Виды и разновидности переключателей скоростей велосипеда
Наверняка вы замечали, что когда занимаетесь ездой на велосипеде, вы тратите разное количество сил в зависимости от ландшафта и ускорения. Это происходит из-за того, что для подъема или спуска, прогулочной езды или быстрого спринта тратится разное количество энергии. Правильно распределить затрачиваемые усилия на тип поездки помогает переключатель скоростей. Производители комплектующих для велобайков предлагают много вариантов систем с различными характеристиками. В этой статье вы узнаете, какой переключатель скоростей для велосипеда лучше выбрать.
Назначение переключателя скоростей
Переключать передачи во время движения необходимо для максимального комфорта и экономии энергии. Вы можете выбрать тот режим, который подходит к определенным условиям. Менять передачи необходимо в том случае, если:
- Вы меняете трассу. Например, с ровного асфальта начинаете езду по бездорожью;
- Вы изменяете характер езды. Если вы ускоряетесь или разгоняетесь, хотите плавно затормозить или не тратить много сил на подъем в гору, без переключателя скоростей на велосипеде не обойтись;
- Вы поддерживаете определенный темп езды. Переключатель скоростей помогает поддерживать райдеру определенный скоростной режим. Особенно актуально это во время поездок на дальние дистанции, а также соревнований;
- Вы катаетесь в сложных погодных условиях. Сильный встречный или попутный ветер, скользкая трасса – все это влияет на качество поездки на велосипеде;
- Вы используете велосипед в качестве эффективных кардионагрузок. Для улучшения физической формы, можно использовать привычный велосипед в качестве тренажера. Вы будете затрачивать больше энергии во время тренировки, используя переключатель скоростей.
Переключатель скоростей, или же по другому названию дерайлер, появился в 1950 году благодаря итальянскому велосипедисту Туллио Кампаньоло. Механизм представляет собой систему звезд (передняя «система» и задняя «кассета»), на которые направляется цепь путем переключения передачи. Во время переключения цепь смещается в бок на нужную звездочку. Передняя система насчитывает обычно не более трех звезд. Кассета же – до 10 звездочек.
Переключение между передачами происходит, когда вы выбираете нужный скоростной режим с помощью ручки на руле. Она называется манетка. Обычно на руле есть две такие ручки, передняя и задняя. К манеткам подсоединены тросы, которые и осуществляют изменение типа езды на велосипеде.
Виды переключателей скоростей
Вы способны подобрать для себя механизм переключения передач, исходя из собственных пожеланий. Бывают три основных вида:
- Внешний;
- Внутренний;
- Комбинированный.
Остановимся на первом виде, механизме внешнего переключения. Это лучший вариант для горников. Передняя система может иметь до трех звезд, а задняя – до одиннадцати. На обеих системах трос двигает специальную рамку, тем самым перебрасывая цепь на нужную звезду. Подбирать данный переключатель скоростей необходимо с учетом используемых кассеты и системы звезд. Но, к сожалению, износ данного переключателя скоростей выше, чем у других. Также изменить передачу вы сможете только во время езды, при остановке это невозможно.
Внутренний – обычно ставится на шоссейные велосипеды. Это механизм на основе планетарных втулок. Количество звезд при этом – по одной спереди и сзади. Механизм втулок может обеспечивать переключения от 3 до 14 передач. Вы сможете изменить передачу даже если остановитесь. Еще одно преимущество внутреннего переключения – защита механизма от погодных условий и механических повреждений. Но передвигаться на таком велосипеде может оказаться сложнее, чем на горном варианте.
Комбинированные – идеально подходят для езды по городу. Это смесь двух механизмов, которая включает как плюсы систем переключения передач, так и все их минусы.
Как правильно переключать передачи на велосипеде
Если вы будете использовать передачи, создавая слишком высокое натяжение цепи, вы можете повредить систему. Это ускорит износ цепи, велосипеду понадобится ремонт. Поэтому очень важно научиться правильно переключать передачи.
Ориентируйтесь по передней системе звезд.
Единица используется в тех случаях, когда вам нужно преодолеть на велосипеде препятствие. Это может быть сильный порывистый ветер, грязь, подъем в гору. Когда вы ощущаете, что часто крутить педали становится сложно, переключайтесь на 1-ую передачу. При этом желательно ставить кассету на значение от 1 до 3.
На двойке следует ездить большую часть времени. Это самое комфортное значение в переключателе скоростей. Оно требует небольших энергетических затрат, что позволит вам с комфортом отправиться на прогулку. Значение кассеты необходимо выбирать в диапазоне от 2 до 8.
Тройка – это значение в системе для спринта. Быстрый спуск, езда по идеально ровному асфальту осуществляется именно на этой передаче. Кассету велосипеда следует выставлять от 5 до 9.
Еще одна важная деталь – это постепенное переключение передач. Выставите переднюю систему в зависимости от типа езды, трассы и погоды, а затем подберите значение кассеты, при котором кататься на велосипеде будет только в радость.
Лучшие производители переключателей скоростей
На рынке велосипедов хорошо зарекомендовали себя переключатели скоростей производства «Shimano». От типа велобайка зависит, как будет выглядеть подходящий механизм. Для шоссейного велосипеда подойдут модели из линии «Sora», «Tiagra», «105» и «Ultegra». Они отличаются легким весом и предназначены для ровных дорог. Самая простая модель «Sora» будет лучшим выбором для велосипедиста-новичка. «Tiagra» относится к бюджетным и доступным моделям. Лучший выбор по соотношению цена-качество – это переключатель скоростей из линий «105» и «Ultegra». Для горного велосипеда подбирайте механизм производства «Shimano» таких групп, как «Altus», «Deore LX» и «Deore XT». Бюджетным выбором для вас станет переключатель скоростей из линии «Altus». Вариации «Deore» отличаются высокой ценой, но при этом лучшим качеством комплектующих.
Еще один популярный производитель переключателей скоростей для велобайка – это «SRAM». В отличие от «Shimano», эта компания выпускает модели разной ценовой категории, но при этом не делает тематические линейки продукции. Бюджетный вариант качественного механизма – это модель «Х-3». Она является подходящей начинающим райдерам. Для тех, кто любит постоянно ездить на велобайке, лучший выбор – это «Х-4». Если вы готовы платить за хорошее качество, можете выбрать между «Х-7» и «Х-9».
Итоги
Со временем вы обязательно научитесь, как правильно использовать переключатель скоростей. Вы будете чувствовать нужную для вас передачу интуитивно. Привыкая же к новому велобайку, пользуйтесь приведенными выше советами по эксплуатации. Выбирайте переключатель скоростей из вариантов, которые предлагают ведущие производители комплектующих для велосипедов. И тогда вы сможете ездить с наибольшим комфортом.
Переключение передач на велосипеде (как настроить и переключать)?
Время чтения: ~9 минут Автор: Сергей Морской 237
Еще в далеком прошлом сингспид был единственным вариантом велосипеда среди массы населения. Счастливые обладатели байков прекрасно чувствовали себя на ровном асфальте, но вынуждены были подстраиваться под пересеченную местность: с силой подтягивать педали кверху на подъемах, разгоняться со спусков для «взлета» на следующую горку, приспускать шины, чтобы проехать по неровной грунтовке. Порой навыков уже не хватало, и велосипедист покидал седло, чтобы пройти неблагоприятный участок пешком.
Со временем все изменилось: производители стали в большом объеме выпускать «узкоспециальные» байки – шоссейники, горные модели, гибриды, спортивные и т.д. Прежний лидер в лице синглспида заметно отошел на задний план и покупается исключительно для поездок по автодорогам и легким сухим грунтовкам.
Современные велосипеды в большинстве оснащены так называемыми скоростями. Наиболее распространен вариант открытой звездочно-цепной трансмиссии. Он используется на всех типах великов, городских сити-байках в том числе. Переключение передач на велосипеде позволяет велосипедисту подстраивать свой транспорт под конкретные условия движения, а также рационально использовать собственные силы.
Наличие скоростей, конечно, дает преимущество перед односкоростным вариантом, однако польза проявляется при умелом использовании ее в дороге. Существуют простые принципы, которые подскажут, как правильно переключать передачи на велосипеде и при этом не валиться от усталости после каждой поездки. Но даже при правильной эксплуатации система скоростей со временем дает сбои, поэтому нужно уметь настроить ее.
Трансмиссионные звезды скоростного велосипеда: рекомендации по использованию
Велосипеды с открытой системой передач оснащены двумя переключателями, которые отвечают за перескок цепи с одной звезды на другую на ведущей и ведомой кассетах, соответственно. Для справки, ведущие звезды – это передние или «шатунные», ведомые – задние, у ведущего колеса. Выходит небольшой парадокс, как и в нумерации звездочек.
Передние отсчитываются «от мала до велика». Стандартный набор кассеты – три звезды. Первая – самая маленькая, или низшая, передача. Далее идет вторая, средняя передача и завершает систему самая большая, «высшая» звезда.
Задние передачи считаются наоборот: наибольшая звезда соответствует первой, а самая маленькая – наивысшей передаче. Количество звездочек в несколько раз превышает набор передних, поэтому на каждую передачу в передней кассете подбирается по нескольку задних.
Устройства переключения цепи управляются манетками на руле: левая – передним, правая – задним. Первое правило перехода на другую скорость – не путать их друг с другом. Перескок цепи происходит только во время движения велосипеда вперед вращением педалей. Менять передаточное отношение в накате, как на планетарной втулке, недопустимо.
Еще несколько важных рекомендаций по переключению:
- последовательно, через каждую звездочку;
- перед въездом на подъем подбирать передачу заранее;
- избегать чрезмерного давления на педали при перебросе цепи.
И еще: никогда не экспериментируем с трансмиссией, вращая педали в противоположную сторону!
Теперь коснемся непосредственно вопроса, как выбирать передачи под конкретные условия езды. Общее правило звучит так: на ровной дороге повышаем передачу до максимума при котором мы можем держать подходящий каденс и обеспечиваем максимальную скорость передвижения. При движении под гору, навстречу сильному ветру или по бездорожью понижаем передачу, обеспечивая проходимость велосипеда и равномерность нагрузки на ноги.
За высшие передачи спереди отвечает самая большая звезда и несколько самых маленьких. Такое положение цепи обеспечит минимальное время разгона, высокую скорость и накатистость. Для стандартных систем трансмиссии 3*7 (8) это будет положение «3» спереди и от «1» до «5» сзади. В более скоростных и точных системах переключения передач диапазон подбираемых звезд расширяется.
Ничто не мешает? Включаем повышенные передачи
Средняя передняя звезда активируется при появлении на пути небольших препятствий: ветер, слой песка на дороге, пологие холмы, а также неровности на дорогах. В системе 3*8 для второй звезды низший предел задней кассеты смещается на одну, а высший – на две звезды назад. Рекомендуемые положения: 2*3, 2*4, 2*5 и 2*6. Положение цепи «вторая спереди, третья сзади» приближает скоростной велосипед к характеристикам синглспида. Более низкие передачи уменьшают скорость, увеличивая проходимость.
На горном велосипеде активно используются передаточные отношения с положением цепи на первой передней звездочке. Диапазон задних звезд варьируется от 6 до 8. Низшие передачи используются в жестких условиях: извилистые трассы, грязь, песок, ухабистая грунтовка и крутые подъемы. Скорость передвижения минимальна, при этом сохраняется частота педалирования и нагрузки на ноги.
Категорически не рекомендуется пользоваться высшими передними и низшими задними звездами, и наоборот. Злоупотребление такими экспериментами быстро выведет из строя звезды, цепь и весьма дорогие переключатели. Вообще, перекос цепи между передней и задней кассетами присутствует даже при нормальном положении, так что усугублять его – себе дороже.
Как надо (слева) и нельзя (справа) ставить цепь
Если говорить об ощущениях, то велосипедист при неправильном положении цепи будет чувствовать от скоростного байка один дискомфорт. Правильное использование передаточных отношений – залог успешного катания и долгого срока службы трансмиссионного механизма!
Регулировка переключателя ведущих звезд
Cо временем переброс цепи ухудшается, передачи плохо переключаются, а то и отказывают вовсе. Так как спереди звезд устанавливается немного, то не заметить неисправность просто невозможно.
Если проблема тугого перескока цепи или его отсутствия вызвана лишь расстроенным переключателем, то спасти положение вполне реально самостоятельно. Почему переключатель работает неправильно? К основным причинам относятся:
- несовпадение шестеренки с плоскостями звезд;
- плохое натяжение приводного троса;
- переключатель закреплен неплотно.
Как показывает практика, эти проблемы не приходят по одной, поэтому настроить придется сразу все, а не только, допустим, натяжение троса.
На первом этапе протираем корпус устройства, а также звездочки и цепь от налипшей грязи и пыли. Проверяем болты крепления корпуса переключающего устройства, подтягиваем до упора по необходимости. Важно: настраивать разболтанный переключатель не имеет смысла!
Далее находим винты «L» и «H» – регуляторы положения манеточной шестеренки. Ослабляем их, но не выкручиваем полностью. Наша задача – подтянуть их таким образом, чтобы добиться совпадения шестерни с плоскостями крайних звезд.
Регулировка по L:
- Переключаем цепь в положение «1» спереди и «максимум» сзади. Если система работает совсем плохо, цепь устанавливается вручную.
- Затяжкой регулировочного винта добиться полного совпадения шестеренки манетки с плоскостью первой передней звезды. Отклонение до 1,5 мм некритично.
- Ослабить гайку крепления троса, немного подтянуть его.
Настройка переднего переключателя по H:
- Задать цепи обратное положение: «максимум» спереди, «1» – сзади. Для системы 3*8 это будет «3» и «1», соответственно.
- Подтягивать винт H до совпадения манетки с большой звездой.
- Подтянуть трос в этом положении.
Сверху вниз: болт закрепления троса, L и H-регуляторы
Когда выставлены ограничения, переброс цепи должен восстановиться. Если винты выставлены четко, а система работает неважно, пробуем подтянуть или ослабить трос. Как определить? Передачи туго идут от высшей к низшей – натянуть, наоборот – ослабить натяжение.
Настройка задней системы передач
Следующий этап – отрегулировать ход цепи по задним звездам. Чаще всего именно там наблюдаются проблемы, и не случайно: звезд больше, плюс натяжитель. Для начала аккуратно очищаем механизм от грязи.
Процесс настройки заднего переключателя:
- Проверка петуха и болтовых креплений.
- Регулировка ограничений по передачам, подтяжка тросика.
- Подбор оптимального натяжения цепи.
Согнутый петух требует обязательной замены. Одновременно проверяется, не разболтан ли переключатель.
Настройка ограничений по L и H:
- Ослабить оба винта.
- Перекинуть цепь на высшую (самую маленькую) звезду (спереди на максимум).
- Затягивать болт «H», пока направляющий ролик переключателя не совпадет со звездой в одной плоскости.
- Включить первую передачу (самую большую, а спереди – первую).
- Вращением винта «L» добиться совпадения ролика со звездой.
- Проверить точность переключения.
- Подтянуть или ослабить трос привода. Определяем по тому же принципу, как и с передним дерейлером.
Схема выставления крайнего ограничения по L
Передачи не переключаются быстро, ограничения выставлены правильно, а трос хорошо затянут? Тогда самое время поработать с натяжителем цепи. Находим специальные винты «A» и «B». Первый настраивает положение рамки относительно самой маленькой, а второй – самой большой звездочки.
Настройка проводится по принципу: переход на соответствующую передачу и затягивание винта. Вращением регулятора «A» увеличивается сила натяга за счет подъема рамки к высшей звездочке. Наоборот, винт «B» опускает ее к большой звездочке. Неправильно выставленное натяжение не дает возможности легко выбирать нужную передачу: слишком ослабленная цепь может повиснуть в пространстве между звездочками, а перетянутая разорваться из-за чрезмерного напряжения.
Периодическая регулировка переключателей скоростного велосипеда считается нормой. Она принесет неоценимую пользу во время, когда цепь и кассеты в исправном состоянии. Настройка системы переключения скоростей в сочетании с правилами использования при движении на велосипеде позволит значительно увеличить ресурс всех составных частей трансмиссии, а также использовать ее ресурсы по максимуму.
загрузка…
Как правильно переключать передачи на велосипеде?
Любой велосипедист должен знать как правильно переключать скорости на велосипеде. Когда детям покупают велосипед, то они всегда интересуются, а сколько же у него скоростей. И чем больше число скоростей, тем лучше. Но опытные велосипедисты знают, что скорость-то у велосипеда зависит от седока, вернее, от работы его мышц. А искусство грамотно переключать передачи — это качество хитрых профессионалов, которое позволяет выжать из машины в условиях пересеченной местности максимально возможные ресурсы.
Раньше было просто: у дорожного велосипеда была одна скорость. Поэтому на равнине все зависело от навыков самого велосипедиста, а для езды в горной местности приходилось приноравливаться к условиям рельефа: во время езды с холма велосипедист максимально разгоняет машину для того, чтобы въехать на следующую гору по инерции. Если же подъем затяжной, то велосипедист едет в гору до того момента, пока может вращать педали. Затем слезает с велосипеда и гордо идет рядом до вершины, чтобы снова продолжить путешествие вниз.
У современных велосипедов существует два блока шестеренок — передний (ведущие звезды) и задний (ведомые звезды). Крайне важно научиться в зависимости от характера езды выбирать верную передачу. Для начала следует усвоить несколько простых правил переключения передач:
- Переключайте передачи только во время движения велосипеда (это правило не относится к планетарным втулкам).
- Старайтесь переключать передачи, когда нагрузка с цепи снята или незначительна, иначе можно не суметь переключиться, и даже поломать механизмы переключения или порвать цепь (это в немалой степени зависит от качественного уровня компонентов велосипеда). Особенно тяжело приходится переднему переключателю.
- Не рекомендуем повышать передачу при преодолении подъёмов, подбирайте передачи перед горой (переключение на подъеме при необходимости используют гонщики, но эта техника требует умения и «чувства велосипеда»).
- Без должного навыка, не переключайтесь сразу на несколько передач. Делайте это поэтапно: дождавшись чёткой работы одной передачи,переходите на следующую (этот момент также зависит от класса оборудования велосипеда и навыка велосипедиста).
- Избегайте больших «перекосов» цепи.
Рассмотрим более подробно сам процесс переключения:
- Обычный современный велосипед имеет 2-3 звезды спереди и 8-10 звезд сзади.
- Нумерация передних звёзд от 1 до 3 , в сторону увеличения звезд, нумерация задних звёзд, от 1 до 8(9,10), в сторону уменьшения звезд.
Для упрощения возьмем в качестве примера популярный бюджетный привод 3*8:
- Большая передняя звезда используется при езде по хорошей, ровной дороге(асфальт или укатанный грунт) при отсутствии сильного встречного ветра. С этой звездой обычно используются задние звёзды от 8-й до 4-й. Хотя в спортивном катании и на гонках нередко можно увидеть любые сочетания.
- Средняя передняя звезда используется при езде по грунтовке,плохому асфальту, не очень рыхлому песку в сочетании с задними звёздами с 6-й по 2-ю (что не исключает использования и всего набора задних звезд). На данных передачах удобно ехать в плотном городском трафике, маневрируя между различными движущимися и стационарными препятствиями. При сильном встречном ветре на шоссе также нередко ставится средняя передняя звезда.
- Маленькая передняя звезда используется с задними звездами с 5-й по 1-ю. Эти передачи используются при езде в очень крутые подъемы, по заболоченной местности, вязкой грязи, песку, густой траве.
Рисунок параллельных вселенных. Слева (красным) не правильно – вселенные велосипедных цепей параллельны, слева (зеленым) правильно!
Каденс
По поводу частоты вращения (каденса). Каждому человеку комфортен свой каденс, при котором педали будут вращаться с максимальным КПД. Если скорость вращения будет ниже удобного вам ритма, то силы будут тратиться впустую. При неверном каденсе появляется также риск травмы. Это связано с повышенными нагрузками на суставы и мышцы. Так что при езде обратите внимание на этот момент.
Слишком быстро крутить педали тоже не нужно, иначе быстро устанете. Подобрать идеальную для себя частоту несложно, полагайтесь на ощущения. Добавлю только, что кроме дорожных условий на выбор передачи и каденса влияет сила и направление ветра, а также физическая форма велосипедиста в данный момент.
При любых условиях цель одна – крутить педали с неизменной скоростью и постоянным усилием на них в независимости от выбранной передачи. Один и тот же ритм значительно отодвигает момент наступления усталости и увеличивает выносливость. Следовательно, преодолеть можно существенно большее расстояние.
Нельзя зараннее точно сопоставить ту или иную передачу конкретным дорожным условиям. Конечно существует много формул, графиков и таблиц, но большая часть из них подсчитана для шоссейных велосипедов, хорошей погоды и гладкого асфальта. Стоит условиям измениться, и все расчеты насмарку. Выбор передач зависит от дороги или ее отсутствия, уклона трассы, температуры, состояния грунта, давления в шинах, ветра, от физического состояния велосипедиста, уровня адреналина и сахара в крови. Имеются и другие критерии, на которые могут ориентироваться велосипедисты. Один из них — частота педалирования. Известно, что оптимальная частота педалирования при движении по горизонтальной поверхности — например, у шоссейников — составляет в среднем 95 — 115 об/мин, а у кросс-кантрийщиков эта величина уже будет 70 — 90 об/мин. Но для любителей и велотуристов это всего лишь ориентир, а не правило. Не нужно пытаться стартовать сразу с высоких передач, сначала на низких передачах разогреваем мышцы, раскручиваясь до оптимальных передач. При выборе передачи, как в любом деле, велосипедисту нужно придерживаться «золотой середины», а не впадать в крайности. Медленный темп езды при больших передачах весьма вредно сказывается на состоянии коленных суставов. Если крутить педали очень часто, то снизится эффективность езды и быстрее наступит усталость. В тяжелых дорожных условиях (езда по грязи, песку, траве или снегу) передачи понижены из-за того, что требуется запас крутящего момента. Технические возможности переключателей не всегда позволяют резко перебрасывать цепь с малых звезд на большие. Для горных походов с рюкзаками обычно достаточно набора передних звезд, например, в 48, 38 и 28 зубов.
При езде против ветра или в гору нужно переключаться на «пониженные передачи» близкие к 1:1. При этом наборе передач увеличивается частота педалирования, но падает скорость. При езде по равнине для поддержания скорости соотношение передач может быть 4:1. В гонке за мотоциклом может быть достигнута скорость более 100 км/час. В таких рекордных заездах велосипедистами используется передача с соотношением 8:1 и более. Однако обычно мышечной силы ног не хватает, чтобы с места раскрутить подобные шестерни. Даже спортсмены не используют передачи более 5:1, а предпочитают наращивать частоту педалирования.
В 1985 году в США Джоном Говардом был установил рекорд скорости 245,077 км/час. Он же впервые на велосипеде преодолел за один час 241 километр. Уже через десять лет его мировой рекорд скорости на велосипеде побил Ромпельберг Фред из Нидерландов, показав результат 269 км/час.
Многие начинающие велосипедисты избегают часто переключать скорости и даже при езде против ветра оставляют цепь на большой ведущей и маленькой ведомой шестернях. Их езда больше напоминает маневры парусника против ветра. Как результат — после такой езды закономерно могут возникать боли в коленях. Между тем грамотный велосипедист при езде против ветра, снизив передаточное число до 2-3:1 сможет с меньшими усилиями поддерживать большую скорость. На малых передачах необходимо педалировать с частотой 80-90 об./мин.
Переключение скоростей во время подьёма
Если понимаете, что переключаете передачи по необходимости — значит, Вы уже пропустили оптимальный момент для переключения. Значит, Вы не сохраните нужный ритм и инерцию движения. В следующий раз будьте предусмотрительнее. Никогда не переключайте скорости при сильном педалировании, что приводит к быстрому износу компонентов.
Самая распространенная ошибка – редкое использование переднего переключателя. Переключитесь сзади на удобную звездочку и работайте с передним переключателем. Вы почувствуете на сколько быстрее находите нужную передачу, ведь эффект от одного переключения на передней звездочке можно сравнить с эффектом от переключения на две звездочки задней кассеты, а времени тратится значительно меньше!
Появляется возможность быстро набирать нужную скорость движения с помощью одного переключения. Затем, когда Вы войдете в ритм движения, у Вас будет шанс с помощью заднего переключателя точнее скорректировать передачу.
Помните: сначала правильно выберете переднюю передачу, и только потом с помощью заднего переключателя корректируйте передачу!
Советы по уходу за системой переключения передач
Многие байкеры сходятся во мнении, что байк – живой. Но не позволяйте ему проявлять характер. В особенности это касается системы переключения скоростей: если скорости переключаются без Вашего участия или не переключаются вовсе, когда вы этого хотите, — это не всегда означает, что компоненты изношены или поломаны, скорее всего, проблема в грязи или траве, попавшей на перекидку, в цепь или звездочки. Обязательно чистите и смазывайте цепь, звездочки и переключатель – подобная забота способствует более плавному и четкому переключению, а, следовательно – комфортному катанию.
Очень важно хорошо чувствовать байк, тогда вы услышите любой посторонний звук. Например, посторонний «металлический звук» может возникнуть из-за того, что цепь растянута. Это быстро приводит к износу компонентов. Меняйте цепь как минимум! – раз в сезон.
В идеале, нужно стремиться перейти на интуитивный уровень переключения, которым в совершенстве владеют спортсмены и опытные велосипедисты. Для вас должно быть абсолютно неважно, сколько передач и какого типа привод стоит на вашем велосипеде. Вы не будете задумываться о переключении вообще: все будет происходить автоматически, в зависимости от текущей дорожной или гоночной ситуации.
Четкость работы передач зависит от класса оборудования, степени износа деталей,правильной настройки механизмов, состояния тросиков и их рубашек, а также от степени загрязнения механизмов и цепи.
Ну и на десерт: ученые решили создать велосипед с переключением скоростей при помощи только мыслей:
Важное дополнение от пользователя Arkady Belousov:
На каждой звёздочке имеются зубья и их шаг (расстояние между зубьями) всегда одинаков и совпадает с длиной звеньев цепи, поэтому количество зубьев на звёздочке диктуется её размером (диаметром). От числа зубьев на ведущей и ведомой звёздочках зависит важнейший параметр трансмиссии — передаточное соотношение (отношение количества оборотов колеса на один оборот педалей). Обычно оно числом зубьев и обозначается (например, «передача 42-14»). Для передачи 42-14 на один оборот педалей (один оборот ведущей звёздочки) придётся 42/14=3 оборота колеса (три оборота ведомой звёздочки). Диапазон передаточных соотношений трансмиссии горного велосипеда чаще всего будет от 0,68 до 3,8 (то есть в 5 с лишним раз). На практике говорят просто о количестве «скоростей», поскольку распространённые виды велосипедов имеют примерно одинаковый набор звёздочек.
Для комплексной оценки тяги велосипеда используется параметр «укладка» или «шаг» велосипеда — это расстояние, которое проезжает велосипед за один оборот педалей на данной передаче. Чем меньше укладка, тем лучше тяга велосипеда на данной передаче, но меньше скорость.
Для езды в тяжёлых условиях (где требуется прилагать больше усилий) лучше подходят передачи с меньшим передаточным соотношением, поскольку у них меньше укладка. Нетрудно видеть, что наименьшее передаточное соотношение получается при выборе первой ведущей (самая маленькая) и первой ведомой (самая большая) звёздочек. То же относится и к велосипедам с единственной передней звёздочкой — для езды в тяжёлых условиях лучше выбирать первые (наибольшие) ведомые звёздочки, а для лёгких условий больше подходят последние (меньшие)
особенности задних и передних переключателей. Как они работают и какой вид лучше? Обзор брендов Shimano и Microshift
Велосипедные аксессуарыСовременные велосипеды оснащены переключателями скоростей, которые особенно удобно использовать при катании по местности с разнообразным рельефом. Конечно, чтобы понимать какой вариант переключателя выбрать и как за ним правильно ухаживать, лучше подробнее ознакомиться с ним и его особенностями.
Описание и назначение
Наибольший комфорт при езде на велосипеде и отличную экономию энергии обеспечивает переключатель скоростей или дерайлер. С ним можно выбрать оптимальный режим передвижения, который полностью подойдет к определенному маршруту. Особенно полезен переключатель, если трасса меняется с асфальтированной на бездорожную тропу.
Пользоваться устройством также приходится при ускорении, плавном торможении, подъеме в гору. Стоит заметить, что благодаря переключателю на велосипеде можно поддерживать постоянную скорость, что очень удобно при преодолении длинных дистанций. Сложные погодные условия в виде сильного ветра или скользкой трассы также проще переносить с дерайлером. Ни для кого не секрет, что велосипед является отличным кардиотренажером, чему отлично способствует переключатель скоростей.
Дерайлер, который известен нам сегодня, был изобретен в 50-х годах XX века итальянским велосипедистом. Классическая конструкция представляет собой блоки звезд. Блок, который установлен спереди, называется системой, а который сзади – кассетой. Скорости переключаются за счет смещения велосипедной цепи вбок, что в итоге позволяет цепи лечь на выбранную звезду.
Все звезды отличаются по диаметру, а цепь имеет фиксированную длину. Таким образом, она провисает, но этот момент убирает специальная пружина натяжения, которая располагается на переключателе сзади.
Как правило, в велосипедах бывает от 1 до 3 ведущих звезд и от 3 до 12 ведомых. Такое количество создает более 30 комбинаций скоростей. Конечно, некоторые передачи могут повторяться.
Управление переключателями осуществляется тросиками. Регулировать натяжение тросов можно при помощи ручек переключения. На руле имеются манетки, которые и тянут тросик. При нажатии на манетку происходит смещение рамки, и цепь перекидывается на соседнюю звезду.
Также есть вариант, когда переключатель выглядит как барабан, который просто крутится до нужной отметки, обозначающей скорости. Велосипедный переключатель скоростей может быть выполнен еще в виде триггера или комбинированной ручки. В последнее время популярность набирает электронное управление переключением скоростей, позволяющее переключиться через все звезды сразу.
Стоит подробнее рассмотреть, как устроен традиционный переключатель скоростей. С левой стороны на ручке руля располагаются скорости системы, а с правой стороны – кассеты. Когда осуществляется смещение цепи с одной звезды на другую, важно, чтобы педали вращались. Также нельзя в процессе переключения между скоростями крутить педали назад, чтобы цепь не заклинило, а трансмиссия не сломалась. Стоит заметить, что на моделях с ножными тормозами отсутствует задний переключатель.
Виды
Современные производители представляют различные виды переключателей, которые созданы под разные типы велотранспорта.
- Внешний переключатель – это наиболее привычный вид, который состоит из переднего и заднего переключателей. Работает данный вариант путем переброса цепи между звездами через рамку. К преимуществам данного переключателя стоит отнести легкость, понятную конструкцию, большое число скоростей. Также энергия не теряется за счет трения механизмов внутри.
Однако надо учесть, что такая система переключения подвержена погодным условиям. Со временем цепь изнашивается из-за сильного перекоса. Передачи можно переключать только при движении, а велосипед важно беречь от падения. Среди недостатков пользователи еще отмечают необходимость частого обслуживания.
- Внутренний или планетарный переключатель представляет собой механизм, который располагается во внутренней части втулки сзади. В нем всего по одной звезде сзади и спереди, и цепь. Количество скоростей в таких моделях начинается от 3. Большинство веломоделей с планетарными втулками оснащены еще и встроенной системой тормозов, что весьма удобно.
Из преимуществ следует выделить высокую стойкость к неблагоприятной погоде и плохим дорогам, высокую надежность, долговечность, простоту обслуживания. Также важным моментом является переключение передач без вращения педалей. При этом надо знать, что внутренние переключатели имеют внушительный вес. В таких моделях происходит чрезмерное трение узлов, что приводит к сложностям при движении. Среди минусов стоит отметить сложность ремонта.
- Комбинированные – гибрид планетарных и внешних переключателей. Чаще всего ими оснащаются городские модели велосипедов. Для данного вида характерны плюсы и минусы обоих механизмов переключения.
Популярные бренды
Наиболее популярным брендом в настоящее время является Shimano. Данная фирма известна тем, что производит самые разнообразные переключатели, начиная от самых дешевых и заканчивая профессиональными моделями. Множество моделей от производителя Shimano позволяют подобрать оптимальный вариант на любой велосипед: шоссейный, городской или горный. Для новичков отличным вариантом станет модель «Sora» или «Tiagra».
Среди популярных производителей стоит отметить Sram. Данная фирма производит переключатели скоростей в разных ценовых сегментах. Основное отличие – отсутствие тематических линеек. Среди самых простых и дешевых можно отметить модели «Х-3» и «Х-4», а среди наиболее качественных «Х-7» и «Х-9».
Главный конкурент Shimano уже в ближайшем будущем – это тайванский производитель Microshift. Основной фишкой компании является хорошее качество по низким ценам. Многие европейские страны уже оценили переключатели скоростей данной фирмы. Стоит заметить, что среди преимуществ этого бренда есть еще один очень важный – полная совместимость с переключателями Shimano. Этот плюс можно очень выгодно использовать при ремонте.
Для любителей высочайшего качества стоит обратить внимание на немецкого производителя Rohloff. Его планетарные втулки состоят из тщательно отобранных элементов и собираются только вручную. Преимуществ у продукции данной фирмы огромное множество, но и заплатить за них придется довольно дорого.
Как выбрать?
Выбор переключателя передач на велосипеде в первую очередь зависит от ценового вопроса. Однако важно учитывать некоторые технические характеристики. Одним из наиболее важных является тип крепления. В настоящее время есть следующие варианты крепления:
- хомутом к трубе рамы;
- на спецплощадке;
- на каретке велосипеда.
Надо учитывать, что последние два варианта бывают довольно редкими гостями на современном рынке. При креплении хомутом стоит брать во внимание толщину велосипедной рамы.
При выборе переключателя также важно подобрать тип проводки троса от руля. Чаще всего трос тянут к переключателю скоростей или по нижней трубе под кареткой или по верхней трубе рамы. Таким образом, встречаются универсальные переключатели, а также с верхней или нижней тягой.
Еще одним важным моментом являются параметры системы звезд. Чаще всего встречаются двух- или трехскоростные системы. Также важно знать число звезд в заднем переключателе, так как от этого зависит толщина цепи. Лучше учесть и размеры наибольшей звезды, емкость системы, минимальную разность зубьев на большой и средней звездах, длину оси каретки и угол нижних перьев.
Установка и регулировка
Установка переключателя скоростей – это задача не из простых, и справиться с нею особенно новичку будет весьма сложно. Лучше оставить ее специалисту. А вот задний и передний переключатели стоит научиться настраивать самостоятельно. Для этого понадобится шестигранный ключ под номером 5 и крестовая отвертка. Удобнее всего проводить настройку, когда велосипед занимает положение колесами вверх.
Регулирование заднего переключателя выглядит следующим образом.
- Цепь путем нажатия на манетку с правой стороны руля перекидывается на максимально маленькую звездочку.
- Далее проводится разблокирование переключателя, для чего отпускается винт, который удерживает трос. Это осуществляется при помощи раскручивания отверткой винта с пометкой «Н».
- Этим винтом проводится регулировка звезд, удерживающих цепь, так чтобы они располагались вдоль одной линии.
- Теперь надо провести вытягивание троса, а затем закрепить его, используя винт.
- Далее проводится проверка исправной работы переключателя. При необходимости можно улучшить переход на крупные звезды, проворачивая барашек против хода часовой стрелки.
- Нажатием на манетку цепь переводится на наиболее мелкую звезду.
- Винтом, на котором пометка «L», надо настроить положение переключателя так, чтобы наиболее крупная задняя звезда и лапка переключателя находились на одной линии.
Передний переключатель настраивается несколько по-другому.
- Манеткой одновременно с нажатием на педали цепь перемещается на самую мелкую звезду спереди и наиболее крупную сзади.
- Далее отпускается винт, удерживающий тросик. Это выполняется шестигранником.
- Винтом с пометкой «L» с применением отвертки надо двигать рамку так, чтобы расстояние между ее внутренней частью и цепью составило около 4 мм.
- Затем натягивается трос и закручивается винт, который его удерживает.
- Для отладки другой звезды надо сзади перекинуть цепь на минимальную звезду, а спереди оставить на наименьшей. Если цепь затрагивает рамку, то надо регулировать трос барашком, который располагается с левой стороны руля. Стоит помнить, что барашек надо перемешать против хода часовой стрелки.
- Третья звезда регулируется винтом, на который нанесена пометка «Н», и отверткой.
Тонкости эксплуатации
Переключатель передач на велотранспорте работает точно и долго, если его правильно эксплуатировать. Для этого стоит ознакомиться с некоторыми рекомендациями. Например, переключение между скоростями осуществлять необходимо исключительно во время езды на велосипеде. Также рекомендуется при смене передачи снижать давление ног на педали, особенно это облегчит состояние переднего переключателя.
Перед подъемом в гору лучше заранее переключить передачу. Этот совет стоит соблюдать новичкам, которые еще не умеют «чувствовать» свой транспорт. Также не следует переключать сразу несколько передач. Переход между передачами должен проводиться постепенно, чтобы цепь успевала перескочить на предыдущую звездочку.
Важно научиться не допускать слишком сильного перекашивания цепи. Это происходит если использовать одновременно маленькие или большие передние и задние звезды.
В видео вы узнаете, как выбрать велосипедный переключатель.
Правильное переключение скоростей на велосипеда: лучшие советы новичку
Вы стали владельцем новенького велосипеда. Вам посоветовали купить велосипед, оснащенный устройством для переключения скоростей. Но как использовать его, вы, начинающий велосипедист, не знаете. Неправильная эксплуатация двухколесного транспорта может привести к поломке устройства, преждевременному износу цепи. Минимум теории и простые советы написаны для вас.
Для чего нужно переключение скоростей?
Что тяжелее — поднять два десятилитровых ведра с водой или те же ведра, но без воды? Ответ очевиден.
Поднимаясь в горку на простом велосипеде, без переключателя скоростей, вам придется потратить гораздо больше физических усилий, нежели проделать тот же путь на велосипеде с правильно подобранной передачей.
>> По теме: 3 распространенных вопроса начинающих велосипедистов
Каждый велосипедист крутит педали со своей, только одному ему удобной частотой вращения. Эта частота называется каденс.
Как устроен переключатель скоростей
Чтобы научиться переключать скорости, надо немного разобраться в устройстве переключателя скоростей. Он состоит из стальных шестерней разного диаметра. Они называются звезды. Звезды собраны в блоки. Блок, расположенный ближе к переднему колесу называется «система», блок, расположенный ближе к заднему колесу называется «кассета». Цепь натянута на звезды.
>> Не пропустите: 40 причин сесть на велосипед
На руле (слева и справа) находится устройство, для переключения скоростей. Оно называется «манетки». Вы переключаете скорость, т. е. поворачиваете манетку, — цепь смещается на нужную вам звезду.
«Кассета» или задний блок отвечает за часть цепи, расположенной снизу. Ею управляет правая манетка. «Система» или передний блок отвечает за верхнюю часть цепи. Ею управляет левая манетка.
С чего начать?
Перекос цепи (слева) и правильное расположение цепи (справа)
Сядьте на велосипед и взгляните на цепь сверху. Верхняя и нижняя ее часть должны лежать параллельно друг другу или под небольшим уклоном относительно друг друга, но они не должны перекрещиваться! Такое положение цепи называется перекос. Если левая манетка стоит в позиции 1, а правая в позиции 7, перекос непременно произойдет.
Не допускайте перекоса цепи, он приведет к преждевременному износу деталей велосипеда.
Звезды, расположенные ближе к велосипедной раме, отвечают за понижение передачи. Внешние звезды – за повышение передачи.
Выбор передачи
Нет однозначного ответа на вопрос: «Какую передачу выбрать?». Он зависит от многих факторов: рельефа местности, вашего личного удобства, особенностей велосипеда. Но для начала можно воспользоваться таблицей, которая составлена для велосипеда с 24 скоростями (у него на левой манетке три позиции, а на правой – восемь). Для велосипеда с 18 скоростями (на левой манетке три позиции, а на правой – шесть) таблица будет выглядеть по-другому.
>> 6 профессиональных уловок, подходящих для любого велосипедиста
Эти таблицы дают приблизительное представление о том, какие передачи можно выбирать.(В скобках указан диапазон передач для 18 скоростного велосипеда) Точную таблицу, идеально подходящую вам, предстоит нарисовать самому.
Рельеф местности | Левая манетка | Правая манетка |
---|---|---|
Подъем в гору | 1-2 (1) | 1-4 (1-3) |
Езда по ровной дороге | 1-2 | 2-5 (2-4) |
Спуск с горы | 2-3 | 4-8 (3-6) |
«Повышенные» и «пониженные» передачи
Чем выше передача, тем сильнее сопротивление педалей, тем медленнее приходиться их крутить. Чем ниже передача, тем слабее сопротивление педалей, тем быстрее их нужно вращать. Ездить на сильно завышенной для вас передаче, то есть прилагать усилия больше, чем необходимо, опасно для здоровья (вопреки мнению неопытных велосипедистов). Резкие нагрузки вредны для работы сердца. Кроме того, можно перегрузить мышцы ног и спины.
Советы начинающим
- Не пугайтесь, если у вас не вышло освоить переключатель скоростей с первого раза. К велосипеду, как и к машине, надо привыкнуть, «почувствовать» его. Для этого, чаще садитесь на велосипед
- Переключайте скорости, только крутя педалями
- Перед подъемом в гору необходимо немного увеличить скорость (разогнаться) и переключить скорость, перед спуском, наоборот, притормозить и переключиться заранее
- Не допускайте перекоса цепи
- «Слушайте» свой велосипед. Скрипа, скрежета быть не должно
- Берегите здоровье. Ездить на завышенных передачах вредно (нагрузка на колени)
В искусстве переключения скоростей нет ничего сверхсложного. Вам потребуется лишь капелька терпения, чтобы путешествие на велосипеде принесло море положительных эмоций.
Что такое передачи (скорости) у велосипеда и как их переключать.
Отредактировано: 19.10.2018
В этой статье мы поговорим о переключении скоростей (передачах) на велосипеде. Для чего они нужны, как правильно выбрать передачу и как правильно переключать.
В нашем магазине продаются велосипеды с одной, 6-ю (у них одна передняя звезда и 6-ть задних звезд) и 21 передачей (3 передние звезды и 7 задних звезд).
Для чего вообще нужны передачи?
Передачи нужны для комфорта велосипедиста. Они позволяют экономить силы и подобрать наиболее удобный режим езды исходя из:
- Рельефа дороги (ровная трасса, подъем или спуск, разгон или плавное торможение)
- Качества дорожного покрытия (одно дело езда по ровному шоссе, а другое по городскому асфальту в буграх и впадинах или по грунтовой дороге)
- Требуемой скорости движения — необходимо поддерживать заданную скорость движения или разогнаться
- Погодных условий (например, попутный или встречный ветер)
- Физического состояния велосипедиста
При правильном использовании передач можно:
- быстрее, а главное более экономично (с точки зрения физических сил, при тех же прочих условиях), добраться из одной точки в другую, чем при поездке на односкоростном велосипеде.
- не маловажен и тот факт, что при правильном подборе передач, продлевается срок службы деталей байка.
- и последнее, при неправильной установке передач коленные суставы будут подвергаться гораздо более серьезной нагрузке.
Что значит «переключить передачу»
Фактически переключение передач – это переброс цепи с одних звезд на другие на передних шестеренках и задней кассете. Что это такое и где они располагаются на велосипеде можно посмотреть на схеме.
Если на велосипеде 6-7 скоростей значит, на нем установлена одна передняя звезда (шестеренка) и задняя кассета на 6-7 звезд. Если 18 и больше – стоит 3 передних звезды и задняя кассета на 6-7 звезд. Иногда задние кассеты бывают и на 9-10 звезд, что позволяет довести число скоростей до 27-30.
Как нумеруются звездочки в системе и кассете трансмиссии
Принята следующая нумерация звезд: все звезды имеют нумерацию от рамы. Только передние три звезды (в системе) идут на увеличение – 1-я самая маленькая, 2-я средняя и 3-я самая большая, а в задней кассете звезды расположены наоборот: 1-я самая большая, а последняя самая маленькая.
Здесь важно понять, что при выборе передачи цепь не должна быть сильно перекошена. Иначе она и звезды трансмиссии будут сильно тереться друг об друга и быстро изнашиваться.
На этом рисунке показаны те варианты включения передач, которые не рекомендуется использовать как раз из-за перекоса цепи.
Чем переключают передачи.
Переключают передачи специальными ручками на руле – манетками. Они бывают вращательными – переключение скоростей происходит поворотом ручки или рычажковыми – передачи переключаются специальными рычажками.
У вращательных манеток (revoshift и grip-shift, грипшифт) — при вращении ручки на себя или от себя происходит переключение скорости.
У рычажковых переключателей имеются небольшие рычажки для пальцев. Один переключает на большую скорость, другой на меньшую. Эти манетки для многих велосипедистов более удобны, менее прихотливы в обслуживании, но часто более дорогие.
У нас можно купить велосипеды и с вращательными и с рычажковыми манетками известных японских производителей Shimano и Sypo.
Обычно левая манетка отвечает за переключение трех передних шестеренок, а правая – за переключение звездочек в задней кассете. Таким образом, для подстройки под основной тип местности используется левый переключатель и передние звезды. А правый для частных и недлительных изменений во время поездки.
Теперь важно понять, как подбирать передачи и правила их переключения.
Какие передачи и когда использовать
Самая маленькая передняя звезда (номер 1) используется при крутых подъемах, поездках по вязкому грунту или песку, густой траве, при сильном встречном ветре на грунтовке. То есть когда есть сильное сопротивление движению велосипеда. При этом на задней кассете используются самые большие звезды с номерами от 1 до 3 в зависимости от их количества в кассете.
Комбинация самой маленькой передней звезды и самой большой задней — дает максимальную мощность и используется для крутых подъемов.
Средняя передняя звезда (номер 2) это основная рабочая шестеренка. Используется чаще всего при езде по асфальту, грунтовым дорогам, при сильном встречном ветре, плотному песку и грунту, на небольших горках. При этом используются задние звезды с номерами от 2 до 5-6 в зависимости от звезд в кассетах – главное, чтобы не было сильного перекоса цепи, как показано на рисунке.
Самая большая звезда спереди (номер 3) используется при езде по ровному шоссе, асфальту, укатанной грунтовке, когда нет сильного встречного ветра, при спуске, для поддержания скорости при небольших физических нагрузках. При этом используются маленькие задние звезды на 6-7 звездных кассетах это 5,6,7 звезда. На 8-9 звездных кассетах это 5-8,9.
Комбинация самой большой передней звезды и самой маленькой задней — дает максимальную скорость.
Начинать езду рекомендуется со средней передней шестеренки. Задним переключателем подбирайте себе самую удобную нагрузку на ноги. Если дорога пошла под гору, и Вы чувствуете, что задних звезд уже не хватает, чтобы прибавить – переходите на большую звезду спереди. Как только темп вернется к обычному – вернитесь на среднюю переднюю шестеренку.
Аналогично и с нижними передачами. Поехали в гору и чувствуете, что задних звезд не хватает – переходите на переднюю малую звезду (номер 1), и потом возвращайтесь на среднюю, когда дорога станет ровной.
Что нужно еще понимать при выборе передачи. Есть у велосипедистов такое понятие – «каденс». Это частота вращения педалей в минуту. Оптимальная частота должна быть 80-110 оборотов с минуту. Это связано с физиологией коленного сустава. С выделением «смазки» в суставе для уменьшения трения костей. При слишком низком каденсе (менее 80) «смазка» более вязкая, а более 110 идет слишком сильная нагрузка на колено. Поэтому Ваша задача при выборе передачи как раз и заключается в том, чтобы держать этот оптимальный каденс (80-110 оборотов в минуту).
В общем, строгих правил нет – каждый байкер сам выбирает, как ему удобно ехать. Помня эти простые правила, не бойтесь — пробуйте. Тело само Вам подскажет, как и когда переключать передачи, а потом появится опыт и переключение передач будет происходить практически на автомате.
Правила переключения скоростей
- Любое переключение скоростей должно происходить в движении, т.е. педали должны крутиться. Причем при переключении на передних шестеренках педали нужно крутить плавно, без усилия, чтобы цепь стала на соседнюю звезду с меньшим усилием. На них разница между зубьями соседних звезд более 10. На задних звездах кассеты перепад количества звезд не такой большой и поэтому там цепь перебрасывается спокойней.
- Переключение на новую передачу должно быть бесшумным. Если Вы слышите неприятный металлический скрежет, значит, Вы выбрали неправильное соотношение звезд и, в итоге, цепь перекосилась, или трансмиссия велосипеда настроена неправильно.
- Переключаться нужно заранее, не на самом подъеме или спуске, а перед ним.
- Если нужно переключиться на несколько передач сразу – то лучше это делать поэтапно, по одной
- Нельзя переключать одновременно передние и задние переключатели – может заклинить цепь.
- Не переключайте передачи при неподвижном велосипеде – так их можно сломать.
Придерживайтесь этих простых принципов и правил, держите цепь смазанной, переключатели чистыми, и путешествуйте на велосипеде в свое удовольствие.
И в заключении, хочется сказать вот еще что.
Существует всего два типа систем для переключения передач. Систему, основанную на звездах мы рассмотрели в этой статье.
Второй вариант — это использование планетарной втулки на заднем колесе. Она обладает как рядом преимуществ, так и некоторыми недостатками, о которых описано в другой статье и почитать об этом можно в ней.
Видео по переключению скоростей
Велосипеды с переключением скоростей и без
Современные велосипеды с переключением скоростей и без них можно часто встретить на дорогах. И не всегда велосипед без переключения скоростей оказывается хуже своего многоскоростного собрата. Для каждой задачи будет целесообразно использовать ту или иную модель. Спокойная прогулка по городским улицам не предъявляет повышенного требования к наличию передач. Зато спортсменам многоскоростной байк позволяет экономить силы и преодолевать горные участки.
Переключение передач — преимущества и недостатки
Велосипедист, который имеет возможность понизить или повысить мощность передаваемой на колесо энергии, гораздо легче разгонит спортивный снаряд на уклоне, подберет необходимое усилие на лесной тропинке или в песке. Однако за это приходится расплачиваться, городской велосипед без переключения скоростей имеет свои преимущества:
- низкую цену;
- меньший вес;
- отсутствие дополнительных переключателей на руле;
- нетребовательность к техническому обслуживанию.
Не стоит думать, что трансмиссия без переключения скоростей применяется только для неспешных прогулок. В дисциплине BMX спортсмены состязаются на байках, у которых всего одна передача. Для прыжков и прочих трюков просто не требуется многофункциональный обвес, гораздо важнее надежность рамы и снаряженная масса двухколесного спортивного снаряда.
Велосипед без переключения скоростей
Преимущества такого выбора для любителей очевидны. Особенно если учесть, что любой транспорт требует постоянного технического обслуживания. Выбирая велосипед без переключения скоростей, покупатель получает громадные преимущества в обслуживании. Оно сводится к подкачке колес и периодической чистке и смазке цепи. На синглпеде можно отказаться от:
- двух звездочек в системе;
- пяти-девяти звездочек в кассете;
- манеток и системы переключения передач;
- тросиков и рубашек.
Именно на это количество деталей велосипед становится легче. Да и платить за покупку этого набора запчастей не приходится. Эти преимущества заставляют крупнейших производителей велосипедов выпускать дорожный транспорт с одной единственной передачей. Например, в 2017 году компания KONA выпустила модель Paddy Wagon с двусторонней втулкой. Перевернув заднее колесо, можно получить иное соотношение передач.
Традиционным сочетанием передач односкоростного велосипеда считается 2:1, когда один полный оборот шатунов заставляет колеса прокрутиться дважды. Даже если велосипедисту показалось неудобным имеющееся соотношение, он имеет возможность заменить заднюю звездочку, подобрав параметры под свои требования.
Традиционный переключатель скоростей
Для тех, кто предпочитает MTB или шоссейный велосипед, переключение скоростей на руле будет наиболее привычным и удобным. Есть три варианта переключателей – манетки, шифтеры, и ручки, совмещенные с тормозами.
- Манетки. Представляют собой два рычажка на каждой стороне руля.
- Шифтеры. Круглый переключатель служит продолжением грипсов, используется на недорогих моделях.
- Переключатели на тормозах. Обычно их используют на шоссейниках. Специфичный изгиб руля не позволяет использовать манетки или шифтеры.
Производителями принято на правой стороне руля располагать переключение скоростей в кассете, на левой – в системе. Это связано с тем, что передачи в кассете переключаются намного чаще, и делать это правой рукой удобнее.
Несмотря на то, что дополнительные узлы и детали требуют дополнительных регулировок и обслуживания, спортсменам просто необходимо подбирать прилагаемые усилия под дорожную ситуацию. Так, Titan Bike имеет 2 звезды в системе и 8 в кассете. Это значит, что спортсмен получает 16 ступеней регулировки усилий.
Еще больший диапазон регулировок используется в горных велосипедах. Сложный рельеф и различные виды дорожного покрытия заставляют применять 3 звезды в системе и до 11 в кассете. Соотношение передач может достигать 500%, что означает регулирование усилий в пятикратном диапазоне. Чтобы провернуть колесо при прочих равных условиях на передаче 1:1 надо затратить в пять раз меньше усилий, чем при 3:11. Но вместо одного оборота педалей придется сделать пять, чтобы проехать одно и то же расстояние.
Планетарная втулка
Не так давно появилось планетарное переключение скоростей на велосипеде, которое совмещает достоинства сингла и многоскоростного байков. Внешне синглпед от планетарки отличить почти невозможно. Выдать его может только рычаг переключения передач на руле.
К достоинствам такого переключателя относят:
- низкий вес;
- полную защиту механизмов от грязи, пыли и влаги;
- меньший в 2-4 раза износ цепи за счет большей толщины и меньшего количества изгибов;
- легкость регулировки;
- переключение можно проводить на холостом ходу;
- равномерное натяжение спиц заднего колеса, что повышает его надежность.
Недостатками велосипед с переключением скоростей во втулке тоже обладает. Сюда можно отнести небольшое соотношение передаточных чисел, усилия варьируются в трехкратном диапазоне. К другим недостаткам относят:
- высокую потерю энергии, которая достигает коэффициента 7% против 2% у классической схемы;
- дороговизну, обычный переключатель сопоставимого класса обойдется на 20% дешевле;
- трудоемкость снятия колеса, чтобы поменять покрышку или камеру придется повозиться.
Несмотря на это, почитателей у такой системы достаточно много. Даже стали появляться велосипеды для соревнований с планетарной втулкой.
Автоматическое переключение передач
В 2011 производители стали предлагать велосипед с автоматическим переключением скоростей, купить изделия SRAM может каждый велолюбитель. По умолчанию на них стоит «прямая» передача 1:1. Но при достижении скорости в 12 или 18 км\ч втулка сама меняет передаточное число.
Пока что их популярности мешают два фактора. Первым из них является цена в $90 только за втулку. Вторым стало малое количество передач, которых всего две – «прямая» 1:1 и повышенная 1:1,37.
Хотя достоинств тоже немало:
- совмещение с ножным тормозом;
- отсутствует необходимость технического обслуживания;
- нет рычагов и манеток на руле;
- полная пыле- и влагозащита.
Нет сомнений, что велосипеду автоматическое переключение скоростей не помешает. Но пока прогресс не позволяет реализовать идею на высоком техническом уровне, автомат в 2017 году пригоден только для неторопливой езды.
Электронный переключатель
Более перспективно выглядит другое направление развития – внедрение в трансмиссию электронных компонентов. Пионером стала компания Shimano, что не удивительно. Сейчас вышел новый Dura-Ace Di2, который в первую очередь будет интересен профессиональным спортсменам. Отмечают его высочайшую надежность и точность работы.
Этому помогает самоподстраивающаяся система, которая отлично реагирует на изменения условий. Недостатком можно назвать необходимость аккумулятора, зато его одной зарядки хватит на несколько месяцем интенсивного использования. Хотя электропривод позволил избавиться от тросов, появилась необходимость протягивать провода.
А на самом деле не очень важно, какая система переключения передач стоит на велосипеде. Если он отвечает поставленным задачам, доставляет удовольствие от езды или помогает достигать спортивных результатов, значит все сделано правильно.