Как в домашних условиях определить качество дизельного топлива – Как проверить дизельное топливо. Лабораторная проверка дизельного топлива. Основные характеристики топлива, влияющие на его качество.

Содержание

Определение качества дизельного топлива

Популярность дизельного автотранспорта в нынешнее время понятна и вполне объяснима. Несмотря на дорогостоящую комплектацию, окупаемость авто осуществляется довольно быстро, в виду доступной стоимости дизельного топлива. Но чтобы эта экономия была действительно реальна, дизельное топливо должно быть высокого качества, ведь от этого показателя зависит качество работы двигателя. Плохое топливо чревато негативными последствиями: в лучшем случае – серьезными поломками, в худшем – выходом из строя мотора.

Почему важно знать, какого качества дизельное топливо

Эпизоды, когда заправочные станции реализуют некачественное дизельное топливо, весьма распространены. И причин этому существует множество, начиная от недобросовестного отношения к потребителю производителя, до нечистоплотности реализатора, поставщика и оператора заправки. ДТ может на разных стадиях подвергаться всевозможным обработкам и разбавкам.

Одним из самых известных суррогатов является летняя марка, где дизтопливо смешивается с керосином. Такой «тандем» существенно снижает смазывающие способности топлива. Распознать факт наличия керосина в солярке можно исключительно в лабораторных условиях. Второй способ обмана покупателя – продажа под маркой автомобильного ДТ судового маловязкого или печного топлива, а иногда даже газового конденсата.

Тем, кто закупает оптовые партии ДТ, следует обязательно заказывать лабораторный анализ на качество продукта.

Параметры, определяющие качество дизельного топлива

Хорошее дизтопливо – гарантия безупречной работы двигателя. Каждый производитель выдает потребителю, в нашем случае заправочным станциям, паспорт качества. Этот документ считается гарантией того, что автолюбители у них покупают высококачественный продукт. В паспорте указывается:

  • Цетановое число. Наиболее важный индекс топлива, от него зависит скорость возгорания солярки в двигателе. Высококачественное ДТ должно иметь показатели ЦЧ не меньше 45-55. При меньших параметрах дизтопливо будет загораться гораздо медленнее, что приведет к стремительному износу двигателя. При завышенных показателях расход горючего и выхлоп будет значительным.
  • Фракционный состав. Этот показатель указывает на температуру испарения. При завышенном индексе разжижение масла и образование нагара происходит быстрее.
  • Вязкость. Дизтопливо не должно быть слишком вязким или слишком жидким. Для летнего времени оптимальный показатель равен 3-6 сСт, для зимнего 1,8-5.
  • Содержание серы. Содержание этого элемента в топливе провоцирует окисление масла, находящегося в моторе, что влечет за собой сильное загрязнение атмосферы выхлопным газом. Чем меньшее ее количество в соляре, тем дольше срок службы каталитического нейтрализатора. Но и без этого компонента топливо не считается качественным, сера призвана смазывать узлы двигателя, снижая их износ. Оптимальное содержание – не более 1,5%.
  • Низкотемпературные качества. Дизтопливо разделяют на три основных марки: летнее – используется при температуре выше 0 градусов; зимнее – не ниже -20 градусов; арктическое – до -50˚С.
  • Степень чистоты. Одним из самых страшных врагов качество дизтоплива считается вода. Попадая в мотор, она способна вывести из строя топливный насос. По гостовским нормативам ее в составе солярки, быть вообще не должно. Вода может там появится и при транспортировании, и при ненадлежащем сохранении. Не исключается вероятность попадания в соляре и иных механических примесей. Заправляясь даже самым дорогостоящим дизельным топливом, нет гарантии, что она соответствует нормативным требованиям.
  • Температура вспышки. Этот показатель указывает на безопасность использования ДТ в дизелях.

Самостоятельный контроль качества дизельного топлива

Существует несколько способов самостоятельной проверки качества дизтоплива:

  1. Методом отстаивания небольшого количества жидкости (солярки) в прозрачном сосуде. При низком качестве ДТ в сосуде очень скоро появится осадок, а сама жидкость приобретет темный оттенок.
  2. Механически примеси можно выявить процеживанием жидкости сквозь бумажный фильтр. Качественная солярка после себя оставит светлое и небольшое в диаметре пятнышко, суррогат – крупное и темное.
  3. Аналогично первой методике можно выявить наличие воды, она – тяжелее солярки и обязательно опустится на дно, в прозрачном сосуде это будет явно просматриваться.

Паспорт качества дизельного топлива

Паспорт качества ДТ обязан быть на каждой заправочной станции и у оптовых поставщиков. В нем обязательно должны быть указаны:

  • марка топлива;
  • производитель;
  • нормативные характеристики;
  • дата проведения последнего анализа;
  • плотность.

Именно этот документ каждый владелец дизеля может потребовать перед заправкой машины у заправщика или перед покупкой большой партии дизтоплива у оптового поставщика.

«Конекс Oil» — доставка дизельного топлива по Московской области. Предоставляем всю необходимую документацию на ДТ.

Источник: koneks-oil.ru

Как правильно определить качество дизельного топлива

В последнее время популярностью пользуются автомобили с дизельным топливом. Несмотря на то, что комплектация таких авто на порядок дороже, это вскоре окупится за счет экономии на топливе. Для того, чтобы экономия оказалась реальной, топливо должно быть высокого качества. Ведь именно от этого зависит то, как будет работать машина и сколько она прослужит.

Плохое топливо сказывается на работе двигателя не в лучшую сторону. Иногда вообще может вывести двигатель из строя. Чтобы этого не произошло, важно проверить дизельное топливо до того момента, как оно попадет в бак автомобиля. Такой обман можно раскрыть только с помощью экспертизы в лаборатории. Но что же делать, если провести проверку нужно непосредственно в момент заправки? Есть несколько методов, для самостоятельного выявления некачественного топлива.

Визуальная проверка

Наиболее частый обман – это разведенное летнее дизельного топлива керосином, чтобы выдать его за зимнее топливо. Помимо этого продают печное и судовое топливо, выдав его за качественное.

При покупке топлива нужно обязательно обратить внимание на следующие вещи:

  • Цвет и осадок. Хорошее топливо должно быть прозрачным или светло-желтого оттенка, без осадка. Это можно проверить с помощью прозрачной посуды или налив топливо в прозрачную бутылку;
  • Если в течение суток отстоять солярку в стеклянной закрытой бутылке, то будет четкое расслоение воды и других примесей, при этом возможно наличие осадка. Однако, этот метод не подойдет для того, чтобы прямо на месте проверить топливо;
  • Если на бумагу капнуть немного дизельного топлива, то при хорошем качестве от него останется светлое, немного жирное пятно. Если топливо разбавлено бензином, то никакого пятна не будет, так как бензин высыхает. Если его разбавили маслом, то на бумаге останется желтоватое жирное пятно, возможно с остатками мусора и мелкими частицами;
  • Определить, добавлялась ли вода в топливо, можно также методом отстаивания. В стеклянную бутылку налить топливо, плотно закрыть и оставить на 12 часов.

Важно: Так как на заправке невозможно проверить топливо методом отстаивания, то главными критериями будет цвет и запах.

На что обратить внимание при покупке?

Определить на глаз, является ли топливо качественным, помогут его цвета и оттенки. Если цвет дизельного топлива прозрачный или светло-желтый, но с помутнением, то целесообразней от такой покупки воздержаться. Если присутствуют посторонние «ароматы», то это также говорит о том, что топливо некачественное. Кроме основного цвета, на поверхности могут быть различные оттенки. Вот о чем они говорят:

  • Голубой и фиолетовый оттенок на поверхности – признак свежего топлива, хорошего качества;
  • Темно – желтый оттенок говорит о том, что это летнее некачественное топливо;
  • Наличие коричневого оттенка – признак добавления печного масла в топливо;
  • Красноватый оттенок – признак полного суррогата, который способен полностью убить двигатель автомобиля.

На глаз довольно сложно определить качество топлива, да и не всегда проверка может оказаться верной. Поэтому, лучше приобретать топливо у проверенных производителей. Перед покупкой на заправке стоит спросить сертификаты на каждую партию топлива.

В сертификатах должно быть указано:

  • Цетановое число – 40-55.
  • 0,15 – 1,5% — именно столько серы должно содержаться в дизельном топливе. Если присутствует этот компонент, то это обеспечивает быстрый износ двигателя.

Только можно убедиться, что топливо является действительно качественным.

Как определить качество солярки в домашних условиях

Солярка – один из важнейших энергоносителей для большинства людей, причем одни заливают ее в качестве топлива для автомобиля, другим она нужна для электростанций, а третьим и вовсе для специальных котлов отопления. При этом всегда нужно знать, как проверить качество солярки в домашних условиях, чтобы быть уверенным в правильности сделанного выбора. Важно помнить, что цена у высококачественной продукции будет минимально отличаться от аналогов.

Все начинается с качества

Высокое качество гарантирует сразу три важных особенности:

  • долговечная работа техники;
  • высокий уровень экологичности;
  • экономичный расход.

Если возникло сомнение в надежности продавца, то всегда нужно знать, как определить качество солярки. Для начала нужно набрать в достаточно объемную прозрачную емкость испытуемый образец и закрыть наглухо крышкой, а потом наблюдать:

  1. Цвет и осадок. Потемнение и появление осадков – это первые признаки низкокачественного топлива, которое заправлять можно только в старые дизельные двигатели, которые не особо придирчивы к качеству.
  2. Добавки. Если опустить бумажный фильтр в жидкость, то должно остаться небольшое пятно светлого оттенка. Чем больше добавок, тем пятно больше и темнее.
  3. Вода. Уже через неделю начинает образовываться отдельный слой, который в зимнее время затвердевает и забивает топливный насос, фильтры и все шланги.

Особое внимание можно уделить запаху в момент покупки или заливки. Если он сильно отличается от нормального, то использовались дополнительные присадки и разбавители. Подобный вариант даже до стадии эксперимента доводить не стоит.

Весь суррогат солярового масла изготавливается лишь с одной целью – увеличение прибыли за счет снижения качества. В лучшем случае вы купите смесь с керосином, но нередко энергоноситель разбавляется обычной водой. В особых случаях можно купить печное и судовое топливо, газовый конденсат, а то и вовсе гремучие смеси, которые быстро выведут всю топливную систему из строя. При этом важно помнить, что причин для ухудшения качества может быть достаточно много и вина может быть не только на продавце, но и на нефтеперерабатывающей компании.

Семь способов самостоятельно проверить качество бензина на АЗС

 Почему маститые автопроизводители не спешат привозить в Россию свои передовые моторы? Проблемы с топливом. Суперэкономичные и сверхмощные двигатели с прямым впрыском наше не переносят. С «дизелем» ситуация чуть лучше, хотя до сих пор легко влететь на серьезный ремонт уже через 30-40 тысяч километров пробега, если заправиться не на «своей», проверенной, заправке.

Увы, но российские бензин-солярка по-прежнему оставляют желать лучшего. И никому, никому, ну никому (если не брать в расчёт личную заинтересованность власть имущих) не понятно, почему хозяева «нефтяной» страны позволяют своим нефтяным баронам выпускать топливо, как бы это сказать помягче, по остаточному принципу. Которое к тому же уже «на месте» разбавляют водой и вредными для силового агрегата присадками, «химичат» с плотностью.

Нет, в последнее время крупные сетевые заправки следят за качеством и откровенно вредной «жижи» в бак не зальют. Но в любом правиле бывают исключения. А еще есть независимые АЗС (особенно опасные в глубокой провинции). И как это ни печально, пока еще каждый российский автовладелец должен уметь распознать, стоит ли наполнять бак тем, что ему предлагают. Тем более это, как мы выяснили, не очень сложно. Правда, большинство способов собственноручной проверки топлива на качество возможно все-таки в домашних условиях. То есть заправился, позже убедился, что не тем, – и ищешь другую АЗС. Хотя иногда о составляющих жидкости можно судить и на месте «казни железного коня».

Что должно насторожить?

Для начала нужно знать, какие индикаторы-«маячки» способны рассказать о том, что «осетрина не первой свежести».

Важный, но, предупредим, не показательный фактор качественной «горючки» – её стоимость. Любой автолюбитель примерно знает, какая цена на топливо в том или ином регионе. Поэтому, проезжая мимо заправки и обнаружив небывалую скидку на бензин/солярку, стоит задуматься: почему это производитель так расщедрился?

«Второй «маячок» – запах. Кажется, что «аромат» свежеприготовленного бензина сложно спутать с каким-либо еще, но если производитель переборщил с маслами и присадками, то и запах конечного продукта меняется и становится более резким, с оттенками жжёной резины и бытовой химии.

И, наконец, самый «доходчивый» «маяк» – движок после заправки стал работать нестабильно, троить и глохнуть, а расход при этом пополз вверх. Правда, при этом нужно быть уверенным, что авто технически исправно: бензонасос работает как надо, катушки исправны, свечи зажигания заменены в срок. Если с машиной всё в порядке, но «не едет» – меняйте АЗС.

«Дедовский» контроль за…

Фото: grist.org

Итак, вы поняли, что с топливом ближней к вам заправки что-то не так. Окончательно убедиться в этом поможет домашняя «химическая лаборатория», хотя при желании и свободном времени все эксперименты можно провести и на месте. Все приведенные ниже инструкции можно назвать дедовскими, но, тем не менее, они отлично работают.

…присадками,

Чтобы протестировать бензин на обилие явно лишне-вредных присадок и химических добавок, нужно иметь под рукой лист белой бумаги. Капните на него немного бензина и ждите ответной реакции. После того как бензин испарится, бумага должна остаться белоснежной. Это явный знак того, что с топливом не «химичили». Дело в том, что посторонние примеси не способны испаряться, их наличие на бумаге отразится появлением пятна «кислотного» цвета. Может остаться еще и жирное пятно, говорящее о присутствии в топливе лишних масел.

маслами,

Фото: hqwide.com

Проверка на излишнюю «маслянистость» так же очень проста. Капните бензином на выпуклое стекло и подожгите. Хороший сгорает полностью, практически не оставляя следов. Идеальный вариант, когда на поверхности стекла остаются белые кольца. Жёлтые и коричневые разводы говорят о «переборе» смол.

водой

Часто (порой даже слишком часто) бензин разбавляют обычной водой. Чтобы найти следы подобного обмана, запасемся старой доброй марганцовкой. В чистом бензине она не растворяется и цвет топлива не меняется. Если же его «развели» водой – налицо фиолетовый оттенок.

и кожей

Не бойтесь испачкать руки каплей бензина, используя кожный покров как индикатор качества. Бензин часто применяют не только как растворитель, но и как обезжириватель. Поэтому «на ощупь» он сухой, стягивает кожу, не оставляет масляных разводов. Простой эксперимент: испачкайте пальцы грязью или маслом, а после плесните на руки немного бензина. Если грязь с маслом удалились, бензин качественный.

Куда жаловаться?

Если качество топлива категорически не устроило, имеет смысл написать жалобу в Роспотребнадзор. Этот государственный орган уполномочен проверять заправку с пробирками один раз в три года. Но если претензии потребителя накапливаются, есть право совершить внеплановый визит. Так что жаловаться нужно чаще – не ленитесь.

С другой стороны, о любой проверке контрольный орган должен сообщать заранее (в случае с АЗС – за три дня). Естественно, за это время топливный оператор вполне может зачистить концы. Не лишним бывает проверить официальные сайты надзорных служб.

Так, на портале департамента природопользования и охраны окружающей среды при московском правительстве опубликован список «черных» АЗС, регулярно нарушающих закон. Кстати, чтобы обратиться в Роспортебнадзор, достаточно иметь доступ в Интернет и перейти на страницу с обращениями граждан. Еще можно позвонить на бесплатную горячую линию ведомства: 8-800-100-00-04. И чем чаще вы будете жаловаться, тем быстрее качество топлива достигнет в нашей с вами стране по-настоящему европейского уровня.

Сколько стоит топливо в Европе и правда ли у нас дорогой бензин, узнаете в материале «Цены на бензин в России и мире: лучше ли там, где нас нет».

Как проверить качество дизельного топлива 

Некачественное топливо — самая распространенная причина поломок автомобиля и преждевременного износа элементов мотора. Чтобы избежать подобных неприятностей, можно попытаться самостоятельно оценить главные характеристики горючего, вызывающего подозрения. Но лучше провести экспертизу в специальной лаборатории. В этом материале мы расскажем, как проверить качество дизельного топлива.

Как проверить качество топлива: лабораторное исследование

Проверка проходит в несколько этапов. Для определения каждой из фундаментальных характеристик применяются специальные методы и оборудование:

  • Цетановое число, отражающее скорость воспламенения топлива в двигателе. Задействуется моторный метод. Исследуемый и эталонные образцы проверяют на модели одноцилиндрового дизеля. Результат фиксируется в виде «цетанового числа, определенного методом совпадения вспышек» (ЦЧ/СВ). Трактовку показателей дает ГОСТ Р 52709-2007.
  • Фракционный состав. Основным критерием служит объем веществ, выпавших в конденсат при определенной температуре нагрева с последующим охлаждением. Проведение анализа регламентировано ГОСТ Р 3405-2007. Превышение нормы фракций может быть результатом добавления керосина в ДТ. Излишки посторонних веществ приведут к появлению нагара и разжижению масла.
  • Вязкость. Согласно ГОСТ 33-2000, определяется кинематическая и динамическая вязкость. Первый показатель вычисляют, перемещая нефтепродукт по трубке заданного сечения и определенной конфигурации. Второй параметр измеряют вискозиметром. Слишком жидкая консистенция препятствует достаточной смазке топливного насоса. Превышение нормы вязкости повлечет за собой неравномерность горения.
  • Процент содержания серы и общая смазывающая способность. Сера тоже участвует в смазке частей двигателя. Но ее содержание не должно превышать 1,5 процента. Излишки проявят себя выхлопными газами. В лаборатории смазывающие характеристики определяют с помощью стального шарика. Сначала его окунают в топливное вещество, а затем перемещают по пластине. В конце испытания измеряется степень истирания шарика.

Если экспертиза выявляет нарушение качественных характеристик, специалисты выдают соответствующий акт. Документ является официальным подтверждений справедливости претензий к поставщику топлива.

Как проверить качество дизельного топлива самостоятельно?

Если закрались сомнения в качестве ДТ, подтвердить их или опровергнуть иногда помогают простые «домашние» способы:

Визуально сравнить
Нужно налить в две прозрачных емкости образец хорошего топлива, в качестве которого вы уверены, и сомнительный продукт. Некачественная жидкость окажется темнее. Вполне возможно, что в ней вскоре появится осадок.
Подождать
Оставить исследуемый образец в закрытой стеклянной бутылке на некоторое время. Если в топливе много воды, она выделится в отдельный слой.
Профильтровать через рыхлую бумагу
ДТ хорошего качества оставляет небольшой светлый след. Плохая смесь — темное расплывчатое пятно.

У клиентов нашей компании нет необходимости в проведении тестов. Качество топлива точно отражено в сопроводительной документации. Лабораторная экспертиза только подтвердит этот факт. Надеемся, вы получили исчерпывающий ответ на вопрос, где проверить дизельное топливо на качество и как это правильно сделать.

Если вам понравилась наша статья и мы как-то смогли ответить на ваши вопросы — то будем очень благодарны за хороший отзыв о нашем сайте!

Как проверить дизельное топливо. Лабораторная проверка дизельного топлива. Основные характеристики топлива, влияющие на его качество.

Главная→Бензопилы Штиль→Как проверить дизельное топливо. Лабораторная проверка дизельного топлива. Основные характеристики топлива, влияющие на его качество.

Почему важно качество дизельного топлива? Грузовой автотранспорт, строительная техника, тепловые установки, дизельные генераторы и иная техника промышленного назначения являются важными факторами производства, эксплуатация которых обеспечивает непрерывную хозяйственную деятельность предпринимателей и организаций различного профиля. Вопрос поддержания транспорта и техники в хорошем техническом состоянии напрямую влияет на объем получаемой прибыли и непрерывность деятельности, и именно поэтому крайне трудно найти такого руководителя, который с пренебрежением относился бы к собственным производственным фондам. Как правило техническое обслуживание автомобилей и техники находится на должном уровне: проводятся регулярные проверки и производятся все необходимые регламентные работы. Основной задачей такого обслуживания является обеспечение идеальной работы всех внутренних систем и механизмов.

Чтобы избежать негативного воздействия на окружающую среду и управлять надлежащим удалением этих веществ, важно проанализировать воду из соседних подземных вод. Кроме того, рекомендуется также управлять удалением воды для мойки и возможной утечки в резервуаре. Это можно даже комбинировать с одним из обработанного объекта.

Начальные этапы анализа: физические свойства и наличие воды

Таким образом, есть некоторые параметры, которые необходимо проанализировать, чтобы проверить качество продукта. Первоначально рассматриваются физические свойства, такие как внешний вид и плотность. После этого определяют количество воды. Согласно бразильскому законодательству, бензин должен быть полностью свободен от воды, но если есть добавление безводного спирта, присутствие его может быть воспринято.

Не последнюю роль в этом вопросе играет топливо. Точнее его качество. Именно качество топлива является залогом долгой службы двигателя и сопряженных с ним механизмов. Если использовать только топливо высокого качества, то можно не только поддерживать автотранспорт и технику в идеальном состоянии, но также в значительной степени снизить затраты на ее обслуживание.

Заключительные этапы анализа: хроматография и масс-спектрометрия

Важно отметить, что увеличение алкоголя в бензине регулируется, но существует предел в 24%, и он должен быть безводным, чтобы не было воды. Для измерения количества этанола в образец можно добавить хлорид натрия, а затем экстракцию органической фазы. Следующий тест, который нужно выполнить, — это оборудование, называемое хроматографом, которое способно разделять различные компоненты образца. В нем образец помещают под давлением из-за присутствия газообразного азота для перемещения металлической колонны, содержащей материал адсорбента.

Основные показатели качественного дизельного топлива

Очень часто бывает, что даже самые опытные и бывалые водители или механики испытывают затруднения при ответе на вопрос о том, что же именно делает топливо, включая дизельное, качественным или некачественным. Нельзя сказать, что таких показателей очень много. На самом деле для дизельного топлива есть основополагающие характеристики, знание которых является обязательным.

Таким образом, более летучие и менее тяжелые соединения проходят через первую колонну, обнаруживаясь детектором пламени ионизации. Результаты испытаний отображаются на хроматограмме, где компоненты появляются в виде пиков, а их высоты и площади пропорциональны концентрации их в образце. Как правило, в фальсифицированных бензинах только соотношение между пиками отличается от стандарта, так как добавляются соединения, уже присутствующие в обычном бензине.

Из анализа хроматограммы можно, по сравнению со стандартом, определить, был ли бензин фальсифицирован и даже какие вещества были добавлены. Даже при всех этих очень точных тестах добавленные вещества могут быть странными, то есть они не присутствуют ни в одном из эталонных стандартов. В этом случае можно использовать масс-спектрометр, соединенный с газовым хроматографом. Затем каждый компонент, разделенный хроматографом, анализируют с помощью масс-спектрометра. Таким образом, можно проверить идентичность вещества.

Прежде всего при закупке дизельного топлива следует обратить внимание на цетановое число. Оптимальным показателем являются значения в пределах 45-55. Цетановое число характеризует воспламеняемость топливно-воздушной смеси в цилиндрах двигателя. Необходимо также изучить фракционный состав дизельного топлива. Его несоответствие норме может привести к изменению структуры моторного масла и снижению его смазывающих свойств, либо к образованию нагара на внутренних деталях двигателя. Подобные факторы очень негативно отражаются на работе мотора и его сроке службы.

Фальсификация: принятие мер

В случае доказанной подделки, если водитель чувствует себя раненным, он может подать жалобу. Нужно сохранить счет-фактуру поставки, а также взять автомобиль в надежный механик, который сделает отчет о причиненных убытках. Станция может даже потребоваться для оплаты ремонта автомобиля.

Что касается поврежденного автомобиля, рекомендуется отправить его на другую станцию, попросить опорожнить бак и затем сменить бензин. С этим подвигом вы можете предотвратить дальнейшее повреждение. В любом случае, вы должны пойти к механику для общего осмотра и посмотреть, произошли ли повреждения, указанные в начале этого текста. Таким образом, восстановление этих повреждений как можно скорее является необходимым, чтобы они не продлевали себя.

Кроме того, пристального внимания заслуживает вязкость топлива. Не для кого не секрет, что неправильная вязкость и консистенция топлива приводит к значительному снижению ресурса двигателя. Происходит это из-за того, что слишком вязкое топливо является «густым» по консистенции и существенно затрудняет пуск и работу двигателя, особенно в зимний период. Недостаточно вязкое топливо слишком «жидкое», в связи с чем могут иметь место поломки форсунок и топливного насоса высокого давления. Не исключено в данном случае и подтекание топлива из-за нарушения цельности форсунок.

Иллюстрация внутреннего четырехпоршневого двигателя внутреннего сгорания. Самым широко используемым топливом в мире сег

Определение качества дизтоплива: характеристики и методы проверки

Главная  ❯  Статьи  ❯  Определение качества дизтоплива: характеристики и методы проверки

Дизтопливо служит источником энергии для автомобилей, тракторов, сельскохозяйственной техники, дизель-электростанций, машин и механизмов в горнодобывающей отрасли, на железнодорожном и водном транспорте и т. д. Для того чтобы вся эта техника работала безотказно, надёжно, экономично и долго дизтопливо должно быть качественным. Что же такое качество дизтоплива, какими показателями оно характеризуется и как определяются?

Дизтопливо и его качество

Дизельное топливо – это продукт перегонки нефти, применяемый в дизельных двигателях не только как источник энергии, но и для охлаждения камеры сгорания и клапанов, смазки трущихся деталей, очистки форсунок.

Так как дизельный мотор – довольно сложный и точный механизм, детали которого воспринимают большие механические нагрузки и высокие температуры, к качеству горючего предъявляются жёсткие требования.

Принято под этим понятием рассматривать некую совокупность физико-химических свойств и потребительских характеристик горючего, уровень и набор которых формируется при его получении для соответствия существующим критериям.

Качество дизтоплива определяется системой количественных показателей, отражающих тот или иной его параметр. Регламентируются эти показатели нормативными требованиями, прописанными в ГОСТах, ТУ, Инструкциях.

Характеристики качества дизтоплива

О качестве топлива судят по основным его характеристикам, таким как:

1. Цетановое число (ЦЧ), которое является основным параметром, показывающим скорость воспламенения горючего в камере сгорания двигателя. От цетанового числа зависят многие другие параметры дизтоплива, поэтому оно непосредственно и через другие характеристики влияет на работу мотора.

У продукта высокого качества это число в пределах от 40 до 55. Если оно меньше 40, то воспламенение горючего будет замедленным, что вызовет потерю мощности и быстрый износ деталей мотора. Когда цетановое число выше 55, это вызовет большой расход топлива и увеличение объёма и дымности выхлопа.

2. Фракционность устанавливается по температуре испарения фиксированного объёма топлива. Его увеличение ведёт к интенсивному нагарообразованию, разжижению масла, увеличению дымности и токсичности выхлопа, а также к уменьшению полноты сгорания.

3. Вязкость и плотность отвечают за качество подачи топлива, распыления в камере сгорания и эффективную работу фильтров. Густое дизтопливо вызывает неполноту и не стационарность горения, что плохо отражается на деталях мотора. У слишком текучего продукта ухудшаются смазывающие свойства, что ведёт к быстрому износу плунжерных пар топливного насоса высокого давления.

4. Наличие примесей ускоряет износ, вызывает нагар и коррозию деталей. Так, сера интенсивно окисляет моторное масло, ухудшая его смазывающие свойства, и загрязняет выхлоп. Но «капелька» серы обеспечивает лучшую смазку в двигателе, снижая его износ.

5. Температурные свойства влияют на условия хранения (температура вспышки) и возможность работы в разнообразных условиях. Дизтопливо, характеристики которого зависят от этого показателя, делится на 3 категории: летнее, зимнее и арктическое.

Методы проверки качества дизтоплива

Наряду с простыми и наглядными способами определения качества топлива, существуют и сложные, которые проводятся только в лабораторных условиях на специальном оборудовании.

Самостоятельные

Так как дизтопливо – типичная жидкость, то о его качестве можно судить, например, с помощью отстаивания в прозрачном сосуде и появлению или отсутствию осадка или изменению цвета. Если осадка нет – топливо хорошее, есть – плохое. Потемнение дизтоплива говорит о наличии керосиновых и газойлевых фракций сверх нормы или наличие смол.

Для выявления твёрдых включений можно воспользоваться бумажным фильтром. Качественное топливо проявится небольшим светлым пятном, а не качественное – большим и тёмным.

Отстаиванием выявляется в горючем и наличие или отсутствие влаги, которая, как более тяжёлая, осядет на дно, образуя чёткую границу с дизтопливом. Вода в дизтопливе – это бич для двигателя. Она вызывает коррозию в топливной системе. Но больше всего вода приносит вреда соплам форсунок, инициируя кавитацию и эрозию металла.

Нагляден сравнительный метод: рядом с образцом качественного продукта помещается проверяемое топливо. В результате сравнения можно увидеть, что топливо низкого качества на вид будет темнее, возможно выпадение осадка или воды.

Лабораторные

В лабораторных условиях определяются основные характеристики топлива и по ним судят о его качестве.

1. Цетановое число обычно измеряют моторным методом на 1-цилиндровом дизеле с механически изменяемой степенью сжатия. Для этого нужны несколько эталонных образцов горючего с точно установленным ЦЧ. Изменяя объём камеры сгорания испытательного стенда, добиваются идентичности вспышек проверяемого и образцового топлива. Сличая затем процесс их сгорания, определяют цетановое число.

2. Исследование фракционного состава дизтоплива также нормировано. Аппаратурная сторона процесса может быть разной, но суть одинаковой. Сто миллилитров дизтоплива заливается в колбу и равномерно нагревается. При этом фиксируется: температура начала и конца (96%) перегонки, а также соответствующие величинам отгона 10, 50 и 90%.

У высококачественного топлива большая часть фракций перегоняется в диапазоне от 250 до 350°С. Облегченный фракционный состав, улучшая пуск двигателя, увеличивает жесткость его работы. Утяжеление этого показателя, повышая вязкость, ухудшает качество распыливания и сгорания топлива.

3. Вязкость топлива характеризуется кинематическим и динамическим показателями. Первый из них измеряется вискозиметром с калиброванным каналом по времени истечения заданного объёма жидкости. Перемножая кинематическую вязкость и плотность вещества, определяют динамическую вязкость.

4. Смазывающая способность дизтоплива устанавливается с помощью стального шарика с заданным диаметром и твёрдостью, который с тарированной силой, скоростью и временем, прокатывается по пластине, смоченной в испытуемой жидкости. Затем его обмеряют и по потере массы, вычисляют параметр, характеризующий смазывающие свойства продукта.

Сравнение качества топлива в России и Европе

Некоторые важные параметры дизтоплива российским стандартом не определяются, что плохо сказывается на качестве отечественного горючего по сравнению с европейским (см. табл.)

Характеристика

Ед. изм.

Регламентация

 

ТРТС 013/2011
(Евро-5 в ТС)

EN 590
(Евро-5 в ЕС)

ЦЧ летнего топлива

≥51

≥51

ЦЧ зимнего топлива

≥47

≥51

S* в массовом измерении

г/кг

≤0,01

≤0,01

Степень зольности

часть веса

не предусмотрена

≤0,01

Влага

г/кг

не предусмотрена

≤0,2

Коксуемость 1/10 части остатка

часть веса

не предусмотрена

≤3/100

ПАУ** по весу

%

≤8

≤8

* – сера
** – полициклические ароматические углеводороды.

Дизтопливо «капризнее» бензина

Если дизтопливо делится на летнее, зимнее и арктическое, то бензин всесезонен. Причём даже качественное зимнее дизтопливо не будет нормально работать в двигателе летом, не говоря уже об обратном.

Процесс получения дизтоплива сложнее бензина, т. е. на качество дизтоплива влияет заведомо больше факторов и характеризуется оно комплексом показателей значительно шире, чем у бензина.

Поэтому использование дизтоплива требует большего внимания и щепетильности. Даже цвет (в норме – чуть темнее подсолнечного масла), запах (не резкий, нейтральный), тактильность (маслянистость на ощупь) должны приниматься во внимание.

Дизтопливо отечественного производства желательно отстаивать не менее двух суток для отделения воды и твёрдых частиц. При этом стоит обратить внимание на цвет: если оно изменилось, то лучше отказаться от использования такого топлива.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*