Как отрегулировать тормоза: Как своими руками настроить тормоза на велосипеде, описание, схемы

Как своими руками настроить тормоза на велосипеде, описание, схемы Настройка тормозов на велосипеде

Вопрос о том, как настроить тормоза на велосипеде, перед владельцами современных велобайков ставится очень редко, так как качество современных тормозных систем настолько высокое, что установленные на заводе в процессе производства настройки не сбиваются годами. Однако в любом случае велосипедисту необходимо знать тонкости их настройки и проводить профилактическое обслуживание не менее 1 раза в сезон. Это позволит вам продлить жизнь вашему велосипеду, и обезопасит вас от возможных несчастных случаев, которые могут с вами произойти в дороге.

Содержание

Виды велосипедных тормозов

Для того, чтобы знать, как правильно настроить тормоза на велосипеде, необходимо уметь разбираться в их конструкции. На сегодняшний день современные велосипеды оснащаются тормозами следующих видов: ободные, барабанные и дисковые. При этом каждый вид тормозных систем подразделяется на подвиды.

Виды велосипедных тормозов

Виды велосипедных тормозов

Ободные системы бывают:

  • клещевыми;
  • кантилеверными;
  • гидравлическими;
  • типа V-brake.

Тормоза барабанного типа подвидов не имеют, а вот у дисковых имеются следующие разновидности:

  • гидравлические;
  • механические;
  • гибридные.

Под ободными понимают те тормозные системы, в которых торможение колёс велосипеда осуществляется путём зажима обода колеса. В результате скорость вращения понижается вплоть до полной остановки транспортного средства. Ободные тормозные системы являются одними из наиболее распространённых благодаря своей простоте и дешевизне. Они используются на велобайках практически всех типов.

Устройство гидравлического тормоза для велосипеда

Устройство гидравлического тормоза для велосипеда

Барабанные, или роллерные тормоза, по своему принципу действия очень похожи на те, которые применяют на автомобилях. Здесь тормозные элементы конструкции размещают внутри колес, и они останавливают их движения за счёт прижима к вращающейся части колеса. Так как тормоза данного типа имеют большую массу и являются редко ремонтопригодными в походных условиях, не имеют достаточной прочности, их обычно применяют на велобайках прогулочного типа.

Что касается тормозов дисковой конструкции, то они являются самыми распространёнными на сегодняшний день и их устанавливают, как на машины для новичков, так и на профессиональные велобайки. Устройство их состоит из диска, надёжно закрепленного на втулке колеса, а также на раме или вилке суппорта, гидравлической трубке или тросе. Задача последних – передать усилие, создаваемое кистью велосипедиста при торможении на суппорт. Эта тормозная система не нуждается в постоянной настройке, не боится атмосферных осадков и холодов, имеет продолжительный период эксплуатации.

Устройство дискового тормоза для велосипеда

Устройство дискового тормоза для велосипеда

Чтобы знать, как настроить тормоза на велосипеде правильно, необходимо будет тщательно изучить устройство систем торможения всех типов. При этом некоторые виды велосипедов оснащаются достаточно сложными тормозными системами, и поэтому владельцу велосипеда для того, чтобы иметь представление, например, о том, как настроить гидравлические тормоза на велосипеде, необходимо будет тщательно изучить инструкцию к нему. Стоит прочитать материалы на данную тему, расположенные на специализированных сайтах, посвящённых велоспорту.

Основные признаки неисправностей велосипедных тормозов

Если вы изучили информацию по вопросу о том, как настроить тормоза на велосипеде, вам также стоит дополнительно разобраться с признаками, свидетельствующими о поломки его тормозной системы.

Регулировка тормозных систем велосипедов производится в том случае, когда вы приобрели новый байк, а также по истечении срока его обкатки

Регулировка тормозных систем велосипедов производится в том случае, когда вы приобрели новый байк, а также по истечении срока его обкатки

К ним относятся:

  1. Появление необычных звуков во время движения, а именно стуки, свисты, скрипы. Это свидетельствует о том, что машина имеет проблемы с колодками или же с самим тормозным механизмом.
  2. Плохой отклик велосипедных тормозов на воздействие, прилагаемое велосипедистом к тормозной ручке. В этом случае можно диагностировать неисправность гидравлической системы или троса велотормоза.
  3. Наличие визуально обнаруживаемых механических повреждений, а именно следов удара после падения. В этом случае тормоза работать будут, но их придётся дополнительно отрегулировать.

Внимание! Регулировка тормозных систем велосипедов производится в том случае, когда вы приобрели новый байк, а также по истечении срока его обкатки.

Данную процедуру необходимо будет провести и тогда, когда машиной вы не пользовались более месяца, особенно в холодное время года.

Во время настройки тормозов проводят профилактическое обслуживание других систем и механизмов велобайка

Во время настройки тормозов проводят профилактическое обслуживание других систем и механизмов велобайка

Для того, чтобы разобраться в том, как настроить тормоза на велосипеде, необходимо знать основные операции, которые выполняются при этом. Обычно регулировка тормозов всех типов нуждаются в выполнении следующих операций:

  1. Подбор наилучшего способа расположения колодок относительно обода колеса, или же регулировка таким же образом диска или барабана.
  2. Отладка их рабочих плоскостей.
  3. Подбор оптимального усилия на рабочих органах, расположенных на руле. Обычно это рукоять тормоза, с помощью которой передаётся усилие на рабочие органы тормозной системы. Данное усилие на задний тормоз может передаваться через педали велосипеда.

Во время настройки тормозов проводят профилактическое обслуживание других систем и механизмов велобайка, например, в обязательном порядке необходимо будет проверить правильность геометрии обода колеса. Если вы выявите на нём наличие восьмёрки, её необходимо будет исправить, чтобы колодка не стирала обод.

Во время настройки тормозной системы всегда помните о том, что, знать, как настроить задние тормоза на велосипеде, это далеко не равнозначно знанию о том, как настроить передние тормоза на велосипеде. Обычно устройства тормозных систем, расположенных спереди и сзади велосипеда, достаточно серьёзно отличаются друг от друга, поэтому к ним нужно иметь различный подход.

Регулировка ободных тормозов

Узнать, как настроить ободные тормоза на велосипеде, вы можете, внимательно изучив инструкцию по их устройству. Кроме того, информация по данной теме в изобилии встречается на сайтах, посвящённых велоспорту. Обычно процесс регулировки ободных тормозов не доставляет абсолютно никаких проблем даже начинающему велобайкеру. Дело в том, что основной операцией по обслуживанию тормозов подобной системы является замена тормозных колодок, поэтому все тонкости здесь будут заключаться в правильности работы с удерживающими их механизмами.

Настройка ободных тормозов велосипеда

Настройка ободных тормозов велосипеда

Стоит отметить, что в основном большинство современных велосипедов используют такой тип креплений тормозных колодок, как V-Brake. Он характеризуется наличием в их конструкции рычагов раздельного типа, выполненных в виде буквы V. Их соединяет тросик, удерживаемый рубашкой. Именно об обслуживании тормозной системы данного типа мы и расскажем.

Для того, чтобы провести техническое обслуживание ободного тормоза, необходимо:

  1. Разомкнуть тормоз, и с применением усилия извлечь рубашку троса из крепления.
  2. Выкрутить винт крепления его к раме.
  3. Снять механизм тормоза.
  4. Для работы с колодками выкрутить винт фиксации колодок.

При этом следите за тем, чтобы не забыть верную последовательность установки шайб. Дело в том, что они монтируются парами – вогнутая и выпуклая. От того, насколько правильно они установлены, зависит правильность регулировки всей тормозной системы.

Готовые тормозные картриджи должны точно подходить к тормозам велосипеда

Готовые тормозные картриджи должны точно подходить к тормозам велосипеда

Так как самой распространённой операцией является замена колодки тормоза, рассмотрим её. Для этого необходимо будет выполнить все операции, перечисленные выше, и поддеть старую колодку, чтобы удалить её. На освободившееся место устанавливается новая. При выполнении данной работы необходимо быть аккуратным, так как придётся тормозную колодку подгонять по месту.

Внимание! В том случае, когда вы будете устанавливать уже готовые тормозные картриджи, вам придётся внимательно смотреть за тем, чтобы такие картриджи точно подходили именно к этим тормозам.

Кроме замены тормозной колодки, выполняют регулировку их на месте, а также контролируют уровень натяжения тросика. Для этого подкручивают до нужного состояния винт, расположенный на тормозном рычаге. В результате такого вращения по часовой стрелке тормозные колодки отдаляются друг от друга.

Кроме того, регулируют и наклон тормозной колодки, ослабив крепёжный винт. Если вы недавно приобрели велосипед, и для вас сложно выполнить самостоятельно описанные процедуры, то для того, чтобы узнать, как настроить тормоза на велосипеде, вам стоит посмотреть видео на данную тему.

Если на велосипед устанавливаются новые колодки, то главное одеть в правильной последовательности прокладки и шайбы

Если на велосипед устанавливаются новые колодки, то главное одеть в правильной последовательности прокладки и шайбы

Регулировка дисковых тормозов

Так как дисковые тормоза достаточно редко применяются на современных велосипедах, заниматься их регулировкой вам придётся только в том случае, когда вам нужно будет узнать, как настроить тормоза на горном велосипеде, то есть тогда, когда вы станете заниматься велоспортом хотя бы полупрофессионально. При этом существует множество видов тормозных дисковых систем, мы же рассмотрим обслуживание работу с роторными тормозами.

Перед тем, как приступить непосредственно к процессу регулировки тормозной системы велобайка, вам необходимо будет, если у вас отсутствует опыт проведения таких работ, изучить материалы по вопросу о том, как настроить дисковые тормоза на велосипеде, и посмотреть об этом видео. Кроме того, перед регулировкой тормозов дискового типа необходимо:

  1. Проверить положение ручки тормоза.
  2. Осмотреть на предмет наличия механических повреждений диск или ротор. Если на нём имеются сколы и вмятины – его необходимо будет заменить.
  3. Проверить состояние тормозного тросика и колодок, расположенных в тормозной колодке.
Регулировка дисковых тормозов велосипеда

Регулировка дисковых тормозов велосипеда

Внимание! Так как качество работы тормозной системы напрямую зависит от правильности установки угла прижимания колодки, необходимо в процессе её регулировки правильно выставить угол ее прижима.

Для этого она должна будет установлена строго параллельно диску или же ротору. Если же вы установите колодку криво, это очень сократит срок её службы.

Непосредственно сами дисковые тормоза регулируются на калипере по следующей схеме:

  1. Производим фиксацию колеса именно в том положении, в котором оно будет находиться при езде. Это очень важно для определения места расположения ротора и втулки.
  2. Ослабляем немного крепление калипера для того, чтобы он не падал, но при этом мог двигаться.
  3. Зажимаем ручку тормоза для установки калипера на место.
  4. Передвигаем тормозную машину или затягиваем болты.
  5. Работая с болтами поочерёдно, окончательно выставляем машину на место.
Регулировка тормозных ручек

Регулировка тормозных ручек

Кроме выполнения процедуры регулировки, тормоза дискового типа нуждаются в периодической правке ротора. Для исправления небольших повреждений данного узла обычно используют простой разводной ключ. В том случае, когда он повреждён сильно, имеет смысл его заменить.

Если вы проводите регулировку дисковых тормозов, старайтесь не прикасаться к ним руками, так как они очень плохо относятся к попаданию в систему жира даже с рук. Поэтому перед началом работы необходимо провести процедуру их обезжиривания при помощи бензина.

Изучив процесс того, как настроить дисковые тормоза на велосипеде, вы потом сможете проводить ремонт в любых условиях, например, при нахождении в походе или на загородной дороге.

Читайте также:



Лучшее на сайте



Дата публикации:&nbsp 17.10.2016 © Екатерина Ефимова
Как отрегулировать тормоза на велосипеде, пошаговое руководство

На чтение 7 мин. Просмотров 972

С каждым годом количество любителей катания на двухколесном транспорте только растет. Исправность и долговечность конструкций зависит от качества обслуживания. Вопрос о том, как отрегулировать тормоза на велосипеде, возникает довольно редко, но требует своевременного решения. Правильно работающая система обеспечивает комфортную, безопасную езду.

Виды тормозов

Выбор подходящих тормозов велосипеда зависит от режима эксплуатации и финансовых возможностей. Так, дисковые считаются самыми дорогими, v-brake – более экономичный вариант. Гидравлика и ободная система тоже отлично выполняют свои функции. Каждая разновидность имеет свои достоинства и недостатки.

Дисковые

Дисковый механизм изначально был прерогативой автомобилей и мотоциклов. Со временем эта система перекочевала в веломир. Состоит она из тормозного диска, колеса, прикрепленного к втулке и калипера, внутри которого располагаются колодки. Самые распространенные размеры элемента: 140, 160, 180, 185, 203, 220 мм. Чем больше диаметр ротора, тем более эффективной будет работа всей конструкции.

Дисковые велосипедные тормоза могут быть механическими или гидравлическими. К преимуществам механизма относят:

  • мощное, быстрое торможение;
  • эффективность работы в любых условиях;
  • возможность установки на широких покрышках;
  • долговечность колодок;
  • механизм не влияет на износ обода.

Среди недостатков отмечают сложный ремонт в полевых условиях при отсутствии специального инструмента. Кроме того, дисковая система характеризуется большим весом, имеет высокую стоимость.

Механический
Гидравлический

V-brake

При установке механизма тормозной тросик подводят сбоку к верхней части рычага. Последний сжимает обе части элемента с картриджными колодками. Благодаря параллельному прижиманию обеспечивается быстрое торможение. К преимуществам системы относят:

  • простота и эффективность конструкции;
  • небольшой вес по сравнению с барабанными и дисковыми механизмами;
  • доступная стоимость.

Среди недостатков тормозов v-brake отмечают снижение результата при попадании на обод грязи или воды. В связи с повышенным трением о частицы пыли, песка механизм быстрее изнашивается. Еще один минус – невозможно установить такую систему на велосипед с широкими колесами.

Гидравлические

Принцип действия гидравлических тормозов такой же, как у ободных и дисковых. Единственное отличие заключается в том, что в действие элемент приводят не тросики, а специальная гидролиния, соединяющая механизм с тормозными ручками. К преимуществам конструкции относят:

  • самое мощное торможение в отличие от других типов;
  • высокий уровень контроля тормозного усилия;
  • эффективное функционирование при любых погодных условиях;
  • возможность использования с широкими колесами;
  • механизм не влияет на износ обода.

Среди недостатков гидравлического тормоза для велосипеда отмечают сложность ремонта, поиска подходящих запчастей, выпрямления погнутого ротора. Механизм имеет большой вес, стоит дорого.

Ободные

Данный механизм является самым популярным в настоящее время. Действует он непосредственно на поверхность ободьев, приостанавливая их вращение. Приводные ручки располагаются на руле, прижимные элементы – в непосредственной близости от колес. Все детали соединяют при помощи тросиков.

Существует несколько разновидностей механизма: клещевые, кантилеверные, v-brake. К преимуществам ободных тормозов относят:

  • простота конструкции;
  • ремонтопригодность как в домашних условиях, так и поездках;
  • высокая эффективность торможения;
  • универсальность;
  • небольшой вес.

Ободные тормоза не лишены недостатков. Изделия характеризуются невысокой модуляцией, чувствительностью к искривлению ободьев. Влага и грязь ухудшают работу механизма, при длительном использовании конструкция нагревается, что приводит к истиранию колодок.

Клещевой
Кантилеверный
V-brake
Схема

Проверка работоспособности тормозной системы

Определить состояние тормозов на велосипеде можно при помощи визуального осмотра либо наблюдений во время езды. К наиболее распространенным неполадкам механизма относят:

  1. Специфические звуки. Это могут быть периодические постукивания, гул на скорости, скрип или свист. Подобные признаки свидетельствуют о неисправности колодок либо механических элементов.
  2. Слабая реакция на усилие. Если тормоза плохо работают, не сразу замедляют обод, – это признак проблем с гидравликой или тросиками.
  3. Механическое повреждение тросиков, деталей механизма. Обычно такие поломки можно обнаружить при визуальном осмотре.

После приобретения нового велосипеда в обязательном порядке проводится обкатка и регулировка тормозов, которую выполняют несколько раз после катания. Если байк не использовался на протяжении нескольких месяцев, особенно в холодное время года, колодки и механизмы нуждаются в полноценном сервисном обслуживании.

Поверхностные осмотры велосипедных тормозов необходимо осуществлять перед каждой поездкой. Следует удостовериться, что все элементы чистые, занимают свои места. При умеренной эксплуатации раз в полгода рекомендуется проходить проверку у квалифицированного специалиста. Существует ряд проблем, которые неопытный человек не сможет вовремя заметить и устранить. При интенсивном использовании придется проводить диагностику чаще – раз в 2–4 месяца.

Людям, которые столкнулись с проблемой настройки системы впервые, лучше прибегнуть к помощи мастера, который подскажет, как правильно отрегулировать тормоза на велосипеде.  

Какие инструменты понадобятся при регулировке и установке

Забота о тормозной системе – основная обязанность каждого велосипедиста. От состояния механизмов зависит удобство катания, безопасность спортсмена и окружающих его людей. Полноценное обслуживание конструкции невозможно без специальных инструментов:

  • отвертки – потребуются крестовые и с плоским шлицем;
  • набор гаечных ключей либо специальные велосипедные приспособления;
  • шестигранники;
  • прокладка-клин – служит для настройки зазора, актуальна при наличии тормозных колодок мягкого типа без металлических элементов;
  • кусачки;
  • калипер велосипеда, переходники, колодки, рычаг;
  • тросики;
  • ротор, набор метизов;
  • хомуты для фиксации троса на раме.

Идеально для установки и последующей регулировки тормозного механизма подходят специальные наборы велосипедистов. Если их нет, придется подбирать инструменты отдельно. Перед началом работ нужно найти подходящее свободное место, поставить байк в удобное положение, подготовить все необходимое, разложить рядом. В таких условиях монтаж и настройка займут гораздо меньше времени.

Отвертки
Набор гаечных ключей
Шестигранники
Кусачки
Калипер
Тросик
Ротор
Метизы

Как самостоятельно установить на велосипед

Установка тормозной системы на велосипед не вызывает сложностей у мужчин, которые разбираются в технике. Работа состоит из нескольких этапов:

  • с байка снимают все навесные элементы в том числе и колеса;
  • ручки тормоза надежно фиксируют, калипер необходимо натянуть шестигранниками, гидролинию – хомутами;
  • колеса и все остальные части конструкции устанавливают на прежние места.

Регулировке подлежит задний, передний и ручной механизм. Корректировка системы v-brake подразумевает изменение натяжения тросика, а также геометрии крепления колодок. Ободные тормоза настраивают очень просто в связи с тем, что их конструкция является открытой. В большинстве случаев процесс заключается в замене испорченных элементов.

Регулировка дисковых систем проводится довольно редко. Подразумевает проверку состояния ручки, передачи, колодки. Если ротор поврежден, на его поверхности присутствуют сколы, трещины, настраивать механизм бессмысленно, придется заменить.

Гидравлические тормоза пользуются популярностью среди профессиональных спортсменов. Процесс регулировки будет таким же, что и у механических. Единственное отличие – работа с тормозной жидкостью, которую необходимо стравливать в холода для улучшения хода колодки.

Механические виды тормозных систем порой нуждаются в регулировке угла прижимания колодки. Элемент должен располагаться параллельно ротору. Это поможет увеличить срок эксплуатации механизма.

Особенности регулировки на детских моделях

Детские велосипеды всегда оснащают ножным тормозом, который срабатывает при вращении педалей в обратную сторону. Такое устройство считается наиболее безопасным и простым в использовании по сравнению с ручными аналогами. Механизм располагается в задней втулке, внутри находятся колодки.

На подростковые велосипеды устанавливают те же системы, что и на взрослые модели. Чаще всего это ободные либо дисковые тормоза.

Ножной либо барабанный тормоз долговечен, устойчив к износу, однако, осматривать и регулировать его необходимо систематически. Для проверки работоспособности механизма нужно подтянуть педали в обратном направлении. При полной исправности системы тормоз срабатывает после совершения четверти оборота колеса. Если этого не происходит, конструкция функционирует неправильно. Элемент находится в закрытой втулке, поэтому самостоятельно ремонтировать его не рекомендуется.

Тормозная система – один из важнейших технических узлов велосипеда. Встречаются разные виды механизмов, каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Регулировка деталей проводится не слишком часто, при наличии соответствующих навыков можно выполнить работу самостоятельно.

Видео

Регулировка дисковых тормозов на велосипеде: основные моменты 21.02.2020

Регулировка дисковых тормозов на велосипеде для многих — настоящая проблема. Ведь данный механизм имеет куда более сложную конструкцию, чем обычные ободные тормоза, где все работает через натяжение тросика. Но так ли сложна данная процедура? На самом деле, нет. Если вы будете следовать инструкции, как отрегулировать на велосипеде дисковые тормоза, сможете легко с этим справиться.

Немного теории

Существует два типа тормозных дисковых систем — это PM или IS. Собственно, разница между ними заключается в расстоянии между крепежными болтами и направлением их вкручивания. В первом случае — она направлены вдоль рамы велосипеда, а во-втором — перпендикулярно ей.

В большинстве современных байков используются системы типа PM, и это хорошо, ведь их проще настроить относительно положения диска.


Также стоит учесть еще один не менее важный момент — при нажатии тормоза в калипере двигается только одна колодка, а вторая всегда находится в статическом положении. В связи с этим наблюдается неравномерный износ тормозов, и сама система требует более частой регулировки.

Теперь можно переходить к рассмотрению непосредственно самого процесса настройки тормозов.

Какой инструмент может вам понадобиться?

Для настройки дисковых тормозов велосипеда достаточно минимального набора инструментов — это 6-гранник или отвертка с головкой типа Torx. Современные велосипеды максимально адаптированы под простое и быстрое обслуживание, поэтому вам не придется заморачиваться с поиском нужных приспособлений и инструментов.

1. Подготовка

Чтобы при настройке тормозов регулировка не сбивалась, проверьте, что все остальные узлы системы стоят на своих местах без проблем — колесо надежно зафиксировано в раме/вилке, ротор ровный, адаптер хорошо прикручен к раме. В противном случае при затяжке тормозов эти элементы могут смещаться, нарушая баланс.

2. Центруем калипер

Главная задача на данном этапе — добиться того, чтобы диск располагался точно посередине между тормозными колодками. Это позволит обеспечить равномерный их износ. Как этого достичь? Обычно на тормозах есть специальная крутилка с обозначением in/out, позволяющая легко регулировать это расстояние.

Если таковой нет, то обязательно есть шестигранный болт, который выполняет эту же функцию. Для его затяжки вы можете использовать набор шестигранников Bike Hand YC-267.

3. Регулируем зазор к неподвижной колодке

Регулировка зазора к неподвижной колодке осуществляется с помощью схожей крутилки, которая может закручиваться вручную или с помощью болта типа Torx. Колодку следует подвести максимально близко к поверхности самого ротора. При этом они должны слегка соприкасаться.

При вращении по часовой стрелке колодка приближается к ротору, а против — отдаляется.

4. Регулируем зазор к подвижной колодке

Первым делом необходимо ослабить болт, который фиксирует трос натяжения в калипере, до того состояния, пока вы не сможете руками двигать рычаг приближения колодки.

Далее с помощью красного регулятора, вращая его по часовой стрелке и против, установите положение рычага так, чтобы он зажимал ротор примерно на середине своего хода.

5. Фиксируем трос


Натяните тормозной трос плоскогубцами и зафиксируйте его положение, затянув болт.

5. Подгоняем положение ручки


С помощью специальной черной крутилки, которая расположена на тормозной ручке, установите удобное расстояние от грипсы до руля, при котором тормоз будет зажат. При выкручивании крутилки вы будете отдалять ручку тормоза от грипсы в момент схватывания тормоза.

Если вам не удалось найти удобное положение, следует вернуться к пункту 5 и перенатянуть трос.

На этом регулировка тормозов на велосипеде завершена — вам останется только проверить их работоспособность. Просто сядьте и прокатитесь на своем байке — вы сами должны почувствовать, подходят ли вам тормоза, ведь каждый опытный ездок привыкает к различному определенному характеру торможения. Главное, чтобы механизм срабатывал четко и давал ожидаемый отклик.

Аналогично настраиваются как передние, так и задние тормоза, поэтому повторять описание процедуры попросту нет смысла.

Рекомендации

Правильная настройка тормозов может решить большое количество проблем, но она не является панацеей, поэтому, чтобы ваш велосипед прослужил вам долгую и надежную службу, необходимо регулярно проверять тормозную систему на наличие следующих повреждений:

  • сильный износ колодок;
  • нарушение геометрии тормозного диска;
  • неравномерное стирание колодок;
  • отсутствие смазки;
  • сильные загрязнения тормозной системы и т.д.

Следовательно, если у вас возникают какие-либо проблемы с тормозами на велосипеде, необходимо искать их причину и устранять ее. Простая настройка не всегда может дать ожидаемый результат.


Как отрегулировать тормоза на велосипеде?

У профессиональных велосипедистов есть одна забавная, и очень меткая поговорка: «Важно уметь набрать скорость, но истинное мастерство — вовремя остановиться». И да, речь здесь идет конечно же о тормозах — это важнейшая составляющая любого транспортного средства, без которой садиться «за руль» вообще не разрешается. Правильно настроенные тормоза — гарант приятной поездки, четкого модулирования скорости и, конечно же, вашей личной безопасности. Ненастроенные или испорченные тормоза — гарант беды.

Именно поэтому так важно разобраться в этом деле самостоятельно — да, ваш мастер наверняка справится с любой проблемой, но необходимость в поднастройке тормозных колодок может возникнуть прямо во время поездки. И вам лучше позаботиться о своей осведомленности в этом вопросе заранее.  

Предлагаем вашему вниманию полноценную инструкцию, как отрегулировать (настроить) тормоза на велосипеде. Прочитав все пункты статьи, вы без проблем справитесь с любой возникшей проблемой низкой или средней сложности — сложные операции, такие как разбор механизмов и замена внутренних комплектующих, все равно лучше проводить под присмотром профессионального мастера.

Шаг №1 — определяем тип тормозов

Тип тормозов, установленных на вашем байке, зависит прежде всего от вашего стиля езды. Разберемся на четких примерах.

  1. Ножные. Их устанавливают на самые простые модели городских, и почти на все прогулочные модели велосипедов, например, круизеры. Такие тормоза очень просты по своему строению, эффективны и надежны. Кроме того, что самое удивительное, ножные тормоза совершенно не нуждаются в регулировке. У них есть одна особенность: чем дольше ими пользуешься, тем большее нужно прилагать усилие для эффективного торможения. Это, по большому счету, единственная проблема, которая может возникнуть с такими тормозами, и решается она заменой внутренних колодок. Делать это должен мастер, самому разбирать тормоза не рекомендуется — есть риск потратить время зря, и нажить себе много нервов, после чего все равно придется обращаться к мастеру.
  2. Ободные. Их ставят на прогулочные байки, городские, дорожные, шоссейные, горные и даже на велосипеды для прыжков. Они очень просты по своей конструкции, эффективны, надежны, а главное — мало весят. То есть, несмотря на несущественное моральное устаревание, ободные тормоза продолжают использоваться во всем мире. Единственный их недостаток — при длительном использовании истощается обод колеса, что приводит к его разрушению. Дисковые тормоза выглядят следующим образом: две ручки на руле, принимающие усилие нажатия, система тросов, и два небольших механизма с колодками на каждом колесе — им сообщается усилие, после чего наступает выполнение эффективного действия, то есть торможение.
  3. Дисковые тормоза. Наиболее прогрессивны из всех существующих на сегодняшний день разновидностей, они во всем превосходят ободные, за исключением двух параметров — весят они больше, и требуют установки специального ротора на барабан, что делает невозможным монтаж, например, багажника. В целом, дисковые тормоза наиболее эффективные, именно их используют профессиональные райдеры — они позволяют максимально эффективно контролировать поездку. Поэтому на горные байки высокого уровня, а также на велосипеды для экстремальной езды ставят именно дисковые тормоза — придумать что-то эффективнее уже нельзя. За счет торможения через ротор, обод колеса нисколько не страдает, да и само состояние колеса нисколько не влияет на торможение. Последний минус дисковых тормозов в том, что они требуют от байка мощных спиц, потому что тормозящее усилие передается от ротора через спицы к колесу.

В рамках конкретной статьи, мы будем говорить об ободных и дисковых тормозах — это самые распространенные разновидности, к тому же они действительно нуждаются в регулярной настройке, чего нельзя сказать о ножном тормозе. Но перед этим мы определимся, как понять, что тормоза на вашем байке действительно нуждаются в настройке.

Когда действительно нужно регулировать тормоза

  1. Когда у вас появился новый байк. После установки новых комплектующих на велосипед, они нуждаются в обкатке, цель которой — определить состояние всех элементов велосипеда. За две-три поездки, вы наверняка поймете, нужно ли вам ослабить тормоза или наоборот, подтянуть их — все это определяется опытным путем. В 98 случаях из 100 новый байк нуждается в грамотной регулировке.
  2. Когда байк провисел на стене дольше месяца. Ну или простоял в гараже — одним словом, не использовался. Худший вариант, когда велосипед хранился при минусовой температуре — здесь уже обслуживать нужно будет не только колодки и тормозной механизм, но и трансмиссию.
  3. Когда при езде появились звуки, которых раньше не было. Это может быть как противный скрип, так весьма мерный гул, стук, свист, хрип — одним словом, что угодно, говорящее о состоявшейся поломке. И в большинстве случаев поломка сопряжена именно с тормозами.
  4. Когда эффективность торможения снизилась. Проявляться это может по-разному, например, при нажатии на рычаг велосипед тормозит не моментально, а с задержкой. Или так: после торможения ручка долгое время возвращается в исходное положение.
  5. Когда повреждения видно невооруженным глазом. Могут расслоиться или порваться тросики, разбиться ручка, треснуть колодка и так далее.

Теперь, изучив ситуации, в которых требуется настройка тормозов, перейдем непосредственно к делу.

Ободные

Всего существует три разновидности ободных тормозов:

  • V-Brake;
  • кантилеверные;
  • клещевые.

Приблизительно в 80 случаях из 100 на велосипеде будут стоять ободные тормоза типа «вибрейк». Если вашему байку еще нет 10 лет, то вероятность сводится практически к ста процентам — это вибрейк. Такой тип ободного тормоза прост и дает максимальную мощность торможения. Говоря о настройке ободных тормозов, мы будем подразумевать именно вибрейки.

Далее необходимо придерживаться строго порядка действий — приступаем к снятию тормоза.

  1. Аккуратно берем рубашку тросика, и извлекаем ее из держателя. Так осуществляется размыкание тормоза, необходимое для дальнейшего обслуживания.
  2. Откручиваем винт, крепящий тормозные рычаги с держателями к раме велосипеда.
  3. Открутив винты, и вынув рубашки, снимаем сами тормоза с руля.
  4. Четвертое действие выполняется только в том случае, если вы собираетесь работать с колодками — нужно открутить фиксирующие их винты. При этом откручивать нужно очень осторожны, четко запоминая последовательность всех вынутых шайб. С их помощью будет осуществляться регулировка, поэтому стоять они должны правильно.

Если вы открутили тормоза на колесах, то скорее всего вы собираетесь менять или обновлять колодки. Последнее делается в том случае, когда велосипед длительное время находился в холодном помещении или участвовал в серьезном заезде, где необходимо было много тормозить. Суть обновления заключается в том, что крайний слой резины попросту снимается, потому что становится слишком твердым, а от того совершенно непригодным.

Замена колодки осуществляется еще проще — просто удаляете старую резину, а на ее место ставите новую, по необходимости аккуратно подрезая ее канцелярским ножом. Если колодка картриджная, то просто меняет картридж.

Закончив с заменой колодки, перейдем к регулировке натяжения тросов. Тросы, вернее степень их натяжения, регулируют расстояние от колодки до обода колеса. Чтобы отрегулировать этот момент, нужно вращать специальный винт, расположенный на тормозной ручке. Делать это с тормозами нужно уже в собранном состоянии. Если же такая регулировка не помогает, придется откручивать фиксатор троса и укорачивать его, гораздо реже требуется незначительное удлинение. Чтобы открутить фиксатор понадобится шестигранник — сделать это просто, можете не переживать из-за возможных сложностей.

Далее необходимо отрегулировать положение и угол наклона колодки. Для этого нужно не снимать колес, иначе четко разместить колодку не получится. Занимаясь выравниванием, придерживайтесь трех простых правил.

  1. Колодки в любом случае должны находиться в плоскости обода. Выходить за его границы ни одна колодка не должна — это приведет к повреждению тормозов.
  2. Правильное расположение колодок — параллельно ободу. Такое положение должно сохраняться независимо от того, прикладываете вы усилие на рычаги торможения, или нет.
  3. По вектору вращения. Именно так колодки должны действовать на обода— если они действительно параллельны, то так оно и будет.

Проведя регулировку и настройку, вам нужно будет просто вернуть все винты на место, закрепить недокрученные фиксаторы, и проверить тормоза. Причем обратите внимание, проверять тормоза нужно обязательно как дома, так и в реальных условиях — после тест-драйва скорее всего понадобится поднастройка.

Регулировка дисковых тормозов

Прежде всего стоит проверить — не поврежден ли ротор. Если на нем есть сколы и лопнувшие участки, то никакая регулировка не поможет — тормоза все равно будут работать неправильно. В случае поврежденного ротора, его потребуется заменить.

Что касается типов дисковых тормозов, то они бывают механические и гидравлические. Последние ставят в основном на байки высокого уровня, потому что стоят они очень немало. Единственное, чем настройка дисковой гидравлики отличается от механики — работа с тормозной жидкостью. Перед зимой, например, ее нужно будет немного слить. Это поможет увеличить пространство для свободного хода колодки.

В дисковых тормозах чаще всего требуется регулировка угла прижатия колодки к ротору. Не забывайте, что прежде всего они должны быть строго параллельны друг другу.

Итак, тормозные колодки на дисковых тормозах расположены в калипере — это специальное устройство, которое закрепляется на раме и на вилке велосипеда при помощи адаптера. Для настройки калипера и колодок придерживайтесь следующего порядка действий.

  1. Возьмите колесо, и закрепите его в положении, которое вы будете использовать непосредственно для езды.
  2. Далее нужно посмотреть, как работает калипер, для этого следует совсем немного ослабить фиксирующие его винты.
  3. Теперь нужно понажимать на ручку тормоза, чтобы посмотреть, как калипер «ходит» и возвращается на место. Также не забудьте проверить зазоры.
  4. Затем останется подтянуть машинку, и поочередно закрепить винты — вот и вся настройка.

Также при настройке дисковых тормозов может понадобиться отрегулировать длину фиксирующих тросиков. Делается это аналогичным образом, как и в случае с ободными тормозами. Раскручивается крепление, затем тросик освобождается, укорачивается или удлиняется, крепление закручивается обратно.

Тест-драйв

После настройки тормозов вам понадобится полноценный тест-драйв. Если вы, скажем, решите сразу поехать на велосипеде на работу, то рискуете испортить себе поездку, подставив под угрозу собственную безопасность. Поэтому всегда после регулировки нужно взять с собой инструменты, и покататься на байке, чтобы определить, как работают тормоза в реальных условиях. Это единственный способ достичь уверенности в собственном велосипеде, которая так пригодится вам в долгом пути.

Выводы

Итак, если у вашего байка установлен ножной тормоз, то регулировать его не нужно. Если ободной или дисковый, что гораздо вероятнее, то в статье поэтапно описан процесс настройки для каждого из случаев.

На деле, регулировка тормозов нужна не очень часто, зато она может встать вам «в копеечку», особенно если вы решитесь обратиться в профессиональный велосипедный салон. Поэтому умение самостоятельно настраивать тормоза — это не только удобно и полезно, но и хранит ваш бюджет от лишних статей расходов.

Удачи в работе, и легкой вам дороги!

Как отрегулировать тормоза на велосипеде

Главная Блог Как отрегулировать тормоза на велосипеде Как отрегулировать тормоза на велосипеде

Типы тормозов и необходимость их регулировки

Как регулировать тормоза на велосипеде
Тормоза – основные аксессуары к велосипеду и делятся они на два вида в зависимости от их воздействия. Первый и самый распространенный тип – ободные, принцип их действия – механическое воздействие на обод колеса для снижения скорости и вращения и остановки. Второй, не самый распространенный тип, – дисковые. В зависимости от типа передачи усилия от тормозной ручки к тормозному механизму тормоза делятся на механические и гидравлические. Ниже приводятся рекомендации по регулировке механических тормозов.

Необходимость регулировки и настройки

Тормоз – основное средство предотвращения аварийных ситуаций во время движения, их надежность и правильная регулировка обеспечивают безопасность транспортного средства и пассажира.

Симптоматика проблем с тормозами и периодичность регулировки

Прежде всего, необходимо проверить работоспособность тормозной системы.

Процедура проверки:

  • Приподнимите переднее колесо, так, чтобы оно не касалось поверхности. Придайте ему вращение и проверьте, не касаются ли кратковременно, тормозные колодки обода и нет ли посторонних звуков при этом. Если это происходит, то нарушена центровка колеса – оно имеет “восьмерку”. Прежде чем приступить к дальнейшей проверке, необходимо устранить эту неисправность.
  • Во время вращения нажмите на ручку тормоза – тормозные колодки должны сработать мгновенно и колесо остановиться. Если наблюдается задержка торможения или проскальзывание колеса, то требуется настройка тормозной системы.
  • Приподнимите над поверхностью заднее колесо и повторите вышеописанную процедуру.

Так как элементы тормозной системы плотно контактируют с окружающей средой, проверьте внешний вид и состояние тормозных колодок и тросиков управления. Необходимо очистить их от загрязнений и обратить особое внимание на состояние тросиков – повреждение и разрыв даже одной пряди могут доставить неприятности, поэтому их необходимо заменить.

Итак, работоспособность тормозной системы проверена.

Когда же требуется настройка и регулировка тормозов?

В следующих случаях:

  • После покупки и небольшой обкатки под нагрузкой требуется осмотр и регулировка всех систем – в том числе и тормозной.
  • После механического воздействия на велосипед – ударов и падений.
  • После длительного хранения. Особенно в неотапливаемых помещениях.
  • Во время движения появились посторонние звуки – стуки и скрип, либо периодический свист.
  • Реакция тормозной системы на управление изменилась – задержка срабатывания или, наоборот, отпускания.

Особенно важна работоспособность тормозной системы, если у Вас в наличии горный велосипед.

Рассмотрим процедуру регулировки самых распространенных тормозов велосипеда – механических ободных.

Процедура регулировки

Прежде всего, необходимо подготовить инструменты, разместить велосипед вертикально и закрепить в специальных опорах-стойках.

Необходимые инструменты и принадлежности

Подготовьте рекомендуемые инструменты и разложите их так, чтобы они были под рукой. Что же потребуется?

  • Самый оптимальный вариант – набор инструментов для велосипеда, в нем есть все необходимое.
  • Отвертки – с плоским шлицем и крестовая.
  • Набор гаечных ключей, либо специальный велосипедный ключ.
  • Ключ-шестигранник.
  • Прокладка-клин для настройки зазора (потребуется, если у Вас тормозные колодки мягкого типа без металлического основания).
  • Ветошь для протирки, ткань для защиты от грязи окружающей среды.

Все готово? Инструменты выложены в удобном порядке? Ткань под велосипедом постелена? Велосипед установлен в удобном положении? Тогда начинаем!

Первый этап. Регулировка положения тормозных ручек на руле

Как отрегулировать тормоза на велосипеде

Как ни странно, но первое, что необходимо отрегулировать – это положение ручки тормоза на руле. От ее положения будет зависеть дальнейшая регулировка всей тормозной системы. Для этого на несколько оборотов отпустите винт крепления ручки и установите ее в удобное положение – тормозной рычаг должен нажиматься вторыми фалангами пальцев. Отрегулируйте основное положение (расстояние до ручки) тормозного рычага в положение удобное для Вас, с помощью винта регулировки.

Второй этап. Регулировка тормозных колодок

Как отрегулировать тормоза на велосипеде

Что необходимо обеспечить в процессе регулировки тормозных колодок? Качественное их прилегание к ободу. Для этого требуется правильная установка их положения относительно обода и установка зазора в нерабочем положении. Расстояние между колодкой и ободом должно составлять 1 мм. Но! Если у Вас установлены колодки мягкого типа, то расстояние передней и задней части колодки относительно обода должно отличаться на 1-1.5 мм. Для установки правильного зазора в таком случае необходимо использовать клин-прокладку.

Итак приступаем к процессу,

  • Во-первых отпускаем гайку крепления колодки, таким образом, чтобы она стала подвижной.
  • Устанавливаем клин-прокладку между колодкой и ободом если у Вас колодки мягкого типа, если колодки с металлической основой, то располагаем их параллельно ободу.
  • Вращаем колодки так, чтобы они расположились параллельно верхней части покрышки. Они не должны выходить за обод и не касаться покрышки.
  • С помощью шайб фиксируем положение и зажимаем гайку крепления.

Этот этап завершен – переходим к следующему.

Третий этап. Установка рычагов тормоза

Как отрегулировать тормоза на велосипеде

Колодки установлены с обеих сторон обода, и их правильное срабатывание требует центровки рычагов расположенных с двух сторон колеса.

Для этого

  • Нажмите рычаг тормоза на руле и проконтролируете одновременное касание колодками обода.
  • Нажмите рычаг тормоза на руле и проконтролируете одновременное касание колодками обода.
  • Если наблюдается опережение прижатия одной из колодок отрегулируйте натяжение тросика.
  • На каждом рычаге расположен специальный винт для регулировки натяжения. Если колодка прикоснулась к ободу раньше, то необходимо увеличить натяжение ее пружины, либо уменьшить натяжение противоположной.

Касание происходит одновременно? Тогда переходим к окончательному этапу настройки.

Четвертый этап. Установка жесткости тормоза (регулировка тросика тормозной системы)

Как отрегулировать тормоза на велосипеде

На данном этапе необходимо установить комфортное и надежное срабатывание тормозной системы в зависимости от нажатия на рычаг тормоза расположенный на руле. Положение тормозной ручки было установлено еще на первом этапе регулировки системы. Теперь требуется отрегулировать натяжение, и при необходимости, длину тросиков.

Для этого необходимо просто нажать на тормозной рычаг. Колодки должны прижаться к ободу при минимальном воздействии на рычаг. При необходимости отрегулируйте длину хода рычага, так как Вам удобно, с помощью гайки натяжения, которая расположена на самом рычаге. Не устанавливайте ход большим, это не рекомендуется всеми специалистами.

Все необходимые работы выполнены. Осталось проверить работоспособность тормозной системы, что является необходимым.

Проверка тормозной системы после регулировки

Проверку можно провести в несколько шагов. Первый – не снимая велосипед со стенда, на котором проводилась регулировка, приведите во вращение колесо и нажмите на рычаг тормоза – колесо должно мгновенно остановиться. Второй – совершите контрольную поездку с резким торможением, тормоза должны срабатывать при минимальном воздействии на рычаг.

Если все процедуры выполнены правильно, то безопасность и удовольствие от поездки Вам обеспечены!

Регулировка и настройка дисковых тормозов на велосипеде

На чтение 5 мин. Просмотров 677

Дисковая тормозная система представлена простой конструкцией, которая может прослужить в течение длительного периода. Подобный вариант исполнения обходится намного дешевле и характеризуется высокой эффективностью в применении даже при повышении влажности окружающей среды.

Дисковые тормоза

Дисковые тормоза бывают двух типов: механические и гидравлические. Оба варианта обладают своими особенностями, о которых далее поговорим подробнее.

Конструкция дисковых тормозов на велосипеде

Во многом именно конструкция дисковых тормозов определяет то, каким образом проводится настройка.

Все устройства делятся на две категории:

  1. Механическое устройство имеет тросик, за счет которого происходит передача энергии от рукоятки к исполнительному узлу. При этом может передаваться высокое усилие.
  2. Гидравлические представлены линией, по которой жидкость передает энергию к тормозным колодкам.

Первый вариант встречается намного чаще, так как тросик выдерживает существенное воздействие окружающей среды и служит в течение длительного периода. Второй способен передавать большее усилие, но даже незначительная течь становится причиной потери эффективности.

Дисковые механические тормоза

Дисковые механические тормоза

Механические тормоза более распространены. Сегодня они устанавливаются практически на всех велосипедах.

Это связано с нижеприведенными моментами:

  1. Обходятся намного дешевле, что связано с конструктивными особенностями. При изготовлении тросика применяется сталь с высокой коррозионной стойкостью. Длина подбирается в зависимости от особенностей велосипеда.
  2. Основные элементы: тросик и оболочка, характеризуются более высокой надежностью. Применение стали при их изготовлении определяет высокую степень устойчивости к механическому воздействию.
  3. При возникновении неисправности есть возможность провести ремонт своими руками. Все элементы системы характеризуются простой конструкцией. Поэтому с ремонтом не возникает серьезных трудностей.

Следует учитывать тот момент, что каждый раз после снятия колеса приходится проводить настройку системы. Кроме этого, приходится время от времени проводить смазку тросика для обеспечения требуемого уровня эффективности на момент работы.

Дисковые гидравлические тормоза

Дисковые гидравлические тормоза

Гидравлика применяется при создании самых различных механизмов. Ее высокая эффективность связана прежде всего с не сжимаемостью жидкости.

Особенностями назовем следующие моменты:

  1. Основное достоинство заключается в легкости торможения и мягкости применяемой системы. При этом можно ощущать силу нажима, которая к концу хода рукоятки увеличивается. В сравнении с механическим типом устройства рассматриваемый характеризуется более плавным ходом рукоятки. Поэтому для торможения нет необходимости прикладывать большое усилие.
  2. Гидравлика может выдерживать длительную эксплуатацию. Это связано с тем, что она в меньшей степени склонна к перегреву. Поэтому торможение может проходить в течение длительного периода даже при движении со склона.
  3. Корректировка устройства проводится гораздо реже. Именно поэтому можно выполнять снятие колеса для его чистки или замены.

Основной недостаток заключается в том, что механическое воздействие может стать причиной прорыва линии. Даже незначительная утечка становится причиной существенного снижения эффективности системы, тормоза могут резко пропасть.

Что нужно сделать перед регулировкой тормозов?

Что нужно сделать перед регулировкой тормозов?

Регулировка тормозной системы проводится периодически. За счет этого можно обеспечить длительную службу, а также высокую эффективность.

Основными рекомендациями назовем следующее:

  1. Для начала проверяется состояние основных элементов системы. Эта рекомендация связана с тем, что даже незначительное повреждение становится причиной низкой эффективности.
  2. Все поврежденные элементы должны быть заменены. Примером можно назвать протертый тросик или поврежденная гидравлическая магистраль. Не стоит забывать о том, что со временем некоторые элементы могут изнашиваться.

Если тормозная система не имеет серьезных дефектов, то можно приступить к ее регулировке.

Регулировка и настройка дисковых тормозов на велосипеде

Несмотря на то, что конструкция достаточно проста и надежна, время от времени приходится проводить ее регулировку.

Это проводится по следующим причинам:

  1. Для обеспечения длительной работы.
  2. Повышения высокой эффективности.

Оба варианта системы регулируются в соответствии с их конструктивными особенностями. При этом не требуются специальные инструменты и оборудование.

Дисковые механические тормоза

Механические тормоза рекомендуется регулировать в случае, когда диск трется о колодку. Кроме этого, настройка требуется в случае ослабевания силы торможения.

Инструкция по настройке дисковых механических тормозов выглядят следующим образом:

  1. Тормозная рукоятка выжимается до упора.
  2. Контргайка машинки откручивается, после чего регулятор выворачивается. Если нужно открутить ее сильно, то приходится ослабить тросик.
  3. Определяется то, какой зазор между диском и колодкой. Если тормозное устройство стоит криво, то для регулировки положения ослабляют винты. Они крепят устройство к адаптеру или вилке.
  4. Откручиваются винты, которые крепят тормоз.
  5. Сделав калипер подвижным, следует выжать рукоятку до конца, после чего она должна быть зафиксирована в этом положении. Далее проводится правильное центрирование машинки относительно диска.
  6. Проводится затягивание винтом для крепления тормозной машинки. Следует проводить закручивание периодически, так как только в этом случае можно исключить вероятность сдвига.

После этого рукоятка отпускается. Соблюдение рекомендаций, указанных в инструкции, обеспечивает идеальное положение диска и колодки.

Дисковые гидравлические тормоза

В подобном случае поводом для регулировки становится сильное сопротивление колеса на момент движения, а также при появлении постороннего звука или скрипа.

Инструкция по регулировке в этом случае выглядит следующим образом:

  1. На калипере откручиваются болты, после чего выжимается рукоятка для прижима колодки к колесу.
  2. Следующий шаг предусматривает проверку положения клапанов. Они должны быть удалены одинаково от ротора.
  3. Далее проводится затягивание всех винтов.
  4. После фиксации калипера рукоятка отпускается. В подобном положении колодка не должна прижиматься к ободу, быть на расстоянии около миллиметра.
  5. Довольно часто встречается ситуация, когда колодки расположены на разном расстоянии от обода. Решить проблему можно прижав одну из колодок, после чего рукояткой прорабатывают 10 раз. За счет подобных действий неравномерность устраняется.

Финишный этап предусматривает настройку правильного положения рукоятки, которой проводится управление системой. Для этого устанавливается специальный регулировочный шестигранник.

Даже качественные тормозные системы требуют обслуживание. За счет проводимых действий можно существенно повысить эффективность работы устройства, увеличить эксплуатационный срок.

Как настроить тормоза на велосипеде ободные

Чтобы езда на велосипеде приносила удовольствие, он должен быть исправным. Кроме того, от того как работает велосипед зависит безопасность велосипедиста. Особенно это касается тормозов, ведь ездить на велосипеде, который нельзя остановить, очень опасно.

Тормоза — это простой механизм, но нужно знать как правильно его настроить для того, чтобы он работал эффективно.

Об ободных тормозах

Тормоза называются ободными, потому что тормозное усилие колодок прилагается к ободу колеса. Такой вид тормозов был создан больше ста лет назад, и до сих пор широко используется в велосипедах любой ценовой категории — от дешевых до дорогих. Велосипеды любого типа, в том числе те, что предназначены для профессиональных спортсменов, могут комплектоваться ободными тормозами. Таким образом, такой вид тормозов — все еще самый распространенный на современных велосипедах, хотя ему на смену постепенно приходят дисковые тормоза.

Виды ободных тормозов

Существует несколько видов ободных тормозов: V-Brake’и, кантиливеры и клещевые тормоза. На современных велосипедах можно встретить именно эти тормоза, причем чаще всего — ви-брейки. По своему принципу действия они работают одинаково: специальный механизм сжимает тормозные колодки вокруг обода колеса и создает трение, за счёт которого выделяется тепло и происходит торможение.

Различия между этими видами тормозов кроются в деталях: способе крепления на велосипеде, конструкции и особенностях торможения.

Ви-брейки применяются на велосипедах всех типов, хотя чаще всего их устанавливают на современные горные велосипеды. К велосипеду они крепятся с помощью специальных стержней на вилке и на раме, которые затягиваются болтом. Для того, чтобы установить вибрейки, в фреймсете велосипеда должны быть соответствующие крепления. Обеспечивают эффективное тормозное усилие.

Кантиливеры — это относительно редкий вид ободных тормозов. Крепятся к велосипеду так же, как и вибрейки, но для кантиливерных тормозов нужен специальный упор, в который вставляется поддерживающий механизм для тросиков. По сравнению с другими ободными тормозави кантиливеры обладают меньшей модуляцией и тормозят немного хуже чем другие виды тормозов, зато практически не подверждены загрязнению и соответственно могут тормозить в плохих условиях. Чаще всего используются на горных и циклокроссовых велосипедах.

Клещевые тормоза активно применялись с середины 50-х годов и часто используются на современных велосипедах. Чаще всего их можно увидеть на шоссейных велосипедах. Обладают хорошими характеристиками — неплохой модуляцией, отличным тормозным усилием и высокой надежностью. Настраивать клещевые тормоза немного труднее, чем остальные виды ободных тормозов.

Крепятся к велосипеду с помощью болтов, которые вставляются в отверстие на вилке и на раме.

Что потребуется для настройки

Определитесь с тем, какой у вас вид тормозов. От этого будет зависеть последовательность действий и особенности процесса. Независимо от вида тормоза вам понадобятся инструменты. Для тормозов нужны маленькие шестигранники соответствующего размера. Кроме того, в некоторых случаях может понадобиться небольшой разводной ключ (желательно до 15). В случае обслуживания неисправных тормозов могут понадобиться запасные части: в первую очередь речь идет о колодках и тросиках, но также могут понадобиться и другие детали от тормозов.

Пошаговые действия

Процесс настройки ободных тормозов состоит из нескольких этапов. На каждом из этапов мы настраиваем какую-то из частей тормоза.

Если ваши тормоза работают плохо, проверьте настройку каждой его части — все должно быть в соответствии с инструкцией.

Регулировка положения колодок

В первую очередь обратите свое внимание на тормозные колодки. Они должны быть в хорошем состоянии: не слишком твердыми (дубовыми) и не слишком мягкими. На их поверхости не должно быть зазубрин, металлической стружки или иных признаков, которые указывают на сильный износ. Если все в порядке, можете настраивать их положение.

Правильное положение колодок на ободных тормозах должно быть следующим: колодки находятся на 0,5 или 1 см ниже обода, не соприкасаются с покрышкой. Чтобы настроить колодку, надо расслабить зажимающий болт с помощью шестигранника или гаечного ключа и поднять или опустить колодку в специальном отверстии. Выбирать инструмент нужно исходя из типа крепления колодки, потому что разные ободные тормоза отличается конструктивно.

Обратите внимание на то, что колодка должна ровно прилегать к колесу, всей поверхностью. Допускается небольшой уклон колодки вверх или вниз, если без этого не получается правильно отрегулировать тормоз (такое бывает при неправильном подборе тормоза на велосипед).

Выставление рычагов

Попробуйте нажать тормозную ручку и проверьте действие тормозных рычагов. В случае с вибрейками, они должны двигаться одновременно и в одинаковой плоскости. На клещевых тормозах из-за разной длины лапок рычагов они могут быть асимметричными, но колодки должны касаться обода одновременно. Если одна колодка зажимает обод раньше, чем другая, это нужно исправить.

На ви-брейках и кантиливерах для этого нужно ослабить шестигранником болт, который находится у основания рычага. После этого можно двигать рычаг в одну из сторон для того, чтобы управлять положением колодки.

На клещевом тормозе чаще всего на поверхности рычага есть болт, который откручивается ключом или шестигранником. Его нужно ослабить, далее установить лапку в правильном торможении и зажать болт, не выпуская лапку из рук. То есть, нужно создать усилие на лапку для того, чтобы она оставалась в нужном положении.

Положение тормозной ручки

Иногда тормоза работают плохо из-за неправильного положения ручки. Решение проблемы — нужно либо передвигуть ручку на руле в одну из сторон, либо натянуть тросик сильнее на тормозе. Иногда это можно сделать без его обрезания (если хватит модуляции усилия на ручке), но обычно требуется обрезка тросика. Достаньте его из ручки, открутив болт внутри нее, вытяните тросик и обрежьте лишнюю часть с помощью специального тросореза. Его можно заменить плоскогубцами, но тогда есть риск того, что он распушится. Алгоритм действий может быть другим на шоссейных дуалах или других видах ручек.

Принципы эффективного торможения

Задний тормоз при использовании должен срывать колесо в юз (неконтролируемое вращение). При резком использовании переднего тормоза велосипедист может перелететь через руль, и это — нормально. Если специально ослабить тормоз, его эффективность значительно упадет и езда станет опасной, особенно в экстренных ситуациях. Для безопасности нужно использовать оба тормоза, причем полагаться нужно именно на передний, так как задний тормоз менее эффективный. Главное — тормозить передним тормозом не так резко, как задним.

90000 How to adjust your brakes 90001 90002 90003 Effective brakes are essential for safe cycling. Checking and fine-tuning them requires few tools and takes only a few minutes. 90004 90005 90002 Bicycle brakes become less effective over time. Cables stretch and pads slowly wear away. If you can squeeze the lever fully on without the brake engaging, urgent action is required. If you are running disc brakes and encountering some issues, we have an additional article which you can view here.90005 90002 90009 Test your brakes 90010 90005 90002 Stand next to your bike. Squeeze the front brake lever and try to push the bike forward. The rear wheel should lift and the lever should not touch the handlebar. Now repeat this test with the rear brake. The rear wheel should lock and skid as you push the bike forward. If either brake is not working properly, it’s likely to be a result of slack in the cable — unless your bike has hydraulic brakes, in which case they probably need ‘bleeding’ to remove air bubbles.(That’s a job for the bike shop or a confident home mechanic.) 90005 90014 90002 90009 Find a retailer 90010 90005 90014 90002 90009 Visual checks 90010 90005 90002 Is the brake properly set up? V-brakes have a quick release so that the wheel can be removed and refitted easily. The ‘noodle’, which is a J-shaped metal guide tube, can be disengaged from its cradle. In this state, the brake will not work. Sidepull brakes often have a small quick release lever on the caliper, enabling it to open wider (as shown).Ensure this lever is closed, otherwise the brake pads will be too far from the rim. 90005 90002 90027 90005 90002 Examine the brake pads. There should be a good thickness of braking surface remaining. (If your brakes make grinding noises in use, there’s no pad material left: you’re applying metal to metal!) Time for new pads? Head to the bike shop. 90005 90002 90009 Adjust cable tension 90010 90005 90002 All cable-operated brakes should have a barrel adjuster — a hollow knurled bolt where the cable exits the lever or enters the caliper.Some bikes use ‘inline’ adjusters part way along the cable outer instead. 90005 90002 90038 90005 90002 To increase cable tension, turn the barrel adjuster anti-clockwise. Try one full turn initially, then half turns, repeating the brake test periodically. If the barrel adjuster has a threaded lockring or locknut, unscrew this to enable the barrel to turn, then screw it flush to the lever or caliper to keep the barrel firmly in its new position. 90005 90002 90009 Re-clamp cable 90010 90005 90002 If a few turns of the barrel adjuster do not solve the cable tension problem, try re-clamping the cable.First wind the barrel adjuster back in. Then undo the bolt that anchors the cable to the brake. 90005 90002 Use one hand to squeeze the brake mechanism together. This is easy with sidepull brakes and V-brakes: simply hold the brake blocks against the rim. With a cable disc brake, push the caliper’s brake arm up to engage the brake. The brake does not need to be jammed on; just touching the rim or rotor is okay. Do not let go of the brake until you’ve re-clamped the cable. 90005 90002 Then with your other hand, pull more cable through the cable clamp, until the cable is just taut.Let go of the cable now and tighten the clamp bolt. 90005 90002 90053 90005 90002 Finally, let go of the brake mechanism. 90005 90002 Since you were not pulling on the cable when you re-clamped it, there should be enough slack that the brake pads do not rub the rim or rotor. If there’s too much slack, use the barrel adjuster. If the cable is too tight and the brake rubs constantly, repeat the above process but do not squeeze the brake mechanism fully against the rim or rotor — just hold it tight enough that you can pull the cable through further than its previous clamping point.90005 90002 90009 Centring the brake 90010 90005 90002 Sometimes just one of the brake pads will rub. In this situation, you need to centre the brake. 90005 90002 Sidepull brakes often have a small adjuster screw on top of the caliper, at one side. Screw this in or out — slowly, so you can watch the brake arms move. 90005 90002 90068 90005 90002 If your bike’s sidepull brakes lack this feature, slacken the fixing bolt that holds the brake to the frame or fork, move the brake, then retighten the fixing bolt.90005 90002 V-brakes have a small screw at the bottom of each brake arm. These adjust the spring tension. To move the brake pad away from the rim, increase the spring tension by screwing inwards. To move it towards the rim, decrease the spring tension by unscrewing. As the brake pads ‘positions are determined by the spring tension on both sides, you’ll often tighten one side and unscrew the other to get it right. Work in small increments — e.g. a half turn at a time. 90005 90002 90075 90005 90002 Disc brakes, whether cable or hydraulic, are held to the frame or fork by two large (5mm) Allen bolts.Undo these two bolts enough that you can move the disc caliper side to side by hand. Then squeeze the brake lever so the brake is fully on. Without letting go of the brake lever, use the 5mm Allen key in your other hand to tighten the caliper’s frame / fork bolts. 90005 90002 90080 90005 90002 If the pistons on both sides of the caliper move — all hydraulics and some cable discs — the caliper should now be centred. If, as with most cable discs, only one piston moves you may need to adjust the position of the fixed one (see below).90005 90002 90009 Pad adjustment 90010 90005 90002 The pads of sidepull brakes and V-brakes need to be in line with the braking surface on the rim. Pads set too high will touch the tyre and rub a hole in it; pads set too low will develop a lip that can hold the brake pad against the rim. To adjust pad position, undo the bolt on the pad, then carefully tighten as you hold the brake manually against the rim. 90005 90002 90091 90005 90002 With cable disc brakes, the piston (and pad) nearest the wheel is usually fixed; it does not move when you squeeze the brake lever.But you can move it in or out to get it the right distance from the rotor. Reach through the spokes with the relevant Allen or Torx key, turning anticlockwise to move the pad away form the rotor and clockwise to move it towards the rotor. 90005 90002 90096 90005 90002 The position of the moving piston / pad is usually determined only by cable tension, but on some brakes (e.g. Avid BB7) it can be moved in or out independently with a ratchet dial. 90005 90002 90009 Finally 90010 90005 90002 When you’ve adjusted your brakes, squeeze them on hard a handful of times, then repeat the brake test.If you’re still not happy, go to the bike shop. 90005 90014 90002 90108 Do you need to revolutionise your commute? 90109 90005 90111 Shop Now 90112 90014 .90000 How to Adjust Drum Brakes 90001 90002 Many vehicles come equipped with drum brakes. For many years, disc brakes have been used at the front of the vehicles while drum brakes are used at the rear. 90003 90002 Drum brakes can last a very long time, if maintained properly. Periodic adjustment of the drum brakes makes sure that the brakes do not drag when driving as this can rob power from the vehicle and cause the brakes to wear out much more quickly. 90003 90002 Drum brakes usually need to be adjusted when the brake pedal has to be pressed down a lot before the brakes engage.Adjustments can be done only on brakes that are in good shape. Keep in mind that not all drum brakes are adjustable. To confirm your brakes are in good working order before you adjust them, check your vehicle for symptoms of a bad or failing drum brake. 90003 90002 This article covers the adjustment process for drum brakes of the star wheel type. 90003 90010 Part 1 of 3: Prepare to adjust the drum brakes 90011 90002 90013 Materials needed 90014 90003 90002 90013 Step 1: Lift the rear end of the vehicle 90014.Make sure the vehicle is in park and that the parking brake is set. 90003 90002 90003 90002 At the rear end of the vehicle, place the jack at a safe location under the vehicle and lift one side of the vehicle off the ground. Place a jack stand under the lifted side. 90003 90002 Repeat this process on the other side as well. Leave the jack in place as a safety measure to provide extra support for your vehicle. 90003 90026 90027 90013 Warning 90014: Improper lifting of a vehicle can result in serious harm or even death.Always follow the manufacturer’s lifting instructions and only work on flat, level ground. Only lift the vehicle at the recommended lift points given in your owner’s manual. 90030 90031 90002 90013 Step 2: Remove the tire 90014. With the vehicle lifted safely and secured, it is time to remove the tires. 90003 90002 90003 90002 Remove the tires on both sides by unbolting the lug nuts. Keep the nuts in a safe location so that you can find them easily. Remove the tires and set them aside for some time.90003 90010 Part 2 of 3: Adjust the drum brake 90011 90002 90013 Step 1: Access the drum brake adjustment star wheel 90014. The drum brake adjuster is located under an access cover in the back of the drum brake. 90003 90002 90003 90002 Using the screwdriver, gently pry out the rubber grommet that protects this access cover. 90003 90002 90003 90002 90013 Step 2: Adjust the star wheel 90014. Turn the star-shaped adjuster a few times. If it does not stop turning due to the pads hitting the drum, then turn the star in the other direction.90003 90002 After the pads hit the drum, back the star wheel off by one click. 90003 90002 Spin the drum with your hand and feel for any drag. The drum should spin freely with very minimal drag. 90003 90002 If too much drag is present, then back off the star adjuster slightly. Do this in small increments until the brake is adjusted to where you would like it to be. 90003 90002 Repeat this procedure on the other side of the vehicle. 90003 90010 Part 3 of 3: Check your work 90011 90002 90013 Step 1: Check your work 90014.Once the brakes are adjusted to your satisfaction, put the adjuster wheel cover back into its place on the back of the drums. 90003 90002 Look over your work and confirm that everything is in position. 90003 90002 90013 Step 2: Install the tires 90014. Put the wheels back onto the car. Using the ratchet or the tire iron, tighten the lug nuts in a star pattern until they are snug. 90003 90002 Make sure to torque the wheels according to the manufacturer’s specifications. Do the torque procedure in a star pattern as well.90003 90002 90013 Step 3: Lower the vehicle 90014. Using the jack on a lift point, lift the vehicle enough to be able to slip the jack stand out from under the vehicle. Once the jack stand is out of the way, lower the vehicle to the ground on that side. 90003 90002 Repeat this procedure on the other side of the vehicle as well. 90003 90002 90013 Step 4: Test drive your vehicle 90014. Take the vehicle on a test drive to confirm the brake adjustment. 90003 90002 Before driving, pump the brake pedal a few times to seat the brakes and confirm that the pedal operates properly.90003 90002 Drive the vehicle in a safe location and make sure that the brakes function properly. 90003 90002 Adjusting your drum brakes will allow them to last much longer and will prevent a dragging brake. If the brake drags, it can cause a loss of power and lower the fuel milage of the vehicle. 90003 90002 If you feel uncomfortable performing this process on your own, you can get an experienced technician from YourMechanic to adjust the drum brakes for you. If needed, the certified professionals at YourMechanic can even replace the drum brake for you.90003 .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*