Масляный насос на ВАЗ 2109: замена и ремонт своими руками, тонкости работы
Содержание:
Демонтаж
Разборка и ремонт
Роль масляного насоса в конструкции ВАЗ 2109 переоценить сложно. При выходе его из строя эксплуатация автомобиля должна прекратиться полностью. Далее отправляете машину на автосервис, либо выполняете ремонт своими силами.
Демонтаж
Снять насос своими силами — не сложно. Да и вам вполне по силам выполнить самостоятельный ремонт.
Чтобы отремонтировать, оценить состояние насоса, проверить работоспособность и степень износа отдельных его элементов, прежде всего требуется снять устройство и разобрать его.
- Обесточьте автомобиль, сняв с АКБ минусовую клемму.
- Ослабьте крепежные болты генератора, снимите ремень.
- Приготовьте чистую тару, слив в нее масло из картера. Далее потребуется снять защиту мотора и поддон картера с маслом.
- Демонтируйте зубчатый ремень привода распредвала.
- Теперь, когда ремень снят, ни в коем случае не проворачивайте коленвал и распредвал. Иначе вы повредите клапана, ударив по ним поршнями.
- Снимите шкив коленчатого вала, вооружившись двумя плоскими отвертками и стянув его с вала. Если шпонка плохо удерживается на своем посадочном месте, ее лучше тоже снять.
- Следующий на очереди демонтажа маслоприемник. Для его снятия нужно открутить два крепежных болта, расположенных на крышке коренного подшипника, а также один крепежный болт соединения маслоприемника к насосу (масляному).
- Снимите насос, удерживающийся на своем месте за счет шести болтов.
- Открутив все болты, аккуратно сдвиньте масляный насос от крышки коренного подшипника, после чего со спокойной душой снимайте масляную помпу.
Демонтируем устройство
Разборка и ремонт
Завершив демонтажные работы, вы можете поступить двумя способами:
- Заменить старый насос на новый;
- Отремонтировать старый масляный насос.
Ремонт позволяет выявить изношенные элементы и заменить их на новые, что позволит восстановить функциональность. Если же поломка серьезнее простого износа расходников, оптимальным решением будет полная замена масляной помпы.
С чего начинается снятие
Чтобы разобрать насос, следуйте инструкции.
- Разделите насос на две части. Для этого мы уже открутили 6 болтов крепления крышки к корпусу и поддели отверткой эту крышку. Она вышла из штифтов на корпусе. Так что снимаем элемент и откладывает в сторону.
- Внутри корпуса насоса установлена ведомая и ведущая шестерни, которые нужно извлечь и положить пока в сторонке. Потом мы проверим их состояние.
- Далее снимается редукционный клапан. Для этого сначала открутите пробку клапана и извлеките из отверстия пружину, а потом клапан.
- В некоторых случаях с извлечением клапана могут возникать проблемы. Если вы столкнулись с такой ситуацией, аккуратно постучите корпусом масляной помпы о деревяшку или вооружитесь деревянным конусовидным штырем. Он вставляется в отверстие клапана, клапан цепляется и извлекается.
- Разобрав свой масляный насос на ВАЗ 2109, тщательно вымойте всего его компоненты, используя чистый керосин. Не забудьте потом протереть детали насухо.
- Проверьте состояние крышки, корпуса вашего насоса на механические дефекты, сколы, трещины.
- Особое внимание уделите местам посадки шестерней, где не должны быть следы износа и прочие механические изъяны. Если они есть, насос придется заменить.
Оценка состояния
Во многом работоспособность и ремонтопригодность старого масляного насоса зависит от результатов проверки характеристик крышки и корпуса устройства. Необходимо сделать замеры зазоров.
Место проверки | Требования |
Диаметр посадочного гнезда ведомой шестерни | Диаметр может увеличиваться в процессе работы насоса и возникновения трений. Нормальный диаметр этого места для ВАЗ 2109 — 75,1 миллиметр. При отклонении в сторону увеличения диаметра насос идет под замену. |
Толщина привалочной стенки | В нормальных условиях этот параметр составляет 3,4 миллиметра. Если зазор оказался меньше положенного, насос меняют полностью |
Толщина ведущей шестерни | Нормальный показатель — 7,42 миллиметра. При уменьшении размера насос идет на свалку, а на его место ставится новый |
Толщина ведомой шестерни | Для нее нормальным параметром является толщина 7,35 миллиметра. Как и в случае с ведущей шестеренкой, отклонение от нормы означает замену |
Осевой зазор ведущей шестерни | Для замера возьмите металлическую линейку и щупы на 0,12 и 0,15 миллиметров. Зазор проверяется так — в корпус насоса укладывают шестерню и сверху торцом ставится линейка. Измеряется зазор между торцом линейки и плоскостью щупа. Для ведущей шестеренки зазор составляет 0,12 миллиметра |
Осевой зазор ведомой шестерни | Метод проверки зазора точно такой же. Только для ведомой показатель в норме составляет 0,15 миллиметра |
Состояние редукционного клапана и гнезда | Оценка этих параметров очень важна. Если на поверхности вы обнаружили механические повреждения, далее использовать элемент нельзя |
Пружина | Если пружина погнулась, вытянулась больше нормы, тогда замените элемент. Тут менять полностью весь насос не нужно |
Определить, где какая шестерня, не сложно. Ведущая имеет наружный зуб, а ведомая — внутренний, то есть снаружи элемент гладкий.
Обратная сборка
Завершив ремонт и обратную сборку старого масляного насоса, либо решив полностью его заменить, обратите внимание на несколько важных нюансов обратной сборки.
- Перед установкой проверните шестеренку насоса так, чтобы выступы соответствовали лыскам на коленчатом валу.
- Обязательно рабочая кромка сальника смазывается моторным маслом. Так вы сможете легко надеть сальник на шейку коленчатого вала.
- При установке не забудьте подправлять края сальника, используя тонкую деревянную щепку. После этого можно зафиксировать насос и вернуть на свои места все демонтированные на этапе подготовки к ремонту элементы.
- Завершив сборку узла, обязательно отрегулируйте натяжения ремня генератора и ремня распределительного вала.
«>]
Заменить и отремонтировать масляный насос достаточно просто, если иметь в распоряжении ремкомплект и необходимые инструменты. Основная объективная сложность заключается только в демонтаже и обратной сборке узла.

ремонт масляного насоса на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099
1. Снимите масляный насос с автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 (см. «Снятие и установка масляного насоса»).
4. Выньте из крышки масляного насоса ведущую и…
ну редукционного клапана.
10. Осмотрите корпус масляного насоса. На рабочих поверхностях корпуса масляного насоса не должно быть заметных следов износа, задиров и глубоких царапин. В противном случае замените корпус масляного насоса.
13. Измерьте толщину ведущей шестерни масляного насоса. Если она меньше 7,42 мм, замените шестерню.
16. Таким же способом измерьте осевой зазор ведомой шестерни масляного насоса. Предельно допустимый осевой зазор равен для ведущей шестерни 0,12 мм, для ведомой — 0,15 мм. Если зазоры превышают указанные, замените шестерни масляного насоса.
е осевой зазор как разность среднеарифметического значения глубины гнезда и толщины шестерен масляного насоса.
21. Замените погнутую, поломанную или треснувшую пружину редукционного клапана. Высота пружины редукционного клапана в свободном состоянии должна составлять 44,72 мм, а под нагрузкой (4+0,24) кгс ~ 31,7 мм. В противном случае пружину редукционного клапана замените.
а.
24. Установите на корпус масляного насоса крышку и заверните болты крепления крышки.
27. Проверните шестерни масляного насоса на несколько оборотов, чтобы смазать их рабочие поверхности.
следующая статья:

снятие и установка масляного насоса с автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Если вы снимаете масляный насос с автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099, замените передний сальник
Замена масляного насоса ВАЗ-2109 (инжектор, карбюратор): инструкция
Причин неисправности на самом деле бывает много. Во-первых, из строя может выйти сам датчик, который показывает уровень давления масла, из-за чего лампочка будет сигнализировать о проблеме. Также возможна неисправность самого масляного насоса или его деталей, которые находятся в нерабочем состоянии или функционируют неправильно. Чтобы полностью устранить проблему в случае поломки деталей, необходимо провести специальный ремонт маслонасоса.
Где расположен масленый насос
Масленый насос находится за шкивом коленвала, и поэтому четко его увидеть можно только после снятия шкива с двигателя. Насос прикреплен к блоку цилиндров с помощью шести болтов, которые обеспечивают надежную фиксацию деталей.
Когда масляный насос приходит в неисправность, возникают такие проблемы:
- уровень давления масла в системе резко снижается, о чем и будет сигнализировать датчик на панели;
- расход масла начнет значительно увеличиваться, что повлечет за собой необходимость регулярного добавления масла.
Читайте также: Замена бендикса на ВАЗ-2109
Если вы обнаружили подобные проблемы в своем автомобиле, необходимо обратиться в сервисный центр для диагностики, а также для устранения неисправностей.
В случае если вы имеет опыт в ремонте автомобиля своими руками, то самостоятельная замена масляного насоса на ВАЗ-2109 не станет для вас проблемой.
Как заменить масляный насос
Перед тем как приступить к снятию масляного насоса и его замене, необходимо провести подготовительные работы. Во-первых, обеспечьте себе свободный доступ к таким инструментам:
- набор гаечных ключей;
- торцевые головки;
- карданные шарниры;
- удлинитель.
Проводим снятие старого насоса:
- Если вы владеете инжекторным автомобилем, то вначале необходимо снять с двигателя датчик положения коленчатого вала. При карбюраторном двигателе делать этого не придется.
- После этого следует полностью слить моторное масло, которое находится в двигателе.
- Когда вы слили все масло, необходимо снять зубчатый шкив коленчатого вала.
- Теперь снимите поддон картера, отверните болты, которые закрепляют маслоприемник, и снимите его.
- Отверните болты масляного насоса с помощью удлинителя.
- Сдвиньте насос при помощи отвертки – для этого вставьте ее между подшипником и насосом.
- После все этого аккуратно снимаем насос с коленвала.
Читайте также: Замена крана печки на ВАЗ-2109
Когда вы сняли старый масляный насос, можно приступать к установке нового. Делать это необходимо соблюдая правильную последовательность:
- Прежде чем установить новый насос, поверните ведущую шестерню так, чтобы она полностью совпадала с лысками на коленчатом вале.
- Теперь необходимо тщательно смазать рабочую кромку переднего сальника коленчатого вала, используйте для этого моторное масло.
- Когда вы проделали все предыдущие операции, можно устанавливать маслонасос на коленвал. Аккуратно заправьте кромку сальника внутрь, а затем закрутите болты, которые крепят масляный насос.
Читайте также: Замена задних стоек на ВАЗ-2109
После этого необходимо провести завершающий этап установки – соберите все детали, которые вы снимали до этого (в том числе крышки и прокладки), и установите их в правильном порядке.
ВАЗ 2109 | Снятие, проверка и установка масляного насоса
Снятие
Снимите ремень привода газораспределительного механизма.
Отверните болты крепления масляного картера.
Снимите масляный картер.
Снимите маслоприемник масляного насоса.
Снимите переднюю крышку блока цилиндров (корпус масляного насоса) в сборе (рис. 2.187).
Снимите переднюю крышку блока цилиндров (корпус масляного насоса) в сборе.
Выньте ведущую и ведомую шестерни из передней крышки блока цилиндров. На ведущую и ведомую шестерни нанесены установочные метки.
Проверка
Проверьте переднюю крышку блока цилиндров на наличие трещин или повреждений и при необходимости замените ее.
Проверьте передний сальник коленчатого вала на наличие износа или повреждения рабочих кромок.
Проверьте масляный картер на наличие поломок, повреждений или трещин и при необходимости замените его.
Проверьте маслоприемник на наличие поломок, повреждений или трещин и при необходимости замените его.
Проверьте поверхности контакта корпуса масляного насоса с шестернями насоса на наличие повреждений или износа.
Проверьте зубья шестерен на наличие износа или повреждений.
Рис. 2.188. Проверка радиального зазора между наружным диаметром ведомой шестерни и гнездом в корпусе насоса с помощью плоского щупа
|
Проверьте зазор между наружным диаметром ведомой шестерни и гнездом в корпусе насоса (рис. 2.188).
Радиальный зазор между наружным диаметром ведомой шестерни и гнездом в корпусе насоса должен составлять 0,120–0,185 мм.
Зазор между зубьями шестерен должен составлять 0,025–0,069 мм.
Зазор между торцами шестерен и плоскостью корпуса насоса, мм:
– ведомая шестерня – 0,04–0,09;
– ведущая шестерня – 0,040–0,085.
Рис. 2.189. Проверка зазора между зубьями шестерен с помощью плоского щупа
|
Проверьте зазор между зубьями шестерен насоса (рис. 2.189).
Рис. 2.190. Проверка зазора между торцами шестерен и плоскостью корпуса насоса с помощью плоского щупа
|
Проверьте зазор между торцами шестерен и плоскостью корпуса насоса (рис. 2.190).
Проверьте легкость перемещения плунжера редукционного клапана в гнезде корпуса насоса.
Проверьте пружину редукционного клапана на наличие деформации и поломки витков.
Длина пружины редукционного клапана, мм:
– в свободном состоянии – 46,6;
– под нагрузкой 6,1 кгс – 40,1.
Сборка
Рис. 2.191. Совмещение ведущей иведомой шестерен
|
Установите в переднюю крышку блока цилиндров (корпус масляного насоса) ведущую и ведомую шестерню, следя за их правильным расположением по меткам (рис. 2.191).
Установите крышку масляного насоса и затяните болты крепления указанным моментом. После затяжки болтов проверьте плавность вращения шестерен насоса.
Момент затяжки болтов крепления крышки масляного насоса: 8–12 Н·м.
Установите плунжер и пружину редукционного клапана, предварительно покрыв моторным маслом плунжер. Затяните пробку редукционного клапана указанным моментом.
Момент затяжки пробки редукционного клапана: 40–50 Н·м.
Рис. 2.192. Болты крепления передней крышки блока цилиндров (обозначены латинскими буквами)
|
Установите переднюю крышку блока цилиндров с новой прокладкой и затяните болты крепления (рис. 2.192.) указанным моментом.
Момент затяжки болтов крепления передней крышки блока цилиндров: 20–27 Н·м.
Длина болтов:
А: 30 мм;
В: 45 мм;
С: 60 мм;
D: 22 мм.
Установка сальника корпуса масляного насоса
Рис. 2.193. Установка специального инструмента
|
Установите специальный инструмент (направляющая втулка сальника 09214-32100) в отверстие корпуса масляного насоса (рис. 2.193).
Рис. 2.194. Запрессовка переднего сальника коленчатого вала
|
Запрессуйте сальник в отверстие передней крышки блока цилиндров оправкой (рис. 2.194).
Установите маслоприемник.
Очистите обе стороны прокладки масляного картера и сопрягающуюся поверхность блока цилиндров.
Рис. 2.195. Нанесение герметика на фланец масляного картера
|
Нанесите герметик в канавку фланца масляного картера (рис. 2.195).
ПРИМЕЧАНИЕ Толщина валика герметика должна составлять примерно 4 мм. |
Масляный картер должен быть установлен не позднее чем через 15 мин после нанесения герметика.
Установите масляный картер и затяните болты его крепления указанным моментом.
Момент затяжки болтов крепления масляного картера: 10–12 Н·м.
Проверка датчика контрольной лампы давления масла
Рис. 2.196. Проверка наличия электрической цепи между выводом и корпусом датчика с помощью омметра
|
Проверьте омметром наличие электрической цепи между выводом и корпусом датчика (рис. 2.196). При наличии обрыва цепи замените датчик.
Рис. 2.197. Проверка наличия электрической цепи между выводом и корпусом датчика при нажатии на чувствительный элемент датчика с помощью омметра
|
Проверьте наличие электрической цепи между выводом и корпусом датчика при нажатии на чувствительный элемент датчика (рис. 2.197). Если при нажатии на чувствительный элемент цепь не размыкается, замените датчик.
Создайте в датчике разрежение величиной 50 кПа через отверстие для подвода масла. Если при этом электрической цепи между выводом и корпусом датчика нет, то датчик исправен.
Убедитесь в герметичности датчика. Наличие утечки указывает на обрыв диафрагмы датчика. Датчик с поврежденной диафрагмой замените.
Разборка и дефектовка масляного насоса Ваз 2108, Ваз 2109, Ваз 21099
ВАЗ
/2108, 2109, 21099
/ремонт
/двигатель
/система смазки
/Разборка масляного насоса
Устройство системы смазки, замена масла и масляного фильтра лада 2108, смазка двигателя ваз 21099, ваз 2108, ваз 2109. Эксплуатация узлов двигателя и его систем автомобиля лада 21099. Устранение неисправностей в системах лада 2108: выхлопа, охлаждения, питания, смазки. Рекомендации по ремонту головки цилиндров лада 2109.
Примечание
Шлифовать корпус и крышку масляного насоса лада самара нужно на станции технического обслуживания, имеющей специальное оборудование.ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
|