Замена воздушного фильтра на автомобиле: периодичность, проблемы, советы
Содержание:
- Принцип действия и назначение
- Устройство и виды фильтров
- Регламент замены
- Проблемы, факты и советы
Про сложное устройство и компоновку автомобильного двигателя рассказывать, наверное, не нужно. Это долго, хлопотно и вы всё равно не запомните огромное количество мелких деталей, входящих в основные узлы целого агрегата, но… Есть абсолютно в каждом ДВС (двигателе внутреннего сгорания) одна деталь, без которой он толково работать наотрез откажется — воздушный фильтр. Кстати, вполне справедливо откажется и в этом мы, люди, очень похожи с техникой, потому что мотору воздух также жизненно необходим. Периодическая замена воздушного фильтра — очень важная процедура, ибо без воздуха двигатель не захочет работать, какие бы молитвы и заклинания вы к нему не применяли. Однако воздух должен быть чистым. Никаких примесей и тяжёлых частиц при работе в нём быть не должно.
Принцип действия и конкретное назначение фильтра
Во все без исключения ДВС (двигатели внутреннего сгорания) поступает топливо, которое там и сгорает, превращаясь в энергию. Воздуха для сжигания топлива в цилиндрах двигателя требуется в среднем в 15 раз больше, чем самого топлива. Представьте, что ваш автомобиль попал в пустыню, где ветром поднимает тучи пыли и песка. В таких условиях, забившийся пылью мотор проработает в лучшем случае сутки, а затем намертво заглохнет и больше никогда не заведётся. При заборе наружного воздуха, фильтр отсекает все частицы, позволяя цилиндрам мотора полноценно «дышать» и функционировать.
Устройство и виды фильтров
За всю историю автомобилей конструкторы перепробовали множество способов защиты и фильтрации, начиная от сетки из конских волос (забавно, не правда ли?) и заканчивая современными картриджами из бумаги, которые дешевле и проще менять. Вы, наверняка, не единожды встречали свёрнутый гармошкой гофрированный лист бумаги. Это и есть тот самый картридж. Отличаются они незначительно, в зависимости от того, какой тип двигателя установлен на машине — карбюраторный или инжекторный. На старых автомобилях, разумеется, стоит карбюраторный вариант, а на новых, включая отечественные ВАЗ 2114 или более современных Лада Калина и Лада Гранта — инжекторный.
Регламент замены
Чтобы понимать, когда и как поменять воздушный фильтр, нужно знать регламент конкретных работ или, говоря русским языком, время, пройденную автомобилем дистанцию и условия его эксплуатации. Раз задача фильтра очищать грязный, влажный и пыльный воздух, то логично предположить, что этот фильтр рано или поздно сам становится слишком грязным, чтобы его использовать дальше.
Периодичность замены для большинства малолитражных автомобилей, при условии езды по городу, составляет от 10 до тысяч километров пройденного пути. Да и сами фильтры на такие машины стоят не шибко дорого, в отличие от мощных многоцилиндровых авто, где воздуха для нормальной работы требуется в разы больше и фильтры выглядят несколько сложнее. Конечно, если сравнивать отечественные машины и какой-нибудь Пежо 308, например, то там нежелательно использовать дешёвые марки и бренды фильтров.
Проблемы, факты и советы
Если хотите, чтобы двигатель всегда обладал максимальной динамикой разгона и работал на любых оборотах качественно и без сбоев, то замена воздушного фильтра просто необходима. К тому же, некоторые водители искренне полагают, что сняв и промыв бумажный картридж, его можно снова использовать по назначению. Это миф, потому что грязь полностью поражает бумажные волокна насквозь и промывка ничего не даст.
Не имея определённых технических познаний лучше не пытаться решить вопрос как поменять воздушный фильтр во избежание ошибок. Картридж фильтра достаточно хрупок и повредить его неопытному человеку не составит труда. Теперь, зная о об этой существенной детали практически всё, небольшой, но вполне реальный и достоверный факт. При изготовлении бумажных картриджей их нужно протестировать, что и делается производителями, но для этого необходим хороший, если не сказать специальный, песок. Такой есть только в пустыне Аризона, что в США, откуда азиатские и европейские изготовители машин заказывают эту важную деталь для своих авто.
Пример 1: Citroen C3/C4/C5/ Berlingo.
Пример 2: Лада Приора.
Как часто менять воздушный фильтр двигателя автомобиля
В любом автомобиле сегодня используются одновременно несколько видов фильтров. У каждого из них свои задачи, но чаще всего автолюбители сталкиваются с воздушным.
Зачем нужен воздушный фильтр в авто — этим вопросом задаются многие начинающие автомобилисты.
Главная задача воздушного фильтра — защита двигателя от грязи и пыли, которые поступают снаружи, оседая на двигатель. Ещё одна важная функция — обеспечивать необходимый поток воздуха в стальное сердце машины.
Также это устройство поглощает уровень шума и помогает регулировать температуру горючей смеси.
Постепенно фильтрующий элемент засоряется, что приводит к уменьшению количества поступаемого в двигатель воздуха, двигатель начинает хуже работать, возможны подергивания автомобиля при разгоне, растёт расход топлива.
Таким образом, своевременная замена этого расходного материала необходима для обеспечения бесперебойной и четкой работы сердца автомобиля — его двигателя.
Какие существуют виды воздушных фильтров в автомобиле
Важно отметить, что многообразие представленных на рынке фильтров объясняется многообразием автомобилей.
Они отличаются:
- Размерами,
- Формой,
- Способом фильтрации
- Степенью фильтрации (одноступенчатые и многоступенчатые)
Для легковых авто используются компактные устройства с ограниченной рабочей поверхностью. А размеры воздушных фильтров для автомобилей специального назначения, автобусов, грузовиков, соответственно, крупнее, так как им предстоит очищать большие объёмы воздуха.
По форме выделяют круглые и прямоугольные модели. Первые по всем показателям проигрывают, они хуже справляются с очисткой, менее практичны и считаются устаревшими моделями.
Стоит отметить и отличия в корпусах воздушных фильтров автомобилей. Корпусные фильтры, то есть имеющие оболочку для установки материала, встречаются не часто, обычно у воздухозаборников предусмотрен пластиковый кожух, в который выполняется установка открытого фильтра.
Как поменять воздушный фильтр двигателяРазберем поподробнее виды:
- Инерционные.
На данный момент используются редко, так как их вытеснили более современные аналоги. Внешне представляют собой объёмный корпус с подушкой из капроновой лески. Первичная очистка выполняется за счёт оседания пыли, вторичная — за счёт подушки. Эффективность устройства низкая, его необходимо регулярно промывать. - Инерционно-масляные.
Они считаются устаревшими, но до сих пор используются в сельскохозяйственной технике. От инерционных отличаются наличием на дне корпуса моторного масла, которое частично улавливает пыль и грязь. Нуждается в периодической промывке и замене масла. - Бумажные.
Используются в современных автомобилях. Воздух очищается за счёт прохождения через пористую бумагу, сложенную определённым способом. Такие устройства производят очистку не только внешней поверхностью, но и внутренним содержимым. Переплетенные между собой бумажные волокна улавливают частицы размером до 1 микрона. После загрязнения просто заменяются новыми.
Чаще всего для изготовления бумажных фильтров используют картон, но некоторые производители, например, в Японии, используют синтетические материалы, которые требуют более внимательного соблюдения интервалов замены.
Бумажные фильтры представлены тремя видами:
- Панельными,
- Кольцевыми,
- Цилиндрическими.
Кольцевые и панельные могут иметь каркасную и бескаркасную конструкцию, цилиндрические — всегда с каркасной.
Устройства кольцевого типа имеют круглую форму, у моделей с каркасной конструкцией используется каркас из алюминиевой сетки. Торцевые части укреплены поролоном для предотвращения попадания загрязнённого воздуха в щели между корпусом и фильтром. Пористая бумага уложена в виде гармошки. Такие модели устанавливают на автомобилях с карбюратором.
Для грузовиков используют цилиндрические фильтры, которые имеют схожую с кольцевыми конструкцию, но имеют больший по площади фильтрующий элемент.
Инжекторные автомобили оснащают панельными моделями. Состоят из слоя поролона, каркаса из сетки и сложенной гармошкой бумаги.
На вопрос, на что влияет воздушный фильтр в автомобиле, специалисты отвечают — на долговечность работы двигателя. Чем качественнее воздушный фильтр используется в автомобиле, тем надёжнее двигатель защищён от загрязнений извне.
В спортивных автомобилях используют пятислойную марлю, пропитанную маслом. Такие расходные материалы отличаются меньшим сопротивлением и могут применяться неоднократно.
4. Фильтры с нулевым сопротивлением.
В качестве фильтрующего материала используется поролон или хлопчатобумажная ткань. За счёт обработки специальными составами удаётся снизить сопротивление воздушного потока. Данный материал может использоваться неоднократно, требует промывки специальными шампунями и повторной пропитки.
Замена воздушного фильтра автомобиля — когда стоит об этом задуматься
Менять материал рекомендуется каждые 15 000 — 20 000 километров. Но эта цифра может варьироваться в зависимости от интенсивности использования автомобиля и уровня загрязненности воздуха. Так, жители больших городов и городов с промышленными предприятиями должны менять фильтры чаще, чем жители небольших поселений.
С другой стороны, те, кто живут в деревнях без дорог с твёрдым покрытием, также вынуждены не забывать о регулярной замене.
Но даже если на автомобиле ездят редко, дважды в год — перед началом зимнего и летнего сезона позаботиться о замене все же придётся. В противном случае не избежать следующих проблем:
1. Повышения расхода топлива на 10-15%,
2. Нарушения работы двигателя с высоким риском его дальнейшего выхода из строя.
Оценить необходимость замены или чистки воздушного фильтра автомобиля можно на глаз в любой момент. Для этого нужно открыть капот, отщелкнуть металлические застёжки и снять фильтр. Если в нем много застрявшего сора, значит, пришла пора его выбросить и поставить новый.
Многие автомобилисты выполняют замену своими руками, так как это достаточно просто. Если автомобиль находится на гарантии, замену фильтров выполняют специалисты во время регулярного технического обслуживания.
Как почистить воздушный фильтр автомобиля — можно ли его мыть
Картон в бумажных моделях не предназначен для промывки. Также его нельзя пропитывать жидкостями или маслами, так как они уменьшают сопротивление. Но это не относится к изготовленным в промышленных условиях промасленным моделям.
Нельзя прибегать и к продуванию, так как мелкие частицы в порах фильтра могут привести к преждевременному износу двигателя.
Тем не менее, если вы решили все же сэкономить и почистить устройство, извлеките его из машины и вручную удалите крупные загрязнения. Далее аккуратно пылесосом соберите мелкую пыль. Убедитесь, что устройство осталось целым, и поставьте его на место. Однако стоит иметь в виду, что изношенный материал в любой момент может порваться, и тогда на его ремонт придется потратить гораздо больше, чем на покупку нового фильтрующего элемента.
Что даст замена воздушного фильтра?
Одной из причин возможного перерасхода топлива может быть неудовлетворительное техническое состояние средства передвижения. Если в автомобиле есть какие-то неисправности, способные повлиять на расход горючего, то никакая экономичная езда не поможет сократить расход топлива. Это касается даже таких безобидных на первый взгляд вещей, как загрязненный воздушный фильтр.
Влияние воздушного фильтра на расход топлива
Основным предназначением воздушного фильтра является максимальная очистка поступающего в двигатель воздуха от пыли и грязи, поэтому при интенсивной эксплуатации фильтр довольно быстро загрязняется. Особенно это ощутимо при тяжелых погодных условиях. Загрязненный воздушный фильтр образует барьер, препятствующий свободному и быстрому доступу необходимого количества кислорода в камеру сгорания, что негативно сказывается на мощности автомобиля и расходе топлива. Узнать подробнее об этом можно, перейдя по ссылке.
Чтобы добиться заметного эффекта в плане экономии топлива при регулярном использовании автомобиля, необходимо поддерживать свое средство передвижения в хорошем техническом состоянии. Помимо прочего, это напрямую связано с регулярным и своевременным техосмотром авто — после 10 000 км пробега нужно менять воздушный фильтр двигателя.
Расход топлива при использовании загрязненного воздушного фильтра может увеличиться в среднем на 10-20%, а при сильном загрязнении эти цифры могут быть значительно больше. Если автомобиль эксплуатируется в сильно запыленной или загрязненной местности, менять воздушный фильтр рекомендуется после каждых 5000 — 7500 км.
Все преимущества такого решения вполне очевидны: можно не только сократить расход горючего, но и обеспечить хорошую и бесперебойную работу мотора машины.
Выводы и решения
Эффективный контроль топлива подразумевает регулярные визиты в сервисный центр. Можно и самому заменить воздушный фильтр, найти его достаточно просто — как правило, он располагается сбоку или в верхней части двигателя. Довольно часто производители изготавливают воздушные фильтры ярких цветов, что позволяет, посмотрев через него на свет, определить степень загрязнения.
Подытожим:
● загрязненный воздушный фильтр существенно влияет на расход топлива и состояние двигателя;
● несвоевременная замена воздушного фильтра может привести к перерасходу топлива и неполадкам двигателя;
● менять фильтр следует после 10 000 км пробега или руководствуясь рекомендациями изготовителя.
В случае, если воздушный фильтр сильно загрязнен, его можно продуть сжатым воздухом, но при этом нужно учитывать то, что это — крайняя мера.
Как часто нужно менять воздушный фильтр в машине
Понравилась статья? Следите за новыми идеями полезных авто советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.
Для оптимального смесеобразования в камеру сгорания должны поступить 1 часть топлива и 15 частей воздуха без загрязнений. Условия, в которых приходится трудиться автомобилю, не всегда идеальны. В воздухе, который попадает в двигатель, находится множество инородных частиц: пыль, грязь, элементы горения, мошки и много другого мусора. Все это забьет топливную систему или другим образом навредит двигателю, если не будет очищено. Для этой цели применяется воздушный фильтр. Грязь оседает на фильтре, ухудшая его характеристики. В связи с этим элемент требует периодической замены.
Типы воздушных фильтров
Существует несколько типов фильтров, которые применяют на всех видах транспортных средств, оснащенных двигателями внутреннего сгорания:
- обслуживаемые;
- с картонным фильтрующим элементом;
- с синтетическим элементом;
- фильтры нулевого сопротивления.
Несмотря на различия, все они должны удовлетворять двум условиям: очистить поступающий в двигатель воздух, от примесей и не препятствовать нормальному наполнению цилиндров. Обслуживаемые фильтры обычно состоят из какого-либо пористого материала (губка, спутанная леска, металлическая стружка и т.д.), который смачивают моторным маслом или специальными жидкостями.
Фильтры с картонным или синтетическим элементом в своей основе состоят из полотна, сложенного в гармошку. Они очищают воздух за счет наличия в структуре материала мелких отверстий, задерживающих грязь. Нулевики обычно тоже изготавливаются из синтетического материала, но с гораздо большими отверстиями. А для обеспечения достаточной фильтрации на них наносится специальный состав.
Как часто менять
Производители автомобилей, как правило, указывают периодичность замены воздушного фильтра. Эту информацию можно найти в инструкции по эксплуатации, либо на корпусе фильтра. Обычно она составляет 15-30 тысяч километров. Превышать рекомендованные сроки крайне нежелательно. Это может привести к преждевременной поломке двигателя. Особенно если машина эксплуатируется в сложных условиях. Например, на проселочных дорогах, где много пыли. Забитый фильтр не пропускает достаточное количество воздуха, из-за этого мотор работает на обогащенной смеси. У двигателя падает мощность, в нем образуется много сажи, возрастает опасность перегрева.
Рекомендуется оценивать состояние фильтра так часто как это возможно. Если он значительно изменил цвет, есть видимые следы замасливания, то следует заменить элемент немедленно. Замена картонных и синтетических фильтров при каждой замене масла – одно из самых правильных и распространенных решений. Обслуживаемые фильтры не требуют замены, однако нуждаются в более частом внимании. Чистке, промывке, повторном смачивании. Особенно в условиях повышенной запыленности.
Использование фильтров нулевого сопротивления на стандартных автомобилях не дают какого-либо видимого эффекта. Такие элементы впускной системы обычно устанавливают на форсированные и спортивные автомобили. Они обеспечивают лучшее прохождение воздуха, но гораздо хуже фильтруют воздух, снижая ресурс двигателя. Каждый автолюбитель должен отдавать себе отчет в том, что своевременная замена такой недорогой детали как воздушный фильтр, продлит жизнь двигателя и сэкономит средства на ремонт.