Гусеничная машина — Карта знаний
- Гу́сеничная маши́на — представляет собой транспортное средство, которое передвигается на гусеницах вместо колес.
Основные преимущества передвижения на гусеницах перед колесными транспортными средствами, в том, что они находятся в контакте с большей площадью, что позволяет обеспечить низкое давление — 31—122 кН/м² (0,3—1,2 кгс /см²), чем обычное транспортное средство того же веса. Это делает их пригодными для использования на мягкой, с низким коэффициентом трения местах, таких как грязь, лед и снег.
Основной недостаток заключается в том, что гусеничный движитель более сложный механизм, чем колесо.
Широко используются в качестве инженерных машин. В армии основной ударной силой сухопутных войск является танк который также в подавляющем большинстве является гусеничной машиной.
Источник: Википедия
Связанные понятия
Полугусеничный движитель, также колёсно-гусеничный движитель — движитель, состоящий из используемых одновременно гусениц и колёс (в отличие от колёсно-гусеничного движителя, состоящего из колёсного и гусеничных движителей, используемых поочерёдно). Полугусеничный ход в сельскохозяйственной технике — съёмный гусеничный движитель, устанавливаемый на ведущий мост колёсного сельскохозяйственного трактора или комбайна (и, таким образом, превращающий колёсную ходовую часть машины в полугусеничную) для уменьшения уплотнения грунта и повышения проходимости и тягово-сцепных качеств машины при работе в зонах с влажными и/или рыхлыми почвами либо на снежном покрове. Конструкция танка — совокупность технических (конструктивных) решений и инженерных узлов, определяющая тактико-технические и эксплуатационные характеристики танка. Роторно-фрезерный движитель — особая разновидность колёсного движителя для передвижения по снегу, прорабатывавшаяся в СССР на Горьковском автомобильном заводе в начале 1960-х годов и не имеющая аналогов в мире. На серийных машинах движитель применения не нашёл. Ду́мпер (от англ. dump — сваливать) — специализированная самоходная самосвальная машина, обычно небольшая, предназначенная для перевозки относительно небольших объёмов сыпучих грузов на короткие расстояния (до 1—2 км) и являющаяся в этих условиях более производительной по сравнению с автосамосвалом.Упоминания в литературе
Одну из первых двухсекционных гусеничных машин построила во время Второй мировой войны австрийская фирма «Штейр». Комплекс состоял из стандартного армейского тягача с седельным устройством, на которое опирался полуприцеп с такой же ходовой частью, приводимой в движение от трансмиссии тягача. БМП YPR-765PRI относится к типу гусеничных машин. В конструкцию стальной гусеницы входит резинометаллический шарнир и стальные траки со съемными накладками, изготовленными из резины. Едва успев дать красную ракету, я открываю почти в упор огонь по широкому стеклу встречной машины. Вздрогнув и перекосившись, она застыла на месте. Сизые пилотки убегающих немецких пехотинцев мелькают в пшенице. Дымят и пылают разбросанные по полю остовы гусеничных машин, от которых немцы не успели отцепить орудия. Мы носимся между горящими тягачами, забыв уже о мотоциклистах, скрывшихся в направлении хутора.Связанные понятия (продолжение)
Снегохо́д — механическое транспортное средство, предназначенное для движения по снегу. Колёсно-гусеничные танки — танки с колёсно-гусеничным движителем, у которых для осуществления движения на колёсах гусеницы необходимо было снимать, задние опорные катки при этом становились ведущими. Лы́жно-гу́сеничный дви́житель — специализированный снегоходный движитель, состоящий (за редким исключением) из установленных раздельно ведущего гусеничного движителя (как правило, заднего расположения) и одной или нескольких лыж (обычно переднего расположения), обеспечивающих дополнительную опору и маневрирование. Отличается низким удельным давлением, высокой проходимостью и высокой скоростью при движении по снежному покрову, но совершенно неэффективен на других типах поверхности и непригоден к эксплуатации… Вездеход — наземное транспортное средство высокой проходимости для передвижения в условиях отсутствия дорог. Мотобуксиро́вщик (другое название «мотособака» или «мини-снегоболотоход») — механическое транспортное средство, представляющее собой сцепку из буксировщика на гусеничном ходу, сцепленного с санями или санями-волокушами. Водитель и полезный груз размещается в санях или в волокушах. Некоторые модели мотобуксировщиков могут иметь грузовую площадку непосредственно на самом тягаче. Подвеска Кристи, или свечная подвеска, — вид независимой подвески с винтовой цилиндрической пружиной, изобретённый американским инженером Джоном Кристи для колёсно-гусеничных танков собственной конструкции. Динамический ход подвески Кристи оказался существенно большим по сравнению с традиционной рессорной подвеской, что позволило танкам иметь большую скорость перемещения по пересечённой местности и меньшую высоту (более низкий профиль). Подвеска Кристи была впервые использована им в танке M1928 и… Полугусеничный мотоцикл — мотоцикл, с целью улучшения проходимости и, как правило, тяговых свойств оснащённый полугусеничным движителем. Полугусеничные мотоциклы стали разрабатываться практически одновременно с полугусеничными автомобилями, с конца 1920-х годов, однако широкого распространения не получили, а в серию за всю историю таких машин пошли лишь немногие их модели. Полугусеничный автомобиль — автомобиль с полугусеничным движителем. Представляет собой автомобиль повышенной проходимости, ходовая часть которого состоит из поворотных колёс переднего моста и гусеничного движителя вместо колёс заднего моста. Активный прицеп — разновидность прицепов, имеющих ведущие мосты и способных становиться вспомогательной тягой для тянущего его автомобиля или трактора. Позволяет целому ряду автомобилей и тракторов легче преодолевать препятствия в сложных дорожных условиях. Проходи́мость — способность транспортного средства передвигаться по дорогам низкого качества и вне дорожной сети, а также — преодолевать искусственные и естественные препятствия без привлечения вспомогательных средств. Проходимость является одной из составных характеристик подвижности транспортного средства, как правило — она задаётся при проектировании техники исходя из её предполагаемого назначения с учётом экономической целесообразности. Колёсная ба́за — в транспорте продольное расстояние между осями передних и задних колёс. «Оверолл» (англ. Overall — буквально «повсюду», «повсеместно»; подразумевается способность проходить везде) — быстросъёмные гусеничные ленты, предназначавшиеся для трёхосных бронеавтомобилей РККА БА-И, БА-3, БА-6, БА-10 и БА-11, а также машин на их базе. Ленты перевозились на корпусе или задних крыльях бронеавтомобиля (в ряде случаев для них имелись специальные ящики) и при возникновении необходимости повышения проходимости машины могли быть быстро надеты поверх ведущих колёс среднего и заднего мостов… Безбашенная компоновка — наиболее ранняя, появившаяся вместе с первыми танками разновидность компоновочной схемы бронетехники (БТВТ), в которой башня у проектируемых образцов бронетехники отсутствует как таковая. Обладает рядом преимуществ и недостатков в сравнении с танками, спроектированными по классической компоновочной схеме. Исходно, практически все серийные танки были спроектированы по безбашенной компоновочной схеме, однако с появлением и широким внедрением в практику танкостроения вращающихся… Пневмокато́к — высокоэластичная резиновая шина особой конструкции, которая предназначается для повышения проходимости самоходных машин при движении на грунтах с низкой несущей способностью либо на сильно пересечённой местности. Из-за низкой грузоподъёмности и быстрого износа на дорогах с твёрдым покрытием широкого распространения пневмокатки не имеют. Мини-погрузчик (минипогрузчик) с бортовым поворотом (англ. skid-steer loader) — универсальная компактная, высокопроходимая техника на пневмоходу или гусенице, предназначенная для работы в ограниченных пространствах: в условиях узких городских улиц, заводских цехов, складов, доков, палубы судна и т. д. Благодаря тому, что колёса левого и правого бортов приводятся в движение отдельными моторами и способны работать в режиме противовращения, мини-погрузчик может поворачиваться практически на «одной точке… Танк (англ. tank) — бронированная боевая машина, чаще всего на гусеничном ходу, как правило с пушечным вооружением, обычно во вращающейся полноповоротной башне, предназначенной в основном для стрельбы прямой наводкой.На ранних стадиях развития танкостроения иногда выпускали танки с исключительно пулемётным вооружением, а после Второй мировой войны проводились эксперименты по созданию танков с ракетным вооружением в качестве основного. Известны варианты танков с огнемётным вооружением. Определения… Аэродина́мика автомоби́ля — это раздел аэродинамики, изучающий аэродинамику автомобилей и другого дорожного транспорта. К числу первых автомобилей с кузовами удобообтекаемых форм следует отнести автомобили, построенные Женетти, Бергманом, Альфа-Ромео, Румплером и Яраем, появившиеся не столько в связи с изучением законов аэродинамики, сколько в результате чисто механического заимствования форм, используемых в снарядо-, корабле-, дирижабле- и самолетостроении. Наибольшего внимания заслуживает автомобиль… Снегоуборочная техника — различные транспортные средства, использующиеся для очистки улиц от льда и снега. Снегоуборочная техника часто (но применительно к условиям России — отнюдь не всегда) основана на шасси самосвалов, с различными специальными приспособлениями, позволяющими им осуществлять уборку снега. Многие специалисты также используют автомобили меньших размеров на тротуарах, пешеходных дорожках и велосипедных дорожках. Дорожно-ремонтные агентства и подрядчики в умеренных и полярных районах… Плавающий танк — танк, способный самостоятельно преодолевать водные преграды посредством удержания на поверхности воды и вести бой на суше и воде. Тре́йлер, реже тра́йлер (русская калька с англ. trailer — прицеп; по-английски называется lowboy (low loader в британском английском, low-bed в Канаде и Южной Африке или float ) — многоосный колёсный прицеп или полуприцеп особой конструкции, предназначенный для перевозки по дорогам (как правило, по шоссе) тяжёлых и крупногабаритных неделимых грузов. Повсеместно используется для транспортирования специальной (например, строительной) и военной (в частности, использование танковых транспортёров с трейлерами… Боевая машина на воздушной подушке, танк на воздушной подушке (в 1960-е годы в советской профессиональной среде за такими машинами также закрепилось шутливое прозвище ползолёты) — плавающая сухопутная боевая бронированная машина (как правило — лёгкий или основной боевой танк, но существовали также аналогичные проекты боевых разведывательных машин, боевых машин пехоты и бронеавтомобилей), использующая воздушную подушку в качестве основного или вспомогательного движителя. Идея таких машин была впервые… Колёса (шины) низкого давления — это элемент ходовой части механического транспортного средства, предназначенного для внедорожного применения. Данные колёса получили в последнее время очень широкое применение. Они устанавливаются на квадроциклы, трициклы, тяжелые мотоциклы (типа эндуро), снегоболотоходы, вездеходы, внедорожные прицепы, автомобили. Принципиальное устройство колёс такое же, как и у автомобильной шины: колёсный диск (стальной штампованный или литой алюминиевый) и бескамерная шина. Моби́льность военная или подви́жность военная (от «mobilis» «подвижный») — способность войск (сил) к быстрому передвижению до начала и в ходе боевых действий, развёртыванию в боевой (предбоевой) порядок, а также свёртыванию (снятии с позиций). Транспортное средство — техническое устройство для перевозки людей и/или грузов. В отличие от грузоподъёмных и подъёмно-транспортных устройств, транспортные средства используют, как правило, для перевозки на относительно дальние расстояния. Тра́ктор (англ. tractor «тягач») — самодвижущаяся (гусеничная или колёсная) машина, выполняющая сельскохозяйственные, дорожно-строительные, землеройные, транспортные и другие работы в агрегате с прицепными, навесными или стационарными машинами (орудиями). Отличается низкой скоростью и большой силой тяги. Широко применяется в сельском хозяйстве для пахоты и перемещения несамоходных машин и орудий, как правило оборудуется съемным или несъемным навесным и полунавесным оборудованием сельскохозяйственного… Гусеничный движитель — движитель самоходных машин, в котором тяговое усилие создаётся за счёт перематывания гусеничных лент. «Вездехо́д» — вездеходная машина, разработанная конструктором Александром Александровичем Пороховщиковым в России в 1914—1915 годах. В связанных с этой машиной разработках А. А. Пороховщиков рассматривал также возможность установки на неё бронирования и вооружения, из-за чего в советской и современной российской литературе «Вездеход» часто рассматривается, как один из первых русских проектов танка (танкетки). Ходоуменьши́тель — механизм, составная часть трансмиссии самоходной машины (трактора, экскаватора, погрузчика, лесопосадочной, дождевальной и др. машины), предназначенный для получения особо низких рабочих скоростей. Необходимость в ходоуменьшителе возникает, если рабочая скорость машины ниже её транспортной скорости. Ходоуменьшитель может исходно составлять часть трансмиссии машины или может встраиваться в неё в качестве дополнительного оборудования. Ходоуменьшитель не предназначен для использования… Бронетранспортёр (броневой транспортёр, БТР) — бронированная транспортно—боевая машина (транспортёр) для транспортировки личного состава (стрелков и тому подобных) мотострелковых (мотопехотных, десантных и так далее) подразделений и их материальных средств, к месту выполнения боевой задачи и эвакуации раненых и поражённых с поля боя. Гусма́тик, или гусма́тиковая шина — колесная шина, наполненная эластичной массой. Широко применявшиеся в военной технике в первой половине XX века, в настоящее время гусматики практически вышли из употребления и ограниченно применяются лишь на некоторых специальных (строительных и т. п.) машинах. Гусеничный транспортёр НАСА (англ. crawler-transporter) — гусеничный транспортер, который первоначально использовался для перевозки ракет «Сатурн V» (в рамках программы «Аполлон» и для запуска орбитальной станции «Скайлэб»), а также «Сатурн IB» (при пилотируемых полетах на «Скайлэб» и в проекте «Союз» — «Аполлон»). До недавнего времени использовался для транспортировки «Космического челнока» из монтажно-испытательного корпуса на стартовый комплекс. Наземное транспортное средство — это транспортное средство, перемещающееся только или преимущественно по земле. Таким образом оно участвует в наземном сообщении. Антиблокировочная система (АБС, ABS; нем. Antiblockiersystem, англ. Anti-lock braking system) — система, предотвращающая блокировку колёс транспортного средства при торможении. Основное предназначение системы — сохранение устойчивости и управляемости автомобиля (тормозной путь в некоторых случаях может быть больше, чем без системы ABS) АТ-С — советский средний гусеничный артиллерийский тягач. Предназначался для буксировки прицепов, перевозки людей и различных грузов по всем видам дорог и бездорожья. Автомобиль с открытыми колёсами (монопост, одноместный автомобиль) — тип гоночного автомобиля, представляющий собой одноместный автомобиль с колёсами, вынесенными из кузова. Этот тип, появившийся в начале XX века — ныне один из самых распространённых типов гоночных автомобилей. Роботизированная косилка — беспилотная самоходная машина, предназначенная для скашивания и измельчения травы и мелкого кустарника на придорожных обочинах, склонах, железнодорожных откосах и прочих, труднодоступных зонах, а также газонов, спортивных площадок и прочих зеленых зон.Труженицы песка и снега. Машины на гусеницах
«Пиво, рыба, чурчхела, пахлава!»
Зазывный крик торговцев-носильщиков на пляжах юга России
Гусеничная автолавка-пескоход. С тех пор как люди додумались до такого приспособления, как гусеница, их жизнь очень сильно изменилась. Хотя и трудно сказать, на сколько процентов к добру, а насколько к худу. Дороги, к котором были так привязаны колесные «моторы» начала ХХ века, машинам на гусеницах стали не нужны. Даже первые танки при всей их неуклюжести легко преодолевали «лунный пейзаж» полей Первой мировой войны и даже специально вырытые траншеи-ловушки. Вездеходы на гусеницах отлично передвигались по песку и снегу, прокладывали дороги через сибирскую тайгу и африканские джунгли, словом… трудились вовсю.
Журнал «Наука и механика» по масштабу предложенной гусеничной машины, наверное, переплюнул все остальные издания!
То есть были люди, которые только и думали, как бы поставить на гусеницы самолет, корабль и подводную лодку, а то и еще куда-нибудь их «приткнуть», подчас в самое удивительное место. И надо сказать, что иногда это получалось, хотя в большинстве случаев все эти проекты так курьезами и остались, однако… Впрочем, о самом интересном мы, как обычно, расскажем в конце. А пока хотелось бы обратить внимание читателей «ВО» на уже использовавшиеся нами обложки американских журналов «Популярная наука» и «Популярная механика», которые стали ярким свидетельством возможностей прессы сказать людям, что… «а почему бы и нельзя». И какие бы нелепости они ни тиражировали, главная их польза заключалась в том, что они развивали в людях фантазию. А уж куда они потом ее направляли – дело десятое. Главное – лучше ее, то есть фантазию, иметь, чем не иметь, или иметь ее столько же, сколько и у коровы!
Вполне серьезно предлагавшаяся одним американским изобретателем в середине 30-х годов конструкция. Перед нами колесно-гусеничный транспортер для освоения труднодоступных районов Канады и Аляски. Огромные колеса плюс гусеницы обеспечивали бы ему отличную проходилось, хотя и не совсем понятно, зачем их было объединять?
А как быть, если мы имеем острова с песчаным побережьем, на которых смысла нет строить гавани для обычных судов, а вот людей перебрасывать надо? Что, если поставить судно на… гусеницы и пусть оно плывет за счет водоизмещающего корпуса, а гусеницы с гребками перематываются и гонят его вперед. А потом оно выходит на необорудованный берег безо всяких проблем! И что бы вы думали, аналоги этого судна поступили на вооружение американской армии в годы Второй мировой войны и широко использовались в десантных операциях на Тихом океане. Используются машины семейства LVT еще и сегодня в армиях самых разных стран мира, лежащих у моря.
Монструозный LVT-P7 южнокорейской морской пехоты на выставке в бухте Ганзан.
А вот это рисунок из японского журнала Shōnen Club (1936) под заголовком «Всемирный конкурс изобретений в сфере транспорта». Тут, правда, идея немного другая: гусеницы перематываются так быстро, что заменяют этим катерам гребной винт. Но все равно понятно, откуда у этой идеи растут уши!
Чем отличался журнал «Популярная механика» от «Популярной науки»? Двумя вещами: прежде всего красного цвета на его обложке было много больше (классический принцип «красное дурачки любят!»), так что не заметить его в газетном киоске было просто невозможно. А во-вторых, «бредовых идей» в нем было еще больше, и никто этого не стеснялся. И вот одна из них: военный корабль класса не ниже, чем крейсер, оборудованный гусеницами и подводными крыльями. Первые позволяют ему выходить на берег, и вторые – дают возможность осуществлять переход морем с высокой скоростью.
Проект «Популярной науки» сугубо мирный. Здесь на гусеницы поставлен подводный аппарат для туристов, чтобы катать их под водой и демонстрировать им красоты подводного царства.
А это подводная гусеничная батисфера для глубоководных исследований!
И опять тему перехватывает «Механика». Перед нами бронированный гусеничный мотоцикл с пулеметом на руке. Этакий «боевой конь» на все случаи жизни. Понятно, что обычный колесный мотоцикл везде не пройдет, тогда как вот такой монстр по идее сможет двигаться в условиях полного бездорожья.
Причем идея такого «мотоцикла» не осталась на бумаге. Он был воплощен в металле и даже поехал. Вот тогда заставить его поворачивать было очень сложно. А ведь одним из достоинств мотоцикла как раз и является его маневренность. В итоге машина «не пошла», оставив нам на память обложку и фото!
Гусеничный мотоцикл с пулеметной коляской!
А что, решил следующий новатор, если мы поставим гусеницу сзади, а рулевое колесо спереди? Тогда и проходимость такого гусеничного транспортного средства повысится в разы и управление им будет не слишком отличаться от самого обычного мотоцикла.
Да, но в этом случае терялось бы главное достоинство такого мотоцикла. А что если поставить гусеницу все-таки вперед, но сделать ее поворотной? Или поставить две гусеницы – спереди и сзади. В результате таких рассуждений и появились вот такие машины. Их опробовали, но… лучше обычных мотоциклов они все-таки не оказались. Очень уж специфическими они получились…
Одно время в качестве замены гусеницам стало модным (опять же середина 30-х годов, «эпоха безудержных мечтаний») рассматривать шнековый движитель. Но… всем было понятно, что оснащенная им боевая машина не сможет взять ни эскарп, ни перебраться через противотанковый ров. Воевать на болотах – пожалуйста, там подобный болотоход мог бы стать незаменимым. Но двигаться по тому же асфальту для нее означало бы просто катастрофу – и разрушение асфальта, и самих шнеков. Но вот на рисунке в журнале «Популярная механика» боевая машина-шнекоход (опять же ярко-красного цвета!) выглядела просто устрашающе. К тому же на ней должен был находиться генератор Ван дер Граафа, накапливающий заряды электричества. С его-то помощью, поливая противника струей воды и используя ее в качестве проводника электрического тока, как раз и планировалось испепелять цель ударами молний.
Но появился в журнале «Популярная механика» и вполне разумный проект небольшого гусеничного вездехода, который разъезжал бы по песку и сканировал его магнитометрами, расположенными спереди и сзади машины. Известно, что в прибрежном песке чего только нет – там можно найти и золотые кольца, и цепочки, потерянные рассеянными купальщиками и купальщицами, и даже золотые монеты с затонувших пиратских кораблей и испанских галеонов «Золотого флота». Есть даже профессия такая – искать на пляже потерянное за лето золото, и есть опытные поисковики, которые специально покупают участки пляжа и выходят ловить удачу после штормов. Но… много ли вот так находишь, на своих-то двоих. И потом, через песок же ничего не видно. А тут едешь себе по кромке прибоя, а «оно» пищит. Взял лопату, копнул, а там римский золотой солид или испанский дублон. И будет тебе тогда счастье!
Иногда на свет появлялись совсем уж забавные проекты гусеничных машин. Например, в концы 20-х годов прошлого века в СССР предлагался проект гусеничного шасси без экипажа, которое должно было служить платформой для размещения 45-мм орудия. «Водитель» — если так можно назвать погонщика этой «железной лошадки» должен был идти позади нее, благо скорость хода у нее было небольшая, а управлять… самыми настоящими вожжами! Потянул за одну – поворот влево, потянул за другую – направо. Но из этого проекта тоже ничего не получилось.
Зато прошло время и идея такой вот гусеничной платформы, с дистанционным управлением была реализована на практике и где бы вы думали? В Италии! А встретить ее можно на пляже в Римини! Наверное, все кто отдыхал на нашем Юге, запомнили пляжных торговцев с большими сумками, курсирующих из одного конца пляжа в другой с громкими криками: «Пиво, рыба, чурчеха, пахлава!» Кто-то предлагает сомнительной свежести морепродукты, кто-то – мороженое. Но много ли на себе унесешь? Помнится, в 1968 году, когда я впервые оказался за границей в Болгарии, на Золотых песках, меня поразили, что там подобным бизнесом совершенно легально занимались мальчишки. «Морожена, кому морожена? Ленинградска морожена!» — выкрикивали они, проходя мимо зонтиков советских тургрупп, а затем переходили на английский, французский, немецкий…
Итальянцы, однако, совершенно правильно сообразили, что много вот так по песку не находишься и вдобавок много на себе не унесешь. И сделали гусеничную передвижную торговую точку с дистанционным управлением по проводам. Хозяин идет сзади, а «автолавка» едет перед ним и когда надо он ее останавливает и оделяет всех желающих кока-колой, мороженым, кофе и гамбургерами. Все это тут же у него охлаждается и разогревается, так что уровень сервиса максимально возможный!
Да-а, находят старые идеи себе применение, находят… А уж посмотрите, как она ярко раскрашена, не захочешь, а подойдешь, просто из одного только праздного любопытства!
Гусеничные машины — это… Что такое Гусеничные машины?
- Гусеничные машины
Гусеничный движитель
Принципиальная схема гусеничного движителя
Гусеничный движитель — движитель самоходных машин, в котором тяговое усилие создаётся за счёт перематывания гусеничных лент состоящих из отдельных звеньев — траков. Гусеничный движитель обеспечивает повышенную проходимость. Большая площадь соприкосновения гусениц с почвой позволяет обеспечить низкое давление — 31—122 кН/м² (0,3—1,2 кгс /см²), то есть меньше давления ноги человека. Тем самым гусеничный движитель предохраняется от глубокого погружения в грунт. Первый в мире образец гусеницы как движителя был изготовлен русским крепостным крестьянином Фёдоровым в первой половине XIX века. Впоследствии англичанин Гиткот использовал эту идею для создания своего парового трактора.
Устройство гусеничного движителя
Ведущее колесо
Типы гусеничного движителя
- С поддерживающими катками, задним ведущим колесом и свободными ленивцами.
- Без поддерживающих катков с задним расположением ведущих колёс.
- С поддерживающими катками, передними ведущим колесом и несущим ленивцем.
- Без поддерживающих катков с передним ведущим колесом.
Недостатки гусеничного движителя
- Быстрый износ трущихся деталей (проушины, пальцы)
- Поломки траков при неравномерной нагрузке
- Попадания снега и камней между гусеницами и катками
Ссылки
- Антонов А. С. Армейские гусеничные машины. Часть 2. 1964.
- Бархударов. Танки, основы теории и конструкции. 1968.
- Чобиток В.А., Данков Е.В., Брижинев Ю.Н. и др. Конструкция и расчёт танков и БМП. Учебник. —М.: Воениздат, 1984. -376 с.
- Буров С.С. Конструкция и расчёт танков. —М.: ВА БТВ, 1973. -603 с.
- Подвижность танков и конструктивные пути её обеспечения. 1980.
См. также
Wikimedia Foundation. 2010.
- Гусейн Хан Нахичеванский
- Гуси-чирки
Смотреть что такое «Гусеничные машины» в других словарях:
Колесно-гусеничные машины — боевые н транспортные машины с комбинированным движителем (колёса и гусеницы) для повышения проходимости … Словарь военных терминов
Гусеничные тягово-транспортные машины — предназначены для буксировки артиллерийских орудий и прицепов различного назначения, перевозки личного состава и воеиио техниче ского имущества, а также монтажа п транспортирования вооружения и военной техники. В зависимости от назначения делятся … Словарь военных терминов
ГОСТ 27247-87: Машины землеройные. Метод определения тяговой характеристики — Терминология ГОСТ 27247 87: Машины землеройные. Метод определения тяговой характеристики оригинал документа: 3.15. Барометрическое давление давление, измеряемое в процессе испытаний, в килопаскалях. Определения термина из разных документов:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Торфяные машины — машины для подготовки торфяных месторождений к эксплуатации, добычи, сушки, уборки, погрузки и транспортировки торфа. Характерные особенности Т. м.: небольшие удельные давления на грунт, сравнительно короткий рабочий период,… … Большая советская энциклопедия
БОЕВЫЕ МАШИНЫ — гусеничные или колёсные самоходные машины с установл. на них вооружением. Как правило, машины частично или полностью бронированы. Предназначены для ведения боя, обеспечения боевых действий и управления войсками. К Б. м. относятся танки, боевые… … Большой энциклопедический политехнический словарь
Торфяные машины и комплексы — (a. peat machines and complexes; н. Torfstechmaschinen und Ausrustungen; ф. engins et complexes а tourbe; и. maquinas y complejos para extraer turba) система взаимодополняющих друг друга машин для подготовки торфяных м ний к эксплуатации … Геологическая энциклопедия
Боевые бронированные машины — 2.1. Гусеничные, полугусеничные или колесные самоходные машины, обладающие бронезащитой и проходимостью по пересеченной местности, сконструированные или модифицированные и оснащенные: 2.1.1. для транспортировки пехотного отделения в составе 4 или … Официальная терминология
Дорожные машины — средства механизации, применяемые для выполнения комплекса работ при строительстве, содержании и ремонте автомобильных дорог, а также в ж. д., гидротехническом, аэродромном, промышленном и гражданском строительстве и т.д. Современные Д. м … Большая советская энциклопедия
Боевые разведывательные машины США — Ролью бронированной кавалерии традиционно была разведка, защита флангов, связь и быстрое преследование. В течение Второй Мировой войны, эти задачи выполнялись тремя основными типами машин: джипами, вооружёнными пулеметами,… … Энциклопедия техники
КОРЧЕВАЛЬНЫЕ МАШИНЫ — снаряды для корчевки пней. На строительстве ж. д. для этой цели применяются: гусеничные мощные тракторы, выдергивающие пни непосредственно силой своей тяги; вороты, приводимые в движение тракторами; прицепляемые к … Технический железнодорожный словарь
Гусеницы против колес: дилемма на все времена
Хотя полемика «что лучше: гусеница или колесо» столь же стара, как и сам танк, она и сегодня не теряет свою злободневность, поскольку армии стремятся модернизировать свои силовые структуры с тем, чтобы справляться с будущими угрозами.Большинство армий мира эксплуатируют смешанные парки колесных и гусеничных боевых машин, при этом каждый тип имеет свои преимущества. В то время как гусеницы обеспечивают превосходную мобильность более тяжелым платформам, использование колес сокращает объем материально-технического снабжения и позволяет современным платформам перемещаться дальше и быстрее – эффективно проецируя силу и возможности – по различным типам местности, включая гражданскую инфраструктуру, например, дороги и мосты.
Дистанция поражения
Дебаты на тему «что лучше: гусеница или колесо» в последнее время ведутся особенно жаркие. Связано это с формированием развертываемых средних или «ударных» сил, которые хоть и не дотягивают до огневой мощи бронетанковых подразделений, но имеют более высокую по сравнению с ними стратегическую и оперативную мобильность.
Средние силы теоретически должны быть способны маневрировать на больших дистанциях и оперативнее реагировать на международные кризисы. В качестве наглядного примера можно привести механизированные бригады Stryker, споры о целесообразности которых не утихают с момента их формирования в начале 2000-х годов. На первоначальную концепцию средних сил повлияли процессы, начавшиеся после Холодной войны, а точнее региональные конфликты, например, конфликт в Косово, в котором развертывание бронетанковых сил считалось чрезмерно излишним.
По окончании курсов вождения солдаты американской армии отмечают, что гусеничная внедорожная проходимость платформы Bradley существенно превосходит проходимость колесной бронетехники, например, бронетранспортеров Stryker
Эта концепция базируется вокруг общего шасси, которое может быть адаптировано для различных задач, что способствует снижению логистической нагрузки, и быть достаточно легким для перевозки военно-транспортным самолетом C-130 Hercules и другими подобными самолетами, например, C-17. До 90-х годов американская армия традиционно предпочитала скорее не колесные, а гусеничные ББМ, особенно перед лицом тяжелой советской техники, но после Холодной войны характер боевых задач и противник, с которым армия могла бы столкнуться, очень сильно изменились.
«Мы вступили в новую эпоху новых угроз, новых требований и новых способов ведения вооруженных действий, — считает директор компании Timoney Саймон Вилкинс, специализирующейся на технологиях силовых приводов. – Действительно, тогда в парках преобладала колесная техника, понятно, что это определялось оперативными задачами, а не тем, что одна технология лучше другой. Просто этот путь был более целесообразным в то время».
Колесные машины считались оптимальным решением в этом новом мире, особенно в городских условиях против асимметричных или неравных угроз. В итоге окончательной платформой для проекта американской армии по средней машине был выбран вариант бронемашины LAV III 8×8 разработки General Dynamics Land Systems (GDLS), позднее получивший обозначение Stryker. Эту готовую колесную платформу предпочли гусеничному бронетранспортеру M113A3, поскольку тогда мобильным ударным силам потребовались бы тяжелые тягачи для транспортировки, при этом заметно бы увеличился расход топлива и объем обслуживания при развертывании на большие расстояния.
Бронемашина Stryker массой свыше 20 тонн после этого развертывалась в Афганистане, Ираке и Сирии, также на постоянной основе они развернуты в Европе в составе второго разведывательного полка. На данный момент существует десять различных вариантов Stryker, включая бронетранспортер Infantry Carrier Vehicle (M1126), орудийную установку Mobile Gun System (M1128) и 120-мм миномет (M1129).
Благодаря тому, что Stryker колесная платформа, она способна развить максимальную скорость 97 км/ч. Она может проехать 530 км (средняя скорость 64 км/ч) без дозаправки и при минимальном обслуживании, что невозможно в случае с гусеничными платформами. Это позволяет сэкономить немало времени при развертывании внутри оперативного театра.
Британская армия развернула бронемашину Bronco 2 Warthog в Афганистане. Эта платформа отличается своими резиновыми гусеничными лентами
Смотрим за массой
Впрочем, чтобы сохранить свою относительно небольшую массу и обеспечить максимальную подвижность и развертываемость, необходимо чем-то пожертвовать. Колесные машины не имеют столь хорошего бронирования, как их тяжелые гусеничные аналоги, которые держат планку где-то между 40 и 70 тоннами с комплектами дополнительного бронирования. Отсутствие брони – что делало машины уязвимыми для боеприпасов калибра более 7,62 мм – было общей критикой Stryker, особенно при первом развертывании этой машины в Ираке в 2003 году.
Бронемашины Stryker были особенно уязвимы для реактивных гранат, но эти риски купировались за счет добавления громоздкой решетчатой брони. Впрочем, это решение ведет к повышению массы и размеров машины и негативно сказывается на общей подвижности платформы в сложной местности. Установка тяжелой брони стала обычной практикой в Ираке и в Афганистане, где угроза СВУ не давала расслабиться военнослужащим международного контингента. По итогам этих двух войн были определены сегодняшних требования к боевым машинам, в том числе и к колесным: стандартно защита должна соответствовать как минимум четвертому уровню STANAG 4569.
В связи с этим полная масса колесных платформ стремится к 30 тоннам, а некоторые модели, как например, Boxer от Rheinmetall, уже преодолели планку в 36 тонн. По мнению Вилкинса, эти машины в настоящее время работают «на пределе своих возможностей» касательно мобильности.
«Ограничивающий фактор очень прост: стандартное колесо самого большого размера, которое вы можете установить на машину и нагрузка на данную ось. Стандартное колесо самого большого размера, если взглянуть почти на каждую стоящую на вооружении боевую машину, исключая Boxer, это колеса 16R20, — пояснил он. – Если вы даете нагрузку на ось, которая оснащена колесами 16R20, более 9 тонн, то хорошей подвижности не получите… Как только вы превышаете 8 тонн на ось, то мобильность начинает ухудшаться».
По мере повышения массы инженеры должны искать пути снижения давления на грунт с тем, чтобы сохранить проходимость. Один из способов — дальнейшее увеличение размера колес, но это влечет за собой соответствующее увеличение размеров машины до такой степени, что ее уже нельзя будет назвать быстроразвертываемой платформой. Некоторые армии также настаивают на том, чтобы их машины были плавающими, а для этого потребуется более крупная (но не более тяжелая) платформа с тем, чтобы сохранить плавучесть после повышения массы, ведь закон Архимеда никто не отменял.
Как следствие, для машин, преодолевших 35 тонн, единственным решением становятся гусеницы.
По словам вице-президента компании BAE Systems Марка Синьорелли, одним из основных факторов, когда речь заходит о выборе между гусеницами и колесами, является категория по массе машины, которая определяется тем уровнем защиты, который необходим конечному пользователю. «Колесные машины могут иметь очень хорошую мобильность, но они ограничены верхним пределом. Если вы хотите пойти выше этих 35 тонн… тогда разница в подвижности действительно начинает проявляться».
Высокие уровни защиты и мобильности особенно важны для машин, которые входят в состав тяжелых бронетанковых сил, которые оснащены ОБТ, БМП и соответствующими машинами поддержки, например, бронетранспортерами M113. Такие подразделения, известные в американской армии как ABCT (armoured brigade combat team — бронетанковые бригадные группы), используют общевойсковую тактику с тем, чтобы приблизиться к целям и сражаться на машинах, что зачастую будет включать боевые действия против равных соперников, которые могут задействовать самые изощренные наступательные и оборонительные системы вооружения, включая свои собственные ОБТ и БМП. Например, колесная машина Stryker массой 20-35 тонн не сможет выжить в войне такого типа и будет быстро превзойдена вражеской бронетехникой.
В рамках своего процесса модернизации американская армия с целью замены имеющихся M113 в бригадах ABCT закупит новые машины Armored Multipurpose Vehicle (AMPV), имеющие высокий уровень унифицированности с Bradley.
«Эта машина, действующая совместно с приданными силами, должна иметь такой же уровень защиты и мобильности как у Bradley, может быть не такой высокий уровень как у M1 Abrams, но по большему счету эквивалентный M1 с точки зрения всеракурсной защиты, – пояснил Синьорелли, отметив, что AMPV и ее варианты будут возле отметки порядка 40 тонн. — Если у вас есть военная структура с танками M1 Abrams массой 70 тонн, то, несомненно, у вас есть вся инфраструктура для поддержки подобных тяжелых машин».
Интересным штрихом к истории AMPV стал недолговечный гусеничный вариант Stryker, который был предложен компанией GDLS на выставке AUSA 2012. Возможно, это был намек производителя на то, что его колесная машина не может соответствовать требованиям проекта ABCT. Компания позднее вышла из проекта и оставила BAE Systems единственным заявителем.
На спущенных
В прошлом колесные машины постоянно критиковались за их уязвимость к огню стрелкового оружия или осколков от взрывов, что могло бы вывести машину из строя или подвергнуть риску сидящих внутри. Сегодня армии, эксплуатирующие парки колесных бронемашин, решают эту проблему за счет внедрения технологии боестойких колес, которая позволяет платформам сохранять мобильность даже при пробитии колеса.
Эта технология в настоящее время сделала колесные машины всех типов гораздо более надежными на современном поле боя; по сравнению с гусеничными машинами их эксплуатация более привлекательна для сухопутных войск. Такие компании, как Hutchinson и Tyron, начали свою деятельность в этой сфере несколько десятилетий назад. Tyron в свое время разрабатывала решения для бронированных автомобилей Land Rover Defenders в Северной Ирландии, а в настоящее время постоянно расширяет ассортимент своих изделий, предназначенных для самых разных колесных машин.
Компания Tyron разработала легкую систему Multiband, которая, по сути, представляет собой ленту, размещаемую в установочной нише колеса и фиксирующую шину к ободу и не дающую ей слететь при проколе. Это изделие остается популярным, особенно в военных и правоохранительных структурах.
«Когда вы знаете, что шина и колесо не вступают в контакт с поверхностью дороги, это повышает управляемость машины, — сказал исполнительный директор компании Tyron Ричард Глейзбрук. – Это то, что выводит вас из сложной ситуации, это не колесо с усиленными вставками, по сути, это система выхода из трудного положения».
На выставке DSEI 2017 компания Tyron представила диск с бедлоком (металлическая деталь (диск), который устанавливается на специально предназначенное для него колесо (колесный диск), и препятствует разбортированию колеса при езде на сверхнизких давлениях) для резиновой шины, оптимизированным для машин с системой централизованного регулирования давления в шинах. Бедлок не дает посторонним объектам попасть внутрь шины и сама шина остается на колесе даже при низком давлении, вызванным проколом или установками системы регулирования давления. «Экипажу машины явно не нужна ситуация, когда колесо вращается, а шина остается на месте, что может легко произойти при попытке преодолеть подъем», – заметил Глейзбрук.
Противопрокольные вставки All Terrain Rubber (ATR) от Tyron также были выбраны для ББМ Lazar 8×8, давая возможность двигаться минимум 50 км на всех прострелянных колесах.
В начале 2017 года компания также показала новую легкую вставку Carbon-ATR из углеволокна. Для машины конфигурации 8×8 с шинами 1400R20 минимальное снижение массы по сравнению со стандартными стальными вставками ATR составляет 240 кг. «Если мы снизили массу и сохранили все преимущества, тогда мы добились успеха», — заключил Глейзбрук.
Тяжелые гусеничные машины не могут развертываться на большие расстояния без использования тяжелых транспортеров; для колесных машин подобной проблемы не существует
Комбинированная стратегия
Американская армия пыталась интегрировать колесные Stryker и гусеничные Abrams в одном подразделении, когда тогдашняя 3-я бригада была переброшена в 2015 году в Национальный учебный центр с целью проверки новых оперативных концепций.
Впрочем, проверка показала, что «имеются серьезные проблемы», поскольку невозможно добиться синергетического эффекта от взаимодействия этих двух машин. Обе машины могут совершать маневры на дорогах на одинаковой скорости, но на пересеченной местности Stryker была «заметно медленнее».
«Это осложняло поддержание постоянного темпа при совершении маневра на открытой местности, это также лишало танки ударной мощи и скорости, с которыми они могли обычно атаковать. Когда танки маневрировали независимо, они оказывались без поддержки пехоты при зачистке запрещенной местности и быстро уничтожались противотанковым вооружением противника», — поделился своими впечатлениями в статье для профессионального журнала американской армии Military Review один из организаторов этого мероприятия.
Понятно, что тяжелые бронетанковые силы до сих пор занимают важное место в современных армиях, особенно в конфликтах высокой интенсивности, но при этом связанные с ними проблемы вот уже нескольких десятилетий никуда не деваются. Гусеничные машины менее надежны в сравнении с колесными, они сложнее в развертывании без длинной логистической цепочки, которая включает такие звенья, как инженерные, эвакуационные машины, тяжелые транспортеры и топливозаправщики. В конечном счете, всё упирается в их массу и стальные гусеницы, что увеличивает расход топлива и требует значительного объема обслуживания.
По мнению Николаса Драммонда, отставного британского офицера и консультанта в сфере обороны, гусеничные машины должны останавливаться каждые 300 км для профилактического обслуживания, на что может потребоваться до 8 часов, что фактически препятствует дальнейшему продвижению и способствует потере темпа. Экипажам необходимо отдыхать из-за усталости, связанной повышенным шумом и вибрацией стальных гусениц. Это еще одна возможная проблема, если армии желают иметь комбинацию колесных и гусеничных машин.
В настоящее время в Великобритании ведутся дебаты по поводу формирования британской армией двух общевойсковых ударных бригад. Новые формирования средней категории по массе, оснащенные комбинацией гусеничных машин Ajax и колесной БМП MIV (Mechanised Infantry Vehicle) 8×8 (конкретная модель пока не выбрана), должны быть способны развертываться на 2000 км. Ajax будет грозной машиной со своей 40-мм пушкой с телескопическими боеприпасами, но на начальном этапе развертывания могут быть проблемы с действием в одних боевых порядках с MIV.
«Если у вас смешанный парк, а все армии с таким смешанным парком, очень сложно поддерживать вместе колесную и гусеничную технику», — пояснил Кевин Слоан, отставной майор британской армии.
Гусеничные машины известны своими требованиями к обслуживанию. Необходимы профилактические проверки каждые 300 км, что создает проблемы во время продолжительных операций
Замена на резину
В настоящее время несколько стран изучают возможность замены традиционных стальных гусениц резиновыми гусеничными лентами. Одной из компаний, активно работающей в этом области, является Soucy Group, которая впервые стала оборудовать военные машины резиновыми гусеницами около 25 лет назад, начав с платформ BAE Systems Hägglunds Bv206 и BvS10. Это сотрудничество с Hägglunds с тех пор расширилось, захватив в свою орбиту более тяжелые гусеничные платформы массой порядка 30 тонн, включая бронемашину CV90, для которой компания Soucy разработала резиновые гусеницы, приглянувшиеся норвежской и голландской армиям.
Слоан, в настоящее время занимающийся развитием бизнеса в компании Soucy Defense, отметил, что преимущества резиновых гусениц заключаются в экономии топлива на треть, снижении шума на 13,5 децибела и вибрации на 70% меньше и «значительном снижении» стоимости жизненного цикла.
«Она совершенно не требует обслуживания, и здесь стоимость за весь срок службы является серьезным аргументом, вам ничего не надо делать с этой резиновой гусеницей после того, как она была надета. Ведущее колесо, направляющее колесо, опорные катки… все они примерно живут столько же времени, что и гусеница, — пояснил он. – Вам необходимо заменить сразу всю гусеницу после пробега 5000-8000 км, тогда как на стальных гусеницах вы проезжаете порядка 2000-3000 км и за этот время вы меняете резиновые накладки порядка шести раз, а это 18 часов работы».
Гусеницы Soucy также были установлены на бронетранспортеры M113 нескольких армий, а также семейство БМП Bronco от ST Kinetics. На прошедшей осенью прошлого года выставке DSEI в Лондоне глава маркетинговой службы компании ST Kinetics Винстон То сказал, что с этими гусеницами новая машина Bronco 3 может «преодолеть подавляющую часть рельефа, встречающегося на Земле».
Резиновые гусеницы Soucy могут выдержать взрыв в соответствии с STANAG 4569 Уровень 3. Взрыв четвертого уровня, а это 10 кг тротила, может разрушить ее. «При Уровне 4 STANAG 4 у вас не останется никакой подвески, то есть, так или иначе, необходима эвакуация машины, — сказал Слоан. – Противопехотная мина Уровня 1 STANAG разорвет стальную гусеницу, но при взрыве Уровня 3 резиновая гусеница поглотит взрывную волну, она не пройдет через всю машину, то есть мы видим здесь еще один элемент безопасности».
Слоан признал, что первоначальные инвестиции, необходимые при покупке резиновых гусеничных лент, выше, чем при покупке стальных и при их замене (маловероятный случай разрыва) требуется поднять машину на домкратах, но это всего лишь плата за полученные очевидные преимущества. Действительно, после того как норвежская армия испытала резиновые гусеницы на машинах CV90 в начале этого десятилетия в Афганистане, там решили перевести весь свой парк на гусеницы. Голландская армия также следует моде и, по словам Слоана, переведет все машины CV90 на гусеницы в ближайшее время.
Глядя на перспективу, компания Soucy купила один танк Leopard 1 из наличия канадской армии с целью испытаний резиновых гусениц на платформах массой 42-45 тонн. «Они спроектированы специально для новой машины Ajax британской армии с тем, чтобы попробовать войти на этот рынок. Эта категория по массе точно совпадает с нашими планами. Мы также нацелены на австралийскую программу Land 400 Phase 3, которая вот-вот начнется, и на американскую программу по машине Mobile Protected Firepower».
Компания также испытывает резиновые гусеницы на БМП Warrior IFV (510) британской армии с целью демонстрации своего решения на платформе массой 35-38 тонн. В перспективе это позволит проложить путь для резиновых гусениц и их интеграции с другими платформами, включая M2 Bradley, особенно в тот момент, когда армии начинают видеть преимущества резиновых композиционных материалов и начинают менять свою традиционную установку на то, что гусеницы должны быть только стальными.
«Я считаю, что армейские командиры уже поняли, что резиновые гусеницы надежны и достаточно долговечны для этих масс, и можно начинать рассматривать преимущества этих машин, — пояснил Синьорелли. – Когда вы совмещаете подобные технологические преимущества с электрическими приводами, вы начинает сокращать некий разрыв с колесными машинами касательно потребления топлива, проходимости по дорогам и даже некоторых логистических проблем, поскольку электроприводам изначально присуща большая надежность, чем механическим приводам, которыми мы располагали с момента появления гусеничных машин».
Британская сталь
Сохраняется потребность в стальных гусеницах от таких компаний, как например, Cook Defence Systems – «стратегически важного» поставщика британского министерства обороны. Она поставляет гусеницы для всех ББМ британской армии, кроме того, она получила многомиллионный контракт на поставку гусениц для программы Ajax. Кроме того, в 2015 году компания получила четырехлетний контракт стоимостью 93 миллиона долларов на обеспечение всех машин британской армии гусеницами.
«С 1996 года гусеницы для всех британских ББМ изготавливает завод Cook Defence Systems в графстве Дурхэм, — сообщил заместитель директора компании Уильям Кук. – Завод специально построен для производства гусениц для ББМ, а постоянные инвестиции позволяют поддерживать его на современном уровне».
Компания также поставляет запасные гусеницы другим армиям мира, в частности на Ближний Восток, тогда как другое ее подразделение проектирует и производит гусеницы для новых ББМ мировых грандов, например, General Dynamics, BAE Systems и ST Kinetics. Гусеница от Cook Defence TR30 была установлена на опытный образец БМП Tulpar турецкой компании Otokar, а также на инженерную машину Terrier от BAE Systems.
«Бронированные машины становятся всё тяжелее и тяжелее, поскольку добавляется всё больше систем защиты, — заметил Кук. – Непростая задача в проектировании и производстве гусениц для ББМ заключается в обеспечении их прочности с тем, чтобы они могли выдержать дополнительную массу, при максимально возможном снижении массы. Споры «гусеница против колеса» никогда не затихнут, но меньшее давление на грунт гусеничной машины означает, что она может маневрировать более свободно и может принять на себя больше защиты, чем колесная машина. Стальные гусеницы также обеспечивают гораздо большее сцепление, чем колеса или резиновые гусеницы».
Многие отраслевые эксперты говорят, что эти споры, по сути, излишни, так как они сводятся к двум разным технологиям, которые подходят для разных требований и разных боевых задач. Почти невозможно определить какая технология лучше, поскольку обе они имеют положительные и отрицательные качества в зависимости от сценария, в который они помещены. Более оживленные споры в настоящее время ведутся касательно структуры будущих сил и того, как эти две технологии могут быть скомбинированы с целью создания средних подразделений, которые смогут спроецировать силу на большие расстояния.
Использованы материалы:
www.shephardmedia.com
www.timoneygroup.com
www.rheinmetall.com
www.tyron-usa.com
www.gdls.com
www.baesystems.com
www.soucy-track.com
www.cookdefencesystems.co.uk
www.alamy.com
www.wikipedia.org
ru.wikipedia.org
Гусеничный движитель — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 октября 2019; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 октября 2019; проверки требуют 4 правки. Гусеничный движитель снегоболотохода «Ухтыш» Гусеничный движитель Т-14. Принципиальная схема гусеничного движителя.Гусеничный движитель — движитель самоходных машин, в котором тяговое усилие создаётся за счёт перематывания гусеничных лент.
В литературе встречается название — Гусеничная платформа.
Гусеничный движитель обеспечивает повышенную проходимость. Большая площадь соприкосновения гусениц с почвой позволяет обеспечить низкое среднее давление на грунт — 11,8—118 кПа, то есть меньше давления ноги человека. Тем самым гусеничный движитель предохраняется от глубокого погружения в грунт.
В 1770 году ирландский изобретательный помещик Ричард Лоуэлл Эджуорт придумал дополнить обычный экипаж деревянными переносными рельсами – «катящейся дорогой, образуемой деревянными плашками, несомыми повозкой и выстилаемыми регулярно таким образом, что они всегда имеют соприкосновение с почвой, достаточное для движения повозки». Так появился первый прообраз гусеничного хода.
В XIX веке «непрерывную дорогу» в разных вариантах изобретали не менее десятка раз (Томас Джердман в 1801 г., Уилям Палмер в 1812 г., Джон Ричард Бари в 1821 г., Джордж Кейли в 1825 г. и другие), в том числе и в России.
12 марта 1837 года штабс-капитан русской армии Дмитрий Андреевич Загряжский подал в Министерство финансов ходатайство о выдаче ему патента на экипаж с плоскозвенчатой металлической гусеницей. В протоколе комиссии, рассматривавшей предложение изобретателя, говорится: «из представленных Загряжским описания и чертежей его изобретения видно, что около каждого обыкновенного колеса, на которых катится экипаж, обводится железная цепь, натягиваемая шестиугольными колесами, находящимися впереди обыкновенного. Бока шестиугольных колёс равняются звеньям цепи, цепи сии заменяют до некоторой степени железную дорогу, представляя колесу всегда гладкую и твердую поверхность». В октябре 1837 года патент был выдан. Промышленники не заинтересовались и не оценили преимуществ гусеничного хода, а Д. А. Загряжский, не имея средств, не смог реализовать своё изобретение и в 1839 году патент был аннулирован.
Определенный вклад внес и другой русский изобретатель — Фёдор Абрамович Блинов. Он получил в 1879 году «привилегию» (патент) 2245 на изобретение «вагона с бесконечными рельсами, для перевозки грузов», в котором предложил оригинальную систему поворота гусеничной повозки.
Составные части гусеничного движителя[править | править код]
Частично собранный японский танк Чи-Ну- С поддерживающими катками, задним ведущим колесом и свободными ленивцами.
- Без поддерживающих катков с задним расположением ведущих колёс.
- С поддерживающими катками, передними ведущим колесом и несущим ленивцем.
- Без поддерживающих катков с передним ведущим колесом.
- Быстрый износ трущихся деталей (проушины, пальцы)
- Поломки траков при неравномерной нагрузке
- Попадания снега и камней между гусеницами и катками
- Антонов А. С. Армейские гусеничные машины. Часть 2. 1964.
- Бархударов. Танки, основы теории и конструкции. 1968.
- Чобиток В. А., Данков Е. В., Брижинев Ю. Н. и др. Конструкция и расчёт танков и БМП. Учебник. — М.: Воениздат, 1984. — 376 с.
- Буров С. С. Конструкция и расчёт танков. — М.: ВА БТВ, 1973. — 603 с.
- Подвижность танков и конструктивные пути её обеспечения. 1980.
Гусеничный движитель | Шины и диски
Гусеничный движитель служит для преобразования вращающего момента, подводимого к ведущим колесам через трансмиссию от силовой установки, в тяговое усилие, движущее ТС.
Движитель гусеничных машин состоит из:
- гусеничных цепей 4 или лент
- ведущих 3 и направляющих 1 колес
- опорных 5 и поддерживающих 2 катков
Вес ТС передается через подвеску на опорные катки и гусеницы, а через них — на опорную поверхность.
Под действием вращающего момента М ведущие колеса перематывают гусеничные цепи, которые расстилаются по дороге и являются как бы рельсовым путем, по которому на опорных катках перемещается несущая система машины. По мере перекатывания опорных катков задние звенья (траки) гусеничной цепи переходят на верхнюю ветвь гусеницы, а затем снова вступают в контакт с поверхностью грунта под передней частью машины.
Рис. Схемы гусеничных движителей с кормовым (а, б) и носовым (в, г) расположением ведущего колеса:
1 — направляющее колесо; 2 — поддерживающие катки; 3 —- ведущее колесо; 4 — гусеничная цепь; 5 — опорные катки; v — скорость машины; М — вращающий момент
По конструкции гусеничные движители современных машин могут быть с несущими или приподнятыми направляющими колесами, передним или задним расположением ведущих колес, с поддерживающими катками или без них и различными типами шарниров гусениц (открытые металлические, резинометаллические шарниры, шарниры в виде игольчатых подшипников).
На рисунках а и б ведущие колеса расположены в кормовой части машины. В этих схемах потери на трение в шарнирах меньше, чем при носовом расположении ведущих колес, так как число шарниров гусеницы, нагруженных тяговым усилием, и точек перегиба уменьшается.
В схеме на рисунке в направляющее колесо является несущим, т. е. оно опущено на опорную поверхность и одновременно выполняет роль опорного катка. В этом случае направляющее колесо обязательно подрессорено.
В схемах, приведенных на рисунке б, г, отсутствуют поддерживающие катки, опорные катки большого диаметра, и сам движитель имеет меньшую высоту. Однако при движении с большими скоростями верхняя ветвь гусеницы начинает совершать значительные вертикальные колебания, сопровождаемые ударами по опорным каткам. Схема на рисунке г содержит большое число опорных катков, расположенных в шахматном порядке, что улучшает проходимость машины.
Гусеницы транспортных машин могут быть выполнены в виде замкнутых резинокордных или резинометаллических лент. Однако эти ленты вследствие недолговечности и малой несущей способности используются на самых легких машинах, например на снегоходах. Наиболее широкое распространение получили металлические многозвенные гусеничные цепи, состоящие из звеньев (траков), шарнирно соединенных друг с другом.
Траки представляют собой литые или штампованные звенья из износостойкой стали, имеющие на наружной поверхности грунтозацепы, на внутренней поверхности — направляющие гребни, а также отверстия (цевки), в которые входят зубья ведущих колес, и ушки, в которые входят соединительные пальцы, шарнирно соединяющие траки между собой.
Рис. Элементы металлической многозвенной гусеницы с открытым металлическим шарниром:
1 — цевка; 2 — ушки; 3 — направляющий гребень; 4, 5 — траки; 6 — соединительный палец
Направляющие гребни препятствуют спаданию гусениц с катков. Если опорные катки одинарные, то гребни выполняются двойными и располагаются по обе стороны катков, а если катки сдвоенные, то применяются одинарные гребни, которые проходят между катками.
В гусеницах с открытыми металлическими шарнирами соединительный палец 6 в виде длинного стального стержня круглого сечения вставляется в ушки сближенных друг с другом траков и закрепляется шплинтом, стопорным кольцом или расклепыванием. Гусеницы с такими шарнирами подвержены ускоренному износу, так как в шарниры легко попадает грязь и особенно песок, обладающий абразивными свойствами. В результате износа увеличивается длина гусеницы и уменьшается прочность пальцев. Изменение длины гусеницы требует частой регулировки ее натяжения, а с уменьшением прочности пальцев происходит их поломка, ведущая к разрыву гусениц.
Применение резинометаллических шарниров, в которых устранено трение, значительно увеличивает надежность и срок службы гусениц. В таких шарнирах палец впрессован в резиновую втулку, которая, в свою очередь, запрессована в ушки трака. При изгибе гусеничной цепи происходит лишь закручивание резиновых втулок. Трение скольжения между поверхностями отсутствует, поэтому нет износа траков и пальцев. Однако здесь имеются потери при изгибе гусеницы вследствие гистерезисных явлений в резине. Для их уменьшения производится предварительное закручивание втулок в сторону, обратную их закручиванию при работе.
Рис. Соединение траков резинометаллическим шарниром:
1 — резиновая втулка; 2 — палец; 3 — ушко трака
Шарниры на игольчатых подшипниках содержат запас смазки и закрыты сальниками. В настоящее время такие шарниры широкого распространения не получили.
Ведущие колеса гусеничного движителя, предназначенные для перематывания гусеничной цепи, представляют собой стальные венцы, прикрепленные к ступицам бортовых передач.
По типу зацепления ведущих колес с гусеничной цепью различают ведущие колеса с цевочным и гребневым зацеплениями.
При цевочном зацеплении (рис. а) зубья венцов входят в отверстия (цевки) траков гусениц и при вращении ведущих колес перематывают гусеницу.
При гребневом зацеплении (рис. б) на наружной поверхности ведущего колеса имеются углубления, по форме и размерам соответствующие гребню гусеницы, или специальные ролики, укрепленные между гладкими ободьями колеса, которые, взаимодействуя с гребнями траков, перематывают гусеницу.
Рис. Цевочное (а) и гребневое (б) зацепление ведущего колеса с гусеницей
Конструкция элементов зацепления ведущих колес с гусеницей должна обеспечивать безударную передачу усилий, свободный вход и выход элементов гусеницы из зацепления, хорошее самоочищение от грязи, снега и попадающих в зацепление крупных предметов.
Направляющие колеса располагаются на противоположном от ведущих колес конце машины и служат для направления движения гусеницы и (совместно с механизмом натяжения) для регулирования натяжения гусеницы. В зависимости от конструкции гусениц, ведущих колес и опорных катков направляющие колеса могут быть двойными или одинарными.
Натяжение гусениц необходимо для предотвращения их спадания, уменьшения потерь при перематывании гусениц и облегчения их монтажа и демонтажа.
Среди натяжных механизмов с механическим приводом различают:
- винтовые — с поступательным перемещением оси направляющего колеса (рис. а)
- кривошипные — с перемещением оси направляющего колеса по дуге окружности. Поворот кривошипа может осуществляться с помощью червячной пары (рис. б) или винтовой стяжки (рис. в)
Рис. Винтовой (а) и кривошипные (б, в) механизмы натяжения гусениц:
1 — направляющее колесо; 2 — корпус машины; 3 — винтовой механизм; 4 — фиксирующие гребенки; 5, 6 — червячные пары; 7 — кривошип; 8 — винтовая
стяжка
В механизме натяжения, представленном на рисунке а, при вращении винта корпус механизма с прикрепленным к нему направляющим колесом перемещается вдоль корпуса машины и изменяет натяжение гусеницы. В схеме на рисунке б направляющее колесо устанавливается в соответствующее заданному натяжению гусеницы положение при помощи червячной пары 5. Фиксация этого положения обеспечивается с помощью гребенок на кривошипе и корпусе машины. Ввод и вывод гребенки кривошипа из зацепления с корпусом осуществляются в одном механизме с помощью червячной пары 6 и винтового механизма. В схеме на рисунке в установка направляющего колеса в необходимое положение достигается за счет изменения длины винтовой стяжки. В некоторых подобных конструкциях вместо винтовой стяжки установлен гидравлический цилиндр.
Опорные катки передают вес машины на гусеничные цепи и по ним происходит перемещение несущей части машины. Число опорных катков — пять—семь по борту.
Рис. Типы опорных катков:
а — с внутренней амортизацией; б — цельнометаллические; в — эластичные
Опорные катки современных гусеничных машин можно разделить на три типа: с наружной резиновой шиной, с внутренней амортизацией (рис. а) и жесткие цельнометаллические (рис. б). Каток каждого из трех типов может быть одинарным, двойным (см. рис. я, б) и при очень больших нагрузках на катки — тройным.
В некоторых гусеничных движителях опорные катки выполнены с пневматическими шинами или шинами с эластичным наполнителем (рис. в).
В зависимости от диаметра опорные катки бывают малого (500…600 мм) и большого (700…800 мм;и более) диаметров. Гусеничные движители с опорными катками малого диаметра включают в себя поддерживающие катки.
Жесткие опорные катки используются на тихоходных гусеничных машинах. Катки с наружной резиновой шиной снижают динамические нагрузки на гусеницу и каток, а также уменьшают шум при движении машины. Однако в резине из-за большого внутреннего трения при ее деформации выделяется большое количество теплоты, что приводит к расслаиванию шины или отслаиванию ее от обода катка. При слишком больших нагрузках на каток и скоростях движения применяются катки с внутренней амортизацией. Резина в этих катках работает главным образом на сдвиг, и работающая поверхность значительно больше, чем в наружных шинах.
Рис. Поддерживающий каток:
1 — ступица; 2 — подшипники; 3 — крышка; 4 — втулка; 5 — стопорный палец; 6 — пробка; 7 — грибок; 8 — болт; 9 — прокладка; 10, 14 — гайки; 11 — крышка лабиринта; 12 — кольцо;13, 18 — шайбы; 15 — шплинт; 16 — кронштейн; 17 — ось; 19 — манжеты; 20 — шина
Поддерживающие катки служат для поддержания верхней свободной ветви гусеничной цепи. Условия работы таких катков значительно легче, чем опорных, так как они нагружены лишь частью веса гусениц. На рисунке представлена конструкция поддерживающего катка вместе с кронштейном крепления его к корпусу машины.
Для очистки беговых дорожек гусениц от снега служат снегоочистители, устанавливаемые в гусеничном движителе.
Во время движения по снежной целине при некоторых метеорологических условиях происходит намерзание снега на беговых дорожках гусениц, что вызывает их чрезмерный натяг — происходит так называемый распор гусениц, в результате чего резко снижаются динамические характеристики машины. Распор может вызвать спадание гусеницы, разрушение резиновой ошиповки опорных катков.
Скалывание льда с беговой дорожки верхней ветви гусеницы осуществляется при движении машины специальной звездочкой, поджатой с помощью пружины к беговой дорожке. Для улучшения скалывания льда зубья звездочки выполняют переменную ширину. При отсутствии льда на гусенице звездочки переводятся в нерабочее положение.
Самоочистка направляющего колеса от грязи и снега производится специальным приспособлением в виде изогнутой лопатки, установленной между венцами колеса и закрепленной на корпусе машины.
Полугусеничный движитель — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Полугусеничный движитель[1][2], также колёсно-гусеничный движитель[3] — движитель, состоящий из используемых одновременно гусениц и колёс (в отличие от колёсно-гусеничного движителя, состоящего из колёсного и гусеничных движителей, используемых поочерёдно).
В честь предложившего её в начале XX века французского изобретателя Адольфа Кегресса иногда называют подвеска Кегресса.
Включает в себя гусеничный движитель, обычно расположенный на месте заднего моста или мостов аналогичных колёсных машин, и управляемый ведущий или неведущий мост. Нагрузка от задней части кузова полугусеничной машины распределяется набором опорных катков, что создает малое удельное давление на поверхность (обычно существенно меньшее, чем у колёсных аналогов, но большее, нежели у гусеничных машин). Поворот машины, в зависимости от конструктивных особенностей конкретной модели, может осуществляться поворотом управляемых колёс, подтормаживанием соответствующей гусеницы или комбинированным способом.
Близким аналогом полугусеничного является широко применяемый на снегоходах лыжно-гусеничный движитель. Возможность быстрого переоборудования ходовой части в лыжно-гусеничную путём закрепления на колёсах специальных съёмных лыж предусматривалась также конструкцией многих полугусеничных машин.
Типичным примером транспортного средства с полугусеничным движителем являются полугусеничные автомобили, ныне преимущественно вышедшие из употребления и не производящиеся серийно.
В отличие от автомобильной техники, где применение полугусеничного движителя ныне в большинстве случаев считается менее эффективным по сравнению с колёсным и гусеничным, в сельскохозяйственной технике полугусеничный движитель (съёмные приспособления для оснащения которым называются полугусеничным ходом) является востребованным и достаточно широко применяется для повышения проходимости и тягово-сцепных характеристик машин на сложных грунтах.
В наши дни существует перспектива возрождения интереса к применению полугусеничных движителей в автомобильной технике, связанная со значительным увеличением долговечности гусениц и наличием шин, способных обеспечить соизмеримое с гусеничным движителем давление на грунт. В сравнении с колёсными автомобилями полугусеничный автомобиль может иметь более высокую проходимость благодаря применению гусеничного движителя, а в сравнении с чисто гусеничными машинами — иметь более высокие максимальные скорости движения благодаря использованию кинематического (при помощи управляемых колёс) способа поворота[4].