Ремонт водяного насоса своими руками.
Содержание
Водяной насос центробежного типа Wilo в системе отопления частного дома обеспечивает принудительное движение теплоносителя. Вило относится к бытовым циркуляционным насосам отопления, отличается компактными размерами, высокой производительностью и надежностью. Устройство нуждается в минимальном обслуживании и редко выходит из строя. Если же поломка случилась, то ремонт водяного насоса своими руками произвести не сложно.
Прежде чем приступить к рассмотрению особенностей ремонта этого типа насосов советуем прочитать обзорную статью о насосах для отопления.
Разборка и ремонт водяных насосов
Перед разборкой насоса отопления Wilo или его аналогов необходимо четко определить характеристики неисправности. Как правило, владельцы сталкиваются со следующими проблемами:
агрегат не запускается;
помпа работает с пониженной мощностью;
при работе слышен нехарактерный шум;
насос шумит, вибрирует и/или нагревается.
При всех этих неисправностях ремонт водяных насосов требует разборки агрегата с последующей заменой вышедших из строя деталей.
Внимание! Водяные насосы Wilo на гарантии разбирать самостоятельно нельзя! При действующем сроке гарантийного обслуживания необходимо обратиться в сервисный центр.
Если вы решили произвести ремонт водяного насоса своими руками, то необходимо демонтировать устройство из сети отопления, предварительно отключив его от электропитания. Подача воды к насосу должна быть перекрыта боковыми вентилями. Остатки воды из помпы сливаются. Агрегат демонтируется при помощи 6-гранной отвертки.
Как и большинство отопительных водяных насосов европейского и российского производства Вило имеет модульную конструкцию. Для его разборки необходимо поочередно раскрутить все винтовые крепления. Первым аккуратно снимается корпус, а затем извлекаются все узлы агрегата.
Насос не запускается
Причин, по которым водяной насос отопительной системы не запускается несколько:
1. Низкое напряжение в электросети. Диагностировать низкое напряжение очень просто: нестабильно работают другие электроприборы, мерцает свет. Для устранения низкого напряжения следует постоянно использовать стабилизатор напряжения.
2. Известковые отложения на внутренних узлах. Водяной насос для отопления, ремонт которого при наличии отложений подразумевает разборку ротора и очистку всех его частей, может прослужить еще очень долго. Для очистки отложений можно использовать мягкую щетку или ткань.
3. Попадание мусора и инородных предметов. Агрегат заклинивает по причине засора. В закрытых системах отопления такая проблема встречается очень редко. Обычно заклинивание происходит после длительной работы неисправного насоса, когда причиной заклинивания становятся части разрушенной детали. Решение проблемы — извлечение инородного предмета, очистка внутреннего пространства от мусора.
4. Повреждение предохранителя. При сгоревшем предохранителе система защиты не позволяет запустить агрегат. Необходимо заменить сгоревший предохранитель. Если это не помогло, то причина в обмотке двигателя. Самостоятельно устранить неполадку не получиться, лучше доверить ремонт опытному мастеру или сервисному центру.
5. Выход из строя электрики: конденсатора, кабеля электропитания. Причина выявляется путем замера сопротивления и визуального осмотра. Неисправную деталь следует поменять на новую.
Современные модификации центробежного насоса Wilo с электронными блоками управления могут не включаться при возникновении неисправности в блоке. Если перезагрузка оборудования не помогла, то необходима замена или ремонт системы электроники.
Насос не качает теплоноситель
Насос включается, двигатель запускается, но при этом теплоноситель не циркулирует по системе отопления. Причины такой неисправности и ремонт водяного насоса в этом случае могут быть следующими:
1. Закисание вала. Проблема встречается при неправильной эксплуатации насоса, когда при его остановке вода не сливается, а остается внутри устройства. Для устранения проблемы нужно разобрать агрегат и провернуть рабочее колесо вручную при помощи отвертки.
2. Присутствие воздуха в теплоносителе. При завоздушенности системы насос отопления не может перекачивать насыщенную воздухом воду — она вытесняется из корпуса устройства обратно. При устранении завоздушенности неисправность исчезает.
3. Неправильная регулировка отопительной системы. Убедитесь, что все краны и вентили установлены в правильном положении. При перекрытом доступе теплоноситель может просто не доходить до помпы.
Насос работает с низкой мощностью
Это самая распространенная причина, по которой приходится выполнять ремонт водяных насосов Wilo. Устройство качает воду в системе отопления, но при этом давление значительно ниже номинального. Это может быть вызвано различными факторами:
1. Повреждение трубопровода. При наличии протечек в системе отопления напор подаваемой к насосу воды резко падает и оборудование работает вхолостую. Ремонт заключается в восстановлении целостности трубопроводов отопительной системы.
2. Насос не подходит по мощности. Возможно, устройство изначально было подобрано неправильно. Со временем эксплуатационный ресурс помпы выработался, и мощность снизилась до критического уровня. Проблема решается только приобретением насоса с оптимальной мощностью.
3. Вращение крыльчатки в противоположную сторону. Если насос до этого разбирали, то возможно неправильно установили рабочее колесо. Для устранения проблемы нужно внимательно осмотреть колесо и установить его, следуя инструкции завода-изготовителя.
4. Высокая вязкость теплоносителя. При попадании мусора, замерзании, образовании накипи теплоноситель меняет свои свойства и становится вязким. Такую субстанцию насос перекачивает с большим трудом, вследствие чего уменьшается мощность.
Стоит отметить, что некоторые помпы могут выдавать низкую мощность при неправильном подключении. Монтаж водяного насоса лучше доверить профессионалам.
Насос сильно шумит, вибрирует, греется
Если насос сильно шумит
Оборудование работает нормально, но при этом издает нехарактерный шум. Причиной грохота внутри корпуса является инородный предмет. Агрегат необходимо остановить, отключить от сети, слить жидкость и разобрать. После извлечения постороннего предмета следует осмотреть все детали на предмет повреждения. Если все в порядке, то устройство собирается и эксплуатируется в обычном режиме.
Чрезмерный гудящий шум свидетельствует о наличии воздуха в отопительной системе. При этом насос может постепенно терять свою мощность. Ремонт водяного насоса заключается в стравливании воздуха. Для предотвращения завоздушенности рекомендуется оснастить систему автоматическим воздухоотводчиком.
Если насос вибрирует и греется
Вибрация устройства связана с износом подшипников. Они легко заменяются новыми из ремкомплекта. Перегрев оборудования возникает при интенсивной эксплуатации с повышенной нагрузкой. В этом случае может помочь внеплановое техобслуживание. Если после этого прибор продолжает нагреваться, то необходимо заменить его более мощным.
Выполнить ремонт водяных насосов Wilo совсем не сложно. Однако помните, что любую поломку гораздо проще предотвратить, чем ремонтировать. Правильно используйте водяной насос, регулярно проводите ТО и устройство бесперебойно прослужит вам долгие годы.
Ремонт водяных насосов (для воды): особенности
СодержаниеНасосное оборудование способно решить многие проблемы, возникающие при обустройстве частного дома. При помощи таких аппаратов обеспечивают водоснабжение дома, осуществляют водоотведение, повышают давление в уже имеющихся линиях подачи воды. Не менее важную роль играет электронасос в промышленности, где с его помощью транспортируются большие объемы материалов.
Но, каким бы качественным и функциональным ни был агрегат, при неправильной эксплуатации он быстро приходит в негодность. И если денег на квалифицированную помощь нет, придется производить ремонт насосов своими руками.
Типы насосной техники
Неправильная работа насосного устройства или полное прекращение его функционирования являются следствием выхода из строя отдельных узлов аппарата. При этом ремонт насоса будет заключаться в замене неработающих комплектующих. Сложность такого действия заключается в том, что современный рынок располагает большим разнообразием насосной техники и каждое устройство предполагает индивидуальную конструкцию. Поэтому и ремонт аппарата полностью зависит от типа прибора.
Виды насосного оборудования
К основным типам бытовой насосной техники относятся:
- скважинный насос для воды;
- водяной дренажный агрегат;
- насосные станции на основе поверхностных электронасосов.
Среди промышленных агрегатов без специальных навыков отремонтировать самостоятельно можно только 2 типа устройств:
- водокольцевой аппарат ВВН;
- буровой насос.
к меню ↑
Ремонт насосного оборудования
В соответствии с каждым типом аппарата выделяются отдельные алгоритмы ремонтных работ. В целом же следует помнить, что если повреждениям поддался двигательный блок аппарата, а навыков работы с обмоткой и контактными группами не имеется, лучше отдать устройство в сервис. Также перед началом ремонтных робот или обслуживания насосный агрегат отключается от электрической сети и извлекается из источника.
к меню ↑
Особенности ремонта скважинных аппаратов
Независимо от типа, водяной насос для скважины имеет цилиндрический удлиненный корпус из стали или чугуна. Трубопровод на нем фиксируется в верхней части. При этом двигатель может располагаться, как сверху, так и в нижней части агрегата. Данный тип электронасосов рассчитан на забор жидкости с большой глубины. Часто при высоком уровне абразивных веществ в воде. Поэтому следует помнить, что намного проще предотвратить поломку периодическими чистками и проверками аппарата.
Если же все-таки неисправности в работе возникли, начало любых работ заключается в правильной диагностике проблемы. При этом, если даже возникают мысли о том, что именно сломано, следует тщательно осмотреть все устройство на наличие проблем второстепенных.
Чистка скважинного насоса
Прежде всего, для скважинных водяных насосов необходимо проверить, не стала ли причиной прекращения работы перегрузка. Проводится это в два этапа:
- Разбирается распределительная коробка. Для этого сначала ослабляются винты на корпусе. Дальше отделяется рабочая камера. И уже после этого снимается крышка с моторного отсека.
- Дальше идет проверка всех узлов, включая обмотку двигателя и предохранители, на наличие следов горения и соответствующего запаха. Если повреждена обмотка, ее придется менять на аналогичную.
Также не лишним во время предварительного осмотра будет исследовать кабель аппарата на наличие повреждения. Особенно тщательно осматриваются контакты на месте соединения с мотором. В случае обнаружения повреждения, необходимо заменить или весь кабель, или поврежденный участок, тщательно за изолировав место соединения.
Одной из частых проблем скважинных аппаратов является поломка, когда напор либо ослабевает, либо устройство работает, а вода не идет вообще. Это является следствием работы в скважинах с высоким содержанием песка. В этом случае причины может быть три:
- Вышел из строя рабочий клапан. В этом случае помимо того, что вода не проходит возможен также и гидроудар, который повреждает узлы.
- Забился фильтр на впускных отверстиях. Если прибор расположен близко к дну, через всасывающие отверстия может проходить большое количество абразивов, которые постепенно забивают канал.
- Повреждена или деформирована крыльчатка рабочего колеса. При этом можно попытаться выровнять лопасти, а на впуск поставить более качественный фильтр.
Если же при осмотре выявлены повреждения электромагнита, то в этом случае водяные насосы ремонту своими руками не подлежат. Их починить и отрегулировать смогут только в мастерской.
к меню ↑
Ремонт дренажных устройств
Дренажные насосные аппараты используются для осушения водоемов с грязной водой, а также водоотведения из подтопленных помещений. Такие устройства выполняются из пластика, стали или чугуна (промышленные варианты). Как правило, устанавливаются на дно источника на специальные подставки в вертикальном положении. Отличаются высокой пропускной способностью.
Такие аппараты рассчитаны на работу в сложных условиях, где нагрузка на рабочие узлы достаточно велика. Поэтому и неисправности – не редкость. Есть 2 основных признака неправильной работы устройства: полное отсутствие действий со стороны аппарата или слышен гул двигателя, но нет напора.
Как снять рабочее колесо с дренажного насоса
В первом случае причины могут быть следующие:
- вследствие резких и частых скачков напряжения сгорел конденсатор на электродвигателе;
- поплавковый механизм в узком колоде зацепился об одну из стенок, находясь, при этом, в положении ниже крайней точки включения;
- при перепадах напряжения сгорела обмотка;
- твердыми включениями забило лопасти рабочего колеса.
Если же устройство гудит, но не выполняет работу, причина может заключаться в следующих моментах:
- перетерся или перегорел один из участков кабеля питания;
- расшатался или полностью обломался шток внутри аппарата;
- поврежден обратный клапан, вследствие чего вода не проходит в рабочую камеру и дальше в водопровод.
Конечно же, данный список далеко не полон, но более сложные проблемы возможно выявить только в сервисных центрах при помощи соответствующего оборудования. К тому же, даже из перечисленных неисправностей без оборудования вряд удастся решить даже половину проблем.
Вполне возможно прочистить рабочее колесо. Для этого ослабляются крепления на корпусе, и снимается его крышка. Само колесо желательно не снимать, но если загрязнение слишком серьезное, сделать это нужно. Только предварительно нужно слить масло из резервуара, который расположен прямо за крыльчаткой. Дальше весь песок, камушки и грязь вычищаются, после чего механизм собирается назад.
Также вполне возможно поменяться самостоятельно кабель. Для того, чтобы найти поврежденный участок, помпа включается и пальцами пытаемся сдавить отрезки. Где электронасос заработает, там и разрыв. Если разрыв находится в области возле мотора, то аппарат придется разбирать. При этом придется раскрутить три фиксационных болта и шайбу. Дальше провод обрезается выше поврежденного участка, вставляется и снова фиксируется.
В отдельных моментах реально также заменить конденсатор. А вот что касается обмотки, обратного клапана или сломанного штока, здесь ремонт бытовых насосов не представляется возможным.
к меню ↑
Какие основные неисправности насосных станций?
Такой насос для повышения давления воды используется для водоснабжения частных домов. В ходе неправильного монтажа или использования может возникнуть ряд неисправностей, которые могут повлиять на работу аппарата. Так, например, агрегат может работать, но вода в линию не поступает.
Причин может быть 2: поломка клапана, отсутствие жидкости в рабочей камере. Ремонт водяного насоса заключается в заполнении всего объема рабочей камеры жидкостью или же в замене обратного клапана. При этом обратный клапан на отдельные модели можно изготовить самому из резины. Для надежности еще желательно проверить все стыки трубопровода, так как они могут быть причиной падения давления в линии.
Ремонт крыльчатки насосной станции
Также одним из следствий поломки насосной станции может быть рывковая подача жидкости. Такое явления чаще всего встречается при повреждении гидробака. Особенности ремонта насосов в этом случае заключаются в проверке целостности мембраны. Если при нажатии на ниппель идет вода, необходимо заменить резиновую мембрану. Если есть видимые повреждения на аккумуляторе, их следует заделать при помощи герметика. Также желательно при помощи воздушного насоса подкачивать давление бака до величины в 1,8 бар.
Также включение станции может отсутствовать из-за поломки реле давления. В этом случае поможет полная замена блока.
к меню ↑
Как Ремонтируют насосную станцию своими руками? (видео)
к меню ↑
Как отремонтировать водокольцевой насос?
Используются водокольцевые агрегаты ВВН для выкачки загрязненных газов и паров, их очистки и подачи в трубопровод или резервуар. В сравнении с бытовыми приборами, конструкция такого агрегата уже сложней, а значит сложней и ремонт водокольцевого насоса. И все же, определенные неисправности можно убрать самому:
- Недостаточный вакуум. Является следствие ослаблением креплений вала или повреждением сальникового уплотнения. Решается проблема более плотной фиксацией гаек или заменой испорченного сальника.
- Рывковая работа устройства или частые выключения. Такая проблема возникает, как правило, при низком уровне жидкости в рабочей камере. Именно благодаря жидкости осуществляется перекачивание газа. В этом случае необходимо дополнить запас через специальное отверстие.
- Производительность агрегата резко падает. В этом случае, скорее всего, забились узлы устройства грязью, пылью или мелким песком. В этом случае установка отключается. Вся вода сливается через соответствующую горловину. После этого устройство продувается сжатыми воздушными массами из баллона. Если процедура не помогла, аппарат разбирается и чистится вручную.
к меню ↑
Обслуживание буровых агрегатов
Есть несколько ситуаций, при которых самостоятельному ремонту буровые насосы все же подлежат:
- Агрегат работает, но не подает жидкость в линию. Причин этому 2. Либо не плотно соединены отрезки линии, либо установлена слишком большая высота всасывания. Решение – уменьшить расстояние от устройства до пласта жидкости, проверить все стыки линии на наличие протечек.
Наладка бурового насоса
- Производительность упала ниже минимальной нормы. Здесь причиной может быть изношенный клапан, засорение линии или же повреждение рабочего поршня, при котором он пропускает жидкость. Необходимо осмотреть клапаны и поршень. Если неисправности не выявлено – следует разборка агрегата и прочистка всех узлов.
- Стуки и гул во время работы. В этом случае может быть ослаблен поршень на штоке, сломаны пружины на обратных клапанах или же втулки цилиндров износились. В случае с поршнем достаточно будет подтяжки винтов. Что касается втулки или пружины, то их придется заменить на новые.
- Подшипники вала слишком быстро нагреваются. В этом случае скорее всего засорены каналы маслоподачи. Или же изначально используется масло с примесями. Выход разобрать линию подачи масла. Прочистить каналы и основной картер. А также, при необходимости, заменить масло на более чистое.
Главная страница » Насосы
Разборка, проверка и сборка водяного насоса
Необходимый специальный инструмент, приспособления и оборудование:
- тиски;
- ручной пресс;
- оправка.
Конструкция водяного насоса представлена на рисунке.
Рис. Центробежный насос системы охлаждения двигателя:
1 — стопорное кольцо; 2 — шкив вентилятора; 3 — валик; 4 — ступица шкива водяного насоса и вентилятора; 5 — пресс-масленка; 6 — корпус водяного насоса; 7 — крыльчатка; 8 — специальная шайба; 9 — пружинная шайба с внутренним зубом; 10 — болт крепления крыльчатки к валику; 11 — сливное отверстие; 12 — шариковый подшипник; 13 — распорная втулка; 14 — упорная пружина сальника; 15 — резиновая уплотнительная манжета; 16 — уплотняющая стеклотекстолитовая шайба; 17 — стопорное кольцо; 18 — латунное кольцо манжеты; 19 — обойма сальника; а — уплотняющая поверхность корпуса
Валик насоса вращается в двух шариковых подшипниках 12, имеющих сальники. В корпусе 6 насоса валик 3 уплотнен самоподжимным сальником, состоящим из стеклотекстолитовой шайбы 16, резиновой уплотнительной манжеты 15 и пружины 14.
Для предохранения подшипников вала насоса от попадания в них воды, случайно просочившейся через уплотнение валика, в нижней части корпуса насоса предусмотрено специальное сливное отверстие выполненное в отливке.
Появление течи жидкости из сливного отверстия 11 в процессе эксплуатации двигателя указывает на неисправность уплотнения.
В этом случае необходима разборка водяного насоса.
Устранять течь закрытием сливного отверстия какой-либо заглушкой не допускается во избежание порчи подшипников из-за вымывания их смазки.
Разборку насоса производят также при необходимости замены подшипников.
Последовательность операций:
- Зажать водяной насос в тиски и отвернуть болт 10 крепления крыльчатки 7 на валике 3.
- Снять стопорное кольцо 1, удерживающее валик 3 в сборе с подшипниками в корпусе 6.
- Установить насос на ручной пресс, с помощью оправки нажать на торец валика 3 (со стороны крыльчатки) и спрессовать крыльчатку в сборе с уплотнением: Дальнейшим нажатием оправки на валик выпрессовать его в сборе с подшипниками из корпуса насоса.
- Промыть подшипники, валик и внутреннюю поверхность корпуса насоса в промывочном растворе.
- Проверить состояние торцевой поверхности а, по которой работает уплотнительная шайба 16. Поверхность должна быть гладкой, без забоин или других каких-либо повреждений. При необходимости ее нужно зачистить специальной цековкой 1, центрируемой на валике 2 насоса. После этой операции следует тщательно промыть корпус насоса и продуть его сжатым воздухом.
Рис. Цековка торцевой поверхности бобышки корпуса центробежного насоса
- Осмотреть детали уплотнения валика. Если насос разбирали вследствие течи жидкости через сливное отверстие корпуса, то целесообразно заменить комплект деталей уплотнения. Такой комплект (№ 401-1307031-Р) поставляется в запчасти и состоит из:
- резиновой уплотнительной манжеты 15;
- стеклотекстолитовой шайбы 16;
- стального стопорного кольца 17;
- латунного кольца 18;
- латунной обоймы 19;
- бронзовой пружины 14.
- Осмотреть подшипники. В промытых подшипниках валик насоса, вращаемый от руки, должен иметь ровный (без заеданий) ход. Наружная и внутренняя обоймы сальников должны быть плотно насажены в наружном кольце подшипника.
При обнаружении каких-либо дефектов подшипники заменяют новыми.Сборку насоса производят в обратной последовательности. После сборки насоса полость подшипников набивают специальной смазкой через пресс-масленку до появления смазки в контрольном отверстии, расположенном на левой стороне корпуса насоса.
Водяной насос мтз 82: устройство, неисправности, ремонт
Насос в системе охлаждения дизельного двигателя создаёт принудительную циркуляцию жидкости, тем самым ускоряет теплообменные процессы, обеспечивая оптимальный рабочий тепловой баланс агрегату. Нарушение работы помпы ведёт к перегреву двигателя, что является причиной ускоренного износа цилинропоршневой группы и газораспределительного механизма дизеля. Снижение скорости циркуляции жидкости может привести к пиковому перегреву дизеля и заклиниванию аварийному деталей. Агрегаты серии Д 240 трактора МТЗ 80(82) оснащены насосом центробежного типа встроенным в водяную рубашку блока. Узел размещён в передней части дизеля и получает привод от шкива коленчатого вала через клиноремённую передачу со скоростью вращения, в номинальном режиме, до 2600 об/мин. Одновременно с приводом помпы на шкив узла смонтирован вентилятор, вращением которого ускоряется поток воздуха через охлаждающий теплообменник радиатора.
Устройство помпы
Узел собран в отлитом чугунном корпусе 14, состоящем из двух отделений: водяной части в виде улитки, где установлена крыльчатка 9 насоса; масляной — с двумя опорными подшипниками вала 4. Улитка фрезерованной соединительной поверхностью крепится через прокладку к блоку тремя болтами, объединяя рабочую нагнетательную полость помпы с продольной магистралью водяной рубашки блока цилиндров.
Крыльчатка посажена на выточки вала и зафиксирована торцевым болтом через шайбу и уплотнительное резиновое кольцо. Водяная полость улитки с крыльчаткой отделена от масляной полости узла перегородкой и уплотнением, герметичность которого обеспечивается текстолитовой шайбой 12, прилегающей к тщательно притёртому торцу упорной втулки запрессованной в корпус, а также поджатой пружиной 8 резиновой манжеты 11, заключенной в обойму.
Схема устройства помпы МТЗ 80(82)
Созданное вращением крыльчатки разрежение всасывает охлаждающую жидкость из патрубка, идущего от нижней банки радиатора. Захватываемая лопастями жидкость из приёмной камеры улитки с ускорением поступает в блок, принимая тепло от цилиндров.
Вал помпы вращается на двух шарикоподшипниках установленных в масляном отсеке корпуса, изолированном с внешних сторон сальниками 13,16. Осевое перемещение наружного подшипника и вала ограничивает стопорное кольцо 6, установленное в выточке корпуса. Смазка подшипников осуществляется через маслёнку 7 в верхней части корпуса. На переднюю часть вала через шпонку 3 установлена фланцевая ступица 2, к которой присоединён приводной шкив 5 и вентилятор 1. Дренажное отверстие снизу корпуса, отводит наружу просочившуюся жидкость через уплотнитель крыльчатки. Появление течи через отверстие является сигналом о нарушении уплотнения.
Версии узла производства Минского Тракторного Завода, начиная с 1987 года выпуска, отличаются от выше описанной конструкции: диаметром вала; усиленными опорами вращения на подшипниках с закрытыми сепараторами без уплотнительных сальников; водяная полость изолируется фибровым сальником в металлическом корпусе.
Фибровый уплотнитель водяного насоса МТЗ 80
Оригинальные узлы производства МТЗ подтверждены гарантийным талоном и паспортом, заверенным мокрыми печатями. Также на рынке запасных частей к МТЗ представлен ряд версий узла различных производителей. Отличительной особенностью таких насосов есть необслуживаемая конструкция, где крыльчатка выполнена из текстолита или полимера и соединена с валом горячей посадкой без фиксирующего болта.
Неисправности насоса
Причиной износа деталей и последующего выхода из строя узла является нарушение герметичности сальников. Разрушение уплотнителей происходит в результате действия температуры, механических нагрузок при вращении, а также трения при попадании твёрдых частиц окиси и накипи водяной рубашки двигателя.
При обнаружении незначительной течи помпы рекомендуется произвести ревизию с заменой уплотнителей узла. Игнорирование приводит к недопустимому износу деталей в последующем увеличивающее бюджет ремонта. Досадным результатом несвоевременного обслуживания является обнаружение при разборке насоса в местах прилегания уплотнения механических сколов и выбоин чугунного корпуса. Зачастую замена уплотнений в повреждённом корпусе не даёт положительного эффекта и помпа продолжает давать течь. В конце концов приходится приобретать и устанавливать новый узел.
Схема сборки МТЗ 80
Некоторые «кулибины», с целью продлить эксплуатационный ресурс насоса, рассверливают отверстие под вал в улитке на больший диаметр. В расточенное отверстие устанавливают нержавеющую втулку с наружными резиновыми кольцами, а в торцевую выточку втулки со стороны крыльчатки подбирают самоподжемные сальники. Успех такой реставрации зависит от точности подгонки втулки и герметичности прилегания уплотнений.
Также дополнительным риском при появлении недопустимых осевых зазоров в опорах вращения вала помпы может быть повреждение радиатора лопастями вентилятора. Биение при износе подшипников, может спровоцировать разрушение шпоночного соединения и посадочного места шкива с валом. Учитывая постоянную осевую нагрузку от усилия натяжки приводного ремня, при выработке недопустимых зазоров, шкив с вентилятором смещается в сторону радиатора, таким образом, повреждая теплообменник лопастями.
Ремонт и обслуживание помпы
Перед приобретением ремкомплекта для проведения ревизии насоса обратите внимание на конструкцию уплотнения и размер подшипников вращения вала, так как в зависимости от года выпуска насоса размеры деталей отличаются.
Виды ремкомплектов водяного насоса МТЗ 80
Демонтаж узла
Не комфортность процесса демонтажа помпы заключается в узком расстоянии между блоком и радиатором трактора МТЗ 80. Успех быстрого отсоединения зависит от наличия арсенала торцевых ключей и воротков к ним соответствующих конструктивным особенностям размещения узла, а также профессионализма слесаря.
Для отсоединения узла от блока производят операции в следующей последовательности:
- Поднять капот трактора
- Отпустить крепление натяжного и крепёжного кронштейна генератора
- Снять приводной ремень
- Открутить диффузор радиатора
- Отсоединить патрубки от помпы
- Отпустить три болта крепления насоса к блоку и снять узел.
Разборка помпы
Наличие слесарных тесов для фиксации и винтового съёмника для отпрессовки ступицы шкива и вала с подшипниками обеспечит быструю и комфортную разборку узла.
Насос разбирают в следующем порядке:
- Отпускают крепёжный болт и снимают с вала крыльчатку с уплотнителями
- Откручиваются болты крепления на ступице приводного шкива, отсоединяя вентилятор
- Отворачивается центральная гайка, фиксирующая шкив на валу
- Зафиксировав корпус помпы в тесках, с помощью винтового съёмника или аккуратными ударами по окружности внутреннего венца шкива — снимают деталь со шпоночного соединения вала
- Демонтируют стопорное кольцо, фиксирующее вал с подшипниками в расточке корпуса
- Отпрессовывают вал с подшипниками с помощью винтового съёмника или осторожными ударами в торец вала со стороны крыльчатки, предварительно ввернув крепёжный болт в вал, чтобы не расплескать конец детали с внутренней резьбой.
Выпрессовка вала помпы
После разборки очищают корпус и крыльчатку от грязи и накипи. Особое внимание уделяют поверхностям прилегания уплотнителей и прокладок. С помощью наждачной бумаги зачищают наплывы накипи и мелкие раковины на контактных плоскостях с уплотнителями, особенно в корпусе насоса вокруг отверстия для вала.
Демонтаж шкива и стопорного кольца
В случае выявления больших выбоин или раковин, которые невозможно зачистить корпус узла подлежит замене. Вал с недопустимой выработкой в посадочных метах, подшипники с осевым люфтом в обоймах также меняют. Для достижения положительного результата при устранении течи помпы вторичное использование уплотнений и сальников недопустимо.
Сборка и установка
Процесс сборки осуществляют в обратном порядке. Все детали помпы должны занять свои посадочные места. Результатом правильной сборки есть свободное вращение от руки крыльчатки без перекосов и зацепов о корпус, без осевых люфтов в посадочных местах вала и крыльчатки. Ответственным моментом в сборке узла является посадка ступицы шкива на шпонку вала. Важно при запрессовке детали на вал не сместить шпонку с посадочной канавки и обеспечить надёжное соединение без радиального и осевого люфта. Присоединение осуществляется при тщательно зачищенных контактных поверхностях блока и насоса через новую прокладку.
Опытные трактористы для комфортной будущей ревизии узла вместо крепёжного штатного болта крыльчатки устанавливают аналогичную деталь из латуни, таким образом, предотвращая образование коррозии, затрудняющую разборку.
Обслуживание
В операции по обслуживанию насоса входят контроль натяжения ремня привода и своевременная смазка подшипников узла. Регламентную смазку осуществляют нагнетанием через тавотницу при проведении ТО 1. Натяжение ремня изменяется положением генератора при повороте крепёжного кронштейна.
Правильное натяжение обеспечивает ход ремня с минимальным проскальзыванием и контролируется прогибом середины большой ветви привода « шкив генератора – шкив коленвала» при нажатии с усилием 30…50 Н на 10…15 мм. Контроль осуществляют через каждые 60 часов работы. При вводе в эксплуатацию нового двигателя натяжение проверяют не позже чем через 2 – 3 рабочие смены. Чрезмерное натяжение увеличивает нагрузку на опорные подшипники приводных узлов и ускоряет их износ.