нужно ли разряжать АКБ, что такое КТЦ, как сделать это самому в домашних условиях
Ситуации с автомобилем могут происходить самые разные. Одна из наиболее неприятных – неожиданно «умерший» аккумулятор. Казалось бы, только вчера всё было нормально — приехал в гараж, закрыл машину на ночь, а утром она уже не заводится. И ведь аккумулятор совсем «свежий» — год ему или два. Причина такого поворота – неправильная эксплуатация.
Ведь когда изготовитель гарантирует 3 гола его бесперебойной работы, он имеет в виду, что изделие будет эксплуатироваться по всем правилам. Только тогда, оно прослужит долго, даже дольше 3 лет. Правильный разряд — один из важных аспектов эксплуатации аккумулятора. Однако проводить данную процедуру нужно правильно, соблюдая технологический процесс разработанный специалистами.
Нужно ли разряжать аккумуляторную батарею?
Для начала необходимо понять: нужно ли разряжать аккумулятор? Для этого надо понимать процессы, происходящие в АКБ
В процессе работы, часть серной кислоты в аккумуляторе выпадает осадком соли на свинцовых пластинах. Если вовремя его зарядить, то большая часть этой соли снова растворяется в воде и плотность электролита восстанавливается. Если разряд заставил всю кислоту выпасть кристаллами соли, то она уже ни когда не растворится и соответственно, батарея работать уже не будет.
По-сути именно в образовании нерастворимого слоя сульфата свинца, и заключается процесс сульфатации аккумулятора.
Правильно разряжая и заряжая батарею, можно «научить» свой аккумулятор растворять соль, так чтобы батарея оставалась работоспособной, и служила гораздо дольше. Такие тренировки надо проводить 1 раз в год, желательно осенью, перед переводом аккумулятора на зимний режим эксплуатации.
Также разряд помогает точно определить насколько сильно выработан ресурс батареи. Для этого он разряжается с замером времени и заряжается также, по таймеру с постоянным контролем уровня заряда.
Как разряжать правильно?
Разрядить аккумулятор можно несколькими способами. Первый и простой способ с помощью вольтметра. Можно встроенного в борт автомобиля, но тогда он должен быть очень точным и иметь точную шкалу измерений. Если такого прибора на борту автомобиля нет, то можно использовать ремонтный тестер, подсоединив его прямо к аккумулятору.
- Необходимо пристально следить за показаниями прибора во время разрядки, с тем чтобы не пропустить нижний допустимый уровень – 10.3 Вольта. У каждой АКБ на это уходит своё время, зависит это от марки батареи, срока её эксплуатации, температуры окружающей среды и ещё нескольких аспектов.
- Для разряда нужно включить какой-либо бортовой прибор, например, фары, магнитолу или печку.
Как только показания прибора дойдут до 10.3 Вольта нужно сразу же его выключить.
Данным способом точно измерить ёмкость батареи невозможно, так как нельзя знать наверняка, ток потребления прибора, фар и сколько уходит на сопротивления проводов. Для получения точных данных АКБ необходимо снять с автомобиля и разряжать на специальном стенде.
- В этом случае АКБ полностью заражается, проверяется плотность его электролита в каждой отдельной банке. В среднем ареометр должен показать 1,27-1,29 гр./см³.
- После этого АКБ включается в схему с амперметром, вольтметром и нагрузкой с известным сопротивлением. Настраивается схема так, чтобы аккумулятор разряжался в течение 10 часов до нижней отметки в 10,3 вольта.
- После разрядки нужно сразу же начинать зарядку батареи. Также не быстрее и не медленнее 10 часов.
В автомобильном магазине можно приобрести универсальные приборы для разряда и заряда аккумуляторов. Они представлены в довольно широком ассортименте, только надо подбирать прибор для определенного типа автомобиля. Ведь размеры АКБ малолитражки и грузовика разительно отличаются.
Как зарядить разряженный АКБ
Чтобы произвести правильную зарядку АКБ, нужно поэтапно выполнить несколько действий.
- В каждую банку аккумулятора необходимо залить дистиллированной воды.
- Включить батарею на зарядку, рассчитав на зарядном приборе ток потребления 0,1 от емкости АКБ.
- Когда в банках появляются пузырьки как от кипения, батарея отключается от зарядки на 30 минут.
- После того как аккумулятор остынет, включить его снова на зарядку, но с током заряда 0,01 то есть в 10 раз меньше от первичного номинала.
- Если через какое-то время жидкость в банках снова закипела, надо прервать заряд на 30-40 минут.
На полную, правильную зарядку может уйти не один день, так как батарею постоянно придётся то отключать, то подключать к зарядному устройству, устраняя кипение жидкости. В дальнейшем, надо внимательно следить за уровнем жидкости в банках и при необходимости добавлять в неё дистиллированную воду.
Восстановить полностью разряжённый АКБ можно просто поменяв в нём электролит.
Данная процедура хоть и проста, но все же требует качественной подготовки, проводить такие работы нужно в специальном помещении и в защитных очках и перчатках.
- Для начала аккумулятор надо разрядить до 9 вольт.
- Затем из банок сливается весь электролит до капли.
- Заливается свежая дистиллированная вода и батарея настаивается в течение 1-2 часов.
- Теперь можно включать АКБ в зарядное устройство. При этом ток заряда не должен быть выше 11 вольт.
- Через 1 час разрешается поднять ток заряда до 0,1 от полной емкости батареи.
- Зарядка продолжается пока в банках не закипит электролит. Это станет сигналом для снижения тока заряда из расчёта, что процедура будет длиться в течение 10 часов.
Когда АКБ зарядится, его нельзя использовать, его нужно снова разрядить, используя инструкцию и снова зарядить. И так несколько раз, только после 4-5 циклов заряда-разряда, АКБ можно устанавливать на автомобиль и эксплуатировать.
Контрольно-тренировочный цикл
Любой авто электрик вам скажет что если применять к своему аккумулятору контрольно-тренировочный цикл или КТЦ, то устройство способно будет прослужить почти в 2 раза дольше того срока что отмерил ему сам производитель.
Как уже сообщалось, КТЦ способен очищать пластины от старых кристаллов соли, в которую превратилась серная кислота и возвращать тем самым номинальную плотность электролиту, и восстановить площадь рабочих пластин до исходного состояния.
Если этого не делать, то соль постепенно покрывает свинцовую пластину, лишая её способности вырабатывать ток и повреждённая банка постепенно «умирает». Долго держать заряд АКБ с повреждённой банкой не будет. И например, первые же заморозки полностью выведут АКБ из строя.
Особенности разряда батареи
КТЦ аккумулятора надо проводить 2 раза в год — весной и осенью. В период, переходя на летнюю эксплуатация АКБ и соответственно – на зимнюю.
- Разряжать аккумулятор нужно только согласно инструкции — просто включить фары и ждать пока батарея полностью не сядет нельзя — это её просто убьёт.
- Разряжать нужно только до нижней разрешённой границы 10,3 вольта. И самое главное – сразу же начинать зарядку. Также только специальными приборами и соблюдая номинал тока заряда.
- В заключении можно сказать о причинах разряда аккумулятора и последствиях к которым это приводит. «Сесть» аккумулятор может заставить какая-то утечка тока. Например, банально забытые во включённом состоянии фары или магнитола.
- Даже свет в салоне, оставленный на ночь, способен посадить аккумулятор до опасно низкого уровня. И даже если, кажется что всё выключено, то существуют скрытые утечки тока. Например, сигнализация или таймер на той же магнитоле.
Другая причина разряда — сломанный генератор. В задачу данного устройства входит постоянно подзаряжать АКБ, причём строго номинированным током. Если прибор неисправен, то и аккумулятор он будет заряжать неправильно и тем самым погубит его.
Ещё одна причина — долгая стоянка, особенно в зимней период времени. Иногда 2 выходных дней зимой достаточно, чтобы аккумулятор в припаркованной машине во дворе сел до нуля. Чтобы этого не случилось, рекомендуется на время длительной парковки отключать клемму, то есть разрывать электрическую цепь. Ну, или забрать батарею домой, в тепло.
Конечно, если АКБ относительно новый, то он легко выдержит 1 или даже 2 глубокие разрядки. Но если продолжать его так эксплуатировать, то соль быстро покроет пластины и они безвозвратно будут испорчены.
В этом случае платины заменяются на новые. Но проблема в том, что донорских пластин сейчас не выпускают, а вставлять в свой АКБ старые пластины, из других батарей, как минимум не рентабельно. Такой аккумулятор с заменёнными пластинами долго не пробегает.
Вконтакте
Google+
Как правильно разрядить аккумулятор автомобиля?
На первый взгляд, абсурдный вопрос. Но только на первый взгляд. Если аккумулятор уже не так силен, как сразу после покупки, ему можно дать «второе дыхание» путем последовательного разряда и последующей полной зарядки. Такая процедура даже желательна, провести ее стоит перед сезоном холодов.
Сразу скажем: «разрядить аккумулятор» – не значит подвергнуть его глубокому разряду.
Для начала, каким образом разряжать?
Вариантов несколько, но для всех потребуется мультиметр, вольтметр или зарядное устройство с фиксацией напряжения на клеммах. Подключаем аппаратуру к подключенному АКБ и «врубаем» дальний и ближний свет. Всю имеющуюся на борту электронику подключать не надо – аккумулятор не любит как быстрого заряда, так и быстрого разряда. Итак, ждем заветных цифр. После, снимаем АКБ и заряжаем. Если находиться рядом с машиной не с руки – снимаем батарею и совершаем все манипуляции дома. Лучший вариант разряда – подключить к аккумулятору лампочку 12 В, 60 Вт. Такие устанавливаются в фарах автомобиля. Как раз получим нужные 5 А потребления. Заодно, сможете высчитать реальную емкость своего АКБ. Если лампочки под рукой нет, подойдет любой потребитель на 5-7 А.
Еще удобнее, если функция разряда есть на зарядном устройстве. Эта опция частотна на более-менее вариативных устройствах. Остается только задать нижний предел напряжения, после достижения которого ЗУ прекратит разряд.
Далее – зарядка.
Начать ее нужно немедленно. Если нет возможности сразу зарядить АКБ, даже не начинайте процедуру разряда – погубите батарею. В разряженном «в ноль» аккумуляторе буквально через пару часов начинается процесс сульфатации – покрытие пластин сульфатом свинца. Чем глубже сульфатация, тем меньше шансов, что батарея вообще заработает. Так вот, сразу после разряда – зарядка. Желательно, малыми токами. Если вы никуда не собираетесь ехать в ближайшие дни – идеально. Поставьте зарядник на ток от 1,5 до 5 А и ждите полного заполнения емкости. При 1,5 А на зарядку может уйти 2-3 суток (в зависимости от емкости батареи), но заряд малыми токами частично десульфатирует батарею, а следовательно, возвращает ее емкость.
Подобных циклов КТЦ можно производить до двух за один раз. Но даже одного может хватить, чтобы батарея восстановилась и послужила вам верой и правдой еще пару лет.
Как разрядить аккумулятор автомобиля подручными средствами?
Ситуации, когда возникает необходимость в разрядке источника энергии в авто, встречаются нечасто. В основном это связано с восстановлением работоспособности изделия после её сильной потери. С первого взгляда кажется, здесь нет ничего сложного. Однако это не совсем верно: процедуру требуется контролировать, не допуская снижения напряжения ниже заданного уровня. По его достижении разрядку нужно остановить или она прекратится автоматически в соответствии с установленной изначально программой. Если процесс не контролировать и не знать о правилах, как разрядить аккумулятор автомобиля, всё может окончиться печально: АКБ частично потеряет ёмкость, которую уже нельзя будет восстановить. Особенно к полной потере работоспособности чувствительны батареи с кальциевыми электродами.
Зачем разряжать аккумулятор автомобиля
Надобность в процедуре может возникнуть, например, для так называемого тренировочного заряда-разряда. Такую операцию рекомендуется осуществлять ежегодно (лучше перед наступлением холодов). Результатом будет увеличение эксплуатационного ресурса источника тока. Ещё одна причина заняться разрядом батареи – желание узнать конкретную её ёмкость. Изначально АКБ заряжают на 100 %, а потом подвергают разрядке, отмечая время процесса. В итоге виден результат, показывающий реальное состояние батареи в виде ёмкости на данный момент.
Каким током нужно разряжать АКБ автомобиля, не повредив его?
Оптимальное значение – 5 А. Не рекомендуется вести разрядку аккумулятора более сильным током, это отрицательно сказывается на долговечности пластин-электродов. Сначала нужно определить напряжение на клеммах батареи с помощью прибора. Далее проводите тестирование каждые 4 часа. Как только вольтаж упадёт до 11 В, контролируйте прибор каждые 15 минут. При появлении значения 10,5–10,9 В разряд прекратите и снимите провода с клемм АКБ.
Определение ёмкости путём разряда
Если вы разряжаете батарею с изначальной (заводской) ёмкостью 60 А*ч, а время разряда при токе в 5 А составило 6 часов, то реальное состояние АКБ можно рассчитать по формуле Q = 5х6, то есть 30 А*ч. Очевидно, что в данном случае половина ёмкости потеряна.
Что можно использовать в качестве нагрузки?
Самый простой вариант – автомобильная лампа на 60 Вт. Есть и более сложные примеры, чем разрядить автомобильный аккумулятор. Если найдёте мощный реостат, способный держать 5 и более ампер, подойдёт и он. Включаете его в цепь вместе с амперметром последовательно. Вольтметр подключается параллельно контактам батареи. Теперь, двигая ручку реостата, устанавливаете требуемый ток и одновременно наблюдайте за напряжением. За какое время разряжается аккумулятор автомобиля? Всё зависит от типа АКБ, ёмкости. Обычно это 6–10 часов. Ниже представлена электрическая принципиальная схема данного способа разрядки:
Ещё один способ заключается в использовании вольтметра. Прибор просто подключается к батарее, а вы наблюдаете по его шкале или дисплею за падением напряжения. Процесс это продолжительный, поэтому при выборе данного метода предпочтение стоит отдать специальному мощному ремонтному тестеру.
И, наконец, самый надёжный метод – применение многофункционального зарядного устройства (например, iMAX B6). С его помощью можно смело разряжать батареи любого типа. Всё происходит в автоматическом режиме. От вас требуется только в начале процесса задать программу разряда: ток, напряжение. Процедура закончится автоматически: устройство подаст сигнал. Кстати, этим же ЗУ можно зарядить батарею. Многие задаются вопросом «Как быстро разрядить аккумулятор автомобиля?». Да, можно подключить более мощную нагрузку, процесс пойдёт быстрее, но тогда срок службы изделия наверняка уменьшится.
Разряд батареи без снятия её с автомобиля
Довольно простой метод. При наличии на приборной панели вольтметра дополнительно никаких приборов не понадобится. Алгоритм действий:
- Заглушите мотор.
- Задействуйте энергопотребители: дальний свет, обогрев стекла, отопитель.
- Наблюдайте за падением напряжения через бортовой вольтметр или отдельный тестер.
- При уменьшении вольтажа до 10,9 В процесс остановите.
Разряд подручными средствами вне автомобиля
Если батарея разряжается вне машины, лучший вариант получения искомого тока в 5 А – использование автомобильной лампы мощностью 60–65 Вт. Но сначала потребуется измерить плотность электролита, которая должна находиться в диапазоне 1,27–1,29. После проверки подключите лампу параллельно контактам аккумулятора и к ним же прикрепите щупы мультиметра, установленного в режим измерения напряжения с верхним пределом в 20 В. Контролируйте процесс, как описано выше, пока напряжение не снизится до 10,9 В. Учтите, что нагрузочная лампочка будет нагреваться, поэтому под неё положите какой-либо негорючий материал.
Как понять, что автомобильный аккумулятор разряжен полностью?
Определить можно по напряжению на контактах батареи. Оно будет находиться в диапазоне 10,3–10,9 В. Если у вас обслуживаемая АКБ, то убедиться в полном разряде можно и по плотности электролита, которая будет меньше стандартного значения в 1,27 г/куб. см (ориентировочно 1,11–1,13). После того как вы поняли, что батарея разряжена до требуемого состояния, её нужно как можно скорее поставить на зарядку: нежелательно держать аккумулятор разряженным длительное время – это может привести к необратимым химическим процессам и, как следствие, невосполнимой потере ёмкости.
Когда нужно начинать процесс заряда?
Это нужно делать, когда будут налицо все признаки, описанные в предыдущем абзаце. Как правильно восстанавливать работоспособность специально сильно разряженной батареи? Зарядка АКБ производится в штатном, обычном режиме. Сначала проконтролируйте плотность электролита. Она будет невысокой (так и должно быть на разряженной батарее): при напряжении 11,7 В – 1,11–1,13. Если батарея с авто не снималась, то перед процессом отключите все энергопотребители, а лучше всего снять оба провода с клемм аккумулятора. Если у вас бюджетное трансформаторное ЗУ, то выставьте ток в соответствии с ёмкостью АКБ: если, например, она 70 А*ч, то значение на амперметре должно соответствовать 7 А. На обслуживаемой батарее отверните пробки для свободного выхода газа. Дальнейшие действия:
- При появлении в банках АКБ пузырьков остановите процесс на полчаса.
- Как только батарея остынет, снова подключите ЗУ, но ток уменьшите в 10 раз.
- Если раствор опять закипит, снова сделайте перерыв.
- После окончания процедуры проверьте напряжение батареи (12,6–12,7 В) и плотность электролита (1,27).
Что в итоге
Как видно, разряд батареи, хоть и несложный, но не лишён некоторых нюансов. Конечно, лучший вариант – воспользоваться многофункциональным ЗУ, с помощью которого можно тут же и зарядить АКБ. Но если такого аппарата нет в вашем распоряжении, а вы знаете, как правильно разрядить аккумулятор, стоит воспользоваться и простыми способами: эффект будет не хуже, но процесс нужно постоянно контролировать.
Чем разрядить автомобильный аккумулятор: способы
В процессе эксплуатации автомобильной техники наступает период для проведения разряда аккумулятора. При этом важно понимать, что необходимо не доводить до глубоких разрядов, что может оказать пагубное влияние на источник питания, некоторые разновидности батарей при этом не смогут восстановить нормальные значения. Рассмотрим для чего это нужно и какие существуют способы.
Для чего необходимо быстро разрядить автомобильный аккумулятор
Разрядка аккумуляторной батареи может понадобиться в случае необходимости замерить реальную внутреннюю емкость аккумулятора. Производители рекомендуют проводить такие манипуляции не реже одного раза в год, в частности при переходе на зимний период. Такие действия позволят увеличить срок работы источника питания.
При правильной разрядке восстановление необходимо проводить установленным значением тока зарядки. При этом засекается время снижения разряда, а в последствии вычисляется емкость аккумуляторной батареи. Высчитанное значение поможет выяснить реальное состояние источника питания, а также сколько утеряно емкости батареи.
Способ разрядить аккумулятор
В настоящее время используется три способа снижения заряда батареи:
- не снимая с автомобиля;
- вне автомобильной техники;
- применение многофункционального зарядного устройства.
Не снимая с авто
Данный способ считается среди автомобилистов самым простым и доступным. Нижний порог значения напряжения источника питания должен составлять значение не менее 10,3 В, при этом у одной банки показания не ниже 1,7 В. В результате применения такого метода время процесса разряда не регламентируется так как при этом используются бортовые потребители, каждый имеет свои показания потребления электроэнергии из аккумулятора.
В процессе процесса разряда необходимо следовать следующим правилам:
- Первоначально перед тем как разрядить аккумулятор автомобиля необходимо заглушить двигатель, при этом заряд от генератора не будет поступать.
- Включите бортовые потребители электроэнергии. Основными аппаратами практически в каждом автомобиле являются печки, магнитолы, а также освещение.
- В течение всего времени разряда необходимо контролировать значение напряжения на выводах аккумулятора.
- При падении до 10,3 В разряд следует прекратить. При этом восстановление рекомендуется проводить сразу.
Совет! При данном способе снижения заряда рекомендуется проводить постоянный замер напряжения при помощи мультиметра.
Не стоит забывать, что понижение заряда, не снимая с авто не может дать реальную картину внутренней емкости аккумулятора. В данном случае просто проводится разрядка для тренировки источника питания.
Вне авто
Для того, чтобы провести нормальный режим снижения разряда и при этом увидеть реальную внутреннюю емкость источника питания его необходимо снять с автомобиля и разрядить отдельно. Восстановление заряда после проводится при помощи специального зарядного устройства. После того, как сняли аккумулятор необходимо замерить плотность электролита при помощи ареометра, значение должно находится в пределах 1,27-1,29 г/см3.
Для проведения непосредственно разряда следует собрать соответствующую схему:
Используемый вольтметр поможет контролировать напряжение при снижении разряда. При помощи амперметра и переменного сопротивления возможно установить необходимый ток разрядки. При проведении снижения заряда в течение 10 часов, значение тока устанавливается 9% от внутренней емкости источника питания.
Интересно знать! Такой метод можно проводить в домашних условиях при этом необходимо иметь измерительные приборы и переменное сопротивление.
Для того, чтобы определить емкость необходимо значение тока умножить на время достижения показания 10,3 В. Если нет возможности применить переменное сопротивление его можно заменить на обыкновенную лампочку на 12 В, при этом можно комбинировать потребитель из нескольких ламп. Следует помнить, в результате нагрева ламп под них следует подкладывать негорючий материал. После полного разряда источник питания устанавливают на зарядку как можно быстрее, такой метод поможет быстро и качественно установить нормальное значение внутренней емкости.
Многофункциональное зарядное устройство
Такой метод считается самым безопасным и рекомендуется производителями источников питания. При этом необходимо применять зарядно-разрядное устройство (ЗУ) в конструкции которого есть функция разряда. Данные аппараты применяются при снижении заряда кислотных, литиевых и щелочных источников питания.
Достоинством такого метода является то, что нет необходимости постоянно контролировать напряжение, устройство самостоятельно прекратит процесс. На самом аппарате следует установить тип источника питания и основные параметры по которым будет проходить снижение заряда. По окончании разряда устройство подаст сигнал и вычислит реальные значения внутренней емкости аккумулятора. После следует просто перевести в режим заряда и пойдет процесс восстановления заряда, при этом устройство укажет показание емкости восстановленного аккумулятора.
Контрольно-тренировочный цикл
Практически каждый опытный электрик в автосервисе рекомендует своим клиентам применять контрольно-тренировочные циклы (КТЦ), в результате чего значительно повышается срок службы источника питания. При правильном обращении и соблюдении требований безопасной эксплуатации аккумуляторная батарея способна прослужить в два раза дольше.
Применение такого метода способствует профилактике основных проблем с источником питания. Пластины очищаются от старых отложений серной кислоты, преобразованной в кристаллы. Благодаря этому электролит приобретает нормальную плотность, а также восстанавливается нормальная рабочая площадь электродов аккумулятора.
Если не проводить КТЦ источник питания постепенно выходит из строя. Накапливаемая соль покрывает всю активную поверхность аккумулятора, при этом не давая ему возможности нормального восстановления заряда.
Контрольно-тренировочный цикл рекомендуется проводить не менее двух раз в год во врем перехода зимний и летний период, при этом необходимо соблюдать следующие правила:
- правильно разрядить можно только соблюдая требования эксплуатации и соответствующие инструкции;
- понижать заряд следует только до нижнего значения 10,3 В, при этом необходимо применять специальные приборы, проводить восстановление заряда следует сразу же;
Важно! В процессе эксплуатации рекомендуется контролировать и своевременно отключать приборы, питающиеся от бортовой сети, во избежание глубокого разряда источника питания.
Проведение тренировочных мероприятий позволит значительно продлить срок службы у источника питания. При этом соблюдая необходимые требования и имея специальные приборы можно рассчитать реальную внутреннюю емкость аккумуляторной батареи.
Правильно разряжаем автомобильный аккумулятор | AUTO-GL.ru
Ситуации с автомобилем могут происходить самые разные. Одна из наиболее неприятных – неожиданно «умерший» аккумулятор. Казалось бы, только вчера всё было нормально — приехал в гараж, закрыл машину на ночь, а утром она уже не заводится. И ведь аккумулятор совсем «свежий» — год ему или два. Причина такого поворота – неправильная эксплуатация.
Ведь когда изготовитель гарантирует 3 гола его бесперебойной работы, он имеет в виду, что изделие будет эксплуатироваться по всем правилам. Только тогда, оно прослужит долго, даже дольше 3 лет. Правильный разряд — один из важных аспектов эксплуатации аккумулятора. Однако проводить данную процедуру нужно правильно, соблюдая технологический процесс разработанный специалистами.
Содержание статьи
Нужно ли разряжать аккумуляторную батарею?
Для начала необходимо понять: нужно ли разряжать аккумулятор? Для этого надо понимать процессы, происходящие в АКБ
В процессе работы, часть серной кислоты в аккумуляторе выпадает осадком соли на свинцовых пластинах. Если вовремя его зарядить, то большая часть этой соли снова растворяется в воде и плотность электролита восстанавливается. Если разряд заставил всю кислоту выпасть кристаллами соли, то она уже ни когда не растворится и соответственно, батарея работать уже не будет.
По-сути именно в образовании нерастворимого слоя сульфата свинца, и заключается процесс сульфатации аккумулятора.
Правильно разряжая и заряжая батарею, можно «научить» свой аккумулятор растворять соль, так чтобы батарея оставалась работоспособной, и служила гораздо дольше. Такие тренировки надо проводить 1 раз в год, желательно осенью, перед переводом аккумулятора на зимний режим эксплуатации.
Также разряд помогает точно определить насколько сильно выработан ресурс батареи. Для этого он разряжается с замером времени и заряжается также, по таймеру с постоянным контролем уровня заряда.
Как разряжать правильно?
Разрядить аккумулятор можно несколькими способами. Первый и простой способ с помощью вольтметра. Можно встроенного в борт автомобиля, но тогда он должен быть очень точным и иметь точную шкалу измерений. Если такого прибора на борту автомобиля нет, то можно использовать ремонтный тестер, подсоединив его прямо к аккумулятору.
- Необходимо пристально следить за показаниями прибора во время разрядки, с тем чтобы не пропустить нижний допустимый уровень – 10.3 Вольта. У каждой АКБ на это уходит своё время, зависит это от марки батареи, срока её эксплуатации, температуры окружающей среды и ещё нескольких аспектов.
- Для разряда нужно включить какой-либо бортовой прибор, например, фары, магнитолу или печку.
Как только показания прибора дойдут до 10.3 Вольта нужно сразу же его выключить.
Данным способом точно измерить ёмкость батареи невозможно, так как нельзя знать наверняка, ток потребления прибора, фар и сколько уходит на сопротивления проводов. Для получения точных данных АКБ необходимо снять с автомобиля и разряжать на специальном стенде.
- В этом случае АКБ полностью заражается, проверяется плотность его электролита в каждой отдельной банке. В среднем ареометр должен показать 1,27-1,29 гр./см³.
- После этого АКБ включается в схему с амперметром, вольтметром и нагрузкой с известным сопротивлением. Настраивается схема так, чтобы аккумулятор разряжался в течение 10 часов до нижней отметки в 10,3 вольта.
- После разрядки нужно сразу же начинать зарядку батареи. Также не быстрее и не медленнее 10 часов.
В автомобильном магазине можно приобрести универсальные приборы для разряда и заряда аккумуляторов. Они представлены в довольно широком ассортименте, только надо подбирать прибор для определенного типа автомобиля. Ведь размеры АКБ малолитражки и грузовика разительно отличаются.
Как зарядить разряженный АКБ
Чтобы произвести правильную зарядку АКБ, нужно поэтапно выполнить несколько действий.
- В каждую банку аккумулятора необходимо залить дистиллированной воды.
- Включить батарею на зарядку, рассчитав на зарядном приборе ток потребления 0,1 от емкости АКБ.
- Когда в банках появляются пузырьки как от кипения, батарея отключается от зарядки на 30 минут.
- После того как аккумулятор остынет, включить его снова на зарядку, но с током заряда 0,01 то есть в 10 раз меньше от первичного номинала.
- Если через какое-то время жидкость в банках снова закипела, надо прервать заряд на 30-40 минут.
На полную, правильную зарядку может уйти не один день, так как батарею постоянно придётся то отключать, то подключать к зарядному устройству, устраняя кипение жидкости. В дальнейшем, надо внимательно следить за уровнем жидкости в банках и при необходимости добавлять в неё дистиллированную воду.
Восстановить полностью разряжённый АКБ можно просто поменяв в нём электролит.
Данная процедура хоть и проста, но все же требует качественной подготовки, проводить такие работы нужно в специальном помещении и в защитных очках и перчатках.
- Для начала аккумулятор надо разрядить до 9 вольт.
- Затем из банок сливается весь электролит до капли.
- Заливается свежая дистиллированная вода и батарея настаивается в течение 1-2 часов.
- Теперь можно включать АКБ в зарядное устройство. При этом ток заряда не должен быть выше 11 вольт.
- Через 1 час разрешается поднять ток заряда до 0,1 от полной емкости батареи.
- Зарядка продолжается пока в банках не закипит электролит. Это станет сигналом для снижения тока заряда из расчёта, что процедура будет длиться в течение 10 часов.
Когда АКБ зарядится, его нельзя использовать, его нужно снова разрядить, используя инструкцию и снова зарядить. И так несколько раз, только после 4-5 циклов заряда-разряда, АКБ можно устанавливать на автомобиль и эксплуатировать.
Контрольно-тренировочный цикл
Любой авто электрик вам скажет что если применять к своему аккумулятору контрольно-тренировочный цикл или КТЦ, то устройство способно будет прослужить почти в 2 раза дольше того срока что отмерил ему сам производитель.
Как уже сообщалось, КТЦ способен очищать пластины от старых кристаллов соли, в которую превратилась серная кислота и возвращать тем самым номинальную плотность электролиту, и восстановить площадь рабочих пластин до исходного состояния.
Если этого не делать, то соль постепенно покрывает свинцовую пластину, лишая её способности вырабатывать ток и повреждённая банка постепенно «умирает». Долго держать заряд АКБ с повреждённой банкой не будет. И например, первые же заморозки полностью выведут АКБ из строя.
Особенности разряда батареи
КТЦ аккумулятора надо проводить 2 раза в год — весной и осенью. В период, переходя на летнюю эксплуатация АКБ и соответственно – на зимнюю.
- Разряжать аккумулятор нужно только согласно инструкции — просто включить фары и ждать пока батарея полностью не сядет нельзя — это её просто убьёт.
- Разряжать нужно только до нижней разрешённой границы 10,3 вольта. И самое главное – сразу же начинать зарядку. Также только специальными приборами и соблюдая номинал тока заряда.
- В заключении можно сказать о причинах разряда аккумулятора и последствиях к которым это приводит. «Сесть» аккумулятор может заставить какая-то утечка тока. Например, банально забытые во включённом состоянии фары или магнитола.
- Даже свет в салоне, оставленный на ночь, способен посадить аккумулятор до опасно низкого уровня. И даже если, кажется что всё выключено, то существуют скрытые утечки тока. Например, сигнализация или таймер на той же магнитоле.
Другая причина разряда — сломанный генератор. В задачу данного устройства входит постоянно подзаряжать АКБ, причём строго номинированным током. Если прибор неисправен, то и аккумулятор он будет заряжать неправильно и тем самым погубит его.
Ещё одна причина — долгая стоянка, особенно в зимней период времени. Иногда 2 выходных дней зимой достаточно, чтобы аккумулятор в припаркованной машине во дворе сел до нуля. Чтобы этого не случилось, рекомендуется на время длительной парковки отключать клемму, то есть разрывать электрическую цепь. Ну, или забрать батарею домой, в тепло.
Конечно, если АКБ относительно новый, то он легко выдержит 1 или даже 2 глубокие разрядки. Но если продолжать его так эксплуатировать, то соль быстро покроет пластины и они безвозвратно будут испорчены.
В этом случае платины заменяются на новые. Но проблема в том, что донорских пластин сейчас не выпускают, а вставлять в свой АКБ старые пластины, из других батарей, как минимум не рентабельно. Такой аккумулятор с заменёнными пластинами долго не пробегает.
Как разрядить аккумулятор телефона полностью и правильно это сделать?
Аккумулятор – система динамичная, разряжаясь, отдает энергию, полученную во время заряда. В некоторых случаях требуется разрядить аккумулятор полностью или частично принудительно. Как правильно разрядить кислотный, никель-кадмиевый, литиевый аккумулятор для телефона, шуруповерта, автомобиля, попытаемся объяснить.
Как быстро разрядить аккумулятор
Каждый вид аккумуляторов имеет нижний предел напряжения на клеммах, позволяющий вновь зарядить прибор. Полностью разряженным прибор считается, с отбором энергии до этой грани. Так для автомобильных аккумуляторов такой показатель 10,8 В, для литиевых – 2,5 В.
Причины, по которым необходимо разрядить аккумулятор, разные. Иногда эта операция требуется:
- для восстановления емкости батареи;
- консервации;
- определения работоспособности;
- в подготовке к ремонту.
Быстрая разрядка всегда сопровождается интенсивным отбором энергии через сопротивление. Но чтобы правильно разрядить автомобильный аккумулятор необходимо гораздо большее сопротивление, чем для телефона. АКБ авто можно разряжать лампочкой, в то время как для смартфона используют специальные программы и приложения. Применение программ позволяет остановить разрядку на пороге допустимого напряжения.
На сколько быстро разряжать аккумулятор, зависит от общей емкости аппарата. Нагрузочный ток должен соответствовать техническим параметрам устройства.
Надо ли разряжать новый аккумулятор телефона
Еще встречаются бюджетные модели телефонов с никель кадмиевыми аккумуляторами. Этот тип гальванических элементов имеет эффект памяти. То есть, заряжать элемент можно после полной разрядки.
Надо ли разряжать новый никель-кадмиевый аккумулятор полностью, в телефоне? Да, и неоднократно. Прежде чем пользоваться телефоном нужно сделать 3 цикла полного разряда- заряда. Это называется «раскачать» батарею. После аккумулятор будет работать с полной емкостью, но заряжать его придется каждый раз после полного разряда.
Большинство кнопочных телефонов и смартфонов укомплектованы литий-ионными и литий-полимерными батареями. Эти элементы не имеют эффекта памяти, их можно заряжать всегда, при любом уровне заряда. Но раз в 3 месяца и в самом начале проводят калибровку, для корректной работы контроллера. Нужно ли полностью разряжать литий-ионный аккумулятор на новом смартфоне? Специально – нет. Можно пользоваться гаджетом с первых минут, разряжать его естественно. После самопроизвольного отключения аппарата нужно зарядить до полного заряда, сколько бы времени это не заняло.
До какого напряжения можно разряжать аккумулятор
Отвечаем на часто задаваемый вопрос – можно ли полностью и бесконтрольно разряжать аккумулятор? Нет, так поступают только с одноразовыми батарейками. К счастью многие устройства имеют предохранители от глубокого разряда.
Любой аккумулятор, будь то жидким, гелевым автомобильным, батареей шуруповерта или телефона, является динамичной электрохимической системой. Значит, восстановление заряда возможно при определенных условиях – сохранение части активного вещества, для запуска обратной реакции. Именно поэтому важно знать, то скольки вольт можно разряжать тот или иной аккумулятор.
Для того чтобы разрядить батарею шуруповерта, необходимо взять лампочку накаливания с таким же показателем напряжения, как у прибора. Батерею вынуть из корпуса, отсоединить от инструмента. Клеммы подключить к лампочке. Потухшая лампа – сигнал полной разрядки батареи.
Быстро разрядить батарею смартфона можно, воспользовавшись бесплатным приложением Google Play Market и применив программу «Быстрый разряд». На дисплее высвятятся предложения. Можно использовать одно или несколько действий. На экране будет указан заряд на текущее время, нужно установить задание на нужный заряд. Для хранения батареи можно установить емкость 40 %, для калибровки – снизить максимально.
Разряд автомобильного аккумулятора часто ведути лампой накаливания в 21 ватт. Но при этом нужно следить за падением напряжения на клеммах. Гораздо удобнее использовать Аймакс Б6 – универсальное зарядное устройство. Критическое напряжение на батарее легкового авто 10,8 В.
Каким током разряжать аккумулятор
Ток разрядки любой батареи пропорционален емкости. Но каждый вид батарей имеет собственный неснижаемый запас емкости. Дальнейшая работоспособность аккумулятора зависит, правильно ли выбран ток, чтобы разрядить устройство. Как определить нужный параметр?
Для автомобильной батареи нижний предел определяют, исходя из количества банок. Неснижаемый запас в одном элементе 1,8 В, для определения показателя для батареи нужно взять сумму. Для 6 банок это будет 10,8 В. Ток разрядки выбирают 0,5 -0,7 от емкости.
Для батарей из никель-кадмиевых и литий-металл-гидридных элементов неснижаемое напряжение 1 элемента 0,9 В. Зарядный ток составляет от 0,4А до 0,1 А – чем меньше, тем дольше сохраняется батарея.
Литий-ионные элементы требуют пороговый разряд выше 2 В. Разрядный ток должен быть 0,5 -0,7 С. Для литий-полимерных элементов губителен разряд в 2,5 В. Используется ток разряда до 44 А, как для ионных. Все эти батареи должны обязательно разряжаться с балансиров, чтобы не пустить один элемент в невосстанавливаемый разряд.
Видео
Вашему вниманию представляем полезный наглядный материал, как правильно разрядить аккумулятор приспособлением, сделанным своими руками
Как разрядить аккумулятор автомобиля
Автомобильный аккумулятор (АКБ) – тип электроаккумуляторов использующийся в качестве добавочного устройства, обеспечивающего электроэнергией бортовую автомобильную систему при запуске двигателя.
Разрядка АКБ требуется, например, при тренировочном разряд-заряде аккумулятора. Советуют данную манипуляцию производить хотя бы 1 раз в год. Лучше это делать осенью проводя подготовку авто к зимнему периоду. Эта процедура позволит повысить срок службы батареи (АКБ).
Также разрядка нужна для измерения реальную ёмкость батареи. Проводя эту операцию нужно до предела зарядить аккумулятор, а затем поставить его на фиксированную разрядку. В этот момент засекается время разряда до определенного напряжения и вычисляется ёмкость. Эта манипуляция с устройством позволяет понять потерю емкости батареи от первоначальной и ее состояние на нынешний момент.
Как разрядить АКБ?
Существуют разные способы разрядки автомобильного аккумулятора. Самый элементарный способ позволяет не снимать батарею с автомобиля. Для разрядки нужно:
- Выключить (заглушить) двигатель;
- Включить магнитолу, печку, фары и другие устройства;
- При помощи встроенного вольтметра проверять напряжение АКБ;
- При падении напряжения до 10,3 В разряд останавливают;
- Далее батарею следует вновь поставить заряжаться;
Имейте в виду, что данный способ подходит только для простой разрядки аккумулятора. Для измерения же реальной ёмкости батареи он не подходит.
Самым наилучшим способом проверить емкость батареи является использование специальных устройств для разрядки. К таким приборам можно отнести разрядные устройства с функцией теплового разряда серии 4АКБ-ЮГ-УР. Они предназначены для разряда всех типов аккумуляторов и обеспечивает разряд со стабилизацией тока и напряжения.
На этих устройствах установлен USB-интерфейс, позволяющий управлять разрядом при помощи компьютера или ноутбука. А также при помощи системы Android. Для удаленного использования возможна дополнительная установка интерфейса Wi-Fi.
На разрядных устройствах серии 4АКБ-ЮГ-УР установлен встроенный микропроцессор, который позволяет проводить разряд в автоматическом режиме, что исключает глубокий разряд АКБ.
Приобретая разрядные и зарядные устройства производства компании 4АКБ-ЮГ Вы всегда будете уверенны, что они полностью совместимы. А наше программное обеспечение позволит управлять устройствами одновременно, то есть с одного рабочего стола.
Ознакомиться с категорией разрядные устройства можно у нас на сайте.