Разворот на перекрестке с разделительной полосой
В первых двух частях по теме разворотов на дорогах с разделительными полосами (Часть.1, Часть 2) были рассмотрены несколько примеров выполнения этого маневра на четырехсторонних и Т-образных перекрестках. Посмотрев иллюстрации, размещенные в тех статьях, несложно заметить, что в каких-то случаях можно развернуться по короткой дуге, а в каких-то нельзя или нежелательно выбирать короткую траекторию разворота.
Объединив материал первых двух частей, в этой статье выделим разногласия относительно траектории разворота и составим последовательность выполнения этого маневра на перекрестках дорог, которые имеют разделительные полосы. Но сначала обратимся к теории выполнения левого поворота, а заодно, и разворота на перекрестке.
В ПДД нет четкой инструкции, каким образом данные маневры (левый поворот и разворот) должны выполняться на перекрестках. В пункте 8.6 ПДД есть лишь указание на то, что выезд с пересечения проезжих частей не должен «задеть» встречную полосу. Т.е траекторию левого поворота требуется «строить» таким образом, чтобы выезжая с пересечений, автомобиль не оказался на встречной полосе.
Чтобы избежать попадания на встречную полосу, поворот налево должен выполняться через условный центр перекрестка – в этом случае автомобиль будет всегда находиться на своей (правой) стороне проезжей части (она заштрихована), как изображено на рисунке.
Когда водителю необходимо развернуться, то он «скругляет» траекторию левого поворота, и едет уже в обратном направлении.
На рисунке (выше) изображена траектория левого поворота и разворота, которая полностью соответствует Правилам. Но дорожная действительность такова, что перекрестки могут быть самых разных размеров, поворот налево может быть разрешен знаками и разметкой с двух крайних левых полос, и одновременно поворачивающих налево машин может быть несколько, т.е. много.
Развернуться же Правила разрешают только с крайней левой полосы, и в зависимости от ситуации ПДД не запрещают разворот как по большой дуге (через центр перекрестка), так и по малой дуге (сразу, как только заехали на пересечение). На схемах ГИБДД даже есть подобные картинки. Но и тем и другим способом (длинный и короткий разворот) можно развернуться только на обычных перекрестках, имеется в виду, дороги которых не имеют разделительных полос, т.е. у перекрестка всего одно пересечение проезжих частей и встречные потоки разделяются разметкой (или вовсе без разметки).
На тех перекрестках, где хоть на одной из дорог есть разделительная полоса, траектории разворота будут отличаться в зависимости от того, как знаками, разметкой и светофорами организовано движение по пересечениям проезжих частей в этом месте, и еще, в зависимости от того, смотря по какой из дорог вы подъезжаете к этому перекрестку.
Обратимся к теории разделения перекрестка на проезжие части.
Обратите внимание на участки перекрестка, которые заштрихованы красным цветом. Когда водитель едет вдоль разделительной полосы, и ему необходимо развернуться, очень часто короткая траектория разворота является самой удобной и самой «быстрой», и водитель выбирает именно короткий путь. На такой маневр в Правилах нет прямого запрета, но очень часто возникают разногласия с инспекторами, если те остановят вас за «короткий» разворот. Судебная практика показывает, что решения в этих случаях выносились НЕ в пользу водителей, и наказанием за короткий разворот на подобных перекрестках было лишение прав за движение во встречном направлении.
Разделительная полоса на дороге может быть очень широкая и очень узкая, и от ее ширины будет зависеть площадь заштрихованного красным цветом участка, который якобы является участком встречного движения на данном перекрестке. Когда этот участок никак не обозначен дорожными знаками или разметкой, то юридического обоснования тому, что этот участок является встречным движением, нет, т.е. обоснование отсутствует, но и опровергнуть этот факт (выезжая с одного пересечения в другое, пересекается этот «кусочек» встречного движения) невозможно. В итоге получается так, что в одних случаях суд идет на уступки, а в других водителя лишают прав за этот маневр.
С 12 июля 2017 года Правила дополнились пунктом 9.1 (1). Этот пункт конкретизирует случаи, при которых движение по встречной полосе запрещается. В частности, касаемо перекрестков, запрещается движение по встречной полосе, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой и сплошной (двойной сплошной) линией разметки. Подробнее об этом правиле — в статье Выезд на встречную полосу и пункт 9.1 (1) ПДД.
Таким образом, если в разрыве разделительной полосы на проезжей части между пересечениями нанесена сплошная линия разметки, то разворот по короткой дуге строго запрещен. В процессе разворота данная разметка должна остаться слева (ее нужно объехать).
Но, как известно, дорожная разметка имеет свойство стираться со временем, ее может быть не видно под грязью, снегом и пр. Т.е. порядок проезда данного перекрестка вроде бы установлен, а условий (разметки) для его выполнения не хватает, и возникают разногласия.
Чтобы избегать подобных разногласий, линию разворота из одного пересечения в другое, а также линию левого поворота, требуется «прокладывать» относительно центра перекрестка: в одних случаях допускается разворот через центр (около него), в других – только за центром (за линией, проходящей через центр).
Далее составим некую последовательность определения траектории разворота на перекрестке, на дорогах которого есть разделительная полоса. Это не правила разворота на подобных типах дорог, а всего лишь подсказка, на что нужно обратить внимание в первую очередь.
Разворот на перекрестке должен выполняться только с крайней левой полосы. При этом всегда нужно стараться держаться левого края «своей» стороны проезжей части (самый верхний рисунок с заштрихованной частью), поскольку движение у нас в стране правостороннее.
Когда разделительная полоса очень широкая (имеет прямой срез), то заезд в ее разрыв должен выполняться за поперечной линией, проходящей через условный центр перекрестка (если отсутствует дорожная разметка). Если дорожную разметку хорошо видно на проезжей части, то сориентироваться на таком перекрестке гораздо легче.
Если полоса узкая настолько, что на ней едва помещаются ограничительные столбики, очень часто их закрепляют поверх двойной сплошной линии, в этом случае подобное разделение условно играет роль двойной сплошной линии, разделяя встречные потоки, и разворачиваться можно сразу, как только заехали на пересечение, не задевая пешеходный переход.
Когда разделительная полоса не очень широкая (предположим, ее ширина примерно равна длине автомобиля или около того), т.е. визуально она и не узкая и не широкая, то в этом случае нельзя однозначно утверждать, каким образом в этом месте можно развернуться. Нужно обратить внимание на дорожные знаки и наличие разметки на самом перекрестке, если разметка имеется, то она видна.
Иногда вариант разворота зависит от структуры перекрестка. Например, т-образный перекресток (рисунок ниже). Правила эту ситуацию не объясняют, поэтому, в целях перестраховки, в похожих случаях рекомендуется выбирать длинную траекторию разворота – через центр перекрестка.
Движение вдоль разделительной полосы на подъезде к перекрестку.
1 Убеждаемся в том, что поворот налево или разворот на этом перекрестке разрешены в принципе. Условия, при которых эти маневры запрещаются, изложены в первой части группы статей Разворот на перекрестке дорог с разделительной полосой. Особое внимание нужно обратить на наличие предписывающих знаков из группы 4.1.1-4.1.6, поскольку дороги могут иметь два и более пересечения проезжих частей, а эти знаки действуют только на то пересечение, перед которыми они установлены;
2 Если разделительная полоса очень широкая (понятие «широкая» у всех людей разное, поэтому невозможно сказать, на сколько она должна быть широкой, предположим, две-три длины автомобиля), то сначала нужно внимательно посмотреть на перекресток, особенно, если проезжаете в этом месте впервые.
Поэтому, еще до въезда на перекресток, ориентируйтесь на условный центр перекрестка и обратите внимание на то, как поворачивают на нем встречные машины. Это будет своего рода подсказкой. Если встречный водитель, чтобы разъехаться, «предлагает» вам правый борт, то доезжаете до условного центра и разворачиваетесь. Если же встречная машина оказалась на ближней к вам стороне в разрыве полосы, т.е. «предлагается» левый борт для разъезда, как на фото ниже, тогда, чтобы развернуться или повернуть налево, потребуется заехать за центр перекрестка.
Подводя итог, можно «укоротить» все вышесказанное:
- если разделительная полоса узкая (приблизительно меньше длины легкового автомобиля), то разворот выполняется через условный центр перекрестка;
- если разделительная полоса широкая или очень широкая (2-3 длины легкового автомобиля), то траектория разворота должна пролегать только за центром перекрестка, или за поперечной осевой линией, которая проходит через условный центр.
Въезд на перекресток, на котором пересекающая дорога имеет разделительную полосу.
1 В первую очередь, убеждаемся в том, что поворот налево или разворот на этом перекрестке разрешены. Если ограничений для разворота нет, то можно развернуться по короткой дуге сразу, как только заехали на перекресток. Это будет разворот в пределах одного пересечения проезжих частей на перекрестке.
2 Если перед въездом на перекресток установлен знак 4.1.1 «Движение прямо» или 4.1.4 «Движение прямо или направо» (в зависимости от формы перекрестка, возможно, будет какой-то другой знак из группы 4.1.1-4.1.6, запрещающий поворот налево), то развернуться на первом пересечении нельзя. В разрыве разделительной полосы будет установлен другой знак из этой группы, указывающий направление движения на втором пересечении. Если со второго пересечения будет разрешен поворот налево, значит, разрешается и разворот.
Эта ситуация была рассмотрена в первой части данной темы. Особенность, а точнее, неудобность разворота со второго пересечения проезжих частей в том, что не всегда удается развернуть автомобиль за один цикл светофора. Т.е., пока водитель уступит встречным, затем, развернется, сигналы светофора поменяются, и те машины, что едут вдоль разделительной полосы, могут начать движение.
Они не станут ждать, пока ваш автомобиль развернется и выедет с перекрестка, а просто начнут движение на свой разрешающий сигнал светофора. В этом случае, после разворота, можно остановиться в разрыве, дождаться свой разрешающий сигнал, и продолжить выезд с перекрестка. Подобная «остановка» не будет являться нарушением.
Теперь, пара рекомендаций по безопасности выполнения разворота на подобных типах дорог, да и вообще, выполнения этого маневра.
Когда вы заезжаете на перекресток для разворота, едущие за вами водители еще не знают, что вы хотите развернуться, они только видят «ваш» работающий левый «поворотник», и скорее всего, предполагают, что ваш автомобиль будет поворачивать налево. Часто бывает, что едущие сзади «срезают» угол своего поворота на перекрестке, таким образом, пытаясь быстрее проехать через него, поэтому особое внимание на ситуацию слева-сзади вашего автомобиля.
Чтобы избежать подобного случая с подрезанием (полностью исключить такой случай невозможно), следует держаться на своей полосе как можно левее, т.е. ближе к продольной оси дороги, ну и посматривать в зеркала заднего вида, чтобы случайно не подставиться.
Находясь в разрыве разделительной полосы и пропуская встречный транспорт, который едет «прямо», поворачивая, нужно помнить о выступающем вперед переднем бампере вашего автомобиля. Если обзор перекрестка частично закрыт, например, габаритами другого автомобиля, т.е. вы не уверены в 100%-ной безопасности маневра, то спешить не нужно. Через несколько секунд ситуация «прояснится», и можно будет продолжить маневр.
Более подробно о других опасных ситуациях, связанных с выполнением левых поворотов и разворотов на перекрестках, можно прочесть в одноименной статье.
Навигация по серии статей<< Разворот на перекрестке дорог с разделительной полосой. Часть 2Поворот налево и разворот на перекрестках. Опасные ситуации >>Поворот через разделительную полосу | alishavalenko.ru
Кроме того нарушения ПДД допускаются при проведении на дороге ремонтных работ или перекрытия части полотна в следствии ДТП. При отказе светофоров тоже можно не соблюдать правила, но необходимо учитывать, что при этом перекресток приобретает статус нерегулируемого. Дорожные знаки При разворотах нужно обращать внимание на 3 основных знака — это:
- «Уступи дорогу». Он имеет треугольную форму, и его можно заметить с любой стороны. Этот треугольный знак — единственный в своем роде, поэтому на него можно смотреть даже сзади;
- (STOP), запрещающий проезд без остановки;
- Знаки 2.1 «Главная дорога» и 2.4 «Конец главной дороги».
Включение поворотных сигналов По правилам дорожного движения перед любым маневром водитель должен подать сигнал о своем намерении соседним транспортным средствам.
Поворот налево на перекрестке с разделительной полосой
За такой разворот лишают права управления и обжалование (в городском суде Санкт-Петербурга) к успеху не привело. Формально на рисунке разворот и нарушения нет. В части 4 статьи 12.15 указан выезд в нарушение ПДД на трамвайные пути встреченого направления, а в пункте 9.6 ПДД такой выезд запрещён. Именно это связку суды используют. Однако выезд на трамвайные пути встреченого направления происходит регулярно при повороте налево или развороте.
Ведь расположение трамвайных путей относительно транспортного средства значения не имеет, в любом случае приходится пересекать (выезжать) на трамвайные пути, являющиеся для водителя встречными. 9.6. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона 4.
Разворот и поворот через сплошную — штраф или лишение?
Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, — влечет наложение ад
Разворот вне перекрестка
Часто у автолюбителей возникает сомнение разрешен ли разворот на дороге, не доезжая перекрестка. Особенно пугает выезд на встречную полосу на дорогах имеющих четыре и более полос движения.
Томить не будем, разворот разрешен. Об этом прямо говорит пункт 9.2 Правил дорожного движения:
9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.
Кроме того требования к развороту вне перекрестка указаны в пункте 8.8 Правил:
8.8. При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.
Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.
В общем случае по умолчанию разворот разрешен, а запрет уже устанавливается специальными нормами Правил дорожного движения:
- В тексте правил
- Разметкой
- Знаками
Разворот запрещен Правилами
Общие запреты разворота установлены требования в пункте 8.11 ПДД. То есть разворот запрещен вне зависимости от наличия знаков или разметки в следующих случаях:
- на пешеходных переходах;
- в тоннелях;
- на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
- на железнодорожных переездах;
- в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
- в местах остановок маршрутных транспортных средств.
И в пункте 16.1:
16.1. На автомагистралях запрещается:
разворот и въезд в технологические разрывы разделительной полосы;
Рассмотрим некоторые места, где разворот запрещен.
Разворот запрещен на пешеходных переходах
Маневр начинается с начала смены направления и заканчивается когда началось движение в обратном направлении. Ни начинать, ни завершать разворот на пешеходном переходе запрещено.
Запрещенный разворот на пешеходном переходеЗапрещенный разворот на пешеходном переходе. Начало маневра в конце переходаРазрешенный разворот вне перекрестка перед пешеходным переходомДля разворота перед пешеходным переходом отсутствуют требования к расстоянию до перехода. Не забывайте, как определяются границы пешеходного перехода согласно определению.
Разворот запрещен в местах остановок маршрутных транспортных средств.
Первая ошибка это когда зону запрета разворота определяют по радиусу 15 метров от знака. Это не верно. Во первых расстояние 15 метров относится к запрету остановки, во вторых действие знака распространяется по направлению движения.
Место остановки маршрутного транспортного средства, это место где маршрутное транспортное средство осуществляет остановку для посадки и высадки пассажиров, и никакое другое.
Если есть разметка, то место, где разрешен разворот определить просто. Маневр нужно выполнить не наезжая на эту разметку.
Разрешенный разворот вне перекрестка около остановки маршрутных транспортных средствДалее первого ряда транспортные остановку не осуществляют и место в левой полосе не является местом остановки.
При отсутствии разметки правила границы места остановки не устанавливают. Есть лишь косвенное подтверждение из пункта 12.4 Правил — 15 метров до и после знака.
Разворот запрещен в местах остановок маршрутных транспортных средств.Разворот запрещен разметкой
Разметка, которую запрещается пересекать соответственно запрещает и разворот
Разворот запрещен через двойную сплошную.Обратите внимание! На дорогах с реверсивным движением разворот вне перекрестка запрещен.
Разворот вне перекрестка запрещен на дорогах с реверсивным движением.Линию 1.9 при отсутствии реверсивных светофоров или когда они отключены разрешается пересекать, если она расположена справа от водителя; при включенных реверсивных светофорах — с любой стороны, если она разделяет полосы, по которым движение разрешено в одном направлении. При отключении реверсивных светофоров водитель должен немедленно перестроиться вправо за линию разметки 1.9.
Линию 1.9, разделяющую транспортные потоки противоположных направлений, при выключенных реверсивных светофорах пересекать запрещается.
Разворот запрещен знаками
Дорожные знаки, которые запрещают разворот вне перекрестка это знак 4.1.1 «Движение прямо», установленный в начале участка дороги.
Разворот вне перекрестка запрещен на дорогах, где установлен знак «Движение прямо».И знак 5.1 «Автомагистраль»
Разворот запрещен на автомагистралях.Во всех остальных случаях разворот вне перекрестка разрешен, в том числе и на трамвайных путях.
Разворот на перекрестке с разделительной полосой
Вопрос: Как все-таки нужно разворачиваться согласно ПДД — по короткой дуге или длинной. Если принимать во внимание п.8.6, то на перекрестке с одним пересечением проезжих частей — возможны любые варианты разворота.
С двумя пересечениями (с разделительной полосой на одной из дорог) возникают вопросы. Понятно, что главное — не оказаться на стороне встречного движения при выезде с пересечения проезжих частей. Но как, все-таки, правильно развернуться?
И что вы можете сказать про поворот и разворот, и применение к ним пункта 8.6 ПДД?
Ответ.
Применение пункта 8.6 относительно поворотов (налево и направо) понятно. Поворачивая на перекрестке, автомобиль следует вести так, чтобы на выезде с пересечения он не оказался на участке встречного движения, о чем и указывает пункт 8.6 ПДД.
Таким образом, на левом повороте нельзя резать углы (спрямлять траекторию поворота), а на правом повороте нельзя делать так называемый глубокий «заход» в пересечение, который может вывести на встречную полосу. При выполнении поворотов с указанными нарушениями выезд на встречную полосу очевиден, и применение наказания за нарушение пункта 8.6 правомерно.
С разворотами ситуация выглядит несколько по-другому. На обычных перекрестках разрешается развернуться как по длинной, так и по короткой дуге, в зависимости от ситуации, разумеется, если данный маневр на перекрестке не запрещен в принципе. Примеры можно посмотреть в статье Выполнение разворота.Часть2.
Когда на одной из дорог перекрестка имеется разделительная полоса (проезжая часть разбивается на два пересечения), то траектории разворота будут отличаться в зависимости от организации проезда на этом перекрестке. Подробнее о такой организации можно прочесть в небольшой серии статей Разворот на перекрестке дорог с разделительной полосой.
В случае движения вдоль разделительной полосы, на перекрестке у водителя есть два варианта разворота в разрыве этой полосы: по короткой дуге и по длинной, т.е. через середину перекрестка. Которая из них правильная? Этот вопрос всегда спорный, и зависит, опять же, от организации движения на таком перекрестке, включая разграничение встречных направлений.
Нередко водителя привлекают за «короткий» разворот и вменяют ему выезд на встречную полосу, якобы разворот из одного пересечения в другое проходит по участку встречного направления, т.е. нарушение пункта 8.6. Попробуем разобраться правомерности такого взгляда.
Разворот на перекрестке, а тем более в разрыве разделительной полосы в Правилах никак не оговорен. Когда встречное движение в этом самом разрыве разграничено хотя бы разметкой, то в этом случае все понятно: если водитель пересек разметку, разделяющую встречные направления (фактически, срезал угол) – значит, выехал на участок встречной полосы – в таком случае применим пункт 8.6.
Когда движение в этом самом разрыве никак и ничем не разграничено, то каким образом водитель сможет определить границу встречных направлений? Или же какой ширины должна быть разделительная полоса, чтобы участок между пересечениями считался встречной полосой?
Ответов на эти вопросы ПДД не дают. Считать, что разворот по короткой траектории в таком случае является нарушением п.8.6, неправильно, поскольку, фактически, отсутствует состав нарушения. Но инспекторы и суд считают иначе.
Этот вопрос оставался спорным до появления пункта 9.1 (1) в ПДД (изменения с 12 июля 2017г.). Данный пункт конкретизирует случаи, в которых выезд на встречную полосу запрещен:
«На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева».
Когда разделительная полоса на перекрестке прерывается, то вся территория перекрестка считается проезжей частью. Остается определить, какой участок этой проезжей части является попутным, а какой – встречным. Но без разметки, т.е. на «глазок» это неопределимо, каждый человек увидит это по-своему.
И возникает вопрос: почему на обычном перекрестке «короткий» разворот не является нарушением, а на перекрестке через разделительную полосу – это нарушение?
К сожалению, есть как положительные, так и отрицательные судебные решения относительно разворотов по короткой дуге в разрыве разделительной полосы. Видимо, пока Верховный суд не поставит в этом деле точку, разногласия будут продолжаться.
Таким образом, в соответствии с пунктом 9.1 (1), если на перекрестке нанесена одинарная или двойная сплошная линии разметки, как на рисунке справа (выше по тексту), то линия разворота должна пройти ЗА этой разметкой по длинной дуге. Так же следует поступать, если вместо разметки дорогу будут пересекать трамвайные пути – линия разворота должна пройти ЗА трамвайными путями. В статье Выезд на встречную полосу и пункт 9.1 (1) ПДД данный пункт рассмотрен более подробно.
Подводя итог всех этих рассуждений, а заодно учитывая сторонний опыт судебных разборов по вопросам разворота, можно сделать вывод, что самая «нейтральная» схема разворота в разрыве разделительной полосы, т.е. из одного пересечения в другое – по длинной дуге. «Длинный» разворот никаким образом не вступает в противоречие с ПДД и исключает лишние вопросы со стороны контролирующих движение структур.
Итог. Движение в нашей стране правостороннее, следует вести автомобиль в своей, правой половине проезжей части. Ширина разделительной полосы может быть любой величины, соответственно, участок перекрестка в разрыве этой полосы (встречный участок) возможен разных размеров. А дорожная разметка имеет свойство стираться со временем.
Двигаясь вдоль разделительной полосы, разворот целесообразно «строить» либо через центр перекрестка, либо ЗА линией, проходящей через его центр, по длинной траектории. Т.е. возможны «варианты» из этих двух, в зависимости от ширины разделительной полосы.
Навигация по серии статей<< Разворот на дороге вне перекрестка через обочинуРазворот на перекрестке по главной дороге >>Разворот и поворот через сплошную линию — штраф или лишение?
Неправильное пересечение определённого вида разметки – один из основных видов нарушений Правил движения в нашей стране. Как некоторые водители шутят – двойную сплошную перестанут пересекать, если её поднять примерно на полметра.
Сегодня подобного рода нарушения могут встать водителю не только в определённую сумму (штраф), но и что-то большее. Но, стоит заметить, не за каждое нарушение пересечения двойной сплошной может быть наложен штраф. Поэтому каждому водителю стоит помнить о некоторых нюансах, касающихся пересечения двойной разделительной линии на дороге.
Поворот налево через двойную сплошную линию – это штраф или нет?
В соответствующей статье КоАП предусмотрено довольно большое денежное наказание для водителей, которые пересекут двойную сплошную линию. Их могут лишить прав на период до полугода. Это касается движения по встречной полосе в результате пересечения линии.
В другой статье Кодекса тоже предусматривается штраф, но уже меньший. Всего 1500 р. против 5 тыс. р. за неправильное движение. Отличие нарушений в том, что меньший штраф даётся за поворот через двойную сплошную.
Итак, почему же штрафы так сильно различаются, когда в обоих случаях имеется пересечение двойной линии?
Дело в том, что при дальнейшем движении в противоположном направлении такая полоса уже не будет встречной. А когда водитель пересекает сплошные линии для обгона или опережения возникшей пробки, то это классифицируется как более тяжёлое нарушение.
Вся проблема для водителей заключается в работниках ГИБДД, которые пытаются специально трактовать такое нарушение, как более серьёзное. И здесь приходится проявить себя в качестве довольно грамотного водителя, который разбирается в тонкостях Правил.
Как отменить штраф за пересечение двойных полос?
Поводом для отмены штрафа может стать его малозначительность в глазах инспектора или судьи. Стоит признаться, что такое случается очень редко. Чтобы отмена все же состоялась, не должно быть следующего:
- Повторных нарушений подобного рода на протяжении года;
- Продолжения движения водителем, которому инспектор подаёт соответствующие сигналы;
- Нарушения Правил на фоне какого-то происшествия или бедствия.
Смягчающие обстоятельства для водителя:
- отсутствие негативных последствий;
- признание собственной вины, раскаяние;
- сильное волнение в момент совершения пересечения сплошных полос;
- если водитель – беременная женщина или лицо, не достигшее 18 лет.
Но даже когда все эти пункты имеют место, не стоит быть уверенным в отмене постановления по поводу штрафа.
Законные исключения
Если вы все же совершили подобное нарушение, но руководствовались определёнными мотивами, то инспектор или судья не имеют права штрафовать вас. К таким случаям относят:
- крайняя необходимость. Дело в том, что совершить пересечение двойной сплошной возможно по некоторым обстоятельствам крайнего рода. Например, для предотвращения аварии и спасения жизни;
- стремления смягчить ущерб, если это можно будет достигнуть лишь при пересечении сплошных полос. Однако все эти обстоятельства придётся доказывать. И при этом желательно – документально.
Разворот через разделительную полосу. Правомерность. — Автокадабра
1) Разворот через разделительную полосу
Я думаю, вы знаете, что разворот через разделительную полосу на перекрестке карается лишением прав, как выезд на встречку.Правила разворота на перекрёстке с разделительной полосойПродолжение под катом…
2) Трамвайные пути
Но одно дело, когда разделительная полоса такая:Разделительная полоса с 2-мя трамвайными путямиC двумя трамвайными путями. Я тут согласен, что это выезд на встречку.
3) Маленькая разделительная полоса — тоже проблема
А другое дело, когда разделительная полоса такая.Разделительная полоса c маленькой ширинойДа-да, я вижу, что здесь разделительная полоса не полностью доходит пересекаемой проезжей части, но представим случай, если бы она полостью доходила.
4) Опрос
По сути, траектория разворота при такой маленькой разделительной полосе будет равносильна траектории разворота как если бы вообще разделительной полосы не было!
Напомню, что когда нет разделительной полосы, то можно делать поворот по 2-м траекториям: по ближайшей и через середину перекрестка. Это ещё плакат в отделении ГИБДД видел 🙂
Правила разворота на перекрёстке без разделительной полосыКогда нет разделительной полосы, мы все равно не поворачиваем как трактор на месте, когда разделительная полоса маленькая, траектория поворота по сути такая же, как если бы её не было.Может стоить внести пункт, что можно разворачиваться через разделительную полосу на перекрестке, если её ширина до 1.5 метра? Или проще наставить знаков разворот разрешён?
P.S. Со мной всё хорошо. Это я не свой случай описываю)
P.S.S. Иногда маленькие разделительные полосы делают ДО пересекаемой проезжей части, так что выезда на встречку не случаетс, смотрите, где кончается разделительная полоса.
Так вот, считаете ли вы правомерным, чисто по человечески, не по ПДД, наказывать за разворот по ближайшей траектории при разделительной полосе до 1.5 метра?
Да, чувачок, это встречка.
32.9%
Нет, траектория поворота при маленькой разделительной полосе такая, как если её не было.
67.1%
проголосовало 79 пользователей
Разворот на перекрестке с разделительной полосой
Данная статья является дополнением к опубликованной ранее статье Выполнение разворота, в которой было дано описание техники выполнения разворота на перекрестках. Именно техники разворота, поскольку правильность этого маневра зависит, скорее, от того, каким образом организовано движение на конкретном перекрестке, и от дорожной ситуации, которая складывается в тот момент.
Здесь же речь пойдет о развороте на перекрестках дорог, одна из которых, или обе дороги которых имеют разделительную полосу, т.е. встречные потоки на этих дорогах разделяются или конструктивно (газон, бордюр), или разметкой 1.2.1. Поскольку перекрестки подобных дорог могут иметь любую конфигурацию, рассмотрим наиболее распространенные из них.
Относительно, непосредственно, самой техники разворота на перекрестке, вопросов, обычно, не возникает. Т.е., еще с автошколы водители знают, чтобы развернуться на перекрестке, нужно выполнить последовательность определенных действий: занять крайний левый ряд своего направления, включить левый «поворотник», заехать на перекресток и, приняв меры безопасности, развернуться и выехать в обратном направлении.
Меры безопасности в этом случае – это, во-первых, необходимость уступить дорогу транспорту, имеющему приоритет, а во-вторых, контроль ситуации слева-сзади вашего автомобиля, поскольку всегда существует вероятность того, что вас могут «подрезать» слева. Те водители, что едут позади вас, видят «ваш» включенный левый «поворотник», и они еще не знают, что вы собираетесь развернуться, они могут принять ваш маневр за левый поворот, и таким образом под вашим прикрытием попытаться срезать себе путь для поворота налево на перекрестке.
Уступая дорогу встречным автомобилям, особенно в случаях, когда обзор встречной проезжей части закрывается (когда встречные машины поворачивают налево, то они частично закрывают для вас обзор перекрестка), нельзя забывать, что передний бампер вашей машины во время поворота «выступает» на проезжую часть, поэтому, действовать нужно осторожно.
На обычных перекрестках, имеющих четыре стороны, можно не раздумывать о траектории разворота – в зависимости от ситуации, можно развернуться как по короткой дуге, так и по длинной, доехав до центра перекрестка. Но когда одна из дорог перекрестка имеет разделительную полосу, относительно правильности траектории разворота могут появиться сомнения. Перед водителем встает вопрос: как правильно развернуться на таком перекрестке — по короткой или по длинной дуге, т.е. стоит ли доезжать до условного центра, или можно развернуться сразу, как только выехал на пересечение проезжих частей.
Ответ на этот вопрос будет неоднозначный, и далее мы рассмотрим несколько вариантов выполнения этой задачи. Сама задача – развернуться на перекрестке, одна из дорог которого, а может и обе дороги, имеет разделительную полосу. Разумеется, разворот должен выполняться в соответствии с Правилами, и таким образом, чтобы не создать аварийную ситуацию, а заодно, и самому не подставиться.
Начнем с того, что разделительные полосы на дороге бывают широкие и узкие. Настолько узкие, что сама конструкция выглядят как очень неширокая площадка, приподнятая над проезжей частью, иногда с заборчиком посередине.
Из определения «Разделительной полосы» мы знаем, что она разделяет смежные проезжие части, и что эта полоса не предназначена для движения и остановки ТС. Таким образом, прерываясь на перекрестке, эта разделительная полоса разделяет пересечение проезжих частей на две условные части (можно посмотреть рисунок в пункте 1.2 ПДД). Эти пересечения являются условными, поскольку в Правилах отсутствует определение «Пересечение проезжих частей», но необходимо понимать подобное «разделение» перекрестка, потому что некоторые дорожные знаки действуют только на то пересечение проезжих частей, перед которым они установлены.
Правильность выполнения левого поворота и разворота на таких перекрестках, как уже упоминалось в начале статьи, зависит не от ширины разделительной полосы на дороге, а от того, каким образом знаками и дорожной разметкой организовано движение на этом перекрестке.
Возьмем один из наиболее часто встречающихся перекрестков такого типа, где разделительная полоса имеется только на одной из дорог, а пересекаемая проезжая часть представляет собой, например, две или четыре полосы с разметкой посередине. Собираясь развернуться на таком перекрестке, в первую очередь необходимо убедиться, что разворот в этом месте не запрещен Правилами.
Об условиях, запрещающих разворот, вкратце, уже упоминалось вначале статьи Выполнение разворота. Часть 2. Для наглядности, например, на сдвоенном рисунке, размещенном ниже, на верхней картинке разворот на перекрестке НЕ допускается установленным предписывающим знаком 4.1.4 «Движение прямо или направо». На нижней картинке, с левой стороны, знак 3.18.2 «Поворот налево запрещен» не запрещает разворот, а с правой стороны, знак 4.1.4 «Движение прямо или направо» предписывает двигаться в направлении, указанном стрелками, т.е. запрещает развернуться в этом месте.
Также нельзя будет развернуть автомобиль, если с крайней левой полосы знаками, определяющими направление движения по полосам, или разметкой 1.18, будет указано движение только прямо, т.е. повернуть налево, а заодно и развернуться, будет нельзя, или же перед перекрестком будет установлен знак 3.19 «Разворот запрещен».
На следующем фото ниже никаких ограничений для разворота нет, причем, на обеих дорогах развернуться можно (но не желательно) сразу, как только пересекли пешеходный переход, т.е., по короткой дуге. На такой маневр, разворот при движении вдоль разделительной полосы именно по короткой дуге, прямого запрета в Правилах нет, но судебная практика показывает, что решения выносились НЕ в пользу водителей.
Это считалось нарушением до тех пор, пока 12 июля 2017 года раздел 9 ПДД не дополнили пунктом 9.1 (1), разъясняющим условия, при которых запрещается движение по встречной полосе. Подробности — в статье Выезд на встречную полосу и пункт 9.1 (1) ПДД.
В третьей части серии статей по теме разворота на перекрестках, образующихся дорогами с разделительной полосой, будет дано объяснение, почему так происходит, и будет предложен, так называемый, алгоритм разворота на подобных перекрестках.
Далее, на фотографиях представлен вид перекрестка с обеих его дорог, и это не случайно. Читая дальше, вы поймете, почему. Двигаясь вдоль разделительной полосы очень часто можно лишь только убедиться в том, что развернуться на этом перекрестке можно в принципе, другими словами, разворот в данном месте разрешен. А вот, по какой дуге выполнить разворот, по малой, т.е. сразу, как только заехали на пересечение дорог, или по большой, за центром перекрестка, будет непонятно до тех пор, пока вы не доедете хотя бы до середины перекрестка.
Взгляните на следующие две фотографии.
На них изображен перекресток, образуемый дорогой с широкой разделительной полосой. Верхнее фото – вид на подъезде к перекрестку, нижнее фото – заезд на его пересечение, где на дальней стороне рядом со светофором торцом к вам стоит знак 4.1.5 «Движение прямо и налево». Этот знак – для водителей, которые едут по пересекаемой дороге справа – налево относительно вас, но это прямой сигнал к тому, что развернуться в данном месте можно только по длинной дуге, т.е. за линией, проходящей поперек вашего движения через середину перекрестка.
Если вы, например, в этом месте, чтобы развернуться, решите поехать по короткой траектории, то, во-первых, рискуете столкнуться с встречным автомобилем, который, не успев выехать с перекрестка на свой разрешающий сигнал светофора, остановится в разрыве разделительной полосы. А во-вторых, инспектор за такой маневр вас остановит как за движение во встречном направлении, и в этом случае отстоять свою невиновность будет очень трудно.
Следующие две фотографии – этот же перекресток, только вид уже со стороны боковой дороги (та, что справа — налево), чтобы лучше понять расположение знаков на нем.
Верхнее фото – вид на подъезде к перекрестку с боковой дороги, нижнее – въезд на первое пересечение. Обратите внимание на расположение знаков 4.1.4 «Движение прямо и направо» и 4.1.5 «Движение прямо и налево». В разрыве разделительной полосы (с левой стороны) стоит точно такой же знак 4.1.5 для встречных водителей — он обращен к вам тыльной стороной. Подобное расположение предписывающих знаков информирует водителя, что поворот налево и разворот на этом перекрестке, двигаясь по боковой дороге, можно выполнить только со второго (по ходу движения) пересечения проезжих частей, т.е., проехав разрыв разделительной полосы.
Ну и для большей наглядности ниже схематично представлены рисунки с правильной траекторией разворота на этом перекрестке при данной организации проезда через него.
Глядя на все эти фотографии дорог с разделительными полосами (а в реальности разновидностей подобных конструкций, да и просто размеченных разделительных полос, очень много), и оказавшись в реальной ситуации на похожем перекрестке, вот так, сходу, нельзя сказать, какая траектория разворота на перекрестке будет правильная — короткая или длинная. Очень часто узкая разделительная полоса условно, повторюсь, условно! играет роль конструктивной двойной сплошной линии, пусть даже это конструкция с заборчиком. На перекрестках дорог с подобными «узкими» полосами можно разворачиваться сразу, как только выехали на перекресток, т.е. не требуется доезжать до центра. И с другой дороги этого же перекрестка можно развернуться сразу, как только заехали на пересечение. Разумеется, если разворот в том месте разрешен ПДД.
А вот когда вы едете вдоль широкой разделительной полосы (невозможно утвердительно сказать, на сколько полоса должна быть широкой, предположим, две длины автомобиля), то рекомендуется строить линию разворота за центром перекрестка, чтобы не оказаться на встречной полосе, как в ситуации с предписывающими знаками, особенно, если вы проезжаете через этот перекресток впервые.
Даже когда перекресток вам хорошо знаком, и вы точно уверены, что на нем отсутствуют условия «встречной полосы», например, знаки, определяющие направление движения по пересечениям, как уже было рассмотрено выше, то и в этом случае не стоит стремиться быстро развернуться по короткой дуге, как на четвертой паре фоток сверху. На том фото сначала красный, а за ним и черный автомобили выполняют разворот по короткой траектории. Лучше проехать несколько метров вперед, ближе к центру, и затем уже выполнить разворот. Часто, на не широких перекрестках, встречный автомобиль, одновременно с вами поворачивающий налево, обычно «подсказывает» своими действиями, каким бортом разойтись на пересечении.
Вот, примерно так и нужно «строить» свою траекторию разворота на подобных перекрестках.
В следующей, второй части данной темы продолжим обсуждение разворотов в пределах перекрестков дорог с разделительными полосами, и обсудим выполнение разворота в тех местах, где эти дороги образуют Т-перекрестки.
Навигация по серии статейРазворот на перекрестке дорог с разделительной полосой. Часть 2 >>