Как выбрать туристический навигатор (2019) | Блог
Туристические навигаторы так и не стали массовым гаджетом – высокая цена отпугивала многих покупателей еще тогда, когда альтернативы «Гарминам» просто не было. Теперь же, когда GPS-модуль есть даже в самых недорогих смартфонах, интерес к навигаторам упал до минимума. Но если автомобильные навигаторы почти вытеснены смартфонами, то туристические до сих пор пользуются спросом среди многих путешественников, туристов и спортсменов.
Производители продолжают выпускать новые модели, с полок магазинов они пропадать не торопятся. Какие же преимущества заставляют поклонников туристических навигаторов оставаться верными этим устройствам?
- Надежность. Разнообразие аппаратной начинки и программного обеспечения смартфонов в этом ракурсе скорее минус – нет никакой гарантии, что именно на вашей модели навигационное приложение не даст сбой в самый важный момент. В то же время программное и аппаратное обеспечение туристических навигаторов разработаны с учетом повышенных требований к надежности устройства.
- Продолжительность работы. Включенный GPS-модуль смартфона сильно ускоряет разряд аккумулятора, редкий смартфон сможет проработать в режиме навигации хотя бы 5-6 часов. А у навигаторов время автономной работы колеблется от 12 часов до нескольких суток.
- Защищенность от внешних воздействий. Большинство туристических навигаторов спокойно переносят низкую температуру, удары и погружения в воду. Причем уровень защиты даже самых простых навигаторов намного выше, чем у большинства «защищенных» смартфонов.
- Питание от стандартных элементов типа АА или ААА. Намного проще и дешевле взять с собой «про запас» несколько комплектов обычных батареек, чем несколько аккумуляторов для смартфона.
- Уверенный прием сигнала со спутников. Навигация все же не является приоритетом для смартфонов и GPS-модули в них часто устанавливаются по остаточному принципу. В итоге поиск спутников может занимать десятки минут, а отсутствие приличной GPS антенны – привести к тому, что для пропадания сигнала со спутников будет достаточно деревьев над головой или даже просто облаков. Туристический навигатор же не только имеет надежную встроенную антенну и чувствительный приемник, большинство из них оснащены разъемом для подключения внешней GPS-антенны, способной значительно улучшить прием сигнала в сложных условиях.
Резюмируя, можно сказать, что летом в населенной местности для рыбалки, охоты или походов «выходного дня» смартфона с навигационным приложением может быть достаточно – даже если он подведет, ничего непоправимого не произойдет. А вот для «диких» мест или холодной погоды – когда от возможности определить свое местоположение может зависеть ваша жизнь – туристический навигатор остается вне конкуренции.
Кроме того, туристические GPS-навигаторы используются в качестве средств спортивной фиксации в некоторых видах спорта: в парусных регатах, в воздухоплавании, в планерном, дельтапланерном и парапланерном спорте и т.п. И здесь их смартфоном заменить никак не получится.
Решившись обзавестись туристическим навигатором, определитесь с характером его использования – в разных условиях будут актуальны различные характеристики этого устройства.
Характеристики туристических навигаторов
Поддержка ГЛОНАСС определяет, может ли навигатор ориентироваться по сигналам со спутников российской навигационной системы ГЛОНАСС, или принимает сигнал только спутников американской NAVSTAR GPS.
Многие считают, что двухрежимные навигаторы имеют лучшую точность, однако в большинстве случаев это не так. Погрешность определения координат у ГЛОНАСС изначально чуть больше, чем у GPS, а значит в двухдиапазонном режиме ГЛОНАСС+GPS навигаторы демонстрируют ничуть не лучшую (а порой – и худшую) точность, чем в режиме чистого GPS.
С учетом того, что в двудиапазонном режиме устройство потребляет больше энергии (и, соответственно, меньше работает без подзарядки), в равнинной местности никакого преимущества двухдиапазонные навигаторы не имеют – для сохранения заряда батареи их лучше переводить в режим «только GPS».
Другое дело в горах. Для определения координат навигатор должен получить сигнал от 4х спутников. Если же часть небосклона закрыта горным склоном, то в поле зрения может просто не оказаться нужного количества спутников. И в этом случае поддержка второго диапазона увеличит шанс определения собственного местонахождения.
В туристическом навигаторе можно сохранить определенное количество маршрутов – путей, проходящих через определенные маршрутные точки (наборы координат, определяющие некоторую точку на карте). В режиме следования по маршруту, навигатор будет отображать направление к следующей маршрутной точке и отклонение от текущей линии маршрута.
Количество маршрутов, которых можно сохранить в памяти навигатора, ограничено – обычно их не более 250.
В процессе движения (через определенные промежутки времени) навигатор сохраняет текущее положение – записывает путевую точку. Промежуток времени сохранения путевых точек можно менять в широких пределах; путевую точку также можно поставить вручную. Важным моментом здесь является то, что количество путевых точек также ограничено. В разных моделях их может быть от 2000 до 10000 и на этот параметр надо обратить особое внимание.
К примеру, если ваш навигатор может сохранить до 2000 путевых точек, и вы установите промежуток сохранения путевых точек в 1 секунду, то уже через полчаса память устройства заполнится. Если же при этом выбран режим циклической записи путевых точек, а на экране выставлен крупный масштаб, то старые точки начнут затираться, а вы этого даже не заметите. Через несколько часов, при попытке вернуться назад, вы с неприятным удивлением заметите, что ваш «след» заканчивается в паре километров от вас.
Выставление большого интервала сохранения путевых точек помогает не заблудиться, но снижает точность записанного трека. Это особенно важно, если навигатор используется как средство контроля – например, спортивного. Поэтому подбирайте количество точек в соответствии с тем, как долго длится ваш обычный маршрут, какую длину он имеет, и насколько вам важна точность трека его прохождения.
Путевым компьютером оснащено большинство туристических навигаторов. Путевой компьютер отображает текущую скорость, среднюю и максимальную скорость на маршруте, пройденное расстояние и прочие статистические данные.
Если вы планируете использовать туристический навигатор и в качестве автомобильного, обратите внимание на соответствующие опции: расчет автомобильных маршрутов, голосовые сообщения и загрузку пробок. Путевой компьютер такого навигатора способен строить оптимальный маршрут по автомобильным дорогам между заданными точками. Загрузка пробок позволит использовать при построении маршрута актуальную информацию о дорожной ситуации, а голосовое сопровождение позволит двигаться по маршруту, ориентируясь по голосовым командам, предупреждающим о нужных поворотах.
«Автомобильные» функции расширяют возможности туристического навигатора, однако имейте в виду, что и цену устройства они поднимают весьма значительно. Недорогой туристический навигатор и средний автомобильный вместе обойдутся вам намного дешевле, чем один туристический с теми же функциями.
Если вам важна высокая точность определения координат, обратите внимание на поддержку WAAS и EGNOS. Это – две схожие системы, содержащие наземные станции и геостационарные (расположенные над экватором и неподвижные относительно земли) спутники, вычисляющие поправку для спутников GPS и отправляющие данные о ней наземным приемникам. Использование WAAS и EGNOS обеспечивает погрешность измерения координат не более 1 м по горизонтали и не более 1,5 м по вертикали. К сожалению, спутники этих систем расположены только над США и Европой, и в большей части территории России их сигнал недоступен.
Встроенная карта есть на всех современных навигаторах. Однако степень их детализации на разных моделях может сильно отличаться. На недорогих моделях предустановленная карта может содержать лишь точки крупных населенных пунктов и основные дороги. И хотя установка пользовательских карт также возможна на всех моделях, далеко не на всех это делается легко и быстро. Если у устройства есть слот для карт памяти, новую карту можно установить в устройство, записав её на карту памяти. Топовые модели способны получать карты через Wi-Fi или Bluetooth. На самых простых моделях возможна загрузка пользовательских карт с компьютера через разъем mini-USB. Подходящие карты можно найти в Интернете.
Если объем встроенной памяти не позволяет загрузить пользовательскую карту, вам придется искать карту меньшего размера или вручную облегчать её с помощью специализированного ПО.
Магнитный компас позволяет навигатору определять направление на стороны света в покое. При отсутствии магнитного компаса узнать где север, а где юг, можно только в движении – по взаимному расположению двух последних путевых точек.
Барометр позволяет навигатору более точно измерять высоту – эта опция будет полезна, если вы собираетесь брать устройство в горы или использовать при занятиях авиационными видами спорта.
Характеристики экрана для этого типа устройств особого значения не имеют – разумеется, цветной экран с высоким разрешением дает больше информации, а сенсорный более удобен в обращении. Однако чем лучше характеристики экрана, тем больше он потребляет энергии. И где-нибудь в «медвежьем углу» на последней паре батареек характеристики экрана будут вас заботить меньше всего.
Варианты выбора туристических навигаторов
Если вам нужно надежное и защищенное устройство, способное указать вам верную дорогу в любых природных условиях за минимальные деньги, выбирайте среди недорогих туристических навигаторов.
[url=»https://www.dns-shop.ru/catalog/17a8eda816404e77/turisticheskie-navigatory/?order=1&groupBy=none&stock=2&f=fgs]Туристический навигатор с поддержкой ГЛОНАСС имеет больше шансов «поймать» нужное для определения координат количество спутников.
[url=»https://www.dns-shop.ru/catalog/17a8eda816404e77/turisticheskie-navigatory/?order=1&groupBy=none&stock=2&f=fq6]Наличие слота для карт памяти облегчит установку в устройство актуальных карт.
Поддержка навигатором [url=»https://www.dns-shop.ru/catalog/17a8eda816404e77/turisticheskie-navigatory/?order=1&groupBy=none&stock=2&f=3apl]Bluetooth или [url=»https://www.dns-shop.ru/catalog/17a8eda816404e77/turisticheskie-navigatory/?order=1&groupBy=none&stock=2&f=3apf]Wi-Fi также способны облегчить обновление карт.
Если вы хотите, чтобы туристический навигатор мог работать и в машине, прокладывая нужный маршрут по автомобильным дорогам с учетом текущей дорожной обстановки, выбирайте среди [url=»https://www.dns-shop.ru/catalog/17a8eda816404e77/turisticheskie-navigatory/?f=fi3]моделей с загрузкой пробок.
Спутниковые навигаторы и навигационные системы: виды, достоинства и недостатки
Любой из нас может оказаться в незнакомом месте, не предполагая, куда двигаться дальше. Бумажная карта или случайные прохожие не всегда становятся хорошими помощниками в этом случае, поэтому на помощь приходит технический прогресс. А именно, спутниковая навигация. Что такое спутниковый навигатор, как они работают и какой из существующих видов предпочесть, рассмотрим в этом обзоре.
Что такое спутниковый навигатор
GPS-навигатор — это устройство для приема сигналов навигационных спутников и вычисления координат местоположения. Это технически сложный прибор, содержащий помимо деталей и микросхем, принимающих и обрабатывающих сигналы от спутника, еще и определенные программные компоненты, такие как:
BIOS — выступает связующим звеном между аппаратной и программной частей устройства;
операционная система;
программа-оболочка — делает пользование навигатором удобным и обеспечивает корректную работу всех программ;
непосредственная навигационная программа;
дополнительные приложения, предусмотренные производителем (мультимедиа, игры и пр.).
Как работает gps-навигация
Спутниковая навигация представлена тремя составляющими:
космическая — спутники на земной орбите (32 у GPS и 28 у ГЛОНАСС), движущиеся по 6 траекториям по 4 штуки в каждой;
управляющая — станции мониторинга и наземные антенны, выполняющие корректировку данных о местоположении объектов;
пользовательская — приемники (навигаторы), использующие сигналы спутников (как правило, трех-четырех) для установления своего местонахождения по координатам в режиме реального времени.
Спутники постоянно направляют на поверхность Земли сигнал о своем расположении и времени на собственных часах. Координаты и время их отправки поступают на приемник, который вычисляет расстояние до каждого спутника с помощью специальной программы. Рассчитав расстояние, GPS-навигатор анализирует полученные данные и устанавливает свое точное местонахождение.
Недостатками такой системы выступает то, что сигнал из космоса может не доходить до навигатора, скажем, в тоннеле, подвале, вследствие облачности или наличия магнитных бурь.
Виды GPS-навигаторов
В настоящее время имеется три разновидности этих устройств:
Автомобильные навигаторы.
Туристические.
Спортивные.
Рассмотрим каждую из них в отдельности.
Автомобильные навигаторы
Эти приборы предназначены для того, чтобы:
прокладывать маршрут с учетом особенностей организации движения на дороге;
осуществлять поиск конкретного объекта (населенного пункта, заправочной станции, кафе, гостиницы и т.п.).
Некоторые автомобильные навигаторы могут принимать данные о дорожной ситуации в режиме реального времени, что помогает избегать заторов и объезжать пробки. Эта информация поступает за счет мобильной связи (по протоколу GPRS), или по радиоканалам RDS диапазона FM.
Существуют навигаторы, работающие с GPS и с ГЛОНАСС одновременно. Такие устройства есть у производителей торговых марок Explay, Lexand, Prestigio, Prology.
Лучшие автонавигаторы — 2019
Туристические навигаторы
Эти портативные приспособления используются любителями активного отдыха и туристами в пеших, водных и горных походах. Их отличает то, что их корпус изготовлен по стандарту IPX7, то есть защищен от ударов и проникновения влаги. Кроме того, эти навигаторы не теряют работоспособности в трудных условиях, например, в горах и в густой чаще леса.
В память отдельных туристических навигаторов закладываются карты местности. Кроме того, устройства могут иметь дополнительные функции (например, компас или высотометр), которые могут оказаться полезными при путешествиях на большие расстояния.
Спортивные навигаторы
Эти приборы необходимы спортсменам в циклических дисциплинах (беге, велосипедной езде, лыжной гонке и т.п.) и могут применяться как на тренировках, так и на соревнованиях. Их основная задача — контроль состояния здоровья спортсмена по основному показателю — пульсу в совокупности с параметрами движениям (скоростью, высотой, пройденным расстоянием).
Спортивные навигаторы имеют водонепроницаемый корпус с защитой от ударов. Они компактны и мало весят. Чаще всего выполняются в виде:
наручных часов;
прямоугольного корпуса для крепления на велосипедном руле.
Данные о частоте сердечных сокращений спортсмена, о количестве оборотов педалей или выполненных шагов поступают на устройство от специальных внешних датчиков по радиоканалу. Пользователь же получает необходимую информацию посредством звукового и вибро- сигнала, а также читает ее на дисплее прибора.
Спортивные GPS-навигаторы применяются также для:
установления определенного задания на тренировку в части направления и скорости движения, расстояния, которое необходимо пройти, значения пульса и пр.;
записи данных в память навигатора для последующей передачи на ПК и анализа эффективности тренировки.
GPS или ГЛОНАСС — что лучше
Обе системы спутниковой навигации имеют свои достоинства и недостатки.
К достоинствам GPS-системы относят:
Надежность, обусловленная большим количеством используемых спутников.
Меньшая погрешность в определении местоположения по сравнению с ГЛОНАСС.
Наличие большого количества поддерживающих устройств.
Недостатками GPS-навигации выступают:
Вследствие синхронного движения спутников по орбитам требуется наличие корректирующих станций для повышения точности установления координат объекта.
В полярных широтах и на большой высоте качество сигнала ухудшается.
Наличие прав управления системой у Минобороны страны, что ставит гражданских лиц в зависимость от военных. С этой точки зрения GPS точнее, а ГЛОНАСС – надежнее.
Преимущества системы ГЛОНАСС заключаются в следующем:
Несинхронное вращение спутников не требует дополнительных корректив.
Наличие устойчивого сигнала в любых условиях на территории России.
ГЛОНАСС останется доступной для населения страны даже в случае отключения GPS.
Недостатки:
Меньшее количество спутников и их частый износ.
Более высокая стоимость спутникового мониторинга транспорта.
Отсутствие программного обеспечения для мобильных устройств. Доступным вариантом для них сегодня выступает GPS-ГЛОНАСС или только GPS.
Что выбрать — мобильное приложение или отдельное устройство-навигатор
Абсолютный плюс мобильного приложения состоит в том, что телефон всегда под рукой. Но наличие отдельного устройства лучше по следующим причинам:
Мобильные GPS-навигаторы работают через интернет, а это значит дополнительный расход трафика.
Работа приложений может затрудняться вследствие перегруженности процессора устройства, вследствие чего возникают «зависания» и «торможения»
Если телефон зазвонит при включенном навигаторе, то маршрут придется прокладывать заново.
Для мобильника необходимо специальное крепление, а навигаторы продаются уже в комплекте с ним.
История навигаторов / Box Overview corporate blog / Habr
Когда-то люди ориентировались по звездам. Сейчас все гораздо проще — достаточно достать из кармана телефон, вбить в яндекс.карты нужный адрес и они проложат маршрут. Или включить навигатор в авто. Или посмотреть на «умные часы» — способов много. Но знали ли вы, как выглядели первые навигаторы? В посте — краткая история навигаторов: от механического наручного устройства до проекторов в шлеме.Первые шаги
Первый навигатор появился в 1920 году. В комплекте к устройству Plus Fours Routefinder, похожему на часы, шли карты. Крутить их нужно было вручную.
Нужно было добавить это устройство в Историю умных часов. Ведь пройдет всего 90 лет, и функцию навигатора будут выполнять часы вроде Pebble.
Навигатор следующего поколения, Iter-Auto, появился в 1930-м. Основные его отличия от Plus Fours Routefinder состояли в автоматическом прокручивании карты — при этом скорость, с которой механизм это делал, зависела от скорости автомобиля. Но стоило свернуть с дороги — как водителю приходилось доставать карты, искать нужную, устанавливать её в навигатор и искать своё текущее местоположение.
Реклама Iter-Auto.
General Motors в 1966 году выпустила «Driver Aid Information and Routing». Система была призвана ассистировать водителя и брать на себя часть функций водителя, чтобы он мог сосредоточиться, собственно, на вождении. Среди полезных функций — возможность позвонить по радиотелефону в аварийную или справочную службы. Пресс-релиз от 1 февраля 1967 года. В качестве носителей информации использовались перфорированные карты: по ним навигатор ориентировался и сообщал об ограничении скорости, направлении и других важных факторах.
В космос!
В 1957 году в Советском Союзе отправили в космос первый искусственный спутник Земли. Американские учёные при этом наблюдали сигнал, исходящий от спутника и обнаружили, что благодаря эффекту Доплера частота принимаемого сигнала увеличивается при приближении спутника и уменьшается при отдалении. Поэтому, зная свои координаты, можно выяснить положение и скорость спутника, и, зная положение спутника, можно определить собственную скорость и координаты. Технология глобальной спутниковой навигации: какие бывают системы, параметры и функции.
В 1974 году идея спутниковой навигации была реализована, и в США запустили первый из 24 GPS-спутников, необходимых для покрытия всей Земли. Последний из них запустили в 1994 году. На данный момент этих спутников 32. Как видны спутники из одной точки:
Этот спутник не запустили, он в музее в Сан-Диего.
Официально систему ГЛОНАСС начали разрабатывать в СССР в 1976 году, но только в 1984 запустили первые два спутника. На фото — спутник ГЛОНАСС второго поколения. Для полного покрытия Земли также требуется 24 спутника.
Для военных и гражданских
Первый GPS-приёмник, разработанный для вооруженных сил США, был двухместным и с колёсами. Весил около 122 килограммов. В 1983 году было принято решение о создании гражданской системы GPS — после того, как сбили пролетающий над СССР самолёт компании Korean Airline.
В 1985 в США уже появляется первый массовый навигатор — The Etak Navigator. Изображение на дисплее — приятного зелёного цвета. Музыку и фильмы на нем, конечно, смотреть было нельзя, но со своей работой он справлялся. Карты для него хранились на кассетах.
В 1991 году The Etak Navigator засветился в фильме «Сплошные неприятности» (Nothing But Trouble). В кадре — собственно, он и нога Деми Мур.
Как ГЛОНАСС, так и GPS изначально разрабатывались для военных целей. На фото — часть приборной панели вертолёта Black Hawk с GPS навигатором, начало 1990-х.
Январь или февраль 1991 года, операция «Буря в пустыне». GPS-навигатор, установленный в Хаммере.
Первый приёмник, рассчитанный на работу и с ГЛОНАСС, и с GPS одновременно, был выпущен в 1995 году компанией Ashtech. Он не был предназначен для массового рынка.
А спустя пять лет на рынке появляется первый смартфон с GPS — это Benefon ESC. Он был доступен массовому потребителю.
Первый смартфон, оборудованный ГЛОНАСС приёмником, поступил в продажу в 2011 году — МТС 945.
Сегодня
На данный момент роль навигатора могут выполнять не только специальные гаджеты, но смартфоны и разнообразные носимые устройства — часы и очки. Например, Google Glass позволяют водителю не отвлекаться от дороги.
Возвращаясь к часам — приложение для Pebble позволяет отображать подсказки о том, куда дальше ехать, прямо на наручных часах. Это один из 10 вариантов применения этого гаджета. Работают они совместно с запущенным на смартфоне приложением.
Штатными навигаторами часто оснащают автомобили прямо на заводе — даже российские производители авто это делают.
Но гораздо интереснее, конечно, устройства, приобретаемые дополнительно. Например, навигатор Garmin HUD оснащен проектором — водитель видит направление следующего поворота в виде стрелки на лобовом стекле автомобиля. Устройство синхронизируется со смартфоном на iOS или Android и использует запущенное на нем программное обеспечение. И получает пробки с него через Bluetooth.
Мотоциклисты тоже пользуются навигаторами, что сопряжено с рядом неудобств: во время вождения в шлеме не очень удобно наклонять голову к навигатору — это раз, приходится останавливаться, чтобы вбить адрес — это два. Поэтому среди носимых устройств с навигацией можно отметить мотоциклетный шлем NUVIZ — он нужен для того, чтобы повысить безопасность. Проект уже получил достаточную сумму на Kickstarter.
Программное обеспечение девайса позволит даже объехать непогоду, что для двухколесного транспорта является ощутимым бонусом.
В России подобный проект разрабатывается уже пять лет — это LiveMap для байкеров, мотоциклетный шлем с GPS навигатором. Сейчас можно сделать предзаказ на сайте — за 1500 долларов, а когда он появится в продаже — цена составит уже 2000.
Это интересно:
Подключенный Volvo на MWC 2014
История умных часов
История персональных компьютеров в рекламе. Часть 3: 1990-е
GPS навигация для начинающих | Пособие автомобилиста
Случалось ли вам заблудиться и от всей души желать найти простой способ узнать, какой дорогой необходимо идти? Или найти чудесное место для рыбалки или охоты и не запомнить, как можно к нему легко вернуться? А как на счет обнаружить в походе, что сбился с пути, и не знать, как вернуться обратно к лагерю или машине? Возникала ли при полете необходимость определить ближайший аэропорт или идентифицировать воздушное пространство, в котором находились? Возможно, вы сталкивались с проблемой, когда нужно съехать на обочину и уточнить у кого-нибудь направление.
С GPS навигатором вы сможете узнать в любое время, в какой точке планеты находитесь. Со времен первых ручных GPS приемников, предоставленных коалиционным силам во время войны в Персидском заливе, до сегодняшнего признания нашей компании как лидера GPS инноваций, GARMIN помогла GPS достичь новых высот, выведя технологию за рамки стандартного функционирования типичных GPS навигаторов.
GPS технология стремительно изменяет способ людей прокладывать путь по всей земле. Делается ли это ради забавы, спасения жизни, более быстрого добирания, или еще чего вы только не придумаете, GPS навигация становится с каждым днем все более распространенной. Мы надеемся, что данное руководство предоставит вам достаточно информации, заинтересует и увлечет вас.
Что такое GPS ?
GPS — Глобальная система навигации и позиционирования. Сеть спутников, которые постоянно передают закодированную информацию, с помощью которой можно точно определить месторасположение на земле путем измерения расстояния до спутников.
Как указано в приведенном выше определении GPS означает Глобальная Система Позиционирования (Global Positioning System), и относится к группе спутников Министерства Обороны США, постоянно вращающихся вокруг Земли. Спутники передают радио сигналы малой мощности, позволяя каждому, у кого есть GPS навигатор, определять свое месторасположение на Земле. Создание этой выдающейся системы было не дешевым и стоило США миллиардов долларов. Текущее техническое обслуживание, включая запуск новых спутников на замену старым, увеличивает стоимость системы. Удивительно, GPS фактически предшествовал появлению персональных компьютеров. Разработчики возможно и предвидеть не могли тот день, когда мы сможем носить маленькие GPS навигаторы весом меньше фунта, которые будут не только сообщать нам, где мы находимся в системе координат (долгота/широта), но смогут даже показывать наше месторасположение на электронной карте с городами, улицами и т.п.
Изначально разработчики думали о военном применении. GPS приемники служили бы целям навигации, дислокации войск и координации артиллерийского огня (среди прочих применений). К счастью, административное решение в 1980г. сделало GPS навигатор доступным также для гражданского применения. Сейчас каждый может оценить преимущества GPS ! Возможности почти не ограничены. Иногда люди спрашивают, можно ли бесплатно использовать эту систему – ДА! (Ну, вообще-то вашей платой стали уплаченные налоги). Так что просто распакуйте свой GPS навигатор, вставьте батарейки и окунитесь в интереснейший мир GPS навигации.
Кто использует GPS ?
У GPS навигатора есть множество применений на суше, в воде и в воздухе. В основном GPS навигатор позволяет вам записывать или задавать точки месторасположения на земле и помогает продвигаться от и к этим точкам. GPS навигатор может использоваться везде, кроме мест, где нет приема сигнала, т.е. внутри помещений, в пещерах, парковках и прочих местах, находящихся под землей, а также под водой.
В воздухе и на воде GPS применяется в основном для навигации, на земле же применение более разнообразно. В различных целях GPS навигаторы используется учеными. Все большую часть своей работы геодезисты проделывают с использованием GPS навигатора, что значительно сокращает затраты на проведение разведывательных работ, а также обеспечивает потрясающую точность. В основном разведывательное оборудование обеспечивает точность до одного метра. Более дорогие системы могут обеспечить точность в пределах сантиметра! В сфере отдыха применение GPS навигатора настолько разнообразно, насколько многочисленны виды отдыха. GPS навигатор становится все популярнее среди туристов, охотников, скалолазов, лыжников и т.д. Если вы увлекаетесь видом спорта или какой-либо деятельностью, где вам необходимо отслеживать свое местоположение, прокладывать маршрут к определенному месту или знать. в каком направлении и как быстро вы движетесь, вы по достоинству оцените все преимущества GPS навигации.
GPS навигация быстро становится привычным делом и в автомобилях. Некоторые встроенные системы обеспечивают поддержку в экстренных ситуациях на дороге – нажатием кнопки передается текущее месторасположение автомобиля в диспетчерский центр. Более совершенные системы могут отображать на дисплее месторасположение машины по электронной карте, позволяя водителям контролировать маршрут движения и искать нужные адреса, рестораны, отели и прочие объекты. Некоторые GPS навигаторы даже могут автоматически создавать маршрут и поочередно выдавать направления движения до указанного пункта назначения.
Чтобы знать, как работает GPS навигация, не надо быть ученым. Все что вам нужно, это немного базовых знаний плюс желание изучить и понять мир GPS навигации. Не позволяйте понятиям вроде «псевдослучайный», «анти-спуфинг» и «псевдокод» запугать вас. Давайте знакомиться и осваивать наилучший инструмент навигации со времен изобретения компасса — GPS навигатор !
3 сегмента GPS
Система NAVSTAR (официальное название GPS в Министерстве обороны США) состоит из космического сегмента (спутники), контрольного сегмента (наземные станции) и пользовательского сегмента (вы и ваш GPS навигатор).
Теперь давайте возьмем три части системы и обсудим их более детально. Так мы сможем ближе рассмотреть, как работает GPS навигация.
GPS навигация : космический, контрольный, пользовательский сегменты
Космический сегмент
Космический сегмент, который состоит минимум из 24 спутников (21 активный и 3 запасных) является сердцем системы. Спутники находятся на так называемой «верхней орбите» на высоте около 12 тыс. миль над поверхностью Земли. Функционирование на такой большой высоте позволяет сигналам покрывать бОльшую территорию. Спутники расположены на орбитах так, что GPS навигатор на земле всегда может получать сигналы по меньшей мере от четырех из них в любое заданное время.
Спутники вращаются со скоростью 7 000 миль в час, что позволяет им обходить вокруг земли каждые 12 часов. Они питаются солнечной энергией и рассчитаны приблизительно на 10 лет работы. На случай пропадания солнечной энергии (затмения и прочее) у спутников есть резервные батареи. Также спутники оснащены малыми ракетоносителями, которые корректируют траекторию вращения.
Первые GPS спутники были запущены в космос в 1978г. Полное созвездие из 24 спутников было получено в 1994г., завершив создание системы. Деньги на покупку новых спутников и их запуск для поддержания в последующие годы работоспособности системы входят в бюджет Министерства обороны США.
Каждый спутник передает радио сигналы малой мощности на нескольких частотах (выделенные L1, L2 и др.). Гражданские GPS навигаторы «слушают» частоту L1 1575,42 МГц в сверхвысокой полосе частот. Сигналы проходят «линию видимости», что значит, что они пройдут через облака, стекло и пластик, но не пройдут сквозь большинство твердых объектов, таких как здания и горы.
Чтобы вы смогли получить представление о положении сигнала L1 в радиоспектре, вспомните ваши любимые FM радиостанции, они работают на частотах где-то между 88 и 108 МГц (и звучат намного лучше!). Спутниковые сигналы очень малой мощности, порядка 20-50 Вт. Для сравнения, FM радиостанция около 100 000 Вт. Представьте теперь, как сложно пытаться услышать 50 Вт радиостанцию, передающую на высоте 12 000 миль! Вот почему так важно иметь чистый обзор неба при использовании GPS навигатора.
L1 содержит два «псевдослучайных» (комплексный шаблон цифрового кода) сигнала, Защищенный (Р) код и код гражданского доступа (С/А). Каждый спутник передает уникальный код, позволяющий GPS приемнику идентифицировать сигналы. «Анти-спуфинг» относится к шифрованию Р-кода для предотвращения несанкционированного доступа. Р-код также называют «Р(Y)» или «Y» код.
Основной целью этих закодированных сигналов является возможность вычисления времени прохождения (или времени прибытия сигнала) от спутника до GPS навигатора на земле. Время прохождения, умноженное на скорость света, равно дальности спутника (расстояние от спутника до GPS навигатора). Навигационное сообщение (информация, которую спутники передают GPS навигатору) содержит данные об орбите спутника, системном времени, общем состоянии системы, а также модель задержки сигналов в ионосфере. Спутниковые сигналы рассчитываются с использованием сверхточных атомных часов.
Контрольный сегмент
Контрольный сегмент выполняет то, о чем говорит само его название – «контролирует» GPS спутники, отслеживая их и обеспечивая правильной информацией об орбите и времени. На земле расположено пять контрольных станций – четыре станции слежения и одна станция основного контроля. Четыре станции постоянно получают данные со спутников и затем передают информацию на станцию основного контроля, которая «корректирует» данные спутников и вместе с двумя другими антенными полигонами передает (по восходящему потоку) информацию к GPS спутникам.
Пользовательский сегмент
Пользовательский сегмент включает вас и ваш GPS навигатор. Как уже упоминалось, пользовательский сегмент состоит из туристов, пилотов, охотников, военных и других, кто хочет знать, где находится, где находился или куда направляется.
GPS навигация – Как это работает?
Месторасположение
Теперь расскажем о том, как это работает. GPS навигатор должен знать две вещи, чтобы выполнить свою работу. Он должен знать, ГДЕ находятся спутники (месторасположение) и как ДАЛЕКО они находятся (расстояние). Посмотрим сперва как GPS навигатор знает, где в космосе находятся спутники. GPS навигатор получает два вида кодированной информации от спутников. Один вид информации, называемый «альманах», содержит данные о расположении спутников. Эти данные постоянно передаются и сохраняются в памяти GPS навигатора, так что он знает орбиты спутников и где каждый спутник предположительно должен находится. Данные альманаха периодически обновляются по мере перемещения спутников. Любой спутник может немного отклоняться от орбиты, а наземные станции постоянно отслеживают орбиту, высоту, расположение и скорость спутников. постоянно отслеживают орбиту, высоту, расположение и скорость спутников. Наземные станции посылают данные об орбите на станцию основного контроля, которая, в свою очередь, передает откорректированные данные обратно спутникам. Эти откорректированные данные точного месторасположения спутника называются данными «эфимериса», которые действительны около четырех или шести часов и передаются GPS навигатору в виде кодированной информации.
Таким образом, получив данные альманаха и эфимериса, GPS навигатор всегда знает местонахождение спутников.
Время
Даже если GPS навигатор знает точное положение спутников в космосе, ему все равно необходимо знать, насколько они далеко (расстояние), чтобы определить свое месторасположение на земле. Существует простая формула, говорящая приемнику, как далеко он находится от каждого из спутников:
расстояние от данного спутника равно скорости передаваемого сигнала, умноженной на время, необходимое сигналу, чтобы пройти от спутника до GPS навигатора (Скорость х Время прохождения сигнала = Расстояние).
Вспомните, как вы определяли, насколько далеко от вас гроза, когда были ребенком. Когда вы видели молнию, то считали затем, сколько секунд пройдет, пока раздастся гром. Чем больше насчитали, тем дальше была гроза. GPS навигация работает по такому же принципу, называемому «Время прибытия».
Используя основную формулу для определения расстояния, приемник уже знает скорость. Это скорость радио волны – 186 000 миль в секунду (скорость света), с учетом задержки сигнала при прохождении сквозь атмосферу Земли.
Теперь GPS навигатору необходимо определить временную составляющую формулы. Ответ кроется в закодированных сигналах, которые передают спутники. Передаваемый код называется «псевдослучайным кодом» потому, что похож на шумовой сигнал. Когда спутник генерирует псевдослучайный код, GPS навигатор генерирует такой же код и пытается согласовать его с кодом спутника. GPS навигатор сравнивает два кода, чтобы определить, насколько необходимо задержать (или сместить) свой код, чтобы соответствовать коду спутника. Чтобы получить расстояние время задержки (смещения) умножается на скорость света.
Часы GPS навигатора не отслеживают время с такой точностью, как часы спутника. Включение в состав GPS навигатора атомных часов сделало бы его намного больше и намного дороже! Поэтому каждое измерение расстояния требует корректировки на величину погрешности внутренних часов GPS навигатора. По этой причине измерение расстояния относится к «псевдорасстоянию». Чтобы определить позицию, используя данные псевдорасстояния, необходимо отслеживать и пересчитывать зафиксированные данные минимум с четырех спутников, чтобы погрешность исчезла.
Получение полного круга
Теперь, когда у нас есть и позиция спутника, и расстояние до него, приемник может определить свое месторасположение. Скажем, мы находимся на расстоянии 11 000 миль от спутника. Тогда наше месторасположение будет где-то в условной сфере со спутником в центре с радиусом 11 000 миль. Далее, допустим, что мы находимся на расстоянии 12 000 миль от другого спутника. Вторая сфера будет пересекаться с первой, образуя общую окружность. Если добавить третий спутник, на расстоянии 13 000 миль, будет две общие точки, где пересекаются три сферы.
Хотя возможных позиций две, они сильно отличаются показателями широты, долготы и высоты. Чтобы определить, какая же из двух точек соответствует вашему фактическому месторасположению, GPS навигатору необходимо также указать приблизительную высоту над уровнем моря. Это позволит приемнику рассчитать 2-х координатную позицию (широта, долгота). При наличии четвертого спутника GPS навигатор сможет определить 3-х координатную позицию (широта, долгота, высота). Так, допустим, расстояние до четвертого спутника составляет 10 000 миль. Теперь у нас есть четвертая сфера, пересекающая первые три в одной общей точке.
Данные альманаха
GPS навигатор всегда сохраняет данные о положении спутников. Эти данные называются альманахом. Иногда, когда GPS навигатор долгое время не включается, данные альманаха становятся устаревшими или «холодными». Когда GPS навигатор «холодный», установление связи со спутником может занять больше времени. GPS навигатор считается «теплым», если данные со спутников собраны за последние четыре-шесть часов. Если время установления связи со спутником играет для вас большую роль, то при покупке GPS навигаторов необходимо обращать внимание на время захвата спутника в «холодном» и «теплом» режимах.
Как только навигатор установит связь с достаточным количеством спутников, чтобы рассчитать месторасположение, вы готовы начать GPS навигацию! Большинство GPS навигаторов будут отображать текущие координаты или текущую позицию на электронной карте, которая будет помогать вам в навигации.
Технология GPS навигатора
Большинство современных GPS навигаторов имеют параллельный мультиканальный дизайн. Более старые одноканальные тоже были популярны, но у них была ограниченная возможность постоянного приема сигналов в жестких условиях, таких как густой лиственный покров. Параллельные приемники обычно имеют от пяти до двенадцати схем приема, каждая из которых отвечает за сигнал конкретного спутника, так что можно в любое время устанавливать надежную связь со всеми спутниками. Параллельные приемники быстро захватывают спутники при первом включении, им также нет равных в возможности принимать сигналы спутника в сложных условиях, таких как густая листва или город с высокими зданиями.
Источники погрешностей GPS навигаторов
Гражданский GPS навигатор имеет потенциальную погрешность определения месторасположения как результат совокупности погрешностей от следующих источников:
Задержки ионосферы и тропосферы – Сигнал спутника проходит сквозь атмосферу. Система использует встроенную «модель», которая высчитывает среднее, но не точное, значение задержки.
Отражение сигнала – встречается, когда сигнал перед тем, как достичь приемника, отражается от таких объектов как высотные здания или горы. Это увеличивает время прохождения сигнала, вызывая тем самым ошибку.
Ошибки часов приемника – поскольку не практично устанавливать атомные часы в приемниках GPS навигаторов, имеющиеся встроенные часы могут выдавать очень незначительные временные ошибки.
Орбитальные ошибки – также известны как «ошибки эфимериса», это неточности данных о расположении спутника.
Количество видимых спутников – чем больше спутников может «видеть» GPS навигатор, тем выше точность. Здания, рельеф местности, электронная интерференция, иногда даже густая листва могут блокировать прием сигнала, вызывая ошибки месторасположения или полное отсутствие показаний. Чем чище обзор, тем лучше прием. GPS навигаторы не будут работать в помещении (как правило), под водой или под землей.
Геометрия/затенение спутника – имеет отношение к относительному расположению спутников в любое заданное время. Идеальная геометрия спутников бывает, когда спутники располагаются под тупым углом по отношению друг к другу. Плохая геометрия является результатом расположения спутников на одной линии или в тесной группе.
Намеренное ухудшение сигнала спутника – намеренное ухудшение сигнала министерством обороны США известно как «Избирательная доступность» и предназначено для предотвращения использования с враждебными намерениями GPS сигналов высокой точности. Этим объясняется большинство ошибок. «Избирательная доступность» была отменена 2 мая 2000г. и в данный момент не применяется. Это значит, что вы можете ожидать от GPS навигатора точности в пределах 6 – 12 метров (около 20 – 40 футов).
Точность GPS навигатора может быть улучшена еще больше с применением дифференциального GPS приемника (DGPS), который может работать от нескольких возможных источников, уменьшая некоторые из описанных выше ошибок. Следующий раздел объясняет, что такое DGPS и как это работает.
DGPS – как это работает ?
Дифференциальные GPS работают с помощью расположения GPS приемника (называемого контрольной станцией) в месте с известными координатами. Поскольку контрольная станция знает свое точное месторасположение, она может определить ошибки спутниковых сигналов. Станция делает это путем измерения расстояния до каждого спутника с использованием принимаемых сигналов и сравнивает результат с фактическими показателями, рассчитанными на основе известного месторасположения. Разница между измеренным и рассчитанным расстоянием для каждого видимого спутника является «дифференциальной коррекцией».
Дифференциальные коррекции для каждого отслеживаемого спутника форматируются в сообщения и передаются DGPS приемникам. Далее дифференциальные коррекции применяются DGPS приемниками в вычислениях для уменьшения ошибок и улучшения точности. Уровень точности зависит от самого приемника и сходства его «окружающей среды» с условиями, в которых находится контрольная станция, а также его приближенности к станции. Приемник контрольной станции определяет составляющие погрешности и обеспечивает их коррекцию для GPS навигатора в реальном времени. Коррекция может передаваться по FM радиочастотам, через спутник или через маяк береговой охраны США. Обычно точность DGPS составляет 1 – 5 метров (около 3 – 16 футов).
WAAS
При полете есть одна вещь, которую все мы желаем получить: БЕЗОПАСНОСТЬ. Исключительная информация о месторасположении это ключ к безопасности полета. При дезориентирующих погодных условиях, когда визуальная навигация усложняется или вообще невозможна особое значение приобретает GPS навигация. Знакомьтесь с «Системой Панорамного обзора» или просто WAAS. Так называется сеть из 25 наземных контрольных станций, которые полностью покрывают территорию США, захватывая немного Канады и Мексики. Внедренные FAA (Федеральным Авиационным Агентством США) для целей авиации эти 25 контрольных станций расположены с предельной точностью. Они сравнивают измеренное GPS расстояние с известными значениями. Каждая контрольная станция подключена к базовой станции, которая собирает все коррекционные сообщения вместе и транслирует их через спутник. С помощью WAAS приемники GPS навигаторов могут обеспечивать точность 3 – 5 метров по горизонтали и 3 – 7 в высоту.
Картография и GPS навигация: где я нахожусь ?
Смотрели ли вы когда-нибудь на карту, желая определить свое точное месторасположение? Есть ли у вас или у ваших знакомых трудности с ориентировкой на местности? Нашли хорошее место для охоты или рыбалки и хотели бы легко вернуться сюда снова? GPS навигатор это то, что вам нужно, чтобы знать где вы и куда идете. GPS навигаторы GARMIN доступны с различными типами карт. Различают модели, не имеющие карты, с базовой картой и с детализированной картой.
GPS навигаторы без карты
GPS навигаторы без карты имеют экран с плоттером и могут предоставлять вид сверху, отображая ваше месторасположение относительно путевых точек, маршрутов, записей трека, которые вы создали. Плоттер поможет в определении месторасположения по отношению к указанным объектам. Большинство GPS навигаторов GARMIN смогут предоставлять такую информацию. Некоторые модели снабжены также дополнительной базой точек месторасположений городских объектов.
GPS навигаторы с базовыми картами
GPS навигатор GARMIN с базовой картой сможет, как правило, показать границы областей, автомобильные магистрали, основные линии метро, озера, реки, железные дороги, береговые линии, крупные города, аэропорты и съезды с основных магистралей федерального значения.
GPS навигаторы с детальными картами
С переходом к GPS навигаторам, у которых есть возможность загружать детальные карты, информация, отображаемая на экране, значительно шагнула вперед. Данные карт могут включать улицы деловых и жилых районов, рестораны, банки, заправки, достопримечательности, данные морской GPS навигации, места для спуска суден на воду, топографические детали, тропинки и многое, многое другое. Представьте, что у вас появилась возможность найти и проследовать по любому адресу в громадной базе данных, используя электронную карту, которая показывает детали улицы! Карты могут заноситься в прибор посредством картриджа или загрузки информации с диска. Некоторые GPS навигаторы используют картриджи компании GARMIN, которые уже содержат информацию о конкретных территориях или регионах. Другие используют чистый картридж, на который, подключившись к ПК с программным обеспечением MapSource, можно записать данные по интересующей вас территории. Еще одни GPS навигаторы могут иметь данные, записанные непосредственно в память, и не требовать картриджей.
Путевые точки
Основной целью GPS навигации является предоставление возможности попасть из точки А в точку В настолько просто, насколько это возможно. GPS навигаторы GARMIN могут сохранять несколько сотен точек или месторасположений, называемых «путевыми точками». Ваш дом, аэропорт, стоянка машины, хорошие места для рыбалки/охоты или просто живописное местечко, которое вы бы хотели еще раз посетить – это только несколько примеров тех мест, которые можно сохранять и позже использовать для навигации. А что, если вы никогда там не были, но знаете координаты этого места или где оно находится на карте? С GPS навигаторами GARMIN вы сможете создавать путевые точки тех мест, где раньше не бывали, и проложить маршрут (GOTO) до нужного места.
GOTO
Использование данной функции также просто, как выбрать путевую точку направления и сказать GPS навигатору «идти туда». GPS навигатор нарисует прямую линию к данной точке и укажет направление указателем «стрелка», линией азимута, линией курса или предоставит «путь» в трехмерном режиме. Когда вы движетесь к определенному месту, GPS навигатор всегда отслеживает, где вы, куда движетесь, с какой скоростью, насколько далеко вы от пункта назначения и сколько времени вам потребуется, чтобы туда добраться! Но что, если на прямой между вами и местом назначения находятся горы, острова или глубокие ущелья? Вы можете сказать GPS навигатору двигаться по серии путевых точек в определенном порядке, называемых «маршрутом».
Маршруты
Помните картинку, которая получается, если соединять линиями точки? Вы рисуете линию из точки 1 к точке 2, 3 и так далее. Представьте, что путевые точки это те самые точки, которые необходимо соединить, а маршрут это соединяющая линия. Поскольку вам необходимо указывать свои номера точек, то обычно вы задаете: «Я хочу пойти отсюда туда-то, затем туда-то и т.д. в таком-то порядке».
Может быть картинка, которую вы увидите, получится и не очень, но зато это однозначно приведет вас туда, куда нужно! С GPS навигаторами GARMIN вы сможете увидеть, где вы были, в виде журнала пройденного пути (track log).
Журналы пройденного пути
По мере продвижения GPS навигатор будет автоматически записывать ваш маршрут в журнале пройденного пути. Представьте этот журнал как след из хлебных крошек, оставленный там, где вы прошли. То, как вы петляли лесными тропками, обходили разные объекты, каждое ваше движение сохраняется в GPS навигаторе. Если вы захотите пройти обратно тем же путем, достаточно просто активировать функцию TrackBack и GPS навигатор сам составит обратный маршрут. Вы можете даже сохранять эту информацию, чтобы использовать её снова и снова и знать, что вы двигаетесь в прави
GPS-навигация – оффлайн, онлайн, или и то и другое?
«GPS как чудо»
Как всю жизнь страдающий от топографического кретинизма, массовое распространение навигаторов я встретил с восторгом — буквально как чудо. Кажется, даже первый мобильный телефон не произвел на меня такого впечатления! А помните ли вы, как начиналось ваше знакомство с GPS-навигацией? Я вот решил на досуге вспомнить и выстроил собственную небольшую хронологию.
Впервые приобщился к «GPS-цивилизации» я достаточно поздно — в 2006 году.
«Железо» представляло собой карманный компьютер Acer n311 на операционной системе Windows Mobile 5.0 и внешний автономный Bluetooth-модуль GPS-приемника Globalsat BT338. Навигационной программой служил хит сезона — iGo.
Через пару лет мне надоела связка из двух устройств, и я сменил ее на автомобильный навигатор на Windows CE – это была тоже марка GlobalSat, модель GV-380, поскольку предшественник оставил хорошее впечатление по скорости холодного старта и чувствительности приемника. В качестве софта на устройстве стоял набиравший популярность в то время Навител Навигатор.
В 2011 универсальным навигатором для меня стал смартфон Nokia N8 на операционной системе Symbian и предустановленная оффлайновая навигация Nokia Maps – карты всего мира, отличная прокладка маршрутов, безупречная логика интерфейса.
В дальнейшем я продолжал пользоваться навигацией на смартфонах – других Nokia на Symbian, Lumia на Windows Phone, а затем планомерно перешел на устройства на базе Android, где уже обленился, перестал постоянно держать руку на пульсе оффлайнового GPS-софта и стал пользоваться Яндекс-Навигатором…
Однако некоторое время назад все же возникла мысль о том, что в пару к телефонно-онлайновой навигации (а Яндекс, при всем уважении, даже с учетом скачивания карт нельзя назвать оффлайновым из-за нужды в 3G для расчета маршрута) надо бы положить в качестве резерва в бардачок традиционное устройство – из разряда тех, что принято называть «навигаторами на присоске»…
Когда рулит оффлайн
Несмотря на популярность смартфонной онлайновой навигации типа Яндекс и Google-карт, традиционные навигаторы без выхода в интернет по-прежнему актуальны. Почему?
Во-первых, они незаменимы для дальних маршрутов по стране – автопутешествий и деловых поездок. Интернет стабилен не везде, а отмена роуминга, которую мы все так ждем, не касается передачи данных. Да, Яндекс проложит маршрут от Москвы до Байкала еще в столице, по вашему местному тарифу, и дальше как бы интернет и не нужен… Но что делать, если вы путешествуете «со свободным графиком» и постоянно отклоняетесь от основного маршрута в поисках достопримечательностей и просто красивых мест? В этом случае независимость от сотового покрытия и количества денег на счету необходима и удобна. Про зарубежные поездки я уж и не говорю – там это актуально втройне!
Не ездите на дальние расстояния? Навигация на смартфоне способна доставить неприятности и в мегаполисе… Телефон всегда остается телефоном, и в приоритете у него – связь, а не работа приложений. И, думаю, едва ли не каждый сталкивался с ситуацией, когда перед сложной развязкой внезапно поступал входящий звонок, и навигация исчезала с экрана. Поэтому многие, у кого есть в машине штатная навигация, включают Яндекс и ее одновременно – первый для, собственно, ведения по маршруту, а вторую – в качестве подстраховки, если смартфон вдруг зазвонит или зачудит, что тоже не редкость. Если же штатной навигации в машине нет (а чаще всего ее и нет), то надежным помощником-дублером для смартфона будет старый знакомый — оффлайновый навигатор. Лежит себе в бардачке, заменив собой бумажный атлас, и используется по необходимости, как надежный резерв.
Поехали без интернета!
Давненько не брали мы в руки шашек – в смысле, классических оффлайновых навигаторов! И, пользуясь случаем, решили потестировать две канонические модели с крупными 7-дюймовыми экранами на операционной системе Windows CE.
Почему не на Android? Дело в том, что старая добрая WinCE, используемая в навигаторах аж с середины 2000-х, весьма удобна именно для них. Система стабильна, безотказна и безупречно подходит для навигаторов, не нуждающихся в постоянном обновлении различных внутренних служб и исполнительных файлов.
Одно из тестируемых устройств, NAVITEL E700, работает на основе одноименного софта. Второе, Prestigio GeoVision 7059 – на навигационном приложении ПроГород.
Технически гаджеты — практически близнецы. Фактически разница лишь в наличии у NAVITEL FM-трансмиттера, позволяющего вывести маршрутные подсказки на штатную аудиосистему автомобиля.
Запускаем оба гаджета. ПроГород стартует с главного меню, где много лишнего, и лишь после этого требует запуска навигации, а NAVITEL более грамотно стартует сразу с карты – вход в минималистичное главное меню, которое требуется достаточно редко, у него принудительный.
Спутники оба прибора находят очень быстро. ПроГород радует объемной трехмерной картой с прорисовкой домов. У NAVITEL карта классическая, без трехмерки.
Забиваем пробные пункты назначения. NAVITEL уже по буквам «МОЖ» показывает город Можайск. А вот ПроГород потребовал набрать «МОЖАЙС», пока не сообразил очевидное.
Запускаем на обоих устройствах прокладку маршрута. NAVITEL показывает три маршрута на карте одновременно, а рядом в отдельных окошках – расстояние и время в пути. Смотрю на маршруты и думаю, какой выбрать. Программа терпеливо ждет моего решения. ПроГород же поступает странно – он тоже предлагает три маршрута («удобный», «простой» и «короткий»), но одномоментно на экране показан лишь «удобный», а для других расстояние и время в пути нужно смотреть отдельно, кликая вручную. При этом, если за 10 секунд вы не приняли решение, первый же маршрут запускается автоматически… Да, этот обратный отсчет можно отключить, но смысл лишнего телодвижения неясен.
Те, кто приобщился к GPS-навигации достаточно давно, помнят времена, когда от пользователя требовался достаточно глубокий уровень погружения в предмет. Мы разыскивали на форумах качественно взломанные версии программ, разбирались в особенностях разных сборок, самостоятельно комплектовали сборки файлами параметров разрешения экрана, тюнинговыми скинами и голосами, спорили, чьи карты лучше — Navteq или Tele Atlas…
Сегодня все это почти забыто (хотя, безусловно, есть отдельные любители глубоко покопаться в софте), но вопрос карт, как ни странно, по-прежнему актуален. И выбирая устройство, неплохо знать, чья в нем картография.
В ПроГород применяются карты от некоммерческого проекта OpenStreetMap. OSM по-своему хорош: для производителя навигационного ПО – своей бесплатностью, а для пользователей – своей народностью, ибо открытую базу редактируют все желающие. Правда, в OSM немало недочетов, связанных с некоторой бессистемностью их обновления – к примеру, какая-нибудь грунтовая дорога при встрече с ней в реальности внезапно окажется черноземным полем, ибо нанесена на карту жителем соседней деревни, который проезжает там на УАЗе. А вот новый жилой комплекс может месяцы напролет не попадать на карты, если рядом не проживает энтузиаст-редактор OpenStreetMap…
В софте от NAVITEL используется собственная картография, что избавляет от юзерских ошибок. Парк спецмашин с оборудованием, подобным тому, которым оснащаются знаменитые «StreetView-мобили» Google, регулярно проводит дорожные съемки, пополняя базу новыми зданиями, дорожными знаками, развязками. А профессиональные картографы и редакторы заносят все это в обновления карт.
В итоге при поиске большинства населенных пунктов и улиц с домами NAVITEL и ПроГород идут ноздря в ноздрю, но как только мы начинаем искать что-то свежее, ПроГород отстает… К примеру, три новые улицы из появившихся в Москве в конце прошлого года — генерала Ивана Яковлева, генерала Павла Артемьева и советской разведчицы Зои Воскресенской: все их нашел NAVITEL, но не смог ПроГород. NAVITEL нашел и новую улицу академика Фортова в подмосковном Ногинске, и еще не введенный в строй жилой комплекс Ново-Никольское…
Обновление карт доступно в обоих навигаторах – это само собой разумеется. А как быть с базой камер и радаров? Они тоже обновляются вместе с картами, но можно не ждать общего апдейта, а делать это вручную – хоть каждую неделю, если угодно.
В случае с NAVITEL на сайтах типа speedcamonline.ru или mapcam.info скачивается файл SpeedCam.txt и просто копируется в папку Speedcams в памяти вашего гаджета вместо прежнего SpeedCam.txt.
В случае с ПроГород – все несколько замороченнее, хотя тоже можно обновляться хоть ежедневно… Для этого нужно скачать с сайта ПроГорода файл динамических обновлений, на компьютере переименовать его по определенному алгоритму, а затем переместить в папку UserData на устройстве…
Оба гаджета показали себя достойно, но первенство мы все же однозначно отдаем NAVITEL — за актуальность карт, за шустрость и логичность интерфейса. И не стоит торопиться списывать со счетов отдельный навигатор как самостоятельное автономное устройство. Он не раз может выручить вас – несмотря на наличие в кармане привычного смартфона! Ведь и интернет может подвести, и дальняя междугородная поездка внезапно возникнуть в планах… А ведь скоро лето – пора планировать путешествия!
1 Виды навигаторов и основы выбора ¦ Нави-С
GPS – это понятие уже давно перешло из лексикона специалистов узкого направления в ежедневную речь большого количества людей, желающих воспользоваться удобствами, которые стали возможны благодаря развитию современных технологий.
Основа навигации заключается в определении координат местоположения отдельного объекта, оснащенного GPSприемником. Это происходит при помощи сигналов, которые поступают от орбитальных спутников находящихся в данный момент в зоне видимости.
GPS-навигатор — это устройство, принцип работы которого основан на принятии и обработке спутниковых сигналов системы навигации. В зависимости от полученных данных навигатор определяет координаты и дополнительные свойства объекта. Сегодня существуют различные виды навигаторов, отличающиеся функционалом.
Полученные данные, в зависимости от типа навигатора, могут представлять собой точку месторасположения объекта на карте дисплея или отображаться в виде точных координат – широты, долготы, реже высоты.
Общедоступность систем позиционирования (GPS, ГЛОНАСС) привело к массовому выпуску навигаторов, основным назначением которых является вычисление текущего местонахождения и определение скорости движения объекта. Все это в совокупности с широким спектром дополнительных возможностей позволяет чувствовать себя вполне уверенно в незнакомой местности.
Основные типы навигаторов
В зависимости от применения все виды навигаторов можно разделить на несколько основных категорий:
Авиационные GPS-навигаторы
Навигаторы данной категории малоизвестны широкому кругу населения, но по праву считаются важнейшими устройствами в авиации. Наличие навигатора позволяет определить не только координаты воздушного объекта, но и азимут, расстояние до аэропортов, правильно проложить маршрут полета, с учетом потенциально опасных препятствий ( высотные здания,радиовышки).
Морские GPS-навигаторы (картплоттеры)
Картплоттер представляет собой стационарный навигатор, пришедший на смену компасу и бумажным картам. Такие навигаторы устанавливаются на кораблях, спортивных катерах и прогулочных яхтах и отображают точные географические координаты, а при помощи специальных карт позволяют проложить безопасный курс между подводными рифами и избежать столкновения независимо от погодных условий.
Автомобильные GPS-навигаторы
Автомобильные навигаторы – это самые популярные и широко применяемые навигационные устройства, спрос на которые постоянно увеличивается, благодаря функциональности, удобству и компактности устройств. Наличие цветного дисплея, большой выбор карт, питание от бортовой сети автомобиля, голосовое сопровождение являются основами автомобильных навигаторов. Виды навигаторов бывают разными, но этот номер один.
Автомобильный навигатор обладает следующими основными возможностями:
- отображение положения на карте с учетом скорости и направления движения;
- нахождение нужного адреса в базе данных;
- выбор оптимального маршрута передвижения;
- интерактивная подсказка для перемещения «перекресток за перекрестком»;
- графическое представление маршрута;
- звуковое сопровождение.
Портативные виды навигаторов
Портативные навигаторы (туристические) разработаны специально для профессиональных спортсменов, туристов, рыболовов и охотников. На экране портативного навигатора можно просмотреть информацию о маршруте, рельефе местности, высотах и глубинах, а также другую необходимую путешественнику информацию.
В отличие от автомобильных навигаторов портативные устройства имеют ряд определенных отличий. Это:
- небольшой размер корпуса, благодаря чему устройство очень удобно держать в руке;
- повышенная надежность, так как корпус выполнен с учетом возможности неблагоприятных воздействий;
- увеличение времени автономной работы;
- чувствительная антенна;
- отсутствие голосового сопровождения.
К тому же все виды навигаторов портативных дополнительно комплектуются встроенным барометрическим высотометром, электронным компасом, календарем охотника и рыболова, а также солнечным и лунным календарями.
Виды навигаторов или как выбрать автомобильный навигатор
Для выбора оптимально подходящего навигатора стоит заранее ознакомиться с рядом характеристик, на которые стоит в первую очередь обратить внимание при покупке устройства.
Навигационная программа
Навигационные карты являются сердцем любого навигатора. Именно они позволяют визуально показывать расположение, прокладывать маршрут, запоминать места посещения и даже отображать пробки на дорогах.
Хорошая навигационная программа должна обладать географической точностью, быть актуальной на момент приобретения, отображать максимально возможное число топографических объектов.
Такие карты могут различаться зонами покрытия и детализацией.
При возможности использования информации о пробках на дороге, навигатор поможет сэкономить время, проложив объездной маршрут.
Дисплей
Именно на дисплей приходится основное внимание, поэтому рекомендуется приобретать модель с приемлемо большим экраном и высоким разрешением. Размер дисплеев автомобильных навигаторов может варьироваться от 2,7 до 7” при поддержке разрешения от 320х240 (стандартное) до 800х480 пикселей (широкоформатное).
Также следует обратить внимание на наличие антибликового покрытия (не все виды навигаторов имеют его).
Производительность навигатора
- Чипсет: В зависимости от модели приемники GPS отличаются временем запуска навигатора, устойчивостью сигнала и точностью определения координат.
- Процессор: Отвечает за скорость обработки информации и общую работу устройства.
- Память: Чем больше объем памяти, тем больше приложений можно использовать одновременно.
Некоторые виды навигаторов имеют дополнительные возможности
Беспроводные технологии:
- Bluetooth – позволяет использовать сотовый телефон совместно с навигатором, для оперативного получения информации о пробках или для выхода в сеть Интернет
- GPRS/EDGE – дает возможность выхода в Интернет, а также позволяет совершать звонки или отправлять смс сообщения.
- Wi-Fi — позволит использовать навигатор в качестве Интернет браузера, что особенно удобнов бесплатной Wi-Fi зоне.
Развлекательные функции:
Для поддержки дополнительных возможностей разработчики встраивают в навигатор приложения, позволяющие просматривать фото, слушать любимую музыку или радио, выходить в Интернет и даже переписываться в ICQ.
Игры позволят скоротать время, а встроенный переводчик или конвертор станут незаменимыми помощниками при поездке за рубеж. Вот такие вот бывают виды навигаторов.