Признаки неисправности | Причина неисправности | Способ устранения неисправности |
Педаль тормоза проваливается и пружинит | Воздух в тормозной системе | Удалить воздух из тормозной системы автомобиля |
В расширительном бачке мало тормозной жидкости | Долить тормозную жидкость в расширительный бачок. Удалить воздух из тормозной системы | |
Образование пузырьков пара. Проявляется при большой нагрузке на тормоза | Заменить тормозную жидкость. Удалить воздух из тормозной системы автомобиля. | |
Повышенный свободный ход педали тормоза | Частичный или полный износ тормозных колодок, тяжелый ход установочного механизма | Обеспечить легкость хода установочного механизма или заменить тормозные колодки автомобиля |
Повреждение манжеты в главном тормозном или в одном из колесных цилиндров | Заменить поврежденные детали | |
Отказ одного тормозного контура | Проверить утечки тормозной жидкости в тормозных контурах | |
Повышенные люфты подшипников колес | Заменить подшипники колес | |
Боковое биение или выход из допуска по толщине тормозного диска | Проверить биение и толщину. Диск проточить или заменить | |
Тормозной суппорт не параллелен тормозному диску | Проверить поверхности тормозного суппорта | |
Попадание воздуха в тормозную систему | Удалить воздух из тормозной системы | |
Несоответствующие тормозные колодки | Заменить тормозные колодки на рекомендованные заводом-изготовителем | |
Негерметична тормозная система | Проверить герметичность тормозной системы | |
Не функционирует устройство установки тормозных колодок (для барабанных тормозов) | Обеспечить легкость хода установочного механизма | |
Утечки в трубопроводе | Подтянуть крепления или заменить трубки | |
Повреждение манжет в колесных или в главном тормозном цилиндрах | Заменить манжеты, внутренние детали главного тормозного цилиндра или сам цилиндр. | |
При торможении автомобиль уводит в одну сторону | Неправильное давление в шинах | Проверить давление в шинах и откорректировать |
Односторонний износ шин | Заменить изношенные шины | |
Замаслены накладки тормозных колодок | Заменить накладки тормозных колодок | |
Различный материал накладок тормозных колодок на одной оси | Заменить тормозные колодки. Установить тормозные колодки, пригодные для данной модели автомобиля | |
Повреждение поверхностей накладок тормозных колодок | Заменить накладки | |
Загрязнение шахт тормозных суппортов | Очистить посадочные и направляющие шахты колодок в тормозном суппорте | |
Коррозия цилиндра суппорта | Заменить суппорт | |
Неравномерный износ тормозных колодок | Заменить тормозные колодки (на обоих колесах) | |
Загрязнение или повреждение направляющих пальцев суппортов | Заменить направляющие пальцы | |
Нарушена геометрия заднего моста | Произвести обмер ходовой части | |
Дефект амортизаторов | Проверить и, если требуется, заменить амортизаторы | |
Колодки суппорта изношены или затвердели | Заменить тормозные колодки суппорта | |
Заменить колесные тормозные цилиндры | ||
Разогрев тормозов в движении | Засорено компенсационное отверстие в главном тормозном цилиндре | Очистить цилиндр, заменить внутренние детали |
Мал зазор между тягой и поршнем главного тормозного цилиндра | Проверить зазор | |
Засорено дроссельное отверстие в специальном клапане избыточного давления в главном тормозном цилиндре | Очистить цилиндр, заменить внутренние детали. Заменить тормозную жидкость. | |
Разбухание резиновых деталей из-за использования тормозной жидкости не рекомендованного сорта | Отремонтировать или заменить главный тормозной цилиндр. Заменить тормозную жидкость. | |
Сломана распорная пружина | Заменить распорную пружину | |
Ослабли возвратные пружины тормозных колодок (для барабанных тормозов) | Заменить возвратные пружины | |
Не отпущен рычаг ручного тормоза | Отрегулировать ручной тормоз или заменить трос ручного тормоза | |
Засорено компенсационное отверстие в главном тормозном цилиндре | Очистить цилиндр, заменить внутренние детали | |
Мал зазор между тягой и поршнем главного тормозного цилиндра | Проверить зазор | |
Стук тормозов | Несоответствующие тормозные колодки | Заменить тормозные колодки на рекомендованные заводом-изготовителем |
Частичная коррозия тормозных дисков | Тщательно отшлифовать тормозные диски | |
Боковое биение тормозных дисков | Проточить или заменить тормозные диски | |
Овальность тормозного барабана | Расточить или заменить тормозной барабан | |
Накладки тормозных колодок не отделяются от тормозного диска, колесо тяжело проворачивается рукой | Коррозия цилиндра тормозного суппорта | Отремонтировать или заменить тормозной суппорт |
Неравномерный износ тормозных колодок | Несоответствующие тормозные колодки | Заменить тормозные колодки на рекомендованные заводом-изготовителем |
Загрязнение тормозного суппорта | Очистить шахты тормозного суппорта | |
Тяжелый ход поршней | Проверить установку поршней | |
Негерметична тормозная система | Проверить тормозную систему | |
Повреждение пыльников | Заменить пыльники | |
Разбухание резинового кольца поршня | Отремонтировать суппорт или колесный цилиндр | |
Клинообразный износ тормозных колодок | Тормозной диск не параллелен тормозному суппорту | Проверить плоскости установки тормозного суппорта |
Коррозия в тормозном суппорте | Очистить тормозной суппорт | |
Неправильная работа поршня | Проверить установку поршней | |
Скрип тормозов | Зачастую зависит от климатических воздействий (влажность) | Ничего не делать, если скрип появляется после долгой стоянки автомобиля в условиях повышенной влажности, а затем пропадает после первых торможений |
Несоответствующие тормозные колодки | Заменить тормозные колодки. Установить тормозные колодки, рекомендованные для данной модели автомобиля | |
Тормозной диск не параллелен тормозному суппорту | Проверить плоскости установки тормозного суппорта | |
Загрязнение тормозного суппорта | Очистить шахты тормозного суппорта | |
Ослабление распорных пружин | Заменить распорные пружины | |
Велик люфт колесных подшипников | Заменить колесные подшипники | |
Коррозия края тормозного диска | Обработать или заменить тормозные диски | |
Отделение накладки тормозной колодки | Заменить тормозные колодки | |
Овальность тормозного барабана (для барабанных тормозов) | Расточить или заменить тормозной барабан | |
Загрязнение тормозного барабана | Очистить и проверить тормозной барабан | |
Снижение эффекта торможения несмотря на высокое усилие на педаль | Замаслены накладки тормозных колодок | Заменить накладки |
Несоответствующие тормозные колодки | Заменить тормозные колодки на рекомендованные заводом-изготовителем | |
Дефект усилителя тормозов | Проверить усилитель | |
Износ накладок тормозных колодок | Заменить тормозные колодки | |
Отказ одного из тормозных контуров | Проверить герметичность тормозной системы | |
Пульсация тормозов | Функционирование АБС | Нормально, ничего не предпринимать |
Повышенное биение или отклонение от нормальной толщины тормозного диска | Проверить биение и толщину. Диск обточить или заменить. | |
Тормозной диск не параллелен тормозному суппорту | Проверить плоскость установки тормозного суппорта | |
Велик люфт колесных подшипников | Заменить колесные подшипники | |
Недостаточная эффективность стояночного тормоза | Увеличен свободный ход тормозных колодок или тросов | Отрегулировать стояночный тормоз автомобиля |
Замаслены тормозные колодки | Заменить тормозные колодки | |
Коррозия распорного замка или тросов | Установить новые детали | |
Нарушение регулировки тросов стояночного тормоза | Отрегулировать тросы стояночного тормоза автомобиля |
Неисправности тормозной системы
Бесперебойно работающая тормозная система один из основных гарантов безопасной поездки на автомобиле, особенно зимой. Поэтому, водители должны уделять ей особое внимание, знать признаки сбоев, определять их по внешним проявлениям и своевременно исправлять.
В предложенном Вашему вниманию обзоре, мы расскажем об основных неисправностях тормозной системы у легковых автомобилей и как устранить их своими руками.
Исправные тормоза — залог безопасности
Чтобы не попасть в неприятную, а тем более, крайне опасную ситуацию на дороге, приобретая автомобиль с «историей» в первую очередь дотошно проверяйте тормоза. Обнаруженные вовремя небольшие проблемы устранить проще, чем потом тратиться на серьёзные ремонтные работы. Поэтому, уважаемые автолюбители, регулярно проводите диагностику тормозной системы!
Неисправности дискового тормозного механизма
У дисковых тормозов можно выявить следующие неисправности:
- износ, повреждение, замасливание тормозных колодок;
- деформация тормозных дисков и задиры на их поверхностях;
- деформация суппорта и ослабление креплений.
Основные неисправности привода тормозов
- подтекание тормозной жидкости из рабочего цилиндра
- утечка ее через сальники главного цилиндра;
- нарушение целостности шлангов и трубопроводов;
- ухудшение подсоса при ослаблении креплений.
Неисправности вакуумного усилителя
- дефицит разряжения во впускном коллекторе;
- повреждение вакуумного шланга;
- залипание клапана усилителя.
Если автомобиль подтормаживает, возможно, что проблему нужно искать в вакуумном усилителе тормозов. Причина—не плотное прилегание прокладок между корпусом и диафрагмой. А также трещины или деформация уплотнителя крышки и ее не прочная фиксация. Так происходит, когда повреждаются стопорящие детали.
Выше перечисленные поломки тормозной системы в разной степени ухудшают тормозные характеристики автомобиля и снижают его безопасность. Неисправности потенциально опасны не только для Вас, но и для других участников движения и для людей, идущих по обочине и по переходам.
Неисправность ABS
Благодаря ABS обладатели современных автомобилей чувствуют себя уверенно на мокрой, заснеженной и обледенелой дороге. Электронная система контролирует степень сцепления колес с дорогой и обеспечивает устойчивость машины на сложном дорожном покрытии.
Она значительно снижает тормозной путь при резком снижении скорости и не позволяет колесам заблокироваться. В результате ABS предотвращает заносы и выбросы автомобиля на «встречку».
Поэтому, исправности ABS нужно уделять особое внимание. Система состоит из следующих элементов:
- датчиков скорости, которые находятся на колесах автомобиля;
- электронного блока управления;
- гидравлических клапанов, которые без участия водителя в каждом колесе обеспечивают оптимальное тормозное усилие.
Конечно, не все автомодели оснащены ABS , которая обеспечивает надежное торможение. Но, если в машине такая опция установлена, то Вы должны знать, когда в системе появляются сбои. Как определить, что с антиблокировочной тормозной системой что-то не так?
Внимательно осмотрите шариковый клапан поршня. Изношенный элемент будет пропускать тормозную жидкость. Нажимая на педаль тормоза, Вы почувствует, как она как бы слегка отдает назад.
При включении зажигания, компьютер автомобиля и компьютерный блок ABS в автоматическом режиме тестируют антиблокировочную тормозную систему. Если в головной компьютер поступает «неправильная» информация от датчиков, блока ABS и гидравлических клапанов тормозной системы, то Вы увидите на приборной панели красный индикатор ABS.
Несмотря на неисправность ABS, механическая тормозная система все равно будет выполнять свои задачи. Автомобиль может двигаться дальше, но уже без поддержки электронной блокировки колес. Вы должны быть предельно осторожны и внимательны на мокром, скользком, покрытым снегом или льдом дорожном полотне.
Что делать, когда загорелся чек
Что делать, когда на приборной панели вашего авто загорается чек, предупреждающий о проблемах в тормозной системе?
Во-первых, удостоверьтесь, что индикатор появился из-за неполадок в ABS, а не из-за проблем в самой тормозной системе. Также, чтобы выяснить, что красный сигнал указывает на неисправности ABS, посмотрите, не попал ли в тормозную систему воздух, и не подтекает ли тормозная жидкость. Проверьте уровень жидкости и герметичность трубок и шлангов.
Кроме того, значок ABS может загореться из-за каких-то неисправностей в электрической цепи или из-за случайного сбоя компьютерной программы. Выключите зажигания и выньте ключ, а потом опять включите зажигание. Возможно, красный чек исчезнет.
Обратите внимание на звуки при торможении и на движение тормозной педали. Когда слышен какой-то свист, стук или педаль слегка «проваливается», тогда немедленно отправляйтесь в технический центр. Специалисты квалифицированно продиагностируют тормозную систему и выявят неисправности.
Если тормоза неисправны, не геройствуйте! Не выезжайте на оживленную дорогу, а лучше вызовите эвакуатор.
Наиболее частые неисправности тормозной системы
Чтобы в вашей машине тормоза не сбоили и работали как часы, нужно следить за качеством тормозной жидкостью. Она должна быть “свежей». Если появилась чернота, то все ее рабочие характеристики резко ухудшаются. Уже не будет должного давления в тормозных цилиндрах.
Также «изношенная» гидравлическая жидкость разъедает металлические элементы тормозной системы, вызывая коррозию их поверхностей и деформацию. В результате ускоряется износ резиновых элементов тормозной системы. Тормозное усилие уменьшает, эффективность торможения падает. В этом случае останется один шаг до серьезной аварийной ситуации.
Утечка жидкости, посторонний звук, скрип тормозов, «мягкий» ход педали или увеличенный тормозной путь—это не полный перечень «сторожевых сигналов» которые, «говорят» о неисправностях в тормозной системе.
Неполадки появляются из-за утечки тормозной жидкости или из-за ее нерегулярной замены, из-за износа колодок или нарушения герметичности трубпроводов. Если, появился хоть один из этих признаков, по возможности, устраните его и в тех-центре проверьте работу всей тормозной системы!
Самостоятельная диагностика тормозной системы и устранение неполадок
Зафиксируйте машину, прежде чем работать с тормозами.
- При плохом торможении, возможно, что из колёсных цилиндров тормозов вытекает жидкость. Поэтому, замените колёсные цилиндры. Колодки и барабаны тщательно промойте, высушите и затем, прокачайте систему гидропривода.
- Проверьте герметичность всех соединений, целостность шлангов и трубок. Сделать это очень просто. Подстелите под машину белый материал или бумагу. Запустите двигатель и нажмите на тормоз.
- Если имеется утечка, на полотне Вы увидите характерные пятна от жидкости, которую пропускают изношенные и поврежденные тормозные шланги. Замените их на новые. Не пытайтесь восстановить поврежденные элементы накладкой бандажа. Если повреждено резьбовое соединение, то поменяйте полностью узел.
- Для того чтобы «проинспектировать» вакуумный усилитель, нажмите на тормоз при не работающем моторе, а потом при работающем. Если, тормозная педаль идет туго, то есть вероятность, что из строя вышел вакуумный усилитель. Замените его неисправные детали.
- Выключив двигатель, проверьте пневматический привод на герметичность. Там где выходит воздух, Вы услышите характерный звук. Места соединения трубопроводов обработайте густым мыльным раствором. В точках утечки, появятся воздушные пузырьки.
- Педаль тормоза проваливается, если в тормозную систему попадает воздух. Его из гидропривода необходимо удалить по стандартной методике прокачки гидравлических систем торможения.
- Если Вы слышите неприятный пищащий звук, значит, тормозные колодки пришли в негодность и требуют замены. Звук издает индикатор изношенности тормозных колодок ( встроенная пружина) или истертые до металла накладки тормозных колодок. До, такого состояния автомобиль доводить нельзя. При сложной ситуации на дороге поршень может выскочить из цилиндра, и вся тормозная жидкость вытечет. Это очень опасно! Колодки срочно замените, пока не повредился тормозной диск.
- Когда педаль проваливается — это признак разгерметизация тормозной системы. Найдите место разгерметизации и устраните его.
- Автомобиль иногда самопроизвольно подтормаживает из-за ослабления крепежа суппорта или его неисправности. При этом нагреваются тормозные диски так, что от них идет дым. В первом случае — проверьте и подтяните болты, во втором – заметите суппорт.
- Меняйте тормозную жидкость согласно рекомендации производителя. Для этого, старую жидкость откачайте из бачка главного тормозного цилиндра с помощью шприца или спринцовки. Таким образом, Вы удалите и воздух, если он туда попал. Залив новую тормозную жидкость прокачайте систему.
Применяя несложную самостоятельную диагностику, Вы будете уверены в исправности тормозной системы и обеспечите безопасность себе и пассажирам.
Признаки и причины неисправности тормозной системы
Эксплуатация автомобиля с неисправной тормозной системой запрещается. Поэтому каждый автомобилист должен знать основные неисправности тормозной системы и определить их по внешним признакам.
В данной статье рассмотрены основные неисправности гидравлической рабочей тормозной системы легкового автомобиля.
Чтобы не испытать на себе внезапный отказ тормозов, нужно, хотя бы, в общих чертах представлять себе наиболее распространенные симптомы неполадок тормозной системы, их причины и возможные последствия.
Приведенный ниже перечень типичных неисправностей и их причин не является исчерпывающим.
Каждая проблема тормозной системы требует квалифицированной диагностики и ремонта, производимого в условиях автосервиса на Нагорном специально подготовленным персоналом.
Ознакомьтесь с нашим прайсом на ремонт тормозной системы в Перми.
1) Низкий уровень тормозной жидкости.
Может быть следствием чрезмерного износа тормозных колодок, однако во многих случаях связан с утечкой тормозной жидкости из системы и поэтому представляет серьезную опасность. Рабочие тормозные цилиндры, суппорты, тормозные шланги и трубки, а также главный тормозной цилиндр должны быть тщательно обследованы на наличие потеков жидкости. Вышедшую из строя деталь необходимо обязательно заменить. Автомобиль нельзя эксплуатировать до полного устранения неисправности.
2) Низкая педаль тормоза.
Появляется при заклинивании системы автоматической регулировки барабанных тормозов, отвечающей за разводку тормозных колодок по мере их износа. При регулировке системы вручную можно восстановить нормальный ход педали, но проблема появится снова, по мере дальнейшего износа колодок. Для полного устранения неисправности необходимо почистить или заменить систему автоматической регулировки.
Также может быть следствием чрезмерного износа тормозных колодок или утечкой тормозной жидкости.
3) Слишком мягкая педаль тормоза, низкая эффективность торможения.
Появляется при появлении воздуха в тормозной системе в результате ее разгерметизации или неполного прокачивания, а также поступления воздуха из расширительного бачка при низком уровне тормозной жидкости.
Также может быть следствием неисправности главного тормозного цилиндра либо заклинивания и перегрева рабочего цилиндра, приводящего к закипанию в нем жидкости.
4) Большой ход педали тормоза.
Возможными причинами могут быть изношенные тормозные колодки, неправильно отрегулированные барабанные тормоза и присутствие воздуха в системе. Симптом несет в себе потенциальную опасность, так как педаль может в любой момент провалиться в пол либо в сложной дорожной ситуации торможение может быть недостаточно эффективным.
5) Педаль тормоза проваливается в пол.
Чрезвычайно опасная ситуация, вызванная износом какого-либо из тормозных цилиндров или разгерметизацией гидросистемы.
6) Пульсация педали тормоза или вибрация машины при торможении.
Не путать с пульсацией педали, вызванной срабатыванием АБС при блокировке какого-либо колеса. Симптом свидетельствует о сильном износе и деформации тормозного диска, трещине или нарушении параллельности рабочих поверхностей. Устранить эту причину возможно заменой или расточкой изношенного диска. Не забудьте проверить износ и затяжку подшипников ступиц, а также наличие в них смазки.
Во многих случаях неисправность этих подшипников приводят к пульсации педали тормоза.
7) Скрежещущий звук.
Обычно является следствием трения изношенной до металла колодки о тормозной диск. В большинстве случаев, помимо замены колодок требуется расточка рабочей поверхности диска либо его замена.
8) Визг или свист при торможении.
Вызван высокочастотной вибрацией тормозных колодок и суппорта. Устраняется заменой или расточкой тормозных дисков с их последующей полировкой.
Может быть вызван также применением некачественных тормозных колодок, так что во многих случаях достаточно лишь сменить колодки либо очистить суппорт и нанести специальную!!! смазку.
9) Неравномерность или низкая эффективность торможения.
Может быть вызвана попаданием смазки или тормозной жидкости на рабочую поверхность колодки. Для устранения необходимо найти и ликвидировать протечку, затем заменить тормозные колодки.
Наличие глубоких царапин на рабочих поверхностях тормозных дисков или барабанов также приводит к неравномерности и снижению эффективности торможения. В этом случае потребуется их расточка или замена.
10) Машину тянет в сторону при торможении.
Симптом свидетельствует о загрязнении или замасливании какой-либо из тормозных колодок, плохо отрегулированных тормозах или выходе из строя какого-либо из рабочих тормозных цилиндров.
Также может быть вызвано неравномерным износом передних колодок или тормозных дисков, либо различием фрикционных свойств деталей тормозной системы правого и левого колеса.
11) Слишком жесткая педаль тормоза.
Возникновение подобного симптома свидетельствует о неисправности усилителя тормозов. В автомобилях, оборудованных вакуумным усилителем, причина кроется в утечке разряжения во впускном коллекторе, неисправности вакуумного шланга, самого усилителя или его контрольного клапана.
Проверить исправность вакуумного усилителя очень просто.
Проверьте герметичность всех вакуумных соединений, идущих от впускного коллектора. Запустите мотор чтобы создать разрежение в системе. Нажмите на тормоз. Жесткая педаль свидетельствует о неисправности усилителя или вакуумного шланга. Затем заглушите мотор и подождите 5 минут, не нажимая на педаль тормоза. Теперь попробуйте нажать педаль. Если педаль стала жесткой при первом же нажатии, неисправен контрольный клапан вакуумного усилителя, нарушающий герметичность системы.
Есть еще один способ проверки усилителя. При заглушенном моторе несколько раз нажмите на педаль тормоза, чтобы выпустить разряжение, образовавшееся в системе. Педаль станет жесткой. Теперь, не отпуская педали тормоза, запустите двигатель. При исправном усилителе педаль станет намного легче и чуть-чуть опустится вниз. Если этого не произошло, а утечка вакуума из впускного коллектора и неисправность шланга исключены, неисправен усилитель.
На автомобилях, оборудованных гидравлическим усилителем тормозов, жесткая педаль тормоза может быть следствием износа приводного ремня гидроусилителя, низким уровнем жидкости в его системе (не путать с тормозной жидкостью) или ее утечки. В самых редких случаях бывает неисправен сам гидроусилитель.
Ознакомьтесь с нашим прайсом на ремонт тормозной системы автомобилей в Перми.
Закажите обратный звонок Запишитесь на сервис
Основные неисправности тормозной системы | ТО и ТР автомобиля
Отказы и неисправности тормозной системы автомобиля заключаются в потере работоспособности тормозных механизмов и тормозного привода, в результате которой происходит полная или частичная потеря эффективности торможения автомобиля.
Неисправностями тормозного механизма являются:
- износ накладок тормозных колодок и барабанов и увеличение зазора между ними
- замасливание, заклинивание колодок, сопровождающееся нагревом тормозных барабанов
Неисправности механического привода ручного (стояночного) тормоза заключаются в вытягивании и повреждении тяг или тросов их заеданий.
В гидравлическом тормозном приводе имеют место следующие неисправности:
- подтекание жидкости через манжеты колесных тормозных цилиндров и через шланги
- недостаточный уровень тормозной жидкости в резервуаре главного тормозного цилиндра
- увеличенный свободный ход педали тормоза
- притормаживание колес на ходу
Основной признак неисправности тормозной системы характеризуется увеличением длины пути торможения (при одной и той же скорости движения и одинаковом состоянии дороги) и стремлением автомобиля к заносу при торможении, нагреванием тормозных барабанов.
Подтекание и недостаточный уровень жидкости в гидроприводе способствуют проникновению воздуха в систему привода, что сопровождается «проваливанием» педали. Тормоза при этом начинают действовать лишь после нескольких нажатий на педаль. Набухание манжет приводит к заеданию тормозов.
Увеличенный свободный ход педали наблюдается вследствие увеличения зазоров между накладками колодок и тормозным барабаном и между штоком и поршнем главного тормозного цилиндра, а также из-за уменьшения избыточного давления в системе в результате неисправностей клапана и возвратной пружины поршня главного цилиндра. Причиной этого является также недостаточный уровень тормозной жидкости в резервуаре главного цилиндра.
При наличии в системе гидравлического привода гидровакуумного усилителя (автомобиль ГАЗ-53П и др.) может происходить полное или частичное торможение всех колес автомобиля без нажатия на педаль тормоза или увеличение усилия нажатия на педаль при торможении автомобиля.
Причиной первой неисправности является отсутствие зазора между вакуумным клапаном и его седлом или неплотности в шлангах, штуцерах и других соединениях. В результате этого в камере усилителя над диафрагмой устанавливается атмосферное давление (вместо разрежения), в то время как под диафрагмой имеется разрежение, что и вызывает срабатывание тормозов.
Второй причиной увеличения усилия является выключение из работы усилителя вследствие нарушения регулировки его атмосферного клапана (недостаточный ход клапана или его отсутствие, в результате чего в камере усилителя под диафрагмой будет постоянное разрежение).
Причиной нагревания тормозных барабанов могут быть притормаживание (одного или нескольких) колес, ослабление или поломки стяжной пружины тормозных колодок, заедание поршня в колесном цилиндре (в гидравлическом приводе), недостаточный зазор между накладками колодок и барабаном и др.
Тормозные качества автомобиля оцениваются по двум основным показателям:
- величине тормозного пути
- максимальной величине замедления автомобиля
Наибольший тормозной путь для легковых автомобилей составляет 7,2 м при скорости 30 км/ч (на сухом горизонтальном участке) и замедлении 5,8 м/с2, для грузовых автомобилей массой 8 т и более и автобусов длиной 7 м и более соответственно 8,5—11 м и 5—4,2 м/с2. Для автомобилей КамАЗ — 20—21 м при скорости 40 км/ч. При этом усилие нажатия на педаль тормоза должно быть около 0,7 кН.
Эффективность ручного тормоза должна удовлетворять требованию удерживать полностью груженный автомобиль на уклоне 16% (автопоезд на уклоне 8%).
Признаки неисправности тормозной системы, которые должен знать каждый автовладелец
Категория: Секреты автомобилей.
На вопрос, за какой системой в автомобиле нужно следить особенно пристально, большинство автовладельцев ответят — за тормозной. И с этим трудно спорить.
Рассмотрим основные признаки, которые вовремя предупредят водителя о том, что в системе торможения имеются проблемы и лучше бы сменить планируемый маршрут до ближайшего пункта СТО.
Утечка тормозной жидкости
DOT может вытекать из системы через разрыв тормозных шлангов, например. Обнаружить утечку можно под днищем, на тормозных или колёсных дисках, или непосредственно под педалью. О понижении уровня в бачке скажут индикаторы на приборной панели: жёлтый предупредит о падении уровня «тормозухи» в бачке ниже нормы и необходимости долить, красный Brake говорит об аварийном уровне: ехать нельзя.
Последние сомнения развеет инспекция расширительного бачка с «тормозухой»: жидкости должно быть по уровню между отметками min и max.
Даже если утечка DOT некритична, не спешите расслабляться: постоянно низкий уровень тормозной жидкости в бачке может говорить о том, что колодки серьёзно изношены. Не замените вовремя — деформируется тормозной диск.
Жидкость из бачка постепенно убывает, а колодки и диски в порядке? Где-то в системе есть утечка: осматривайте шланги на целостность, не откладывая: с низким уровнем DOT тормозная система теряет герметичность, тормоза могут отказать.
- Подробно о выборе и замене тормозной жидкости мы писали в этой статье.
Слишком большой / слишком малый ход педали тормоза
Рабочий ход педали тормоза должен оставаться неизменным во время работы двигателя. Этот параметр может меняться только в зависимости от модели автомобиля, но никак не на конкретной машине.
Если во время торможения тормозная педаль становится мягкой, ватной и легко проваливается в пол, это может быть признаком утечки тормозной жидкости из главного цилиндра, чрезмерного износа одного из тормозных цилиндров или истёршихся колодок.
Нога с трудом нажимает на тормоз? Вариант нормы — когда после проезда по лужам нажимать на тормоз тяжело, но спустя несколько продавливаний ход педали приходит в норму. Если же погода сухая, а нажимать на тормоз ощутимо трудно — вероятно, имеет место подсос воздуха в системе, поломка вакуумного шланга, неисправность усилителя педали.
Чтобы протестировать герметичность тормозов, достаточно пару раз нажать на педаль тормоза: после нескольких нажатий педаль должна стать жёстче.
Скрежет, визг, свист колодок
Нехарактерные звуки тормозной системы при торможении тоже относятся к неисправностям. Свистят и визжат колодки в случае износа и трения о диск. Вариант нормы — поскрипывание колодок с достаточным ресурсом в дождь и в силу плохого материала противошумных накладок (дешёвые колодки).
Скрежет со стороны колёс во время торможения говорит о том, что полностью изношенная колодка зажимает диск или о том, что между колодкой и диском застрял посторонний предмет.
Непривычные звуки — стук, щелчки и т.п. — могут указывать на подклинивание суппортов. Высокочастотный протяжный визг выдаёт заедающий цилиндр суппорта или штифта.
Гул от тормозов, напоминающий самолёт на взлётной полосе, говорит о повреждении тормозного диска: срочно на сервис.
- О том, как определить неисправности автомобиля по посторонним звукам, читайте в этой статье.
Вибрация педали во время торможения
Вариант нормы: педаль вибрирует во время срабатывания системы ABS при интенсивном торможении на скользком покрытии.
Постоянно вибрирующая педаль тормоза — признак, что тормзной диск чрезмерно изношен или его «повело». Деформированные диски обычно меняют, хотя в некоторых случаях проточка может помочь.
Другая причина вибрации тормозной педали — ослабло крепление суппорта, изношен ступичный подшипник колеса.
При торможении автомобиль ведёт в сторону
В нормальном варианте, во время торможения машина останавливается по той траектории, по которой ехала до этого. Если при нажатии на тормоз машину уводит в сторону, дело может быть не только в дефектах подвески и «сбитом» развал-схождении, но и в неисправностях тормозной системы.
Вероятные причины такой ситуации:
- дефект тормозных колодок с одной из сторон
- коррозия или деформация тормозного диска
- утечка тормозной жидкости в рабочем цилиндре
- ослабленное крепление /деформация суппорта.
О том, как проверить работу тормозной системы в движении, узнаете из этой статьи.
Что делать, если отказали тормоза прямо во время движения? Узнаете из этой статьи.
Качественные запчасти для вашего автомобиля предлагает наша разборка
Перейти к поиску
Метки: диагностика неисправностей, Тормозная система
Основные неисправности тормозной системы диагностика и ремонт своими руками
Несмотря на то, что любая часть автомобиля требует внимания, именно тормозная система зачастую выручает из многих дорожных ситуаций. Безопасность водителя, пассажиров, пешеходов других участников движения зависит от неё. Неисправностей тормозной системы существует много…
Но, пожалуй, всех их можно разделить на три группы: проблемы с тормозным механизмом, неисправности тормозного привода и усилителя тормозов. Давайте рассмотрим каждую группу более подробно. Каждому водителю просто необходимо знать примерные причины и следствия поломки. Возможно, это не только сможет сохранить Ваши деньги и время, но и предупредить поломки.
Рассмотрим возможные причины неисправных тормозах
- Изнашиваются или загрязняются тормозные колодки;
- Деформируется или изнашивается поверхность тормозных дисков;
- Происходит ослабление в креплениях, приводящее к деформации суппорта.
Что касается проблем с тормозным приводом, то они более серьёзные:
- Поршень рабочего или главного цилиндра начинает заедать;
- В рабочем или главном цилиндре происходит утечка тормозной жидкости;
- Повреждены или засорены шланги и трубопроводы;
- В системе происходит подсос воздуха вследствие ослабления крепления.
Ну а теперь перейдём к проблемам с вакуумным усилителем тормозов:
- Недостаточная разряженность впускного коллектора;
- Повреждение вакуумного шланга;
- Поломка следящего клапана усилителя.
Избежать этих проблем не сложно. Просто всегда нужно соблюдать все правила эксплуатации, предусмотренные заводом производителем, приобретать комплектующие высокого качества например в интернет магазине запчастей где найдете полный каталог запчастей (оригинал), а также учитывать все внешне факторы воздействия.
Неисправности тормозной системы. Определение и устранение неисправностей своими силами в автомобиле
Слабое действие рабочего тормоза
Проникновение воздуха в гидропривод. Ход педали тормоза увеличен. Педаль мягкая. Замасливание накладок тормозных колодок через сальники ступиц колес и полуосей. Утечка тормозной жидкости из колесного цилиндра и загрязнение его накладок. Заклинивание поршня цилиндра продуктами коррозии. Увеличение зазоров вследствие износа накладок в колесных тормозных механизмах. Перегрев тормозных механизмов. Прокачать тормозную систему. Проработавшую длительный срок тормозную жидкость заменить, используя при прокачке тормозов шланг длиной 350–400 мм со стеклянной трубкой на конце, опущенной в сосуд с тормозной жидкостью. Нажимая на педаль тормоза, выкачивать старую жидкость до тех пор, пока в трубке не покажется светлая новая. Следить за уровнем жидкости в бачке главного тормозного цилиндра и своевременно доливать новую.
Выявить причину замасливания накладок. Осмотреть сальники ступиц колес и полуосей. Не допускать переполнения смазкой ступиц колес. Изношенные сальники заменить. Промыть накладки бензином и обязательно прошлифовать их шкуркой, удалив щеткой с тормозного механизма колеса абразивную пыль.
Колесный тормозной цилиндр снять. При снятии цилиндра в тормозных механизмах барабанного типа, отсоединяя трубку подвода тормозной жидкости в цилиндр вращением сильно заржавевшего штуцера, можно сорвать грани гайки штуцера и повредить трубку. Лучше, придерживая штуцер специальным ключом, вращать цилиндр, предварительно открутив два болта его крепления к тормозному щиту. В этом случае поможет и наложенный на штуцер компресс из проникающей тормозной жидкости или керосина.
Чтобы жидкость не вытекала из трубки, можно надеть на нее резиновый защитный колпачок.
Заменить колесный цилиндр новым или разобрать старый. Поврежденные детали (кольца, манжеты) и изношенные колодки заменить.
Перегрев тормозных механизмов может привести к образованию паровых пробок в гидроприводе, что может привести к отказу гидропривода. Вспомнить, когда менялась тормозная жидкость, и, если прошло более двух лет, заменить ее.
Проверить целостность передних тормозных шлангов. Проверить рабочий тормоз на асфальтовом покрытии, разогнав автомобиль с места, и резко затормозить все колеса. Если при этом траектория движения автомобиля сохраняется прямолинейной, рабочий тормоз считается исправным.
Увеличенный зазор между колодками и тормозным барабаном на автомобилях «Волга». По мере износа тормозных накладок зазор между ними и барабаном поддерживается автоматически упорным кольцом и в регулировке не нуждается. Необходимость в регулировке Возникает при плохой фиксации упорного кольца и замене тормозных колодок новыми, для чего: повернуть опорные пальцы так, чтобы метки на них были обращены к центру тормоза. Установить тормозной барабан. Нажать на педаль тормоза, прижимая колодки к барабану. Поворачивать опорные пальцы до отказа, но без больших усилий, Слегка затянуть гайки, стопорящие пальцы. Опустить педаль тормоза и проверить легкость вращения барабана. В случае задевания барабана за накладки чуть-чуть повернуть опорные пальцы и затянуть гайки опорных пальцев моментом 40–50 Н.
Увеличенный свободный ход или полный ход педали тормоза
При правильной установке положения педали тормоза свободный ход педали должен составлять 3–5 мм. Рабочий ход педали – около 140 мм. При выжатой до упора педали расстояние от педали до пола 20 мм. Проверить уровень тормозной жидкости, состояние накладок. Минимальная толщина накладок передних колес автомобиля—до 1,5 мм, задних—до 2 мм. Чем больше изношены накладки, тем дальше от диска отстоят колодки.
Признак износа – педаль пошла дальше и чуть ли не угодила в пол при рабочем торможении. Не доводить толщину накладок до критической. Колодки заменить. Измерить ход педали тормоза и при необходимости отрегулировать.
При торможении машину уводит в сторону. Неравномерное торможение колес на одной оси
При торможении автомобиль тянет влево – попадание тормозной жидкости на поверхность накладок правых колес (переднего или заднего) или наоборот.
Потеря подвижности поршня в одном из колесных цилиндров. Один цилиндр «прихвачен» коррозией, и его колодка не работает.
Неисправность регулятора давления задних тормозов, автоматически корректирующих давление жидкости в гидроприводе тормозов в зависимости от нагрузки на автомобиль. Установить причину попадания тормозной жидкости на накладки и устранить ее. Промыть накладки бензином и зачистить их шкуркой, удалив после зачистки абразивную пыль.
Проверить подвижность поршней цилиндров. Неисправный цилиндр с машины снять и отремонтировать.
Проверить работоспособность регулятора давления задних тормозов там, где он есть. Снять с него резиновый чехол. Удалить остатки смазки и грязи, резко нажать на педаль тормоза. При исправном регуляторе его поршень должен выдвигаться из корпуса на 1,6–2,4 мм. Заложить смазку и надеть чехол. При необходимости отрегулировать регулятор давления.
Греется колесный тормозной механизм. Одно колесо притормаживается при движении автомобиля
Невозвращение колодок в исходное положение после прекращения торможения. Вывесить и снять колесо. Работать вдвоем. Нажать несколько раз на тормозную педаль и наблюдать за перемещением колодок относительно диска, а также за работой суппорта. Внимательно проверить, нет ли на колодках повреждений и деформаций. Подтянуть ослабленные болты крепления суппорта.
Ослабление или поломка стяжной пружины колодок заднего колеса. На автомобилях «Волга» усилить действие стяжной пружины перестановкой одного из ее концов в отверстие, расположенное рядом, на ребре колодки. На других моделях растянутые или ослабленные пружины заменить.
Тормозная педаль медленно перемещается вниз при нажатии на нее с одинаковым усилием
Манжеты в главном тормозном цилиндре затвердели, потеряли эластичность, в результате чего пропускают тормозную жидкость. Снять главный тормозной цилиндр с автомобиля, разобрать его, все детали промыть. Осмотреть рабочие кромки манжет и зеркало цилиндра. Поврежденные детали заменить. Собрать узел. Заполнить гидропривод жидкостью и удалить из нее воздух.
Чрезмерное усилие нажатия на педаль тормоза
Ослабление эффективности гидровакуумного усилителя тормозов. Проверить работоспособность усилителя. Приложить усилие к педали левой ногой при неработающем двигателе. Запустить двигатель, удерживая педаль в среднем положении.
При исправном усилителе педаль тормоза должна несколько переместиться вниз. Если это не происходит, проверить надежность соединения усилителя с впускным трубопроводом двигателя и герметичность соединений.
Усилитель автомобилей «Волга» ремонтопригоден, усилитель автомобилей ВАЗ моделей -2108, -2109 разборке и ремонту не подлежит.
Слабое действие привода стояночной тормозной системы
Заедание троса в направляющих оболочках (трубках) у щитов задних колес. Большой свободный ход привода стояночного тормоза. Отсоединить трос, смазать его, прочистить направляющие оболочки. Отрегулировать натяжение троса, перемещая гайками уравнитель до полного выбора прослабленного троса. На автомобилях «Волга» отрегулировать привод можно эксцентриком, уменьшая зазор между приводным рычагом и разжимным стержнем.
Стояночный тормоз удерживает автомобиль на уклоне в неподвижном состоянии. Двигатель должен быть разобщен с трансмиссией при рабочем состоянии рычага стояночного тормоза, зафиксированном запирающим устройством.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >