3 способа проверки качества моторного масла и 4 признака его подлинности
Моторное масло призвано защищать детали двигателя от износа, обеспечивать слаженную работу механизмов. Правильно подобранный смазочный материал позволяет снизить расход топлива. Но как узнать, что моторная жидкость выработала свой ресурс, потеряла свои первоначальные свойства, и требует замены? Еще один аспект, который приходится учитывать: наличие контрафактных смазочных материалов в торговых точках. Автолюбителям поневоле приходится изучать признаки оригинальности продукта, ведь применение фальсификата влечет серьезные последствия. Рассмотрим как самостоятельно проверить моторное масло на качество и подлинность.
Для каждого вида смазочного материала существует свой срок службы. По истечении этого времени смазка становится непригодной для эксплуатации! Ресурс автомасла указан на этикетке производителем (период замены обозначается величиной пробега, после которого необходимо поменять масло в двигателе). Но этот срок считается условным по той причине, что он не учитывает условия эксплуатации (например, частый простой в городских пробках при включенном двигателе, и другие нюансы).
Процесс проверки масла на подлинность
Анализ по всем необходимым параметрам в домашних условиях провести невозможно из-за отсутствия специальной аппаратуры. Но визуально определить требует ли моторная жидкость замены, проверить масло на качество довольно просто. Важно знать, как сделать это правильно.
Сверка цвета
В индустрии ГСМ не существует единого стандарта, который регламентирует цвет моторного масла. Он может быть от светло-коричневого до темного оттенка. По сути окраска жидкости зависит от производителя и добавочных компонентов. Например, смазочный материал на графитовой основе может иметь почти черный цвет. Производитель на свое усмотрение может использовать различные пигменты.
В большинстве случаев сверку цвета проводят для того, чтобы исследовать моторное масло на подлинность. Оригинальный продукт имеет первоначально чистый цвет от охры до коричневого без посторонних вкраплений. Главное условие — янтарно-желтый оттенок. Именно он указывает на соответствие качества. Темный же оттенок говорит о ненадлежащем качестве, и указывает на сомнительное происхождение масла.
Этикетка и ее внешний вид
Для того, чтобы не приобрести в торговой точке фальсифицированный СМ, необходимо читать этикетку товара. Изготовители кустарных смазок не всегда уделяют должное внимание на внешний вид своего творчества. Иногда на этикетке контрафактного продукта не содержится даже основной информации. Внимательный автолюбитель сможет отличить подделку от оригинала по следующим признакам:
- Показатель вязкости по стандарту SAE наносится ниже торгового названия смазочного материала, и обозначается цифрой, буквой (W для всесезонных масел), двухзначным числом. Литера W может отсутствовать, если масло предназначено для использования только в теплое время года. В основном вязкость обозначается таким образом: 5W-40. Производители оригинальных СМ имеют в собственном ассортиментном ряду автомасла всех вязкостных показателей.
- Название марки нанесено четко, без ошибок.
- Информация о типе двигателя (бензиновый, дизельный).
- Дата изготовления, розлива и срок службы наносят на канистру.
- Серьезный производитель обязательно укажет на этикетке технологические особенности СМ.
- Обязательная информация на лицевой стороне этикетке о происхождении базы (минеральное масло, полусинтетическое, синтетика).
- Класс качества, который обозначен символами мировых стандартов, например, API и ACEA.
- Указание на список производителей ДВС, одобривших данный продукт для использования.
- Применение. Изображение вида транспортного средства, для которого произведено данное автомасло.
Этикетка должна содержать четкие надписи и символы. Не допускается размытых надписей. Края этикетки должны быть ровные, хорошо проклеенные. Полиграфия высокого качества отличает оригинал от подделки.
Проверка кода
ГСМ, поступающие на прилавки отечественных магазинов и на станции техобслуживания, имеют дополнительную защиту от подделок: нанесенный линейно или в двухмерном виде Datamatrix, PDF, QR-код.
Эта информация позволяет получить подтверждение подлинности продукта посредством ввода кодов на странице официального сайта производителя или телефонного звонка на горячую линию. Существует линия поддержки, информацию о которой можно найти на оборотной стороне канистры.
Некоторые производители в качестве защиты используют специальный уникальный код, который наносится на пломбу, под этикетку и под крышку тары.
Соотношение цены и качества
Желание приобрести СМ по низкой цене не всегда оправдано. Если масло в торговом предприятии предлагают купить по цене ниже средней, это должно насторожить автовладельца. Снижение цены в розничной сети ниже чем на 10% — высокая вероятность поддельного товара. Узнать среднюю стоимость автомасла можно воспользовавшись интернет ресурсом.
Знаменитые торговые бренды никогда не проводят акций, условием которых становится невероятно низкая цена. Желание сэкономить таким образом может причинить вред автомобилю, ремонт которого потребует значительных финансовых затрат и времени.
Определение качества моторного масла
Качество смазочного материала определяют для того, чтобы выяснить требуется ли его замена. Способов такой диагностики несколько.
Проверка методом масляного пятна
Для того, чтобы результаты теста были максимально информативными, следует придерживаться следующего алгоритма действий:
- запускаем двигатель и прогреваем его в течение 5-10 минут и глушим;
- для забора образца понадобится бумага желательно белого цвета размером примерно 10*10 см;
- с помощью масляного щупа наносим каплю жидкости на бумагу, диаметр капли не должен превышать 3 см;
- кусочек бумаги кладем для высушивания примерно на 2 часа.
После чего можно приступить к оценке свойств смазки. На листочке бумаге образуется пятно, в котором будут явно видны три зоны: ядро (d1), вокруг него краевая зона (d2), и обрамляющая ее дисперсная (D). Измерив эти зоны в мм, можно воспользоваться формулой Дс=1- (d2)²/ D². Если полученное значение менее 0.3 мм, это означает, что жидкость потеряла свои диспергирующие свойства, и подлежит замене.
Рассмотрим как определить качество моторного масла самым доступным и простым способом.
Забор масла для этого теста производится так же, отличие лишь во времени подсыхания. В данном случае достаточно 15 минут. Визуальная оценка производится по образованному на бумаге пятну. Жидкость требует замены, если присутствуют характерные признаки:
- масло густое и темное, капля не растеклась. Это сигнализирует о том, что смазка старая, и не годится для дальнейшего использования;
- наличие коричневого ореола по краям капли, свидетельствующее о нерастворимых частицах в СМ. Они попадают в масло в процессе окислительных реакций;
- присутствие мелких металлических частиц, указывающие на неудовлетворительную защиту деталей от трения. Это способствует быстрому износу металлических поверхностей.
Светлое ядро свидетельствует о том, что масло не потеряло своих рабочих качеств.
Если в канистре осталось незначительное количество неиспользованного моторного масла, можно взять его для сравнения с отработанным образцом.
Пятно на фильтровальной бумаге можно сравнить с показаниями специальной таблицы «Шкала образцов капельной пробы». По результатам такого теста можно сделать следующие выводы: при оценке от 1 до 3 поводов для беспокойства нет. Оценка от 4 до 6 баллов считается средней. А при значении от 7 баллов необходима срочная замена масла.
Проверка посредством бумажного теста
Таким способом определяется количество присадок. На бумагу (газету или тетрадный лист) наносят каплю масла, и под наклоном наблюдают как жидкость стекает вниз. Качественный продукт оставит практически незаметный след. Темный след стекающей капли указывает на чрезмерное наличие присадочных компонентов. От использования такой смазки лучше отказаться.
Проверка на вязкость
Показатель вязкостных свойств — один из главных показателей качества. Для самостоятельной оценки понадобится воронка с очень узким горлышком (примерно в 1 мм). Можно использовать масленку для швейных машин, срезав дно. Понадобится два образца автомасла: то, что осталось в канистре, и то, что слили с двигателя.
Сначала в воронку заливаем неиспользованное масло, и считаем количество капель за определенный промежуток времени. Затем то же самое проводим с отработанным образцом. Если результат имеет значительное расхождение в обе стороны, необходима замена смазочного материала.
Чем грозит использование контрафактного масла
Контрафактные смазки производят из низкосортных промышленных масел. Они не способны защитить двигатель от трения и износа. В неподходящую базу недобросовестные производители добавляют компоненты, используемые для тяжелой техники, и это несет прямую угрозу ДВС легкового автомобиля.
Признаки поддельного масла проявляются в следующем:
- повышенный шум мотора в работе;
- проблемы с запуском;
- образование нагара и сажи, ржавчины.
Все это происходит потому, что контрафактные продукты не могут защитить силовой агрегат от трения и износа. Через несколько тысяч километров пробега существует реальная угроза выхода из строя мотора. Иногда понадобится его замена, и каждый автовладелец представляет какие средства понадобятся в этом случае.
Как защититься от подделки
Как определить качество моторного масла: советы водителю -Блог TAM.BY
Большинство автовладельцев уяснили для себя одну истину: состояние моторного масла напрямую влияет на исправность работы двигателя, на срок службы агрегата до проведения капремонта. Этот смазочный материал призван защищать детали от износа, обеспечивать слаженность работы всех механизмов узла. К тому же, правильно подобранный тип масла способствует снижению расхода топлива. Поэтому необходимо следить, когда жидкость потеряла собственные свойства, выработала ресурс, требует замены. Однако не каждый водитель знает, как определить качество моторного масла, чтобы залить в движок именно рекомендованную производителем марку. Обладать такими знаниями нужно еще и по причине многообразия масел, в том числе и контрафактных.
Визуальная проверка
Подбирая автомасло, невозможно установить его соответствие всем параметрам без специальной аппаратуры. Однако визуально можно определить некоторые качества.
Индустрия ГСМ не предполагает единого стандарта, регламентирующего цвет моторных масел. Однако водители запоминают, что оригинальный продукт должен быть чистого цвета, начиная с охры и до светло-коричневого, с желто-янтарным оттенком, без видимых вкраплений.
Чтобы определить качество моторного масла, следует внимательно изучить этикетку. На ней должна отражаться вся информация о продукте. Ниже торгового наименования, нанесенного четко и без ошибок, указывают коэффициент вязкости: литеру W с цифрами для всесезонных смазок. На бирке отражают тип двигателя, дату производства, время разлива, срок службы СМ, технологические особенности. Также обязательно присутствие сведений о базе – минеральная, синтетика, полусинтетика, класс качества, тип транспортного средства.
Код и масляное пятно
Дополнительной защитой от контрафакта считается QR-код. Наносят его под этикетку канистры, под крышку емкости и на пломбу. Если ввести этот код на сайт производителя, то можно удостовериться в подлинности продукции.
Существует еще один способ, с помощью которого можно определить качество моторного масла. Запустив на 5-10 минут двигатель, глушим его, с масляного щупа одну каплю жидкости с диаметром 3 см наносим на белую бумагу. Листок просушиваем в течение 2 часов. Затем анализируем пятно по трем областям: ядро d1, краевая зона d2, дисперсная D. Применяем формулу 1- (d2)²/ D². При полученном значении меньше, чем 0,3 мм, диспергирующие качества жидкости потеряны, ее следует заменить.
Тест на присадочные компоненты и вязкость
Определить качество масла можно еще одним простым способом. На газетный либо тетрадный листок нанести каплю масла. Наклонив поверхность, понаблюдать, как вещество стекает вниз. За неоригинальным маслом, как правило, останется темный след от избыточного наличия присадок.
Одним из основных показателей смазок является уровень вязкости. Сравнивают остатки масла в канистре и слитого с двигателя. В узкую воронку наливают неиспользованный продукт, и считают, сколько упало капель за определенное время. Затем такие же манипуляции выполняют с отработанным продуктом. Значительные расхождения указывают на необходимость замены смазки.
Подделкам – нет
При покупке обязательно нужно определить качество моторного масла на пригодность. Желание купить СМ по низкой стоимости не оправдывает себя. Если цена ниже средней на 10% и более, автовладельцу следует насторожиться и узнать информацию из интернета. Сэкономив немного средств, можно нанести значительный вред автомобилю, ремонт которого обойдется в несколько раз дороже. Ведь контрафактный продукт выпускают из низкосортных материалов, не способных на защиту деталей мотора от износа, трения. В результате возникает шум в двигателе, проблемы при запуске, появление сажи, отложения нагара и как результат – выход силового агрегата из строя.
Для защиты от приобретения контрафактной продукции следует запомнить, как определить качество моторного масла. Для этого не стоит пренебрегать рекомендациями специалистов, гоняясь за дешевизной на стихийных рынках. Рациональнее приобрести лицензированный и качественный продукт. Чтобы купить качественные автомасла в Минске обращайтесь в компании из каталога TAM.BY.
Как проверить качество моторного масла?
Пора ли менять масло или ваш автомобиль ещё побегает на этом? Можно, конечно, следовать инструкции от производителя и осуществлять замену после определённого пробега, но не все масла одинаково хороши и отрабатывают свой срок службы на полную. Как же в «домашних» условиях убедиться, что масло точно пора менять?
Сразу скажем, что на глаз определить вряд ли что-то удастся, так как даже степень загрязнённости некоторых масел непонятна, ведь они имеют тёмный цвет и в нормальном состоянии могут быть почти чёрными. Но существует простой способ проверки методом «масляного пятна». Для его исполнения вам потребуется лишь белый лист бумаги и время.
Последовательность действий такая:
- Прогреваем двигатель около 10 минут.
- Масляным щупом извлекаем каплю масла и наносим её на лист бумаги.
- Просушиваем лист около двух-трёх часов. Для ускорения процесса можно положить его возле обогревателя или на батарею.
- Если у вас осталось это же масло в канистре, то также берём каплю оттуда, чтобы сделать «контрольный образце» вышеуказанным способом.
- Оцениваем качество.
Для того, чтобы понять, пора ли производить замену, смотрим на пятно, образованное из-за растекания и впитывания в бумагу капли масла:
- Если капля осталось густой и тёмной, даже не думая впитываться, это означает, что смазка настолько старая, что её совершенно точно придётся менять.
- Если края пятна растеклись и неровные, то это означает, что туда попала вода и масло требует замены. Края должны быть четко ограничены.
- Светлый центр образованного круга должен быть светлым, это означает, что масло ещё чистое и работает как надо. Сравните с контрольным образцом.
- Тёмный ореол вокруг пятна свидетельствует о нерастворимых частицах в смазке, при их наличии также стоит задуматься о замене.
- Металлические частицы в круге – точный сигнал того, что масло не только стоит поменять, но и купить другую его марку, так как эта явно не даёт необходимой защиты деталям автомобиля.
- Если круг чистый и ровный – цвет при этом может быть любой – то масло можно спокойно продолжать использовать. Сравните его с контрольным образцом – так будет легче понять, как оно должно выглядеть.
Проверяем масло с помощью экспресс-теста и обычной бумаги
Можно все делать по науке — добыть «мотор чекап» с фототаблицей (сразу оговоримся, в свободной продаже его нет), который выпущен производителем масла или независимой организацией вроде немецкого TÜV. А есть вариант попроще: провести капельный тест с помощью обычного листа бумаги. Результат, как убедились во время небольшого эксперимента корреспонденты Onliner, — схожий. Нам интересно было не только проверить состояние и уровень масла, но и определить средний уровень информированности автовладельцев. Знают ли они, какие техжидкости залиты в их моторы? А зачем проверять акциз? Вообще, следят ли за уровнем антифриза, тормозной жидкости, масла?
Немецкий экспресс-тест или обычная бумага?
В комментариях под статьями, посвященными масляному расследованию, некоторые водители признаются, что не знают даже, где находится щуп двигателя: «Проверять уровень техжидкости — задача механика». А он, конечно же, хороший, ответственный, свой человек и вообще рубаха-парень.
На самом деле значение имеет не только то, где вы обслуживаете автомобиль и какое масло используете. За уровнем стоит следить, в особенности если машина эксплуатируется в городском, тяжелом цикле, характерные черты которого — короткие и частые поездки.
Как упоминалось в предыдущей публикации, при проверке уровня масла рекомендуется наклонить щуп и понаблюдать, как происходит скопление жидкости на кончике. Она должна собираться постепенно, формироваться в каплю и отделяться от поверхности, а не стекать как вода (это может говорить о недостаточной вязкости).
Особое внимание советуют обращать на прозрачность капли: если она темного цвета, но щуп просматривается — масло пригодно для использования. В противном случае следует поторопиться с заменой.
— Немецкая организация по техническому надзору TÜV, которая контролирует состояние технических средств (аналог нашего техосмотра), а также выдает водительские удостоверения и в целом следит за безопасностью продукции, выпустила экспресс-тесты, — демонстрирует непримечательную с виду брошюру Алексей Лосев, торговый представитель группы продаж масел и техжидкостей компании «Армтек» (выступает партнером масляного расследования). — В них предусмотрены два окошка со специальной бумагой, куда предлагают поместить два образца масла. Это сделано для удобства и сравнения результатов. Например, до замены масла / ремонта неисправности и после.
В брошюре есть фототаблицы, с которыми необходимо сравнить полученный результат. По 10-балльной шкале можно оценить степень загрязнения продуктами сгорания, сажей, пылью, металлами, а также состояние масла. Кроме того, выявляются еще два параметра — наличие воды и топлива.
— Этот метод диагностики разработан для обычных автовладельцев и не требует специальных познаний, — говорит Павел Черногоров, начальник группы продаж масел и техжидкостей «Армтек». — Капельный тест в принципе не предназначен для сверхточной диагностики, а может лишь обозначить проблему.
«Удобство „мотор чекап“ в том, что провести его может любой, даже ребенок»
Достаточно прогреть двигатель до рабочей температуры, заглушить мотор, а через 3—5 минут достать щуп и капнуть маслом на тест. Через полчаса можно сравнить полученный результат с фототаблицей.
Экспресс-тесты предоставила компания «Боникс Авто Плюс». Они удобные, имеют понятные пояснения и фототаблицу. Однако в свободной продаже вы их не найдете. Поэтому специалисты предложили параллельно использовать во время капельного теста обычную офисную бумагу.
Итак, условились брать из каждого двигателя по две пробы, используя обычный лист бумаги и экспресс-тест.
Эксперимент проводился на парковке одного из торговых центров. Напомним, проверять масло рекомендуют при прогретом до рабочей температуры двигателе (а не при холодном — это заблуждение) через 3—5 минут после его остановки. Когда капля подсохнет (для экспресс-теста достаточно получаса, для листа бумаги — около суток), проанализируем полученный результат.
Toyota Prius: пример того, как должно выглядеть свежее масло
Владелец этого автомобиля совсем недавно залил масло. Утверждает, что при выборе сверялся с инструкцией, производитель указывает вязкость 0W-30. По отзывам в интернете выбрал Comma: международная компания производит масла более полувека.
— Следует достать щуп из двигателя и, не вытирая его, дождаться, когда капля стечет на экспресс-тест, — повторяет пункты инструкции Павел Черногоров. — Заметно, что жидкость светлая. При стекании со щупа формируется капля, что является хорошим признаком.
Специалист, раз уж капот открыт, решает заодно проверить уровень жидкости.
— Недопустимо использовать автомобиль, если уровень масла выше или ниже отметок, — показывает наш спутник. — Резкий запах отработки может свидетельствовать о возможных неисправностях двигателя. Например, если чувствуется «аромат» бензина — не исключено, что требуется ремонт/замена насоса, форсунок или поршневой системы.
Через пару часов, когда пятна масел подсохли, мы вновь вернулись к взятым образцам, чтобы сравнить с фототаблицей и узнать результат.
После высыхания четко видна структура: ядро, второй круг, контуры. На что обращать внимание?
Каплю масла анализируют по четырем параметрам. Во-первых, по степени загрязнения пылью, сажей, металлами. Об этом должен сказать цвет ядра (первого круга). Отметим, что на этот показатель может также повлиять пробег автомобиля.
В данном случае ядро светлое, соответствует первому-второму уровню 10-балльной шкалы. Слова владельца машины о недавней замене масла подтверждаются.
Во-вторых, капельный тест призван определить состояние техжидкости, залитой в двигатель. Если цвет второго круга, который четко просматривается на «мотор чекапе» (возможно, повлияло то, что капли дождя на него не попали, в отличие от бумаги), ореховый или темно-коричневый, то следует поторопиться на СТО.
Судя по результату экспресс-теста, масло, залитое в Prius, состариться не успело — цвет соответствует первой-второй ступени 10-балльной шкалы. Это коррелирует с предыдущим выводом.
В-третьих, быстрое исследование позволит определить наличие воды или антифриза в масле, которые могут появиться, например, в результате образования конденсата. Если контур третьего круга будет зигзагообразным или проявится кольцо желтого цвета, то h3O все-таки присутствует.
В-четвертых, благодаря экспресс-тесту можно идентифицировать в масле наличие топлива. Если в него попал бензин или ДТ, то снаружи появится дополнительное кольцо.
Чем оно шире — тем больше в масле топлива.
— Можно сделать вывод, что в данный автомобиль залито свежее синтетическое масло, — подытоживает Павел Черногоров. — По градации TÜV масло хорошее. В нем нет воды, топлива и загрязняющих примесей. Можно спокойно ездить до следующей замены.
Напоследок сравниваем результаты экспресс-теста и бумажного аналога. Отличия есть, но незначительные. В случае критического превышения уровня воды, топлива или загрязнения следы наверняка бы проявились.
Nissan Qashqai. Требуется замена!
Владелица Nissan Qashqai сразу соглашается поучаствовать в эксперименте. Женщина с ходу называет пробег автомобиля и километраж после последней замены масла (7,2 тыс. км). А вот какое именно масло залито в двигатель, не знает. Покупает его в одном и том же месте на рынке в Малиновке у проверенного человека.
— Я на днях собиралась как раз провести замену, — говорит владелица кроссовера. — Возможно, не нужно?
— Масло темненькое, — сразу отмечает Павел Черногоров. — Этого пугаться не стоит. Значит, оно выполняет свои моющие функции, загрязнения остаются в масле, а не в двигателе.
Более точные результаты становятся известны через несколько часов. Для дизельных двигателей, которые считаются более «грязными», предусмотрены другие шкалы, хотя принцип тот же.
Судя по экспресс-тесту, у масла среднее загрязнение, состояние на пятерку-шестерку. А вот солнышко вокруг говорит о наличии воды.
— Это один из самых показательных результатов, — комментируют специалисты. — Действительно, в ближайшее время лучше произвести замену. Дело не только в загрязнении и средней степени «усталости» масла. Наличие большого количества воды в двигателе может свидетельствовать о частых поездках на малые расстояния. Масло не выходит на рабочую температуру, в двигателе образуется конденсат.
«Вот только не надо пугаться! Это нормально для зимнего периода. Но при таком режиме эксплуатации автомобиля рекомендуется сокращать регламент замены масла вдвое. Например, если рекомендовано производить замену после 15 тыс. км, то лучше отправиться на СТО после 7,5 тыс.»
Alfa Romeo. Необходимо перейти на другой продукт
Молодой человек по имени Максим, приехавший на Alfa Romeo (2003 г. в.), становится следующим участником эксперимента. Парень говорит, что меньше года назад производил замену двигателя, сейчас под капотом «итальянки» установлен двухлитровый мотор. Однако проблема есть:
— После каждой тысячи километров приходится доливать около литра масла.
Это заметно по цвету жидкости на щупе — она светлая. Тем интереснее, что покажет капельный тест!
— При доливе вы в какой-то степени обновляете техжидкость, — напоминает Алексей Лосев. — Но не забывайте про замену фильтра, который тоже имеет регламент замены — 10 тыс. км пробега.
У Максима в салоне оказывается канистра «Лукойла». По словам автовладельца, он купил ее на заправке. Все же решаем продемонстрировать стандартную процедуру проверки акциза по сайту blank.bisc.by. В данном случае ожидаемо была указана компания, которая входит в группу «Лукойл».
Итог «мотор чекап» и бумажного теста схожий. Масло загрязнено не сильно, что неудивительно при столь частых доливках. Однако в нем присутствует небольшое количество воды.
— Повышенный расход масла может быть связан как с неисправностью двигателя, так и с неверно подобранным маслом, — считают специалисты компании «Армтек», которая также является официальным дистрибьютором масел «Лукойл». — По рекомендации автопроизводителя могут быть использованы масла с допусками ACEA A3, API SJ или более современными аналогами.
Однако использование выбранного владельцем автомобиля «Лукойл Супер 5W-40» недопустимо. Данный продукт обладает допуском SG, который появился значительно раньше, чем требуемый SJ.
Наши собеседники рекомендуют перейти на любое масло с вязкостью 5W-40 или 10W-40 и допуском API SL или ACEA A3/B4, например «Лукойл Люкс».
Редкий JAC. Масло светлое, канистры — от официалов
Информированность девушки, управлявшей JAC (2015 г. в.), приятно удивляет. Она увлеченно и подробно рассказывает о производителе этой необычной машины, который специализируется на выпуске грузовиков. Несколько лет назад корейцы решили запустить линейку легковых моделей — в основном кроссоверов.
Этот автомобиль — близнец Hyundai ix35. Владелица предполагает, что ее машина — едва ли не единственная в Беларуси.
— Масло меняла буквально на прошлой неделе, — утверждает девушка. — Но успела проехать три тысячи километров, большинство из которых пришлись на трассу.
Хозяйка кроссовера сразу называет производителя масла, которое залито в двигатель ее автомобиля, — Castrol Magnatec с вязкостью 5W-30.
А в багажнике находятся две канистры. Быстрая проверка акцизов (девушка не знала о таком способе) показывает: обе поставлены компаниями, репутация которых на рынке моторных масел сомнений не вызывает.
— Достаточно светлое масло, несмотря на три тысячи километров, которые оно проехало, — делает предварительные выводы Павел Черногоров, беря капельный тест. — Дело в том, что трасса считается хорошим режимом эксплуатации: нет частых остановок, включения-выключения зажигания, масло работает примерно в одном температурном режиме.
Хотя на офисной бумаге капля растеклась, этот тест тоже вполне пригоден для выводов: «Нет критических изменений по цветности, наличие воды и топлива не обнаружено». Шкала, предлагаемая TÜV, этот результат подтверждает.
Kia Sportage. Техжидкость работает и будет работать дальше
Еще один кроссовер для испытания — Kia Sportage, пробег которого составляет 158 тыс. км. По словам владельца, масло менял осенью, после этого проехал около двух тысяч километров. В двигатель залит оригинальный продукт Hyundai/Kia.
О состоянии дел на рынке масел мужчина высказался скептически: «Якобы оригинал. Но кто ж его знает. Я обычно покупаю в специализированных магазинах».
Первые выводы: масло нормальное, уровень тоже. Остается дождаться высыхания взятых проб.
— Техжидкость имеет средние загрязнение и состояние. Она работает и будет работать дальше. Посторонних жидкостей не обнаружено, — говорит Павел Черногоров. — И на бумаге, и на экспресс-тесте масло одинакового цвета, что подтверждает наше предположение о корреляции результатов.
Opel Insignia. Идеальные условия для масла — поездки по трассе
Увидев, что на парковке происходит нечто необычное, водитель Opel Insignia сам открывает капот: «Я следующий!» Михаил говорит, что живет на два города — Минск и Вильнюс: «Вообще-то я вольвист, но для поездок по Беларуси купил Opel Insignia. Обслуживает ее проверенный механик. А какое именно масло? Я не знаю…»
Под капотом этого автомобиля установлен дизельный двигатель, поэтому цвет масляного пятна сероватый. Снова-таки отмечаем четкость рисунка и контуров.
— Думаю, сами можете определить, стоит менять или нет, — демонстрирует результаты Павел Черногоров. — Это масло среднего состояния загрязнения. На нем еще можно ездить. Очевидно, сказалось то, что автомобиль используется на трассе. Это идеальные условия для двигателя, когда маслу и мотору наносится минимальный вред.
Renault Scenic. Небольшое количество воды
Шестым участником эксперимента стал Владимир на Renault Scenic. Пробег машины (1997 г. в.), которую он приобрел год назад, составляет 250 тыс. км. Владелец компактвэна покупает масло на заправках: «Для Renault рекомендуют „Лукойл“. До этого четыре года лил его в Laguna — двигатель шептал».
— По словам хозяина автомобиля, масло он менял три тысячи километров назад, — смотрит на щуп Алексей Лосев. — Жидкость светлая, хорошая. Уровень чуть ниже середины. На первый взгляд, все отлично.
Акциз на канистре привел нас к группе компаний «Лукойл». Здесь тоже все чисто.
— Загрязнения минимальные, заметен лишь небольшой ореол, — анализируют результаты специалисты. — Возможно, в масле присутствует небольшое количество воды. Опять-таки это характерно для частых и коротких поездок. Рекомендуем при таком режиме эксплуатации не дожидаться регламентной замены, а записаться на СТО через 7 тыс. км.
Kia Sportage. Масло свежее, но поменять следует через 5—6 тыс. км
Не без труда уговариваем поучаствовать в исследовании водителя Kia Sportage, который ожидает супругу. Его уверенность в исправности двигателя и качестве масла объяснима: автомобиль проехал всего 27 тыс. км, последняя замена техжидкости производилась несколько тысяч километров назад у официального дилера. По информации специалистов, скорее всего, в мотор залито масло Motul.
Быстро делаем два теста, поскольку пара спешит. Хотя результат уже очевиден: масло светлое, посторонних примесей не заметно. Это подтверждают и тесты, которые комментируют специалисты:
— Имеются общие загрязнения, нет следов грязных фракций и характерного ореола, который бы свидетельствовал о наличии посторонних жидкостей и топлива. По градации TÜV масло относится к средним значениям (по загрязненности и состоянию). В скором времени надо будет поменять, примерно через 5—6 тыс. км.
Skoda Kodiaq. Меняйте масло минимум раз в год
Еще один свежий автомобиль — Skoda Kodiaq. Выпущен в 2018 году, пробег всего 4 тыс. км. Под капотом установлен бензиновый двигатель объемом 1,4 литра. Какое масло залито в мотор, владелица не знает. Предположительно Castrol.
— Я сразу к дилеру поеду, если что-то не так, — предупреждает нас девушка.
Ее опасения напрасны: по внешнему виду масло в норме. Делая пробы, специалисты объясняют собеседнице, что менять масло нужно минимум раз в год, даже если автомобиль не ездил:
— Масло подвергается воздействию кислорода, который окисляет его, а при нагревании данный процесс ускоряется. Даже если вы в течение года ни разу не заводили двигатель, кислород приведет техжидкость в полную или частичную негодность.
Нужно ли говорить, что оба теста показали свежесть и неизношенность масла. Оно довольно бодрое, можно проехать еще 5—6 тыс. км.
Mazda MPV. Щадящие условия
Владелец Mazda MPV, которая замыкает наш эксперимент, проявил немалую осведомленность. Он знает о расследовании, следит за пробегом автомобиля и регламентом замены. В бензиновый двигатель объемом 2,5 литра заливает масло Q8.
Услышав ответ, специалисты разом выдыхают: «Значит, оригинал. Мы не слышали о подделке масел данного производителя. Бренд Q8 не очень известен в Беларуси, доли продаж не очень большие, и особого смысла в фальсификации нет».
— Почему? — не соглашается хозяин минивэна. — Обычно покупаю масло у дилера. Но однажды заехал на Некрасова [вероятно, имеется в виду специализированный торговый центр. — Прим. Onliner], открыл крышку, а там даже пленки нет.
Что же скажут результаты тестов?
— Владелец говорит, что проехал на данном масле около 10 тыс. км, — замечает Павел Черногоров. — С учетом этого можно сказать, что оно в хорошем состоянии: соответствует среднему значению по шкале TÜV, на нем еще можно ездить. Возможно, режим эксплуатации автомобиля очень щадящий, что сказывается на состоянии техжидкости.
Чтобы провести капельный тест, необязательно искать брошюру авторитетной немецкой организации, — достаточно взять обычный лист для принтера или купить лакмусовую бумагу в аптеке. Правда, придется подождать высыхания пятна. По рисунку, числу колец и контурам можно будет легко определить уровень загрязнения масла, его состояние, а также наличие воды, антифриза или топлива.
— Интересным результатом можно считать то, что поддельных канистр во время небольшого эксперимента нами не выявлено, — отмечает Павел Черногоров. — Как мы выяснили, опрошенные нами автовладельцы приобретали масло у дилера или в проверенных точках.
При этом, несмотря на проведенную нами кампанию по информированию о способе проверки оригинальности продукта (по акцизу), никто из водителей, участвовавших в эксперименте, об этом методе не слышал.
Подтверждается предположение, что большинство автомобилистов имеют средний уровень осведомленности, стараются следить за уровнем техжидкостей в машине, но часто доверяют выбор масла автосервису. Напомним, именно такие мысли высказывались в самой первой публикации нашего цикла.
Предыдущие публикации в рамках расследования:
Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. [email protected]
Как проверить качество масла в двигателе: анализ состояния смазки
Большинство автолюбителей хорошо знают, что от качества и состояния моторного масла напрямую зависит исправность работы двигателя и срок службы силового агрегата до капитального ремонта. По этой причине необходимо использовать только рекомендованные производителем автомобиля типы масел с учетом целого ряда важных параметров (базовая основа, вязкость при высоких и низких температурах, допуски по SAE и ACEA).
Параллельно с этим нужно также делать поправку на индивидуальные условия эксплуатации ТС, а также регулярно менять масло и масляный фильтр. Что касается замены масла, выполнять эту операцию необходимо правильно (полный слив старой смазки, промывка двигателя при переходе на другой тип масла и т.д.).
Однако и это еще не все, так как требуется с определенной периодичностью проверять уровень масла в ДВС (особенно на турбомоторах или если агрегат часто эксплуатируется под нагрузками выше средних). Также по ряду причин необходима дополнительная проверка качества масла в двигателе.В этой статье мы поговорим о том, как проверять смазочный материал уже после заливки в масляную систему, а также по каким признакам и как определить состояние масла в двигателе бензинового или дизельного автомобиля.
Читайте в этой статье
Качество моторного масла в двигателе: проверка состояния смазки
Начнем с того, что необходимость проверки может возникнуть по разным причинам. Прежде всего, никто не застрахован от приобретения подделки. Другими словами, водитель может сомневаться в изначальном качестве используемого масла.
Также проверять смазку нужно тогда, когда продукт незнакомый или ранее не использовался в том или ином двигателе (например, произведен переход с синтетики на полусинтетику или минеральное масло).
Еще необходимость проверки качества масла в моторе бывает обусловлена тем, что владелец приобрел конкретный продукт с учетом каких-либо индивидуальных особенностей эксплуатации и хочет убедиться в том, как «работает» смазочная жидкость.
Наконец, проверка может быть нужна просто для того, чтобы определить, когда менять масло, не потеряло ли оно своих свойств и т.п. В любом случае, нужно знать, как проверить моторное масло и на что обращать внимание.
Итак, поехали. Прежде всего, необходимо извлечь немного масла из двигателя. Желательно, чтобы агрегат сначала был прогрет до рабочих температур (когда произошло включение вентилятора охлаждения) и затем немного остыл (до 60-70 градусов). Такой подход позволит добиться перемешивания смазки и нагрева жидкости, что даст затем представление о том, в каком виде находится вес объем смазочного материала в ДВС.
- Для извлечения смазки будет достаточно вынуть масляный щуп, при помощи которого определяется уровень масла. После того, как щуп был вынут из мотора, можно оценить состояние масла по прозрачности, запаху и цвету, а также по степени текучести.
- Если подозрительного запах не выявлено, тогда необходимо посмотреть, как капля масла стекает со щупа. В случае, когда смазка капает, подобно воде, это не самый лучший показатель. Как правило, в норме смазка должна сначала собираться в большую каплю, после чего происходит отделение этой капли от поверхности щупа, однако не быстро.
- Параллельно необходимо оценить и внешний вид, что помогает определить «свежесть» смазки. Например, если посмотреть в центр собравшейся капли, тогда через нее должен относительно легко просматриваться щуп. При этом масло не должно быть полностью черным, а иметь светлый желтовато-коричневый цвет. Если так, то продукт еще можно использовать в моторе.
В том случае, когда замечено помутнение капли масла, цвет уже стал ближе к темно-коричневому, серому или черному, тогда это указывает на необходимость скорой замены. При этом не следует сразу отправляться в сервис или менять масло самому, так как даже почерневшая жидкость еще способна некоторое время выполнять свою задачу, однако нагружать мотор на таком масле не рекомендуется.
Другими словами, если масло в двигателе почернело, тогда оно еще может «работать», но защита деталей будет минимальной. При этом нужно еще учитывать, что быстро чернеть смазка может и по другой причине. Например, водитель проехал на относительно свежем масле всего 3-4 тыс. км., а масло уже чернеет.
Если с двигателем нет явных проблем, тогда в ряде случаев это хороший показатель, так как говорит о том, что в смазочном материале имеются активные моющие присадки, которые эффективно вымывают мотор. При этом такое потемнение указывает на то, что система смазки грязная и нуждается в интенсивной промывке.
Такую промывку можно сделать при помощи специального промывочного масла или промывок в отработку перед заменой. Еще вымыть систему смазки можно обычной базовой смазкой путем сокращения интервалов замены масла на 30-50%.
- Вернемся к проверке смазки в двигателе. После визуальной оценки, которая описана выше, необходимо приготовить чистый лист бумаги и капнуть на него масла (метод масляного пятна). Затем потребуется дождаться высыхания и проанализировать полученное пятно.
Нужно обратить внимание на форму и состав. Пятно не должно сильно расползаться, края также должны быть относительно ровными. Если по центру пятна видны какие-либо частицы или примеси, а сам центр черный или коричневый, тогда можно говорить о том, что масло в двигателе грязное, причем достаточно сильно.
Кстати, частицы металлической стружки также укажут на наличие значительного износа деталей в ДВС. Такие частицы легче обнаружить, если попытаться растереть подсохшее пятно на листе, а сам факт их появления уже считается серьезным поводом для прекращения эксплуатации мотора и обязательного визита на СТО в целях проведения углубленной диагностики.
Еще отметим, что появление характерного «ореола» по краям пятна, который имеет светлый серый или коричневый цвет, говорит нам о том, что в капле содержатся растворимые продукты, которые образуются в результате окислительных процессов и других химических реакций внутри мотора.
Появление такого ободка указывает на то, что процесс окисления масла можно условно отнести к средней стадии, причем далее масло будет стареть еще быстрее, то есть происходит срабатывание его ресурса. Другими словами, желательно в скором времени заменить смазку.
Что в итоге
Как видно, знание того, как проверить моторное масло самому, позволяет во многих случаях своевременно определить контрафакт, выявить соответствие того или иного типа смазки конкретному двигателю, а также своевременно понять, что смазка отработала свой ресурс и нуждается в замене.
Рекомендуем также прочитать статью о том, какое масло выбрать для двигателя. Из этой статьи вы узнаете о тонкостях и нюансах выбора моторного масла для того или иного типа двигателя с поправкой на особенности эксплуатации и общее состояние ДВС.Кстати, по утверждениям многих опытных водителей и механиков, если масло долго не чернеет после замены, это далеко не всегда говорит о его качестве и улучшенных свойствах. В ряде случаев все происходит с точность до наоборот, когда смазка не обеспечивает должного моющего эффекта или справляется с данной функцией только частично.
Напоследок отметим, что если ставится задача сравнения разных масел, оптимально применять метод «масляного пятна» в каждом случае, после чего проводится сравнительный анализ. Подобный подход позволяет наглядно увидеть разницу (прозрачность, цвет, количество примесей, быстрота окисления, моющие свойства и т.д.).
Читайте также
Как самостоятельно проверить моторное масло на износ в домашних условиях
Тестирование моторных масел в большинстве случаев — задача для лаборатории. Однако любознательный автолюбитель с успехом может провести исследование и в домашних условиях, вооружившись лишь бумагой и линейкой. Так называемый капельный тест покажет уровень износа масла, есть ли в нем бензин или солярка, а так же даст ответ на вопрос «Стоит ли менять смазку, или с этим можно повременить»?
Для проведения испытаний необходимо подготовить чистый лист белой офисной бумаги. Затем нагреть двигатель до рабочей температуры и заглушить. Подождав три минуты — достать щуп, вытереть насухо, вернуть его на место и снова достать.
Затем, не касаясь щупом бумаги, капнуть на листок. Капля должна быть первой и упасть на бумагу с высоты примерно 5 см. Лист надо положить на что-то не впитывающее, чтобы добиться точности измерений. К примеру, на стекло. После всех манипуляций — оставляем взятую пробу сушиться при комнатной температуре. Спустя сутки смотрим, что получилось.
Образовавшееся пятно можно условно разделить на четыре зоны. Первая центральная — ядро. Здесь можно оценить какие примеси находятся в масле. Вторая — само масло: чем оно темнее, тем старее. Третья показывает, есть ли в смазке вода. Если она имеется — эта зона имеет зигзагообразный контур. Наружное кольцо показывает наличие бензина в масляной системе.
Теперь попробуем определить износ смазки с помощью линейки и формулы расчета диспергирующих свойств. Для этого измерим диаметр внутренней (ядра) и внешней зон (третьей по счету). Обозначим их, как d и D. Сама формула по расчету выглядит так:
ДС= 1 — d²/D²
К примеру, диаметр ядра — 20 мм, внешний диаметр — 40 мм. ДС= 1 — 400/1600. Получаем ДС=0.75. Показатель от 1 до 0,3 считается нормой. Меньше 0,3 — масло требует немедленной замены.
Подобный тест желательно делать через каждые 2000—3000 километров пробега для отслеживания динамики. Но в любом случае, даже если капельный тест показывает удовлетворительное состояние масла, не стоит пренебрегать сроками замены, которые установил производитель.
Дмитрий Цыпкин, Автовзгляд
Как проверить моторное масло на подлинность и качество. Советы автолюбителей
Качественное моторное масло — основа длительной и беспроблемной работы двигателя. К сожалению, рынок сегодня заполнен подделками моторных масел. В основном это касается известных брендов, которые наиболее востребованы. Поэтому вопрос о приобретении качественного моторного масла сегодня стоит особенно остро. Есть несколько способов, как проверить моторное масло на подлинность.
Как отличить оригинальное масло от подделки
Ведущие производители моторных масел постоянно совершенствуют способы защиты своей продукции от подделок. Это неудивительно. Существует негласная статистика, согласно которой порядка 40% всех реализуемых моторных масел на российских рынках — контрафактная продукция.
Необязательно это будет масло, которое абсолютно не пригодно для эксплуатации. Часто в канистры известных брендов заливают дешевое минеральное масло с простейшим набором присадок, которое далеко от свойств оригинала, но тоже пригодно. Но иногда вместо масла попадается субстанция, которая способна в короткие сроки вывести двигатель из строя.
Рассмотрим несколько защитных приемов, реализуемых ведущими производителями, а также расскажем, как проверить моторное масло на подлинность.
- Castrol. На пробку и защитное кольцо наносится лазерная гравировка, которая является своеобразной пломбой. Вскрыть канистру невозможно, не нарушив целостность гравировки. Также в гаражных условиях подделать такую защиту довольно сложно. Имеется голограмма с кодом, который можно отправить при помощи СМС производителю и получить ответ о подлинности данного масла.
- Shell. На пробке имеется голограмма с номером, который можно проверить на официальном сайте производителя, а также QR-код для быстрой проверки через мобильное приложение. Код на голограмме при попадании на него воды должен изменять свой цвет.
- ZIC. Защита масел этого известного корейского бренда реализована при помощи нанесения особой гравировки на этикетку. Видна эта гравировка при изменении угла падения света. Подделать в кустарных условиях практически невозможно.
- Mobil. Подлинность проверяется в ультрафиолетовом свете. Этикетка полностью поглощает ультрафиолетовые лучи. Но буква «о» в названии масла и обозначение вязкости подсвечиваются.
- Лукойл. Отечественное моторное масло, как ни странно, защищено не хуже, чем у дорогих импортных производителей. Этикетка не наклеивается на канистру, а вплавляется в пластик при производстве. Имеется лазерная гравировка и порядковый номер, который можно проверить на сайте производителя.
Как проверить моторное масло на качество
Сегодня не существует достоверного способа проверить новое моторное масло на качество. Даже далеко не все лаборатории могут дать исчерпывающее заключение о свойствах и долговечности взятого на исследования образца.
Но существует ряд методик, которые могут косвенно свидетельствовать о качестве используемого моторного масла.
- Консистенция масла на щупе. На горячем двигателе необходимо извлечь щуп из картера и расположить вертикально. Качественное масло будет скапливать на конце щупа в каплю до определенного объема, только после этого отделяться и падать. Некачественное будет просто стекать струей.
- Нужно капнуть одну каплю масло со щупа на бумажную салфетку. По пятну можно судить о состоянии моторного масла. Если капля растекается равномерным жирным пятном с небольшим потемнением в центре — масло еще пригодно для эксплуатации. Если же масло не расползается, а остается в виде капли, или пятно имеет явные расслоения — масло непригодно.
Среди автовладельцев ходит множество методик, как проверить моторное масло на качество. По рассмотренным методикам о качестве масла можно судить при сопоставлении пройденного километража и результатов капельной пробы. Нормальное масло должно стабильно работать порядка 10 тысяч километров пробега. Если признаки деградации масла возникают раньше — скорее всего, масло слабого качества.
Хорошее моторное масло сегодня выбрать гораздо сложнее, чем какое-нибудь механическое приспособление (например, детское кресло в автомобиль), так как без тщательного изучения в лабораторных условиях все способы проверки дают весьма условные результаты.
В нашем интернет-магазине TopDetal.ru продаются только оригинальные масла, что подтверждается сертификатами качества и наличием всех элементов защиты от производителей.