Воздушная пробка в системе охлаждения Лады Калина: признаки, ремонт
Любая модель автомобиля – это в первую очередь сложный вид техники, который состоит из многочисленных узлов и агрегатов. К сожалению, рано или поздно один из элементов может выйти из строя, так как при эксплуатации машины различные комплектующие неизбежно нагреваются, согласно законам физики. Чтобы предотвратить сильный перегрев, в Ладе Калина, да и во всех остальных автомобилях, предусматривается система охлаждения, в которой способен образоваться воздух.
Если воздушная пробка в системе охлаждения Лады Калина не будет своевременно удалена, то такая неисправность может вывести из строя различные узлы, и даже привести к поломке двигателя. Поэтому автовладельцам обязательно нужно заняться ремонтом машины при первых признаках поломки. А откуда может взяться воздух в системе охлаждения и как удалить его по правилам, будем анализировать далее.
Читайте также: Комплектация Лада Калина 2 хэтчбек
Основные признаки возникновения воздушной пробки
Самостоятельно понять, что в системе охлаждения образовалась воздушная пробка, автовладельцы Лады Калина смогут по таким признакам:
- Отопительная система авто будет плохо работать или вообще откажется функционировать. Такой вид неисправности проявляется из-за того, что появившаяся воздушная пробка не позволяет проникать в радиатор антифризу или другой охлаждающей жидкости.
- Автомобиль начнет сильно перегреваться, на что укажет специальный индикатор, расположенный на приборной панели. А объясняется перегрев авто все той же воздушной пробкой, которая препятствует свободному перемещению охлаждающей жидкости по специальной системе охлаждения.
- Существуют и другие признаки, указывающие на возникновение воздушной пробки, поэтому перед устранением неполадки специалисты рекомендуют проверить состояние всех комплектующих, которые входят в систему охлаждения.
После того как причина дефекта будет определена, следует как можно быстрее избавиться от воздуха в системе охлаждения.
Справиться с такой задачей способен даже автовладелец без опыта, если точно станет следовать рекомендациям и инструкциям от настоящих профессионалов своего дела.
Поэтапное исправление неполадки
Довольно часто автовладельцы замечают, что после прогрева машины воздух «уходит» из системы охлаждения без каких-либо действий. И это действительно может быть так, но лишь в том случае, если термостат, в который проходит охлаждающая жидкость с двигателя, полностью функционирует. Поэтому в первую очередь следует проверить работу этого элемента и при необходимости его заменить. А после замены термостата нужно в обязательном порядке слить всю охлаждающую жидкость и заменить ее на новую.
Если термостат не требует замены, впору приступать к поэтапному удалению воздуха из системы охлаждения, подготовив заранее для этого мероприятия ключи соответствующего размера, с помощью которых можно будет снять хомуты и защиту, а также обычную отвертку для работы с креплениями:
- снимается с фиксирующих шпилек пластиковая защита корпуса;
- с верхнего или нижнего патрубка снимается хомут;
- отвинчивается крышка с расширительного бачка, а горловина накрывается чистой тряпкой;
- далее нужно просто подать воздух через тряпку в расширительный бачок, дунув в его горловину изо всех сил;
- если вышеописанные действия будут произведены правильно, то из патрубка прольется немного охлаждающей жидкости;
- патрубок надевается на прежнее место и фиксируется хомутом;
- защиту корпуса устанавливают на прежнее место.
Читайте также: Коды ошибок на Калине 8 и 16 клапанов
Как можно заметить, самостоятельно убрать воздух из системы охлаждения Лады Калина довольно легко, а просмотр обучающего видео на интернет-ресурсе поможет еще более упростить этот процесс и получить ответы на любые вопросы, которые касаются анализируемой темы.
Постоянно воздух в системе охлаждения калина
Система охлаждения «Лада Калина» — это одна из главнейших систем автомобиля. В силу своей важности СОД не должна иметь неисправностей в работе. Если завоздушивается система охлаждения, «Калина» попросту перегреется, а это очень существенный фактор, влияющий на работу и функциональность двигателя внутреннего сгорания в целом.
Особенности
Практически на всех автомобилях семейства ВАЗ, в том числе и на легковых машинах модели «Калина», система охлаждения имеет одинаковую конструкцию и принцип работы. СОД на ВАЗ 2117 относится к системам жидкостного охлаждения закрытого типа. Это значит, что тепловая энергия от нагретых частей мотора отводится потоком ОЖ, то есть охлаждающей жидкости (тосола).
Система охлаждения (ВАЗ «Лада Калина») включает в себя целый ряд функциональных элементов:
- Радиатор охлаждения ДВС. Данный агрегат предназначается для снижения температуры нагретого тосола при помощи холодного потока воздуха.
- Вентилятор радиатора. Эта деталь выполняет функцию повышения интенсивности охлаждения ОЖ () в системе.
- Радиатор отопителя. Это, по сути, источник теплого воздуха для салона автомобиля.
- Расширительный бак. Поскольку охлаждающая жидкость имеет свойство расширяться и сужаться при постоянном колебании температур, данная емкость служит для компенсации объема тосола в системе.
- Центробежный насос или же «помпа». Этот элемент осуществляет принудительную циркуляцию ОЖ по каналам системы автомобиля.
- Термостат. Эта маленькая, на первый взгляд примитивная деталь, выполняет очень важную функцию: регулирует нужное количество тосола, проходящего через радиатор охлаждения двигателя. Благодаря термостату обеспечивается наиболее оптимальный температурный режим в системе.
- Датчик температуры ОЖ. Это один из элементов управления СОД.
Схема системы охлаждения двигателя («Калина 2117») показана на фото ниже:
Принцип работы
Алгоритм работы данной системы заключается в тесном взаимодействии различных датчиков, деталей и элементов, в том числе устройств, измеряющих температуру масла, наружную температуру и многие другие факторы. Учитывая все эти моменты, на ВАЗ «Калина» система охлаждения автоматически задает оптимальные условия включения и время работы всех конструктивных элементов, тем самым обеспечивая эффективное охлаждение двигателя.
Также необходимо отметить, что в зависимости от температуры, жидкость может проходить по малому или большому кругу. В первом случае тосол проходит все каналы системы, минуя при этом радиатор. Термостат во время такой циркуляции находится в закрытом положении. Когда температура двигателя возрастает, данная деталь постепенно открывается, и тосол начинает «пробегать» большой круг, попадая в радиатор. Последний охлаждается путем встречного потока воздуха, а если СОД будет этого недостаточно, она подаст сигнал на вентилятор, который будет принудительно направлять холодный воздух на соты.
После охлаждения ОЖ поступает обратно на малый круг. Далее в зависимости от температуры двигателя система автоматически циркулирует тосол либо по большому, либо по малому кругу, поддерживая оптимальную рабочую температуру ДВС (95-105 градусов Цельсия).
Какую важность собой предоставляет СОД?
Как мы отметили ранее, СОД играет важную роль в эксплуатации автомобиля. Если данная система охлаждения будет работать неправильно, то двигатель будет часто перегреваться, а печка перестанет подавать теплый поток воздуха. Таким образом, при неисправной СОД ресурс двигателя и многих других уязвимых элементов в моторном отсеке существенно снижается.
Как продиагностировать СОД?
Как устроена в автомобиле ВАЗ 2117 «Калина» система охлаждения, мы уже выяснили, теперь поговорим более подробно о том, как выяснить возможные ее неисправности.
Отметим, что если вы сомневаетесь в исправной работе охлаждающей системы, не обязательно гнать машину на СТО и заказывать диагностику – можно выяснить причины и самостоятельно.
Итак, с чего следует начинать?
Первым делом нужно проверить уровень тосола в системе. Для этого открываем капот и смотрим на расширительный бачок. В идеале он должен быть заполнен на ½ от общего объема. При необходимости долейте охлаждающую жидкость до этого уровня.
Если вы обнаружили утечку тосола, тогда осмотрите подкапотное пространство автомобиля – возможно, здесь имеются подтеки.
Чаще всего причиной утечки охлаждающей жидкости из системы являются:
- Старые хомуты на патрубках.
- Старый радиатор отопления либо пробитый радиатор охлаждения. В первом случае ситуацию спасет лишь полная замена устройства, а вот во втором — вполне можно обойтись ремонтом (запаять пробоины).
На следующем этапе необходимо проверить циркуляцию ОЖ в системе охлаждения двигателя. Для этого откройте крышку расширительного бака и посмотрите, как в него поступает струя тосола. Если результат оказался неудовлетворительным, нужно либо поменять помпу, либо прочистить систему СОД (это можно сделать при помощи специальных средств для промывки).
Если автомобиль стал часто перегреваться, то причин этому может быть несколько:
- Термостат. Проверить его работоспособность очень просто: на прогретом двигателе потрогайте рукой нижний и верхний патрубок радиатора. Если последний оказался холодным, а нижний еле теплым, то, вероятнее всего, термостат заклинило, и тосол циркулирует лишь по малому кругу. В таком случае решением проблемы будет установка нового устройства в автомобиль.
- Забитые соты радиатора. Тоже одна из частых причин, вызывающих неисправности в работе системы охлаждения. Особенно часто она возникает в конце мая — начале июня, года по улице летает назойливый тополиный пух. Решение проблемы – чистка внешней части радиатора. Нередко эта работа вызывает трудности у автолюбителей, однако других способов решения забитых сот пока что не изобрели. Поэтому все чистится вручную.
- Неисправный вентилятор. Если вы заметили, что при повышении уровня нагрева ОЖ данная деталь не включается, следует проверить температурный датчик, проводку и реле.
- Воздух в системе охлаждения. «Калина», как и любой другой автомобиль, не застрахована от воздушной пробки внутри СОД. И если во всех предыдущих случаях проблема решалась очень быстро или, по крайней мере, понятно, то здесь у автолюбителей часто возникают проблемы. Поэтому, чтобы разъяснить картину в полной мере, ниже мы рассмотрим, как устраняются подобные поломки.
Как видите, неисправности системы охлаждения «Калина» может иметь довольно разные. Но в любом случае перегрев – это не самый лучший фактор для двигателя.
«Лада Калина» и воздушная пробка: как удалить завоздушивание?
Первым делом нужно открыть крышку расширительного бака. Далее заведите мотор и, периодически нажимая на педаль газа, прогревайте двигатель до тех пор, пока датчик температуры не возрастет до красной шкалы. После включения вентилятора еще немного «подгазуйте» и выключите зажигание. Если воздушную пробку таким способом устранить не удалось, придется перейти к более радикальным мерам.
Как это выполняется? Сначала снимается пластмассовый экран двигателя (он демонтируется простым движением вверх). Далее при помощи отвертки отпускается хомут, а на штуцере подогрева дроссельного узла снимается одна из двух трубок. Затем выкручивается крышка расширительного бака. Горловина емкости накрывается чистой тряпкой. Далее нужно дуть в расширительный бак до тех пор, пока из снятой трубки не выльется охлаждающая жидкость. Если пробить емкость не удалось, закройте крышку и поставьте обратно трубку дроссельного узла. Далее необходимо снова прогреть мотор и выключить зажигание. После этого, не снимая крышки с бака, снова извлеките трубку подогрева и дождитесь, пока из нее под давлением не потечет тосол.
Поскольку данная жидкость весьма токсична и представляет определенную опасность для человека, специалисты рекомендуют производить слив ОЖ с предельной осторожностью. Не забывайте и о технике безопасности: как минимум у вас должна иметься пара резиновых перчаток. Следите также за температурой трубок, слив охлаждающей жидкости необходимо производить только при остывшем двигателе.
Теперь наденьте трубку на штуцер и затяните хомуты. На данном этапе воздух в системе охлаждения («Калина», ВАЗ) успешно удален. Как видите, устранить неполадки в СОД можно без привлечения специалистов.
В будущем, чтобы не допустить подобные неисправности системы охлаждения, «Лада Калина» должна регулярно диагностироваться на плотность всех хомутов и соединений в системе.
Как усовершенствовать СОД?
На данный момент существует несколько способов усовершенствования СОД:
- Переделка системы охлаждения. «Калина» в таком случае укомплектовывается новым 6-дырочным термостатом. Это действие сделает поддержание температуры тосола в системе более стабильным, а также нормализирует роботу обогревающих элементов салона.
- Чтобы уменьшить неисправности системы охлаждения, «Лада Калина» снабжается фильтром ОЖ.
- Установка краника печки.
- Дополнительная помпа в системе охлаждения двигателя. Она не только не позволит вам замерзнуть в зимние холода в автомобиле, но и заставит быстрее циркулировать тосол по каналам, что значительно снизит риск перегрева ДВС.
Итак, мы выяснили, как устроена в ВАЗ «Калина» система охлаждения, какие неисправности с ней могут возникнуть и как эти проблемы устранить.
Одно из преимуществ покупки нового автомобиля в том, что вы с самого начала можете посмотреть, ощутить и запомнить, как работает машина, когда всё в ней исправно.
Пока автомобиль новый и непривычный сложно говорить, что в нём работает правильно, а что нет. Через три-четыре тысячи километров в голове сама собой образуется картина нормально работающей машины. Если вдруг что-то меняется, я сразу замечаю это. Не всегда это изменение говорит о неисправности, но часто – о её приближении.
Примерно такая история случилась примерно через два года эксплуатации.
Видимые признаки непорядка
Обычно стрелка указателя температуры на панели приборов не доходила примерно на 2 мм до метки «90 градусов». Разумеется, в пробках она поднималась и выше. Но в движении норма — это чуть меньше 90.
В какой-то момент картина поменялась и стрелка начала показывать уже чуть больше 90. Я отметил этот факт. Но других признаков какой-либо неисправности не было.
Дело было осенью, близилась зима. Вскоре я стал включать печку и сделал неприятное открытие: она еле грела. А ещё через пару дней начало явно прослушиваться журчание антифриза в радиаторе печки…
Несколько дней я изучал интернет и матчасть и теперь могу сообщить вам разгадку этого маленького ребуса.
Система охлаждения на «Калине» (и аналогичные ей) имеет два конструктивных дефекта, из-за которых на определённом этапе автомобильной жизни в неё начинает подсасываться воздух. Пока воздуха ещё не слишком много, он слегка нарушает циркуляцию теплоносителя. Для того, чтобы поддерживать равновесие нагрева-охлаждения термостат поднимает температуру антифриза.
Если ничего не предпринимать, воздух будет продолжать накапливаться в системе и следующий завоздушивается уже радиатор печки. Она перестаёт нормально греть. Поскольку она находится в салоне, становится слышно как в её радиаторе «журчат ручьи».
Дефекты конструкции:
1. Расширительный бачок расположен ниже уровня антифриза в моторе.
2. В пробке расширительного бачка нет воздушного клапана (или он всегда неработоспособен), есть только клапан аварийного давления.
После остановки двигателя антифриз начинает остывать и сжиматься – в системе охлаждения образуется разряжение.
Пока машина новая все резиновые патрубки плотно соединяются со своими штуцерами. Резина патрубков ещё свежая и эластичная. Поэтому они слегка сжимаются под действием возникшего внутри разряжения и компенсируют изменение объёма антифриза при остывании.
Через два года эксплуатации резина дубеет и одновременно патрубки продавливаются под хомутами, соединения начинают терять былую герметичность. Как следствие при остывании двигателя через них начинает подсасываться воздух. Он постепенно накапливается и – читайте выше что происходит.
Самое простое «лечение»
1. Подтянуть все хомуты.
2. После поездки дать двигателю чуть-чуть остыть и отвернуть пробку расширительного бачка, чтобы воздух свободно поступал в систему.
Можно ещё пару раз припарковать машину левыми колёсами на тротуар, чтобы помочь воздушным пробкам выйти в расширительный бачок.
С вероятностью 80% все воздушные пробки выйдут сами собой и указатель температуры снова будет показывать чуть меньше 90.
Испробуйте этот приём. Только не забудьте на другой день завернуть пробку как полагается!
Автомобили ВАЗ: ремонт, обслуживание, тюнинг
Герметичная система охлаждения гарантирует, что и печка будет работать нормально, и двигатель не перегреется, поскольку антифриз циркулирует стабильно. Впрочем, стоит появиться воздушной пробке, как эффективности работы системы охлаждения и отопления приходит конец. Как выгнать воздушную пробку из системы охлаждения Лада Калина, будем разбираться прямо сейчас.
Признаки появления воздушной пробки в системе охлаждения Калина
Система охлаждения во всех современных двигателях должна быть максимально герметична. Старые моторы не имели расширительного бачка и охлаждающая жидкость заливалась прямо в верхнюю банку радиатора. Это было связано с низкими требованиями к качеству и составу антифризов, а также неприхотливыми материалами, из которых выполняли блоки цилиндров, головки и другие охлаждаемые элементы моторов.
Схема системы охлаждения Лада Калина
Как бы там ни было, в герметичной системе охлаждения малейшее количество воздуха может вызвать нарушение циркуляции антифриза и, как следствие, перегрев двигателя, закипание жидкости и нарушение работы отопителя. Словом, если мы замечаем, что:
двигатель перегревается при незначительных нагрузках и не слишком высокой температуре окружающего воздуха;
из печки не дует горячим воздухом, а слегка теплым, даже в том случае, когда указатель температуры двигателя в красной зоне;
течет радиатор печки, есть другие места подтекания антифриза,
можно быть уверенным, что в системе охлаждения образовалась пробка. При этом мы уверены, что все узлы системы охлаждения работают, как часы. А именно — водяной насос, термостат, радиатор печки и радиатор охлаждения, ничего нигде не течет.
Откуда взялась воздушная пробка в радиаторе печки Лада Калина
Любая негерметичность в системе или же неправильная замена охлаждающей жидкости может запросто привести к образованию воздушной пробки в радиаторах, патрубках или в водяной рубашке. Завоздушивание системы охлаждения происходит следующим образом — при подтекании антифриза из патрубка или радиатора воздух потихоньку подсасывается и занимает свободный объем в системе. Происходит это не сразу, но когда пузырьки воздуха накопятся в достаточном количестве, пробка готова к использованию. Как правило, воздух собирается в самой верхней точке системы охлаждения. На Калине это — система подогрева дроссельного узла.
Кроме этого, воздух может запросто образоваться из-за использования некачественного антифриза. Объясняется это просто — хорошие жидкости закипают крайне редко, для этого их нужно разогреть как минимум до 140-160 ˚С, что практически невозможно. Низкокачественные антифризы и любимые всеми тосолы могут закипать уже при температуре около 100 ˚С, а это, как мы знаем, почти рабочая температура двигателя Калины. При закипании, как и любая жидкость, антифриз выделяет пузырьки воздуха, которые опять-таки скапливаются и образуют пробку, препятствующую циркуляции.
Любая негерметичность приводит к появлению воздушной пробки
И еще один, самый неприятный момент. В систему охлаждения может попадать не воздух, а выхлопные газы. Это говорит о том, что прокладка головки блока приказала долго жить и прогорела, газы прорвались в систему охлаждения и образовали пробку. В этом случае лечение только одно — замена прокладки ГБЦ и выяснение причин прогара.
Как удалить пробку из системы охлаждения Лада Калина
Существует как минимум три способа удаления воздушной пробки и каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Многие водители рекомендуют в таких случаях не спешить с радикальными действиями и присмотреться к пробке расширительного бачка. Возможно (а это случается очень часто), что из-за некачественного компенсационного клапана, встроенного в пробку, воздух попадает именно в этом месте. К Калине подходит пробка и от ВАЗ 2110, и даже от Газели, так что выбор пробок большой. После замены пробки и прогрева двигателя воздух может стравиться самостоятельно.
Одна из неоригинальных пробок расширительного бачка, Лузар
Если этот вариант ничего не дал, приступаем к удалению другими способами:
Самый надежный способ — выгнать воздух из самой верхней точки системы охлаждения, из шланга подогрева дросселя. Для этого прогреваем двигатель, оставляем его работать на холостых и аккуратно снимаем шланг, по которому антифриз подводится к дроссельному узлу. Мы при этом потеряем немного антифриза, но гарантированно выпустим воздух из системы. И здесь нужно соблюдать осторожность, жидкость горячая.
Как вариант — установка на штуцер дросселя шланга подходящего размера на конце с краником от китайской бензопилы
Относительно простой способ удаления пробки. Загоняем автомобиль на возвышенность так, чтобы передок был приподнят. Отлично подойдет эстакада. После этого открываем расширительный бачок и тщательно проминаем патрубки и шланги системы охлаждения. В это время печка должна работать на максимальных оборотах и быть полностью открыта (регулятор двигаем вправо до конца), двигатель работает на холостых, после прогрева до нормальной рабочей температуры поднимаем обороты до 3-3,5 тысяч. Воздух должен выйти через расширительный бачок.
Примерно такого угла должно хватить, чтобы удалить пробку из системы охлаждения Калины
Ну и совсем простой способ, который, впрочем, срабатывает довольно часто. Так же загоняем автомобиль на возвышенность передком, прогреваем мотор, прогазовываем до красной зоны тахометра. Спускаемся с возвышения и проверяем уровень антифриза в бачке. Если воздух вышел, то и уровень должен упасть.
После удаления воздушной пробки на Лада Калина доливаем жидкость до нормы и в будущем следим за герметичностью системы, а также стараемся не использовать плохой антифриз.
Как удалить воздушную пробку в системе охлаждения Лада Калина?
≡ 5 Ноябрь 2015 · Рубрика: РемонтЕсть несколько причин, почему в системе охлаждения «Калины» может появиться воздушная пробка:
- Система охлаждения потеряла герметичность (чаще всего это заметно по постоянно уменьшающемуся уровню охлаждающей жидкости, когда приходится ее постоянно доливать).
- Если система охлаждения «не держит» давление (например, вышел из строя специальный клапан в крышке расширительного бачка) – в этом случае тосол начинает кипеть уже при относительно низком давлении, что и приводит к интенсивному образованию воздушных пробок.
Как же можно выгнать пробку и не допустить ее появления вновь?
Прежде всего, необходимо исключить вариант потери герметичности системы. Если с этим проблем нет и проблема в неисправной крышке, следует запастись новой. Кроме того, для операции понадобится: охлаждающая жидкость (много), ручной насос, отвертка либо ключ для ослабления хомутов шлангов системы охлаждения.
Сначала отсоединяем от расширительного бачка шланг, ведущий от радиатора.
Затем доливаем бачок охлаждающей жидкостью до краев и завинчиваем пробку. Тот шланг, который шел к бачку опускаем в канистру. Должно получиться, как на фото.
Далее накачиваем насосом избыточное давление в расширительном бачке, при этом тосол из радиатора будет переливаться в канистру. Нельзя допустить, чтобы расширительный бачок опустел. Поэтому по мере необходимости подливаем охлаждающую жидкость. Для верности вышеозначенную процедуру необходимо выполнить 2-3 раза. После этого восстанавливаем все соединения. Все – система прокачана.
Что же теперь делать с неисправной пробкой бачка? Если нет возможности сразу поставить новую, лучше всего закрутить старую пробку через полиэтилен.
Правда, предупреждаем, что при этом Ваш автомобиль остается без защиты от избыточного давления охлаждающей жидкости, что в случае очередного перегрева системы охлаждения может привести к ее прорыву и разгерметизации. Поэтому лучше все-таки постараться побыстрее приобрести новую крышку для расширительного бачка и ездить спокойно.
Пожалуйста поставьте оценку статье
Загрузка…Устранение воздушной пробки в системе охлаждения Лада Калина
РемонтАвтор admin На чтение 1 мин. Опубликовано
Здравствуйте. Лада Калина, двигатель откопиталили, залили антифриз. Как обычно образовалась пробка. Система тут конечно не айс. В интернете много видео где говорят, что надо ставить тройник для того, чтобы спускать воздух.
Можно сделать проще. Не ставить никаких тройников, здесь есть вот такой шланг, который охлаждает дроссельную заслонку.
То есть, на холодный двигатель откручиваем хомут, заливаем антифриз полный двигатель, откручиваем хомут, поднимаем его вверх.
Как только антифриз пошел, вставляем хомут на место шланг. Дальше заводим машину, доводим ее до температуры 90 градусов, ориентировочно. Довели ее, заглушили.
После этого, вы подходите, осторожно, очень осторожно снимаете снова этот шланг и смотрите, еще идет антифриз или тосол или его и антифриз или воздух.
Как мы видим, антифриз уже пошёл практически сразу. То есть, такую процедуру повторяйте 3-4 раза и всё будет нормально.