Как вести себя при заносе: 403 — Доступ запрещён – Занос автомобиля. Как выбраться из заноса

Содержание

как выйти из заноса победителем — Рамблер/авто

В Приморье пришел очередной циклон. Синоптики прогнозируют обильное выпадение осадков в виде снега. Большинство водителей, которые не умеют справляться с экстремальными ситуациями за рулем, совершают, казалось бы, нелепые ДТП, собирая километровые пробки.

Корреспондент PRIMPRESS решил попытаться исправить сложившуюся ситуацию и побеседовал с главным тренером, преподавателем и генеральным директором ДВ центра высшего водительского мастерства «Лига-М» Александром Борисюком.

— Чаще всего во Владивостоке встречаются машины с передним и полным приводом. Что делать, если машины с таким приводом потащит на льду?

–Тут важно понимать, что значит «потащит», какие колеса будут скользить. Если скользят передние колеса — это снос (потеря управляемости), если задние, то это занос (потеря устойчивости автомобиля), если скользят все четыре колеса — это боковое скольжение или вращение, и каждая «болезнь» по-разному лечится. Самое опасное — это не уйти в занос, а потерять сцепление передних колес с дорогой. Занос возможен, только когда передние колеса хорошо держат дорогу, то есть это скольжение задней оси автомобиля. При заносе вы не теряете управляемость, так как передние колеса имеют сцепление с дорогой, и они же, на любом приводе могут вытащить вас из заноса. Гораздо страшнее, если вы потеряли сцепление передних колес, то есть потеряли управляемость, это многими недооценивается. Как происходит потеря управляемости? Во-первых, это сильное торможение, то есть нажатие на педаль тормоза с избыточным усилием. Именно это приводит к блокировке передних колес, то есть к потере управляемости. Это все равно что разогнаться, встать ногами на лед и скользить по инерции. Да, нас будет крутить, разворачивать куда угодно, но ехать-то мы будем туда, куда разогнались. То же самое происходит с автомобилем: если передняя ось автомобиля потеряла сцепление с дорогой, начала скользить, у нас неуправляемая машина. А кто сделал машину неуправляемой? Водитель, который с испугу, скажем, двумя ногами нажал на педаль тормоза и теперь молится, куда же нелегкая принесет. Это первая причина возникновения сноса.

«Гораздо страшнее, если вы потеряли сцепление передних колес»

Вторая причина — это завышенная скорость на дуге поворота. Все водители знают: чем круче поворот, тем ниже должна быть предварительная скорость для вхождения в него. А если водитель понимает, что он зашел в поворот, а скорость завышена, грубейшей ошибкой будет тормозить в этот момент. Конечно, есть приемы торможения на дуге, но это приемы высшего водительского мастерства. Это очень сложно. К сожалению, так часто и бывает: завышенная скорость, руль в поворот, тормоз в пол. А потом получаем заносы, неуправляемый автомобиль, скольжение передних колес и оказываемся на встречной полосе или в кювете.

В зимнем вождении прежде всего — это скорость. Скользкая дорога — значит, скорость должна быть ниже. Также необходимо отказаться от рывковых приемов руления. Все делать плавно, чтобы не «поскользнуться» передними колесами. Также плавно воздействуйте на педали газа и тормоза, чтобы не вызвать пробуксовку или блокировку колес. Такие движения, надо отрабатывать еще и летом, чтобы зимой уже быть готовым к этим дорожным условиям. Для некоторых людей это очень сложная задача, особенно для тех, кто холерик по темпераменту. Но это необходимость.

«К сожалению, так часто и бывает: завышенная скорость, руль в поворот, тормоз в пол»

Потом нужно понимать, что нет идеальных автомобилей. Люди считают, что если они на полноприводной машине, то это не 4ВД, а «четыре везде». Автомобиль с полным приводом действительно один из самых проходимых. Но ведь не зря русская поговорка гласит: «Чем круче джип, тем дальше бежать за трактором». Не все может «вэдовый» джип преодолеть, какой бы он там ни был. А у нас в городе бывают такие препятствия, с которыми не справится ни один автомобиль: наши сопки, например. Кстати, не только подъем может быть непреодолимым, но и спуск.

— Как вывести машину из заноса?

— Общие советы всем известны. Если машина потеряла управляемость из-за резкого поворота рулем, значит, нужно уменьшить угол поворота передних колес. Если произошел занос на переднеприводном автомобиле, ну, собственно, как и на любом приводе, нужно повернуть руль в сторону заноса. Это знакомо всем со школьной скамьи, но, к сожалению, это правило еще ни разу никого не спасло, ведь никто не говорит, когда именно поворачивать руль, с какой скоростью и на какой угол. Я вот как скажу: на переднем приводе надо повернуть руль в сторону заноса и нажать на педаль газа. Как бы страшно ни было, но газ спасает передний привод. Причем пробуксовка передних колес приводит к разрушению любого заноса. Да, может немного потянуть в сторону, но из заноса машина выйдет. Конечно, страшно нажать на газ, когда машина и так потеряла управляемость, именно поэтому нужны тренировки. Но не на дорогах общего пользования, а там, где нет ни людей, ни машин. Необходимо специально бросать машину в занос, чтобы почувствовать и понять, что педаль газа — ваше спасение. Только такие тренировки надо делать под присмотром опытного водителя.

«У нас в городе бывают такие препятствия, которые не преодолеет ни один автомобиль»

На заднем приводе надо вывернуть руль в сторону заноса, уменьшить газ. А полный привод — это отдельная песня. Там меньше всего времени на исправление ошибки — буквально одна сотая секунды, и то надо действовать с опережением. Полноприводный автомобиль — очень строгая машина — не прощает ошибок. Справляться с заносом нужно не так, как на переднем или заднем приводе, выкручивая руль до упора в какую-либо сторону. Если мы так сделаем, машина окончательно потеряет управление. На полном приводе у нас есть только 360 градусов для поворота руля. То же самое и с педалью газа: ее нельзя отпускать, на нее нельзя давить сильнее — на все четыре колеса должна идти хотя бы минимальная тяга. А дальше самое сложное — ждать, когда машина справится с предъявленными к ней требованиями. Тут тоже все в общих чертах. Каждую автомобиль нужно исследовать и проверять где-то на полигоне. Только так можно узнать, на что способна именно ваше транспортное средство.

Нам известно более 60 моделей полноприводных автомобилей, и у каждой из них свой характер! К сожалению, общими рекомендациями здесь не обойдешься. Нет волшебного секрета, который узнаешь и всегда выйдешь из заноса, к сожалению. Даже «руль в сторону заноса» — не панацея. Лучше всего не попадать в эти условия, не переоценивать собственных возможностей.

— Многие люди не понимают: «повернуть руль в сторону заноса» — это как? Куда нужно повернуть руль? Например, мы входим в левый поворот, и машину начинает заносить, то есть задняя ось смещается вправо, что мы должны сделать? Повернуть руль в ту сторону, куда уходит задняя ось авто, или в сторону, куда уходит поворот?

— Сейчас я попытаюсь вам объяснить. Действительно, люди не понимают, почему руль нужно вращать в сторону заноса. Мы, собственно, не руль вращаем, мы стараемся сохранить управляемость на передних колесах. Если ничего не делать, то вокруг вертикальной оси начнет «поскальзываться» переднее колесо. Объясню подробнее: если колеса будут направлены прямо или в сторону изначального движения, не важно, в какую сторону выполняется занос, то произойдет вращение, то есть потеря сцепления передней оси и, как следствие, потеря управляемости. Поэтому наша цель эту управляемость сохранить, для этого нужно поддерживать заданное направление колес. С какой скоростью вращать руль, думаю, тоже понятно — если занос быстрый, тогда корректировки рулем должны быть быстрыми, если занос происходит плавно, корректировки тоже должны быть плавными, а дальше в зависимости от типа привода добавить газа либо убавить.

Если произошел снос, то есть вы поворачиваете руль, а машина не поворачивает, откажитесь от тормоза! Нужно вернуть колеса обратно и постараться более медленно, более плавно «вкатываться» в поворот. Есть такое упражнение, называется «вкатывание». Если мы резко повернем, то машина «поскользнется», если медленно будем поворачивать, то, как бы скользко ни было, машина будет маневрировать. Бывает такой гололед на дороге, что даже на ногах не устоишь, но у автомобиля четыре резиновых колеса, и если не мешать ему тормозом, то он не потеряет управляемость. Остановиться он, конечно, не сможет, но маневрировать, объехать какое-то препятствие, затор машин получится. Не важно, сколько колес у вас снесло, передние или же все четыре, тут важен следующий принцип, если, конечно, он у кого-то без тренировки получится, — не совмещать руление с торможением. На скользкой дороге, особенно на скользких спусках, эти вещи несовместимы. Нужно корректировать направление движения на фазу роспуска тормоза. Допустим, вы подтормозили, почувствовали, что начинается скольжение на передних или на задних колесах, отпустили тормоз, скорректировали машину, выровняли, дальше можно подтормаживать. Снова почувствовали скольжение, опять отпустили тормоз, скорректировались, но ни в коем случае нельзя совмещать торможение с рулением, тормоз и руль — вещи несовместимые!

«Если не мешать машине тормозом, то она не потеряет управляемость»

Не знаю, стоит ли говорить о торможениях, действительно, есть много приемов торможения, но их нужно отрабатывать. Существует более 200 способов! И мастер выбирает именно тот прием, который обеспечит его безопасность и безопасность его автомобиля в данных, конкретных условиях. Человек, который не обладает таким арсеналом действий, для него есть панацея в каком-то роде, это система ABS — антиблокировочная система. Это на самом деле тоже «палка о двух концах», у нее есть свои плюсы и минусы, но отказываться от нее нельзя. Она помогает сохранить некоторую устойчивость и управляемость автомобилем во время экстренного торможения. Но! С нашим рельефом нужно иметь в виду, что ABS не работает на скоростях ниже 10 км/ч, а при спуске с сопочки на скорости ниже допустимой для работы системы машину может сорвать в скольжение, и можно также потерять устойчивость и управляемость автомобилем. Поэтому лучше применять тот «импульсный» прием: торможение, корректировка, торможение. И так чем чаще, тем лучше.

Также, если МЧС передает предупреждение о буране, стоит десять раз подумать: стоит ли мне сегодня выезжать на собственном автомобиле за рулем? Если ситуация такая, что деваться некуда, надо ехать, будьте готовы, что вы где-то посреди дороги можете встать, быть обездвиженными и можете бросить свою машину и пойти дальше пешком до дома или просто туда, где тепло. Если вы не готовы бросать свое транспортное средство, то важно убедиться в том, что у вас в авто есть элементарно плитка шоколада, термос, плед. В конце концов, достаточно ли заправлена ваша машина, чтобы вам хватило работы двигателя на ночь, чтобы не замерзнуть. Об этом не стоит забывать, ведь были же трагедии подобные.

— Какие есть контраварийные меры, чтобы безопасно спуститься с горки в том случае, если у вас не получилось с ходу преодолеть подъем?

— Тут стоит заметить, что не важно, как вас тащит вниз, задним ходом или передним. Принцип тут один и тот же — не блокировать колеса, давать им вращаться. Если колеса вращаются, вы можете менять направление движения, а если вы с испуга все-таки нажмете на тормоз, то машина начнет соскальзывать, вращаться и попросту станет неуправляемой. Поэтому не мешайте машине тормозом.

«Тормоз и руль — вещи несовместимые!»

Насчет подъема. Если вы понимаете, что успеете разогнаться, что вам хватит динамики ускорения, полученного до подъема, чтобы хотя бы с ровным газом, а еще лучше на прикрытие газа, преодолеть горку, то можно попытаться в нее заехать.

Если же вы понимаете, что вам разгона не хватит, что вам придется нажать на газ на ледяном подъеме, то лучше туда не лезть. Объясню почему. Потому что, какой бы привод у вас ни был, машина в любом случае будет пробуксовывать. Малейшая пробуксовка вызывает таяние льда, и под колесом образуется водяная прослойка. Это все равно что подлить масло под колеса. И чем сильнее вы будете нажимать на газ, тем больше воды будет под ними, толка в этом нет. Или вам хватило инерции, полученной при разгоне для преодоления горки, и на прикрытие газа доезжать до вершины, рассчитывая свои силы, или лучше туда не лезть.

— Какие вы можете дать рекомендации для того, чтобы не попадать в экстремальные ситуации, когда машину начинает заносить, теряется управляемость?

— Двигаясь по зимней дороге, лучше использовать ручное управление. Сейчас во многих машинах на автоматических коробках передач есть функция ручного управления типа «типтроник», названия таких систем разные у каждых производителей. Рекомендуем использовать на таких снежных «кашах», опасных дорогах именно этот прием, для того чтобы у вас в арсенале была не только педаль тормоза, но и торможение двигателем. Двигайтесь на пониженной передаче, на более высоких оборотах, к примеру, три тысячи на тахометре. При этом педаль газа у вас будет очень чувствительной, вы на нее только «дыхнете», и машина поедет вперед, хотя бы на миллиметр отпустите педаль газа, и ваш автомобиль начнет очень уверенно тормозить, хотя вы не давите на тормоза, это называется торможение двигателем. При этом колеса не блокируются, но скорость снижается.

Если у вашего автомобиля нет такой функции, просто заблаговременно выберите пониженную передачу, например двоечку, и двигайтесь на ней. Не бойтесь, что двигатель работает на повышенных оборотах, он рассчитан на работу в таких условиях. Да, при этом расход топлива будет повышен, но сейчас речь идет о безопасности. Если получаемого торможения не хватает и нужно еще сильнее снижать скорость, тогда переключайте передачу вниз. В этом случае переключение должно быть последовательным, нельзя перепрыгивать через передачу, например с четвертой («D») сразу на вторую («2»), в таком случае мы рискуем получить скольжение. Торможение двигателем — это не экстренное торможение, а плавное, поэтому следует переключать передачи последовательно и выдерживать дистанцию, если вы решили использовать этот способ снижения скорости. Можете совмещать торможение двигателем с «импульсным» торможением, о котором мы говорили ранее.

На автомобилях с механической коробкой переключения передач хорошо было бы вспомнить старый, дедовский способ, без которого раньше и вовсе переключаться нельзя было, — это перегазовка. Этот прием уравняет валы, и включение сцепления будет не таким резким и жестким. Торможение двигателем при переключении с перегазовкой будет более плавным.

как вести себя в заносе

Занос – удивительная штука. Во время него многие даже опытные водители чувствуют себя абсолютно беспомощными

Занос – удивительная штука. Во время него многие даже опытные водители чувствуют себя абсолютно беспомощными. Неприятно, когда тебя несет неизвестно куда. Это именно та ситуация, про которую указывают в сводках о дорожно-транспортных происшествиях с формулировкой «не справился с управлением». Вряд ли Вас прельщает перспектива попасть в такую сводку. Сложные дорожные условия, такие как мокрая дорога, гололед, внезапно возникшее препятствие, повлекшее за собой экстренное торможение – все это может послужить причиной заноса автомобиля. При движении проблема может возникнуть во время вхождения в поворот со скоростью выше, чем нужно, или же при торможении с вывернутыми колесами. Причин, по которым может возникнуть занос, немало, и важно знать, как вести себя при этом. Для этого предлагаем Вам прочесть некоторые правила из серии «уроки экстремального вождения».

Уроки экстремального вождения

Как Вам, наверное, известно, существует управляемый и неуправляемый занос. Первый также называют «силовым скольжением» или «дрифтом». Его делают, как правило, для эффектной езды или прибегают к нему, если машину начинает заносить на скользкой дороге. В свою очередь неуправляемый занос подразделяется на несколько категорий. Первая из них – снос или боковое скольжение передних колес. Оно возникает при неправильно выбранной скорости на повороте, при неправильно накачанных шинах и еще при нескольких различных факторах. Характерное визжание передних колес на поворотах – верный признак сноса.

Следующая категория (и, пожалуй, самая важная для жителей нашей страны) – занос переднеприводного автомобиля. При заносах на машине с передними ведущими колесами необходимо вывернуть руль в сторону заноса и, что характерно только для переднего привода, ни в коем случае не сбрасывать газ, а наоборот, постепенно повышать обороты. Необходимо учитывать следующую особенность: при слишком больших оборотах вместо того, чтобы вытянуть машину в первоначальное направление, получив пробуксовку передних колес, можно потерять сцепление с дорогой и автомобиль может стать неуправляемым. Отсюда основное правило прохождения поворотов: перед поворотом сбросить газ, во время движения по дуге двигаться с прежней скоростью, при необходимости, если автомобиль слишком сносит к внешней стороне дуги, повернуть рулевое колесо на больший угол и немного прибавить газу. При заносах на автомобиле можно включить пониженную передачу и активным воздействием на педаль газа направить машину в нужном направлении.

Уроки экстремального вождения

 

Автомобили с приводом на задние колеса более подвержены уходу в занос, и стабилизировать его гораздо тяжелее, чем переднеприводный. Порядок действий при заносах на автомобиле с задним ведущими колесами должен быть следующим: при работе педалью газа необходимо учитывать особенность заднего моста – колесо, на которое меньше нагрузка, вращается с большей скоростью. Поэтому, нажимая на газ при заносах, можно усугубить ситуацию.

Конечно, все эти советы могут оказаться бесполезными в реальной жизни, когда нет времени вспоминать и задумываться о том, что Вы здесь прочитали. А поэтому для уверенности всегда можно пойти на уроки экстремального вождения, чтобы как минимум попробовать все это на практике.

Хочу получать самые интересные статьи

Выходим из заноса зимой

Как вести себя на дороге в случае заноса

В зимнее время года, при скользкой укатанной дороге, вождение становится настоящим испытанием. Водители даже с многолетним опытом не готовы справиться с автомобилем при сильном заносе. Значительному ухудшению управляемости способствуют:

  • гололед,
  • мокрая дорога,
  • непредвиденное резкое торможение.

Чаще всего уже одно из условий повышает риск экстренной ситуации и заноса. Для предотвращения аварийной ситуации необходимо знать как избежать заноса и использовать эти знания на практике.

Правила предотвращения заноса существенно отличаются для заднеприводных и переднеприводных автомобилей. Очень часто встречается заблуждение, что системы электроники, которые рассчитаны на предотвращение подобных экстренных ситуаций работают в 100% случаев. Да, безусловно, они выполняют свою непосредственную задачу, но на деле от заноса никто не застрахован.

Действия при заносах на переднеприводном автомобиле.

Если автомобиль пустился в занос, то ни в коем случае нельзя отпускать газ и начинать экстренное торможение. Необходимо вывернуть рулевое колесо по направлению заноса и прибавить газ, разумеется в нужной мере. При появлении ощущения восстановления контакта между колесами и дорожным полотном необходимо начать ослаблять давление на педаль газа и выворачивать руль таким образом, чтобы направить автомобиль на правильную тракеторию. Если же добавить слишком много газа, то транспортное средство потеряет сцепление с дорогой и восстановить нормальное управление будет крайне сложно.

Исходя из вышесказанного можно сформулировать основные правила безопасного вождения на переднеприводном автомобиле:

  1. Перед прохождением поворота необходимо ослабить газ.

  2. На самом повороте находится в уменьшенном скоростном режиме (без газа).

  3. При появлении ощущения заноса нужно задать больший угол поворота колес и добавить количество оборотов.

Опытные водители могут также осуществить понижение передачи. После этого добавляем газа и выворачиваем руль в направлении поворота.

Особенности езды при заносе на заднеприводном авто

Многие специалисты считают, что переднеприводные автомобили более управляемые в заносе, чем заднеприводны. Если машина с таким типом привода вошла в неуправляемый занос, то нормализировать движение будет труднее. Правильные действия водителя в такой ситуации:

  1. Первым делом убрать газ.

  2. После сброса газа выворачиваем руль в направлении заноса и сразу обратно – в изначальное положение. Эти маневры осуществляются для предотвращения ритмического заноса. Если однократное выполнение этого действия не нормализовало движение транспортного средства, то стоит повторить еще раз. С помощью таких действия можно полностью возобновить нормальное движение.

Категорически нельзя выжимать сцепление и начинать экстренное торможение. Скорость необходим сбрасывать с помощью двигателя, например переключить регулятор скоростей на более низкую.

После проведения этих действий, для окончательного выравнивания автомобиля, нужно добавить оборотов, обязательно учитывая при этом отличия в работе заднего моста. Колесо с меньшей нагрузкой имеет повышенное количество оборотов. В связи с этим, добавляя газ при заносах на авто с задним приводом, вы рискуете ухудшить свое положение и основательно потерять возможность осуществления правильных маневров. Однако на большинстве современных автомобилей система ESP будет препятствовать такому развитию событий.

Что следует знать каждому водителю

Наиболее скользкие участки дороги находятся на перекрестках, перед пешеходными переходами и остановками, так как торможение на этих участках происходит чаще всего. При скользкой дороге нужно соблюдать большую дистанцию между автомобилями. Наиболее эффективно прерывистое торможение, а не длительное одноразовое. Во время осуществления какого-либо маневра нельзя зажимать тормоз. При таких действиях направляемые колеса не зададут правильного направления и, вероятней всего, вы уже будите в заносе. Если на дороге имеется уже выкатанная колея, по ней лучше не двигаться, так как даже небольшое смещение может откинуть вас на полосу встречного движения, тем самым это приведет к аварийной ситуации.

Большую роль имеет масса автомобиля и установленная на нем резина. Если резина не соответствует погоде и дорожному покрытию, то лучше не выезжать вообще. Чем больше масса автомобиля, тем больше требуется расстояние для тормозного пути. Все эти особенности необходимо знать каждому водителю. Также не будет лишним регулярно проверять давление в шинах, так как корректное давление будет создавать пятно контакта шин с дорожным покрытием правильной формы.

 

Автор
Раченков Кирилл
Издание
MotorPage.Ru

как себя вести в зависимости от привода авто?

Занос автомобиля крайне неприятнейшее явление, при котором далеко не все даже опытные автомобилисты знают как себя необходимо вести. При этом все водители должны понимать, как в такой ситуации следует себя вести, поскольку она чревата самыми опасными последствиями. Понятное дело, что в автошколах этому вопросу обычно посвящено несколько занятий. Однако одно дело теория, другое дело практика. Чтобы действительно разбираться в том, как себя необходимо вести при заносе авто, необходимо пройти несколько уроков экстремального вождения. В любом случае, вне зависимости от того, в какое время года возник занос автомобилист должен не паниковать и тем более не отпускать рулевое колесо. О том, как минимизировать возможные повреждения авто и исключить ущерб здоровью в подобной ситуации более детально пойдет речь в этом материале.

Общие рекомендации при заносе

Именно нарушение базовых правил водителями нередко приводит к отсутствию возможности применить свои теоретические навыки. И первым в этом списке должна быть правильная посадка. Водитель должен находиться в максимально удобном положении, ведь чем удобнее ему будет в собственном авто, тем меньше внимания будет уделено всевозможным посторонним факторам и неудобствам. Кроме того, положение рук при управлении транспортом должно быть правильным. Особенно при передвижении на высокой скорости. В этом случае обязательно следует держать обе руки за рулем автомобиля. И самое главное , когда дорожное полотно скользкое и есть плохая видимость, то от управления транспортом ни при каких обстоятельствах нельзя отвлекаться. Водитель должен быть сосредоточен на дороге и внимательно следить за ситуацией на ней.

Занос на переднеприводных и заднеприводных авто

При заносе за автомобилях с задним приводом всегда необходимо для начала выжать до упора сцепление и снять при этом ногу с педали газа. Работая ногами, можно будет вернуть сцепление на задние колеса и сцепку шин с дорожным покрытием. Руль также необходимо вывернуть параллельно в направлении заноса. Когда же авто начинает разворачивать по часовой стрелке, то руль нужно вращать в противоположную сторону. С заднеприводными транспортными средствами все обстоит немног проще. При заднеприводном управлении необходимо строго соблюдать заданную последовательность, так как на заднем приводе машина менее устойчива к заносам на скользкой поверхности. При заносе переднеприводных авто главное направить авто в нужную сторону. Для этого руль следует выкрутить в сторону направления заноса. В этом случае не нужно поднимать ногу с педали газа. Иногда необходимо немного добавить тягу на передние колеса, нажав на газ.

Подробнее о том, как водителю нужно вести себя в процессе заноса будет рассказано в этом видео:

Опубликовано: 14 июня 2019

Как действовать во время заноса автомобиля

Занос автомобиля, который часто происходит зимой, на обледенелой дороге, способен привести к трагическим последствиям. Что такое занос и как действовать водителю в таких случаях? Обо всём этом будет подробно написано в статье.

Действия водителя при заносе

Если заносит на переднеприводном авто, нужно нажать на педаль газа. При заносе переднеприводного автомобиля (учиться управлять которым придётся заново, если до этого водитель ездил на заднеприводном), нужно быть готовым ко всему. Другими словами, переднеприводный автомобиль более чутко реагирует на возникновение такой ситуации на дороге, особенно на мокрой или скользкой дороге. Незначительный поворот руля и лёгкое, но резкое торможение способно увезти авто в сторону. Хотя заднюю траекторию такой автомобиль сохраняет лучше, но когда начинают пробуксовывать передние колёса, управлять такой машиной становится гораздо сложнее. Поэтому, приближаясь на переднеприводном автомобиле к повороту, рекомендуется заранее сбавить скорость и заходить в него на большом радиусе.

Что касается заднеприводного автомобиля, то, если начинает заносить его, не рекомендуется нажимать педаль газа. Таким образом, можно запросто перевернуть автомобиль или машина закрутится вокруг своей оси. Если автомобиль заднеприводный заносит, только постепенное уменьшение подачи топлива может помочь. Другими словами, водитель не резко, а постепенно должен опускать педаль газа, а рулевое колесо желательно немного повернуть в сторону заноса.

Кроме этого, если заносит в ситуации с резким ускорением, то в этом случае ясно — нужно постепенно убавить подачу топлива. Если же нарушение движения авто вызвано бывает резким торможением — следует опустить педаль тормоза. Все эти советы помогут, но лишь немного. Удастся уменьшить влияние поперечной силы, о которой было написано выше.

Если заносит на полноприводном автомобиле, нужно сначала отпустить, а потом нажать на педаль газа. При управлении полноприводным автомобилем на скользкой дороге доминирует вектор тяги, но никак не реакция руля. И в таком случае бросать педаль газа ни в коем случае нельзя. Если сбросить газ на полноприводном автомобиле, закроются дроссельные заслонки и машина начнёт скользить на всех четырёх колёсах.

А вот поворачивание руля в сторону заноса способно его полностью ликвидировать. Центробежная сила, возникающая при таких ситуациях, начинает разворачивать автомобиль в сторону, противоположную боковому скольжению оси авто. И когда автомобиль начинает возвращаться в исходное положение, опять же при помощи рулевого колеса водитель обязан регулировать движение колёс, чтобы автомобиль не перевернулся. Грамотное управление автомобилем при заносе — единственная возможность его избежать.

Так, опытные водители могут ликвидировать возникшую ситуацию одним эффективным приёмом. Они советуют, что, если после возвращения машины в исходное положение она начинает разворачиваться в противоположную сторону, опять же поворотом руля следует погасить занос. Главное здесь, утверждают профессионалы, не суетиться и сохранять хладнокровие. Только так можно избежать переворачивания.

Кроме того, причинами заноса могут стать:

  • попадание под колёса камней или мёрзлых кусков грунта;
  • резкие манипуляции на извилистой дороге, особенно если автомобиль высокий;
  • неравномерный износ протектора шин;
  • неравномерное распределение груза в багажнике или на крыше автотранспортного средства, что вызывает нагрузки на одну сторону;
  • высокая скорость на извилистой и неровной дороге;
  • торможение, тем более резкое и неравномерное;
  • разрыв шины.

На видео показан управляемый занос полноприводного автомобиля:

Конечно же, причина такого нарушения движения, его суть, может быть понята теоретически, но действия отработать только лишь в голове не получится. Нужны тренировки, способствующие тому, что движения водителя в экстренных ситуациях становятся автоматическими. Почему у новичков-водителей во время заноса нога нажимает инстинктивно на педаль газа? Они ведь прекрасно знают и не раз читали, что делать это нельзя! Всё дело в потере самоконтроля. Так и здесь. Водитель должен быть готов к возникновению такой ситуации и на практике суметь всё сделать правильно. Опыт приходит с годами, и его ничем не заменишь. Но всё же.

Первое, чему должен научиться водитель — это перебороть страх перед заносом. Это поможет ему легче действовать во время такой ситуации. Он обязан заставить себя возвращать руль в те напряжённые секунды, когда автомобиль крутит. Естественно, что в такие моменты не до управления. Но от этого зависит жизнь — самое драгоценное, что есть у человека.

Понимаем занос теоретически

Итак. Заносом называют такое движение автомобиля, при котором происходит скольжение его осей (передней или задней). Почему оно возникает? Из-за того, что теряется сцепление колёс с дорогой, происходящее по многим причинам.

На видео показывается, что нужно делать при заносе переднеприводного авто:

В большинстве случаев наблюдается скольжение колёс задней оси автомобиля. Кузов автомобиля изменяет свою ориентацию во время движения и поворачивается на дороге. При этом передняя ось продолжает движение прямо, но задние колёса выплясывают танец кабардинца в сторону. Из-за того, что направление у обеих осей неодинаково, возникает ещё и вращательное движение. Центробежная сила, что соединяется при этом с боковыми силами, по причине которых был вызван занос, усиливает их.

Одной из самых распространённых причин такого нарушения движения автомобиля является резкое торможение. Водитель нажимает резко на тормоза и колёса блокируются. В этот момент не обязательно даже ехать по обледенелой дороге. Даже на сухом асфальте при таком торможении на высокой скорости происходит занос.

Другой причиной может стать неравномерный износ шин и несвоевременное посещение СТО. Бывает и так, что на одну ось устанавливают колёса с одним типом протектора, а на другую — с совершенно иным. Это тоже может стать причиной. Да, и правилами дорожного движения это строго запрещено.

Воспрещается также проводить различные резкие движения за рулём. Нельзя на скорости неожиданно поворачивать влево или вправо, особенно на скользкой дороге.

Интересно, что переднеприводные автомобили гораздо реже подвержены заносу на прямой дороге, чем остальные машины. Руль автомобиля в этом случае нужно повернуть на угол, равный величине заноса.

Тяжело в учении — легко в бою

Видео о том, что нужно делать при заносе заднеприводного автомобиля:

С целью повысить навыки управления при экстренных ситуациях рекомендуется проводить тренировки. Ясно, что место для проведения должно быть выбрано подальше от людных мест и участков дороги, где ездят машины. В таких местах можно искусственно устраивать мини-заносы и выравнивать их. Можно постепенно усложнять задачи, и так называемый управляемый занос будет ликвидирован эффективнее. «Тяжело в учении — легко в бою», — так говорил и учил жить великий полководец Суворов. И в этом случае его слова смотрят в корень проблемы.

Как спровоцировать занос искусственно

Сделать это несложно, даже на скорости 20 км/ч. Следует только резко затормозить и перед самым торможением руль резко вывернуть в сторону. Существует целая система приёмов, которые помогут искусственно спровоцировать занос. Вот очерёдность действий:

  1. Учимся для начала определять время, когда сцепление колёс с поверхностью дороги уменьшается. При этом сцепление уменьшается до такой степени, что колёса находятся на грани скольжения. Что даёт это умение? Оно позволит чувствовать грань, когда нужно снижать скорость или убирать ногу с тормоза, и, таким образом, избегать заноса.
  2. Учимся мгновенно реагировать на занос или, другими словами, гасить его. Это навык, который приходит после нескольких тренировок и становится автоматическим со временем — занос/руль.
  3. Учимся определять момент, когда поворот рулевого колеса вызывает ответную реакцию — гасим занос.
  4. Учимся, не дожидаясь конца заноса, поворачивать руль в обратную сторону. Такой рефлекс требует многих повторений, чтобы срабатывал автоматически.
  5. Учимся согласовывать скорость вращения рулевого колеса с характером гашения заноса. Действия при заносе автомобиля, таким образом, становятся полностью автоматизированными.

Потренировавшись таким способом, можно реально научиться действовать хладнокровно в экстремальных ситуациях. И научиться этому должен каждый водитель, так как такие ситуации на дорогах, особенно российских — не редкость. Так, занос задней оси заднеприводного автомобиля чаще всего вызывается плохим качеством дорог.

На видео рассказывается про управляемый занос:

Если водитель не станет тренироваться для борьбы с заносами, то в критические моменты управлять автомобилем ему не удастся, даже если он в себе полностью уверен. Нередко в экстремальных ситуациях даже самые смелые и «рисковые» водители терялись и отпускали руль. Некоторые люди продолжают в такие моменты нажимать на педаль тормоза в надежде, что это поможет. И самым опасным в такой момент становится психологический ступор, в который попадает неопытный водитель.

Чтобы всего этого не произошло, воспользуйтесь советами, приведёнными выше. И помните — за рулём вы в ответе не только за свою жизнь!

Правила вождения в гололедицу

Главная опасность на зимней дороге — это гололедица. На льду машина может повести себя настолько непредсказуемо, что даже опытный водитель не всегда справляется с управлением. Каких правил придерживаться при вождении в гололедицу расскажут инструкторы по вождению.

Что такое гололедица

Занос автомобиля на льду — самая опасная дорожная ситуация, которую легче предотвратить, чем исправлять. Автоинструкторы предупреждают, что гололед на дороге, как правило, незаметен.

Образуется он обычно при нулевой температуре, ранним утром или ночью, в местах, которые мало освещаются солнцем. Это могут быть также тоннели, затемненные места и дороги, которыми редко пользуются.

Как правило, это блестящий и гладкий участок дороги. Поэтому если вы ехали по черному асфальту, и неожиданно появилось такое блестящее пятно, будьте осторожны, это и есть гололедица. Практика показывает, что участок гололедицы обычно не превышает 6 метров в длину.

Как вести себя водителю

Если вы неожиданно попали на лед, сохраняйте спокойствие и делайте как можно меньше движений. Машина сама преодолеет гололед. Не нужно резко тормозить, а вот руль лучше держать прямо.

Если заднюю часть автомобиля начало заносить влево или вправо, то мягко поверните рулевое колесо в сторону заноса. Если же вы повернете руль в другую сторону, то машину может занести и развернуть. А это грозит столкновением с другими транспортными средствами, вылетом в кювет или в ограждения.

Тормозить следует без нажатия на педаль тормоза. Лучше убрать оттуда ногу вообще. Не советуем менять положение руля, так вам будет проще контролировать машину. То есть смысл в том, чтобы максимально спокойно проехать заледенелый участок, не теряя управление.

Включите пониженную передачу, что позволит снизить скорость и лучше контролировать авто. Если вы вовремя заметили гололедицу, то можно объехать ее по снегу или песку.

Основные правила

  • Если на вашей машине стоит ABS, сильно надавите на педаль тормоза. Это не даст колесам заблокироваться, тем самым вы предотвратите занос.
  • Без ABS на тормоз нужно нажимать как можно мягче.
  • Руль следует держать всегда в том направлении, куда вы хотите выехать, то есть вперед.
  • Если получается так, что машину ведет в сторону, сделайте все возможное, чтобы избежать серьезных повреждений и столкновений с другим транспортом. Например, можно направить автомобиль в сугроб или поле.
  • После проезда гололедицы не паникуйте и сохраняйте спокойствие. Снизьте скорость и предупредите аварийкой или миганием фарами водителей, едущих во встречном направлении, что впереди опасный участок.
  • Если на гололеде вы попали в массовое ДТП, есть два варианта: остаться в машине или покинуть автомобиль. Но в последнем случае вы можете попасть под колеса другой машины, которую также занесло на льду. Сначала оцените обстановку и действуйте по ситуации.

Как предотвратить занос

Есть несколько методов свести до минимума неприятные встречи со льдом.

  • Медленная езда. Чтобы сохранить управляемость автомобиля в непредвиденной ситуации, соблюдайте скоростной режим.
  • Безопасная дистанция. Тормозной путь на льду увеличивается в разы, поэтому и дистанция должна быть соответствующая.
  • Хорошая обзорность. Очищайте лобовое стекло от грязи, льда, снега и всего того, что может помешать обзорности. Перед началом движения самый оптимальный вариант — скребок. Не рекомендуем для очистки стекла от наледи использовать дворники, так как лед может повредить щетки.
  • Только зимняя резина. Периодически проверяйте протектор шин, так как для зимнего вождения сцепление с дорогой крайне важно.
  • Если впереди может быть снег или лед, не включайте круиз-контроль.

Действия при заносе

Знаете ли вы, что действия при заносе заднеприводного и переднеприводного автомобиля отличаются.

В первом случае порядок действий следующий:

  • в начале заноса на льду задней части автомобиля следует вывернуть руль в ту же сторону, куда «уехал» багажник;
  • обязательно уберите ногу с педали газа;
  • как только машина замедлит ход, начинайте выравнивать авто, поворачивая рулевое колесо в сторону движения;
  • как только задняя часть выровняется, поворачиваем руль в необходимое положение для дальнейшего движения.

Данная схема работает в том случае, если занос начался из-за резкого нажатия на педаль газа. Если же причина — нажатие на тормоз, то для начала следует отжать педаль тормоза и действовать по схеме, осторожно увеличивая обороты.

Для переднеприводного автомобиля схема его вывода из заноса немного отличается:

Нужно повернуть рулевое колесо в сторону заноса, при этом не надо убирать ногу с газа. На переднеприводных автомобилях уменьшать подачу топлива следует еще до начала поворота.

Если автомобиль занесло слишком сильно, то увеличьте нажатие на педаль газа. В этом случае обороты передних колес вытянут машину вперед. Если занос небольшой, то будет достаточно просто увеличить подачу топлива, при этом положение автомобиля выровняется силой тяги колес. Руль можно не трогать вообще.

Полноприводный автомобиль

Думаем, не стоит рассказывать, что полноприводные транспортные средства имеют преимущества при езде в экстремальных условиях. Такие автомобили более динамичны, они имеют повышенную проходимость и лучшее сцепление с дорожным полотном. Тем не менее, на скользкой дороге водитель полноприводной машины также должен быть крайне внимательным.

При заносе управлять придется сразу же двумя ведущими осями. Не следует резко жать на тормоз или газ. Скорость лучше сбрасывать кратковременным торможением, при этом газ не отпускаем.

Если нужно войти в поворот на большой скорости, то стоит заранее выставить автомобиль в положение, плавно сбрасывая газ и замедляя движение. При выходе из поворота нужно плавно прибавлять подачу топлива.

Видео о правилах торможения на льду:

Не гоняйте и удачи за рулем!

В статье использовано изображение с сайта dorinfo.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о