ГОСТ 10409-74 Колеса автомобильные с разборным ободом. Основные размеры. Общие технические требования
Текст ГОСТ 10409-74 Колеса автомобильные с разборным ободом. Основные размеры. Общие технические требования
ГОСТ 10409-74 (ИСО 4107-95)
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
КОЛЕСА АВТОМОБИЛЬНЫЕ С РАЗБОРНЫМ ОБОДОМ
ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Издание официальное
ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ Москва
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 20.09.74 № 2202
Изменение № 5 принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 15 от 28.05.99)
За принятие изменения проголосовали:
Наименование государства |
Наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджанская Республика |
Азгосстандарт |
Республика Армения |
Армгосстандарт |
|
Госстандарт Беларуси |
Грузия |
Грузстандарт |
Республика Казахстан |
Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизская Республика |
Киргизстандарт |
Республика Молдова |
Молдовастандарт |
Российская Федерация |
Госстандарт России |
Республика Таджикистан |
Т аджикгосстандарт |
Туркменистан |
Главная государственная инспекция Туркменистана |
|
Узгосстандарт |
Украина |
Госстандарт Украины |
3. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 3731—88 и СТ СЭВ 4932—84
4. Стандарт полностью соответствует международному стандарту ИСО 4107—79
5. ВЗАМЕН ГОСТ 10409-63
6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка |
Номер пункта |
ГОСТ 9.014-78 |
3.4 |
ГОСТ 5513-97 |
Вводная часть |
ГОСТ 7593-80 |
|
ГОСТ 8430-85* |
Вводная часть |
7. Ограничение срока действия снято по протоколу № 4—93 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4—94)
8. ИЗДАНИЕ (декабрь 2002 г.) с Изменениями № 1, 2, 3, 4, 5, утвержденными в январе 1984 г., декабре 1985 г., июне 1988 г., июне 1989 г., ноябре 1999 г. (ИУС 5—84, 4—86, 11—88, 11—89, 2-2000)
Переиздание (по состоянию на март 2008 г.).
См. примечание ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» (с. 10).
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
КОЛЕСА АВТОМОБИЛЬНЫЕ С РАЗБОРНЫМ ОБОДОМ
Основные размеры.
Общие технические требования
Automotive wheels with sectional rims.
Basic dimensions. General technical requirements
MKC 43.040.50
гост
10409-74
(ИСО 4107-95)
Дата введения 01.07.75
Настоящий стандарт распространяется на дисковые и бездисковые колеса с разборным ободом с коническими 5°-ными полками для камерных пневматических шин постоянного давления по ГОСТ 5513, предназначенных для грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, автомобильных прицепов и полуприцепов, а также для шин по ГОСТ 8430 подъемно-транспортных и строительнодорожных машин в части основных размеров ободьев.
Транспортные средства и строительно-дорожные машины, производство которых начато до 01.01.90, допускается изготовлять с дисками колес, центрируемыми по фаскам крепежных отверстий в соответствии с приложением.
(Измененная редакция, Изм. № 4, 5).
1. ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ ОБОДЬЕВ И ЭЛЕМЕНТОВ КРЕПЛЕНИЯ КОЛЕС
1.1. Основные размеры ободьев должны соответствовать указанным на черт. 1 и в табл. 1,2:
Издание официальное ★
Перепечатка воспрещена
© Издательство стандартов, 1974 © ИПК Издательство стандартов, 2003 © СТАНДАРТИНФОРМ, 2008
Размеры в миллиметрах
Номинальная ширина обода, дюймы |
А |
G ±1,2 |
r2 ±2,5 |
В, не менее | |
|
Пред. откл. | ||||
5,0 |
127,0 |
27,9 |
14,0 |
16,5 | |
5,5 |
139,7 |
30,5 |
15,2 |
17,8 | |
6,0 |
152,4 |
+2,5 |
33,0 |
16,5 |
19,1 |
(18,0) | |||||
6,5 |
165,1 |
35,6 | 17,8 |
20,4 | |
7,0 |
177,8 |
36,8 |
18,4 |
21,0 | |
38,1 |
19,0 |
21,6 | |||
7,5 |
190,5 |
(38,1) |
(19,0) |
(21,6) | |
±3,0 |
40,6 |
20,3 |
22,9 | ||
8,0 |
203,2 | 43,2 |
21,6 |
24,2 | |
8,5 |
215,9 |
45,7 |
22,9 |
25,4 | |
±3,5 |
(43,2) |
(21,6) |
(24,2) | ||
9,0 |
228,6 |
48,3 |
24,1 |
26,7 | |
10,0 |
254,0 |
±4,7 |
(43,2) |
(21,6) |
(24,2) |
50,8 |
25,4 |
28,0 |
Примечание. Размеры, приведенные в скобках, для нового проектирования не применять.
Размеры в миллиметрах
Таблица 2
Условное обозначение номинального диаметра обода |
D |
А |
Длина окружности %D1 ±1,2 |
d2 |
15 |
387,4 |
386,01 |
1212,7 |
381,0 |
20 |
|
513,01 |
1611,7 |
508,0 |
24 |
616,0 |
614,61 |
1930,9 |
609,6 |
(Измененная редакция, Изм. № 1 — 5).
1.2. Размер обода по ширине посадочной полки по стороны съемного бортового кольца должен соответствовать указанному на черт. 2.
* Уменьшение размера по согласованию с шинной промышленностью.
Черт. 2
(Измененная редакция, Изм. № 1).
1.3. Условное обозначение ободьев — по отраслевой нормативно-технической документации (НТД).
(Измененная редакция, Изм. № 4).
1.4. Расположение и размеры вентильного отверстия в основании обода колеса должны соответствовать указанным на черт. 3.
^ | |||||||
R7 | |||||||
Л | |||||||
к |
J | ||||||
^ 9,5min |
19 К……..:-а» |
1 — бортовая часть основания обода; 2 — торец замочной части основания обода
Черт. 3
(Измененная редакция, Изм. № 1, 3).
1.5. При креплении дисковых и бездисковых колес к ступице расстояние между осями сдвоенных колес Ь2 должно соответствовать указанному на черт. 4 и в табл. 3. При креплении одинарного дискового колеса вылет диска должен быть равен Ь2/2.
Для колес, применяемых только как одинарные, допускается уменьшение вылета диска.
Номинальная ширина обода, дюймы |
Ь2, мм +3 |
Условное обозначение монтируемых шин |
5,0 |
228 |
180-508 |
254* |
200-508 | |
5,5 |
238 |
200-508 |
254 |
200-508Р* | |
6,0 |
260 |
220-508; 220-508Р |
280* |
240-508*, 240-508Р*, 240-381 | |
6,5 |
284 |
240-508 |
304 |
240-508Р | |
7,0 |
310 |
260-508, 260-381, 260-508Р |
324 |
260-508, 260-381, 260-508Р, 280-508Р | |
7,5 |
324 |
280-508, 280-508Р |
330 | ||
8,0 |
334 |
300-508, 280-508Р |
350* |
300-508Р* |
Номинальная ширина обода, дюймы |
Ь2, мм +3 |
Условное обозначение монтируемых шин |
370 |
320-508, 300-508Р, 320-508Р* | |
8,5 |
350* |
300-508Р, 320-508* |
334* |
300-508 | |
9,0 |
388 |
320-508Р |
* Допускается применять в технически обоснованных случаях по согласованию с шинной промышленностью.
(Измененная редакция, Изм. № 1—5).
1.6. (Исключен, Изм. № 4).
1.7. (Исключен, Изм. № 3).
1.8. (Исключен, Изм. № 4).
1.9. (Исключен, Изм. № 2).
1.10. Размеры замочной части обода (типоразмеров от 7,0 до 8,5), определяющие их посадку на ступицу для бездисковых колес, должны выбираться в соответствии с черт. 10 и табл. 5.
А/2 — размер от центра основания обода до бортовой закраины; Е — размер от центра основания обода до торца замочной части; С — размер для построения посадочного конуса
Черт. 10*
Размеры в миллиметрах
Таблица 5
Условное обозначение обода |
Внутренний диаметр бурта замочной части д |
Внутренний диаметр посадочной поверхности Dg, не менее |
С |
Е |
7,0-15 |
345 |
363 |
47 |
111,5 |
7,0-20 |
472 |
490 | ||
7,5-20 |
48 |
116,0 | ||
8,0-20 |
470 |
489 |
50 |
125,0 |
8,5-20 |
131,5 |
(Измененная редакция, Изм. № 1—3, 5).
1.11, 1.12. (Исключены, Изм. № 4).
1.13. Присоединительные размеры крепления одинарных и сдвоенных дисковых колес на ступице с центрированием дисков по центральному отверстию должны соответствовать указанным на черт. 14 и в табл. 6а.
* Черт. 5—7. (Исключены, Изм. № 4). Черт. 8, 9. (Исключены, Изм. № 2).
Размеры в миллиметрах
Таблица 6а
Номинальная ширина обода, дюймы |
Диаметр расположения осей крепежных отверстий А2 |
Диаметр крепежного отверстия Dl3 + 1,0 |
Диаметр центрального отверстия i)14 +0,2 |
Диаметр привалочной плоскости диска D15, не менее |
Внутренний посадочный диаметр ступицы D]6 -0,2 |
Наружный посадочный диаметр ступицы DX1 -5,0 |
Число крепежных отверстий |
5,0 |
205,0 |
21,0 |
161,0 |
255,0 |
160,8 |
250,0 |
6 |
5,5; 6,0; 6,5 |
222,25 |
160,0 |
275,0 |
159,8 |
270,0 | ||
6,0; 6,5; 7,0; 7,5; 8,0 |
275,0 |
24,0 |
221,0 |
325,0 |
220,8 |
320,0 |
8 |
7,0; 7,5; 8,0; |
285,75 |
26,0 |
220,0 |
345,0 |
219,8 |
340,0 |
10 |
8,5; 9,0; 10,0 |
335,0 |
281,0 |
390,0 |
280,8 |
385,0 |
П римечание. Допускалось до 1 января 1994 г. по согласованию с потребителем предельное отклонение диаметра Z)14 плюс 0,6 мм.
(Измененная редакция, Изм. № 2—5).
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Колеса должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам и технической документации, утвержденным в установленном порядке.
2.2. На посадочной для бортов шин поверхности обода не допускаются выступы сварного шва, выбоины и другие неровности размером более 0,5 мм. Бортовое и замочное кольца не должны иметь острых кромок, обращенных к борту шины.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2.3. На вентильном отверстии острые кромки со стороны, обращенной к шине, и заусенцы с противоположной стороны не допускаются.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
2.4. Крепежные отверстия дисков колес должны быть равномерно расположены по окружности. Смещение осей отверстий и фасок от номинального положения по окружности не должно превышать допуска на диаметр расположения крепежных отверстий.
2.5. Биение обода на участках, прилегающих к шине, не должно превышать указанного в табл. 7. *
* Черт. 11—13. (Исключены, Изм. № 4).
Условное обозначение обода |
Допускаемое биение, мм | |
радиальное |
осевое | |
От 5,0—15 до 6,5—20 включ. |
2,5 |
2,0 |
От 7,0—15 до 7,0—20 включ. |
2,5 | |
От 7,5—15 до 8,5—20 включ. |
3,0 | |
От 9,0—20 до 10,0—24 включ. |
5,0 |
5,0 |
П римечание. Допускаемое биение ободьев в сборе с диском устанавливается в технической документации, утвержденной в установленном порядке.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2—4).
2.6. Окраска колес — по ГОСТ 7593.
2.7. Ресурс колес — не менее ресурса транспортного средства. 2.6, 2.7. (Введены дополнительно, Изм. № 1).
За. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
За.1.
За.2.
черт. 15 и
(Исключен, Изм. № 3).
Контроль профиля обода следует проводить шаблонами, размеры которых приведены на в табл. 8.
Номинальная ширина обода, дюймы |
+0,1 |
а2 -0,1 |
В +0,1 |
G\ +0,1 |
°2 -0,1 |
к, |
к2 |
къ |
5,0 |
123,8 |
130,2 |
16,5 |
26,7 |
29,1 |
10,5 |
25,0 |
65,0 |
5,5 |
136,5 |
142,9 |
17,8 |
29,3 |
31,7 |
29,0 |
70,0 | |
6,0 |
149,2 |
155,6 |
19,1 (18,0) |
31,8 |
34,2 |
31,0 |
75,0 | |
6,5 |
161,9 |
168,3 |
12,5 | |||||
20,4 |
34,4 |
36,8 |
33,0 |
80,0 | ||||
7,0 |
174,6 |
181,0 |
21,0 |
35,6 |
38,0 |
34,0 |
85,0 | |
21,6 |
36,9 |
39,3 |
35,0 |
Продолжение табл. 8
Номинальная ширина обода, дюймы |
+0,1 |
^2 -од |
В +0,1 |
G\ +0,1 |
g2 -0,1 |
к2 |
*3 | |
7,5 |
187,3 |
193,7 |
(21,6) 22,9 |
(36,9) 39,4 |
(39,3) 41,8 |
12,5 |
(35,0) 37,0 |
(85,0) 90,0 |
24,2 |
42,0 |
44,4 |
40,0 |
95,0 | ||||
8,0 |
200,0 |
206,4 | ||||||
8,5 |
212,3 |
219,5 | ||||||
25,4 |
44,5 |
46,9 |
42,0 |
100,0 | ||||
9,0 |
225,0 |
232,2 |
26,7 |
47,1 |
49,5 |
45,0 |
110,0 | |
(24,2) |
(42,0) |
(44,4) |
(40,0) |
(95,0) | ||||
10,0 |
249,3 |
258,7 | ||||||
28,0 |
19,6 |
52,0 |
47,0 |
115,0 |
Примечание. Размеры, приведенные в скобках, для нового проектирования не применять.
Допускается контроль каждого размера профиля обода проводить разными шаблонами.
На шаблоне должны быть указаны:
— условное обозначение профиля обода;
— обозначение стандарта;
— размеры профиля обода Ah А2, Д и G2 по примеру, указанному для профиля обода 6,5 (см. черт. 15).
Размеры Ai и А2 контролируют только у разъемных по радиусу ободьев с неотъемными бортовыми закраинами.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 3, 4).
За.З. Контроль длины окружности посадочной полки обода следует проводить со стороны бортовой части основания обода шариковой рулеткой, настроенной по контрольному кольцу диаметром в соответствии с черт. 1 и табл. 2.
Допускается применять плоскую рулетку.
За.4. Проверку на соответствие требованиям пп. 1.2, 1.4, 1.5, 1.10 и 1.11 проводят универсальными средствами измерений.
За.З, За.4. (Введены дополнительно, Изм. № 1).
За.5. Проверку на соответствие требованиям п. 2.5 следует проводить на участках основания обода, указанных на черт. 16, относительно базовых поверхностей, по которым производится установка колес на ступицу транспортного средства.
Допускается контроль осевого биения проводить с внешней стороны бортовой закраины, исключая зону сварного шва с длиной дуги по 50 мм в обе стороны от сварного шва.
Проверка осевого военая
Черт. 16
(Измененная редакция, Изм. № 4).
3. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ
3.1. Колеса и детали, входящие в него, должны иметь маркировку, выполненную шрифтом высотой не менее 5 мм и содержащую следующие данные:
— наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;
— условное обозначение обода;
— год и месяц выпуска.
3.2. (Исключен, Изм. № 1).
3.3. Колеса допускается перевозить транспортом любого вида.
3.4. Консервация при длительном хранении неокрашенных колес — по ГОСТ 9.014. (Измененная редакция, Изм. № 1).
4. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
4.1. Предприятие-изготовитель гарантирует соответствие ободьев колес требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий эксплуатации, транспортирования и хранения.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
4.2. Гарантийный срок эксплуатации ободьев колес — 36 мес при пробеге не более 80000 км со дня ввода в эксплуатацию.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Справочное
ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ ДИСКОВ КОЛЕС, ЦЕНТРИРУЕМЫХ ПО ФАСКАМ КРЕПЕЖНЫХ ОТВЕРСТИЙ
1. Присоединительные размеры дисков одинарных и сдвоенных колес и ступиц должны соответствовать указанным на чертеже и в таблице.
2. Размеры крепежных отверстий в дисках колес должны соответствовать указанным на чертеже.
Центровка сдвоенных колес Центровка одинарных колес
Размеры в миллиметрах
Номинальная ширина обода, дюймы |
Диаметр расположения осей крепежных отверстий D3 |
Диаметр центральных отверстий дисков D4 ±0,8 |
Внутренний посадочный диаметр ступицы D5, не более |
Наружный посадочный диаметр ступицы D6, не более |
Число крепежных отверстий | |
Номин. |
Пред. откл. | |||||
5,0; 5,5 |
222,25 |
±0,15 |
163 |
159 |
270 |
6 |
6,0 |
222,25 |
±0,15 |
163 |
160 |
270 |
6 |
275,00 |
±0,20 |
214 |
210 |
345 |
8 | |
6,5 |
222,25 |
±0,15 |
163 |
160 |
272 |
6 |
275,00 |
±0,20 |
214 |
210 |
345 |
8 |
Продолжение таблицы
Номинальная ширина обода, ДЮЙМЫ |
Диаметр расположения осей крепежных отверстий 1>3 |
Диаметр центральных отверстий дисков 1>4 +0,8 |
Внутренний посадочный диаметр ступицы D5, не более |
Наружный посадочный диаметр ступицы Dg, не более |
Число крепежных отверстий | |
Номин. |
Пред. откл. | |||||
7,0 |
275,00 |
+0,20 |
214 |
210 |
325 |
8 |
286,00* |
222 |
218 |
10 | |||
335,00 |
272 |
268 |
385 | |||
7,5 |
275,00 |
+0,20 |
214 |
210 |
345 |
8 |
335,00 |
272 |
268 |
385 |
10 | ||
8,0 |
275,00 |
±0,20 |
214 |
210 |
345 |
8 |
335,00 |
272 |
268 |
385 |
10 | ||
8,5 |
286,00* |
±0,20 |
222 |
218 |
345 |
10 |
335,00 |
272 |
268 |
385 | |||
9,0 |
286,00* |
±0,20 |
222 |
218 |
345 |
10 |
335,00 |
272 |
268 |
385 |
* Не допускается применять для вновь проектируемых автомобилей.
Примечание. Диаметр привалочной плоскости D\% определяют из условия D\% > D(,+5 мм.
ПРИЛОЖЕНИЕ. (Измененная редакция, Изм. № 3—5).
ПРИМЕЧАНИЕ ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»
Указанный в разделе «Информационные данные» к ГОСТ 10409—74 (ИСО 4107—95) ГОСТ 8430-85 заменен на ГОСТ 8430-2003.
Редактор Р.Г. Говердовская Технический редактор О.Н. Власова Корректор Е.Д. Дульнева Компьютерная верстка Л.А. Круговой
Подписано в печать 21.04.2008. Формат 60х841/8. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс. Печать офсетная. Уел. печ. л. 1,40. Уч.-изд. л. 1,10. Тираж 64 экз. Зак. 360.
ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», 123995 Москва, Гранатный пер., 4.
Набрано во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» на ПЭВМ
Отпечатано в филиале ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» — тип. «Московский печатник», 105062 Москва, Лялин пер., 6.
Колесо (автотранспорт) — Википедия
Автомобильное колесо (в соответствии с действующим ГОСТом РФ) — в просторечии «Колёсные диски»См. также другие значения термина Диск
Автомобильное колесо является неотъемлемой частью автомобиля и совместно с шиной представляют собой движитель колёсного транспортного средства.
Автомобильное колесо за последние 100 лет претерпело немало изменений, от деревянных колёс до композитов и сверхпрочных сплавов. Первые европейские автомобили были оборудованы спицевыми колёсами аналогичными велосипедным, но эти колёса оказались недостаточно прочными. Первый американский массовый автомобиль Ford Model T выпускался с 1908 по 1927 год с деревянными колёсами. В 1927 году они были заменены на стальные. В 1960-х годах большую популярность получили магниевые диски, лёгкие и прочные диски из сплавов магния изначально были созданы для гонок, но постепенно вышли на массовый рынок. Позже место магниевых дисков заняли более тяжёлые, но более дешёвые в производстве литые алюминиевые диски. На данный момент большинство дилеров выпускает автомобили со стальными (бюджет-эконом вариант) либо литыми алюминиевыми дисками. Кованые диски из сплавов магния по-прежнему используются для гоночных автомобилей, включая Formula 1.
-
Деревянный диск автомобиля Паккард начала 20-го века
-
Спицованный диск начала 20-го века
-
Классический стальной диск 70-х годов производства
-
Литой алюминиевый диск 90-х годов производства на Феррари
Спицевое колесо[править | править код]
В настоящее время его носителями являются только велосипеды и некоторые мотоциклы. Достоинства спицевых колёс в их высокой энергоёмкости (амортизирующей способности), к недостаткам можно отнести высокую трудоёмкость в производстве колёс и невысокую точность геометрии колеса. Также спицевые колёса можно встретить на выставочных автомобилях или ретро-карах.
Классическое стальное (штампованное) колесо[править | править код]
Cтальной колёсный дискЯвляется наиболее распространёнными и дешёвым типом колёс в мире, выполняется как правило из листовой стали, довольно прочно, зарекомендовало себя во всех видах транспорта. Преимуществом таких дисков является то, что они подлежат ремонту в случае деформации. Из недостатков отмечается излишний вес. На автомобильные стальные колёса ввиду скромности их дизайна часто устанавливают декоративные колпаки
Колёса из лёгких сплавов[править | править код]
Колёса из лёгких сплавов (в большинстве случаев алюминиевых) можно поделить на три категории (по технологии производства): литые, кованые и комбинированные (сборные).
-
Литой алюминиевый диск
Кованый диск покрашенный в красный цвет
Основные преимущества легкосплавных колёс перед стальными:
- геометрическая точность,
- меньший вес (как правило),
- улучшенное отведение тепла от тормозных систем,
- разнообразие дизайна колёс.
Eсли стальное колесо типоразмерности 5Jx13 имеет массу 5,5 кг, то легкосплавное литое — около 4,8-5 кг, а кованое — около 4,2-4,5 кг (взвешивание колёс ВАЗ-21099 произведено в испытательной лаборатории компании K&K в 1999 г.). Технически уменьшение массы колеса означает снижение массы неподрессоренных частей и сил инерции. Благодаря этому оно легче «отрабатывает» неровность поверхности дорожного полотна, что даёт более чёткую реакцию подвески автомобиля. В свою очередь улучшается контакт автомобиля с дорогой и его управляемость. Снижение инерционности, соответственно, увеличивает ресурс самого транспортного средства, повышает тормозную и разгонную динамику и как следствие снижает расход топлива.
Литые колёса[править | править код]
Литые изготавливаются методом отливки в форму. Используются как правило алюминиевые, магниевые и очень редко титановые сплавы. После отливки в ряде случаев проводят термообработку отливок (для улучшения механических свойств колеса). Свой конечный вид колесо получает после механической обработки и покраски. По стоимости — это самый окупающийся вид производства легкосплавных колёс.
-
Алюминий-магниевый диск фирмы Alcoa на автомобиле MAN TGL
-
пример профильной проекции диска.
Кованые колёса[править | править код]
Кованые колёса изготавливаются методом энергоёмкой горячей штамповки. Готовая поковка проходит обязательную термообработку (процесс закалки и старения). Конечный вид диск получает после механической обработки и покраски. По стоимости это один из самых дорогих видов производства легкосплавных колёс (поковка может иметь массу до 25 кг — выход одного колеса 5 кг плюс большие энерго- и трудозатраты).
Комбинированные колёса[править | править код]
Тип колёс, который состоит как правило из двух и более частей. Каждая из которых может быть выполнена по разным технологиям (пример: спицы — алюминиевый сплав, литьё. Обод — титановый прокат, вальцовка.). Спицевое колесо тоже относится к данному типу.
-
Сборно-разборные диски с креплением на центральной гайке
Снятый диск без шины
Композитные колёса[править | править код]
В настоящее время композитные колёса стоят на некоторых велосипедах и спорткарах. Широкое распространение этого типа ограничено их высокой стоимостью.
Бездисковые колёса[править | править код]
Устройство обода[править | править код]
На велосипедах, мотоциклах и легковых автомобилях обод неразборный. При монтаже шины она преодолевает закраины обода за счёт своей эластичности. Для облегчения монтажа посередине обода делают углубление — «ручей» (может быть расположен симметрично или несимметрично). Когда один борт шины задвигается в ручей, противоположный борт поднимается над закраиной обода.
На грузовых автомобилях используют разборный обод. Одна из закраин обода снимается, что позволяет задвинуть шину на обод или, наоборот, снять шину с обода. После установки шины съёмная закраина фиксируется запорным кольцом.
При использовании шин сверхнизкого давления необходимы дополнительные устройства, чтобы механически зажать борта шины и, таким образом, исключить возможность проворачивания шины относительно обода или её случайной разбортовки во время движения.
Крепление колеса производится посредством резьбовых соединений к колёсной ступице:
Снятый диск без шины с креплением на 5 болтов или гаек.
-
Диск Мерседеса,прикрученный на 5 болтах
Используются как правило многоточечные крепления (исключение составляют спорткары, и автомобили эксклюзивных моделей).
Все колёса имеют стандартную маркировку параметров, независимо от того, какое это колесо легкосплавное (литое) или стальное (штампованное). Например, 6,5J×16h3 PCD 5×114,3, Offset48 или ET48 DIA67,1.
- 6.5 — Монтажная ширина обода колеса в дюймах.
- J — Профиль обода колеса (пример: JJ, C, CH, HJ и т. д.).
- h3 — количество «хампов» (HUMP) Количество кольцевых выступов на ободе колеса вдоль закраин (предназначены для предотвращения схода шины с посадочных мест, при увеличении боковых сил).
- 16 — Монтажный диаметр обода колеса в дюймах.
- LZxPCD 5×114,3 — Количество крепёжных точек (в данном случае 5×). И диаметр окружности (Pitch Circle Diameter), на которой расположены центры крепёжных отверстий, (в данном случае 114,3 мм). У дисков с четырьмя крепёжными отверстиями PCD измеряется как расстояние между центрами противоположных отверстий. У дисков с пятью крепёжными отверстиями измеряется расстояние между центрами самых дальних по отношению друг к другу отверстий и умножается на коэффициент 1,051.
- ET48 (или Offset 48) — (ET-EinpressTiefe) Вылет (вынос) привалочной плоскости колеса (плоскость, которой колесо прижимается к ступице) относительно оси симметрии обода. Вылет бывает как положительный, так и отрицательный (пример: ЕТ40 — легковой автомобиль, ЕТ-4 «Джип») измеряется в мм. В данном случае он равен 48 мм.
- DIA67,1 — (DIA) Диаметр центрального отверстия, которое отвечает за центровку всего колеса в сборе на ступице автомобиля. Измеряется со стороны привалочной плоскости. В нашем случае равен 67,1 мм.
Многие производители колёс делают DIA большего диаметра, а для центровки на ступице используют переходные кольца (адаптеры).
Дополнительная маркировка[править | править код]
- 0407 — Дата изготовления. Как правило год и неделя. В данном случае информация означает что диск выпущен в 4 неделю 2007 года.
- SAE, ISO, TUV — клеймо контролирующего органа. Маркировка свидетельствует о соответствии колес международным правилам или стандартам.
- MAX LOAD 2000LB — обозначение максимальной нагрузки на колесо (обозначают в килограммах или фунтах). В данном случае он равен 2000 фунтов (908 кг)
- MAX PSI 50 COLD — обозначение максимального давления в шине. В данном случае давление не должно превышать 50 фунтов на квадратный дюйм (3,5 кгс/кв.см), COLD (холодный) указывает, что измерять давление следует в холодной шине.
Так называемая балансировка не проводиться на разобранном диске т.к. это не эффективно. Соотношение масс резины и диска должны определяться только в сборе и конечная балансировка проводится в собранном виде и с выставленным номинальным давлением. А так же балансировка должна проводиться с использованием фланцевого адаптера т.к. она увеличивает точность балансировки.
Качественные колесные диски производятся далеко не в каждой стране. Причем структура производств этих изделий заметно отличается .Например если в Германии или Италии это производители автозапчастей, то в России это металлургические заводы, занятые первичной выплавкой, а также переплавкой металлов. Впрочем Россия в этом плане не совсем одинока ибо например наиболее крупным производителем литых дисков в США является компания Alcoa, которая одновременно является крупным производителем первичного алюминия. Так же имеют ценность диски фирмы Zinik, которые изготавливают диски для премиальных автомобилей. В России производством дисков занимается Саянский и Красноярский и другие алюминиевые заводы, а также крупнейший в мире завод титана ВСМПО.К примеру в Германии производителями такой продукции являются моторостроительная компания AMG и производители автозапчастей такие как BBS и Lorinser. В Италии так же подобную продукцию производят такие фирмы как например MOMO[1] ,которые производят тюнинговые запчасти.
В XXI веке появились легкосплавные диски, выполняемые по воле заказчика. На них может быть нанесен определённый узор, они могут быть покрашены в соответствующие заказу цвета, разные украшения, а также вращающиеся колпаки. Но простор для творчества ограничен сохранением физических свойств, необходимых для диска.
-
Типичный пример кражи колес на автомобиле Ford Focus
В некоторых случаях комплект дисков может стоить даже дороже всей машины если эта машина сравнительно дешёвая. Допустим диски, сделанные на заказ для S-класса могут стоить порядка 20000 евро, при том что стоимость нового Мерседеса S-класса составляет порядка 100000 евро. По этому при невозможности угона такой машины могут украсть сами диски, а покупателем краденого имущества чаще всего оказывается владелец либо подобной машины, либо другой машины, на которой колеса соответствуют типоразмерности. То есть хорошие диски могут представлять собой значительную часть стоимости всей машины.
Есть и более примитивные случаи, когда воруют самый обычный железный диск с самой обычной шиной, продавая его за копейки в ближайший шиномонтаж. Как правило это происходит с грузовиками как европейского так и американского типа. Но если речь идет о машине европейского типа, где пока ещё преобладают стальные диски, основной целью кражи является шина, то при краже колеса с грузовика американского типа целью кражи чаще всего является сам диск, так как он выполнен из легкого алюмо-магниевого сплава и кроме того менее распространен в России по этому даже на вторичном рынке стоит значительно дороже.
Меры защиты[править | править код]
Для защиты от кражи колес применяется так называемая «секретка» или «обманный болт» или же «обманная гайка» в зависимости от типа крепления. Такие болты или гайки имеют специальную головку, которая доступна только одному или нескольким пользователям. Таким образом открутить такой болт или гайку обычным ключом невозможно, но умелые колесокрады чаще всего срезают такую гайку вместе со шпилькой, если конечно туда можно подобраться болгаркой не повредив сам диск . Но в противном случае «секретка» чаще всего защищает диск от кражи хотя бы потому что болт закручивается внутрь самого диска и болт или гайку невозможно срезать не повредив сам диск. В то же время при потере спецголовки для откручивания «секретки» можно столкнуться с проблемой так как сам владелец не сможет поменять колесо.
ГОСТ 28376-89 Компакт-диск. Параметры и размеры, ГОСТ от 19 декабря 1989 года №28376-89
ГОСТ 28376-89
(МЭК 908-87)
Группа Э46
КОМПАКТ-ДИСК
Параметры и размеры
Compact disc. Parameters and dimensions
МКС 33.160.30
ОКП 96 8600
Дата введения 1991-01-01
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством культуры СССР
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 19.12.89 N 3820
3. Стандарт полностью соответствует международному стандарту МЭК 908-87*
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.
4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта, приложения |
ГОСТ 27418-87 | Приложение |
ГОСТ 27667-88 | Вводная часть |
6. Ограничение срока действия снято по протоколу N 5-94 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 11-12-94)
7. ПЕРЕИЗДАНИЕ. Декабрь 2005 г.
Настоящий стандарт распространяется на оптический отражающий диск с предварительно записанной звуковой информацией в цифровом виде (далее — компакт-диск) по системе записи по ГОСТ 27667.
Термины, применяемые в настоящем стандарте, и их пояснения приведены в приложении.
1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
1.1. Оптические параметры
1.1.1. Основные оптические параметры компакт-диска в пределах зоны информации должны соответствовать указанным в табл.1 и на черт.1.
Таблица 1
Наименование параметра | Значение |
1. Толщина прозрачной основы в зоне информации без отражающего и защитного слоев и этикетки, мм | 1,2±0,1 |
2. Показатель преломления | 1,55±0,1 |
3. Пределы углового отклонения отраженного пучка () относительно опорной плоскости , включая вертикальное биение компакт-диска и непараллельность прозрачной основы в соответствии с черт.1 | ±1,6° |
4. Двойное лучепреломление прозрачной основы при двойном прохождении, нм, не более | 100 |
5. Коэффициент отражения, измеренный сквозь прозрачную основу при двойном прохождении, %, не менее | 70 |
Черт.1. Угловое отклонение отраженного пучка
Угловое отклонение отраженного пучка
Черт.1
1.1.2. Пределы изменения коэффициента отражения в зоне программы при вращении компакт-диска с номинальной линейной скоростью должны быть не более 3% на частотах, меньших 100 Гц.
1.2. Параметры записи
1.2.1. Информация должна быть нанесена на компакт-диск в виде одной дорожки в форме спирали без разрывов, направленной от центра к краю компакт-диска и состоящей из следующих друг за другом углублений (питов). Длина питов и промежутков между ними может принимать только дискретные значения, которые несут информацию о двух кодированных звуковых каналах.
1.2.2. Основные параметры записи на компакт-диске должны соответствовать указанным в табл.2 и на черт.2 при температуре окружающего воздуха от 5°С до 55°С и относительной влажности воздуха от 5% до 95%.
Таблица 2
Наименование параметра | Значение |
1. Номинальная линейная скорость записи, м·с: | |
не менее | 1,2 |
не более | 1,4 |
2. Предельное отклонение номинальной линейной скорости на одном компакт-диске, м·с | ±0,01 |
3. Начальный диаметр зоны ввода, мм, не более | 46,0 |
4. Начальный диаметр зоны программы, мм | 50,0 |
5. Конечный диаметр зоны программы, мм, не более | 116,0 |
6. Конечный диаметр зоны вывода, мм, не менее | Конечный диаметр зоны программы +1 мм |
7. Расстояние между двумя любыми соседними дорожками записи, мкм | 1,6±0,1 |
8. Предельные значения биений информационной поверхности в направлении, перпендикулярном к опорной плоскости при вращении компакт-диска с номинальной линейной скоростью, полученные с помощью измерительного звукоснимателя | |
8.1. Для частот биений, меньших 500 Гц | |
8.1.1. Амплитуда по отношению к номинальному положению, отстоящему на 1,2 мм от опорной плоскости при показателе преломления, равном 1,55 мм | ±0,5 |
8.1.2. Среднее квадратическое значение, мм, не более | 0,4 |
8.1.3. Ускорение, м·с, не более | 10 |
8.2. Для частот биений, больших 500 Гц, от пика до пика, мкм, не более | 2 |
9. Предельные значения биений дорожки записи в направлении радиуса компакт-диска при его вращении с номинальной линейной скоростью | |
9.1. Для частот биений, меньших 500 Гц | |
9.1.1. Радиальные биения относительно оси окружности, вписанной в центральное отверстие, от пика до пика, мкм, не более | 140 |
9.1.2. Радиальное ускорение от эксцентриситета и некруглости, м·с, не более | 0,4 |
Черт.2. Размещение зон на компакт-диске
Размещение зон на компакт-диске
Черт.2
1.2.3. Направление вращения компакт-диска со стороны воспроизведения должно быть против часовой стрелки.
2. РАЗМЕРЫ
2.1. Основные размеры компакт-диска, включающего отражающий слой, защитный слой и этикетку, должны соответствовать указанным в табл.3 и на черт.2, 3а, б.
Таблица 3
Наименование параметра | Значение |
1. Наружный диаметр, измеренный при температуре (23±2)°С и относительной влажности (50±5)%, мм | 120,0±0,3 |
2. Радиальное биение внешнего края относительно окружности, вписанной в центральное отверстие, мм, не более | 0,4 |
3. Форма центрального отверстия — цилиндрическая, диаметр отверстия, измеренный при температуре (23±2)°С и относительной влажности (50±5)%, мм | 15,0+0,1 |
4. Толщина, мм | 1,2 |
5. Внутренний диаметр зоны фиксации, мм, не более | 26,0* |
6. Наружный диаметр зоны фиксации, мм, не менее | 33,0* |
_______________
* Значения обеспечивают фиксацию между диаметрами 26 и 33 мм.
Черт.3а, 3б. РАЗМЕРЫ КОМПАКТ-ДИСКА
РАЗМЕРЫ КОМПАКТ-ДИСКА
Черт.3а
Черт.3б
2.2. Опорная плоскость должна находиться в зоне фиксации на стороне воспроизведения.
2.3. Коробление прозрачной поверхности в соответствии с черт.3б со стороны воспроизведения в зоне информации в пределах диаметров от 45 до максимального 118 мм должно быть не более:
максимальное — ±0,4 мм;
среднее за один оборот — ±0,3 мм;
максимальное угловое () — ±0,6°.
ПРИЛОЖЕНИЕ (справочное). ТЕРМИНЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В НАСТОЯЩЕМ СТАНДАРТЕ, И ИХ ПОЯСНЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Справочное
Термин | Пояснение |
Компакт-диск | Носитель цифровой звуковой информации, имеющий форму диска и состоящий из прозрачной основы, отражающего и защитного слоев |
Проигрыватель компакт-дисков | По ГОСТ 27418 |
Вертикальные биения | Биения информационной поверхности компакт-диска в направлении нормали к опорной поверхности при его вращении |
Радиальные биения | Биения дорожки записи в направлении радиуса компакт-диска при его вращении |
Канальное кодирование | Канальное кодирование, описывающее метод модуляции, с помощью которого двоичный код представляется в виде, удобном для записи |
Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
издание официальное
М.: Стандартинформ, 2006
Автомобильные колеса |
Автомобильные колеса.
Колесо — вращающийся элемент автомобиля, воспринимающий нагрузку от массы автомобиля и передающий крутящий момент. Колесо расположено между шиной и ступицей. Автомобильное колесо состоит из двух основных частей — обода и диска.
Различают дисковые и бездисковые колеса.
1. Дисковые колеса получили наибольшее распространение.
Дисковое колесо состоит из обода, диска и шины.
Обод — часть колеса, на которую монтируется и опирается шина. Диск — часть колеса, являющаяся соединительным элементом между ступицей и ободом.
Обод соединяется с диском при помощи сварки, болтами или заклепками.
Ободья бывают глубокими и плоскими.
Глубокие ободья имеют уступы для бортов покрышки и применяются на легковых автомобилях.
Плоские ободья применяют на грузовых автомобилях, их делают разборными для облегчения монтажа шины.
Разборные ободья бывают трех типов.
1ый тип — с разрезным бортовым кольцом. В этом случае роль второго борта обода играет это самое разрезное бортовое кольцо. Оно же выполняет функцию замочного кольца.
2ой тип – с неразрезным бортовым кольцом, которое надевается на обод и удерживается на нем разрезным замочным кольцом.
3ий тип – с неразрезным бортовым кольцом. В этом случае одна часть обода крепится к диску болтами. Применяется на автомобилях повышенной проходимости с системой регулирования давления в шинах.
2. Бездисковые колеса.
На некоторых автомобилях большой грузоподъемности используются бездисковые колеса, состоящие из цельнолитых ступиц колес со спицами, на конусные торцы которых устанавливаются и крепятся с помощью прижимов и болтов плоские разборные ободья.
3. Автомобильные колеса выпускаются трех типов:
3.1. По ГОСТ Р 53824-2010 «Автомобильные транспортные средства. Колеса неразборные.
Технические требования и методы испытаний».
Настоящий стандарт распространяется на стальные колеса для пневматических шин:
— на неразборные колеса с глубокими ободьями с коническими посадочными полками 5° и формой бортовых закраин В, J, K, L для автотранспортных средств категорий M1, G, N1 и О1. Определение категорий — в соответствии с ГОСТ Р 52051 (приведены в этой статье). Здесь М1 — АТС для перевозки пассажиров, имеющие не более 8 мест для сиденья, кроме места водителя (легковые автомобили) и т.д.
— на неразборные колеса с глубокими (с условной шириной профиля ≤9,75) и с глубокими широкими (с условной шириной профиля ≥10,5) ободьями с коническими посадочными полками 15° для колес с бескамерными шинами постоянного давления, предназначенные для АТС категорий М2, М3, N2, N3, О2, О3 и О4. Определение категорий по ссылке выше;
— на колеса с разборным ободом в части методов испытаний колес, предназначенные для АТС категорий М2, М3, N2, N3, О2, О3 и О4.
3.2. По ГОСТ 10409 «Колеса автомобильные с разборным ободом. Основные размеры. Общие технические требования». Стандарт распространяется на дисковые и бездисковые колеса с разборным ободом с коническими 5-ти градусными полками для камерных пневматических шин постоянного давления по ГОСТ 5513, предназначенных для грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, автомобильных прицепов и полуприцепов, а также для шин по ГОСТ 8430 подъемно-транспортных и строительно-дорожных машин в части основных размеров ободьев.
3.3. По ГОСТ 28744 «Колеса с разборным ободом для полноприводных автомобилей. Основные размеры». Настоящий стандарт распространяется на ободья колес для пневматических шин с регулируемым давлением по ГОСТ 13298 и отраслевой нормативно-технической документации, а также для широкопрофильных шин с постоянным давлением, предназначенные для полноприводных грузовых автомобилей и активных автопоездов и устанавливает основные размеры ободьев.
4. Колеса обозначают основными размерами ободьев – шириной профиля и номинальным диаметром обода (в миллиметрах или дюймах).
Примеры обозначения колес для легковых автомобилей:
127J х 330 или 5J x 13;
114К х 355 или 4½К х 14;
152L x 380 или 6L x 15;
114В х 305 или 4,5В х 12.
Примеры обозначения колес для грузовых автомобилей:
140–508 или 5,5–20;
152–508 или 6,0–20;
178–508 или 7,0–20;
206–508 или 8,0–20;
Примеры обозначения колес для бескамерных шин грузовых автомобилей:
8,25 х 22,5;
9,00 х 22,5;
где первые цифры 127, 114, 140, 152, 178 и 206 обозначают номинальную ширину профиля обода в мм, а 5;4½; 6; 4,5; 5,5; 6,0; 7,0; 8,0; 8,25; 9,00 – в дюймах;
вторые цифры – 330; 355; 380; 305; 508 – обозначают номинальный посадочный диаметр обода в миллиметрах, а 12; 13; 14; 15; 20 и 22,5 – в дюймах; буквы J,К,L,В – обозначают тип бортовых закраин для колес легковых автомобилей;
Примеры обозначения колес для шин с регулируемым давлением:
465–228; 515–254, где первые цифры 465, 515 обозначают номинальный посадочный диаметр в миллиметрах, вторые цифры – номинальную ширину профиля обода в миллиметрах.
5. Изготовление колес.
По технологии изготовления колесные диски делятся на три типа: штампованные, литые и кованые.
Наиболее распространенным вариантом являются штампованные стальные диски. Их преимущество — относительно невысокая стоимость и возможность восстановления после повреждения. Недостатки — большая масса и низкая коррозионная стойкость.
Применение легких сплавов на основе алюминия, магния и титана позволяет уменьшить вес неподрессоренных деталей машины, что приводит к снижению износа деталей подвески и повышению плавности хода. Легкосплавные диски изготавливаются литьем и ковкой.
6. Подбор дисков на автомобиль должен соответствовать рекомендациям завода – изготовителя. Размеры колес указываются в руководствах по эксплуатации конкретных марок автомобилей. При самостоятельном подборе колес учитываются вылет диска, диаметр и ширина обода, диаметр расположения крепежных отверстий и их количество, диаметр центрального отверстия под ступицу.