Шины на ГАЗ 53: размер и какое давление
ГАЗ-53
Грузовые шины на ГАЗ 53 произведение искусства. Они должны выдерживать огромный вес. Считается, что в СССР только надёжные вещи делали, а теперь разучились. От мысли об этом становится грустно. Лучше надеяться, что это не так, ведь от качества шин зависит безопасность, жизнь, здоровье людей.
Важно купить хорошие. Какое-то нелепое утверждение, шутка на злобу дня может мешать выбирать подходящие. Если отмахнуться от этой навязчивой мысли, сконцентрировать внимание на главном, удастся найти искомое.
Стандарты шин для ГАЗ 53
Шины для ГАЗ-53
Всегда ли можно доверять совету сотрудников автомастерской? Не зря говорят: «Доверяй, но проверяй». Владелец машины должен разбираться в том, какое колесо хорошее, какие именно шины нужны. Если они будут низкого качества, транспортное средство будет постоянно «спотыкаться». Не исключено повреждение корпуса, деталей днища при неправильном выборе размера колёс на ГАЗ 53.
Электромобили, которые всё более популярны в наше время, например, защищены в обязательном порядке спойлером, ведь к днищу прикреплён аккумулятор. Если не такие шины подобрать, может увеличиться риск повреждений.
Не зря производители рекомендуют выбирать только те, которые соответствуют техническим параметрам. Это не означает, что нет возможности «приподнять» авто или «приземлить». О тех вариантах, которые доступны владельцу ГАЗ 53 далее пойдёт речь.
Грузовые шины на ГАЗ 53 должны подбираться с учётом таких характеристик:
Самосвал ГАЗ 53 это большая грузоподъёмность и вес самой машины. Покупая грузовые шины на Авито или на автомобильном рынке, обязательно надо обратить внимание на эти характеристики. Самосвал раздавит вскоре грузовые диски несоответствующего размера, для крупногабаритных машин другого типа. И дело будет не в их качестве, а в том, что нагрузка будет распределяться неравномерно.
Нужны 20-ти дюймовые шины. Для шевроле круз, к примеру, покупают колёса размером 175/70 R13. А для ГАЗ 53 7.50 R20 или 8.25/R20. Соответственно, последние цифры и буква в маркировке это радиус. Когда-то изготавливались только диагональные колёса.
20-ти дюймовые шины
Если этот автомобиль оснащён ими, будет указана маркировка 8,25. Потом были изобретены более совершенные радиальные. Их распознать можно по цифрам 7,50.
Первые цифры обозначают не только и не столько тип колёс, сколько ширину. В шевроле круз это 175 мм, в ГАЗ 53 это7,5 дюймов. Устанавливаются грузовые шины радиального обычного профиля. Он по форме близок к окружности.
На других автомобилях встречаются колёса с профилем другого типа: они шире, за счёт чего увеличивается грузоподъёмность, устойчивость, площадь колеса, но не меняется их диаметр.
Давление в шинах
Датчик давления в ГАЗ 53
Давление в шинах ГАЗ 53, самосвале с радиальными колёсами, должно соответствовать таким показателям:
- для передних колёс нужное давление воздуха 390 кПа,
- для задних 620 кПа.
В случае с диагональными актуальны немного другие значения, а именно:
- для передних колёс 280 кПа,
- для задних 500 кПа.
Грузовой автомобиль ГАЗ 53
Если давление в шинах ГАЗ 53 меньше этих величин, значит, они будут быстрее стираться, показатели сцепления с дорогой будут снижены и машину будет время от времени заносить в сторону. Это очень рискованно ездить на машине, в шинах которой давление воздуха ниже рекомендуемого. Надеяться на то, что грузовой автомобиль благодаря своему весу будет сохранять устойчивость, бессмысленно.
Если превышены эти величины, тоже ничего хорошего ожидать не стоит. Попав в яму, можно повредить диск. Показатели сцепления с дорогой также снижаются.
Покупая на Авито или на автобазаре шины, можно рассчитывать, что давление воздуха в норме, запаска готова к применению. Но всегда ли это так? Проверить сколько атмосфер легко. Есть такая услуга на многих заправочных станциях.
Главное дать автомобилю немного остыть после движения. Это обязательное условие для получения объективной оценки ситуации. Сколько атмосфер в резине это зависит от температуры закачанного воздуха, соседних деталей. При движении они нагреваются, давление увеличивается. Если сразу колёса подкачать или приспустить, они прослужат дольше.
Рисунок протектора
Грузовые шины
Сложно купить на ГАЗ 53 зимние шины с шипами. В основном предлагается классическая елочка. Доступны всесезонные, что упрощает уход за авто. Если елочка сделана из материала, рассчитанного на воздействие тепла от трения, мороза зимой, скольжение, значит можно менять резину только, когда протекторы истёрлись.
Но всегда надо учитывать габариты диаметр и ширину. В таблице взаимозаменяемых колёс не найти альтернативы. Если не забывать проверять, какое давление в шинах ГАЗ 53, срок эксплуатации будет максимально продолжительным.
Загрузка…Давление в шинах ГАЗ 53, 66, 3110
Манометр
Давление в шинах ГАЗ 53, 3110, 66 измеряется в атмосферах (одна единица равна 10 000 Паскаль или 1 бару). Данный показатель определяют посредством манометра.
На современных устройствах, изготовленных за границей, можно обнаружить шкалу PSI (деление равняется 1 фунту на квадратный дюйм). Необходимо отметить, что один PSI составляет 0,7 бар или атмосфер.
Давление в шинах
При этом им следует учитывать такие факторы, как:
Зимние шины для грузовых автомобилей
- качество дорожного покрытия,
- состояние машины,
- время года,
- климат (в частности, температуру воздуха),
- тип используемых шин.
Производители рассчитывают давление, стремясь уменьшить износ покрышек и расход топлива. Такой подход при наличии большого количества ухабов и колдобин приведет к чрезмерной тряске и потере зубных коронок. Оптимальное давление придется определять непосредственно собственнику ТС.
Главное, не превышать максимальные значения, которые указаны на боковой части шины. В противном случае не избежать серьезных проблем с управлением автомобиля. Низкое давление провоцирует увеличение тормозного пути. При отсутствии соответствующих знаний и опыта водителю следует обратиться к специалистам СТО.
Давление в шинах ГАЗ 66 и 53 имеет большое значение. Если колеса накачены неправильны, нарушится соразмерность нагрузки за заднюю часть грузовика. Чтобы предотвратить сбои в работе транспортного средства, необходимо регулярно проверять плотность воздуха. Сначала давление проверяют в тот момент, когда шины автомобиля охлаждены. Воздух внутри покрышек сжимается и расширяется. Эти изменения обусловлены температурой. В результате долгой поездки давление в шине может увеличиться на 25%.
Модельный ряд
Грузовой автомобиль ГАЗ 53
В семействе ГАЗ 53 находятся среднетоннажные грузовые автомобили, оснащенные восьмицилиндровым мотором. Первые модели увидели свет в 1961 году, выпуск машин из этой серии прекратили в 1993 году. Их сменили автомобиль ГАЗ 3307.
Среди основных модификаций этого грузовика есть как гражданские, так и армейские варианты. В отдельную категорию можно выделить самосвалы, автобус КАвЗ-685 и модели, которые функционируют на сжиженном газе.
ГАЗ 66 начали выпускать в 1964 году. Полноприводные бескапотные грузовики были разработаны для армии. Они характеризуются высокими вездеходными качествами.
Они объясняются наличием следующих особенностей:
- самоблокирующие дифференциалы мостов,
- большой дорожный просвет,
- централизованная система регулирования плотности воздуха в шинах,
- полный привод.
Гражданский вариант ГАЗ 66 разработали в 1993 году.
Легковая машина ГАЗ 3110
ГАЗ 3110 представляет собой модернизацию Волги. Такое название получила модель ГАЗ 31029. Последние модели были выпущены в 2008 году. Седан ГАЗ-31105 стал последним представителем данного семейства. Грузовики ГАЗ 3307 и 3309 также относят к среднетоннажникам.
Современные модели, к примеру, Газель Соболь может работать на дизеле. Эта модификация стоит гораздо дороже бензинового варианта.
В этой линейке ГАЗа присутствует не только коммерческий легковой автомобиль, но и бортовой грузовик, микроавтобус и цельнометаллический фургон. Автомобили из данной серии начали выпускать в 1998 году.
Необходимость в контроле давления в шинах
Водители должны тщательно следить за состоянием своей машины. Контрольную проверку нужно осуществлять не реже двух раз в месяц.
Контроль давления в шинах
После очередной подкачки давление на протяжении месяца снижается на 0,4 бар, поэтому при отсутствии своевременной корректировки данного показателя повышается риск аварии.
Шины – это обязательный элемент легкового и грузового автотранспорта. В их функциях смягчение неровностей дороги. Если давление в покрышках слишком низкое, ухудшится их сцепление с покрытием. Из-за неправильного проворачивания колес может разрушиться их каркас. От качества шин зависит процесс торможения транспортного средства.
Благодаря постоянному контролю над давлением в шинах можно:
- снизить нагрузку на подвеску,
- увеличить срок эксплуатации покрышек,
- уменьшить расход топлива.
В паспорте каждого автомобиля (вне зависимости от грузоподъемности) указано рекомендуемое давление. Плотность воздуха определяет завод-производитель.
Показатели для грузовых и легковых ГАЗ
В передних паре колес давление должно быть одинаковым. То же можно сказать про задние шины. Разница не должна превышать 0.1 – 0.2 атмосфер. В любом случае плотность воздуха в покрышках составляет от 1,8 до 3 бар. Если багажник автомобиля загружен, на задние колеса выпадает гораздо больший вес, чем на передние. Поэтому давление в них всегда выше.
Возможные проблемы
ГАЗ 66
Из-за неправильно накаченных колес страдает управляемость транспортного средства, возникают посторонние шумы и тряска, повышается изнашиваемость шин. Возможно появление сбоев в работе ходовой части автомобиля.
Многие водители отмечают, что, если ГАЗ на шинах низкого давления, можно избежать дискомфорта при езде по плохой дороге. В сложившихся обстоятельствах недостаточная прокачка шин обеспечивает повышенную плавность движений и точность торможения.
Колеса следует накачивать только тогда, когда они находятся в «холодном» состоянии. В противном случае оценить уровень давления будет невозможно.
Давление в шинах ГАЗ 66, 53 и 3110 определяют по таблице. Среди учитываемых критериев выделяют шины (их разновидность), наличие или отсутствие нагрузки, расположение колес. Разработанные рекомендации можно найти в документах, приложенных к ТС.
Загрузка…Техническая характеристика автомобилей ГАЗ-3309 и ГАЗ-3307
4.1. Общие данные
Модель автомобиля | ГАЗ-3309 (с двигателем Д-245.7 ЕЗ) | ГАЗ-3307 (с двигателем ЗМЗ-5231) |
|
Тип автомобиля | Двухосный, грузовой, с приводом на заднюю ось | ||
Грузоподъемность автомобиля, кг | |||
— с платформой без тента | 4500 | ||
— с платформой и с тентом | 4350 | ||
Полная масса автомобиля, кг | 8180 | 7850 | |
Масса автомобиля в снаряженном состоянии, кг: | |||
— с платформой без тента | 3530 | 3200 | |
— с платформой и тентом | 3680 | 3350 | |
Габаритные размеры, мм: | |||
— длина | 6436 | 6330 | |
— ширина (по зеркалам) | 2700 | ||
— высота (по кабине без нагрузки) | 2350 | ||
— высота (по тенту без нагрузки) | 2905 | ||
База, мм | 3770 | ||
Колея передних колес, мм | 1630 | ||
Колея задних колес (между серединами двойных скатов), мм | 1690 | ||
Дорожный просвет автомобиля с полной нагрузкой, мм | 265 | ||
Радиус поворота автомобиля по оси следа переднего внешнего колеса, м | 8 | ||
Наибольшая скорость с полной нагрузкой, без прицепа, на горизонтальных участках ровного шоссе, км/ч | 95 | 90 | |
Расход топлива* при движении с постоянной скоростью, л/100 км | |||
— 60 км/ч | 14,5 | 19,6 | |
— 80 км/ч | 19,3 | 26,4 | |
Угол свеса (с полной нагрузкой), град.: | |||
— передний | 38 | ||
— задний | 25 | ||
Наибольший угол преодолеваемого автомобилем подъема с полной нагрузкой, % (град.) | 25 (14) | ||
Погрузочная высота платформы, мм | 1365 |
* Приведенный расход топлива не является нормой, а служит лишь для определения технического состояния автомобиля.
4.2. Двигатель и его системы
Модель | Д-245.7 у3 | ЗМЗ-5231 |
Тип | Дизельный, 4-тактный, с турбонаддувом, охлаждением наддувочного воздуха, жидкостного охлаждения | Бензиновый, 4-тактный, карбюраторный, жидкостного охлаждения |
Число и расположение цилиндров | 4, вертикальное в ряд | 8, V-образное |
Порядок рaботы цилиндров | 1–3–4–2 | 1–5–4–2–6–3–7–8 |
Направление вращения коленчатого вала | Правое | |
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм | 110×125 | 92×88 |
Рабочий объем, л | 4,75 | 4,67 |
Степень сжатия | 17 | 7,6 |
Номинальная мощность нетто, кВт (л.с.), не менее | ||
при частоте вращения коленчатого вала 2400 мин-1 | 87,5 (119) | — |
при частоте вращения коленчатого вала 3200 мин-1 | — | 83 (113) |
Максимальный крутящий момент нетто, Н×м (кгс×м) | ||
при частоте вращения коленчатого вала 1300–1600 мин-1 | 413 (42) | — |
при частоте вращения коленчатого вала 2000–2500 мин-1 | — | 294,3 (30) |
Минимальная устойчивая частота вращения коленчатого вала на холостом ходу, мин-1 | 800 | 600 |
Система вентиляции | Закрытая | |
Топливный насос высокого давления (ТНВД) | СРЗ (CRS-Bosch) или рядный 4-плунжерный 833.1111005.01 (ЯЗДА) с подкачивающим насосом | — |
Топливоподкачивающий насос | Плунжерного типа для ручной (с ТНВД «833“)* и автоматической подкачки топлива |
* Для двигателей ТНВД СРЗ.З применяется фильтр со встроенным насосом ручной подкачки.
Форсунки | В 445 121 481 (CRS-Bosch), 455.1112010–73 (ЯЗДА) (форс.), 355–1112110–121 (ЯЗДА) (расп.) или 455.1112010–74 (ЯЗДА) (форс.), DLLA 140P-(Bosch) (расп.). Давление начала впрыска: СРЗ.З — переменное, запрограммировано в электронном блоке управления 833.1111005.01 — 27,0+1,2 МПа |
|
Карбюратор | — | К-135МУ, двухкамерный, балансированный, с падающим потоком |
Ограничитель частоты вращения | — | Пневмоцентробежного типа |
Подогрев рабочей смеси | — | Жидкостный |
Топливные фильтры: | ||
— грубой очистки | Фильтр-отстойник* с сетчатым фильтрующим элементом | Фильтр-отстойник с щелевым фильтрующим элементом |
— тонкой очистки | Со сменным бумажным фильтрующим элементом | |
Воздушный фильтр | Сухого типа, с бумажным сменным фильтрующим адамантом, сигнализатором предельной засоренности | Сухого типа, с бумажным сменным фильтрующим элементом |
Система смазки | Комбинированная; под давлением и разбрызгиванием | |
Масляный радиатор | Встроен в двигатель | Неполнопоточный, отключаемый |
Масляный фильтр | Неразборный с бумажным фильтрующим элементом | Полнопоточный, со сменным фильтрующим элементом |
Система охлаждения | Жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, с расширительным бачком |
* Для двигателей с ТНВД СРЗ.З применяется фильтр PRELINE 270 со встроенным насосом ручной подкачки.
Антитоксичные системы: | С управлением по разрежению от карбюратора через термовакуумный включатель | |
— система рециркуляции отработавших газов | С управлением от электронного блока (для двигателей с ТНВД ЯЗДА «833») | |
— система вентиляции масляного картера | Закрытая | Закрытая с принуди тельным отсосом картерных газов |
Система наддува | Газотурбинная, с одним трубокомпрессором С14–179–01 или ТКР 6.1., с радиальной центростремительной турбиной, центробежным компрессором и воздушным охладителем наддувочного воздуха трубчато-пластинчатого типа | |
Свечи накаливания | 11720720 ф. АЕТ, Словения или СН-07–23 Уфа | — |
4.3. Трансмиссия
Модель автомобиля | ГАЗ-3309 | ГАЗ-3307 |
Сцепление | Однодисковое, сухое, фрикционное, с демпфером крутильных колебаний на ведомом диске. Привод сцепления — гидравлический | |
С диафрагменной нажимной пружиной | С периферийными нажимными пружинами | |
Коробка передач | Механическая, 5-ступенчатая, с постоянным зацеплением шестерен, полностью синхронизированная | |
— передаточные числа | ||
I передача | 6,55 | |
II передача | 3,933 | |
III передача | 2,376 | |
IV передача | 1,442 | |
V передача | 1,000 | |
Задний ход | 5,735 | |
Карданная передача | Два вала открытого типа с промежуточной опорой, три карданных шарнира на игольчатых подшипниках | |
Главнаяпередача | Коническая, гипоидного типа | |
— передаточное число | 4,556 | 6,17 |
Дифференциал | Конический, шестеренчатый | |
Полуоси | Полностью разгруженные |
4.4. Ходовая часть
Рама | Штампованная, клепаная |
Колеса | Дисковые, с ободом 152Б-508 (6,0Б 20) с разрезным бортовым кольцом |
Шины | Пневматические, радиальные, размером 8,25 R20 (240R508) |
Параметры установки передних колес: | |
— угол развала колес | 1° |
— угол бокового наклона шкворня | 8° |
— угол наклона нижнего конца шкворня вперед | 2°30′ |
— схождение колес | 0—3 мм |
Рессоры | Четыре, продольные, полуэллиптические с дополнительными рессорами в задней подвеске |
Амортизаторы | Гидравлические, телескопические, двустороннего действия. Установлены на передней оси автомобиля |
4.5. Рулевое управление
Модель автомобиля | ГАЗ-3309 | ГАЗ-3307 |
Тип рулевого механизма | Винт-шариковая гайка | Глобоидный червяк с трехгребневым роликом |
— передаточное число | 23,09) (и среднем положении) | 21,3 (в среднем положении) |
Усилитель рулевого привода | Гидравлический с раздельным расположением силового цилиндра и распределителя. Насос гидроусилителя руля — шестеренчатый, с переливным клапаном | — |
4.6. Тормозное управление
Рабочая тормозная система | С пневмогидравлическим приводом. Тормозные механизмы — колодочные, барабанного типа с автоматической регулировкой зазора между накладкой и барабаном |
Запасная тормозная система | Каждый контур рабочей тормозной системы |
Стояночная тормозная система | С механическим тросовым приводом к задним колесным тормозным механизмам |
4.7. Электрооборудование
Модель автомобиля | ГАЗ-3309 | ГАЗ-3307 |
Система проводки | Однопроводная, отрицательные выводы соединены с корпусом автомобиля | |
Номинальное напряжение в сети, В | 24 | 12 |
Генератор | Переменного тока, со встроенным регулятором напряжения и выпрямительным блоком, с регулировкой «Зима -Лето» | Переменного тока, со встроенным выпрямительным блоком |
— марка | 51.3701–01 или ГГ273В1–3 | Г287 |
Регулятор напряжения | — | 2702.3702 (с тремя уровнями «Зима—Лето—Норма») |
Аккумуляторная батарея | Четыре (6СТ-55А или 6СТ-55АЗ) | Одна (6СТ-75) или две (6СТ-55А3 или 6СТ-77АЗ) |
Стартер | 7402.3708 или AZJ/3381 «Искра» | СТ230-А1 |
Свечи накаливания | 11720720 | — |
Фары | 62.3711–19 | 62.3711–18 |
Указатели поворота | 511.3726–10 | 51.3726–10 |
Передние фонари | ПФ130АБ—01 | ПФ130А—01 |
Передние габаритные фонари | 264.3712 | 265.3712 |
Задние фонари | 355.3716—левый | 357.3716—левый |
354.3716—правый | 356.3716—правый | |
Задние габаритные фонари | 441.3712 | 44.3712 |
Задний противотумапный фонарь | 2462.3716 | 2452.3716 |
Фонарь боковой габаритный | 4802.3731–03 | 4802.3731–02 |
Фонарь заднего хода | ФП135–3716-Г или 2112.3711–02 | ФП135–3716-В или 2102.3711–02 |
Электромеханический корректор фар | ЭМКФ04–01 | ЭМКФ04 |
Выключатель приборов и стартера | 1902.3704000 или | 2101–3704000–11 |
Стеклоочиститель | 711.5205100 | 20.5205 или 71.5205 |
Стеклоомыватель | 123.5208000 | 122.5208000 |
Блок управления двигателем | — | МИКАС 11V8 |
Датчик абсолютною давления | — | 45.3829 или ЛГФИ.406231.004 |
Реле | — | 85.3747 или 90.3747–10 или 113.3747010–10 |
Датчик кислорода | — | 25.368889 |
Блок управления двигателем (система управлениия ф. «Bosch») | 0281В04121 |
4.8. Кабина и платформа
Кабина | Металлическая, двухместная, двухдверная |
Отопитель | Жидкостный, с радиатором, включенным в систему охлаждения двигателя |
Сиденья | Раздельные — водителя и пассажира |
Оперение | Металлическое, с капотом аллигаторного типа |
Платформа | С металлическими бортами, задний и оба боковые — откидные, с деревометаллическим основанием |
Размеры платформы (внутренние), мм: | |
— длина | 3490 |
— ширина | 2170 |
— высота бортов | 510 |
4.9. Основные данные для регулировок и контроля
Модель автомобиля | ГАЗ-3309 | ГАЗ-3307 | |
Зазоры между стержнями клапанов и коромыслами на холодном двигателе, мм | |||
— впускных | 0,25+0,05-0,10 | 0,20—0,30 (0,15–0,20)* | |
— выпускных | 0,45+0,05-0,10 | 0,20—0,30 (0,15–0,20)* | |
Давление масла** (при температуре масла 80—85°С), КПа (кгс/см2): | |||
— при номинальной частоте вращения коленчатого вала 2400 мин-1; | 250–350 (2,5–3,5) | ||
— при движении на прямой передаче со скоростью 60 км/ч; | — | 250–350 (2,11 8,6) | |
— на минимальных оборотах холостого хода | 80 (0,8) | 90 (0,9) | |
Оптимальная температура жидкости в системе охлаждения двигателя, °С | 80–90 | ||
Минимальная частота вращения коленчатого вала на режиме холостого хода, мин-1 | 800 | 600 | |
Зазор между электродами свечей, мм | — | 0,85–1,0 | |
Номинальное напряжение генератора, В | 28 | 14 | |
Прогиб ремней привода вентилятора и генератора при нажатии с усилием 4 даН (4 кгс), мм | 12–17 | 10–15 | |
Свободный ход педали сцепления, мм | ю-зо | 40–55 | |
Полный ход педали сцепления, мм | 190–200 | ||
Свободный ход педали тормоза, мм | 3–13 |
* Допускается у крайних клапанов обоих рядов (впускных 1 и 8, выпускных 4 и 5 цилиндров).
** Для контроля, регулировке не подлежит.
Суммарный люфт рулевого колеса (при работающем двигателе — для ГАЗ-3309) в положении, соответствующем прямолинейному движению, град. не более | 10 | 10 | |
Давление воздуха в шинах, КПа (кгс/см2) | |||
— передних колес | 380–400 (3,9–4,1) | ||
— задних колес | 610–630 (6,2–6,4) | ||
Перемещение рычага привода стояночного тормоза при приложении усилия 55–60 даН (55–60 кгс) | 15–20 зубьев |
Технические характеристики ГАЗ 53-12
Общие данные
Тип автомобиля — двухосный грузовой автомобиль с приводом на заднюю ось.
Грузоподъемность, кг — 4500.
Наибольшая полная масса прицепа*, кг — 3500.
Полная масса автомобиля, кг — 7850.
Масса автомобиля в снаряженном состоянии, кг — 3200.
Габаритные размеры автомобиля, мм:
- длина — 6395.
- ширина — 2380.
- высота (по кабине без нагрузки) — 2220.
База, мм — 3700.
Колея передних колес (на плоскости дороги), мм — 1630.
Колея задних колес (между серединами двойных скатов), мм — 1690.
Дорожный просвет автомобиля (под картером заднего моста), мм — 265.
Радиус поворота по колее наружного переднего колеса, м — 8.
Наибольшая скорость с полной нагрузкой на горизонтальных участках ровного шоссе, км/ч — 90.
Контрольный расход топлива при замере в летнее время для обкатанного автомобиля, движущегося с полной нагрузкой на четвертой передаче, с постоянной скоростью 60 км/ч по сухой ровной дороге с усовершенствованным покрытием и короткими подъемами, не превышающими 0,5°, л/100 км — 19,6**.
Путь торможения автомобиля с полной нагрузкой, без прицепа, движущегося со скоростью 50 км/ч на горизонтальном участке сухой дороги с усовершенствованным покрытием, при приложении усилия к тормозной педали в 70 даН (70 кгс), м — 25.
Углы свеса (с нагрузкой), град:
- передний — 41.
- задний 25.
Наибольший угол преодолеваемого автомобилем подъема с полной нагрузкой, проц. — 25.
Погрузочная высота платформы, мм — 1350.
* Допускается буксирование двухосного прицепа с инерционно-гидравлическим приводом тормозов.
** Приведенный расход топлива не является нормой, а служит лишь для определения технического состояния автомобиля. Расход топлива определен для автомобиля с радиальными шинами.
Двигатель
Тип — 4-тактный, карбюраторный, бензиновый.
Число и расположение цилиндров — 8, V-образное.
Диаметр цилиндров, мм — 92.
Ход поршня, мм — 80.
Рабочий объем, л — 4,25.
Степень сжатия — 7,6.
Номинальная мощность (с ограничителем) при 3200 об/мин., кВт (л. с.) — 92 (125).
Максимальный крутящий момент при 2000-2500 об/мин., даН*м (кгс*м) — 294 (30).
Порядок работы цилиндров — 1-5-4-2-6-3-7-8.
Направление вращения коленчатого вала — Правое.
Подогрев рабочей смеси — Жидкостной.
Система смазки — Комбинированная.
Охлаждение — Жидкостное, принудительное, с центробежным насосом. В системе охлаждения имеется термостат.
Карбюратор — К-135, двухкамерный, балансированный, с падающим потоком.
Ограничитель частоты вращения — Пневмоцентробежного типа.
Трансмиссия
Сцепление — Однодисковое, сухое.
Коробка передач — Трехходовая, 4-ступенчатая.
Передаточные числа — 1 передача — 6,55, 2 передача — 3,09, 3 передача — 1,71, 4 передача — 1,0, задний ход — 7,77.
Карданная передача — Открытого типа. Имеет два вала и три карданных шарнира с игольчатыми подшипниками. Снабжена промежуточной опорой.
Главная передача — Коническая, гипоидного типа. Передаточное число 6,17.
Дифференциал — Конический, шестеренчатый.
Полуоси — Полностью разгруженные.
Ходовая часть
Колеса — Дисковое, с ободом 6,0Б-20 (152Б-508) с разрезным бортовым кольцом.
Шины — Пневматические радиальные размером 8,25R20 (240R508) и диагональные размером 8,25-20 (240-508).
Давление воздуха в шинах, кПа (кгс/см2):
Радиальных:
- передних колес — 390 (4,0).
- задних колес — 620 (6,3).
Диагональных:
- передних колес — 280 (2,8).
- задних колес — 500 (5,0).
Установка передних колес — Угол развала колес 1°. Угол бокового наклона шкворня 8°. Угол наклона нижнего конца шкворня вперед 2°30′. Схождение колес 0-3 мм.
Рессоры — Четыре — продольные, полуэллиптические. Задняя подвеска состоит из основных и дополнительных рессор.
Амортизаторы — Гидравлические, телескопические, двухстороннего действия. Установлены на передней оси автомобиля.
Рулевое управление
Тип рулевого механизма — Глобоидный червяк с трехгребневым роликом.
Передаточное число — 21,3 (среднее).
Рулевые тяги — Трубчатые, шарниры нерегулируемой конструкции.
Тормозное управление
Рабочая тормозная система — Двухконтурная с гидравлическим приводом и гидровакуумным усилителем в каждом контуре. Тормозные механизмы — колодочные, барабанного типа.
Запасная тормозная система — Каждый контур рабочей тормозной системы.
Стояночная тормозная система — С механическим приводом к тормозному механизму, расположенному на трансмиссии.
Электрооборудование
Система проводки — Однопроводная, минус соединен с корпусом.
Номинальное напряжение в сети, В — 12.
Генератор — Г250-Г2.
Регулятор напряжение — 22.3702.
Аккумуляторная батарея — 6СТ-75.
Стартер — СТ230-А1.
Катушка зажигания — Б116.
Датчик-распределитель — 24.3706.
Свечи зажигания — А11-30.
Транзисторный коммутатор — 13.3734-01.
Добавочный резистор — 14.3729.
Стеклоочиститель — СЛ100.
Фара — ФГ122БВ или 522.3711.
Передние фонари — ПФ130.
Задние фонари — ФП130, ФП130Б.
Кабина и платформа
Кабина — Металлическая, двухместная, двухдверная.
Платформа — Деревянная с металлическим каркасом. Откидные борта — задний и оба боковых.
Размеры платформы внутренние, мм:
- длина — 3740.
- ширина — 2170.
- высота бортов — 610.
Данные для контроля и регулировки
Зазор между коромыслами и клапанами на холодном двигателе (температура 15-20 °C), мм — 0,25-0,30.
Допускается у крайних клапанов обоих рядов (впускных 1 и 8, выпускных 4 и 5 цилиндров) устанавливать зазор, мм — 0,15-0,20.
Зазор между электродами свечей, мм — 0,85-1,0.
Прогиб ремней вентилятора и генератора при нагрузке 4 даН (4 кгс), мм — 10-15.
Свободный ход педали тормоза, мм — 8-14.
Свободный ход педали сцепления, мм — 35-45.
Угол свободного поворота рулевого колеса, град., не более 5*-25.
Регулируемое напряжение, В — 13,8-14,6.
* Для автомобилей в пределах гарантийного периода.
11.4. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Система регулирования давления в шинах. Тех.обслуживание и неисправности — «ВАЖНО ВСЕМ»
рис. 116. Схема системы регулирования давления в шинах:
1— компрессор; 2 — разгрузочный цилиндр; 3 — регулятор давления; 4 — воздушный баллон; 5 — предохранительный клапан; 6 — манометр; 7 — кран управления; 8 — рукоятка крана управления.
Система регулирования позволяет изменять давление воздуха в шинах с места водителя как на стоянке, так и на ходу автомобиля, контролировать давление в шинах, а также продолжать движение автомобиля при небольших повреждениях шины. Система регулирования давления в шинах (рис. 116) состоит из компрессора 1, воздушного баллона 4, крана управления 7, регулятора давления 3, предохранительного клапана 5,
запорных воздушных кранов колёс, блоков уплотнителей, установленных в цапфах мостов (рис. 117), манометра, трубопроводов и шлангов.
рис. 117. Схема подвода воздуха к шине колеса:
1— шланг подвода воздуха к блоку сальников; 2 — воздушный канал в наружной полуоси шарнира; 3 — трубка подвода воздуха к колёсному крану; 4 — колёсный кран.
Компрессор автомобилей с системой регулирования давления в шинах в отличие от компрессора автомобилей без этой системы имеет разгрузочный цилиндр, ввернутый в резьбовое отверстие головки компрессора над впускным клапаном. При увеличении давления в системе до 5 — 5,5 кГ/см2 регулятор давления соединяет разгрузочный цилиндр с воздушным баллоном, в результате чего воздух под давлением поступает в разгрузочный цилиндр и перемещает поршень 6 (см. рис. 115) вниз.
Шток поршня, переместившись вниз, открывает клапан 12 и соединяет, таким образом, полость цилиндра с воздушным фильтром двигателя, вследствие чего при ходе поршня компрессора вверх (ход сжатия) воздух вытесняется обратно в воздушный фильтр, а не в систему, т. е. компрессор работает без нагрузки.
При падении давления в системе до 4 — 4,5 кГ/см2 регулятор давления соединяет разгрузочный цилиндр с атмосферой, поршень 6 со штоком поднимается под действием пружины 7 вверх, впускной клапан освобождается, а компрессор снова начинает нагнетать воздух в систему.
рис. 118. Регулятор давления:
1— кожух; 2 — регулировочный колпак; 3 — шарик; 4 — стержень клапана; 5 — контгайка регулировочного колпака; 6 — седло регулятора; 7 — регулировочные прокладки; 8 — выпускной клапан; 9 — впускной клапан; 10 — крышка фильтра; 11 — фильтр; 12 — корпус; а, б, в — отверстия.
Регулятор давления (рис. 118) совместно с разгрузочным цилиндром автоматически поддерживает давление в системе в пределах от 4 — 4,5 до 5 — 5,5 кГ/см2.
При повышении давления в системе до 5 — 5,5 кГ/см2 клапан 9 под действием этого давления, преодолевая усилие пружины 13, поднимается вверх до тех пор, пока клапан 8 не прижмётся к седлу 6, при этом сжатый воздух из системы через отверстие а, фильтр 11 и отверстие б поступает в разгрузочный цилиндр, в результате чего нагнетание воздуха в систему прекращается.
При падении давления в системе до 4 — 4,5 кГ/см2 пружина 13 регулятора преодолевает силу давления сжатого воздуха и опускает шарики вниз, вследствие чего разгрузочный цилиндр отсоединяется от системы и соединяется через отверстия б и в с атмосферой, впускной клапан компрессора освобождается и компрессор начинает нагнетать воздух в систему.
Предохранительный клапан (рис. 119) установлен на случай отказа в работе регулятора давления, поэтому он отрегулирован на большее давление (6 кГ/см2), чем регулятор давления.
рис. 119. Воздушный баллон с предохранительным клапанов в сборе:
1 — седло; 2 — корпус; 3 — шарик; 4 — сухарь направляющего стержня; 5 — направляющий стержень пружины; 6 — пружина; 7 — контргайка регулировочного винта; 8 — регулировочный винт.
Кран управления (рис. 120), позволяет соединять камеры колёс с компрессором (при накачке шин воздухом), с атмосферой (при снижении давления в шинах) или запирать их (если нужно сохранить имеющееся давление в шинах). Перемещаясь относительно корпуса 1 в ту или иную сторону от среднего положения, золотник 8 может соединять полость Б, сообщающуюся с камерами колёс, с полостями А или В, сообщающимися соответственно с компрессором и атмосферой.
Золотник крана управления тягой соединён с рукояткой крана, закреплённой на неподвижном полике кабины. Для переключения крана рукоятку поднять вверх и повернуть в нужное положение; таблица с указанием положения рукоятки находится на панели приборов. Нейтральное положение крана управления фиксируется рукояткой в кронштейне, а положения «увеличение давления» и «снижение давления» — упором соответственно замочного кольца 6 в опорную шайбу 5 и в гайку 7.
рис. 120. Кран управления:
1— корпус крана; 2 — распорное кольцо сальника; 3 — втулка; 4 — сальник; 5 — опорная шайба; 6 — замочное кольцо; 7 — гайка; 8 — золотник; А, Б, В — полости.
Воздушный баллон (см. рис. 119) предназначен для отстоя конденсата водяных паров и масла, попадающих в систему из компрессора вместе со сжатым воздухом.
ГАЗ-53: технические характеристики
«Рабочая лошадка» советской эпохи
Грузовику ГАЗ-53 суждено было стать самой массовой «рабочей лошадкой» в Советском Союзе. Фирменная «улыбка» радиатора этого трудяги – один из самых узнаваемых «брендов» советской эпохи. Что совсем не удивительно: ведь за годы своего серийного производства, с 1961-го по 1993-й, пятьдесят третий ГАЗон был растиражирован в количестве более четырёх миллионов единиц. И разъехался по всему свету, от Кубы до Камчатки, от Крайнего Севера до джунглей Лаоса и Вьетнама. Далее поговорим о технических характеристиках данного грузовика, выслушаем живые мнения водителей, проработавших на ГАЗ-53 долгие годы.
О сферах применения и модификациях ГАЗ-53
На своих, не особенно могучих, плечах ГАЗ-53 тем не менее «катал» не менее половины всей экономики Страны Советов. Трудно подобрать, где НЕ использовался этот вездесущий грузовик. От «походки» для аварийных бригад и «автозака» для преступников до мобильных топливозаправщиков и седельных тягачей, таскавших контейнеры – что только не устанавливали на шасси ГАЗ-53!
Повсеместное распространение получили эти дешёвые, простые и неприхотливые грузовики в сельском хозяйстве. В 70-е/начале 80-х годов ХХ века в среднестатистическом советском колхозе автопарк грузовых машин на 80% состоял именно из ГАЗ-53. Лишь во второй половине 80-х это соотношение начало изменяться в сторону увеличения доли ЗИЛ-130, который, кстати сказать, в советские времена стоил не намного дороже, чем ГАЗон.
ГАЗ-53 60-х и 80-х годов и внешне заметно отличаются друг от друга, и в технологичном смысле это два довольно разных грузовика. Совершенно разные у них не только двигатели, но и многие другие элементы конструкции.
Ведь за годы выпуска ГАЗ-53 пережил три крупных и множество мелких модернизаций и доработок. Горьковский автозавод старался своевременно реагировать на «сигналы с мест» и устранять выявленные в ходе эксплуатации проблемы.
Так, уже в первые годы распространения новой модели грузовика по стране стало очевидным, что мосты от предыдущего поколения – ГАЗ-51, на 53-й уже не годятся, и 82-сильный двигатель от 51-го ГАЗона, хоть и форсированный, не отвечает возросшим потребностям новой машины. В течение 1964-го/65-го годов было налажено серийное производство ГАЗ-53, оснащённого, вместо рядного шестицилиндрового «движка», V-образной «восьмёркой» (115-сильным мотором ЗМЗ-53), а также доработанными и усиленными мостами.
Интересный, полузабытый факт: облицовка и, соответственно, внешний вид ГАЗ-53 первых выпусков очень заметно отличались от привычного нам облика машины. К примеру, фары находились над указателями поворота. Однако до наших дней, к сожалению, не дожил ни один оригинальный ГАЗон того самого первого поколения. Зато он остался запечатлённым на киноплёнке в некоторых известных фильмах того времени, в частности «Весёлые хлопоты» (1964), «Иностранка» (1965), «Берегись автомобиля» (1966), «Три тополя на Плющихе» (1967).
ГАЗ-53Ф (1961—1967)
Кстати, с ГАЗ-53 уже привычного всем облика связан любопытный кино-курьёз. В знаменитом фильме «Место встречи изменить нельзя», в эпизоде, когда члены банды везут Володю Шарапова в хлебном фургоне ГАЗ-АА по ночной Москве, в некоторые кадры некстати затесался зелёный ГАЗ-53. (Действие фильма происходит в 1946-м году).
«ГАЗ-53А» (1965–1983)
Три основные, базовые модификации грузовика сходили с конвейера под следующими заводскими индексами:
- ГАЗ-53Ф (1961—1967) – бортовой грузовик и универсальное шасси с форсированным рядным 6-цилиндровым двигателем ГАЗ-51 мощностью 82 л.с.
- ГАЗ-53А (с июня 1965 года по 1983 год) – бортовой грузовик, самосвал и универсальное шасси с двигателем ЗМЗ-53 – V-образным 8-ми цилиндровым, мощностью в 115 л.с.
- ГАЗ-53-12 (с 1983 года по январь 1993 года) – бортовой грузовик, самосвал и универсальное шасси с восьмицилиндровым V-образным мотором ЗМЗ-53-11 мощностью в 120 л.с.
Соответственно мощности, различается и грузоподъёмность трёх поколений 53-го ГАЗона. ГАЗ-53Ф был заявлен 4-х тонником, хотя фактически он брал на борт лишь 3 тонны, а 4 т. было для него почти непосильным грузом. Реальным четырёхтонником стал ГАЗ-53А. Мощность мотора ГАЗ-53-12 уже позволяла ему свободно везти не только заявленные производителем 4,5 тонны, но и 5 тонн «с копейками».
ГАЗ-53-12 (1983-1993)
Кроме базовых, существуют сделанные на их основе десятки модификаций и версий ГАЗ-53, предназначенных для использования в специализированных целях. Среди них –
- Армейская модификация ГАЗ-53Н с дополнительным топливным баком на 105 л, предпусковым подогревателем и комплектом дополнительного оснащения.
- Получившие широкое распространение автобусы КАвЗ-685 и «Кубань» на базе ГАЗ-53. Они выпускались на шасси ГАЗ-53-40, оснащённом более мягкими рессорами и телескопическими амортизаторами, топливным баком от ГАЗ-66, изменёнными тормозной системой и электрооборудованием.
- ГАЗ-53-02 – самосвал.
- Специальное шасси, разработанное под самосвал ГАЗ-САЗ (САЗ-3503).
- ГАЗ-53-05 – седельный тягач (ширококго распространения не получил, т.к. любой из трёх двигателей 53-го ГАЗона был слабоват для подобных «упражнений»).
- ГАЗ-53-19 и ГАЗ-53-27 – разработанные в 1984-м году версии, работающие на сжиженном газе; с двигателями в 105 и 100 л.с. соответственно.
Грузовые автомобили ГАЗ-53 экспортировались практически во все страны социализма, а из капиталистических стран – в Финляндию и Бельгию.
Серьёзные сборочные производства этих грузовиков, из советских машинокомплектов, были организованы в Болгарии и на Кубе. Причём болгарское предприятие «Мадара» выпускало ГАЗ-53 на протяжении 1967-1991 годов, доведя в 80-х объём производства до 3000 автомашин в год. А уже с начала 70-х годов – оснащало их двигателями болгарского производства.
Экспортные версии грузовика выпускались с заводскими индексами ГАЗ-53-70 и ГАЗ-53-50 (специально для тропиков). Как уже было отмечено, количество специализированных версий на базе шасси ГАЗ-53 с трудом поддаётся исчислению. Это и передвижные ремонтные мастерские, и пожарные машины, и автокраны, и автолестницы, и мусоровозы, и краны-манипуляторы, и бензовозы-топливзаправщики, и т.д. и т.п.
Об истории легендарного грузовика и его особенностях
В отличие от всех ранее разработанных грузовиков Страны Советов, ГАЗ-53 с изначально создавался сугубо для нужд народного хозяйства. В случае войны его не планировалось мобилизовывать в войска и использовать для транспортировки орудий, перевозки боеприпасов, раненых и т.п. армейских нужд. В связи с этим, ГАЗ-53 с полным правом можно назвать первым отечественным грузовиком «НЕ двойного назначения».
Этим объясняются и «весёленькие» расцветки легендарного автомобиля. Если ранее все грузовики Советского Союза красили только в тёмно-зелёный защитный цвет, то 53-й с самого начала отличался весьма разнообразной цветовой гаммой: кабины его окрашивались в голубой, серый, синий, бежевый, красный, зелёный, жёлтый, оранжевый и некоторые другие цвета.
Прямым «родственником» и «предком» ГАЗ-53 был другой всесоюзный трудяга – грузовик ГАЗ-51. Разработку грузовой автомашины нового поколения возглавлял главный конструктор Горьковского автозавода Александр Дмитриевич Просвирнин (1914-2005). Он, кстати, в 1946-1947 гг. участвовал и в разработке ГАЗ-51, тогда ещё в роли рядового конструктора.
В течение лета/осени 1961 года опытную партию грузовиков ГАЗ-53Ф подвергли серьёзным испытаниям, основным из которых стал автопробег по маршруту Москва – Ташкент – Москва, общей протяженностью в десять тысяч километров. Грузовики в интенсивном режиме прогоняли по просёлочным дорогам и настоящим пустыням, степным пескам, заболоченным почвам и горным местностям. Кульминацией маршрута в Средней Азии стал перевал Шахристан, в Таджикистане, расположенный на высоте более 3,2 тысяч метров над уровнем моря.
Одновременно с этим 2 ГАЗ-53Ф нещадно эксплуатировались в Подмосковье, в условиях бездорожья сельской местности, а еще 4 гоняли по шоссе Москва – Горький туда и обратно, пока на их спидометре не была достигнута цифра 15 000 км., проверяя надёжность на магистральных линиях. В общей сложности, каждая из автомашин выполнила по 18 рейсов.
Кстати, добрых слов заслуживает также «родной брат», 53-го ГАЗона – ГАЗ-52. Тоже бестселлер, выпущенный тиражом более чем в 1 миллион единиц. Это практически его «близнец». Поскольку единственным достоверным различием между данными моделями является модель установленного двигателя: на 52-м – шетицилиндровый рядный, на 53-м – более мощный восьмицилиндровый V-образный.
Между прочим, по наблюдениям опытных водителей ГАЗонов, 52-й отличался несколько лучшей проходимостью в условиях сильного бездорожья или глубокого снега. Более мощный и оборотистый ГАЗ-53 скорее зарывался в грязь, снег или песок там, где 52-й потихоньку проезжал на своей тяге.
Внешне отличить ГАЗ-52 от ГАЗ-53 можно было и по колесным дискам: ГАЗ-52 и модификации имели диски меньшего размера, с 6-ю вентиляционными отверстиями и более узкой резиной. На ГАЗ-53 более широкие (и, соответственно, более «грузоподъемные») шины; колёсные диски большего диаметра, с тремя отверстиями, размещёнными под углом в 120 градусов. Тем не менее, колёсные диски на 52-м и 53-м ГАЗонах являются взаимозаменяемыми.
О технических характеристиках ГАЗ-53
Ознакомившись с фотографиями других автомобилей конца 50-х/начала 60-х годов, можно с полным правом утверждать, что для своего времени внешний вид кабины и её внутренний интерьер ГАЗ-53 выглядели очень прогрессивно.
Была выполнена цельная облицовка решётки радиатора, в которую были органично интегрированы фары и подфарники. Сиденья водителя и пассажира, по канонам тех лет, представляли собой единый «диван». Однако эргономика рабочего места была продумана лучше, чем в ГАЗ-51.
По своему классу ГАЗ-53 относится к семейству универсальных среднетоннажных грузовиков многоцелевого использования. Грузовик ГАЗ-53 имеет рамную конструкцию, привод колёс на задний мост.
Габаритные размеры
- Длина – 6,395 м; ширина – 2,380 м; высота (по кабине, без нагрузки) – 2,220 м
- База шасси – 3,700 м; колея передних колёс (по грунту) – 1,630 м; колея задних колёс – 1,690 м
- Дорожный просвет: 265 мм. При этом нижние точки, с полной нагрузкой составляют: 265 мм (картер ведущего заднего моста) и 347 мм (передняя ось).
- Размеры грузовой платформы: длина – 3,740 м; ширина – 2,170 м; высота бортов – 0,68 м.
- Радиус поворота по колее наружного переднего колеса – 8 м.
Эксплуатационные характеристики
- Колёсная формула: 4х2.
- Снаряжённая масса: 3,2 тонны.
- Грузоподъёмность: 4 тонны у ГАЗ-53Ф и ГАЗ-53А; 4,5 тонны – у ГАЗ-53-12.
- Размер шин: 8,25-20 дюймов.
- Максимально допустимый вес буксируемого прицепа: 4 тонны.
- Кабина ГАЗ-53 – металлическая, двухместная, двухдверная.
- Максимальная скорость с полной нагрузкой по горизонтальному шоссе: 90 км/ч.
- Ёмкость топливного бака: 90 л (в армейской модификации ГАЗ-53Н — 105 л).
- Расход топлива от 24-х литров бензина на 100 км.
Несколько слов о характеристиках версии ГАЗ-53-02 (самосвал). ГАЗон-самосвал производился с укороченной в задней части на 27 см рамой. Колёсная база при этом оставалась прежней. Был оборудован валом отбора мощности.
Платформа комплектовалась гидронасосом шестерёнчатого типа, который через систему управляющих клапанов обеспечивал работу трёхзвеньевого гидроцилиндра подъёма кузова. Ёмкость цельнометаллической кузовной платформы – 5 кубометров; подъём кузова и разгрузка предусмотрены как назад, так и вбок.
Двигатели ГАЗ-53
8-цилиндровые 4-х тактные бензиновые карбюраторные моторы ЗМЗ-53 и ЗМЗ-53-11 имеют V-образную компоновку цилиндров. Рабочий объём составляет 4 254 кубических сантиметра. Мощность, при 3200 об. в минуту, составляет: 115 (ЗМЗ-53) и 120 (ЗМЗ-511) лошадиных сил. Диаметр цилиндра – 92 мм; ход поршня – 80 мм. Среднее значение степени сжатия – 6,7. Максимальный крутящий момент при 2000-2500 об/мин составляет 29 кг/см. Цилиндры работают в следующем порядке: 1—5—4—2—6—3—7—8.
Блок цилиндров двигателя выполнен литьём из сплава «Ал-4», а после отливки загерметизирован термической обработкой и пропиткой синтетической смолой. Это классическая моноблочная конструкция V-образной формы с углом по осям цилиндров 90 градусов.
Полости блока и чугунные гильзы под поршни формируют рубашку водяного охлаждения двигателя. Предусмотрена возможность ремонтной замены гильз (5 групп с буквенными обозначениями). С торца блока резьбовыми шпильками закреплен картер механизма сцепления.
Поршни также разделяются на пять ремонтных групп по их диаметру (буквенной маркировкой), и на четыре группы по диаметру отверстий поршневых пальцев (цветовой маркировкой). Поршневая группа отлита из алюминиевого сплава «Ал-30». Поршень имеет классическую круглую форму с плоским днищем, по его диаметру прорезаны три канавки для маслосъёмных и компрессионных колец.
Головки блоков сделаны из сплава «Ал-4». Сёдла клапанов выполнены из чугуна, а направляющие втулки – из медно-графитовой керамики. Блок и головки цилиндров соединены резьбовыми шпильками через прокладки из асбо-картона, армированного сталью. Коленчатый вал отливается из чугуна, на нём формируются шейки шатунов, опоры и противовесы.
Коленвал прошёл через ряд обязательных динамических и статических балансировок. Осевое перемещение коленчатого вала исключают две шайбы, установленные по обе стороны от опоры первой шейки. Герметизируется в блоке с помощью масло-сгонных канавок, сальников и асбестовой набивки.
Механизм газораспределения, с верхней установкой клапанов, обеспечивает впуск в цилиндры топливо-воздушной рабочей смеси и выпуск отработанных газов.
Данное устройство состоит из: распределительных валов и шестерён, толкателей, коромысел, штанг, клапанов, направляющих втулок и пружин. Распределительный вал выкован из стали. Имеет 5 шеек опоры, кулачки, шестерёнчатый привод маслонасоса и распределителя зажигания.
Устройством для приготовления бензо-воздушной смеси является карбюратор марки К-126. Система зажигания – контактная. Свечи зажигания – А11-У.
Система смазки подаёт масло к контактирующим деталям мотора как под давлением, так и самотёком. Маслонасос – шестерёнчатый, с приводом от распределительного вала, масляный фильтр – полно-поточный, обслуживаемый.
Фильтр подготовки воздуха также обслуживаемый, инерционный, с оседанием загрязняющих частиц в масляной ванне. Система охлаждения – с водяной помпой, закрытого типа, жидкостная. Она состоит из водяной рубашки блока цилиндров, радиатора, помпы, термостата, жалюзи, вентилятора, его кожуха, пробки радиатора и соединительных шлангов. Ёмкость – 22 литра.
Двигатель третьей модификации 53-го ГАЗона – ЗМЗ-53-11 отличается от своего предшественника новыми головками цилиндров с повышенными параметрами сжатия; секционным маслонасосом, полно-поточным фильтрующим устройством, переведённой на закрытую схему вентиляцией картера.
Коробка передач, трансмиссия, тормозная система, ходовая часть, рулевое управление
Коробка передач состоит из четырёх передних «скоростей» и одной задней. По своей конструкции КПП ГАЗ-53 является трёх-ходовой, с синхронизаторами на третьей и четвёртой передачах. Сцепление однодисковое, сухое.
Карданная передача – открытого типа, имеет карданы с игольчатыми подшипниками. Главная передача ведущих мостов – коническая, гипоидного типа, с передаточным числом 6,83. Дифференциал – шестерёнчатый, кулачковый, конический, повышенного трения. Поворотные цапфы – фланцевые, со ШРУС.
Рессоры – 4 шт., продольные полуэллиптические, концы заделаны в резиновые опоры. Задняя подвеска имеет дополнительные рессоры. Амортизаторы – гидравлические, телескопические, двухстороннего действия.
Ножные тормоза – колодочные, на 4 колеса. Привод тормозов – ножной, гидравлический, с гидро-вакуумным усилителем. Ручной тормоз – центральный, барабанного типа, установлен на ведомом валу коробки передач. Тип рулевого механизма ГАЗ-53 – это глобоидальный червяк с 3х-гребневым роликом.
Электрооборудование ГАЗ-53
В грузовике ГАЗ-53 используется однопроводная система проводки с соединением минусовой клеммы с массой. Напряжение в сети составляет 6 Вольт. Марка «родной» аккумуляторной батареи 6-СТ-68-ЭМ.
Марка генератора, мощностью 350 Вт – Г130-Г; реле-регулятора – РР130. В систему электрооборудования грузовика ГАЗ-53 также входят катушка зажигания Б13, с дополнительным сопротивлением; прерыватель-распределитель Р13-В; одноцилиндровый компрессор с воздушным охлаждением; электростартер СТ130-Б с дистанционным включением.
Кабина ГАЗ-53
«Комфортабельная 2х-местная кабина закрытого типа, удобное расположение органов управления и приборов, хорошая обзорность, надёжные тормоза, наличие мощного света обеспечивают лёгкость управления автомобилем и безопасность движения на высоких скоростях в любое время суток», — так описывал ГАЗ-53 информационный альбом «ВнешТоргИздата» в 1968-м году.
Что ж, как, говорится, с чем сравнивать. С позиций нашего времени в кабине ГАЗ-53 – более чем аскетичная и спартанская.
Однако, по сравнению с тем же ГАЗ-51, в котором отсутствовали синхронизаторы в коробке передач, перед включением сцепление надо было выжимать 2–3 раза, а кабина была тесной и плохо отапливаемой, 53-й был просто вершиной комфорта!
На двухместном общем сиденье-диване, обтянутом искусственной кожей, при желании легко могли поместиться и три человека. Единственный момент: тот, кому доставалось место в середине, мог немного мешать водителю, задевая рычаг переключения передач ногами. Широкий простор в кабине был и для «творчества» любителей тюнинга: водители советской эпохи украшали свои кабины ГАЗ-53, кто как мог.
Были и умельцы, мастерившие самодельные утепление и шумоизоляцию кабины: набивали её пенопластом, обшивали войлоком, добиваясь поразительной тишины и комфорта на своём рабочем месте.
Отзывы водителей и владельцев ГАЗ-53
Кстати, что говорят люди, которым довелось работать на основном среднетоннажном грузовике союзных республик и стран социализма? Какие достоинства и недостатки они выделят в этой машине?
Из плюсов на первом месте – простота в конструкции и непосредственной эксплуатации машины. На втором – удивительная ремонтопригодность. Для устранения любой мелкой или крупной поломки не требуется наличия каких-то специальных приспособлений, оборудования и инструментов; не нужно быть квалифицированным специалистом. Чтобы полностью перебрать двигатель и КПП, достаточно будет пары дней.
Другой несомненный плюс – стойкость машины при её «убойной» эксплуатации в экстремальных условиях. Чрезвычайно крепкая ходовая часть: всё вокруг может «сгнить» и рассыпаться от старости, а ГАЗоновские ступицы и мосты останутся.
«Задний мост – деталь, которая вообще никогда не подвергалась ремонту, и масла там никто и никогда не менял с 1984-го года, – делится впечатлениями владелец ГАЗ-53, который и по сей день использует его (уже переведённого на газ) в своём хозяйстве, – коррозии практически нет, всё целое».
Действительно, о качестве металла ГАЗонов, выпущенных в 80-х годах, можно говорить только в превосходной степени. На грузовиках следующего поколения металл был уже намного хуже, гораздо более подверженный воздействию коррозии и менее долговечный.
Вообще, средний срок активной эксплуатации грузовика мог быть различным – в зависимости от условий, в которых ему приходилось работать и общего пробега. В колхозах, где «служила», возможно, самая значительная часть 53-х, грузовик работал до своего списания в среднем 12 лет.
Возможности двигателя ГАЗ-53 были весьма ограниченными, и больше положенных по паспорту 4-4,5 тонн он действительно не мог нормально везти. Хотя перегружать его, естественно, пытались часто, везде и повсеместно.
Например, с наращенными бортами грузили зерно с комбайна до семи тонн за раз (вместо четырёх с половиной). Но мощности мотора с великим трудом хватало для того, чтобы справиться с высокой нагрузкой. Гружёный «по полной» или «с припуском» ГАЗон тянет очень плохо, даже в не очень крутую горку нужно «карабкаться» на первой передаче, также мотор начинает перегреваться.
В условиях нещадной эксплуатации двигатели ГАЗ-53 работали всего по 100-150 тысяч километров до первого капитального ремонта; там, где условия были более благоприятные – и по 400 тысяч. Капремонт мотора можно было делать не менее трёх раз.
Слабое место в конструкции ГАЗона – диск сцепления, шлицов хватает всего на один сезон интенсивной работы. Опорный подшипник в коленчатом вале также больше сезона не всегда выдерживал; отмечают и проблемы с выжимным подшипником.
Рулевое управление – механическое, тугое, иногда «бьющее по рукам». Но ни о каких усилителях в те времена ещё и речи не было. Другой минус – большой расход топлива – в советскую эпоху также был несущественным.
Сейчас это уже трудно представить, но тогда бензин стоил дешевле минералки: в 70-х годах 6-8 копеек за литр; в 80-х уже дороже, однако и тогда абсолютный максимум стоимости бензина составлял 30 копеек за литр. Поэтому ГАЗ-53, переведённые с бензина на газ стали уже «детищем перестройки».
Цены на ГАЗ-53
Несмотря на то, что грузовики ГАЗ-53 не производятся уже четверть века, на дорогах СНГ и на вторичном рынке и теперь можно встретить немало этих автомашин.
Цена, в зависимости от состояния автомобиля, варьируется от совершенно «копеечных» 30 тысяч до 150 тысяч, за грузовик на ходу, в рабочем состоянии. Никаких проблем с запчастями для ГАЗ-53 нет: они также в избытке имеются на вторичном рынке.