Обгон, опережение и встречный разъезд — Правила дорожного движения
Опережение — движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.
Обгон, опережение и встречный разъезд
Обгон — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
Согласно определению, обгон возможен только на двухполосных дорогах, потому что при наличии двух и более попутных полос выезжать на сторону, предназначенную для встречного движения, запрещается.
Обгон всегда связан с риском столкновения со встречным транспортным средством. Этот риск особенно велик на загородных дорогах при движении на высокой скорости.
Откажитесь от обгона, если вы не уверены, что сможете выполнить его безопасно для себя и окружающих.
Важно знать!
Вы можете принять решение об обгоне другого ТС только в том случае, когда твердо уверены, что за время вашего манёвра никакие транспортные средства и пешеходы не могут появиться на вашем пути.
Если встречная полоса плохо просматривается или вы не можете точно оценить скорость находящегося вдалеке встречного автомобиля, начинать обгон на свой страх и риск категорически запрещается.
Прежде чем приступать к обгону, убедитесь в том, что:
- Правила не запрещают его выполнение в данной ситуации;
- полоса, на которую вы намерены выехать, свободна от встречных ТС на достаточном для обгона расстоянии;
- другое ТС не обгоняет Вас сзади;
- впереди обгоняемого ТС есть свободное место для вашего возвращения на правую полосу.
Запрещается начинать обгон, если:
- транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
- ТС, следующее позади вас, начало обгон вашего транспортного средства;
- ТС, которое вы хотите обогнать, включило указатели левого поворота;
- по завершении обгона вы не сможете вернуться на ранее занимаемую полосу, не создавая помех обгоняемому транспортному средству.
Важно знать!
Продолжительность обгона и расстояние, который Вам потребуется для его выполнения, зависит от скорости обгоняемого транспортного средства. Чем она выше, тем труднее совершить обгон.
При небольшой разнице скоростей обгоняемого и обгоняющего транспортного средства обгон затягивается, и угроза ДТП возрастает.
Чтобы получить достаточное ускорение, обгоняющему водителю рекомендуется, дождавшись подходящего момента, заранее перестроиться на встречную полосу и производить сближение с обгоняемым ТС, двигаясь по встречной полосе.
Пока вы не поравнялись с обгоняемым автомобилем, у вас всегда будет возможность в случае опасности отказаться от обгона и вернуться на правую сторону дороги.
Начинать перестроение обратно на свою полосу можно только после того как обгоняемое ТС стало просматриваться в правое зеркало заднего вида. Снижать скорость при завершении обгона нельзя.
Вы можете обогнать или опередить опередить сразу несколько транспортных средств, если своими действиями не создадите помех:
- при обгоне — встречным ТС;
- при любом опережении — тем, кто настигает вас сзади, двигаясь с более высокой скоростью.
Важно знать!
Водитель обгоняемого транспортного средства не обязан уступать дорогу обгоняющему. Однако ему запрещается препятствовать обгону повышением скорости движения или иными действиями.
Обгон и опережение на перекрестках
Все перекрестки делятся на регулируемые и нерегулируемые. На регулируемых перекрестках обгон всегда запрещен. При наличии двух и более попутных полос вы можете опередить другое ТС на регулируемом перекрестке, не выезжая на сторону, предназначенную для встречного движения.
Обгон и опережение на нерегулируемых перекрестках запрещены в тех случаях, когда вы можете совершить столкновение с внезапно выехавшим наперерез транспортным средством, которое будет загорожено обгоняемым (опережаемым) ТС.
Такая ситуация может возникнуть при подъезде к перекрестку по второстепенной или равнозначной дороге.
Если вы движетесь по главной дороге, которая не поворачивает на перекрестке направо, то обгон и опережение допускаются, поскольку ТС подъехавшие к перекрестку с других направлений, обязаны уступить вам дорогу.
Другие места, в которых обгон запрещен
Напомним, что знак 3.20 делает исключение для ТС, обгоняющих велосипеды, мопеды, мотоциклы без коляски, гужевые повозки и те транспортные средства, которые не способны развить скорость выше 30 км/ч.
Кроме того, обгон запрещается:
- на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов;
- на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
- на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
- в тоннелях;
- в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.
Водитель тихоходного или крупногабаритного транспортного средства вне населенных пунктов в случаях, когда обгон этого транспортного средства затруднен, должен принять как можно правее, а при необходимости и остановиться, чтобы пропустить скопившиеся за ним транспортные средства.
Правила встречного разъезда
Если встречный разъезд затруднен, а знаки 2.6 и 2.7 не установлены, то водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу. Такое правило действует на горизонтальных участках.
Однако при наличии уклона, обозначенного знаками 1.13 и 1.14, уступить дорогу должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск. Водителю, который движется в гору, прежде чем воспользоваться своим преимуществом, необходимо убедиться, что ему уступают дорогу.
Обгон, опережение, встречный разъезд — Энциклопедия журнала «За рулем»
ПДД > Обгон, опережение, встречный разъездВ этом разделе приведены только те пункты части ПДД «Обгон, опережение, встречный разъезд», в которых люди, изучающие «Правила», часто путаются, не понимают и т.д. То есть, только то, что требует разъяснения. Остальное учащийся в состоянии изучить самостоятельно.
Не путайте обгон с опережением!
Обгон — это опережение ТС с выездном на полосу встречного движения с последующим возвратом на свою полосу.Обгон предусматривает обязательный выезд на полосу встречного движения!
Опережение не предусматривает обязательный выезд на полосу встречного движения! Вы можете просто ехать в своей полосе быстрее, чем ТС в соседней полосе.
Напомним подраздел ПДД Запрещающие знаки, подраздела Знаки и разметка, знак 3.20 «Обгон запрещен».
Знак запрещает обгон любым транспортным средством любого другого транспортного средства. Сюда входят автомобили, мотоциклы, трактора и т.д. Однако есть исключения. Знак разрешает обгон:
— тихоходных транспортных средств;
— гужевых повозок;
— велосипедов;
— мопедов и двухколесных мотоциклов.
Прежде, чем начать обгон, водитель должен убедиться, что во встречной полосе имеется «окошко» достаточных размеров для безопасного обгона.
Обгон всегда опасен! При обгоне приходится выезжать на полосу встречного движения, что чревато лобовым столкновением. Недаром в народе ходит поговорка, написанная кровью — «не уверен — не обгоняй». При обгоне надо учитывать множество факторов — хватит ли мощности двигателя, не появился ли на дороге машина, выезжающая с грунтовки, или пешеход, которого не видно из-за обгоняемого грузовика, даже не помешает ли обгону лужа на дороге и т.д.
Помните, что чем больше разница скоростей обгоняемого и обгоняющего автомобилей — тем короче путь обгона, то есть тем меньше придется ехать по встречной полосе!
Прежде, чем начать обгон, необходимо убедиться, не начал ли обгон автомобиль, идущий впереди или позади вас. Если начал — вам обгон запрещен.
Если впередиидущий автомобиль включил левый сигнал поворота — обгон также запрещен. Этот автомобиль может объезжать препятствие, которое вам не видно, или собирается повернуть налево.
Неплохо знать о поведении водителей фур на дорогах. Водитель фуры прекрасно вас видит и знает, что вы собираетесь его обогнать. Хорошо воспитанный водитель, если дорога впереди занята какой-либо помехой, включает левый сигнал поворота и сам смещается немного левее, тем самым как бы говоря «впереди опасность — обгонять нельзя!». А если дорога свободна, он смещается чуть правее и включает правый поворотник, что означает «милости прошу — дорога свободна». Это можно считать еще одним способом общения водителей с помощью поворотников.
Запомните, что при обгоне нельзя создавать помех ни встречным, ни попутным автомобилям
Обгоняемый же не имеет права препятствовать обгону.
Обгон запрещен
Обгон запрещен также в перечисленных в табличке случаях.
Для освежения памяти лучше проштудировать ещё раз более полную табличку Это запрещено Правилами
Примечание.
На нерегулируемых перекрестках при движении по главной дороге обгон разрешен. Это единственное исключение, когда на перекрестке разрешен обгон. Во всех остальных случаях обгон на перекрестке запрещен.
Опережение
- Опережение разрешено и с левой, и с правой стороны.
- Разрешено опережать несколько транспортных средств.
- Опережение разрешено на перекрестках (не создавая опасности и помех другим участникам движения)
- Опережение разрешено в конце подъема (не создавая опасности и помех другим участникам движения)
Опережение разрешено почти всегда и везде. За одним исключением:
Если перед пешеходным переходом остановился или замедлил ход автомобиль, то водители других автомобилей могут опережать его лишь после того, как убедятся, что перед этим автомобилем нет пешеходов.
Типичный случай. Регулируемый пешеходный переход. Мама с ребенком не успели перейти дорогу на разрешающий сигал светофора, и заканчивают переход уже на «красный», в полном соответствии с ПДД.
Два автомобиля ожидают, пока она закончит переход.
Автомобиль в крайней левой полосе видит зеленый сигнал светофора и решает опередить стоящие автомобили. Пешеход ему не виден.
Согласно ПДД, черный автомобиль должен остановиться. Но водитель решает проскочить. В результате дело закончилось трагедией.
Встречный разъезд
В общем случае если встречный разъезд затруднен, то уступает тот, на чьей стороне дороги препятствие.
- Если встречный разъезд затруднен, то уступает дорогу тот водитель, на стороне которого есть препятствие.
Если имеются Знаки приоритета или Предупреждающие знаки «Уклон дороги», то водитель должен руководствоваться ими.
Знаки «Преимущество встречного движения» и «Преимущество перед встречным движением» регламентируют проезд узкого участка дороги. Круглый знак «Преимущество встречного движения» обязывает водителя уступить дорогу встречному ТС.
Схожим действием обладают знаки «крутой спуск» и «крутой подъем», которые в узких местах дороги обязывают водителю, движущемуся на спуск, уступить дорогу автомобилю, который движется на подъем.
Материалы изложены на основе программы, разработанной преподавателями автошколы МГУ
Разрешен ли обгон на перекрестке по ПДД?
В каких случаях разрешено обгонять на перекрестке, а в каких обгон запрещен? Как неожиданно можно лишиться прав? Какие подводные камни спрятаны в Правилах дорожного движения при регулировании обгона на перекрестке? В этом материале найдем ответы на эти вопросы.
Типичные ситуации
Обгон на перекрестке регулируется всего лишь одним коротким абзацем пункта 11.4 Правил:
11.4. Обгон запрещен:
- на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
Перекрестки бывают регулируемые и нерегулируемые, на нерегулируемых дорога может быть главной и второстепенной. Главная дорога при этом может изменять направление. Важно помнить, что на регулируемых перекрестках знаки приоритета не действуют:
Итак, обгонять на перекрестке запрещено при движении по второстепенной дороге:
Такая ситуация может возникнуть в часы пик, когда по небольшой двухсторонней дороге практически весь транспорт движется в одном направлении и движение идет в два ряда и при этом забывается простое правило.
Обгон запрещен при движении через перекресток равнозначных дорог:
Не редко в небольших городах на дорогах отсутствуют знаки приоритета, не смотря на то, что это нарушение требований ГОСТ, и при движении по какой-нибудь основной городской дороге встречается много пересекающих на первый взгляд второстепенных дорог. Однако это не так, все такие перекрестки являются равнозначными и обгон на них запрещен.
Также запрещено обгонять на любых регулируемых перекрестках:
Это правило просто нужно помнить, так как зеленый сигнал светофора многие ассоциируют с движением по главной дороге. Это не верно. На регулируемом перекрестке главной и второстепенных дорог нет
И ситуация когда обгон на перекрестке разрешен — это при движении по главной дороге:
Это правило применяется в основном на дорогах вне населенных пунктов, однако будьте внимательны, не редко перед перекрестками нансесена сплошная разметка 1.1. Пересекать ее запрещено.
Спорные ситуации
Казалось бы о чем можно поспорить в восьми словах Правил? Рассмотрим три ситуации.
Движение через регулируемый перекресток в три ряда:
При плотном движении бывает, что ширины дороги достаточно для движения в 3 ряда или просто стерлась разметка на трехполосной дороге. В этом случае движение по логичному среднему ряду осуществляется с выездом на встречную полосу (подробнее в статье «Встречная полоса. Когда можно, когда нельзя«) и при опережении осуществляется обгон на регулируемом перекрестке.
Главная дорога меняет направление направо:
Вроде бы движение осуществляется по главной дороге и на перекрестке транспортное средство будет также находится на главной дороге, почему же нельзя выполнить обгон в этом случае?
Правила дорожного движения определяют действия водителя в случае изменения направления главной дороги:
13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.
Исходя из этого пункта Правил при изменении направления главной дороги направо, руководствуясь правилами проезда перекрестков равнозначных дорог преимущество имеет транспортное средство, приближающееся справа и относительно этого транспортного средства дорога не является главной и обгон на таком перекрестке запрещен.
Главная дорога меняет направление налево:
Обратная ситуация, главная дорога меняет направление налево и в этом случае в любом случае движение сохраняется приоритет. Тем не менее, как и в предыдущем случае, водители, движущиеся по главной дороге руководствуются правилами проезда перекрестка равнозначных дорог, а на перекрестках равнозначных дорог обгон запрещен. Более того такой маневр является небезопасным.
В заключение можно сделать очень простой вывод: Обгон на перекрестке разрешен только при движении по главной дороге, которая не изменяет направление и при отсутствии иных запретов.
Ремарка к двум последним ситуациям
Выше описаны логичные выводы для обеспечения безопасносного проезда перекрестка. Законодатель очевидно подразумевал, что обгон при движении по главной дороге допускается только, если отсутсвуют пересечения с транспортными средствами, имеющими приоритет в движении. Но давайте посмотрим на текст Правил сухо и без выводов.
11.4. Обгон запрещен:
…
…на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
И ответим себе на вопросы по ситуации:
- -Дорога является главной? -да;
- -Правила проезда равнозначных перекрестков запрещают обгон? -нет;
Запрет обгона на равнозначных перекрестках мы выводили исходя из логических рассуждений, однако де-юре такого запрета нет. Правила проезда равнозначных перекрестков определяют исключительно приоритет в движении.
Знак «Главная дорога» однозначно указывает на движение по главной дороге. Случай со сменой направления главной дороги — это частный случай для определения приоритета в движении, в том числе и движения по главной дороге.
Обсуждаем ПДД с Юрием Красновым. На каких перекрестках можно обгонять и как?
«Какие существуют правила (разрешения-запрещения) обгона на перекрестке по отношению к обгоняемому и обгоняющему? Например, на Т-образном перекрестке обгоняемое авто поворачивает налево, а в его левую сторону врезается обгоняющее«.
На вопрос отвечает Юрий Краснов, майор милиции, преподаватель Академии МВД РБ, с 1997-го по 2011 год сотрудник ГАИ |
С регулируемыми перекрестками все понятно (перекресток делают регулируемым наличие работающего светофора или регулировщика).
А вот с понятием обозначенного перекрестка водители путаются.
Обозначенным считается тот перекресток, перед которым водитель видит знак приоритета. Знак приоритета должен быть установлен на той дороге, по которой двигается водитель.
Есть перекрестки, где можно визуально определить приоритет одной дороги по отношению к другой: выезд из дворовой территории или жилой зоны; грунтовая дорога подходит к гравийной; гравийная дорога подходит к дороге с усовершенствованным покрытием.
На не обозначенных перекрестках обгон разрешен.
В Правилах нет конкретного пункта с требованием уступить дорогу водителю, который выполняет обгон автомобиля, водитель которого собрался совершить разворот или поворот налево на не обозначенном перекрестке.
Но есть общее требование в пункте 56 главы 9 «Маневрирование»: перед выполнением маневра водитель обязан убедиться в том, что действия будут безопасны и не создадут препятствия для дорожного движения.
Еще есть пункт 95 главы 12 «Обгон, встречный разъезд», где упоминается про иные действия, которые запрещено выполнять водителю обгоняемого транспортного средства.
Таким образом, если водитель желает повернуть налево или развернуться на не обозначенном перекрестке, перед тем как выполнять запланированный маневр он обязан уступить дорогу водителям, которые по встречной полосе выполняют обгон.
ПДД он-лайн
ПДД он-лайн ПДД.by Правила дорожного движения Правильно о Правилах- 92. До начала обгона водитель должен убедиться в том, что полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна и своими действиями он не создаст угрозу безопасности дорожного движения, не заставит участников дорожного движения изменить направление и (или) снизить скорость движения.
- 93. Водителю запрещается выполнять обгон:
- 93.1. если водитель транспортного средства, движущегося впереди по той же полосе движения, подал сигнал левого поворота;
- 93.2. если следующие за ним водители начали обгон.
- 94. Объезд транспортного средства, водитель которого подал сигнал поворота налево и приступил к выполнению маневра, производится с правой стороны.
- 95. Водитель обгоняемого транспортного средства обязан с учетом дорожно-транспортной обстановки двигаться ближе к правому краю проезжей части дороги и не препятствовать обгону увеличением скорости движения или иными действиями.
- 96. Обгон запрещается:
- 96.1. в зоне действия дорожных знаков «Обгон запрещен», «Обгон грузовым автомобилям запрещен», на поворотах дороги, обозначенных дорожными знаками «Опасный поворот», «Опасные повороты», на подъемах, обозначенных дорожным знаком «Крутой подъем», а также при наличии дорожной разметки 1.1 (за исключением обгона одиночного транспортного средства, движущегося со скоростью менее 30 км/ч), в конце подъемов и на других участках дорог с ограниченной обзорностью дороги;
- 96.2. на обозначенных и (или) регулируемых перекрестках;
- 96.3. на пешеходных переходах и ближе 50 метров от них в обе стороны;
- 96.4. транспортного средства, производящего обгон или объезд препятствия;
- 96.5. при недостаточной видимости дороги;
- 96.6. на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
- 96.7. на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними.
- 97. Вне населенных пунктов водитель тихоходного, тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, конструкция которого, перевозимый груз или техническое состояние затрудняют его обгон, должен занять положение на дороге как можно правее, а при необходимости и остановиться, чтобы пропустить скопившиеся за ним транспортные средства.
- 98. Если встречный разъезд транспортных средств затруднен, то водитель, на стороне которого имеется препятствие для дорожного движения, обязан уступить дорогу.
- 99. На уклонах, обозначенных дорожными знаками «Крутой спуск», «Крутой подъем», при наличии препятствия для дорожного движения уступить дорогу обязан водитель транспортного средства, движущегося на спуск.
Изменение в ПДД при проезде перекрестка
Проблема
Движение в границах перекрестка правилами не регулируется. Существуют правила въезда и правила выезда. Одна из проблем это поворот с одной дороги на другую автомобилей с противоположных направлений.
Задача — осуществить поворотОба водителя руководствуются пунктами 8.5
8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении…
8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.
Если взять крайность, то возможно выполнить поворот по такой траектории и нарушения не будет.
Возможная траектория поворота налевоОн же выехал с пересечения проезжих частей! — Нет.
Почему не упомянут второй абзац 8.6?
Приоритет определяется пунктами 13.12 (или 13.4 если перекресток регулируемый)
13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо.
Хорошо, вспомним второй абзац п.8.6.
При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.
Гипотетически, если нет возможности, меняются правила приоритета? Откуда встречному знать про неопределенные возможности? Для него п.13.12, который он должен выполнить.
По причине отсутствия правил движения в границах перекрестка, возможно пересечение траекторий в произвольных точках.
Возможные траектории движения при поворотеНо ведь приоритет определен, в чем проблема? Проблема в ненужном пересечении траекторий. Два автомобиля поворачивают в две полосы, для чего допускать эти пересечения?
Возможные траектории движения при поворотеКак это можно урегулировать с действующим Правилами дорожного движения?
Конечно же обозначить полосы движения на перекрестке
Обозначение полос движения на перекресткеНо этого не достаточно, пересекать разметку не запрещено. Какие же есть варианты?
Решение
Нужно просто посмотреть, как это реализовано в Правилах других стран, например в республике Беларусь.
Перестроение транспортных средств на перекрестке запрещается, кроме перекрестка, на котором организовано круговое движение.
При запрете перестроения на перекрестке повышается общая безопасность движения и появляются новые возможности для организации движения, когда транспортные средства движутся строго в указанных полосах.
Текст поправок
Результат поправкиПункт 8.4 дополнить абзацем следующего содержания «Перестроение транспортных средств на перекрестках с обозначенными полосами движения запрещается, кроме перекрестков, на которых организовано круговое движение.»
Результат поправки — исключение пересечения траекторий при повороте. Исключение в принципе необоснованных маневров на перекрестке, полный контроль движения в пределах перекрестка при организации движения.
на двухполосном, регулируемом, нерегулируемом, Т-образном, равнозначном, неравнозначном, по главной, перед перекрестком
Правила проезда пересечения дорог непросты, особенно, когда необходимо обогнать другое ТС. Многие автомобилисты уверены, что на данном участке маневр запрещен, но другие совершают его, иногда попадая на штраф. О том, кто прав, разрешен ли обгон на перекрестке, читайте далее в статье.
Читайте в этой статье
Разрешен ли обгон на перекрестке
Пересечения дорог бывают разными: со светофором и без него, знаками, отличающейся разметкой. Сходящиеся пути иногда имеют неодинаковое значение. Есть и иные нюансы, определяющие запрет либо возможность обогнать идущее впереди ТС.
На регулируемом и нерегулируемом
Светофор делает сложную зону регулируемой. Управлять потоками транспорта может и полицейский с жезлом. Выполнение любого маневра в этой зоне нужно совершать, имея в виду оба обстоятельства.
Разрешен ли обгон на регулируемых перекрестках, легко понять, если прочесть подпункт 11.4 ПДД:
Обгон запрещен: на регулируемых перекрестках…
Исключений здесь нет. На таком пересечении каждый проезжает по своей полосе, без выезда на встречную.
Этот участок может быть и без светофора. Разрешен ли обгон на нерегулируемом перекрестке, определяется его особенностями и ПДД:
- Если сходятся дороги разного значения, обходить другое ТС с выездом на встречную можно тому, кто едет по главной. При этом должны отсутствовать знаки и разметка, не допускающие маневр. А главная дорога – сохранять прежнюю траекторию.
- Обгонять, двигаясь по второстепенному направлению, нельзя. Эти автомобили обязаны уступать тем, кто перемещается по главному.
- Если сходятся равнозначные дороги, маневр запрещен для всех авто. Здесь работает правило правой руки, следовательно, обгонять опасно.
А здесь подробнее о наказании за нарушения правил обгона.
На Т-образном
Разрешен ли обгон на Т-образном перекрестке, определяется не его формой, а типом:
- если это точка схождения равнозначных дорог, нет светофора, маневр запрещен;
- при пересечении главной и второстепенной, позволителен для едущих по первой, когда она прямая, нет знаков, не позволяющих обгонять, или сплошной линии;
- в тех же обстоятельствах маневр выполнять нельзя тем, кто едет не по приоритетному пути;
- если на нем стоит светофор, работает регулировщик, действие запрещено.
На двухполосном
Разрешен ли обгон на двухполосном перекрестке, определяется тоже пунктами 11 и 13 ПДД. Нельзя обходить попутный транспорт с выездом на встречную полосу, если:
- нет светофора, дороги равнозначные;
- авто едет по второстепенному пути;
- оно движется по главному направлению, но есть знак 3.20 или сплошная разделительная черта;
- на участке имеется светофор.
Маневр на схождении двухполосных дорог допустим для тех, кто движется по главной, когда нет символа 3.20, а разметка прерывистая.
Мнение эксперта
Надежда Смирнова
Эксперт по автомобильному праву
Но обойти другое ТС на таком пересечении возможно и без выезда на встречную. Если ради этого авто перестроится на соседнюю попутную полосу, оно выполнит опережение. А такое действие разрешено и при перечисленных выше условиях. То есть объехать более медленный транспорт, переместившись на попутный ряд можно и на регулируемом схождении путей, и на второстепенной, и при изменившей направление главной дороге. Важно, чтобы это не создало аварийную ситуацию.
На равнозначном и неравнозначном
Когда пытаются разобраться, разрешен ли обгон на равнозначном перекрестке, имеют в виду, что светофора там нет. Действует правило правой руки по пункту 13.11:
На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11(1) Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
То есть о маневре речь не идет, он в такой ситуации опасен.
Разрешен ли обгон на неравнозначном перекрестке, зависит от того, по какой дороге движется автомобиль:
- Если по главной, маневр допустим. Но дорога при этом не должна менять направление, а на пересечении – находиться запрещающий знак или сплошная разметка.
- Если по второстепенной, осуществлять маневр нельзя. Едущие по ней машины должны уступать проезд тем, кто находится на приоритетном направлении.
Можно ли обгонять по главной
Ответ на вопрос «разрешен ли обгон на перекрестке по главной», может быть и положительным, и отрицательным:
- Да, если дорога от этого участка не меняет направленности, нет знака 3.20, разметки 1.1, 1.2 или 1.3. И путь должен быть хорошо просматриваемым.
- Нет, когда приоритетная дорога уходит в сторону. Здесь действует пункт 13.10 ПДД:
В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.
А правила проезда таких пересечений не позволяют обгонять.
- Нет, если сразу за сложной зоной расположен пешеходный переход, или есть подъем. Выезжать на «встречку» опасно.
- Нет, если идущее впереди ТС намерено свернуть влево. То есть когда на этой машине включился поворотник, следующему за ним авто придется подождать с обгоном.
В отсутствие способных помешать маневру препятствий, его следует выполнять с предосторожностями. Этого требует пункт 11.1:
Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.
Разрешен ли обгон перед перекрестком
Пересечение путей – опасная зона. И в связи с этим не очень понятно, разрешен ли обгон перед перекрестком. В список мест, где маневр запрещен, участок не входит. И теоретически выполнять его здесь можно, если нет символа 3.20 или сплошной разметки. Вместе с тем участок должен быть хорошо виден, располагаться на дистанции более 5 м от пешеходного перехода и не менее 100 м от железнодорожного переезда.
Но перед перекрестком трудно соблюсти условия безопасного обгона. Идущий впереди транспорт может повернуть налево, и обходить его нельзя. Другим участникам движения выбравшееся на «встречку» авто способно создать помехи. Поэтому на подходе к сложной зоне лучше не обгонять.
Спорные ситуации
Обстановка может сложиться так, что трудно понять, стоит ли обгонять. Например:
- Проезжая часть широкая, есть светофор, разметки нет, и можно решить, что дорога трехполосная. Кажется, что допустимо ехать по среднему ряду, обходя движущиеся по правому ТС. На самом деле на регулируемом перекрестке выезжать на «встречку» нельзя. А в данной ситуации именно это и делает водитель авто, едущего по среднему ряду.
- Главная дорога уходит вправо. Пока едущее по ней ТС находится на схождении путей, оно еще не переместилось на второстепенную. Но обгонять ему нельзя. Ведь есть пункт 13.10 ПДД, по которому приоритет имеют другие машины.
- Главная дорога поворачивает налево. Маневр недопустим по той же причине, что в предыдущей ситуации.
Правила его выполнения работают и в городе, и за его чертой. Если говорить о том, разрешен ли обгон на перекрестке вне населенного пункта, нужно определять тип участка, как это оговаривалось выше.
Штрафы за нарушение
Для любителей обгонять там, где запрещено, есть ч.4 ст.12.15 КоАП. Им грозит 5000 р. штрафа. В худшем случае нарушитель останется без прав в течение 4-6 месяцев. За повторный проступок их отберут на год.
Советы по обгону водителям
Разрешен ли обгон на перекрестке, следует определять и по сопутствующим условиям. Как сделать маневр безопасным:
- контролировать другие ТС с помощью зеркал;
- трезво оценивать расстояние до встречной машины;
- следить за поворотниками идущего впереди ТС;
- держать дистанцию, чтобы оставалось место для торможения.
А здесь подробнее о ДТП на главной дороге.
Обогнать бывает непросто и там, где путь без ответвлений. А на их пересечении отсутствия запрета недостаточно. Чтобы маневр был действительно безопасным, нужны хороший обзор пространства, ровная и нескользкая поверхность дороги.
Полезное видео
Смотрите в этом видео о нарушениях правил обгона:
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас по телефону:
+8 (800) 500-27-29
Это быстро и бесплатно!
Похожие статьи
-
ДТП при обгоне на перекрестке
Случиться ДТП при обгоне может как по вине обгоняющего, так и обгоняемого. Оно может быть при повороте налево, справа, на перекрестке. Кто виноват? Какая судебная практика по данному разбирательству? -
Нарушение правил обгона: какое наказание за проезд на…
Обязательно последует наказание за нарушение правил обгона. Какое оно будет, зависит от нарушения — проезд на временной или постоянный знак «обгон запрещен», при отсутствии разметки, на пешеходном переходе, через сплошную. В основном ПДД предусматривают штраф до 5 тыс.р. или лишение прав на 4-6 месяцев. Но некоторые транспортные средства можно обгонять. -
ДТП, главная — что будет за аварию на главной дороге…
Если случилось ДТП на главной, при выезде, разбираться в степени ответственности будет непросто, особенно на нерегулируемом перекрестке. От этого будет также зависеть выплата по страховке. Что обозначает в ПДД. Как понять направление, начало и конец главной дороги. Как заметить изменения, пересечения со второстепенной. Кто кому уступает на главной, как выполнить разворот на дороге.