Лебедка или мотоблок?
При покупки техники для сада многие сталкиваются с выбором: что купит мотоблок или лебедку для вспашки? Если пройти по магазинам, предлагающим технику для сада и огорода, можно увидеть великое множество мотоблоков и практически не встретишь в продаже лебедку для вспашки или лебедку сельскохозяйственную.
Та же картина просматривается и в интернете. Многие знакомые приобрели себе по мотоблоку, мечтая об этом помощнике на огороде, горячо обсуждая перед покупкой все достоинства и прелести железного друга. А далее, после покупки, бурные обсуждения стихают, и даже не слышно упоминаний о купленном мотоблоке. Когда спросишь « Как аппарат?» — Обычно следует пространственный ответ, что-то вроде: «Нормально».
Я имею опыт работы с самодельной лебедкой для вспашки и , сопоставляя свою работу с работой владельцев мотоблоков, пришел к выводу, что лебедка сельскохозяйственная не уступает, а даже превосходит мотоблоки по удобству и по возможностям использования при обработке земли, даже не смотря на сопутствующие недостатки.
Меня смущает и удивляет только тот факт, что торговля и производители предлагают огромный выбор мотоблоков, а выбор мотолебедок и электролебедок для вспашки — очень ограничен.
А теперь попробуем сравнить лебедку сельскохозяйственную и мотоблок при различных видах работ:
| Лебедка сельскохозяйственная | Мотоблок |
Посадка картофеля | Классический метод: пашем борозду, добавляем перегной, сажаем картофель, запахиваем две борозды и так далее. | При посадке как с помощью мотоблока, возможно повреждение семян колесом мотоблока. Зачастую используется двойная работа: вспашка, нарезание борозд, посадка, закапывание, или используется ручная посадка картофеля после вспашки земли мотоблоком. |
Боронование | Относишь борону на край огорода и тащишь с помощью лебедки на любой скорости | При бороновании происходит уплотнение почвы, так как приходится многократно проехать мотоблоком по участку, засаженному картофелем. К тому же процесс боронования мотоблоком — очень неудобен. |
Окучивание картофеля | Опять классический способ, без каких либо проблем, используется обычный окучник | При окучивании приходится использовать сложные виды окучников. Картофель повреждается мотоблоком, особенно когда окучивается подрощенный картофель. |
Выкапывание картофеля | Используется картофелевыкапыватель или окучник | Необходим мотоблок с большой мощностью. |
Вспашка земли | Вспашка осуществляется классическим плугом с оборотом пласта земли. | Пожалуй, здесь мотоблок и мотолебедка примерно одинаковы, хотя лебедкой можно перепахать землю даже в парнике. Применение фрез способствует размножению сорняков и ведет к уничтожению дождевых червей. |
Уплотнение земли | Уплотнение отсутствует, так как по участку перемещается только инструмент (плуг, окучник, картофелевыкапыватель) | Уплотнение земли — при всех видах работ мотоблоком |
По многим параметрам лебедка превосходит мотоблок, а в действительности все в пользу мотоблоков. Почему так происходит, для меня непонятно. Возможно, одно объяснение проливает свет на сложившуюся ситуацию.
Многие из детства посадку картофеля связывают с лошадью, запряженной в плуг, а сзади пахарь, весь в поту, спешит за лошадкой, да еще и не у каждого, получается держать борозду. Пару человек есть на деревне, которым доверяют такое ответственное дело. Они пользуются большим почетом и уважением — нелегко таскать и направлять плуг.
Но если использовать самодельный плуг с направляющими колесами все меняется. Теперь работа пахаря сводится к перемещению плуга в начало борозды, плуг стал на много легче. Плуг сам держит борозду четко по прямой линии. В продаже таких плугов не видно, изготовить самостоятельно не каждому под силу, необходимы навыки и чертежи. Наверное, это и сдерживает применение лебедки сельскохозяйственной.
Добавить комментарий
Лебедка из мотоблока урал для вспашки. Лебедку из бензопилы делаем своими руками. Мотолебедка своими руками чертежи
Лебедка – агрегат, который используется для перемещения или вертикального подъема тяжеловесных конструкций посредством гибкого троса, каната или цепи. Последние соединяются с барабаном, который может иметь несколько вариантов привода.
Наиболее простой из них ручной: долговечнее остальных, но для ежедневного пользования и увесистых грузов не подойдет: оператор быстро устанет. Электроприводные лебедки надежные, совершенные конструктивно и решают гораздо более широкий круг задач, чем ручные. Единственный минус – зависимость от электропитания, которое не всегда найдется в поле или на пересеченной местности. Наиболее практичный и безотказный агрегат – лебедка на основе двигателя внутреннего сгорания: создает высокую мощность, работает в любых условиях даже в местах, где не ступала нога человека.
К сожалению, производственные модели такого оборудования стоят немало, и не каждый может их себе позволить. В этом случае на помощь приходят самоделки – самодельные лебедки с приводом от бензопилы или специальные готовые адаптеры, которые превратят обычную бытовую бензопилу в миниатюрный аналог подъемного крана – мотолебедку.
Делаем лебедку из бензопилы: с чего начать?
Этим вопросом задаются все те, кто впервые берется за такую ответственную и, на первый взгляд, нелегкую работу. Успокоим вас, поскольку, все не так сложно, как выдается сразу.
Чтобы превратить бензопилу в мотолебедку, нам понадобятся:
- бензопила – можно взять отечественную «Урал» или «Дружбу», или же обратиться к продуктам европейского происхождения. Желательно не брать бытовые модели – с тягой меньше 2,5 кВт;
- барабан – берем уже готовый от старой ручной лебедки или изготавливаем самостоятельно;
- редуктор – для понижения крутящего момента мотора;
- металлические трубы или квадрат-труба – из них будет создаваться несущая рама и якорь: он поможет точно фиксировать конструкцию на поверхности;
- рычаг;
- кулачковые зажимы;
- хомуты.
Этапы работы:
- Из подручных средств свариваем жесткую конструкцию – раму;
- На нее агрегируем двигатель от бензопилы и барабан, где будет наматываться трос;
- Хомутами присоединяем редуктор к мотору;
- Через металлический вал агрегируем барабан с понижающим редуктором. Таким образом, обороты двигателя через редукторную часть проходят на вал, а с него уже на вращающийся барабан;
- Чтобы последний мог запускаться в авторежиме, подсоединяем рычаг управления, который специальными кулачковыми зажимами связывается с валом: это позволит движением рычага в одну сторону включать барабан, а в другую — останавливать, тем самым управляя рабочим процессом;
- якорь делаем из заостренных уголков: они должны будут вонзаться в почву или зацепляться за стационарный предмет на плоскости;
- агрегируем якорь к раме шарнирами и привариваем металлически
Мотоблок и плуг с лебёдкой, как сделать самому
В «М-К» № 3 за 1989 год была опубликована статья «Неподвижный «мотоблок». Хорош агрегат! Он во всех отношениях превосходит механизмы, выпускаемые промышленностью.
Дело в том, что серийные мотоблоки имеют крайне недостаточную сцепную массу (в 5-6 раз меньше минимально необходимой), поэтому они не могут создать достаточное тяговое усилие для вспашки: буксуют. Я на практике убедился, что можно пахать только в том случае, если сцепная масса не менее 600 кг (как у лошади). А она у всех колесных тракторов рассчитывается так, чтобы на метр ширины вспашной полосы приходилось не менее 4 т. Значит, мотоблок МБ-1 при его массе 100 кг может поднять пласт шириной всего… 2,5 см! Чтобы пахать конным плугом, поднимающим пласт сечением 20Х 20 см, масса мотоблока (трактора) должна быть не менее 800 кг.
Именно из этих соображений Главное управление ГАИ МВД СССР ко всем мотоблокам предъявило технически вполне обоснованное требование: «Можно изготавливать мотоблоки с двигателем мощностью не более 5-7 л.с. Причем на каждые сто килограммов полной массы мотоблока не должно приходиться более 1 л.с.».
Еще в 1961 году я сделал мотоблок. Хотя его вес довел до 240 кг, убедился, что хорошо пахать им невозможно: тяжело — приходилось мотоплуг самому толкать.
Затем я сделал мотофрезу. Она тоже не оправдала моих надежд. Стоило попасть под ножи фрезы камешку, корневищу, неперепревшему навозу, как она выскакивала на поверхность, и на фрезе, как на колесе, пускалась наутек. А если на участок внесен навоз, то ножи не заглублялись вообще и навоз наматывался на фрезу.
В 1964 году сделал первую мотолебедку. Сцепление ее с почвой совершенно не зависит от веса, так как она надежно удерживается на месте за счет якоря, лапы которого, имеющие вид штыковых лопат, заглублены в почву. Именно якорь и придает мотолебедке исключительную работоспособность. Он позволяет всю мощность мотора использовать на полезную работу, что недоступно никакой другой технике подобного назначения.
Дело в том, что и трактор, и мотоблок половину мощности расходуют на самопередвижение. Масса мотолебедки с полной заправкой (10 л бензина) всего 42 кг. Значит, она в два раза менее металлоемка по сравнению с мотоблоком МБ-1, а по сравнению с мини-трактором Кутаисского, Гомельского или Харьковского завода — в 14 раз.
Ну а теперь попробуем сравнить производительность лебедки, мотоблока и лошади. Получается вот такая арифметика. Номинальная мощность лошади при работе около 1 л.с. Ее масса — 600 кг. Мотоблок МБ-1 в шесть раз легче лошади. Значит, на создание тягового усилия он может использовать не более 1/6 л.с.
Мини-трактор по своей массе сравним с лошадью. Соответственно можно предположить, что для создания тягового усилия он может использовать не более 1 л.с. Моя же мотолебедка с двигателем от мотороллера «Электрон» мощностью 7,5 л.с. использует на создание тяги всю мощность мотора. Значит, лебедка производительнее лошади в 7,5 раза и мотоблока- в 45 раз!!! Именно поэтому она легко поднимает пласт земли сечением 30X35 см и может пахать даже целину.
Плуг для своей лебедки я скопировал с двухколесного конного плуга, только максимально облегченного и упрощенного. Борозду он «держит» сам, точно копируя ранее пройденную, и управлять им не надо. Пахать лебедкой настолько легко и просто, что это по силам даже детям, и совершенно безопасно. Ни силы, ни умения для этого не надо.
Для вспашки участка с помощью мотолебедки не требуется особых навыков: плуг сам держит борозду, и пахарю остается лишь переносить его к началу борозды.
Комбинированный мотоблок-лебедка: 1 — основная рама мотоблока, 2 -дополнительная рама (основание мотолебедки; монтируется на основной с помощью болтов), 3 — барабан с тросом, 4 — двигатель, 5 — кронштейн рулевой колонки, 6 — «якорь», 7 — лапа «якоря», 8 — трос, 9 — топливный бак, 10 — кронштейн — подмоторная рама.
Мототягач, сблокированный с грузовой тележкой. На плановой проекции условно не показан мототягач и обшивка тележки.
Буксируемый плуг: 1 — стойка, 2 — грядиль, 3 — полевая доска, 4 — ползун, 5 — отвал, 6 — лемех, 7 — бороздное колесо, 8 — полевое колесо. Плуг является упрощенным вариантом конного плуга. Стойка и грядиль сделаны из трубы Ø42 мм. Основание выгнуто из стального листа толщиной 3 мм. Колесная ось — из стального прутка Ø20 мм. Полевая доска — из стального листа толщиной 3 мм.
Ползун — из «уголка» 30Х 30 мм. Лемех — из диска циркулярной пилы толщиной 4 мм. Отвал — из стального листа толщиной 3 мм. Бороздное колесо самодельное; оно сварено из листовой стали толщиной 5 мм, его диаметр 300 мм. Полевое колесо сварено из стального листа толщиной 1,5 мм; его диаметр — 160 мм.
Плуг рассчитан на пласт сечением 25Х25 см и обеспечивает производительность около 5 соток в час. Масса плуга — 13 кг.
Чертежи для печати
Источник: «Моделист-Конструктор» 1990, №6
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru
Мотоблок на электрической тяге
У каждого крестьянина, живущего на своей земле, пусть даже и бедного, должен быть инструмент для её (земли) обработки. В начале у меня это была одна лопата, потом две, потом к ним добавились грабли и вилы, и, наконец, назрела необходимость приобретения механического устройства, в простонародье — мотоблока. Ну в самом деле, сколько ж можно спину на поле гнуть…. Культпоход по магазинам в поисках чего-то подходящего поверг меня в уныние, всё » подходящее» стоило от 20 тысяч билетов банка России. Или больше. И тут, как всегда меня выручила … куча металлолома, который собирает у нас деревне один мой хороший знакомый.
Для изготовления мотоблока на электротяге мне понадобилось следующее:
1. Собственно, сам мотоблок в виде кучи старого металлолома
2. Электродвигатель от старого лифта на 4 кВт
3. Конденсаторы 1…3 мкф 400 В в количестве 70 штук.
4. Выключатель 250В 10А
5. Шнур с вилкой 5 м
6. Изолента 2 рулона
7. Болты, гайки для крепления двигателя к раме.
8. Дрель, свёрла.
9. Болгарка, сварка.
Перебрал редуктор, выправил кувалдой шнеки, и убрал всё лишнее, оставив только шкивы, раму и руль мотоблока. Даже не пытаясь восстановить разобранный двигатель, я сразу решил прикрутить вместо него …электромотор!
Тем более, что в гараже уже давно ржавел двигатель на 4 кВт от грузового лифта. Он тоже достался мне по случаю, когда в магазине у знакомого меняли грузовой лифт. Весь лифт забрать не удалось, мне достался только электромотор.
Как оказалось, мотор был трёхфазный, на 380 В, поэтому пришлось переделывать схему его подключения к однофазной сети 220В с помощью фазосдвигающего конденсатора.
Проблема оказалась с конденсатором. Для надёжного пуска двигателя по расчётам нужен был конденсатор ёмкостью не менее 100 мкФ, на напряжение не менее 400В, а для работы хватило бы и 60 мкФ. Естественно, такого мощного конденсатора у меня не было. В «электронике» такие конденсаторы в продаже были, но это, во-первых, не наш путь, а во-вторых, за такие деньги мне здешний тракторист руками весь огород вспашет, не то, что своим трактором. Попробовал использовать электролитические конденсаторы в последовательном включении. Ввиду того, что использование электролитических конденсаторов в различных вариантах включения (и с диодами и без них) не дало положительного результата, эти схемы здесь приводить не буду. Может у кого-то и получилось, но у меня нет. Двигатель работал, но конденсаторы быстро начинали греться и взрывались. Пробовал я ставить бумажные конденсаторы, типа МБМ или БМТ, но в этом случае батарея конденсаторов становилась соизмерима с самим мотором. Помощь пришла неожиданно… из плат от сгоревших компьютерных блоков питания. В каждой из плат я нашел несколько керамических конденсаторов на 1 мкф 400 В. Перелопатив кучу сгоревших плат от блоков питания, и проверив все свои запасы радиодеталей, я набрал различных конденсаторов аж на 78 мкФ.
Все найденные конденсаторы я спаял параллельно в небольшие блоки, а блоки соединил между собой и вывел провода наружу. В итоге получилась батарея конденсаторов, которую я хорошенько замотал изолентой, герметизировал в полиэтиленовый пакет, засунул в пластиковую бутылку, потом в жестяную банку и прикрутил к мотору.
Затем соединил контакты в распределительной коробке согласно вышеприведенной схемы и проверил работу мотора.
Дальше всё было попроще: срезал болгаркой старый шкив, приварил прямо на вал двигателя новый шкив, подобрал подходящий ремень, установил натяжной ролик, отрегулировал на нём ручное сцепление… и элетрокультиватор готов!
Провода от двигателя я засунул в гофрошланг и протянул в трубке руля. Возле рукоятки поставил мощный выключатель, а шнур с вилкой вывел из другой рулевой трубки.
Выглядит, конечно это устройство монстрообразно, но у нас в деревне и не такие динозавры порой встречаются.
Ранее я много раз пользовался различными бензиновыми мотоблоками, брал их напрокат у друзей или соседей. Но теперь почувствовал, как говорится, разницу. Впечатления от работы — фантастические, пашет быстро, без шума и дыма, всем нравится и все хотят попробовать! Шестиметровую грядку в два прохода вспахивает за 7-8 минут. И стоимость эксплуатации такого электромотоблока в разы ниже и проще, чем бензинового.
По ходу работы выяснилась, что если приноровишься, то нисколько провод не мешает. Удлинитель у меня используется самодельный, на 30 м, из простого осветительного провода. И хорошо, что он не мощный, и не фирменный. Однажды я его (провод) всё-таки зажевал. Так он просто порвался, и мотоблок остановился. Даже автомат на щитке не сработал, и не заискрило ничего. Потом просто соединил концы, заизолировал, и снова в бой.
И ещё одна интересная деталь. Когда я хотел заточить режущие кромки у шнеков, то мой сосед, местный крестьянин, увидел, и меня отговорил. Дело в том, что если края у шнека острые, то корни сорняков (особенно вьюнок) перерезаются лопастями и потом очень быстро отрастают, причем вдвое большим количеством. А если края тупые, то корни и трава наматываются на шнеки, и потом её просто руками выковыриваешь и выбрасываешь. Вот такая прополка заодно с пахотой.
Доставка новых самоделок на почтуПолучайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!
*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.Делаем сами — Лебёдка-мотоблок .Описание и чертежи.Видео.
Самодельная лебёдка-мотоблок создана для облегчения тяжелого ручного труда при обработке почвы и может заменить любой мотоблок или мотокультиватор. С его помощью можно перепахивать землю под грядки, сажать бороновать, окучивать, выкапывать картофель. Таким образом, лебедка сельскохозяйственная позволяет осуществить полный цикл обработки почвы при выращивании картофеля. Агрегат способствует сбережению и поддержанию плодородия почвы, что ведет к получению максимального урожая.
Среди неосновных функций — возможность перемещать грузы и тяжести. Перевозка осуществляется в багажнике автомобиля, перевод из транспортного состояния в рабочее — несколько минут.
Изготовлена лебедка — мотоблок из подручных материалов с использованием стандартных общедоступных деталей и обычных материалов ( трубы , уголки, звездочки и цепи от мототехники). Для самостоятельного изготовления необходимы: желание , сварочный аппарат , возможность выточить на токарном станке несколько простых деталей токарем любой квалификации.
Принцип работы с лебедкой сельскохозяйственной заключается в последовательном вспахивании земли с возвращением плуга в начало борозды. Работу желательно осуществлять вдвоем, но при необходимости возможно и одному. При этом возможно вносить удобрения (перегной) непосредственно в борозду, что бы питательные вещества использовались по назначению , а не шли на развитие сорняков. Пашет даже дерн (целину). На первых порах использовался классический самодельный плуг с ручками, который требовал наличие начальных навыков пахаря (смешное видео можно посмотреть здесь) и весил на пару килограмм больше модернизированного. Суть модернизации в том, что добавляется два направляющих колеса (большое и маленькое) , в результате плуг самостоятельно едет по борозде. Пахарь больше не нужен. Имеется возможность регулировки глубины и ширины вспашки. Посмотреть видео можно здесь. Таким образом, два человека (или даже один) могут за несколько часов справиться с такой сложной задачей, как посадка или выкапывание картофеля для семьи на всю зиму.
Основу мотолебедки сельскохозяйственной составляет двигатель от советской бензопилы «Урал» или «Дружба» Для передачи мощности от двигателя к барабану, наматывающему трос , используется цепная передача. Звездочки покупные , от мотоцикла «Минск» (в первом варианте использовались звезды и цепи от Жигулей ВАЗ 2101). Включение скорости осуществляется с помощью разработанного узла на основе кулачковой муфты сцепления, взятой из любого справочника по машиностроению (правда это было обнаружено много позднее самой разработки). Пила содержит обгонную муфту сцепления, но размотка троса напрямую была бы очень затруднена, поэтому и появилась необходимость в разработке такого узла. Узел получился довольно надежным и удобным, за 10 лет эксплуатации сбоев не давал. Необходимо было только менять вилку, так как она со временем изнашивается. Работа над устранением данного явления ведется. В настоящий момент есть несколько идей, но нет времени их осуществить в металле. (Вот уже появилась и модернизация) Для транспортировки лебедки для вспашки по участку, она снабжается двумя колесами, с помощью которых перемещение по участку не вызывает проблем , даже при больной спине.источник материала http://motolebedka.narod.ru/
самодельный плуг для мотоблока