Общее устройство квадроцикла – 6 комплектаций самодельных квадроциклов: собираем квадрик своими руками

КВАДРОЦИКЛ • Большая российская энциклопедия

КВАДРОЦИ́КЛ (лат. quadri-, quadr- – элемент сложного слова от quattor  –  четыре и др. греч. ϰύϰλος – «круг»), транспортное средство с четырьмя колёсами. На постсоветском пространстве под квадроциклом чаще всего понимают четырёхколёсный мотовездеход (мотоцикл), а в США – четырёхколёсный велосипед. Часто используется аббревиатура ATV (all-terrain vehicle), что в дословном переводе на русский обозначает «транспортное средство для езды по всем поверхностям». Согласно стандарту ANSI (American National Standards Institute, американский институт стандартов), мотовездеход (all-terrain vehicle) должен иметь следующие признаки: шины, рассчитанные на низкое давление; водитель сидит верхом на сиденье; руль велосипедного типа; одноместный или двухместный. Большинство мотовездеходов имеют 4 колеса, такие мотовездеходы называются квадроциклами или четырёхколёсниками. Некоторые мотовездеходы имеют 3 колеса (трайки или трициклы), есть также специализированные мотовездеходы с 6 или 8 колёсами.

Типы квадроциклов

Все изготавливаемые ныне в мире квадроциклы условно делятся на две большие группы – утилитарные машины и спортивные. Первые предназначены для развлекательных прогулок и применения в хозяйстве, вторые – для спорта. Основные отличия аппаратов этих групп. Спортивные модели обычно меньше и легче, чем утилитарные; колёса – маленькие. Привод на два колеса, а не на четыре. Они быстро набирают скорость, имеют ручную коробку передач и могут разгоняться до 145 км/ч. Утилитарные модели ощутимо больше и тяжелее, у них полный привод и максимальная скорость не превышает 100 км/ч. Они также могут перевозить небольшие грузы и буксировать прицепы. Многие потребители смогли приспособить ATV для фермерских нужд. Все спортивные модели принято также разделять по признаку, для каких конкретно гонок они предназначены. Есть модели для мотокросса, кросс-кантри (гонки по пересечённой местности со спусками, затяжными подъёмами, скоростными и техническими участками), для гонок по песку, холмистой местности, езды по льду и снегу, для спидвея, трофи-рейд (соревнование по преодолению бездорожья, обычно на полноприводных машинах, в т. ч. квадроциклах) для дрэг-рейсинга (гоночное соревнование, являющееся спринтерским заездом на дистанцию в 402 метра – ¼ мили) и т.д. Некоторые производители выделяют в отдельный тип туристические квадроциклы. Их называют также спортивно-утилитарными. Это модели, которые пытаются объединять преимущества спортивного и утилитарного вариантов, взяв от них всё лучшее. В особый класс выделяются 6- и 8-колёсные аппараты. Обычно это машины с полноценным пластиковым корпусом, который позволяет им играть вдобавок и роль амфибии, т. е. преодолевать небольшие водные преграды. Это машины многоместные, чаще всего рассчитанные на 4 человек. Привод у них может быть как на все 6 или 8 колёс, так и на часть из них. Такие машины бывают не только на колёсном, но и на гусеничном ходу. Эти машины обычно медленные (не более 40–50 км/ч) и маломощные (до 30 л. с., чуть больше 22 кВт). При этом у них зачастую нет руля, а управляются они рычагами и поворачивают за счёт торможения всех колёс с одной стороны. Правда, в последнее время уже появились модели мини-амфибий с мотоциклетным рулём. Существуют и детские модели квадроциклов, которые являются уменьшенными копиями своих «взрослых» моделей; обычно рассчитаны на детей в возрасте 11–15 лет. Их максимальная нагрузка – 60 кг. Они достаточно просты в конструкции, лишены большинства присущих взрослым моделям удобных опций, чаще всего имеют маленький (до 50 см

3) двигатель и могут разгоняться до 60 км/ч.

Устройство квадроцикла

Устройство квадроцикла представляет собой конструкцию, состоящую из рамы, на которую устанавливается стальной каркас. В центре шасси помещён мощный (2- или 3-цилиндровый) агрегат (до 800 см3). Полноприводной квадроцикл оснащён четырёхтактным двигателем, для запуска которого предусмотрен электростартёр. У некоторых моделей установлен автоматический бесступенчатый клиноремённый вариатор, воздушная или жидкостная система охлаждения. У ATV одна, иногда две ведущих оси, две независимые подвески. Заднего дифференциала не предусмотрено. На подножках квадроцикла укомплектованы специальные сетки безопасности. Спереди под корпусом помещён, индивидуальный для каждой модели, топливный бак.

Для улучшения технических характеристик в квадроцикле предусмотрен: стальной бампер; выносной радиатор; лебёдка; легкосплавные диски; спортивный амортизатор; шины с «зубастыми» протекторами; гусеницы. Для работы в различных областях: прицеп; навесы; ковш для снега; фаркоп (прицепное устройство). Для комфорта: ветровое стекло; подогрев сидения; крепления; светодиодные фары. Утилитарные квадроциклы оснащены ремнём и двумя муфтами, у них автоматическая трансмиссия. В спортивном квадроцикле трансмиссия механическая. Управляется ATV с помощью рулевых рукоятей, которые прикреплены к колонке рулевой тягой. На них установлены контрольные приборы: рычаги тормоза, сцепления, дросселя, переключатель передач, рычаг дифференциала, кнопка стартёра.

Историческая справка

Первый мотовездеход создала японская «Honda» в 1970. Тогда это был ещё не квадроцикл, а трицикл – трёхколёсный аппарат получил модельное обозначение US90 (ATC90). Это был небольшой аппарат с 4-ступенчатой коробкой передач и двигателем в 90 см

3, предназначенный прежде всего для американского рынка. При этом он ездил на шинах очень низкого давления (2,2 PSI или 0,15 бар) и за счёт очень малого удельного давления на поверхность мог даже плавать, если вес седока был не очень большим. Правда, уже спустя несколько лет шины на первой модели пришлось заменить – слишком уж легко они прокалывались. Колёса остались широкопрофильными, но стали более прочными и, соответственно, тяжёлыми, и ни о какой возможности плавать уже речи не шло. Стоит отметить, что те самые первые «дутые» шины обеспечивали аппарату и мягкость хода, играя роль подвески, так что ни в какой механической подвеске первые трициклы не нуждались. Когда от шин низкого давления пришлось отказаться, появилась и механическая подвеска. Первые трициклы использовались, в основном, в развлекательных целях.  

Компания «Suzuki» создала первый четырёхколёсный аппарат (квадроцикл) в 1982 (QuadRunner LT125). Он позиционировался как «развлекательная модель для начинающих». Спустя три года появился первый настоящий конкурент трициклов – модель «Suzuki» LT250R QuadRacer. Квадроцикл отличался сложной конструкцией подвески, разработанной специально для долгих вояжей, двухтактным двигателем с жидкостным охлаждением и поначалу 5-, а потом 6-скоростной трансмиссией с полностью ручным переключением. Эта машина была разработана уже для вождения опытными водителями. В 1986 «Honda» разработала квадроцикл FourTrax TRX250R; в том же году представила модель FourTrax TRX350 4×4, положив тем самым начало эре полноприводных квадроциклов (до того все они были заднеприводными). Вслед за «Honda» и другие производители начали выпускать полноприводные модели квадроциклов, которые остаются, пожалуй, самыми популярными на рынке. Ими пользуются охотники, фермеры, землевладельцы, строители и т. д.

Устройство квадроцикла | Квадропрокат

The Adobe Flash Player is required for video playback.
Get the latest Flash Player or Watch this video on YouTube.

Мотовездеходы так популярны, поскольку они могут проехать там, где любая машина застрянет, и не получить ни царапины. Как можно уберечь машину от переворота, повреждения или вылета с дороги? Путём сочетания мощности двигателя с надёжностью компонентов машины: вала, подвески и шин. Похоже на обычный мотовездеход. Но на этой машине установлен мощнейший двигатель. Чтобы она не развалилась сама по себе, конструкторам пришлось проработать каждый компонент, а также то, каким образом подаётся мощность от двигателя к колёсам. Посмотрим, как это работает.

Когда вам приходится иметь дело с камнями и грязью, самое важное – это момент вращения колёс. Чем он больше, тем лучше. Всё начинается с двигателя. 950 кубических сантиметров – звучит внушительно, но дело не только в размерах. Головки цилиндра похожи на бейсбольный мяч, разрезанный наполовину. Такая конструкция – полусфера – позволяет большему количеству воздуха поступать в камеру сгорания, а форма клапанов ускоряет выпуск и впуск смеси. Это позволяет проходить сложные участки на низких оборотах. Вам не нужно слишком сильно форсировать двигатель. Мощь под контролем – именно то, что нужно на неровной поверхности. И это даёт вам лучшее сцепление в грязи и воде.

Ключ в том, чтобы давать мощность на колёса, при этом не проворачивая их. Даже при вращающем моменте в три раза большем, чем на других аналогичных машинах. Когда вы запускаете двигатель, вы можете регулировать момент вращения колёс в широких пределах – от самой медленной скорости до самой быстрой. Чтобы достичь такой управляемости, нужно было переделать всю трансмиссию. Механическая трансмиссия позволяет вам выбирать только из небольшого количества передач. Это означает, что когда вы переключаете их под нагрузкой, колёса получают сильный удар при каждом переключении.

Вместо того, чтобы ставить громоздкую трансмиссию, конструкторы решили установить бесступенчатую передачу. Приводной ремень расположен в V-образной канавке на колесе, соединённом с двигателем. Когда обороты двигателя повышаются, центробежная сила передвигает внутреннее колесо к канавке, передвигая ремень выше к концу колеса. На высоких оборотах включается высокая передача, на низких оборотах – низкая. Всё продумано.

Чтобы машина не отклонялась от курса при движении через воду или грязь, дифференциал позволяет всем четырём колёсам быстро приспособиться и удержать машину на трассе. Это легко увидеть при заносах и резких поворотах. Внешние колёса вращаются быстрее, чем внутренние, чтобы скомпенсировать расстояние, которое нужно проехать. Даже если вы забуксовали, колесо, которое теряет контакт с землёй, продолжает быстро вращаться и снимает нагрузку с другого колеса. Вы застряли, но на этой машине вам нужно всего лишь нажать на переключатель, чтобы отключить дифференциал, и колёса будут вращаться с одинаковой скоростью. Это сообщает застрявшему колесу достаточный момент, чтобы выбраться.

И наконец, как сделать подвеску таким образом, чтобы не повредить раму и водителя? Поставьте сверхпрочную подвеску и уберите стабилизатор. На большинстве вездеходов стоит мощный стабилизатор, соединяющий задний амортизатор. Таким образом, при повороте один из амортизаторов не может уйти слишком низко, что может привести к перевороту. Но стабилизатор ведёт к потере управляемости, а конструкторы этого не хотели. Поэтому вместо этого они установили полностью независимую подвеску. Это позволяет одному колесу переехать через большой камень, поднявшись высоко над землёй, и при этом не сдвинуть с места второе.

В отсутствие стабилизатора управляемость при поворотах поддерживается двумя способами. Во-первых, двойная подвеска исключает движение по краю колеса, даже во время резких поворотов. А во-вторых, стальной протектор на шинах минимизирует вибрацию. Такая подвеска почти так же устойчива, как со стабилизатором, но удовольствие от езды – гораздо больше.

Без отказа от общепринятых норм в строительстве мотовездеходов такую машину сделать бы не удалось. Она действительно способна попасть в историю, в хорошем смысле слова.

Квадромания – разбираемся в популярных типах квадроциклов

 Вот и прошла порция майских праздников. Все сгоняли на дачу, на природу поесть шашлычку, ну или просто выбрались из городов в сторону природы. И снова в головах многих возник вопрос: «а не купить ли квадрик?» Попробуем разобраться в многообразии видов, размеров и цен квадроциклов, представленных в России.

Квадрик – штука, без сомнения, полезная. Хочешь – на рыбалку, хочешь – на охоту. Станет потеплее – купаться на речку гонять, возить дрова из леса, познакомиться, наконец, с соседями, которые не квасят бездумно ханку на газоне своей «фазенды» выходные напролет, а то и дело отправляются на квадроциклах в какие-то «экспедиции». Словом, желание есть, а понимания вопроса нет. Именно им, пониманием квадроциклетного вопроса, мы и займемся в этом материале.

1.jpg

Оговорюсь сразу: не буду плотно затрагивать тему «бэушной» техники, так как выбор подержанного «квадрата» — тема довольно специфичная и в каждом конкретном случае несущая в себе множество нюансов, однако отмечу, что все нижеописанное вполне подходит и для техники, бывшей в употреблении.

Готовим квадробазу

Итак, прежде чем купить квадрик, стоит озадачиться несколькими весьма прозаичными вещами. Доставка и хранение. Квадр, даже маленький — это не мопед, его в сарай не закатишь. Так что гараж должен присутствовать, да и тот же сарай должен быть оборудован сообразного размера воротами и крепким замком. На моей памяти было изрядное количество случаев, когда свежекупленные квадрики уводили прямо с дачного двора. «У нас забор», «мы запираем на ночь ворота», «у нас сторож»… — все это не работает, как правило. Противоугонные системы на внедорожной технике — не более чем номинальные, да и без ключа квадр легко утаскивается на «галстуке», Блокировок руля или чего-то подобного почти никогда на квадре нет.


2.jpg

Далее – транспорт. Номинально, квадроциклам запрещено передвигаться по дорогам общего пользования. Однако гаишники часто закрывают на это глаза, особенно, если у водителя «квадрата» имеются государственная регистрация (номер), техосмотр и водительское удостоверение тракториста-машиниста категории «АI». У вас, скорее всего, на момент покупки не будет ни того, ни другого, да и езда по асфальту не очень полезна самой машине, так что лучше обзавестись прицепом.

Третье вытекает из второго: узнайте, где находится отделение Гостехнадзора, а еще лучше — заранее озадачьтесь получением «тракторных прав». Однако более подробно к вопросу о регистрации квадрика и получении на него «прав» мы вернемся в ближайшем будущем. Тема достойна отдельной статьи, однако при покупке квадрика стоит уточнить у продавца, как он «завезен» в Россию. Возможны два варианта. Если это по документам «самоходная машина», то к нему будет положен паспорт самоходной машины и будут требоваться «тракторные» права категории «АI» (внедорожные мототранспортные средства).


3.jpg

Второй вариант – квадрик ввезен как «мототехника», к нему прилагается обычный «дорожный» ПТС, как на автомобиль или мотоцикл, и, соответственно, для управления им требуются обычные права категории «А» (или «А1», в зависимости, от кубатуры). Последние делают в основном китайцы и, чаще всего, это техника очень низкого качества, но об этом ниже.

Утиль – это не мусор

Наиболее распространенным типом можно назвать утилитарные квадроциклы. История развития этой техники в последние годы вывернула в такую неожиданную сторону, что называть продукцию современной квадроциклостроительной отрасли «утилитарной» было бы совершенно неправильно. Однако традиция до сих пор сильна, и пытаться с ней бороться мы не будем, хотя было бы грамотнее называть эти аппараты «рекреационными», ведь их покупают (а значит, и разрабатывают) в основном для отдыха и развлечений.


5.jpg

На фото: Типичный представитель утилитарного семейства: Yamaha Grizzly 700


Именно этот тип квадров встречается в «природе» чаще всего. Классический «утиль» – это квадроцикл, оборудованный одно- или двухцилиндровым четырехтактным двигателем объемом от 350 до 1000 см3. Меньшие кубатуры отнесем к детским и вынесем за скобки. Чаще всего кубатура вертится вокруг 500-700 «кубов».

Утиль имеет независимую подвеску всех четырех колес на спаренных А-образных рычагах (хотя встречаются и продольные торсионы сзади (Can-Am), и макферсон (Polaris) спереди и более экзотические конструкции).


На фото: Подвеска на продольных рычагах квадроциклов Can-Am , Классический пример «утилитартной» подвески: сдвоенные А-образаные рычаги и амортизатор с винтовой пружиной, Передняя подвеска типа «макферсон» квадроцикла Polaris


Трансмиссия у подавляющего большинства современных утилитарных и рекреационных квадроциклов автоматическая. Если быть более точным, на квадрики ставят клиноременной вариатор в комплекте с демультипликатором («понижающей передачей»). У любого квадрика можно найти передачи «вперед», «назад», «пониженную» и нейтраль. Иногда бывает и режим «паркинг». Вариатор, вопреки стереотипам – узел достаточно надежный, обслуживания требует нечасто, особенно, если не всаживать квадроцикл в совсем уж засадные болота и не таскать волоком бревна по полтонны весом. Хотя иметь запасной ремень для вариатора стоит всегда.


7.jpg

Иные варианты трансмиссий можно встретить только на квадриках Hondа. Компания традиционно отрабатывает на ATV новые конструкции коробок и потом внедряет их на автомобили и мотоциклы. Так, на «хондах» можно встретить и гидродинамическую трансмиссию, и гидростатическую и даже роботизированную механику с двумя сцеплениями DCT. На надежность этих узлов тоже жаловаться не приходится, так что бояться их не стоит, да и Honda с ее экспериментами, пожалуй, единственная в мире фирма, не признающая вариаторов.


8.jpg

На фото: Hondamatic — вариант гидростатической трансмиссии Honda.


Разумеется, классический утилитарник оборудован системой полного привода. Если вам предлагают «утиль» только с задним приводом – значит это или кроссовый аппарат, или какой-то совсем уж бездарный и тухлый «китаец». Смотреть в сторону такого не стоит, если только вы не спортсмен. Но о кроссачах будет отдельный разговор.

Классическая схема полного привода – это постоянный привод на задние колеса без межколесного дифференциала, подключаемый жестко (также без диффа) передний мост, и принудительная блокировка единственного дифференциала – межколесного, передней оси. Встречаются и самоблокирующиеся системы, например Visco Loc компании BRP,которые устанавливают на все квадрики Can-Am. Именно в силу этих особенностей злоупотреблять ездой на «утиле» по асфальту не стоит.


9.png

Примерно так выглядит типичный квадроцикл, предназначенный для езды вне дорог. Вариантов и «цветов» может быть миллион: литые или штампованные диски, китайцы, японцы, американцы, канадцы, яркие и в камуфляже, пустые, как холодильник, или напичканные тюнингом… У всех у них будут присутствовать все вышеперечисленные признаки: полный привод, автоматическая трансмиссия, четырехтактный двигатель с количеством цилиндров не более двух.

Эгоист или нет?

Довольно долго мировая промышленность выпускала только одноместные квадроциклы. Японцы (Honda и Yamaha) до сих пор выпускают исключительно одноместные модели и даже заявляют, что никогда не будут делать двухместных. На их взгляд, это слишком опасно. Тем не менее, существует множество фирм, причем и европейских, и американских, и азиатских, которые делают двухместные модели. Скажу даже больше: сейчас на двухместные квадрики приходится львиная доля продаж. Оно и немудрено: вдвоем кататься веселей, да и в хозяйстве удобно, если что-то надо привезти-увезти.


10.png

На фото: Can-Am Outlander Max — один из ярких представителей двухместных ATV


Главное конструктивное отличие двухместной машины от обычной – удлиненная рама (и растянутая колесная база), которая и позволяет установить второе сиденье и второй комплект подножек. Такой квадрик всегда имеет лучшую плавность хода, но худшую управляемость и проходимость. Причина тому – растянутая колесная база и больший вес.

Так что если квадр берется именно как прогулочное транспортное средство, то, конечно, имеет смысл смотреть в сторону двухместных машин. Если же вы собираетесь рубиться в серьезных «грязях», покорять нехоженые болота и участвовать в трофи-рейдах, то, разумеется, выбор стоит останавливать на одноместном «эгоисте».

Стоит отметить, что существуют и наборы, позволяющие расположить пассажира и на одноместной машине, однако производители категорически не рекомендуют ставить такой тюнинг. Короткая машина, рассчитанная на одного человека, становится очень неустойчивой с двумя ездоками на «спине». Хотя многие ездят и не жалуются.


11.jpg

На фото: Yamaha Grizzly c нештатным пассажирским сиденьем


UTV – Уже не квадроцикл, еще не багги

UTV – utility task vehicle переводится, как транспортное средство для хозяйственных целей. Иначе подобные аппараты называют SSV, или side-by-side vehicle – транспортное средство с поперечным расположением седоков. По-русски их так и называют «ю ти ви», «сайд-бай-сайд» или просто «сайд», а иногда даже «кибитка».


12.jpg

На фото: Типичный утититарный UTV Polaris Ranger


Это двух-, четырех- или даже шестиместный аппарат, построенный на базе обычного квадроцикла и имеющий квадроциклетный двигатель, трансмиссию и колеса. В этом их главное отличие от багги. Внешне «сайды» и багги похожи, но багги зачастую не имеет полного привода, зато имеет автомобильный двигатель, механическую коробку передач от него же и автомобильные колеса. Багги – автомобиль, «сайд» — квадроцикл.


13.jpg

На фото: Cамый вместительный из выпускаемых ныне UTV – шестиместный Yamaha Viking 6


«Ютивишки» на сегодняшний день, пожалуй, наиболее бурно развивающийся класс. При почти такой же проходимости, как и обычные квадры, в «кибитку» садится заметно больше людей и кладется значительно больше груза. Топлива же такие машины потребляют почти столько же, а вот безопасность «сайдов» заметно выше, особенно если соблюдать технику безопасности. Поэтому выбрать есть из чего.


14.jpg

На фото: Самый проходимый утилитарный UTV


Но и на этом все многообразие сайдов и квадроциклов не заканчивается. В этом материале мы практически не затронули спортивные и «грязевые» модели, но о них мы поговорим в следующей части этого материала.

Собирайтесь, глазки, в кучу

Итак, мы, пусть и весьма поверхностно, определили, что же такое квадроцикл, чем он отличается от «сайд-бай-сайда», а тот, в свою очередь, от багги. В целом, даже этого уже вполне достаточно, чтобы понять, к чему у вас лежит душа.

Чаще всего квадроцикл в России покупается именно для околодачного использования и к нему не предъявляют каких-то выдающихся мощностных или «проходимых» требований. Тем не менее, во второй части материала мы более подробно поговорим о не столь распространенных, но не менее интересных «квадропородах», таких как спортивные ATV и UTV, грязевые, асфальтовые и детские машины.


Читайте также:


Устройство квадроцикла — Квадроциклы Обслуживание и ремонт

Сегодня мы разберем устройство и принцип работы такого важного механизма как двигатель квадроцикла.  Если вы считаете, что самостоятельно  справиться с неисправностями двигателя вам не под силу, спешим уверить вас в обратном:  если вы будете знать, как устроен двигатель квадроцикла и  будете иметь представление о принципе его работы, то вы по-другому отнесетесь к его ремонту и Read more

В сегодняшней нашей статье мы подробно разберем, как работает подвеска квадроцикла, какими бывают подвески и каково их устройство. Подвеска — один из важнейших элементов в конструкции квадроцикла, именно она позволяет добиться комфорта при передвижении и облегчает прохождение трудных рельефов. Все существующие подвески грубо можно поделить на два типа: зависимая и независимая. Давайте остановимся на каждом Read more

Катушка зажигания на квадроцикле. Существует великое множество моделей катушек зажигания, но принцип их работы примерно одинаков. Основной задачей катушки зажигания является повышение напряжения до уровня нужного для того, чтобы свеча вырабатывала искру, которая, в свою очередь,  воспламеняет бензо-воздушную смесь. Катушка зажигания располагается  следующей в сети  после коммутатора.Коммутатор в свою очередь подает импульсы на катушку зажигания Read more

Всем нам хорошо известен принцип работы барабанной тормозной системы, основан он на разжатии колодок, а механизм приводится в действие тормозным тросом. Дисковые тормоза работают иначе. Тормозной механизм приводит в действие тормозная жидкость, которая разработана по специальной технологии и не реагирует на изменение температуры.  Исправные дисковые тормоза в разы надежнее, чем барабанные, это факт. Большинство моделей Read more

Принцип работы квадроцикла (ATV) — Шины для квадроциклов

В этой статье мы поделимся  базовыми знаниями об общих принципах работы и устройстве ATV, чтобы все желающие приобрести квадроцикл не сделали ошибок в выборе. Итак, попытаемся помочь, подробно рассмотрев характеристики.

На большей части мотовездеходов двигатель четырехтактный. Система охлаждения зависит от встроенных режимов и бывает двух видов — жидкостная или воздушная.

Воздушная система охлаждения очень уверенно выполняет свои главные функции, но только не в условиях экстремальных перегрузок в течение длительного отрезка времени. Если же вы рассчитываете пользоваться вездеходом для продолжительных поездок по трассам повышенной сложности либо использовать квадроцикл, как буксир для срьёзных грузов, тогда лучше остановить свой выбор на ATV, где используются двигатели с жидкостным охлаждением.

Кроме характеристики мощности движка, очень значимой характеристикой является показатель крутящего момента, то есть, та сила, которая передается на колеса. Если конечный предел такого момента находится на среднем значении оборотов двигателя, тогда ATV будет отлично справляться со спокойной, непродолжительной  и небыстрой ездой, да и при буксировке не будет возникать проблем. А если верх крутящего момента достигается на максимально больших оборотах, то это вездеход спортивного типа, и чтобы разогнать такой двигатель, необходимо на всех передачах по максимуму «крутить» двигатель.

Трансмиссия почти у всех ATV – автоматичекая (вариатор). Например, у производителя POLARIS , и у других известных производителей, мотовездеходы оборудуются бесступенчатым клиноременным автоматизированным вариатором (таким же, как на снегоходах). Он позволяет изменять передающееся взаимодействие между двигателем и ходовыми элементами не дискретно, а плавно  за счет медленного движения вариаторного ремня между двух дисков ведущего шкива и двух дисков ведомого. Именно вариатор можно подстраивать для соответствующего стиля езды — спокойного или агрессивного. В спокойном режиме сцепление будет автоматически включаться при малых оборотах движка, благодаря чему движение с места и старт будут плавными. В агрессивном режиме езды сцепление будет автоматически включаться при высоких оборотах, и старт будет протекать достаточно резко, а ускорение в таком случае предельно.

Такой вид конструкции трансмиссии имеет положительные стороны, но, к сожалению, имеет и отрицательные. Положительные заключаются в том, что при вождении нет необходимости в выключении сцепления и изменении передач. Отрицательная же сторона такой трансмиссии – нет возможности поменять стиль езды в процессе поездки. Для настройки вариатора необходимо достаточно много времени и специальные инструменты. Помимо этого, ремень вариатора, даже при езде без перегрузки двигателя, нужно периодически менять.

Заднеприводные ATV чаще всего обладают невысокими показателями проходимости, но зато такие модели легче управляются, особенно при поездке по общим дорогам. Эти квадроциклы отличаются прочностью и обходятся существенно дешевле, чем модели, имеющие полный привод.

В ATV с полным приводом передний привод можно оставлять постоянно включенным, но при его лучше отключать, если в нем нет необходимости.

Для улучшения выносливости полноприводных мотовездеходов дифференциал, расположенный в переднем мосту, можно блокировать. А в некоторых моделях квадроциклов его вовсе нет. Отсутствие дифференциала хорошо сказывается на возможностях проходимости ATV, так как дает возможность избежать пробуксовки в случаях, когда одно колесо крепко сцеплено с землей, а другое буксует.

Передняя подвеска почти во всех моделях вездеходов не связанная на поперечных рычагах.
Задняя подвеска маятникового типа с плотно зафиксированной единой осью и единственным амортизатором — это деталь большинства ATV, но некоторые модели вездеходов оснащены задней подвеской полунезависимого типа, при таком оснащении задние колеса не имеют между собой непосредственной крепкой связи. Конечно же, ATV с полунезависимой или же полностью независимой задней подвеской имеют лучшие показатели проходимости за счет повышенного соприкосновения колес с землей. Почти все существующие ATV оборудованы электростартером для запуска двигателя. Но такой системы нет на спортивных мотовездеходах из-за необходимого облегчения веса.

Разновидность квадроциклов и сфера их применения

Считается, что своим созданием квадроциклы обязаны развитию экстремального спорта. Однако на самом деле это не совсем соответствует действительности. Прародителем квадроцикла можно считать первый трицикл ATC 90, выпущенный японской компанией Honda в 1970 году. Honda ATC 90 имел двигатель объемом 90 куб.см, 4-х ступенчатую коробку передач и позиционировался в первую очередь как транспортное средство, предназначенное для различных хозяйственных работ.

Однако на родине новое транспортное средство не получило распространения, зато предприимчивые американцы почти сразу увидели в нем не только «рабочую лошадку», но и то, что трицикл позволяет «оторваться по-полной». Трициклы стали появляться на калифорнийских пляжах как экстремальный аттракцион, на них ездили спасатели и полицейские.

Однако вскоре стало ясно, что трицикл слишком травмоопасен, и в начале 80-х к нему добавляют 4 колесо. Так началась эра создания квадроциклов.

Сегодня выпускается множество различных модификаций квадроциклов, которые, в зависимости от назначения, отличаются своими конструктивными особенностями. Поэтому первое, что нужно сделать при планировании его покупки, это точно определить, зачем нужен квадроцикл.

Спортивные модели квадроциклов

sport-kvadro

Квадроциклы спортивных моделей в первую очередь предназначены для спортивных соревнований, где все решает скорость. Исходя из этого, такие квадроциклы оснащаются двигателями повышенной мощности, а их подвеска способна погасить сильнейшие удары при прыжках. В целях снижения веса спортивные квадроциклы лишены всяческих «излишеств» в виде электростартера или автоматической коробки передач. Минимален у них и уровень комфорта для мотоциклиста.

sport-kvadro2

Спортивные квадроциклы требуют от своего владельца достаточно хорошего уровня подготовки, уверенно управлять и использовать все возможности квадроцикла могут только опытные спортсмены.

Туристические или спортивно-утилитарные квадроциклы

turist-kvadro

Применение квадроциклов этих моделей связано с преодолением бездорожья. Чаще всего такие квадроциклы используются рыбаками, охотниками, лесниками. Часто их приобретают туристические фирмы для организации экстремальных походов.

Основные требования, к туристическим квадроциклам – это усиленная подвеска с увеличенным ходом и мощный двигатель, способный обеспечить машине преодоление крутых подъемов и различных препятствий.

Для повышения проходимости на туристические квадроциклы устанавливаются шины низкого давления с увеличенными грунтозацепами, которые обеспечивают отличную проходимость по бездорожью. Однако стоит принять во внимание, что применение квадроцикла с шинами низкого давления на асфальтированной дороге затруднено и может быть небезопасно.

turist-kvadro2

Так как туристические квадроциклы ориентированы прежде всего на совершение длительных поездок, конструкторы стараются сделать их максимально комфортными для владельцев, устанавливая автоматическую  КПП, кофры для багажа и другие аксессуары.

Квадроциклы хозяйственного назначения

hoz-kvadro2

Квадроциклы этого типа предназначены для использования в качестве помощников при различных хозяйственных работах. Здесь важна не скорость или умение преодолевать преграды. На первом месте для квадроциклов хозяйственного назначения стоит многофункциональность и мощность двигателя, способного работать на низких и средних оборотах, создавая при этом значительное тяговое усилие.

hoz-kvadro

Для повышения функциональности квадроциклы хозяйственного назначения могут иметь множество различных аксессуаров, таких как фаркоп для прицепной тележки, устройства для навесных орудий и т.д.

Детские квадроциклы

detskiy-kvadro

Основное требование к детским квадроциклам – обеспечение максимальной безопасности и простоты управления. Детские квадроциклы имеют двигатели с ограниченной мощностью, автоматическую трансмиссию и максимально низкий вес. Некоторые производители для повышения безопасности снабжают детские модели устройствами дистанционного выключения двигателя.

Квадроцикл является на самом деле универсальным транспортным средством и область его применения постоянно расширяется. Также расширяется и модельный ряд, предлагаемый производителями, где каждая новая модель получает новые функции и возможности.

Двигатель квадроцикла. Устройство.

Сегодня мы разберем устройство и принцип работы такого важного механизма как двигатель квадроцикла.  Если вы считаете, что самостоятельно  справиться с неисправностями двигателя вам не под силу, спешим уверить вас в обратном:  если вы будете знать, как устроен двигатель квадроцикла и  будете иметь представление о принципе его работы, то вы по-другому отнесетесь к его ремонту и диагностике.

Итак, давайте разбираться. В основном, на современных квадроциклах встречаются  4-х  тактные двигатели внутреннего сгорания, все реже можно встретить 2-х тактные двигатели.

Два этих типа двигателя имеют существенные конструктивные отличия, и поэтому мы считаем нужным разобрать принцип работы каждого из них отдельно.

Двухтактный двигатель квадроцикла.

Конструктивно двухтактный двигатель проще четырехтактного. Как вы уже догадались из названия,  двухтактный двигатель совершает два такта за рабочий цикл. Называют эти такты: сжатие и расширение или иначе — рабочим ходом.

Давайте посмотрим, как это выглядит на схеме:

Во время такта сжатия поршень начинает свое движение из нижней мертвой точки после закрытия продувочного окна (2), через которое топливная смесь попадает в цилиндр, а также выпускного окна (3), через которое осуществляется выход отработанных газов, таким образом, начинается сжатие бензиновой смеси.

В кривошипной камере (1) создается разряжение, посредством которого из карбюратора в двигатель поступает новая порция бензиновой смеси.

При рабочем ходе в кривошипной камере повышается давление смеси от предыдущего такта. При достижении поршнем (его уплотнительными кольцами) выпускного окна, последнее открывается, и отработанные газы попадают в глушитель квадроцикла. Далее, двигаясь, поршень открывает продувочное окно, и топливная смесь, находящаяся в кривошипной камере под давлением, поступает в цилиндр, тем самым вытесняя остатки отработанных газов и заполняя пространство над поршнем. Рабочий цикл повторяется снова и снова при переходе поршня в нижнюю мертвую точку.

Весь описанный процесс вы можете посмотреть на анимированной картинке:

Четырехтактный двигатель квадроцикла.

 

Прежде чем перейти к описанию данного типа двигателя, хочется сказать, почему производители чаще оснащают современные квадроциклы именно четырехтактными двигателями.

  • Во-первых, это расход топлива: четырехтактные двигатели расходуют меньше бензина. Принято вести расчет топлива по формуле: для 2-х тактных двигателей — 300 грамм бензина на 1 лошадиную силу, для 4-х тактных — 200 грамм на одну лошадиную силу.
  • Во-вторых, уровень шума: 4-х тактные двигатели гораздо тише.
  • В-третьих, комфорт. На 4-х тактниках меньше вибрации, и  при их работе выделяется значительно меньше дыма, что тоже немаловажно.
  • В-четвертых, — долговечность. Вопрос спорный, но все же. Смазка картера в масляной ванне гораздо надежней и эффективней, нежели смазка, поступающая вместе с топливом, к тому же, в 4-х тактных двигателях значительно снижен нагар на рабочих поверхностях поршня и цилиндра.

Теперь давайте рассмотрим  устройство и принцип работы четырехтактного двигателя.

Впуск . Такт первый.

Поршень движется вниз, открывается впускной клапан, и из карбюратора в цилиндр поступает бензовоздушная смесь. Впускной клапан закрывается,  когда поршень достигает нижней мертвой точки.

Сжатие. Такт второй.

Оба клапана закрыты. Поршень двигается вверх, а сжатое поршнем топливо воспламеняется свечой в нескольких миллиметрах от верхней мертвой точки (ВМТ) поршня.

Расширение. Такт третий или рабочий ход.

После воспламенения топливной смеси, горячие газы быстро расширяются,  оказывая давление, а поршень под воздействием этого давления устремляется вниз. Оба клапана также закрыты.

Выпуск. Такт четвертый.

Коленчатый вал под воздействием инерции вращается,  поршень движется наверх, открывается выпускной клапан, и газы, образовавшиеся в процессе воспламенения смеси, выходят в выхлопную трубу. После того как поршень достигнет верхней мертвой точки, выпускной клапан закрывается. Так  друг за другом повторяются все четыре такта.

Посмотрите, как это выглядит в движении.

Как вы можете убедиться, в устройстве двигателей квадроцикла обоих типов нет ничего сложного, и знание принципа работы двигателя квадроцикла даст вам понимание  того, что вы делаете при ремонте, а самое главное, при диагностике различных неисправностей.

И, напоследок, мы предлагаем посмотреть интересное видео о том, как работает четырехтактный двигатель квадроцикла, и за счет чего энергия сгорания топлива преобразуется в энергию движения.

Пользователей заинтересовало:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*