капризные), дорожный контроль – всё это вытерпеть нелегко. Если мы, простые граждане, застряв в утренней пробке на полчаса, начинаем нервничать, то можно представить, какой ежедневный стресс испытывает водитель маршруток или, чего хуже, междугородних автобусов.
Человек должен быть готов не спать длительное количество времени; уметь максимально отдохнуть за предоставленное ему время, быть внимательным, сконцентрированным, терпеливым. Это те качества, без которых невозможно стать водителем междугородних автобусов или же дальнобойщиком. Работа этих людей тяжела и непредсказуема. Важно, чтобы государство предоставляло им достойную оплату и достаточное количество времени на отдых. А люди были терпеливыми и понимающими.
Минтранс внес изменения – ilex
Постановлением N 13 внесены изменения в порядок регулирования рабочего времени и времени отдыха водителей, выполняющих внутриреспубликанские автомобильные перевозки. Нововведения вступили в силу 04.01.2019. Рассмотрим основные из них.
Рабочее время
1. Дополнен перечень периодов, из которых состоит рабочее время водителя. Теперь в него включается также время <*>:
— проведения стажировки в качестве водителя-наставника;
— дежурства в резерве.
На заметку
Дежурство в резерве — это нахождение водителя в специально оборудованном помещении в организации или пассажирском терминале в постоянной готовности к выезду на линию. Отметим, что возможность установления нанимателем такого дежурства введена только для водителей, выполняющих городские и пригородные автомобильные перевозки в регулярном сообщении <*>;
— иное время в случаях, предусмотренных законодательством о труде.
Кроме того, конкретизировано, время каких действий (работ) водителя включается в подготовительно-заключительное время, а именно <*>:
— получения, оформления, сдачи транспортных и проездных документов, оборудования, денежных средств;
— осмотра, проверки технического, санитарного состояния и комплектности автомобиля;
— заправки автомобиля и др.
2. Исключены нормы, определявшие продолжительность подготовительно-заключительного времени и времени предрейсового медосмотра (оно также включается в рабочее время водителя). Теперь продолжительность этих периодов наниматель будет устанавливать самостоятельно по согласованию с профсоюзом при его наличии <*>. При этом продолжительность подготовительно-заключительного времени устанавливается исходя из состава работ, включаемых в него <*>.
Пример
Ситуация 1. В подготовительно-заключительное время водителя входит заправка автомобиля, получение проездных документов и сдача выручки от их реализации. Наниматель установил его продолжительность 30 минут.
Ситуация 2. В состав работ, включаемых в подготовительно-заключительное время водителя, входит только заправка автомобиля. Наниматель определил, что продолжительность такой работы 10 минут.
Напомним, что ранее в рабочее время водителя включалось <*>:
— 20 минут подготовительно-заключительного времени;
— 5 минут времени проведения предрейсового медосмотра.
3. Уточнен порядок учета рабочего времени водителя, направленного в служебную командировку. Теперь рабочее время водителя в случае его возвращения из командировки за пределами установленного у нанимателя рабочего времени учитывается по фактической продолжительности <*>.
4. Дополнен перечень случаев, когда продолжительность рабочего дня (смены) водителя может быть увеличена до 12 часов. В настоящее время к ним относится и выполнение автомобильных перевозок для собственных нужд <*>.
Кроме этого случая, продолжительность рабочего дня (смены) водителя, как и ранее, может быть увеличена до 12 часов при выполнении <*>:
— городских и пригородных автомобильных перевозок в регулярном сообщении;
— междугородной автомобильной перевозки, когда водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха.
5. Установлен порядок определения количества сверхурочных часов работы (СЧ) у водителей с суммированным учетом рабочего времени. Оно определяется по окончании учетного периода по следующей формуле <*>:
ФОТ — НРВ = СЧ,
где ФОТ — фактически отработанное время согласно документам учета рабочего времени. Например, табелю использования рабочего времени. В это время также засчитывается работа в государственные праздники, праздничные и выходные дни, выполненная сверх установленной нормы рабочего времени;
НРВ — норма рабочего времени, установленная графиком работ (сменности) на учетный период.
6. Скорректированы положения о ведении графика работ (сменности):
— уточнено, что для водителей, которым установлен сменный режим работы, разрабатываются графики сменности, в других случаях — графики работ <*>;
— предусмотрена возможность внесения изменений в утвержденные графики работ (сменности), а также определен порядок внесения таких изменений. Вносить изменения разрешено только в случае производственной необходимости с целью обеспечения непрерывного перевозочного процесса <*>.
Наниматель утверждает изменения и доводит их до сведения водителя не позднее одних суток, предшествующих тому дню, когда ему нужно будет выйти на работу. При этом внесение изменений в график возможно только с согласия водителя <*>.
Положение о рабочем времени водителей в предыдущей редакции не содержало нормы о внесении изменений в утвержденные графики работ (сменности).
Время отдыха
1. Определено, что минимальная продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее двойной продолжительности работы (смены), предшествующей отдыху. При этом в продолжительность такого отдыха также включается время перерыва для отдыха и питания <*>. Например, если продолжительность работы водителя 8 часов, то продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее 16 часов (15 часов отдыха + 1 час обеденного перерыва).
Напомним, что в некоторых случаях наниматель вправе с согласия водителя уменьшить продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха (суммированного отдыха) до 12 часов <*>. Нововведениями установлено, что в таком случае одна из частей суммированного отдыха должна быть не менее 10 часов. А если водитель осуществляет автомобильные перевозки для собственных нужд — не менее 9 часов <*>.
2. Увеличено минимальное время для двух ежедневных обеденных перерывов водителя. Теперь оно должно быть не менее 40 минут в совокупности (ранее не менее 30 минут) <*>.
На заметку
Два перерыва для отдыха и питания могут предоставляться водителю, продолжительность ежедневной работы (смены) которого более 8 часов.
3. Установлено, что время перерывов между частями рабочего дня при режиме работы с разделением рабочего дня на части наниматель с согласия водителя может отнести ко времени ежедневного (междусменного) отдыха, т.е. суммировать с ним <*>. Ранее такая возможность не была предусмотрена <*>.
Сколько вообще может длится смена водителя по трудовому кодексу РФ?
Добрый день! Для водителей автомобиля может быть установлен сменный режим работы. В этом случае работодатель должен составить графики сменности (ст. 103 ТК РФ).
При их составлении работодатель обязан учитывать особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей, предусмотренные Положением об особенностях режима работы и отдыха (п. 3 указанного Положения, ч. 2 ст. 329 ТК РФ), а также общие нормы трудового законодательства (абз. 2 п. 2 упомянутого Положения).
До утверждения графика сменности работодатель должен учесть мнение представительного органа работников в порядке, предусмотренном ст. 372 ТК РФ (ч. 3 ст. 103 ТК РФ).
Общий порядок установления режима рабочего времени и времени отдыха определен Трудовым кодексом РФ. Нюансы, связанные со спецификой водительского труда, отражены в Положении об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15. Этот документ применяется в отношении водителей, работающих в организациях всех форм собственности, кроме тех, кто осуществляет международные перевозки или работает в составе вахтовых бригад. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, обязательно учитываются при составлении графиков работы (сменности) водителей.
Графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. В графике указываются время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.
При суммированном учете рабочего времени продолжительность смены водителей не может превышать 10 часов (за исключением отдельных случаев).
Водителям легковых автомобилей (кроме такси) может устанавливаться ненормированный рабочий день (с учетом мнения представительного органа работников организации). Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.
Время управления автомобилем не может превышать 9 (в некоторых случаях — 8) часов в день, а при суммированном учете рабочего времени может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.
В рабочее время водителя, кроме времени управления автомобилем, также включаются и другие периоды, в частности время предрейсового и послерейсового медосмотров, время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, время проведения работ по устранению возникших в пути неисправностей и некоторые другие. Включать в рабочее время вышеуказанные периоды можно не в полном объеме: например, время охраны груза и автомобиля засчитывается в рабочее время в размере не менее 30%, время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей — в размере не менее 50%.
В случаях, предусмотренных ст. 99 ТК РФ, водители могут привлекаться к выполнению сверхурочных работ, однако они не должны превышать четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Удачи Вам.