Кому следует уступить дорогу при развороте на перекрестке – Тема 13.1. Нерегулируемые перекрёстки равнозначных дорог. — Автошколадома | Автошкола онлайн | Водительские курсы ПДД | ПДД учебник онлайн

Содержание

кто кому должен уступать при развороте/повороте на стрелку?

Тема непредоставления преимущества при повороте на дополнительную стрелку светофора уже набила оскомину, но не перестает быть актуальной. После видео из Гродно, когда повздорили двое водителей, к Юрию Краснову обратились несколько читателей: «Так кто должен уступать дорогу — разворачивающийся или выезжающий на стрелку?» Попытки апеллировать к предыдущим публикациям не помогли. Ну что поделаешь, значит, придется объяснять снова…

Если у него преимущество, то что поделаешь?

Подобные конфликты на улицах белорусских городов происходят регулярно. А зафиксированная ситуация в Гродно особенна только тем, что эмоции перехлестнули через край. Водители, судя по реакции сотрудников милиции, готовы были приступить к самому тесному обсуждению ПДД.

— Дорога узкая, всего в две полосы, перед автором видео начал движение Suzuki Baleno, который поворачивал налево, — перечисляет факторы Юрий Краснов. — Автор ролика просто физически не мог развернуться и оказаться в крайней левой полосе, в ПДД данный момент не оговорен. Это все имело значение в рассматриваемой ситуации.

По мнению ведущего рубрики, водитель Volkswagen Phaeton не собирался уступать — вероятно, полагая, что имеет преимущество. Однако именно он обязан был пропустить автора видео, если судить по записи.

— Сразу после появления ролика мне стали писать, звонить: а расскажите, сделайте сюжет, — рассказывает Юрий Краснов. — Все мои отсылки к предыдущим публикациям действия не возымели. Люди все равно просили напомнить, объяснить. Кто-то не знал, кто-то забыл, а кто-то изначально неправильно трактовал ситуацию.

«Встречал даже такое мнение: мол, нас пятеро, мы тут ждем, а он один разворачивается как царек. Ребята, ну так если у него преимущество, то что поделаешь?»

Переходя к теоретической части вопроса, ведущий «Разборов…» ссылается на пункт 104 ПДД: «При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель

обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений».

Есть такое мнение: разворачивающимся, мол, тоже горит дополнительная секция, а рассуждать, какой сигнал включен для остальных водителей, они не должны. Однако эта точка зрения в данном случае ошибочная. И вот почему.

— Да, водитель обязан ориентироваться на сигналы светофоров, установленные для его направления, — соглашается Юрий Краснов. — Однако это не противоречит тому, что при развороте он в данной ситуации пользуется преимуществом. Во-первых, это вытекает из того же пункта 104 ПДД — если дополнительная секция горит вместе с основным зеленым сигналом, то уступать другим автомобилям не надо. А во-вторых, водитель может разворачиваться просто по основному сигналу светофора. И тогда он обязан выполнять требование пункта 103.

«При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель транспортного средства, за исключением трамвая, обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам, движущимся прямо или направо, и попутному трамваю» (пункт 103 ПДД)

ДТП в таких ситуациях случаются редко

Под окнами офиса Onliner тоже часто слышны гудки клаксонов и визг тормозов. На перекрестке пр. Дзержинского и 1-го Извозного переулка водители регулярно выясняют, кто и кому должен уступить.

Для автомобилистов, которые совершают разворот по проспекту, включена дополнительная секция и основной зеленый сигнал светофора. «Имеют преимущество», — ремарка ведущего рубрики.

Выезжающие с переулка движутся на стрелку (одновременно включен основной красный). «Должны уступать», — очередной комментарий знатока ПДД.

Далеко не во время каждого светофорного цикла возникает конфликтная ситуация. А если два автомобиля встречаются, то водители, как правило, пытаются разъехаться — ширина проезжей части позволяет сделать это без проблем. В редких случаях траектории пересекаются, и тогда участники конфликта прибегают к помощи звуковых сигналов.

— Видно, что водитель Toyota не собирался уступать. А если бы Audi поехала, то… — комментирует возникшую ситуацию Юрий Краснов. — Водителей, которые не собираются уступать, сразу видно: они выезжают на такой скорости, что становится понятно — тормозить никто и не думал.

При этом, по наблюдениям ведущего «Разборов…», ДТП в таких ситуациях случаются довольно редко, поскольку автомобили движутся на небольшой скорости.

На пощечину принято отвечать пощечиной

Знание ПДД, впрочем, не избавляет от конфликтов. Гродненский пример очень типичен, к сожалению. Оба водителя, судя по их реакции, были уверены в своей правоте. Но один из них как раз обязан был уступить. Тем не менее призыв Юрия Краснова такой: не нагнетать ситуацию и спекулятивно не пользоваться преимуществом.

— При развороте, хотя вы имеете преимущество, всегда следите за выезжающими на стрелку, — рекомендует ведущий рубрики. — Если они не собираются уступать, можно поморгать светом фар или посигналить. Если не помогает — лучше пропустить. Все мы ошибаемся…

Как считает эксперт, если бы автор ролика ехал помедленнее, то Volkswagen успел бы проскочить: «Но им, вероятно, двигала обида — дескать, у меня же преимущество, я должен был первым проехать, а не вторым. Водитель машины, в которой был установлен регистратор, демонстрировал агрессию, и это привело к эскалации».

Библейский принцип на наших дорогах, увы, не действует. На пощечину принято отвечать пощечиной.

Без единого гудка клаксона!

Все места, где происходят конфликты между разворачивающимися по основному сигналу и поворачивающими на стрелку в Минске, хорошо известны. Юрий Краснов предлагает проехать по некоторым и отработать алгоритм спокойных действий.

Первый перекресток — пр. Независимости и ул. Свердлова. Разворачивающимся возле главпочтамта постоянно не уступают.

— Так что — волосы по этому поводу рвать на голове? У меня их и так не осталось, — иронизирует ведущий «Разборов…».

Как раз на нас выезжает Honda Insight. Ситуация в какой-то момент кажется патовой, но разрешается она абсолютно мирно. Водитель японского гибрида и Юрий Краснов разъезжаются. Заметим, без единого гудка клаксона!

— Можно было бы усугубить ситуацию, но удалось разойтись спокойно и в целом доброжелательно, — комментирует ведущий рубрики. — Многое зависит от посыла. Пусть даже ты прав и имеешь преимущество, а тебя обидели, все равно не надо агрессивничать. Ни к чему хорошему это не приведет.

Наш водитель замечает, что многое зависит от тонких нюансов и понимания грани ситуации. Он, например, старается при развороте продемонстрировать явное намерение, но при этом всегда готов остановить автомобиль.

Именно так Юрий Краснов действует при втором заходе на разворот возле главпочтамта, вынуждая водителя Toyota уступить. Хотя у нас сложилось мнение, что тот не намерен был притормаживать.

— Добрый день, — опускает стекло на светофоре ведущий «Разборов…». — А вы собирались мне сейчас уступать дорогу? Дело в том, что мы разбираем ситуацию. Хотим понять мотивы.

— Да, — парень не сразу понял, что от него хотят.

Еще один проблемный перекресток находится возле ЦУМа. Тут тоже не раз случались ДТП, кипели эмоции.

— Особенность в том, что при повороте направо (с пл. Я. Коласа на пр. Независимости) водители стремятся сразу попасть во второй, а то и третий ряд, поскольку в крайней правой полосе расположена автобусная остановка,

 — замечает Юрий Краснов. — Это тоже негативно сказывается на ситуации.

На третьем перекрестке, куда предлагает выехать ведущий «Разборов…», также есть нюанс. Водители при повороте с ул. Аранской на ул. Маяковского движутся с горки, слева их прикрывает островок. А вот то, что нужно уступить разворачивающимся, учитывают далеко не все.

Водитель красного микроавтобуса явно не ожидал, что ему, возможно, придется тормозить.

— Если дашь возможность проехать направо одному, то остальные тоже начнут выполнять этот маневр, а ты замрешь на перекрестке и будешь стоять, — затрагивает еще один аспект Юрий Краснов.

Зачем вообще нужны стрелки?

Безусловно, роль организации дорожного движения в создании таких конфликтов не самая последняя. Водители воспринимают зеленую стрелку как разрешение, а не как требование уступить дорогу.

— Почему вообще сделали дополнительные секции? — рассуждает ведущий рубрики. — Очевидно, для увеличения пропускной способности. Например, в Литве и Польше разрешен поворот направо, если горит красный сигнал. Однако там висят специальные таблички, и вопросов у водителей — уступать / не уступать — не возникает. В Беларуси же горит зеленый, и не все автомобилисты понимают разницу между стрелкой и основным сигналом.

По мнению Юрия Краснова, белорусские водители пока не готовы взаимодействовать на высоком уровне. Одни нагнетают обстановку и пытаются воспользоваться преимуществом. А те, кто поворачивает на стрелку, не ценят предоставленную возможность и едут так, как будто на основной зеленый.

— Все основывается на условностях, но не все к этому готовы, — полагает ведущий «Разборов». — Впрочем, можно сделать так, чтобы траектории водителей в подобных ситуациях в принципе не пересекались.

Такая попытка была предпринята на пр. Независимости (возле пл. Я. Коласа), где разметкой 1.7 пытались развести разворачивающихся и поворачивающих направо. Сейчас краска на асфальте уже стерлась и едва видна. А ведь подобное может быть реализовано с помощью делиниаторов и других конструктивных мер.


— Когда вы выезжаете на перекресток по стрелке с основным красным сигналом, то должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со всех направлений. При этом не важно, какой маневр они совершают, — подытоживает выпуск Юрий Краснов. — Если же вы поворачиваете или разворачиваетесь на стрелку с основным зеленым сигналом, то не нагнетайте, отслеживайте намерения других водителей.

Читайте также:

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. [email protected]

Разворот на перекрестке по главной дороге

Продолжаем отвечать на вопросы читателей и в этот раз на повестке дня два похожих вопроса по теме разворотов на перекрестке.

Вопрос 1: Главная дорога на перекрестке меняет направление. Оба автомобиля на главной дороге. Один из них поворачивает направо, а второй разворачивается. Траектории пересекаются. Кто пропускает?

Ответ: Пропускает тот, кто разворачивается, потому что оба участника движутся по главной дороге и находятся в равных правах (пункт 13.10).

Вопрос 2: Я на главной дороге совершаю разворот, одновременно с второстепенной дороги выезжает другой водитель направо, то есть получается, что мы собираемся ехать дальше в одном направлении. Оба совершаем маневр, только я с главной, а он с второстепенной! Кто кому должен уступить дорогу?

Ответ: Уступает автомобиль, поворачивающий с второстепенной дороги (пункт 13.9).

Теперь, подробнее. Теме разворотов на перекрестках посвящена статья Выполнение разворота. Часть2. Поскольку в вопросах присутствует термин «главная дорога», то и речь, соответственно, пойдет о проезде перекрестков неравнозначных дорог.

Рассмотрим эти две, казалось бы, похожие, но в корне отличающиеся ситуации более подробно. Эти два случая похожи в том, что оба перекрестка одинаковы конструктивно: имеется «прямая» дорога и примыкающая (либо пересекающая, что, собственно, не очень важно).

Но в первом случае главная дорога поворачивает на перекрестке (меняет свое направление, на что указывает знак 8.13 «Направление главной дороги»), а во втором случае главная дорога «прямая», а второстепенная дорога примыкает к ней (либо пересекает ее).

Разберем каждый вариант по отдельности, и начнем с более простого (второго) варианта, когда главная дорога «прямая».

Предположим, вы едете по дороге и видите, что впереди перекресток (у вас либо знак 2.1 «Главная дорога», либо знак 2.3.3 «Примыкание второстепенной дороги», а слева примыкает второстепенная дорога). По примыкающей дороге к перекрестку приближается автомобиль и «мигает» правым «поворотником». Вам необходимо развернуться, и вы, соответственно, включаете левый указатель поворота.

Впереди перекресток

Водитель того автомобиля вас видит, видит ваш левый указатель поворота, и что он может предположить? Первое, что он подумает, это то, что вы будете поворачивать налево (на дорогу, с которой он сам выезжает). Т.е. он еще не знает, что вы намереваетесь развернуться. А тем временем, оба автомобиля въезжают на перекресток, и нужно очень быстро принимать решение.

 

Юридическое преимущество на вашей стороне (пункт 13.9 – ваш автомобиль движется по главной дороге, а оппонент выезжает с второстепенной дороги – обязан уступить), но если между водителями нет взаимопонимания обоюдных намерений, то возможен любой исход, в т.ч. и столкновение.

Водитель с второстепенной дороги может попытаться успеть выехать, так сказать, под прикрытием (он, ведь, не знает, что вы разворачиваетесь). Вы, в свою очередь, уверены в том, что у вас преимущество (вы – на главной дороге), поэтому разворачиваетесь с предположением, что вас пропустят вперед (что вам уступят дорогу).

Создается опасная ситуация. Как из нее выйти, точнее, как не столкнуться, однозначного ответа нет, многое зависит от второстепенных факторов: кто подъехал раньше и разгадал намерения оппонента, кто первый обнаружил опасность столкновения и принял меры (например, затормозил, уступил), и др.

Есть такое неформальное правило: преимущество в движении определяется не формальным приоритетом, а гарантией отсутствия ДТП.

Теперь рассмотрим приоритеты в более сложном случае разворота, когда главная дорога на перекрестке меняет свое направление. Он как-бы сложный и простой одновременно. Сложность в том, чтобы дать понять окружающим, что ваши намерения именно развернуться, а не повернуть налево. Для этого следует заранее сбавить скорость, включить левый «поворотник» и занять место на проезжей части для разворота (крайнюю левую полосу).

Гл. дорога меняет направление

В случае, как изображено на картинке, оба участника едут по главной дороге и юридическое преимущество на стороне автомобиля, поворачивающего направо (пункт 13.10). Т.е. дорогу уступает тот, кто разворачивается.

Какие опасные моменты могут возникнуть в этой дорожной ситуации? Самая большая опасность может возникнуть в случае банального несоблюдения приоритета (кто был должен уступить – не уступил) или в случае настоятельного упорства на своем преимуществе (т.е. я прав, и точка!).

Опасность первого случая устраняется повышением внимания к дорожной обстановке, второй случай, к сожалению, не «лечится». Потому что, как было уже сказано выше, реальное преимущество определяется гарантией отсутствия ДТП – еще следует убедиться, что вам уступают дорогу.

Понятно, что ситуации на рисунках упрощенные, поскольку отсутствуют другие участники движения, это ведь просто нарисованная схема. В реальности машин на дороге гораздо больше, они все движутся и тем самым общая обстановка усложняется, но расстановка приоритетов от этого не меняется.

Бывают ситуации, когда нет уверенности, что разворот не будет противоречить ПДД, либо, нет уверенности, что сам маневр пройдет гладко, например, за один заход или один оборот, т.е. не придется сдавать назад. Обычно, на перекрестке места для разворота хватает, но нужно помнить, что движение задним ходом на нем (на перекрестке) запрещено (пункт 8.12). В статье Разворот на перекрестке. Задний ход рассмотрен случай с задним ходом на перекрестке.

Если, все-таки, возникают сомнения, целесообразно воздержаться от маневра, и поискать для него другое место, например, развернуться вне перекрестка с использованием обочины или прилегающей территории.

Разворотам вне перекрестка посвящена статья Выполнение разворота. Часть1. Как развернуться через обочину, когда не хватает пространства для разворота, можно прочесть в одноименной статье Разворот на дороге вне перекрестка через обочину, где был дан ответ именно на этот вопрос.

Навигация по серии статей<< Разворот на перекрестке с разделительной полосой и пункт 8.6 ПДДРазворот на перекрестке. Задний ход >>

Одним на разворот, другим «по стрелке» направо. Кто должен уступить?

Около месяца назад в Интернете некоторые брестские автомобилисты подняли вопрос проездов перекрестов со светофорами, где есть дополнительная секция. Ниже — один из них: ул. Краснознаменная и Варшавское шоссе.

Перекресток Варшавское шоссе-Краснознаменная


«Когда наступит тот день, когда водители нашего города начнут ездить по правилам?! В частности, это касается проезда перекрестка Варшавское шоссе — Краснознаменная», —
вопрошают возмущенные водители.

В чем проблема?

Не всегда водителю для разворота хватает пространства, чтобы «влезть» в крайнюю левую полосу. Возникает «конфликт» с теми, кто поворачивает направо (см. схему выше). Согласно ПДД, при развороте водитель обязан «уступить дорогу встречным транспортным средствам, движущимся прямо или направо». Вроде бы все понятно — стой и пропускай. Но есть один нюанс — на многих перекрестках водители поворачивают направо по зеленой стрелке, когда горит основной красный.

Что это меняет?

Читаем ПДД:

104. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

Другими словами, если произойдет ДТП, то виноватым окажется водитель, который поворачивал по зеленой стрелке.

Что в реальной жизни?

Действительность такова, что абсолютное большинство брестских водителей зеленую стрелку считают полноправным зеленым сигналом. А те, кто разворачиваются, обычно стоят и пропускают.

Видео от Ивана Олейника: «За 40 минут съемки перекрестка только один водитель предоставил преимущество разворачивающимся на основной зелёный сигнал светофора».

Что делать?

Совершая поворот по стрелке всегда помнить по п.104 ПДД. Но и при развороте лезть напролом не рекомендуем. Именно по причине того, что большинство про этот пункт правил не помнит.

Развернуться с моста возле «Евроопта» на варшавке теперь можно безконфликтно

BrestCITY.com

20.10.2017.
Теги: автомобиль
Просмотров:
———————-
► Присоединяйтесь к нашему каналу Telegram и сообществу Viber Перекресток Варшавское шоссе-Краснознаменная

По этой же теме:

Свежие новости:

 

Возможность комментирования доступна только для зарегистрированных пользователей. Это бесплатно. Присоединяйтесь!

Разворот на равнозначном перекрестке. Приоритет.

Добрый день уважаемые автолюбители!

В этой статье мы выясним как определить очередность проезда при развороте на перекрестке равнозначных дорог. Правила проезда перекрестков определяет 13 глава Правил дорожного движения.

Давайте сначала вспомним, что такое перекресток:

«Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

Мы не будем брать сложный перекресток, а рассмотрим простое пересечение двух равнозначных дорог.

Определим, какие перекрестки являются равнозначными:

  1. Это не регулируемые перекрестки (при желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика — п.13.3 ПДД)
  2. На этих перекрестках отсутствуют знаки приоритета.
  3. На пересекаемых дорогах имеется одинаковое покрытие (твердое, либо грунтовое)
  • Приоритет при проезде перекрестка равнозначных дорог определяется п.13.11 Правил:

    13.11. На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

    На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.

    Так называемое правило «помехи справа». Правило не сложное, но есть некоторый нюанс, когда необходимо совершить разворот на таком перекрестке. Давайте рассмотрим простую схему разворота:

    Разворот на перекрестке

    Разворот на перекрестке

    В соответствии с п.13.11 Правил на этом перекрестке, мы должны пропустить транспортные средства, приближающиеся справа. Справа транспортные средства отсутствуют и можно начинать движение, имея преимущество перед белым автомобилем.

    Есть мнение, что в данном случае п.13.11 дает право преимущественного проезда до выезда с перекрестка не зависимо от дальнейшего продолжения движения. Это мнение не верно!

    Да, при въезде на перекресток преимущество у автомобиля, совершающего разворот, однако п.13.11 Правил распространяет свое действие на все движение по перекрестку, а не от въезда до выезда. При любом пересечении траекторий в пределах перекрестка равнозначных дорог преимущество имеет транспортное средство, которое приближается справа, вне зависимости от того с какой стороны оно находилось при въезде на перекресток.

    Разворот на перекрестке - завершение

    Разворот на перекрестке - завершение

    В нашем случае при развороте траектории транспортных средств пересекаются при завершении маневра и безусловно преимущество имеет белый автомобиль.

    Дорог вам без препятствий!

    Кто должен уступить дорогу при развороте

    Вопрос: Я разворачиваюсь вне перекрестка, и за один раз мне для разворота не хватило места, пришлось остановиться и отъехать назад. В общем, получился разворот в три приема. Но когда я отъезжал задним ходом, сзади ехал другой автомобиль. Он остановился, как бы уступая, я отъехал назад и закончил разворот, поехал вперед. Обязан ли он был мне уступать, я вроде как завершаю свой маневр?

    Ответ. В данной ситуации нет, ваш коллега не обязан уступать, но он остановился, и дал вам возможность закончить разворот. Это нормальная практика, водительская солидарность.

    Обязанность предоставить возможность завершить маневр (если точнее – выехать с перекрестка) есть у водителей только на регулируемых перекрестках при включении разрешающего сигнала. Эта обязанность прописана в пункте 13.8 ПДД.

    Например, вам нужно развернуться на регулируемом перекрестке. По зеленому сигналу светофора выезжаете на перекресток, и останавливаетесь, чтобы уступить дорогу встречному транспорту в соответствии с пунктом 13.4 ПДД, т.е. стоите на перекрестке и пропускаете их. Встречных машин много. Ваш зеленый сигнал сменяется на желтый, затем, на красный, но вы имеете право завершить свой маневр (разворот), и выехать с перекрестка (в соответствии с пунктом 13.7 ПДД). А едущие машины с других направлений в этом случае обязаны уступить вам дорогу.

    Кто должен уступить дорогу при развороте вне перекрестка

    При развороте вне перекрестка оговоренное выше право на завершение маневра (пункты 13.7 и 13.8 ПДД) не действует. Более того, движение задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения (пункт 8.12 ПДД). Т.е., осуществляя разворот вне перекрестка, водитель должен уступить встречным машинам, и не создавать помех для движения, отъезжая назад задним ходом.

     

    Когда ширины дороги не хватает для выполнения разворота из крайнего левого положения, пункт 8.8 ПДД допускает развернуться от правого края проезжей части (с правой обочины), но в этом случае в соответствии с тем же пунктом 8.8 ПДД водитель должен уступить дорогу и встречным транспортным средствам, и попутным тс.

    Уступить дорогу означает не создавать помех. Технически, это выглядит так, что при развороте вне перекрестка вы должны уступить дорогу всем участникам. Другими словами, процесс вашего разворота никому не должен помешать.

    Чтобы выполнить это правило, целесообразно для разворота вне перекрестка выбрать такой участок, на котором дорога будет хорошо просматриваться в обе стороны. Еще нужно помнить, что разворот запрещается в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 метров (пункт 8.11). Запрет введен с целью исключить внезапное появление попутчиков на коротком расстоянии, и предотвратить опасную ситуацию.

    Разворот в три приема

    Теме разворотов вне перекрестка посвящена статья Выполнение разворота. Часть1. В ней, а также в комментариях к этой статье есть ответы на многие вопросы, возникающие в связи с этим маневром, в том числе, кто должен уступить дорогу при развороте.

    Будьте внимательны за рулем.

    Навигация по серии статей<< Разворот на перекрестке. Задний ходРазворот на Т-образном перекрестке >>

    Выезд на дорогу | AVTONAUKA.RU

    Вопрос читателя заключается в следующем. Ситуация: одна машина выполняет разворот, а другая в это время выезжает на дорогу, и пути их, естественно, пересекаются. Кто в таком случае должен уступить дорогу?

    Ответ.

    Поскольку ситуация в вопросе не «привязана» к конкретной дорожной обстановке, на вопрос, кто в таком случае должен уступить дорогу, однозначно ответить нельзя. Правильность ответа будет зависеть от конкретных особенностей ситуации. Рассмотрим наиболее встречающиеся из них.

    В вопросе присутствует термин «дорога». Дорога, согласно определению, представляет собой полосу земли или поверхность сооружения, обустроенную и приспособленную для движения транспортных средств. Дорога включает в себя разделительные полосы, проезжую часть, тротуары, обочину, трамвайные пути, если таковые есть.

    Поэтому, чтобы не путаться в юридических определениях, и чтобы ответ на поставленный вопрос был понятен, из термина «дорога» возьмем только проезжую часть, поскольку вопрос касается движения и приоритета бесколесных транспортных средств.

    Теме разворотов на сайте посвящены две основные статьи: разворот вне перекрестка — статья Выполнение разворота. Часть 1,  разворот на перекрестках – статья Выполнение разворота. Часть 2. Есть еще серия статей Разворот на перекрестке дорог с разделительной полосой. В этих статьях рассмотрены маневры на соответствие ПДД и некоторым правилам безопасности движения. Здесь же, отвечая на вопрос, рассмотрим приоритет участников в процессе выполнения разворота в типичных ситуациях, как вне перекрестка, так и на перекрестках.

    Выезд на дорогу с прилегающей территории

    Предположим, вы выезжаете с парковочной площадки на дорогу, которая пролегает рядом, а в это время, напротив выезда разворачивается автомобиль, который едет по этой дороге. Предположим, водитель выбрал для разворота именно это место, потому что здесь разворот не запрещен, дорога становится немного шире, и развернуться удобнее. Кто проедет первым?

    Выезд с прилегающей территории

    Ответ на этот вопрос дает пункт 8.3 ПДД: «При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней …».

     

    Автомобиль, выполняющий разворот, в этой ситуации пользуется преимуществом в движении, поскольку он уже едет по этой дороге, т.е. завершая разворот, он проезжает первым. Жилой двор также относится к прилегающей территории, поэтому, выезжая из двора, следует уступить дорогу всем участникам, которые уже по этой дороге движутся, в том числе и автомобилю, завершающему разворот через выезд со двора.

    Выезд со второстепенной дороги на главную дорогу

    Следующая ситуация: неравнозначный перекресток. По главной дороге на перекрестке разворачивается автомобиль, а вы, предположим, с второстепенной дороги, выезжаете на главную дорогу, и поворачиваете направо. Кто в этом случае проедет первым?

    Выезд на главную дорогу

    На этот вопрос отвечает пункт 13.9 ПДД: «На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения …»

    Таким образом, выезжая с второстепенной дороги на главную, следует уступить всем, кто движется по главной дороге, в т.ч. водителю, завершающему разворот на этом перекрестке с главной дороги.

    Далее, точно такая же ситуация с разворотом на перекрестке, как рассмотренная выше, только перед вами равносторонний перекресток или перекресток равнозначных дорог. Вам нужно повернуть направо и вы подъезжаете к перекрестку по одной дороге, а с другой дороги на него, по отношению к вам с правой стороны, уже заехал для разворота еще один автомобиль. Кто кому в этой ситуации должен уступить дорогу?

    Выезд на равнозначный перекресток

    На равнозначном перекрестке все дороги равны по значению, на таком перекрестке водители должны руководствоваться пунктом 13.11 ПДД: «На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа …»

    Из этого правила следует, что, выехав первым по праву на перекресток для разворота, тот водитель обязан остановиться, пропустить вашу машину вперед, (уступить вам дорогу как помехе справа), после чего, завершить свой разворот.

    Эта же ситуация глазами водителя, выполняющего разворот: он подъезжает к перекрестку: справа у него помехи нет – выезжает на перекресток для разворота, начинает разворот, и видит ваш автомобиль, который теперь уже, после разворота, оказывается у него с правой стороны (вы заезжаете на перекресток для поворота направо). В этом месте он должен остановиться и уступить вам дорогу (уступить право первому проехать свой участок перекрестка).

     

    Все перечисленное выше относится к ситуациям, когда участники подъезжают к перекрестку с разных дорог, но они могут встретиться на перекрестке, подъехав по одной дороге, но с прямо противоположных сторон. В этом случае в зависимости от типа перекрестка действуют разные пункты правил: пункт 13.4 – если перекресток регулируемый, и 13.12 – если перекресток нерегулируемый.

    Суть у этих правил одна – когда участники встречаются на одной дороге, тогда в соответствии с упомянутыми выше пунктами уступить должен тот автомобиль, который разворачивается.

    Правила определяют, как должно быть, а в реальности действия водителей не всегда полностью соответствуют пдд. Одной из причин является некая уверенность, что удастся завершить маневр раньше, т.е. до встречи с оппонентом.

    На этот счет существует одно неписаное правило: преимущество определяется не формальным приоритетом, а гарантией отсутствия ДТП. Чтобы гарантировать себе безаварийный проезд и избежать ДТП нужно постоянно следить за обстановкой вокруг своего автомобиля.

    Для наглядного примера и понимания того, о чем изложено выше по тексту, рекомендую ознакомиться со статьей Ситуация разъезда с автомобилем, выполняющим разворот.

    Теперь, ситуация на регулируемом перекрестке. Здесь все просто: одним участникам сигнал светофора разрешает движение, другим – его запрещает. Единственный спорный момент — разворот на регулируемом перекрестке на смене сигналов светофора, будет выглядеть как завершение проезда перекрестка. В соответствии с пунктом 13.8 ПДД следует уступить дорогу участникам, завершающим проезд перекрестка.

    Также нужно уступить дорогу участнику, завершающему разворот, да и вообще проезд перекрестка, когда ваш въезд на перекресток происходит на зеленую «стрелку», включенную одновременно с желтым или красным сигналом светофора (пункт 13.5).

    Вот, собственно, почти все типичные, т.е. часто встречающиеся ситуации взаимодействия участников движения, один из которых осуществляет разворот на дороге. Но всегда необходимо помнить о безопасности осуществления любого маневра. Что это значит?

    С одной стороны, есть юридическое преимущественное право на проезд, т.е. право на первоочередный проезд в соответствии с каким-то пунктом Правил. Но в реальной ситуации это право вроде бы есть, а возможности воспользоваться этим правом здесь и сейчас по разным обстоятельствам может не быть. Поэтому, использовать свой приоритет следует только тогда, когда есть уверенность в том, что вам уступают дорогу.

    Тема 13.1. Нерегулируемые перекрёстки равнозначных дорог. — Автошколадома | Автошкола онлайн | Водительские курсы ПДД | ПДД учебник онлайн

     

    Прежде всего необходимо понимать, что перекрёсток равнозначных дорог это обязательно нерегулируемый перекрёсток. Здесь нет ни регулировщика, ни светофоров. Или светофоры есть, но они не работают или переведены в режим жёлтого мигающего сигнала:

     

    Правила. Раздел13. Пункт 13.3. При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым.

     

    Тема 13.1. Нерегулируемые перекрёстки равнозначных дорог. 13.1_01.proezd-perekryostkov

    Тема 13.1. Нерегулируемые перекрёстки равнозначных дорог. 13.1_01.proezd-perekryostkov

     

     

    Жёлтый мигающий сигнал информирует водителей о том, что перекрёсток стал нерегулируемым.

     

    Знаков приоритета нет, обе дороги с твёрдым покрытием – это перекрёсток равнозначных дорог.

     

     

     

     

     

     

     

     

    Тема 13.1. Нерегулируемые перекрёстки равнозначных дорог. 13.1_02.proezd-perekryostkov

    Тема 13.1. Нерегулируемые перекрёстки равнозначных дорог. 13.1_02.proezd-perekryostkov 

     

     

     

    Здесь светофоров вообще нет, и нет знаков приоритета – это перекрёсток равнозначных дорог.

     

     

     

     

     

     

     

     

    На таких перекрёстках водители должны сами устанавливать очерёдность проезда, руководствуясь общим принципом «помехи справа»:

     

    Правила. Раздел13. Пункт 13.11На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа.

     

    Другими словами Правила попросту возложили всю ответственность за безопасность проезда через перекрёсток на водителя, имеющего «помеху справа».

     

     

    Тема 13.1. Нерегулируемые перекрёстки равнозначных дорог. 13.1_03.proezd-perekryostkov

    Тема 13.1. Нерегулируемые перекрёстки равнозначных дорог. 13.1_03.proezd-perekryostkov 

     

    И это логично! Ваш путь до точки столкновения заметно больше, чем у водителя грузовика.

     

    Вам легче выполнить требование «Уступите дорогу»!

     

    Поэтому-то Правила и «нагрузили» ответственностью тех, у кого «помеха справа», и освободили от ответственности тех, у кого «помеха слева».

     

     

     

     

     

    А теперь посмотрим, как этот общий принцип реализуется в различных ситуациях на перекрёстках равнозначных дорог.

     

    Тема 13.1. Нерегулируемые перекрёстки равнозначных дорог. 13.1_04.proezd-perekryostkov

    Тема 13.1. Нерегулируемые перекрёстки равнозначных дорог. 13.1_04.proezd-perekryostkov 

     

    Светофоров нет, знаков приоритета нет, грузовик справа – надо уступать ему дорогу.

     

    Но уступить дорогу это ведь не обязательно остановиться!

    Обязательным является не создать помеху движению!

     

     

     

     

     

     

     

     

    Тема 13.1. Нерегулируемые перекрёстки равнозначных дорог. 13.1_05.proezd-perekryostkov

    Тема 13.1. Нерегулируемые перекрёстки равнозначных дорог. 13.1_05.proezd-perekryostkov

     

     

     

    А какую помеху вы можете создать, если, например, будете поворачивать направо?

    В этом случае траектории движения вообще не пересекаются.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Тема 13.1. Нерегулируемые перекрёстки равнозначных дорог. 13.1_06.proezd-perekryostkov

    Тема 13.1. Нерегулируемые перекрёстки равнозначных дорог. 13.1_06.proezd-perekryostkov

     

     

    Траектории, правда, могут пересечься, если водитель грузовика вздумает развернуться!

     

    Но в этом случае в конечной фазе разворота вы станете для него помехой справа, и теперь уже его обязанность – уступить вам дорогу.

     

     

     

     

     

     

     

     

    Тема 13.1. Нерегулируемые перекрёстки равнозначных дорог. 13.1_07.proezd-perekryostkov

    Тема 13.1. Нерегулируемые перекрёстки равнозначных дорог. 13.1_07.proezd-perekryostkov

     

     

    Другое дело, если вы намерены двигаться прямо. Или повернуть налево. Или развернуться.

    Вот тут вы вполне можете создать помеху грузовику и тем самым нарушите Правила.

    А раз так, тогда ваша святая обязанность – остановиться у края пересекаемой проезжей части!

     

     

     

     

     

     

    Ведь что такое по Правилам «уступить дорогу» (не создавать помех):

     

    Правила. Раздел13. «Уступить дорогу (не создавать помех)»требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

     

    О как!  Мало того, что вы «не должны продолжать движение», так вы ещё и не должны его «возобновлять»! То есть останавливайтесь и стойте до тех пор, пока угроза столкновения (по вашей вине) не исчезнет.

     

     

    Тема 13.1. Нерегулируемые перекрёстки равнозначных дорог. 13.1_08.proezd-perekryostkov

    Тема 13.1. Нерегулируемые перекрёстки равнозначных дорог. 13.1_08.proezd-perekryostkov

     

     

    При таком раскладе помехи справа нет ни у кого. Оба могут продолжать движение.

    И если обоим надо прямо или направо, они проедут перекрёсток без остановки (траектории движения не пересекаются).

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Тема 13.1. Нерегулируемые перекрёстки равнозначных дорог. 13.1_09.proezd-perekryostkov

    Тема 13.1. Нерегулируемые перекрёстки равнозначных дорог. 13.1_09.proezd-perekryostkov 

     

     

    Они даже могут одновременно повернуть налево или развернуться. Если, конечно, получится безопасно разойтись правыми бортами.

    В этом случае траектории движения тоже не пересекаются.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Тема 13.1. Нерегулируемые перекрёстки равнозначных дорог. 13.1_10.proezd-perekryostkov

    Тема 13.1. Нерегулируемые перекрёстки равнозначных дорог. 13.1_10.proezd-perekryostkov

     

    Есть только единственная ситуация, когда траектории точно пересекаются!

    Это если один двигается прямо или направо, а встречный поворачивает налево или разворачивается.

    Изначально у встречного помехи справа не было. Помеха справа возникла в процессе движения через перекрёсток.

    И вот тут, на перекрёстке, он и должен уступить нам дорогу.

     

     

     

     

     

     

    В Правилах для этого случая дано прямое указание:

     

    Правила. Раздел 13. Пункт 13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо.

     

    Хотя, на самом деле, вполне достаточно и того, что уже было сказано в пункте 13.11: «водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа».

     

    Тема 13.1. Нерегулируемые перекрёстки равнозначных дорог. 13.1_11.proezd-perekryostkov

    Тема 13.1. Нерегулируемые перекрёстки равнозначных дорог. 13.1_11.proezd-perekryostkov 

     

     

    Получается, что пока справа всё чисто, мы тоже  можем (и даже должны) въезжать на перекрёсток.

     

    Но на самом перекрёстке надо уступать дорогу встречному – траектории пересекаются, и он для нас помеха справа.

     

     

     

     

     

     

     

    Тема 13.1. Нерегулируемые перекрёстки равнозначных дорог. 13.1_12.proezd-perekryostkov

    Тема 13.1. Нерегулируемые перекрёстки равнозначных дорог. 13.1_12.proezd-perekryostkov

     

     

    Наконец, третий, и последний из всех возможных вариантов – сейчас вы для него помеха справа.

     

    Можете смело двигаться во всех направлениях.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Тема 13.1. Нерегулируемые перекрёстки равнозначных дорог. 13.1_13.proezd-perekryostkov

    Тема 13.1. Нерегулируемые перекрёстки равнозначных дорог. 13.1_13.proezd-perekryostkov 

     

     

     

    Только помните! – если будете разворачиваться, то в конечной фазе разворота он станет для вас помехой справа!

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Тема 13.1. Нерегулируемые перекрёстки равнозначных дорог. 13.1_14.proezd-perekryostkov

    Тема 13.1. Нерегулируемые перекрёстки равнозначных дорог. 13.1_14.proezd-perekryostkov

     

     

    Про разворот в такой ситуации Правила не дали никакого прямого указания. Тут почему-то авторы Правил решили, что вполне достаточно одного только пункта13.11: «…водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа».

     

     

     

     

     

     

     

    Конечно, на перекрёстке могут сойтись и три, и четыре транспортных средства, и такие задачки в Билетах есть. Но принципиально это ничего не меняет. Принципиальным является следующее:

     

    Перекрёсток равнозначных дорог – это самый демократичный из всех перекрёстков.

     

    Здесь у всех равное право на проезд.

     

     

    А при равном праве на проезд всегда вступает в действие общий принцип «помехи справа».

     

     

     

    Вот как об этом вас будут спрашивать на экзамене:

     

     

    Тема 13.1. Нерегулируемые перекрёстки равнозначных дорог. 13.1_15.proezd-perekryostkovТема 13.1. Нерегулируемые перекрёстки равнозначных дорог. 13.1_15.proezd-perekryostkovВы намерены продолжить движение прямо. Ваши действия?

     

    1. Проедете перекрёсток первым.

     

    2. Уступите дорогу легковому автомобилю.

     

    3. Уступите дорогу легковому автомобилю и мотоциклу.

     

     

     

     

     

     

     

     

    Справа от нас легковой автомобиль, вот ему и уступаем. А мотоцикл должен уступить нам, мы для него помеха справа.

     

     

     

     

    Тема 13.1. Нерегулируемые перекрёстки равнозначных дорог. 13.1_16.proezd-perekryostkovТема 13.1. Нерегулируемые перекрёстки равнозначных дорог. 13.1_16.proezd-perekryostkovВы намерены повернуть налево. Ваши действия?

     

    1. Проедете перекрёсток первым.

     

    2. Проедете перекрёсток одновременно со встречным автомобилем до проезда мотоцикла.

     

    3. Проедете перекрёсток последним.

     

     

     

     

     

     

     

     

    Здесь события будут развиваться следующим образом. Помехи справа нет только у встречного легкового автомобиля, он первым и поедет. И если бы вы двигались прямо или направо, он должен был на перекрёстке уступить вам дорогу. Но у вас включены указатели поворота налево, траектории ваших движений не пересекаются, поэтому в данной ситуации встречный проедет перекрёсток без остановки.

     

    Затем проедет мотоциклист, и только после этого наступит ваша очередь начать движение.

     

     

     

     

    Тема 13.1. Нерегулируемые перекрёстки равнозначных дорог. 13.1_19.proezd-perekryostkovТема 13.1. Нерегулируемые перекрёстки равнозначных дорог. 13.1_19.proezd-perekryostkovКто имеет право проехать перекрёсток первым, если все намерены двигаться прямо?

     

    1. Водитель троллейбуса.

     

    2. Вы вместе с водителем троллейбуса.

     

    3. В данной ситуации очерёдность проезда определяется по взаимной договорённости водителей.

     

     

     

     

     

     

     

    Авторы Билетов постоянно в разных задачах предлагают вам этот ответ – «по взаимной договорённости». Но правильным такой ответ будет только один раз – в этой задаче.

     

    Дело в том, что Правила эту ситуацию никак не регламентируют. То есть в Правилах по поводу этой ситуации вообще ничего не сказано. И это единственный случай, когда водители вынуждены руководствоваться не требованиями Правил, а проявить разумную инициативу.

     

    На практике это будет выглядеть так – наиболее опытный и вежливый из четырёх предложит жестом соседу слева, мол, проезжай.

    Допустим, такое предложение сделает вам водитель грузовика. Вы проехали, их осталось трое, и далее события будут развиваться по уже известному сценарию – руководствуясь принципом «помехи справа», сначала проедет мотоцикл, затем троллейбус и последним покинет перекрёсток наиболее опытный и вежливый.

     

    Попутно отметим, что если на этом перекрёстке такая ситуация будет наблюдать часто, тогда здесь обязательно поставят знаки приоритета, или установят светофоры.

    И ещё! Обратите внимание – все четверо могут одновременно поворачивать направо – никто никому не мешает.

     

    На любом перекрёстке равнозначных дорог всегда можно смело поворачивать направо.

     

     

     

    Нам осталось только разобраться с трамваем.

     

     

    А чего с ним разбираться. Всё сказано в пункте 13.11:

     

    Правила. Раздел 11. Пункт 13.11. На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа.

    На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.

     

     

     

    Тема 13.1. Нерегулируемые перекрёстки равнозначных дорог. 13.1_20.proezd-perekryostkovТема 13.1. Нерегулируемые перекрёстки равнозначных дорог. 13.1_20.proezd-perekryostkovВы намерены проехать перекрёсток в прямом направлении. Кому вы обязаны уступить дорогу?

     

    1. Только трамваю А.

     

    2. Только трамваю Б.

     

    3. Обоим трамваям.

     

     

     

     

     

     

     

     

    Светофоров нет, знаков приоритета нет – это перекрёсток равнозначных дорог. Здесь у всех равное право на проезд. А при равном праве на проезд трамвай всегда имеет преимущество независимо от направления движения.

     

     

     

     

    Тема 13.1. Нерегулируемые перекрёстки равнозначных дорог. 13.1_21.proezd-perekryostkovТема 13.1. Нерегулируемые перекрёстки равнозначных дорог. 13.1_21.proezd-perekryostkovПри движении в прямом направлении Вам следует:

     

    1. Проехать перекрёсток первым.

     

    2. Уступить дорогу только трамваю.

     

    3. Уступить дорогу трамваю и легковому автомобилю.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Трамвай проедет первым, а водитель встречного автомобиля, поворачивая налево, должен уступить дорогу нам. Для безрельсовых транспортных средств принцип «помехи справа» никто не отменял.

     

     

    Собственно и всё. С перекрёстками равнозначных дорог мы полностью разобрались.

     

     

    При равном праве на проезд водители безрельсовых транспортных средств

     

    разбираются между собой по общему принципу «помехи справа»,

     

     

    а трамвай имеет преимущество независимо от направления движения.

     

     

     

     

     

     

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *