Как обслуживать гелевый аккумулятор: плюсы, минусы, зарядка и реанимация – Восстановление гелевых аккумуляторов своими руками

Содержание

Как восстановить гелевый аккумулятор — руководство

Когда требуется восстановление гелевого АКБ

Практики знают, период безоблачной эксплуатации щелочной батареи с гелем ограничивается 4 годами. После этого срока батарея становится менее емкой, с нее выкипает вода, электролит густеет и больше не способен обеспечивать транспортное средство нужными электрическими показателями. Несмотря на рекомбинационные процессы в газе, восстановление гелевого АКБ сложный процесс, требующий определенных навыков и знаний. Прежде всего, следует позаботиться о внесении дополнительного количества дистиллята для возобновления структуры электролита. Производители позиционируют приборы как необслуживаемые модели, однако народные умельцы все же нашли некоторые способы, повышающие срок службы батареи.

При появлении признаков отслойки электролита от электродов гелевого аналога следует понимать, что восстановительные процессы более невозможны. В этом случае гораздо проще забыть об отработанном приборе и обзавестись новым.

Другим необратимым процессом является разрушение АКБ. В дальнейшем работы по реанимации прибора будут сводиться к потере времени и усилий без ощутимого эффекта. Чтобы убедиться, что с аккумулятором произошли такие повреждения довольно просто. Небольшая встряска с доносящимися изнутри оборудования характерных шумов – верный признак проблемы. Повреждения корпуса, трещины или сколы говорят о невозможности дальнейшего обслуживания и спасения батареи.

Визуальная диагностика АКБ

Визуальная диагностика АКБ

Причина, по которой следует заняться восстановительными работами по возвращению гелевому аккумулятору прежних емкостных показателей, считается уменьшение на его клеммах в заряженном состоянии вольтажа до показателя 10В.

Первыми действиями до процесса восстановления становится визуальный осмотр. Необходимо убедиться, что корпус не имеет никаких повреждений, целый и обеспечивает надежную герметичность внутреннему составу аккумулятора. Кроме того, встряска и отсутствие при этом какого-либо шума говорит об исправности прибора и возможности проведения дальнейших манипуляций по восстановлению. В противном случае стоит забыть о приборе и задуматься о приобретении нового.

Для возвращении гелевого АКБ к нормальной работоспособности следует проверить уровень остаточного напряжения. Этот показатель не должен быть ниже 60%. В этом случае работы будут заключаться в добавлении дистиллята и зарядке прибора. Если наблюдается снижение до 30% и ниже, следует понимать, что не всегда восстановительные работы могут увенчаться успехом. В этом случае все мероприятия могут быть напрасными, хотя шанс на положительный исход все же существует.

Проверка уровня электролита

Со слов производителей преимущество гелевого аккумулятора в сохранении на протяжении всего срока эксплуатации уровня электролита. Это не всегда так, поскольку подача более высокого уровня тока на клеммы прибора в процессе зарядки или испарение воды со структуры геля все же имеет место. Внутренний состав банок между электродами с течением времени становится более сухим, теряет способность к площади покрытия катодов и анодов, что приводит к падению емкости.

Для проверки электролитического уровня необходимо посмотреть на показатели индикаторов, если таковые имеются, или самостоятельно вскрыть крышку с колпачками. При наличии снижения объема геля следует его восполнить. Процесс заключается в добавлении дистиллированной воды в структуру гелеобразной массы. Самое важное – постепенность введения жидкости с постоянным контролем покрытия влагой электродов.

Время впитывания в гель дистиллята в среднем составляет от получаса до 40 минут. С такой периодичностью следует осуществлять повторные проверки уровня электролита и добавлять воду повторно при необходимости. Если на поверхности геля образовывается слой чистого дистиллята, его следует устранить, поскольку это чревато неблагоприятными последствиями для батареи. По завершению работ внутренняя часть аккумулятора снова закрывается герметически старой крышкой. Для обеспечения плотности соприкосновения ее с корпусом используется двухсторонний скотч или клеевой состав. Обратно устанавливаются и все колпачки.

Методы восстановления

Методы восстановления гелевого АКБ

В общих чертах восстановительные работы базируются на восполнении воды в гелеобразном электролите. Это осуществляется через доливку жидкости до нужного уровня. Кроме того, следует проводить зарядку батареи. В зависимости от уровня снижения напряжения на входных клеммах прибора или его технического состояния, может применяться постоянная зарядка длительное время или циклическая.

Заливка дистиллята

Процесс потери воды электролитом гелеобразной консистенции случается по простой причине выхода из полости банок водорода. В процессе заряда и разряда на электродах образовывается ток, который получается из разделения воды на гиддрооксильную группу и отдельные ионы водорода. В среде электролитической жидкости водород не может найти себе «пристанище» и вместо того, чтобы оставаться внутри, заново принимать участие в реакциях, он устремляется через резиновые клапаны наружу. Как следствие – образование воды обратно в прежнем объеме нереально, поскольку часть ее химического состава утеряна безвозвратно.

Данный процесс приводит к снижению концентрации дистиллята, что для геля грозит его высыханием и потерей свойств как электролитического материала. Во многих приборах на основе геля производитель на крышке наносит надпись «Do not open», чтобы предотвратить разрушения, связанные с разгерметизацией батареи. Но без нарушения этого правила долить дистиллят в пересушенную массу геля невозможно.

Для проведения обслуживания такого аккумулятора потребуется срывание крышки, снятия всех колпачков-клапанов. Уровень доливаемого дистиллята должен производиться несколько ниже от края горловины банки. Для улучшения равномерности впитывания воды следует пользоваться фильтрационной бумагой. При этом лучше рассмотреть состояние геля и необходимость продолжения процедуры с помощью хорошего фонарика.

ВАЖНО: Для заливки в гелевый АКБ используется исключительно дистиллированная вода. Наивысшего качества этот продукт производится в аптеке, хотя отсутствие подделок на сертифицированных точках распространения дистиллированной продукции гарантирует не меньшую заботу о высохшем геле.

Перед процессом заливки необходимо запастись обычным медицинским шприцом на 10 или 20 кубиков, резиновой грушей, защитными приспособлениями. В отличие от кислотных аналогов гелевые аккумуляторы более безопасные в обслуживании, однако не стоит забывать о мерах предосторожности со щелочами, кислотами, другими агрессивными средами.

Процесс заливки состоит из таких этапов:

  1. В медицинский шприц без иглы набирается 10-20 кубиков воды, заливается каждая отдельная банка поочередно до уровня несколько ниже горловины;
  2. Оставляется прибор в таком состоянии на 5-10 минут для впитывания дистиллята. Обычно этого хватает для впитывания необходимого количества влаги в гель;
  3. Лишняя влага, которая собирается в слой на поверхности электролита и четко отличается по жидкой структуре, устраняется обратно тем же шприцом.

СПРАВКА: Если аккумулятор был сильно разряжен, это не первое восстановление или по ряду других причин есть необходимость более длительного выдерживания с дистиллятом, следует продлить время до 30-40 минут. После этого периода вода не будет впитываться совсем, что означает максимальное насыщение структуры геля.

  1. Колпачки закрываются обратно, крышка закрывается герметично, проверяется целостность батареи;
  2. АКБ заряжается до восстановления емкостных показателей на клеммах.

Существует и другой способ восстановления гелевой батареи. Для осуществления его следует обзавестись теми же материалами и приспособлениями, что в первом случае, однако процесс несколько отличается:

  1. Открыть батарею, сняв крышку, открутив колпачки-клапаны;
  2. в шприц набирается достаточное количество дистиллята и вносится ровно по 3 кубика в каждую отдельную банку;
  3. после заливки должно пройти 5-10 минут, чтобы отделились газы и воды;
  4. Колпачки и крышка устанавливаются на прежнее место, батарея герметизируется во время этой операции;
  5. Подключается АКБ к зарядному устройству до восстановления прежних или приближенных показателей емкости.

При установке на прежние места защитных резинок необходимо обеспечить им хорошую фиксацию перед процессом зарядки.

Восстановление с помощью длительной зарядки АКБ

После доливания дистиллята в полость банок с электролитом гелеобразной консистенции необходимо провести обычную зарядку батареи. Для этого необходимо выставить на выходах зарядного устройства ток на уровне не выше 0,1 доли от емкости прибора, а вольтаж до 14,4-14,6 В. При наличии в конструкции батареи источника бесперебойного питания, можно произвести зарядку прямо в корпусе без необходимости извлечения из него. Зарядка должна производиться с отсутствием нагрузок с подключением к сети.

Если батарея в период зарядки длительное время (более 14 часов) не способна принять ток и изменить свою емкость, то необходимо подавать более высокое напряжение. На ЗУ устанавливается уровень до 20 В, что должно повысить восприятие тока прибором.

ВАЖНО: Такая манипуляция с повышением напряжения до 20 В требует постоянного контроля со стороны человека. При снижении уровня напряжения необходимо своевременно заметить сам момент, отключить зарядку и выставить новые параметры. Если это проигнорировать или попросту прозевать, существует большая вероятность безвозвратной порчи батареи. Если сила тока в несколько раз превысит допустимое значение гелевая АКБ и вовсе способна выгореть и задымиться.

При приеме тока аккумулятором следует обратно снизить подаваемое напряжение к уровню 14 В, соблюдая требования к силе тока – не более 0,1 часть от емкости АКБ. Дальнейшая зарядка производится в привычном порядке.

Циклическая зарядка

В простонародье данный процесс носит название «Раскачки». Это произошло от характера восстановления. Требуется подача высокого тока и полная разрядка батареи в несколько подходов. Это похоже на раскачивание на только что смазанных качелях, чтобы они смазывающая субстанция равномерно распределилась на металлических стыках, и они стали сами легко качаться. В случае с гелевым аккумулятором требуется при первой зарядке подавать на клеммы прибора ток с напряжением до 30 В, но не ниже 25 В.

В среднем требуется от 3 до 4 циклов такого усиленного питания. Первый и второй циклы выполняются на более высоком напряжении – до 30 В. Обязательно производить постоянный контроль за процессом. Для 3 и 4 цикла характерно снижение подаваемого напряжения вплоть до отметки 14 В. Чтобы произвести разрядку аккумулятора с гелевым наполнением следует подбирать слабую нагрузку. Отлично подходит низковватная лампочка, рассчитана на мощность до 5-10 Вт.

ВАЖНО: Автомобильные переноски лучше не использовать в качестве разгрузочного сопротивления, поскольку они часто оснащены дополнительными лампами, мощность которых достигает 50 или 75 Вт. При высокой нагрузке гелевой батареи существует риск ее поломки без возможности дальнейшего восстановления.

Важно при разрядке контролировать уровень напряжения. Он не должен опускаться ниже значения 10,5-11 В. Следует заметить, что в некоторых случаях гелевые аккумуляторы невозможно спасти даже с применением циклической зарядки. Это связано с отстранением выводов АКБ от свинцовых пластин. Отремонтировать такую батарею самостоятельно просто нереально. Решение может быть в виде двух вариантов:

  • Покупка новой батареи;
  • Использование аккумулятора с более низкими емкостными показателями.

В каких случаях восстановление АКБ невозможно

В каких случаях восстановление АКБ невозможно

Существует несколько визуальных особенностей гелевых батарей, которые говорят о невозможности восстановительной работы с ними. Прежде всего, это явные повреждения или вздутия корпуса. Тогда нарушается герметичность электролита или пластины вовсе разрушены. Проще отказаться от старого и присматриваться к вариантам новых батарей.

Признаки невозможности восстановления гелевой АКБ:

  • Несколько сразу или одна из банок с гелем вздулись. Это заметно по внешнему виду оборудования и происходит в результате отслойки геля от стенок электродов;
  • Частичное или полное разрушение свинцовых пластин. Возникает в результате проведения процесса зарядки батареи в помещении с плохой вентиляцией, длительного использования оборудования. В результате долгого и частого применения высоких токов, подогреваемых внутреннюю начинку батареи, структура пластин, электролита и стекловолокна разрушается. Самые сложные случаи при вскрытии порадуют автолюбителя угольной трухой. Чтобы диагностировать это «заболевание» следует слегка встряхнуть батарею. При наличии любого постороннего шума следует отказаться от идеи восстановления параметров.

Заключение

Гелевые аккумуляторы являются новыми и пока широко не признанными среди владельцев транспортных средств. Для тех, кто все же решился на приобретения такой батареи следует изучить основные характеристики и принципы восстановления. При бережном уходе есть возможность использовать щелочные АКБ значительно дольше, чем срок, на который они рассчитаны производителями.

Особое внимание следует уделять процессу определения невозможности восстановления. Это существенно сэкономит время и усилия. Если батарея на основе гелеобразного электролита издает при встряхивании лишние звуки или просто вздулась – следует купить новую.

Все о гелевом аккумуляторе для скутера: как правильно зарядить, как обслуживать, как продлить срок службы?

Многие люди выбирают в качестве средства передвижения по дорогам скутер. Для комфорта обслуживания, надежного запуска и управления, на нем рекомендуется устанавливать гелевые аккумуляторные батареи, эксплуатация которых отличается от эксплуатации привычных кислотных. Основное отличие заключается в том, что они являются необслуживаемыми герметичными.

Гелевый аккумулятор для скутера

В электролит гелевого АКБ добавляются специальные присадки на основе кремния, что превращает жидкий электролит в густой желеобразный гель. Его преимущество перед жидкостным заключается в том, что при наклонах, ввиду желеобразного состояния электролита, не теряется контакт геля с пластинами, и сохраняется работоспособность батареи. Не боится она также и вибрации. Впрочем, переворачивать ее полностью не следует. Тестирование показало, что при движении скутера и связанных с этим постоянных наклонах аккумулятора, его уровень заряда снижается не больше чем на 25%.

АКБ обладает следующими преимуществами:

• высокий пусковой ток, в том числе и при глубоком разряде;

• длительный срок службы;

• не требует обслуживания;

• отсутствует утечка из корпуса батареи даже при его повреждении;

• высокая безопасность в работе;

• хорошая морозоустойчивость.

Недостатки:

• требует высокой точности поддержания зарядного тока;

• высокая стоимость.

Как зарядить гелевый аккумулятор для скутера правильно?

Основные правила:

Уровень заряда АКБ следует периодически проверять. Сделать это можно мультиметром, позволяющим измерять напряжение постоянного тока. Напряжение АКБ измеряется на пределе мультиметра 20 В, прибор подключается к клеммам батареи при неработающем скутере.

ВАЖНО: При зарядке напряжение не должно превышать порогового напряжения 14,2-14,4 В. При превышении зарядного тока электролит-гель начнет испаряться, а «доливка» электролита в гелевых АКБ, в отличие от жидкостных, не предусмотрена. Также возможно отслоение силиконового геля-наполнителя от пластин, с нарушением контакта и потерей батареей работоспособности.

Зарядка гелевого аккумулятора скутера может осуществляться в любом помещении, при этом следует обеспечить бесперебойное питание зарядного устройства. Неполный заряд батареи, ввиду наличия у нее «памяти», приводит к уменьшению ее электрической емкости. Лучше заряжать АКБ чаще, не допуская глубокого разряда.

Зарядное устройство для гелевого аккумулятора

Существует возможность зарядить АКБ в домашних условиях специально предназначенным для этого зарядным устройством с номинальным напряжением 12 В и возможностью регулировки тока зарядки. Использовать устройства, предназначенные для заряда автомобильных аккумуляторов, не следует, это приводит к гибели батареи.

Как рассчитать уровень зарядного тока?

Для правильной зарядки следует задать на зарядном устройстве значение тока заряда в амперах, численно равное 10% от емкости аккумулятора в ампер-часах. Пример: при емкости в 7 Ач следует выставить ток заряда 0,1 х 7 = 0,7 (А).

Сколько заряжать?

При зарядке АКБ постоянным током, рассчитанным по приведенному выше правилу, время заряда полностью разряженной батареи составляет 12 часов.

Как обслуживать гелевый аккумулятор для скутера?

Обслуживание гелевых АКБ

Не следует допускать полной разрядки батареи. Хотя АКБ продолжает работать при глубоком разряде, такой режим приводит к уменьшению ее электрической емкости. Уровень зарядки следует периодически контролировать мультиметром и необходимо непременно заряжать хотя бы раз в сезон.

Батарея выдерживает длительное хранение в разряженном состоянии, и может храниться при низких температурах. Зарядное устройство целесообразно возить с собой, чтобы в случае глубокого разряда существовала возможность подзарядки в любом месте, где есть электрическая розетка.

Как продлить срок службы гелевых аккумуляторов?

Во время заряда следует контролировать напряжение на клеммах, оно не должно превышать 15 В. При превышении напряжения аккумулятор, ввиду его полной герметичности, может вздуться вследствие внутреннего газообразования, активные пластины внутри при этом корродируют.

ВАЖНО: Для продления срока службы полностью разряженного аккумулятора необходимо уменьшать ток заряда с 10% номинальной емкости вдвое, до 5% емкости, и увеличить время заряда до 24 часов. По примеру выше ток заряда должен составлять 0,35 А. Если уж так вышло, что АКБ скутера разрядилась полностью, восстанавливать ее следует именно в таком режиме, с малым зарядным током и увеличением времени заряда.

При правильной эксплуатации гелевой АКБ срок ее службы продлевается до 10 лет, количество выдерживаемых циклов заряд/разряд доходит до 1000.

Посмотрите видео о том как заряжать гелевый аккумулятор для скутера

Устройство гелевого аккумулятора — все о них

     Для успешной эксплуатации изучать устройство гелевого аккумулятора обычному пользователю совсем необязательно. Конструкция продумана так, что даже в неосторожных и неумелых руках АКБ будет продолжать безотказно работать. Однако, только зная устройство, можно понять, откуда взяты те самые преимущества и особенности технологий GEL и AGM, о которых говорят производители и продавцы.

Как определить гелевый аккумулятор

     Распознать гелевый аккумулятор можно достаточно просто несколькими способами. Самые простые и «безболезненные» — по форме корпуса и по маркировке. Разобрав аккумуляторную батарею, тоже можно узнать, гелевым он был, или нет. Но именно «был», так как разборка в данном случае не предусмотрена производителем.

     Однако начать стоит, все же, с разборки, пусть и воображаемой. Это поможет быстрее понять, чем отличается гелевый аккумулятор от не гелевого. Освободив батарею от пластикового корпуса, можно увидеть традиционные для свинцово-кислотных АКБ пластины и сепараторы. Однако классического кислотного электролита в жидком виде здесь нет. Его заменяет гелеобразная субстанция, не обладающая текучестью.

Способы определения гелевого аккумулятора

     Гораздо разумнее, и без вреда для самого аккумулятора, распознавать его по маркировке на корпусе. Как узнать гелевый аккумулятор по надписям? Очень просто. На корпусах таких АКБ обязательно красуются три большие буквы – либо AGM, либо GEL. Не заметить их невозможно, так как производитель намеренно пытается донести до пользователя информацию о том, что аккумулятор именно гелевый, а значит – может стоить так дорого.

Узнать по форме корпуса

     Следующий способ определения гелевого аккумулятора – по форме корпуса. Большинство автомобильных батарей имеют совсем не традиционную прямоугольную форму. Корпус сделан в виде бочкообразных отсеков. Каждая такая «бочка» – это привычная всем банка, или отсек аккумулятора, который способен выдавать номинальные 2,1 вольта.

     Мотоциклетные и скутерные гелевые аккумуляторы тоже определить достаточно просто. Они, как правило, непрозрачные, и не имеют пробок для контроля уровня и плотности электролита. Конструкция именно такая потому, что жидкого электролита, за которым надо следить, в гелевых аккумуляторах нет. Там необслуживаемый гель.

Устройство разных гелевых аккумуляторов

     Гелевые аккумуляторы имеют разную конструкцию, хотя базовые принципы взяты из традиционной и всем привычной технологии. Это все те же свинцовые пластины и разделяющие их сепараторы. Это и тот же пластиковый корпус с клеммами «+» и «-». Однако отличия, все же, есть. Причем, разными бывают и сами гелевые аккумуляторы.

Это интересно! Технология гелевых аккумуляторов была придумана вовсе не в век нанотехнологий, как заверяют некоторые производители. Батареи с гелем в прямом смысле этого слова бороздили просторы космоса еще на заре эры его покорения человеком. Технологию с гелем просто пришлось придумать, так как в условиях невесомости жидкий электролит опасен и малоэффективен. В военной сфере гелевые аккумуляторы тоже служат давно, так как не боятся ни тряски, ни переворачивания. Более того, продолжают работать даже тогда, когда в них попадает пуля.

     Для автомобилей и прочей крупной техники более распространенными являются гелевые аккумуляторы, изготовленные по технологии AGM. В них между пластинами из свинца расположен пористый стекловолоконный материал, пропитанный гелеобразным электролитом. Пакеты с пластинами и стекловолокном плотно сжаты, за счет чего обеспечивается надежный контакт свинца и электролита, что и позволяет проходить электрохимическим реакциям заряда и разряда.

     Устройство гелевого аккумулятора в прямоугольном корпусеАвтомобильные аккумуляторы AGM бывают двух основных конструкций. Первая – классическая, выполненная в прямоугольном корпусе. Пластины в них имеют привычную квадратную форму, и сложены с сепараторами в виде бутерброда.

 

 

     Устройство гелевого аккумулятора бочкообразногоВторая разновидность, о которой упоминалось выше, это АКБ, заключенные в корпусе в виде бочкообразных отсеков. Такую форму они имеют потому, что свинцовые пластины в них завернуты рулоном. Производители заявляют, что в таких аккумуляторах они уместили больше свинца и электролита, за счет чего существенно повышена емкость и пусковой ток. Однако на практике повысилась только цена. Принципиально какого-либо ощутимого для пользователя преимущества такая компоновка не дает. Пластины хоть в бутерброде, хоть в рулоне – занимают одно и то же пространство в корпусе. Больше, чем позволяет внутренний объем корпуса, туда не поместишь даже с помощью нанотехнологий.

     По поводу бочкообразных аккумуляторов AGM есть ряд и других якобы преимуществ, которые были получены за счет такой формы. Однако все они, по большому счету, просто маркетинговый ход, позволяющий еще больше повысить ценник.

Это интересно! Технология производства гелевых аккумуляторов сама по себе немного дешевле, чем выпуск АКБ с жидким электролитом. Однако стоят они на порядок дороже традиционных. Это вовсе не значит, что производители нагло наживаются на доверчивых пользователях. AGM аккумуляторы действительно хороши, удобны, надежны и практичны. За это готов платить пользователь. Хотя по факту, гелевые батареи должны были бы стоить гораздо дешевле. Однако не в наше сложное капиталистическое время.

     Есть также третья разновидность гелевых аккумуляторов, которые немного отличаются от АКБ AGM. Речь о технологии GEL. В данном случае уже нет никакого стекловолокна, пропитанного гелеобразной субстанцией. Гелеобразный электролит в таких аккумуляторах заполняет все пространство в корпусе, не занятое свинцовыми пластинами. Он и заливается туда изначально в жидком виде, но за счет модификатора превращается в гель. Такие аккумуляторы можно увидеть на мотоциклах, скутерах, мотоблоках, мини-тракторах и даже в китайских фонариках.

Вывод

     В целом, гелевые аккумуляторы отличаются от классических только консистенцией электролита. Это все та же кислота, только со специальным модификатором. Принцип выработки и накопления электроэнергии гелевыми аккумуляторами абсолютно такой же, как и у тех, которые заполнены жидким электролитом.

Гелевый аккумулятор — как восстановить в домашних условиях? Как восстановить гелевый аккумулятор скутера?

В вопросе средств передвижения у каждого из нас собственные вкусы и предпочтения. Кому-то больше нравятся легковые автомобили, и здесь тоже интересы разнятся, так как видов кузовов немалое количество. Есть ценители, которые находят привлекательными крупные внедорожники. Но существует категория людей, ценящих скутеры. У этих небольших транспортных средств можно найти массу достоинств, и они будут радовать своих владельцев. По крайней мере, до тех пор, пока не выйдет из строя гелевый аккумулятор. Как восстановить его потом — вопрос интересный, и ему как раз и посвящается данная статья.

Как восстановить гелевый аккумулятор скутера

Что характерно, количество желающих пересесть на двухколесный транспорт год от года только увеличивается. И если сравнивать с мопедом или мотоциклом, то они уступают скутерам по вполне понятным преимуществам. Ну а с велосипедом и вовсе не стоит проводить какие-либо сравнения.

Что за зверь диковинный?

Сегодня гелевый аккумулятор можно встретить практически в любом магазине, торгующем запасными частями к разному типу транспорта. Тем не менее не все осведомлены о вопросе его устройства, поскольку на вид такие батареи практически ничем не отличаются от своих кислотных собратьев.

Какое-то время назад большой популярностью пользовались свинцовые кислотные аккумуляторы, в которые заливался жидкий электролит. Однако прогресс не стоит на месте, и теперь кислотные батареи уже утратили былую славу, которая перешла к их более совершенным конкурентам. Тем не менее с ними тоже бывают сложности, и тогда на первом месте стоит вопрос: «Можно ли восстановить гелевые аккумуляторы?» Об этом чуть позднее.

Изначально батареи, изготовленные по такой технологии, создавались для военной техники, в частности авиации. Обычные устройства не справлялись со своей задачей, поскольку подвергались постоянным перегрузкам, которые негативно сказывались на кислотном электролите. И как результат — скорый выход из строя аккумулятора без возможности восстановления. Именно по этой причине и появились гелевые аналоги.

Преимущества гелевого аккумулятора

Можно очень долго перечислять все достоинства скутеров перед прочим транспортом, но это не входит в рассматриваемую тематику. Лучше оценить те плюсы, которые есть у гелевого аккумулятора.

Гелевый аккумулятор как восстановить

В обычных источниках питания химические реакции электролита протекают довольно бурно с выделением паров, а иногда он просто закипает. Нередко в ходе эксплуатации кислотные аккумуляторы взрывались. Не постигнет ли такая же участь гелевый аккумулятор и как восстановить его потом? Скорее всего, нет, поскольку здесь кроется главное отличие и превосходство данного источника питания. В нем используется электролит особой вязкости, напоминающий желе по консистенции. И снова вопрос: «Как восстановить гелевый аккумулятор?»

Благодаря добавлению загустителя батарею можно эксплуатировать практически в любом положении. Но, как показывает практика, его эффективность в положении на боку падает на треть, а переворачивать вообще крайне не рекомендуется.

Среди прочих плюсов можно выделить следующее:

  • неоднократный цикл заряда-разряда;
  • нет необходимости в первоначальной зарядке гелевых АКБ сразу после покупки;
  • при максимальном разряде емкостные характеристики не теряются;
  • высокий пусковой ток;
  • низкая потеря емкости во время длительного простоя по сравнению с кислотными устройствами;
  • долгий срок эксплуатации.

Стоит также отметить, что в случае повреждения корпуса это никоим образом не повлияет на работоспособность АКБ. И задумываться о том, как восстановить гелевый аккумулятор, в этом случае не придется. А вот для свинцовых устройств данный дефект опасен тем, что может произойти утечка электролита. В гелевых же последний пребывает не в жидком состоянии, а потому ни о какой утечке не может быть и речи.

Как восстановить гелевый аккумулятор 12в

К тому же современные аналоги признаны не только высокотехнологичными, но и самыми безопасными. Что до срока службы, то теоретически он составляет до 10 лет. Но, как показывает практика, редко какой экземпляр проживает столько.

Недостатки гелевого аккумулятора

К сожалению, при всех очевидных достоинствах гелевые аккумуляторы не лишены некоторых недостатков:

  • высокая чувствительность к напряжению заряда;
  • гелевые АКБ плохо переносят короткое замыкание в электрической цепи;
  • стоимость.

Несмотря на то,что они отличаются высокой устойчивостью к морозам и некоторым механическим повреждениям, их нужно правильно заряжать. Для этого следует использовать только специально предназначенные для гелевых аккумуляторов приспособления. В противном случае не избежать порчи гелевого аккумулятора, а вопрос о том, как восстановить его, отпадет сам собой. Ибо восстанавливать будет нечего.

Напряжение при зарядке не должно превышать значения 14,2-14,4 В, в противном случае потеря работоспособности гарантирована. А вот по току ограничений нет, поскольку такие АКБ отличаются низким внутренним сопротивлением.

Могут ли современные гелевые аккумуляторы выйти из строя? Это вполне возможно. Если, к примеру, полностью разрядить батарею и оставить ее в таком состоянии на длительный период, то впоследствии при необходимости она вряд ли захочет заряжаться. Поэтому лучше своевременно заряжать АКБ. Также не стоит для зарядки использовать автомобильные устройства.

Как восстановить гелевый аккумулятор

К счастью, недостатков у гелевого аккумулятора немного. Впрочем, в нашем мире еще пока нет такого предмета или устройства, которое было бы полностью лишено всех минусов и содержало бы одни только плюсы. Этакий идеал! Хотя, может быть, это просто вопрос времени?!

Вопросы восстановления

Как показывает практика, первые проблемы возникают уже после 4 лет пользования. Потеря электроемкости или же выкипание из электролита воды — вот некоторые самые распространенные симптомы, которым страдает гелевый аккумулятор. Как восстановить его – первое, что приходит в голову владельцу. Несмотря на то что подобный тип АКБ является необслуживаемым устройством и не подлежит реанимации, все же можно попытаться это сделать.

Во время эксплуатации со временем гелеобразный электролит начинает высыхать даже при наличии такого явления, как рекомбинация газов. Вся суть восстановительного процесса заключается в добавлении воды, как это делается с кислотными аккумуляторами. Только с гелевой АКБ все не так просто, как кажется, ведь она более капризна.

Миссия невыполнима

К сожалению, а может, наоборот, к счастью, бывают случаи, когда восстановить гелевый аккумулятор не представляется возможным. Одна из таких необратимых неисправностей – это когда электролит начинает отслаиваться от пластин.

Можно восстановить гелевый аккумулятор

Или они могут начать разрушаться. Если это произошло, то это также сводит на нет все попытки реанимировать изделие. Обнаружить такую неисправность несложно – стоит потрясти батарею, и можно услышать шум, который доносится изнутри. Наличие трещины — тоже неприятный признак. Как восстановить гелевый аккумулятор (12В) при ее наличии? Ответ прост: уже никак.

Визуальная диагностика

Как правило, восстановлением аккумулятора стоит заниматься в том случае, когда напряжение на выходе составляет менее 10 вольт. Для начала стоит внимательно осмотреть изделие на предмет наличия трещин или постороннего шума при небольшой встряске. Если перечисленные дефекты обнаружены, на этом восстановительный этап закончен, поскольку проблему можно решить только покупкой нового аккумулятора.

Если же все в порядке (ничего не брякает, трещин нет), стоит обратить внимание на остаточное напряжение. Если оно меньше 30 %, то вывод тоже неутешительный. Попробовать можно, но тут как в рулетке – может повезет, но вряд ли. Хорошо когда показатель остаточного напряжения приближен к 60 %. В этом случае можно приступать непосредственно к решению проблемы. Итак, как восстановить гелевый аккумулятор скутера?

Разборка

Восстановительный процесс начинается с разборки аккумулятора, для чего понадобиться плоская отвертка, пинцет. В зависимости от конструкции батареи она имеет одну крышку (обычно это 6-вольтовое изделие) или же несколько на каждую банку (12-вольтовая). В последнем случае под каждой крышкой имеется резиновый защитный колпачок, который тоже нужно вынуть. Здесь как раз будет полезен пинцет. Можно переходить к следующему шагу.

Процедура заливки воды

Вода для гелевого аккумулятора берется не обычная водопроводная, а дистиллированная. По вопросам ее приобретения можно обратиться в одну из аптек или магазин, пользующий популярностью среди автолюбителей. Но лучше всего покупать дистиллированную воду именно в аптеке, поскольку можно избежать подделки.

Можно ли восстановить гелевые аккумуляторы

Заливка воды производится шприцем, и здесь есть несколько действенных методик, которые, по сути, одинаковы:

  1. Способ заключается в следующем. При помощи шприца каждая банка полностью заполняется водой, после чего нужно оставить аккумулятор на некоторое время. 5-10 минут хватит, по истечении которых следует убрать всю воду, можно тем же хз шприцом. За этот период электролит впитает в себя необходимое количество воды. В некоторых случаях рекомендуется подождать не 10 минут, а все полчаса. После того как будет слита вода, можно закрыть колпачки и заряжать АКБ.
  2. Следующий способ, как восстановить гелевый аккумулятор (12В, 7 Ач), не менее эффективен. В каждую из банок нужно залить не более 3 кубиков воды, после чего они закрываются колпачками, а источник питания ставится на зарядку.
  3. Залить водой банки, пока не закроются пластины, но в то же время нужно, чтобы вода не доставала до краев. Колпачками пока не закрывать, так как будут выходить излишки воды и газа. Теперь можно заряжать батарею, а по окончании процесса можно закрыть банки колпачками.

Устанавливая защитные резинки на свое место перед зарядкой (кроме последнего случая), нужно хорошо их зафиксировать.

Особенности зарядки

При зарядке гелевого аккумулятора главное — не забывать подавать напряжение не более 14,2-14,4 В, о чем было упомянуто выше. Если, конечно, не хотим получить непригодное к эксплуатации изделие. А вот на ток следует обратить внимание. Его величина должна составлять 10 % от емкости аккумуляторной батареи. К примеру, 7-амперные изделия нужно заряжать током 0,7 A.

В некоторых случаях решить вопрос о том, как восстановить гелевый аккумулятор в домашних условиях, не всегда получается. Вернее, результат не соответствует ожиданиям. Поначалу при подключении изделия к зарядному устройству не будет наблюдаться потребление тока, поэтому амперметр ничего не покажет. Но через какое-то время «голодный» аккумулятор начнет принимать порцию за порцией. Остается только ждать, когда напряжение АКБ установится до нужного значения.

Как восстановить гелевый аккумулятор 12в 7 ач

Как правило, это 12,6-12,8 вольт. Ждать придется немало – от 10 до 12 часов, не меньше, а потому можно заняться своими делами, только периодически проверяя, как идут дела.

К чему может привести неправильная зарядка

Гелевый аккумулятор — «создание» капризное, и если подать напряжение 15 или более вольт, его просто вспучит, так как батарея полностью герметична. К тому же может произойти отслоение электролита от пластин. В ряде случаев даже происходит выделение газа. Тогда о том, как восстановить гелевый аккумулятор (6В), не может быть и речи.

Благодаря хорошей герметичности, для зарядки батареи подойдет любое помещение, главное — не допускать повышения напряжения. Выключать зарядное устройство нужно лишь после полного заряда аккумулятора, не раньше. Это также очень важно!

Резюмируя

Как видно, весь процесс, хоть и протекает долго, но ничего сложного в себе не таит. И ответ на наболевший вопрос будет следующим: да, можно восстановить гелевый аккумулятор! Правда, не всегда это возможно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*