Бензо без бензина: на заправках Владивостока кончается дорожающее топливо
На АЗС нет бензина. Фото: ИА PrimaMedia
Уже несколько дней на автозаправках России растут цены на бензин и дизель. В Приморье стоимость литра ДТ уже вплотную приблизилось к 50 рублям. Но следом появилась и еще одна проблема — дорожающего бензина иногда просто нет на АЗС. Как рассказали ИА PrimaMedia сотрудники сети «Бензо», еще вчера хранилища на заправках были пустыми.
— Вчера во Владивосток пришло 2 вагона с топливом для нас, 120 тонн бензина распределили по заправкам — на Светланскую, Харьковскую, Некрасовскую и так далее. До этого сухие танки были, — говорит собеседник агенства, работающий в «Бензо». — Того, что есть, хватит на пару дней. На Некрасовской и вовсе на один день.
По его словам, Хабаровский и Комсомольский заводы, принадлежащие компаниям «Роснефть» и «ННК», просто не продают розничным заправкам бензин. И такая проблема не только у «Бензо», утверждает он.
Подвезли 120 тонн топлива на все заправки сети. Фото: ИА PrimaMedia
Цены на Бензо на Некрасовской. Фото: ИА PrimaMedia
Бензо на Некрасовской. Фото: ИА PrimaMedia
Бензо на Некрасовской. Фото: ИА PrimaMedia
Сегодня автомобилистам страшно смотреть на табло АЗС. Где топливо есть, стоит оно на 2 июня:
Бензо | ННК | Роснефть | ||
АИ 92 | 42.30 | 41.90 | 41.90 | 43.57 |
АИ 95 | 43.30 | 42.80 | 42.80 | 44.77 |
ДТ | 49.50 | 44.85 | 44.85 | 49.77 |
Ранее гендиректор «Бензо» Игорь Лапчук написал у себя на странице в «Фейсбуке», что компания присоединяется к обращению в адрес премьер-министра Дмитрия Медведева, подписанного рядом региональных розничных трейдеров, входящих в “Российский топливный союз”. В письме сказано, что на рынке происходит крайне неблагоприятная ситуация: пока крупные государственные компании намеренно сдерживают розничную цену на нефтепродукты, независимые игроки топливного рынка (около 60% всего объема рынка России) терпят колоссальные потери и разоряются.
«Наша компания присоединяется к публикации. Действительно не понятно в стране, где есть много нефти и газа, цены самые высокие по миру. И предела высот не видно. Одно слово — » ХОЧУ». Нет обоснования подъёма оптовых цен, никто не может ответить. Прискорбно. Мы работали всегда ориентируясь на население России, делали скидки, акции, но сегодня остаётся только выживать», — пишет Игорь Лапчук.
Цены на «Октанте», Некрасовская. Фото: ИА PrimaMedia
Цены на ННК на Светланской. Фото: ИА PrimaMedia
Бензина АИ 92 и 95 на Бензо на Светланской нет. Фото: ИА PrimaMedia
Бензо на Светланской. Фото: ИА PrimaMedia
ИА PrimaMedia продолжает следить за ситуацией.
Недолив на заправках России: как проверить количество бензина
Каждая пятая российская АЗС недоливает топлива, а каждая девятая заправляет машины некачественным горючим. К такому выводу пришли сотрудники Росстандарта, проверявшие заправки по всей стране. «360» рассказывает, где обманывают автовладельцев и как это можно заметить.
В 2019 году водители на 36% чаще стали жаловаться на нарушения при продаже топлива. Росстандарт нашел недолив на 39 из 200 проверенных АЗС и 33 случая продажи некачественного топлива на 366 заправках. Тестирования проводились как на независимых АЗС, так и принадлежащих крупным нефтяным компаниям, сообщили «Известия».
Где обманывают
В 2019 году координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов и сервис Blablacar проверили топливо на 52 крупных сетевых и независимых заправках по пути из Москвы в Адлер и обратно. Результаты опубликованы на сайте «Большой бензиновый тест». «Я лично проехал 52 заправки и обнаружил, что недоливают примерно на половине из них», — сказал Шкуматов «360».
Во время теста они покупали ровно пять литров АИ-92, проверяли объем и октановое число горючего. На крупных сетевых АЗС результаты оказались удовлетворительными. Немного недоливают все, кроме одной из заправок «Лукойла», «Газпромнефти» и «Газпрома». Худший результат — недолив 60 миллилитров у ТНК и «Татнефти». На ВР октановое число оказалось всего 88 вместо заявленных 92.
На независимых и региональных АЗС дело обстояло гораздо хуже. Самый большой недолив зафиксировали: 4,42 литра — АЗС 1047, 4,51 — «ДонТрансНефть», 4,58 литра — ИП Халиль. 4,71-4,89 литра дают на «Юг Нефти», «Юг-ойле», Green Refueler, S-oil, «Юкс Ойле», «Трассе», «Тула Петроле», Rs Group, «Юконе», «Приме». На остальных — меньше на 10-100 миллилитров. Точно пять литров отпустили по одной заправке «Русойла» и «Учимнефти».
С качеством дело тоже обстояло неважно. Тот же «Русойл» вместо бензина продал газолин с октановым числом 97,2. Такая же ситуация в «Ростнефти» и Rs Group. На «Юг Нефть», «Юг-ойл»и S-oil топливо пахло навозом и фекалиями. А октанометр показал ноль вместо положенных 92. Заправляться таким горючим участники эксперимента не стали. На заправке «Папилон» топливо пахло ацетоном.
Проверка на месте
Председатель правления межрегиональной общественной организации «Народный контроль» Алексей Смирнов рассказал «360», что причин, по которым происходят нарушения, две. Либо технический сбой, когда, например, ломается колонка или бензовоз, случайно закачивает бензин в резервуар для дизеля. Вторая — злой умысел, когда сознательно торгуют дистиллятом или меняют программу колонки для недолива.
Но недолив и недовес, утверждает Смирнов, — общая проблема любого торгового рынка. В 2019 году сотрудники их организации проверили 79 заправок во Владимирской области. По некачественному бензину данные совпали с отчетом Росстандарта — около 10%, по дизелю — на 30% АЗС. Расхождение произошло из-за того, что контролеры не предупреждают о проверке, а просто покупают топливо и отвозят в лабораторию.
По словам руководителя «Народного контроля», проверить недолив на месте очень сложно. Ориентироваться на показания датчика нельзя — они зависят от уклона, на котором стоит машина. Кроме того, не всегда объем бензобака соответствует заявленным паспортным данным. Но на любой заправке можно потребовать, чтобы заправщик при помощи мерного устройства доказал, что честно продает горючее.
«Он должен задать дозу в 10 литров на колонке и в вашем присутствии залить его в мерник. Где-то пишут, что отклонение — 25 миллилитров на 10 литров. Так вот, в Законе о защите прав потребителей никаких отклонений нет. Оно существует в паспорте колонки для поверки. Но мы, потребители, должны получить не менее 10 литров», — подчеркнул Смирнов.
Недостоверный вывод
По мнению президента в Независимого топливного союза (НТС) Григория Баженова, 200 проверенных Росстандартом АЗС — недостаточная для России выборка, чтобы говорить о недоливе на каждой пятой заправке. В нашей стране их около 25 тысяч. Вероятнее всего, выбирали АЗС из «группы риска» — те, что уже попадались на нарушениях. Поэтому результат нельзя экстраполировать на все заправки страны. Для снижения ошибки выборки следовало бы проверить не менее тысячи АЗС.
Проблема существует, но в меньших масштабах. Издержки полной легализации выше, чем риск нахождения в теневом секторе. Введение высоких оборотных штрафов поможет в борьбе со следствиями — недоливом и недостаточным качеством бензина и дизеля. Ликвидировать причину может только изменение институциональных основ топливного рынка.
«Сейчас, преимущественно, борются со следствиями. А это ситуация, при которой никогда и ничего в хорошую сторону не изменится. Это будет поражением конкретных субъектов, но не искоренением проблемы», — считает Баженов.
Недолив бензина на АЗС, что делать
Многие автолюбители сталкиваются с такой проблемой, как недолив бензина на автозаправке. Водитель оплачивает в кассе определенное количество литров, но замечает, что значок уровня топлива на приборной панели начинает гореть раньше, чем он проедет тот километраж, на который должно хватить горючего. Результатом мошеннических действий сотрудников заправочных станций являются значительные расходы собственников авто, которые существенно переплачивают за приобретаемое топливо. Чтобы избежать обмана, стоит узнать, как проверить, сколько залили бензина на заправке.
Уловки АЗС по недоливу топлива
В арсенале сотрудников автозаправочных станций множество уловок, которые позволяют обманывать покупателя. Основных из них пять. И они включают как мошенничество на программном уровне, так и жульничество самих сотрудников станции – кассиров, заправщиков.
Нажатие на заправочный пистолет
Это одна из самых простых хитростей. Как работает способ – топливо в машину заливает заправщик. При этом автовладельца рядом с ним нет. В этот момент он расплачивается за услугу на кассе или сидит в машине. Во время заливания последней порции бензина работник станции отпускает рычаг заправочного пистолета раньше времени. Результат – не все оплаченное топливо попадает в бак автомобиля. Часть его остается в шланге. Разумеется, обратно в колонку горючее не сливается. Заправщик ждет, когда клиент уедет и сливает остатки горючего в подготовленную заранее емкость. Размеры недолива топлива, бензина при этом виде мошенничества впечатляют. За одну смену заправщик может «сэкономить» для себя до 100 л горючего. Недолив на одного клиента составляет в среднем 1 л.
Обман на сдаче
Не все автовладельцы имеют деньги для оплаты горючего под расчет. Они подают купюры и ждут сдачу. Но кассир говорит, что мелочи на сдачу нет. После чего предлагает, казалось бы, хороший выход из трудной ситуации – долить бензин. Вот только доливают топливо далеко не всегда, а автомобилист этого просто сразу не видит. Он замечает, что объем горючего не изменился только через какое-то время. Когда понимает, что в баке пусто, но по идее подобного быть не должно. Такой способ мошенничества срабатывает с рассеянными клиентами, не привыкшими проверять, какое количество бензина залили на заправке.
Перегибание шланга
Простой, но эффективный метод жульничества – скрутить или сделать перегиб топливного шланга. Из мест перегиба бензин до конца не вытекает. После того, как клиент уезжает, заправщик его сливает в канистру. Такой способ очень заметен, поэтому чаще всего срабатывает на мелких автозаправках, где не налажен контроль за сотрудниками.
Недолив на АЗС после отсечки
Есть модели топливных колонок, в которых предусмотрен специальный отсекающий клапан. Он срабатывает, если подача горючего завершается из-за того, что бак машины полностью заполнен. О том, что клапан сработал, свидетельствует громкий щелчок. Казалось бы, никакого мошенничества. Но на самом деле в шланге и пистолете после отсечки остается примерно 500 мл топлива. Чем и пользуются сотрудники заправочной станции. Чтобы вылить оставшиеся пол-литра, достаточно включить пистолет на несколько секунд после заправки.
Мошенничество с помощью программы
В данном случае компьютерные программы, контролирующие залив топлива, настраиваются таким образом, чтобы был недолив. При этом клиент о происходящем догадываться не будет. На экране, показывающем количество залитого горючего, он увидит правильные цифры. И будет уверен, что получил столько бензина, сколько оплатил.
В данной ситуации проблема в том, что водитель ничего не может доказать. Если действия заправщиков еще можно как-то отследить, то работу программного обеспечения нет. При этом программы, позволяющие воровать у водителей бензин, могут также контролировать работу касс, оборудование счетчиков.
Как не дать себя обмануть на АЗС
Никому не хочется оказаться обманутым. Есть несколько способов, как избежать недолива бензина на АЗС. И их водителям обязательно нужно освоить. Это поможет сохранить деньги.
Заливайте полный бак
Самый простой способ выяснить, есть ли недолив на автозаправке, − залить полный бак. При этом на станцию стоит ехать, когда загорается лампочка аварийного остатка топлива. На этот момент в баке остается еще 5 литров. Если попросить залить топливо под завязку, горючее должно начать вытекать из горлышка. Если такого не происходит, значит, бензин не долили. Правда, нужно помнить, что, кроме бака, бензин еще остается в других частях автомобиля – топливных шлангах и трубках. Поэтому если горючее залито до горлышка, то, скорее всего, недостачи нет. Если его уровень намного ниже, есть.
Используйте канистру
Один из способов, как бороться с недоливом бензина на АЗС, − при покупке использовать канистру. Преимущество метода – можно сразу увидеть, сколько топлива залито. И если обнаружен недолив, можно сразу предъявить претензии сотрудникам автозаправки. Минус – не на всех станциях соглашаются заливать топливо в тару клиента. Работники автозаправок ссылаются в этом случае на закон, что в канистры заливать бензин нельзя. Но по закону запрещено для хранения топлива использовать пластиковую или стеклянную тару. Металлическую – можно.
Что делать, если выявлено мошенничество: предъявить свои претензии оператору. Чаще всего клиенту предлагают вернуть разницу деньгами или долить бензин. Если работники заправки отказываются признавать недолив, придется приглашать администратора, делать контрольный залив и составлять акт, что объем купленного горючего не совпадает с оплаченным. В акте должны быть подписи водителя, администратора и оператора. Сотрудники АЗС редко соглашаются подписывать подобные документы, поэтому водителю придется искать свидетелей, которые согласятся поставить свою подпись. После этого автолюбителю нужно будет обратиться с актом в суд, чтобы отстоять свои права.
Не прибегайте к услугам заправщика
Избежать недолива бензина на АЗС можно, отказавшись от услуг заправщика. Тогда никто не сможет перекрутить шланг или раньше времени нажать на кнопку заправочного пистолета. Водитель сам будет контролировать залив горючего по счетчику. Такой вариант не спасет при обмане при помощи программных средств, но позволить исключить человеческий фактор.
Не заправляйтесь помногу в незнакомых местах
Чем больший объем горючего покупает автолюбитель, тем существенней будет его недостача. Чтобы не оказаться обманутым, значительные объемы бензина стоит покупать только на проверенных заправках. В незнакомых местах стоит закупать топливо по минимуму. Тогда, если водителя и обманут, его потери окажутся небольшими. Тогда как при заправке полного бака недолив может доходить до 5 – 10 л.
Следите за смотровым окошком на колонке
Чтобы проверить залитый объем бензина на заправке, сколько залили топлива в бак воителю нужно смотреть самому. Не стоит доверять это работникам АЗС. Водитель должен убедиться, что счетчик показывает именно тот объем горючего, за который он заплатил.
Заправляйтесь на количество литров, а не на сумму
Многие автолюбители предпочитают заправляться на какую-то сумму денег. Это удобно – не нужна сдача, сокращается время стояния у кассы. Но такой подход – прекрасный шанс для мошенников обмануть водителя. Сколько ему не дольют, неизвестно. И доказать это не получится, так как при покупке на сумму оплата будет не за точное количество литров, а за литры и миллилитры. Чтобы минимизировать риск недостачи топлива, лучше платить за количество топлива.
Куда жаловаться при обмане
Что водителям делать, если автозаправки не доливают бензин, − писать жалобу в Роспотребнадзор. Тогда в отношении данной станции может быть проведена проверка. Что требуется от автомобилиста – составить заявление, приложить к нему копию чека. Также желательно иметь видео, которое бы подтвердило, что при нахождении на территории АЗС водитель не делал ничего, кроме покупки горючего.
С получением видео могут возникнуть проблемы, так как работники заправки вряд ли захотят его добровольно предоставлять. Поэтому желательно заручиться свидетельскими показаниями других водителей, находящихся в данный момент на заправочной станции.
Чтобы доказать свою правоту, придется делать контрольный замер топлива, в котором сотрудники АЗС тоже могут отказать. Но, если водитель уверен в своей правоте, можно сразу позвонить в Роспотребнадзор и сообщить о правонарушении, а отправить официальное заявление в контролирующий орган уже позже. Также стоит потребовать жалобную книгу и составить в ней претензию. Ее обязаны сотрудники заправки предоставлять клиентам по первому требованию. Кроме того, о недоливе нужно составить акт, как это описано в статье выше. Его надо оформлять в двух экземплярах. Один остается водителю, другой – у сотрудников АЗС. Копию акта надо приложить к заявлению в Роспотребнадзор.
Как избежать обмана при заправке автомобиля
Несколько лет назад в Казахстане разгорелся скандал вокруг систематического недолива на заправках. Компании именовали это «техническим сбоем», некоторые умудрились избежать штрафов. Возмущения водителей утихли. Однако, по словам главного автомобилиста страны, руководителя движения «ОСА» Руслана Лазуты, обман на АЗС по сей день происходит повсеместно. Эксперт рассказал, как избежать недолива горючего.
Проверенная АЗС
Не заправляйтесь где попало, даже если там дешевле. Это универсальное правило, оно позволит не наткнуться на некачественное топливо. Необходимо проверить одну автозаправочную станцию в городе и прибегать только к ее услугам.
Канистра
Если по каким-либо причинам приходится заправляться в незнакомых местах, ни в коем случае нельзя делать это с помощью пистолета. Самый действенный способ проверки АЗС — набор топлива в канистру.
— Это крайне неудобно. Нет ничего проще, чем подъехать, засунуть пистолет в бак, расплатиться и уехать. Но счетчик крутится, а льется ли бензин? Вы этого не увидите, — говорит Руслан Лазута.
Если вам срочно необходимо топливо, а вашей постоянной и проверенной АЗС рядом нет, как и канистры под рукой, не стоит сразу заправлять полный бак. Лучше для начала залить около 5–10 литров, этого будет достаточно, чтобы понять качество топлива. Либо заправляйтесь самостоятельно, без помощи сотрудников АЗС. Или хотя бы наблюдайте за процессом.
В целом, считается, что оборудование на заправках устроено так, что при больших объемах шанс обмана выше. К примеру, при заливке 50 литров заправки могут недолить сразу несколько литров, тогда как при 5 литрах — не более 200 миллилитров.
Чек
В случае обнаружения мошенничества есть шанс вернуть деньги, сохранив чек. Особенно если владельцы заправок экономят не только на недоливе, но также и на качестве продаваемого топлива.
— Может случиться так, что некачественный бензин выведет двигатель из строя. Такие случаи нередки, тем более, что в Казахстане бензин ужасного качества. Министр заявляет, что всё под контролем, но потребители доказывают обратное.
VOX: Автомобилистам удается доказать в суде, что поломки произошли из-за некачественного бензина?
— В Казахстане такого не припомню. В России — не один раз. У нас народ терпеливый. Машину в хлам разобьют на наших дорогах — и будут молчать, с мыслью о том, что всё равно в нашей стране ничего не добьешься. Этим и пользуются дорожные службы и другие ведомства.
Полный бак
Некоторые АЗС запрещают использовать канистру. Поэтому автомобилисты придумали лайфхак, при помощи которого можно проверить заправку, заправив полный бак. Если, к примеру, в бак вместимостью 50 литров чудесным образом поместились 52, а то и больше — стоит задуматься о поиске другой АЗС.
Как взыскать компенсацию с АЗС?
Владельцев заправочных станций можно привлечь по статье 190 КоАП РК «Обман потребителя». Для этого в случае мошенничества необходимо обратиться в полицию того района, где был нанесен ущерб, либо в Комитет по защите прав потребителей для консультации. Желательно запомнить название заправки, какой объем топлива был залит и в какое время горючее было приобретено. Не лишним будет сохранить фото- или видеоматериал.
Все наши материалы вы также можете оперативно получать на нашем канале в Telegram: https://t.me/VoxPopulikz.
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter