Правила проведения предрейсового медицинского осмотра водителей 2020 – Методические рекомендации. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, Приказ Минздрава России от 29 января 2002 года, Приказ Минтранса России от 29 января 2002 года

Содержание

Предрейсовый медосмотр водителей в 2020 году

Время чтения: 3 минут

Согласно действующему законодательству, каждый работодатель обязан направлять своего подчиненного перед очередным рейсовым выездом на прохождение медицинского осмотра. Порядок и условия проведения данной процедуры может отличаться в зависимости от того, в каких условиях трудится лицо. Правовое регулирование предрейсовых медосмотров водителей осуществляется на основании статей 213 и 328 трудового законодательства, однако, одним из главных законодательных актов, рассматривающих порядок допуска лиц к управлению транспортным средством, является Приказ Министерства Здравоохранения №835н, согласно которому процедура проведения подобного освидетельствования вначале трудовой смены – обязательна.

Наниматели не имеют права допускать своих подчиненных к выполнению трудовых обязательств, связанных с управлением транспортным средством, без предварительного медосмотра, который должен проводиться ежедневно вначале смены. К основным нюансам проведения данной процедуры, относятся:

  • В связи с тем, что ежедневно водителя необходимо проверять на содержание в его крови наркотических веществ, а без согласия работника данные манипуляции проводить запрещается, рекомендуется еще в момент трудоустройства единожды зафиксировать такое утвердительный ответ лица в одном из документов, дабы не терять на это время перед каждым рейсом;
  • Медосмотр проводят исключительно в рабочее время, приходить освидетельствование до начала трудовой смены не рекомендуется. В том случае, если сотрудник прошел осмотр во внерабочее время, эти часы засчитывают в уже отработанные;
  • Водители, работающие в неотложных службах, должны пройти медицинский осмотр только вначале трудовой смены, перед каждым выездом данная процедура не осуществляется;
  • Проведение осмотров в сторонних организациях наиболее предпочтительно, нежели освидетельствование о «своего» медработника. Нередко встречаются ситуации, когда такие врачи халатно относятся к выполнению собственных должностных обязательств и допускают водителей в рейс, закрыв глаза на «незначительные» проблемы с самочувствием;
  • Факт прохождения медосмотра водителя в обязательном порядке фиксируется в путевом листе, проставляется дата и время. Аналогичные данные в документе указываются и в отношении транспортного средства, на котором лицо выезжает в рейс, оно также подлежит детальному техническому осмотру.

В России побеждает тот, кто знает свои права

Порядок проведения предрейсового медицинского осмотра водителя

Предрейсовый медосмотр водителей в 2020 годуПроцедуру освидетельствования у медицинского работника обязаны проходить все сотрудники, которые на официальной основе трудоустроены в организацию и имеют допуск к управлению транспортным средством. Проверка состояния здоровья гражданина может проводиться как на территории непосредственного работодателя, так и в определенных медицинских организациях, с которыми заключено соответствующее соглашение. Алгоритм проведения предрейсового медицинского осмотра выглядит следующим образом:

  1. Прежде всего, у водителя уточняется информация о том, есть ли на данный момент какие-либо личные жалобы или же замеченные проблемы со здоровьем. Медицинский работник обязан подробно выслушать перечень имеющихся недомоганий;
  2. Затем, на основании представленных жалоб, врач проводит визуальный осмотр пациента, измеряет необходимые показатели. Кроме того, необходимо выполнить проверку на наличии каких-либо травм или же внешних повреждений, которые могут негативным образом сказаться на выполнении трудовых обязательств водителя;
  3. При помощи специальных приборов выполняется проверка на наличие алкогольной или же наркотической интоксикации;
  4. После полного осмотра водителя, все установленные показатели вносятся в соответствующую документацию. Также заполняется путевой лист работника и Журнал о проведении медицинских осмотров сотрудников в организации. В последнем фиксируются следующие сведения:
  • Время, когда водитель прошел осмотр;
  • Личные сведения пациента: ФИО, дата рождения;
  • Результаты, полученные после проведения визуального осмотра и измерения необходимых показателей;
  • Заключение медицинского работника;
  • Подписи водителя и врача, который проводил осмотр.

На путевом листе обязательно должна быть проставлена соответствующая печать об удачном прохождении освидетельствования. При отсутствии данного реквизита документ считается ничтожным и не может быть использован водителем в течение трудовой смены.

На кого возлагаются обязательства по предрейсовому медосмотру водителей

Предрейсовый медосмотр водителей в 2020 годуМногие работники задаются вопросом том, кто, помимо внутреннего медработника, имеет право проводить медосмотры их состояния здоровья, запрашивать конфиденциальные сведения и тестировать на наличие токсичных веществ. Компаниям, заключившие трудовые договоренности с несколькими водителями для выполнения конкретных обязательств, невыгодно оборудовать собственный медицинский кабинет и трудоустраивать туда отдельного сотрудника. Как правило, такие работодатели прибегают к помощи сторонних организаций, имеющих лицензию на проведение необходимых медицинских манипуляций. При выборе медицинского центра, с которым планируется заключить соответствующие договоренности, стоит обратить внимание на такие параметры:

  • Территориальное нахождение медицинского кабинета. Следует подобрать наиболее оптимальный вариант для сотрудника-водителя, которому ежедневно предстоит проходить медосмотры. Как правило, выбираются медцентры, близко расположенные к организации-работодателю или же находящиеся недалеко от стоянки транспортных средств, принадлежащих компании;
  • Стоимость предрейсового освидетельствования сотрудников, которая не должна негативным образом влиять на бюджет организации;
  • Репутация компании, предоставляющей медицинские услуги.

После выбора подходящего медцентра, работодатель обязан проверить наличие всех необходимых лицензий, сертификатов или дипломов, имеющихся как у организации в целом, так и у специалиста, который будет проводить осмотры водителей. Далее юристом компании разрабатывается официальный договор, которые и заключают между собой юридические лица.

Ещё нет оценки
Ваша оценка данной статье

Медицинский осмотр водителей в 2020 году

Действующее законодательство требует от работодателей в обязательном порядке проводить медицинский осмотр водителей в 2020 году. При этом порядок действий может сильно отличаться в зависимости от конкретных условий труда, о чем следует помнить как работникам, так и самим работодателям. О том, есть ли новые законы о медосмотре водителей, как проводится медицинский осмотр – предрейсовый и послерейсовый, и иные нюансы должны быть обязательно известны работодателю, ведь нарушение установленных норм может повлечь за собой привлечение к ответственности и уплату весьма значительных штрафов.

Медосмотр для водителей в 2020 году – какой положен

Учитывая повышенную опасность автомобильного транспорта, по отношению к его водителям применяются особые меры правового регулирования – в общегражданском праве это выражается в необходимости получения водительского удостоверения, для которого требуется предоставление медицинской справки. Однако регулярная трудовая деятельность, сопряженная с управлением автотранспортными средствами, является источником еще большей потенциальной опасности – в связи с этим законодательно устанавливаются дополнительные ограничения и нормативы, касающиеся таковых работников. В частности, к подобным мерам охраны труда и общества относятся и медосмотры водителей.

Правовое регулирование медицинского осмотра водителей закреплено в положениях статьи 213 Трудового кодекса, а также в положениях статьи 328 ТК РФ. Однако этот нормативный акт содержит лишь общие принципы медосмотра водителей в 2019 году. Наиболее полно рассматриваемый вопрос раскрывается положениями Приказа Минздрава №835н от 15.12.2014, а также Федерального закона №196 от 10.12.1995.

В соответствии с нормами данных документов, виды медосмотров водителей могут подразделяться на следующие категории:

  • Медосмотр при приеме на работу водителя. В отношении водителей всех без исключения транспортных средств, принимаемых на должность, связанную с непосредственным управлением движением транспорта, должен проводиться первичный или предварительный медосмотр.
  • Периодические медосмотры водителей. Помимо медосмотра при трудоустройстве, необходимо водителям также проходить регулярные периодические медосмотры не реже, чем раз в два года.
  • Внеочередные медосмотры. В отдельных ситуациях водители могут быть направлены на внеочередной медосмотр – причем это направление может быть как выдано работодателем, так и сам работник может направиться на него по собственной инициативе.
  • Предрейсовые медосмотры. Водители, работающие на ежедневной основе, обязаны в соответствии с положениями действующего законодательства, проходить предрейсовые медосмотры перед каждым выездом.
  • Послерейсовые медосмотры. В отношении некоторых категорий водителей могут применяться не только предрейсовые, но и приводящиеся после рейса медицинские осмотры.

Работодатель не имеет права допускать к работе водителя, не прошедшего медосмотр. При этом, если непрохождение медосмотра произошло не по вине работодателя, то за период до его прохождения заработная плата сотруднику не начисляется. В случае, если к работе будет допущен водитель, не прошедший требуемый медосмотр, это может повлечь за собой привлечение виновных лиц к административной ответственности по статье 11.32 КоАП РФ, либо, в отдельных случаях – по статьям 5.27 КоАП РФ и 12.32 КоАП РФ.

Медосмотр водителя при приеме на работу и периодические медицинские осмотры

При приеме водителя на работу, вне зависимости от наличия у него медицинской справки, полученной для водительского удостоверения, он обязан пройти медицинский осмотр. Российское законодательство в обязательном порядке устанавливает для водителей необходимость обследования у следующих врачей:

  • Терапевт.
  • Офтальмолог.
  • Нарколог.
  • Психотерапевт.
  • Невролог и отоларинголог – для водителей категорий C, D и T, или же по направлению терапевта.

Обязательными обследованиями является лишь ЭЭГ по назначению невролога, а также сдача анализа мочи по направлению нарколога.

Периодичность прохождения медицинских осмотров для водителей составляет 2 года.

Послерейсовые и предрейсовые медицинские осмотры водителей в 2019 году – порядок и нормативы

Порядок проведения предрейсового медосмотра предполагает обязательное прохождение медицинского осмотра каждым водителем предприятия перед началом рабочего дня и непосредственным управлением транспортным средством для исполнения служебных обязанностей. Такой осмотр может проводиться как в медицинском учреждении, так и на территории работодателя, причем допускается проведение осмотра как штатным медицинским работником, так и приглашенным – необходимо лишь, чтобы для проведения осмотра было обеспечено соответствующее место, инструментарий, а также наличие сертификата, подтверждающего полномочия и квалификацию врача.

Сам по себе предрейсовый медосмотр является упрощенной процедурой, которая может быть проведена одним медработником и служит для предупреждения различных негативных воздействий на организм водителя, способных негативно сказаться на способности управления транспортным средством.

Порядок проведения медосмотра является следующим:

  1. Рассмотрение жалоб о недомоганиях и состоянии здоровья обследуемого. Врач обязан выслушать водителя, если у того имеются какие-либо замечания относительно своего здоровья или недомогания.
  2. Проведение визуального осмотра и базовых измерений. Врач должен осмотреть водителя на наличие травм или иных повреждений, препятствующих исполнению трудовых обязанностей, а также измерить пульс, артериальное давление и температуру тела водителя.
  3. Проверка на опьянение. Врачу необходимо также проверить наличие признаков интоксикации алкогольного, наркотического или иного характера у водителя, для чего используются специальные приборы.
  4. Внесение результатов осмотра в документацию. Информация о прохождении водителем медосмотра перед рейсом вносится в путевой лист и в журнал проведения медосмотров на предприятии.

Водители экстренных служб могут осуществлять работу при необходимости без осуществления предрейсового медосмотра.


Послерейсовый медосмотр водителей не должен проводиться в обязательном порядке по отношению ко всем категориям водителей. Данная процедура является обязательной только для лиц, занятых в перевозках пассажиров или же особо опасных грузов. При этом общий порядок проведения таковых осмотров не отличается от предрейсовых, за исключением отсутствия необходимости фиксации осмотра в путевом листе работника – отметка о нем ставится только в журнале. Загрузка…

Правила проведения обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств

Правила проведения обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств

 

 

Глава 1 Общие положения

 

1. Настоящие Правила проведения обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств (далее — Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 3) статьи 12 Закона Республики Казахстан от 17 апреля 2014 года «О дорожном движении» и определяют порядок проведения обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.

2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:

1) предрейсовый медицинский осмотр — установление или подтверждение наличия или отсутствия у физического лица заболевания, определения состояния здоровья, а также временной нетрудоспособности, профессиональной пригодности к работе в данную смену;

2) водитель – лицо, управляющее транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге скот, стадо, вьючных, упряжных или верховых животных;

3) механическое транспортное средство – самоходное дорожное транспортное средство, приводимое в движение двигателем, за исключением мопедов и рельсовых транспортных средств. Понятие распространяется также на тракторы и самоходные машины при их участии в дорожном движении;

3. Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр проходят водители механических транспортных средств, выполняющих перевозки пассажиров, грузов и оборудования.

4. Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры не входят в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи.

  5. Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр проводится в организациях,  осуществляющих эксплуатацию транспорта и оборудования штатным медицинским работником (со средним или высшим медицинским образованием) организации (прошедшим специальную подготовку в медицинских организациях образования и науки, реализующих образовательные учебные программы дополнительного образования), получившим сертификат специалиста о прохождении курсов повышения квалификации или медицинским работником медицинской организации по договору между организацией (индивидуальным предпринимателем).

6. Прохождение водителями предрейсового и послерейсового медицинского осмотра обеспечивает работодатель.

           7. Медицинские работники анализируют причины отстранения лиц, работающих по указанной профессии, и на основе анализа формируют группы риска, куда включаются лица, склонные к злоупотреблению алкоголем и психоактивными веществами, длительно и часто болеющие (страдающие хроническими заболеваниями).    

 

 

Глава 2. Порядок проведения предрейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств

 

          8. Водитель проходит предрейсовый медицинский осмотр не ранее чем за тридцать минут до выхода в рейс или до начала работы при предъявлении им путевого листа или бортового журнала, а также документа, удостоверяющего личность.

9. При необходимости выполнения нескольких рейсов в течение дня предрейсовый медицинский осмотр проводится однократно перед первым рейсом.

  10. Предрейсовый медицинский осмотр водителей проводится индивидуально и включает:

1) опрос, осмотр и оценку внешнего вида, походки, позы обследуемого, адекватности поведения и эмоциональных реакций, связанности и четкости речи, мимики, сознания, кожных покровов и видимых слизистых, окраски склер, величины зрачков, особенностей дыхания;

2) измерение и оценку артериального давления, частоты и качественных характеристик пульса, измерение температуры тела, осмотр зева. При наличии артериальной гипертонии в анамнезе заболевания водителя в индивидуальной карте предрейсового (предсменного) медицинского освидетельствования отмечаются допустимые параметры основных функциональных показателей водителя.

           11. В случае выявления при проведении предрейсового медицинского осмотра водителя травм, признаков острого или обострение хронического заболевания, повышение артериального давления более, чем на 20 мм ртутного столба систолического и диастолического 10 мм ртутного столба выше нормальных или индивидуально допустимых параметров и менее 30 мм ртутного столба систолического и менее 20 мм ртутного столба диастолического ниже нормальных или индивидуальных допустимых параметров, брадикардии менее 55 ударов в минуту, тахикардии более 85 ударов в минуту (за исключением индивидуально допустимых параметров пульса водителя), симптомах артериальной гипертонии, острого инфекционного заболевания, болевом синдроме, обмороке и других нарушениях состояния здоровья, водители не допускаются к управлению транспортным средствам и направляются на прием к специалисту для лечения и экспертизы временной нетрудоспособности. При необходимости обеспечивается вызов скорой медицинской помощи.

      12. При отсутствии жалоб, объективных признаков заболеваний и нарушений функционального состояния организма осмотренный допускается к управлению транспортными средствами.

         13. Лица, в отношении которых имеются основания полагать, что они находятся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения (запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, выраженное дрожание пальцев, изменение окраски кожных покровов, положительное показание пробы алкотестера) не допускаются к управлению транспортными средствами.

 14. В случае несогласия с данным заключением, эти лица направляются медицинским работником в сопровождении представителя работодателя на освидетельствование в ближайшую медицинскую организацию, уполномоченную проводить медицинское освидетельствование, для установления факта употребления психоактивного вещества и состояния опьянения согласно Кодекса Республики Казахстан от 5 июля 2014 года «Об административных правонарушениях».

15. В случае установления признаков временной нетрудоспособности в нерабочее для амбулаторно-поликлинических организаций время, заболевшему оказывается необходимая доврачебная медицинская помощь и оформляется направление к специалисту с обязательным указанием даты, времени осмотра, предполагаемого диагноза и объема оказанной медицинской помощи, которое является основанием для выдачи врачом листка нетрудоспособности в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

           16. Результаты проведения предрейсового медицинского осмотра регистрируются в журнале, согласно приложению к Правилам.

            17. Медицинский работник выдает заключение о пригодности водителя к управлению транспортными средствами на момент проведения предрейсового медицинского осмотра.

                 

          

Глава 3. Порядок проведения послерейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств

 

18. Водитель проходит послерейсовый медицинский осмотр незамедлительно после завершения рейса.

19. Послерейсовый медицинский осмотр водителей проводится индивидуально и включает:

1) опрос, осмотр и оценку внешнего вида, походки, позы обследуемого, адекватности поведения и эмоциональных реакций, связанности и четкости речи, мимики, сознания, кожных покровов и видимых слизистых, окраски склер, величины зрачков, особенностей дыхания;

2) измерение и оценку артериального давления, частоты и качественных характеристик пульса, измерение температуры тела, осмотр зева. При наличии артериальной гипертонии в анамнезе заболевания водителя в индивидуальной карте послерейсового медицинского осмотра отмечаются допустимые параметры основных функциональных показателей водителя.

20. В случае выявления при проведении послерейсового медицинского осмотра водителя травм, признаков острого или обострение хронического заболевания, повышение артериального давления более, чем на 20 мм ртутного столба систолического и диастолического 10 мм ртутного столба выше нормальных или индивидуально допустимых параметров и менее 30 мм ртутного столба систолического и менее 20 мм ртутного столба диастолического ниже нормальных или индивидуальных допустимых параметров, брадикардии менее 55 ударов в минуту, тахикардии более 85 ударов в минуту (за исключением индивидуально допустимых параметров пульса водителя), симптомах артериальной гипертонии, острого инфекционного заболевания, болевом синдроме, обмороке и других нарушениях состояния здоровья, водители не допускаются к управлению транспортным средствам и направляются на прием к специалисту для лечения и экспертизы временной нетрудоспособности. При необходимости обеспечивается вызов скорой медицинской помощи.

21. В случае выявления признаков употребления алкоголя и других психоактивных, в том числе наркотических веществ после рейса, водитель направляется в сопровождении медицинского работника и представителя работодателя в медицинскую организацию для прохождения медицинского освидетельствования на установление факта употребления алкоголя и других психоактивных, в том числе наркотических веществ.

22. В случае выявления при проведении послерейсового медицинского осмотра у водителя признаков употребления алкоголя и других психоактивных, в том числе наркотических веществ, медицинский работник сообщает об этом работодателю. При подтверждении употребления водителем алкоголя и других психоактивных, в том числе наркотических веществ, работодатель по данному вопросу направляет сообщение в органы дорожной полиции для применения административных мер к данному водителю в соответствии с действующим законодательством.

23. Медицинский работник незамедлительно информирует работодателя о случаях отказа водителем от осмотра, об отстранении водителя от управления транспортными средствами при выявлении признаков, предусмотренных пунктами 16, 18 настоящих Правил.

           24. В случае установления признаков временной нетрудоспособности в нерабочее для амбулаторно-поликлинических организаций время, заболевшему оказывается необходимая доврачебная медицинская помощь и оформляется направление к специалисту с обязательным указанием даты, времени осмотра, предполагаемого диагноза и объема оказанной медицинской помощи, которое является основанием для выдачи врачом листка нетрудоспособности в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

               25. Результаты проведения послерейсового медицинского осмотра регистрируются в журнале, согласно приложению к Правилам.

          26. Журнал заполняется медицинским работником, проводившим медицинский осмотр, и хранится в кабинете, где осуществляется медицинский осмотр.

Обзор нового закона и порядка проведения предрейсовых медосмотров для водителя

Обеспечение безопасности при управлении транспортным средством при перевозке грузов или тем более пассажиров является основной обязанностью работодателя. Для соблюдения установленного законом порядка требуется проводить предрейсовый медосмотр для водителей, новый закон о котором был издан в 2018 г.

Нововведения в законодательстве

Законодательство об обязательном медицинском осмотре за последние годы претерпело значительные изменения в части обязательств сотрудников проходить такие процедуры. В предрейсовые медосмотры водителей нововведения в 2018 году внесли изменения, касающиеся как оборудования специальных кабинетов, наличия штатных сотрудников медицинских подразделений, так и самой процедуры. Порядок мед. освидетельствования должен соблюдаться работодателем, как перед осуществлением трудовой деятельности, так и после окончания рабочего дня. В противном случае руководителю грозит административная ответственность, установленная законом.

Осуществление процедуры на территории компании штатным работником

Предрейсовый медосмотр для водителей: новый закон 2018 г.

По новому закону обязательное освидетельствование должно входить в перечень процедур, которые осуществляются в отношении водителей перед выходом на рейс. Также регламентировано время его проведения и указаны должностные лица, которые осуществляют водительский контроль. Этим должен заниматься специалист по охране труда. На крупных предприятиях должен быть организован специальный кабинет для осуществления такой процедуры, в небольших автопарках должен заключаться договор со специализированным медицинским учреждением.

К сведению! Новый закон предполагает ответственность, как должностных лиц, так и водительского состава при нарушении норм прохождения процедуры осмотра.

Проведение предрейсового и послерейсового медосмотров водителей по новым правилам

Прохождение осмотра и освидетельствование должны проводиться в несколько этапов вне зависимости от статуса водителя и места его рабочей деятельности. Вне зависимости от места нахождения, будь то постоянная работа на месте или командировка, любой водитель общественного или корпоративного транспорта должен пройти данный осмотр на предмет нарушения здоровья или выявления алкоголя в крови, а также наркотических веществ.

Обратите внимание! Новый закон призван снизить количество нарушений и увеличить общую безопасность коммерческих перевозок.

Предрейсовый медицинский осмотр водителей: законодательство 2018 г.

Новые правила включают в себя ужесточение мер ответственности за нарушение или отсутствие специальной отметки об обследовании в журналах учета. Также регламентировано применение специального медицинского оборудования.

Кто имеет право проводить медицинский осмотр водителей

Такую деятельность должен вести только медицинский работник, имеющий профильное медицинское образование и определенные навыки.

Обратите внимание! Причем такой сотрудник обязан раз в 3 года проходить повышение квалификации в специальном образовательном учреждении, где подтверждает имеющиеся знания и совершенствует свои навыки.

Требования к кабинету медицинского осмотра водителей

По новым правилам медицинский кабинет оборудуется специальной аппаратурой, к которой относятся:

  • тонометр для измерения давления и ритма сердцебиения;
  • алкотестеры и тесты на выявление употребления наркотических веществ, а также стетоскоп;
  • градусники для измерения температуры, а также предметы оказания первой медицинской помощи в случае ухудшения здоровья;
  • шкаф для одежды, кровать, несколько стульев и письменный стол;
  • минимальная площадь должна составлять 12 м², а высота потолка быть не ниже 2,6 м.

Порядок проведения процедуры

Порядок и правила проведения предрейсового медицинского осмотра водителей с 2018 г.:

  1. Составление локального нормативного акта компании об осуществлении медицинской деятельности в отношении шоферов. Такой приказ имеет обязательную силу для всех сотрудников предприятия.
  2. Осмотр должен осуществляться в специально отведенном помещении, которое оборудуется всей необходимой техникой в соответствии с государственными стандартами.
  3. Групповой или индивидуальный осмотр сопровождается сверкой состояния здоровья, выявлением отклонений в организме.
  4. Окончание и успешное прохождение обследования знаменуется проставлением специальной отметки в журнале учета и транспортном листе водителя. Такой штамп позволяет ему выходить в рейс и осуществлять трудовую деятельность.

Проведение массовых осмотров непосредственно на рабочем месте

Оформление результатов медосмотра

Осмотр завершается обязательным документальным оформлением проведения обследования и простановкой отметки в транспортном листе, а также в журнале такого обследования. Подобное осуществляет уполномоченный медицинский сотрудник, который проводит осмотр в отношении водителя. При этом медицинский работник проставляет отметку только в случае личного осмотра такого водителя.

Наказание за нарушения по новому закону

На законодательством уровне установлено несколько видов нарушений, которые понесут ответственные должностные лица в случае выявления их со стороны инспектирующих организаций:

Типовое оборудование специального кабинета

  • дисциплинарная ответственность выражается во взыскании, предупреждении, неполном служебном соответствии или увольнении по отрицательным мотивам в зависимости от выявления недочетов и нарушений. Такое наказание устанавливается как в отношении медицинских работников, водителей, а также должностных лиц компании, которые в силу своих обязанностей должны осуществлять контроль за проведением таких мероприятий;
  • административная ответственность выражается в денежных штрафах или приостановлении деятельности организации в результате вынесения предписаний. Такое наказание устанавливается за грубые нарушения в процессе осуществления медицинского контроля или при полном отсутствии обследований.

Таким образом, правила проведения предрейсового медицинского осмотра водителей являются неотъемлемой частью работы по предотвращению дорожно-транспортных происшествий и минимизации травм водителей во время осуществления своей трудовой деятельности. Перед отправкой в рейс шофер обязан получить печать или штамп о прохождении такой процедуры, чтобы не получить выговор от работодателя.

Какой документ должен иметь медицинский работник, проводящий предрейсовый и послерейсовый осмотр? //

<b>Какой документ должен иметь медицинский работник, проводящий предрейсовый и послерейсовый осмотр: лицензию или сертификат (здравпункт организации лицензии на медицинские услуги не имеет)?</b>

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Работник, состоящий в штате организации и проводящий предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, должен иметь медицинское образование (высшее и (или) среднее профессиональное), действующий сертификат специалиста, а также документ о прохождении им специального обучения по программе проведения предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств.

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 4, п. 5 ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей. Порядок проведения таких осмотров утвержден приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 N 835 (далее — Порядок).

Согласно п. 8 Порядка предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя), при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым).

В соответствии с п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию. Однако, как следует из п. 6 ст. 3 данного закона, лицензиатом может являться только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Таким образом, физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, не может иметь лицензию на медицинскую деятельность. Медицинский же персонал организаций, на основании п. 1 ч. 1 ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», должен иметь сертификат специалиста. Кроме того, для проведения предрейсовых и послерейсовых осмотров медицинский работник должен пройти специальное обучение (введение к Методическим рекомендациям «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств», утв. Минздравом РФ и Минтрансом РФ 29.01.2002). Программа подготовки медицинского персонала по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств утверждена приказом Минздрава РФ от 14.07.2003 N 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» (приложение N 8).

Таким образом, медицинский работник, состоящий в штате Вашей организации и проводящий предрейсовый и послерейсовый осмотры, должен иметь высшее и (или) среднее образование профессиональное образование, действующий сертификат специалиста и документ, подтверждающий прохождение специального обучения.

В то же время остается спорным вопрос о том, необходима ли лицензия организации, проводящей предрейсовые медосмотры силами собственных медработников. Законодательство о лицензировании не выделяет медицинскую деятельность, осуществляемую для собственных нужд организации, как не подлежащую лицензированию (как это установлено, например, для пассажирских перевозок, технического обслуживания медицинской техники). Это соответствует и нормам Закона N 99-ФЗ (ст. 2) и Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ст. 20, 23), согласно которым к лицензируемым отнесены виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, здоровью граждан (проведение предрейсовых медицинских осмотров является одним из основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения). Таким образом, из совокупности приведенных норм следует, что организация, осуществляющая процедуры по проведению медицинского осмотра (предрейсового, послерейсового), должна иметь соответствующую лицензию.

Однако до вступления в силу Порядка (с 1 мая 2015) сформировалась достаточно обширная судебная практика, согласно которой требование о необходимости получать лицензию на осуществление медицинской деятельности распространялось только на тех лиц, для которых деятельность по проведению предрейсовых медицинских осмотров является одной из основных. В случае же, если организация, эксплуатирующая автомобили, проводит предрейсовые осмотры только в отношении своих водителей и не оказывает этих услуг иным хозяйствующим субъектам, делать она это может силами собственных работников, имеющих соответствующую подготовку и необходимые сертификаты (постановления ФАС Московского округа от 17.03.2010 N КА-А40/2021-10, ФАС Западно-Сибирского округа от 05.03.2009 N Ф04-1311/2009(1741-А45-43), ФАС Северо-Кавказского округа от 05.08.2009 N А53-3470/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.08.2008 N А74-985/2008-Ф02-3737/2008, ФАС Волго-Вятского округа от 18.06.2008 N А31-6296/2007-13, ФАС Поволжского округа от 05.07.2007 N А12-2901/07, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2011 N 17АП-177/2011, Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2009 N 06АП-747/2009, Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 N 03АП-2388/2009, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2014 N 15АП-4847/14, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.08.2014 N 03АП-3973/14, постановление Саратовского областного суда от 23.04.2013 по делу N 7-235/13, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2013 N 06АП-4657/13).

В настоящее же время суды более склонны считать, что наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности в подобных организациях является обязательным (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10653/15 от 18.09.2015 г., апелляционное определение СК по административным делам Ростовского областного суда от 18 июня 2015 г. по делу N 33-9090/2015, решение Арбитражного суда Республики Алтай от 6 мая 2015 г. по делу N А02-621/2015, решение Арбитражного суда Смоленской области от 20 октября 2015 г. по делу N А62-6347/2015, постановление Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 октября 2015 г. по делу N 5-299/2015).

Полагаем, что в указанных обстоятельствах осуществление организацией соответствующей деятельности без получения лицензии влечет определенные риски: возможны претензии со стороны контролирующих органов (причем суды сейчас склонны поддерживать такие претензии) и как результат — привлечение к административной ответственности.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Панова Наталья

Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ

http://www.garant.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*